Зелёный тариф | Зелёный тариф
Из-за постоянно растущей стоимости электроэнергии, все больше потребителей принимают решение перейти на альтернативные источники ее получения. Преимущество таких источников заключаются в том, что домашняя электростанция может вырабатывать гораздо больше энергии, чем расходует пользователь, поэтому ее излишки и остатки он может продать государству по зеленому тарифу. Для некоторых жителей нашей страны это стало источником дохода, поскольку стоимость альтернативной электроэнергии, является более высокой, чем той, что вырабатывается обычными электростанциями.
В чем заключаются особенности зеленого тарифа? На каких условиях возможна продажа электроэнергии в согласии с ним? Какие преимущества и недостатки имеет зеленый тариф?
Зеленый тариф на электроэнергию – особенности и нюансы
Под зеленым тарифом подразумевается стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, полученной из альтернативных источников. Государство приобретает у населения и предприятий энергию с частичной компенсацией, чтобы владельцы солнечных или ветровых источников питания, могли приобретать их и дальше, расширяя свои возможности. За счет этого существенно снижается расход природного газа, угля и нефти. Механизм взаимодействия владельца альтернативной электростанции с государством, строится на следующих принципах:
- Альтернативный источник электроэнергии подключают к сети;
- С владельцем заключается долгосрочный контракт на покупку энергии;
- Электроэнергия оплачивается государством по завышенной стоимости.
Основными условиями, которые обязуются соблюдать владельцы альтернативных источников питания, желающие продавать энергию государству, являются:
- Использование источника энергии, мощность которого не превышает 15 кВт/ч;
- Подключение электростанции только в частном доме, а не в квартире;
- Размер ставки определит средняя рыночная стоимость электроэнергии из альтернативных источников.
- В согласии с новым законом, принятом в текущем году, владельцы солнечных батарей и сопутствующего оборудования, будут освобождены от уплаты налогов.
Зеленый тариф в России – плюсы и минусы
Использование каждой новой технологии, вызывает ряд вопросов, связанных с ее преимуществами и недостатками. Какие плюсы имеет зеленый тариф для пользователей?
- Используя альтернативный источник электроэнергии, владелец может получать дополнительный доход;
- На полученный дополнительный доход не распространяется налогообложение;
- Использование альтернативных электростанций не загрязняет окружающую среду, что часто связано со штрафами или дополнительной уплатой налогов.
Недостатки зеленого тарифа на себе ощутят, в основном, местные и федеральные государственные структуры. Минусами зеленого тарифа являются:
- Завышенная стоимость электроэнергии, которую предприятиям Энергосбыта придется выплачивать по договору;
- Из-за снижения налоговой нагрузки, местные и федеральные бюджеты будут лишены определенной суммы денежных средств.
В общем, зеленый тариф в России, создаст самые благоприятные условия для приобретения и установки домашних электростанций, владельцы которых смогут продавать излишки энергии государству, получая дополнительный доход.
Законопроект о микрогенерации в России
Что такое зеленый тариф, действует ли он в России в 2019 году
Стоимость электроэнергии постоянно растет, и из-за этого все большее количество людей начинает переходить на альтернативные источники ее получения. Если владелец домашней электростанции потребляет на свои нужды меньше электричества, чем вырабатывается, он может продать излишки государству по так называемому зеленому тарифу. На этом можно даже получать доход, так как стоимость энергии будет выше той, которая вырабатывается на обычных электростанциях.
Подробнее о тарифе
Зеленый тариф – это стоимость 1 кВт/ч энергии, произведенной с помощью возобновляемых источников. Государство готово покупать ее у населения и предприятий. Цель такой политики – стимуляция производства альтернативной энергии путем частичного компенсирования затрат владельцев солнечных электростанций или ветровых генераторов на их приобретение и установку. В результате снизится расход нефти, природного газа, угля.
Механизм основан на таких принципах:
- возобновляемый источник энергии подключают к сети;
- с владельцем электростанции заключается долгосрочный контракт на закупку энергии;
- электрическая энергия оплачивается по завышенной стоимости.
Теоретически у такой концепции есть шансы на успешное развитие. Но ситуация осложняется тем, что на старте потребуются большие денежные затраты, ведь стоимость оборудования высока.
Как обстоят дела в России
Будет ли действовать зеленый тариф в России? Этот вопрос очень актуален для людей, которые уже приобрели и установили электростанции или генераторы в частных домах с целью выработки альтернативной энергии. К сожалению, в России не принят закон, который регламентировал бы применение зеленого тарифа.
Разговоры о принятии соответствующего законопроекта ведутся давно, но его утверждение переносили уже несколько раз. Ожидается, что в России закон будет принят в 2019 году.
Но все же определенный прогресс в этом направлении есть – уже разработан предварительный план мероприятий. В этом документе перечислены требования, которые должен выполнить владелец альтернативного источника энергии для того, чтобы продавать государству электроэнергию по высокой цене.
Условия
- Мощность источника энергии не должна превышать 15 кВт/ч.
- Станция должна находиться только в частном доме, на квартиры действие программы распространяться не будет.
- Размер ставки будет определяться с учетом средней рыночной стоимости электричества от альтернативных источников.
Вышеперечисленные условия могут быть изменены в момент принятия закона. Интересно, что владельцев солнечных электростанций и прочего оборудования обещают освободить от уплаты налога.
Порядок оформления тарифа
Как получить зеленый тариф, если соответствующий законопроект все же будет принят? Скорее всего, порядок действий владельца станции не будет отличаться от того, который действует во многих странах мира.
- Покупка оборудования для производства альтернативной электроэнергии, установка в частном доме или на участке.
- Сбор пакета документов и подача их на утверждение в компетентный территориальный орган. В состав пакета включают документы на право владения участком и проект электростанции.
- Установка специальных счетчиков.
- Заключение договора о купле-продаже электроэнергии с предприятиями Энергосбыта.
Преимущества и недостатки
Применение зеленого тарифа на электроэнергию имеет такие преимущества:
- возможность получения дополнительного дохода для владельца станции;
- отсутствие налогов на полученный доход;
- снижение выброса вредных веществ в атмосферу.
Недостатки:
- предприятиям Энергосбыта придется покупать электроэнергию по завышенной стоимости;
- бюджеты федерального и местного уровня недополучат определенную сумму денежных средств в связи со снижением налоговой нагрузки.
Таким образом, введение зеленого тарифа в России создаст благоприятные условия для строения домашних электростанций. Владельцы домашних электростанций смогут получить дополнительный доход за счет продажи государству излишков энергии.
Статьи
28.12.2019
Альтернативные источники энергии известны давно. Они используют энергию солнца, ветра, воды и Земли. Но при всех своих преимуществах (экологичность, автономность) до недавнего времени они не получили массово распространения. Главная причина — это высокая стоимость выработанной энергии, по сравнению с традиционными источниками. Такие системы были распространены только среди энтузиастов и в местах, где крайне сложно или дорого подключить объект энергопотребления.
«Зеленый тариф» – это возможность частного и юридического лица продавать электроэнергию государству, по специальному тарифу, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). С принятием «Закона о микрогенерации» (или «Зеленом тарифе») владельцы домохозяйств получили возможность продавать излишки вырабатываемой электроэнергии в сеть. Рассмотрим на примере:
Вы устанавливаете в своем частном доме солнечные панели (или ветрогенератор). С помощью специального устройства (инвертора) электричество от панелей преобразуется в переменный ток и попадает в сеть дома. Также инвертор через двунаправленный счетчик подключается в внешней электросети.
Днем солнечные панели вырабатывают электроэнергию. Если потребление дома больше, то часть инвертор берет из сети. Если меньше, то «излишки» закачивает в сеть обратно. Вечером и ночью, когда панели перестают вырабатывать электроэнергию, вся она берется из внешней электросети. По итогу месяца если выработанной электроэнергии больше потребленной – местная электросеть обязана оплатить разницу. В обратном случае потребитель оплачивает разницу (а не всю потребленную электроэнергию).
Однако существует ряд требований и ограничений. Под «Зеленый тариф» попадают лишь частные домохозяйства. Жители многоквартирных домов не могут в нем участвовать. Для зачисления средств гражданину необходимо открыть или предоставить расчётный счет в банке. Максимальная генерируемая мощность в сеть не может превышать 15кВт (т.е. именно та мощность, которая продается в сеть, генерировать для собственного потребления можно неограниченно).
Изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации опубликованы и вступили в силу 28.12.2019 г.
Наши сотрудники с радостью проконсультируют вас и помогут подобрать подходящее оборудование. Свяжитесь с нами с помощью телефона, почты или формы запроса на сайте.
© При копировании материалов наличие активной ссылки обязательно!
Расчет прибыльности от «Зелёного тарифа» в 2020 г., Украина / Хабр
Законодательные изменения в 2020 году для рынка домашней «Зелёной» энергетики, обзор выработки моих станций и расчёт, что получится, у желающих построить свою станцию в 2020 г.
КДВП — отражает положение дел в «Зелёной энергетике»
Провожаем 2019 и тариф 0,181 Евро/кВт*ч
2019 год был самым непростым как для потенциальных, так и для существующих, владельцев домашних СЭС (далее дСЭС). Борьба между жадностью желанием зафиксировать максимальный тариф 0,181 Евро до 2030 года и страхом вообще ничего не получить, учитывая изменения в законодательстве (на пару месяцев убирали «Зелёный» тариф для наземных станций) и общую политическую нестабильность. Но, под конец года, всё успокоились, и был очередной рывок желающих построить домашние СЭС.
Итого, по итогам 2019 года, мощность введенных дСЭС составила 243 МВт (5,4% от всего ВИЕ, введенного в 2019г.). Это почти в 2 раза больше, чем было введено дСЭС в 2014-2018 годах (157 МВт). Депутаты Промышленные ВИЕ старались не отставать, и тоже поднажали в 2019 г., желая отхватить свой кусок пирога по жирной фиксированной цене. Под конец 2019 г. мощность ВИЕ (здесь и далее, ВИЕ – это все возобновляемые источники без ГЭС, так исторически сложилась статистика) возросла до 6.8 ГВт, что должно вырабатывать, в теории, 8,4 ГВт*ч в год.
Вернемся к нашим баранам моим станциям
В целом, год прошёл нормально. Весна была менее солнечная, чем в 2018 г., декабрь аномально солнечный, но в целом результаты удовлетворительные.
Типичный годовой график выработки 33.6 кВт станции
Из неприятного – Half-cell модули практически полностью не оправдали возложенных на них надежд. В момент покупки, они стоили дороже на 10%, а реально выработали на 2-3% больше.
Как и прежде, затенение оказывает максимальное влияние на выработку. И если летом затенение обычно мало заметно, то в осенне-зимний период даже удаленные объекты дают неприятную тень.
Из приятного – эксперимент с увеличение мощности «солнечного поля» с 33.6 до 40 кВт, при неизменном инверторе 30кВт, подтвердил теоретические выкладки и дал потери до 3% от возможного максимума, что очень порадовало.
В целом годовая выработка уложилась в (1.18 – 1.22) * мощность солнечного поля. Разница обусловлена как затенением, так и «перегрузом» по солнечным панелям.
По Украине разброс несколько больший, от 1.1 до 1.26. Но 1.26 — это уже как конструкции со сменным углом, так и самые солнечные регионы.
Что год грядущий текущий нам готовит
В 2020 году произошел ряд значимых изменений в законодательстве для домашних СЭС:
— запланированное заранее уменьшение тарифа до 0,1626 Евро за кВт*ч.
— запрет установки 50 кВт дСЭС, как на земле так и крыше
— опять нужно платить НДС на оборудование для СЭС (причем промышленные этого почти не заметят, удар только по дСЭС), закон на подписи у президента
— на 15 — 30% подешевело подключение к сети (в зависимости от области)
— подешевело оборудование
Давайте считать
Стоимость поликристаллических солнечных панелей Tier2 производителей пробила 0,25 $/Вт, Tier1 опустилась ниже 0,29 $/Вт. Монокристаллические Tier1 пытаются штурмовать 0,31 $/Вт.
Возврат НДС поднимет эти цены на ~10%, так исторически сложилось.
Панели на 40 кВт от Tier1 будут стоить 11,600$, инвертор 2,700$, конструкции 20$ за панель. Щитки, автоматы и кабеля – еще около 2К$.
Итого сама станция выйдет ~21К$ (11600+2700)*1,1 (НДС)+ 20*148 (270 Вт панели) + 2000 = 20700, округлим до 21 К$.
Далее включаются сопутствующие расходы – получение заветных 30кВт, охрана, забор т.д…
На это я бы выделил о 5-6 К$ (сроки уже не поджимают, и «коррупционная составляющая» сходит почти на нет), и получаем общую стоимость порядка 27 К$.
Считаем прибыльность
Станция будет генерировать – 40 кВт *1,15 ( среднепотолочный коэффициент ) = 46 МВт*ч в год.
46 000 кВт*ч * 0,1626 (тариф) * 1,11 (перевод в $) * 0,805 (налоги) = 6683 $ в год после уплаты налогов.
В целом возвращаемся на тех же 4 года. Если б не возврат НДС, было б даже меньше 4-х лет.
Как всегда, не обошлось без ложки дёгтя новых законодательных инициатив
Идут разговоры про попытки ретроспективного пересмотра «Зелёного тарифа», но только для промышленных СЭС (не факт, что закончится только этим).
Перекладывается ответственность, по финансированию «Зелёного тарифа», с одного источника на другой, в результате ряд областей уже пару месяцев сидит без «гарантированных выплат».
Набирает оборотов борьба «угольная генерация» – «зелёная генерация» – «атомная генерация» — потребители.
По факту электроэнергии производится уже больше, чем потребляется, и нужно ограничивать (выводить с рынка) угольную генерацию. Но она принадлежит олигархам.
На оплату «Зеленого тарифа» требуется больше денег, и их закладывают в тариф предприятиям. Предприятия, у которых цена на э/э, в составе продукции, составляет большой % от затрат, тоже принадлежат олигархам.
Как ни смешно, но «Зелёная генерация», в основной своей массе, тоже принадлежит депутатам олигархам.
В итоге есть большие риски, что крайним окажется Энергоатом, который государственный и его можно кроить. Ну и следующим шагом, пойдет поднятие тарифов для всего населения.
Рассматривается стратегия развития «зелёной энергетики» до 2050 года, в которой угольная генерация будет сведена в 0, а атомной остается не больше 25%. Домашним и малым (150 кВт) СЭС по этой стратегии отрезали кусок пирога в целых 15%, поживем — увидим.
Не могу не поделиться видео с одной из станций.
Your browser does not support HTML5 video.
P.S. Мне жаль, что альтернативная энергетика в России практически похоронена, в связи с вводом новых законов, и если и будет развиваться, то скорее вопреки а не благодаря. Моя информация, возможно, не совсем актуальна для большинства аудитории. Я надеялся, что еще немного и будет старт и в России, но увы.
На правах рекламы — больше информации на форуме greenpowertalk.com.ua
Заигрались в зеленую энергетику и «зеленый» тариф. Чем рискует Украина — 02.12.2019
Как следует из ежегодного отчета Climatescope 2019, подготовленного исследовательским агентством Bloomberg New Energy Finance, в 2019 году Украина поднялась сразу на 55 позиций в рейтинге привлекательности развивающихся стран с точки зрения инвестиций в возобновляемую энергетику, тогда как в прошлогоднем страна занимала 63 строчку.
Известно, что в 2018 году европейские страны, не входящие в Евросоюз, установили рекорд по привлеченным инвестициям в чистую энергию в размере $2,2 млрд. Причем сумма за 2018 год составила более четверти от общего объема инвестиций в регион за последнее десятилетие. Рост произошел в основном из-за огромного скачка инвестиционных потоков на Украину, который в 2018 году составил $801 млн по сравнению с $46 млн в 2017 году. По данным аналитического центра, причиной такого роста Украины стали реформы энергетического сектора, привлекательные «зеленые» тарифы и налоговые ставки.Радиоактивная «зеленая энергия»: На ЧАЭС поставят солнечные батареи за €1 млрд
«Зеленый» тариф, законодательно закрепленный на Украине в 2018 году, — это специальный тариф, по которому государство закупает электроэнергию по завышенной цене у предприятий и частных лиц, использующих альтернативные источники энергии. Таким образом, юридические и физические лица, которые пользуются энергией солнца, ветра, микро- или мини-гидроэлектростанциями и другими возобновляемыми источниками энергии, могут продавать полученную электроэнергию государству по чрезвычайно выгодной для себя цене.
Как показывает практика, «зеленый» тариф как метод дотирования развития отрасли альтернативной энергетики, призванный компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций, себя уже исчерпал. Дело в том, что из-за высокого тарифа (0,18 евро за один киловатт, а это значительно выше тарифов, по которым закупается энергия из атомных и тепловых электростанций) в последние несколько лет «зеленая энергетика» на Украине переживает настоящий бум. В свое время с подачи энергетических лоббистов государство дало долгосрочные гарантии закупки энергии из возобновляемых источников по повышенной цене — законодательство Украины и подписанные ею международные договоры гарантируют сохранение «зеленого» тарифа на неизменном уровне до 2030 года. И благодаря этому специальный тариф из стимулирующего фактора стал источником сверхприбыли.
Тариф есть, а денег нет
Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» заявляла о нехватке к началу ноября 481 млн грн ($20,02 млн) для выплаты ГП «Гарантированный покупатель» аванса в размере 821 млн грн ($34,17 млн) по оплате «зеленого» тарифа. Основной причиной нехватки средств для компенсации сейчас является неравномерность и задолженность по уплате участниками рынка услуги НЭК «Укрэнерго» по передаче электроэнергии. На середину ноября потребители задолжали более 1,2 млрд грн ($50 млн).Кабмин окончательно отпустил тарифы ЖКХ в «свободное плавание» — Гольдарб
Недостаток средств для компенсации «зеленого» тарифа также обусловлен тем, что для пяти предприятий в июле и августе 2019 действие новых тарифов на передачу было прекращено в судебном порядке. И этим пяти компаниям по решению суда начислялась плата по прежнему тарифу — 57,4 грн ($2,39) за МВт-час, а не по ставкам 347,14 грн ($14,45) за МВт-ч и 116,54 грн ($4,85) за МВт-ч, соответственно действующим в июле и августе.
Более того, в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды прогнозируют, что в 2020 году дефицит средств на оплату электроэнергии производителям из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) может составить 13-14 млрд грн ($540-580 млн).
Поиск компромисса
Глава комитета Верховной Рады по энергетике и жилищно-коммунальным услугам, нардеп от «Слуги народа» Андрей Герус еще в июне этого года заявил, что инициирует ретроспективное снижение «зеленого» тарифа и введение дополнительных налогов на производителей электроэнергии из возобновляемых источников.
Такие инициативы вызвали негативную реакцию лоббистов ВИЭ. Инвесторы выступили против идеи Геруса, оформленной в законопроект, который успел поддержать профильный комитет парламента. Письмо инвесторов к президенту Владимиру Зеленскому подписали руководители компаний NBT, «Виндкрафт Украина», LongWing Energy, Greenworx Holding и Akuo Energy.
Нарушение гарантий государства, бесспорно, навредит инвестиционному климату Украины и подорвет доверие к любым договорам в будущем, считают в Low Carbon Ukraine — организации, которая является частью Международной климатической инициативы и финансируется Министерством по вопросам окружающей среды, сохранения природы и радиационной безопасности ФРГ. Авторы квартального мониторингового отчета о внедрении Плана действий по энергетическому сектору Украины, опубликованного 26 ноября, настаивают, что гарантированный «зеленый» тариф ввели, чтобы создать стабильные условия для развития возобновляемой энергетики и стимулировать инвестиции в эту отрасль.
И уже в ноябре Герус пошел на попятную, заявив, что правительство не планирует отменять «зеленый» тариф и занимается поиском компромиссного варианта, который устроит участников рынка.
Недавно Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА) совместно с крупнейшими участниками ветроэнергетического рынка, включая «ДТЭК ВИЭ», письменно известила Министерство энергетики о том, что участники ветроэнергетического рынка добровольно согласились на снижение «зеленого» тарифа. И предложили снизить его до 8,5 евроцента за киловатт (сейчас 16 евроцентов). Но это только для новых станций, которые будут введены в эксплуатацию в течение следующих трех лет. Причем ветроэнергетики предложили зафиксировать этот тариф на 15 лет с момента запуска станций в эксплуатацию. Не исключено, что на подобное частичное снижение тарифа производители ВЭ согласились ввиду угрозы вообще не получить денег для возмещения расходов, гарантированных государством. Производителей становится все больше, а возможностей у государства все меньше.«Пока по Украине не пройдут миллионные протесты, тарифы будут повышаться» — Богатырев
В свою очередь Министерство энергетики и экологии предлагает представителям возобновляемой энергетики добровольно реструктуризовать тариф до апреля 2020 года, взамен его продлят на 5 лет. Как заявил замминистра Константин Чижик во время X Международного инвестиционного форума по возобновляемой энергетике, соответствующий законопроект в ближайшее время передадут в Верховную Раду. Всем инвесторам, и нынешним, и будущим, предлагают продлить действие «зеленого» тарифа на 5 лет. Взамен нынешние владельцы СЭС и ВЭС должны реструктуризовать соответственно 17% и 10% от тарифа. Новые инвесторы — 15% на солнце и 10% на ветре.
До 1 апреля будущего года компании должны решить, согласны ли они на новые условия или останутся на нынешнем зеленом тарифе (18 евроцентов). Однако следует помнить, что новый закон установит также ответственность за небалансы, когда генерация не выполняет свои обязательства по выработке электроэнергии. Для тех, кто согласится на реструктуризацию, ставка за небалансы будет расти на 20% в год начиная с 2021-го и достигнет 100% в 2025-м. Кто останется — будет платить 100% уже в 2023 году.
Риски
Экономический аналитик Александр Рябоконь считает, что бурный рост строительства объектов солнечной и ветровой генерации на Украине объясняется эффектом «теплой ванны» в виде привлекательных льготных тарифов, законодательных условий и налогообложения, предоставленных предыдущими украинскими правительствами для инвесторов и кредиторов.
«Высокие тарифы (свыше 5 грн за кВт/ч для СЭС и свыше 3 грн за кВт/ч для ВЭС), безальтернативная обязанность выкупать всю производимую ВИЭ электроэнергию вместе с абсолютной безнаказанностью ее производителей за небалансы энергосистемы, комплекс льгот по беспошлинному ввозу оборудования и самих установок для альтернативной генерации, а также упрощенному получению земельных участков под строительство (до 2021 года) привели к ежегодному удвоению роста вводимых в эксплуатацию объектов ВИЭ», — сказал в комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.
По состоянию на сентябрь 2019 года из 51,3 ГВт установленной мощности объединенной энергосистемы Украины установленная мощность крупной и средней промышленной (без учета домохозяйств) генерации возобновляемых источников энергии составляет чуть выше 3,3 ГВт, из которых три четверти — солнечные электростанции. А к началу 2020 года общая установленная мощность всех объектов ВИЭ составит до 5,5 ГВт, СЭС — около 4 ГВт. Производство электроэнергии СЭС и ветровых электростанций в 2019 году составит свыше 5 млрд кВт/ч, выплаты по «зеленым тарифам оцениваются в 25-30 млрд грн ($1,04-1,25 млрд).
Всего же на данное время государственными органами выдано разрешений и технических условий на строительство 15 ГВт установленных мощностей ВИЭ.
«В результате сложившаяся ситуация привела к тому, что проявились две главные проблемы: техническая (в виде проблем с балансированием мощностей генерации в ОЭС) и финансовая (в виде угрозы роста дефицита средств для выплат по «зеленым тарифам»). По прогнозу «Укрэнерго», в условиях нынешних темпов введения ВИЭ в ближайшие 2-3 года Украине срочно необходимы до 2 ГВт высокоманевренных мощностей с быстрым стартом и до 1 ГВт систем поддержки и регулирования частоты в сети на базе аккумулирующих мощностей. Это позволит в целом компенсировать возникающие риски вследствие непрогнозируемых для диспетчеризации колебаний мощностей солнечной и ветровой генерации.
Уже в нынешнее время ОЭС Украины вполне ощущает острый дефицит маневренных мощностей, большинство из которых к тому же планировались и строились под балансировку базовых атомной и тепловой генерации. Это привело к тому, что уже в сейчас в целях балансировки в энергосистеме используются такие методы, как насосный режим работы гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) в дневное время, разгрузка ТЭЦ при прохождении дневных пиков СЭС, двойное регулирование блоков ТЭС на протяжении суток, перераспределение нагрузки на ГЭС по коммерческим графикам», — пояснил аналитик.
Кроме того, подчеркнул Александр Рябоконь, согласно разным вариантам прогноза Министерства энергетики, при сохранении (в разной степени) нынешней законодательно-налоговой ситуации и темпов развития солнечной и ветровой генерации уже в 2020 году ожидается дефицит средств для выплат за электроэнергию «зеленой генерации» на уровне 10-14 млрд гривен ($420-580 млн). При этом объем субсидий для ВИЭ в 2020 году по «зеленым тарифам» (без НДС) оценивается в сумму свыше $1 млрд, а далее цифры будут существенно выше.
«Остается надеяться на то, что правительство, оценив всю сложность ситуации, в 2020 году введет ряд разумных ограничительных мер по отношению к этой непропорционально развившейся отрасли энергетики. Переход на аукционы, введение ответственности за «небалансы» и грозящее обострение проблемы с дефицитом финансовых средств хотя бы частично откорректируют ситуацию в сторону большей устойчивости самой энергосистемы и стабильности на рынке электроэнергии. Впрочем, это лишь временно может сгладить ситуацию и не сможет заменить решения ее по сути в виде необходимости пересмотра дальнейшей стратегии развития и модернизации согласно современным требованиям инфраструктуры и производственных мощностей энергетической отрасли Украины», — заключил аналитик.
Зеленый тариф: что изменит законопроект №2543
Законопроект №2543, из-за которого инвесторы начали замораживать создание «зеленых» объектов, предусматривает новую систему штрафов для возобновляемых источников энергии в Украине.
Об этом говорится в статье главы практики энергетики и природных ресурсов компании Arzinger Ярослава Чекера на сайте ThePage. Автор также напоминает, что законопроект могут принять в Верховной Раде не раньше февраля 2020 года.
«Законопроект №2543 позиционируется как некий компромиссный вариант дальнейшего развития альтернативной энергетики в Украине. Также он рассматривается как приемлемый для игроков рынка вариант решения проблемы платежного дефицита ГП «Гарантированный покупатель» и проблемы небалансов», – подчеркивает Чекер.
По мнению эксперта, законопроект предусматривает несколько изменений существующего рынка «зеленой» энергетики:
условия и сроки ввода в эксплуатацию новых объектов ВИЭ;
требование провести добровольную реструктуризацию договоров купли-продажи электроэнергии по «зеленому» тарифу;
условия защиты иностранных инвестиций и сроки государственной гарантии;
штрафные санкции за нестабильность генерации.
Сейчас компании, которые заключили договоры о продаже электроэнергии по «зеленому» тарифу до 31 декабря 2019 года и запустили ВИЭ-объекты, могут работать по «зеленому тарифу» и не участвовать в системе аукционов. Законопроект №2543 предлагает сократить сроки запуска новых «зеленых» объектов:
до 1 апреля 2020 года включительно – для солнечных электростанций;
до 31 декабря 2020 года включительно – для ветровых электростанций.
Законопроект предлагает снизить «зеленые» тарифы
При этом инвесторы, которые согласятся на реструктуризацию договоров по «зеленому» тарифу, получат разрешение на более длительные сроки ввода объектов в эксплуатацию:
до 30 сентября 2020 года включительно – для солнечных электростанций;
до 30 июня 2022 года включительно – для ветровых электростанций.
Таким образом, для многих инвесторов реструктуризация будет единственным возможным способом завершения проекта путем продления сроков ввода в эксплуатацию, отмечает автор.
Также законопроект №2543 предусматривает добровольную реструктуризацию договоров купли-продажи электроэнергии по «зеленому» тарифу. По сути, государство предлагает инвесторам добровольно согласиться на снижение «зеленого» тарифа в обмен на продление его действия, отмечает эксперт.
Согласно законопроекту, предусматривается добровольное снижение размера «зеленого» тарифа для действующих СЭС на 10%, новых – 15%, действующих ВЭС – на 5%, новых – на 7,5% с его пролонгацией до 15 лет с момента ввода в эксплуатацию.
Кроме того, законопроект предлагает более благоприятный режим защиты иностранных инвестиций для объектов альтернативной энергетики, которые согласятся на реструктуризацию, сроком до 15 лет.
Также авторы законопроекта предлагают ввести регулирование штрафов в случае отклонений от объемов производства электроэнергии по графику более чем на 15% (так называемого «небаланса»). Размеры штрафа составят 0% до 31 декабря 2020 году и будут увеличиваться на 20% каждый год вплоть до 1 января 2025 года.
Чтобы получить подобную «скидку» на «небаланс» производителям энергии нужно будет согласиться на реструктуризацию договоров купли-продажи электричества по «зеленому» тарифу. При этом ответственность за небалансы для объектов ВИЭ, которые не согласятся на реструктуризацию, останется неизменной.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал о том, как президент Украины Владимир Зеленский заявил, что ретроспективного изменения «зеленого» тарифа не будет. По словам президента, правительство «не будет делать никаких шагов, которые ухудшат условия для ведения бизнеса в Украине»
Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!
Зеленый тариф на электроэнергию в России: есть ли закон?
Плата за использование электричества регулярно увеличивается. Подорожание вынуждает людей переходить на другие способы получения электроэнергии. Люди, владеющие домашними установками по производству электричества, экономят деньги. А еще они могут дополнительно заработать.
Если для своих нужд потребляется меньше электричества, чем вырабатывает домашняя станция, то разницу можно продать государству. Цена будет выше, чем стоило бы такое же количество на предприятии по выработке энергии. Специально для этого был создан зеленый тариф.
Что такое зеленый тариф и принят ли он?
Это цена одного киловатта энергии, выработанной альтернативными источниками, в час. Такая энергия оценивается дороже той, которую население получает от прочих организаций. Таким образом государство вызывает интерес у людей и предприятий, владеющих такими станциями, использовать их.
Вопрос с внедрением льготной ставки окончательно не решен. Некоторые страны приняли этот тариф на законной основе. В других он остается темой для разговора, но не действует официально. В России программа по поддержке альтернативных технологий не принята окончательно. Поэтому трудно разобраться, как получить зеленый тариф.
Преимущества и недостатки
У этого нововведения имеются положительные и отрицательные стороны.
Преимуществами можно назвать:
- дополнительный доход для лиц, владеющих альтернативными станциями;
- доход, полученный таким образом, не облагается налогом;
- вклад в экологию (уменьшается объем вредных выбросов в атмосферный воздух).
Не обошелся такой метод без недостатков:
- изменения в налоговой системе, связанные с работой альтернативных станций, уменьшат финансовые поступления в бюджеты местного и федерального уровней;
- стоимость электрической энергии увеличится для предприятий Энергосбыта.
Зеленый тариф в России
Вопрос с зеленым тарифом в России не решен до конца. Правительство страны утвердило Правила для продажи излишков энергии. Завершена подготовка законопроектов, постановлений для определения условий, по которым будет предоставлен зеленый тариф. Министерство энергетики Российской Федерации разрабатывает Закон, который будет регулировать и осуществлять соответствующую деятельность. Составлен план мероприятий, стимулирующих развитие такого производства электрической энергии. Он складывается из следующих пунктов:
- зеленый тариф на электроэнергию полагается владельцам установок с мощностью не более пятнадцати киловатт;
- действие ставки не распространяется на жителей и владельцев квартир в многоквартирных домах, в которых установлены объекты, производящие энергию;
- государство обязует Энергосбыт выкупать излишки полученной энергии у владельцев возобновляемых энергоносителей;
- цена тарифа превышает оптовую стоимость этого ресурса;
- отсутствует налог на реализованную энергию
Как получить зеленый тариф?
Высокая стоимость энергии по зеленому тарифу обусловлена большой ценой на покупку генераторов и другого необходимого оборудования (солнечных батарей и прочего) для альтернативных станций. В противном случае владельцам будет сложно или невозможно компенсировать затраты на их приобретение.
Механизм получения льготной ставки будет состоять из нескольких пунктов. В первую очередь нужно закупить необходимое оборудование. Затем установить. Следующий шаг – сбор и подготовка документов. Их перечень включает в себя документы, подтверждающие право собственности на землю, проект будущей электростанции и копии технических паспортов на каждую единицу оборудования для генерирующей установки.
При всем желании, соискателям будет трудно уладить все вопросы собственными силами. Об этом свидетельствуют отзывы тех, кто уже имел такой опыт. Далее открывается банковский счет заявителя. Устанавливаются счетчики двунаправленного типа. Нужно не забыть оформить разрешение областной энергоснабжающей компании.
В завершение подписываются акты приема-передачи и соответствующий договор с уполномоченными в данных вопросах сотрудниками областной компании по предоставлению электроэнергии. Получить зеленый тариф можно, выполнив все перечисленные пункты.
Как продавать электроэнергию государству?
Пока еще сложно сказать точно, как будет выглядеть государственная поддержка альтернативной энергетики. Будет два пути, по которым солнечная электростанция попадет под зеленый тариф:
- Система взаиморасчетов.
Допускается использование общей энергии из сети. Это рационально, так как есть периоды пониженной активности солнца. И оплачиваться использование энергии будет по обычным расценкам. Если же альтернативной энергии выработается больше, чем использует владелец, то излишек перейдет на следующий период расчетов или компенсируется выплатой денег. - Остаток энергии альтернативных станций владельцы будут продавать государству. Цена будет выше, чем на обычных предприятиях по выработке этого ресурса.
Выгодно ли продавать электричество государству?
Так как в нашей стране еще не введен льготный тариф, можно рассмотреть этот метод на примере соседних государств. Произведенные расчеты показывают, что покупка оборудования с установкой и документальное оформление зеленого тарифа окупится примерно через 7-8 лет. Продажа электричества, полученного от установок, станет прибыльной по истечении этого времени.
Физические и юридические лица, владельцы генерирующих установок окажутся в выигрышном для себя положении. Энергия, полученная от ветра и солнечных лучей, улучшит их финансовое положение. Важно, что такой метод сохраняет невосполняемые природные ресурсы. Ради одного этого стоит перейти на зеленый тариф.
Бюджет государства при этом понесет потери. Так Федеративной Республике Германия, после заключения договоров на зеленую ставку, приходится платить по пятьдесят евро за сто киловатт. А цена солнечной энергии сейчас составляет двенадцать евро за ту же сотню единиц мощности электрического тока. Поэтому зеленый тариф – это серьезное испытание для государственного бюджета.