Управление двигателем постоянного тока с реверсом: 403 — Доступ запрещён – Управление двигателем постоянного тока с применением драйвера L298N и Arduino UNO

Простая схема реверса двигателя постоянного тока с концевыми переключателями

Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.

Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.

Как добавить наш сайт в исключения AdBlock

При использовании двигателя постоянного тока в различных устройствах иногда возникает необходимость остановки двигателя в любом положении, а также в крайних положениях позиционирования с последующим реверсом.

 

 

Эту задачу решает предлагаемая схема. 

В1 — тумблер со средним положением для реверса двигателя. В зависимости от задачи он может иметь фиксацию в крайних положениях или без неё.

Диоды Д1 и Д2 подбираются по максимальному току двигателя при его нагрузке. 

SA – концевики, установленные в устройстве.

 

Работа схемы

В исходном состоянии питание на двигатель не поступает и он не вращается.

Если тумблер перевести в верхнее по схеме положение двигатель вращается (допустим) влево. В крайнем левом положении SA левый размыкается и диод Д1 не пропускает напряжение питания. Двигатель останавливается.

Если тумблер перевести в нижнее положение —  то происходит переполюсовка напряжения питания.    Двигатель тогда вращается  в правую сторону.    Д1 этому уже не препятствует.

Далее концевик SA левый замыкается.  При достижении крайнего правого положения  SA правый размыкается и диод Д2 не пропускает напряжение питания. Двигатель останавливается.

Переключением положения  тумблера меняется направление вращения двигателя.

Схему можно применить для вращения антенн, КПЕ, вариометров и т.п.

 

Матвийчук Валерий US3UT. 098-553-7459


Комментарии

Отзывы читателей — Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение


Отзывы читателей — Скажите свое мнение!

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ

Всем привет, наверно многие радиолюбители, также как и я, имеют не одно хобби, а несколько. Помимо конструирования электронных устройств занимаюсь фотографией, съемкой видео на DSLR камеру, и видео монтажом. Мне, как видеографу, был необходим слайдер для видео съемки, и для начала вкратце объясню, что это такое. Ниже на фото показан фабричный слайдер.

фабричный слайдер

Слайдер предназначен для видеосъемки на фотоаппараты и видеокамеры. Он являются аналогом рельсовой системы, которая используется в широкоформатном кино. С его помощью создается плавное перемещение камеры вокруг снимаемого объекта. Другим очень сильным эффектом, который можно использовать при работе со слайдером, – это возможность приблизиться или удалиться от объекта съемки. На следующем фото изображен двигатель, который выбрал для изготовления слайдера.

двигатель для изготовления слайдера

В качестве привода слайдера используется двигатель постоянного тока с питанием 12 вольт. В интернете была найдена схема регулятора для двигателя, который перемещает каретку слайдера. На следующем фото индикатор включения на светодиоде, тумблер, управляющий реверсом и выключатель питания.

индикатор включения на светодиоде, тумблер, управляющий реверсом и выключатель питания

При работе такого устройства важно, чтоб была плавная регулировка скорости, плюс легкое включение реверса двигателя. Скорость вращения вала двигателя, в случае применения нашего регулятора, плавно регулируется вращением ручки переменного резистора на 5 кОм. Возможно, не только я один из пользователей этого сайта увлекаюсь фотографией, и кто-то ещё захочет повторить это устройство, желающие могут скачать в конце статьи архив со схемой и печатной платой регулятора. На следующем рисунке приведена принципиальная схема регулятора для двигателя:

Схема регулятора

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ - схема

Схема очень простая и может быть легко собрана даже начинающими  радиолюбителями. Из плюсов сборки этого устройства могу назвать его низкую себестоимость и возможность подогнать под нужные потребности. На рисунке приведена печатная плата регулятора:

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ - плата

Но область применения данного регулятора не ограничивается одними слайдерами, его легко можно применить в качестве регулятора оборотов, например бор машинки, самодельного дремеля, с питанием от 12 вольт, либо компьютерного кулера, например, размерами 80 х 80 или 120 х 120 мм. Также мною была разработана схема реверса двигателя, или говоря другими словами, быстрой смены вращения вала в другую сторону. Для этого использовал шестиконтактный тумблер на 2 положения. На следующем рисунке изображена схема его подключения:

Схема переключения ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ

Средние контакты тумблера, обозначенные (+) и (-) подключают к контактам на плате обозначенным М1.1 и М1.2, полярность не имеет значения. Всем известно, что компьютерные кулеры, при снижении напряжения питания и, соответственно, оборотов, издают в работе намного меньший шум. На следующем фото, транзистор КТ805АМ на радиаторе:

транзистор КТ805АМ на радиаторе

В схеме можно использовать почти любой транзистор средней и большой мощности n-p-n структуры. Диод также можно заменить на подходящие по току аналоги, например 1N4001, 1N4007 и другие. Выводы двигателя зашунтированы диодом в обратном включении, это было сделано для защиты транзистора в моменты включения — отключения схемы, так как двигатель у нас нагрузка индуктивная. Также, в схеме предусмотрена индикация включения слайдера на светодиоде, включенном последовательно с резистором.

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ своими руками

При использовании двигателя большей мощности, чем изображен на фото, транзистор для улучшения охлаждения нужно прикрепить к радиатору. Фото получившейся платы приведено ниже:

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ на печатной плате

Плата регулятора была изготовлена методом ЛУТ. Увидеть, что получилось в итоге, можно на видеоролике.

Видео работы

В скором времени, как будут приобретены недостающие части, в основном механика, приступлю к сборке устройства в корпусе. Статью прислал Алексей Cитков.

   Форум

   Обсудить статью РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ С РЕВЕРСОМ


Реверс мощного электродвигателя постоянного тока

Простой мостовой драйвер с памятью и управлением двумя кнопками для реверса двигателя постоянного тока может быть полезен для автоматизации некоторых процессов например для намоточного станка, покрасочной линии, электрического скейта, игрушки, робота и т.д. Рассмотрим схему:

Рисунок 1 — Драйвер с памятью для реверса электродвигателя


Эта схема отличается от приведённой ранее в статье реверс электродвигателя постоянного тока тем что транзисторы в данной полевые с изолированным затвором и индуцируемым каналом. Каждый полумост состоит из двух транзисторов один из которых с каналом n проводимости а второй с каналом p проводимости, в идеале эти транзисторы должны быть комплементарными но опыт показывает что это не обязательно для работы схемы (см. видео ниже). Внутри каждого полевого транзистора есть паразитный диод но помимо них дополнительно поставлены быстродействующие диоды Шоттки 11DQ10 постоянный прямой ток у них небольшой но пиковый д.б. во многих случаях достаточным к тому же паралелльно им стоят внутренние паразипные диоды полевых транзисторов. Прежде чем подключать двигатель к данному драйверу убедитесь что транзисторы и диоды подходят по току и мощности иначе драйвер просто сгорит. Транзисторы можно поставить более мощные например IRF9540 вместо IRF9530 и IRF540 вместо IRF640. А также диоды например MBRF2060CT. Если мощности полевых транзисторов не хватает то их можно соединять параллельно (затвор на затвор сток на сток исток на исток), в отличии от биполярных, которые просто так параллельно соединять нельзя. Управляющие транзисторы можно поставить кт315 или лучше как на схеме bc547. Для длительной работы полевые транзисторы обязательно надо ставить на радиаторы, желательно медные и большие и обязательно на каждый транзистор нужен свой радиатор т.к. корпуса внутри соединены с каким либо выводом. Испытание с двигателем от дрели на холостом ходу данная схема прошла см. видео:


КАРТА БЛОГА (содержание)

Электротехника: Реверс электродвигателя постоянного тока

В этой статье будет рассмотрена схема простого мостового транзисторного драйвера двигателя с памятью и управлением двумя кнопками для реверса. Для управления данным драйвером не нужны микросхемы и он может быть полезен для автоматизации некоторых процессов. Рассмотрим схему:

Рисунок 1 — Драйвер с памятью для реверса электродвигателя

Такой драйвер может быть получен небольшой переделкой драйвера о котором в статье: Драйвер двигателей своими руками. О том как эту переделку совершить смотрите в видео ниже. О недостатках данной схемы смотрите в предыдущем видео. Данная схема имеет преимущество над рассмотренным ранее устройством реверса на триггере в том что для управления самим двигателем используется мост, потери энергии в котором будут значительно меньше, а для управления этим мостом используется триггер на транзисторах VT1 и VT2 поэтому схема обладает памятью и может использоваться для автоматизации некоторых процессов. Мост состоит из двух эмиттерных повторителей а триггер является простой бистабильной ячейкой из двух инвертирующих усилителей, выход первого усилителя соединён со входом второго а выход второго со входом первого т.о. возникает положительная обратная связь которая приводит к тому что данная ячейка имеет два устойчивых состояния, перевод ячейки из одного состояния в другое осуществляется уменьшением, кнопкой, напряжения на входе на котором высокое напряжение в текущем состоянии. При использовании тех деталей которые указаны на схеме можно применять такой драйвер для двигателей постоянного тока потребляющих ток не более 3А, если поставить более мощные силовые транзисторы (VT2-VT5) то можно использовать более мощный двигатель. Верхние транзисторы, полумостов, обязательно д.б. комплементарны нижним т.е. иметь другой тип проводимости и близкие параметры. Ещё одним немаловажным моментом является то что коэффициент передачи тока силовых транзисторов д.б. достаточно большим для их открытия.

 

КАРТА БЛОГА (содержание)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *