Т эдисон изобретения: Все великие изобретения Томаса Алвы Эдисона — портал «Человек Online» | Закон – Биография Томаса Эдисона — фото, цитаты, изобретения, интересные факты, история успеха

Содержание

Все великие изобретения Томаса Алвы Эдисона — портал «Человек Online» | Закон

11 февраля 1847 года родился великий изобретатель Томас Алва Эдисон. Мы вспоминаем десять технических достижений, обессмертивших имя американского инженера


Родился этот легендарный человек в США в штате Огайо 11 февраля 1847 года. Первый свой патент Эдисон получил в 22 года. За 62 года Томас Эдисон получил только в США 1033 патента и 1200 патентов в других странах. Исследователи подсчитали, что в среднем, каждые две недели учёный получал новый патент. Не смотря на то, что многие из его изобретений не были уникальны, он часто судился с другими изобретателями, идеями которых он руководствовался. При этом маркетинговые умения и его влияние часто помогали выиграть.

Электрический счётчик  

Первое изобретение Эдисона, на которое он получил патент в 1869 году, был электрический счётчик голосов на выборах. Устройство представляло собой аппарат для подсчёта голосов, на котором депутаты должны были нажимать кнопки «за» и «против». Так проходил общий подсчёт голосов.

Друг Эдисона Девитт Робертс проявил интерес к аппарату, купил его за 100 долларов и повёз в Вашингтон. Но, по мнению парламентариев, его счётчик был абсолютно бесполезен для проведения выборов. Так устройство было отправлено на политическое кладбище.

В настоящее время подобные устройства используются практически во всех странах и во многом облегчают работу избирательных комиссий.

Электрический стул 

Одним из изобретений Эдисона, изменившим историю, стал электрический стул.

В правительстве и обществе шли долгие разговоры по поводу смертной казни. Томас Эдисон своей речью смог убедить всех, что лучшим и гуманным наказанием будет электрический стул.

Не смотря ни на что, Эдисон смог купить генераторы переменного тока. 1 января 1889 года стул был готов. Первым смертником на электрическом стуле стал осуждённый за убийство топором своей жены Уильям Кеммлер. В последствии, с 1896 года смертная казнь через электрический стул была принята рядом других штатов, где также был разрешён подобный способ наказания.

Ручка-трафарет 

В 1876 году Эдисон запатентовал пневматическую ручку-пистолет. Устройство задействовало стержень с наконечником в виде стальной иглы для перфорации печатной бумаги. Такая ручка была первым эффективным средством для копирования документов.

На её основе в 1891 году тату-мастер Сэмюель О’Рейли первым запатентовал тату-машинку. Он сделал только одно подобное устройство и использовал его в личных целях.

После разработки собственной тату-машинки, многие циркачи и представители развлекательных сфер стали завсегдатаями его дома О’Рейли. Машинка работала быстрее, чем обычная рука татуировщика, и как многим казалось, давала чистый результат. После смерти О’Рейли в 1908 году, машинку выкупил один из учеников мастера и работал на Кони-Айленде до 50-х годов.

Метод сохранения фруктов  

В 1881 году Эдисон запатентовал метод сохранения фруктов, овощей и другой органической пищи в стеклянных сосудах. Продукты помещались в посуду, после чего воздух из неё надо было откачать специальным насосом. Затем трубка закрывалась куском стекла.

На это изобретение Эдисона натолкнули эксперименты со стеклянными вакуумными трубками при разработке ламп накаливания.

Эдисону так же приписывают ещё одно изобретение, связанное с пищевыми продуктами – вощёную бумагу. Но на самом деле она была создана во Франции в 1851 году, когда Эдисон был ещё ребёнком.

Электромобиль  

Эдисон был уверен, что будущее за электричеством. По его мнению, им должно быть оснащено всё, даже автомобили.

В 1899 году он изобретает щелочные аккумуляторные батареи, которые должны были лечь в основу электромобилей. В 1900 году 28% автомобилей, произведённых в Америке, работали на электричестве. Но главной целью учёного была разработка батареи, которая позволила бы проезжать более 150 километров без подзарядки.

Спустя 10 лет Эдисон отказался от своей идеи, так как изобилие бензина свело к минимуму необходимость электромобилей.

Фонограф 

19 февраля 1878 года Эдисоном был получен патент на фонограф. Это был один из первых приборов, служащих для воспроизведения и записи звука.

Первые записи были сделаны движущейся иглой на фольге, которая располагалась на вращающемся цилиндре. Стоил фонограф в то время 18 долларов. Представив своё изобретение публике, Эдисон приобрёл известность. Оно также было представлено во Французской Академии и в Белом доме.

Дисковый аналог фонографа был выпущен в 1912 году и стал более популярен, чем предыдущие модели.

Мимеограф 

В 1876 году Томас Эдисон запатентовал мимеограф. Прибор использовался для печати и размножения книг малыми тиражами. Но работа с ним была непростой.

Мимеограф состоял из электрического пера и копировального ящика. Внутри ящика находились необходимые принадлежности: резиновый валик и банки с краской.

Сначала надо было написать текст с помощью электрического пера.

Ручка, внутри которой постоянно двигалась тонкая игла, «набивала» пунктирный рисунок на специальной бумаге, создавая матрицу. Полученный трафарет закрепляли в рамке-крышке и покрывали его типографской краской. Под рамой находился специальный ящик с площадкой. Подняв рамку на шарнирах и положив на площадку лист бумаги, можно было прокатать рамку резиновым роликом и получить оттиск. При этом краска проступала через матрицу, оставляя автограф.

Изобретение Эдисона активно использовалось российскими революционерами.

Лампа накаливания  

Ещё одно грандиозное изобретение появилось при разработках электрической лампы накаливания. Для создания нити накаливания использовались самые разные материалы, но долгое время попытки не приносили нужных результатов.

В апреле 1879 года изобретатель установил решающее значение вакуума при изготовлении ламп. 21 октября того же года работа была завершена. В конечном варианте для создания света использовалась обугленная бамбуковая нить, помещённая в безвоздушное пространство.

Подобные эксперименты проводились параллельно учёными многих стран. Но именно Эдисон смог создать источник электрического света, производство которого не требовало больших затрат.

Кинетоскоп  

Кинетоскоп был запатентован 31 июля 1891 года. Он представлял собой большой ящик с окуляром. Внутри располагалась система катушек с протянутой плёнкой и подсветка. Через окуляр зритель мог посмотреть фильм продолжительностью не более полуминуты.

До появления кинопроекторов изобретение Эдисона было востребованным. В 1894 году изобретатель открыл специальный зал с десятью кинетоскопами. Посмотреть фильмы на них мог любой желающий, заплатив 25 центов.

К сожалению, с помощью кинетоскопа посмотреть фильм мог только один человек. Поэтому, как только появились кинопроекторы, дававшие возможность посмотреть фильм сразу многим людям, они быстро вытеснили кинетоскопы.

Телефонная мембрана 

Угольная телефонная мембрана – одно из многих изобретений Томаса Эдисона, которое так и не приобрело популярности, но заложило основу эры телефонии.

К сожалению, об этом изобретении мало что известно. Но можно его представить, отталкиваясь от современных аналогов.

Устройство было заключено в некую коробочку, внутри неё располагалась сама мембрана и угольная колодка, в которой было сделано несколько вырезов и в них засыпан угольный порошок. Эта конструкция подключалась к электрической цепи, одним концом была — угольная мембрана, а вторым та самая колодка и угольный порошок был составляющим этой цепи. Так же к цепи подключался микрофон и динамик. При разговоре в микрофон, мембрана то сужалась, то расширялась в зависимости от силы звука и меняла напряжение тока, который в свою очередь шёл в динамик и воспроизводил только что произнесённые звуки.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир | Fresher

11 февраля 1847 года в городке Милан, штат Огайо, родился Томас Алва Эдисон — невероятно успешный изобретатель, ученый и бизнесмен, получивший за свою жизнь 1093 патента. Свой первый патент Эдисон зарегистрировал в 22 года. Позже в своей лаборатории в Менло-Парк, штат Нью-Джерси, он работал настолько продуктивно, как «горячие пирожки» создавая революционные новинки, что как-то раз пообещал выдавать по одному мелкому изобретению каждые 10 дней и по одному крупному каждые полгода. И хотя многие из приписываемых ему открытий были созданы другими людьми, в любом случае Эдисон сыграл немалую роль в формировании современного мира. И сегодня мы вспоминаем самые главные технические достижения американского инженера, максимально повлиявшие на современный мир. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир
15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Электрический счетчик голосов на выборах

Это был первый патент Эдисона. Устройство позволяло избирателям нажимать кнопки «да» или «нет», вместо того чтобы писать на бумаге. К сожалению, спроса на этот прибор не было — как оказалось, при его использовании политики уже не могли столь беззастенчиво обманывать присутствующих и с помощью подтасовок результатов склонять коллег к изменению их мнения. Парламент отказался от изобретения в пользу привычного письменного счета. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Автоматический телеграф

Чтобы усовершенствовать телеграф, Эдисон создал еще один — на основе изобретенного им же перфорированного бора — для которого не нужен был человек, чтобы печатать сообщение на другом конце. Эта новая технология увеличила количество слов, передаваемых в минуту, с 25-40 до 1000! Эдисон также стал изобретателем «говорящего телеграфа». 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Электробор

Предшественником перфорированного бора, который проделывал отверстия в телеграфах, стал электробор, создающий трафарет для пишущего, который можно было использовать, чтобы оттиснуть чернила на бумаге и сделать дубликаты. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Фонограф

Фонограф записывал и воспроизводил слышимые звуки сначала с помощью парафиновой бумаги, а затем с помощью металлической фольги на цилиндре. Эдисон создал множество версий за несколько лет, все больше и больше совершенствуя каждую из моделей. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Угольный телефон

Эдисон усовершенствовал слабое место телефона Александра Белла — микрофон. В первоначальной версии использовался угольный стержень, но Эдисон решил применить угольную батарею, что заметно повысило стабильность и дальность сигнала. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Лампа накаливания с угольной нитью

Лампа накаливания Эдисона с угольной нитью представляла собой первый коммерчески выгодный источник электрического освещения. Предыдущие версии были не настолько мощными и для их изготовления использовали слишком дорогостоящие материалы, такие как платина. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Электроосветительная система

Эдисон спроектировал свою систему электрического освещения, чтобы поддерживать один и тот же объем электричества по всему устройству. Свою первую постоянную станцию он установил в Нижнем Манхэттене. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Электрогенератор

Эдисон спроектировал устройство для контроля подачи электричества между устройствами — эта идея использовалась во многих его творениях, таких как лампа накаливания. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Мотограф (громкоговорящий телефон)

Это устройство понижало электрические токи от высоких до низких, что позволило передавать звуки голоса на дальние расстояния и на более высокой громкости. Еще одно изобретение Эдисона — угольный реостат — помогло создать мотограф. Громкоговорящий телефон Эдисона в течение нескольких лет применялся в Англии. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Технология использования топливных элементов

Эдисон стал одним из многих в длинной цепочке изобретателей, пытавшихся создать современный топливный элемент — устройство, которое производило бы энергию от реакции между водородом и кислородом, оставляя в качестве побочного продукта лишь воду. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Универсальный принтер

Хотя Эдисон не изобретал биржевой телеграфный аппарат, он усовершенствовал собственную телеграфную технологию, чтобы создать универсальный принтер, который работал быстрее, чем существовавшая версия. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Магнитный сепаратор железной руды

Эдисон спроектировал устройство, которое разделяло магнитные и немагнитные материалы. Таким образом можно было отделять железную руду от непригодных низкосортных руд. Эта разработка в дальнейшем легла в основу фрезерной техники. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Кинетоскоп

Эдисон искал способ создать «инструмент, который сделает для глаза то же самое, что фонограф для уха». Кинетоскоп показывал фотографии в быстрой последовательности, из-за чего казалось, будто изображение двигалось. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Щелочная батарея

Экспериментируя с железно-никелевым аккумулятором, Эдисон применил щелочной раствор, позволивший получить более «долгоиграющую» батарею. Этот продукт впоследствии стал одним из самых продаваемых. 15 изобретений Томаса Эдисона, которые изменили мир

Цемент

Хотя цемент уже существовал, Эдисон усовершенствовал его производство с помощью вращающейся печи. Разработки изобретателя, а также его собственная компания Edison Portland Cement сделали этот продукт коммерчески доступным.

5 самых значительных изобретений Томаса Эдисона

15 августа 1877 года легендарный американский изобретатель Томас Эдисон написал письмо президенту телеграфно компании Питсбурга, в котором доказывал, что самым удобным телефоном приветствием является слово «hello». В итоге оно прочно закрепилось в лексиконе жителей многих стран и под разными звучаниями используется до сих пор. В России, к примеру, это слово трансформировалось в «алло». Мы решили вспомнить другие значимые изобретения Эдисона.

Фонограф

Это устройство, представленное Томасом Эдисоном 21 ноября 1877 года стало настоящей революцией в области звукозаписи. Фонограф записывал человеческую речь и музыку на съемный барабан, покрытый воском. Дорожки на нем «нарезались» специальной иглой. Глубина борозды была пропорциональна громкости звука. При воспроизведении игла двигалась по канавке и передавала колебания на упругую мембрану, из которой и исходил звук.

Фонографы стали очень популярными в Европе и США. Устройства дали толчок к появлению новой для того времени индустрии. Для того, чтобы удовлетворить спрос меломанов создавались звукозаписывающие компании. Продолжениями технической идеи фонографа стали граммофоны и патефоны.

Интересный факт

Первая в мире запись звука сделана 15 августа 1877 года именно с помощью фонографа. На носителе были записаны слова из детской песни «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb).

Лампа накаливания

Еще в одно грандиозное открытие вылились работы Томаса Эдисона над электрической лампой накаливания. На различные экперименты у изобретателя ушло около года. Для создания нити накаливания использовались самые разные материалы, но долгое время попытки не приносили нужных результатов. Именно тогда Эдисон произнес свою знаменитую фразу «Я нашёл 2 000 неправильных способов — осталось найти лишь один, верный способ». В апреле 1879 года изобретатель установил решающее значение вакуума при изготовлении ламп. 21 октября того же года работа была завершена. В конечном варианте для создания света использовалась обугленная бамбуковая нить, помещенная в безвоздушное пространство.

К слову, Томас Эдисон не стал автором самой идеи создания электрической лампочки. Подобные эксперименты проводились параллельно учеными многих стран. Но именно Эдисон смог создать источник электрического света, производство которого не требовало больших затрат. Благодаря дешевизне его лампочки получили широкое распространение и использование электроосвещения стало массовым.

Тикерный аппарат

Гениальный ум Эдисона оказал влияние и на мир финансов. В 1869 году он создал тикереный аппарат. Этот устройство предназначалось для скоростной передачи биржевых сводок. Данные отправлялись по телеграфному проводу. Один из его концов подсоединялся к специальной пишущей машинке, на которой набирался текст. Противоположный конец соединялся с тикерным аппаратом. Он выводил сообщения на бумажную ленту. Скорость передачи данных составляла примерно один символ в секунду. Кстати, довольно быстро телеграфные сокращения названий компаний стали именовать «тикер» — от названия телеграфа.

Мимеограф

В 1876 году Томас Эдисон запатентовал мимеограф. Он предназначался для печати и размножения книг малыми и средними тиражами. Работа с мимеографом было весьма непростой. Устройство состояло из из электрического пера и копировального ящика. Внутри ящика ноходились необходимые принадлежности: резиновый валик и банки с краской.

Для начала надо было написать нужный текст с помощью электрического пера. Ручка, внутри которой постоянно двигалась тонкая игла, «набивала» пунктирный рисунок на специальной бумаге, создавая матрицу. Полученный трафарет закрепляли в рамке-крышке и покрывали его типографской краской. Под рамой находился специальный ящик с площадкой. Подняв рамку на шарнирах и положив на площадку лист бумаги, можно было прокатать рамку резиновым роликом и получить оттиск. При этом краска проступала через матрицу, оставляя автограф.

Изобретение Эдисона стало весьма популярным. К примеру, мимеограф активно использовался российскими революционерам.

Кинетоскоп

Это изобретение позволило Эдисону стать одним из пионеров в области кинотехники. Кинетоскоп был запатентован 31 июля 1891 года. Он представлял собой большой ящик с окуляром. Внутри располагалась система катушек с протянутой пленкой и подсветка. Через окуляр зритель мог посмотреть фильм продолжительностью не более полуминуты.

До появления кинопроекторов изобретение Эдисона было востребованным. В 1894 году изобретатель открыл специальный зал с десятью кинетоскопами. Посмотреть фильмы на них мог любой желающий, заплатив 25 центов.

Однако позже сказались все минусы эдисоновского изобретения. С помощью его ящика посмотреть фильм мог только один человек. В итоге, желающим приходилось долго ожидать своей очереди. Как только появились кинопроекторы, дававшие возможность посмотреть фильм сразу многим людям, они быстро вытеснили кинетоскопы.

Томас Эдисон (биография, фото, изобретения)

Томас Алва Эдисон / Thomas Alva Edison — знаменитый американский изобретатель-самоучка и бизнесмен. Эдисон запатентовал более тысячи изобретений, наиболее известными из которых являются лампа накаливания и фонограф. Также на счету Эдисона усовершенствование телеграфа, телефона и определенный вклад в развитие американской киноиндустрии благодаря изобретенному им кинетографу. Эдисон первым в мире создал научно-исследовательский центр.

Томас Эдисон и изобретенный им фонограф. Фотография 1878 года

Начало биографии 

Томас Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен (в русскоязычных источниках иногда называемый Милан) в американском штате Огайо. Предки Эдисона прибыли в Америку из Голландии. 
Детство Эдисона отчасти напоминает детство другого гениального изобретателя — Константина Циолковского. Оба перенесли скарлатину и практически оглохли, оба были признаны непригодным для учебы в школе. Но если Циолковский проучился в школе несколько лет, то Эдисон ходил в школу только три месяца, после чего был назван учителем «безмозглым». В итоге Эдисон получил лишь домашнее образование от своей матери.

Томас Эдисон в детстве


В 1854 году Эдисоны переехали в Порт-Гурон (штат Мичиган), там маленький Томас продавал газеты и леденцы в поездах, а также помогал матери продавать фрукты и овощи. На досуге Томас увлекался чтением книг и научными опытами.  Свою первую научную книгу он прочитал в возрасте 9 лет. Это была «Натуральная и экспериментальная философия» Ричарда Грина Паркера, рассказывающая почти все научно-технические сведения того времени. С течением времени он проделал почти все эксперименты, указанные в книге. Свою первую лабораторию Эдисон устроил в багажном вагоне поезда, но после случившегося там пожара он был выброшен кондуктором на улицу вместе с лабораторией.
Во время работы на железной дороге подросток-Эдисон основал собственную путевую газету Grand Trunk Herald, которую он печатал с 4-мя помощниками.
В августе 1862 года Эдисон спасает от движущегося вагона сына начальника одной из станций. Начальник предложил в благодарность обучить его телеграфному делу. В течение нескольких лет Эдисон работал в разных филиалах телеграфной компании «Western Union» (эта компания существует до сих пор и после упадка телеграфа занимается денежными переводами).
Первые попытки Эдисона продать свои изобретения были неудачными, так было с прибором для подсчёта поданных голосов за и против, а также с аппаратом для автоматической записи биржевых курсов. Однако вскоре дела пошли успешно. Важнейшим изобретением Эдисона, приведшем в конце концов к созданию компьютерных сетей, стал квадруплексный телеграф. Изобретатель планировал выручить за него 4-5 тысяч долларов, но в итоге в 1874 году продал его компании Вестерн Юнион за 10 тысяч долларов (примерно 200 тысяч долларов с учетом инфляции на сегодня). На полученные деньги Эдисон открывает в деревне Менло-Парк первую промышленную научно-исследовательскую лабораторию в мире, где работал по 16-19 часов в сутки.

Лаборатория Томаса Эдисона (Менло-Парк)

Стало крылатым высказывание Эдисона: «Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения». Для самого Эдисона, которым был самоучкой, всё именно так и было, за что его подвергал критике другой знаменитый изобретатель Никола Тесла:
«Если бы Эдисону понадобилось найти иголку в стоге сена, он не стал бы терять времени на то, чтобы определить наиболее вероятное место её нахождения. Он немедленно с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашёл бы предмета своих поисков. Его методы крайне неэффективны: он может затратить огромное количество времени и энергии и не достигнуть ничего, если только ему не поможет счастливая случайность. Вначале я с печалью наблюдал за его деятельностью, понимая, что небольшие творческие знания и вычисления сэкономили бы ему тридцать процентов труда. Но он питал неподдельное презрение к книжному образованию и математическим знаниям, доверяясь всецело своему чутью изобретателя и здравому смыслу американца».
Впрочем, не зная, например, высшей математики, Эдисон не чурался прибегать к помощи более квалифицированных помощников, которые работали в его лаборатории. 

Томас Эдисон в 1878 году


Изобретения

В 1877 году Томас Эдисон представил миру неведомое доселе чудо — фонограф. Это был первый прибор для записи и воспроизведения звука. Для демонстрации Эдисон записал и воспроизвел слова из детской песенки «Mary had a little lamb» (У Мэри был барашек). После этого люди стали называть Эдисона «волшебником из Менло Парк». Первые фонографы продавались по 18 долларов за штуку. Спустя 10 лет Эмиль Берлинер изобрел граммофон, который вскоре вытеснил эдисоновские фонографы.

Томас Эдисон испытывает фонограф

 

Абрахам Арчибальд Андерсон — Портрет Томаса Эдисона


В 70-х годах Эдисон пытался усовершенствовать лампы накаливания, которые до сих пор ни одному ученому до него не удавалось сделать общедоступными и готовыми к промышленному производству. Эдисону это удалось: 21 октября 1879 года изобретатель закончил работу над лампочкой накаливания с угольной нитью, ставшей одним из крупнейших изобретений 19 века.

Ранние лампы накаливания Эдисона

Чтобы показать возможность использования лампочек в больших масштабах, Эдисон создал электростанцию, обеспечившую электричеством целый район Нью-Йорка. После успеха своих опытов Эдисон заявил: «Мы сделаем электричество настолько дешевым, что только богатый будет жечь свечи».
Эдисон запатентовал флуороскоп — прибор для создания рентгенографии. Однако опыты с рентгеновским излучением серьезно подорвали здоровье Эдисона и его помощника. Томас Эдисон отказался от дальнейшего развития в этой области и заявил: «Не говорите мне о рентгеновских лучах, я их боюсь».
В 1877-78 годах Эдисон придумал угольный микрофон, который значительно усилил громкость телефонной связи и использовался до 80-х годов 20-го века.
Эдисон оставил свой след и в кинематографе. В 1891 году в его лаборатории был создан кинетограф — оптический прибор для съёмки движущихся изображений. А в 1895 году Томас Эдисон придумал кинетофон — прибор, позволявший демонстрировать движущиеся картинки с фонограммой, слышимой через наушники, записанной на фонографе.
14 апреля 1894 года Эдисон открыл зал Кинетоскоп Парлор, в котором было десять ящиков, предназначенных для демонстрации фильмов. Один сеанс в таком кинотеатре стоил 25 центов. Зритель смотрел в глазок аппарата и смотрел небольшой фильм. Однако спустя полтора года эта идея была похоронена братьями Люмьер, продемонстрировавшими возможность показа фильмов на большом экране.
Отношения с кинематографом вообще складывались для Эдисона напряженно. Ему нравилось немое кино, особенно фильм «Рождение нации» 1915 года. Любимыми актрисами Эдисона были звезды немого кино Мэри Пикфорд и Клара Боу. Но к появлению звукового кино Эдисон отнесся отрицательно, говоря, что игра актеров стала не такой хорошей: «Они концентрируются на голосе и забыли, как действовать. Я чувствую это больше, чем вы, потому что я глухой».

Томас Эдисон в 1880 году

 

Томас Эдисон  в 1890 году

 

Томас Эдисон в 1893 году

 

Семья

Эдисон был дважды женат. Первой его супругой была телеграфистка Мэри Стиллвелл (1855-1884). Они поженились в 1871 году. В этом браке было трое детей: дочь и два сына. Как говорят, Эдисон после свадьбы ушел работать и работал до поздней ночи, забыл про первую брачную ночь. Мэри умерла на 29-м году жизни предположительно от опухоли мозга.

первая жена Мэри Стиллвелл (Эдисон)


В 1886 году Эдисон женился на Мине Миллер (1865-1947), отец которой также, как и Томас Эдисон, был изобретателем. Мина намного пережила Томаса Эдисона (он умер в 1931 году в возрасте 84-х лет). В этом браке было также трое детей: дочь и два сына.

вторая жена Мина Миллер (Эдисон)

 

Мина с мужем, Томасом Эдисоном

 


Томас Эдисон с женой Миной и детьми

 

Томас Эдисон. Фотография 1922 года

 

Журнал Time 2010 года с портретом Томаса Эдисона на обложке

интересные факты биографии, детство и открытия

Всем привет! Героем сегодняшней статьи будет выдающийся изобретатель, который усовершенствовал лампу накаливания, телефон и создал фонограф.

Томас Эдисон смог добиться всеобщего признания, проиллюстрировав собственной жизнью свое любимое выражение: «Гений – это 1% вдохновения и 99% потения».

Детство изобретателя

Томас Альва Эдисон был рожден в городке Майлен, штат Огайо, 11 февраля 1847 года. Акушер, принимавший роды, сразу отметил «нестандартность» малыша с головой больше обычного размера и предположил, что это признак «лихорадки мозга».

Рос мальчик и правда довольно слабым: хилый, маленького роста, а из-за перенесенной скарлатины оглох на одно ухо.

Отец Томаса – Самуэль Эдисон – был коммерсантом: торговал пшеницей, недвижимостью, лесом. Мама – Нэнси Элиот – воспитывалась в семье священника, получила достойное образование и до замужества работала учителем.

Поженившись в Канаде, родители мигрировали в Америку во времена экономического бунта.

Помимо Томаса в семье воспитывались еще дети, мальчик был младшим, седьмым по счету ребенком. До его рождения у супругов умерли трое детей и маленького Альву (домашние также называли его Аль, Эл) окружали особой заботой.

По словам отца, Томас не испытывал тяги к детским игрушкам. Его всегда забавляли паровые машины и механизмы. Конструировав свои «изобретения», он часто попадал в передряги: падал в канал, застревал в элеваторе для зерна, поджигал сарай.

В 1854-ом семья вынуждена покинуть родной город, который к тому времени начал приходить в упадок, и переселиться в Порт-Гурон, штат Мичиган.

Там Томас трудится на ферме, собирает урожай, торгует овощами и фруктами.

Образование

В 1852-ом в США приняли закон, по которому дети обязаны были ходить в школу. Мать Томаса сама обучила сына письму и чтению, и устроила его в начальный класс.

Учеба не заладилась сразу: мальчик был невнимательным, тугоухим, зубрежка удавалась с большим трудом. Учителя не считали зазорным «воспитывать» нерадивого ученика ремнем и обзывать «бестолковым».

Мама Нэнси проявила здесь большую родительскую мудрость, которая, как позже признается сам изобретатель, явилась творцом его способностей.

Спустя 2 месяца школьных «мучений» она забрала сына из школы, наняла репетитора и позволила мальчику заниматься самостоятельно теми предметами, которые его искренне интересовали.

У многих на слуху очень красивая история о материнской любви: Однажды Томас Эдисон принес из школы записку. Мать вслух прочла ее сыну: «Ваш сын – гений. В нашей школе нет подходящих учителей, способных чему-то научить его. Учите его сами, пожалуйста». Спустя много лет, уже после смерти матери,  успешный изобретатель найдет эту записку, которая гласила: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем его учить вместе с остальными».

В 9 лет Томас зачитывается книгами по истории, сочинениями Диккенса. В подвале дома он устраивает лабораторию и воплощает опыты, описанные в книге Паркера «Экспериментальная философия».

Деятельность «до славы»

Перед большим успехом в карьере Эдисону довелось испытать на себе разные роли.

  • В 1859-ом отец находит для 12-летнего паренька работу в поезде: он продает сладости и прессу в вагонах. Альва быстро «схватывает» принцип, нанимает 4-х помощников и приносит 500 долларов в год в копилку семьи.
  • Обустроив заброшенный вагон-курилку под типографию, Томас начинает издавать газету «Вестник» для пассажиров поезда. Он сам печатает и корректирует местные новости и сообщает о военных событиях (в то время шла война между Югом и Севером). Издание даже имеет лестный отклик от английского «Times». Чтобы публика быстрее раскупала газеты, Аль придумывает объявлять по телеграфу подзаголовки: пассажиры оживленно приобретали печатную продукцию, желая узнать детали услышанного.
  • В том же вагоне-курилке Томас устраивает лабораторию, но из-за движения поезда у него проливается склянка с фосфором, и разгорается пожар. Все его труды во всех смыслах прогорают и парня увольняют с работы. Свою деятельность он переносит в подвал дома: создает паровую машину и телеграфное сообщение, начинает издавать «Paul Рrу».

В 1863 году на железнодорожной станции Томас спас двухлетнего мальчика: на последних секундах вытащил его из-под колес идущего локомотива. В благодарность отец малыша – станционный смотритель – предложил обучить парня работе с телеграфной машиной.

Спустя полгода 16-летний Эдисон устраивается телеграфистом в ЖД контору.

Лень, как известно, – двигатель прогресса. Томас любил ночные дежурства за их тишину: никто не мешает ему изобретать. Но руководитель настаивает, чтобы каждые полчаса сотрудник отчитывался о своем бодрствовании, передавая по телеграфу заданное слово. Эдисон смастерил «автоответчик» с азбукой Морзе. Требование выполнялось, а изобретатель мог предаваться любимому делу.

Вскоре увлеченного сотрудника увольняют, едва не «повесив» на него уголовное дело: по неосмотрительности Эдисона чуть не столкнулись два состава.  

В течение нескольких лет он по-прежнему трудится телеграфистом: в Адриане, Нашвилле, Мемфисе.

Перебравшись в Луисвилль, он снова попадает в передрягу: экспериментируя на рабочем месте с серной кислотой, он нечаянно разбивает флакон и прожигает жидкостью пол и дорогостоящее имущество этажом ниже.

Увлекающегося «алхимика» снова выгоняют.

В 1869-ом Эдисон получает первый патент на создание «электрического баллотировочного аппарата». Но успех тот не возымел: Конгресс посчитал, что машина слишком медленная, и вручную удается фиксировать быстрее.

Нью-Йорк, начало карьеры

В том же 69-ом году Эдисон отправляется в Нью-Йорк, чтобы найти стабильную работу.

Помог случай: придя в очередную фирму, он застает ее владельца за ремонтом аппарата для отправки отчетов. Эдисон с легкостью чинит прибор, получает должность телеграфиста, дорабатывает конструкцию устройства и переводит всю контору на свое изобретение.

В 1870-ом глава фирмы «Gold and Stock Telegraph» Леффертс предлагает Эдисону выкупить его изобретение. Тот колеблется, не зная, какую сумму выдвинуть – 3 тысячи? А может 4 000?

Позже Томас признается, что впервые чуть не потерял сознание, когда увидел чек, выписанный на 40 тысяч долларов.

В штате Нью-Джерси Эдисон открывает первую мастерскую по ремонту телеграфных аппаратов и нанимает более сотни сотрудников.

Личная жизнь

В целеустремленности нашему герою не занимать и на любовном фронте. Его первая жена – Мэри Стиллвелл – работала в штате его мастерской.

Минуя утомительные ухаживания, Томас подошел к девушке и предложил выйти за него замуж, отметив, чтобы та не спешила с ответом и приняла решение до вторника.

В 71-ом они поженились. В браке родилось трое наследников – два сына и дочь.

В 84-ом супруга умирает. Спустя пару лет 39-летний Эдисон женится на Мине Миллер. В паре рождается еще трое детей.

Изобретения Эдисона

В 1874-ом компания Western Union покупает изобретение Эдисона – квадруплекс – телеграф, способный передавать 2 сообщения в обоих направлениях.

К 29 годам Томас уже становится постоянным «клиентом» в Патентном бюро. За три года он порядка 45 раз регистрировал свои разработки.

На деньги от квадруплекса Эдисон строит в Менло-Парк лабораторию, где под грифом «секретно» днями и ночами проводит свои опыты. Он не делит сутки и недели на рабочие и выходные: напряженная работа доставляет ему удовольствие.

В 1877 году Эдисон создает фонограф – самое первое устройство для воспроизведения и записи звука.

Интересный факт! Благодаря фонографу Эдисона до нас дошла речь Толстого. Томас лично отправил изобретение писателю бесплатно с пометкой «Подарок графу Льву Толстому от Томаса Эдисона».

В 1878 году гений берется за усовершенствование лампочки накаливания. Существующие в то время лампы быстро перегорали, дорого стоили и нуждались в большом количестве энергии.

Что придумал Эдисон? Он придал ей привычный для нас вид с цоколем, патроном, вилкой и розеткой, а также сделал ее доступной для массового пользователя, объявив перед этим: «Мы сделаем лампу такой дешевой, что жечь свечи будут одни богачи».

Настойчивости Эдисона можно позавидовать. Перед тем как создать рабочую лампочку, он провел 9 999 опытов! В ответ на рекомендации коллег оставить затею, Томас говорил «Теперь я знаю 9 999 способов, как делать не надо», и на 10-тысячный раз лампа загорелась.

В том же 78-ом Эдисон создает угольный микрофон, используемый в телефонах до 80-х годов.

В 82-ом строит подстанцию и запускает электричество в Манхэттене.

Битва двух гениев

В 84-ом Эдисон нанимает для починки электрических машин сербского инженера Николу Теслу.

Между напарниками возникает противостояние: руководитель тяготеет к постоянному току, в то время как новый сотрудник оказывается сторонником переменного.

Эдисон пытается доказать опасность переменного тока и даже принимает участие в казни посредством него цирковой слонихи, затоптавшей троих людей (на ютубе есть даже видео той трагической казни, но публиковать тут не стану).

Не сойдясь во взглядах, Тесла увольняется и организовывает собственное дело.

В 1888 Томас создает кинетоскоп – устройство для демонстрации движущихся изображений.

В 1895-ом с открытием рентгеновских лучей и подачи гениальной руки Эдисона конструируется флуороскоп – прибор для рентгеноскопии. Позже разработка была отменена, когда выяснилась опасность таких лучей.

Жизненные приоритеты

К изобретателю пришла поистине большая слава. В его честь даже назвали астероид, открытый в 1913 году.

Но деньги и известность не испортили Эдисона. Друзья и коллеги утверждали, что легенда американской науки оставался все тем же простым и искренним Томом.

Ценность времени он осознавал как никто другой. Он признавался, что не нуждается в яхтах, поскольку не имеет на это времени. Ему всегда нужны были только мастерские.

Он был равнодушен к мясу и алкоголю, убежденный, что можно найти другое применение уму.

Последние годы его занимала мысль о создании некрофона – устройства для связи с умершими. Со своим коллегой Эдисон даже заключил «пакт»: кто умрет первым, пошлет весточку другому.

Товарищ ушел первым, но судя по отсутствию промышленного выпуска прибора, идея успехом не увенчалась.

Томас Эдисон умер в 83 года, 18 октября 1931 года от осложнений сахарного диабета. Своей жене он признавался, что «сделал в своей жизни лучшее, что мог».

Один из величайших умов 19 века, удачливый изобретатель своей эпохи был убежден: «Если бы мы делали все то, что в наших силах, мы бы поразились сами себе».

На этом я прощаюсь с Вами. Желаю добиваться поставленных целей не смотря ни на что.

Буду рад подписке на обновления, в т.ч. на телеграм канал блога, комментариям и репостам материала в соцсети.

До скорой встречи!

Кинетоскоп — Википедия

Устройство Кинетоскопа

Кинетоско́п (англ. Kinetoscope, от греческого «кинетос» — движущийся и «скопео» — смотреть) — ранняя технология кинематографа для показа движущегося изображения, изобретённая в 1891 году Томасом Эдисоном. В отличие от современного кинопроектора, кинетоскоп не давал возможности коллективного просмотра на экране, а был предназначен для индивидуального зрителя, наблюдавшего изображение через окуляр[1].

Фрагмент фильма для «Кинетоскопа»

Кинетоскоп представлял собой деревянный ящик, внутри которого была натянута на роликах киноплёнка, склеенная в кольцо и непрерывно движущаяся мимо окуляра, расположенного на верхней крышке аппарата[2]. Смазывание изображения, наблюдаемого через окуляр на освещённой электролампой киноплёнке, предотвращалось обтюратором с малым углом раскрытия. Эдисон планировал также создать кинетоскоп для просмотра объёмных изображений по аналогии с появившимся стереоскопом, но из-за начавшейся конкуренции с другими устройствами, вскоре отказался от этой идеи. Одним из главных недостатков конструкции, обусловившим индивидуальный способ просмотра, была низкая световая эффективность. Из-за непрерывного движения киноплёнки мимо окуляра, кинетоскоп требовал очень коротких вспышек света для получения хотя бы относительной устойчивости изображения. Это лишало возможности обеспечить достаточную яркость при проекции на экран. Предпринятые после первых успехов аппарата Эдисона многочисленные попытки других изобретателей усовершенствовать его, увенчались появлением «Синематографа» братьев Люмьер, в котором плёнка двигалась прерывисто при помощи грейфера[3].

Акционерное общество «Кинетоскоп» снимало фильмы для своих аппаратов с помощью «Кинетографа», но для просмотра впоследствии оказались пригодны также киноролики, снятые другими устройствами, в том числе «Синематографом». Формат 35-мм киноплёнки, впервые разработанный Эдисоном для кинетоскопа, быстро стал всеобщим стандартом и позволил осуществлять обмен фильмами, изготовленными различными аппаратами[4]. В момент появления технологии теоретических обоснований частоты съёмки и проекции ещё не существовало, поэтому скорость киноплёнки варьировалась в аппаратах в пределах 30 — 40 кадров в секунду[5]. При просмотре, благодаря инерции зрения, создавалось впечатление движущегося изображения. Ролик киноплёнки «Кодак-Эдисон» стандартной длины 50 футов при частоте показа 40 кадров в секунду имел продолжительность не более 20 секунд. Некоторые фильмы снимались и демонстрировались при пониженной частоте, поскольку киноплёнка большей длины не выпускалась. Считается, что ролик про атлета Сандова из «первой десятки» кинопроката Эдисона был снят со скоростью 16 кадров в секунду, чтобы удлинить время просмотра до 50 секунд.

Патентную заявку на изобретение Эдисон подал 31 июля 1891 года, хотя аппарат ещё находился на стадии лабораторных испытаний и не был готов для серийного производства[6][7]. Незадолго до этого — 20 мая — в лаборатории состоялась первая публичная демонстрация изготовленного прототипа для 150 участниц Федерации женских клубов США. Показанный ролик впоследствии получил название «Приветствие Диксона». Восторг публики, впервые увидевшей движущиеся фотографии, убедил авторов изобретения в целесообразности его коммерческого использования. В 1892 году было создано «Акционерное общество Кинетоскоп», получившее монополию на распространение аппаратов и технологии на территории США.

14 марта 1893 года патент на «Кинетоскоп» был получен и вскоре аппарат экспонировался на выставке в Чикаго[1][8][9]. 9 мая состоялась первая демонстрация серийного устройства в Институте Искусства и Науки в Бруклине. Первым фильмом, представленным публике стала «Сцена с кузнецами», снятая в новой студии «Чёрная Мария». Последним штрихом была установка на кинетоскопах автоматического монетоприёмника: так Эдисон, проделавший до этого то же самое с фонографом, оказался одним из изобретателей торговых автоматов. 14 апреля 1894 года коммерсанты братья Холланд открыли на Бродвее «кабину» (англ. Kinetoscope Parlor), в которой были установлены десять кинетоскопов, предназначенных для индивидуального просмотра[10]. Аппараты, установленные по пять штук в два ряда, показывали разные фильмы, и каждый зритель за 25 центов мог посмотреть ролики одного ряда, а за полдоллара — все десять[2]. Кинетоскопы были куплены у лабораторий Эдисона по цене 200 долларов за штуку акционерным обществом во главе с Норманом Раффом и Фрэнком Гаммоном, компаньоном которых стал Эндрю Холланд, один из владельцев кинозала[11]. В первую программу вошли десять фильмов: «Парикмахерская», «Кузнецы», «Петушиный бой», «Подковывание лошади», «Горные танцы», «Трапеция», «Борьба», два ролика о британской акробатке Эне Бертольди и один об упражнениях атлета Сандова. К 1 июня Холланды открыли аналогичные заведения в Чикаго и Сан-Франциско, а 17 октября появился первый зал за пределами США — в Лондоне. В акционерное общество начали вступать десятки новых компаний, желающих распространять аттракцион, приносящий немедленную прибыль. Только за 11 первых месяцев эксплуатации кинетоскопы принесли доход в размере 150 тысяч долларов[12].

Уже за полтора года до первой демонстрации фильма Люмьерами на большом экране в парижском «Гран-кафе», Эдисон положил начало кинопрокату, создав целую сеть кинозалов. Кинетоскопы быстро стали популярны у публики, но рассматривание изображения через окуляр не отвечало нынешним представлениям о кинозрелище, подразумевающим одновременный просмотр большой аудиторией[13][14]. Кроме того, большинство сюжетов были примитивны и повторяли тематику, общепринятую для зоотропов. Каталог кинороликов для кинетоскопа, насчитывавший в конце 1894 года 60 наименований, в основном состоял из фильмов о дрессированных животных, акробатах, танцах и борьбе[15]. Все фильмы имели стандартную длину 50 футов и снимались с таким расчётом, чтобы сюжет мог быть склеен в кольцо, повторяясь бесконечно. В результате, аппарат за счёт многопетельного лентопротяжного тракта не требовал перезарядки. Одним из самых известных роликов стал «Танец Лои Фуллер», который считается первым в истории колоризованным фильмом. В июле 1894 года зафиксирован первый случай киноцензуры: владелец зала в Сан-Франциско был арестован на месяц за «неприличный киносеанс», во время которого демонстрировался фильм «Карменсита». Однако, подобные инциденты не помешали появлению роликов, специально отснятых для залов с табличкой «Только для мужчин»: в этих фильмах, пользовавшихся большим успехом, хористки задирали юбки, танцуя канкан.

Проецирующий кинетоскоп

Успешная экспансия «Синематографа» сделала очевидной необходимость создания собственной технологии, позволяющей получать изображение на экране. Появившийся позднее «Мутоскоп», несмотря на сходный метод индивидуального просмотра через окуляр, оказался дешевле и удачнее кинетоскопа, предопределив коммерческий провал последнего. Поэтому, уже в 1895 году Эдисон под маркой «Витаско́п» (англ. Vitascope) начал продавать созданное Чарльзом Дженкинсоном (англ. Charles Francis Jenkins) и Томасом Арматом (англ. Thomas Armat) устройство для проекции фильмов на большие экраны. В процессе эксплуатации выявился ряд недостатков этих кинопроекторов, заставивших Эдисона предпринять усилия для собственных разработок. В результате с ноября 1896 года компания приступила к выпуску нового устройства для проекции фильмов «Проджектоскоп» (англ. Projectoscope)[16].

В 1912 году Эдисон выпустил на рынок «Проджектоскоп» для любительского использования в домашних условиях. На негорючей киноплёнке нового формата шириной 22-мм для такого проджектоскопа изображение располагалось на трёх дорожках кадров размером 4×6 мм[4][17]. Проекция происходила последовательно с реверсом механизма: сначала при прямом ходе проецировался первый ряд, затем при обратном — второй, расположенный в середине, и в конце — третий снова в прямом направлении. Технология не получила распространения, уступая в удобстве появившимся двумя годами ранее 28-мм любительским проекторам «Pathé KOK». Через четыре года компания Эдисона вышла на рынок со своей последней технологией кинопроекции «Супер Кинетоскоп», так же не получившей распространения из-за жёсткой конкуренции с более удачными проекторами.

«Кинетофон» и зритель в наушниках

Идея создания устройства, способного воспроизводить звук одновременно с изображением, появилась раньше, чем начались разработки кинетографа и кинетоскопа, задуманных Эдисоном, как приставка к изобретённому им ранее фонографу. В 1894 году он писал:

«В 1887 году мне пришла мысль о возможности сконструировать аппарат, который будет для зрения тем же, чем является фонограф для слуха, и который будет и записывать и воспроизводить одновременно звук и движение»

В марте 1895 года завершено создание аппарата, представляющего из себя помещённые в один корпус кинетоскоп и фонограф с общим приводом лентопротяжного механизма и звукового цилиндра под названием «Кинетофон» (англ. kinetophone)[18]. Первым известным звуковым фильмом является снятая в 1894 году или в самом начале 1895 года на студии Эдисона в Уэст-Орандже запись, ныне известная как «Экспериментальный звуковой фильм Диксона».

Синхронная съёмка фильмов для кинетофона была затруднена по многим причинам, главными из которых были низкая чувствительность мембраны фонографа и необходимость использования громоздких рупоров, неизбежно видимых в кадре, как в упомянутом фильме. Точность синхронизации оставалась низкой, исключая совпадение артикуляции с речевой фонограммой. Поэтому большинство звуковых кинороликов представляли собой ритмические действия, происходящие под музыку, записанную отдельно от изображения. Демонстраторы могли подобрать к каждому фильму звуковое сопровождение из широкого спектра поставлявшихся валиков фонографа, задавая подходящий темп. Невысокая громкость допускала только индивидуальное прослушивание звука через первые в мире внутриканальные наушники, что хорошо сочеталось с конструкцией кинетоскопа, но было неприемлемо при проекции на большой экран[19]. В результате, кинетофон устарел одновременно с кинетоскопом, вытесненным с рынка кинопроекторами различных систем. Было выпущено не более двух-трёх дюжин аппаратов, не имевших коммерческого успеха[11].

Дальнейшие попытки объединить изображение со звуком предпринимались уже с проецирующим кинетоскопом. В 1913 году технология была продемонстрирована за пределами США, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, где была встречена неоднозначно[20]. Однако, на тот момент уже существовала аналогичная система звукового кино «Гомон Хронофон» компании Gaumont, использующая более современные грампластинки вместо устаревших валиков[21].

  1. 1 2 Справочник кинооператора, 1979, с. 9.
  2. 1 2 Кинетоскоп (рус.). Сам себе режиссёр. Дата обращения 13 декабря 2014.
  3. David E. Williams. ASC Museum Camera Collection (англ.). журнал «American Cinematographer» (10 November 2017). Дата обращения 11 ноября 2017.
  4. 1 2 Удивительный путь развития формата (рус.). «Кинопроект». Дата обращения 29 марта 2015.
  5. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 182.
  6. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 108.
  7. ↑ Origins of Motion Pictures — the Kinetoscope (англ.). History of Edison Motion Pictures. American Memory. Дата обращения 17 сентября 2014.
  8. Thomas A. Edison. Apparatus for Exhibiting photographs of moving objects (англ.). Patent No. 493,426. United States Patent Office (14 March 1893). Дата обращения 6 апреля 2015.
  9. Thomas A. Edison. Apparatus for exhibiting photographs of moving objects (англ.). US 493426 A. US patent office (14 March 1893). Дата обращения 6 апреля 2015.
  10. Иван Васильев. Неукротимый Томас Эдисон (рус.). Аналитика. 3D News (16 января 2009). Дата обращения 13 декабря 2014.
  11. 1 2 Всеобщая история кино, 1958, с. 110.
  12. ↑ The «Latham Loop» — A Loop of Film that Freed an Industry (англ.). The Picture Show Man. Дата обращения 30 марта 2015. Архивировано 27 октября 2007 года.
  13. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 374.
  14. ↑ Техника кино и телевидения, 1975, с. 64.
  15. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 155.
  16. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 184.
  17. ↑ Film sizes, marvelous scope for collecting (англ.). More than one hundred years of Film Sizes. Дата обращения 11 апреля 2015.
  18. ↑ Магнитная запись в кинотехнике, 1957, с. 8.
  19. ↑ Эволюция наушников. история и развитие звука прямо в уши (рус.). Только хорошие новости. Дата обращения 6 апреля 2015.
  20. ↑ «Кинетофон» в России (рус.). Персональный блог. Дата обращения 6 апреля 2015.
  21. Oliver Chesler. Gaumont Chronophone (англ.). Time Machine. Wire To The Ear (15 June 2012). Дата обращения 9 января 2015.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 8—10.
  • Голдовский Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 176—196. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • А. И. Парфентьев. Магнитная запись в кинотехнике / А. Х. Якобсон. — М.,: «Искусство», 1957. — 278 с.
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.
  • К 80-летию изобретения кинематографа (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1975. — № 12. — С. 64—67. — ISSN 0040-2249.
  • «Scientific American» (выпуск от 20 июня 1891 года)

Что изобрёл Томас Эдисон — История изобретений

В прошлой статье мы вели речь об истории изобретения телефона и телеграфа, а в этой поговорим о том, что изобрёл американский изобретатель Томас Эдисон.

К концу девятнадцатого века изобретений было сделано столько, что в 1899 г. глава американского Бюро патентов Чарльз Дуелл подал в отставку, заявив, что «все, что можно было изобрести, уже изобретено». Поскольку число заявок на патенты разрасталось и они становились все более узкими и специальными, возникла необходимость изменить определение термина «изобретение». Вначале от изобретения требовалась не только новизна, но и полезность и применимость. С 1880 до 1952 г. закон неукоснительно требовал, чтобы изобретение содержало в себе нечто новое, а не было просто модификацией чего-то уже известного, но к 1952 г. и эта формулировка показалась слишком строгой и были приняты новые стандарты. Изобретение теперь должно быть просто чем-то «неочевидным».

Хотя Америка и оставалась первой в мире в изобретении аппаратов, облегчавших жизнь, но её настрой на практичность, или прагматизм — термин, придуманный Уильямом Джеймсом в 1863 г., — приводил к отсутствию опыта в разработке более сложных систем. Действительно, многие важные прорывы в технологии произошли в девятнадцатом веке в Европе, а не в Америке. Автомобиль изобрели в Германии радио — в Италии, а радар, компьютер и реактивный самолёт были сделаны в Англии в двадцатом веке. Но вот в чем Америку не мог превзойти никто, это в использовании новых технологий, и лучшим из лучших здесь был Томас Альва Эдисон.

Томас Эдисон

Эдисон был воплощением американского практицизма. Латынь, философию и другие «высокие материи» он называл бесполезным барахлом. Целью его жизни было изобретение вещей, которые улучшали бы жизнь потребителя и приносили как можно больше денег изобретателю. За свою жизнь он получил 1093 патента (хотя авторами многих из них были работники его компании), что было вдвое больше, чем у его ближайшего соперника Эдвина Люиса (изобретателя камеры «Поляроид»), и никто не дал миру такого количества и такого разнообразия приспособлений, играющих центральную роль в повседневной жизни.

Как человек Эдисон был, мягко говоря, не без изъяна. Он шельмовал своих конкурентов, присваивал себе славу открытий, сделанных другими, замучивал работой своих подчинённых (их называли «бессонная команда») и, ко всему этому, ещё и подкупал законодателей штата Нью-Джерси (платил им по тысяче долларов на брата), чтобы они принимали законы, благоприятные для его бизнеса. Может быть, назвать его законченным лгуном было бы и несправедливо, но и правду от него слыхали нечасто. В известной истории (которую он никогда не опровергал) о том, почему ширина киноплёнки составляет 35 мм, говорится, что когда его подчинённый спросил, какого размера плёнку делать, Эдисон слегка согнул большой и указательный пальцы и сказал: «Ну… вот такую примерно». На самом деле, как отмечает Дуглас Коллинс, ширина 35 мм была выбрана потому, что компания «Кодак» делала плёнку шириной в 70 мм и длиной 50 футов. Вместо того, чтобы разрабатывать свою собственную плёнку, Эдисон просто резал плёнку Кодака и получал 100 футов готовой плёнки.

Джордж Вестингауз

Когда Джордж Вестингауз начал разрабатывать приборы, работавшие на новом тогда переменном токе (оказавшемся впоследствии значительно превосходящим постоянный ток по удобству и экономичности), Эдисон, вложивший много сил и денег в приборы на постоянном токе, выпустил брошюру в 83 страницы, называвшуюся «Осторожно! От компании Эдисона “Электрический Свет”, с устрашающими (и, скорее всего, выдуманными) историями о невинных жертвах, убитых ужасным переменным током Вестингауза. Чтобы окончательно отвратить публику от переменного тока, Эдисон с помощью местных мальчишек, которым он платил по 25 центов, собирал бездомных собак, которых привязывали к металлическому листу, предварительно смочив их шерсть, чтобы она лучше проводила электрический ток, созывал корреспондентов и демонстрировал им, как мучаются собаки, когда их бьют переменным током разной силы.

Однако самой циничной его попыткой скомпрометировать технику конкурента была организованная Эдисоном казнь на электрическом стуле с помощью переменного тока. Жертвой был некий Уильям Кеммлер, заключённый тюрьмы в штате Нью-Йорк, приговорённый к смертной казни за убийство своей любовницы дубинкой. Эксперимент провалился. Сначала Кеммлера, привязанного к электрическому стулу с руками, погруженными в бочку с солёной водой, били переменным током напряжением 1600 вольт в течение 50 секунд. Несмотря на то что он судорожно хватал воздух ртом, потерял сознание и даже начал дымиться, он все же остался жив. Убить его удалось только со второй попытки, когда использовали более высокое напряжение. Это отвратительное зрелище испортило все планы Эдисона. Переменный ток вскоре после этого стал использоваться повсеместно.

С лингвистической точки зрения интересно вспомнить о позабытом споре о том, как называть лишение человека жизни при помощи электричества. Эдисон, большой энтузиаст новых терминов, предлагал разные варианты: электроморт, динаморт, амперморт, пока не нашёл самый для него привлекательный — увестингаузить, но ни один из них не прижился. Многие газеты сначала писали, что Кеммлер был electrized (убит током), но скоро этот термин был заменён на electrocuted, и вскоре слово electrocution (удар током) стало известно всем, а не только заключённым, ожидающим казни.

Эдисон был, безусловно, гениальный изобретатель, обладавший к тому же редкой способностью вдохновлять своих работников на замечательные открытия, но самой сильной стороной его таланта была способность создавать законченную систему. Изобретение электрической лампочки было, конечно, замечательным достижением, но почти бесполезным практически, пока не был придуман патрон для неё. Эдисон со своими неутомимыми сотрудниками должен был спроектировать и построить на пустом месте всю систему: электростанцию, дешёвые и надёжные провода, фонарные столбы и выключатели. В этом деле он оставил Вестингауза и всех других конкурентов далеко позади.

Первая экспериментальная электростанция была построена в двух полупустых домах в нижнем Манхэттене на Перлстрит. 4 сентября 1882 г. Эдисон повернул выключатель, и 800 ламп загорелись, хотя и не очень ярко, по всему нижнему Манхэттену. С невиданной скоростью электрический свет становится чудом своего времени. В течение нескольких месяцев Эдисон организовывает не меньше 334 небольших электростанций по всему миру. Он тщательно выбирает места, где установка электрического освещения произведёт наибольший эффект: нью-йоркская биржа, отель Палмера в Чикаго, оперный театр Ла Скала в Милане, банкетный зал в Британской палате общин. И Эдисон, и Америка зарабатывают на этом огромные деньги. К 1920 г. стоимость предприятий, основанных на его изобретениях и развитых им направлениях — от электрического освещения до кино, — оценивалась в 21,6 миллиарда долларов. Ни один человек не внёс большего вклада в экономическую мощь Америки.

Другим важным нововведением Эдисона была организация его лаборатории, целенаправленно занимавшейся изобретательством с целью получения коммерчески выгодных технологических продуктов. Его примеру вскоре последовали и другие компании — ATT, «Дженерал Электрик», «Дюпон». Практическая наука, поддерживающая повсюду науку академическую, стала в Америке делом капиталистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *