Автоматическое зарядное устройство схема – Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками: простые и мощные схемы зарядок акб автомобиля и инструкции по изготовлению

Содержание

Простое универсальное автоматическое зарядное устройство

Я постарался вставить в заголовок этой статьи все плюсы данной схемы, которою мы будем рассматривать и естественно у меня это не совсем получилось. Так что давайте теперь рассмотрим все достоинства по порядку.
Главным достоинством зарядного устройство является то, что оно полностью автоматическое. Схема контролирует и стабилизирует нужный ток зарядки аккумулятора, контролирует напряжение аккумуляторной батареи и как оно достигнет нужного уровня – убавит ток до нуля.

Какие аккумуляторные батареи можно заряжать?


Практически все: литий-ионные, никель-кадмиевые, свинцовые и другие. Масштабы применения ограничиваются только током заряда и напряжением.
Для всех бытовых нужд этого будет достаточно. К примеру, если у вас сломался встроенный контроллер заряда, то можно его заменить этой схемой. Аккумуляторные шуруповерты, пылесосы, фонари и другие устройства возможно заряжать этим автоматическим зарядным устройством, даже автомобильные и мотоциклетные батареи.

Где ещё можно применить схему?


Помимо зарядного устройства можно применить данную схему как контроллер зарядки для альтернативных источников энергии, таких как солнечная батарея.
Также схему можно использовать как регулируемый источник питания для лабораторных целей с защитой короткого замыкания.

Основные достоинства:


  • — Простота: схема содержит всего 4 довольно распространённых компонента.
  • — Полная автономность: контроль тока и напряжения.
  • — Микросхемы LM317 имеют встроенную защиту от короткого замыкания и перегрева.
  • — Небольшие габариты конечного устройства.
  • — Большой диапазон рабочего напряжения 1,2-37 В.

Недостатки:


  • — Ток зарядки до 1,5 А. Это скорей всего не недостаток, а характеристика, но я определю данный параметр сюда.
  • — При токе больше 0,5 А требует установки на радиатор. Также следует учитывать разницу между входным и выходным напряжением. Чем эта разница будет больше, тем сильнее будут греться микросхемы.

Схема автоматического зарядного устройства


Простое универсальное автоматическое зарядное устройство
На схеме не показан источник питания, а только блок регулировки. Источником питания может служить трансформатор с выпрямительным мостом, блок питания от ноутбука (19 В), блок питания от телефона (5 В). Все зависит от того какие цели вы преследуете.
Схему можно поделать на две части, каждая из них функционирует отдельно. На первой LM317 собран стабилизатор тока. Резистор для стабилизации рассчитывается просто: «1,25 / 1 = 1,25 Ом», где 1,25 – константа которая всегда одна для всех и «1» — это нужный вам ток стабилизации. Рассчитываем, затем выбираем ближайший из линейки резистор. Чем выше ток, тем больше мощность резистора нужно брать. Для тока от 1 А – минимум 5 Вт.
Вторая половина — это стабилизатор напряжения. Тут все просто, переменным резистором выставляете напряжение заряженного аккумулятора. К примеру, у автомобильных батарей оно где-то равно 14,2-14,4. Для настройки подключаем на вход нагрузочный резистор 1 кОм и измеряем мультиметром напряжение. Выставляем подстрочным резистором нужное напряжение и все. Как только батарея зарядится и напряжение достигнет выставленного – микросхема уменьшит ток до нуля, и зарядка прекратиться.
Я лично использовал такое устройство для зарядки литий-ионных аккумуляторов. Ни для кого не секрет, что их нужно заряжать правильно и если допустить ошибку, то они могут даже взорваться. Это ЗУ справляется со всеми задачами.
Простое универсальное автоматическое зарядное устройство
Простое универсальное автоматическое зарядное устройство
Чтобы контролировать наличие заряда можно воспользоваться схемой, описанной в этой статье — Индикатор наличия тока.
Есть ещё схема включения этой микросхемы в одно: и стабилизация тока и напряжения. Но в таком варианте наблюдается не совсем линейная работа, но в некоторых случаях может и сгодиться.
Информативное видео, только не на русском, но формулы расчета понять можно.

Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Всем привет, сегодня рассмотрим несколько универсальных схем, которые позволят отключить зарядное устройство при полной зарядке аккумулятора, иными словами внедрением этих схем можно построить автоматическое зарядное устройство или доработать функцию автоотключения промышленной зарядки.

Сразу хочу пояснить один момент, если зарядное устройство работает по принципу стабильный ток — стабильное напряжение, то нет смысла использовать функцию автоотключения, поскольку естественным образом по мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в конце заряда он равен нулю.Автоотключение любого ЗУ автомобиляСхемы, которые мы сегодня рассмотрим, предназначены для работы с автомобильными свинцово — кислотными аккумуляторами, хотя они могут работать с любыми зарядными устройствами, без всякой переделки последних.

Начнём с простых схем…

Первый вариант построен всего на одном транзисторе, переключающим элементом в схеме является реле с напряжением катушки 12 вольт.Автоотключение при завершении зарядки, схема

Использованы те контакты, которые замкнуты без подачи питания на реле

Резистивный делитель или переменный резистор, задает нужное напряжение, смещение на базе транзистора, тот срабатывая подаёт питание на обмотку реле, вследствие чего реле включается размыкая контакт, который в состоянии покоя был замкнут и через который протекал ток заряда.Автоотключение зарядки, схемаИспользуя подстроечный резистор мы можем выставить то напряжение при котором сработает транзистор.

Для настройки схемы удобно использовать регулируемый источник питания, ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема на котором нужно выставить напряжение около 13.5-13.7 вольт, что равноценно напряжению полностью заряженного автомобильного аккумулятора.

 ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаЗатем медленно вращая подстроечный резистор добиваемся срабатывания транзистора, а следовательно и реле при выставленном напряжении. ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаТеперь проверяем схему еще раз, допустим в начале заряда напряжение на аккумуляторе 12 вольт, по мере заряда оно увеличивается и по достижению порога 13.5 вольт реле срабатывает, отключив зарядное устройство от сети.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Кстати, можно подключить реле следующим образом, в этом случае зарядка не отключается от сети, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаа просто пропадает выходное напряжение и процесс заряда прекратиться, в этом случае контакты реле должны быть рассчитаны на токи в полтора раза больше максимального выходного тока зарядного устройства.

Транзистор буквально любой обратной проводимости, советую взять транзисторы средней мощности наподобие BD139, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемадиоды в эмиттерной цепи транзистора тоже особо не критичны, ток потребления схемы всего 10-20 миллиампер, но схема имеет несколько недостатков.

Например, низкая помехоустойчивость, из-за которых возможно ложное срабатывание реле и невысокая точность работы, из-за отсутствия источника опорного напряжения и прочих стабилизирующих узлов.

Добавив в базовую цепь ключа стабилитрон, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемамы решим указанные проблемы и появится возможность довольно точно выставить нужное напряжение срабатывания.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Для настройки советую использовать многооборотный подстроечный резистор. Диод VD1 защищает транзистор от самоиндукции в случае размыкания реле.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Настраиваем схему точно так, как в первом варианте, лампочка имитирует процесс заряда и подключена вместо аккумулятора, при превышении определенного порога, реле срабатывает и лампа потухает.

Вторая схема построена на базе любого таймера NE555, этот вариант похож на предыдущие, микросхема NE555 в своей конструкции содержит два компаратора, пониженное опорное напряжение формирует стабилитрон, порог срабатывания устанавливается подстроечным резистором, как только напряжение на батарее будет равна пороговому, на выходе таймера получим высокий уровень, вследствие чего сработает транзистор.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

В этом варианте использовать те контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии без подачи питания. Во время настройки точку «А» размыкают от выходного контакта и подключают к плюсу зарядного устройства. К выходному контакту реле подключают лампу, второй вывод лампы подключают к массе питания.

В обеих схемах порог срабатывания можно выставить в пределах от 13.5 до 14 вольт, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12.6 до 12.8 вольт но при заведенном двигателе напряжение доходит до 14.5 вольт, так что небольшой перезаряд аккумулятора никак не повредит.

Аналогичную схему можно собрать на базе компаратора или операционного усилителя в компараторном включении, принцип работы тот же, что и в случае внедрения таймера NE555. В этой же статье, приведены наиболее простые и доступные варианты.

Все печатки в формате .lay можно скачать для повторения.

Автор; Ака Касьян

Зарядные устройства — полный список схем и документации на QRZ.RU

1Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger959921.03.2009
2MH-C9000 WizardOne360780126.10.2013
3UT12B Детектор напряжения342348426.10.2013
4Автоматическая подзарядка аккумуляторов.3091116.06.2003
5Автоматическая подзарядка аккумуляторов. 1723626.03.2006
6Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора 127916.11.2016
7Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора 139616.11.2016
8Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) 182316.11.2016
9Автоматическое зарядное устройство 99816.11.2016
10Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора 142516.11.2016
11Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов 119916.11.2016
12Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 111116.11.2016
13Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием 109416.11.2016
14Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В 126416.11.2016
15Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов5383217.09.2005
16Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. 1826917.09.2002
17Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора 103116.11.2016
18Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика 95316.11.2016
19Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) 92316.11.2016
20Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением 92916.11.2016
21Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 88516.11.2016
22Блок питания 0-12В/300мА 85816.11.2016
23Блок питания 1-29В/2А (КТ908) 96516.11.2016
24Блок питания 12В 6А (КТ827) 108416.11.2016
25Блок питания 60В 100мА 46516.11.2016
26Блок питания Senao-5681044121411.07.2016
27Блок питания Senao-8681116129111.07.2016
28Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) 23216.11.2016
29Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем 18116.11.2016
30Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) 23216.11.2016
31Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» 18416.11.2016
32Блок питания для телевизора 250В 25516.11.2016
33Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А 19716.11.2016
34Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе 20716.11.2016
35Блок питания с гасящим конденсатором 19716.11.2016
36Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) 23816.11.2016
37Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A 18116.11.2016
38Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) 15616.11.2016
39ВСА-5К, ВСА-111К2561864614.03.2010
40Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других 27316.11.2016
41Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) 15816.11.2016
42Выпрямитель с малым уровнем пульсаций 21716.11.2016
43Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) 36516.11.2016
44Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов 31516.11.2016
45Высокоэффективное зарядное устройство для батарей2150522.11.2004
46Два бестрансформаторных блока питания 20816.11.2016
47Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) 17616.11.2016
48Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) 23016.11.2016
49Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей4678503.02.2003
50Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02»6741832114.08.2009
51Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3180102811.03.2017
52Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В 51516.11.2016
53Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач 32216.11.2016
54Зарядное устройство91852812.07.2007
55Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов 27716.11.2016
56Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»72101605.10.2009
57Зарядное устройство HAMA TA03C397338207.10.2016
58Зарядное устройство \»Квант\»411288922.10.2008
59Зарядное устройство \»Рассвет-2\»11795323.12.2009
60Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора3030021.04.2006
61Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 32016.11.2016
62Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА 18616.11.2016
63Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) 21716.11.2016
64Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов3954304.05.2009
65Зарядное устройство для фонарей ФОС-1451009003.12.2006
66Зарядное устройство до 5 А.311365010.02.2009
67Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) 22616.11.2016
68Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов 16416.11.2016
69Зарядное устройство с температурной компенсацией 22016.11.2016
70Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T.466146114.07.2016
71Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора1396815.10.2002
72Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора 26016.11.2016
73Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах 30516.11.2016
74Импульсные источники питания, теория и простые схемы 37216.11.2016
75Импульсный блок питания 5В 0,2А 27816.11.2016
76Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) 14716.11.2016
77Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) 26816.11.2016
78Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт 25716.11.2016
79Импульсный источник питания (5В 6А) 15416.11.2016
80Импульсный источник питания на 40 Вт 20216.11.2016
81Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) 13416.11.2016
82Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) 20316.11.2016
83Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) 17416.11.2016
84Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) 18416.11.2016
85Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В 14916.11.2016
86Индикатор ёмкости батарей 22316.11.2016
87Интеллектуальное зарядное устройство1494943022.09.2008
88Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент)132173011.07.2016
89Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А 24416.11.2016
90Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера 17816.11.2016
91Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В 16516.11.2016
92Источник питания для измерительного прибора на микросхемах 16316.11.2016
93Источник питания для измерительных приборов 18316.11.2016
94Источник питания для компьютера 20816.11.2016
95Источник питания для логических микросхем (5В) 18016.11.2016
96Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров 16816.11.2016
97Источник питания для часов на БИС 17216.11.2016
98Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) 27816.11.2016
99Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) 26816.11.2016
100Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт 23016.11.2016
101Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В 18716.11.2016
102Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) 18016.11.2016
103Источники питания для варикапа 19116.11.2016
104Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД 23516.11.2016
105Кедр-М781501518.11.2007
106Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А 22016.11.2016
107Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) 25316.11.2016
108Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель 22816.11.2016
109Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) 22116.11.2016
110Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) 25316.11.2016
111Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) 21216.11.2016
112Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов 21816.11.2016
113Маломощный источник питания (9В, 70мА) 16516.11.2016
114Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором 20516.11.2016
115Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) 14116.11.2016
116Маломощный сетевой блок питания (9В) 21916.11.2016
117Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В 15516.11.2016
118Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В 23016.11.2016
119Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А 21116.11.2016
120Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) 13216.11.2016
121Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) 20616.11.2016
122Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) 44816.11.2016
123Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) 21016.11.2016
124Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) 31316.11.2016
125Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А 30316.11.2016
126Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В 23316.11.2016
127Обзор схем восстановления заряда у батареек 24016.11.2016
128Однополярный источник питания УНЧ (40В) 15816.11.2016
129Питание будильника 1,5В от сети 220В 22016.11.2016
130Питание микроконтролерных устройств от сети 220В 20716.11.2016
131Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор 15116.11.2016
132Питание микроконтроллеров от телефонной линии 18516.11.2016
133Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети 16916.11.2016
134Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии800704.10.2002
135Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора 17416.11.2016
136Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов 20916.11.2016
137Прибор для измерения параметров аккумуляторов. 925210.06.2002
138Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В 26416.11.2016
139Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора 26816.11.2016
140Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа 38416.11.2016
141Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) 30016.11.2016
142Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) 24716.11.2016
143Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей 22516.11.2016
144Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов3236327.06.2006
145Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) 25416.11.2016
146Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) 16716.11.2016
147Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт 19016.11.2016
148Простой импульсный блок питания на ИМС 24316.11.2016
149Простой импульсный источник питания 5В 4А 21216.11.2016
150Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором 19716.11.2016
151Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) 29316.11.2016
152Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного 20116.11.2016
153Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) 28216.11.2016
154Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) 23316.11.2016
155Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) 21816.11.2016
156Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) 21616.11.2016
157Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей 20616.11.2016
158Самодельное пусковое устройство130179825.06.2017
159Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В 23016.11.2016
160Сетевая «Крона» 9В/25мА 19816.11.2016
161Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания 21916.11.2016
162Солнечное зарядное устройство13235132616.04.2014
163Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\»237728.06.2012
164Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) 19916.11.2016
165Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) 21316.11.2016
166Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий 17516.11.2016
167Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) 21216.11.2016
168Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) 21716.11.2016
169Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов 41216.11.2016
170Схема блока питания и зарядного устройства для iPod4207322.03.2012
171Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А 23016.11.2016
172Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В) 20116.11.2016
173Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) 27216.11.2016
174Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов 35516.11.2016
175Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) 14316.11.2016
176Схема зарядного устройства для батарей 23116.11.2016
177Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем 18216.11.2016
178Схема измерителя выходного сопротивления батарей 20716.11.2016
179Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона 21216.11.2016
180Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А 27516.11.2016
181Схема контроллера заряда батарей 17516.11.2016
182Схема непрерывного подзаряда батарей 20416.11.2016
183Схема простого зарядного устройства на диодах 19316.11.2016
184Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А 20516.11.2016
185Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) 21516.11.2016
186Схема универсального лабораторного источника питания 21616.11.2016
187Схема устройства для подзаряда батарей 9616.11.2016
188Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров 21316.11.2016
189Схемы бестрансформаторных зарядных устройств 21116.11.2016
190Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров 22216.11.2016
191Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) 25216.11.2016
192Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов 23016.11.2016
193Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК 22916.11.2016
194Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов 28516.11.2016
195Таймер-индикатор разрядки батареи 18916.11.2016
196Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е 30116.11.2016
197Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов 21216.11.2016
198Универсальный блок питания с несколькими напряжениями 20516.11.2016
199Устройство автоматической подзарядки аккумулятора1067230.10.2005
200Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач 28116.11.2016
201Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач 28816.11.2016
202Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 21516.11.2016
203Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов 18616.11.2016
204Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,51341519119.04.2006
205Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В 27516.11.2016
206Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А 23816.11.2016
207Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А 19516.11.2016
208Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах603206.10.2002
209Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах 292010.06.2002
210Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей 29416.11.2016

Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

РадиоКот >Схемы >Питание >Зарядные устройства >

Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Необходимость зарядного устройства для свинцово -кислотных аккумуляторных батарей возникла давно. Первое зарядное было сделано еще для автомобильного аккумулятора на 55А.Ч. Со временем в хозяйстве появились необслуживаемые гелиевые батареи различных номиналов, тоже нуждающиеся в зарядке. Городить для каждой батареи отдельное зарядное устройство, по крайней мере, неразумно. Поэтому пришлось взять в руки карандаш, проштудировать доступную литературу, в основном журнал «Радио», и совместно с товарищами родить концепцию универсального автоматического зарядного устройства (УАЗУ) для 12-ти вольтовых аккумуляторов от 7АЧ до 60АЧ. Получившуюся конструкцию выношу на ваш суд. Сделано в железе более 10 шт. с различными вариациями. Все устройства работают без нареканий. Схема легко повторяется с минимальными настройками.

За основу сразу был взят блок питания от старого ПК формата АТ, поскольку обладает целым комплексом положительных качеств: малые размеры и вес, хорошая стабилизация, мощность с большим запасом, ну и самое главное уже готовая силовая часть, к которой осталось прикрутить блок управления. Идею БУ подсказал С. Голов в своей статье «Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотной аккумуляторной батареи», журнал «Радио» №12 2004г., спасибо ему отдельное.
Коротко повторю алгоритм зарядки батареи. Весь процесс состоит из трех этапов. На первом этапе, когда батарея полностью или частично разряжена, допустимо проводить зарядку большим током, достигающим 0,1:.0,2С, где С — емкость аккумулятора в ампер-часах. Зарядный ток должен быть ограничен сверху указанным значением или стабилизирован. По мере накопления заряда растет напряжение на клеммах батареи. Это напряжение контролируем. По достижению уровня 14,4 — 14,6 вольта первый этап завершен. На втором этапе необходимо поддерживать постоянным достигнутое напряжение и контролировать зарядный ток, который будет снижаться. Когда ток заряда упадет до 0,02С, батарея наберет заряд не менее 80%, переходим к третьему этапу заключительному. Уменьшаем напряжение заряда до 13,8 в. и поддерживаем его на этом уровне. Ток заряда постепенно снизится до 0,002:.0,001С и стабилизируется на этом значении. Такой ток для батареи не опасен, в этом режиме батарея может находиться долго, без вреда для себя и всегда готова к применению.
Теперь собственно поговорим о том как это все сделано. БП от компьютера был выбран из соображения наибольшего распространения схемного решения, т.е. узел управления выполнен на микросхеме TL494 и ее аналогах (MB3759, КА7500, КР1114ЕУ4) и слегка переделан:

Демонтированы схемы выходных напряжений 5в, -5в, -12в, отпаяны резисторы обратной связи по 5 и 12в, отключена схема защиты от перенапряжения. На фрагменте схемы отмечено крестиком места разрыва цепей. Оставлена только выходная часть 12в, можно еще заменить диодную сборку в цепи 12в на сборку снятую с 5-ти вольтовой цепи, она помощней, хотя не обязательно. Убраны все лишние провода, оставили только по 4 провода черного и желтого цвета длинной сантиметров по10, выход силовой части. К 1-й ноге микросхемы припаиваем проводок длинной 10 см это будет управление. На этом доработка закончена.

В блоке управления дополнительно, по просьбам многочисленных желающих иметь такую штуку, реализован режим тренировки и схема защиты от переполюсовки батареи для особо невнимательных. И так БУ:

Основные узлы: параметрический стабилизатор опорного напряжения 14,6в VD6-VD11, R21
Блок компараторов и индикаторов, реализующих три этапа зарядки батареи DA1.2, VD2 первый этап, DA1.3, VD5 второй, DA1.4, VD3 третий.

Стабилизатор VD1, R1, C1 и делители R4, R8, R5, R9, R6, R7 формирующие опорное напряжение компараторов. Переключатель SA1 и резисторы обеспечивают изменение режима зарядки для различных аккумуляторов.
Блок тренировки DD К561ЛЕ5, VT3, VT4, VT5, VT1, DA1.1.
Защита VS1, DA5, VD13.

Как это работает. Предположим что мы заряжаем автомобильный аккумулятор 55АЧ. Компараторы отслеживают падение напряжения на резисторе R31. На первом этапе схема работает как стабилизатор тока, при включении ток заряда будет около 5А, горят все 3 светодиода. DA1.2 будет держать ток заряда пока напряжение на батарее не достигнет 14,6в., DA1.2 закроется, погаснет VD2 красный. Начался второй этап.

На этом этапе напряжение 14,6в на батарее поддерживается стабилизаторомVD6-VD11, R21, т.е. ЗУ работает в режиме стабилизации напряжения. По мере увеличения заряда батареи, ток падает и как только он опустится до 0,02С, сработает DA1.3. Погаснет желтый VD5 и откроется транзистор VT2. Шунтируются VD6, VD7, напряжение стабилизации скачком снижается до 13,8 в. Перешли к третьему этапу.
Дальше идет дозаряд батареи очень маленьким током. Поскольку к этому моменту батарея набрала примерно 95-97% заряда, ток снижается постепенно до 0,002С и стабилизируется. На хороших батареях может снизится до 0,001С. На этот порог и настроен DA1.4. Светодиод VD3 может погаснуть, хотя на практике он продолжает слабо светить. На этом процесс можно считать завершенным и использовать аккумулятор по назначению.

Режим тренировка. При длительном хранении аккумулятора, его периодически рекомендуется тренировать, так как это может продлить жизнь старых батарей. Поскольку аккумулятор штука весьма инерционная, заряд-разряд должны длиться по несколько секунд. В литературе встречаются устройства которые тренируют батареи с частотой 50ГЦ, что печально сказывается на ее здоровье. Ток разряда составляет примерно десятую часть тока заряда. На схеме переключатель SA2 показан в положении тренировка, SA2.1 разомкнут SA2.2 замкнут. Включена схема разряда VT3, VT4, VT5, R24, SA2.2, R31 и взведен триггер DA1.1, VT1. На элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛЕ5 собран мультивибратор. Он выдает меандр с периодом 10-12 секунд. Триггер взведен, элемент DD1.3 открыт, импульсы с мультивибратора открывают и закрывают транзисторы VT4 и VT3. Транзистор VT3 в открытом состоянии шунтирует диоды VD6-VD8 блокируя зарядку. Ток разряда батареи идет через R24, VT4, SA2.2, R31. Батарея 5-6 секунд получает заряд и такое же время разряжается малым током. Этот процесс длится первый и второй этап зарядки, затем срабатывает триггер, закрывается DD1.3, закрываются VT4 и VT3. Третий этап проходит в обычном режиме. В дополнительной индикации режима тренировки нет необходимости, поскольку мигают светодиоды VD2, VD3 и VD5. После первого этапа мигают VD3 и VD5. На третьем этапе VD5 светит не мигая. В режиме тренировки заряд батареи длится почти в 2 раза дольше.

Защита. В первых конструкциях вместо тиристора стоял диод, который защищал ЗУ от обратного тока. Работает очень просто, при правильном включении оптрон открывает тиристор, можно включать зарядку. При неправильном, загорается светодиод VD13, меняй местами клеммы. Между анодом и катодом тиристора нужно припаять неполярный конденсатор 50 мкф 50 вольт или 2 встречно спаянных электролита 100мкф 50в.

Конструкция и детали. ЗУ собрано в корпусе БП от компьютера. БУ изготовлен по лазерно-утюжной технологии. Рисунок печатной платы прилагается в архивном файле, выполнен в SL4. Резисторы МЛТ-025, резистор R31 — кусок медного провода. Измерительную головку РА1 можно и не ставить. Просто валялась и ее приспособили. Поэтому значения R30 и R33 зависят от миллиамперметра. Тиристор КУ202 в пластмассовом исполнении. Собственно исполнение видно на прилагаемых фото. Разъем и кабель для подключения питания монитора использовали для включения батареи. Переключатель выбора тока зарядки малогабаритный на 11 положений, резисторы припаяны к нему. Если ЗУ будет заряжать только автомобильные аккумуляторы переключатель можно не ставить, впаяв просто перемычку. DA1 — LM339. Диоды КД521 или аналогичные. Оптрон PC817 можно поставить другой с транзисторной исполнительной частью. Платка БУ прикручена к алюминиевой пластине толщиной 4 мм. Она служит радиатором для тиристора и КТ829, на ней же в отверстия вставлены светодиоды. Получившийся блок прикручен к передней стенке БП. ЗУ не греется, поэтому вентилятор подключен к БП через стабилизатор КР140ен8б, напряжение ограничено до 9в. Вентилятор вращается помедленней и практически его не слышно.

Регулировка. Первоначально устанавливаем вместо тиристора VS1 мощный диод , не впаивая VD4 и R20, подбираем стабилитроны VD8-VD10 так чтобы напряжение на выходе, без нагрузки, было 14,6вольта. Далее запаиваем VD4 и R20 и подбором R8, R9, R6 выставить пороги срабатывания компараторов. Вместо батареи подключаем проволочный переменный резистор 10 Ом, устанавливаем ток 5 ампер, впаиваем переменный резистор вместо R8, крутим его при напряжении 14,6в должен погаснуть светодиод VD2, мереям введенную часть переменного резистора и впаиваем постоянный. Впаиваем переменный резистор вместо R9, выставив примерно 150 Ом. Включаем ЗУ, увеличиваем ток нагрузки пока не сработает DA1.2, затем начинаем уменьшать ток до значения 0,1 ампера. Затем уменьшаем R9 пока не сработает компаратор DA1,3. Напряжение на нагрузке должно упасть до 13,8в и погаснет желтый светодиод VD5. Снижаем ток до 0,05 ампера, подбором R6 гасим VD3. Но лучше всего наладку проводить на хорошем разряженном аккумуляторе. Впаиваем переменные резисторы, выставляем их чуть больше указанных на схеме, подключаем амперметр и вольтметр к клеммам аккумулятора и делаем это за один раз. Батарею не сильно разряженную используем, тогда будет быстрее и точнее. Практика показала, что регулировка практически не требуется, если точно подобрать R31. Добавочные резисторы подбираются тоже легко: при соответствующем токе нагрузки, падение напряжения на R31 должно составлять 0,5в, 0,4в, 0,3в, 0,2в, 0,15в, 0,1в и 0,07в.
Вот, собственно и все. Да, еще, если дополнительным двухполюсным тумблером, одной половиной закоротить диод VD6, а другой стабилитрон VD9, то получится ЗУ для 6-ти вольтовых гелиевых батарей. Ток заряда надо выбрать наименьший переключателем SA1. На одном из собранных эта операция была успешно осуществлена.

Файлы:
Печатная плата в формате SL 4.0.

Вопросы, как обычно, складываем тут.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

   Применение надёжных зарядных устройств является одним из главных условий стабильной и продолжительной работы автоаккумулятора. Зарядное устройство Кедр заслужило доверие у большого количества пользователей. Простое в эксплуатации и многофункциональное, это недорогое автоматизированное ЗУ пользуется стабильным спросом у бывалых водителей и у новичков-автомобилистов.

   Характеристики зарядного устройства Кедр-Авто 4А

 — Номинальное напряжение питающей сети, В 220 

 — Частота сети, Гц 50 

 — Номинальное напряжение заряжаемой батареи, В 12 

 — Зарядный ток, А (макс.) 4 A 

 — Номинальная потребляемая мощность, Вт 85


Принципиальная электрическая схема АЗУ


 Печатная плата и подключение АЗУ

   Более подробно в можете прочитать в инструкции к нему:


   Если нет возможности купить его, можно без проблем собрать самому. Что я и сделал. Транзисторы применил импортные вс556b (pnp) и bc337-40 (npn) вместо кт315 и кт361. На фото заводская плата зарядного и моя самодельная.

Заводская плата автоматического зарядного

Заводская плата автоматического зарядного устройства

Заводская плата автоматического зарядного

Самодельная сборка платы АЗУ

Самодельная сборка платы

   Собрал данное устройство, проверил — работает отлично, мне нравится. Это зарядное устройство имеет: 

 — режим автомат 

 — режим десульфат 

 — режим постоянного заряда (до полной емкости) 

 — защиту при неправильном подключении и коротком замыкании. 

 — при цикличном режиме после 45 секунд заряда следует 15 сек разряда.

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

   Будет полезным провести небольшое усовершенствование ЗУ. Полное отключение от сети 220В по окончании заряда, так сказать на «всякий пожарный». Отключение ЗУ Кедр-М от сети при зажигании светодиода «конец зарядки» можно выполнить на симисторе или реле. Команду на включение/отключение можно взять с коллектора транзистора VT1, добавив еще один транзистор, включенный в ключевом режиме, и коммутировать им питание обмотки реле или ток через светодиод оптрона, управляющего симистором. Схему собрал и проверил: vovcanchin.

   Форум по АЗУ КЕДР-М

   Обсудить статью СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА


Автомобильные зарядные устройства. Схемы. Принцип работы.

Обзор распространённых автомобильных зарядных устройств. Принципиальные схемы. Назначение. Устройство. Возможные неисправности.

Зима. Мороз. Двигатель запускается тяжело. Резко возрастает нагрузка на аккумулятор. А за состоянием аккумулятора нужно следить: проверять и вовремя его заряжать. Летом АКБ редко когда приходится заряжать, часто хватает зарядки от генератора автомобиля, а зима — это время частого использования автомобильных зарядных устройств.

Рассмотрим некоторые модели зарядных устройств промышленного производства, выпускаемых раньше и наиболее часто используемых автомобилистами.

 УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И» 

Устройство зарядно-выпрямительные с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначена для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ (12В.) и 3 СТ (6 В.) ёмкостью до 60 А-ч в автоматическом и ручном режимах.

Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 А-ч, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А!

12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Можно заряжать последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи.

С помощью зарядного устройства можно определить полярность аккумуляторных батарей.

Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания при подключении его к аккумуляторной батарее, а также при ошибочной переполюсовки.

Технические характеристики зарядного устройства
ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И»
  • Питание устройства осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В и частотой 50 и 60 Гц.
  • Максимальный ток зарядки — 6,3 А.
  • Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки от 0,2 до 6,3 А.
  • Номинальное напряжение заряжаемой батареи — 12 В.
Устройство

Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:

  • в  устройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.
  • в устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около светодиодного индикатора;
  • в устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;
  • регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.
  • индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.
  • кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.

У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет :

  • 0,5А – у12 разрядного индикатора тока;
  • 1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.
 Порядок работы

Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных.

Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до 1/3 секунд), что определяется включением индикатора.

В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.

Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме.

Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.

Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.

Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.
  • Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
  • Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.
  • Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы «АВТ». Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.
  • Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.
  • Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.

 ВНИМАНИЕ!

Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме  «РУЧ» и в режиме «АВТ» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.

Порядок работы при определении состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.
  1. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
  2. Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы «АВТ».
  3. Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.
  4. Описанный временной режим работы устройства может не совпадать при включении аккумуляторной батареи, отработавший свой гарантийный срок, а также при следующих отклонениях в аккумуляторной батарее:
  • коррозия токоотводов положительных электродов;
  • оплывание активной массы положительного электрода;
  • коробление электродов;
  • прорастание сепараторов или их разрушение;
  • короткое замыкание между электродами различной полярности;
  • необратимая сульфатация электродной массы, наличие вредных примесей в электролите.
Определение полярности аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, ручку регулятора тока установите в крайнее левое положение, переключатель на режим работы «РУЧ». Подключите устройство зарядное к сети. Поверните ручку регулятора тока по часовой стрелке. Если при этом включается индикатор, полярность клемм аккумулятора соответствует маркировке на зажимах кабеля нагрузки. Если индикатор не включается, поменяйте местами зажимы и произведите проверку повторно.

Ещё одна схема зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»

Печатная плата зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»

Схема пуско-зарядного устройства для автомобильного АКБ «ЭЛЕКТРОНИКА ЗП-01»

Другой вариант схемы «Электроника ЗП-01»:

Этот вариант, но перерисованый:

Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1

Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ-1 (в дальнейшем — устройство УЗ-ПА) предназначено для заряда 6 и 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства УЗ-ПА необходимо изучить руководство по эксплуатации, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Устройство УЗ-ПА имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом: что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Внимание. Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

В устройстве отсутствует указанный на схеме переключатель SВ1 и кнопка   на лицевой панели. Обнуление счетчика таймера происходит автоматически при включении устройства в сеть.

Устройство УЗ-ПА рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10° С до плюс 40° С и относительной влажности до 98% при 25° С.

ТЕХНИЧЕСКИЕ   ДАННЫЕ
Напряжение питающей сети(220±22) В
Частота сети(50 ±0,5) Гц
Диапазон установки тока зарядаот 0,5 до 6,3 А
Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы(36 ±3) В
Автоматическое отключение от аккумуляторной батареичерез (10,5±1) ч
Габаритные размеры, не более240x175x85 мм
Масса, не более4,2 кг
Потребляемая мощность, не более145 Вт
Устройство УЗ-ПА-6/12-6,3 и принцип работы

Устройство УЗ-ПА представляет собой выпрямитель, с плавной установкой тока. С выводов 3,6 сетевого трансформатора TV1 напряжение поступает на 2-х-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2. Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты XI («плюс») и Х2 («минус»).

Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через (10,5 ±1) ч, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1, VT4, VТ8, VТ9, VТ10 и интегральной схеме (ДД1).

На транзисторе VТ1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме ДД1 — счетчик с импульсов, на транзисторах VТ8 и VТ10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VТ6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VТЗ, VТ7. Транзистор VТ2 является усилителем этих импульсов по мощности.

На диоде VД1 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VТ4 и VТ5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 — 8 часов ток уменьшится в 1,3  — 2,5 раза).

На диодах VД7 и VД8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика.

Диоды VД5 и VД6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VД2 и VД13.

С выводов 3 и 6 силового трансформатора снимается переменное напряжение 36 В.

Конструктивно устройство состоит из нижнего и верхнего корпуса, лицевой панели, радиатора, печатной платы с радиоэлементами и силового трансформатора.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Устройство зарядное просто и надежно в эксплуатации. Однако, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Некоторые неисправности приведены в таблице ниже. 

Перечень возможных неисправностей и методы их устранения

Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод  устранения

Примечание

1. При подключении зарядного устройства к аккумуляторной батарее отсутствует показание зарядного тока1. Ручка недостаточно    повернута по часовой    стрелке1. Вращением    ручки установить необходимый ток
2. Плохой контакт между выходными зажимами «+» и «-» и выводами аккумуляторной батареи2. Проверить состояние выводов. При необходимости зачистить их
3.  Перепутана  полярность при подключении зарядного      устройства к выводам аккумуляторной батареи3. Проверить полярность и подключить согласно рис. 4
4. Выходные зажимы «+» и «-» замыкаются между собой4.  Разомкнуть   зажимы
5. Короткое замыкание в аккумуляторной батарее или она чрезмерно  разряжена, напряжение на ней менее 4В)5. Проверить аккумуляторную батарею, если устройство  исправноПроверить   устройство   следующим  образом:     подключить  к  выходным  зажимам соблюдая полярность («+» к «+», «-» к  «-») любой источник  постоянного напряжения не менее 4 В (заведомо исправную аккумуляторную батарею или батарею из сухих элементов): вращая ручку проверить   по     амперметру наличие тока. Если ток заряда есть, то устройство    исправно, неисправность следует искать  в  заряжаемой  аккумуляторной  батарее
2. При подключении зарядного устройства к аккумуляторной батарее стрелка амперметра зашкаливает1.  Ручка выведена   вправо до конца1. Установить ток вращением  ручки против  часовой стрелки
3. При включении зарядного   устройства    в сеть не горит светодиод СЕТЬ1. Сгорел предохранитель1. Заменить предохранитель

 Другой похожий вариант схемы устройства зарядного автоматического «ЭЛЕКТРОНИКА»

Отличие от предыдущей схемы — добавление транзистора VT11 КТ315Г, ограничивающий максимальный ток устройства.

Устройство зарядно-разрядное УЗР-П-12/6-6,3-УХЛ3,1

  На рисунке стрелками обозначены основные узлы схемы.

Назначение

Устройство зарядно-разрядное (УЗР) предназначено для заряда обычным и восстановительным режимом стартерных аккумуляторных батарей всех типов, применяемых в отечественных автомобилях, мотоциклах и мотороллерах, а также для питания низковольтной активной нагрузки.

В режиме восстановительного заряда УЗР обеспечивает восстановление структуры активных масс свинцового аккумулятора путем поляризации его электродов асимметричным током инфранизкой частоты, что позволяет снизить скорость коррозии решеток положительных пластин и увеличить срок службы аккумулятора на 20—40%.

Электронная схема зарядного устройства обеспечивает его защиту при несоответствии полярности подключаемых с аккумуляторной батарее зажимов, коротких замыканиях. А так же есть возможность плавно регулировать ток заряда от 0,1 до 6А, при входном напряжении 220 ±22 В.

Восстановительные заряды рекомендуется проводить:
  • один раз в 3—4 месяца при малоинтенсивной эксплуата­ции аккумулятора;
  • ежемесячно при длительной стоянке;
  • до и после длительного бездействия;
  • при введении в действие сухозаряженных аккумуля­торов с просроченным сроком хранения.
Технические характеристики
  • Номинальное напряжение питающей сети, В ~ 220;
  • Номинальное напряжение заряжаемой акку­муляторной батареи, 6-12;
  • Номинальный выпрямительный ток, А — 6,3;
  • Максимальная потребляемая мощность, Вт не более — 160.
  • Масса, кг, не более — 4,3 кг.
В восстановительном режиме работы:
  • время протекания тока в прямом направлении, режим заряда — от 90 до 160 с.;
  • время протекания тока в обратном направлении, режим разряда — от 9 до 24 с.

Устройство для автоматической зарядки и разрядки автомобильных аккумуляторов на таймере КР1006ВИ1

Принцип работы зарядно-разрядного устройства

Зарядно-разрядное устройство состоит из собственно зарядного устройства (ЗУ), обозначенного на схеме прямоугольником, и электронного узла управления. Питание узла управления осуществляется от аккумуляторной батареи. В качестве порогового элемента (компаратора), вырабатывающего сигнал при достижении напряжением на аккумуляторе значения свыше 14,2…14,5 В и при снижении до 10,5 В, используется интегральный таймер КР1006ВИ1 (микросхема DA1).

Ток зарядки устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи, т.е. равным 1/10 или 1/20 емкости батареи. Если зарядка идет без контроля оператора, следует обеспечить ограничение колебаний зарядного тока при возможных колебаниях сетевого напряжения.

Самый простой способ стабилизации тока — включение двух-трех параллельно соединенных автомобильных ламп мощностью 40… 50 Вт в разрыв одного из выходных проводов зарядного устройства. Такой же эффект может быть достигнут включением лампы напряжением 220 В и мощностью 200…300 Вт в разрыв одного из входных (сетевых) проводов ЗУ. Сопротивление вольфрамовой нити ламп накаливания возрастает с увеличением температуры, т.е. лампа обладает свойствами стабилизатора тока. Зарядный ток содержит дозированную разрядную составляющую, что благотворно сказывается на протекании электрохимических процессов в батарее. Разрядная составляющая тока протекает через резистор R 19 и транзистор VT3 и равна примерно 0,5 А.

В процессе зарядки напряжение на полюсных выводах аккумулятора плавно увеличивается. Известно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 14,2…14,5 В. Измерение этого напряжения следует производить в отсутствие зарядного тока, поскольку импульсы зарядного тока в зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи увеличивают мгновенное значение напряжения на ее зажимах на 1…3 В по сравнению с режимом, когда ток зарядки не протекает. Для обеспечения такого режима измерения в устройстве использованы элементы U1, R4, VT2. В режиме зарядки транзистор VT2 открыт.

Подробнее о работе этого зарядно-разрядного устройства Вы можете прочитать скоро в следующей статье.

Ещё один вариант автоматического зарядного устройства на двух счётчиках К176ИЕ12 и К176ИЕ8

На транзисторе VT6 КТ503Б собран формирователь импульсов для работы счётчиков (100 Гц).

Запускается зарядное устройство кнопкой «Пуск» после чего счётчики сбрасываются и начинается отчёт времени. По истечении заданного числа импульсов с выв 3 МС К176ИЕ8  логич. 0 сначала закрывается полевой транзистор VT5 (КП103Б), тем самым ограничивая ток зарядки.  Затем после появления лог. 0 (сигнала закрытия) с выв.4 МС К176ИЕ8 закрывается VT4 (КП103Б), тем самым отключается зарядка АКБ. Через VT1, VT2, VT3 осуществляется регулировка управления тиристорами.

Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»

Ниже приведены несколько схем зарядного устройства семейства «Кедр»

При написании статьи использовались руководства по эксплуатации вышеописанных устройств.





А. Зотов, Волгоградская обл. 



ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Электронный переключатель сигнала и светодиодных ламп.
  • Схема переключения автомобильных сигналов и/или ламп

    Для звукового и светового эффекта можно собрать простенькую схему на трёх транзисторах.

    Её можно применить где угодно: и на автомобиле, и на мотоцикле, и на скутере…. а также на игрушечных машинах или, например для отпугивания не прошенных гостей (воров) на даче!

    Подробнее…

  • Устройство защиты от переполюсовки для зарядного устройства.
  • Простая схема защиты АКБ и зарядного устройства от переполюсовки

    Захотел я собрать какой-нибудь зарядник для аккумуляторов. И самым первым, что я подумал собрать — это зашита от переполюсовки на реле. Приведённая ниже простая схема для защиты зарядного и АКБ под силам любому, даже начинающему радиолюбителю. Подробнее…

  • Установка предпускового подогревателя на ВАЗ-2107i
  • «Семёрка», купленная по программе утилизации, наконец вышла из гарантии. Руки «чесались» давно, но внутренний голос твердил: «Низзя!». После 2-х «шестёрок» впечатления о ВАЗ-2107 были, мягко говоря, достаточно средние.

    Особо раздражали плохая вентиляция, печка и зеркало заднего вида (в отличие от 2106 — без рычажка). С зеркалом проще – покупаем (у нас -150р) «шестёрочное» и ставим.

    Поэтому серьёзные  переделки решено было начать с  переделки печки и установки предпускового подогревателя. Подробнее…


Популярность: 154 461 просм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *