Вольта в музыке – Страница не найдена — FDSTAR. Электронная музыка. Сайт композиторов, CJ-ев и DJ-ев

Нотная грамота — вольта, реприза

Нотная грамота учит тому как перенести свое музыкальное сочинение на бумагу. Это очень полезный навык для тех кто занимается музыкой. Например, один раз записав «свежесочиненную» композицию, позже уже будет просто вспомнить придуманное, тем более, если материал имеет сложную конструкцию.

Конечно, в настоящее время существует множество компьютерных программ, которые помогают быстро в электронном виде сохранить файл со своей музыкой, но это не позволит вам узнать самую суть того на чём построена нотная запись. Если вы думаете что знание нот и правил их правильного перенесения на нотный стан узконаправленный навык, который нужен только для сохранения материала и демонстрации заинтересованным людям, то это не так. На самом деле уже в импровизации (то есть сочинении мелодии на ходу) человек можно сказать «записывает музыку», только это происходит в голове. Необходимо понимать, благодаря чему происходит так, что из последовательности непонятных символов вырисовывается музыка. Это поможет вам не только сочинять более качественную музыку, но и без особого труда записать её, не прибегая к помощи специальных программ. Наряду с нотной грамотой неплохо было бы узнать и о том, что такое тональность, о способах построения гармонии, об аккордах и других музыкальных вещах. Да, если вы придумали мелодию то лучше в нотную тетрадь писать, все таки с карандашом и ластик не забыть — это очень удобно, потому что ошибки для вас будут не серьезным препятствием, просто стёрли и делов-то.

Нотная грамота — закон ритма

Знание нотной грамоты предполагает использование одного из основных законов музыки — закона ритма. Этот закон затрагивает не только барабанщиков, но и всех музыкантов, играющих на любых инструментах. Обычно ведь мало кто вникает в тонкости ритмической структуры, в самом начале занятий на гитаре, например. Кажется можно выучить пару стандартных ритмов, всем известных хитов и без проблем также сочинять свои песни. Но со временем всё это начинает надоедать.

Так, как же не потерять интереса к музыке и продолжать сочинять? Если вас волнует данный вопрос, то на нашем сайте, возможно найдется парочку ответов. В первую очередь — полный пересмотр своего подхода к созданию музыки, сразу надо оговорится — это никак не повлияет на то, что вы так любите в процессе музицирования. Перестройка эта относится именно к вашему чувству ритма. Развитие последнего дает более тонкое понимание написанных вами или кем-то произведений.

Каждое произведение, какого-либо великого композитора нужно, в первую очередь, представить с точки зрения ритма, чтобы прочесть и сыграть. В музыке обычно за единицу отсчета принято брать четвертные длительности, каждую такую длительность мы разбиваем в зависимости от мелодии на более «мелкие», ведь четвертную ноту можно представить как две восьмых, четыре шестнадцатых и т.д. То, на какие именно «части» разбить длительность зависит от тех нот, которыми представлена композиция.

Если в мелодии присутствуют в основном четвертные и восьмые, то мы «разбиваем» доли взятые за единицу отсчета на восьмые, то есть самые меньшие, что присутствуют в записи. Так, равномерно отсчитывая восьмые, мы «накладываем на них более долгие ноты», то есть в четвертной две восьмые, в четвертной ноте с точкой три и т.д. Вот по такой примерной схеме и происходит чтение нот с листа, но это еще не все. Схема эта может быть применена и в таких жанрах музыки как джаз, где подразумевается постоянное переиначивание основной мелодии или импровизация.

Знание нотной грамоты дает представление об импровизации, как сочинении на ходу полноценного произведения, которое содержит вступление, кульминацию и завершение. В случае когда гармония темы достаточно сложная и содержит много тональностей, которые переходят одна в другую чувство ритма просто жизненно необходимо развивать, ведь «вылететь» из гармонии очень просто. С использованием вышеописанного подхода к чтению нот и эта проблема отпадает.

Говоря «развивать чувство ритма» подразумеваются обычно такие вещи как счет ногой или использование метронома. И они используются как раз для обозначения единиц отсчета. В эстрадно-джазовой музыке за единицу отсчета берут длительность четвертной ноты.

Что можно встретить в нотной записи: вольта, реприза и др.

Прежде чем познакомится со способом как читать ноты нужно узнать некоторые обозначения, которые можно встретить на нотном стане.

1 Такт — это временное расстояние между 2-мя сильными долями. Значение такта нужно знать хотя бы для того чтобы уметь определять размер произведения. Сосчитайте число долей от сильной до сильной и получите верхнюю цифру в обозначении размера произведения.

2 Реприза — кусок, который располагается в промежутке между репризой и репризой повторяется два раза (это значение её по умолчанию, еще может быть пометка сколько конкретно раз играется эта часть произведения):

3 Рядом с репризой часто встречается вольта. Она используется в случаях когда за первым разом и вторым содержимое части, для которой действует реприза немного различается. На рисунке без изменений повторяется только то что находится вне вольты. Первый раз мы в конце до репризы играем то что под первой вольтой, второй раз под второй (вольта с цифра два).

4 Крещендо (постепенное усиление громкости) и диминуэндо (постепенное затихание звука).

Вольта (музыкальный термин) — Карта знаний

Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Серия (от лат. series ряд) в музыке XX—XXI веков — ряд из двенадцати звуков различной высоты, повторения и преобразования которого образуют всю ткань музыкального произведения. Серией также называют последовательность меньшего количества (например, 5, 7, 10) неповторяющихся различных звуков, если композитор работает с такой последовательностью звуков так же, как это принято в серийной технике додекафонной композиции. Модальная нотация (нем. Modalnotation) — вид линейной ритмической нотации, предформа мензуральной нотации. Модальная нотация применялась преимущественно во второй половине XII и в XIII вв. Вся многоголосная музыка школы Нотр-Дам (в рукописях, содержащих Magnus liber organi) и большинство мотетов Ars antiqua записаны в этой системе. Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения; пассаж заключительной части произведения. Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω течь, струиться, растекаться и т. д.) музыкальный — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью нотации. Полиметри́я, в многоголосной музыке — одновременное или последовательное сочетание двух или более метров, частный и наиболее распространённый случай полиритмии. Но́тный стан (Нотоно́сец) в музыкальной нотации — набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми записываются ноты. Нотный стан состоит, как правило, из пяти линеек, однако применяются также нотоносцы из одной (нотоносец-«нитка»), четырёх, шести и другого количества линеек, бывают даже нотоносцы без линеек (используется, например, в хоровом пении для обозначения партий «хлопки в ладоши», «щелчки пальцами», «топ ногой»). Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам. Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric — случайный Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Особые виды ритмического деления (англ. tuplets) в музыке — метрически обособленные группы длительностей, в сумме составляющих, как правило, одну долю такта. В классико-романтической музыке XVIII—XIX веков наиболее распространённый вид такого деления — триоль. В многоголосной музыке особые виды ритмического деления используются для достижения эффекта полиритмии. Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки». Тирата (итал. tirata, букв. — вытягивание; фр. tirade, также coulade, нем. Zug, Anlauffigur), в музыке — украшение в виде гаммообразного диатонического восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанными звуками по образцу диминуции, а также форшлага из нескольких звуков. Транспози́ция (позднелат. transpositio — перемещение) — многозначный музыкальный термин, относящийся к организации исполнения музыкального произведения или его фрагмента с систематическим сдвигом высот всех звуков на заданный интервал. Музыкальная монограмма (музыкальная анаграмма, литерафония — термин Ю. Н. Холопова, ономафония) — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами. Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Высо́тный класс, звуковысотный класс (англ. pitch class) в англоязычной теории музыки — множество всех звуковых высот, отстоящих друг от друга на целое число октав. При неформальном описательном определении, высотный класс — это высота звука, рассматриваемая с точностью до октав. Например, высотный класс A (ля) включает в себя не только высоту ля первой октавы (эталонного камертона частотой 440 Гц, например), но и все звуковые высоты, отстоящие на целое число октав от данной — как вниз, так и вверх… Микрохрома́тика (др.-греч. μικρός «маленький» и χρῶμα «цвет, краска») — род интервальной системы (по Ю. Н. Холопову), содержащий микроинтервалы — четвертитоны, трететоны, шестинатоны и другие. В отличие от экмелических микрохроматические интервалы эммелические, то есть являются конститутивными элементами звуковысотной системы. Такие интервалы могут быть точно измерены и представлены в числовом выражении; в смысле высотной определённости они составляют предмет гармонии так же, как диатонические и… Модуля́ция (лат. modulatio — соразмерность, размеренность; в терминологическом смысле — мелодия, размеренная «правильными» числовыми отношениями, музыкальными интервалами; от modulari — соразмерять, произносить / петь в соответствии с мерой) — многозначный музыкально-теоретический термин, описывающий категорию гармонии (звуковысотной структуры). Из нескольких значений «модуляции» ныне наиболее распространённое — переход из одной тональности в другую. Фраза (произносится , греч. φράση — предложение, выражение, см. также строфа) в музыке — понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двухмотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a+a, где буквой обозначен однотактовый мотив. Также для определения фразы используется понятие «тактовый мотив», предложенное Танеевым… Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. В европейской теории музыки мерой исчисления музыкальных интервалов на протяжении столетий был целый тон, по отношению к которому определялись и меньшие (например, полутон, четвертитон) и некоторые бо́льшие (например, дитон, полудитон, тритон) интервалы. Наименьшим музыкальным интервалом в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются… Додекафо́ния (от греч. δώδεκα — двенадцать и греч. φωνή — звук) — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» (нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen»). Изобретена выдающимся австрийским музыкантом Арнольдом Шёнбергом в начале 1920-х годов. Рондо (от итал. rondo, развившегося из фр. rondeau — «круг», «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. Метр (фр. mètre, от др.-греч. μέτρον мери́ло, мера) в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм (например, периода). В элементарной теории музыки метром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей. Мензура́льная нота́ция — вид линейной ритмической нотации, господствовавший в западноевропейской музыке второй половины XIII — начала XVII веков. Первоначально термин относился только к вокальной многоголосной музыке, позднее к любой (в том числе, инструментальной). Три поэмы (итал. Tre Poemi) — сочинение Луиджи Даллапикколы для сопрано и камерного оркестра, написанное в 1949 году на стихотворения Джеймса Джойса, Микеланджело и Мануэля Мачадо. Посвящено Арнольду Шёнбергу в честь его семидесятипятилетия. Является первым строго додекафонным сочинением композитора. Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Пассаме́ццо (итал. passamezzo) — жанр танцевальной и инструментальной музыки в XVI—XVII веках, в рамках которого сформировались популярные (одноимённые) модели гармонического остинато. Та́ктус (лат. tactus буквально «касание») в музыкальной теории конца XV—XVII веков — отрезок времени, соответствующий при дирижировании опусканию (тезис, лат. depositio) и поднятию (арсис, лат. elevatio) руки или (при отмеривании этого же отрезка времени у инструменталистов) ступни ноги. При этом ни арсису, ни тезису не придавалось значение метрического акцента, «сильной доли». Аллегро — (=120) (итал. allegro, переводится как весело, бодро, радостно) — музыкальный термин итальянского происхождения. Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период. Вокал особенно богат возможностью использования расширенных техник исполнения. Такие альтернативные подходы к пению широко применялись на протяжении двадцатого века, особенно в опере и так называемом art song. К самым известным и ярким примерам использования расширенных вокальных техник можно отнести в том числе произведения Лучано Берио, Джона Кейджа, Джорджа Крама, Питера Максвелла Дейвиса, Ханса Вернера Хенце, Дьёрдя Лигети, Деметрио Стратоса, Мередит Монк, Джачинто Шельси, Арнольда Шёнберга…

Подробнее: Расширенные вокальные техники

Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Согласно МЭСу, термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и… Жонглёрская нотация (англ. siteswap) — нотация, используемая жонглерами для записи исполняемого трюка. Позволяет стандартизовать запись и облегчает обмен знаниями и разработку новых трюков. Компониум — механический музыкальный инструмент, способный создавать и проигрывать вариации на заданную тему. Разновидность оркестриона. Построен в 1821 году голландским механиком Дитрихом Николаусом Винкелем (1773, Липпштадт, Германия — 1826, Амстердам, Голландия). Это автоматический орган с двумя цилиндрами. Цилиндры способны вращаться одновременно. Каждый из них по очереди или играет два такта из случайным образом выбранной музыки, или ничего не играет и двигается горизонтально вдоль оси для выбора… Чакаре́ра (исп. chacarera) — традиционный аргентинский ритм и жанр музыки, а также парный фольклорный танец, появившийся в провинции Сантьяго-дель-Эстеро и затем получивший широкое распространение на территории всей Аргентины. Па́уза (греч. παυσις — прекращение, перерыв) — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания. Энгармоническая клавиатура (англ. enharmonic keyboard) — клавиатура с более чем 12 клавишами на октаву, имеющая энгармонически сравнимые ноты c неодинаковыми высотами. У обычной клавиатуры, например, есть только одна клавиша и высота для нот до-диез и ре-бемоль, а у энгармонической клавиатуры есть для каждой из этих нот своя клавиша и высота. Чтобы выделить обе ноты, в таких клавиатурах традиционно используют раздельные чёрные клавиши, но диатонические белые клавиши могут быть также разделены. Длительность в музыке — продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени). Пропо́ста и риспо́ста (от итал. proposta, «предложение» и итал. risposta, «ответ») — названия голосов в музыке полифонического склада. После изложения темы в пропосте, она повторяется («имитируется») в одной или нескольких риспостах. В русском языке термины обычно употребляются при описании канона, редко — для простой (неканонической) имитации. Вождь (перевод лат. dux) и спутник (перевод лат. comes) в фуге функционально — те же пропоста и риспоста. Квинтакко́рд — двузвучие, состоящее из основного и квинтового тонов, обычно используется в игре на струнных инструментах, а в особенности на электрогитаре с использованием эффектов искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.

Подробнее: Пауэр-аккорд

Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия. Ключевы́е зна́ки (англ. key signature), в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты по своей линейке, вплоть до конца произведения или до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Ракохо́д (ср.-лат. cancrizans, нем. Krebsgang) — вид полифонической техники, проведение темы (в риспосте) в обратном движении, от последней ноты к первой; то же, что ракоходная имитация. В широком смысле ракоход — любое (в т.ч. и в музыке неполифонического склада) ракоходное изложение тематического материала. Симметричные лады в музыке — лады модального типа (см. Модальность), звукоряд которых образуется делением равномерно темперированной (12-полутоновой) октавы на одинаковые интервалы или их комбинации («ячейки»). Коса́я черта́, или косая, — символ в виде тонкой прямой линии с наклоном вправо (то есть вперёд при направлении письма слева направо). Каска́рда (итал. Cascarda, фр. Cascarde) — подвижный общественный и придворный танец эпохи Ренессанса, распространённый в XVI—XVII веках в Италии и Франции. Как правило, каскарда — парный танец в трёхдольном размере, хотя в редких случаях и число танцоров, и метр танца могут варьироваться. В целом каскардам свойственна типовая структура и характерный для ренессансных танцев набор движений и шагов. Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, — это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется звукорядом Шепарда. Такой звукоряд создает иллюзию бесконечно повышающегося или понижающегося тона, в то время как на самом деле его высота в целом не меняется.

Знаки сокращения в музыке