Схема состава объекта. Адрес составной части. 4-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Научиться заполнять схему состава объекта, записывать адреса составных частей. Формировать регулятивные и коммуникативные умения, развивать логическое мышление.
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска (её основные инструменты), компьютеры.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности
Проверим готовность к уроку, порядок на рабочем месте. (Презентация. Слайд 1)
ПОСЛОВИЦА (Слайд 2)
2. Актуализация знаний
Беседа: (Слайд 3)
-Назовите тему четверти. ( объекты)
— Объясните, как вы понимаете, что такое «Объект»? (ответы детей)
— Правы ли мы были, прочтем со слайда? ( Слайд 4) ( объект — общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека)
-Раскроем понятие объекта более подробно. (Слайд 5)
1) Индивидуальная работа на компьютере.
— Предлагаю выполнить задание по составу объекта (Приложение 1)
2) Работа в паре.
— Остальные ребята проводят взаимопроверку и взаимооценку домашнего задания с образца
( Слайд 6)
— Кто получил от товарища «5», «4», «3»?
— Назовите общие признаки объектов? Отличительные?
— Теперь проверим индивидуальную работу на компьютерах. Составные части объекта должны быть следующими. (Слайд 7) (самопроверка с доски) Кто выполнил верно?
— Все ученики на листочке самооценки оцените свою работу на этом этапе (дети ставят + или -). (
Вывод: любой объект имеет свойства и состав.
Используется инструмент интерактивной доски – шторка. Слайд закрывается. (Презентация во время выполнения следующего задания не нужна, глаза детей «отдыхают» от экрана)
3. Постановка учебной задачи (через создание проблемной ситуации)
-Предлагаю вам выполнить работу в группе. Раскройте состав объектов:
- 1 группа: школа;
- 2 группа: этаж;
- 3 группа: кабинет
Проверка работы. К доске выходят представители от каждой группы и на доске выставляют схемы своего объекта, это карточки, на которых написаны слова. (Например: школа – этажи, стены, лестницы, и т. д. Этаж: пол, кабинеты, окна, и т. д. Кабинет: двери, доска, окна, парты…)
— Посмотрите на доску, состав какого объекта в целом мы описали? (это школа)
— В целом объект «школа» состоит из частей и каждая часть имеет свой состав.
4. Формулирование темы и цели урока
-Как можем назвать то, что у нас получилось? ( схема)
— Что представлено схемой? ( состав объекта «школа»)
-Попробуем сформулировать тему ( дети предлагают свои формулировки)
Открываю «шторку», на слайде написана тема. (Слайд 8)
— Чему вы сегодня хотели бы научиться, какую цель поставим на этот урок? ( фиксируются на доске в виде записи)
- Научиться составлять схему состава объекта.
- Научить определять место части объекта ( адрес составной части)
-Кто понял тему урока? Цель? ( дети проговаривают)
-Оценим на листке самооценки качество своей работы + или -.
Закрываю инструментом «шторка» слайд презентации.
5. Открытие нового знания
— Что нам поможет решить поставленные задачи? ( необходимо обратиться к учебнику, выполнять предложенные упражнения)
-Выполним упражнение №5 с. 33. Прочитаем задание. Что изображено? Какие составные части указаны? Рисунки помогут определить оставшиеся части объекта.
Ребята работают в паре.
-Проверьте правильность выполнения упражнения по слайду
( Слайд 9)
-Кто указал такие же составные части? У кого другие? Можно ли сказать, что это верно?
— Частью какого объекта является ядрышко? Скорлупа? Мякоть?
— Как определили? ( помогла схема)
— По схеме легко определить место – адрес составной части.
-Что напоминает вам эта схема? (ветвящийся алгоритм)
— Чему вы учились с помощью этого задания?
— Оцените качество своей работы (+ или-) на листочке самооценки.
6. Физминутка (Слайд 10 с музыкальным фрагментом, слайд имеет серый фон, давая таким образом возможность отдыха для глаз)
Проводят ученики.
7. Первичное закрепление
— Вспомним цель урока.
-Кто понял, как составить схему объекта? У кого были трудности?
— Лучше научиться составлять схему объекта поможет упражнение № 6 с.33. Рассмотрите, что изображено на слайде? ( Слайд 11)
— Сколько планет в Солнечной системе? Назовите самую маленькую планету? Большую? Какая планета ближе к Солнцу? Дальше от Солнца?
-Читаем задание к упражнению. Как выполнить задание?
Фронтальная работа по выполнению этого упражнения, используется инструмент интерактивной доски лупа или подсветка. Дети ведут запись по ходу выполнения. ( Слайды 12,13) ( Идея заключается в том, что учитель, перемещаясь по поверхности слайда, с помощью инструментов интерактивной доски выделяет именно тот фрагмент, который нужен для определения адреса объекта)
-Чему учились? Кто лучше стал разбираться в составлении схемы состава объекта?
-Выполним задание устно. Определите объект по его составу:
- корпуса, цех, станки, оборудование, производственные раздевалки…
(завод) ( Слайд 14)
- кубрики, отсеки, кают – компания, управляющий центр, реактор, радар, перископ…
(подводная лодка) ( Слайд 15)
На наших заводах «Северное машиностроительное предприятие» и «Звездочка» строятся большие подводные атомные лодки, которые защищают границы нашей Родины. У многих детей родители работают на этих важных объектах и выполняют значимую для всей страны работу.
Презентация закрывается «шторкой».
— Продолжим закреплять умение составлять схему объекта. Выполним №7 с. 34 в группах.
Проверка работы. (Слайд 16)
Представители каждой группы выходят к доске. «Шторка» открывается, ученики пишут свои ответы, используют инструмент интерактивной доски – перо.
1 группа пишет адрес Эльфа, 2 группа — адрес Хмурика, 3 группа — адрес Шишкоеда.
— Оцените свою работу + или – на листочке самооценки.
Запись домашнего задания в дневник. (Слайд 17)
8. Физминутка для глаз (музыкальный фрагмент)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
— Чему сегодня учились?
— Кто хотел бы попробовать самостоятельно составить схему объекта? Выполним индивидуальное задание на компьютере. В программе PowerPoint создать слайд с графической схемой объекта — КОМПЬЮТЕР. (Слайд 18)
Всем предложена папка с изображениями комплектующих компьютера, которые вы можете использовать в создании схемы. По желанию, для набора текста используйте объекты WordArt.
(Дети работают в течение 7 минут.)
-У кого получилось? Оцените себя на листке самооценки + или-.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Назовите тему урока. Цель урока? Достигли ли мы её? Обратитесь к своему листку самооценки. У кого 5 плюсов? Поставьте себе отметку 5. У кого 4 плюса? Поставьте отметку 4. Есть ли дети, кто поставил лишь 3 плюса? В каком моменте вы испытывали затруднение?
В завершение урока хотелось бы сказать: «Любой реальный объект бесконечно сложен».
— Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. (Слайд 20)
Урок информатики «Схема состава объекта»
Схема состава объекта
Цель:
Научиться заполнять схему состава объекта, записывать адреса составных частей.
Формировать регулятивные и коммуникативные умения, развивать логическое мышление.
Оборудование: компьютер.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности
Проверим готовность к уроку, порядок на рабочем месте. (Презентация. Слайд 1)
ПОСЛОВИЦА (Слайд 2)
2. Актуализация знаний
Проблемная ситуация: (Слайд 3)
— Помоги ребятам разместить предметы на рисунке в таблицу.
— Поясни свой выбор.
— На какие вопросы отвечают эти предметы?
— Опиши предметы.
— Какие особенности предметов ты можешь назвать?
Беседа: (слайд 4 )
— Тема четверти. ( объекты)
— Объясни, как ты понимаете, что такое «Объект»? (ответы детей)
— Правы ли мы были, прочтем со слайда?
-Раскроем понятие объекта более подробно.
— Назови общие признаки объектов? Отличительные?
— Как ты думаешь, каждый объект имеет Название? Имя? (слайд 5)
— Свойства объекта. Назови примеры. (слайд 6)
— Существенные и несущественные свойства объектов. (слайд 7)
-Общие и отличительные свойства объектов.
—Посмотри на описание любого объекта. (слайд 9)
Вывод: любой объект имеет свойства и состав.
3. Физкультминутка для глаз. (Слайд 10)
4. Постановка учебной задачи (через создание проблемной ситуации)
-Предлагаю тебе выполнить работу. Раскрой состав объектов: (слайд 11)
Состав: туловище, крылья, голова, хвосты, лапы, глаза.
Действия: летать, поворачивать головой, бегать, видеть, шевелить хвостами, охотиться.
Признаки: цвет крыльев, есть ли хохолок.
Имена двухвосток: Фрокки, Чокки, Якки.
5. Формулирование темы и цели урока
-Как можем назвать то, что у нас получилось? ( схема)
— Что представлено схемой? ( состав объекта «двухвосток»)
-Попробуем сформулировать тему ( дети предлагают свои формулировки)
(Слайд 12)
— Чему ты сегодня хотела бы научиться, какую цель поставим на этот урок
Научиться составлять схему состава объекта.
6. Открытие нового знания
— Что нам поможет решить поставленные задачи? ( необходимо обратиться к учебнику, выполнять предложенные упражнения)
-Выполним упражнение №5 с. 33. (Слайд 13) Прочитаем задание. Что изображено? Какие составные части указаны? Рисунки помогут определить оставшиеся части объекта.
— Частью какого объекта является ядрышко? Скорлупа? Мякоть?
— Как определили? ( помогла схема)
— По схеме легко определить место – адрес составной части.
-Что напоминает вам эта схема? (ветвящийся алгоритм)
— Чему вы учились с помощью этого задания?
7. Физминутка (Слайд 14) с музыкальным фрагментом)
8. Первичное закрепление
— Вспомним цель урока.
-Ты поняла, как составить схему объекта? Были ли трудности?
— Лучше научиться составлять схему объекта поможет упражнение № 8 с.35. Прочитаем задание в учебнике. Рассмотрите, что изображено на слайде? ( Слайд 15)
Фронтальная работа по выполнению этого упражнения. Ребенок ведет запись по ходу выполнения.
-Чему учились? Лучше стала разбираться в составлении схемы состава объекта?
-Выполним задание устно. Определите объект по его составу:
9. Закрепление пройденного на уроке. (Слайд 16, 17)
( объект — общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека)
— Чему сегодня учились?
— Хотела бы попробовать самостоятельно составить схему объекта?
10. Домашнее задание. (Слайд 18)
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Назовите тему урока. Цель урока? Достигли ли мы её? Выбери рожицу, которая отражает настроение от сегодняшнего урока.
В завершение урока хотелось бы сказать: «Любой реальный объект бесконечно сложен». (Слайд 19)
— Молодец! Ты хорошо поработала на уроке. (Слайд 20)
Презентация к уроку (информатика и икт) по теме: Схема состава объекта
Конспект урока на тему
Схема состава объекта. Адрес составной части.
Цель: Научиться заполнять схему состава объекта, записывать адреса составных частей. Формировать регулятивные и коммуникативные умения, развивать логическое мышление.
Оборудование: проектор, интерактивная доска (её основные инструменты), компьютеры.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности
Проверим готовность к уроку, порядок на рабочем месте. (Презентация. Слайд 1)
ПОСЛОВИЦА (Слайд 2)
2. Актуализация знаний
Беседа: (Слайд 3)
-Назовите тему раздела (объекты)
— Объясните, как вы понимаете, что такое «Объект»? (ответы детей)
— Правы ли мы были, прочтем со слайда? ( Слайд 4) (объект — общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека)
-Раскроем понятие объекта более подробно. (Слайд 5)
— Назовите общие признаки объектов? Отличительные?
— Все ученики на листочке самооценки оцените свою работу на этом этапе (дети ставят + или -). (Приложение 2)
Вывод: любой объект имеет свойства и состав.
Используется инструмент интерактивной доски – шторка. Слайд закрывается. (Презентация во время выполнения следующего задания не нужна, глаза детей «отдыхают» от экрана)
3. Постановка учебной задачи (через создание проблемной ситуации)
-Предлагаю вам выполнить работу в группе. Раскройте состав объектов:
- 1 группа: школа;
- 2 группа: этаж;
- 3 группа: кабинет
Проверка работы. К доске выходят представители от каждой группы и на доске выставляют схемы своего объекта, это карточки, на которых написаны слова. (Например: школа – этажи, стены, лестницы, и т. д. Этаж: пол, кабинеты, окна, и т. д. Кабинет: двери, доска, окна, парты…)
— Посмотрите на доску, состав какого объекта в целом мы описали? (это школа)
— В целом объект «школа» состоит из частей и каждая часть имеет свой состав.
4. Формулирование темы и цели урока
-Как можем назвать то, что у нас получилось? (схема)
— Что представлено схемой? (состав объекта «школа»)
-Попробуем сформулировать тему (дети предлагают свои формулировки)
Открываю «шторку», на слайде написана тема. (Слайд 6)
— Чему вы сегодня хотели бы научиться, какую цель поставим на этот урок? (фиксируются на доске в виде записи)
- Научиться составлять схему состава объекта.
- Научить определять место части объекта (адрес составной части)
-Кто понял тему урока? Цель? (дети проговаривают)
-Оценим на листке самооценки качество своей работы + или -.
Закрываю инструментом «шторка» слайд презентации.
5. Открытие нового знания
— Что нам поможет решить поставленные задачи? (необходимо обратиться к учебнику, выполнять предложенные упражнения)
-Выполним упражнение №5 с. 33. Прочитаем задание. Что изображено? Какие составные части указаны? Рисунки помогут определить оставшиеся части объекта.
Ребята работают в паре.
-Проверьте правильность выполнения упражнения по слайду (шторка открывается)
( Слайд 7)
-Кто указал такие же составные части? У кого другие? Можно ли сказать, что это верно?
— Частью какого объекта является ядрышко? Скорлупа? Мякоть?
— Как определили? (помогла схема)
— По схеме легко определить место – адрес составной части.
-Что напоминает вам эта схема? (ветвящийся алгоритм)
— Чему вы учились с помощью этого задания?
— Оцените качество своей работы (+ или-) на листочке самооценки.
6. Физминутка (Слайд 8 с музыкальным фрагментом, слайд имеет серый фон, давая таким образом возможность отдыха для глаз)
Проводят ученики.
7. Первичное закрепление
— Вспомним цель урока.
-Кто понял, как составить схему объекта? У кого были трудности?
— Лучше научиться составлять схему объекта поможет упражнение № 6 с.33. Рассмотрите, что изображено на слайде? ( Слайд 9)
— Сколько планет в Солнечной системе? Назовите самую маленькую планету? Большую? Какая планета ближе к Солнцу? Дальше от Солнца?
-Читаем задание к упражнению. Как выполнить задание?
Фронтальная работа по выполнению этого упражнения, используется инструмент интерактивной доски лупа или подсветка. Дети ведут запись по ходу выполнения. ( Слайды 10, 11) (Идея заключается в том, что учитель, перемещаясь по поверхности слайда, с помощью инструментов интерактивной доски выделяет именно тот фрагмент, который нужен для определения адреса объекта)
-Чему учились? Кто лучше стал разбираться в составлении схемы состава объекта?
-Выполним задание устно. Определите объект по его составу:
- корпуса, цех, станки, оборудование, производственные раздевалки…
(завод) ( Слайд 12)
- кубрики, отсеки, кают – компания, управляющий центр, реактор, радар, перископ…
(подводная лодка) ( Слайд 13)
Презентация закрывается «шторкой».
— Продолжим закреплять умение составлять схему объекта. Выполним №7 с. 34 в группах.
Проверка работы. (Слайд 14)
Представители каждой группы выходят к доске. «Шторка» открывается, ученики пишут свои ответы, используют инструмент интерактивной доски – перо.
1 группа пишет адрес Эльфа, 2 группа — адрес Хмурика, 3 группа — адрес Шишкоеда.
— Оцените свою работу + или – на листочке самооценки.
Запись домашнего задания в дневник. (Слайд 15)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
— Чему сегодня учились?
— Кто хотел бы попробовать самостоятельно составить схему объекта? Выполним индивидуальное задание на компьютере. В программе PowerPoint создать слайд с графической схемой объекта — КОМПЬЮТЕР. (Слайд 16)
Всем предложена папка с изображениями комплектующих компьютера, которые вы можете использовать в создании схемы. По желанию, для набора текста используйте объекты WordArt.
(Дети работают в течение 7 минут.)
-У кого получилось? Оцените себя на листке самооценки + или-.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Назовите тему урока. Цель урока? Достигли ли мы её? Обратитесь к своему листку самооценки. У кого 5 плюсов? Поставьте себе отметку 5. У кого 4 плюса? Поставьте отметку 4. Есть ли дети, кто поставил лишь 3 плюса? В каком моменте вы испытывали затруднение?
В завершение урока хотелось бы сказать: «Любой реальный объект бесконечно сложен». (Слайд 17)
— Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. (Слайд 18)
Конспект урока по информатике 4 класс. Тема урока»Схема состава объекта. Адрес составной части.»
Открытый урок информатики
4класс
Т Е М А: Схема состава объекта. Адрес составной части.
Ц Е Л И: — дать ученикам представление о ветвлении в построчной записи алгоритма;
-учить записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то»;
-учить выполнять алгоритмы с ветвлениями;
-закрепить представление о вложенности алгоритмов.
О Б О Р У Д О В А Н И Е: схемы слов, стрелки, зонтик, колесо, тетрадь,
магнитная доска, конверт, знаки, сундук, игрушки.
Х О Д У Р О К А
1. Орг. момент.
—Сегодня урок информатики мы с вами проведем по группам. В каждой группе есть «консультант».
-Я прошу консультантов представиться.
-Расскажите о функции консультанта и о работе в группах.
2. Проверка дом. задания
-Проверим домашнее задание. Я каждой группе даю по готовому образцу выполненного домашнего задания, вы в группе его проверяете, обсуждаете, исправляете. В каждой группе лежит два знака. Какие?
+ ! и ?
-Восклицательный знак вы поднимаете тогда, когда готовы отвечать, хотите дополнить что-то или исправить.
— А когда у вас возникли вопросы или сомнения вы поднимаете ? знак.
— После обсуждения, консультанты отчитаются о проверке домашнего задания в своей группе.
3. Постановка проблемы
-Ребята, вы знаете, что предмет информатики тесно связан… с чем?
+ с компьютером
— И вот нам на компьютер пришло сообщение ( изображение компьютера на доске с надписью).
-Давайте прочитаем.
+ В доме дверь, в двери — замок…
— И что стоит?
+ Многоточие.
-Вдумайтесь в это сообщение, ваши предложения? Как можно закончить это предложение?
4. Постановка цели
-Опираясь на это сообщение, какие учебные задачи вы бы поставили перед собой на урок?
5. Объяснение нового материала
— Я вам покажу картинку, скажите, что это?
+ Абрикос
— Из чего состоит абрикос?
— А чтобы наглядно показать, какие части входят в состав других предметов, используется схема состава предмета.
— А как вы понимаете значение слова «схема»? — Из чего состоит схема?
— Откройте учебники на странице 33 задание 5. — Составьте схему абрикоса, работайте сообща.
— Какая группа выполнит задание – сигнализируйте.
Представитель группы выйдет к магнитной доске и выполнит схему. Абрикос
мякоть косточка кожура
скорлупа
ядрышко
(А чтобы закрепить составление схем, каждой группе раздаю предметы: колесо, тетрадь, зонтик)
-Составьте схему состава этих предметов.
— Ребята, а что это за строчка написана ниже схемы «абрикос»?
— Прочитайте.
— Что скажите?
— Да, ребята, имея схему состава, можно записать адрес любой составной части предмета.
6. Закрепление нового материала
— Посмотрите задание 6 и на доску.
— Что изображено?
+ Солнечная система.
— Из чего состоит солнечная система?
+ Солнце – звезда и 9 планет.
— Каких? ( называют )
— Как называется наша планета?
+ Земля
— Можно ли сразу после названия планеты указать в адресе название улицы?
+ Нет.
— Почему?
— Скоро праздник «Новый год» и чтобы правильно оформить конверт с письмом Деду Морозу ( показ большого новогоднего конверта ), надо его правильно подписать. -Мы сейчас составим схему адреса нашей школы.
— У меня в разноброс написаны схемы, давайте расставим их по порядку.
Солнечная система
Планета Земля
Евразия
Россия
Волгоградская область
Город Жирновск
Улица Школа-интернат
Дом 3
— А теперь заполните схему у себя в тетрадках.
Задание 7.
— Чтобы немножко отдохнуть, сядьте удобно, закройте глазки, а я прочитаю вам сказку.
(читаю сказку с задания 7, под нежную лесную мелодию )
— А сейчас внимание, я вам еще раз прочитаю сказку, но уже ставлю перед вами учебную задачу: Надо запомнить и записать адреса всех героев сказки.
— Задание 7 выполняем самостоятельно в группах.
— А консультант, выберет человека, объяснившего адрес Эльфа и т. д.
7. Итог урока
— Ребята, что вы мне скажите об уроке?
— Чему мы учились?
— Что понравилось?
— Где пригодится?
8. Д./З.
с. 35 №8
9. Выставление отметок
— Ребята,мы с вами русский народ, много читает русские народные сказки. В сказках, несмотря на то, авторские они или фольклорные часто присутствует схема действий или предметов, хотя мы этого не замечаем. И отметку нашу за сегодняшний урок вы должны найти, используя отрывок из сказки. (сундук) — У меня есть сундук, в сундуке заяц …
-А кто попробует продолжить дальше?
+ В зайце утка, а в утке яйцо, а в яйце …
— Что там? (достают)
+ 5.
— Да, ребята вы все молодцы. Урок окончен. Спасибо.
Урок информатики в 3 классе. Тема: «Схема (дерево) состава»
Урок информатики в 3 классе. 1 год обучения.
Тема: Схема (дерево) состава.
Задачи:
Познакомить детей с понятием схемы (дерева) состава объектов;
Научить обобщать и классифицировать объекты по их составным частям и действиям;
Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственные представления, речь, интерес к предмету;
Воспитывать чувство взаимопомощи;
Формировать навыки самооценки и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, картинки с изображением зданий различного предназначения, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Состав и действия».
План урока.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
Разминка.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Домашнее задание.
Итог урока.
ХОД УРОКА.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
( 1; 5) (2; 3) (2; 4) (3; 5) (3; 3) – («Терпение и труд всё перетрут»)
— Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
— Я предлагаю взять эти слова девизом нашего урока и помнить о них, когда будут возникать трудности.
2. Разминка.
Логические задачи.
Имеются два сосуда вместимостью 3л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 4 л воды?
На одной чашке весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке – 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? (Сначала представить, что сняли с каждой чаши весов поровну: по три яблока и три груши. Затем сделать вывод.)
По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов. Насчитать я также смог, что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то индюки и жеребята. А теперь вопрос таков: сколько было индюков? Спросим также у ребят: сколько было жеребят?
Задачи – шутки.
Бюро прогнозов сообщило в 12 часов дня, что в Москве в ближайшую неделю сохраниться безоблачная погода. Можно ли утверждать, что через 36 часов в Москве будет светить солнце?
По дереву ползет гусеница. За день она поднимается на 6 м, а ночью опускается на 4 м. За сколько дней она доползет до вершины, если высота дерева 14 м?
Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по 3 кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?
3. Актуализация знаний.
а) Проверка домашнего задания.
— Дома вам нужно было составить группу (класс) объектов, обладающих общими признаками. Придумать задание для учащихся класса, связанное с выделением конкретного объекта этого класса и подобрать или нарисовать иллюстрации, изображающие подобранные вами объекты.
— Посмотрим, какие группы у вас получились. (Дети по одному (или группой, в зависимости от того, как готовились к уроку) выходят к доске, представляют свои варианты заданий. Иллюстрации до урока вывешиваются на доску)
б) Работа с карточкой № 1. (Иллюстрация и таблицы могут быть представлены на доске)
— Опишите состав, действия и отличительные признаки рубашек трех зайчат: Бегуна, Прыгуна, Грызуна.
СОСТАВ
Что у любой есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что с любой можно делать?
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЗНАКИ
Рубашка Бегуна
Рубашка Прыгуна
Рубашка Грызуна
— Какие общие признаки имеют все три рубашки?
— Чем они отличаются? Какие отличительные признаки рубашек мы запишем в таблицу? (Длина рукава, количество пуговиц, количество карманов)
— Посмотрите на таблицы, которые у нас получились. Мы не только нашли отличительные признаки каждой рубашки, а указали свойства всех и каждой из них.
— Сегодня на уроке мы с вами подробнее поговорим о составе различных объектов. (Тема на доске « Схема (дерево) состава»).
4. Объяснение нового материала.
а) — Как вы думаете, почему такое странное название? Почему «дерево»? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит дерево и чем отличается от других растений. Схема состава объектов, которую мы будем составлять, тоже похожа по строению на дерево, от «ствола» (общего состава) идут «ветви» — отличительные признаки конкретного объекта.
— Давайте рассмотрим рисунок и заполним таблицу. Используются иллюстрации или слайд с изображением зданий различного предназначения.
СОСТАВ
Из чего любой
состоит?
ДЕЙСТВИЯ
Что с любым можно делать?
ШКОЛА
СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?
МАГАЗИН
СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?
ТЕАТР
СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?
МАГАЗИН «ОДЕЖДА»
СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?
МАГАЗИН «ПРОДУКТЫ»
СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?
— Какие свойства объектов мы сейчас описали? (Общие и отличительные)
— Проследите, как мы описывали свойства объекта магазин «Продукты». (Составили схему: от общего — к частному)
— Попробуем таким же образом описать объекты Кукольный театр, Музыкальная школа.
б) Работа с карточкой № 2. (Работа в парах)
Рассмотрите рисунок и заполните таблицы.
МАШИНА
СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ
СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ
СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ
СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ
— Какими общими свойствами обладают машины?
— Какие дополнительные свойства есть у каждой из машин?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель. Я показываю вам картинку. Если этот предмет обладает названным мною свойством, то вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши над головой. Если не обладает – приседаете.
Корова – мычит, дает молоко, ест орехи, бодается, ест сено, кукарекает.
Кошка – ловит мышей, стережет дом, мяукает, есть рога, есть усы, любит молоко
Собака – стережет дом, хрюкает, ловит мышей, грызет косточки, есть хвост, есть иголки и т. д.
— К какому классу можно отнести все эти объекты?
— Какими общими свойствами они обладают?
5. Закрепление изученного.
— Можно ли отнести к этому классу следующий объект? ( изображение на доске или слайд)
Учитель. В моей волшебной шкатулке есть таблички с правильными и неправильными ответами для заполнения таблицы свойств данного объекта. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, доставать из шкатулки карточки и, если они подходят для характеристики объекта, определять их место и добавлять в таблицу.
(В шкатулке карточки: Белка, состав (Что у нее есть?), действия (Что она может делать?), шерсть, хвост, уши, лапы, усы, глаза, прыгать по веткам, грызть орехи, делать запасы, собирать грибы; состав (Из чего состоит?), действия (Что с ней можно делать?), чешуя, плавники, рога, мычать, давать молоко, ловить мышей и т. д.)
— Угадайте, о чем идет речь, и дополните описание. (Слайды)
…это дерево, у которого еще есть …, и которое еще может быть украшено игрушками. (Елка)
— это животное, у которого еще есть …, и которое еще может громко топать. (Еж)
— Перед вами таблица описания объекта.
— Что пишется в первый столбик? Во второй (название класса), в третий (отличительные признаки по составу), в четвертый (отличительные признаки по действиям).
— Вспомните свойства объектов и заполните таблицу.
1 ВАРИАНТ
…
— это …
у которого ещё есть …
и который ещё может …
Писатель
Букварь
Пылесос
Будильник
2 ВАРИАНТ
…
— это …
у которого ещё есть …
и который ещё может …
Бабочка
Настольная лампа
Холодильник
Фигурист
Взаимопроверка.
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение работы вашим соседом по парте. Если все сделано правильно – поставьте рядом с таблицей знак «+».
6. Домашнее задание.
— Дома попробуйте составить похожую таблицу состава объектов для заполнения ее учащимися класса.
7. Итог урока.
— Сегодня мы повторили с вами общие и отличительные признаки объектов, учились составлять схему (дерево) состава.
— Какие задания вам показались наиболее сложными на уроке?
— Какие задания вам хотелось бы выполнить еще?
— Помогла ли вам в работе пословица, прочитанная нами в начале урока?
— Расшифруйте ещё одну запись:
(1; 2) (2; 5) (1; 4) (3; 1) («Сделал дело – гуляй смело»).
Системы объектов — урок. Информатика, 6 класс.
Состояние сложного, составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и состояниями объектов-частей. Например, автомобиль переходит в состояние торможения, когда нажата педаль тормоза.
Такой подход к описанию сложного объекта, при котором не просто называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние, принято называть системным подходом.
Система — это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются её элементами.
Любой реальный объект бесконечно сложен. Поэтому его можно рассматривать как систему.Различают материальные, нематериальные и смешанные системы. В свою очередь материальные системы разделяют на природные и технические.
Примеры природных систем вам хорошо известны: Солнечная система, растение, живой организм и прочее.
Технические системы создаются людьми. Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции.
Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Смешанные системы содержат в себе материальные и нематериальные компоненты. Среди них можно выделить так называемые социальные системы. Социальные системы образуют люди, объединенные одним занятием, интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.
Любая система определяется не только набором и признаками её элементов, но также взаимосвязями между элементами.
Одни и те же элементы, в зависимости от объединяющих их взаимосвязей, могут образовывать различные по своим свойствам системы.
Например, из деталей одного и того же конструктора ребёнок собирает разные сооружения.
Из одного и того же набора продуктов (мясо, капуста, картофель, морковь, лук, томаты) можно приготовить первое (щи) или второе (рагу) блюдо.
Из молекулы одного и того же химического вещества (углерода) состоят алмаз и графит. Но алмаз — самое твёрдое вещество в природе, а графит — мягкий, из него делают грифели для карандашей. А всё потому, что в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую, а у графита — слоистую структуру.
Структура — это порядок объединения элементов, составляющих систему.
Обрати внимание!
Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В состав системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую — подсистемой.
Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен всех её подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой. Например, головной мозг — подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д.
Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать.
Например, понятно, что дорожное покрытие изнашивается от того, что по городу ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные средства. Наземные транспортные средства и дороги — составные части транспортной системы города.
Дерево может погибнуть от насекомых — вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья — компоненты системы «Парк» или «Лес».
Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.
В качестве примера системы рассмотрим самолёт. Главное его свойство — способность к полёту. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, фюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определённым способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолёт» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.
Источники:
Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 29 с.
Состав (структура) правонарушения — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему
- Заказать работу