Особенности установления границ охранных зон в отношении линейных объектов. Проблемы утверждения местоположения границ охранных зон. — Вопросы и ответы
В последнее время, в наш адрес поступает очень много обращений с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов.
Действительно, данная тема очень актуальна. И связно это, прежде всего, со следующими причинами:
- Законодатель очень часто меняет подходы к процедуре внесения в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведений о местоположении границ охранной зоны. Например, градостроительный кодекс РФ в редакции от 01.01.2018 года определял установление границ охранной зоны на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации (ст.55). Градостроительный кодекс РФ в редакции на 03.08.2018 года, обязывает устанавливать границы охранной зоны уже на стадии получения разрешения на строительство (ст.51). То есть норма от 01.01.2018 года просуществовала лишь полгода.
- Линейные объекты, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст.51) и Законами субъектов РФ разделяются на объекты в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство и объекты при строительстве, которых получение такого разрешения не требуется. И если законодатель Градостроительным кодексом РФ в редакциях от 01.01.2018 года и 03.08.2018 года регламентировал подходы к установлению охранных зон в отношении объектов на которые требуется получение разрешения на строительство. То порядок установления охранных зон в отношении линейных объектов в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство законодательством четко не регламентирован.
- На сегодняшний момент, ни одним Законом РФ, не установлены четкие инструкции по внесения в ЕГРН сведений о местоположении охранных зон. Поскольку порядок вытекает не только из Градостроительного кодекса РФ, но и из отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности установления охранных зон в зависимости от вида линейного объекта (линия связи, линия электропередачи, объекты газового хозяйства). Поэтому Застройщик или правообладатель линейного объекта зачастую не понимает, что ему делать.
В связи с этим, мы объединили сложившуюся практику, и разработали пошаговую инструкцию, позволяющую надлежащим образом провести работы по установлению границ местоположения охранной зоны линейного объекта.
Как уже выше было сказано, статьей 51 Градостроительного кодекса предусмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. Помимо этого, на уровне субъектов РФ в соответствующих градостроительных регламентах и Законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
С точки зрения проведения мероприятий по установлению охранных зон в отношении линейных объектов, вопрос «подпадает ли Ваш объект под случаи, требующие или не требующие разрешение на строительство» является важным. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.
В связи с этим, первоначально необходимо установить вид линейного объекта, а также определить требуется ли в отношении этого объекта получать разрешение на строительство или нет.
В этой статье мы не будем описывать каким образом можно определить, требуется ли в отношении Вашего объекта получать разрешение на строительство или нет. Очень подробно мы говорили об этом в нашей статье «Специфика планирования при организации работ по юридическому сопровождению строительства, регистрации права и установления охранных зон в отношении линейных объектов».
Далее пошаговая инструкция по установлению охранных зон в отношении линейных объектов будет выглядеть следующим образом:
1. Для линейных объектов, в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство:
Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов, требующих получения разрешения на строительство, заключается в том, что решение об установлении охранной зоны и описание местоположения границы охранной зоны линейного объекта входит в состав пакета документов к заявлению на получение разрешения на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ). А это значит, что охранная зона линейного объекта устанавливается, фактически, еще до начала проведения строительно-монтажных работ.
Помимо этого, обязательным приложением к заявлению на получение разрешения на строительство в отношении линейного объекта является утвержденный проект планировки и проект межевания территории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 12.05.2017 года «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», в состав проекта планировки входит схема территории границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ или в нашем случае охранная зон).
С учетом изложенного:
Шаг №1
Сбор и анализ исходных данных.
— Анализ утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ПММТ) линейного объекта. Получение от Заказчика работ в качестве исходных данных: утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.
— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.
Шаг №2
Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.
Например:
— Решение об установление охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства издается органами Ростехнадзора на основании Постановления от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
— Решение об установлении охранной зоны объектов газового хозяйства издается Правительством субъектов РФ на основании Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»
Шаг №3
Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.
Шаг №4
Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.
Шаг №5
Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.
Шаг №6
Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.
Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Шаг №7
Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росреестра.
Шаг №8
Направление Заказчику Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения границы охранной зоны, для включения этих документов, в качестве приложения к заявлению для получения разрешения на строительство (ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
2. Для линейных объектов, в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство.
Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов при строительстве, которых не требуется получения разрешения на строительство заключается в том, что законодательством не определено в какой момент вносятся в ЕГРН сведения о местоположении охранной зоны.
Так же в большинстве случаев, в отношении таких объектов ППТ и ПМТ не утверждается.
Поэтому на практике, процедура установления охранных зон осуществляется уже не перед, а после проведения строительно-монтажных работ.
Шаг №1
Сбор и анализ исходных данных.
-Поскольку установление охранных зон осуществляется после проведения строительно-монтажных работ в качестве исходных данных используются результаты исполнительной съемки фактического местоположения построенного линейного объекта. При разработке схемы местоположения охранной зоны важно учитывать нормы отвода под устанавливаемую охранную зону. Для различного вида и типов линейных объектов ширина охранной зоны разная.
В случае, если в отношении линейного объекта утверждался ППТ и ПТМ, необходимо использовать утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.
— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.
Шаг №2
Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.
Шаг №3
Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.
Шаг №4
Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.
Шаг №5
Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.
Шаг №6
Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения (акта) об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.
Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Шаг №7
Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росрестра
Результаты работ, получаемые в результате проведения процедуры по установлению охранных зон в отношении линейных объектов.
- Текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны линейного объекта (в электронном и бумажном виде)
- Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта.
- Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) содержащая информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны.
Таким образом, видно, что процедура установления границ охранных зон в отношении объектов, требующих и не требующих получения разрешения на строительство по объему работ, практически не отличается. Существенное различие только в исходных материалах для определения границы охранной зоны и последовательности внесения в ЕГРН информации о зонах с особым условием использования территории.
Говоря о процедуре установления охранных зон в отношении линейных объектов считаем важным поговорить и о проблемах.
Особо хотели обратить внимание на две проблемы, которые на сегодняшний момент так и не урегулированы:
- При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства возникают случаи, когда органы Ростехнадзора отказывают в выдаче Решения об утверждении границы охранной зоны ссылаясь на то, что заинтересованное лицо в составе пакета документов должно приложить акт ввода в эксплуатацию объекта и/или разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки. Однако, как можно предоставить эти документы, если текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны является приложением к заявлению на получение разрешения на строительство. То есть по смыслу Градостроительного кодекса РФ охранная зона устанавливается до проведения строительно-монтажных работ, а органы Ростехнадозора могут выдать решение об утверждении местоположения охранной зоны только после ввода объекта в эксплуатацию.
- Не все органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению местоположения границ охранных зон. Например, в г.Казани, г.Оренбурге, г.Ульяновске Уставами не закреплены полномочия этих Администраций по утверждению местоположения границ охранных зон. Такая же ситуация во многих регионах РФ. Надеемся, что в ближайшее время в соответствии с вступившими 03.08.2018 г. в силу поправками в Градостроительный кодекс РФ органы местного самоуправлениями будут наделены полномочиями по выдаче решений (актов) об утверждении местоположения границ охранной зоны. И такая проблема перестанет быть актуальной (касается в целом объектов, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством РФ не требуется получение разрешение на строительство).
Особенности установления границ охранных зон в отношении линейных объектов. Проблемы утверждения местоположения границ охранных зон. — Статьи
Поэтому, вступивший в силу с 01.01.2016 года Федеральный Закон №252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исключивший охранные зоны из объектов землеустройства, практически парализовал процедуру внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах охранных зон линейных объектов капитального строительства.
Итак, до вступления в силу вышеназванного Федерального Закона, процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов капитального строительства представляла собой набор следующих мероприятий:
- Проведение геодезической съемки фактического местоположения линейного объекта;
- Математическая обработка результатов геодезических изысканий и подготовка схемы границ охранной зоны в соответствии с установленными нормативами для соответствующих типов ЛЭП, газопроводов, трубопроводов и др.;
- Подготовка карта (плана) объекта землеустройства;
- Направление и согласование карта (плана) границ объекта землеустройства в государственном фонде данных Росреестра;
- Направление карта (плана) объекта землеустройства в ФФГБУ «Кадастровая палата» с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границе охранной зоны объекта землеустройства;
- Получение уведомления из органа кадастрового учета о внесенных сведениях в государственный кадастр недвижимости, в части касающейся границ охранной зоны объекта землеустройства.
По смыслу Федерального Закона №252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального Закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и разъяснений Министерства экономического развития №Д23и-915 от 02.03.2016 года новая процедура внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте землеустройства представляет собой следующие мероприятия:
- Проведение геодезической съемки фактического местоположения линейного объекта;
- Математическая обработка результатов геодезических изысканий и подготовка схемы границ охранной зоны в соответствии с установленными нормативами для соответствующих типов ЛЭП, газопроводов, трубопроводов и др.;
- Подготовка в электронном варианте текстового и графического описания местоположения объекта землеустройства, а так же перечня координат характерных точек границ охранной зоны;
- Подготовка органом государственной власти и органом местного самоуправления Постановления об установлении охранной зоны объекта землеустройства;
- Направление органом государственной власти и местного самоуправления Постановления об установлении охранной зоны объекта землеустройства в ГКН. (правила направления необходимых сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года №71). При этом, обязательным приложением к Постановлению органа местного самоуправления является текстовое и графическое описание местоположения объекта землеустройства, а так же перечня координат характерных точек границ охранной зоны;
- Получение сведений в ФФГБУ «Кадастровая палата» сведений об установленной охранной зоны объекта землеустройства.
В последнее время, в наш адрес поступает очень много обращений с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов.
Действительно, данная тема очень актуальна. И связно это, прежде всего, со следующими причинами:
- Законодатель очень часто меняет подходы к процедуре внесения в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведений о местоположении границ охранной зоны. Например, градостроительный кодекс РФ в редакции от 01.01.2018 года определял установление границ охранной зоны на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации (ст.55). Градостроительный кодекс РФ в редакции на 03.08.2018 года, обязывает устанавливать границы охранной зоны уже на стадии получения разрешения на строительство (ст.51). То есть норма от 01.01.2018 года просуществовала лишь полгода.
- Линейные объекты, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст.51) и Законами субъектов РФ разделяются на объекты в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство и объекты при строительстве, которых получение такого разрешения не требуется. И если законодатель Градостроительным кодексом РФ в редакциях от 01.01.2018 года и 03.08.2018 года регламентировал подходы к установлению охранных зон в отношении объектов на которые требуется получение разрешения на строительство. То порядок установления охранных зон в отношении линейных объектов в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство законодательством четко не регламентирован.
- На сегодняшний момент, ни одним Законом РФ, не установлены четкие инструкции по внесения в ЕГРН сведений о местоположении охранных зон. Поскольку порядок вытекает не только из Градостроительного кодекса РФ, но и из отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности установления охранных зон в зависимости от вида линейного объекта (линия связи, линия электропередачи, объекты газового хозяйства). Поэтому Застройщик или правообладатель линейного объекта зачастую не понимает, что ему делать.
В связи с этим, мы объединили сложившуюся практику, и разработали пошаговую инструкцию, позволяющую надлежащим образом провести работы по установлению границ местоположения охранной зоны линейного объекта.
Как уже выше было сказано, статьей 51 Градостроительного кодекса предусмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. Помимо этого, на уровне субъектов РФ в соответствующих градостроительных регламентах и Законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
С точки зрения проведения мероприятий по установлению охранных зон в отношении линейных объектов, вопрос «подпадает ли Ваш объект под случаи, требующие или не требующие разрешение на строительство» является важным. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.
В связи с этим, первоначально необходимо установить вид линейного объекта, а также определить требуется ли в отношении этого объекта получать разрешение на строительство или нет.
В этой статье мы не будем описывать каким образом можно определить, требуется ли в отношении Вашего объекта получать разрешение на строительство или нет. Очень подробно мы говорили об этом в нашей статье «Специфика планирования при организации работ по юридическому сопровождению строительства, регистрации права и установления охранных зон в отношении линейных объектов».
Далее пошаговая инструкция по установлению охранных зон в отношении линейных объектов будет выглядеть следующим образом:
Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов, требующих получения разрешения на строительство, заключается в том, что решение об установлении охранной зоны и описание местоположения границы охранной зоны линейного объекта входит в состав пакета документов к заявлению на получение разрешения на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ). А это значит, что охранная зона линейного объекта устанавливается, фактически, еще до начала проведения строительно-монтажных работ.
Помимо этого, обязательным приложением к заявлению на получение разрешения на строительство в отношении линейного объекта является утвержденный проект планировки и проект межевания территории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 12.05.2017 года «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», в состав проекта планировки входит схема территории границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ или в нашем случае охранная зон).
С учетом изложенного:
Шаг №1
Сбор и анализ исходных данных.
— Анализ утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ПММТ) линейного объекта. Получение от Заказчика работ в качестве исходных данных: утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.
— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.
Шаг №2
Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.
Например:
— Решение об установление охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства издается органами Ростехнадзора на основании Постановления от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
— Решение об установлении охранной зоны объектов газового хозяйства издается Правительством субъектов РФ на основании Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»
Шаг №3
Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.
Шаг №4
Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.
Шаг №5
Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.
Шаг №6
Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.
Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Шаг №7
Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росреестра.
Шаг №8
Направление Заказчику Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения границы охранной зоны, для включения этих документов, в качестве приложения к заявлению для получения разрешения на строительство (ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов при строительстве, которых не требуется получения разрешения на строительство заключается в том, что законодательством не определено в какой момент вносятся в ЕГРН сведения о местоположении охранной зоны.
Так же в большинстве случаев, в отношении таких объектов ППТ и ПМТ не утверждается.
Поэтому на практике, процедура установления охранных зон осуществляется уже не перед, а после проведения строительно-монтажных работ.
Шаг №1
Сбор и анализ исходных данных.
-Поскольку установление охранных зон осуществляется после проведения строительно-монтажных работ в качестве исходных данных используются результаты исполнительной съемки фактического местоположения построенного линейного объекта. При разработке схемы местоположения охранной зоны важно учитывать нормы отвода под устанавливаемую охранную зону. Для различного вида и типов линейных объектов ширина охранной зоны разная.
В случае, если в отношении линейного объекта утверждался ППТ и ПТМ, необходимо использовать утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.
— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.
Шаг №2
Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.
Шаг №3
Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.
Шаг №4
Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.
Шаг №5
Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.
Шаг №6
Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения (акта) об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.
Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Шаг №7
Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росрестра
Результаты работ, получаемые в результате проведения процедуры по установлению охранных зон в отношении линейных объектов.
- Текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны линейного объекта (в электронном и бумажном виде)
- Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта.
- Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) содержащая информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны.
Таким образом, видно, что процедура установления границ охранных зон в отношении объектов, требующих и не требующих получения разрешения на строительство по объему работ, практически не отличается. Существенное различие только в исходных материалах для определения границы охранной зоны и последовательности внесения в ЕГРН информации о зонах с особым условием использования территории.
Говоря о процедуре установления охранных зон в отношении линейных объектов считаем важным поговорить и о проблемах.
Особо хотели обратить внимание на две проблемы, которые на сегодняшний момент так и не урегулированы:
- При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства возникают случаи, когда органы Ростехнадзора отказывают в выдаче Решения об утверждении границы охранной зоны ссылаясь на то, что заинтересованное лицо в составе пакета документов должно приложить акт ввода в эксплуатацию объекта и/или разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки. Однако, как можно предоставить эти документы, если текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны является приложением к заявлению на получение разрешения на строительство. То есть по смыслу Градостроительного кодекса РФ охранная зона устанавливается до проведения строительно-монтажных работ, а органы Ростехнадозора могут выдать решение об утверждении местоположения охранной зоны только после ввода объекта в эксплуатацию.
- Не все органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению местоположения границ охранных зон. Например, в г.Казани, г.Оренбурге, г.Ульяновске Уставами не закреплены полномочия этих Администраций по утверждению местоположения границ охранных зон. Такая же ситуация во многих регионах РФ. Надеемся, что в ближайшее время в соответствии с вступившими 03.08.2018 г. в силу поправками в Градостроительный кодекс РФ органы местного самоуправлениями будут наделены полномочиями по выдаче решений (актов) об утверждении местоположения границ охранной зоны. И такая проблема перестанет быть актуальной (касается в целом объектов, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством РФ не требуется получение разрешение на строительство).
Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов
Библиографическое описание:
Афонасов К. А. Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов // Молодой ученый. 2019. №14. С. 7-9. URL https://moluch.ru/archive/252/57759/ (дата обращения: 07.02.2020).
На сегодняшний день в законодательстве отсутствует такое понятие как линейный объект. Только с помощью использования и перечисления различных нормативно-правовых актов можно попробовать раскрыть и сформулировать понятие «линейный объект», его виды, свойства и признаки.
В Градостроительном кодексе к линейным объектам относят линии электропередач, линии связи, железнодорожные линии, автомобильные дороги, трубопроводы и другие подобные сооружения. [1, c. 143]
В Лесном кодекс также раскрывается понятие линейного объекта через перечисление линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов. [2, c. 28]
Как может быть видно из представленных определений, они не являются сформулированным понятием линейного объекта, в них идёт только перечисление видов линейных объектов, исходя из вышесказанного постараемся дать корректное и понятное определение понятия линейный объект, а также описать его специфику, которая отличает линейные объекты от других объектов землеустройства.
Линейный объект — протяженный элемент организации территории, который характеризуется протяженностью, шириной, начальными и конечными координатами, а также назначением: транспортные коммуникации, линии связи, нефтепроводы, газопроводы, электрические сети, водопроводы, канализационные и ливневые стоки и т. д. [1]
Для предупреждения повреждений или нарушений условий нормальной эксплуатации для каждого вида линейных объектов устанавливается зона с особыми условиями использования территории, внутри которой существуют ограничение или полный запрет деятельности, не совместимой с целью установления таких зон. Понятие зон с особыми условиями использования территории частично раскрывается в Градостроительном Кодексе, таких зон множество, но в основном в отношении линейных объектов применяется такое понятие как охранная зона. [1]
В нормативно-правовых актах понятие «охранная зона» не раскрывается, даётся всего лишь пояснение, что это один из видов зон с особыми условиями использования территории. Поэтому попробуем дать определение данному понятию самостоятельно, охранная зона — контролируемая полоса местности, которая устанавливается в соответствии для каждого вида линейных объектов, сведения о которой подлежат внесению в Единый Государственный Реестр Недвижимости (далее — ЕГРН), необходимая для обеспечения безопасной эксплуатации линейного объекта. [7, c. 343]
Нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок установления охранных зон для различных видов линейных объектов:
- Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». [3]
- Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей». [4]
- Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.) (в редакции постановления Госгортехнадзора РФ от 23 ноября 1994 г. N 61). [5]
- Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог». [6]
В приведенных выше нормативно-правовых актах описаны нормативные размеры охранных зон, порядок и процесс установления охранных зон, а также особые ограничения, которые накладываются в границах таких зон.
На сегодняшний день ни одним законом или постановлением не прописана общая процедура по установлению границ охранных зон и внесению сведений о них в ЕГРН, поэтому застройщик или правообладатель линейного объекта не понимает, какие операции ему нужно делать, для того чтобы получить разрешение на строительство своего объекта.
В статье 51 Градостроительного кодекса рассмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. На субъектном уровне в соответствующих градостроительных регламентах и законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий. [1, c. 252]
Существует два процесса установления границ охранных зон линейных объектов:
- Процесс установления границ охранных зон линейных объектов, для которых требуется получение разрешения на строительство.
Специфика данного процесса заключается в том, что сведения об описании местоположения границ охранных зон и разрешение об установлении данной зоны входят в пакет документов, который понадобится для получения разрешения на строительство, следовательно, охранная зона устанавливается ещё до проведения строительных работ. Также обязательным документом, который включается в данный пакет, является утвержденный проект планировки и межевания территории.
Рассмотрим пошагово процесс установления охранной зоны в этом случае:
- Сбор и анализ исходных данных. В качестве исходных данных представляется утвержденная в составе проекта планировки и межевания территории схема территории границ охранных зон и ведомость координат.
- Изучение порядка работ для утверждения охранной зоны выбранного вида линейного объекта с помощью нормативно-правовых актов.
- Подготовка текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны линейного объекта, составляемая кадастровым инженером.
- Направление и подготовка пакета документов об установлении местоположения границ охранной зоны в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
- Получение решения от органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении границ охранной зоны.
- Контроль за направлением решения в органы Росреестра.
- Получение выписки из ЕГРН, которая содержит информацию о внесенных в реестр сведениях о местоположении границ охранных зон, которая выдаётся Росреестром.
- Направление заказчику решения об установлении границ охранной зоны с приложением её текстового и графического описания, для дальнейшего внесения в пакет документов, требующихся для получения разрешения на строительство.
- Процесс установления границ охранных зон линейных объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство.
Специфика данного процесса заключается в том, что если на линейный объект не требуется разрешение на строительство, то нередко что в отношении таких объектов нет установленных проектов планировки и межевания территории, поэтому охранная зона устанавливается уже после того, как строительство объекта завершено.
Порядок установления охранной зоны заключается в следующем:
- Сбор и анализ исходных данных. В качестве которых используются данные съемки фактического местоположения линейного объекта.
- Изучение регламента работ для утверждения охранной зоны выбранного вида линейного объекта с помощью нормативно-правовых актов.
- Подготовка текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны линейного объекта.
- Направление пакета документов об установлении местоположения границ охранной зоны в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
- Получение решения от органа государственной власти или органа местного самоуправления.
- Контроль за направлением решения в органы Росреестра.
- Получение выписки из ЕГРН, которая содержит информацию о внесенных в реестр сведениях о местоположении границ охранных зон, которая выдаётся Росреестром.
Таким образом, результатом работ по установлению границ охранной зоны в отношении линейного объекта является:
- Описание местоположения охранной зоны линейного объекта (текстовое и графическое).
- Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны.
- Выписка из ЕГРН содержащая информацию о внесенных сведениях о местоположении границы охранной зоны.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ: [ред. от 29.07.2017]. — Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
- Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ: [ред. от 29.07.2017]. — Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
- Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
- Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
- Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.) (в редакции постановления Госгортехнадзора РФ от 23 ноября 1994 г. N 61).
- Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
- Правовой режим земель охранных зон: автореферат дис…. кандидата юридических наук: 12.00.06 / Золотова Олеся Александровна; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. — Москва, 2013. — 26 с.
Основные термины (генерируются автоматически): охранная зона, зона, получение разрешения, государственная власть, местное самоуправление, установление границ, межевание территории, Градостроительный кодекс, РФ, особое условие использования территории.
|