Чтение электрических схем и чертежей: Чтение схем и чертежей электроустановок, Камнев В.Н., 1990 – Камнев. Чтение схем и чертежей электроустановок

Правила чтения электрических схем и чертежей / Публикации / Energoboard.ru

Разместить публикацию Мои публикации Написать
24 февраля 2012 в 10:00

Правила чтения электрических схем и чертежей

Чтобы читать электрические схемы, необходимо хорошо знать и помнить: наиболее распространенные условные обозначения обмоток, контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей, ламп и т. п., условные обозначения, применяющиеся в той области с которой преимущественно приходится сталкиваться в силу профессии, схемы наиболее распространенных узлов электроустановок, например двигателей, выпрямителей, освещения лампами накаливания и газоразрядными и т. п, свойства последовательного и параллельного соединений контактов, обмоток, сопротивлений, индуктивностей и емкостей.

Расчленение схем на простые цепи

Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых — определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно «лишние» условия, и оценить их последствия.

Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами.

Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях.

Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, резистор, лампа, обмотка реле, разряженный конденсатор и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.). Понятно, что в цепях, не допускающих размыкания, например в цепях трансформаторов тока, контактов нет.

При чтении схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.

Правила чтения электрических схем и чертежей

 

Реальность схемных решений

Наладчики хорошо знают, что не всегда могут быть осуществлены на деле схемные решения, хотя они не содержат явных ошибок. Иными словами, проектные электрические схемы не всегда реальны.

Поэтому одна из задач чтения электрических схем состоит в том, чтобы проверить, могут ли быть выполнены заданные условия.

Нереальность схемных решений обычно имеет в основном следующие причины:

  • не хватает энергии для срабатывания аппарата,
  • в схему проникает «лишняя» энергия, вызывающая непредвиденное срабатывание пли препятствующая своевременному отпусканию электрического аппарата,
  • не хватает времени для совершения заданных действий,
  • аппаратом задана уставка, которая не может быть достигнута,
  • совместно применены аппараты, резко отличающиеся по свойствам,
  • не учтены коммутационная способность, уровень изоляции аппаратов и проводки, не погашены коммутационные перенапряжения,
  • не учтены условия, в которых электроустановка будет эксплуатироваться,
  • при проектировании электроустановки за основу принимается ее рабочее состояние, но не решается вопрос о том, как ее привести в это состояние и в каком состоянии она окажется, например, в результате кратковременного перерыва питания.

Порядок чтения электрических схем и чертежей

Прежде всего, необходимо ознакомиться с наличными чертежами (или составить оглавление, если его нет) и систематизировать чертежи (если этого не сделано в проекте) по назначению.

Чертежи чередуют в таком порядке, чтобы чтение каждого последующего являлось естественным продолжением чтения предыдущего. Затем уясняют принятую систему обозначений и маркировки.

Если она не отражена па чертежах, то ее выясняют и записывают.

На выбранном чертеже читают все надписи, начиная со штампа, затем примечания, экспликации, пояснения, спецификации и т. д. При чтении экспликации обязательно находят на чертежах аппараты, в ней перечисленные. При чтении спецификации сопоставляют их с экспликациями.

Если на чертеже имеются ссылки на другие чертежи, то нужно найти эти чертежи и разобраться в содержании ссылок. Например, в одну схему входит контакт, принадлежащий аппарату, изображенному на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п.

При чтении чертежей, отражающих электропитание, электрическую защиту, управление, сигнализацию и т. п.:

  1. определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано,
  2. расчленяют схему па простые цени и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти па схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д.,
  3. строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии,
  4. оценивают последствия вероятных неисправностей: незамыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка,
  5. нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п.,
  6. проверяют схему па отсутствие ложных цепей,
  7. оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования,
  8. проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.).

30 января в 20:30 18

30 января в 12:55

23

27 января в 22:21 22

27 января в 15:18

26

27 января в 13:27 29

23 января в 15:47

49

22 января в 09:35 75

21 января в 18:57

44

21 января в 11:34 55

20 января в 18:18 41

4 июня 2012 в 11:00 87008

12 июля 2011 в 08:56 19668

14 ноября 2012 в 10:00 10948

25 декабря 2012 в 10:00 10056

28 ноября 2011 в 10:00 9662

21 июля 2011 в 10:00 9047

24 мая 2017 в 10:00 7873

29 февраля 2012 в 10:00 7838

16 августа 2012 в 16:00 7472

27 февраля 2013 в 10:00 7154

2Vidy_elektricheskih_shem

 

Чтобы читать электрические схемы, необходимо хорошо знать и помнить: наиболее распространенные условные обозначения обмоток, контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей, ламп и т. п., условные обозначения, применяющиеся в той области, с которой преимущественно приходится сталкиваться в силу профессии, схемы наиболее распространенных узлов электроустановок, например двигателей, выпрямителей, освещения лампами накаливания и газоразрядными и т. п, свойства последовательного и параллельного соединений контактов, обмоток, сопротивлений, индуктивностей и емкостей.

Расчленение схем на простые цепи

Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых — определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно «лишние» условия, и оценить их последствия.

Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами.

Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях. Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, резистор, лампа, обмотка реле, разряженный конденсатор и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.). Понятно, что в цепях, не допускающих размыкания, например в цепях трансформаторов тока, контактов нет.

При чтении схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.

Реальность схемных решений

Наладчики хорошо знают, что не всегда могут быть осуществлены на деле схемные решения, хотя они не содержат явных ошибок. Иными словами, проектные электрические схемы не всегда реальны. Поэтому одна из задач чтения электрических схем состоит в том, чтобы проверить, могут ли быть выполнены заданные условия.

Нереальность схемных решений обычно имеет в основном следующие причины:

  • не хватает энергии для срабатывания аппарата,

  • в схему проникает «лишняя» энергия, вызывающая непредвиденное срабатывание пли препятствующая своевременному отпусканию электрического аппарата,

  • не хватает времени для совершения заданных действий,

  • аппаратом задана уставка, которая не может быть достигнута,

  • совместно применены аппараты, резко отличающиеся по свойствам,

  • не учтены коммутационная способность, уровень изоляции аппаратов и проводки, не погашены коммутационные перенапряжения,

  • не учтены условия, в которых электроустановка будет эксплуатироваться,

  • при проектировании электроустановки за основу принимается ее рабочее состояние, но не решается вопрос о том, как ее привести в это состояние и в каком состоянии она окажется, например, в результате кратковременного перерыва питания.

Порядок чтения электрических схем и чертежей

Прежде всего, необходимо ознакомиться с наличными чертежами (или составить оглавление, если его нет) и систематизировать чертежи (если этого не сделано в проекте) по назначению.

Чертежи чередуют в таком порядке, чтобы чтение каждого последующего являлось естественным продолжением чтения предыдущего. Затем уясняют принятую систему обозначений и маркировки.

Если она не отражена па чертежах, то ее выясняют и записывают.

На выбранном чертеже читают все надписи, начиная со штампа, затем примечания, экспликации, пояснения, спецификации и т. д. При чтении экспликации обязательно находят на чертежах аппараты, в ней перечисленные. При чтении спецификации сопоставляют их с экспликациями.

Если на чертеже имеются ссылки на другие чертежи, то нужно найти эти чертежи и разобраться в содержании ссылок. Например, в одну схему входит контакт, принадлежащий аппарату, изображенному на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п.

При чтении чертежей, отражающих электропитание, электрическую защиту, управление, сигнализацию и т. п.:

1) определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано,

2) расчленяют схему па простые цени и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти на схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д.,

3) строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии,

4) оценивают последствия вероятных неисправностей: незамыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка,

5) нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п.,

5) проверяют схему па отсутствие ложных цепей,

6) оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования,

7) проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.).

Гетлинг Б.В. Черчение схем и чертежей электроустановок

Гетлинг Б.В. Черчение схем и чертежей электроустановок

Введение

Решениями партии и правительства определены масштабы и темпы развития народного хозяйства СССР, намечен значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития производства, повышения его эффективности, ускорения роста производительности труда.

Так как основой технического прогресса является электрификации промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства, государственными планами предусмотрено строительство всех видов электростанций увеличенной мощности (4-6 млн. кВт для тепловых и 1-1,5 для атомных), а также магистральных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 кВ.

Рост энерговооруженности промышленного и сельскохозяйственного производства, внедрение во все отрасли народного хозяйства новых, более совершенных технологических процессов требуют постоянного увеличения численности высококвалифицированных электриков (электромонтеров, электромонтажников, электрослесарей), которые должны уметь разбираться в достаточно сложной технической документации — «читать» схемы и чертежи различных электроустановок.

В производственной деятельности человека очень часто бывает необходимо изобразить объект этой деятельности человека очень часто бывает необходимо изобразить объект этой деятельности, т.е. предмет, подлежащей изготовлению или обработке. Существует три способа изображения предмета: рисунок, фотография и чертеж.

Рисунок и фотография в силу закона перспективы дают искаженное изображение предмета. По ним трудно воспроизвести данный предмет, хотя общее представление о трехмерном (т.е. имеющем длину, ширину и высоту) предметы они дают с полной наглядностью. Однако этого мало. Практика требует такого изображения предмета, которое точно передавало бы форму и не искажало относительных размеров всех его элементов. Этому требованию удовлетворяет чертеж.

Чертеж — это изображение предмета посредством отдельных его видов (их называют проекциями): вида спереди, вида сзади, вида сбоку, вида сверху и т.д. Каждый вид является изображением одной стороны предмета. Чтобы представить весь предмет в целом, надо мысленно объединить все виды по определенным правилам и с соблюдением ряда условностей, без знания которых нельзя понять (прочитать) чертеж, т.е. получать полное представление об изображенном на нем предмете и его технических данных, необходимых для изготовления, сборки и монтажа.

Чтение чертежей требует большого внимания, понимания условностей чертежа и технических знаний в той отрасли, к которой относятся изображенный на чертеже предмет, а также развитого пространственного представления, которое приобретается упражнениями в процессе выполнения чертежей. Поэтому во всех технических учебных заведениях учащихся обучают не только читать, но и выполнять чертежи.

Рабочая программа Чтение схем и чертежей

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Усинский политехнический техникум»

Утверждаю

Директор ГПОУ «УПТ»

______ О.В.Рубан

«___» _____ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 ЧТЕНИЕ СХЕМ И ЧЕРТЕЖЕЙ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК

по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Квалификация: Электромонтер.

2016 г.

Рассмотрена Согласовано

На заседании ПЦК Зам. Директора по УР

общепрофессиональных дисциплин ____ О.Е. Воронина

Протокол №___ от «___» _____ 2016 г «___» _______ 2016 г

Председатель ПЦК ______ О.В. Крайникова

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.13 «Электроснабжение отрасли» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), утвержденного Минестерством Образования и науки России от 2 августа 2013года №802.(в редакции Приказов Минобрнауки России от 22.08.2014 №1039,от 17.03.2015 №247 )

Организация-составитель: ГПОУ «УПТ»

Составитель:

Н.А. Ярош – преподаватель

Рецензенты:

Внешний рецензент:

Внутренний рецензент:

О.В.Рубан– директор ГПОУ «УПТ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 стр.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6 стр.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12 стр.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14 стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 «Чтение схем и чертежей электроустановок»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 13.01.10. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной .

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Читать принципиальные схемы силового электрооборудования и микроэлектроники;

  • Читать схемы соединения и подключения электромеханического оборудования;

  • Читать чертежи расположения и электротехнические чертежи электроустановок;

  • Читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;

  • Выполнять схемы электрооборудования согласно требований ЕСКД и ЕСТД.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Условно-графические, буквенно-цифровые обозначения, применяемые в электрических схемах;

  • Основные правила выполнения принципиальных схем, схем соединения и подключения;

  • Основные правила выполнения чертежей расположения и электротехнических чертежей;

  • Правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;

  • Способы выполнения электрических схем и чертежей в ручной и компьютерной графике;

  • Требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 час.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Выполнение буквенно-графического обозначения элементов электрических схем чертежным шрифтом

2

Выполнение однолинейных электрических схем

6

Выполнение развернутых принципиальных схем силового электрооборудования

10

Выполнение схем соединения и подключения осветительных электроустановок

3

Выполнение схем расположения квартирной электропроводки

4

Выполнение электрических схем на компьютере в программе Microsoft Visio и других графических редакторах

12

Подготовка к контрольным работам

2

Итоговая аттестация в форме Экзамена

Раздел 1.

Условно-графические и буквенно-цифровые обозначения применяемые в электрических схемах

14

Тема 1.1.

Введение. Общие сведения о чертежах и схемах электроустановок

Содержание учебного материала

2

1

Значение дисциплины в профессиональной деятельности. Классификация средств отображения электрического и электромеханического оборудования, установок и аппаратов на электрических схемах.

2

Практическое занятие

2

1

Выполнение графических изображений элементов электромеханических устройств с электрическими и механическими связями

2

Тема 1.2.

Условно-графические обозначения электромеханического оборудования

Содержание учебного материала

2

1

Графические символы: электрических машин, трансформаторов, пускорегулирующей и электронной аппаратуры. Основные размеры графических символов используемых в электрических схемах.

2

Практическое занятие

4

1

Выполнение графических изображений трансформаторов и электрических машин .

2

2

Выполнение графических изображений пускорегулирующей и электронной аппаратуры .Чтение схем.

2

Тема 1.3.

Буквенно-цифровые обозначения электромеханического оборудования

Содержание учебного материала

2

1

Буквенно-цифровые обозначения на схемах электроустановок.

2

Практическое занятие

2

1

Нанесение буквенно-цифровых обозначений на графические символы.

2

Раздел 2

Принципиальные электрические схемы

9

Тема 2.1

Основные правила выполнения принципиальных схем

Содержание учебного материала

2

1

Основные правила выполнения принципиальных схем. Правила чтения схем.

2

Практическое занятие

2

1

Выполнение нереверсивной схемы управления разнесенным и совмещенным способом с цепями сигнализации.

2

Тема 2.2

Обозначение участков электрической цепи на принципиальных схемах

Содержание учебного материала

2

1

Основные аспекты обозначения участков цепей. Способы обозначения участков цепей: присвоение каждому участку цепи отдельного номера, использование адресных посылок присоединения, смешанное обозначения участков цепей.

2

Практическое занятие

2

1

Выполнение принципиальных схем управления электродвигателями, с присвоением отдельных номеров участков. Чтение принципиальных схем.

2

Контрольная работа

1

Раздел 3

Схемы соединения и подключения

10

Тема 3.1.

Схемы соединения

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения о схемах соединения. Необходимость схем соединения для монтажа электроустановок. Основные способы начертания схем соединения, основные сокращения и обозначения на схемах соединения.

2

Практические занятия

2

1

Чтение схем соединения

Составление схем соединения по принципиальным схемам.

2

Тема 3.2.

Схемы подключения

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения о схемах подключения. Необходимость схем подключения для монтажа электротехнических устройств. Особенности выполнения схем подключения.

2

Практическое занятие

4

1

Общие сведения о схемах подключения. Необходимость схем подключения для монтажа электротехнических устройств. Особенности выполнения схем подключения.

2

2

Общие сведения о схемах подключения. Необходимость схем подключения для монтажа электротехнических устройств. Особенности выполнения схем подключения.

2

Раздел 4

Чертежи расположения электроустановок и электрооборудования

4

Тема 4.1.

Нанесение электропроводок на планы зданий и сооружений

Содержание учебного материала

2

1

Общие понятия строительных чертежей и чертежей расположения электропроводок. Условные графические обозначения проводок на планах зданий.

2

Практическое занятие

4

1

Составление и чтение схем и чертежей расположения электропроводок на плане здания.

4

Раздел 5.

Электротехнические чертежи и схемы.

11

Тема 5.2.

Электрические чертежи воздушных линий электропередач.

Содержание учебного материала

1

1

Планы и профили воздушных линий электропередач. Технические чертежи опор ВЛЭП. Однолинейные поопорные схемы ВЛЭП.

1

Практическое занятие

4

1

Выполнение чертежа опор ВЛЭП. Чтение технических чертежей конструктивных элементов ВЛЭП.

2

2

Выполнение однолинейных поопорных схем ВЛЭП-6-10кВ.

Чтение схем электроснабжения нефтепромыслов.

2

Тема 5.3.

Электрические чертежи кабельных линий электропередач.

Содержание учебного материала

1

1

Чертежи прокладки кабельных линий электропередач. Поточно-координатный метод выполнения планов КЛЭП на плане зданий и сооружений. Выполнение чертежей электрических жгутов.

1

Практическое занятие

4

1

Выполнение планов трасс кабельных линий. Электрических жгутов.

2

2

Чтение планов , журналов кабельных линий электропередач.

2

Итоговая контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся:

— систематическая проработка конспектов занятий;

— выполнение графических домашних заданий, оформление практических работ, по сборнику практических заданий и упражнений «Чтение

чертежей и схем электроустановок»;

— составление схем управления силовым электрооборудованием;

— изучение технических чертежей электроустановок в Интернете.

30

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Выполнение буквенно-графического обозначения элементов электрических схем чертежным шрифтом;

  2. Выполнение однолинейных электрических схем;

  3. Выполнение развернутых принципиальных схем силового электрооборудования;

  4. Выполнение схем соединения и подключения осветительных электроустановок;

  5. Выполнение схем расположения квартирной электропроводки;

  6. Выполнение технических чертежей электротехнических конструкций , электрических жгутов;

  7. Выполнение электрических схем на компьютере в программе Microsoft Visio;

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электрического и электромеханического оборудования»

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий, фолий по предмету «Чтение схем и чертежей электроустановок».

— презентации уроков;

— методические пособия, справочная и нормативная литература;

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

— графопроектор;

— принципиальные электрические схемы электрического и электромеханического оборудования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. ГОСТ 2.702-2011 ЕСКД. Правила выполнения электрических схем;

  2. ГОСТ 2.701-2008 Единая система конструкторской документации. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению;

  3. ГОСТ 2.709-89 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные проводов и контактных соединений электрических элементов, оборудования и участков цепей в электрических схемах;

  4. ГОСТ 2.710-81 Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах;

  5. ГОСТ 2.721-74 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения;

  6. ГОСТ 2.755-87 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические в электрических схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения;

  7. ГОСТ 2.004-88 Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ;

  8. Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования – М. «Академия», 2010

Дополнительные источники:

  1. В.В Москаленко. Справочник электромонтера – М. «Академия», 2004;

  2. О.В. Рубан Сведения о чертежах и схемах электроустановок: методическое пособие для студентов – Усинск:

ГОУ СПО «УПТ», 2007.

  1. О.В. Рубан Чтение чертежей и схем электроустановок. Сборник практических заданий и упражнений – Усинск:

ГОУ СПО «УПТ», 2009.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

Применять требования основных нормативных документов при обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Чтения электрических схем электрического и электромеханического оборудования

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнять схемы электрооборудования согласно требований ЕСКД и ЕСТД

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

Условно-графических, буквенно-цифровых обозначений, применяемых в электрических схемах

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Основных правил выполнения принципиальных схем, схем соединения и подключения, чертежей расположения и электротехнических чертежей

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Требований государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД).

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

Графических редакторов для выполнения электрических схем

Аудиторные занятия

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности). Внеаудиторная самостоятельная работа

План урока «Чтение электрических схем»

Предмет: Основы электротехники

Раздел: «Электрические схемы»

Тема: «Правила чтения электрических схем»

Цели:

Ознакомить обучающихся с правилами чтения электрических схем;

Формировать у обучающихся рациональные приемы и способы мышления, развитие познавательной активности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда;

Воспитывать у обучающихся уважения к труду, высокие нравственные качества.

Подготовка к экзамену по вопросу «Электрические схемы»

Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа, индивидуальная работа обучающихся, компьютерное тестирование, демонстрация макетов.

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, пульты для тестирования, компьютер, макеты трансформаторов

Литература:

1. Прошин В.М. Электротехника учебник для СПО, 2013 год

2. Л.Д. Рожкова «Электрооборудование электрических станций и подстанций», учебник для СПО, 2014 год

Интернет – ресурсы: http://electricalschool.info/

Структура урока:

1. Организационный момент, сообщение темы – 4 мин.

2. Формирование новых знаний – 25 мин.

3. Закрепление пройденного материала – 12 мин.

4. Заключительная часть – 4 мин.

 

План урока

 

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.

 

Сообщение темы, целей и плана урока

Тема урока: «Правила чтения электрических схем»

 

3. Формирование новых знаний.

 Чтобы читать электрические схемы, необходимо хорошо знать и помнить: наиболее распространенные условные обозначения обмоток, контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей, ламп и т. п., условные обозначения, применяющиеся в той области с которой преимущественно приходится сталкиваться в силу профессии, схемы наиболее распространенных узлов электроустановок, например двигателей, выпрямителей, освещения лампами накаливания и газоразрядными и т. п, свойства последовательного и параллельного соединений контактов, обмоток, сопротивлений, индуктивностей и емкостей.

Расчленение схем на простые цепи

Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых — определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно «лишние» условия, и оценить их последствия.

Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами.

Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях.

Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, резистор, лампа, обмотка реле, разряженный конденсатор и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.). Понятно, что в цепях, не допускающих размыкания, например в цепях трансформаторов тока, контактов нет.

При чтении схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.

Порядок чтения электрических схем и чертежей

Прежде всего, необходимо ознакомиться с наличными чертежами (или составить оглавление, если его нет) и систематизировать чертежи (если этого не сделано в проекте) по назначению.

Чертежи чередуют в таком порядке, чтобы чтение каждого последующего являлось естественным продолжением чтения предыдущего. Затем уясняют принятую систему обозначений и маркировки.

Если она не отражена па чертежах, то ее выясняют и записывают.

На выбранном чертеже читают все надписи, начиная со штампа, затем примечания, экспликации, пояснения, спецификации и т. д. При чтении экспликации обязательно находят на чертежах аппараты, в ней перечисленные. При чтении спецификации сопоставляют их с экспликациями.

Если на чертеже имеются ссылки на другие чертежи, то нужно найти эти чертежи и разобраться в содержании ссылок. Например, в одну схему входит контакт, принадлежащий аппарату, изображенному на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п.

При чтении чертежей, отражающих электропитание, электрическую защиту, управление, сигнализацию и т. п.:

1) определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано,

2) расчленяют схему па простые цени и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти па схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д.,

3) строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии,

4) оценивают последствия вероятных неисправностей: незамыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка,

5) нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п.,

5) проверяют схему па отсутствие ложных цепей,

6) оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования,

7) проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.).

     Обобщение пройденного материала в ходе фронтальной беседы.

 

4. Закрепление пройденного материала.

1. Что такое электрическая схема?

2. Что такое питающая сеть?

3. Условные буквенные и графическае обозначения на электрических схемах

4. Порядок чтения электрических схем

 

5. Заключительная часть.

Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

 

Рабочая программа на тему: [Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 Чтение электрических схем

Автономное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский профессиональный колледж»

Структурное подразделение-4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_______________ А.С.Филиппов

«______»______________2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.09 «Чтение электрических схем»

для  учащихся  очной формы обучения

по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Наименование профиля: технический

Сургут 2013

Рабочая программа по дисциплине  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее — НПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Организация разработчик: АУ СПО «Сургутский профессиональный колледж»

Разработчик: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель.

Рекомендована профессионально-методическим объединением ««Энергетика и автоматика», протокол  №  9  от  «28 » мая 2013 г.

Эксперт: Филиппова Татьяна Ивановна


СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

           4

          6

           10

           12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Чтение электрических схем» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО): 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Чтение электрических схем»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки   с учетом   специфики профессий электротехнического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная  дисциплина «Чтение электрических схем»  изучается на втором курсе,  в структуру основной образовательной программы дисциплина введена  как междисциплинарный курс. По профессиям 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования» в вариативной части  циклов ОПОП  в ПМ.05 введен  ОП.09  «Чтение электрических схем».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения  учебной  дисциплины обучающийся  должен:

иметь практический опыт:

составления принципиальных,  электрических и монтажных схем;  

уметь:

читать и выполнять принципиальные, электрические и монтажные схемы различной сложности; читать  схемы приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

знать:

общие сведения об электрических схемах, правила оформления  и чтения электрических схем,  условные обозначения в схемах;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению схем.

1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося      66    часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося       32    часов;

самостоятельная работа обучающегося      22       часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

20

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

       аудиторная самостоятельная работа

       реферат, сообщения

      внеаудиторная самостоятельная работа 

Итоговая аттестация в форме:                зачета


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Общие сведения о чертежах и схемах электроустановок

Тема 1.1.

Виды и типы схем.

Основные средства изображения устройств и установок.

Содержание учебного материала

1

Виды и типы схем.  Структурные, функциональные, принципиальные, схемы; схемы соединений, подключений; схемы расположения и общие схемы. Основные средства изображения устройств и установок. Общие требования к выполнению электрических схем. ГОСТ 2.701-84 «Схемы. Виды и типы»; ГОСТ 2.702-75* «Правила выполнения электрических схем».

2

Самостоятельная работа обучающихся №1.

Составить обобщающую таблицу схем в зависимости от назначения, используя ГОСТ и Стандарты ЕТКС.

2

Раздел 2

Условные графические и буквенно-цифровые обозначения в схемах

Тема 2.1.

Построение условных графических обозначений

Содержание учебного материала

Правила построения условных графических обозначений в электрических схемах, используя простейшие геометрические образы (точку, отрезок, прямую, окружность и её части, прямоугольник, треугольник и т.д.)

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 2.

Ознакомиться  с ГОСТ 2.747-68 «Размеры условных графических изображений»

2

Тема 2.2.

Примеры построения условных графических обозначений

Содержание учебного материала

1

Примеры построения условных графических изображений в электрических схемах общего применения; электрических машин, трансформаторов; резисторов, конденсаторов, электронагревателей; электроизмерительных, полупроводниковых и электровакуумных  приборов; источников света и коммутационных устройств:

 ГОСТ 2.721-74* «Обозначения общего применения»;

ГОСТ 2.772-68* «Машины электрические»;

ГОСТ 2.723-68* «Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители»;  

ГОСТ 2.728-74* «Резисторы; конденсаторы»;

ГОСТ 2.729-68** «Приборы электроизмерительные»;

ГОСТ 2.730-73* «Приборы полупроводниковые»;

ГОСТ 2.731-81 «Приборы электровакуумные»;

ГОСТ 2.732-68* «Источники света»;

ГОСТ 2.725-68* «Устройства коммутирующие»;

ГОСТ2.727-68* «Разрядники, предохранители».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 3.

Построить  условно-графические  обозначения асинхронной машины, трехфазного  двухобмоточного трансформатора и автотрансформатора двумя  способами.

2

Тема 2.3. Примеры построения буквенно-цифровых  обозначений.

Содержание учебного материала

1

Условные буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах. Общие сведения. Позиционные обозначения видов элементов.

ГОСТ 2.710-81 «Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах».

Практическая работа № 1

«Построение позиционных обозначений в измерительных цепях двумя способами».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 4.

Составить таблицу буквенных кодов элементов электроустановок. ГОСТ 2.710-81 «Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах».

2

Тема 2.4.

Условные обозначения в электрических цепях.

Содержание учебного материала

Обозначение электрических цепей. Три способа обозначения участков электрических цепей. Позиционные обозначения при вертикальном и горизонтальном расположении. Нумерация выводов элементов. Вторичные цепи переменного и постоянного тока.

2

Практическая работа № 2

«Построение  и обозначение электроизмерительных цепей и их участков разными способами».

2

Практическая работа № 3

«Построение и обозначение цепей с указанием их функционального назначения».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 5.

Выполнить  схемы вторичных цепей  трансформаторов тока и прочитать их.

2  

Раздел 3.

Принципиальные электрические схемы.

Тема 3.1. Основные правила выполнения принципиальных электрических схем

Содержание учебного материала

Основные правила выполнения принципиальных электрических схем.

Схемы электрического освещения. Принципиальные схемы цепей реле. Принципиальные схемы распределения электроэнергии. Принципиальные схемы управления электрооборудованием.  ГОСТ 2.709-72*  (переиздание 1983 г. с изменениями)  «Система обозначения цепей в электрических схемах».

2

Практическая работа № 4

«Построение  и чтение принципиальной схемы осветительных электроустановок».

2

Практическая работа № 5

«Изучение, построение и чтение  принципиальных схем измерительных цепей электрической линии».

2

Практическая работа № 6

«Изучение, построение  и чтение  принципиальных схем дистанционного управления электродвигателем».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 6.

Выполнить и прочитать  принципиальную схему включения электроустановки с управлением из трех мест.

2

Самостоятельная работа обучающихся № 7.

Выполнить и прочитать принципиальную схему дистанционного управления электродвигателем.

2

Самостоятельная работа обучающихся № 8.

Выполнить и прочитать принципиальные схемы распределения электроэнергии между промышленными потребителями.

2

Тема 3.2. Схемы соединений и подключений.

Содержание учебного материала

Схемы соединений и подключений в  в электрических установках. Условные графические обозначения отдельных элементов в схемах соединений. Способы выполнения схем соединений.  ГОСТ 2.414-75* «Правила выполнения чертежей жгутов, кабелей и проводов»

Практическая работа №7

«Построение  и чтение схемы соединения панели управления».

2

Практическая работа № 8

«Изучение, построение и чтение  схем подключения панели распределительного щита».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 9.

Выполнить и прочитать  принципиальную схему подключения  трехламповой люстры,  управляемой двумя выключателями.

2

Раздел 4.

Схемы электроустановок с электронной и микроэлектронной аппаратурой

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

Принципиальные схемы электронной аппаратуры (воспринимающая, промежуточная, исполнительная части). Условные графические обозначения электрорадиокомпонентов. Типовые унифицированные элементы: источник питания, реле времени, измерительное реле, преобразователи формы импульсов и др. Микроэлектронные изделия, полупроводниковые интегральные микросхемы. ГОСТ 2.708-81 «Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники»

Практическая работа № 9

«Изучение, построение и чтение принципиальной схемы полупроводникового элемента».

2

Практическая работа № 10

Изучение, построение и чтение схемы автоматического управления технологического контроля

2

Самостоятельная работа обучающихся №10.

Выполнить электрическую схему интегральной микросхемы и прочитать её.

2

Дифференцированный зачет

2


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Инженерной графики» или «Черчения».

Оборудование учебного кабинета «Инженерной графики»:

     —  наглядные пособия, оборудования

     —  столы чертёжные

     —  столы ученические

     —  кресло

     —  доска меловая (магнитная) трёхстворчатая

     —  шкаф

     —  комплект чертёжных инструментов для построения чертежей на доске

 Технические средства обучения: компьютерные и телекоммуникационные.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

учебники:

  1. Сибикин  Ю.Д. Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  2. Сибикин  Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2-х кн. Кн.1. (Текст): учебник для НПО /Ю.Д.Сибикин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 208 с.
  3. Сибикин  Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2-х кн. Кн.2. (Текст): учебник для НПО /Ю.Д.Сибикин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 215 с.
  4. Шеховцев В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)

учебные пособия:

  1. Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб. пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 306 с.
  2. Быстрицкий Г.Ф. Общая энергетика (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 208 с.
  3. Быстрицкий Г.Ф. Энергосиловое оборудование промышленных предприятий (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – 4-е изд. стер. — М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
  4. Колесников А.И. Энергоснабжение в промышленных и коммунальных предприятиях / А.И.Колесников и др.; под общ. Ред. М.Н.Федорова. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 124 с.
  5. Конюхова Е.А.  Электроснабжение объектов (Текст): учеб. пособие для СПО /  Е.А.Конюхова . – 4-е изд., стер. —  М.: ИЦ «Академия», 2012. – 320 с.

учебно-методические пособия:

  1. Библия электрика (Текст): ПУЭ; МПОТ; ПТЭ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 688 с.: ил.
  2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Текст). – М.: ЭНАС, 2012. – 264 с.
  3. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 248 с.: ил.
  4. Сибикин Ю.Д. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 248 с.: ил.

Дополнительные источники:  журнал «Электроэнергетика: сегодня и завтра»

Информационно-справочное издание «Новости энергетики» (www.news.elteh.ru)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

иметь практический опыт:

составления принципиальных,  электрических и монтажных схем;  

уметь:

читать и выполнять принципиальные, электрические и монтажные схемы различной сложности; читать  схемы приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

знать:

общие сведения об электрических схемах, правила оформления  и чтения электрических схем,  условные обозначения в схемах;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению схем.

Текущий контроль в форме:

  • защиты практических работ № 1 — № 10;
  • озвучивания опорного конспекта,      чтение условных графических и
  • буквенных обозначений  аппаратов и приборов;
  • дифференцированного зачёта по

дисциплине.

Разработчик:         

АУ СПО СПК                          преподаватель                   И.В.Мирошниченко

        (место работы)                           (занимаемая должность)                     (инициалы, фамилия)

Эксперт:

  АУ СПО СПК                          преподаватель                       Т.И.Филиппова

        (место работы)                             (занимаемая должность)                     (инициалы, фамилия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *