Трансформаторы masksound – Выходные трансформаторы ламповых УНЧ — ТРАНСФОРМАТОРЫ, ИНДУКТИВНОСТИ — Электронные компоненты (каталог)

Содержание

Звуковой трансформатор: устройство, особенности, тестирование, схемы

Звуковой тип трансформатора — довольно нестандартное устройство, требующее тщательного подхода к разработке схематического решения. Такие виды оборудования отличаются от силовых по некоторым параметрам, для правильного проектирования и соблюдения ТБ важно понимать их устройство. Кроме того, принцип работы и характеристики значительно меняются в зависимости от того, к выходному или межкаскадному виду относится аудиотрансформатор.

Ламповые усилители: теоретические основы

Ламповые усилители представляют собой устройства, предназначенные для усиления звукового сигнала. Делается это за счет компонента — специальных ламп. При этом лампы могут быть радио или электровакуумные — от этого зависят технические особенности устройства. Своеобразный генератор может функционировать на трех типах каскадов:

  • предупредительный;
  • драйверный;
  • выходной.

Предупредительный и драйверный часто совмещаются между собой, тем самым увеличивая сферу применения устройства и улучшая его эффективность. Основное преимущество ламповых усилителей в том, что они очень простые по своим конструктивным особенностям. Собрать их даже новичку, который имеет приблизительные знания в области радиоэлектроники, не составит труда.

Трансформатор такого типа изготовляется в домашних условиях, если есть в наличии детали, на это не потребуется много времени.

Ламповый усилитель Vincent TAC- 34

Если говорить о теоретических основах, то обязательно нужно определиться, какой из видов усилителя нужен для той или иной ситуации. Представлены однотактные и двухтактные модели (каждый из них можно сделать самостоятельно).

Однотактный подразумевает, что используется только единичный канал усиления звука. Однотактные отличаются поставкой более чистого и простого звучания, если появляется вторая гармоника, то звук получается более мягкий. Именно от того, что в результате вмешательства второй гармоники звук получается тянувшим, нежным и мягким и появилось известное в музыкальных компаниях выражение лампового звука

Двухтактный усилитель функционирует на классах усиления А1, А2, АВ1, АВ2, В1, В2. Для большинства случаев подойдут вариации А1 и АВ1. Такие модели новичкам собрать не под силу, поэтому для их покупки обращаются в магазины.

Виды

Трансформатор звукового типа работает от сопротивления источника на сопротивление нагрузки. Это неоспоримая аксиома, вне зависимости от того, в какому типу относится тс — меж каскадному или выходному.

Устройство передачи звука подключается к первичной обмотке оборудования. У него есть сопротивление, вторичка подключена к нему. Принцип работы далее определяется типом трансформатора.

Межкаскадные

Эти устройства практически не выпускаются современными производителями. Дело в том, что принцип их работы основывается на передаче импульса между двумя сопротивлениями или импедансами. Это не удобно и приводит к потере коэффициента полезного действия.

Межкаскадные трансформаторы

Выходные

Выходного типа тс функционируют не от импедансов обоих, а от конкретного сопротивления источника. В зависимости от вариации оборудования это может быть тетрод или пентод, которые подключены к активному сопротивлению.

Выходные трансформаторы

Ключевые отличия от силового

Трансформатор звуковой частоты отличается от привычного силового в первую очередь тем, что в нем присутствует устройство для пропуска диапазона звуковых частот. Широкополосные довольно трудны в просчетах, особенно если речь идет о полных сопротивлениях и при работе на большой мощности. Всегда присутствует постоянной ток на одной из обмоток. Проблемы со схематической частью вызваны трудностями в расчете из-за числа октав, с которыми работает устройство, а не диапазона.

Импульсный трансформатор для питания усилителя звуковых частот занимает меньше места, если сравнивать его с аналогом силовым с идентичными техническими показателями. К усилителю обязательно идет генератор, а к силовому трансформатору — только первичная обмотка к электрической сети, вторичная обмотка к диодам и различные конденсаторы.

Трансформатор

Особенности проектирования трансформаторов звуковой частоты для ламповой радиотехники

Востребованность тс звуковой частоты обусловлена тем, что тут нет переходных конденсаторов. Устройства отличаются стабильной работой несмотря на возможные перебои с питанием и подачей напряжения, полоса расширена в сторону низких частот. Последний фактор обуславливает комфорт для человеческого уха, которое при средней громкости более чувствительно к низким и средним частотам.

Главная особенность проектирования состоит в том, что необходимо уменьшить будет усиление на самых низких частотах. Этого не достичь другим способами кроме как снизить индуктивное сопротивление первички.

Зная схематическое решение новичку желательно собрать устройство на монтажной плите. Колпачками закрываются лампы. Проверка работы вторичной обмотки проходит после сборки аппаратуры. Если возникает резкий свист или жужжание, то меняются местами выводы. Дроссели наматываются в соответствии со схемой. В большей части оборудования подойдет расчет только с зазоров. При этом размер зазора делается в строгом соответствии с необходимым, в противном случае параметры сильно отличаться, что не является верным.

Возможные схематические решения

Основной технический параметр трансформатора аудио типа — это импеданс. Данные модели тс оптимально походят для балансировки нагрузок и усилителей, которые несмотря на разные входные и выходные показатели сопротивления передают точно мощность.

Стандартное значения для преобразователя звуковой частоты составляет от 4 до 16 Ом. Но каскад на выходе может формировать и сопротивление, значение которого достигает свыше сотни Ом. Отношение витков определяется числом витом на первичной и вторичной обмотке, при этом так как напряжение появляется идентичное, это число будет и равно отношению этих напряжений. По формуле, отношение сопротивлений будет равно квадрату первичного и вторичного напряжений.

Схематическое решение зависит от типа — понижающий или повышающий. Если тс относится к виду 1:1, то число витков одинаковое, импеданс идентичный для всех обмоток, характеристик сигнала не меняются. Если требуются различные типы импедансов, то понижающий или повышающий прибор оснащается разным числом витков.

Техника безопасности

Тестирование на безопасность, использование, а также самостоятельная сборка оборудования требуют соблюдения определенных мер предосторожности.

Если собираются проводить ремонт, то оборудование обязательно отключат от сети. Нельзя, чтоб было напряжение. Для работы, в том числе и вводами, а не самой внутренней частью, специалисты надевает защитные очки. Для тестирования применяются специальные приборы. Помните, что устанавливать показатели, превышающие максимальный номинальный порог устройства в зависимости от расчетных характеристик небезопасно.

Тестирование аудиотрансформаторов

Тестирование звукового трансформатора может понадобится по ряду причин. В первую очередь работу проводят перед началом его использования, чтоб понять, достаточные ли показатели обеспечиваются дросселем, обмотками и другими механизмами.

Если трансформатор работает качественно, то разница в музыке незаметна, возникает характерное ламповое мягкое звучание. Но если есть неисправности, то по звуку их легко заметить, так как возникает перекос с сторону средних частот. В то время как низкие не ярко выражены, сигналы поступают не так регулярно, как требуется.

Аудио трансформатор

Тестирование обязательно проводится с учетом техники безопасности. После проведения предварительных защитных мер собирается оборудование. К числу приборов, при помощи которых тестируются трансформаторы, относят:

  • паяльная станция со стабильными температурами;
  • вольтметр цифровой;
  • осциллограф для измерения емкости, индуктивности и сопротивления;
  • 2-3 запасных провода и тому подобное.

При проведении тестирования смотрят на марку, если речь идет не о варианте самостоятельной сборки. Варианты от непроверенных производителей гудят и шумят даже при подаче нормированной нагрузки. Если бренд трансформатора проверенный, то оборудование никаких сигналов не подает и остается прохладным. Проверяют в обязательном порядке после обмотки паянные соединения, термисторы, диоды, провода, переключатели и транзисторы.

Снова про ламповый усилитель звука — Усилители на лампах — Звуковоспроизведение

Сергей Никитин

Первая часть.

Проектируем для себя SE стерео усилитель.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать Вам о том, как рассчитать и сделать ламповый усилитель для себя, простым доходчивым, по мере возможности языком, о тех «засадах», которые могут подстерегать радиолюбителя в процессе его творчества, и вообще — почему именно ламповый.

Скажу сразу, я в чём-то могу и ошибаться, поэтому не ругайте меня сильно те, кто хорошо разбирается в глубокой ламповой теории. Всё, что здесь будет написано – это исходя из собственного опыта, практики, своих знаний и личных ощущений, а в ламповом звуке ощущения играют не маловажную роль.

Так как у начинающих заниматься ламповыми усилителями возникает очень много вопросов и страхов по расчётам и изготовлению выходных трансформаторов, то в этой статье я постараюсь уделить этому нюансу больше внимания, как было сказано выше, исходя из собственного опыта, практики, и своих знаний не влезая в глубочайшую теорию. Я застал времена когда магнитофоны и телевизоры были ламповыми, и звук у них был на много приятнее транзисторного, но изготовлялись они обычно из отходов военного производства, и даже звуковые трансформаторы наматывались как обычные. По этому для первого эксперимента небольшие неточности много вреда не принесут, тем более некоторые авторы вообще не заморачиваются и используют ТАНы в качестве звуковых трансформаторов.

Но для начала:

ВНИМАНИЕ!!!! Перед изготовлением или даже макетированием лампового усилителя необходимо изучить «Правила электробезопасности», потому что в ламповых усилителях рабочие напряжения в разы превышают напряжения в вашей электрической сети, в схемах имеются накопительные конденсаторы, которые длительно могут сохранять в себе мощный заряд способный убить человека.

Теперь всё по порядку.

К ламповому звуку лично меня толкнул один товарищ в 2008-ом году, пригласив послушать простой однотактник (SE) на 6Ф3П и колонках S-90. Но этому предшествовали довольно длительные поиски, начиная примерно с 1978 года.
А всё по тому, что ещё тогда родной дядя сказал, что нужно делать ламповый усилитель, но он жил в Донецке и послушать своими ушами не представлялось возможности. Да ещё к этому юношеская упёртость, мол как так, лампа, 1-1,5% искажений, тьфу на тебя ламповый, а тут транзисторные, 0,01%, а ещё были и 0,005%. Вот мол где качество…..

Начну издалека. Когда вместо лампового магнитофона «Айдас» у меня появился «Иней-302», звук которого мне показался вроде хуже, но детское мышление подсказало, что это современнее значит правильнее. Через год-два появился «Снежеть-203», звук которого мне не понравился ещё больше, но с теми же мыслями я немножко успокоился, и через пару месяцев сделал из него уже стерео магнитофон, это было в 7-ом классе школы.

А дальше пошло поехало… и ехало это до появления уже цифровых носителей и довольно приличных по тому времени колонок S-90F, с разными усилителями и эквалайзерами и приехало к тому, что наступило в нулевых годах небольшое разочарование от всего этого, музыка отошла на третий план, и практически всё, что было нажито непосильным трудом — было продано.

И вот в 2008 году я снова услышал тот ламповый звук, и всё начало возвращаться, и если бы мне кто-то сказал в юности, что я начну слушать классику и что-то ей подобное, то я бы в это никогда не поверил. Но это, как не странно произошло, и теперь я с удовольствием слушаю классическую музыку на ламповом усилителе, и в отличии от транзисторных (микросхемных) усилителей, это звучание не надоедает и не утомляет слух.

Парадоксы лампового звука в том, что некоторые музыкальные работники на вопрос: «Как звук?», отвечают типа «Ну так, нормально», а 16-ти летний ребёнок просто услышав этот звук из прихожей сам спрашивает: «А что у Вас за аппаратура так играет»?

Теперь по порядку. Обычно я начинаю делать усилитель (и не только) для себя и из тех деталей, что нашлись в закромах ящиков и на полках, потому что, если покупать все комплектующие – разоришься, и не всегда покупное новое бывает лучше старого и даже старого советского.

Например нашёл два красивых одинаковых трансформатора, прикинул, нашёл лампы, а потом просчитал под них, намотал. Или сначала просчитал и намотал, а потом под них уже ищу лампы.

С некоторыми типами ламп проблем нет, запасы сохранились. Если появились красивые или не известные лампы, ищу под них железо, мотаю трансформаторы, и потом уже всё остальное. Было даже так, что появились красивые стрелочные индикаторы, и их нужно было куда то пристроить, сделал ламповый усилитель.

Дело в том, что разные лампы звучат по-разному, и даже при практически абсолютно одинаковых выходных характеристиках усилителя — звук на разных лампах разный, так же разный в зависимости от режима работы ламп. Тут дело такое, их нужно только слушать.

По моему практическому опыту, лампу нужно загонять в её паспортный режим по току (мощности на аноде) и поменьше вокруг неё всякого обвеса и автоматики, кроме задержки анодного там, где это сильно важно.

Поэтому каждому, кто занимается (начал заниматься) лампами, открывается огромное поле для творчества, и в отличии от транзисторных и микросхемных конструкций — сжечь лампу случайно, очень трудно. Её можно случайно разбить или повредить ножки и соответственно вакуум при неудачном извлечении-вставлении в панель. Так же практически любая конструкция на лампах, собранная из исправных деталей и без ошибок – начинает работать сразу, в отличии от полупроводниковых схем, что для собравшего её, будет меньше разочарования.
Но для себя ещё смотрю ВАХи (вольт-амперные характеристики), там видно где лампа линейнее работает. Но без экспериментов туда-сюда не обходится, главное не превысить предельные режимы.

Ламповых усилителей я уже собрал много. Стараюсь проектировать выходной трансформатор для каждого усилителя на всю полосу звукового диапазона частот.

Обычно неравномерность АЧХ усилителя получается не более 0,1-0,5dB, а диапазон очень редко бывает 20Гц-45кГц, обычно от 13Гц до 50кГц и более. Ниже у меня просто генератор не тянет. И это без всяких ООС, к примеру, в отличии от транзисторных.

Очень порадовал звук лампы 6Р3С, это такие рогатые лампёшки, звук очень-очень бархатный получался, даже самый бархатный из всех, но один минус – они не очень надёжные, то в саморазогрев уходят, то пробои внутри, пока приработаются — недельку нервы потрепят. Хотя аудифилы их не любят, а мне понравились.

К этому времени, мной уже было опробовано много ламп, но EL34 (Ёлки) ещё не испытывались, и есть огромное желание прослушать их в однотакте, потому что не слышал, а если не получится (не достану), то поставить вместо них 6П3С (не рекомендую 6П3С-Е), но это будет уже около 6Вт. Дома в наличии у меня уже имеются лампы КТ88, с которых можно будет снять в SE и все 9Вт.

Так как у всех этих ламп одинаковая цоколёвка, и примерно одинаковые рабочие напряжения, а это большой плюс, то мы с Вами и попробуем спроектировать SE усилитель с прицелом на лампы КТ88.

Теперь про схему и прочее. С выходными лампами определились, к ней нужен драйвер или раскачка кому как нравится, ещё решил поставить ламповый индикатор на каждый канал. Блок питания буду собирать на кенотроне, не нужно будет делать задержку высокого (но сложнее в исполнении силовик). Итого с учётом кенотрона получилось 7 ламп.

Да, хочу ещё сказать, не применяйте в ламповых усилителях импульсные блоки питания. Проблема с самим блоком будет Вам обеспечена, если нет хорошего опыта работы с импульсной техникой, и вся муть от его работы будет у Вас в колонках. Так же помехи могут быть и при подключении компьютера к усилителю, конечно же не любого компьютера.
Приличные проигрыватели, кстати, делаются с трансформаторным блоком питания, по крайней мере те, которые мне довелось видеть.

Теперь про электрическую схему. Лампы такая замечательная штука, что с ними можно экспериментировать как угодно, главное не загонять их надолго в запредельные параметры, когда анод красный и не ронять. Поэтому и схема получилась классическая.

Из практики получается, чем меньше деталей обвески лампы, тем надёжнее и приятнее звук, но это не означает, что введение или не введение всяких обратных связей будет правильным или не правильным, это дело вкуса каждого. Лично мне обратные связи не понравились, хотя по приборам сигнал становился более идеальным, а полоса пропускания расширялась.

На входе усилителя поставим разъёмы под обычные «Тюльпаны». Далее сдвоенный резистор фирмы ALPS, это самый дешёвый (19 уёв) из линейки подобных. Почему именно он? Потому что у него идеально подогнаны каналы, не нужно будет ставить регулятор баланса, он надёжный, плавный и не «хрустит». Очень расстраивает, когда через полгода нужно менять регулятор громкости (если поставил обычный). Далее половинка лампы 6Н8С, почему половинка? Планировалось делать выходной каскад и в триодном режиме, а ему для раскачки одного каскада мало. Но проведя несколько экспериментов, в триоде с EL34 не понравилось, да и мощность там значительно меньше, перешёл в пентод. Изначально на вторую сетку EL34 подавалось анодное напряжение естественно через антизвонный резистор, но этот звук тоже не понравился, пришлось понижать напряжение на второй сетке и для вывода в режим выходной лампы, уменьшать сопротивление в цепи автосмещения ( в катоде). Вышел на ток анода около 62мА, это не на предельном режиме лампы, что в свою очередь продлевает ей жизнь. Получилось в итоге честных 5 Вт, при диапазоне от 15Гц до 43кГц.

Как видите, в схеме нет темброблока. Хорошей записи он не нужен, а плохую уже не исправишь, да и простота схемы делает её надёжнее.

После кенотрона стоят терморезисторы с отрицательным коэффициентом NTC, это для снижения нагрузки на кенотрон в самом начале, пока они холодные они имеют большое (около 150 Ом) сопротивление, по мере протекания тока нагреваются, сопротивление их уменьшается и они выходят на рабочий режим. Их в принципе можно и исключить из схемы. Для проверки рабочих режимов ламп достаточно измерить величину анодного напряжения на первой лампе, она должна быть примерно половина анодного напряжения.

Выходная лампа контролируется по напряжению на резисторе в цепи катода. Примерно должно быть так; ток идущий через лампу, умноженный на её анодное напряжение — должен рассеивать на аноде мощность, не превышающую допустимую для данной лампы. Для EL34 это 25Вт, проверим 0,06А умножим на 380В получаем 22Вт. Для определения тока через лампу нужно напряжение на катоде ( у нас около 18В) разделить на величину резистора 283 Ом (ну так получилось, путём параллельного соединения 3-х 1 кОм и одного 2кОм, оставлено без изменения для возможных последующих экспериментов). Но на этом резисторе ещё будет 3-5 мА тока второй сетки, его можно смело вычитать из полученного значения. Так что данный расчёт будет с запасом.

Резистором R10 можно регулировать чувствительность индикаторной лампы.

 

Начнём своё творчество со звуковых трансформаторов.

Я не открою наверно Вам большого секрета в том, что от качества изготовления звукового трансформатора зависит практически весь успех!!!!!
Поэтому к его изготовлению необходимо отнестись со всей серьёзностью, и спешка здесь совершенно не к месту.

Вот про этот самый сложный и трудозатратный момент немного по подробнее.

У меня в загашнике очень долго лежали два силовых трансформатора ТПП-286, по прямому назначению применения не нашли (они такие зелёненькие, залитые). Дай думаю, попробую их разберу.
Аккуратненько отбил компаунд, и о чудо, появился доступ к обмоткам и всё аккуратненько разделилось при помощи острого ножа. Главное в этом процессе, если будете повторять подобное, чтобы их ПЛ железо не расслоилось, иначе их можно выбрасывать, будут петь как динамики и хорошего звука с них уже не получить.

В качестве звуковых трансформаторов я использовал разное железо, главное что бы пластины были не толще 0,35 мм и сердечник не был очень длинным, лучше такие «бочёнки», во все стороны одинаковых размеров.

Была пара трансформаторов с очень коротким сердечником, длина в два раза меньше ширины, получились очень качественные трансформаторы с прекрасным звуком. Всегда нужно учитывать, что из габаритной мощности 90Вт (для ТПП-286) в однотактном режиме мы получим около 9Вт хорошего звука, и около 20Вт если в двухтактном (PP) режиме. Но в двухтактном не удобно его мотать, маленький размер, соответственно провод первичной обмотки тонкий. От старых советских трансформаторов ОСМ на железе ШЛ получаются не плохие звуковые трансики. Для двухтакта рекомендую начинать со 160 Вт габаритной мощности, это 40Вт классного звука можно получить. Но с ними нужно работать очень аккуратно, при разборке следить чтобы не расслоился магнитопровод.
Не рекомендую использовать разные промышленные ТАНы, ТНы, ТА, особенно на железе ПЛ в двухтактном варианте. Там намотка сделана как для силового, и особенно где железо ПЛ для двухтактного усилителя необходимо половинки вторичной обмотки только параллелить, а анодные мотать для каждого анода обязательно на двух половинках. Иначе появляется сильный перегиб (переход через ноль в верх) АЧХ в районе 8кГц – 9кГц, и сильные искажения сигнала около частоты перегиба, подъём АЧХ на 25кГц около 1 dB, а потом идёт завал. Это касается двухтактного усилителя, где звуковой трансформатор выполнен на железе ПЛ.

Пробовал несколько разных магнитопроводов и разных усилителей, у всех практически одинаково получалось на 8 кГц вот эта «бабаська». На звуке это заметно очень сильно, искажения на частоте перегиба и сильный подъём высоких частот.

Если у двух трансов одинаковых размеров, есть подозрение, что железо отличается, я делил его пополам и смешивал в одинаковых пропорциях. Пробовал использовать железо от силовых современных трансформаторов, с таким светлым мягким магнитопроводом. Полоса пропускания усилителя расширялась с 50кГц до 89кГц!!!! Но звук становился не красивым транзисторным, тот же эффект в ухудшении звука наблюдался при введении разных отрицательных обратных связей.

Ну ладно, немного отвлёкся, продолжим дальше. И так, есть два разобранных трансформатора ТПП-286, и с них можно снять 9Вт нормального звука (в SE).
Дальше делаем каркас по меркам трансформатора. Я обычно его делаю из детского картона, а потом пропитываю эпоксидной смолой для прочности.

При изготовлении деталей каркаса, оставляйте небольшой припуск на доводку каркаса при сборке. У собранного каркаса опилите острые углы надфилем и оберните его одним-двумя слоями бумаги или лакоткани.

Теперь определяемся, на что мы их будем нагружать, в смысле сопротивления акустических систем. У меня акустические системы имеют сопротивление по 8 Ом. Берём из справочных данных по радиолампам сопротивление нагрузки для ламп, у 6П3С это 5кОм, у EL34 4,5 кОм, у КТ88 это около 3,5 кОм. Для самого худшего варианта, (вдруг жаба задавит, ведь EL34 у нас стоят 37 уёв штука, КТ88 70 уёв, а 6П3С всего 7 уёв) для 6П3С — нам нужно согласовать 5кОм с 8 Ом, поэтому 5000 Ом делим на 8 Ом получаем 625, извлекаем квадратный корень из 625 получаем 25. Вот эти 25 — это соотношение витков первичной обмотки со вторичной, то есть коэфициент трансформации.
Теперь нам нужно подобрать толщину провода первичной обмотки, исходя из того, что возможно применение в выходном каскаде ламп КТ88, с током анода в районе 0,1 А. Из таблицы при плотности тока 3-3,5 А на мм. кв., берём диаметр провода около 0,2 мм, смотрим его сечение 0,0314 мм.кв, умножаем 0,0314х25 (коэф. трансф)=0,785мм.кв получилось сечение выходной (вторичной) обмотки. Сечение нам нужно для того, чтобы определиться с диаметром одного провода, который должен равномерно распределяться по всей длине катушки, потому что вторичная обмотка может состоять из 3-х — 4-х и более, соединённых параллельно слоёв (проводов) обмоток.

Задача здесь, как можно полнее уложить провод и не оставить свободного пространства, потому что не домотанный трансформатор съест низы и сделает качественнее высокочастотную составляющую, а перемотанный сделает всё наоборот, сделает мягкими низы и не очень качественными высокие, и не плотно намотанный трансформатор к тому же, будет как минимум петь.

И вот здесь наступает самое трудное, как нам всё это совместить. У меня на этот процесс уходит не один день и не один заход.

Ну начнём;

У нашего трансформатора сечение магнитопровода 10 кв.см., т.е. для сетевого напряжения у него получается 50/10кв.см=5 витков на 1 вольт, т.е 5х220В=1100 витков для 50Гц. 220 Вольт это 220Вх1,41=310 Вольт амплитудного значения. Добавим ещё 50 вольт падения на лампе, и у нас уже вырисовывается величина анодного напряжения, от которого можно примерно скакать.

Что получается, 310В + 50В = 360В, нормальное анодное напряжение. Смотрим справочник по лампам, не превысили ли мы его для наших ламп. Если мне не изменяет память, то там всё далеко за 400 Вольт рабочие анодные напряжения. Дело в том, что в разных справочниках могут данные немножко отличаться, поэтому я не называю точные цифры.

Итак, имеем 1100 витков для 50Гц, но мы хотим сделать полосу пропускания усилителя ниже 50Гц, поэтому намотаем в три раза больше, около 3000 витков, почему около?

50 Гц примерно 1100 витков, у меня генератор выдаёт 13Гц ниже не может, 50/3= около 16 Гц, значит увижу, а если будет запас то не плохо, хуже вряд ли получится. Значит намотать нужно в три раза больше чем 1100 витков, т.е. около 3000. Это одна сторона. А вторая, когда начинаешь раскидывать на трансформаторе, может получиться и 2800, а может и 3200. Не всегда получается подобрать диаметр провода под весь расклад, а окно желательно заполнить на 100%.

Как мотается звуковой трансформатор, не буду вдаваться в глубокую теорию. Он мотается как многослойный пирог (для расширения полосы пропускания), начинаем со вторички, далее первичка – вторичка, первичка-вторичка, и т.д., и всё это необходимо так же закрыть воричкой.

Далее, у нас имеется трансформатор с пустым каркасом, собираем (прикидываем) его и измеряем размер окна, в котором будут наматываться наши обмотки.
у меня получилось 44мм внутренняя длина каркаса, а его высота (толщина обмотки) 15 мм. То есть толщина всей обмотки (первичка и вторичка), которую я смогу туда вместить — 15 мм.
Далее от нашей длины 44 мм отнимаем по 2 мм на края там, где наша обмотка не должна подходить близко к магнитопроводу (для исключения пробоя анодной обмотки с другими элементами), там где будет она крепиться, остаётся у нас 40 мм.
Эти 40 мм. мы делим на толщину предполагаемого обмоточного провода первичной обмотки 40/0,2=200, это у нас получилось теоретическое количество витков, которое можно уложить в один ряд. Но реально этот результат нужно умножить на 0,75.
0,75 это примерно выведенный мной коэффициент из практики, где присутствует толщина лака провода (толщина изоляции) плюс неровности при намотке, которые увеличивают реально занимаемое место. Можно конечно считать сразу по диаметру провода с изоляцией и минус процентов 10-15, но я считаю так.
И так 200х0,75=150 витков реально вместится у нас в один ряд.
Мы предварительно прикинули, что первичная обмотка у нас будет 3000 витков. Делим 3000 на наши реальные 150 и получаем 20, 20 это количество слоёв всей первичной обмотки. Умножаем их на толщину провода 20х0,2=4мм, это опять теоретическая толщина, но её нужно разделить на те же 0,75, итак 4/0,75=5,3 мм реальная толщина, которую займёт первичная обмотка.

Теперь приступаем ко вторичной обмотке, как мы уже знаем, желательно с неё начать и ею закрыть трансформатор и она должна занимать всю длину катушки либо одним слоем (рядом), либо двумя, более уже не имеет смысла. Для получения идеального согласования, у нас должно получиться 3000 витков первичной обмотки. Нужно разделить 3000 на полученный коэффициент трансформации (25 для наших 8 Ом нагрузки), и получаем — 120 витков должно быть во вторичной обмотке.

Общее сечение вторичной обмотки у нас (смотрите выше) получилось 0,785 мм.кв, делим его для начала на 5 частей (планируем 5 слоёв вторички), получилось 0,157 кв.мм, это сечение провода одной части обмотки, смотрим по справочнику или считаем сами, какой диаметр провода подходит под это сечение — 0,44 мм. Теперь проверяем, сколько витков вторички у нас получится в ряд — 40мм/0,44 мм = 90 х 0,75 = 68 витков. Теперь прикидываем, получится ли у нас коэф. трансформации 25 при таком раскладе, 3000/68=44, не получается. А если два ряда по 68 = 136, 3000/136 = 22, опять не получается.

С пятью частями не получается, ну что-ж, попробуем прикинуть на четыре части вторичной обмотки, 0,785/4 = 0,196мм.кв, смотрим по таблице проводов толщину провода, получается около 0,5 мм, в наличии есть 0,51мм, сечение больше, значит лучше. Считаем с ним, 40мм/0,51мм=78 витков теории х 0,75=58,8 на практике, т.е. 60 витков в один ряд вместить можно.

Теперь посчитаем толщину вторичной обмотки. Четыре слоя вторички, каждый состоит из двух рядов, итого 4х2=8 рядов по 0,51 мм =4.08 делим на 0,75=5.44 мм.
Да, менее 3-х слоёв вторичек делать нельзя (не желательно), оптимально должно быть около 4-5-6-ть, можно и больше, но там изоляция уже будет съедать пространство.

Итак, в итоге мы имеем 5,3 мм, это толщина первичной обмотки — плюс 5,44 вторичная, получается =10,74 мм из имеющихся у нас 15 мм размера окна. У нас получилось четыре вторички и между ними три первички из 20 рядов. Для равномерности сделаем в первом и третьем слое по 7 рядов, а в среднем 6 рядов первички.

Практически можно радоваться, но у нас ещё осталась изоляция. Я использую в качестве межслойной изоляции пергаментную бумагу, которая предназначена для запекания. Она имеет толщину 0,05 мм (калька чертёжная 0,04; стандартная писчая бумага плотностью 80 гр/м² — 0,1 мм), которая с одной стороны матовая, с другой ровнее, и теперь считаем под неё. Кальку для изоляции использовать не рекомендую, она скользкая, плохо клеится, на ней плохо витки держатся, но это дело личное.

Один слой изоляции, ряд вторичной обмотки, слой изоляции, ряд вторичной обмотки, закрываем это двумя слоями изоляции от анодной обмотки, мотаем ряд анодной, один слой изоляции, следующий ряд, снова один слой изоляции, и так каждый следующий, а вот перед вторым слоем вторичной обмотки снова два слоя изоляции.

Теперь считаем. У нас получается 6 двойных изоляций, и 21 одинарная, 6х2=12 плюс 21= 33 слоя всего по 0,05 мм = 1,65мм, итого 10,74 толщины провода плюс 1,65 мм изоляции =12,39 мм, что с запасом, и это нам позволяет между первичной и вторичной обмотками делать не двойную, а тройную изоляцию. Напомню, что у нас там было 15 мм. Между рядами одной обмотки достаточно одного слоя изоляции, там между витками не большое напряжение, а вот анодную обмотку и выходную нужно изолировать качественно, очень большие напряжения и высокие рабочие частоты.

ВНИМАНИЕ: При намотке вторичной обмотки внимательно считайте витки, если Вы ошибётесь в секции даже на 0,5 витка, а потом все секции соедините параллельно, считайте, что Вы испортили трансформатор.

В первичной (анодной) обмотке SE, при последовательном соединении, ошибка 2-5 витков не критична.

Не допускайте, чтобы витки ряда сползали на краях, для этого заполняйте пустое место полоской бумаги, толщиной в провод, которым мотаете слой, тогда после укладки межвитковой изоляции её поверхность будет ровной и прочной на краях, для следующего ряда будет ровная поверхность.

Выводы анодной обмотки и выходной не делайте на одной стороне щеки трансформатора, для исключения их пробоя.

При намотке, я в каркас катушки вставляю деревянный брусок размерами на 0,3-0,5 мм больше, чем размер магнитопровода. Это не даёт деформироваться катушке, и после окончательной намотки аккуратненько!!!!! на ровной деревянной дощечке, через деревянную дощечку, шириной, чтобы не сломать края каркаса катушки, я отбиваю эту конструкцию немножко тяжёлым молотком со сторон, которые будут внутри магнитопровода. Провода укладываются, ужимаются, и уже точно влезают в окно магнитопровода.

Теперь определяемся, как у нас будет стоять трансформатор, и с какой стороны делать выводы. Выводы первички должны иметь минимальную длину от выходной лампы. Выводы вторичной обмотки оставляем длинными (10-15см). После намотки вторички, начало свиваем с началом, концы свиваем с концами, одеваем термоусадку или ПХВ трубку, и это у нас будут уже готовые выводы.
А для первичной обмотки необходимо использовать многожильный провод, который соединяется с обмоточным методом пайки, закрепляется внутри трансформатора, что б его случайно не вырвать, иначе будет неприятность. Оптимальный вариант провод МГТФ, медный, многожильный с качественной изоляцией.

ВНИМАНИЕ!!! Все сигнальные провода в усилителе должны быть медными!!!! (не омеднёнными), без следов окислений, потому как высокочастотные токи протекают уже по поверхности проводника, и все его повреждения скажутся на качестве звука.

Намотали. Теперь сборка. Собираем его с магнитным зазором, это значит, что между половинками магнитопровода в торцах прокладываем бумагу, обычную писчую толщиной 0,1 мм. Собрали оба, теперь проверяем индуктивность анодной обмотки у каждого трансформатора. Способов для этого существует много, можно измерить ток холостого хода при определённом входном напряжении.
Можно подавать с любого трансформатора, любое напряжение, например 30-100 вольт. Индуктивность в этом случае рассчитывается по формуле U/(314*I).

Здесь ток ХХ у меня получился 18,3 мА при 220В обычной бытовой сети (включил транс в розетку), индуктивность получается почти 39 Гн. Если на втором ток ХХ получился больше, значить зазор не дотянули. Выравниваем токи обоих трансформаторов и на пропитку.

Пропитывать можно в парафине, варить и прочее, но я пропитываю в обычном бесцветном мебельном лаке ХВ-784, вот такой, который был проверен на электрическую прочность до сушки и после.

Лак этот показал отличные результаты, он не повреждает эмаль проводов и не даёт большую усушку. Есть лак производства Санкт Петербург, он гуще чем произведённый где то в Подмосковье.
Опускаем изготовленный трансформатор полностью в какую-нибудь бадью, заливаем лаком и держим там минут 20-30, вынимаем, излишки стекают туда же, потом в тёплое место и сушим сутки-двое. Затем снова окунаем в лак, но уже на пару минут, стекает, сушим, но сушим уже неделю-две. После этого смотрим чтобы на трансформаторе не было пустых мест, если есть, то пустоты заполняем эпоксидной смолой, чтобы получился такой монолитик, иначе трансформатор будет петь.

Эта процедура у меня занимает месяц. Я не спеша, проливаю все щели лаком, сушу…..
Итак, всё, звуковые трансформаторы готовы. Теперь для самоуспокоения проверяем их АЧХ.

Для этого анодную обмотку одного трансформатора соединяем с анодной обмоткой другого. На выходную обмотку одного подаём сигнал от генератора, а другую нагружаем на РЕЗИСТОР с нашими 8 Ом, и прогоняем генератор от начала и до упора, там где выходное напряжение упадёт на 0,7 от уровня входного, это и будет наша АЧХ, но это АЧХ двух трансформаторов.
Реальная каждого в отдельности будет шире, что для нас лучше. Но это всё примерно, потому что реально трансформатор работает с подмагничиванием.

(продолжение следует)

 

Звуковой трансформатор из ИБП? — Усилители, Лампы, Трансформаторы

Я уже больше месяца экспериментирую с подобными трансами, но от APC 650 (Ш35х50, 0,5 мм). Разбирал оба втупую — потерял по 4 пластины с каждого, остальные вынимались сравнительно легко. После разборки аккуратно удалил лак с пластин и с каркасов. Первая проблема, которая «нарисовалась» — маленькое окно для такого большого сечения (в каркасе 45х15). Т.е. много толстого провода не вместить, а длина витка при этом большая (обостряются всем известные противоречия параметров выходных тр-ов). Мотал для SE (лофтин 6П36С от Манакова). Первый получился с хорошими частотными характеристиками (снимал в макете генератором и осциллографом, по уровню -3 дБ от 15 Гц до 33 кГц), но с большим активным вторичной обмотки (1,5 Ом). При прослушивании низы «бубнили» — неприятно на слух. Второй получился с низким активным вторички (0,5 Ом за счёт более толстого провода и увеличения кол-ва параллельных секций), но с очень большим завалом на высоких (начиная с 13 кГц). При прослушивании низы звучали хорошо, а верхов очень мало.

 

Вот теперь, прежде чем перематывать (причём оба) тр-ры, пытаюсь понять причины «провала» второго транса.

 

Первое, что приходит в голову, это разница в секционировании. 1-й транс секционировался I + II + I + II + I + II + I (4 секции первички и 3 секции вторички). 2-й транс секционировался I/2 + 2*II + I + 2*II + I/2 (3 секции первички и 2*2 секции вторички). М.б. у 2-го большая индуктивность рассеивания и это причина завала.

 

Второе — межобмоточная ёмкость. Но в 1-м трансе она 6000 пФ, а во 2-ом 2200 пФ. Т.е. 2-й для ВЧ лучше, но результат обратный.

 

Третье — обмотки 2-го транса чуток не влезли в каркас и пришлось его пресовать в тисках по бокам. М.б. это привело к замыканию витков (слои вторички укладывались без прокладок).

 

Как только приму решение, перемотаю и проверю — обязательно сообщу.

???6?36?SE_1.jpg

???6?36?SE_2.jpg

Выходные трансформаторы SE PP | КБЛБ

Возможно изготовление любых выходных трансформаторов,с любыми нагрузками к аноду и для АС!

 пример нашей намотки ниже на фото

 

 

 

 

Таблица Серийных Выходных трансформаторов

Чертеж и внешний вид серийных трансформаторов ТШЛ316



Цены действительны  на 1 июля.

___________________________________________________________________________________________________________

Новинка! Выходной трансформатор ТВЗ1-9 Люкс !

Серийный трансформатор пришедший на замену устаревшим твз1-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВЗ 1 Люкс 5К – 8 ом, 16 ом.

TVZ
Возможно применяемые лампы: 6П6С, 6П14П, 6П18П, 6П43П, 6П3С, 6П13С, 6П7С, Г-411,4П1Л, 6L6,EL84,EL34,….
Улучшенная версия трансформаторов ТВЗ-1-9 и ТВЗ-1-6
Звуковая мощность 7 ватт
Частотный диапазон: 8-36 000 гц -3дБ
Неравномерность во всем диапазоне: — 0.5дБ
Индуктивность перв. обм. : 25H
Сопротивление нагрузки: 4 ом* 8 ом , 16 ом
Сопротивление перв. обм.: 5К   Возможны варианты коммут. тр на нагрузку : 2К , 2.6К, 3.1К, 3.5К, 4.6К, 5К, 7.2К
Ток первичной обмотки до 85 мА

Сделано в России на 100%

Цена 2990 руб шт .

*Трансформаторы с 4 ом отводом  делаются под заказ от 15 до 25 рабочих дней.

__________________________________________________________________________________________

Выходные трансформаторы ТШЛ200

Модель 5К-8,16ом

18гц-42 000 гц -3дб

 

Вес 1 тр = 2.5 кг

Цена 3900 шт

———————————————————————————————————————————

 

Таблица в оформлении

 

Таблица не Серийных Выходных трансформаторов

Расчеты выходных трансформаторов

 

№1 Выходной трансформатор  SE  3.5К — 8 ом  для ламп включенных супер тридом EL34 + Г 811

Железо ОСМ 0.4  40х50 мм окно 25х71мм

Выходная мощность 15 Вт ( максимальная  36 вт)

Частотный диапазон 10Гц- 45 000 гц — 3 дб

Индуктивность 22 Гн

Ток 90мА

Первичная обмотка 3520 витков диаметром 0.315 мм ( Rом=150 ом)

Вторичная обмотка 169 витков диаметром 0.91 мм в 3 запаралеленых слоя  ( Rом=0.3 ом)

Изоляция 1-1 = 0.05мм, 2-2 = 0.1мм, 1-2 = 0.4мм.

Зазор в железе 0.2 мм (под центральным керном и боками)

—————————————————————————————————-

№2 Выходной трансформатор SE 650 Ом — 4, 8 ом  для лампы 6С33С

Железо ОСМ 0.4  40х50 мм окно 25х71мм

Выходная мощность 10 Вт (максимальная 40 Вт)

Частотный диапазон 6Гц- 56 000 гц — 3 дб

Индуктивность 3 Гн

Ток 350мА

Первичная обмотка 1278 витков диаметром 0.56 мм ( Rом=19 ом)

Вторичная обмотка 101 витков для 4 х ом и 142 витка для 8ом  диаметром 0.56 мм в 7 запаралеленых слоя  ( Rом=0.25 ом)

Изоляция 1-1 = 0.05мм, 2-2 = 0.1мм, 1-2 = 0.4мм.

Зазор в железе 0.3 мм (под центральным керном и боками)

——————————————————————————————————-

№3 Выходной трансформатор SE 1.5К — 4,6 ом  для лампы ГМИ-6

Железо ОСМ 0.4  40х50 мм окно 25х71мм

Выходная мощность 25 Вт ( максимальная  38 вт)

Частотный диапазон 20Гц- 41 000 гц — 3 дб

Индуктивность 8 Гн

Ток 150мА

Первичная обмотка 2110 витков диаметром 0.37 мм ( Rом=90 ом)

Вторичная обмотка 102витка для 4 ом  134 витков для 6 ом диаметром 1.18 мм в 3 запаралеленых слоя  ( Rом=0.2 ом)

Изоляция 1-1 = 0.05мм, 2-2 = 0.1мм, 1-2 = 0.4мм.

Зазор в железе 0.2 мм (под центральным керном и боками)

————————————————————————————————————

№3 Выходной трансформатор ,двухтактный PP  7 К — 4,8 ом  для лампы ГУ 50

Железо ОСМ 0.4  40х50 мм окно 25х71мм

Выходная мощность 25 Вт ( максимальная  38 вт)

Частотный диапазон 20Гц- 41 000 гц — 3 дб

Индуктивность 32 Гн

Ток 120мА

Первичная обмотка 1902+1902 витков диаметром 0.355 мм ( Rом=120 ом)

Вторичная обмотка 46 витка для 4 ом  , 64 витков для 8 ом диаметром 0.6 мм в 3 запаралеленых слоя  ( Rом=0.15 ом)

Изоляция 1-1 = 0.05мм, 2-2 = 0.1мм, 1-2 = 0.4мм.

Зазор в железе НЕТ — Клеим на клей (под центральным керном и боками)

—————————————————————————————————————

№4 Выходной трансформатор SE 2.5К — 8,16 ом  для лампы 2A3

Железо ОСМ 0.4  40х50 мм окно 25х71мм

Выходная мощность 10 Вт ( максимальная  28 вт)

Частотный диапазон 14 Гц- 48 000 гц — 3 дб

Индуктивность 16 Гн

Ток 65мА

Первичная обмотка 2994 витков диаметром 0.25 мм ( Rом=120 ом)

Вторичная обмотка 170 витка для 8 ом  240 витков для 16 ом диаметром 0.75 мм в 2 запаралеленых слоя  ( Rом=0.26 ом)

Изоляция 1-1 = 0.05мм, 2-2 = 0.1мм, 1-2 = 0.4мм.

Зазор в железе 0.11 мм (под центральным керном и боками)

——————————————————————————————————————

 

 

 

MC-трансформатор EMT EST-10. Головка EMT JSD6G

Недавно, просматривая доски объявлений на аудиосайтах, очередной раз удивился количеству предложений по MC-трансформаторам. Тут и новодел, и винтаж, и бюджетные изделия, и эксклюзив, сравнимый по цене с самими виниловыми проигрывателями. Почему же в наше время высоких технологий растет популярность столь ортодоксальной концепции?

Да все очень просто — MC-головки появились уже на закате виниловой эры, и большинство компаний не успело разработать для них качественные корректоры. Интегральные усилители того времени имели дополнительные фоновходы для MC, иногда даже очень удачные, а вот отдельных пре-предов практически не было. Соответственно, нет их и сейчас на вторичном рынке. Но это не единственная причина. Виниловая тема интересна своими парадоксами, и главный из них заключается в самом носителе. При крайне несовершенном способе записи и, как следствие, посредственных по современным меркам характеристиках винил способен оказать на слушателя намного более сильное эмоциональное воздействие, чем безукоризненная с инженерной точки зрения цифра. Это же относится и к средствам воспроизведения — иной роликовый привод на штампованном шасси по звуку даст сто очков вперед кварцованному директ-драйву со светящимися цифирками в окошке. И трансформатор, по идее, должен проиграть транзисторному преду по шумам, фазовым и частотным искажениям. По измерениям — возможно, но на слух… Короче, трансформаторы, пришедшие из профессиональной звукозаписи, в виниловом тракте прижились. Они не требуют питания (для фонокорректоров это самостоятельная и очень непростая тема), и при правильной организации земли помехи и фон минимальны. И если прислушаться, можно заметить разницу в характере шумов: трансформатор дает ровный «белый» спектр, а транзисторный пред — случайный, в котором, помимо шипения, слышны какие-то щелчки и шорохи, напоминающие эфирные помехи. В общем, я — за трансформаторы.

Поэтому новый проект EMT, фирмы в прошлом исключительно профессиональной, меня заинтересовал. EST-10 — плоская алюминиевая коробочка с разъемами RCA на противоположных плоскостях. Обратите внимание, что это не обычные гнезда, а Neutrik NF2D, с теми же установочными размерами, что и XLR. Внутри — два бочонка из пермаллоя, установленные ближе к входам. Корпусная клемма не винтовая, как обычно, а в виде штекерного гнезда. Это не очень удобно, поскольку у большинства стандартных фонокабелей земляной конец заканчивается «лопаткой». Мне со своим Van den Hul MC D50T, например, пришлось изрядно повозиться.

На верхней плоскости корпуса выгравировано: «for all EMT standard stereo cartridges». Под стандартными головками подразумеваются собственные модели TSD15, TMD25, TND65, SD15, JSD5, JSD6, но подойдут и другие с аналогичным сопротивлением обмотки.

Для совместных испытаний я выбрал верхнюю модель JSD6G (€2900) из юбилейной серии. Она выглядит так же, как и JSD5, и почти не отличается по параметрам. Но имеются и серьезные различия. Во-первых, корпус выточен из цельной латунной заготовки и позолочен (G в названии означает Gold). Отсюда и рекордный вес — 18 граммов. Так что «шестерку» можно либо ставить на специальный тонарм, рассчитанный на тяжелые головки, либо добавлять противовес к обычному. Второе отличие — в профиле алмазной иглы. Это уже не Gyger S, как в младших моделях, а более сложная огранка Super Fineline (SFL®) в виде остроконечной пирамиды.

Конструкция головки открытая, так что при желании можно разглядеть все нюансы. Подвижная катушка помещена в цилиндр из магнитного материала. Кантилевер выполнен из бора, а клеммная колодка — из фторопласта. Спереди, над самой иглой, сделан треугольный носик, облегчающий прицеливание на нужную дорожку.

Головка поставляется в буковой коробке с накладкой из травленого алюминия. Внутри набор крепежных винтов разной длины, шестигранный ключ и паспорт. Приложен также оригинал ленты самописца, на которой снята АЧХ данного экземпляра (заводской №3388). Как видно на скане, головка абсолютно линейна в диапазоне 20 Гц — 10 кГц, а выше начинается плавный подъем, достигающий 1 дБ на пределе измерений 20 кГц.

Благодаря высокой гибкости подвижной системы (15 мкм/мН) и большой массе головки собственный резонанс получается очень низкий, порядка 9 Гц. Рекомендованное значение прижимной силы — 2,4 г, многовато для такой гибкой системы. Напряжение на выходе около 1 мВ, так что, имея фонокорректор с усилением 45 — 50 дБ, вполне можно обойтись и без трансформатора.

Картридж требует идеальной регулировки тонарма, неправильно выставленные углы (вертикальный и азимут) заметно ухудшают звучание. Лучший результат — когда трубка тонарма в рабочем положении параллельна плоскости диска. Проверка на треках «Vinyl Essentials» [1] дала вполне предсказуемо высокие результаты — разбаланс каналов 0,3 дБ, трэкабилити (устойчивость на сигналах с большой амплитудой) — 80 микрон.

Мне показалось, что игла с узким профилем не только извлекает больше информации, но и придает звучанию какой-то особый шарм. Некоторые ноты Бена Вебстера (тенор-саксофон) как бы отделяются от общего полотна, буквально выстреливают в слушателя. Медная группа в «Радецком Марше» [3] оглушительна, с пугающе достоверными тембрами и атакой. Шарль Азнавур [4] — полное ощущение, что микрофон на сцене подключен непосредственно к моему усилителю, а артист обращается именно к тебе. Какая жалость, что я не понимаю по-французски! У JSD6 очень широкий динамический диапазон, о чем свидетельствуют и пиковые индикаторы на рекордере — при стандартной установке регуляторов уровня эта головка зажигает сегменты +3, а на легких царапинах даже +6 дБ. Отсюда вывод: фонокорректор должен иметь перегрузочную способность не менее 15 дБ, иначе на пиках могут быть заметны искажения. Головка не выпячивает поверхностные шумы, но если пластинка не новая, вы это услышите. При потрясающей энергетике связка JSD6G + EST-10 дает ощущение полного контроля любой ситуации, она не страдает студийной аналитичностью, но и не допускает вольностей — в тональном балансе, формировании пространства, динамических пропорциях. И, как любые профессионалы (полное название производителя EMT Studiotechnik GmbH, если кто забыл), эти компоненты не имеют жанровых предпочтений.

КОМПОНЕНТЫ

  • Проигрыватель Bluenote Bellavista Signature с тонармом FR-64S.
  • Усилитель CR Developments Calypso.
  • Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk II.
  • Межблочные кабели:
  • Van den Hul MC D50T (Phono) (€150).
  • AudioQuest Emerald ($200).
  • Акустический кабель Furutech FS-303 0,5 м ($90).
  • Eraudio Space Harmonizer 1 ($150), Eraudio Steel Cones ($35).

Заявленные характеристики EMT EST-10

  • Диапазон частот (±0,2 дБ), Гц 30 — 20000
  • Коэффициент трансформации 1:10
  • Рекомендуемые головки TSD15, TMD25, TND65, SD15, JSD5, JSD6
  • Оптимальное сопротивление источника, Ом 80 — 170
  • Минимальное сопротивление нагрузки, кОм 10
  • Габариты, мм 103 x 185 x 42
  • Масса, кг 0,5

Заявленные характеристики EMT JSD6G

  • Тип MС
  • Диапазон частот, Гц 20– 30000
  • Выходное напряжение (5 см/с, 1 кГц), мВ 1
  • Разбаланс каналов (40 Гц — 12,5 кГц), дБ <1
  • Разделение каналов (1000 Гц), дБ >26
  • Профиль иглы Super Fineline
  • Эффективная масса иглы, мг ~1
  • Оптимальная прижимная сила, г 2,2 — 2,4
  • Податливость, мк/мН 15
  • Материал кантилевера бор
  • Материал иглы алмаз
  • Внутреннее сопротивление, Ом 20
  • Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 200 — 300
  • Рекомендуемая эффективная масса тонарма, г 15 — 35
  • Масса, г 18
  • Цена, CHF 2900

корпус головки выточен из цельной латунной заготовки и позолочен (G в названии означает Gold), отсюда и рекордный вес — 18 граммов

при потрясающей энергетике связка JSD6G + EST-10 дает ощущение полного контроля любой ситуации

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • «Vinyl Essentials. The Ultimate Pickup Test Record». Image Hi-Fi, Germany 2001.
  • Ben Webster, «Saturday night at the Montmartre». RCA, France, 1974.
  • Johann Strauss, «Radetzky Marsch». Берлинский филармонический Оркестр п/у Герберта фон Караяна.
  • «Aznavour Sings Aznavour Vol.3». Barclay, France, 1972.

 

Так выглядят алмазные иглы под микроскопом: слева Gyger S, справа — Super Fineline

типы, режимы работы и назначение

Специальные трансформаторы — промышленные сухие трансформаторы, разработанные специально для электрических сетей и потребителей энергии, для которых характерны особенные условия — к примеру, повышенная нагрузка или специальный режим работы. Такие трансформаторы предназначены в основном для промышленных предприятий, поскольку защищают промышленные электроприборы и постоянный ток. Трансформаторы специального типа позволяют понизить пульсации электрического тока, откорректировать частоту тока и изменить количество фаз.

режимы работы трансформатора

Виды трансформаторов

К числу специальной группы трансформаторов относят:

  • Согласующие.
  • Разделительные.
  • Высокочастотные.
  • Сварочные трансформаторы.
  • Автотрансформаторы и многие другие, созданные для узкого спектра задач.

Разделительные трансформаторы

Специальные разделительные трансформаторы широко применяются в областях, требующих принятия дополнительных мер безопасности при работе с электроинструментом. Они используются в медицинском оборудовании, где требуется непосредственный контакт с телом человека.

В целях обеспечения электрической безопасности на общем магнитопроводе размещаются две обмотки идентичной конструкции, что позволяет получать на выходе такое же напряжение, как и на входе.

На корпусе прибора в случае пробоя изоляции провода формируется потенциал, который может поразить человека и стать причиной электротравмы. Оптимальное использование питания электрооборудования возможно при гальваническом разделении схемы, при этом оно одновременно исключает вероятность получения электротравмы в случае пробоя вторичной схемы изоляции на корпус.

специальные типы трансформаторов

Высокочастотные трансформаторы

Трансформаторы специального назначения, отличающиеся от обычного оборудования материалом, из которого выполнен магнитопровод, что позволяет без искажений передавать высокочастотные сигналы.

Согласующие трансформаторы

Предназначены для согласования сопротивлений в электронной схеме. Согласующие специальные трансформаторы широко применяются в усилителях звуковых частот и антенных устройствах.

Сварочные трансформаторы

Трансформаторы сварочного типа применяются в промышленных предприятиях, пользуясь при этом немалой популярностью у радиолюбителей.

Первичная обмотка формируется с большим количеством витков, благодаря которым осуществляется обработка электрической энергии с напряжением на входе 220 либо 380 вольт. Число витков во вторичной обмотке меньше, но при этом ток, протекающий по ней, высокий и может достигать тысячи ампер.

пик трансформаторы

Трансформаторы для дуговой электросварки

Понижающий однофазный специальный трансформатор, способный преобразовать напряжение сети 220 либо 380 В до необходимых для горения электрической дуги 60-70 В. Поскольку сопротивление электрической дуги минимально, работа сварочного инвертора осуществляется в условиях, максимально приближенных к короткому замыканию. В связи с этим ко вторичной цепи трансформатора последовательно подключен дроссель с подвижным сердечником для ограничения величины тока. Величина сварочного тока и индуктивного сопротивления дросселя может корректироваться посредством изменения в магнитной цепи величины воздушного зазора.

Трансформатор с подвижным сердечником

Специальный трансформатор, сердечник которого состоит из двух частей — подвижной и неподвижной, причем подвижная со вторичной обмоткой располагается внутри неподвижной с первичной обмоткой. Первичная обмотка такого трансформатора выполнена из подключенных встречно двух катушек. Подключение такого трансформатора в цепь одновременно с вольтдобавочным трансформатором позволяет регулировать вторичное направление.

трансформаторы и автотрансформаторы

Трансформаторы для выпрямительных установок

Вторичная цепь таких трансформаторов включает вентили, благодаря которым переменный ток преобразуется в пульсирующий. Габариты и масса специальных трансформаторов для выпрямительных установок значительно больше, чем у аналогичных устройств идентичной выходной мощности, но в их обмотках имеется синусоидальный ток. Объясняется это тем, что в трансформаторах, подключенных к выпрямительным схемам, полезная мощность зависит от составляющей вторичного тока, а нагрев обмоток — от полных первичного и вторичного токов с высшими гармониками.

Сетевая, или первичная, обмотка трехфазных выпрямительных трансформаторов соединяется в «треугольник» либо «звезду», а вторичная — вентильная — подключается таким образом, чтобы одно- и трехфазный ток преобразовывался в многофазный с количеством фаз, требуемых для конкретной схемы преобразования. Чем больше число фаз, тем ниже пульсация выпрямленного напряжения. Установленные на электровозах выпрямители однофазного тока работают на двухфазных схемах, на тяговых подстанциях — шестифазные и двенадцатифазные.

Регулируемый трансформатор

Трансформатор, режим работы которого зависит от изменения подмагничивания шунтов и имеющий три объединенных обмотки, питание одной из которых осуществляется постоянным током. Напряжение на выходе трансформатора изменяется при изменении в цепи подмагничивания постоянного тока.

трансформаторы специального назначения

Импульсные трансформаторы

Предназначены для трансформации импульсов напряжения при сохранении их формы без изменений. Обмотки импульсных трансформаторов специального типа выполняются малослойными с целью понижения обусловленных воздействием гистерезиса искажений, паразитных емкостей, вихревых токов и индуктивностей рассеивания. Сердечники выполняются из пермаллоя или электротехнической холоднокатаной стали.

Пик-трансформаторы

Трансформаторы, предназначенные для преобразования синусоидального напряжения в пикообразное, требующееся для открывания тиратронов, управляемых вентилей — тиристоров и аналогичного оборудования. Пик-трансформаторы представляют собой двухобмоточные трансформаторы с линейным активным либо индуктивным сопротивлением в цепи первичной обмотки и сильно насыщенным магнитопроводом. Благодаря такому строению на вторичной обмотке индуктируется ЭДС в виде кратковременных импульсов, при этом моменты прохождения тока через нуль соответствуют максимумам импульсов.

специальные трансформаторы

Дроссели

Электромагнитное статическое оборудование, используемое в электрических цепях благодаря своей индуктивности. Реактор, или дроссель, представляет собой катушку с ферромагнитным сердечником. В зависимости от назначения и режима работы, трансформаторы делятся на несколько видов:

  • Сглаживающие. Предназначены для сглаживания пульсаций выпрямленного тока и использующиеся в цепях тяговых двигателей электропоездов и электровозов.
  • Переходные. Переключают выводы трансформатора.
  • Токоограничивающие. Сокращают токи короткого замыкания.
  • Делительные. Равномерно распределяют токи нагрузки между вентилями, подключенными параллельно.
  • Помехоподавляющие. Устраняют помехи, возникающие при функционировании аппаратов, оборудования и электрических машин.
  • Индуктивные шунты. Распределяют ток между обмотками работающих тяговых двигателей и параллельно подключенных к ним резисторов во время переходных процессов.

Перечисленные выше виды специальных трансформаторов являются одними из наиболее популярных и часто встречаемых.

Нанокристаллические магнитопроводы для аудио техники

Тип Габаритные размеры в контейнере
[с покрытием краской]
(без контейнера)
(D-d-H)
(мм)
Длина средней
линии
Lm 
(мм)
Эффект.
сечение Ac
(мм2)
Вес
(г)

Коэфф.
индуктивности
AL1)
(мкГн/ вит2)
1 кГц

Коэфф. прямоуг.,
не более
(200 Гц)
Материал контейнера
Номин. Номин. Номин. Min

MSTAN-10S-TH

[MSTANP-10S-TH]

11,3 – 5,3 – 5,6

[11,0 – 5,5 – 5,5]
(10,0 – 6,5 – 4,5)

25,9 6,0 1,13 13,0 0,3
[0,35]
Пластик 
[Покрытие краской]

MSTAN-12S-TH

[MSTANP-12S-TH]

14,0 – 6,6 – 6,3

[13,0 – 7,0 – 5,5]
(12,0 – 8,0 – 4,5)

31,4 6,8 1,57 12,3

MSTAN-15A-TH

[MSTANP-15A-TH]

16,7 – 10,5 – 6,3

[16,0 – 11,0 – 5,5]
(15,0 – 12,0 – 4,5)

42,4 5,13 1,6 6,8

MSTAN-16A-TH

[MSTANP-16A-TH]

17,8 – 8,3 – 8,1

[17,0 – 9,0 – 7,0]
(16,0 – 10,0 – 6,0)

40,8 13,7 4,1 18,9

MSTAN-18S-TH

[MSTANP-18S-TH]

19,8 – 10,4 – 6,4

[19,0 – 11,0 – 5,5]
(18,0 – 12,0 – 4,5)

47,1 10,3 3,5 12,3

MSTAN-20A-TH

[MSTANP-20A-TH]

22,5 – 10,4 – 10,1

[21,0 – 11,5 – 9,0]
(20,0 – 12,5 – 8,0)

51,0 22,8 8,5 25,3 

MSTAN-25B-Th2

[MSTANP-25B-Th2]

26,6 – 13,6 – 8,7**
[26,0 – 14,0 – 5,0]
(25,0 – 15,0 – 4,0)
62,8 15,2 6,9 13,7

MSTAN-25A-TH

[MSTANP-25A-TH]

27,7 – 17,3 – 12,9

[26,0 – 19,0 – 11,0]
(25,0 – 20,0 – 10,0)

70,7 19,0 9,8 15,2

MSTAN-25S-TH

[MSTANP-25S-TH]

28,4 – 13,8 – 12,2

[26,0 – 17,0 – 11,0]
(25,0 – 16,0 – 10,0)

64,4 34,2 16,1 30,0 

MSTAN-30S-Th2

[MSTANP-30S-Th2]

32,6 – 18,1 – 15,5**
[31,0 – 19,0 – 4,0]
(30,0 – 20,0 – 3,0)
78,5 11,4 6,5 8,2

MSTAN-30S-TH

[MSTANP-30S-TH]

32,7 – 17,8 – 12,4

[31,0 – 19,0 – 11,0]

(30,0 – 20,0 – 10,0)

78,5 37,5 21,8 27,4

MSTAN-32S-TH

[MSTANP-32S-TH]

34,2 – 17,7 – 12,3

[33,0 – 19,0 – 11,0]
(32,0 – 20,0 – 10,0)

81,6 45,0 27,2 31,6

MSTAN-40A-TH

[MSTANP-40A-TH]

42,7 – 29,0 – 18,0

[41,0 – 31,0 – 16,0]
(40,0 – 32,0 – 15,0)

113,0 45,6 37,6 22,8

MSTAN-40S-TH

[MSTANP-40S-TH]

40,7 – 23,4 – 15,3

[39,0 – 25,0 – 13,0]
(38,0 – 26,0 – 12,0)

100,5 54,7 40,2 30,8

MSTAN-45S-TH

[MSTANP-45S-TH]

48,1 – 21,9 – 23,4

[46,0 – 26,0 – 21,0]
(45,0 – 25,0 – 20,0)

100,9 152 122,0 78,2
MSTAN-50S-TH 53,8 – 36,2 – 23,9
(50,0 – 40,0 – 20,0)
141,3 76,0 78,4 30,4
MSTAN-60S-TH 64,0 – 41,0 – 24,5
(60,0 – 45,0 – 20,0)
164,9 114,0 137,2 39,0
MSTAN-60A-TH 64,0 – 36,0 – 34,0
(60,0 – 40,0 – 30,0)
157,0 228,0 261 82,0
MSTAN-63A-TH 67,3 – 46,5 – 28,6
(63,0 – 50,0 – 25,0)
177,4 123,5 160 39,4

MSTAN-64S-TH

(новый)

68,5 — 37,0 — 24,5

(64,0 – 40,0 – 20,0)

163,3 182,4 217,4 63,0
MSTAN-80A-TH

84,3 – 59,0 – 29,5

(80,0 – 63,0 – 25,0)

224,5 161,5 265 40,7

MSTAN-80S-TH

(новый)

84,0 — 47,0 — 25,0

(80,0 – 50,0 – 20,0)

204,1 228,0 340 63,0

MSTAN-90S-TH

(новый)

93,5 — 46,0 — 35,0

(90,0 – 50,0 – 30,0)

220,0 456,0 732 117,3

MSTAN-100A-TH

(новый)

103,5 — 46,5 — 29,0

(100,0 – 50,0 – 25,0)

235,5 475,0 817 114,0
MSTAN-100S-TH 104,2 – 75,8 – 24,7
(100,0 – 80,0 – 20,0)
282,6 152,0 313 30,4

MSTAN-120A-TH

(новый)

124,5 — 75,0 — 36,0

(120,0 – 80,0 – 30,0)

314,0 456,0 1045 82,0

MSTAN-120S-TH

(новый)

126,0 — 75,0 — 25,5

(120,0 – 80,0 – 20,0)

314,0 304,0 697 54,7
Примечание: при серийных заказах по согласованию могут быть изготовлены магнитопроводы с внешним диаметром до 200 мм.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о