Типы быстрых зарядок и нюансы используемых кабелей | Блог
Современные смартфоны потребляют намного больше энергии, чем их предшественники: больше быстродействие, больше экран, больше памяти, GPS, Bluetooth, Wi-Fi. Все это прекрасно, однако емкости аккумуляторов за прогрессом не поспевают. В результате многие современные смартфоны держат заряд не более суток. Рано или поздно вы забываете поставить вечером гаджет на зарядку, а утром понимаете, что через 15 минут выходить из дома, а заряда — «на донышке». Что делать? Бежать покупать портативный аккумулятор или можно что-то сделать за эти 15 минут?
Как долго должен заряжаться аккумулятор?
Так получилось, что USB стал стандартом для зарядных устройств всех гаджетов. Но разрабатывался этот стандарт, во-первых, давно, во-вторых, совсем не для этого.
Стандарт USB был разработан еще в 1996 году. Устройства тех лет, питающиеся от разъема USB, зачастую не имели контроллеров питания и могли просто сгореть, получив большой ток. Поэтому в стандарте вплоть до версии 2.0 максимальный ток составлял 500 мА, поэтому заряда смартфона с батарейкой емкостью в 3000 мАч требовалось 7-8 часов, хотя сам аккумулятор вполне мог бы потреблять 1,5 А и зарядиться за 2-3 часа.
Именно поэтому зарядка, идущая в комплекте с гаджетом, зачастую заряжает его намного быстрее — она просто выдает повышенный ток, рассчитанный на конкретный аккумулятор.
Сам стандарт разрабатывался для передачи данных, а не для питания. Разъемы и кабели USB не предназначены для больших токов, так что производители гаджетов столкнулись с неприятностями, начав выпускать такие зарядки с токами до 5А и более. Провода кабеля USB довольно тонкие, сопротивление их высоко. Но с увеличением тока падение напряжения на кабеле и его нагрев стали довольно существенными. Кроме того, появились случаи перегрева тонких контактов разъема. Поэтому большинство обычных зарядный устройств дают на выходе до 2А, а зарядка по-прежнему длится часами.
Что такое быстрая зарядка?
Это зарядка токами 1С и выше, то есть токами, кратными емкости аккумулятора. Например, 1А для емкости 1000 м·Ач и так далее. Поначалу такой режим считался крайне неблагоприятным для литий-ионных батарей. Но со временем ситуация изменилась — зарядка током 1С уже не вызывает заметного снижения ресурса у современных аккумуляторов, а зарядка током в 2С приводит к потере примерно 20 % емкости через 500–800 циклов заряда-разряда. Да, если пользоваться быстрой зарядкой ежедневно, через пару лет вы заметите падение емкости. Но вряд ли из-за этого стоит отказываться от возможности зарядить телефон за полчаса.
Чтобы не было потерь на тонких проводах, режимы быстрой зарядки используют повышенное напряжение в кабеле. ЗУ может выдавать напряжение до 20В, а в гаджете оно понизится до требуемых 5В с соответствующим увеличением тока. Например, если ЗУ обеспечивает напряжение 20В и ток 2А, то на аккумуляторе будут 5В и 8А.
Для сохранения совместимости со старыми ЗУ и компьютерными USB, новым зарядным устройствам пришлось «поумнеть» — теперь они не сразу выдают максимальные ток и напряжение, а только после получения запроса от гаджета. К сожалению, способы «общения» ЗУ и гаджета у каждого производителя свои.
Типы быстрой зарядки
Quick Charge — стандарт компании Qualcomm, поддерживается устройствами, собранными на базе чипсетов Snapdragon, начиная с 2013 г. Максимальный поддерживаемый ток — 3А и 5A в версии 4, напряжение может меняться от 3,6 до 20 В, а также до 22 в версии 3 и до 21 в 4+. Стандарт теоретически обеспечивает до 100 Вт мощности, но практически такая мощность устройствами не поддерживается, а штатные ЗУ выдают всего 18 Вт. Контроль температуры в стандарт не вписан, так что нередки случаи перегрева при быстрой зарядке. Сейчас большинство производителей смартфонов обеспечивают контроль температуры при использовании QC. А стандарт QC 4 имеет полную поддержку протокола Power Delivery.
Adaptive Fast Charging компании Samsung основан на Quick Charge 2 и частично с ним совместим, поэтому заряжать его от ЗУ с поддержкой QC 2 можно, но зарядка идет медленнее, чем от штатного. Контроль температуры есть, так что зарядка безопасна.
Motorola Turbopower компанией Lenovo так же разработан на основе стандарта Quick Charge 2, с которым полностью совместим. Отличия незначительны, основное заключается не в самом стандарте, а в наличии штатного ЗУ Motorola на 25 Вт против 18 Вт у поддерживающих QC 2. По скорости зарядки уступает QC и PD последних версий.
Huawei Super Charge применяется на устройствах Huawei и тоже основан на Quick Charge 2. Напряжение может достигать 5В, ток — 5А, давая в итоге максимальную мощность 25 Вт. По скорости зарядки уступает QC и PD последних версий.
Pump Express разработан компанией MediaTek и поддерживается гаджетами, собранными на базе SoC этого производителя. Он также основан на Quick Charge 2, и полностью с ним совместим. Его мощность ограничена 15 Вт, поэтому на емких аккумуляторах он покажет меньшую скорость зарядки по сравнению с другими стандартами. Зато в Pump Express есть контроль температуры аккумулятора, что значительно повышает безопасность зарядки.
Быстрая зарядка Apple совместима с Power Delivery. ЗУ Apple может выдавать до 87 Вт, что позволяет быстро зарядить не только все модели iPhone, начиная с 8, но и емкие аккумуляторы iPad Pro и MacBook 12.
Oppo Vooc (и основанный на ней Dash Charge) выбиваются из остального ряда — это оригинальные, ни с чем не совместимые стандарты. Используются на устройствах OnePlus и Oppo. Зарядное устройство выдает до 25 Вт мощности. Из-за несовместимости стандартов быстрая зарядка осуществима только с помощью оригинальных зарядного устройства и кабеля.
Power Delivery — наиболее перспективный стандарт быстрой зарядки, разработанный консорциумом USB в 2015 году. Стандарт поддерживает напряжения питания до 20 В и ток до 3А, что в итоге дает до 60 Вт мощности. А наиболее перспективным он считается из-за того, что «встроен» в новый стандарт USB 3.1 и теперь любые устройства, использующие разъем Type-C, должны либо поддерживать Power Delivery, либо смириться с недовольством пользователей, пытающихся заряжать гаджеты от ЗУ с поддержкой PD. Apple и Qualcomm уже выбрали первый вариант.
USB 3.1 + Power Delivery = некоторые проблемы
Теперь «умным и быстрым» ЗУ может быть любое устройство, поддерживающее USB 3.1. Заряжаемое устройство определит возможности заряжающего порта, измерив сопротивление между парой контактов разъема — CC и Vbus. Если порт может выдать максимум 0,9 А, как обычный порт USB 3.0, сопротивление будет равно 56 кОм, 22 кОм «скажут» гаджету, что ЗУ может выдать до 1,5 А, а 10 кОм — 3А.
Но как быть с кабелями-переходниками с Type-C на USB 2.0? У первого — 24 контакта, у второго — всего 4, а тех, между которыми ЗУ должно выставлять сигнальное сопротивление, просто нет. Консорциум USB решил встраивать резисторы прямо внутрь кабеля: 10 кОм в кабеля для мощных ЗУ, 22 кОм — для ЗУ с выходным током 1,5 А, ну и для 0,9 А — 56 кОм.
А если перепутать? Чаще всего — ЗУ не даст максимального тока и зарядка будет идти в разы дольше. Если же ЗУ попытается дать гаджету ток больше, чем оно способно, то может выйти из строя, а в худшем случае — испортить и гаджет.
Масла в огонь подлили китайцы, начав засовывать резисторы 10 кОм во все кабели-переходники с Type-C на USB 2.0. В том числе и в дешевые тонкожильные, неспособные выдержать те 3А, которые он якобы должен пропускать.
Чтобы всем стало совсем «весело», консорциум USB регламентировал установку в кабели Type-C маркирующей микросхемы eMarker, информирующей оба подключенных к нему устройства о возможностях кабеля. Проблема в том, что дорогостоящий кабель с микросхемой eMarker может быстро сгореть на паре ЗУ–гаджет, поддерживающей какой-нибудь стандарт быстрой зарядки, отличной от Power Delivery. eMarker питается от 5В, а тот же QickCharge 2 и все основанные на нем протоколы запросто могут поднять напряжение питающей линии до 18 В.
Вывод один — не используйте для быстрой зарядки «случайные» кабели. Это особенно важно для кабелей с разъемами Type-C, но актуально и для старых разъемов: невооруженным глазом не заметить, что у кабеля сечение жил меньше и разъем контактирует неплотно. В результате зарядка будет идти намного дольше, и это еще не самое худшее: возникающий из-за искрения контактов нагрев может привести к повреждению разъема или вообще к воспламенению прилегающего пластика. Настоятельно рекомендуется не пользоваться для зарядки «чужими» проводами, пусть они и выглядят подходящими.
Штекеры-разъемы для блоков питания ноутбуков
Выбор зарядного устройства для ноутбука по типу и размеру штекера – это следующий этап после определения технических характеристик адаптера.
Штекеры (разъемы) бывают многисленных размеров, форм и типов.
Вам следует определить по внешнему виду каким это является типом разъема, при помощи которого он подключается к ноутбуку.
Мы сделали специальную инфографику, в которой можно удобно найти требуемые типы разъемов ноутбучных сетевых адаптеров.
Всех основные типы разъемов блоков питания ноутбуков
Вид основных штекеров адаптеров ноутбуков
Производитель зарядного устройства ноутбука |
тип штекера |
---|---|
Зарядное для ноутбуков ACER, EMACHINES, GATEWAY, PACKARD BELL | штекер 5.5*1.7 2-pin |
Зарядное для ноутбуков ACER, SAMSUNG | штекер 3.0*1.1 2-pin |
Зарядное для ноутбуков ASUS | штекер 2.5*0.7 2-pin |
Зарядное для ноутбуков ASUS | штекер 4.0*1.35 2-pin |
Зарядное для ноутбуков ASUS, BENQ, FUJITSU-SIEMENS, GATEWAY, LENOVO, LG, MSI, NTT, TOSHIBA | штекер 5.5*2.5 2-pin |
Зарядное для ноутбуков COMPAQ, DELL, HP | штекер 7.4*5.0 3-pin |
Зарядное для ноутбуков COMPAQ, HP | штекер 4.8*1.7 2-pin |
Зарядное для ноутбуков DELL, HP | штекер 4.5*2.7 3-pin |
Зарядное для ноутбуков HP | штекер овальный multipin |
Зарядное для ноутбуков IBM, LENOVO | штекер 7.9*5.5 3-pin |
Зарядное для ноутбуков LENOVO | штекер прямоугольный 3-pin |
Зарядное для ноутбуков SAMSUNG | штекер 5.5*3.0 3-pin |
Зарядное для ноутбуков SONY | штекер 6.5*4.4 3-pin |
И, напомним, что сила тока, а, значит, и мощность зарядного устройства для ноутбука может быть больше необходимого значения, так как это обеспечит запас мощности (ноутбук возьмет от блока питания столько, сколько ему нужно, а остальное просто останется в зарядном).
Это положительно скажется на рабочей температуре и сроке службы блока питания, поскольку он будет работать под относительно невысокой нагрузкой.
Типы разъёмов для аккумуляторов | Современные зарядные устройства и аккумуляторы
Покупая универсальное зарядное устройство, мы всегда задаём вопрос: -А подходят ли переходники, которые поставляются в комплекте с зарядником, для имеющихся у нас аккумуляторов с силовыми разъёмами, и разъёмами для их балансировки? Аналогичный вопрос с совместимостью разъёмов мучает нас при покупке аккумуляторов (силовых аккумуляторов).
Давайте разберёмся в разнообразии разъёмов, которые устанавливаются сейчас на современные силовые аккумуляторы …
1 — XT60 Deans
Один из самых надёжных силовых разъёмов, которые стараются применять на силовых аккумуляторах, предназначенных для использования в радиоуправляемых авиамоделях
2 — Deans Ultra
Помимо официального названия данный тип разъёма часто именуют T-plug или T-Deans
3 — XT
XT является аналогом Deans Ultra (T-plug, T-Deans), но в отличие от Deans, пластиковый корпус разъёма имеет ребристую поверхность, которая значительно упрощает разъединение клемм
4 — DEANS Micro
5 — JST / BEC
Чаще всего JST разъём встречается на сборках модельных аккумуляторов или кассетах для аккумуляторов, которые применяются в качестве бортового питания электроники радиоуправляемых моделей
6 — Tamiya и Mini Tamiya
Один из самых популярных разъёмов, который уже много лет применяется в бюджетных радиоуправляемых моделях и игрушках, и, соответственно, устанавливается на аккумуляторы, которые предназначены для их питания
7 — Traxxas
Данные разъёмы чаще всего можно встретить на аккумуляторах, которые предназначены для использования в радиоуправляемых автомоделях от компании Traxxas
8 — Astro Flight Zero Loss Connectors
9 — Futaba J
Futaba J — самый распространённый разъём, который знаком любому моделисту. С помощью данного разъёма к приёмникам модели подключаются все электронные устройства: сервоприводы, регуляторы хода, гироскопы, аккумуляторы бортового питания и т.д. Кроме того, с помощью такого разъёма к универсальным зарядным устройствам подключаются внешние температурные датчики. У разъёма Futaba J есть схожие аналоги, которые выпускаются компаниями, специализирующимися на выпуске электронных устройств и аксессуаров для моделизма
Типы зарядных кабелей для электромобилей
Какие существуют кабели для зарядки электромобилей?
Зарядный кабель Mode 2
Зарядный кабель с контролем заряда доступен в самых разных вариантах. Часто данный кабель входит в заводской комплект изготовителя для подключения к обычной розетке. Таким образом, водители электромобилей могут в случае необходимости зарядиться от обычной розетки. При этом связь между электромобилем и зарядным портом осуществляет устройства контроля заряда, находящееся между штекером автомобиля и штекером обычной розетки (ICCB, in-cable control box).
Зарядный Кабель Mode 3
Зарядный кабель Mode 3 — это самый распространённый кабель для подключения к зарядным станциям — он может обеспечивать зарядку до 43 КВт. Зарядные станции зачастую оснащены розеткой Type 2. Чтобы зарядить Ваш электромобиль, Вам необходим либо Зарядный кабель Mode 3 для зарядки Type 2 на Type 2 (например, для Renault ZOE), либо кабель Mode 3 для зарядки Type 2 на Type 1 (например, для Nissan Leaf). Чтобы узнать какой тип подключения у вашего электромобиля, воспользуйтесь нашей таблицей или оставьте запрос нашему менеджеру.
Какие существуют типы разъемов для электромобилей?
Разъем Type 1 / J1772
Разъем Type 1 представляет собой однофазный штекер, который обеспечивает зарядную мощность до 7,4 кВт (230 В, 32 А). Стандарт используется в основном в моделях автомобилей из азиатского региона и довольно редко в Европе. Type 1 постепенно выходит из эксплуатации в связи с ограниченной мощностью по фазам.
Разъем Type 2 / Mennekes
Трехфазный разъем наиболее широко используется в европейском регионе и установлен в качестве стандарта. С данным разъемом можно использовать зарядные станции для дома, которые обладают мощностью до 22 кВт (380 В, 32 А), а так же на зарядных станциях, мощность которых может достигать 43 кВт (380 В, 63 А). Большинство общественных зарядных станций оснащены розеткой Type 2. К такой станции можно подключить любой зарядный кабель Mode 3, о котором мы говорили ранее, поэтому можно заряжать как электромобили с разъемом Type 2 на Type 2 (но максимально мощность зарядки будет составлять 7,4 Квт), так и с другими разъемами. Со стороны зарядной станции все кабели Mode 3 имеют так называемый штекер Mennekes Type 2
Комбо-разъем (Combined Charging System CCS)
Разъем CCS добавляет к разъему Type 2 функцию быстрой зарядки с двумя дополнительными силовыми контактами и поддерживает зарядку переменного и постоянного тока (AC и DC) мощностью до 170 кВт. На практике значение будет не более 50 кВт на территории РФ.
Разъем CHAdeMO
Эта система быстрой зарядки была разработана в Японии и позволяет получать заряд до 100 кВт. Однако в большинстве общественных зарядных станций доступна только мощность 50 кВт, чего, как правило, вполне достаточно. На территории России такой вид заряда не пользуется популярностью.
Следующие производители предлагают электромобили, совместимые с разъемом CHAdeMO: BD Otomotive, Citroën, Honda, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Subaru, Tesla (с адаптером) и Toyota.
Tesla Supercharger
Тесла использует для своего электромобиля модифицированную версию разъема Mennekes Type 2. Это обеспечивает заряд модели S на 80% в течение 30 минут с мощностью до 120 кВт (постоянного тока). Tesla предлагает бесплатную зарядку для своих клиентов. Другие автомодели пока не могут заряжаться от Tesla Supercharger. Автомобиль Tesla для европейского потребителя поставляется с разъемом Type 2.
Подобрать необходимый кабель, зарядную станцию и аксессуары к ним можно в нашем интернет-магазине в разделе каталога.
Если вы сомневаетесь в правильности выбора зарядного устройства для своего электромобиля — воспользуетесь формой «помочь с выбором», и мы обязательно свяжемся с Вами!
Зарядное устройство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2015; проверки требуют 72 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2015; проверки требуют 72 правки. Бытовые внешние зарядные устройства и электробритва с встроенным зарядным устройствомВключает в себя преобразователь напряжения (трансформатор или импульсный блок питания), выпрямитель, стабилизатор напряжения, и по необходимости устройство контроля процесса заряда, средства индикации (стрелочный или светодиодный амперметр/вольтметр).
Характеристики зарядных устройств зависят от типа аккумуляторов, рабочего напряжения, номинальной ёмкости.
Зарядные устройства могут быть встроенными и внешними.
Зарядные и пуско-зарядные устройства аккумуляторов автомобиля[править | править код]
Зарядные устройства автомобильных аккумуляторных батарей являются внешними, запитываются от сети 220—230 В переменного тока штепсельным разъёмом и снабжены зажимами-крокодилами для присоединения к клеммам аккумуляторной батареи.
Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) для автомобильных аккумуляторных батарей используется не только для зарядки автомобильных аккумуляторных батарей, но также и для запуска автомобильного двигателя электрическим стартером при севшем батарее (без предварительной полной зарядки самой батареи). При этом может использоваться как методика пуска двигателя с предварительной частичной подзарядкой штатной аккумуляторной батареи в течение нескольких минут, так и запуск двигателя при полном разряде штатной батареи с немедленным запуском. Запуск достигается за счёт возможности ПЗУ выдавать в несколько раз бо́льший ток, чем просто зарядное устройство (ЗУ — предназначенное только для зарядки аккумуляторной батареи). Как следствие, ПЗУ обладает существенно бо́льшей массой и габаритами, нежели простое зарядное устройство.
Необходимый ток для запуска двигателя внутреннего сгорания должен в моменте достигать значений 100—1000 А[1][неавторитетный источник?]. Поэтому первые советские пуско-зарядные устройства обладали способностью давать ток только в нижнем пределе потребностей
Маркировка зарядных устройств для зарядки автомобильных аккумуляторов[править | править код]
А В/С, где А — название зарядного устройства, В — максимальная ёмкость аккумуляторной батареи в А⋅ч, который целесообразно заряжать этим зарядным устройством, С — максимальное значение напряжения аккумуляторной батареи, который целесообразно заряжать этим зарядным устройством.
При превышении параметра В значения 170 А зарядное устройство может быть использовано не только для зарядки, но и для помощи при запуске двигателя.
Автоматическое зарядное устройство позволяющее проводить десульфатацию автомобильных аккумуляторных батарей
Зарядно-пусковое устройство позволяющее заводить автомобиль «прикуриванием»
Автоматическое зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей со светодиодной индикацией
-
Зарядное устройство с возможностью автоматического режима зарядки и ручного управления зарядкой
Зарядные устройства литиевых аккумуляторов[править | править код]
Зарядные устройства для литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов имеют свои особенности, поскольку перезаряд и глубокий разряд может привести к выходу аккумулятора из строя. Основной способ заряда литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, рекомендуемый производителями, это заряд постоянным током с контролем тока заряда и напряжения на выводах аккумулятора. Для этого предназначены специализированные, зачастую встроенные в аппаратуру зарядные устройства с использованием специализированных контроллеров
-
Зарядное устройство для заряжания 7,2 В литий-ионной аккумуляторной батареи видеокамеры
Зарядное устройство для заряжания 3,7 В литий-ионного аккумулятора типоразмера 18650 от 5 В USB-порта вмонтировано в фонарик в котором он используется
Беспроводное зарядное устройство / Индукционное зарядное устройство[3][4] применяется, с конца 2000-х годов, во многих мобильных устройствах.
Также применяется на электротранспорте.
Промышленные зарядные устройства представляют собой блоки с электронной аппаратурой, размещаемые в цехе зарядной станции (или специализированном помещении). Такая аппаратура предназначена для одновременного обслуживания нескольких аккумуляторных батарей и позволяет выполнять различные долговременные операции (заряд-разряд, заряд импульсными токами), в том числе и в автоматическом режиме.
-
Зарядная станция свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Зарядное устройство электробуса для подзарядки аккумуляторных батарей на остановке
Зарядные станции аккумуляторов портативных радиостанций
Зарядный автомат для мобильных устройств
Общественное зарядное устройство с USB-разъёмами вмонтированное в панель с картой на станции метрополитена
-
Зарядное устройство с USB-разъёмами вмонтированное в поручень автобуса
- Зарядные устройства портативных и мобильных устройств
-
Зарядное устройство (блок питания) сотового телефона ограниченное разъёмом подключаемого устройства для зарядки, выдаваемым напряжением и силой тока на которую рассчитано
-
Зарядное устройство для плоских 3,7 В литий-ионных аккумуляторов телефонов и других устройств ограниченное производителем расположением контактных площадок и размерами аккумулятора для заряжания которых рассчитан
-
На переднем плане 2 аккумуляторные батареи фотоаппарата и зарядное устройство к ним
-
Устройство платы зарядного устройства «Canon CB2LTE»
Устройство зарядного устройства «Bosch AL1105CV»
- Зарядные устройства типовых аккумуляторов
Зарядное устройство со светодиодной индикацией, для заряжания аккумуляторов типоразмеров AA, AAA и аккумуляторных батарей типа «Крона»
-
Автоматическое цифровое «интеллектуальное» 4-х канальное зарядное устройство для зарядки разных типоразмеров цилиндрических аккумуляторов с возможностью корректировки процесса заряда
-
Портативное зарядное устройство для 2-х аккумуляторов типоразмера АА с питанием от USB-порта
Аккумуляторы типоразмера АА со встроенной платой обеспечивающей зарядку от USB-порта
- Универсальные и USB зарядные устройства
Универсальное зарядное устройство для заряжания малогабаритных аккумуляторов и аккумуляторных батарей разного типа и формфактора с автоматической и ручной предустановкой режимов заряда
-
Универсальное зарядное устройство типа «лягушка» для заряжания плоских с разными размерами и расположением контактных площадок литий-ионных аккумуляторов телефонов, фотоаппаратов и других устройств
-
USB-зарядное устройство (блок питания) встроенное в электророзетку выдающее стандартное для USB 5 В напряжение питания
-
Универсальное зарядное устройство (блок питания) с USB-выходом подключаемое к сети 220 В, непосредственно управление зарядки осуществляет само мобильное устройство в котором установлен аккумулятор
Пример устройства зарядного устройства (блока питания) с USB-выходом
Пример автомобильного зарядного устройства (блока питания) с 2 USB-выходами подключаемого в гнездо прикуривателя
- Внешние аккумуляторы (портативные автономные блоки питания)
Устройство простейшего повер-банка с USB-гнездом, платой-преобразователем и литий-ионным аккумулятором типоразмера 18650
-
Повер-банк с 2-мя никель-металл-гидридными аккумуляторами типоразмера АА с возможностью их подзарядки встроенной солнечной батареей
-
Переносная солнечная батарея для зарядки мобильных устройств и встроенного аккумулятора
-
Универсальный повер банк с 5 USB-портами и несколькими напряжениями питания устройств