Электрические монтажные схемы – План-конспект урока по технологии (8 класс) по теме: Методическая разработка: Урок логического мышления «Принципиальные и монтажные электрические схемы».

Содержание

Принципиальная И Монтажная Электрическая Схема

Однако тем у кого такого курса нет им не суждено, они сами выбрали свою специальность. На первом этапе монтажа на все вторые концы проводов одеваются кембрики с указанием маршрутов, концы завязывают в узел, чтобы кембрик не вылетел и провод бросают.


В процессе обозначения цепей допускается оставлять резервные номера.

На схемах приводят текстовую информацию, содержащую различные пояснения например, наименования сигналов и функциональных групп, таблицы коммутации многопозиционных переключателей.
Монтажные схемы и маркировка электрических цепей

При этом обе линии одновременно запитывают как освещение, так и розетки для подключения электроприборов. Так, например, записаны реле от К4 до К12 в табл.

Рисунок ниже демонстрирует пример монтажной схемы запуска двигателя под управлением реверсивного магнитного пускателя, позволяющей наглядно представить подключение кнопочного поста.


Содержат описание протекающих в участках цепи процессов. Рассматривая схемы по электрике, перечисленные обозначения, по названию электросхемы определяют тип и вид.

В данной статье мы научимся читать монтажные схемы и делать монтаж, все примеры буду приводить с электрическими шкафами. Именно поэтому стандарт предписывает изображать схемы в предположении, что питание отключено, а аппараты и их части например, якоря реле не подвержены принудительным воздействиям.


Новые интегральные компоненты для импульсных силовых преобразователей: рис. В этом случае схема состоит из ряда цепей, расположенных слева направо или сверху вниз, как правило, в порядке последовательности действия отдельных элементов схемы строчный способ.

как научиться читать схемы

Электрические схемы. Типы. Правила выполнения

Разработка принципиальных электрических схем всегда содержит определённые элементы творчества и требует умелого применения элементарных электрических цепей и типовых функциональных узлов, оптимальной компоновки их в единую схему с учётом удовлетворения предъявляемых к схемам требований, а также возможного упрощения и минимизации схем. Основное отличие заключается в том, что функциональная схема более детально показывает принцип работы устройства изделия, установки. Чёткость оформления.

Такие перемычки обычно рисуют в тех случаях, когда проще провести линию между элементами, особенно если они располагаются рядом друг с другом, чем писать маршрут на схеме.


Допускается, если это не вызывает ошибочного подключения, обозначать фазы цепей переменного тока буквами А, В, С на рис.

В свою очередь, принципиальная электросхема может иметь две разновидности: однолинейная или полная. Изображения проводов выполняются линиями прямого направления и маркируются тем же способом, как и на принципиальной схеме.


Соединяем ее параллельно к любой лампе. Матрицы должны быть предварительно изготовлены и размножены на отдельных листах.

Удобство эксплуатации. Принципиальные электрические схемы составляют на основании схем автоматизации, исходя из заданных алгоритмов функционирования отдельных узлов контроля, сигнализации, автоматического регулирования и управления и общих технических требований, предъявляемых к автоматизируемому объекту.

В сложных схемах для облегчения нахождения составных частей реле, изображенных разнесённым способом, рекомендуется разбивать поле схемы на зоны, а около графического обозначения обмотки реле справа помещать таблицу с указанием в ней типов контактов реле размыкающий, замыкающий , обозначений номеров контактов и место на схеме, адрес, где эти контакты расположены. Устройства и элементы на схеме лучше изображать в виде упрощенных внешних очертаний, а их положение должно примерно соответствовать действительному положению в изделии.
Обзор электрической схемы консольно-фрезерного станка 6Р82.

Содержание

Монтажно-технологическая схема теплого пола 1 — вентиль шарового типа, установленный на подающую линию; 2 — вентиль шарового типа, на выходе; 3 — очищающий фильтр; 4 — клапан на обратную линию; 5 — трехходовая смесительная запорная арматура; 6 — клапан для перезапуска; 7 — насос, обеспечивающий циркуляцию рабочей жидкости; 8 — кран, перекрывающий обратный коллектор; 9 — запорная арматура, перекрывающая вход в подающий коллектор; 10 — корпус обратного коллектора; 12 — запорная арматура шарового типа, перекрывающая обратку; 13 — вентили для перекрытия подачи; 14 — кран для стравливания воздуха; 15 — дренажная запорная арматура; 16 — батарея центрального отопления. Очень помогли, ещё и объяснили много, теперь пытаюсь сама разбираться, но иногда ещё обращаюсь к этой компании за консультацией.


Поскольку элементы схемы обычно изображают разнесенным способом, например, катушка контактора — в одном месте, а его контакты — в другом , необходимо, чтобы все его части катушки, главные и вспомогательные контакты имели одно и то же позиционное обозначение, присвоенное данному элементу, а именно: если катушка контактора обозначена КМ2 КМ — общее обозначение катушек электромагнитных контакторов, 2 — порядковый номер контактора в схеме электропривода , то контакты этого контактора обозначаются как КМ2. Чёткость действия схемы при аварийных режимах. Их реальное расположение при этом не принимается во внимание.

Назначение Начнем с базисной основы.

При разработке систем автоматизации технологических процессов обычно выполняют принципиальные электрические схемы самостоятельных элементов, установок или участков автоматизируемой системы, например схему управления задвижкой, схему автоматического и дистанционного управления насосом, схему сигнализации уровня в резервуаре и т. В свою очередь, принципиальная электросхема может иметь две разновидности: однолинейная или полная. Например, для клеммной колодки, состоящей из 10 зажимов, в монтажной схеме каждому из них допускается присвоить уникальный адрес.

Чаще силовые провода используются для питающих цепей и на кембриках как правило указывается только фаза. Со временем вы сами будете знать где, что должно быть. В свою очередь, принципиальная электросхема может иметь две разновидности: однолинейная или полная. Линии связи должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь наименьшее число изломов и взаимных пересечений.

Общая классификация


Оцените статью. Если при повороте или зеркальном изображении условных графических обозначений может нарушиться смысл или ухудшиться читаемость обозначений, то такие обозначения изображаются только в положении, в котором они приведены в соответствующих стандартах. Он обеспечивает полное раскрытие работы электрооборудования. Нужно знать, как читать и собирать схему. Пример выполнения поясняющей технологической схемы приведен на рис.

Каких-либо стандартов в изображении условных графических обозначениях этих схем нет. Потом эта косичка аккуратно собирается и прокладывается по корпусу по стенке шкафа, провода прокладываются до того элемента, куда должны идти по монтажной схеме, то есть с одного элемента до другого. Сначала определим порядок работы люстры. При подходе общей линии к элементам каждую линию связи вновь изображают отдельной линией.

Вообще, в мои обязанности входило только монтаж схемы, а настройку уже выполнял другой специалист. Обычно кглавным относят цепи обмоток якорей двигателей постоянного тока, обмоток статоров асинхронных двигателей и т. Этот вид схем дает общее представление о работе электроустановки. Схема используется для непосредственного производства работ или для изготовления изделия. Средний проводник обозначают буквой М.
Как читать электрические схемы

Порядок разработки монтажной электрической схемы

Объединенная Ну и последней из применяемых в распределительных сетях электросхемой является объединенная, которая может включать в себя несколько видов и типов документов.

Первая обеспечивает поступление электричества в зал и прихожую, вторая предназначена для санузла, кухни и ванной комнаты. Структурные электрические схемы[ править править код ] Разрабатываются на первом этапе проектирования. Например, для пуска электродвигателя нужно включить.

Прежде чем приступать к монтажу, прикиньте в голове, как будете прокладывать жгуты проводов внутри шкафа. Графическое обозначение элементов и соединяющие их линии связи необходимо стремиться располагать на схеме таким образом, чтобы обеспечить наилучшее представление о взаимодействии её составных частей.

Схема питающей и распределительной сетей могут изображаться на отдельных листах либо на одном, если распределительная сеть состоит из небольшого числа групп питания. Изображения проводов выполняются линиями прямого направления и маркируются тем же способом, как и на принципиальной схеме. Пример такой схемы показан ниже.

См. также: Подключение двухклавишного выключателя двухжильным проводом

Назначение каждой электросхемы

Однако схемы питающей сети системы электропитания иногда целесообразно выполнять в однолинейном изображении, так как в этом случае достигается сокращение объема графических работ и уменьшение размеров схемы без какой-либо потери наглядности и удобства пользования ею рис. Монтаж Монтажник обычно занимается соединением деталей в корпусе шкафа между собой проводами. Схемы служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений монтажных и чертежей. Данная схема приведена в качестве примера, чтобы наглядно показать, как имея перед собой графическое изображение проекта, определить его слабые стороны.

В конструкторской документации к любому электротехническому оборудованию в обязательном порядке включается монтажная схема. Из перечисленных там стандартов ГОСТ 2. На этапе разработки позволяют составить аналитическую модель устройства, дающую представление о его функциональном назначении того или иного узла.

Никогда не снимайте изоляцию с провода больше, чем это нужно, это во первых не красиво, во вторых, может случайно коротнуть, если провода располагаются рядом. На чертеже обязательно обозначают функциональные узлы, их связь. Работа схемы. Общая схема по своей сути похожа на схему подключения [2, п.

Основное отличие заключается в том, что функциональная схема более детально показывает принцип работы устройства изделия, установки. Принципиальная электросхема может быть как общей, так и однолинейной. Циклограммы работы аппаратуры, таблицы применяемости, пояснения и примечания помещают на принципиальных электрических схемах только в случаях, когда они необходимы и способствуют более лёгкому прочтению схемы. На основе схем данного типа производится сборка электрооборудования или его составных узлов.

КОМПАС Электрик Часть 2 Разработка схемы принципиальной Э3

Схема электрическая монтажная — как в ней не заблудиться

Схема электрическая монтажная — как в ней не заблудиться

схема электрическая монтажная

схема электрическая монтажная

В большей части технической документации на строительство объектов вы можете обнаружить электрическую часть проекта, даже если ведется не проектирование электроснабжения. Освещение квартиры, монтаж оборудования, сигнализации и множество иных направлений в строительстве может потребовать у Вас умения читать разнообразные электрические чертежи. Рассмотрим, как это делать на примере наиболее понятной монтажной схемы.

Схема электрическая монтажная

Это рабочий чертеж, по которому ведутся все соединения и подключения отдельных элементов системы, причем они указываются в соответствии с их реальным расположением. На данном документе детально указаны марки, сечения, способ прокладки соединений.

принципиальные и монтажные электрические схемы

принципиальные и монтажные электрические схемы
Все места расположения аппаратов являются действительными и точными. Данная схема основывается на принципиальной схеме и создается на финальном этапе проекта электроснабжения объекта.

Проект электроснабжения офиса

 

 

Принципиальные и монтажные электрические схемы очень схожи между собой, выполняются по одним ГОСТам, и основное их отличие заключается в том, что на принципиальных электрических чертежах места расположения элементов одного аппарата не важно, их могут указать в разных частях схемы. Монтажная схема очень важна не только для подключения и установки устройств, но и в процессе дальнейшей эксплуатации оборудования, она очень облегчает поиск и устранения неисправности.

Как правильно читать монтажную электрическую схему

Чтение монтажной электрической схемы выполняет задачу определения, что где и каким образом надо соединить. Знакомство с чертежом стоит начать с перечня элементов, нахождения их на чертеже и чтения пояснений к ним. Необходимо разбить схему на более простые цепи и сначала рассмотреть их, а затем уже смотреть на комплексное взаимодействие цепей в системе. Стоит ознакомиться с обозначениями и маркировками. Следует обратить особое внимание на ссылки к другим чертежам, если таковые имеются.

электрическая часть проекта

электрическая часть проекта

Некоторые пункты на монтажной схеме могут опускаться, в этом случае следует обратиться к принципиальному чертежу. Иногда схемы подключения и соединения выполняются раздельно, причем в первых особое внимание уделяют расположению и способов крепления проводников. Все провода имеют свой индивидуальный номер, данный номер указывают на проводах после осуществления присоединения. Порой монтажные чертежи указывают только выводы с номерами вместо проводов, подобный метод выполнения схемы называют адресной. Если в ходе монтажа вносятся изменения в проект, то рисуется исполнительная монтажная схема.

Ниже вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором для рассчёта стоимости проектирования сетей электроснабжения:

Поделитесь ссылкой

 

Дата публикации: 14.04.2014

Что такое электрическая схема | Электрика в квартире, ремонт бытовых электроприборов

Автор DUNDUK На чтение 4 мин. Опубликовано

В данной статье мы постараемся выяснить, что же такое электрическая схема, и каково ее назначение.

В общепринятом выражении схемой можно назвать документ, включающий в себя составные части какого-либо устройства (изделия), а с помощью условных обозначений на схемах наглядно показываются связи между этими составными частями.

Электрическая схема – это своего рода тот же документ, где обозначены электрические связи между составными частями электроустройства. Т.е. главное назначение электрической схемы – это понятие принципа работы того или иного электроустройства или электроцепи.

Наличие электросхемы дает возможность:

  • выполнять монтаж (сборку) установки (цепи) в соответствии с схемой;
  • осуществлять сверку со схемой при монтаже (для исключения ошибок) и пусконаладочных работах;
  • выполнять диагностику и устранять неисправности при ремонтных работах.

Электрические схемы можно разделить на несколько типов. В зависимости от типа схемы, технические сведения об устройстве и принципе его работы могут быть полными или общими.

Типы электросхем

  • структурные;
  • функциональные;
  • принципиальные;
  • монтажные.

Существуют строгие нормативы, регламентирующие выполнение (черчения) электрических схем. На сегодняшний день таким документом является ГОСТ 2.702-2011, он обязателен для всех типов электросхем.

Структурная электрическая схема

Данная электросхема дает представление о принципе действия устройства (электроустановки) и об основных его функциональных узлах (частях) лишь в общих чертах.
Работа над проектом, чаще всего, начинается именно с этой схемы. Изображение функциональных узлов (частей) выполняется в виде прямоугольников или условных графических изображений. Их реальное расположение при этом не принимается во внимание. Связи между узлами изображаются линиями, а направление протекания электрических процессов – стрелками на этих линиях. Так же на схеме указывают технические параметры функциональных частей в виде поясняющих надписей. структурная электрическая схемаструктурная электрическая схема

Функциональная электрическая схема

Электросхема очень похожа на структурную схему. Основное отличие заключается в том, что функциональная схема более детально показывает принцип работы устройства (изделия, установки).
На данной электрической схеме досконально показываются происходящие процессы между функциональными узлами (частями).

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для adsense функциональная электрическая схемафункциональная электрическая схема

Принципиальная электрическая схема

Это самая распространенная электрическая схема из всех типов схем, она дает наиболее полное представление о работе всех электроцепей установки. На ней показываются все электрические и магнитные связи между функциональными частями и компонентами электроустановки. Принципиальная электросхема может быть как общей, так и однолинейной. Однолинейная схема проста по восприятию и очень широко применяется в электроэнергетике.

принципиальная электрическая схемапринципиальная электрическая схема

Монтажная электрическая схема

Данная электросхема показывает реальное расположение узлов и агрегатов электрической установки, а также связи между ними (электрические кабели и провода). В монтажной схеме применяется буквенно-цифровое обозначение всех элементов электрической цепи (электрические аппараты, соединения и т.д.) и нумерация проводов и кабелей. После монтажа электроустановки (электроцепи) эта нумерация сохраняется и наносится на провода посредством бирок или цифровых маркеров. Схема используется для непосредственного производства работ или для изготовления изделия.

Монтажная схема иногда носит другое название – схема соединений или схема подключения.

монтажная электрическая схемамонтажная электрическая схема

Другие типы электрических схем

Стоит отметить, что существует еще несколько типов электросхем. Поговорим о них вкратце.

Топологическая схема (схема расположения) – показывается расположение составных частей (элементов) электроустройства. Также на схеме может указываться расположение устройства или объекта на местности (например, подстанции). Для лучшего восприятия топологическая схема часто выполняется в виде трехмерной модели. Расположение составных частей на схеме соответствует действительному расположению частей объекта в конструкции или на местности.

Мнемоническая схема – такой тип схемы выполняется в виде плаката, на котором показывается реальное состояние коммутационных аппаратов (их действующее положение) на управляемом ими объекте. Основное применение таких схем – диспетчерские пункты на объектах электроэнергетики. Значение мнемонических схем постепенно снижается благодаря повсеместному внедрению компьютеризированных систем управления контролем и сигнализацией.

Кабельные планы – это схема (чертеж) расположения электрических кабелей и проводов с указанием их маркировки.

Сама по себе электрическая схемы мало что дает, если человек не умеет ее правильно читать. О том как правильно читать электрические схемы можно узнать здесь. Особенно это относится к электрическим принципиальным схемам – такие схемы бывают весьма сложными и громоздкими и на их изучение может понадобиться много времени.

Чтобы читать принципиальную схему необходимо знать и понимать принцип действия отдельных приборов, элементов, аппаратов и узлов. Разобравшись в том, как связаны между собой все эти части схемы, можно понять как, собственно, функционирует схема. Другими словами, зная основы построения схем и разбираясь в протекающих там электрических процессах, можно научиться понимать, как работает электроустановка и другое электрооборудование, не пользуясь при этом специальным описанием (мануалом).

Отличие монтажной схемы от принципиальной. Как читать монтажные схемы и делать по ним монтаж

Электрические принципиальные схемы

Основным назначением принципиальных электрических схем является отражение с достаточной полнотой и наглядностью взаимной связи отдельных приборов, средств автоматизации и вспомогательной аппаратуры, входящих в состав функциональных узлов систем автоматизации, с учетом последовательности их работы и принципа действия. служат для изучения принципа действия системы автоматизации, они необходимы и в .

Принципиальные электрические схемы являются основанием для разработки других документов проекта: монтажных схем и таблиц щитов и пультов, схем соединения внешних проводок, схем подключения и др.

При разработке систем автоматизации технологических процессов обычно выполняют принципиальные электрические схемы самостоятельных элементов, установок или участков автоматизируемой системы, например схему управления задвижкой, схему автоматического и дистанционного управления насосом, схему сигнализации уровня в резервуаре и т. п.

Принципиальные электрические схемы составляют на основании схем автоматизации, исходя из заданных алгоритмов функционирования отдельных узлов контроля, сигнализации, автоматического регулирования и управления и общих технических требований, предъявляемых к автоматизируемому объекту.

На принципиальных электрических схемах в условном виде изображают приборы, аппараты, линии связи между отдельными элементами, блоками и модулями этих устройств.

В общем случае принципиальные схемы содержат:

1) условные изображения принципа действия того или иного функционального узла системы автоматизации;

2) поясняющие надписи;

3) части отдельных элементов (приборов, электрических аппаратов) данной схемы, используемые в других схемах, а также элементы устройств из других схем;

4) диаграммы переключений контактов многопозиционных устройств;

5) перечень используемых в данной схеме приборов, аппаратуры;

6) перечень чертежей, относящихся к данной схеме, общие пояснения и примечания. Для чтения принципиальных схем необходимо знать алгоритм функционирования схемы, понимать принцип действия приборов, аппаратов, на базе которых построена принципиальная схема.

Принципиальные схемы систем контроля и управления по назначению могут подразделяться на схемы управления, технологического контроля и сигнализации, автоматического регулирования и питания. Принципиальные схемы по видам могут быть электрическими, пневматическими, гидравлическими и комбинированными. В настоящее время наиболее широкое применение находят электрические и пневматические схемы.

Принципиальная электрическая схема — первый рабочий документ, на основании которого:

1) выполняют чертежи для изготовления изделий (общие виды и монтажные схемы и таблицы щитов, пультов, стативов и т. п.) и соединений их с приборами, исполнительными механизмами и между собой;

2) проверяют правильность выполненных соединений;

3) задают уставки аппаратам защиты, средствам контроля и регулирования процесса;

4) настраивают путевые и конечные выключатели;

5) анализируют схему как в процессе проектирования, так и при наладке и эксплуатации при отклонении от заданного режима работы установки, преждевременном выходе из строя какого-либо элемента и т. п.

Таким образом, в зависимости от выполняемой работы чтение принципиальной схемы преследует разные цели.

Кроме того, если чтение монтажных схем сводится к тому, чтобы определить, что, где и как нужно установить, проложить и соединить, то чтение принципиальной схемы гораздо сложнее. Во многих случаях оно требует глубоких знаний, владения методикой чтения и умения анализировать полученные сведения. И, наконец, ошибка, допущенная в принципиальной схеме, неизбежно будет повторяться во всех последующих документах. В итоге вновь придется возвращаться к чтению принципиальной схемы, чтобы выявить, какая в ней допущена ошибка или что в конкретном случае не соответствует правильной принципиальной схеме (например, многоконтактное программное реле присоединено правильно, но установленная при настройке длительность или очередность переключения контактов не соответствует заданию).

Перечисленные задачи довольно сложны, и рассмотрение многих из них выходит за рамки данной статьи. Тем не менее полезно пояснить, в чем состоит их существо и перечислить основные технические приемы решения.

1. Чтение принципиальной схемы всегда начинают с общего ознакомления с нею и перечнем элементов, находят на схеме каждый из них, читают все примечания и пояснения.

2. Определя

Принципиальные и монтажные схемы. Схема одноступенчатого пускателя постоянного тока. Работа схемы.

Принципиальная ( полная ) схема определяет полный состав элементов и связей между ними и дает детальное представление о принципах работыСами элементы в схеме изображаются с помощью условных графических обозначений и располагают в порядке, облегчающем чтение схемы, без учета действительного размещения их в установке или изделии ( разнесенным способом ).Каждому элементу на схеме присваивается буквенно-цифровое позиционное обозначение, составленное из буквенного обозначения и порядкового номера, например КМ2 ( контактор электромагнитный, второй номер ). Поскольку элементы схемы обычно изображают разнесенным способом, например, катушка контактора – в одном месте, а его контакты – в другом , необходимо, чтобы все его части ( катушки, главные и вспомогательные контакты ) имели одно и то же позиционное обозначение, присвоенное данному элементу, а именно: если катушка контактора обозначена КМ2 ( КМ – общее обозначение катушек электромагнитных контакторов, 2 – порядковый номер контактора в схеме электропривода ), то контакты этого контактора обозначаются как КМ2.1, КМ2.2, КМ2.3 и т.д. ( т.е. 1-й, 2-й, 3-й и т.д. контакт в схеме электропривода ).В принципиальных схемах коммутационные элементы показывают для электроприводов в отключенном состоянии:

Рис. 3. Принципиальная электрическая схема электропривода

1. контакты электромагнитных контакторов и реле – в положении, соответствующем обесточенному состоянию втягивающей катушки;

2. контакты аппаратов защиты – в положении, в котором они находятся до срабатывания защиты;

3. контакты контроллеров и командоаппаратов – в нулевом положении аппаратов и при отсутствии механического воздействия на них;

4. рубильники и автоматы – в отключенном состоянии.

