история бренда + модельный ряд
СССР давно распался, многие заводы модернизировали или полностью заменили производственные линии, выпускавшие бытовую технику. Но некоторые инженерные проекты до сих пор удивляют своей надежностью, несмотря на неидеальные условия эксплуатации.
Одним из таких примеров является холодильник ЗиЛ – воистину «неубиваемая» техника, которую и сейчас можно встретить на кухнях наших квартир или дач. В чем же секрет такого долголетия? Попробуем разобраться.
Содержание статьи:
История производства холодильников ЗиЛ
Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.
Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.
Впервые знаменитые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года, но так как их «родной» автомобилестроительный завод был назван в честь Сталина, то и логотип приборов складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а уже с 1956 года, когда предприятие переименовали в «Завод имени Лихачева», его продукция стала брендом ЗиЛ
Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку.
Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.
На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн. «ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители.
С ними отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.
Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.
Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия остались только несколько зданий, которые были реконструированы и превращены в автоцентр с шоу-румами
В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.
Причины популярности ЗиЛов
Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.
Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.
Преимущества холодильников «ЗиЛ»:
- стильный (на то время) внешний вид;
- качественная сборка;
- толстостенный крепкий корпус;
- прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки;
- лояльность к перепадам напряжения в сети;
- легкая разборка и высокая ремонтопригодность.
Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса.
А вот на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами.
Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности.
Не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.
Конструкционные особенности различных моделей
На заводе имени Лихачева было создано несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела свои неоспоримые на то время достоинства.
Конечно, не обошлось и без недостатков, но по сроку эксплуатации советские холодильники оставляют далеко позади современные приборы, а многие из них верно служат своим владельцам до сих пор. Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов.
№1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2
Флагман предприятия собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода им. Лихачева имела небольшую морозильную камеру с объемом 8 л, испаритель из нержавейки и надежный стальной конденсатор.
Корпус с округлыми углами и обтекаемыми формами был выполнен из сварной стали толщиной 8 мм и защищен от коррозии слоем силикатной эмали. Характерная «изюминка» модели – массивная ручка, которая могла использоваться как замок.
Объем первого холодильника ДХ-2 составлял 165 л, но при этом имел довольно компактные размеры: его высота была 133 см при ширине 67 см
Но «первый блин» завода имел и внушительные недостатки:
- В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6 °C прибор в жарком климате не вытягивал).
- При производстве использовалось огромное количество металла.
- Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
- На то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на модели в 85 л был намного выше).
Но со временем, когда народ оценил преимущества хранения продуктов в холодильнике вместо авоськи за окном, этот недостаток не только превратился в достоинство, но и послужил толчком для разработки более вместительных приборов.
Таких холодильников было выпущено немного – около 50 тысяч в год. А сегодня эта модель приравнивается к раритетной технике.
Известен случай, когда в Казахстане удалось продать агрегат почти за 1 млн. тенге, но это, скорее, счастливая случайность, чем адекватная цена прибора.
№2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240
Вторая модель завода им. Лихачева выпускалась в 1960-1969 гг., причем объемы производства значительно возросли благодаря уже высокому спросу и самой лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей.
Холодильники этой линейки имели общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения увеличилось до 29 л.
Ежегодно на предприятии выпускалось около 120 тыс. «ЗиЛов» КХ-240, и именно эта модель стала первым советским холодильником, отправленным на экспорт в другие страны
Помимо увеличения полезного объема, у модернизированного «ЗиЛа» были предусмотрены 4 дюралюминиевые полки под посуду различных габаритов, освещаемые и вскрытые лаком.
Также появились лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» под бутылки. В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.
Температура в морозильной камере холодильника поддерживалась за счет работы терморегулятора с возможностью ручной регулировки степени охлаждения
Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили срок хранения провизии за счет установленной для НТО температуры в -10 градусов.
Дверной проем был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.
Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.
№3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**
В третьей модели «ЗиЛа» существенно изменился внешний вид агрегата. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, дизайн прибора не позволяет компактно разместить его на малогабаритных советских кухнях.
Поэтому форма корпуса приобрела вид прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.
Маркировка с двумя звездочками означала, что в новых моделях холодильниках ЗиЛ-62 морозильная камера способна поддерживать температуру на уровне -12 градусов
При этом объем прибора остался прежним – 240 литров, зато новые модели можно было установить в одном блоке с кухонным гарнитуром, и использовать верхнюю поверхность как полку (с предыдущих покатых форм предметы постоянно падали).
Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса приведена к стандарту – 60 см.
Недостатки «ЗиЛ-62»:
- Устаревшая модель , знаменитая громким «звуковым сопровождением» при работе.
- Низкое качество теплоизоляции, которая не позволяла значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводила к появлению снежной «шубы» на морозильной камере.
- Полки, которые затрудняли хранить продукты в нестандартных емкостях.
- Новый «травмоопасный» дизайн ручки с острыми краями.
Кроме того, разработчикам так и не удалось устранить основные производственные проблемы предыдущих версий – большой расход металла и трудоемкость изготовления.
№4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»
С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с системой автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом, спрос на «ЗиЛы» резко упал.
Поэтому конструкторскому бюро завода им. Лихачева было поручено создать проект трехкамерного холодильника, который мог бы конкурировать не только с отечественными, а и зарубежными приборами.
Один из опытных образцов трехкамерного «ЗИЛа-65» с системой электроуправления и рабочим объемом 600 л, который так и не вошел в серийное производство
Дизайн новых приборов разрабатывался вместе с профильными институтами, а для замены устаревшего компрессора была приобретена лицензия у американского бренда Tecumsen.
Но, как оказалось, промышленные мощности завода не были готовы к воплощению перспективного проекта в жизнь – он «заглох», как только выяснилось, что потребуется постройка нового цеха и закупка производственной линии за дефицитную тогда валюту.
Поэтому на основе новых разработок была выпущена модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 г.
И хотя прибор задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличные показатели рентабельности «затянули» его производство на 12 лет.
Руководство устраивали высокие объемы продаж, поэтому перспективные разработки были отложены в сторону.
В холодильниках «ЗиЛ-63» была впервые применена технология «подвесной ручки», которая могла быть установлена для лево- или правостороннего открытия
В «Зил-63» был установлен компрессионный холодильный агрегат, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой крепились на пружинной подвеске и прятались под общим кожухом.
Достоинства новой линейки:
- улучшенная теплоизоляция;
- уменьшение шумности – машинный отсек прибора стал закрываться звукопоглощающим щитом;
- полки из металлических прутьев, комфортно регулируемые по высоте с шагом 3 см;
- увеличение полезного объема на 20 л;
- возможность «перевешивать» дверцы в удобную сторону;
- облегченная съемная ручка удобной длины.
Кроме этого, прибор был дополнен многочисленными элементами комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделениями для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открытия двери до 105 градусов.
А также регулируемыми роликами для транспортировки, формой для приготовления льда, контейнером со стеклянной крышкой для сохранения свежих овощей и фруктов.
К недостаткам можно было причислить оставшуюся ручной разморозку, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который по прежнему изготавливался на самом заводе.
Но упорное использования отсталых технологий и прекращение непрерывного совершенствования своего продукта отобрали «пальму первенства» у холодильников «ЗиЛ».
С современными двухдверными холодильниками можно познакомиться в
№5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»
С 1988 г в продажу поступили модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30, которые выпускались до 2001 года.
Эти холодильники проявили себя как долгожители. Более того, даже сейчас на дачах у некоторых рачительных хозяев можно встретить такого «старичка» в рабочем состоянии
В этих холодильниках уже появилось автоматическая функция оттаивания, улучшенная ППУ-изоляция и возможность снижения температуры заморозки до -18 градусов.
Объем НТО был увеличен до 30 дм3, в нем появилась разделительная пластмассовая полка для рационального размещения продуктов.
Инновационная система охлаждения и авторазморозки с выводом талой воды из камеры в холодильниках «ЗиЛ-64» – аналог современной «NoFrost»
Но конкурировать с иностранными производителями эти приборы долго не смогли, поэтому их производство было остановлено.
Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя.
Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого, правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой.
Выводы и полезное видео по теме
Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.
История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:
Замена термостата у «ЗиЛ-64»:
Как из старого прибора сделать стильный раритет – реставрация корпуса «ЗиЛа»:
Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.
Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.
Остались вопросы по теме статьи? Или можете дополнить наш материал интересными сведениями? Пожалуйста, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом – блок для связи расположен ниже.
Неисправности холодильников ЗиЛ | Диагностика и ремонт
Неисправности холодильников ЗиЛ несколько отличаются от современных моделей. Сейчас они уже не выпускаются. Традиционно это были однокамерные холодильники со встроенными маленькими морозильниками, расположенными наверху. В качестве исключения можно назвать трехкамерные модели, но они производились в очень ограниченном количестве и, как правило, для особо важных людей. Поэтому чаще нам приходится исправлять неисправности холодильника ЗиЛ стандартной конструкции.
Наиболее частые поломки
Мастер, работающий только с холодильниками нового поколения, может растеряться при диагностике этой техники. Неисправности холодильников ЗиЛ и метод устранения хорошо известны только опытным специалистам. К частым поломкам раритетной советской техники относится.
Коррозия канала испарителя
У первых моделей холодильников испарители изготавливались из нержавеющей стали, за счет чего были исключительно надежными – многие из них работают до сих пор и не требуют ремонта. Но поскольку эти испарители получались дорогими, были сложны в производстве, с появлением конкуренции на рынке они были заменены алюминиевыми аналогами.
Самыми неудачными считаются модели последнего выпуска после 1986 года. Сквозная коррозия испарителя в них появлялась в течение десяти лет, что, естественно, сопровождалось утечкой фреона. Частично это связано с особенностями конструкции короба, в котором они размещены. Между коробом и каналами постепенно образовывалась агрессивная среда, разъедающая металл. Причем очагов коррозии может быть очень много, поэтому единственное решение – менять испаритель полностью, а иногда и в комплекте со змеевиком. Поэтому при недостаточном охлаждении, мастера в первую очередь предполагают коррозию канала испарителя.
Неисправность терморегулятора
В механических холодильниках тип термостата зависел от порога температуры срабатывания. В первых холодильниках температура в морозильной камере была не ниже -6С. В более поздних моделях она достигала -12С и -18С. В каждом случае использовались разные термостаты. В ранних холодильниках они крепились к испарителю, были исключительно надежными – без проблем работали по 20-30 лет.
Затем ввели новшество – аналог современного плачущего испарителя, оттаивающего каждый цикл. Из-за этого сильфон термостата попеременно находится то в замороженном, то в оттаявшем состоянии. Из-за этой особенности конструкции, кончик сильфонной трубки быстро подвергается разрушению, и термостат ломается, приводя к обрыву цепи питания двигателя холодильника. Если холодильник не включается, то дело, вероятнее всего, именно в термостате.
Механические повреждения трубопроводов
Моторы на этих холодильниках при включении имели некоторую амплитуду. Неправильная регулировка подвески приводит к трению трубопроводов о холодильник, что не только доставляет неудобство пользователю, но и приводит к перетиранию медных трубопроводов. Также постоянное колебание компрессора приводило к трещинам в трубках.
В результате происходит утечка фреона. Течь устраняют, при необходимости меняют участок трубы, после чего снова заправляют хладагентом. В более поздних холодильниках стали использовать компрессоры с внутренней подвеской и частота поломок уменьшилась. При механическом повреждении, утечке компрессор работает безостановочно.
Выход из строя пускозащитного реле
Пускозащитные реле в этих холодильниках неприхотливы, включают компрессор даже при низком напряжении ниже 180 Вольт. Но, несмотря на высокое качество деталей, постепенно разрушается их сердечник и происходит залипание. Деталь можно только заменить.
Признак поломки реле – холодильник запускается, начинает работать и отключается. Не исключена и поломка компрессора, но у этих холодильников они исключительно надежны и без проблем работают до сих пор.
Если у вас сломался холодильник ЗиЛ, и вы не знаете, куда обратиться для проведения ремонта, позвоните специалистам «Мастерской Гнома». Они прекрасно знакомы с устройством и проблемами этого холодильника. Все работы будут проведены качественно и в короткие сроки.
Ремонт холодильника Зил-63
Ремонт холодильника ЗиЛ-63.
Холодильник ЗиЛ-63 КШ 260 – однокамерный холодильник с одним компрессором. Морозильная камера расположена в верхней части шкафа. Обе камеры охлаждаются одним испарителем. Под испарителем расположен поддон для оттайки, с окошком в задней части. В зависимости от положения ручки заслонки поддона, изменяется количество холода, поступающего в холодильную камеру. Слева в шкафу расположен терморегулятор, отключающий компрессор по температуре испарителя. Холодильник требует разморозки и профилактических работ, связанных с ней, в среднем один раз в 3-6 недель. Это зависит от температуры помещения, в котором работает холодильник, влажности воздуха и количества открытий двери. Средняя температура в морозилке составляет -12°С.
Заявка на холодильник ЗиЛ-63, 86-го года выпуска, поступила с жалобой на постоянную работу компрессора (мотор не отключается).
При проведении диагностики неисправности, электронным термометром была измерена температура в морозильной камере. На момент проверки она составляла -4°С. При такой температуре термостат и не должен размыкать контакты, давая сигнал компрессору отключиться. Испаритель обмерзал только в верхней части. Это говорило о недостаточном количестве хладагента в системе.
При внешнем осмотре, было обнаружено несколько очагов коррозии канала испарителя. Также на стенках испарителя присутствовали следы от колющих предметов, которые использовали для ускорения процесса разморозки. С помощью течеискателя было обнаружено место утечки, которое можно было устранить, но в связи с состоянием испарителя, было принято решение о его замене на новый.
В данном холодильнике, холодильный агрегат съёмный, и при необходимости полностью вынимается из шкафа. При наличии просторного помещения для ремонта и для удобства замены испарителя его лучше демонтировать полностью. Для этого необходимо:
- снять дверь холодильника, ослабив болт крепления
- снять дверцу морозильной камеры, открутив три самореза и освободив торсионную пружину
- снять верхнюю, правую и нижнюю декоративные накладки
- открутить саморезы, крепящие скобой всасывающий трубопровод в верхней части и снять его планку в нижней части
- открутив пластмассовые крепления испарителя в его передней части, вынуть испаритель из шкафа
- открутить саморезы, крепящие конденсатор и сетевой шнур (предварительно сняв противошумный щиток, если он есть)
- ослабить болты крепления рамы компрессора
- снять с компрессора пускозащитное реле
- освободив всасывающий трубопровод из скобы под шкафом, полностью демонтировать агрегат
После демонтажа агрегата, был вскрыт заправочный патрубок. В системе, как и предполагалось осталось совсем небольшое количество фреона.
Замена испарителя холодильника ЗиЛ.
С помощью высокотемпературной горелки были выпаяны капиллярный и всасывающий трубопроводы. Была демонтирована крышка испарителя, которая крепилась с помощью заклёпок. С помощью винтов с шайбами, она была соединена с новым испарителем. Зачистив места паек, был произведен монтаж трубок к новому испарителю и запаяны места соединений. Данную операцию желательно производить горелкой с кислородом, так как медные патрубки испарителя достаточно короткие и при перегреве могут отвалиться от медно-алюминиевого стыка.
При ремонте холодильного агрегата, в обязательном порядке меняется фильтр, который также является осушителем системы от влаги. Для проведения вакуумирования и заправки в соответствующий патрубок компрессора был впаян клапан Шредера. Смонтировав и спаяв все необходимые элементы, в систему, для проверки было заправлено небольшое количество фреона R-12.
После проверки мест паек на наличие утечек, система была подключена к насосу, для ее вакуумирования. После создания вакуума, холодильный агрегат был заправлен необходимой дозой хладагента и включен в сеть, для проверки работы и охлаждения.
В дальнейшем были проведены работы по обратному монтажу испарителя и холодильного агрегата в шкаф холодильника. После этого были установлены на место декоративные накладки, дверца испарителя и основная дверь холодильника.
Производя ремонт холодильника ЗиЛ-63, был заменен испаритель и произведена перезарядка системы холодильного агрегата. На момент проверки других дефектов обнаружено не было.
К обзорам ремонтов. >>>
Холодильники ЗИЛ: humus — LiveJournal
КХ-2 1963ЗИЛ-400П 1975
Перспективная модель холодильника МКШ-400 1977
Перспективная модель холодильника МКШ-400 1977
Перспективная модель холодильника МКШ-400 1977
Перспективная модель холодильника МКШ-400 1977
Перспективный холодильник
Перспективный холодильник
Трехкамерный холодильник
КШ-260 1978
КШ-260 1978
КШ-260 1978
МКШ-400П и КШ-260 1983
МКШ-400П и КШ-260 1983
источник
Холодильник ЗИЛ-64. В зависимости от положения регулятора устанавливает примерно ОДИНАКОВУЮ
Холодильник ЗИЛ-64. В зависимости от положения регулятора устанавливает примерно ОДИНАКОВУЮ температуру в морозилке и холодильном шкафу выше нуля или ниже (до -4). Похоже на утечку хладоагента? Режим работы периодический, шум в норме. Плачущий испаритель обрастает инеем слева, оттаивать на стоянках не успевает (если температура вблизи нуля). Нашел в И-нете схему для ЗИЛ-64, в которой есть НАГРЕВАТЕЛЬ, включенный параллельно контактом реле-регулятора температуры, а где он физически? И что от него зависит?
Нагреватель испарителя холодильной камеры устанавливался на самых первых моделях холодильника ЗИЛ-64, был выполнен в виде рамки из алюминиевой трубки диаметром 4мм, и был закреплён прямо на трубопроводах испарителя холодильной камеры. Нагреватель начинал работать при отключении термостата, подогревал испаритель, что способствовало уменьшению времени оттайки испарителя холодильной камеры, и включению термостата. Впоследствии схема холодильного агрегата была изменена, и на большинстве холодильников ЗИЛ-64 ТЭН вообще не устанавливался. В холодильнике ЗИЛ-64 применена параллельная схема подачи хладагента в испарители. Основная часть хладагента подаётся в испаритель холодильной камеры, и только при обмерзании этого испарителя поступает в испаритель морозильной камеры. Одновременно с этим небольшая часть хладагента сразу подаётся в испаритель морозильной камеры. Поэтому при утечке хладагента морозильная камера может как-то работать, а испаритель холодильной камеры будет обмерзать не полностью. Если в вашем холодильнике испаритель холодильной камеры не покрывается инеем полностью, то либо он не успевает замёрзнуть полностью, т.к. компрессор отключается раньше времени (термостатом, или защитой мотор-компрессора), либо произошла утечка хладагента. Хотя неполное обмерзание испарителя холодильной камеры не обязательно связано с утечкой хладагента, причина может заключаться в частичном засоре системы холодильного агрегата. Проверьте, нет ли следов машинного масла в поддоне-решётке по испарителем холодильной камеры, либо на трубопроводах у мотор-компрессора. Наличие масла свидетельствует об утечке хладагента, соответственно если масло будет в поддоне под испарителем, или в поддоне под холодильником, то утечка произошла в испарителе, если на мотор-компрессоре, или трубопроводах, подходящих к нему, то утечка в трубопроводах.
Ремонт холодильников Зил
Неисправности холодильников ЗиЛ.
Холодильники этой марки, традиционно были однокамерные, с верхним расположением относительно небольшой морозилки. Исключение составляли лишь производимые в ручную, в очень небольших количествах, как правило в виде подарка для особо важных людей, трехкамерные холодильники ЗиЛ-65, ремонт которых производился только высококвалифицированными специалистами. Конструкции были с одним мотором и с верхним расположением испарителя.
Наиболее частые поломки, возникающие при эксплуатации:
- Коррозия канала испарителя
Первые испарители у этого производителя были из нержавеющей стали. Такие испарители были самыми надёжными. Им была не страшна практически никакая агрессивная среда, да и механическими повреждениями испортить такую морозильную камеру было весьма непросто. Но такие испарители производили в начале далёких 50-х годов прошлого века. Тогда завод по производству холодильников ЗиЛ (в те годы ещё ЗиС) только начал выпуск данной техники для домашнего использования. Эти испарители, были весьма сложны и недешевы в производстве и уже через несколько лет, было принято решение и налажено производство испарителей из алюминия. Первые испарители на холодильниках моделей ЗиС-ДХ и ЗиЛ-КХ были очень качественными. Многим из них удалось проработать без сквозных коррозий по 20-30 и более лет. В холодильниках моделей ЗиЛ-62 и ЗиЛ-63 они были уже менее надёжны и как правило фреон по причине коррозии покидал систему холодильного агрегата уже в течение 10-20 лет, тем самым требуя ремонт холодильников ЗиЛ. Самая последняя (и с точки зрения мастеров наименее удавшаяся) модель ЗиЛ-64, начавшаяся выпускаться в конце 1986 года, не выдерживала никакой критики, так как многие испарители были разъедены коррозией в срок до 10 лет. Отчасти это было связано с конструктивными особенностями короба, в котором они были размещены. Короб, был установлен для понижения температуры в морозильной камере до -18°С. Но между каналами и коробом стала образовываться агрессивная среда, разъедающая каналы. Достаточно часто очагов коррозии на этой модели было столько, что устранять их не имело смысла, и испаритель морозильной камеры менялся на новый, как один, так и в комплекте со змеевиком холодильной камеры (в зависимости от состояния).
- Неисправность терморегулятора
Термостаты на холодильники с механическим управлением устанавливаются в зависимости от порога температур срабатывания. Если прибор приходит в негодность требуется замена термостата холодильника. В первых моделях — ДХ, температура в морозильной камере обычно не опускалась ниже -6°С. Это было небольшое отделение, занимающее половину верхней части шкафа. В конструкциях КХ, 62 и 63, были установлены испарители на всю ширину шкафа. Они имели объём около 30 литров и температура внутри них достигала -12°С. В ЗиЛ-64, благодаря перемещению морозилки в изолированный от внешней среды короб для низкотемпературного отделения и дополнительный «плачущий» элемент для холодильной камеры, температура внутри морозильной камеры достигала -18°С и ниже. Терморегуляторы на различных моделях были тоже разными. На холодильниках до модели 64 датчики термостата были прикреплены к испарителю, который подвергался размораживанию в среднем один раз в месяц. Эти терморегуляторы были надёжны и служили верой и правдой без поломок, как и сами холодильники по 20-30 лет. На холодильниках ЗиЛ-64 был сконструирован плачущий испаритель, который оттаивает каждый цикл. В среднем это происходит один раз в час. Сильфон термостата расположен на его поверхности и вместе с ним постоянно находится то в замороженном состоянии, то в оттаявшем. В связи с этой конструктивной особенностью, запаянный кончик сильфонной трубки достаточно быстро разрушается, и терморегулятор приходит в негодность, обрывая цепь питания мотора холодильника.
- Механические повреждения трубопроводов
C самых ранних моделей на свои агрегаты завод имени Лихачева устанавливал компрессора на внешней подвеске. Они крепились на специальной раме транспортировочными болтами. Между ушком компрессора и ушком рамы устанавливалась вставка в виде двух резиновых прокладок и пружины между ними. При транспортировке болты было необходимо закреплять. Эту процедуру также производили и на заводе при отправке холодильников в торговую сеть. На месте эксплуатации проводился обратный процесс, включающий в себя ослабление болтов и при необходимости регулировку трубопроводов. При включении и выключении моторы на этих холодильниках имели некоторую амплитуду. При неправильном вводе в эксплуатацию, отсутствии необходимых регулировок, трубопроводы могли тереться о шкаф и даже стучать об него, доставляя неудобство потребителю. Спустя некоторое время, медные трубопроводы могли перетираться и нарушать герметичность холодильного агрегата. Система оставалась без фреона, и требовался ремонт холодильников ЗиЛ с заменой или устранением утечки в трубопроводе и перезарядкой агрегата фреоном. Также из-за постоянного колебания компрессора могли появляться трещины в трубках, при которых также был необходим капитально восстановительный ремонт холодильника ЗиЛ. Последние несколько лет устанавливались моторы с внутренней подвеской. В них данный дефект практически сошёл на нет (кроме поломок при транспортировке). Холодильник ЗиЛ не отключается — возможная причина микротрещина в трубопроводе.
- Выход из строя пускозащитного реле
Деталь, которая запускает «сердце» холодильника — компрессор. Компрессора, устанавливаемые до конца 90-х на этом заводе, были весьма неприхотливы к напряжению и могли работать даже при напряжении ниже 180 Вольт. Пусковое реле в этом случае запускало холодильник с большим трудом, и это можно было наблюдать по снижению яркости лампочек освещения. Несмотря на качественно производство этих реле, со временем их сердечник разрушался или залипал и оно приходило в негодность и подлежало замене. Если холодильник ЗиЛ начинает работать и отключается — возможная причина неисправность пускового или защитного реле, которое у этой марки объединено в единый блок. Также есть небольшая вероятность выхода из строя компрессора, но они у данного завода были очень надежны.
Ремонт холодильников ЗиЛ.
При возникновении проблем с эксплуатацией и малейших предположениях о неисправности, не стоит откладывать решение вопроса о неизбежности ремонта холодильника ЗиЛ. Лучше позвонить и проконсультировавшись с мастером выяснить, появилась ли потребность в ремонте холодильника ЗиЛ на дому.
Если появились отклонения в работе, и вы задумались о ремонте холодильника ЗиЛ в Москве, звоните! Мастер, пообщавшись с вами, выяснит, симптомы неисправностей и даст грамотную консультацию. А в случае необходимости приедет для проведения ремонта холодильника ЗиЛ.
Устранение неисправностей по моделям:
Ремонт холодильника ЗиЛ-63. >>>
Производство холодильников ЗиЛ.
Холодильники этой марки для советского человека были эталоном качества. Пользоваться таким холодильником считалось крайне престижным. Прийти и купить продукцию Завода имени Лихачева в магазине, было делом практически нереальным.
К сожалению, в конце 90-х легендарный завод начал постепенно приходить в упадок, и в начале XXI века прекратил своё существование. Несмотря на то, что парк холодильников, выпущенных под этой маркой, постепенно уменьшается, в пользовании у населения остаётся ещё достаточно большое количество холодильников ЗиЛ.
Хроники ЗИЛовского холодильника. Часть 2.: my_z_i_l — LiveJournal
1969 год стал первым годом выпуска нового холодильника модели «ЗИЛ-62» относившегося к типу КШ-240, то есть по общему объему он был аналогичен прошлой модели. Внешне же 62-ой отличался очень сильно – целиком поменялся дизайн. Если ДХ-2 и КХ-240 имели округлые формы, то ЗИЛ-62 стал совершенно прямоугольным. С таким внешним оформлением холодильники выпускались более 30-ти лет.Именно модель ЗИЛ-62 создала тот известный образ «зиловского холодильника» — большого белого параллелепипеда с хромированной ручкой, ценного приобретения, которое еще нужно было «добыть».
В начале 70-х годов, параллельно с производством однокамерных бытовых холодильников ЗИЛ-62 начались работы по созданию самого крупного по объему, трехкамерного холодильника марки ЗИЛ. Эта удивительная и малоизвестная модель получила название «ЗИЛ-65» КШТ-400, что говорило о четырехстах литрах объема, и не имела отечественных аналогов. В какой-то мере он мог бы стать холодильником высшего класса, аналогично легковым автомобилям, производимым в нескольких сотнях метрах от Цеха Домашних Холодильников (ЦДХ). Но по ряду причин, в серию трехкамерная модель не пошла. За 20 лет, с 1975 по 95 год, было собрано вручную порядка 700 ЗИЛ-65 и модернизированных, с увеличенным до 450 объемом, ЗИЛ-167.
Но все же основной задачей был выпуск холодильников массового спроса, и в 1976 году началось производство следующей модели – ЗИЛ-63. Ее габаритные размеры немного уменьшились, а общий объем возрос до 260 литров, Именно в ЗИЛ-63 появились ролики для транспортировки холодильника и возможность быстрой перевески двери. В остальном же 63-я не имела принципиальных отличий от предыдущей модели и должна была стать временным продуктом, промежуточным звеном на пути к холодильнику с серьезными конструктивными изменениями и потребительскими новшествами. Нет ничего более постоянного, чем временное, и хорошо отработанный, достаточно технологичный и надежный, ЗИЛ-63 пробыл в производстве 10 лет.
Убедительно прошу выразить нашу семейную благодарность рабочим, инженерно-техническому составу и дирекции ЗИЛа за добросовестное отношение к выпуску продукции.
Возможно тех, людей которые изготовили холодильники в феврале 1959 года, на заводе уже и нет, но все равно есть завод, который всегда будет примером образцового отношения к труду.
Мне с семьей по долгу воинской службы пришлось часто менять места жительства, а значит – перевозить вещи на машинах, багажом в поездах, речным транспортом. Но всегда на новом месте холодильник работал без капризов.
Остается только восхищаться людьми, создавшими такие добротные вещи.
В. Курамшин 1983 год, из писем в редакцию Московского Автозаводца.
Лишь в апреле 1987 ЦДХ начал выпускать холодильник с принципиальным конструктивными изменениями. В новом ЗИЛ-64 была внедрена система автоматического оттаивания, позволившая забыть о периодической разморозке холодильника с выключением и выниманием всех хранящихся в нем продуктов. Возросли объем и эффективность морозильной камеры.
К началу производства ЗИЛ-64 начал функционировать новый цех пластмасс, что позволило применением пластиковых деталей немного компенсировать возросшую массу агрегата. Внешне же 64 и 63 модели остались почти одинаковыми.
Так же в конце 80-х годов в заключительную фазу перешли работы по опытному двухкамерному холодильнику ЗИЛ-168 объемом в 350 литров
и выполненному с ним в едином корпусе двухкамерному морозильнику ЗИЛ-170. Были изготовлены и испытаны опытные образцы этих перспективных моделей, но развал СССР не дал возможности довести опытно – конструкторские работы до завершения.