Тема: Эксплуатация напорных пожарных рукавов.
ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать
Применение в работе при тушении пожара.
Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Во избежание интенсивного износа напорных рукавов, необходимо строго выполнять требования по их размещению и креплению в отсеках пожарного автомобиля.
Напорные рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В РАСЧЁТ НА ПОЖАРНУЮ МАШИНУ НЕИСПРАВНЫЕ И ГРЯЗНЫЕ НАПОРНЫЕ РУКАВА.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов. Стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по возможности на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).
Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном линии по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на напорный рукав (рисунок .8).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СБРАСЫВАТЬ НА РУКАВНЫЕ ЛИНИИ ЧАСТИ РАЗБИРАЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, А ТАКЖЕ СБРАСЫВАТЬ НАПОРНЫЕ РУКАВА С КРЫШ И ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЙ. Рукава должны переноситься пожарными и спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
При возникновении течи в напорном рукаве, ока должна быть немедленно 3 с: ранена путем установки рукавных зажимов, В зависимости от размера повреждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:
А) ленточный зажим (рисунок 9) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
б) корсетный зажим (рисунок 10) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок одевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения.
Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособления относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
При использовании напорных рукавов на пожарах» в книге службы отражается их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или получения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок заносится ответственным за эксплуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.
После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:
-при работе, забирать юлу для подачи в напорные рукава, из открытых водоисточников на больших глубинах, где ее температура несколько выше, чем у поверхности;
-подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать да повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
-во избежание замерзания воды, в напорном рукаве необходимо убедиться в устойчивой работе центробежного насоса, сливая воду черта второй напорный патрубок, к которому не присоединена напорная линия. Через 15-20 с нужно увеличить число оборотов вала насоса и плавно подавать воду в магистральную линию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижка) второго патрубка;
-во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20 °С и ниже, к разветвлению присоединяется максимум рабочих линий» увеличиваете» скорость подачи воды, при этом не прекращается полностью подача воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы бывает нужно на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывается через свободный патрубок разветвления;
-после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмерзшие в лед напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой.
Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.
При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.
По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.
Отмачивание (оттаивание) и мойка.
Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении напорные рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой (рисунок 5). Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмачивания загрязненных напорных рукавов.
Мойка.
После оттаивания или отмачивания напорные рукава подаются на мойку. Загрязненные напорные рукава очищаются от грязи при помощи специальных рукавомоечных машин, а при их отсутствии щетками с использованием воды.
Внешний осмотр, испытание, сушка, скатка, перекатка.
Внешний осмотр.
Внешний осмотр напорных рукавов, находящихся в эксплуатации, проводят после каждого применения, но не реже одного раза в месяц, а при хранении на складе и рукавных базах не реже одного раза в год.
Рукава подвергают осмотру на наличие маркировки, возможных внешних повреждений или дефектов.
Наружную поверхность напорного рукава, включая пожарные соединительные головки и места их соединения с напорным рукавом, проверяют внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезы, проколы, смятие, трещины и т.д.
По результатам осмотра, принимают решение об их испытании или ремонте.
Испытание.
Испытания напорных рукавов, находящихся в эксплуатации проводятся после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев. Напорные рукава испытывают на герметичность под давлением.
После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, их испытывают на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.
Напорные рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2) и выдерживают в течение 5 минут. Данные напорные рукава под испытательным давлением после намокания льняных нитей каркаса не должны иметь свищей, кроме пылевидных.
Напорные рукава допускается испытывать в виде линии до пяти штук, одного условного прохода.
При гидравлическом испытании напорный рукав или линия из напорных рукавов присоединяется к насосу с манометром. На другой конец напорного рукава или линии присоединяется перекрывной пожарный ствол или трехходовое разветвление. В соединениях между испытываемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность. После удаления воздуха и заполнения линии водой, постепенно поднимают давление воды в напорном рукаве до испытательного. Под этим давлением держат линию в течение времени необходимого для осмотра напорного рукава (линии из напорных рукавов) по всей длине и соединений в месте навязки их на пожарные соединительные головки. Появление свищей и капель воды не допускается (исключение составляют перколированные напорные рукава).
Результаты испытания заносятся в формуляр напорного рукава.
Сушка.
Сушить, напорные рукава можно в башенных, камерных и других сушилках, Башенная сушилка (рисунок 11) должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха.
- лебедка;
- короб для отвода воздуха;
- шибер;
- трос;
- верхняя решетка;
- ролик да» подвески;
- напорный рукав;
- сушильная камера;
- жалюзи;
- короб для подвода воздуха;
- шибер;
- калорифер;
- водосток.
Развешивать напорные рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты. Плотность заполнения должна быть от 10 до 15 напорных рукавов на 1 м2. Подъем их производится лебедкой.
В камерных сушилках напорные рукава сушат свернутыми в свободную скатку с зазорами от 20 до 25 мм между витками.
При отсутствии рукавных сушилок напорные рукава следует сушить:
-вне помещения при температуре воздуха плюс 20 ‘С и выше при относительной влажности не выше 80 %. Их развешивают или раскладывают на решетчатый наклонный стеллаж. При этом они должны быть защищены от прямого действия солнечных лучей и осадков;
-в помещении с достаточно нагретым воздухом или с теплоизлучающими приборами напорные рукава располагаются так же, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. В обоих случаях продолжительность сушки не должна превышать 24 часов.
Сушить напорные рукава следует согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа напорного рукава.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУШИТЬ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ОТОПИТЕЛЬНЫХ БАТАРЕЯХ И КОТЛАХ.
Не допускается подвешивать их для сушки на металлических неокрашенных предметах.
Скатка и перекатка.
После сушки напорные рукава скатывают в одинарную или двойную скатку. Для скатывания может быть использовано специальное приспособление.
Периодичность перекатки напорных рукавов должна соответствовать эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.
Хранение.
Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хранение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.
Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным проходам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.
Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в последнем случае стекла окон нужно зашторивать.
Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки напорных рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с напорными рукавами не допускается.
Напорные рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей.
Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.
ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодическом осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплутационной документации на конкретный напорный рукав.
Защита рукавных линий от повреждений
Рукавные линии на схемах
расстановки сил и средств
Рукавные линии на схемах
расстановки сил и средств
Рукавное колено
Рукавное колено
Рукавная задержка
Рукавная задержка
Корсетный зажим
Корсетный зажим
При прокладке рукавных линийРукавные линии
Рукавные линии — трубопроводные линии из одного или нескольких пожарных рукавов, соединённых между собой.Перейти>> необходимо следить, чтобы напорные рукава
Напорные пожарные рукава
Напорный пожарный рукав — гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлениемПерейти>> не имели резких перегибов, стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горючесмазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по возможности, на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).
Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки – не менее одной задержки на рукав.
Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать напорные рукава с крыш и верхних этажей зданий.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов подавать воду в рукавную линию следует путём постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений.
Ленточный зажим
Ленточный зажим
Рукавный мостик
Рукавный мостик
Обледенение рукавных линий
Обледенение рукавных линий
Для ликвидации течи в напорном рукаве во время работы, без прекращения подачи ОТВОгнетушащие вещества
Под огнетушащими веществами (в пожарной тактике) понимаются такие вещества, которые непосредственно воздействуют на процесс горения и создают условия для его прекращения (вода, пена, порошки и др.)Перейти>> , применяют рукавные зажимы. В зависимости от размера повреждения напорного рукава могут использоваться ленточные зажимы — для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см, а также корсетные зажимы — для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см. В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок надевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы при пожаре давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения.
При прокладывании рукавов по проезжей части улицы они должны защищаться рукавными мостиками.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо: при работе забирать воду для подачи в напорные рукава из открытых водоисточников на больших глубинах, где её температура несколько выше, чем у поверхности; подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах за счёт её трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса; во избежание замерзания воды в рукавных линиях при темпера-туре минус 20 °С и ниже к разветвлению присоединять максимум рабочих линий, увеличивать скорость подачи воды, при этом не прекращать полностью подачу воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы необходимо на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывать через свободный патрубок разветвления; после окончания тушения пожара воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмёрзшие в лёд напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой.
Перед складированием напорных рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом, не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.[1][2]
- ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. — 416 с.: ил.
- Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. 2008г.
- Ляшук Р.Г. Эксплуатация и ремонт пожарных рукавов. М., 1964.
- Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов (1994).
- Рукавные соединительные головки
- Рукавная арматура
- Пожарные рукава
- Вычисление объема одного пожарного рукава
- Пожарные рукавные автомобили
Вверх
У данной страницы нет кураторов!
Защита рукавных линий от повреждений / Энциклопедия / Pozhproekt.ru
Защита рукавных линий от повреждений — комплекс мероприятий и технических средств, необходимых для предохранения пожарных рукавов от повреждений в процессе эксплуатации.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов, стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горючесмазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по возможности, на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками. При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло). Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки. Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать напорные рукава с крыш и верхних этажей зданий. Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов подавать воду в рукавную линию следует путём постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений.
Для ликвидации течи в напорном рукаве во время работы, без прекращения подачи ОТВ, применяют рукавные зажимы. В зависимости от размера повреждения напорного рукава могут использоваться ленточные зажимы — для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см, а также корсетные зажимы — для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см. В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 2 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок надевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы при пожаре давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения. При прокладывании рукавов по проезжей части улицы они должны защищаться рукавными мостиками.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:
- при работе забирать воду для подачи в напорные рукава из открытых водоисточников на больших глубинах, где её температура несколько выше, чем у поверхности;
- подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах за счёт её трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
- во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20ºС и ниже к разветвлению присоединять максимум рабочих линий, увеличивать скорость подачи воды, при этом не прекращать полностью подачу воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы необходимо на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывать через свободный патрубок разветвления;
- после окончания тушения пожара воду немедленно слить из напорных рукавов.
Вмёрзшие в лёд напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой. Перед складированием напорных рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом, не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.
Лит.: Ляшук Р.Г. Эксплуатация и ремонт пожарных рукавов. М., 1964; Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов (1994).
Зажимы пожарных рукавов: ТТХ и их описание
Содержание статьи
Развернуть содержаниеВ нашей статье мы бы хотели рассказать Вам о видах рукавных зажимах для пожарных рукавов, применяются они на пожаре в случае образование свища. Почему их стоит применять? Первое и самое важное, участники тушения пожара могут попасть под воздействие воды, которая вырывается из образованного повреждения на рукаве, особенно это плохо сказывается в зимний период, когда есть возможность переохладиться, в результате попадания воды на участника тушения.
Виды зажимов для пожарных рукавовПожарно-техническое вооружение, так же может попасть под воздействие данного несанкционированного орошения водой, что скажется на времени возвращения в подразделение, ведь усложниться сбор ПТВ (во время зимы). Второе, это перерасход воды, которая тратиться впустую, а не на тушение пожара.
После применения зажима и перед дальнейшей скаткой пожарного рукава, необходимо пометить место разрыва. По возвращению в подразделение, заменить рукав на исправный, и отправить в ремонт использованный. Если рукав не пригоден для ремонта, его списывают, а потом изготавливают «мобильные зажимы» из отрезков, которые одевают на новый рукав. В случае образования дефекта, данный зажим заменяет стандартное ПТВ, для его применения необходимо сбросить давление в линии и пододвинуть на необходимое место.
Тактико-технические характеристики зажимов
Рукавные зажимы существуют разных моделей:
- Ленточные (устраняет разрывы до 3 сантиметров)
- Карсетного типа (используется для разрывов или трещин до 10 см)
В подразделениях пожарной охраны, чаще всего применяются ЗПР-80 и ЗПР-150.
Зажим пожарный рукавный ЗПР-80
- Применяется для напорных пожарных рукавов диаметром 51, 66, 77 мм.
- Место повреждения защищаемое зажимом до 30 миллиметров.
- Масса устройства 650 грамм.
Зажим пожарный рукавный ЗПР-150
- Применяется для напорных пожарных рукавов с условным проходом 150 мм.
- Место повреждения защищаемое зажимом до 30 миллиметров.
- Масса 1400 грамм.
Как устанавливается рукавный зажим (видео)
Документация
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СБРАСЫВАТЬ НА РУКАВНЫЕ ЛИНИИ ЧАСТИ РАЗБИРАЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, А ТАКЖЕ СБРАСЫВАТЬ НАПОРНЫЕ РУКАВА С КРЫШ И ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЙ.
Рисунок 8. Рукавные задержки
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
При возникновении течи в напорном рукаве, она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера повреждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:
а) ленточный зажим (рисунок 9) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
Рисунок 9. Ленточный зажим
б) корсетный зажим (рисунок 10) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
Рисунок 10. Корсетный зажим
В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок одевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения.
Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособления относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
При использовании напорных рукавов на пожарах, в книге службы отражается их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или получения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок заносится ответственным за эксплуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.
После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:
при работе, забирать воду для подачи в напорные рукава, из открытых водоисточников на больших глубинах, где ее температура несколько выше, чем у поверхности;
подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
во избежание замерзания воды в напорном рукаве необходимо убедиться в устойчивой работе центробежного насоса, сливая воду через второй напорный патрубок, к которому не присоединена напорная линия. Через 15-20 с нужно увеличить число оборотов вала насоса и плавно подавать воду в магистральную линию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижка) второго патрубка;
во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20 °С и ниже, к разветвлению присоединяется максимум рабочих линий, увеличивается скорость подачи воды, при этом не прекращается полностью подача воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы бывает нужно на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывается через свободный патрубок разветвления;
после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмерзшие в лед напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой.
Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.
При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.
По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Использование в бытовой сфере и в промышленности в различных устройствах для подвешивания предметов. Сущность мобильный универсальный зажим, содержит средство для крепления зажима, тело зажима, от которого отходят вниз две челюсти с зазором между ними для прохода подвешиваемого предмета, одна из которых имеет плоскую опорную поверхность, а вторая — оснащена передвижным элементом, перемещаемым в наклонных пазах, выполненных в боковых стенках второй челюсти. Передвижной элемент выполнен в виде тела вращения, в частности, в виде ролика с цилиндрической, или выпуклой, или вогнутой рабочей поверхностью, или вообще в виде шарика. Средство для крепления зажима выполнено в виде площадки с отверстиями под крепежные метизы, например, винты, шурупы, саморезы. Тело зажима сверху закрыто защитным поворотным кожухом. Зазор между челюстями может быть как с параллельными стенками, так и со сближающимися к низу под углом заклинивания. Челюсть с опорной поверхностью, может иметь эту поверхность выпуклой или вогнутой, все рабочие поверхности передвижного элемента и опорная поверхность другой челюсти могут иметь рифление для усиления удерживающего эффекта. Технические преимущества возможность локализовать и, тем самым, увеличить усилие зажатия подвешиваемого предмета; повысить эффективность использования передвижного элемента; упростить процедуру подвешивания предметов; возможность обеспечения неподвижности зажима; увеличение вела подвешиваемых предметов; расширение области использования; возможность изменения усилия зажатия предметов; расширение сферы применения зажима; повышение удобства эксплуатации. 1 независим. п.ф-лы. 16 ил.
Полезная модель относится к приспособлениям для фиксации изделий, а именно, к зажимам листовых материалов и может быть использовано в бытовой сфере и в промышленности в различных устройствах для подвешивания предметов.
Известен зажим, содержащий упругий элемент в виде плоской пружины, на концах которого подвижно закреплены зажимы с возможностью расположения между ними закрепляемого изделия [см.патент США 2056878 по классу А47К 10/14 опубликованный в 1936 году].
Основным недостатком этого зажима является то, что его конструкция, в частности, использование в ней плоской пружины, не обеспечивает достаточно высокой надежности зажима материала, особенно, если он имеет значительный вес.
Известен также зажим, который содержит упругий элемент в виде подковообразной пружины с противолежащими пазами, на концах которого подвижно закреплены зажимы, выполненные в виде эксцентриков с рычагами и зубчатой насечкой, и защитную пластмассовую пластину с выступами на концах. При использовании зажим опускается на предмет, после чего рычаги эксцентриков с зубчатой насечкой поднимаются вверх [см. авт.св. СССР 1799259 по классу А44В 21/00, D06F 55/02 опубликованное 28.02.93 г. в Бюл. 8].
Основным недостатком этого зажима является сложность его применения, так как при зажиме материала возникает необходимость сначала открывать эксцентричные зажимы, а затем при повороте их производить зажатие. Поскольку для разворота используются две руки одновременно, необходима помощь для поддержания предмета.
Этот недостаток устранен в универсальном зажиме, который содержит упругий элемент в виде подковообразной пружины с противолежащими пазами, защитную пластмассовую пластину с выступами на концах. На концах упругого элемента подвижно закреплены эксцентриковые зажимы с рычагами и зубчатой насечкой. В эксцентриках установлены идентичные цилиндрические пружины, которые одним концом зафиксированы на эксцентрике, а другим — на подковообразной пружине. Под воздействием цилиндрических пружин возникает постоянный крутящий момент, благодаря которому, эксцентрики находятся в постоянно закрытом положении [см. пат. России 2093055 по классу А44В 21/00, D06F 55/02 опубликованный 20.10.1997 г.].
Основным недостатком этого технического решения являются его значительные габаритные размеры, обусловленные наличием рычагов, отходящих радиально от эксцентриков в противоположные стороны.
Этот недостаток устранен в универсальном зажиме, который содержит упругий элемент в виде подковообразной пружины с противолежащими пазами, подвижно закрепленные эксцентриковые зажимы с зубчатой насечкой и защитную пластину с выступами на концах. Зажим дополнительно содержит подковообразную пружину с линейными шестернями на концах, выполненными с возможностью поворота эксцентриковых зажимов при нажатии на цилиндрическую пружину кнопкой. Эксцентриковые зажимы расположены в пазах подковообразной пружины и выполнены из двух половин, одна из которых имеет шестерню. При использовании зажима нажимают на кнопку, надевают зажим на зажимаемый предмет и отпускают кнопку. Под воздействием пружины происходит поднятие подковообразной пружины, линейные шестерни поворачивают эксцентриковые зажимы против часовой стрелки, происходит фиксация зажимаемого предмета [см. пат. России 2123076 по классу D06F 55/02, А44В 21/00 опубликованный 10.12.1998 г.].
Основным недостатком этого универсального зажима является его чрезмерная сложность конструкции, обусловленная использованием в ней трех видов пружин, двух видов шестерен, кнопки, что в целом делает этот зажим неоправданно трудоемким в изготовлении и повышением вероятности поломки из-за значительной номенклатуры небольших по размерам деталей, входящих в его конструкцию. Кроме того, пружины с течением времени изнашиваются и постепенно утрачивают свои упругие свойства, что приводит к постепенному снижению надежности фиксации предметов, и, в какой-то мере, ограничивает срок службы зажима. К тому же, на изготовление пружин расходуются дорогостоящие пружинные стали, что отражается в худшую сторону на стоимости зажима.
С этой точки зрения, более простыми и, в тоже время, достаточно надежными, являются зажимы, в конструкции которых пружины или упругие элементы вообще отсутствуют, а зажатие материала происходит с помощью эксцентриковых или передвижных элементов за счет заклинивания между ними подвешиваемого предмета.
Среди множества таких зажимов наиболее близким по своей сущности и достигаемому эффекту, принимаемым за прототип, является мобильный универсальный зажим, содержащий приспособление для крепления зажима (например, для подвешивания зажима на веревке) выполненное в виде крючка, тело зажима, от которого отходят вниз две челюсти с зазором между ними для прохода подвешиваемого предмета, одна из которых имеет плоскую опорную поверхность, а вторая — оснащена передвижным элементом, выполненным в виде параллелепипеда, и перемещаемым в наклонных пазах, выполненных в боковых стенках второй челюсти. Принцип работы этого зажима заключается в следующем. В исходном состоянии передвижной элемент — параллелепипед — под действием собственного веса находится в нижнем положении и его рабочая (зажимающая) плоская поверхность сопрягается (упирается) с адекватной опорной плоской поверхностью первой челюсти. Для подвешивания предмета, передвижной элемент перемещают по пазам вверх. Благодаря тому, что пазы во второй челюсти выполнены наклонными, при перемещении передвижного элемента, он отдаляется от опорной плоской поверхности первой челюсти и между опорными поверхностями передвижного элемента и пер
Аппаратный зажим
Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в качестве аппаратных зажимов, с помощью которых выполняются ответвления от проводов воздушных линий электропередачи и присоединения проводов к выводам аппаратов распределительных устройств подстанций.
Известен аппаратный зажим для присоединения проводов к выводам аппаратов, содержащий алюминиевый корпус, предназначенный для закрепления в нем провода линии, и контактную лапку для присоединения к выводам аппаратов; зажим снабжен, по меньшей мере, одной дополнительной пластиной, выполненной из слоя алюминия, плакированного медью, и установленной на контактной лапке стороной из слоя алюминия, а к выводам аппарата обращенной стороной из слоя меди, при этом толщина медного слоя дополнительной пластины выбирается в пределах 0,05÷0,4 мм, таким образом, чтобы соотношение толщины алюминиевого слоя к толщине медного слоя дополнительной пластины находилось в пределах 1÷60 [1].
Основной недостаток этого аппаратного зажима состоит в том, что при определенных условиях окружающей среды в корпус зажима попадает влага и скапливается в деформируемой части корпуса между проводом и контактной лапкой. При низких температурах эта влага замерзает, повреждая корпус зажима. После повторения неоднократных циклов «замерзания — оттаивания» зажим теряет несущую прочностную способность, что в конечном итоге приводит к аварийной ситуации на электроэнергетическом объекте.
Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному является аппаратный зажим для присоединения проводов воздушных линий электропередачи к выводам аппаратов распределительных устройств подстанций, содержащий алюминиевый корпус, предназначенный для закрепления в нем провода линии, и контактную лапку из алюминия с нанесенным на нее слоем меди для присоединения к выводам аппаратов [2]
Однако и этому техническому решению присущ тот же недостаток, что и вышеуказанному, а именно проникновение влаги в корпус зажима, приводящее к вероятностным авариям на воздушных линиях электропередачи и других электроэнергетических устройствах.
Заявитель ставил перед собой задачу разработки аппаратного зажима, лишенного такого недостатка, способного безаварийно работать в течение всего расчетного срока эксплуатации в любых условиях окружающей среды. Данный положительный технический результат был достигнут за счет новой совокупности существенных конструктивных признаков нового аппаратного зажима, изложенной в нижеследующей формуле изобретения: «аппаратный зажим для присоединения проводов воздушных линий электропередачи к выводам аппаратов распределительных устройств подстанций, содержащий алюминиевый корпус, предназначенный для закрепления в нем провода линии, и контактную лапку из алюминия с нанесенным на нее слоем меди для присоединения к выводам аппаратов; зажим выполнен с, по меньшей мере, одним дополнительным дренажным сквозным отверстием диаметром d, расположенным в полости переменного сечения перехода корпуса в контактную лапку и обеспечивающим исключение накопления влаги при попадании ее в корпус при вертикальном, горизонтальном или наклонном положении контактной лапки, при этом при изготовлении корпуса из стандартной круглой трубы или из специального профиля стенка упомянутого дренажного сквозного отверстия расположена на расстоянии n1, измеренном от точки, где заканчивается полость переменного сечения перехода корпуса в контактную лапку, а при изготовлении корпуса из прутка стенка дренажного сквозного отверстия расположена на расстоянии n2, измеренном от точки, где заканчивается конусная часть полости переменного сечения перехода корпуса в контактную лапку, образованная при механической обработке отверстия под провод в корпусе зажима; расстояние n1 определяется из соотношения n1=0÷80 мм; расстояние n2 определяется из соотношения n2=1÷35 мм; диаметр d дренажных сквозных отверстий выбирается в пределах 1÷20 мм;
дополнительные дренажные сквозные отверстия выполняются посредством сверления или фрезерования или штамповки».
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид аппаратного зажима, выполненного согласно настоящему изобретению, вариант изготовления корпуса зажима из стандартной круглой трубы или специального профиля; на фиг.2 — то же, что на фиг.1, вариант изготовления корпуса зажима из прутка с механической обработкой отверстия под провод.
Заявляемый аппаратный зажим состоит из корпуса 1, изготовленного из стандартной круглой трубы или из специального профиля или из прутка, и контактной лапки 2. В корпусе 1 закрепляется провод 3 методом опрессования круглыми или шестигранными матрицами. В контактной лапке 2 прямоугольной формы, формируемой из корпуса 1 путем обжатия, выполняется отверстие 4 для присоединения к выводам аппаратов (таких отверстий может быть одно, два, четыре и шесть).
Зажим выполняется с дополнительным дренажным сквозным отверстием диаметром d, которое, например, сверлится (фрезеруется или штампуется) в полости переменного сечения перехода корпуса 1 в контактную лапку 2. При изготовлении корпуса 1 из стандартной круглой трубы (фиг.1) стенка 5 дренажного сквозного отверстия 6 расположена на расстоянии n1, которое измеряется от точки 7, где заканчивается полость переменного сечения 8 перехода корпуса 1 в контактную лапку 2. При изготовлении корпуса 1 из прутка (фиг.2) стенка 9 дренажного сквозного отверстия 10 расположена на расстоянии n2, которое измеряется от точки 11, где заканчивается конусная часть 12 полости 13 переменного сечения перехода корпуса 1 в контактную лапку 2. При этом полость 13 переменного сечения перехода корпуса 1 в контактную лапку 2 с конусной частью 12 формируется при механической обработке отверстия 14 под провод 3 в корпусе 1 зажима.
Расстояния n1 и n2 определяются из следующих соотношений: n1=0÷80 мм, n2=1÷35 мм. Диаметр d дренажных сквозных отверстий 6 и 10 выбирается в пределах 1÷20 мм. Изготовление настоящего аппаратного зажима производится одним из известных технологических способов, например, если корпус в виде трубы, то из нее обжатием формируется прямоугольная контактная лапка, сверлятся в ней отверстия, предназначенные для присоединения к аппаратам, сверлится дополнительное сквозное дренажное отверстие на переходе от корпуса к контактной лапке, и контактная лапка плакируется медью.
При монтаже в корпус вставляется провод и закрепляется методом опрессования кругльми или шестигранными матрицами.
Заявляемый аппаратный зажим обеспечивает исключение накопления влаги при попадании ее в корпус при любом положении контактной лапки, что существенно повышает его эксплуатационную надежность при работе зажима на открытом воздухе в условиях увлажнения. В настоящее время в ЗАО «МЗВА» налажено серийное производство аппаратных зажимов такой конструкции и поставка их на воздушные линии электропередачи и открытые распределительные устройства. Источники информации:
[1].Описание изобретения к патенту №2255403 «Аппаратный зажим», Н 02G 15/02,
заявлено 10.12.2003, опубликовано 27.06.2005, Бюл. №18.
[2].Описание изобретения к патенту №2334330 «Аппаратный зажим», Н 02G 15/02,
заявлено 09.06.2007, опубликовано 20.09.2008, Бюл. №26.
[3].Описание изобретения к патенту №2337446 «Аппаратный зажим», Н 02G 15/00,
заявлено 25.09.2007, опубликовано 27.10.2008, Бюл. №30.