Трансформаторы силовые на торах характеристики: Трансформаторы. Технические характеристики, обозначение трансформаторов. – ТМ, ТМЗ, ТМГ, ТМФ, ТМГФ, ТМБ, ТМЭ, ТМПН, ТМПНГ, ТМТО, ТСЗЛ, ТСЛ, ТМЖ, ОМЖ, ОМП, НОМ, ТМН, ТРДН || УЗТТ. Технические характеристики силовых трансформаторов tm 25, 40, 63, 100, 160, 250, 400, 630, 1000, 1250, 1600, ТМ25, ТМ40, ТМ63, ТМ100, ТМ160, ТМ250, ТМ400, ТМ630, ТМ1000, ТМ1250, ТМ1600, tmz 2500, ТМЗ250, ТМЗ400, ТМЗ630, ТМЗ1000, ТМЗ1600, ТМЗ2500, tmg, tmf, ТМФ250, ТМФ400, ТМФ630, tmgf, ТМГФ250, ТМГФ400, ТМГФ630, ТМГФ1000, tmb, tme, tmpn, tmpng, tmto 80, ТМТО80, tc, ТС, tsz, tcz, ТСЗ, tszl, tczl, tsl, tcl, tmj, omj, omp, om, ОМ, nom, tmn, trdn. Описание, техописание на трансформаторные подстанции. Продажа оборудования производства изготовителя YZTT, UZTT, производитель Уральский завод трансформаторных технологий, г. Екатеринбург. Дилер ГКНТ. Поставка Россия, Казахстан.

Силовые трансформаторы технические характеристики ГОСТ

Город

Регион/Область

Срок доставки

Майкоп

Республика Адыгея

3-4 дней

Уфа

Республика Башкортостан

1-3 дней

Улан-Удэ

Республика Бурятия

5-15 дней

Горно-Алтайск

Республика Алтай

1-2 дней

Минск — Козлова

Минск

1-2 дней

Назрань

Республика Ингушетия

1-2 дней

Нальчик

Кабардино-Балкарская Республика

1-2 дней

Элиста

Республика Калмыкия

1-2 дней

Черкесск

Республика Карачаево-Черкессия

1-2 дней

Петрозаводск

Республика Карелия

1-2 дней

Сыктывкар

Республика Коми

1-2 дней

Йошкар-Ола

Республика Марий Эл

1-2 дней

Саранск

Республика Мордовия

1-2 дней

Якутск

Республика Саха (Якутия)

1-2 дней

Владикавказ

Республика Северная Осетия-Алания

1-2 дней

Казань

Республика Татарстан

5-7 дней

Кызыл

Республика Тыва

5-7 дней

Ижевск

Удмуртская Республика

5-7 дней

Абакан

Республика Хакасия

5-7 дней

Чебоксары

Чувашская Республика

5-7 дней

Барнаул

Алтайский край

5-7 дней

Краснодар

Краснодарский край

5-7 дней

Красноярск

Красноярский край

5-7 дней

Владивосток

Приморский край

5-7 дней

Ставрополь

Ставропольский край

5-7 дней

Хабаровск

Хабаровский край

7-12 дней

Благовещенск

Амурская область

7-12 дней

Архангельск

Архангельская область

7-12 дней

Астрахань

Астраханская область

7-12 дней

Белгород

Белгородская область

7-12 дней

Брянск

Брянская область

7-12 дней

Владимир

Владимирская область

7-12 дней

Волгоград

Волгоградская область

7-12 дней

Вологда

Вологодская область

7-12 дней

Воронеж

Воронежская область

7-12 дней

Иваново

Ивановская область

7-12 дней

Иркутск

Иркутская область

7-12 дней

Калининград

Калиниградская область

7-12 дней

Калуга

Калужская область

4-7 дней

Петропавловск-Камчатский

Камчатская область

4-7 дней

Кемерово

Кемеровская область

4-7 дней

Киров

Кировская область

4-7 дней

Кострома

Костромская область

4-7 дней

Курган

Курганская область

4-7 дней

Курск

Курская область

1-3 дней

Санкт-Петербург

Ленинградская область

1-3 дней

Липецк

Липецкая область

1-3 дней

Магадан

Магаданская область

1-3 дней

Москва

Московская область

1-3 дней

Мурманск

Мурманская область

1-3 дней

Нижний Новгород

Нижегородская область

1-3 дней

Новгород

Новгородская область

1-3 дней

Новосибирск

Новосибирская область

1-3 дней

Омск

Омская область

1-3 дней

Оренбург

Оренбургская область

1-3 дней

Орел

Орловская область

1-3 дней

Пенза

Пензенская область

1-3 дней

Пермь

Пермская область

1-3 дней

Псков

Псковская область

1-3 дней

Ростов-на-Дону

Ростовская область

1-3 дней

Рязань

Рязанская область

1-3 дней

Самара

Самарская область

1-3 дней

Саратов

Саратовская область

1-3 дней

Южно-Сахалинск

Сахалинская область

1-3 дней

Екатеринбург

Свердловская область

1-3 дней

Смоленск

Смоленская область

1-2 дней

Тамбов

Тамбовская область

1-2 дней

Тверь

Тверская область

1-2 дней

Томск

Томская область

1-2 дней

Тула

Тульская область

1-2 дней

Тюмень

Тюменская область

1-2 дней

Ульяновск

Ульяновская область

1-2 дней

Челябинск

Челябинская область

1-2 дней

Чита

Читинская область

1-2 дней

Ярославль

Ярославская область

1-2 дней

Москва

г. Москва

1-2 дней

Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург

1-2 дней

Биробиджан

Еврейская автономная область

1-2 дней

пгт Агинское

Агинский Бурятский авт. округ

1-2 дней

Кудымкар

Коми-Пермяцкий автономный округ

1-2 дней

пгт Палана

Корякский автономный округ

1-2 дней

Нарьян-Мар

Ненецкий автономный округ

1-2 дней

Дудинка

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

1-2 дней

пгт Усть-Ордынский

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1-2 дней

Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ

1-2 дней

Анадырь

Чукотский автономный округ

1-2 дней

пгт Тура

Эвенкийский автономный округ

1-2 дней

Салехард

Ямало-Ненецкий автономный округ

1-2 дней

Грозный

Чеченская Республика

1-2 дней

Ошибка 404. Страница не найдена!

Ошибка 404. Страница не найдена!

К сожалению, запрошенная вами страница не найдена на портале. Возможно, вы ошиблись при написании адреса в адресной строке браузера, либо страница была удалена или перемещена в другое место.

 

 

 

3.2. Силовые трансформаторы и автотрансформаторы

3.2.1. Типы трансформаторов и их параметры

Силовые трансформаторы, установленные на электростанциях и подстанциях, предназначены для преобразования электроэнергии с одного напряжения на другое. Наибольшее распространение получили трехфазные трансформаторы, так как потери в них на 12—15% ниже, а расход активных материалов и стоимость на 20— 25% меньше, чем в группе трех однофазных трансформаторов такой же суммарной мощности.

Прогресс в трансформаторостроении позволил изготовить трех­фазные трансформаторы на напряжение 220 и 500 кВ мощностью до 630 MB∙А, на 330 кВ — 1000 MB∙А и автотрансформаторы 500/110 кВ мощностью в единице 250 MB∙A. Предельная единичная мощность трансформаторов ограничивается условиями транспорти­ровки, массой и размерами.

Однофазные трансформаторы применяются, если невоз­можно изготовление трехфазных трансформаторов необходимой мощности или затруднена их транспортировка. Наибольшая мощ­ность группы однофазных трансформаторов напряжением 500 кВ — 1600 MB∙А; напряжением 750 кВ — 1250 MB∙A.

Силовые трансформаторы и автотрансформаторы вы­пускаются в соответствии с рядом номинальных мощнос­тей, установленным ГОСТ 9680-61 (табл. 1).

Таблица 3-2

Номинальная мощность трехфазного трансформатора равна:

По количеству обмоток различного напряжения на каждую фазу трансформаторы разделяются на двухобмоточные и трехобмоточные (рис. 5, а, б). Кроме того, обмотки одного и того же напряжения, обычно низшего, могут состоять из двух и более параллельных ветвей, изолированных друг от друга, и от заземленных частей. Такие трансформаторы называются транс­форматорами с расщепленными обмотками (рис. 5,

в). Обмотки высшего, среднего и низшего напряжения принято сокращенно обозначать соответственно ВН, СН, НН.

Трансформаторы с расщепленными обмотками НН обеспечивают возможность присоединения нескольких генераторов к одному повышающему трансформатору. Такие укрупненные блоки позволяют упростить схему РУ 330—500 кВ. Широкое распространение трансформаторы с расщепленной обмоткой НН получили в схемах питания собственных нужд крупных ТЭС с блоками 200—1200 МВт, а также на понижающих подстанциях с целью ограничения токов к. з.

К основным параметрам трансформатора относятся номинальные мощность, напряжение, ток; напряжение к. з.; ток х. х.; потери х. х. и к. з.

Рис. 3.6. Принципиальные схемы трансформаторов.

а — двухобмоточного; б — трехобмоточного; в — с расщепленными обмотками низкого напряжения.

Номинальной мощностью трансформатора называется указан­ное в заводском паспорте значение полной мощности, на которую непрерывно может быть нагружен трансформатор в номинальных условиях места установки и охлаждающей среды при номинальных частоте и напряжении.

Для трансформаторов общего назначения, установленных на открытом воздухе и -имеющих естественное масляное охлаждение без обдува и с обдувом, за номинальные условия охлаждения принимают естественно меняющуюся температуру наружного воз­духа (среднесуточная не более 30°С, среднегодовая не более 20°С), а для трансформаторов с масляно-водяным охлаждением температу­ра воды у входа в охладитель принимается не более 25°С (ГОСТ 11677-75). Номинальная мощность для двухобмоточного трансформатора — это мощность каждой из его обмоток. Трехобмоточные трансформаторы могут быть выполнены с обмотками как одинаковой, так и разной мощности. В последнем случае за номинальную принимается наибольшая из номинальных мощностей отдельных обмоток трансформатора.

За номинальную мощность автотрансформатора принимается номинальная мощность каждой из сторон» имеющих между собой автотрансформаторную связь («проходная мощность»).

Кроме установки на открытом воздухе трансформаторы устанавливают в закрытых неотапливаемых помещениях с естественной вентиляцией. В этом случае трансформаторы также могут быть непрерывно нагружены на номинальную мощность, но при этом срок службы трансформатора несколько снижается из-за худших условий охлаждения.

Номинальные напряжения обмоток это напряжения первичной и вторичной обмоток при холостом ходе трансформатора. Для трехфазного трансформатора — это его линейное (междуфазное) напряжение. Для однофазного трансформатора, предназначенного для включения в трехфазную группу, соединенную в звезду, это U/. При работе трансформатора под нагрузкой и подведении к зажимам его первичной обмотки номинального напряжения напряжение на вторичной обмотке меньше номинального на величину потери напряжения в трансформаторе.Коэффициент трансформаций трансформатора п, который является отношением номинальных напряжений обмоток высшего и низшего напряжений:

В трехобмоточных трансформаторах определяется коэффициент трансформации каждой пары обмоток: ВН и НН; ВН и СН; СН и НН.

Номинальными токами трансформатора называются указанные в заводском паспорте значения токов в обмотках, при которых допускается длительная нормальная работа трансформатора.

Номинальный ток любой обмотки трансформатора определяют по ее номинальной мощности и номинальному напряжению.

Напряжение короткого замыкания UK — это напряжение, при подведении которого к одной из обмоток трансформатора при замкнутой накоротко другой обмотке в ней проходит ток, равный номи­нальному.

Напряжение к. з. определяет падение напряжения в трансфор­маторе, оно характеризует полное сопротивление обмоток транс­форматора.

В трехобмоточном трансформаторе напряжение к. з. определяется для любой пары его обмоток при разомкнутой третьей обмотке. Таким образом, трехобмоточный трансформатор имеет три значе­ния ик.

Для всех трансформаторов напряжение к. з., % номинального,

,

где иа — активная составляющая напряжения к. з., зависящая от активного сопротивления трансформатора; ир — реактивная составляющая напряжения к. з., зависящая от реактивного (индук­тивного) сопротивления трансформатора.

Поскольку индуктивное сопротивление обмоток значительно выше активного (у небольших трансформаторов в 2—3 раза, а у крупных в 15—20 раз), то ик в основном зависит от реактивного сопротивления, т. е. взаимного расположения обмоток, ширины канала между ними, высоты обмоток. Величина ик регламентируется ГОСТ в зависимости от напряжения и мощности трансформаторов. Чем больше высшее напряжение и мощность трансформатора, тем больше напряжение короткого замыкания. Так, трансформатор 630 кВ∙А с высшим напряжением 10 кВ имеет ик — 5,5%, с высшим напряжением 35 кВ ик6,5%; трансформатор мощностью 80 000 кВ∙А с высшим напряжением 35 кВ имеет ик = 9%, а с высшим напряжением 110 кВ ик = 10,5%.

Увеличивая значение ик, можно уменьшить токи к. з. на вторич­ной стороне трансформатора, но при этом значительно увеличивается потребляемая реактивная мощность и увеличивается стоимость транс­форматоров. Если трансформатор 110 кВ, 25 MB∙А выполнить с ик = 20% вместо 10%, то расчетные затраты на него возрастут на 15,7%, а потребляемая реактивная мощность возрастет вдвое (с 2,5 до 5,0 Мвар).

Ток холостого хода iх характеризует активные и реактивные потери в стали и зависит от магнитных свойств стали, конструкции и качества сборки магнитопровода и от магнитной индукции. Ток холостого хода выражается в процентах номинального тока транс­форматора.

В современных трансформаторах с холоднокатаной сталью токи холостого хода имеют небольшие значения.

Потери холостого хода РХ и короткого замыкания РК опре­деляют экономичность работы трансформатора. Потери холостого хода состоят из потерь в стали на перемагничивание и вихревые токи. Для уменьшения их применяется электротехническая сталь с малым содержанием углерода и специальными присадками, холод­нокатаная сталь толщиной 0,35 мм марки Э330А с жаростойким покрытием. В справочниках и каталогах приводятся значения РХ для уровней А и Б. Уровень А относится к трансформаторам, изготовленным из электротехнической стали с удельными потерями не более 0,9 Вт/кг, уровень Б — с удельными потерями не более 1,1 Вт/кг (при В = 1,5 Тл, f= 50 Гц).

Потери короткого замыкания состоят из потерь в обмотках при протекании по ним токов нагрузки и добавочных потерь в обмотках и конструкциях трансформатора. Добавочные потери вызваны маг­нитными полями рассеяния, создающими вихревые токи в крайних витках обмотки и конструкциях трансформатора (стенки бака, ярмовые балки и др.). Для их снижения обмотки выполняются многожильным транспонированным проводом, а стенки бака экра­нируются магнитными шунтами.

В современных конструкциях трансформаторов потери значи­тельно снижены. Например, в трансформаторе 250 000 кВ∙А, U =110 кВ (РХ = 200 кВт, РК = 790 кВт), работающем круг­лый год тах = 6300 ч), потери электроэнергии составят 0,43% электроэнергии, пропущенной через трансформатор. Чем меньше мощность трансформатора, тем больше относительные потери в нем.

В сетях энергосистем установлено большое количество транс­форматоров малой и средней мощности, поэтому общие потери электроэнергии во всех трансформаторах страны значительны.

Конструкция и техническая характеристика силовых трансформаторов 6-10 кВ

силовые трансформаторы

Конструкция масляных трансформаторов.

Силовые трансформаторы предназначены для преобразования (трансформирования) переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения — более низкого или более высокого. Трансформаторы, понижающие напряжение, называют понижающими, а повышающие напряжение — повышающими.
Трансформаторы изготовляют двухобмоточные и трехобмоточные. Последние кроме обмотки НН и ВН имеют обмотку СН (среднего напряжения). Трехобмоточный силовой трансформатор позволяет снабжать потребителей электроэнергией разных напряжений. Обмотка, включенная в сеть источника электроэнергии, называется первичной, а обмотка, к которой присоединены электроприемники,— вторичной.
В рассматриваемых распределительных устройствах и подстанциях промышленных предприятий применяют трехфазные двухобмоточные понижающие трансформаторы, преобразующие напряжение 6 и 10 кВ в 0,23 и 0,4 кВ.
В зависимости от изолирующей и охлаждающей среды различают трансформаторы масляные ТМ и сухие ТС. В масляных основной изолирующей и охлаждающей средой являются трансформаторные масла, в сухих — воздух или твердый диэлектрик. В специальных случаях применяют трансформаторы с заполнением баков негорючей жидкостью — совтолом.
Основой конструкции трансформатора служит активная часть, состоящая из магнитопровода 4 (рис. 1) с расположенными на нем обмотками низшего напряжения 3 и высшего напряжения 2 отводов и переключающего устройства. Магнитопровод, набранный из отдельных тонких листов специальной трансформаторной стали, изолированных друг от друга покрытием, состоит из стержней, верхнего и нижнего ярма. Такая конструкция способствует уменьшению потерь на нагрев от перемагничивания (гистерезис) и вихревых токов.
Соединительные провода, идущие от концов обмоток и их ответвлений, предназначенные для регулирования напряжения, называют отводами, которые изготовляют из неизолированных медных проводов или проводов, изолированных кабельной бумагой либо гетинаксовой трубкой.
Переключающие устройства обмоток трансформатора служат для ступенчатого изменения напряжения в определенных пределах, поддерживания номинального напряжения на зажимах вторичной обмотки при изменении напряжения на первичной или вторичной обмотке. С этой целью обмотки ВН трансформаторов снабжают регулировочными ответвлениями, которые подсоединяют к переключателям.

Активная часть трансформатора  ТМ
Рис. 1. Активная часть трансформатора серии ТМ: 1 — ярмо, 2 и 3 — обмотки ВН и НН, 4 — магнитопровод
Необходимость регулирования вызвана тем, что в электросистемах возможны различные отклонения от нормального режима электроснабжения, приводящие к неэкономичной работе приемников, преждевременному износу и сокращению сроков их службы. Особенно чувствительны к повышению напряжения электролампы, радиолампы и лампы телевизоров: срок их службы резко сокращается при систематическом увеличении напряжения.
В трансформаторах могут быть два вида переключений ответвлений: под нагрузкой — РПН (регулирование под нагрузкой) и без нагрузки после отключения трансформатора — ПБВ (переключение без возбуждения). С помощью ПБВ и РПН можно поддерживать напряжение, близким к номинальному во вторичных обмотках трансформаторов.
Переключение осуществляют изменением числа витков с помощью регулировочных ответвлений обмоток, т. е. изменением коэффициента трансформации, который показывает, во сколько раз напряжение обмотки ВН больше напряжения обмотки НН или во сколько раз число витков обмотки ВН больше числа витков обмотки НН. Пределы регулирования вторичных напряжений для разных трансформаторов различны: на ±10% 12 ступенями по 1,67% или 16 ступенями по 1,25% с помощью РПН; на ±5% четырьмя ступенями по 2,5% с помощью ПБВ.
Бак трансформатора, в который погружена активная часть, представляет собой стальной резервуар овальной формы, заполненный трансформаторным маслом. Масло, являясь охлаждающей средой, отводит теплоту, выделяющуюся в обмотках и магнитопроводе, и отдает ее в окружающую среду через стенки и крышку бака. Кроме охлаждения активной части трансформатора масло повышает степень изоляции между токоведущими частями и заземленным баком.
Для увеличения поверхности охлаждения трансформатора баки изготовляют ребристыми, вваривают в них трубы или снабжают съемными радиаторами (только у трансформаторов мощностью до 25 кВ-А стенки бака гладкие). Радиаторы присоединяют к стенкам бака патрубками со специальными радиаторными кранами. У верхнего торца бака к его стенкам приваривают раму из угловой или полосовой стали, к которой крепят крышку на прокладках из маслоупорной резины.
В нижней части бака всех типов трансформаторов имеется кран для взятия пробы и слива масла, а в его днище (в трансформаторах мощностью выше 100 кВ-А) — пробка для спуска осадков после слива масла через кран. Второй кран устанавливают на крышке бака, через который заливают в него масло. Оба крана служат одновременно для присоединения к ним маслоочистительных аппаратов.
К дну баков трансформаторов массой выше 800 кг приваривают тележку с поворотными катками, конструкция крепления которых позволяет изменять направление передвижения трансформаторов с поперечного на продольное. Для подъема трансформатора на баке имеется четыре кольца-рыма. Активная часть поднимается за скобы в верхних консолях магнитопровода.
На крышке бака размещены вводы, расширитель и защитные устройства (выхлопная предохранительная труба, реле давления, газовое реле, пробивной предохранитель). К стенкам бака приваривают подъемные крюки, прикрепляют манометрический сигнализатор (у трансформаторов мощностью свыше 1000 кВ- А) и устанавливают фильтры. Трансформатор серии ТМ-1000-10 показан на рис. 2.

Трансформатор  ТМ-1000-10
Рис. 2. Трехфазный силовой трансформатор мощностью 1000 кВ А с масляным охлаждением:
1 — бак, 2 и 5 — нижняя и верхняя ярмовые балки магнитопровода, 3 — обмотка ВН, 4 — регулировочные отводы к переключателю, 6 — магнитопровод, 7 — деревянные планки, 8 — отвод от обмотки ВН, 9 — переключатель, 10 — подъемная шпилька, 11 — крышка бака, 12 — подъемное кольцо (рым), 13 и 14 — вводы ВН и НН, 15 — предохранительная труба, 16 — расширитель (консерватор), 17 — маслоуказатель, 18 — газовое реле, 19 — циркуляционные трубы, 20 — маслоспускной кран, 21 — катки

Вводы 14 и 15 представляют собой фарфоровые проходные изоляторы, через которые выводы обмоток трансформатора присоединяются к электрическим сетям.
Большинство трансформаторов оборудовано расширителями (рис. 3), обеспечивающими постоянное заполнение бака маслом и уменьшающими поверхность соприкосновения масла с воздухом, следовательно, защищающими масло от увлажнения и окисления. У расширителя есть отверстие для всасывания и вытеснения воздуха при изменении уровня содержащегося в нем масла (дыхательная пробка).

Рис. 3. Расширитель:
Расширитель
1 — бак расширителя, 2 — маслоуказатель, 3 — маслоуказательное стекло, 4 — угольник, 5 — запирающий болт, 6 — крышка трансформатора, 7 — газовое реле, 8 — плоский кран, 9 — трубопровод, 10— опорная пластина

Расширитель имеет цилиндрическую форму, закрепляется на кронштейне, установленном на крышке 6 трансформатора, и сообщается с баком трансформатора трубопроводом, не выступающим ниже внутренней поверхности крышки трансформатора и заканчивающимся внутри расширителя выше его дна во избежание попадания осадков масла в бак 1. Внутренняя поверхность расширителя имеет защитное покрытие, предохраняющее масло от соприкосновения с металлической поверхностью и расширитель от коррозии. В нижней части расширителя имеется пробка для слива масла из него.
Объем расширителя определяют так, чтобы уровень масла оставался в его пределах как летом при 35 °С и полной нагрузке трансформатора, так и зимой при минимальной температуре масла и отключенном трансформаторе. Обычно объем расширителя составляет 11 —12% объема масла в баке трансформатора. Для наблюдения за уровнем масла на боковой стенке расширителя устанавливают маслоуказатель 2, выполненный в виде стеклянной трубки в металлической оправе.
Емкость расширителя должна обеспечивать постоянное наличие в нем масла при всех режимах работы трансформатора от отключенного состояния до номинальной нагрузки и при колебаниях температуры окружающего воздуха, причем при допустимых перегрузках масло не должно выливаться.
В герметичных масляных трансформаторах и трансформаторах с жидким негорючим диэлектриком поверхность масла защищают сухим азотом, а в заполненных совтолом -10 — сухим воздухом. Негерметичные масляные трансформаторы мощностью 160 кВ- А и более, в которых масло в расширителе соприкасается с окружающим воздухом, имеют термосифонный или адсорбционный фильтр, а трансформаторы мощностью 1 мВ • А и более с естественным масляным охлаждением и азотной подушкой — термосифонный фильтр (кроме трансформаторов с жидким негорючим диэлектриком).
Масляные трансформаторы мощностью 1 мВ * А и более с расширителем снабжают защитным устройством, предупреждающим повреждение бака при внезапном повышении внутреннего давления более 50 к Па. К защитным устройствам относят выхлопную трубу со стеклянной диафрагмой и реле давления. Масляные трансформаторы и трансформаторы с жидким диэлектриком с азотной подушкой без расширителя имеют реле давления, срабатывающее при повышении внутреннего давления более 75 кПа.
Нижний конец выхлопной трубы соединяют с крышкой бака, а на верхний ее конец устанавливают тонкую стеклянную мембрану (от 2,5 до 4 мм) диаметром 150, 200 и 250 мм, которая разрушается при определенном давлении и дает выход газу и маслу наружу раньше, чем произойдет деформация бака. Реле давления размещают на внутренней стороне крышки трансформатора. Основными его элементами являются ударный механизм и стеклянная диафрагма. При достижении определенного давления в баке механизм срабатывает, разбивает диафрагму и обеспечивает свободный выход газам.
Трансформаторы мощностью 1 мВ * А и более, имеющие расширитель, снабжают газовым реле, которое реагирует на повреждения внутри бака трансформатора (электрический пробой изоляции, витковое замыкание, местный нагрев магнитопровода), сопровождающиеся выделением газа или резким увеличением скорости перетекания масла из бака в расширитель. Выделение газообразных продуктов происходит в результате разложения масла и других изоляционных материалов под действием высокой температуры, возникающей в месте повреждения. На этом явлении основана работа газовой защиты трансформатора от внутренних повреждений, сопровождающихся выделением газов при их утечке, утечке масла и попадании воздуха в бак. Основной элемент этой защиты — газовое реле, устанавливаемое обычно на трубопроводе, который соединяет расширитель с баком, имеющим наклон к горизонтали от 2 до 4 В газовом реле имеются две пары контактов для работы на сигнал или отключение.
Пробивные предохранители служат для защиты от пробоя обмоток ВН на обмотки НН. Устанавливают их на крышке бака и подсоединяют к нулевому вводу НН, а при напряжении 690 В — к линейному вводу.
При пробое изоляции между обмотками ВН и НН промежуток между контактами, в котором проложены тонкие слюдяные пластины с отверстиями, пробивается и вторичная обмотка оказывается соединенной с землей.
Для заземления трансформаторов служит специальный заземляющий контакт с резьбой не менее Ml2, расположенный в доступном месте нижней части бака со стороны НН и обозначенный четкой несмывающейся надписью «Земля» или знаком заземления. Поверхность заземляющего контакта должна быть гладкой и зачищенной; заземление осуществляют подсоединением стальной шины сечением не менее 40><4 мм.
Для измерения температуры масла на трансформаторах монтируют ртутные термометры со шкалой от 0 до 150° С или термометрические сигнализаторы ТС со шкалой от 0 до 100° С. Последние снабжены двумя передвижными контактами, которые можно установить на любую температуру в пределах шкалы. Первый контакт, будучи включенным в сигнальную цепь, при определенной температуре масла дает сигнал; в случае дальнейшего повышения температуры масла второй контакт, соединенный с реле, отключает трансформатор. На трансформаторах мощностью 6300 кВ * А и выше установлены термометры сопротивления.
Для сушки и очистки увлажненного и загрязненного воздуха, поступающего в расширитель при температурных колебаниях масла, все трансформаторы снабжены воздухоочистительным фильтром — воздухоосушителем (рис. 4), который представляет собой цилиндр, заполненный силикагелем и размещенный на дыхательной трубке 1 расширителя.

Воздухоочистительный фильтр  - воздухоосушитель
Рис. 4. Воздухоочистительный фильтр (воздухоосушитель):
1 — дыхательная трубка, 2 — соединительная муфта, 3 — смотровое окно, 4 — бак трансформатора, 5 — масляный затвор, 6 — указатель уровня масла в затворе, 7— кронштейн
В нижней части цилиндра расположен масляный затвор 5 для очистки засасываемого воздуха, в верхней части — патрон с индикаторным силикагелем, который при увлажнении меняет свою окраску с голубой на розовую.
Для поддержания изоляционных свойств масла, а следовательно, продления срока его службы предназначен термосифонный фильтр (рис. 5), представляющий собой цилиндрический аппарат, заполненный активным материалом — сорбентом (поглотителем продуктов старения масла).

Термосифонный фильтр
Рис. 5. Термосифонный фильтр:
1 — радиаторные краны, 2 — загрузочный люк, 3 — пробка с отверстием для выпуска воздуха, 4 — силикагель, 5 — сетка, 6 — дно с отверстиями, 7,8 — пробки для отбора пробы масла и его слива, 9 — корпус фильтра, 10 — стенка бака трансформатора
Фильтр присоединяют к баку трансформатора двумя патрубками и промежуточными плоскими кранами. Работа фильтра основана на термосифонном принципе: более нагретое масло верхних слоев, проходя через охлаждающее устройство, опускается вниз. Параллельно радиаторам подсоединен термосифонный фильтр. Следовательно, через фильтр масло проходит сверху вниз и непрерывно очищается. Фильтры устанавливают на трансформаторах мощностью 160 кВ * А и выше.
Особенности конструкции сухих трансформаторов. Масляный трансформатор взрыво- и пожароопасен, поэтому, когда из-за пожарной безопасности недопустимы масляные трансформаторы, используют сухие или трансформаторы с негорючим заполнителем (совтолом, пиранолом, кварцевым песком). Поскольку отсутствует масло, сухие трансформаторы можно устанавливать непосредственно в цехах промышленных предприятий без устройства специальных трансформаторных камер.
Силовые трехфазные сухие трансформаторы ТСЗ (рис. 6) в защищенном исполнении изготовляют мощностью от 160 до 1600 кВ * А, обмотки которых имеют класс напряжения 6—10 кВ для ВН и 0,23; 0,4 и 0,69 кВ для НН. Применяют также сухие трансформаторы мощностью менее 160 кВ- А (25, 40, 66, 100 кВ- А).
Условное обозначение трансформаторов. Обозначения типов трансформаторов построены по определенной системе, отражающей конструкцию (буквы) и основные электрические параметры (цифры). Буквенные обозначения следующие: первая буква — число фаз (О — однофазный, Т — трехфазный), вторая или две — вид охлаждения (М — естественное масляное, С — сухое без масла, Д — дутьевое, Ц — циркуляционное, ДЦ — принудительное циркуляционное с дутьем), третья — число обмоток (Т — трехобмоточный). В условном обозначении могут быть другие буквы, указывающие конструктивные особенности трансформатора.
Силовой трехфазный сухой трансформатор ТСЗ
Рис. 6. Силовой трехфазный сухой трансформатор ТСЗ:
I — активная часть, 2 — ввод ВН, С, 9 — коробки ввода ВН и НН, 4 — крышка люка, 5 — кожух, 6 и 8 — кольцо и пластина для подъема трансформатора, 7 — шины НН, 10 — тележка, 11 — каток
Первая цифра, стоящая после буквенного обозначения трансформатора, показывает номинальную мощность (кВ- А), вторая — номинальное напряжение обмотки ВН (кВ). В последнее время добавляют еще две цифры, означающие год разработки трансформатора данной конструкции, например обозначение трансформатора ТМ-1000/10—93 расшифровывается так: трехфазный, двухобмоточный с естественным масляным охлаждением, мощностью 1000 кВ • А и напряжением обмотки ВН 10 кВ, конструкции 1993 г.

Ещё по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *