Во сколько в поезде выключают свет: Во сколько выключают свет в поезде, почему время может отличаться

Содержание

Во сколько выключают свет в поезде, почему время может отличаться


Кто ездил поездами РЖД, знает: ночью выключают освещение вагона. Иногда это происходит не вовремя. Лежите читаете книгу и, на самом интересном месте, становится темно. Или ложитесь заранее спать, но долгое время ворочаетесь, потому что слишком светло в вагоне. Чтобы комфортно спланировать режим, необходимо заранее знать когда станет темно.

Предписания выключения света в поездах

Официальное распоряжение о том во сколько изменять освещение, отсутствует. Негласное правило подразумевает, что лампы надо выключать ночью. Почасовое понятие этого времени суток определено статьёй 96 ТК РФ: с 22 вечера до 6 утра. Но в 22 взрослые люди начинают только готовиться ко сну, поэтому проводники часто приглушают лампы, полностью гася ихпозже.

Свет в салоне поезда обычно выключают в 23 часа.

Существует несколько нюансов, по которым освещение может быть выключено не вовремя:

  • отсутствие регламента;
  • технические проблемы;
  • человеческий фактор.


В плацкарте выключают свет, учитывая мнение большинства пассажиров

Время выключения определяет проводник

В случае посадки или высадки пассажиров, лампы будут временно включены. В купейном вагоне каждый самостоятельно может регулировать освещениесобственного купе, договорившись с соседями. В плацкарте сложнее. Время наступления темноты внутри вагона лучше заранее уточнить у проводника. Для изменения его решения необходимо мнение большинства пассажиров.

Если проводник по каким-то причинам просто забыл выключить свет, всегда можно вежливо напомнить ему об обязанностях. Нюанс человеческого фактора вполне возможен, так как у сотрудников РЖД обязанностей гораздо больше, чем предполагают пассажиры. Убедиться в этом можно посмотрев видео.


5 правил этикета в поезде

Вагон поезда — место особенное. Стесненные обстоятельства сталкивают между собой людей разных возрастов с разными характерами и привычками. Нередко такая поездка приносит новые знакомства, интересные истории и оставляет приятные воспоминания. Способствовать этому может и соблюдение 5 правил этикета.

Прежде всего, людей в одном купе объединяет общая цель — доехать до места назначения. А в числе особенностей поездов есть и такие, как общее пользование туалетными комнатами, недостаток пространства, большое количество перемещающихся вокруг тебя людей.

1. Помните про то, что все неудобства временны. Будьте вежливы и уважайте ваших попутчиков.

Время после отправления со станции самое оживленное: все разбирают чемоданы, осваивают полки, переодеваются.

2. Упакуйте вещи компактно, чтобы занять только часть отдела для багажа. Используйте верхние полки для легких вещей.

Нехватка пространства в первые минуты ощущается особенно сильно, но главное — не суетиться. Через час в вашем распоряжении будет значительно больше места для манипуляций с вещами. Если новый пассажир зашел в купе на промежуточной станции, предоставьте ему возможность расположиться. Если вы оказались как раз таким пассажиром, постарайтесь не мешать другим или попросите прощения за беспокойство, если это беспокойство необходимо.

В поезде действует общественный договор на порядок.

3. Будьте аккуратны, убирайте мусор, не разбрасывайте личные вещи.

Если вам холодно, обратитесь к проводнику за одеялом. Если мешает яркий свет, попросите приглушить его. Часть систем обеспечения в новых поездах автоматизирована: работают кондиционеры и индикаторы занятости туалетных комнат. Позаботьтесь об умывании заранее, правило закрытия туалетов вблизи крупных станций актуально для всех поездов, кроме фирменных — в них установлены биотуалеты.

Готовность уступить вознаграждается: уступая место тому, кто несет горячий чай, вы уменьшаете риск быть облитым. Используя наушники, вы не только отгородитесь от посторонних шумов, но и не помешаете другим.

4. Дипломатия — сила.

Максимально подробно разъясните возникшую проблему и приготовьтесь обсуждать компромиссное решение.

Воспользуйтесь временем в пути, чтобы выспаться, почитать, посмотреть фильм, заняться рукоделием или разгадать книжку с кроссвордами. Выбирая гендерное купе при покупке билета, вы заранее будете знать, какого пола будут ваши соседи. Может быть они разделят ваши дорожные увлечения.

Последний совет.

5. При решении спорных моментов будьте открыты, проявляйте дружелюбие.

Кроме правил этикета, в поезде помните про осторожность. Не подвергайте ненужной опасности себя и окружающих, а еще храните деньги в сберегательной кассе ценные вещи и документы в прямом смысле ближе к телу.

Удачной дороги!

Не бойтесь плацкартных вагонов: olga_srb — LiveJournal

Я понимаю, что мое снисходительное отношение к плацкартным путешествиям, которое иногда выглядит как любовь к ним, разделяют немногие. Если точнее – единицы.

Между тем я искренне убеждена, что ничего ужасного в плацкартных вагонах нет, и пренебрежительно-брезгливое предубеждение, существующее у некоторых путешественников, связано прежде всего с незнанием того, как реально обстоят делах в вагонах этого класса (для полноты информации: третьего класса).

Поверьте, популярность билетов в плацкартные вагоны связана не только с их стоимостью.

Предлагаю вам заглянуть внутрь своих страхов, чтобы развеять их, убедившись в полной безопасности и приятности плацкарта.

До вокзала, где нам предстоит сесть в плацкартный вагон, удобнее и быстрее всего добираться на скоростном поезде. Такие теперь курсируют повсюду.

Вот, например, наш городской вокзал.

Он не изменился с конца XIX века, если не считать поездов.

Что хорошо в новых моделях, так это двери, открывающиеся независимо друг от друга (это защищает пассажиров от сквозняков, а возможность открыть дверь нажатием кнопки придает нам значимости).

Поезда дальнего следования теперь тоже выглядят немного иначе.

Итак – плацкартный вагон!

Современный плацкартный вагон это чистота и комфорт.

Если вас беспокоят возможные сквозняки, закрытые на время стоянок туалетные комнаты или храп соотечественников, успокойтесь! Ни сквозняков, ни туалетных ограничений, ни храпа в поездах давно нет. Куда делся храп, я не знаю, но он исчез, как только вагоны оборудовали биотуалетами, что доказывает известный тезис о том, что в природе все взаимосвязано.

В туалете всегда (то есть вплоть о прибытия на конечную станцию) будет туалетная бумага, бумажные полотенца и жидкое мыло (не берите все это с собой!).

И еще приятный момент: горячая вода. Маленький штырек позволяет регулировать температуру.

Для отдыха, созерцания видов и сна я предпочитаю нижние полки, находящиеся в купейной части. Они на 5 см шире боковых, но на 3 см короче. Опыт показывает, что ширина мне важнее.

В купейном вагоне ширина полок такая же (шире только в классе люкс), но длина – больше на 5-10 сантиметров, что, безусловно, хорошо. Пожалуй, длина спального места – единственное преимущество купе.

Зато несомненным преимуществом плацкарта перед купе является световой режим. Если в купе вам может достаться в попутчики любитель ночного чтения, который в темноте будет пытать вас своим ночником, то в плацкарте все освещение гасится организованно. Как только начальник поезда скомандует «спать!», проводники выключают сначала яркий свет, а затем и вечернюю подсветку, оставляя ровно столько света, сколько необходимо для безопасного хождения в туалет.

Никакой сосед не нарушит ваш безмятежный сон.

Я уж молчу про ощущение замкнутого пространства, которое может вызвать беспокойство у лиц с клаустрофобией, и резкое распахивание двери, способное напугать впечатлительных барышень – ничего этого в плацкартном вагоне нет!

Если вы предпочитаете верхнее размещение, то вам не придется стелить свою постель. Нижние спальные места пассажиры застилают сами, но никаких трудностей ни у кого не возникает.

К слову, обычно проводники предлагают помощь тем, кто запутался в простынях или не может справиться с наволочкой, а также пожилым и хворым пассажирам.

Под каждым столиком имеется электрическая розетка, что очень удобно для путешествующих с гаджетами.

Постельное белье в плацкартных вагонах безупречно чистое.

Сдавать постельное белье вас никто не заставляет; собирать белье — обязанность проводника. Однако если вы желаете почувствовать себя джентльменом, можете снять свои наволочки и простынки и отнести их в служебное купе – проводник поблагодарит вас от всей души.

Совершенно бесплатно на протяжении всей поездки вы можете пользоваться титаном (он дает кипяток) и стаканами в подстаканниках (они дают романтику дороги).

Если вы желаете внести разнообразие в свое путешествие, то к вашим услугам – вагон-ресторан, в котором можно поесть или заказать горячую еду с доставкой на место.

Вообще все претензии по качеству обслуживания в вагоне-ресторане следует адресовать кому угодно, только не начальнику поезда. Насколько мне известно, ресторан ему не подчиняется, но это – непроверенная информация.

Кстати, в некоторых поездах вместо вагона-ресторана функционирует кафе-буфет.

Мои попутчики изредка ходят в ресторан, но я ни разу не видела, чтобы кто-то воспользовался услугой доставки.

Большинство пассажиров берут перекусы с собой. Страхи, связанные с тем, что попутчики будет всю дорогу есть дурно пахнущие закуски, лишены оснований: уровень дорожной пищевой культуры давно стал выше этого.

Чай и кофе проводники предлагают постоянно (по очень доступным ценам), но я предпочитаю свой чай, которого нет в дорожном ассортименте.

Очевидно, что сравнение купе в «Восточном экспрессе» и плацкарта в обычном поезде будет не в пользу последнего, но пассажиры «Восточного экспресса» не читают моих заметок. А вот тем, кто ездил в обычных купе опасаться обычного плацкарта не стоит – нет в нем ничего страшного.

Изменились правила проезда в поездах дальнего следования — Российская газета

Семейные обстоятельства заставили меня во время пандемии отправиться в дальнюю дорогу по маршруту: Ростов — Мичуринск — Балаково. Я увидела, как по-разному проходит режим самоизоляции в регионах. И обнаружила, что правила на железной дороге снова изменились.

Прямых поездов из Ростова-на-Дону в Балаково, что в Саратовской области, нет. Пришлось брать билеты с пересадкой. На входе в здание вокзала Ростов-главный у всех измеряют температуру — секундное дело. Но если она повышенная — дальше не пройдешь.

В кассах пусто. Большинство пассажиров предпочитают дистанционную форму оплаты. Все приезжают к поезду, чтобы не задерживаться в зале ожидания. На входе санитайзер для обработки рук. Повсюду напоминания о соблюдении социальной дистанции в полтора метра. Сотрудники вокзала, полицейские и пассажиры — в масках. Многочисленные магазинчики закрыты, не работают кафе.

И вот, пройдя все кордоны, я оказалась на перроне. Кстати, еще в мае в РЖД действовали ограничения на продажу билетов — поезда должны были заполнять максимум наполовину, не больше двух в купе и по три на отсек в плацкарте. Сегодня таких ограничений уже нет.

Но мне повезло. Все-таки в купе я оказалась одна. Так что смело сняла маску по пути до Тамбовской области, где у меня была пересадка с трехчасовым ожиданием.

Мичуринск меня встретил отличной погодой. В полной экипировке — в маске и перчатках — я вышла из поезда. И на мое удивление будто бы попала в докарантинное время.

— Пирожочки горячие! — тут же донеслось из открытой палатки, у которой выстроилась небольшая очередь.

— Мороженое! Покупайте мороженое! — кричали рядом.

— Яблочки сладкие мичуринские! Грушки медовые!

При этом на продавцах не было масок, не говоря уже о перчатках.

На входе в здание вокзала Мичуринск-Уральский сотрудники полиции также без масок. Пассажиров вышло немного. Для кого-то, как и для меня, это был транзитный вокзал. Кто-то прямиком направился на выход в город.

Я ожидала, что по прибытии нас будут встречать медики. Ну или, по крайней мере, какой-то контроль за приезжими будет осуществляться. Однако я ошиблась. Беспрепятственно выйти в город оказалось проще простого любому пассажиру.

— Девушка, вам куда? — ко мне подскочил молодой таксист. А узнав, что мне просто надо переждать пару часов, предложил кофе, указав на небольшой павильон.

— Там дешевле, чем из автомата.

Мичуринск официально признан наукоградом и носит имя знаменитого селекционера.

— Раньше это был город Козлов, а потом его переименовали, — сообщил мой случайный знакомый. — Как с коронавирусом у нас? Да никак! Я его не боюсь. Вот только пассажиров маловато.

Тут объявили мой поезд. На этот раз у меня были билеты в плацкарт. Вагон заполнен больше, чем наполовину. Кто-то в масках, кто-то — без. Рядом со мной ехали два вахтовика-железнодорожника. На боковушке — молодой человек, который всю дорогу читал книгу.

Вахтовики были настроены на беседу. Но я, поправив маску, сказала, что боюсь коронавируса и буду спать.

Несмотря на довольно большое количество людей, в вагоне было тихо. Люди стараются меньше общаться друг с другом. Чай и кофе просят принести все реже: пользуются собственными чашками.

И вот вторые 12 часов пути позади. Утром по вагону прошла начальник поезда, чтобы измерить у пассажиров температуру. Если кто-то спал, температуру измеряли приборчиком, похожим на пистолет.

— Если у кого-то она повышена, мы сообщаем медикам. По правилам, установленным Роспотребнадзором, к таким пассажирам на следующей станции прибудет «скорая» и они будут сняты с поезда.

— И часто такое бывает? — поинтересовалась я.

— Не часто, но бывало… Так как человек не по своей воле не доехал до места назначения, он потом по выздоровлении сможет продолжить путь бесплатно по тому же билету.

В нашем вагоне температура у всех оказалась в норме.

И вот Балаково — город атомной энергетики. На строительство балаковской АЭС в свое время и отправились мои родственники с Дона, да там и остались.

Городок в Саратовской области небольшой — около сотни тысяч жителей. Но встречают там прибывающих так, будто в каждом видят потенциального больного.

— Пройдите в коронавирусную палатку. Соблюдайте очередь! — направил меня сотрудник вокзала к огромному шатру МЧС. Рядом — большой трейлер. Там — эпидемиологи, похожие на космонавтов, облаченные в противоковидные костюмы.

В палатке у каждого прибывшего измеряют температуру. Записывают паспортные данные, номер телефона, адрес. И строго напоминают о самоизоляции на 14 дней по прибытии. Что касается населения в Балаково, угрозу коронавируса там воспринимают реально. Но маски на улицах носят не все.

А мне уже на следующий день предстояло возвращение домой. Как оказалось, на балаковском вокзале жесткие меры установлены лишь для прибывающих. Температуру отбывающим никто не мерил. В поезде мы ехали втроем в одном купе. Очень порадовал на столике свежий номер «Российской газеты».

— Это чтобы пассажиры в дороге не скучали и были в курсе всех новостей, — сообщил проводник.

В Ростове потоки прибывающих и уезжающих пассажиров разделили. И если раньше вход и выход в вокзал были через само здание, то теперь, сойдя на перрон, выходить в город нужно через ворота у первой платформы. Там сотрудники транспортной полиции записывают паспортные данные и номер поезда. Если вдруг среди пассажиров выявят больного COVID-19, всех контактных разыщут.

У меня все хорошо. Но температуру измеряю ежедневно. Все-таки любая поездка сегодня риск. Так что лучше соблюдать меры самоизоляции, чтобы обезопасить себя и своих близких. И по возможности, все-таки оставаться дома.

Подробнее читайте в ближайшем номере «Российской газеты».

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.

цены билетов на поезда РЖД

Поезд Маршрут Маршрут Рейтинг Отправл. Прибыт. Стоянка Цена
302Б

Минск — Адлер

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 15:37 15:30 7 м
от 6949,0 r Купить
Купить
302С

Адлер — Минск

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 14:16 14:12 4 м от 732,0 r Купить Купить
055Б

Москва — Гомель

по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 11.
06.2021 ежедневно
по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 11.06.2021 ежедневно 07:51 07:44 7 м от 814,0 r Купить Купить
055Ь

Гомель — Москва

по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 10.06.2021 ежедневно
по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 10.06.2021 ежедневно 19:46 19:40 6 м от 2903,0 r Купить Купить
361Ь

Санкт-Петербург — Кишинэу

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 11:04 10:37 27 м от 2942,0 r Купить Купить
361Щ

Кишинэу — Санкт-Петербург

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 21:04 20:38 26 м от 2910,0 r Купить Купить
083А

Санкт-Петербург — Гомель

по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 17. 07.2021 ежедневно
по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 17.07.2021 ежедневно
08:23
08:13 10 м от 814,0 r Купить Купить
083Б

Гомель — Санкт-Петербург

по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 16.07.2021 ежедневно
по указанию ОАО ‘РЖД’ ; с 16.07.2021 ежедневно 18:34 18:30 4 м от 3328,0 r Купить Купить
150Б

Минск — Минеральные Воды

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 15:37 15:30 7 м от 6018,0 r Купить Купить
149С

Минеральные Воды — Минск

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 14:16 14:12 4 м от 891,0 r Купить Купить
390Б

Минск — Анапа

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 15:37 15:30 7 м от 5577,0 r Купить Купить
389С

Анапа — Минск

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 14:16 14:12 4 м от 691,0 r Купить Купить
053А

Санкт-Петербург — Киев

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 06:10 06:07 3 м от 2160,0 r Купить Купить
054К

Киев — Санкт-Петербург

по указанию ОАО ‘РЖД’
по указанию ОАО ‘РЖД’ 22:28 22:15 13 м от 405,0 r Купить Купить
302С

Гомель — Калининград

по указанию Л
по указанию Л 14:16 14:12 4 м от 732,0 r Купить Купить

Экспериментальный вагон без плацкартов — только из капсул, без висящих ног

В общем, выглядит это вот так — большая часть полки скрыта в глубине шахматной расстановки:

Расстановка вот такая:

Возможно, вы помните опыты ТМХ по тому, как должен выглядеть новый плацкартный вагон: сначала появились концепции капсульных плацкартов со шкафом посреди купе, потом в габарите Т — куча доработок по отзывам на первый вариант, уже длинные полки и модульная компоновка, когда можно делать часть блоков капсулой, а часть как обычно. Плюс занавески на каждом месте. Тогда же стало понятно, что в капсульный модуль не затащить велосипед или лыжи, плюс вы оставили ещё под полторы тысячи комментариев. На заводе опять получили обратную связь и показали следующий прототип.

Теперь это вагон, архитектура которого вообще не привязана к модулям плацкартов. А когда вы не ограничены прямоугольной компоновкой, можно делать диагональное расположение, ставить места в обе стороны от прохода и не выравнивать их друг по другу по сетке, а заполнять пространство в стиле биоформы.

В общем, заходите под кат смотреть новый вагон эконом-сегмента. Ну и можно посмотреть, что стало с вашей обратной связью и как опять поменялась эргономика после неё.

Что это такое

Как обычно, когда демонстрируется прототип вагона (а этот несколько дней показывался на ВДНХ), люди сразу думают, что он такой пойдёт в серию, типа, это ёжик, живите с ним. На самом деле нет, цель ТМХ — показать разные варианты вагонов и собрать максимум данных о том, что нравится и что не нравится пассажирам. Но граждане к такому не привыкли, потому что мнение у них спрашивают редко. В том числе и про вагоны. Итак, основные ограничения:

  • Это прототип. Это значит, что он сделан из временных материалов, выглядит, как половина вагона (целый делать не стали), в нём всё может ещё три раза поменяться, и единственная его задача — визуализировать интерьер, чтобы можно было смотреть не на схемы или картинки, а пощупать всё в реальном мире.
  • Цель — не внести правки в этот прототип, а понять, что в нём удачно, и, возможно, забрать эти решения в следующие прототипы. Процесс изменения вагона эволюционный. ТМХ делает вариант интерьера, показывает его экспертному сообществу, заказчикам (проводникам и работникам железной дороги), пассажирам. Первые два шага уже сделаны, и на втором мы видели, что они реально очень много чего меняют. Третий шаг выглядит уже не как попытки докрутить имеющиеся вагоны, а как полноценный рефакторинг с учётом накопленного опыта. Планируется ещё одна радикально отличающаяся от привычной компоновки «ёлочка» позже. После этого будет делаться выбор, и в финал войдёт симбиоз всего хорошего из каждого прототипа.
  • Если прошлые два прототипа были только и исключительно для ночных экспрессов с 8-часовым циклом (это где люди заходят в поезд спать, а не бродить по вагонам и знакомиться), то этот уже для чуть более далёких поездок — рассчитан на маршруты не больше 12 часов. То есть это либо ночной экспресс, либо же просто ночной поезд, либо короткая дневная перевозка.
  • Это компоновка вагона эконом-класса, то есть она должна вмещать столько же человек, сколько плацкарт. В данной ситуации населённость вагона 56 человек, это на 2 человека больше, чем требуется по техзаданию.
  • Сам вагон в этой компоновке требует существенных изменений, поскольку здесь используются кластеры небольших окон вместо обычных. В прошлом прототипе это показывалось как разбитое на 2-4 окна привычное вагонное, в этом уже сделали кластеры. В смысле, что конструкция вагона ещё будет пересчитываться с учётом новых требований по прочности конструкции.
  • Расчёт и проектирование инженерки будет делаться полностью после выбора окончательного варианта интерьера, и тогда сверху наложатся нормы инсоляции, вентиляции и противопожарной безопасности. Сейчас они соблюдаются «на глаз» из опыта проектировщиков, но некоторые элементы могут поменяться — равно как и расположение воздуховодов и других коммуникаций.

Всё, теперь вы готовы смотреть новый вагон.


Вот этот стенд стоял на ВДНХ в июне несколько дней

Габарит Т в двухвагонном сцепе рулит

Похоже, возможность проектировать вагоны в габарите Т (это габарит электропоездов, обычный вагон 1-ВМ короче на 73 сантиметра и уже на 28 сантиметров, при этом внутренний пассажирский салон длиннее на 3 метра за счёт перекомпоновки) очень сильно развязала руки конструкторам по возможностям изменения интерьера. Во-первых, он банально больше и шире, что позволяет умещать самые разные компоновки, про которые раньше просто нельзя было думать. Во-вторых, это будут новые вагоны, а не модернизация старых, то есть не обязательно попадать в имеющиеся перегородки. Если раньше ещё стояли вопросы, какой габарит будет основным для перспективной техники, то теперь ответ однозначный. В смысле, сейчас далеко не все маршруты готовы к проходу вагонов габарита Т: они шире, а габарит приближения зданий кое-где просто не даст им пройти. Чаще всего речь про сложные дуги, тоннели и всякие металлоконструкции над путями, но иногда встречаются и такие вещи, как водонапорная башня в Шуе (мимо неё сейчас всё же ходят «Ласточки»).


Водонапорная башня в Шуе

В общем, в будущем будет всё больше мест, где пройдёт такой вагон. Можно спокойно использовать его как базовый.


Вот тут видно стандартное окно и четыре пассажирских индивидуальных

Вторая особенность — за базу теперь можно считать двухвагонные сцепы. Напомню, изначально про эту концепцию думал Дийкстра в разрезе «один туалет на два вагона, квантуем поезд по 2 вагона». С учётом, что РЖД всё равно нужно иметь дела с поездами, которые квантуются не повагонно (как те же «Ласточки» или «Сапсаны», где локомотив по факту распределён по составу), то переход на новые процессы по работе с кластерами вагонов тоже уже данность.

Двухвагонный сцеп даёт возможность делать вещи, которые нужны не в каждом вагоне, а всего пару раз за поезд. В самом начале вагона сейчас есть модуль, так называемая функциональная зона. Это штука, где может быть багажное отделение, рекреационная зона (мы её знаем как аналог бара «Гранд-Экспресса», есть вот внизу поста) и дополнительное рабочее купе. То есть где-то будет багаж, а где-то кафе в зоне отдыха. Эта самая рекреационная зона на самом деле в 12-часовом поезде из капсул — место, где можно поговорить по телефону не мешая соседям (хотя в плацкарте это обычно никого не останавливает), спокойно поесть и вообще посидеть без потолка ровно над головой. То есть она нефункциональна с точки зрения задачи «перевезти максимум людей дёшево при приемлемом уровне комфорта», но её появление — одна из тех вещей, на которых пассажиры особенно настаивали.

Вот так выглядит багажная зона:


Видите щитки? На самом деле, вагоны ТВЗ уже давно программно-управляемые из купе проводника, из штабного или удалённо (в этом же будет физическое разделение Wi-Fi пассажиров и сети поезда, что требовалось по стандартам безопасности для удалённого управления некритичными системами). Это круто, потому что всего 20 лет назад по локомотивам надо было бегать с перемычками. А щитки на фото только для макета, в настоящем вагоне их не будет.

Вот крепления для лыж и велосипедов:

На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:

Вагоны делаются для возможности автономной работы, но при этом по умолчанию предполагаются в сцепах по два.

В конце вагона будет душ и два туалета по разные стороны от прохода — этот модуль точно такой же, как на прошлом прототипе габарита Т (на этом макете не моделировали). Основная часть модели — изменённые спальные места и вообще индивидуальные «капсульные номера».

Капсульные номера

За счёт увеличения габарита вагона стало можно увеличить и длину полки. Обычная полка плацкарта имеет длину 170 сантиметров, боковушка — 173 сантиметра. Это причина, почему патологоанатомы иногда ловят флешбек прихода на работу при посадке в плацкартный вагон — если тело пассажира длиннее этой сакральной величины, ненакрытые ноги часто торчат в проход в лица тем, кто идёт по вагону. В общем, про длину полок было понятно чертовски давно, и на прошлом макете габарита Т уже показали вариант, где они на 15 сантиметров длиннее, плюс учитывают геометрию лежащего человека (ещё и шире в районе головы и груди). Новые полки похожи: длина 188 сантиметров (95% пассажиров умещаются целиком с учётом подушки). Компоновка нужна шахматная, чтобы увеличить населённость.


Все капсулы закрываются занавесками полностью


Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.


А вот столик


Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки

После размещения полок по вагону стало нужно размещать всё остальное. Изучив, что делает пассажир в поезде, стало понятно, что ему критично иметь под рукой 220 В для ноутбука, USB для телефона и качественное персональное освещение. То есть да, кто-то заметил, что пассажиры не знают, когда в вагоне выключают свет — сразу после этого начинаются шевеления с телефонами в руках, чтобы что-то найти. А просто свет у головы на полке мешает остальным в плацкарте. В итоге сначала пришли к занавескам по контуру полок, а потом вот к этим капсулам, где освещение тоже изолируется только у вас, и если вы хотите читать — никому не мешаете.


Индивидуальное освещение


Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра)

Следующее, что беспокоило пассажира — это ручная кладь. Лучше всего было лежать на ней, когда она лежала в рундуке под полкой. Надёжно и практично. Но рундуки сначала не уложились в нормы санитарии по уборке вагона, а потом на них подозрительно посмотрели безопасники и дали новые рекомендации по количеству укромных мест в вагонах. В итоге рундуков не стало, а желания пассажиров никуда не делись. Теперь ручная кладь лежит прямо за вами, внутри «номера» за полкой. Точнее, можно поставить туда вещи, а можно опустить туда ноги и смотреть в окно.


Вот это место для ручной клади

Есть отдельное место для одежды. С ним тоже важный момент: опять же, по обратной связи выяснилось, что лучше всего потайные крючки, которые не выпирают и не создают препятствий. И вешать пассажиру надо не только пальто, а ещё пиджак и брюки.


Крючки для одежды

Столики не открываются, они по факту — продолжение стеновой панели.

Естественно, такая компоновка в принципе была бы невозможна с общим большим окном. Окна разделили. Теперь у каждого пассажира своё окно. При этом окна нужны не только, чтобы смотреть в них на багульник и читать названия станций, но и чтобы эвакуироваться.

Новые окна всё ещё подпадают под нормы возможности эвакуации, но это как раз та часть, которая будет досчитываться. Будут отдельные эвакуационные окна и молотки, сделанные так, чтобы их не хотелось своровать (то есть подходящие только для разбивания окон). При этом окна не предусматривают открывающиеся форточки, вентиляция только через воздуховоды и через систему очистки (пакет УФ-ламп в кондиционере). В прошлом модульном вагоне вентиляция была регулируемая по типу как в самолёте, а здесь всё заподлицо у оконных панелей, регулироваться не будет. Возможно, вагоны нужно будет оснащать вторым кондиционером (он доготавливает забортный воздух и гонит его по системе).


Лестницы новой формы, не самые удобные ставить ногу (сравнительно с теми, что прямо поручнями формировали нужную позу в 1-ВМ), но зато очень безопасные.


Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.

Отдельного модуля для эвакуации не будет. Сейчас рассматриваются варианты с откидывающимися полками и эвакуацией из зон общего доступа в пассажирском салоне. Например, во входной группе окна стандартного крупного размера.

Проектирование

На этот раз получилось узнать, как именно проектируются такие прототипы. Пресс-служба ТМХ прислала 3 следующих фотографии из лаборатории, где очень хорошо видно, что делаются габаритные макеты, которые потом несколько раз переделываются:

Как видите, показывать такое публике нельзя, но для тестов картон идеально подходит — можно оценивать эргономику на ходу и сразу смотреть, где какой кабель, где какая трасса, где розетка, где выключатель.

Я, как сторонник прототипирования всего и вся, чтобы потом на релизе не было «ой, оно вот так вот оказывается» могу только порадоваться последовательности от картона к реальной мебели на макете.

Итак, задача была показать разные концепции и собрать мнения пассажиров и экспертов по каждой. Эта концепция показывает, как можно сделать, отбросив привычные ограничения. Задача же была — сделать максимально изолированные капсулы, сохраняя населённость вагонов. Следующий шаг — компоновка «ёлочкой» по диагонали с сохранением похожей эргономики. Это потому что сейчас пассажиры не очень любят боковушки, а тут целый вагон боковушек, по сути. В следующем будет целый вагон диагоналей.

Больше всего меня в этой истории радует то, что, кажется, это первая длинная история с интерьерами вагонов, где их сначала показывают тысячам людей и всем заинтересованным сторонам, а уже потом пускают в производство. Понятно, что большая часть пассажиров далеко не эксперты, но это гораздо лучше, чем не показывать.

И да, можно написать в комментарии мысли про этот вагон — ТВЗ (завод в составе ТМХ) очень внимательно к ним относится — ещё несколько лет назад мы делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.

И спасибо Валерии Шарафутдиновой с ТМХ за кучу полезных ответов на мои вопросы.

схема расположения мест, фотографии от rupoezd.ru

Купейный пассажирский вагон (Купе) имеет 9 четырехместных, 2 туалета с умывальниками в передней и задней части вагона, а так же двухместное купе проводников.

Вагон предназначен для перевозки 36 пассажиров. В купе имеются мягкие или жесткие (в зависимости от года выпуска вагона и типа поезда) спальные полки, две верхние и две нижние, имеющие мягкую спинку, стол, плафон освещения на потолке и небольшие лампы для чтения, зеркало на двери купе.

Место для багажа имеется под спальными полками, а так же в нише, находящейся над проходом вагона.

Основное преимущества купейного вагона – это запираемое купе на четверых человек и меньшее, по сравнению с плацкартным, число пассажиров в вагоне. Купе надежно запирается и вы можете не переживать во время сна о сохранности ваших личных вещей, вам не мешают разговоры в проходе вагона, а так же на один туалет приходится 18 пассажиров (в плацкартном 27).

В настоящее время в некоторых поездах РЖД введены женские купе, билеты мужчинам в такие купе не продаются. При покупке билета необходимо уточнить кассиру, что вам необходим билет в купе для женщин. На цену билета это не влияет.

Расположение мест в купейном вагоне

Фотографии вагона купе

Видео по теме вагонов купе:

Обзор двухэтажного поезда Москва-Адлер. Еду в Краснодар.

Купе с душем и туалетом в Финляндия — обзор