В принципиальных схемах выделяют два вида электрических цепей:

1. главные;

2. вспомогательные.

Кглавнымотносят цепи, предназначенные для подачи электроэнергии к машине или другой части установки в целях преобразования одного вида энергии в другой или дляизменения ее параметров. Обычно кглавным относят цепи обмоток якорей двигателей постоянного тока, обмоток статоров асинхронных двигателей и т.п. Токи в таких цепях составляют десятки и сотни ампер. На практике такие цепи также называют «силовые» или «цепи сильного тока».К вспомогательным относят цепи управляющих, усиливающих и информационных устройств. Обычно к таким цепям относят цепи катушек контакторов и реле, сигнальных лампочек и т.п. Токи в таких цепях составляют от десятых доли ампера до нескольких ампер. На практике такие цепи также называют «цепи слабого тока».В принципиальных схемах электроприводов постоянного тока главные цепи обычно вычерчивают в верхней части чертежа, вспомогательные – ниже главной цепи. В схемах электроприводов переменного тока цепи главные цепи изображают в левой части чертежа, вспомогательные – в правой.Вспомогательные цепи представляют собой параллельные развернутые ( обычно горизонтальные ) линии с различными полюсами на концах при постоянном токе и с различными фазами на концах при переменном токе.



Для большей наглядности главные цепи следует показывать жирными линиями, цепи управления – тонкими. Элементы, включенные в цепь, вычерчивают линиями той же толщины, что и цепь.Допускается функциональные группы и части схемы выделять штрихпунктирной линией.

Для упрощения схемы рекомендуется несколько линий связи сливать в общую линию ( групповую ) с нумерацией каждой линии на обоих концах одинаковыми числами.

На схемах приводят текстовую информацию, содержащую различные пояснения ( например, наименования сигналов и функциональных групп, таблицы коммутации многопозиционных переключателей ).

Рис. 4. Развертка замыкания контактов командоаппарата

Если в качестве поста управления использован командоконтроллер, на схеме приводят развертку с обозначением контактов и положений командоаппаратов( рис. 4 ). На замыкание того или иного контакта в каком-либо положении ( 1-м, 2-м или 3-м ) указываетжирная точка на вертикали, соответствующей данному положению. Например, на рис. 4контакт К1 замкнут только в положении «0» ( в нулевом ), контакт К2 замкнут только в1-м, 2-м и 3-м положениях в направлении «Подъем» и разомкнут во всех остальных.Возможен следующий порядок чтения принципиальных схеэлектропривода:

1. дают краткую характеристику всех используемых в электроприводе электрических машин и аппаратов;



2. рассматривают главные цепи и цепи управления. По назначению включенныхв каждую цепь элементов определяют способы пуска, регулирования скорости и торможения, а также виды защиты элементов привода от аварийных режимов работы;с помощью таблицы коммутации контактов поста управления выявляют обтекамые током цепи, а следовательно, и режимы работы электропривода при различных положениях штурвала или рукоятки поста управления.

Принципиальными схемами пользуются для изучения принципов работы электроприводов, а также при их наладке, контроле и ремонте. Схемы служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений ( монтажных ) и чертежей. Для облегчения перехода от принципиальной схемы к схеме соединений обозначения всех элементов на обеих схемах должны строго соответствовать друг другу.

В электротехнике принципиальная схема обозначается «Э3».

Схема соединений ( монтажная ) показывает соединения внутри составных частей изделия ( шкафов управления, магнитных станций и т.п. ) и определяет провода, жгуты, трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединения и ввода ( платы, зажимы, разъёмы и т.п. ). Схемами соединений пользуются при разработке других конструкторских документов, в первую очередь чертежей, определяющих прокладку и способы крепления проводов, жгутов, кабелей или трубопроводов в изделии, а также для выполнения присоединений. Схемы используются также при контроле, эксплуатации и ремонте изделий в процессе эксплуатации.

В электротехнике схема соединений обозначается «Э4».Схема подключений показывает внешние подключения составных частей электропривода с определением соединительных проводов и кабелей электропривода.На схемах подключений панели, шкафы управления и др., вычерчивают в виде пустых прямоугольников или внешних очертаний, а их входные элементы, например, кабели и т.п., показывают условными графическими изображениями.

Схемами пользуются при разработке других конструкторских документов, а также для выполнения подключений изделий и при их эксплуатации.

Рис. 5. Схема соединений электропривода ( соответствует схеме на рис. 4 )

Рис. 6. Схема подключений электропривода (соответствует схемам на рис. 4и 5 )

В электротехнике схема подключений обозначается «Э5».

Краткие теоретические сведения. Монтажные электрические схемы »

Монтажные электрические схемы »  

Цель работы

Ознакомиться с видами и типами схем, общими требованиями к их построению, графическими обозначениями, текстовой информации

 

Программа работы

1. Восстановить в память основные и производные единицы системы СИ, множители и приставки для образования кратных и дольных единиц.

2. Изучить условные буквенно-цифровые обозначения на монтажных и принципиальных электрических схемах, позиционные обозначение элементов и устройств.

3. Изучить степени защиты, обеспечиваемые оболочками электрооборудования.

Краткие теоретические сведения

3.1. Типы электрических схем

Основными типами электрических схем являются (ГОСТ 2.701-76): функ­циональная, принципиальная, соединений (монтажная), подключения, общая. В зависимости от видов элементов и связей, входящих в состав изделия (установки), схемы подразделяют на следующие виды: электрические, гидравлические, пневматические, газовые (кроме пневматических), кинематические, вакуумные, оптические, энергетические, деления и комбинированные.

Для установки, в состав которой входят элементы разных видов, разрабатывают несколько схем соответствующих видов одного типа, например, схема электрическая принципиальная и схема гидравлическая принципиальная или одну комбинированную схему, содержащую элементы и связи разных видов. На схеме одного вида допускается изображать элементы схем другого вида, непосредственно влияющие на работу схемы этого вида, а также элементы и устройства, не входящие в изделие (установку), на которое (которую) составляют схему, но необходимые для разъяснения принципов работы изделия (установки).

Графические обозначения таких элементов и устройств отделяют на схеме штрих — пунктирными линиями, равными по толщине линиям связи, и помещают надписи, указывая в них местонахождение этих элементов, а также необходимые данные.

Схемы в зависимости от основного назначения подразделяют на следующие типы: структурные, функциональные, принципиальные (полные), соединений (монтажные), подключения, общие, расположения, объединенные.

Наименования типов схем, указанные в скобках, устанавливают для электрических схем энергетических сооружений. Наименование и код схем определяют их видом и типом.

Код схемы должен состоять из буквенной части, определяющей вид схемы, и цифровой части, определяющей тип схемы.

Виды схем обозначают буквами:

электрические  Э
гидравлические  Г
пневматические П
газовые (кроме пневматических)  X
кинематические  К
вакуумные  В
оптические  Л
энергетические  Р
деления  Е
комбинированные  С

Типы схем обозначают цифрами:

структурные  1
функциональные  2
принципиальные (полные)  3
соединений (монтажные)  4
подключения  5
общие  6
расположения  7
объединенные  0

Например, схема электрическая принципиальная — ЭЗ; схема гидравлическая соединений — Г4; схема деления структурная — E1; схема электрогидравлическая принципиальная — СЗ; схема электрогидропневмокинематическая принципиальная — СЗ; схема электрическая соединений и подключения – ЭО.

Схема структурная разъясняет основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи. Её разрабатывают при проектировании изделий (установок) на стадиях, предшествующих разработке схем других типов, и пользуются ими для общего ознакомления с изделием (установкой).

Схема функциональная разъясняет определенные процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или в изделии (установке) в целом. Ею пользуются для изучения принципов работы изделий (установок), а также при их накладке, контроле и ремонте.

Схема принципиальная (полная) определяет полный состав элементов и связей между ними и дает детальное представление о принципах работы изделия (установки). Схемами принципиальными пользуются для изучения принципов работы изделий (установок), а также при их наладке, контроле и ремонте. Они служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений (монтажных) и чертежей.

Схема соединений (монтажная) показывает соединения составных частей изделия (установки) и определяет провода, жгуты, кабели или трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и вводы (разъемы, платы, зажимы и т.п.). Схемами соединений (монтажными) пользуются при разработке других конструкторских документов, в первую очередь, чертежей, определяющих прокладку и способы крепления проводов, жгутов, кабелей или трубопроводов в изделии (установке), а также для осуществления присоединений, при контроле, эксплуатации и ремонте изделий (установок).

Схема подключения показывает внешние подключения изделия. Ими пользуются при разработке других конструкторских документов, а также для осуществления подключений изделий и при их эксплуатации.

Схема общая определяет составные части комплекса и соединения их между собой на месте эксплуатации. Схемами общими пользуются при ознакомлении с комплексами, а также при их контроле и эксплуатации.

Схема расположения определяет относительное расположение составных частей изделия (установки), а при необходимости, также жгутов, проводов, кабелей, трубопроводов и т.п. Ими пользуются при разработке других конструкторских документов, а также при эксплуатации и ремонте изделий (установок).

Схема объединенная — схема, когда на одном конструкторском документе выполняют схемы двух или нескольких типов, выпущенных на одно изделие (установку).

Схемы выполняют без соблюдения масштаба, а действительное простран­ственное положение составных частей электрооборудования не учитывают вообще или учитывают приближенно. Отрезки линий, изображающие элект­рические соединения между элементами (линии связи) должны вычерчи­ваться с возможно меньшим числом изломов и пересечений. Расстояние (просвет) между двумя соседними линиями графического обозначения должно быть не менее 1,0 мм. Расстояние между соседними параллельными линиями связи должно быть не менее 3,0 мм. Расстояние между отдельными условными графическими обозначениями должно быть не менее 2,0 мм.

Электрические схемы всех типов допускается выполнять на планах со­оружений, помещений и т.п. Схемы можно изображать в пределах упрощенного контура электрообо­рудования вычерчиваемого тонкими линиями.

Принципиальные схемы выполняют совмещенным и разнесенным спо­собами. При совмещенном способе составные части элемен­тов изображают на схеме вблизи друг друга. При разнесенном способе обозначения составных частей элементов располагают в разных местах схемы таким образом, чтобы отдельные цепи были изображены наи­более наглядно. Этим способом можно вычерчивать не всю схему, а отдель­ные ее элементы. При разнесенном способе рекомендуется все обозначения элементов, входящих в одну цепь, изображать последовательно друг за дру­гом по прямой, а отдельные цепи — одну под другой. Такой способ называ­ется строчным. Чтобы легче находить элементы на схе­ме, выполненной строчным способом, можно нумеровать параллельные строки или отдельные участки схемы.

Условные графические обозначения элементов вычерчивают на схемах в положениях, изображенных в стандартах, или повернутыми на угол, крат­ный 90°.

Если линии связи удаленных друг от друга по схеме элементов затрудня­ют чтение схемы, то их можно обрывать. Места обрыва линий заканчивают стрелками и обозначают с обеих сторон одинаковыми символами — цифро­выми или буквенными.

Различные функциональные цепи на схемах допускается выделять разной толщиной линий. Так, силовые цепи рекомендуется изображать более толстыми линиями, а цепи управления — тонкими.

Схемы трехфазных цепей, особенно силовые цепи, иногда выполняют в однолинейном изображении. В этом случае линии связи всех фаз изображают одной линией, а аналогичные элементы, включенные в фа­зы, — одним (однолинейным) условным графическим обозначением.

Данные об элементах, входящих в состав изделия и изображенных на принципиальной схеме, должны быть записаны в перечень элементов, кото­рый выполняется в виде таблицы и располагается над основной надписью схемы.

Если в состав изделия (электрооборудования) входят устройства, име­ющие самостоятельные схемы, они рассматриваются как элементы электро­оборудования, им присваивают позиционные обозначения и записывают в перечень элементов одной позицией. Такие устройства изображают на схеме в виде прямоугольника, внутрь которого помещают таблицу с характеристи­ками входных и выходных цепей.

 

Маркировка цепей

Маркировка (обозначение) вторичных цепей служит для их опознания в электрической схеме. Маркировку цепей выполняют на схемах и на концах физических проводников, под­ключаемых кзажимам изделий. Ее выполняют арабскими цифрами, а вряде случаев — с буквенной приставкой из заглавных букв латин­ского алфавита.

Участки цепей обозначают независимо от условных обозначений зажимов аппаратов, к которым подключают проводники цепей. Участки цепей, разделенные контактами аппаратов, обмотками реле, резисторами, конденсаторами и другими элементами, считают разными, поэтому они имеют разную маркировку. Участки цепей, сходящиеся в одном узле схемы, имеют одинаковую маркировку, при этом при переходе через зажимы маркировка цепи не меняется.

В полную схему часто включают отдельные комплектые устрой­ства, которые имеют заводскую маркировку цепей. В этих случаях длясогласования принятой в полной схеме маркировки с заводской около основной маркировки вскобках указывают заводскую.

При горизонтальном способе изображении цепей на схеме мар­кировку проставляют над изображением цепей, а номера зажимов аппаратов — под изображением цепей, Разветвляющиеся участки цепи маркируют последовательно от источника питания (автомати­ческого выключателя, предохранителей) слева направо в направлении сверху в низ.

При вертикальном способе изображения цепей на схеме марки­ровку проставляют слева от изображения цепи, а номера зажимов справа, разветвляющиеся участки цепи маркируют сверху вниз в на­правлении слева на право.

Маркировка це­пей переменного тока выполняется последовательными числами без деления на четные и нечетные с добавлением перед числовой ча­стью буквенного обозначения фазы (А, В. С) или нейтрали (N). Если указания фазы не требуется (например, в цепях управления па переменном оперативном токе), то буквенный индекс можно опускать.

Перед числовой частью маркировки цепей напряжения, подклю­чаемых на дополнительные обмотки трансформаторов напряжения, добавляют буквы Н, U. К или F.

Числа, отведенные для маркировки, как и при постоянном опе­ративном токе, разделяют по группам насотни. Каждую из этих групп чисел обычно применяют для маркировки цепей одной схе­мы, питающихся от отдельных автоматов иди предохранителей. Если в состав монтажной единицы входит несколько коммутаци­онных аппаратов, то группы чисел для маркировки цепей управле­ния каждых изних выбирают в соответствии с порядковым номе­ром в позиционном обозначении этого аппарата в схеме, например тля выключателя Q1 — AI01 — AI99. а для отделителя QR2 — А201 — А299 и т.д. Если в состав монтажной единицы входит только один коммута­ционный аппарат, то для маркировки его целей управления выбира­ют группу чисел 1- 99 независимо от порядкового номера в его по­зиционном обозначении, например для секционного выключателя 0C1 – A1-A99.

Первичные силовые или главные цепи переменного тока изображают на схемах жирными линиями, их маркируют буквами А (L1), В(L2), С(L3), N, обоз­начающими фазы, и последовательными числами 1, 2, 3 и т. д., обозна­чающими номер участка цепи. Например, А2 обозначает: А — фаза, 2 — участок цепи.

Вторичные цепи изображают на схемах тонкими линиями, марки­руют последовательными числами 1, 2, 3 и т. д. Участки цепей имеют разную маркировку, если они разделены контактами аппаратов, катуш­ками, резисторами, лампами и др. Цепи, сходящиеся в один узел, счи­тают одним участком цепи, они имеют одну маркировку, место соеди­нения проводов на схеме изображают точкой.

Монтаж первичных и вторичных цепей выполняют в соответствии со схемой (рис. 2). Соединение электрических аппаратов и кон­тактов между собой в монтажных схемах обозначают адресами. Адрес состоит из двух частей: первая включает знак позиционного обозна­чения, вторая — номер контакта, присвоенный заводом-изготовителем. На монтажных схемах заводские номера контактов проставляют в круж­ках, обозначающих контакты, или в скобках около контактов. Адрес записывают против обрыва проводника — это показывает позиционное обозначение и номер контакта того элемента схемы, к которому должен быть присоединен данный проводник.

Например (рис. 2), проводник А1, присоединенный к кон­такту 1 выключателя QF1, имеет адрес КМ1:1, который читается сле­дующим образом: провод, отходящий от контакта 4 выключателя QF1, должен присоединяться к контакту 1 магнитного пускателя КМ1. У контакта 1 пускателя КМ1 пишут обратный адрес QF1:4, указы­вающий, откуда к контакту приходит провод. Часто в проектах вместо схемы соединений составляют таблицу соединений по форме (табл. 1).

Таблица 1

Таблица соединений

Обозначение провода Откуда идет Куда посту­пает Марка провода, площадь сечения Примеча­ние
А1 -QF1:4 -КМ1:1 ПВГ (1,5 мм2)  

В графе «обозначение провода» указывают обозначение участка провода по маркировке на принципиальной схеме (рис. 1). В после­дующих графах — адреса соединяемых элементов.

Схема подключения показывает, какие цепи и к каким зажимам устройства подключают провода и кабели внешнего монтажа. На рисунке 2 схема подключения объединена со схемой соединения ящика РУС.

Порядок выполнения работы

 

1. Ознакомиться с методами построения схем различных видов и типов.

2. Ознакомиться с принципами и последовательностью маркировки электрических цепей.

3. На персональном компьютере в соответствии с заданием (рис.3-16) по принципиальной схеме построить монтажную схему электрической цепи.

4. На монтажной схеме электрической цепи указать адрес каждого элемента цепи, указать буквенное и цифровое обозначение элементов.

5. Составить таблицу соединений в соответствии с монтажной схемой.

6. Распечатать построенную монтажную схему с адресом и таблицей соединений.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как подразделяются схемы в зависимости от видов элементов и связей?

2. можно ли на схеме одного вида изображать элементы схем другого вида?

3. На какие типы подразделяются схемы в зависимости от основного назначения?

4. Что понимается под функциональной схемой?

5. Чем отличается принципиальная схема от схемы соединений?

6. Что такое схема объединенная?

7.Соблюдается ли масштаб при выполнении схем?

8. Как графически изображаются силовые цепи и цепи управления?

9. Назначение и сущность маркировки цепей.

10.Что понимается под адресом в монтажных схемах?

 «Определение начала и конца жил проводов и кабелей»

Цель работы

Изучить правила маркировки сборок клемм и овладеть приемами нахождение начала и конца жил контрольных кабелей и проводов.

 

Программа выполнения работы

1. Изучить правила маркировки проводов и сборок клемм;

2. Выполнить прозвонку жил пучка проводов мегоомметром, «лампочкой», мультиметром;

3. Заполнить кабельный журнал;

4. Определить величину суммарного сопротивления для каждого номера зажима на клеммнике №2 кабеля.

 

Краткие теоретические сведения

Маркировка цепей

 

Маркировка (обозначение) вторичных цепей служит для их опознания вэлектрической схеме. Маркировку цепей выполняют на схемахи на концах физических проводников, под­ключаемых к зажимам изделий. Ее выполняют арабскими цифрами, а в ряде случаев — с буквенной приставкой из заглавных букв латинского алфавита.

Участки цепей обозначают независимо от условных обозначений зажимов аппаратов, ккоторым подключают проводники цепей. Участки ценей, разделенные контактами аппаратов, обмотками реле,резисторами, конденсаторами и другими элементами, считают разными, поэтому они имеют разную маркировку. Участки цепей. сходящиеся в одном узле схемы, имеют одинаковую маркировку, при этом при переходе через зажимы маркировка цепи не меняется.

В полную схему часто включают отдельные комплектные устрой­ства, которые имеют заводскую маркировку цепей. В этих случаях для согласования принятой в полной схемемаркировки с заводской около основной маркировки в скобках указывают заводскую.

При горизонтальном способе изображения цепей на схеме маркировку проставляют над изображением цепей, а номера зажимов аппаратов — под изображением цепей. Разветвляющиеся участки цепи маркируют последовательно or источника питания (автомати­ческого выключателя, предохранителей) слева направо в направле­нии сверху вниз.

При вертикальном способе изображения цепей на схеме марки­ровку проставляют слева от изображения цепи, а номера зажимов — справа, разветвляющиеся участки цепи маркируют сверху вниз в направлении слева направо.

Все вторичные цепи одной монтажной единицы (например, вы­ключателей трехобмоточного трансформатора) должны иметь раз­ные обозначения. Обозначения цепей аналогичных монтажных групп обычно выполняют одинаково. Если в схеме встречаются уча­стки цепей разных монтажных единиц с одинаковой маркировкой, то для их различия маркировку дополняют индексом, характеризу­ющим принадлежность цепи к определенной монтажной единице. Различительный индекс проставляют перед обозначением цепи и отделяют от него разделительной черточкой. Таким индексом может быть номер монтажной единицы иди номер элемента схемы (напри­мер, 1 205. 2 — 205. 3 — 205).

Маркировку цепей постоянного тока выполняют числами с учетом полярности цепей. Участки цепей положительной полярности обозначают не­четными числами, а отрицательной — четными. Например, маркировкацепи, состоящей из двух последовательно соединенных контактови обмотки реле, будет выполнена так: I (плюс) — контакт –5 —  контакт — 7 — обмотка реле — 2 (минус). Участки цепей, изменяющие свою полярность в процессе работы или не имеющие явно вы­раженной полярности (например, последовательно включенные обмотки реле, регистры, конденсаторы и т.п.) могут обозначаться любыми числами: четными или нечетными.

Маркировка целей релейной зашиты, питающихся от отдельных автоматических выключателей оперативного тока, выполняется обычно группами чисел 01 — 099 или Fl — F99 (F — защита). Такое же обозначение часто применяют и для цепей защит, питающихся от общих с цепями управления автоматических выключателей (дляунификации).

Цепи систем обособленного технологическою назначения могут маркироваться группой чисел 1 — 99 с добавлением перед числовой частью буквенного кода, присвоенного этой системе. Например. ТI — Т99 — цепи телемеханики, U1 — U99 — цепи связи.

Маркировка цепей переменного тока выполняется последовательными числами без деления на четные и нечетные с добавлением перед числовой ча­стью буквенного обозначения фазы (А, В, С или L1, L2, L3) или нейтрали (N, РЕ). Если указания фазы не требуется (например, вцепях управления на переменном оперативном токе), то буквенный индекс можно опускать.

Перед числовой частью маркировки цепей напряжения, подклю­чаемых на дополнительные обмотки трансформатора напряжения, добавляют буквы Н, U. К  или F.

Числа, отведенные для маркировки, как и при постоянном опе­ративном токе, разделяют по группам на сотни. Каждую из этих гpyпп чисел обычно применяют для маркировки цепей одной схе­мы, питающихся от отдельных автоматов или предохранителей. Если в состав монтажной единицывходит несколько коммутационных аппаратов, то группы чисел для маркировки цепей управле­ния каждым из них выбирают в соответствии с порядковым номе­ром в позиционном обозначении этого аппарата в схеме, например, для выключателя Q1 — А101 — А199. для отделителя QR2 —А201 — А299 и т.д.

Если в состав монтажной единимы входит только один коммута­ционный аппарат, то для маркировки его цепей управления выбира­ют группу чисел I — 99 независимо от порядкового номера в его по­зиционном обозначении, например для секционного выключателя QС1 — А1 — А99.

 

План-конспект урока по технологии (8 класс) по теме: Методическая разработка: Урок логического мышления «Принципиальные и монтажные электрические схемы».

Урок логического мышления

Разработала: Галатонова Татьяна Евгеньевна, учитель технологии МБОУ лицей №87 им. Л.И.Новиковой, Нижний Новгород. 

Предмет Технология  (технический труд)

Урок № 5.  

Класс: 8 «В»

Тема урока: «Принципиальные и монтажные  электрические схемы».

Цели урока:

1.Обучающая: Сформировать электротехнические навыки, сформировать понятия «электрическая цепь», «электрические и монтажные схемы», раскрыть их назначение, правила изображения, с различными вариантами соединения потребителей в электрической цепи, правила сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем решения практических задач (практической сборки простейших электрических цепей).

2.Развивающая: развить способности в чтении и составлении электрических схем, сборке электрических цепей, развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, развивать мышление, устную речь учащихся формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни.
3. Воспитывающая: Воспитать в себе аккуратность, целеустремленность, подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности.

4.Профориентационная: развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

Материалы и оборудование: гальваническая батарея 4,5v , электролампочки 1,5v,  электроконструктор (20 комплектов)

Дидактическое обеспечение: Плакат с изображением принципиальной и монтажной электрической схемы, плакат с гальванической парой

Для опытного учителя урок логического мышления сразу же напоминает когда-то популярный комбинированный урок (орг. момент, проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание). Без сомнения, внешняя похожесть здесь присутствует, однако урок логического мышления качественно отличается от своего «педагогического родителя». В комбинированном уроке сознание не нужно было пробуждать, считалось, что ребенок сам обязан его подготовить, это его долг. Проверка знаний являлась действительно проверкой и не предполагала воображения, эвристических ситуаций и, тем более, творческих монологов, необходимо было знать и воспроизводить, так же как и новое знание репродуктивно отразить, запомнить и закрепить.

Урок логического мышления, в отличие от его старших собратьев, имеет такую структуру, которая своими компонентами создает условия для возникновения состояний «чистого» мышления, что означает метаморфозу перехода школьника в абсолютное пребывание мысли. Именно это «забывание жизни» приводит впоследствии к высокому содержательному результату.

В технологии личностно-ориентированного урока понятие мышления и логики приобретает качественно иной характер. Это объясняется тем, что урок логического мышления по любому предмету понимается как условие открытия и переживания «чистых» состояний мышления детей. Личностно-ориентированный урок логического мышления должен соответствовать следующим требованиям:

1.  Урок логического мышления начинает свое функционирование в личностноториентированной теме после урока-образа и призван отражать один из его основополагающих, содержательных аспектов

2.  Урок — это условия, при которых открываются глубинные, интеллектуальные потенциалы личности школьника, и потому все его микромодули связаны с опорой на личностный логический опыт детей.

3.  Урок логического мышления — это особое состояние сознания школьников, приближающее их к смыслу интеллектуальной деятельности. То есть его эвристичность должна носить экзистенциальный характер, вызывающий глубинный интерес к мышлению как к счастью, как к смыслу и состоянию жизни. Еще раз подчеркнем: урок логического мышления создает такие условия, в которых сознание школьника максимально абстрагируется от реальных обстоятельств, превращая все его существо в «мысль» как величайшее наслаждение жизнью и учением. На этой основе структура урока логического мышления имеет следующее построение:

Микромодули урока

  1. Оргмомент (1 мин.)
  2. Интрига урока (2 мин)
  3. Мышление на основе воспоминания (2 мин.)        
  4. Мышление на основе нового знания (8 мин.)        
  5. Мышление на основе интеллектуального действия (22 мин.)
  6. Возврат к интриге и ее разрешение (3 мин.)
  7. Уборка рабочих мест. (2 мин)

В схеме интрига представляет собой пробуждение эвристического интереса, охватывающего все сознание школьника, а мышление на основе воспоминания, на основе нового знания, мышление на основе интеллектуального действия — это единый блок, состоящий из трех микромодулей, в условиях которых возникает, развивается недейственно результируется эвристическая радость рождения нового конструкта мысли. Урок завершается возвратом и разрешением конфликта интриги, приводящими сознание ребенка в устойчивое состояние «понимания» как одной из основополагающих его «чистых» форм.

  1. Оргмомент (1 мин.)
  • Приветствие учащихся и проверка посещаемости
  • Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
  • Назначение дежурных.
  1. Микромодуль интригующего образа (2 мин.)

Урок логического мышления начинается с интригующего образа. Здесь в предметном материале истории, литературы, географии скрытно присутствуют основы детского мыслительного опыта. В этом смысле интрига, несмотря на ее предметную доминанту, всегда есть неразвитость актуального и исторического, актуального и литературного, актуального и географического и т.д.

Интригующее начало урока имеет свою структуру и состоит из двух стадий:

1. Сюжетное повествование, в котором латентно (скрытно) под формами предметного содержания присутствует глубинный конфликт жизни.

Такого рода конфликты ассоциативно пробуждают внутренний эвристический потенциал детского сознания и направляют свое влияние на открытие пространства для воображения, мысли и чувства. Так как суть интригующего конфликта всегда есть «пограничная ситуация» между жизнью и смертью, верой и неверием, свободой и несвободой, утопией и реальностью, самопожертвованием и трусостью, подвигом во имя людей и жизнью для себя, то, естественно, сознание человека нового поколения, имеющего микрокосмические тенденции сознания, разворачивается всей мощью своей судьбоносности к разрешению конфликта интриги. Это повествование, в котором на первой стадии конфликт, идущий к разрешению, прерывается в самой интригующей части и аккумулирует далее энергию интеллекта на протяжении всего урока, где дети с абсолютной «чистотой помыслов» желают разрешить для себя проблемный конфликт интриги.

2. По сути, вторая стадия представляет собой детские предположения по поводу разрешения конфликта интриги. Выслушав альтернативные детские предположения, учитель произносит фразу, определяющую весь дальнейший ход урока: «А вот что произошло на самом деле, вы узнаете из содержания сегодняшней темы».

Самый простейший источник питания, способный подзарядить мобильник в походных условиях

Отправляясь в туристический поход – пеший, на лошадях или на плотах, мы сознательно и даже с удовольствием отрываемся от таких благ цивилизации, как электроплита, телевизор, холодильник. То есть мы покидаем зону действия электричества.

      Но с тех пор, как появилась мобильная телефонная связь, мы так привыкли к мобильникам, что без них не представляем себе даже туристический поход. Но ведь не положишь в рюкзак электрогенератор или запас аккумуляторов! Надо изыскать какой-то простейший источник питания, способный подзарядить мобильник. Источник, который можно было бы изготовить прямо на месте, причем без больших затрат.

   

(И такой источник есть: это гальванический элемент. Принцип его работы основан на том, что некоторые пары металлов при соприкосновении в электролитической среде (раствор или расплав кислот, солей или оснований) вырабатывают электрический ток. Их называют гальваническими парами.

       Например, медь и алюминий составляют гальваническую пару и потому медный провод нельзя напрямую соединять с алюминиевым. В месте их контакта возникает электрический ток (так как воздух является электролитом), из-за этого образуется закись меди, что приводит к нарушению контакта)

Итак, когда интрига, открывшая путь к «чистому» мышлению, сделала свое дело и класс готов к интеллектуальной работе, в уроке логического мышления начинает действовать микромодуль мышления на основе «воспоминания».

  1. Микромодуль мышления на основе «воспоминания»

Уже в самом названии микромодуля содержится ориентация на его ассоциативно-мыслительный характер. Чтобы разрешение конфликта интриги состоялось в конце урока, чтобы школьник был готов к ассоциативному осмыслению нового, он должен вспомнить опыт своего интуитивно-логического мышления и опыт мыслительных операций при выполнении домашнего задания. Учителя могут с упреком заметить, что это обычная проверка домашнего задания. Без сомнения, элементы традиционной проверки здесь присутствуют, и все-таки это качественно иной подход, определенный в уроке логического мышления как этап детского мышления на основе воспоминания.

Будем дальше называть этот этап для удобства одним словом — воспоминание. В микромодуле «воспоминание» все построено на ассоциативных связях. Ассоциация — это опора на предмет, слово, избранное, взятое из реальной жизни. Оно, это «нечто», есть исток человеческой жизни и по этой причине напоминает, сравнивает, обобщает. Воспоминание по поводу символов есть мыслительная ассоциация, единящая предметный мир истории и культуры с личностным опытом школьника.

Все это обстановка истинной интеллектуальной лаборатории, в которой мысль отходит от стереотипов и обращается к открытию «чистых» форм детского мышления.

В данном случае ассоциативное восприятие посредством деталей вызвало мгновение «чистого» мышления, здесь вещи уходят на второй план, и возникает состояние сравнительности как эвристическое откровение.

Учитель: Давайте оглянемся вокруг и вспомним с какими источниками электрической энергии мы встречаемся с вами в своей жизни?

Обучающиеся отвечают:

  • Батарейки
  • Аккумуляторы
  • Электростанции ( ГЭС, ТЭС, АЭС….)
  • Полезные ископаемые
  • ………

Учитель: Чем дальше идет прогресс, тем больше человечество открывает для себя новых источников энергии. Энергия необходима для жизни всей планеты, поэтому мы используем ее, преобразуем, получаем, проектируем различные машины и механизмы, собираем различные электрические цепи для передачи электрической энергии.

  1. Микромодуль саморазвивающегося мышления на основе новых знаний (8 мин.)

Создание ситуации для саморазвития ассоциативно-символического мышления связано с опорой на личностный мир детей.

Ассоциативно-логическая вторая стадия микромодуля мышления на основе нового знания так же, как и предыдущая, основана на личностном, но уже логическом опыте школьников. Личностный логический опыт детей дан каждому ребенку априори, ведь он видит мир через собственное тело, которое целостно разделено на гармонически соответствующие части и каждая часть точно и причинно зависимо выполняет свою функцию. Обстановка квартиры, в которой живет маленький человек, также имеет свою логику. Здесь он впервые открывает для себя, пока интуитивно, 

  Формирование понятия «Электрическая цепь» начинаем с демонстрации простейших электрических устройств и приспособлений (электрические игрушки, бытовые приборы).

 Учитель: 

В каждом электротехническом устройстве есть потребитель и источник тока, которые связаны между собой проводами, а управление их работой осуществляется с помощью выключателя.

 Обучающимся демонстрируется стенд с простейшей электрической цепью (источник тока, электрическая лампочка, выключатель, электрические провода).

   Все элементы электрической цепи изображаются на схемах с помощью условных изображений. Давайте зарисуем эти условные изображения в ваших тетрадях.

Гальванический элемент

Электрическая лампа накаливания

Выключатель

Проводник, резистор

Соединение проводов

Батарея гальванических элементов

Катушка

Пересечение проводов без соединения

Электродвигатель

Катушка с железным сердечником

Звонок

Розетка

Вилка

Простейшая электрическая цепь может содержать всего три элемента: источник питания, нагрузку и соединительные провода. Но реально работающие цепи намного сложнее.

Электромонтажники используют два вида электрических схем. Принципиальную и монтажную. При сборке электротехнических цепей электромонтажник пользуется принципиальной электрической схемой.

   Принципиальная электрическая схема- это графическое изображение электрической цепи, на котором ее элементы изображены в виде условных знаков.

Это простейшая принципиальная схема цепи (рис на доске). Какие здесь мы видим элементы?

Обучающиеся отвечают: Гальванический элемент, лампа накаливания, выключатель, соединительные провода.

Учитель: При вычерчивании электрических схем необходимо соблюдать размеры и пропорции условных графических обозначений.

Линии связей между элементами схемы проводят параллельно или взаимно перпендикулярно. Соблюдается условие замкнутости цепи. Наклонные линии не применяются.

На принципиальной схеме показано соединение основных элементов цепи, без комплектующей арматуры (розетки, вилки, ламповые патроны).  

А на монтажной схеме (рис.) показано точное расположение элементов относительно друг друга, комплектующая арматура и места подключения проводов.

5. Микромодуль действенного мышления (22 мин.)

Это особый тип микромодуля, в котором содержание представлено так, чтобы направлять сознание школьника к самостоятельному решению интеллектуальных задач.

Эти задания вбирают в себя и результаты воспоминания, и результаты ассоциативной мыслительной работы в условиях нового знания. Они построены на их содержательном взаимопроникновении и, конечно, на их связи с разрешением конфликта интриги.

Содержанием микромодуля мыслительного действия могут быть предметные кроссворды, познавательные задачи, тексты с ошибками, биографии, которые завершают дети. Создание словесных обобщений по художественным репродукциям, деталям, вещам, художественным текстам, научным источникам.

Изобразим принципиальную электрическую схему простейшей  цепи и монтажную, состоящую из гальванического элемента, электрической лампы накаливания, выключателя, проводов. Нарисуйте схемы в тетради.

Вопросы к группе:

1.Какие вы знаете устройства, приборы, игрушки с простейшей электрической цепью?

2. Какие условия необходимы для работы электрической цепи.

 3.Сформулируйте правила построения принципиальных электрических схем

Обучающиеся формулируют, учитель исправляет неточности в ответах.

Вам предстоит выполнить практическую работу.

Какие правила техники безопасности вы будете соблюдать?

 Вводное инструктирование обучащихся. 

  1. Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой  изоляцией с видимыми повреждениями.
  2. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
  3. При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.
  4. Источники тока подключайте в последнюю очередь.
  5. Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.
  6. Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.
  7. Соединительные винты затягивать туго.
  8. Не работать отверткой на весу.

Электрический ток явление полезное, нужное и опасное. С самого первого занятия нужно применять правила ТБ, как будто вы работаете с опасным для жизни током, даже если вы знаете что он безопасный.

Практическая работа учащихся  

Цель: собрать электрическую цепь из набора, который есть у каждого  на столе. Проверить ее работоспособность.

 Выполнение работы. Учитель проверяет.

Чтоб учащиеся убедились, что электрическая схема не является копией цепи, а передает ее суть (принцип), учитель предлагает учащимся собрать электрическую цепь, изменяя расположение ее элементов и доказать, что получилась одна и та же цепь.

Текущий инструктаж обучающихся — в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов. Оказание помощи отстающим обучающимся в сборке электрической цепи.

Третий обход: проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление обучающимися самоконтроля. Разбор неожиданных ошибок Провести приемку и оценку работ.

6. Микромодуль разрешения интриги и домашнего задания  (3 мин.)

И такой источник есть: это гальванический элемент (вспомните школьную физику). Принцип его работы основан на том, что некоторые пары металлов при соприкосновении в электролитической среде (раствор или расплав кислот, солей или оснований) вырабатывают электрический ток. Их называют гальваническими парами.

Например, медь и алюминий составляют гальваническую пару и потому медный провод нельзя напрямую соединять с алюминиевым. В месте их контакта возникает электрический ток (так как воздух является электролитом), из-за этого образуется закись меди, что приводит к нарушению контакта.

Домашнее задание:  Д/з: Составить кроссворд с условными обозначениями элементов электрической цепи.

7.Уборка рабочих мест. (2 мин.)

 Уборка рабочих мест. Дежурные учебных групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *