Все о системах рекуперации электроэнергии торможением
Электродвигатели предназначены для приведения в движение различных механизмов, но после завершения движения механизм необходимо остановить. Для этого можно использовать тоже электрическую машину и метод рекуперации. О том, что такое рекуперация электроэнергии, рассказывается в этой статье.
Рекуперация электроэнергии в электровелосипеде
Что такое рекуперация
Название этого процесса происходит от латинского слова «recuperatio», которое переводится как «обратное получение». Это возврат части израсходованной энергии или материалов для повторного использования.
Этот процесс широко используется в электротранспорте, особенно работающем на аккумуляторах. При движении под уклон и во время торможения системы рекуперации возвращает кинетическую энергию движения обратно в аккумулятор, подзаряжая их. Это позволяет проехать без подзарядки большее расстояние.
Рекуперативное торможение
Один из видов торможения – это рекуперативное. При этом скорость вращения электродвигателя больше, чем заданная параметрами сети: напряжением на якоре и обмотке возбуждения в двигателях постоянного тока или частотой питающего напряжения в синхронных или асинхронных двигателях. При этом электродвигатель переходит в режим генератора, а выработанную энергию отдаёт обратно в сеть.
Основным достоинством рекуператора является экономия электроэнергии. Это особенно заметно при движении по городу с постоянно изменяющейся скоростью, пригородном электротранспорте и метрополитене с большим количеством остановок и торможением перед ними.
Кроме достоинств, рекуперация имеет недостатки:
- невозможность полной остановки транспорта;
- медленная остановка при малых скоростях;
- отсутствие тормозного усилия на стоянке.
Для компенсации этих недостатков на транспортных средствах устанавливается дополнительная система механических тормозов.
Как работает система рекуперации
Для обеспечения работы эта система должна обеспечивать питание электродвигателя от сети и возврат энергии во время торможения. Проще всего это осуществляется в городском электротранспорте, а также в старых электромобилях, оснащенных свинцовыми аккумуляторами, электродвигателями постоянного тока и контакторами, – при переходе на пониженную передачу при высокой скорости режим возврата энергии включается автоматически.
В современном транспорте вместо контакторов используется ШИМ-контроллер. Это устройство позволяет возвращать энергию как в сеть постоянного, так и переменного тока. При работе оно работает как выпрямитель, а во время торможения определяет частоту и фазу сети, создавая обратный ток.
Интересно. При динамическом торможении электродвигателей постоянного тока они так же переходят в режим генератора, но вырабатывающаяся энергия не возвращается в сеть, а рассеивается на добавочном сопротивлении.
Силовой спуск
Кроме торможения, рекуператор используется для уменьшения скорости при опускании грузов грузоподъёмными механизмами и во время движения вниз по наклонной дороге электротранспорта. Это позволяет не использовать при этом изнашиваемый механический тормоз.
Применение рекуперации в транспорте
Этот метод торможения используется много лет. В зависимости от вида транспорта, его применение имеет свои особенности.
В электромобилях и электровелосипедах
При движении по дороге, а тем более, по бездорожью электропривод почти всё время работает в тяговом режиме, а перед остановкой или перекрёстком – «накатом». Остановка производится, используя механические тормоза из-за того, что рекуперация при малых скоростях неэффективна.
Кроме того, КПД аккумуляторов в цикле «заряд-разряд» далёк от 100%. Поэтому, хотя такие системы и устанавливаются на электромобили, большую экономию заряда они не обеспечивают.
Схема рекуперации в автомобиле
На железной дороге
Рекуперация в электровозах осуществляется тяговыми электродвигателями. При этом они включаются в режиме генератора, преобразующего кинетическую энергию поезда в электроэнергию. Эта энергия отдаётся обратно в сеть, в отличие от реостатного торможения, вызывающего нагрев реостатов.
Рекуперация используется также при длительном спуске по склону для поддержания постоянной скорости. Этот метод позволяет экономить электроэнергию, которая отдается обратно в сеть и используется другими поездами.
Раньше этой системой оборудовались только локомотивы, работающие от сети постоянного тока. В аппаратах, работающих от сети переменного тока, есть сложность с синхронизацией частоты отданной энергии с частотой сети. Сейчас эта проблема решается при помощи тиристорных преобразователей.
Режим рекуперации поезда
В метро
В метрополитене во время движения поездов происходит постоянный разгон и торможение вагонов. Поэтому рекуперация энергии даёт большой экономический эффект. Он достигает максимума, если это происходит одновременно в разных поездах на одной станции. Это учитывается при составлении расписания.
В городском общественном транспорте
В городском электротранспорте эта система устанавливается практически во всех моделях. Она используется в качестве основной до скорости 1-2 км/ч, после чего становится неэффективной, и вместо неё включается стояночный тормоз.
В Формуле-1
Начиная с 2009 года, в некоторых машинах устанавливается система рекуперации. В этом году такие устройства ещё не давали ощутимого превосходства.
В 2010 году такие системы не использовались. Их установка с ограничением на мощность и объём рекуперированной энергии возобновилась в 2011 году.
Торможение асинхронных двигателей
Снижение скорости асинхронных электродвигателей осуществляется тремя способами:
- рекуперация;
- противовключение;
- динамическое.
Рекуперативное торможение асинхронного двигателя
Рекуперация асинхронных двигателей возможна в трёх случаях:
- Изменение частоты питающего напряжения. Возможно при питании электродвигателя от преобразователя частоты. Для перехода в режим торможения частота уменьшается так, чтобы скорость вращения ротора оказалась больше синхронной;
- Переключением обмоток и изменением числа полюсов. Возможно только в двух,- и многоскоростных электродвигателях, в которых несколько скоростей предусмотрены конструктивно;
- Силовой спуск. Применяется в грузоподъёмных механизмах. В этих аппаратах устанавливаются электродвигатели с фазным ротором, регулировка скорости в которых осуществляется изменением величины сопротивления, подключаемого к обмоткам ротора.
В любом случае при торможении ротор начинает обгонять поле статора, скольжение становится больше 1, и электромашина начинает работать как генератор, отдавая энергию в сеть.
Схема электродвигателя с фазным ротором
Противовключение
Режим противовключения осуществляется переключением двух фаз, питающих электромашину, между собой и включением вращения аппарата в обратную сторону.
Возможен вариант включения при противовключении добавочных сопротивлений в цепь статора или обмоток фазного ротора. Это уменьшает ток и тормозной момент.
Важно! На практике этот способ применяется редко из-за превышения токов в 8-10 раз выше номинальных (за исключением двигателей с фазным ротором). Кроме того, аппарат необходимо вовремя отключить, иначе он начнёт вращаться в обратную сторону.
Динамическое торможение асинхронного двигателя
Этот метод осуществляется подачей в обмотку статора постоянного напряжения. Для обеспечения безаварийной работы электромашины ток торможения не должен превышать 4-5 токов холостого хода. Это достигается включением в цепь статора дополнительного сопротивления или использованием понижающего трансформатора.
Постоянный ток, протекающий в обмотках статора, создаёт магнитное поле. При пересечении его в обмотках ротора наводится ЭДС, и протекает ток. Выделившаяся мощность создаёт тормозной момент, сила которого тем больше, чем выше скорость вращения электромашины.
Фактически асинхронный электродвигатель в режиме динамического торможения превращается в генератор постоянного тока, выходные клеммы которого закорочены (в машине с короткозамкнутым ротором) или включенные на добавочное сопротивление (электромашина с фазным ротором).
Схема динамического торможения асинхронного электродвигателя
Рекуперация в электрических машинах – это вид торможения, позволяющий сэкономить электроэнергию и избежать износа механических тормозов.
Видео
Оцените статью:Рекуперация энергии в сеть
На протяжении долгого времени, излишнюю энергию, накопленную в преобразователях частоты (ПЧ) при торможении ими асинхронных двигателей с высокоинерционной нагрузкой (ПТО, нагрузочные стенды, электротранспорт, намотчики, центрифуги и т.д.), рассеивали на специальных тормозных резисторах. Это было крайне необходимо для ограничения уровня напряжения на шинах постоянного тока преобразователей при работе в этих режимах. В противном случае, отказ от использования тормозных резисторов грозил бы выходом преобразователей частоты из строя или невозможностью задания необходимых временных рамп разгона и торможения управляемых механизмов.
Применение тормозных резисторов не сильно влияет на стоимость оборудования систем, однако, влечет за собой ряд определенных неудобств при их проектировании и эксплуатации, а именно: большие габариты тормозных резисторов, разогрев поверхности тормозных резисторов до температуры 100°С и выше, обязательная защита резисторов от попадания пыли и влаги и т.д. Но, самым неприятным в этом случае является то, что излишняя энергия преобразуется в ненужное тепло, за которое предприятие платит деньги. В теплое время года, когда температура в помещениях с технологическим оборудованием и так достаточно высокая, тормозные резисторы, подключенные к ПЧ, способствуют еще большему ее повышению. Это значит, что крайне необходима дополнительная вентиляция помещений или даже их кондиционирование, а это опять дополнительные затраты. Но, ведь можно не рассеивать излишнюю энергию на резисторы, а возвращать ее обратно в питающую сеть, обеспечивая экономию дорогостоящих энергоресурсов. Для этого используются системы рекуперации энергии.
Фактически доказано, что современные преобразователи частоты позволяют значительно сократить энергопотребление оборудования и оптимизировать различные технологические процессы, что в свою очередь ведет к экономии сырья и других ресурсов, а так же способствует улучшения качества конечного продукта. Но, с заменой систем частотного регулирования с использованием тормозных резисторов на системы с использованием рекуперации энергии в сеть, появилась возможность дополнительной экономии. Теперь, энергию, возникающую при торможении двигателей можно возвращать в питающую сеть, осуществляя полную корректировку ее параметров в соответствии с параметрами сети. Ведущие производители промышленного оборудования и механизмов уже широко применяют такие системы, такие системы нашли применение в электротранспорте (электропоезда, трамваи, троллейбусы, эскалаторы).
Немного физики. Для того чтобы накопленную мощность можно было возвращать в источник переменного тока, в качестве входного выпрямителя привода рекуперации используются преобразователи с ШИМ источником напряжения. Теперь поток мощности переменного тока может течь в любую сторону, током можно управлять и получить почти единичный коэффициент мощности. В случае работы преобразователя частоты в режиме рекуперации, каскад IGBT транзисторов (используемый в моторном приводе в качестве выходного каскада) работает как синусоидальный выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянное напряжение для питания системы. При интенсивном торможении двигателя и, как следствие, превышении напряжения на звене постоянного тока преобразователя частоты выше определенного уровня, каскад IGBT транзисторов ПЧ генерирует ШИМ — сигнал в сторону сети. Разница напряжений между фазным напряжением ШИМ и сетевым напряжением питания прикладывается к индуктивностям (индуктору рекуперации). Это напряжение содержит много высокочастотных гармоник, которые блокируются индуктивностью и на выходе ПЧ получается синусоидальный ток с малой примесью высших гармоник. Для синхронизации привода рекуперации с сетью не требуется дополнительного оборудования. Определение частоты и угла вектора сетевого напряжения происходит за счет подачи ШИМ — модулятором трех специальных тестирующих импульсов в питающую сеть.
Одним из проверенных и эффективных решений по рекуперации энергии является применение частотных преобразователей Unidrive SP фирмы Control Techniques. Примеры их использования можно увидеть на стендах динамических испытаний автомобилей многих автомобильных заводов (Nissan, Ford, Lamborghini и др.), в металлургии, на эскалаторах, кранах, и т.д. Конфигурация такой системы может иметь несколько видов, но суть ее сводится к одному — организовать двунаправленный поток энергии в источник переменного электропитания и из него. При определении мощностей/ номиналов компонентов системы рекуперации нужно учитывать следующие факторы:
1. Изменение уровня сетевого напряжения
2. Номинальные ток двигателя, напряжение, коэффициент мощности
3. Максимальную мощность нагрузки и условия перегрузки
4. Потери в приводах и других компонентах
На рис.1 представлена общая схема система рекуперации при использовании одного моторного привода и одного привода рекуперации. Как правило, для такой системы моторный привод и привод рекуперации имеют одинаковые номиналы. Однако, при детальном расчете может выясниться, что характер нагрузки подразумевает работу моторного привода с перегрузкой, если при этом напряжение питания привода рекуперации находится на нижнем пределе, то он может не покрыть мощность выделяемую моторным приводом и потери в системе. Тогда необходимо использовать привод рекуперации большего номинала.
Рис.1 Система с одним приводом рекуперации и одним моторным приводом
На рис.2 представлена общая схема система рекуперации при использовании нескольких моторных приводов и одного привода рекуперации. В таких многоприводных конфигурациях привод рекуперации выбирается таким образом, чтобы выдать суммарную мощность всех моторных приводов, учитывая потери, включая собственные. В этом случае, конечно, нужно учитывать характер нагрузки для каждого моторного привода индивидуально, ведь возможен вариант одновременного торможения всех двигателей системы.
Рис.2 Система с одним приводом рекуперации и несколькими моторными приводами
При включении системы с несколькими приводами, объединенными по шине постоянного тока, необходимо ограничивать пусковой ток, поскольку электролитические конденсаторы в звене постоянного тока преобразователей частоты имеют малое сопротивление. Для этого применяется тиристорный выпрямительный модуль SPMC, который подключается контактором для заряда конденсаторов объединенной шины постоянного тока преобразвателей. После обеспечения плавного заряда шины до номинального напряжения, выпрямительный модуль SPMC отключается.
Как видно, система рекуперации предлагаемая Control Techniques может иметь различные конфигурации и может быть спроектирована индивидуально под конкретное применение.
По всем вопросам, касательно данного применения обращайтесь в ООО «Драйвика» по тел. 8 (812) 635 90 30 или Email: [email protected]
Рекуперация электроэнергии в сеть в задачах электропривода — Технологии — Приводные системы — Каталог статей
Введение
Часто, условия той или иной приводной задачи диктуют необходимость работы электропривода в так называемом четвертом квадранте механической характеристики, т.е. в условиях, когда вращающий момент на валу электродвигателя направлен в сторону, противоположную направлению вращения вала.
В этом случае электродвигатель уже не приводит в движение механизм, а создает тормозящий механизм момент и превращается в генератор электроэнергии.
Стоит отметить, что при работе электродвигателя непосредственно от сети электроэнергия, вырабатываемая электродвигателем передается непосредственно в питающую сеть и рекуперация электроэнергии осуществляется естественным образом.
В случае, если электродвигатель питается от преобразователя частоты с явным звеном постоянного тока (какими являются большинство из присутствующих на рынке приводов), картина существенно меняется, т.к. на входная силовая цепь такого преобразователя частоты представляет из себя трехфазный управляемый диодно-тирристорный выпрямитель и не пропускает электрический ток в направлении от электродвигателя к питающей сети.
В результате электроэнергия вырабатываемая электродвигателем в процессе динамического торможения накапливается в конденсаторах звена постоянного тока и приводит к повышению напряжения на звене постоянного тока и аварийному отклонению преобразователя частоты.
При небольшой длительности торможения двигателем или небольших значениях тормозного момента вырабатываемую в таких режимах электроэнергию «сжигают» на тормозных резисторах, отапливая атмосферу.
Если необходимые в задаче величины тормозных моментов или длительность торможения достаточно велики, габариты подходящих тормозных резисторов и их стоимость существенно увеличиваются и не всегда изготовление походящего тормозного резистора становится возможным.
Задачами с длительными режимами торможения и большими тормозными моментами являются: приводы сахарных центрифуг периодического действия, приводы штанговых глубинных насосов (ШГН), лифты и краны и т.п.
Во всех этих случаях экономически эффективным решением может оказаться возврат генерируемой электродвигателем электроэнергии в сеть, хотя данное решение и имеет существенно большую стоимость.
В настоящей статье излагаются основы функционирования преобразователей частоты с синхронным выпрямителем, или так называемых приводов с выпрямителем AFE (Active Front End) на примере преобразователя частоты POWERDRVE MDR производства компании Leroy-Somer.
Устройство рекуперативного преобразователя частоты с синхронным выпрямителем
Силовые элементы входного преобразователя обычного «нереверсивного» электронного регулятора скорости состоят из неуправляемого диодного моста или управляемого диодно-тирристорного выпрямителя, исключающих возврат электроэнергии в питающую сеть.
Этот реверсируемый регулятор имеет на своих трех вводах 3-х фазную систему напряжений, формируемую широтно-импульсной модуляцией (ШИМ), которая в согласуется с питающей сетью через «выпрямительный» дроссель.
Фильтр радиочастотных помех и сиунс-фильтр, установленные последовательно, устраняют остаточные компоненты тока во входном преобразователе.
Передача электроэнергии
Векторная диаграмма ниже иллюстрирует взаимосвязь между напряжением питающей сети и напряжением, генерируемым реверсируемым регулятором скорости и показывает направление потока энергии.
Воздействие на амплитуду и фазу системы напряжений генерируемых Рекуперативным POWERDRIVE фиксирует направление потока энергии. Угол между двумя векторами напряжений составляет примерно 5° при полной нагрузке и при этих условиях регулятор имеет коэффициент мощности близкий к 1.
Такая реверсируемая система обладает следующими основными преимуществами:
— Возможен возврат энергии в питающую сеть;
— Очень низкий коэффициент нелинейных искажений синусоидальной формы входного тока;
— Коэффициент мощности регулятора при возврате энергии в сеть очень близок к 1;
— Выходное напряжение регулятора на электродвигателе может быть больше чем напряжение сети, таким образом, снижая потребляемый электродвигателем ток;
— При торможении перенапряжения, воздействующие на изоляцию электродвигателя снижаются на 25%, что увеличивает срок службы электродвигателя по отношению к электроприводу, укомплектованному тормозным резистором.
К недостаткам схемы с синхронным выпрямителем следует отметить относительную громоздкость рекуперативного преобразователя частоты, построенного по технологии AFE.
Другие схемы рекуперации электроэнергии в сеть
Другим способом возврата электроэнергии в сеть является запатентованная компанией Leroy-Somer технология «С-Light 4 Quadrant» прямого включения IGBT-транзисторов в питающую сеть. При этом исключаются входные фильтры и необходимость в громоздкой цепи предзаряда шины постоянного тока.
Это приводит к существенному снижению габаритов рекуперативного преобразователя частоты. Кроме того, стабилизрованное напряжение в звене постоянного тока дает возможность существенно снизить габариты конденсаторов в звене постоянного тока и изменить их тип с электролитических на твердотельные пленочные.
В результате, рекуперативный преобразователь частоты, спроектированный и изготовленный по технологии «С-Light 4 Quadrant» имеет почти в два раза меньшие габариты по сравнению со стандартным преобразователем частоты с 6-и пульсным выпрямителем.
Об Emerson (Эмерсон)
Об Emerson Industrial Automation TM
О Leroy-Somer
Рекуперация энергии в электронных нагрузках · EA Elektro-Automatik
Подключение электронной нагрузки постоянного тока с функцией рекуперации энергии
В настоящих указаниях по применению описана техника безопасности и процедура подключения регенеративной нагрузки постоянного тока к сети питания.Так как эта электронная нагрузка обладает уникальной способностью возвращать часть преобразованной энергии обратно в сеть, существуют определенные нюансы ее подключения к электросетям местного или общего пользования, поэтому необходимо уточнить процедуру подключения нагрузки для корректной работы этой функции.
Введение
Благодаря своей компактной конструкции электронная нагрузка серии ELR 9000 от компании EA Elektro-Automatik особенно хорошо подходит для испытательных систем и промышленных систем управления. Помимо стандартных функций электронная нагрузка оснащена встроенным функциональным генератором, который позволяет формировать несколько типов кривых. Кроме того, эти модули позволяют получить действительно высокие значения номинальной мощности.
Несмотря на то, что испытуемая мощность повышается, приходится учитывать потери на рассеивание тепла. Компания EA предлагает электронные нагрузки постоянного тока, содержащие экологичную технологию, преобразующую подаваемую энергию постоянного тока в энергию переменного тока и направляющую ее обратно в электросети местного или общего пользования.
Эта технология минимизирует потери, связанные с рассеиванием тепла, и одновременно снижает затраты на электроэнергию. Однако подключение нагрузки к сети поначалу может быть не-простой задачей; таким образом, задачей следующих разделов является создание четкой инструкции по подключению устройства к сети, а также учет всех мер обеспечения безопасности.
Электронная регенеративная нагрузка постоянного тока ELR 9000 3U HP
Новая серия электронных нагрузок постоянного тока с функцией рекуперации энергии предлагает ряд новых номинальных напряжений, токов и мощностей для широкого ряда применений. Эти устройства поддерживают четыре стандартных режима работы: стабилизация тока, мощности, напряжения и сопротивления. Кроме того, схема управления на основе ПЛИС обеспечивает дополнительные возможности, такие как функциональный генератор, который представляет собой схему регулирования на основе таблиц для имитации нелинейных внутренних сопротивлений. Благодаря аппаратному обеспечению с цифровым управлением удалось снизить даже времена отклика для осуществления управления по аналоговым или цифровым интерфейсам. Есть одна характеристика, которая, несмотря на возможность нагрузки работать с высокой мощностью, является недостатком.
Несколько устройств серии ELR-9000 могут работать параллельно в режиме ведущий-ведомый, что позволяет пользователю подключить нагрузки параллельно для тех ИУ, которым требуется повышенная мощность. Мощность можно повысить до 480 кВт в пределах одной стойки и получить значительно больший суммарный ток с возможностью при необходимости создать большую мощность. Однако при повышении испытуемой мощности рассеивание этой энергии может быть нежелательным для некоторых заказчиков, поскольку это явно не является экологичным или «зеленым» подходом.
Технология, реализованная в этих устройствах, позволяет называть их регенеративными нагрузками или нагрузками с функцией рекуперации энергии. Наиболее важной особенностью таких электронных нагрузок является то, что подключение к сети переменного тока, т.е. подключение к энергосети, одно-временно используется в качестве выхода, на который подается энергия постоянного тока, которая будет преобразована с КПД порядка 95%. Рекуперация энергии позволяет снизить затраты на электроэнергию и не устанавливать дорогостоящие охлаждающие системы, которые требуются для стандартных электронных нагрузок, рассеивающих энергию входного постоянного тока в виде тепла.
Принцип рекуперации энергии
Рисунок 1 – Принцип рекуперации энергии
Принцип работы регенеративной электронной нагрузки легко объяснить на основе рисунка 1. Будем считать, что испытуемым устройством является аккумуляторная батарея, которая потребляет порядка 3 кВт мощности. Как показано на рисунке 2, энергия постоянного тока подается на вход преобразователя постоянного тока (DC-DC преобразователя), который подготавливает мощность к дальнейшему преобразованию. На последнем этапе происходит преобразование энергии постоянного тока в со-ответствующую энергию переменного тока. Под соответствующей энергией понимается, что энергия переменного тока должна соответствовать значениям напряжения и частоты местной энергосети.
Рисунок 2 – Процесс преобразования мощности
После этого рекуперированная энергия возвращается в сеть предприятия и может использоваться в соответствующих промышленных или заводских помещениях (внутренняя рекуперация энергии). В случае, если рекуперированной энергии больше, чем потребляется пользователями в местной сети, остаток энергии в конечном итоге потребляется соседними предприятиями через общественную сеть, за пределами здания, в котором проводятся испытания оборудования. Также может оказаться, что предприятие не подключено к электросети общего пользования и, например, нагрузка используется для испытаний топливных ячеек. В этом случае нагрузка серии ELR 9000 ограничивает рекуперированную энергию той, что потребляется только пользователями местной сети. При этом, в зависимости от использования нагрузки, оборудование может окупиться за несколько лет.
Рисунок 3 – Рекуперации энергии из лаборатории
На рисунке 3 показан процесс рекуперации энергии. На производственной линии с высоким энергопотреблением можно увидеть нагрузку с функцией рекуперации энергии, которая является частью испытуемого устройства. Стрелка, выходящая из ИУ к нагрузке ELR 9000, направляется после измерителя к главному распределительному щитку, и рекуперированная энергия возвращается обратно в сеть предприятия (внутреннюю сеть). Если устройство будет постоянно участвовать в испытаниях, его необходимо подключать именно таким способом. Рекуперированная энергия затем будет использоваться производственным, лабораторным или офисным оборудованием.
Меры безопасности до начала монтажа и эксплуатации
Перед установкой и использованием изделия необходимо соблюдать следующие меры безопасности. Устройство, в зависимости от модели, может быть очень тяжелым. Поэтому предполагаемое место размещения оборудования (стол, шкаф, 19-дюймовая стойка) должно быть способно выдержать его вес без ограничений.
- При использовании 19 дюймовой стойки следует использовать направляющие, соответствующие ширине корпуса и весу устройства. Перед подключением к сети питания следует убедиться, что подключение соответствует указанному на этикетке. Перенапряжение в сети переменного тока может привести к повреждению оборудования.
- Для электронных нагрузок: перед подключением источника напряжения ко входу постоянного тока следует убедиться,что источник не создаст напряжение больше, чем указа но для конкретной модели, или предпринять меры по предотвращению повреждения из-за перенапряжения.
- Для электронных нагрузок с рекуперацией энергии: перед подключением выхода переменного тока к электросети общего пользования, следует выяснить, разрешена ли работа подобного устройства в указанном месте и, при необходимости, установить контрольное оборудование.Нагрузка ELR 9000 имеет сертификат CE и соответствует строгим стандартам EN 50160 и EN 60950.
Меры безопасности до начала монтажа и эксплуатации
Подключение электронной нагрузки с возвратом энергии в сеть питания выполняется с помощью входящих в комплект поставки 4-х или 5-полюсных штекеров на задней панели прибора. Кроме того, следует подключать штекер трех- или, для некоторых моделей, четырех- или пятижильным кабелем подходящего сечения и длины. При подключении устройства к сети питания есть ряд моментов, которые следует учитывать:
- Подключение к сети питания переменного тока должно выполняться только квалифицированным персоналом.
- Сечение кабеля должно соответствовать максимальному входному/выходному току устройства (см. таблицу ниже).
Перед подключением кабеля следует убедиться, что устройство выключено с помощью выключателя питания. - Следует убедиться, что соблюдены все правила эксплуатации и подключения оборудования с возвратом энергии к электросети общего пользования и выполнены все необходимые условия.
Оборудование поставляется с 4- или 5-полюсным штекером. В зависимости от номинальной мощности нагрузки, он будет подключен к 2-х или 3-фазной сети питания в соответствии с маркировкой на штекере и следующей таблицей. Для подключения к сети питания требуются следующие фазы (Φ): (для нагрузок ELR 9000 3U и ELR 9000 3U HP).
L1 | L2 | L3 | PE | ||||
Нормир. мощность | ⌀ | lmax | ⌀ | lmax | ⌀ | lmax | ⌀ |
5 кВт | — | — | 1,5 мм2 | 13,2 А | 1,5 мм2 | 13,2 А | как у фазы |
10 кВт | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 16 А | 2,5 мм2 | 23 А | как у фазы |
15 кВт | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 23 А | как у фазы |
Таблица 1 – Требуемые фазы для подключения к сети питания нагрузки ELR 9000 3U HP
L1 | L2 | L3 | ||||
Нормир. мощность | ⌀ | lmax | ⌀ | lmax | ⌀ | lmax |
5 кВт | — | — | 1,5 мм2 | 13,2 А | 1,5 мм2 | 13,2 А |
10 кВт | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 16 А | 2,5 мм2 | 23 А |
15 кВт | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 23 А | 2,5 мм2 | 23 А |
Таблица 1 – Требуемые фазы для подключения к сети питания нагрузки ELR 9000 3U HP
Входящие в комплект поставки штекеры могут использоваться с кабелями сечением до 4 мм 2. Как известно, чем длиннее кабель, тем большее напряжение падает на сопротивлении кабеля. Если падение напряжения будет слишком велико, нагрузка может выдавать ошибку низкого напряжения. Поэтому следует использовать максимально короткие кабели. На рисунке 5 показан пример подключения кабеля питания.
Рисунок 4 – Подключение кабеля питания электронной нагрузки ELR 9000 3U HP
Рисунок 5 – Подключение кабеля питания электронной нагрузки ELR 9000 3U
Если у вас остались вопросы по подключению электронной нагрузки ELR 9000, обращайтесь в компанию EA Elektro-Automatik, и мы будем рады оказать вам всю необходимую помощь.
Рекуперация энергии в мощных преобразователях
При разработке системы управления на основе нескольких преобразователей ЭПВ с двигателями, работающими в режиме генератора,
или в напряженном динамическом режиме с высокоинерционной нагрузкой, производитель рекомендует использовать рекуперативный блок, который будет возвращать накопленную энергию в питающую сеть. Это техническое решение напрямую связано с технологиями энергосбережения, так как не только позволяет экономить электроэнергию, но и решить проблемы с электромагнитной совместимостью, так как потребляемый от сети ток в случае применения рекуператора близок к синусоидальному, а значит, и коэффициент мощности системы близок к 1.
На рис. 1.2.25 показана схема подключения рекуператора к нескольким преобразователям. Необходимым условием надежной работы рекуператора является согласование его с инверторами по нагрузке.
Читателю имеет смысл подробнее познакомиться с устройством и работой рекуперативного блока, так как в ближайшем будущем использование этих устройств силовой техники станет повсеместным. Итак, функциональная схема рекуператора ЭПВ-Р, выпускаемого той же фирмой, что и преобразователи ЭПВ, приведена на рис. 1.2.26. Мы не
будем подробно останавливаться на описании схемы управления этим устройством, а остановимся на принципе построения силовой схемы.
Основа рекуперативного блока — шестиключевой трехфазный мост, построенный с применением IGBT-транзисторов, управляемых по специальному алгоритму. Входные фазы рекуператора через входной дроссель подключаются к питающей сети, а выходные клеммы, формирующие постоянный ток, — к звену постоянного тока инвертора. Выходное напряжение рекуператора стабилизируется системой управления на заданном уровне при изменении напряжения питающей сети и колебаниях тока нагрузки.
На рис. 1.2.27 показаны диаграммы фазных сетевых токов и фазных сетевых напряжений в режиме потребления энергии (а) и в режиме рекуперации (б). Из графика а видно, что ток фазы питающего на-
a
б
пряжения (/л) и напряжение фазы (t^) совпадают по фазе основной гармоники, при этом выходное напряжение сохраняется при набросе (левая часть графика) и сбросе (правая часть графика) нагрузки.
Режим рекуперации энергии показан на рис. 1.2.27, б. Из представленного графика видно, что при переходе двигателя из режима потребления энергии в генераторный режим фаза тока относительно фазы напряжения «переворачивается».
В составе рекуператора установлен пропорционально-интегрирующий (ПИ) регулятор в контуре управления величиной напряжения и два пропорционально-интегрирующих регулятора в контурах управления активной и реактивной составляющих тока. Входным сигналом регулятора напряжения является уровень постоянного напряжения Udc, в соответствии с величиной которого формируется значение активной составляющей потребляемого тока Ixv Величина реактивной составляющей потребляемого тока 1у£ вычисляется из величины тока Ixz и тангенса угла сдвига между током и напряжением. При нулевом сдвиге между током и напряжением рекуператор осуществляет обмен с питающей сетью только активной составляющей энергии. Имеющийся в составе рекуператора узел ориентации запоминает текущие мгновенные значения напряжений трехфазной сети (по каждой фазе в отдельности), и исходя из этихданных, вычисляеттекущее угловое положение вектора Aug, а также его амплитуду Ugm и угловую частоту (рис. 1.2.28).
Преобразователь координат (№ 1) выполняет преобразование фазных токов статора ABC в систему координат XY ортогонального типа, ориентированную по вектору напряжения. Далее, преобразователь координат (№ 2) трансформирует подвижную систему координат XY в неподвижную UV, синхронизированную с фазой А входного сетевого напряжения. Далее, векторный модуль преобразует полученный сигнал в широтно-модулированные импульсы управления силовыми ключами инвертора.
Технические характеристики рекуперативных блоков приведены в табл. 1.2.1.
Таблица 1.2.1. Основные характеристики рекуперативных блоков
Типоисполнение рекуперативного блока | ЭПВ-Р-ТППТ- 32-380-600 | эпв-р-тппт- 63-380-600 | эпв-р-тппт- 100-380-600 |
Номинальный выходной ток, А | 32,0 | 63,0 | 100,0 |
Максимальный выходной ток, А | 64,0 | 126,0 | 180,0 |
Ток срабатывания максимально-токовой защиты, А | 80,0 | 160,0 | 195,0 |
Суммарная допускаемая мощность нагрузки, кВт | 15,0 | 30,0 | 55,0 |
Номинальное напряжение питающей сети, В | 380 (+10/-15 %) | ||
Частота питающей сети, Гц | 48…63 | ||
Номинальное выходное постоянное напряжение, В | 600 | ||
Диапазон изменения выходного напряжения, В | 580…650 | ||
Точность стабилизации выходного напряжения, % | Менее 5 | ||
Номинальная частота модуляции, Гц | 5000 | ||
Диапазон изменения частоты модуляции, Гц | 3500…10 000 с шагом 500 | ||
КПД в режиме потребления тока при номинальной нагрузке, % | 94,0 | ||
Габаритные размеры, мм | 230 x 400 x 230 | 410x 500x 250 | |
Охлаждение | Принудительное, воздушное |
Реализованы следующие виды защит: от коротких замыканий по выходу, от замыканий силовых шин на корпус, максимально-токовая защита, защита от перенапряжений, защита от исчезновения или недопустимого понижения напряжения сети, защита от сбоя синхронизации с сетью, защита от недопустимых отклонений напряжений цепей питания узла управления, защита от перегрева инвертора, защита от сбоев в системе управления.
Источник: Семенов Б. Ю. Силовая электроника: профессиональные решения. — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2011. — 416 c.: ил.
Ошибка 404. Страница не найдена!
Ошибка 404. Страница не найдена!К сожалению, запрошенная вами страница не найдена на портале. Возможно, вы ошиблись при написании адреса в адресной строке браузера, либо страница была удалена или перемещена в другое место.
Преобразователи частоты — Рекуперация электроэнергии
Преобразователи частоты — Рекуперация электроэнергии
Современная преобразовательная техника позволяет получать экономию электроэнергии не только от оптимизации управления электродвигателями, но и имеет возможность давать дополнительную экономию за счет рекуперации электроэнергии.
Рекупера́ция(от лат. recuperatio «обратное получение»)возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.
Вместе с преобразователями частоты, могут быть применены модули рекуперации. Они применяются при управлении кинематическими системами, накапливающими при разгоне и торможении большое количество энергии.
Применение модулей рекуперации позволяет в процессе торможения вернуть в сеть механическую энергию с вала двигателя.
Модуль рекуперации подключается входом к звену постоянного тока, а выходом непосредственно, к питающей частотный преобразователь сети. Если к звену постоянного тока подключено несколько преобразователей, то достаточно одного модуля рекуперации.
Существуют преобразователи частоты, которые представляет собой инвертор со встроенной функцией возврата запасенной энергии от двигателя в сеть.
Идея возврата энергии в сеть, позволяет отказаться от громоздких тормозных резисторов и значительно увеличить скорость торможения двигателя.
При этом преобразователь частоты обеспечивает работу в режимах управления двигателем или рекуперации энергии без применения дополнительного оборудования, что в свою очередь обеспечивает:
1. Сохранение рабочего пространства – не требуется дополнительного оборудования (тормозной модуль, тормозные резисторы) для эффективного торможения двигателя
2. Сохранение энергии и расходов – рекуперируемая преобразователем частоты энергия возвращается обратно в питающую сеть
3. Нет выделения тепла, так как тормозные резисторы не применяются.
Преобразователи частоты с рекуперацией электроэнергии в сеть, чаще всего используют для решения задач, связанных с циклически чередующимися процессами ускорения и замедления.
Основные области применения таких преобразователей:
- Бумагоделательные машины
- Линии металлообработки
- Конвейеры
- Эскалаторы (к примеру, в больших торговых центрах или же метро, один эскалатор работает на подъем другой на спуск при этом второй работает в генераторном режиме (торможение), всю эту энергию торможения можно рекуперировать в сеть (использовать для питания первого двигателя))
- Разматыватели
- Электрошпиндели
- Канатные дороги
- Подъемные краны и подъёмники, лифты
- Центрифуги
- Оборудование для порезки стекла, картона и метала
- Горнодобывающая промышленность
- Возобновляемые источники энергии (ветряные электростанции, гидроэлектростанции, солнечные электростанции)
Иными словами можно сказать, что такой источник бесплатной электроэнергии приобретает особое экономическое значение в период постоянного роста стоимости электроэнергии и значительно сокращает сроки окупаемости преобразователя частоты.