Задания на правило буравчика: Правила буравчика правой и левой руки. Решение задач – Правило «буравчика». (Правило «правой руки»)

Методическая разработка по физике (9 класс) на тему: Тестовые задания по теме «Магнитное поле тока. Правило буравчика»

Тест «Магнитное поле тока. Правило буравчика»

1.Магнитное поле создается (ответ укажите в тетради):

А) движущимися заряженными частицами

Б) неподвижными заряженными частицами

В) постоянными магнитами

2. Укажите правильный вариант расположения линий магнитного поля у прямого проводника с током. Зарисуйте правильный вариант в тетради

 

3. Укажите правильный вариант расположения линий магнитного поля внутри магнита/соленоида. Зарисуйте правильный вариант в тетради

4. В какой точке (А, Б, В) магнитное поле слабее? (ответ укажите в тетради)

5. На каком рисунке правильно указано направление линий магнитного поля прямого проводника с током? Зарисуйте правильный вариант в тетради

6. В какой точке (А, Б, В) магнитное поле сильнее? (ответ укажите в тетради)

7. Укажите направление тока ( если к нам точка в середине, если от нас – крестик в середине) в проводнике, если известно, что линии магнитного поля направлены против часовой стрелки. (Рисунок должен быть в тетради)

8. Укажите направление линий магнитного поля в проводнике, в котором ток направлен к нам. (Рисунок должен быть в тетради)

Презентация к уроку по физике (9 класс) на тему: правило Буравчика

Магнитное поле и его графическое изображение
Поскольку электрический ток – это направленное движение заряженных частиц, то можно сказать, что магнитное поле создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными. Для наглядного представления магнитного поля мы пользовались магнитными линиями. Магнитные линии – это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле. На рисунке показано магнитная линия (как прямолинейная, так и криволинейная).По картине магнитных линий можно судить не только о направлении, но и о величине магнитного поля.
Неоднородное и однородное магнитное поле
Сила, с которой поле полосового магнита действует на помещенную в это поле магнитную стрелку, в разных точках поля может быть различной как по модулю, так и по направлению. Такое поле называют неоднородным. Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется от точки к точке. В некоторой ограниченной области пространства можно создать однородное магнитное поле, т.е. поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению. Для изображения магнитного поля пользуются следующим приемом. Если линии однородного магнитного поля расположены перпендикулярно к плоскости чертежа и наплавлены от нас за чертеж, то их изображают крестиками, а если из-за чертежа к нам – то точками.
Правило буравчика
Направление линий магнитного поля тока связано с направлением тока в проводнике. Правило буравчика если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока. С помощью правила буравчика по направлению тока можно определить направлений линий магнитного поля, создаваемого этим током, а по направлению линий магнитного поля – направление тока, создающего это поле.
Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости листа:1.Направление электрического тока от нас ( в плоскость листа) Согласно правилу буравчика, линии магнитного поля будут направлены по часовой стрелке.или
Линии магнитного поля будут направлены по часовой стрелке
Проводник с током расположен перпендикулярно плоскости листа:2.Направление электрического тока на нас ( из плоскости листа) Согласно правилу буравчика, линии магнитного поля будут направлены по часовой стрелке.или
Линии магнитного поля будут направлены против часовой стрелки
Правило правой руки
Для определения направления линий магнитного поля соленоида удобнее пользоваться другим правилом, которое иногда называют правилом правой руки. если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида.
Соленоид, как и магнит, имеет полюсы: тот конец соленоида, из которого магнитные линии выходят, называется северным полюсом, а тот, в который входят — южным. Зная направления тока в соленоиде, по правилу правой руки можно определить направление магнитных линий внутри него, а значит, и его магнитные полюсы и наоборот. Правило правой руки можно применять и для определения направления линий магнитного поля в центре одиночного витка с током.
Правило правой руки для проводника с током
Если правую руку расположить так, чтобы большой палец был направлен по току, то остальные четыре пальца покажут направление линии магнитной индукции
1. Магнитное поле создается… 2.Что показывает картина магнитных линий?3.Дайте характеристику однородного магнитного поля. Выполнить чертеж.4. Дайте характеристику неоднородного магнитного поля. Выполнить чертеж. 5.Изобразите однородное магнитное поле в зависимости от направления магнитных линий. Поясните .6. Объясните принцип действия правила буравчика.7.Укажите два случая зависимости направления магнитных линий от направления электрического тока.8. Каким правилом следует воспользоваться для определения направления магнитных линий соленоида. В чем оно заключается?9. Как определить полюсы соленоида?
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий c его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой.
Выводы:
Магнитное поле создаётся электрическим током и обнаруживается по его действию на электрический ток.Направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.
Правило левой руки

Направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, можно определить, пользуясь правилом левой руки. Если левую руку расположить так , чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току. То отставленный на 900 большой палец покажет направление действующей на проводник силы.
За направление тока во внешней цепи принято направление от «+» к «–», т.е. против направления движения электронов в цепи
Определение силы Ампера
Если левую руку расположить так, чтобы вектор магнитной индукции входил в ладонь, а вытянутые пальцы были направлены вдоль тока, то отведенный большой палец укажет направление действия силы Ампера на проводник с током.

Правило левой руки можно применять для определения направления силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятые движущиеся заряженные частицы.
Сила, действующая на заряд
Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по движению положительно заряженной частицы (или против движения отрицательно заряженной), то отставленный на 900 большой палец покажет направление действующей на частицу силы Лоренца.
Пользуясь правилом левой руки можно определить направление тока, направление магнитных линий, знак заряда движущейся частицы.
Случай когда сила действия магнитного поля на проводник с током или движущуюся заряженную частицу F=0
Реши задачу:
Отрицательно заряженная частица, движущаяся со скоростью v в магнитном поле. Сделайте такой же рисунок в тетради и укажите стрелочкой направление силы, с которой поле действует на частицу.Магнитное поле действует с силой F на частицу, движущуюся со скоростью v. Определите знак заряда частицы.

«Магнитное поле тока. Правило буравчика. Правило левой руки»

По теме : «Магнитное поле. Применение правил буравчика, правой и левой руки » .

По теме :

«Магнитное поле.

Применение правил буравчика,

правой и левой руки »

.

1. развитие интереса, умения и навыков к решению тестовых и графических задач. 2. совершенствование полученных знаний и умений 3. уметь решать задачи на описание магнитного поля тока и его действия :сила Ампера и сила Лоренца направление линий магнитной индукции.
  • 1. развитие интереса, умения и навыков к решению тестовых и графических задач.
  • 2. совершенствование полученных знаний и умений
  • 3. уметь решать задачи на описание магнитного поля тока и его действия :сила Ампера и сила Лоренца направление линий магнитной индукции.
N F A S

N

F A

S

N F A S

N

F A

S

N S  F A

N

S

F A

F A N S

F A

N

S

а) уменьшится в 9 раз; б) уменьшится в 3 раза; в) увеличится в 3 раза; г) увеличится в 9 раз

а) уменьшится в 9 раз;

б) уменьшится в 3 раза;

в) увеличится в 3 раза;

г) увеличится в 9 раз

а) уменьшится в 2 раза; б) уменьшится в 4 раза; в) увеличится в 2 раза; г) увеличится в 4 раза

а) уменьшится в 2 раза;

б) уменьшится в 4 раза;

в) увеличится в 2 раза;

г) увеличится в 4 раза

а)модуль силы Ампера возрастал, б) модуль силы Ампера убывал, в) модуль силы Ампера оставался неизменным в течение всего процесса.

а)модуль силы Ампера возрастал,

б) модуль силы Ампера убывал,

в) модуль силы Ампера оставался

неизменным в течение всего процесса.

а) уменьшится в 9 раз; б) уменьшится в 3 раза; в) увеличится в 3 раза; г) увеличится в 9 раз.

а) уменьшится в 9 раз;

б) уменьшится в 3 раза;

в) увеличится в 3 раза;

г) увеличится в 9 раз.

1 3 2 4 а) 1, б)2, в)3, г)4

1

3

2

4

а) 1, б)2, в)3, г)4

1 3 2 4 а) 1, б)2, в)3, г)4

1

3

2

4

а) 1, б)2, в)3, г)4

1 3 2 4 а) вверх, б)вниз, в) к нам, г) от нас.

1

3

2

4

а) вверх, б)вниз, в) к нам, г) от нас.

1 3 2 4 а) 1, б) 2, в) 3, г) 4

1

3

2

4

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4

а) слева – северный полюс, б) слева – южный полюс.

а) слева – северный полюс,

б) слева – южный полюс.

А) по действию на любой проводник, Б) действию на проводник, по которому течет электрический ток, В) заряженный теннисный шарик, подвешенный на тонкой нерастяжимой нити, Г) на движущиеся электрические заряды.  а) А и Б, б) А и В, в) Б и В, г) Б и Г.

А) по действию на любой проводник,

Б) действию на проводник, по которому течет электрический ток,

В) заряженный теннисный шарик, подвешенный на тонкой нерастяжимой нити,

Г) на движущиеся электрические заряды.

а) А и Б, б) А и В, в) Б и В, г) Б и Г.

а) магнитное поле, б) электрическое поле, в) электрическое и магнитное поле.

а) магнитное поле,

б) электрическое поле,

в) электрическое и магнитное поле.

а) магнитное поле, б) электрическое поле, в) электрическое и магнитное поле.

а) магнитное поле,

б) электрическое поле,

в) электрическое и магнитное поле.

а) магнитное поле, б) электрическое поле, в) электрическое и магнитное поле.

а) магнитное поле,

б) электрическое поле,

в) электрическое и магнитное поле.

а) силы магнитного поля, б) силы электрического поля, в) сила всемирного тяготения.

а) силы магнитного поля,

б) силы электрического поля,

в) сила всемирного тяготения.

А.В природе существуют электрические заряды. Б.В природе существуют магнитные заряды. В.В природе не существует электрических зарядов. Г.В природе не существует магнитных зарядов. а) А и Б, б) А и В, в) А и Г, г) Б, В и Г.

А.В природе существуют электрические заряды.

Б.В природе существуют магнитные заряды.

В.В природе не существует электрических зарядов.

Г.В природе не существует магнитных зарядов.

а) А и Б, б) А и В, в) А и Г, г) Б, В и Г.

 а) б) в)

а) б) в)

а) взаимно притягиваются, б) взаимно отталкиваются, в) никак не взаимодействуют.

а) взаимно притягиваются,

б) взаимно отталкиваются,

в) никак не взаимодействуют.

а) противоположных направлений по 1 А, б) одного направления по 1 А, в) противоположных направлений по 0,5 А, г) одного направления по 0,5 А.

а) противоположных направлений по 1 А,

б) одного направления по 1 А,

в) противоположных направлений по 0,5 А,

г) одного направления по 0,5 А.

а) они будут притягиваться, б) они будут отталкиваться, в) они не будут взаимодействовать .

а) они будут притягиваться,

б) они будут отталкиваться,

в) они не будут взаимодействовать .

а) они будут притягиваться, б) они будут отталкиваться, в) они не будут взаимодействовать . а) они будут притягиваться, б) они будут отталкиваться, в) они не будут взаимодействовать . А) вблизи потока электронов, Б) вблизи потока атомов водорода, В) вблизи потока отрицательных ионов, Г) вблизи потока положительных ионов, Д) вблизи потока ядер атома кислорода. а) все ответы верны, б) А, Б, В, и Г, в) Б, В, Г, г) А, В, Г, Д

А) вблизи потока электронов,

Б) вблизи потока атомов водорода,

В) вблизи потока отрицательных ионов,

Г) вблизи потока положительных ионов,

Д) вблизи потока ядер атома кислорода.

а) все ответы верны, б) А, Б, В, и Г,

в) Б, В, Г, г) А, В, Г, Д

Применение правила левой руки и правило буравчика

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 1.

1. Исторические сведения об открытии магнитных явлений.

Постоянные магниты.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

вектора магнитной индукции.

3. Электрон движется со скоростью 300 км/с, определить величину

индукции магнитного поля, если сила, действующая на электрон

равна 4,8 мН.

4. Определите полюса магнита. Магнит и катушка притягиваются.

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 1.

1. Исторические сведения об открытии магнитных явлений.

Постоянные магниты.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

вектора магнитной индукции.

3. Электрон движется со скоростью 300 км/с, определить величину

индукции магнитного поля, если сила, действующая на электрон

равна 4,8 мН.

4. Определите полюса магнита. Магнит и катушка притягиваются.

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»

Вариант 2.

1. Взаимодействие проводников с током, а также проводника с током и постоянного магнита. Магнитное поле. Лини магнитного поля.

2. Пользуясь картинкой, определите направление

Силы Ампера.

3. Определите силу тока, протекающую по проводнику длиною 10м, если сила, действующая на проводник с током 2,5 мН, а магнитная индукция 4 Тл.

4. Как взаимодействуют катушки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *