Нотная грамота — вольта, реприза
Нотная грамота учит тому как перенести свое музыкальное сочинение на бумагу. Это очень полезный навык для тех кто занимается музыкой. Например, один раз записав «свежесочиненную» композицию, позже уже будет просто вспомнить придуманное, тем более, если материал имеет сложную конструкцию.
Конечно, в настоящее время существует множество компьютерных программ, которые помогают быстро в электронном виде сохранить файл со своей музыкой, но это не позволит вам узнать самую суть того на чём построена нотная запись. Если вы думаете что знание нот и правил их правильного перенесения на нотный стан узконаправленный навык, который нужен только для сохранения материала и демонстрации заинтересованным людям, то это не так. На самом деле уже в импровизации (то есть сочинении мелодии на ходу) человек можно сказать «записывает музыку», только это происходит в голове. Необходимо понимать, благодаря чему происходит так, что из последовательности непонятных символов вырисовывается музыка. Это поможет вам не только сочинять более качественную музыку, но и без особого труда записать её, не прибегая к помощи специальных программ. Наряду с нотной грамотой неплохо было бы узнать и о том, что такое тональность, о способах построения гармонии, об аккордах и других музыкальных вещах. Да, если вы придумали мелодию то лучше в нотную тетрадь писать, все таки с карандашом и ластик не забыть — это очень удобно, потому что ошибки для вас будут не серьезным препятствием, просто стёрли и делов-то.
Нотная грамота — закон ритма
Знание нотной грамоты предполагает использование одного из основных законов музыки — закона ритма. Этот закон затрагивает не только барабанщиков, но и всех музыкантов, играющих на любых инструментах. Обычно ведь мало кто вникает в тонкости ритмической структуры, в самом начале занятий на гитаре, например. Кажется можно выучить пару стандартных ритмов, всем известных хитов и без проблем также сочинять свои песни. Но со временем всё это начинает надоедать.
Так, как же не потерять интереса к музыке и продолжать сочинять? Если вас волнует данный вопрос, то на нашем сайте, возможно найдется парочку ответов. В первую очередь — полный пересмотр своего подхода к созданию музыки, сразу надо оговорится — это никак не повлияет на то, что вы так любите в процессе музицирования. Перестройка эта относится именно к вашему чувству ритма. Развитие последнего дает более тонкое понимание написанных вами или кем-то произведений.
Каждое произведение, какого-либо великого композитора нужно, в первую очередь, представить с точки зрения ритма, чтобы прочесть и сыграть. В музыке обычно за единицу отсчета принято брать четвертные длительности, каждую такую длительность мы разбиваем в зависимости от мелодии на более «мелкие», ведь четвертную ноту можно представить как две восьмых, четыре шестнадцатых и т.д. То, на какие именно «части» разбить длительность зависит от тех нот, которыми представлена композиция.
Если в мелодии присутствуют в основном четвертные и восьмые, то мы «разбиваем» доли взятые за единицу отсчета на восьмые, то есть самые меньшие, что присутствуют в записи. Так, равномерно отсчитывая восьмые, мы «накладываем на них более долгие ноты», то есть в четвертной две восьмые, в четвертной ноте с точкой три и т.д. Вот по такой примерной схеме и происходит чтение нот с листа, но это еще не все. Схема эта может быть применена и в таких жанрах музыки как джаз, где подразумевается постоянное переиначивание основной мелодии или импровизация.
Знание нотной грамоты дает представление об импровизации, как сочинении на ходу полноценного произведения, которое содержит вступление, кульминацию и завершение. В случае когда гармония темы достаточно сложная и содержит много тональностей, которые переходят одна в другую чувство ритма просто жизненно необходимо развивать, ведь «вылететь» из гармонии очень просто. С использованием вышеописанного подхода к чтению нот и эта проблема отпадает.
Говоря «развивать чувство ритма» подразумеваются обычно такие вещи как счет ногой или использование метронома. И они используются как раз для обозначения единиц отсчета. В эстрадно-джазовой музыке за единицу отсчета берут длительность четвертной ноты.
Что можно встретить в нотной записи: вольта, реприза и др.
Прежде чем познакомится со способом как читать ноты нужно узнать некоторые обозначения, которые можно встретить на нотном стане.
1 Такт — это временное расстояние между 2-мя сильными долями. Значение такта нужно знать хотя бы для того чтобы уметь определять размер произведения. Сосчитайте число долей от сильной до сильной и получите верхнюю цифру в обозначении размера произведения.
2 Реприза — кусок, который располагается в промежутке между репризой и репризой повторяется два раза (это значение её по умолчанию, еще может быть пометка сколько конкретно раз играется эта часть произведения):
3 Рядом с репризой часто встречается вольта. Она используется в случаях когда за первым разом и вторым содержимое части, для которой действует реприза немного различается. На рисунке без изменений повторяется только то что находится вне вольты. Первый раз мы в конце до репризы играем то что под первой вольтой, второй раз под второй (вольта с цифра два).
4 Крещендо (постепенное усиление громкости) и диминуэндо (постепенное затихание звука).
Вольта (музыкальный термин) — Карта знаний
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Серия (от лат. series ряд) в музыке XX—XXI веков — ряд из двенадцати звуков различной высоты, повторения и преобразования которого образуют всю ткань музыкального произведения. Серией также называют последовательность меньшего количества (например, 5, 7, 10) неповторяющихся различных звуков, если композитор работает с такой последовательностью звуков так же, как это принято в серийной технике додекафонной композиции. Модальная нотация (нем. Modalnotation) — вид линейной ритмической нотации, предформа мензуральной нотации. Модальная нотация применялась преимущественно во второй половине XII и в XIII вв. Вся многоголосная музыка школы Нотр-Дам (в рукописях, содержащих Magnus liber organi) и большинство мотетов Ars antiqua записаны в этой системе. Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения; пассаж заключительной части произведения. Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω течь, струиться, растекаться и т. д.) музыкальный — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью нотации. Полиметри́я, в многоголосной музыке — одновременное или последовательное сочетание двух или более метров, частный и наиболее распространённый случай полиритмии. Но́тный стан (Нотоно́сец) в музыкальной нотации — набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми записываются ноты. Нотный стан состоит, как правило, из пяти линеек, однако применяются также нотоносцы из одной (нотоносец-«нитка»), четырёх, шести и другого количества линеек, бывают даже нотоносцы без линеек (используется, например, в хоровом пении для обозначения партий «хлопки в ладоши», «щелчки пальцами», «топ ногой»). Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам. Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric — случайный Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Особые виды ритмического деления (англ. tuplets) в музыке — метрически обособленные группы длительностей, в сумме составляющих, как правило, одну долю такта. В классико-романтической музыке XVIII—XIX веков наиболее распространённый вид такого деления — триоль. В многоголосной музыке особые виды ритмического деления используются для достижения эффекта полиритмии. Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки». Тирата (итал. tirata, букв. — вытягивание; фр. tirade, также coulade, нем. Zug, Anlauffigur), в музыке — украшение в виде гаммообразного диатонического восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанными звуками по образцу диминуции, а также форшлага из нескольких звуков. Транспози́ция (позднелат. transpositio — перемещение) — многозначный музыкальный термин, относящийся к организации исполнения музыкального произведения или его фрагмента с систематическим сдвигом высот всех звуков на заданный интервал. Музыкальная монограмма (музыкальная анаграмма, литерафония — термин Ю. Н. Холопова, ономафония) — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами. Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Высо́тный класс, звуковысотный класс (англ. pitch class) в англоязычной теории музыки — множество всех звуковых высот, отстоящих друг от друга на целое число октав. При неформальном описательном определении, высотный класс — это высота звука, рассматриваемая с точностью до октав. Например, высотный класс A (ля) включает в себя не только высоту ля первой октавы (эталонного камертона частотой 440 Гц, например), но и все звуковые высоты, отстоящие на целое число октав от данной — как вниз, так и вверх… Микрохрома́тика (др.-греч. μικρός «маленький» и χρῶμα «цвет, краска») — род интервальной системы (по Ю. Н. Холопову), содержащий микроинтервалы — четвертитоны, трететоны, шестинатоны и другие. В отличие от экмелических микрохроматические интервалы эммелические, то есть являются конститутивными элементами звуковысотной системы. Такие интервалы могут быть точно измерены и представлены в числовом выражении; в смысле высотной определённости они составляют предмет гармонии так же, как диатонические и… Модуля́ция (лат. modulatio — соразмерность, размеренность; в терминологическом смысле — мелодия, размеренная «правильными» числовыми отношениями, музыкальными интервалами; от modulari — соразмерять, произносить / петь в соответствии с мерой) — многозначный музыкально-теоретический термин, описывающий категорию гармонии (звуковысотной структуры). Из нескольких значений «модуляции» ныне наиболее распространённое — переход из одной тональности в другую. Фраза (произносится , греч. φράση — предложение, выражение, см. также строфа) в музыке — понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двухмотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a+a, где буквой обозначен однотактовый мотив. Также для определения фразы используется понятие «тактовый мотив», предложенное Танеевым… Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. В европейской теории музыки мерой исчисления музыкальных интервалов на протяжении столетий был целый тон, по отношению к которому определялись и меньшие (например, полутон, четвертитон) и некоторые бо́льшие (например, дитон, полудитон, тритон) интервалы. Наименьшим музыкальным интервалом в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются… Додекафо́ния (от греч. δώδεκα — двенадцать и греч. φωνή — звук) — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» (нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen»). Изобретена выдающимся австрийским музыкантом Арнольдом Шёнбергом в начале 1920-х годов. Рондо (от итал. rondo, развившегося из фр. rondeau — «круг», «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. Метр (фр. mètre, от др.-греч. μέτρον мери́ло, мера) в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм (например, периода). В элементарной теории музыки метром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей. Мензура́льная нота́ция — вид линейной ритмической нотации, господствовавший в западноевропейской музыке второй половины XIII — начала XVII веков. Первоначально термин относился только к вокальной многоголосной музыке, позднее к любой (в том числе, инструментальной). Три поэмы (итал. Tre Poemi) — сочинение Луиджи Даллапикколы для сопрано и камерного оркестра, написанное в 1949 году на стихотворения Джеймса Джойса, Микеланджело и Мануэля Мачадо. Посвящено Арнольду Шёнбергу в честь его семидесятипятилетия. Является первым строго додекафонным сочинением композитора. Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Пассаме́ццо (итал. passamezzo) — жанр танцевальной и инструментальной музыки в XVI—XVII веках, в рамках которого сформировались популярные (одноимённые) модели гармонического остинато. Та́ктус (лат. tactus буквально «касание») в музыкальной теории конца XV—XVII веков — отрезок времени, соответствующий при дирижировании опусканию (тезис, лат. depositio) и поднятию (арсис, лат. elevatio) руки или (при отмеривании этого же отрезка времени у инструменталистов) ступни ноги. При этом ни арсису, ни тезису не придавалось значение метрического акцента, «сильной доли». Аллегро — (=120) (итал. allegro, переводится как весело, бодро, радостно) — музыкальный термин итальянского происхождения. Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период. Вокал особенно богат возможностью использования расширенных техник исполнения. Такие альтернативные подходы к пению широко применялись на протяжении двадцатого века, особенно в опере и так называемом art song. К самым известным и ярким примерам использования расширенных вокальных техник можно отнести в том числе произведения Лучано Берио, Джона Кейджа, Джорджа Крама, Питера Максвелла Дейвиса, Ханса Вернера Хенце, Дьёрдя Лигети, Деметрио Стратоса, Мередит Монк, Джачинто Шельси, Арнольда Шёнберга…Подробнее: Пауэр-аккорд
Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия. Ключевы́е зна́ки (англ. key signature), в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты по своей линейке, вплоть до конца произведения или до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Ракохо́д (ср.-лат. cancrizans, нем. Krebsgang) — вид полифонической техники, проведение темы (в риспосте) в обратном движении, от последней ноты к первой; то же, что ракоходная имитация. В широком смысле ракоход — любое (в т.ч. и в музыке неполифонического склада) ракоходное изложение тематического материала. Симметричные лады в музыке — лады модального типа (см. Модальность), звукоряд которых образуется делением равномерно темперированной (12-полутоновой) октавы на одинаковые интервалы или их комбинации («ячейки»). Коса́я черта́, или косая, — символ в виде тонкой прямой линии с наклоном вправо (то есть вперёд при направлении письма слева направо). Каска́рда (итал. Cascarda, фр. Cascarde) — подвижный общественный и придворный танец эпохи Ренессанса, распространённый в XVI—XVII веках в Италии и Франции. Как правило, каскарда — парный танец в трёхдольном размере, хотя в редких случаях и число танцоров, и метр танца могут варьироваться. В целом каскардам свойственна типовая структура и характерный для ренессансных танцев набор движений и шагов. Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, — это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется звукорядом Шепарда. Такой звукоряд создает иллюзию бесконечно повышающегося или понижающегося тона, в то время как на самом деле его высота в целом не меняется.Знаки сокращения в музыке
1. Если необходимо повторить какую-либо часть музыкального произведения, то вместо двойного написания этой части используют знаки репризы. Реприза — это повторение, обозначается в нотной записи следующим образом:
Первые два такта повторяются два раза. Третий так повторяется три раза, о чем соответствует надпись «3х»
2. Следующий прием повторения — это Вольта. Она используется если необходимо повторить отрывок музыкального произведения с другим концом. Поясним знак сокращения вольты на примере:
Играются сначала два первых такта после чего играется снова первый так, перескок через второй и играет третий такт.
3. Сеньо и фонарь.
Сеньо (в переводе » сигнал», итал.) обозначается в нотной грамоте следующим образом , а фонарь вот так . При сокращении таким образом применяются два фонаря и два сеньо. Сокращение происходит следующим образом — мы «проходим» первый Сеньо, затем когда дойдем до второго Сеньо, то прыгаем опять вначало к первому Сеньо и начинаем играть опять с него. Теперь как мы дойдем до первого фонаря, то прыгаем ко второму фонарю.
4. Повторение такта. Обозначается в нотной грамоте в виде косых палочек. При этом количество косых палочек соответствует количеству тактов для повтора.
Картинка №1 Повтор одного предыдущего такта
Картинка №2 Повтор двух предыдущих тактов
Картинка №3 Повтор трёх предыдущих тактов
5. Повторение одного звука, интервала или аккорда. Здесь вам могут понадобиться знания об интервалах.
В нотной грамоте повторение одного звука обозначается как бы перечеркнутой нотой. При этом Если «перечеркнута» Нота длительностью в четверь, то она эквивалента двум восьмым. То есть мы делим ноту на количество косых палочек на ней.
6. Знаки арпеджиато (очень быстрый перебор аккорда)
Обозначается волнообразной чертой рядом с аккордом:
Пример использования всех знаков сокращения:
1 — играем и доходим до завершающего знака репризы (две точки после первой вольты)
2 — возвращаемся к первому знаку репризы
3 — играем репризу, но дойдя до первой вольты — перепрыгиваем на вторую
4 — игрыем до знака Сеньо2
5 — возвращаемся к Сеньо1
6 — играем до второго знака репризы
7 — возвращаемся к первому знаку репризы
8 — играем повтор, перескакивая знак вольты «1»
9 — играем до первого фоноря и перескакиваем на
10 — играем от второго фонаря дальше.
7. Знаки повышения и понижения на октаву. То есть, если необходимо играть на высоких ладах или же на очень низких , то чтобы при этом не задействовать много выносных линии для нот, целесобразно отрезок записывать на основных пяти полосках нотного стана, а в нужном месте ставить знак повышения на октаву. Приведем пример:
Третий так — это исходный блок нот. Второй такт — стоит знак повышения на октаву. Первый так — понижение на октаву. Можно заметить, что начальные ноты — третий так, уже сами изначально задействуют выносные линии, в основном так не делают, в прочем пример я думаю понятен.
Кстати, данный знак действует только на ноты — табулатуры при этом, как видно, остались без изменений.
Другие материалы рубрики
comments powered by HyperComments
Вольта (музыкальный термин) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Вольта.Во́льта (итал. volta — поворот, раз) — музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры, использующийся для обозначения повторяющейся с некоторыми изменениями части музыкального произведения.
Если при повторении конец данной части или всего музыкального произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка. Следом за ними ставится знак репризы, затем пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2. — первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и второго раза. Вольт может быть и больше двух, их число определяется количеством повторов, предусмотренных композитором.
Пример использования в произведении
См. также
|
Напишите отзыв о статье «Вольта (музыкальный термин)»
Отрывок, характеризующий Вольта (музыкальный термин)
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
Список музыкальных обозначений — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки.В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.
- a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
- ab (нем. [ап]) — прочь, снять.
- abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать.
- a cappella [а каппэ́лля] — а капелла, пение без инструментального сопровождения[1].
- a capriccio [а капри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
- accelerando [аччелера́ндо] (accel.) — постепенно ускоряя[1][2].
- accentato [аччента́то] — с выделением, ударением[1].
- acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
- accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
- adagietto [ададже́тто] — довольно медленно[1].
- adagio [ада́джо] — медленно, спокойно[1][3].
- adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно.
- ad libitum (лат. [ад ли́битум]) (ad lib.) — по желанию исполнителя[4].
- affettuoso [аффэттуо́зо] — очень нежно, мягко, томно, страстно, порывисто[4].
- affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью, торопясь и ускоряясь[4].
- agile [а́джиле] — бегло, легко, ловко, проворно[4].
- agitato [аджита́то] — взволнованно, возбуждённо и тревожно[4].
- al, alla [аль, а́лля] — в духе, в роде[5].
- alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты[5].
- alla marcia [а́лля ма́рча] — в духе марша.
- alla mazurka [а́лля мацу́рка] — в духе мазурки.
- alla mesura [а́лля мезу́ра] — в темпе, см. a tempo[6].
- alla minuetto [а́лля минюэ́тто] — в духе менуэта.
- alla polacca [а́лля поля́кка] — в духе полонеза[7].
- allargando [аллярга́ндо] (allarg.) — замедляя, расширяя[5].
- allargando un poco [аллярга́ндо ун по́ко] — немного расширяя.
- alla valzer [а́лля ва́льцэр] — в духе вальса.
- alla zoppa [а́лля цо́ппа] — спотыкаясь, хромая[8].
- allegretto [аллегрэ́тто] — средне, между allegro и andante[5], умеренно скоро, оживлённо[3].
- allegro [алле́гро] — скоро[9].
- allentando [аллента́ндо] — замедляя[10].
- altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
- amabile [ама́биле] — любезно, приятно[11].
- amoroso [аморо́зо] — нежно[12].
- ancora [анко́ра] — ещё, ещё раз.
- andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша[3].
- anime, anima [анимэ, анима] — с душой, душевно, эмоционально.
- andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante[11][3].
- animando [анима́ндо] — воодушевляя, оживляя[13].
- animato [анима́то] — одушевлённо, оживлённо[14].
- a piacere [а пьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго, то есть по желанию и усмотрению[14].
- appassionato [аппассьёна́то] — страстно[14].
- appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг[14], занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
- a prima vista [а при́ма ви́ста] — с листа (без предварительного знакомства или подготовки).
- arco [а́рко] — играть смычком (в противоположность pizzicato)[15].
- ardente [ардэ́нтэ] — с жаром.
- arpeggio [арпе́дджо] (букв. — «как арфа»[15]) — обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу[16].
- assai [асса́и] — очень, весьма[17].
- a tempo [а тэ́мпо] — в прежнем темпе, восстановление прежнего темпа[17].
- attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании[17].
- barbaro [ба́рбаро] — дико[18].
- basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас[19].
- bellicoso [бэллико́зо] — воинственно[20].
- ben [бэн] — как следует, очень или хорошо[20].
- bis [бис] — повторное (дважды) исполнение определённого отрывка[21].
- bisbigliando [бизбилльа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
- bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
- brillante [брилля́нтэ] — блестяще, искромётно.
- bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо[22].
- buffo [бу́ффо] — смешно.
- calando [каля́ндо] — «понижаясь»; затихать, иногда одновременно замедляясь и снижая громкость[22].
- cantabile [канта́биле] — певуче, стараясь при игре подражать певчему[22].
- capo [ка́по] — глава, начало[23]. См. da capo al Fine.
- capriccioso [каприччо́зо] — капризно, прихотливо, своенравно[23].
- cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании[24].
- chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
- coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения[25][26].
- col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка с целью получения слабого и отрывистого звука суховатого тембра с оттенками шума[25].
- coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
- col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
- come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
- come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
- comodo [ко́модо] — «удобно»[25]; на средней скорости.
- con [кон] — при, вместе, с[25].
- con abbandono [кон аббандо́но] — непринуждённо[27].
- con anima [кон а́нима] — с душой, с чувством[14].
- con amore [кон амо́р] — с любовью.
- con brio [кон бри́о] — оживлённо.
- con collera [кон ко́ллера] — с гневом.
- con dolore [кон дольо́рэ] — с печалью, со скорбью.
- con fuoco [кон фуо́ко] — с огнём.
- con moto [кон мо́то] — с движением, подвижно.
- con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
- con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
- con spirito [кон спи́рито] — воодушевлённо[28].
- coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью[29].
- crescendo [крэще́ндо] (cresc.) — постепенно увеличивая громкость[30].
- da capo[31] [да ка́по] — с начала[32].
- da capo al Fine или D. C. al Fine [да ка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
- deciso [дэчи́зо] — решительно, смело[32].
- decrescendo [дэкрэще́ндо] (decresc.) или diminuendo [диминуэ́ндо] (dim.) — с постепенно уменьшающейся громкостью[32].
- delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно, нежно, осторожно, чутко[32].
- devoto, divoto [дэво́то] — преданно, благочестиво, набожно[33][34].
- dissonanza [диссона́нца] — диссонанс, неблагозвучность[35].
- divisi [диви́зи] (div.) — дивизи, раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами[36]. Обратное указание — unisono.
- dolce [до́льче] — нежно[35].
- dolcissimo [дольчи́ссимо] — предельно нежно[35].
- dolente [доле́нтэ] — жалобно, печально, скорбно, с болью[35].
- doloroso [дольоро́зо] — горестно, грустно, скорбно, с болью[35].
- D. S. al coda (dal segno[37] al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
- D. S. al fine (dal segno[37] al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — с места, обозначенного знаком S, до конца.
- elegante [элега́нтэ] — изящно, красиво.
- energico [энэ́рджико] — решительно, сильно, энергично.
- enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
- eroico [эро́ико] — героически[38].
- espirando [эспира́ндо] — затухая, замирая[38].
- espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно, ярко[39].
- estinto [эсти́нто] — ослаблённо, приглушённо, угасающе[39].
- facile [фа́чиле] — доступный, лёгкий, нетрудный; легко[39].
- feroce [фэро́че] — дико, неистово, необузданно, свирепо[40].
- festivo [фэсти́во] — празднично.
- fieramente [фьерамэ́нтэ] — бурно, гордо, дико, живо, надменно, отважно[41].
- fine [фи́нэ] — конец[41].
- flebile [фле́биле] — жалобно, плачевно, траурно[41].
- focoso [фоко́зо] — бойкий, вспыльчивый, горячий, оживлённый, пылкий, страстный[41].
- forte [фо́ртэ] (f[42]) — громко, сильно[43]. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости[43].
- fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко, очень сильно[43].
- forzando [форца́ндо] (fz) — см. sforzando.
- fresco [фрэ́ско] — прохладно, свежо[43].
- funebre [фу́нэбрэ] — похоронно, траурно.
- furioso [фурьйо́зо] — бешено, бурно, дико, неистово, свирепо, страстно, яростно[44].
- gaudioso [гаудьйо́зо] — радостно.
- gentile [дженти́ле] — мягко.
- giocoso [джоко́зо] — весело, игриво, шутливо[45].
- gioioso [джойо́зо] — радостно, весело[46].
- giusto [джу́сто] — строго, точно[45].
- glissando [глисса́ндо] — глиссандо[47].
- grandiose [грандио́зо] — великолепно, величественно, возвышенно, пышно[45].
- grave [гра́вэ] — важно, тяжеловесно[45][3].
- grazioso [грацио́зо] — грациозно, изящно, привлекательно[48].
- gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков[49].
- guerriero [гуэррьэ́ро] — воинственно.
- imperioso [импэрьйо́зо] — властно, настоятельно, повелительно[50].
- impetuoso [импэтуо́зо] — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском[50].
- imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
- impotente [импотэ́нтэ] — бессильно, изнурённо.
- improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
- in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
- incalzando [инкальца́ндо] — ускоряя и увеличивая громкость[50].
- incrociando [инкроча́ндо] — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано[50].
- indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо[50].
- in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
- in distanza [ин диста́нца] — на расстоянии.
- infurianto [инфурья́нто] — гневно.
- in lontananza [ин лёнтана́нца] — в отдалении.
- in modo di [им мо́до ди] — в стиле.
- innocente [инночэ́нтэ] — невинно, просто.
- insensibile [инсэнси́биле] — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно[51].
- intimo [и́нтимо] — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный[51].
- iocoso [ёко́зо] — шутливо.
- irato [ира́то] — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно[51].
- lacrimoso [лакримо́зо] (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно[52].
- lamentando [ламэнта́ндо] — жалуясь.
- lamentoso [ламэнто́зо] — жалобный, горестный[51].
- largamente [ларгамэ́нтэ] — широко, протяжно[53].
- larghetto [ларгэ́тто] — довольно широко; немного скорее, чем largo[52][3].
- largo [ла́рго] — очень медленно; широко[54][3].
- legato [лега́то] — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим[54].
- leggiero [ледджье́ро] — легко, нежно, подвижно[55].
- lento [ле́нто] — медленно, протяжно[55][3].
- libero [ли́бэро] — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело[55].
- l’istesso tempo [листэ́ссо тэ́мпо] — в прежнем темпе[56].
- loco [льо́ко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву[57].
- lontano [лонта́но] — издалека, с расстояния, отдалённо.
- lugubre [лю́губрэ] — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно[57].
- luminoso [люмино́зо] — светло.
- lusingando [люзинга́ндо] — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво[57].
- ma [ма] — но[58].
- ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
- maestoso [маэсто́зо] — величественно, торжественно.
- magico [ма́джико] — волшебно.
- magnifico [маньи́фико] — блестящий, великолепный, величавый, пышный, роскошный, славный[58].
- malinconico [малинко́нико] — грустный, печальный, меланхоличный[58].
- mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение — MD)[59].
- mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение — MS)[59].
- marcato [марка́то] — чётко, делать ударение на каждой ноте[59].
- martellato [мартэлля́то] (букв. — «ударяя молотом») — отрывистая игра с извлечением звуков резко и сильно[59].
- marziale [марцья́ле] — воинственно[59].
- melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
- meno [мэ́но] — менее, меньше[60].
- mesto [мэ́сто] — грустно, печально[60].
- mezza voce [мэ́цца во́че] — вполголоса[60].
- mezzo [мэ́ццо] (m[61]) — половина, середина[60].
- mezzo forte [мэ́ццо-фо́ртэ] (mf) — не очень громко[60].
- mezzo piano [мэ́ццо-пья́но] (mp) — не очень тихо[60].
- misterioso [мистэрио́зо] — таинственно, мистически[62].
- mobile [мо́биле] — изгибчиво, подвижно[63].
- moderato [модэра́то] — умеренно[63].
- modesto [модэ́сто] — скромно.
- molto [мо́льто] — много, достаточно, очень[63].
- morendo [морэ́ндо] — замирая, затихая, то есть постепенно замедляя темп и ослабляя звучность[63].
- mosso [мо́ссо] — одушевлённое, живое исполнение. Будучи прибавлено к другому слову, увеличивает его скорость.
- naturale [натура́ле] (nat.) — естественно, натурально, непринуждённо, без каких-либо особых приёмов[64]; вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
- nobile [но́биле] — благородно[64].
- non — не, нет.
- non tanto — не столь[65].
- non troppo [нон тро́ппо] — не слишком[64].
- ossia [осси́а] — допустимый вариант исполнения некоторой части произведения, облегчение основного текста[66].
- ostinato [остина́то] — настойчивый, неотступный, упорный, упрямый[67]; короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
- passionato [пассьёна́то] — страстно[68].
- pastorale [пастора́ле] — пастушески, пасторально.
- patetico [патэ́тико] — взволнованно, страстно, воодушевлённо, патетично[68].
- perdendosi [пэрдэ́ндоси] — замирая, исчезая[68].
- pesante [пэза́нтэ] — грузно, тяжеловесно, увесисто[68].
- pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо[69].
- piano [пиано] (p[70]) — слабо, тихо[71].
- piano, pianissimo [пиано, пиани́ссимо] (ppp) — как можно тихо.
- piacevole [пьяче́воле] — привлекательно, приятно[69].
- piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
- più [пью] — больше[72].
- più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
- pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн[73]. Противоположная пометка — arco.
- pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
- poco [по́ко] — мало, немного[72].
- poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно[72].
- poi [пой] — тогда, затем.
- pomposo [помпо́зо] — великолепно, с блеском, помпезно[74].
- portamento [портамэ́нто] — 1-е: аналог glissando в вокальной музыке; 2-е: при игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato. Переносить руку с ноты на ноту[75].
- precipitando [прэчипита́ндо] — спеша, стремительно[76].
- prestissimo [прэсти́ссимо] — скорейший, очень быстро[77].
- presto [прэ́сто] — быстро[78].
- prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть соответствующим образом в первом из двух повторений. См. вольта.
- primo [при́мо] — первый[77].
- quasi [ква́зи] — вроде, как бы, почти[77].
- quieto [квиэ́то] — спокойно, мирно.
- rallentando [раллента́ндо] (rall.) — расширяя[79].
- rapido [ра́пидо] — быстро[79].
- recitando [рэчита́ндо] — декламируя, рассказывая[80].
- recitativo [рэчитати́во] — речитатив[81].
- religioso [рэлиджо́зо] — благоговейно, набожно, религиозно[82].
- repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
- resto [рэ́сто] — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль).
- ridendo [ридэ́ндо] — весело, радостно.
- rigoroso [ригоро́зо] — точно, строго.
- rinforzando [ринфорца́ндо] — усиленно[83].
- risoluto [ризолю́то] — мужественно, определённо, решительно, твёрдо[84].
- ritardando [ритарда́ндо] (ritard.) — замедляя, расширяя[80].
- ritenuto [ритэну́то] (rit.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку)[80].
- ritmico [ри́тмико] — ритмично.
- rubato [руба́то] — ритмически свободно, указание вольно обращаться с темпом для выразительности[80].
- rustico [ру́стико] — деревенски; alla rustico означает «в сельском духе».
- scherzando [скерца́ндо] — весело, игриво, шутя, шутливо, с юмором[85].
- scherzo [скерцо] — шутка; см. скерцо[86].
- secco [сэ́кко] — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо[87].
- segue, seguendo [сэ́гуэ, сэгуэ́ндо] — продолжая как раньше[88].
- semplice [сэ́мпличе] — естественно, искренне, просто[89].
- sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее[89].
- sensibile [сэнси́билэ] — чувствительно.
- senza [сэ́нца] — без[89].
- senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины[89].
- serioso [сэрьёзо] — серьёзно[89].
- sforzando [сфорца́ндо] (sfz) — внезапное ударение на ноте[89].
- silenzio [силе́нцьё] — безмолвие, молчание, тишина[90].
- simile [си́миле] — так же[90].
- slargando [злярга́ндо] — расширяя, замедляя[91].
- smorzando [зморца́ндо] (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе[92].
- soave [соа́вэ] — приветливо, гладко, нежно, приятно, сладко, тихо[92].
- solo [со́лё] — «один»; см. соло[92].
- sonore [соно́рэ] — громкий, гулкий, звонкий, звучный[92].
- sostenuto [состэну́то] — сдержанно[93].
- sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса[93].
- spianato [спьяна́то] — естественно, просто.
- spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо, одушевлённо.
- staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой[94].
- stanza [ста́нца] — куплет.
- strepitoso [стрэпито́зо] — громко, шумно, бурно[95].
- stretto [стрэ́тто] — ускоряя[96].
- stringendo [стринджэ́ндо] (string.) — напористее, ускоряясь, сжимая, тесня[95].
- subito [су́бито] (s[97]) — без плавного перехода, вдруг, внезапно, сразу[98].
- sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
- sul tasto [суль та́сто] — у грифа[98].
- tanto — столь[99].
- tempo [тэ́мпо] — темп[100].
- tempo primo [тэ́мпо при́мо] — первый темп.
- teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — ласково, мягко, нежно[101].
- tenuto [тэну́то] — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; протягивая; обозначается чёрточкой под или над нотой[101].
- tranquillo [транкви́ллё] — безмятежно, спокойно[101].
- tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
- tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук или два не соседних звука быстро многократно повторяется[102].
- tre corde [трэ ко́рдэ] — букв. — «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано[103].
- trillo [три́лло] (tr[104]) — трель.
- troppo [тро́ппо] — слишком[105].
- tutti [ту́тти] — тутти, все вместе[105].
- una corda [у́на ко́рда] (букв. — «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано[106].
- un poco [ун по́ко], [ум по́ко] — чуть-чуть.
- unisono [уни́соно] или unis — в унисон[107]. Противоположная пометка — divisi.
- vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука[108].
- vigoroso [вигоро́зо] — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично[108].
- vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
- vivace [вива́че] (букв. — «оживлённо») — несколько быстрее, чем vivo[109].
- vivacissimo [вивачи́ссимо] — в высшей степени живо[109].
- vivo [ви́во] — живо[109].
- volante [воля́нтэ] — летающий[109].
- V. S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах[110].
- zart (нем. [царт]) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий[112].
- 8va (ottava alta[113]) [отта́ва а́льта] — исполнять на октаву выше.
- 8vb (ottava bassa[114]) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
- 15va (quindicesimo alta) [квинтедецимо а́льта] — исполнять на квинтдециму (на 2 октавы) выше.
- 15vb (quindicesimo bassa) [квинтедецимо ба́сса] — исполнять на квинтдециму ниже.
- 22va (tre ottave alta) [тре отта́вэ а́льта] — исполнять на 3 октавы выше.
- 22vb (tre ottave bassa) [тре отта́вэ ба́сса] — испонять на 3 октавы ниже.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 368.
- ↑ Аччелерандо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Островский, 1988.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 369.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 370.
- ↑ А-ля-мезура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Алла-цоппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Должанский, 2000, с. 11, 370.
- ↑ allentando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 371.
- ↑ amoroso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ animando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 372.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 373.
- ↑ Должанский, 2000, с. 18—19, 373.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 374.
- ↑ Должанский, 2000, с. 375.
- ↑ Должанский, 2000, с. 52, 376.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 376.
- ↑ Должанский, 2000, с. 377.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 378.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 380.
- ↑ Способин, 1984, с. 10.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 382.
- ↑ Способин, 1984, с. 94.
- ↑ con abbandono (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 383.
- ↑ Должанский, 2000, с. 139, 384.
- ↑ Юникод — U+1D10A 𝄊 musical symbol da capo (HTML
𝄊
). - ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 385.
- ↑ Должанский, 2000, с. 386—387.
- ↑ divoto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 387.
- ↑ Должанский, 2000, с. 73, 387.
- ↑ 1 2 Юникод — U+1D109 𝄉 musical symbol dal segno (HTML
𝄉
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 390.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 391.
- ↑ Должанский, 2000, с. 392.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 393.
- ↑ Юникод — U+1D191 𝆑 musical symbol forte (HTML
𝆑
). - ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 394.
- ↑ Должанский, 2000, с. 395.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 397.
- ↑ gioioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 56, 397.
- ↑ Должанский, 2000, с. 398.
- ↑ Должанский, 2000, с. 59—60, 398.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 400.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 401.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 403.
- ↑ largamente (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 145, 403.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 404.
- ↑ l’istesso tempo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 405.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 406.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 407.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 408.
- ↑ Юникод — U+1D190 𝆐 musical symbol mezzo (HTML
𝆐
). - ↑ misterioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 409.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 411.
- ↑ non tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 413.
- ↑ Должанский, 2000, с. 204, 413.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 414.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 415.
- ↑ Юникод — U+1D18F 𝆏 musical symbol piano (HTML
𝆏
). - ↑ Должанский, 2000, с. 218, 415.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 416.
- ↑ Должанский, 2000, с. 218, 416.
- ↑ pomposo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 226, 417.
- ↑ Должанский, 2000, с. 417.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 418.
- ↑ Должанский, 2000, с. 227, 418.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 419.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 422.
- ↑ Должанский, 2000, с. 239, 422.
- ↑ Должанский, 2000, с. 420.
- ↑ rinforzando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 421.
- ↑ Должанский, 2000, с. 423.
- ↑ Должанский, 2000, с. 262, 423.
- ↑ Должанский, 2000, с. 424.
- ↑ segue (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 425.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 426.
- ↑ slargando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 427.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 428.
- ↑ Должанский, 2000, с. 276—277, 428.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 429.
- ↑ Должанский, 2000, с. 278, 429.
- ↑ Юникод — U+1D18D 𝆍 musical symbol subito (HTML
𝆍
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 430.
- ↑ tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 431.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 432.
- ↑ Должанский, 2000, с. 302—303, 433.
- ↑ Должанский, 2000, с. 433.
- ↑ Юникод — U+1D196 𝆖 musical symbol tr (HTML
𝆖
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 434.
- ↑ Должанский, 2000, с. 435.
- ↑ Должанский, 2000, с. 321, 435.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 436.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 437.
- ↑ Должанский, 2000, с. 438.
- ↑ Ноты пьесы «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
- ↑ Должанский, 2000, с. 439.
- ↑ Юникод — U+1D136 𝄶 musical symbol ottava alta (HTML
𝄶
). - ↑ Юникод — U+1D137 𝄷 musical symbol ottava bassa (HTML
𝄷
).
Вольта — Музыкальная энциклопедия
1) (итал. volta — раз; prima volta — первый раз, seconda volta — второй раз) — в нотном письме обозначение над заключительными тактами к.-л. части музыкального произведения. Применяется в случаях повторения этой части с другим окончанием, нередко служащим переходом к следующему разделу:
1-я В. обозначает заключение для первого исполнения, 2-я — для повторения. В куплетной форме 1-я В. обычно исполняется во всех куплетах, кроме последнего, для которого заключением или переходом к коде (финалу) служит 2-я В.
2) (итал. volta, от voltare — поворачивать; франц. volte) — старинный парный танец. Возник, по-видимому, в Италии. Темп быстрый, размер трёхдольный. Во 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. приобрёл большую популярность в европ. странах, особенно при франц. дворе и в Англии, позднее вышел из употребления. Немногочисленные сохранившиеся муз. образцы В. принадлежат А. Ле Руа, М. Преториусу («Терпсихора», 1612), Д. Готье, Т. Морли и У. Бёрду.
У. Бёpд. Вольта. Из рукописного собрания «The Fitzwilliam Virginal Book».
Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- Вольта — Прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском. Идет, в основном, на шитье легких летних женских платьев. (Энциклопедия моды. Андреева… Энциклопедия моды и одежды
- вольта — 1. — (Акосомбо ), водохранилище на реке Вольта, в Гане. Создано в 1964–67 гг. Пл. 8,5 тыс. км², крупнейшее (на кон. 1990-х гг. ) водохранилище мира. Занимает 3,6 % тер. страны. Протянулось с С. География. Современная энциклопедия
- вольта — Во́льт/а (ткань). Морфемно-орфографический словарь
- Вольта — (Volta), 1) река в Зап. Африке, главная водная артерия Ганы, образуется слиянием Белой Вольты и Чёрной Вольты. Длина от истока Чёрной В. 1600 км, пл. басс. 394 тыс. км², сред. расход воды в устье 1288 м³/с. Чёрная В. берёт начало на холмистой возв. на ЮЗ. Словарь географических названий
- ВОЛЬТА — ВОЛЬТА — легкая шелковистая хлопчатобумажная ткань. ВОЛЬТА — см. в ст. Нотное письмо. ВОЛЬТА (Volta) — река в Зап. Африке, главным образом в Гане. Образуется слиянием Белой и Черной Вольты. 1600 км (от истоков Черной Вольты) — площадь бассейна 394 тыс. Большой энциклопедический словарь
- вольта — вольта I ж. 1. Легкая шелковистая хлопчатобумажная ткань (обычно пестрой расцветки). 2. разг. Изделия из такой ткани. II ж. Обозначение скобками или цифрами, указывающее на повторение — каждый раз с иным окончанием — части небольшого музыкального произведения (в нотной записи). Толковый словарь Ефремовой
- вольта — сущ., кол-во синонимов: 3 скобка 15 танец 264 ткань 474 Словарь синонимов русского языка
- вольта — См. вольвулюс Толковый словарь Даля
- Вольта — I Во́льта (Volta) Алессандро (18.2.1745, Комо, — 5.3.1827, там же), итальянский физик и физиолог. Учился в школе ордена иезуитов. В 1774—79 преподаватель физики в гимназии в Комо, с 1779 профессор университета в Павии. Большая советская энциклопедия
- вольта — орф. вольта, -ы (ткань; танец; муз.) Орфографический словарь Лопатина
- ВОЛЬТА — ВОЛЬТА (Volta) Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио (1745-1827), итальянский физик, который в 1800 г. изобрел первую электрическую батарею — вольтов столб, а впоследствии также зарядно-аккумуляторный механизм… Научно-технический словарь
- Вольта — Река в Зап. Африке, впадает в Гвинейский залив; Буркина-Фасо, Гана. На анонимной португ. карте 1471 г. показана Rio de Volta — ‘река возвращения’ (португ. Топонимический словарь
- вольта — I. [ит.] – муз. способ обозначения в нотах конечных оборотов (первая вольта – для повторения, вторая вольта – для окончания) II. 1) машинное масло для смазки подшипников динамомашин и электродвигателей; 2) лёгкая хлопчатобумажная ткань Большой словарь иностранных слов
- вольта — Вольта, вольты, вольты, вольт, вольте, вольтам, вольту, вольты, вольтой, вольтою, вольтами, вольте, вольтах Грамматический словарь Зализняка
- вольта — I. ВОЛЬТА I См. Вольт 2 (танец). II. ВОЛЬТА II? Легкая шелковистая хлопчатобумажная ткань, обычно пестрой расцветки. БАС-2. Прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань с шелковым блеском; из нее в основном шьют легкие женские платья. Нерсесов 1998. — Лекс. Даль: вольта. Словарь галлицизмов русского языка
Длительность (музыка) — Википедия
Восьмая нота в классической (пятилинейной тактовой) нотации:(1) флажок, (2) штиль, (3) нотная головка
Длительность в музыке — продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени)[1].
Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем BPM. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.
Особенности и варианты начертания[править | править код]
Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.
Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше её, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа от штиля.
Ноты, связанные рёбрами (вязками)
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (вязками), как показано справа. Восьмые ноты связываются одним ребром, шестнадцатые — двумя, и так далее. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Модификаторы длительности[править | править код]
Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после неё. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая её в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.
Продление длительности лигойВ некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, одинаковой по высоте с первой нотой, фактически равна целой ноте. Такие ноты (одинаковые по высоте и связанные между собой лигой) именуются «залигованными». При такой залиговке вторая и последующие ноты не играются (не поются), а лишь выдерживаются указанное лигами музыкальное время.
В музыке встречаются также особые виды ритмического деления, когда значение ритмических длительностей не совпадает с их «выписанным» значением. К такому делению относятся все так называемые мультиоли — дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т. д.
Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.
В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.
Ритмическое деление, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают великое многообразие длительностей, способствуют изысканности ритмической палитры в музыке.
В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.
В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.