Средства пожаротушения на электровозе – Нормы средств пожаротушения для поездов. Нормы оснащения подвижного состава железнодорожного транспорта в международном пассажирском сообщении между странами снг, латвийской республикой, литовской республикой, эстонской республикой первичными средствами пожаротушения

2.2. Оснащение средствами пожаротушения

и пожарной сигнализации

2.2.1. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с таблицей настоящей инструкции.

2.2.2. Тепловозы с кузовом вагонного типа, моторные вагоны дизель-поездов и автомотрис, кроме того, оборудуются установками пожаротушения в соответствии с конструкторскими документами, утвержденными в установленном порядке, Если в силу объективных причин установка пожаротушения на них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом, в исключительных случаях допускается временная эксплуатация по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая. При этом дополнительно к огнетушителям, указанным в таблице, магистральные тепловозы с кузовом вагонного типа должны укомплектовываться порошковым или СО2 — огнетушителем вместимостью не менее 5 л, а дизель-поезда и автомотрисы — двумя порошковыми или СО2 — огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый.

2.2.3. Магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы (пуск установки и процесс пожаротушения без участия человека).

2.2.4. Вагоны моторвагонного подвижного состава, салоны которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм (видеосалоны), оснащаются дополнительными средствами пожаротушения. Дополнительные средства пожаротушения и их размещение должны соответствовать конструкторским документам и техническим условиям, специально разработанными для переделки вагона данного типа дизель-поезда или электропоезда и утвержденными в установленном порядке.

2.2.5. Тепловозы, работающие на сжиженном и сжатом природном газе, обеспечиваются средствами пожаротушения в соответствии с требованиями технических условий на данный тепловоз.

2.2.6. Паровозы, подаваемые под поезда с разрядным грузом, дополнительно к средствам пожаротушения, приведенным в таблице, оснащаются двумя огнетушителями: пенными вместимостью по 10 л или порошковыми вместимостью не менее 5 л каждый.

2.2.7. Основные типы огнетушителей, рекомендуемых для укомплектования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, и их тактико-технические характеристики приведены в приложении 1 <*>.

Укомплектование должно производиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указаниями даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя. Допускается укомплектование огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержание нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.

2.2.8. На электровозах, электропоездах, а также на паровозах, работающих на жидком топливе, пожарные ведра должны быть наполнены сухим песком.

2.2.9. На дизель-поездах огнетушители и ведра разрешаются равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.

2.2.10. На электропоездах огнетушители и пожарный инвентарь размещаются поровну в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент — в подвагонных ящиках.

2.2.11. На трехвагонных электросекциях огнетушители и пожарный инвентарь размещаются в служебных помещениях моторного вагона, а пожарный ручной инструмент — в подвагонных ящиках.

2.2.12. Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов и автомотрис оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, а салоны дизель-поездов и электропоездов — системой «Сигнал» связи с машинистом.

2.2.13. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав в соответствии с указаниями МПС должны проходить модернизацию по оборудованию установками пожаротушения и средствами оповещения о пожаре или замене существующих более совершенными по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2.14. В кабинах машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.

Пожары на локомотивах — правила безопасности | Про железную дорогу

Локомотивы — это очень пожароопасные машины, независимо, электровоз это или тепловоз. На протяжении всей истории локомотивостроения во всем мире этому аспекту уделяется важнейшее внимание. А по — другому нельзя, любой локомотив горит довольно быстро и очень многое зависит от оперативных действий самой локомотивной бригады, ведь если потерять время, при возгорании локомотива, особенно на перегоне, то, как правило, прибывающему по экстренному вызову пожарному поезду, тушить уже практически нечего. Как же организуется работа по предотвращению пожаров на локомотивах? 

В принципе на всех железных дорогах мира, как и на дорогах России она ведется практически одинаково, принципы организации мало чем отличаются. На наших дорогах этому уделяется самое серьезное внимание. На всех тепловозах и электровозах во все времена обязательно устанавливалась система пожаротушения, соответствующая своему времени. На тепловозах устанавливается система пенного пожаротушения, которая включает в себя резервуары с соответствующим раствором, шланг с пеногенератором на конце. Система работает от сжатого воздуха, который подается из главных резервуаров тепловоза через питательную магистраль, машинисту остается только открыть один кран и можно тушить пожар пеной.

Обязательно на тепловозе находится определенное количество огнетушителей (количество может быть разным, в зависимости от местных инструкций) – пенных и углекислотных (ОУ), пенные огнетушители используются как вспомогательное средство и обычно применяются при тушении небольших возгораний, углекислотными тушатся возгорания в электрических цепях тепловоза. Все огнетушители и установка пожаротушения обязательно проверяются, на них навешиваются бирки с указанием сроков проверки и если сроки перезарядки и проверки просрочены, то локомотивная бригада такой тепловоз не примет, никому не хочется загореться в пути следования и при этом остаться без средств пожаротушения, ведь при разборе спросят – а как вы, товарищи, принимали противопожарное оборудование, и локомотивная бригада будет за это отвечать. Поэтому с этим никто не шутит!

А предпосылок к возгоранию на тепловозе и электровозе предостаточно! Впоследствии на тепловозах, например, 2М62У и 3М62У стали применять порошковую систему пожаротушения. У моего коллеги в пути следования на перегоне эта система самопроизвольно сработала – жалко обтирщиков, которые потом в депо неделю оттирали порошок в дизельном одной из секций! Но для тушения пожара порошок – отличное средство. На электровозах, практически также, только пенной установки пожаротушения на них конечно нет, на электровозах старых конструкций (ВЛ80С,Т; ВЛ60) находились огнетушители углекислотные (ОУ), как в кабине, так и в машинном отделении, и небольшие ящики с сухим песком в каждой секции.

Локомотивная бригада всю дорогу контролирует работу систем и оборудования локомотива путем прохода помощника машиниста по всему локомотиву в пути следования, ну и возгорание можно почувствовать по запаху, по срабатыванию защиты и т.д. Если огнетушитель использовался в поездке, то машинист при сдаче локомотива обязательно делал об этом запись в журнале технического состояния локомотива, формы ТУ152, ну и отработанный огнетушитель бригада относила на зарядку сама. Иногда на электровозах эти ОУ нас выручали, бывали случаи потери воздуха, а «малыш», вспомогательный компрессор для поднятия токоприемника, слабо качал и никак не мог накачать заветные 4,5 атмосферы для поднятия ТП, то в этом случае мы иногда использовали углекислотные огнетушители, помогало. У меня таких случаев было несколько. Хотя конечно, правилами это запрещено, но куда деваться – надо выезжать!

Блок управления системой пожаротушенияБлок управления системой пожаротушенияБлок управления системой пожаротушения

Я коснулся недавнего времени, и локомотивов постарше современных, но которые активно работают и в наши дни, а с современными локомотивами другое дело. Когда к нам стали поступать электровозы ЭП1 и ЭП1М, 2 и 3ЭС5К «Ермак», то на них уже стояло самое современное противопожарное оборудование – автоматическая пожарная сигнализация, аэрозольные средства пожаротушения (МАГ), которые находятся в проходе машинного отделения и в БСА1 и БСА2 (блоки силовых аппаратов), пульты сигнализации выведены в кабины и в случае возникновения пожара система сама автоматически придет в действие и подаст звуковой сигнал локомотивной бригаде. Загорится в кабине табло – «Не входить – газ» и локомотивной бригаде остается находиться в кабине в ожидании ликвидации возгорания, а если возникнет необходимость покидания локомотива — сбоку у кресла машиниста и помощника есть веревки спасения, по которым можно спуститься с локомотива через боковое окно, надо только открыть крышки (электровоз ЭП1М, например). 

Блок управления системой пожаротушенияБлок управления системой пожаротушения

Но углекислотные огнетушители и ящички с песком никто не отменял, ведь возгорания могут быть локальными, небольшими, например, в кабине, и работа всей системы не потребуется. Похожие системы устанавливаются и на современных тепловозах, но огнетушители также остаются на своих местах. 

Все локомотивные бригады в обязательном порядке периодически проходят обучение по пожарной безопасности, инструктажи, сдают зачеты, без этого на локомотив никто не поднимется! И конечно на все случаи разработаны соответсвующие инструкции, как центральные, так и местные, которые подлежат неукоснительному выполнению! Ну и естественно, все системы пожаротушения тщательно контролируются ремонтным персоналом, ведь с неисправными средствами пожаротушения локомотив на линию не выйдет!  

Просмотров: 194

Поделиться ссылкой:

3. Пожарная профилактика на локомотивах

И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

3.1. Пожарная профилактика осуществляется посредством комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара.

3.2. Основным средством обеспечения пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава является выполнение в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством работ, предусмотренных системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, а также инструкций, разработанных и утвержденных в соответствии с п. 1.3 настоящей инструкции.

3.3. Объем работ, производимых в депо при технических обслуживаниях и ремонтах, а также техническое состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава в части обеспечения их пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям, установленным МПС для данного типа локомотива (моторвагонного подвижного состава).

Дополнительно к плановым работам при текущих ремонтах производится частичная модернизация локомотивов и моторвагонного подвижного состава с целью повышения пожарной безопасности отдельных узлов, деталей и агрегатов. Модернизация должна производиться на основании указаний МПС по утвержденной рабочей конструкторской документации.

3.4. Объем работ при капитальных ремонтах, а также техническое состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава в части обеспечения их пожарной безопасности должны соответствовать требованиям, установленным МПС для данного типа локомотива (моторвагонного подвижного состава). Кроме того, при капитальных ремонтах должна производиться модернизация в соответствии с указаниями МПС. Запрещается выпуск в эксплуатацию из капитального ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава, на которых не произведена, предусмотренная указаниями МПС, модернизация установок пожаротушения или другая модернизация, направленная на повышение пожарной безопасности.

3.5. Содержание и ремонт средств пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации должны соответствовать требованиям приложения 3 к настоящей инструкции.

Содержание и ремонт установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации локомотивов и моторвагонного подвижного состава в период гарантийного срока эксплуатации, кроме того, должны производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, утвержденными в установленном порядке.

Изготовление, содержание, ремонт и эксплуатация резервуаров установок пожаротушения должны, кроме того, соответствовать требованиям Правил надзора за паровыми котлами и воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог МПС.

3.6. Запрещается выпуск в эксплуатацию из всех видов технического обслуживания и ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава, не имеющих полного комплекта средств пожаротушения по нормам п.2.2 настоящей инструкции, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, а также с неисправной пожарной сигнализацией.

3.7. Запрещается отправка в капитальный ремонт на завод или пересылка на другие дороги локомотивов и моторвагонного подвижного состава, не имеющих полного комплекта средств пожаротушения по нормам п. 2.2 настоящей инструкции.

При пересылке локомотивов и моторвагонного подвижного состава в недействующем состоянии водный раствор пенообразователя из резервуаров установок пенного пожаротушения должен быть слит, трубопровод продут, а огнетушители и другое пожарное оборудование должно находиться в помещениях для проводников.

3.8. После прохождения локомотивом или моторвагонным подвижным составом технического обслуживания ТО-3 и всех видов текущего ремонта, должностным лицом, назначенным приказом начальника депо, в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152) должна быть сделана запись по типу: «Тепловоз средствами пожаротушения укомплектован, пожарная сигнализация исправна, установка пожаротушения исправна и заряжена полностью» и поставлена подпись.

Примечание. Для локомотивов и моторвагонного подвижного состава, не оборудованных пожарной сигнализацией или установкой пожаротушения, запись соответственно сокращается.

Железнодорожный транспорт. Вопросы и ответы

Какие применяют способы тушения пожаров?

Для тушения пожара необходимо прекратить процесс горения. Существуют четыре основных способа прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция и торможение.

Охлаждение заключается в удалении теплоты с поверхности горящего вещества: когда температура верхнего слоя вещества в результате охлаждения станет ниже температуры его воспламенения, горение прекратится. Наибольшее распространение из огнетушащих охлаждающих веществ получила вода. Она обладает большой теплоемкостью. Кроме того, при переходе ее из жидкого состояния в газообразное образуется водяной пар, который снижает содержание кислорода в воздухе. Охлаждающее и изолирующее действие оказывает также углекислый газ, который тоже широко используют для тушения пожаров. Его чаще применяют для тушения легковоспламеняющихся жидкостей и электрооборудования, так как он в отличие от воды не проводит электрический ток.

Способы разбавления и изоляции состоят в уменьшении или полном прекращении поступления кислорода в зону горения. Если содержание кислорода в воздухе будет меньше 15% по объему, то горение прекращается. Для тушения пожара применяют химическую и воздушно-механическую пену, азот, порошки бикарбоната натрия (тип ПСБ) и фосфораммонийных солей (типа ПФ). Наиболее эффективна воздушно-механическая пена, которая обладает высокой подвижностью и теплоотражающим эффектом, а также почти не проводит электрический ток.

Способ торможения заключается в химическом торможении реакции горения путем введения в зону горения галоидно-производных веществ, которые при попадании в пламя распадаются, при этом исключается выделение теплоты и горение прекращается (2.5; 4.17).

Какие средства применяют для тушения пожаров и как ими следует пользоваться?

Для тушения пожаров применяют огнетушащие составы, огнетушители, пожарные мотопомпы, оборудование, ручной инструмент и инвентарь, пожарные автомобили, пожарные поезда, стационарные установки автоматического пожаротушения.

В зависимости от используемых огнетушащих средств огнетушители подразделяют на химические пенные, воздушно-пенные, порошковые, углекислотные и хладоновые. Химические пенные огнетушители ОХП-10 (рис. 7) используют для тушения очагов пожаров твердых материалов, а также различных горючих жидкостей на площади не более 1 м2, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.

Рис. 7. Огнетушитель ОХП-10: 1 — ручка; 2 — рукоятка клапана 3 — крышка с запорным устройством; 4 — спрыск; 5 — горловина 6 — резиновый клапан; 7 — верхняя крышка; 8 — баллон для заряда; 9 — корпус

Огнетушитель приводят в действие поворотом рукоятки 2 снизу вверх до отказа. При этом открывается резиновый клапан 6 кислотного стакана. После поворота огнетушителя горловиной вниз кислота выливается в баллон 8 и смешивается со щелочной частью заряда, в результате чего образуется углекислый газ, который вызывает интенсивное вспенивание жидкости, создает давление в баллоне. Струя пены выбрасывается из баллона через спрыск 4 (отверстие в горловине). Держа баллон за ручку, струю направляют на очаг пожара Длина струи у ОХ П.-10 достигает 6 м, а продолжительность действия 60 с.

Воздушно-пенные жидкостные огнетушители ОВП-5 и ОВП-10 применяют для тушения небольших очагов пожаров. Воздушно-механическая пена образуется и выталкивается за счет воздействия газа (двуокиси углерода), который храни: в специальном баллоне. Газ выпускается поворотом запорно-пускового механизма. Раструб со шлангом направляют на очаг пожара. Длина струи 4,5 м, а действует ОВП-5 в течение 20 с.

Угле кислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 используют для тушения пожаров жидких и твердых веществ, а также в электроустановках, находящихся под напряжением. Углекислота в огнетушителе находится в жидком состоянии под давлением 0,6 МПа При хранении огнетушителей возможна утечка газа. Контроль за их работоспособностью заключается в периодическом взвешивании. Для приведения углекислотных огнетушителей в действие поворачивают вверх сифонную трубку, откручивают маховик и направляют струю на очаг пожара. Длина струи 1,5—3,5 м, а продолжительность действия 30—40 с в зависимости от объема огнетушителя (от 2 до 8 л).

Аэрозольные углекислотно-бромэтиловые огнетушители ОУБ-3А, ОУБ-7А применяют для тушения пожаров нефтепродуктов, а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Огнетушители приводят в действие таким же образом, как углекислотные.

Порошковые огнетушители ОП-5, ОП-10 используют для тушения загораний нефтепродуктов, легковоспламеняющихся жидкостей, растворителей, твердых веществ, в том числе земельно-щелочных металлов, а также для тушения пожаров в электроустановках. Для приведения в действие порошкового огнетушителя нажимают на пусковой рычаг, который разрывает пломбу, и шток прокалывает мембрану баллона с выталкивающим газом. Рабочий газ, выходя из баллона через дозирующее устройство в ниппеле, поступает по сифонной трубке под диафрагму, увлекая порошок в трубку подачи. К этой трубке крепится шланг-ствол (шланг) с насадкой. Насадка имеет запорный клапан, что дает возможность подавать струю порошка частями. Длина струи 6 м. Огнетушители ОП-5 и ОП-10 действуют 60 с.

К пожарному оборудованию относят: гидранты пожарно-подземные для отбора воды из водопроводной сети; колонки пожарные для открытия и закрытия гидрантов; краны пожарные для присоединения пожарных рукавов к внутренней водопроводной сети; пеносмесители, генераторы пены, пожарные стволы и рукава, гидроэлеваторы, соединительные головки, пожарные лестницы.

В качестве пожарного ручного инструмента для вскрытия и разборки строительных конструкций и расчистки помещений используют топоры, багры, ломы, кирки, пилы и ножницы.

Пожарным инвентарем являются бочки для хранения воды, пожарные ведра, ящики для хранения песка, шкафы для хранения пожарных кранов, рукавов, стенды для хранения пожарного инструмента, ткань асбестовая для тушения небольших очагов пожара.

Пожарные автомобили предназначены для доставки боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования, для подачи огнетушащих средств в очаги горения и выполнения ряда специальных работ.

Пожарные поезда используют для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, расположенных вблизи железнодорожных путей.

Стационарные водяные установки предназначаются для автоматического тушения и локализации пожара в пожароопасных помещениях (спринклерные установки) и в помещениях высокой категории пожароопасности (дренчерные установки). Химические стационарные установки (углекислотные) используют для тушения пожаров в помещениях, в которых применение воды не допускается. Системы автоматического пожаротушения обычно дополняются пожарной сигнализацией

На магистральных тепловозах и дизель-поездах применяют два типа установок пожаротушения: с принудительной подачей воздуха от главного воздушного резервуара локомотива к генератору-смесителю и с эжекцией атмосферного воздуха (2.5; 4.17).

Какое количество огнетушителей, пожарного инвентаря и инструмента требуется иметь на подвижном составе?

Локомотивы, моторвагонный подвижной состав. пассажирские вагоны и вагоны специального назначения оснащают первичными средствами пожаротушения в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. Извлечения из норм приведены в табл. 3.

Таблица 3.3. Нормы оснащения подвижного состава первичными средствами пожаротушения, пожарным оборудованием и инструментом

На магистральных тепловозах и дизель-поездах, кроме первичных средств пожаротушения, имеются установки пенного пожаротушения в каждой секции тепловоза (6.17; 7.2).

Сколько и каких средств пожаротушения должно быть в производственных помещениях и на сооружениях?

Производственные помещения, сооружения и установки оснащают огнетушителями с учетом предельной площади, которую они защищают, а также категории помещения по взрыво-пожарной опасности и класса возможного пожара в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. В качестве примера в табл. 3.4 приведено извлечение из указанных норм для некоторых помещений локомотивных депо (7.2).

Таблица 3.4. Нормы оснащения производственных помещений, сооружений и установок ручными огнетушителями (извлечение)

Из каких устройств состоит охранная пожарная сигнализация и на каких объектах она должна быть?

Система охранной пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения. Каждая система состоит из пожарных извещателей, линий связи и приемных пунктов.

Пожарные извещатели по способу приведения в действие подразделяют на ручные (кнопочные) и автоматические. Автоматические извещатели делят в зависимости от того, на изменение какого физического фактора окружающей среды они реагируют.

Тепловые извещатели срабатывают при повышении температуры окружающей среды. Биметаллические пластины могут быть отрегулированы на температуру 60 °С, 80 и 100 °С. Их устанавливают, как правило, на потолках при высоте помещений не более 10 м из расчета один извещатель на 15 м2 площади помещения.

Дымовые извещатели используют в тех случаях, когда загорание сопровождается обильным выделением дыма (горение резины, электроаппаратуры и т. п.). Появление дыма вызывает срабатывание фоторезнстора.

Световые извещатели устанавливают в помещениях, в которых отсутствуют источники ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Они реагируют на пламя.

Извещатели соединены с приемным пультом кабельной или проводной пожарной связью напряжением 60 В. Приемный пульт устанавливают в помещении пожарной охраны с круглосуточным дежурством: если на контролируемом объекте имеются стационарные пожарогасящие установки, то при поступлении сигнала возникновения пожара на пульт управления происходит их автоматическое включение.

Охранной пожарной сигнализацией оборудуют тепловозы с кузовом вагонного типа, электро- и дизель-поезда.

На каждой секции тепловоза (поезда) имеются три основных узла: пожарной сигнализации; извещатели; приемная станция и коробка сигнальных ламп. Система сигнализации питается от аккумуляторной батареи напряжением 24 В (используется часть банок батареи). Извешатели, представляющие собой термодатчики (терморезисторы) установлены в местах, где возникновение огня является наиболее вероятным. Три извещателя размещены в аппаратной камере, а 18 — в дизельном помещении Коробка с сигнальными лампами помещена около пульта управления -в кабине машиниста (6.17).

В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа — Перейти к списку документов


Полезная информация:

Первичные средства пожаротушения, меры безопасности при работе с ними.

Практически каждому работнику, поступающему на работу, должны быть представлены первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. К ним можно отнести:

Огнетушители.

Пожарные краны.

Пожарный инвентарь, к которому относятся:

Емкости с водой.

Ящики с песком.

Противопожарный материал.

Асбестовое полотно.

Огнетушители углекислотные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8.

Наряду с использованием пены в практике пожаротушения в качестве огнегасительного вещества с успехом применяют углекислоту (углекислый газ) СО2. При нормальных условиях углекислота находится в газообразном состоянии, при этом плотность ее по отношению к воздуху равна 1:5. Углекислый газ бесцветен, имеет слабый запах и кисловатый вкус, он не горит и не поддерживает горение. Если его сжать под Р = 35 атм. при Т = 0°С то он превращается в жидкость, при этом объем газа уменьшается. При нормальных условиях жидкая фаза быстро испаряется, причем с поглощением большого количества тепла из окружающей среды. Из 1 кг. жидкой углекислоты образуется 509 л газа. При подаче углекислоты на горящий предмет в снегообразном виде она испаряется, отнимая часть тепла в зоне горения и, одновременно с этим понижает процентное содержание кислорода.

Предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, электроустановок под напряжением до 1000 В, двигателей внутреннего сгорания, горючих жидкостей.

Устройство: в корпусе углекислотного огнетушителя находится двуокись углерода 75% в жидком состоянии и 25% в газообразном состоянии. Жидкая двуокись углерода находится в нижней части корпуса огнетушителя, газообразная двуокись углерода в верхней части и создает давление в корпусе огнетушителя. Под этим давлением жидкая двуокись углерода по сифонной трубке проходит к корпусу запорного вентиля. После открытия вентиля огнетушителя жидкая двуокись углерода проходит по калиброванному отверстию в корпусе запорного вентиля в диффузор (раструб), где превращается в снегообразную массу с температурой — 70º С. Снегообразная масса из диффузора выбрасывается на огонь и тушит загорание.

Огнетушителями ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 можно тушить загорание твердых, жидких и газообразных веществ, а также эл. установки под напряжением до 1000 В. Углекислотным огнетушителям проводится весовая проверка: вентильным один раз в 3 месяца, клапанным один раз в год. Для этого на корпусе или бирке огнетушителя наносится его масса в рабочем состоянии. Если при весовой проверке масса огнетушителя будет меньше, чем записано на бирке огнетушителя, необходимо проводить перезарядку огнетушителя двуокисью углерода. Один раз к 5 лет проводится гидравлическое испытание корпуса огнетушителя под давлением до 20 атм. Длина струи огнетушащего вещества 1,5-3 м. продолжительность подачи огнетушащего вещества до 12 секунд. Диапазон рабочих температур от -40º С до +50º С.



Огнетушители порошковые ОП-2, ОП-5, ОПУ-5, ОП-10

Известно, что для тушения щелочных металлов и их сплавов нельзя применять воду, пену, углекислоту. Огнегасительный состав в порошковых огнетушителях, представляет собой мелкий кристаллический порошок плотностью 0,7÷0,9 г/см2, он состоит из кальцинированной соды, графита, стеоратов (железа и алюминия) и стеариновой кислоты.

Предназначены: для тушения пожаров и загораний нефтепродуктов, ЛВЖ и ГМ, растворителей, твердых веществ, а также электроустановок под напряжением до 1000В.

Устройство: В корпусе огнетушителя находится огнетушащий порошок Пирант Л или Пирант АН. В баллоне внутри корпуса находится баллон с газогенерирующим устройством, из которого при запуске огнетушителя выходит рабочий газ. Рабочим газом может быть любой не горючий и не отравляющий газ. В задачные порошковые огнетушители в корпус огнетушителя закачивается сжатый воздух. Рабочий газ проходит по сифонной трубке под аэроднище, взрыхляет песок и по второй сифонной трубке выдавливается порошок в гибкий шланг.

При нажатии на ручку пистолетного распылителя порошок выбрасывается на огонь. Порошок на огне нагревается, выделяется газ при нагреве порошка, который застилает пеленой огонь и тушит огонь.

Если отпустить ручку распылителя, работа огнетушителя останавливается. Работник может перейти на другое место загорания, нажать на рукоятку пистолетного распылителя и возобновить работу огнетушителя.

Основные недостатки порошковых составов — невысокая огнегасительная эффективность, малый радиус действия, склонность к слеживанию и высокая стоимость.



Техника безопасности при работе с огнетушителями

— запрещается бросать и ударять огнетушители, так как они могут взорваться;

— с углекислотными огнетушителями ОП-8 необходимо работать в рукавицах, так как температура снегообразной массы огнетушителя -70º С;

— с огнетушителями порошковыми необходимо работать в марлевой повязке на органах дыхания, так как при тушении порошковым огнетушителем выделяется газ, который может попасть в органы дыхания;

— при работе с огнетушителями запрещается допускать нагрев корпуса огнетушителя, так как может произойти взрыв;

 

Со встроенным газовым источником Закачные

 

20.Какие аварийные ситуации могут возникнуть в пути следования, порядок действия работников локомотивных бригад.

При эксплуатации локомотивов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

-возгорание, приводящее к пожару или взрыву;

-сход локомотива с рельс;

-обрыв контактного провода;

-повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.

Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты, знать способы оказания первой помощи пострадавшим в несчастных случаях.

При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и определить с ним порядок дальнейших действий

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

В случае неминуемого столкновения локомотива, с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь, переезд и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в машинное (дизельное) отделение, оставив двери открытыми для ухода машиниста из кабины управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *