Википедия светильники: Светильник — Википедия – Операционный светильник — Википедия

Трековое освещение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Трековая система освещения с двумя светильниками, направления света которых можно регулировать. Типичный светильник на шинопроводе.

Трековые или шинные системы освещения — это системы, в которых светильники крепятся и передвигаются на шинопроводе для создания их индивидуального позиционирования, акцентного освещения.[1] Чаще всего применяются в административных помещениях (выставочные залы, кафе, офисы). Шинопровод может быть гибким, негибким или на тросах (стержнях), что позволяет устанавливать систему на разных поверхностях, например, в потолке или в стене, вдоль балки, вдоль или поперек стропил, балок или на сводчатых потолках.

Типичным представителем трекового освещение является высоковольтная система с негибкими шинопроводами. Она состоит из следующих элементов

[2]:

Шинопровод для трековой системы — направляющий профиль, в который устанавливается и передвигается светильник. Для его изготовления может использоваться алюминий, пластик, или сталь. Внутри этого профиля между диэлектриками находятся медные шины, количество которых определяет тип шинопровода. Может быть в форме швеллера для установки на поверхность или встраиваться, тросов или металлических струн.

Трековые светильники имеют контакты, которые соединяются с шинопроводом при установке. Количество светильников определяется в зависимости от площади, которую нужно осветить.

Производители осветительной техники изготовляют и реализовывают как готовые наборы систем, так и отдельные конструктивные элементы, что позволяет создать различные конструкции.

По напряжению шинопровода[править | править код]

  • Низковольтные;
  • Высоковольтные.

По типу шинопровода[править | править код]

  • Однофазные;
  • Трехфазные.

По типу источников света[править | править код]

Зависит, в частности, от типа лампы в шинном светильнике:

По способу установки шинопровода[править | править код]

  • Поверхностная установка;
  • Встраиваемые профили.

Ночник — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ночник с лампой накаливания в стиле колемановского светильника
Декоративный пузырьковый ночник

Ночни́к — небольшой декоративный светильник, используемый для подсветки тёмных помещений или помещений, которые становятся тёмными время от времени (например, ночью). Ночник облегчает ориентирование в помещении, предохраняя от травм; при этом он недостаточно ярок, чтобы беспокоить спящих в помещении людей.

Использование и упоминания в культуре[править | править код]

Люди часто используют ночники ради ощущения защищённости, которое они дают, освещая помещение, ради предоставляемых ими удобств или при боязни темноты, особенно у маленьких детей. Ночники также удобны тем, что своим светом обозначают габариты комнаты без необходимости включать основное освещение, а также помогают не споткнуться, не упасть на лестнице, заметить домашнее животное или обозначить аварийный выход. Домовладельцы могут размещать ночники в ванных и кухнях, чтобы избежать включения основного света и облегчить адаптацию зрения к яркому свету

[1].

Некоторые путешественники возят с собой ночники и включают их в месте временного проживания, чтобы избежать травм ночью в непривычной им обстановке. Геронтологи рекомендуют использование ночников престарелыми людьми для избежания травм и падений на лестницах[2].

Ночники достаточно дёшевы и выпускаются в различных дизайнах, от супергероев до минималистичных светящихся дисков.

Первые ночники использовали небольшие лампы накаливания или небольшие неоновые лампы, что было гораздо безопаснее источников света с открытым пламенем. Неоновые лампы потребляют очень мало электричества, долговечны, но иногда склонны к мерцанию, что раздражало некоторых потребителей. В 1960-х появились ночники с электролюминисцентными источниками света, излучающими мягкий зелёный или синий свет. Такие ночники производятся до сих пор[3].

Некоторые ночники содержат фотоэлемент, который автоматически включает ночник при наступлении темноты. Другие модели содержат датчик движения, включающие свет, когда кто-либо начинает движение по комнате. Современные ночники на светодиодах выполняются всевозможных форм и расцветок.

US Consumer Product Safety Commission сообщает, что получает порядка 10 отчётов в год, в которых ночник, близко расположенный к легковоспламеняющимся материалам, называется причиной пожара. Они рекомендуют использовать лампы накаливания менее 4-7 Ватт в ночниках, использующих лампы накаливания[4]. В магазинах иногда встречаются некачественные ночники, поэтому при эксплуатации любого ночника необходимо соблюдать меры предосторожности — рядом с ночником не должно быть легковоспламеняющихся объектов (штор, мебели, одежды).

Потенциальные риски и влияние на здоровье[править | править код]

Исследование университета Пенсильвании сообщает, что сон детей в помещении с подсветкой или с ночником связан с более высокой частотой близорукости

[5]. Более позднее исследование Университета штата Огайо пришло к таким же выводам[6]. Оба исследования были опубликованы в журнале Nature.

Другое исследование показывает, что сон с освещением защищает глаза от диабетической ретинопатии, заболевания, которое приводит к слепоте[7]. Однако результаты исследования пока нельзя считать окончательными.

Оптимальные условия для сна — полная темнота[8]. Если ночник всё же используется, рекомендуется выбирать тусклый красноватый свет, чтобы минимизировать его влияние на суточные ритмы[9][1]. Вероятно, целесообразным будет использование ночников в других помещениях: холлах, кухне, ванной, туалете, что сделает возможными ночные передвижения без включения основного света, при этом оставляя основное помещение для сна тёмным

[2].

светильник — это… Что такое светильник?

Рис. 1а.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1а. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1а.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
потолочный.

свети́льник — световой прибор, предназначенный для освещения помещений, открытых пространств и отдельных предметов. Существуют также декоративные светильники, используемые главным образом для украшения интерьера.

Современный светильник состоит из осветительной арматуры (ОА) и одного или нескольких источников света (см. Лампы осветительные). ОА предназначена для перераспределения в пространстве светового потока и защиты глаз от слепящего действия источника света. Кроме того, ОА позволяет изменять интенсивность, спектральный состав и другие.гие характеристики светового потока. Она также служит для крепления источников света, подключения их к системе питания и защиты от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Важнейшая часть ОА — оптическая система светильника, состоящая из оптических элементов, участвующих в перераспределении и преобразовании светового потока (отражатели, рассеиватели, фильтры, защитные стёкла, экранирующие решётки или кольца и т. п.). Светильники с газоразрядными источниками света могут включать в себя устройства для зажигания лампы и стабилизации её работы.

По функциональному назначению различают светильники общего и местного освещения. Первые используют для создания требуемой освещённости в помещении и благоприятного распределения яркости. Вторые предназначены прежде всего для создания повышенной освещённости отдельных предметов и участков поверхности при создании функциональных зон. По способу и месту установки светильники подразделяют на подвесные и встроенные, а также на настенные, потолочные, настольные, напольные и др. (рис. 1). По степени защищённости от пыли и влаги различают светильники открытые, частично либо полностью пылезащищённые (пыленепроницаемые), водонезащищённые, водонепроницаемые, герметичные и др. Существуют также специальные взрывозащищённые светильники.

Наиболее массовые светильники для жилых зданий создаются на основе гарнитуров или комплектов, включающих, как правило, унифицированные подвесные, настольные, настенные и напольные светильники (рис. 2), обеспечивающие при совместном действии в одной квартире единство архитектурного решения интерьера. Для изготовления светильников для жилых зданий используются самые разнообразные конструкционные материалы: дерево, керамика, фарфор, медь, бронза, кованые или грубообработанные чёрные металлы, крупноструктурный камень, цветное силикатное стекло, пластмассы, имитирующие различные породы дерева, и т. д. При разработке рассеивателей (в том числе абажуров настольных ламп, подвесных светильников и др.) применяются различные ткани, металл, кожа, керамика, пенька, лубяное волокно, солома, дранка и т. п. Во многих случаях рассеиватели изготовляются по методу корзинного плетения. За последнее время возросло использование декоративных мягких, полумягких и жёстких поливинилхлоридных плёнок, двухцветного оргстекла, кашированных (плёнка — ткань) и дублированных материалов, светотехнической бумаги, пропитанной полимерными составами. Широко применяются рассеиватели из термовакуумформованного полиметилметакрилата и полистирола, а также из силикатного стекла с рисунками, нанесёнными методами шелкографии. Особое место в этой группе занимают светильники с лампами накаливания и хрустальными элементами.

Поиски архитектурно-художественных решений светильников для жилых и общественных зданий привели к появлению ряда самостоятельных стилей. Наряду с традиционными стандартными решениями приобрели широкую известность «скандинавский» стиль, модернистский стиль итальянских дизайнеров, своеобразный почерк художников-конструкторов Японии, «сельский» стиль и др. Например, «скандинавский» стиль разработки светильников характеризуется стремлением создать в интерьере интимную, приглушённую световую среду с концентрацией светового потока на рабочих поверхностях различных функциональных зон (обеденном столе, журнальном столике, стойке бара и т. д.), что достигается в основном максимальным экранированием источников света, как правило, в одноламповых подвесных светильниках локализованного освещения с отражателями из цветного металла, рассеивателями из цветного стекла или их комбинациями. Стилизованные под старину светильники «сельского» стиля развиваются под влиянием стремления людей создать у себя дома уютную обстановку, резко отличающуюся от урбанизированной световой среды предприятий и учреждений, уйти от равномерного, с высокими уровнями яркостей освещения газоразрядными лампами.

Важно отметить, что широкое внедрение новых галогенных ламп накаливания (ГЛН) и компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) вызвало необходимость дальнейшей существенной «электронизации» светильников — разработки и применения различных полупроводниковых преобразователей, пускорегулирующих устройств, систем бесконтактного дистанционного управления светильниками. Так, использование КЛЛ, особенно в светильниках местного освещения, потребовало создания высокочастотных электронных аппаратов, полностью исключающих вредные воздействия пульсаций светового потока. Применение ГЛН, высокоэффективно работающих при малых питающих напряжениях (12 или 24 В), обусловило использование электронных преобразователей напряжения, имеющих малые массогабаритные показатели и потребляемую мощность, а также практически бесшумных. Встраиваемые в светильники динамические средства управления освещением позволяют ступенчато (дискретно) или плавно регулировать интенсивность излучения. Для этого применяются электронные светорегуляторы.

Перспективны светильники с дистанционным бесконтактным управлением (такое управление широко применяется в телевизорах, видеомагнитофонах, музыкальных центрах).

Не менее перспективно использование в бытовых светильниках сенсорных устройств для регулировки яркости свечения.

Продолжают разрабатываться светильники, имитирующие хрустальные люстры со свечами, с применением специальных свечных ламп накаливания с «колеблющимся пламенем», с гирляндами свисающих нитей с нанизанными мелкими хрусталиками. Однако определяющим является современное направление создания, особенно для общественных зданий, люстр с крупномасштабными хрустальными элементами, скомпонованными в виде плотной концентрированной массы кубической, сферической, пирамидальной, дисковой либо другой формы, в виде пространственных каре тороидальной, прямоугольной или другой формы на одном уровне, либо в виде многоярусных модульных композиций. Для уникальных объектов создаются и уникальные хрустальные устройства, которые могут изображать светящиеся колонны, водопады, сталактиты или сталагмиты, глыбы льда, редкие деревья и др. в зависимости от фантазии архитектора. Такие светильники являются настоящими художественными шедеврами, отличающимися своеобразным сочетанием формы и материала, игрой цвета и света.

Оригинальные светильники (бра, фонари, люстры, подсвечники) можно сделать самому, используя подручные материалы. При изготовлении самодельных светильников необходимо особое внимание уделять их пожаробезопасности, соблюдать достаточное расстояние от лампы до легко воспламеняющихся частей ОА.

Бра — наиболее простой вид светильников. Берут плафон подходящей формы (удобнее всего бочкообразный или в форме колокольчика). Вся арматура (рис. 3) делается из медной, латунной или мельхиоровой полосы. Очень подходит для этого медная шина от силовых трансформаторов 3×12 мм или другого сечения. Детали арматуры гнут из полосы двумя плоскогубцами по рисунку в натуральную величину. Могут помочь и ручные тиски. Обрамление плафона соединяют мелкими заклёпками. Нижнее кольцо разъёмное; скрепляют его небольшим винтиком (для того чтобы вставить плафон в арматуру). Бра закрепляют на стене с помощью фигурного кронштейна. Способ крепления кронштейна к стене показан на рисунке 3. Цепочку для подвески бра к кронштейну делают из медной (латунной или мельхиоровой) проволоки диаметром около 1 мм. Цепочку лучше сделать двойной (каждое звено — 2 колечка). Колечки получают так. В тисках закрепляют 2 буковые дощечки и между ними протягивают проволоку. Из прутка диаметром, равным отверстию будущего колечка, делают вороток. В конце его сверлят отверстие, равное толщине проволоки. Вставив конец проволоки в отверстие воротка, наматывают её в виде плотной пружины. Затем снимают с воротка и узкими ножницами по металлу делят на колечки.

Красиво смотрится бра, у которого вся арматура почернена, а узкие кромки полос отполированы на войлочном круге с пастой ГОИ (см. Шлифование и полирование металлических изделий). Медь чернят так называемой серной печенью. Для её получения в железной банке сплавляют 1 массовую часть серы и 2 массовых части поташа. После охлаждения стеклообразную чёрную массу извлекают из банки и мелко дробят. Хранить серную печень можно только в герметичной посуде.

Делают 10—15%-ный раствор серной печени в воде, доводят раствор до кипения и в него опускают детали. Время чернения 0,5—1,0 мин. Детали чернят и полируют до сборки. Головки заклёпок после сборки закрашивают чёрной краской. Латунь чернят в следующем растворе: 200 г углекислой меди и 1 г аммиака (25%-ного) растворяют в 1 л воды. Детали обрабатывают в растворе при температуре 30—40°C, время обработки 3—5 мин.

Иногда латунные детали светильников «золотят», т. е. хорошо отполированные детали покрывают химическим способом плёнкой, которая долго препятствует потускнению (окислению) поверхности детали.

Отполированную и обезжиренную деталь опускают на 1—2 с в 3%-ный раствор соляной (или серной) кислоты. Ополаскивают и переносят в крепкий раствор свежеприготовленной уксуснокислой меди. Температура раствора около 30°C, время обработки 1—3 мин. Раствор уксуснокислой меди готовят из двух растворов: первый — в 0,5 л воды растворяют 5 г медного купороса; второй — в 0,5 л воды растворяют 8 г уксуснокислого свинца. Оба раствора сливают и получают раствор уксуснокислой меди. Деталь промывают, сушат и покрывают с помощью тампона тонким слоем специального лака (для большей надёжности покрытия). Лак — раствор из 1—2 массовых частей клея БФ-2 (светлых сортов) и 8—10 массовых частей этилового спирта или ацетона. Надо отметить, что лак на ацетоне несколько хуже по качеству, чем лак на спирте.

Оригинальный фонарь на одну лампочку делают из полосок листовой латуни, латунного провода и кусков пластмассового (рифлёного) рассеивателя от светильников дневного света (рис. 4, а).

Для обрамления изготавливают уголки из полосок листовой отожжённой (температура около 700°C, красное каление) латуни толщиной 0,3—0,4 мм. Специальным инструментом из незакалённой стали (чеканщики называют его утюжком) гнут профиль заготовки (рис. 4, б). Для этого полоску кладут на толстый войлок или мягкую резину и по линейке ведут утюжком с нажимом по размеченной линии. Заготовка немного прогнётся. Далее, усиливая давление на инструмент, уже без линейки выдавливают нужный профиль.

Уголок для верхнего и нижнего оснований подрезают по размеру (рис. 4, в) и изгибают плоскогубцами. Все детали (6 стоек и 2 основания) соединяют пайкой мягким припоем. Внутри на всех стойках припаивают по 2—3 усика из проволоки (рис. 4, г) для крепления в фонаре прозрачных вставок (окошечек).

Низкий 6-гранный пирамидальный колпак склеивают дихлорэтаном из 6 вырезанных по размеру кусков рифлёной пластмассы. Режут пластмассу по линейке самодельным резаком (рис. 4, д) по гладкой (нерифлёной) стороне. Резак вытачивают из полотна ручной ножовки по металлу. Ручку делают просто — наматывают на полотно изоляционную ленту.

В углах фонаря припаивают петельки для цепей, а на боковые грани стоек — проволочные украшения. Звенья цепи сгибают из латунной проволоки диаметром 2—3 мм круглогубцами или плоскогубцами. Припотолочную розетку делают из листовой латуни, украшают её кольцами из проволоки, к которым прикрепляют цепи для подвески фонаря.

Люстру можно сделать, например, из небольшого пенька с горизонтально отходящими 3—4 корнями (рис. 5, е). Более простое решение — изготовить люстру по типу заводской.

За основу люстры берут подходящий брусок из твёрдых (красивых по текстуре) пород дерева. Сечение бруска — квадрат.

С помощью коловорота и перки сверлят в бруске отверстие, где будет находиться разводка проводов к лампочкам (на рис. 5, а показано пунктиром). Для наглядности на рисунке 5, а нарисованы только 2 плафона из 4.

Брусок зашкуривают, шлифуют и покрывают лаком НЦ-222. С обоих торцов бруска закрепляют 2 крышки из листовой латуни или меди толщиной 0,6—0,8 мм. В верхней крышке есть отверстие для электрического провода и петля для закрепления цепи, связывающей люстру с припотолочной розеткой.

Из полированной латуни (медной) полосы толщиной 2—4 и шириной 8—15 мм делают 4 фигурных кронштейна. Их гнут с помощью 2 плоскогубцев по рисунку в натуральную величину.

Фигурные кронштейны крепят к деревянному бруску 3 шурупами. К каждому шурупу припаивают твёрдым припоем декоративную шестигранную (или 4-гранную) головку из латуни (меди) толщиной 3—4 мм. Эта головка, кроме декоративных целей, выполняет и своё основное назначение: шуруп можно завинтить с помощью ключа. Предварительно в деревянном бруске сверлят необходимое количество отверстий.

Каждый плафон люстры крепится в держателе из листовой латуни (меди), который спаян из 2 деталей: цилиндрической и плоской. В держателе есть 3 винта, удерживающих плафон, а сверху — отверстие для проводки и кольцо для крепления его к кронштейну.

Припотолочную розетку делают в форме чаши из листовой латуни (меди), прикрывающей крючок для подвески люстры. Снаружи крепят кольцо, к которому подходят цепи от люстры.

Аналогичным образом можно сделать бра (рис. 5, б).

Декоративным элементом интерьера может служить художественно выполненный подсвечник, например закрытый подсвечник со стеклом, как у керосиновой лампы (рис. 6, а). Он безопасен в противопожарном отношении, а кроме того, позволяет получить от свечи более яркое некоптящее пламя.

Основание подсвечника (рис. 6, а) — латунное (медное) с отверстиями для поддува, сверху устанавливается стекло бочкообразной формы (например, плафон от светильника). Лучше брать слегка окрашенное прозрачное стекло. Внутри на заострённом стальном стержне крепится свеча. На свечу плотно надевают отрезок тонкостенной металлической трубочки, благодаря чему свеча горит ровно и без потёков, т. е. более экономно. При этом не пачкается стеарином сам подсвечник. Понятно, что наконечник по мере горения свечи необходимо сдвигать вниз.

Другой вариант — открытый подсвечник (рис. 6, б). Две расположенные крестообразно изогнутые ножки, ручка, выточенная из дерева, и металлическая чашка скреплены между собой трубкой. Края трубки развальцованы внизу под ножками и сверху внутри чашки. В чашке укрепляют 4 гнутые полоски металла, которые удерживают свечку в подсвечнике. На свечу надевают наконечник.

Рис. 1б.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1б. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1б.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
потолочный.

Рис. 1в.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: подвесной (люстра).

Рис. 1в. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: подвесной (люстра).

Рис. 1в.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
подвесной (люстра).

Рис. 1г.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настенный.

Рис. 1г. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настенный.

Рис. 1г.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настенный.

Рис. 1д.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1д. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1д.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настольный.

Рис. 1е.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1е. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1е.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настольный.

Рис. 1ж.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1ж. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1ж.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
напольный.

Рис. 1з.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1з. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1з.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
напольный.

Рис. 2.  Гарнитур светильников.

Рис. 2. Гарнитур светильников.

Рис. 2.
Гарнитур светильников:
1 — напольный;
2, 7 — настольные;
3, 4, 5 — подвесные потолочные;
6 — настенный.

Рис. 3.  Бра.

Рис. 3. Бра.

Рис. 3.
Бра
(общий вид и крепление кронштейна к стене).

Рис. 4.  Фонарь.

Рис. 4. Фонарь.

Рис. 4.
Фонарь:
а — общий вид;
б — утюжок и работа с ним;
в — изготовление оснований;
г — крепление окошечек;
д — резак.

Рис. 5.  Люстры и бра.

Рис. 5. Люстры и бра.

Рис. 5.
Люстры и бра:
а — люстра типа заводской;
б — бра;
в — люстра из пенька.

Рис. 6.  Подсвечник.

Рис. 6. Подсвечник.

Рис. 6.
Подсвечник:
а — со стеклом;
б — открытый.

Энциклопедия «Жилище». — М.: Большая Российская энциклопедия. А. А. Богданов, В. И. Бородулин, Е. А. Карнаухов, В. И. Штейман. 1999.

Серная лампа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2019; проверки требует 1 правка.

Се́рная ла́мпа — источник света квазисолнечного спектра.

Высокоэффективная лампа с широким спектром излучения, генерируемого серой, находящейся в состоянии плазмы.

Микроволновое излучение нагревает серу в атмосфере инертного газа аргона. Плазма серы излучает мощный свет со спектром, близким к спектру солнечного света, почти без инфракрасной и ультрафиолетовой составляющих. Спектр излучения серной лампы представляет собой сочетание атомарного и молекулярного спектров серы. Пропорция их зависит от интенсивности СВЧ поля накачки. Также в спектре присутствуют в небольшом количестве линии атомарного инертного газа.

Использование безэлектродного разряда, как источника оптического излучения в принципиальном плане предполагает наличие таких обязательных элементов как: собственно лампа с колбой той или иной конфигурации, генератор электромагнитных колебаний и электродинамическая система, транспортирующая эту СВЧ-энергию к лампе и формирующая в зоне локализации лампы определенную стационарную или динамически изменяющуюся топографию СВЧ-электромагнитного поля. К этому «набору» обязательных элементов следует добавить некий формирователь диаграммы направленности полученного оптического излучения.

Менять цветовую температуру в некоторых пределах можно, меняя давление паров серы в колбе. Так, повышение давления с 4.4 до 12.1 Бар повышает длину волны максимума излучения с 470 до 570 нм, что соответствует снижению цветовой температуры с 6100 до 5100 К. Однако, доля видимого излучения при этом снижается более чем полтора раза: с 68% до примерно 41%[1].

В 70-е годы XX столетия в США на фирме Fusion System Corp. (FSC) были созданы и использованы в технологическом процессе УФ-сушки излучатели на основе безэлектродных СВЧ-разрядных ламп, главным образом с аргонно-ртутным наполнением. Излучатели работали с СВЧ-накачкой на частотах 915 и 2450 МГц.

В начале 90-х годов американские инженеры, экспериментируя с составами рабочего вещества-наполнителя лампы, обнаружили, что замена ртути в колбе безэлектродной лампы серой позволяет получить весьма интенсивное квазисолнечное излучение. Это послужило отправным пунктом для создания в 1992 году первых световых СВЧ-приборов на основе серных ламп с СВЧ-накачкой на частоте 2450 МГц [2]. А в октябре 1994 года в Вашингтоне уже были продемонстрированы две мощные осветительные системы с использованием весьма выигрышного сочетания СВЧ-источника света на серной лампе и полого «призматического» световода.

В 2000—2005 годах в России были изготовлены несколько экспериментальных образцов СВЧ-прожекторов, которые практически подтвердили ожидаемые высокие характеристики.

В 2006 году LG Electronics начала производство осветителей на основе серных ламп. Линейка этих светильников получила название плазменные осветительные системы Plasma Lighting System (PLS).

Основные технические характеристики некоторых серных ламп:

Срок службы серной безэлектродной лампы определяется ресурсом блока питания (преобразователя переменного тока в постоянный) и электромотора охлаждающей системы. Для ламп первой волны он составлял примерно 10–15 тысяч часов. Ресурс же колбы гораздо выше, т.к. сера практически не реагирует с кварцем, даже при температуре 1000 °C[2]. По некоторым оценкам срок службы колбы может достигать 60 тысяч часов[3], LG заявляет срок службы своих плазменных прожекторов в 100 тыс. часов.

Серная лампа, в силу особенностей своего спектра, оказалась прекрасным источником света для фотосинтеза растений и, соответственно, для использования в оранжерейном освещении. Компания Fusion Lighting по заказу NASA провела исследование, с целью увеличить излучение лампы на длинах волн в районе 625 нм, где квантовая эффективность фотосинтеза близка к единице. Оказалось, что добавление в колбу бромида кальция создает пик излучения вблизи 625 нм. При этом наблюдается лишь небольшое снижение интенсивности излучения в области малых длин волн, доля же инфракрасного излучения остается практически неизменной[2].

На практике основную экспансию совершают с СВЧ-накачкой порядка 800—1000 Вт, и световым потоком примерно до 130 кЛм. Эти системы относительно просты конструктивно, не требуют принудительного обдува горелки, позволяют использовать обычные серийные магнетроны, применяемые в бытовых СВЧ-печах.

Суммируя известные сегодня данные, можно выделить основные достоинства СВЧ-световых приборов с безэлектродными лампами, к которым относятся

  • Повышенная до 100 лм/Вт световая отдача[4] (световая отдача непосредственно колбы составляет 150 лм/Вт, но около трети мощности теряется в трансформаторе, магнетроне, на работу вентиляторов и т.д.)[2]
  • Сплошной квазисолнечный спектр оптического излучения с резко пониженным уровнем излучений в УФ и ИК[5][6] диапазонах и с максимумом спектра, совпадающим с максимумом кривой видности человеческого глаза. Это естественная цветопередача.[5][4]
  • Отсутствие мерцания источника света.
  • Малогабаритность и равнояркость светящего тела, облегчающая оптимизацию оптических систем.
  • Высокая (десятки тысяч часов) долговечность лампы.
  • Экологическая чистота материалов наполнения лампы: серы и аргона.
  • Возможность регулировки силы света.
  • Возможность модульного ремонта в блочных конструкциях крупных ламп.
  • Сложность конструкции[4]
  • Высокая стоимость лампового модуля[4]
  • Высокая температура колбы горелки, отсюда необходимость использования высококачественного кварцевого стекла и защиты от пыли.
  • Большой диаметр светящегося тела (25-30 мм), усложняющий фокусировку и использование в оптических системах.
  • Инертность (лампа достигает 80% номинальной светимости через 20-25 с, а после выключения может быть включена только через 5-15 минут).
  • Высокий уровень акустического шума из-за необходимости интенсивного обдува колбы.
  • Трудности в подавлении просачивающегося в окружающую среду микроволнового излучения.

Светильник — это… Что такое Светильник?

        световой прибор (См. Световые приборы), предназначенный для освещения помещений, открытых пространств и отдельных предметов. Иногда основным назначением С. является украшение интерьера; в отличие от утилитарных С., роль декоративных С. в освещении невелика. Путь развития С. — от примитивных масляных С., лучинных «светцов», свечных лампад, керосиновых ламп и газовых фонарей до современных электричеких С. с источниками света (См. Источники света) в виде ламп накаливания (См. Лампа накаливания), люминесцентных ламп (См. Люминесцентная лампа) и газоразрядных ламп высокого давления (см. Газоразрядные источники света).          Древнейшие С. (неглубокие каменные плошки) найдены на стоянках мадленской эпохи Палеолита. В Энеолите известны глиняные С. в виде плоских чаш на поддонах. В дальнейшем появились С. с закрытым резервуаром, имеющим 2 отверстия — для фитиля и для наливания жира. В Древней Греции и Риме применялись глиняные и бронзовые С., в которые наливали оливковое масло. Различные С. известны и в средневековье. В Древней Руси были и многоярусные С. — несколько глиняных блюдец, укрепленных одно над другим.          Современный С. состоит из осветительной арматуры (ОА) и одного или нескольких источников света. ОА предназначена для перераспределения в пространстве светового потока (См. Световой поток) и защиты глаз от слепящего действия источника света. Кроме того, ОА позволяет изменять интенсивность, спектральный состав и другие характеристики светового потока. Она также служит для крепления источника света, подключения его к системе питания и защиты его от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Важнейшая часть ОА — оптическая система С., состоящая из оптических элементов, участвующих в перераспределении и преобразовании светового потока (отражатели, преломлятели, рассеиватели, фильтры, защитные стекла, экранирующие решётки или кольца). С. с газоразрядными источниками света могут включать в себя устройства для зажигания лампы и стабилизации её работы.

         С. должны отвечать комплексу светотехнических, технико-экономических, эстетических и монтажно-эксплуатационных требований, а также быть безопасными и надёжными в работе. Основные функциональные показатели С. — характер светораспределения, величины защитных углов (определяющих зону, в которой глаз наблюдателя защищен от прямого воздействия источника света), значения яркости находящихся в поле зрения поверхностей С. и его кпд.

         По функциональному назначению различают С. общего и местного освещения (См. Освещение). С. общего освещения используют для создания требуемой освещённости (См. Освещённость) рабочей поверхности помещения и благоприятного распределения яркости (См. Яркость). С. местного освещения предназначены прежде всего для создания повышенной освещённости отдельных участков рабочей поверхности. По способу установки С. подразделяют на подвесные, потолочные, встроенные, пристроенные, настенные, настольные, напольные, венчающие, консольные, ручные и головные. По степени защищенности от пыли и влаги различают С. открытые, перекрытые, частично или полностью пылезащищённые или пыленепроницаемые, водонезащищённые, капле-, дожде-, брызго-, струезащищённые, водонепроницаемые, герметичные. Существуют также специальные взрывозащищённые С.

         Многие С. — изделия массового производства, в СССР их выпуск составляет несколько десятков млн. в год. В особых случаях изготовляют уникальные С., имеющие большую художественную ценность (например, люстры Московского Кремля, Эрмитажа, Большого театра СССР и др.).

        

         Лит.: Айзенберг Ю. Б., Ефимкина В. Ф., Осветительные приборы с люминесцентными лампами, М., 1968; Трембач В. В., Световые приборы, М., 1972.

         Ю. Б. Айзенберг.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в жилых помещениях. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в общественных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в общественных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в общественных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в общественных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Люстра Александровского зала Эрмитажа. Источником света служит лампа накаливания.

        Люстра Александровского зала Эрмитажа. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит люминесцентная лампа.

        Светильник, предназначенный для освещения улиц. Источником света служит дуговая ртутная лампа.

        Светильник, предназначенный для освещения улиц. Источником света служит дуговая ртутная лампа.

        Светильник, предназначенный для местного освещения в помещениях промышленных зданий. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для местного освещения в помещениях промышленных зданий. Источником света служит лампа накаливания.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит дуговая ртутная лампа.

        Светильник, предназначенный для общего освещения в промышленных зданиях. Источником света служит дуговая ртутная лампа.

Светильник матери — Википедия

Светильник матери (другое название — Ожидание)
İntizar
[1]
Жанр драма, короткометражный фильм
Режиссёр Тофик Исмайлов
Автор
сценария
Энвер Мамедханлы
В главных
ролях
Лейла Бадирбейли, Шахмар Алекперов, Мехди Рагимов, Исмаил Османлы
Оператор Игорь Богданов
Композитор Фарадж Караев
Кинокомпания Азербайджанфильм
Страна

 СССР

 Азербайджанская ССР
Язык азербайджанский
Год 1970

«Светильник матери» (другой вариант названия — «Ожидание», азерб. İntizar) — советская короткометражная драма 1970 года производства киностудии Азербайджанфильм, являющиеся экранизацией одноимённой повести Энвера Мамедханлы.

Содержание

  • 1 Синопсис
  • 2 Создатели фильма
    • 2.1 В ролях
    • 2.2 Административная группа
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки

Фильм рассказывает о событиях периода 1919—20 гг. В этот период произошла революция и вся молодёжь задействована на предотвращение последствий революции. Мать отправила своего сына на предотвращение последствий и очень сильно страдает, ждёт его, но судьба распорядилась иначе. После потери своего сына его мать стала добрее и мужественнее.

В ролях[править | править код]

Лейла Бадирбейли — мать
Шахмар Алекперов — сын
Мехди Рагимов
Исмаил Османлы (в титрах не указан)

Административная группа[править | править код]

оригинальный текст: Энвер Мамедханлы
автор сценария: Тофик Иссмайлов
режиссёр-постановщик: Тофик Исмайлов
оператор-постановщик: Игорь Богданов
художник-постановщик: Мамед Гусейнов
композитор: Фарадж Гараев
звукооператор: Акиф Нуриев
  • Azərbaycan Respublikası Mədəniyyət Nazirliyi. C.Cabbarlı adına «Azərbaycanfilm» kinostudiyası. Aydın Kazımzadə. Bizim «Azərbaycanfilm». 1923-2003-cü illər. Bakı: Mütərcim, 2004.- səh. 220.
  • Видеоролик фильма на Youtube (полная версия)
  • Видеоролик фильма на Youtube (сокращённая версия).

Светильник (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 декабря 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 декабря 2018; проверки требуют 6 правок.

Свети́льник (Свѣтильникъ) — российский ежемесячный православный журнал о церковном искусстве, выходивший в 1913—1915 годы[1]. В 1998 году была предпринята попытка возрождения изждания впоследствии прекратившего существование в середине 2000-х.

К концу XIX века когда российское общество по-новому посмотрело на свою старину. Была «открыта» древнерусская икона: реставраторы, научившись снимать слой потемневшей от времени олифы, с изумлением обрели под ней шедевры иконописи[2].

Инициатором издания журнала был художник Сергей Иванович Вашков, который с группой единомышленников создал художественный журнал «Светильник», призванный популяризировать отечественное искусство и научные изыскания в области его истории.

Будучи главным редактором издания, он сумел сплотить вокруг себя авторитетный круг художников и учёных. В его редколлегии состояли Д. В. Айналов, Н. П. Кондаков, Н. В. Покровский, А. В. Прахов, Ф. И. Шмидт, Н. И. Троицкий, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. В. Щусев и другие[3]. Своё одобрение и благословение журналу направил архиепископ Никон (Рождественский)[4]. Издателем журнала стал В. И. Оловянишников[1].

В статье, опубликованной в журнале «Светильник» за 1913 год, С. М. Прохоров писал:

За последнее десятилетие… в русском обществе, как никогда, пробудился интерес к родной старине. Толстые журналы, специально занимающиеся вопросами древнего русского искусства, посвящают ей серьёзные статьи, дают целый ряд снимков старых построек, церковной утвари, предметов домашнего обихода и т. п. Особенно много уделяется внимания и труда русской иконописи. …Думается, что русское общество только теперь, как будто стряхнув долголетнее влияние Запада на нашу иконопись, оценило всю красоту старой иконы, её религиозно-эстетическое очарование… Русские художники, особенно известные В. Васнецов и М. Нестеров, в своих религиозных произведениях подражают старой иконописи, вводя в живопись главные её принципы: простоту, ясность и выразительность красочных пятен[5].

«Светильник» был обращён к широкой аудитории[6] и печатал статьи по церковной археологии, богословским вопросам, работы о выдающихся произведениях архитектуры и искусства, следующих в русле национальных традиций.

Журнал был качественно оформлен и содержал от 10 до 15 иллюстраций на 30—60 страницах текста[7], в частности был официально рекомендован для библиотек средних учебных заведений[6].

После смерти С. И. Вашкова в 1914 году, главным редактором стал Б. Н. Протопопов. Издание журнала было прекращено в 1915 году.

В 1998 году была начата подготовка к изданию «церковно-археологического журнала „Светильник“», который планировалось выпускать в качестве приложения к «Журналу Московской Патриархии»[8][9].

В 2000 году вышел первый номер возрождённого журнала, который сохранил в оформлении художественный стиль своего предшественника[10]. В середине 2000-х годов журнал прекратил существование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *