Решение задач по закону ома: 500 — Ошибка: 500 – Решение задач по теме «Законы Ома. Соединение потребителей»

Решение задач по теме «Законы Ома. Соединение потребителей»

Практическое занятие № 1

Решение задач по теме «Законы Ома. Соединение потребителей»

Цель: научиться применять формулы и законы изученной темы для решения задач, научиться оценивать реальность полученных результатов.

Теоретическое обоснование работы:

I = – закон Ома для участка цепи;

I = – закон Ома для замкнутой цепи;

R = — сопротивление цилиндрического проводника;

– эквивалентное сопротивление двух последовательно соединенных резисторов;

=

+ – эквивалентное сопротивление двух параллельно соединенных резисторов.

физическая величина

обозначение

единица измерения

сила тока

I

1 А

напряжение

U

1 В

сопротивление

R

1 Ом

удельное сопротивление

ρ

1 Ом·м

длина проводника

l

1 м

площадь сечения

S

1 м2

ЭДС

Е

1 В

Примеры решения задач:

1). Электрическая лампочка включена в сеть напряжением 220 В. Какой ток будет проходить через лампочку, если сопротивление ее нити 240 Ом?

Д

ано: Решение

U = 220 В

R = 240 Ом I = U/R = 220/240 = 0.9 (A)

Найти:

I Ответ: I = 0.9 A

2). Аккумулятор внутренним сопротивлением 0,4 Ом работает на лампочку сопротивлением 12,5 Ом. При этом ток в цепи равен 0,26 А. Определите ЭДС аккумулятора и напряжение на зажимах лампочки.

Дано: Решение

r = 0,4 Ом

R = 12,5 Ом I = E/(R + r)

E = I∙(R + r) =0,26∙(12,5 + 0,4) = 3,35 (В)

I = 0,26 А

Найти: I = U/R ⇒ U = IR = 0,26∙12,5 = 3,25 (В)

E

U Ответ: E = 3,35 В; U = 3,25 В

3). Восемь проводников сопротивлением 10 Ом каждый соединены в четыре одинаковые параллельные группы. Определите эквивалентное сопротивление цепи и нарисуйте ее электрическую схему.

Дано:

R1 = … R8 = 10 Ом

Найти: RА RБ RВ RГ

R 1/RА = 1/R1 + 1/R2 = 1/10 + 1/10 = 2/10 = 1/5

RA = 5 (Ом)

RA = RБ = RВ = RГ = 5 Ом

R = RA + RБ + RВ + RГ = 5 + 5 + 5 + 5 = 20 (Ом)

Ответ: R = 20 Ом

Задачи для самостоятельного решения:

1). Электропаяльник, включенный в сеть напряжением 220 В, потребляет ток 0,3 А. Определите сопротивление электропаяльника.

2) К кислотному аккумулятору, имеющему ЭДС 205 В и внутреннее сопротивление 0,2 Ом, подключен потребитель сопротивлением 2,6 Ом. Определите ток в цепи.

3). Разветвление из трех параллельно включенных резисторов сопротивлениями 3, 8, и 6 Ом включено последовательно с другим разветвлением, состоящим из четырех резисторов сопротивлениями 2, 7, 6 и 3 Ом. Определите эквивалентное сопротивление цепи и нарисуйте ее электрическую схему.

4). Приведите примеры источников электрического тока, в которых механическая и химическая энергия превращается в электрическую.

5). Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя и двух ламп, включенных параллельно. Что произойдет в цепи при перегорании одной лампы?

6). Как определить длину мотка медной проволоки, не разматывая его?

7). Зависит ли сопротивление катушки, изготовленной из стального провода, от величины приложенного к ней напряжения?

Урок в 8 классе Решение задач по темам: «Закон Ома», «Соединение проводников»

Урок 8 класс

Решение задач по темам: «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное и параллельное соединения проводников»

Цели урока

-углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников; научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников; научить решать задачи на смешанное соединение проводников; научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

-продолжить развитие памяти, творческих способностей; продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения; продолжить развитие навыков решения задач на данную тему; развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы ).

— воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах; развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость; воспитывать культуру общения при работе в группах.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Актуализация знаний:

  1. 3 ученика у доски .

первый — закон Ома и выражает и него напряжение и сопротивление, формулу для сопротивления проводника через геометрические размеры и материал проводника;

второй – формулы справедливые для последовательного соединения;

третий – формулы справедливые для параллельного соединения.

  1. Остальные работают с карточками.

  2. Самооценка своей работы на местах, оценка заносится в лист самооценки.

  3. Проверка ответов у доски, оценивание.

Вопросы первому отвечающему:

Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?

III. Изучение нового материала.hello_html_m5d983ee0.png

Решим задачу

«вагончик» hello_html_m7c9631df.png

Правила для решения:hello_html_m6978af56.png

  1. Чтобы найти напряжение, умножаем.

  2. Во всех остальных случаях делим.

Как вы знаете, все электрические схемы состоят из элементов, — например:

Схема карманного фонарика: Здесь три элемента — не считая батарейки.

У каждого элемента (исключая батарейку и то, пока) есть три характеристики, — сила тока, напряжение и сопротивление. Например, для нашей цепи они могут быть такие:

Некоторые элементы не имеют сопротивления (выключатель, соединение, пересечение) и не оказывают влияние на соседние элементы. Можно поставить хоть сотню выключателей и цифры у других элементов меняться не будут. А замена других (тех которые имеют сопротивление) меняет нагрузку на соседей. Например, заменим сопротивление проводов на 5 Ом. hello_html_71d8808e.png

Видим, что напряжение на лампочке ослабло. Лампочка будет светиться меньше, тусклее. Наша задача, научиться рассчитывать такие схемы.

Начнём с простого: С одного элемента. Напряжение всегда будем писать наверху. (Это потому что его получают умножением). Сопротивление будем писать просто цифрой внутри квадратика без единиц измерения. hello_html_m2158e1.png

А силу тока будем писать внизу. Попробуйте догадаться, что получиться вверху.

А теперь решите другие элементы. Нарисуйте в тетради сопротивление и проставьте все его характеристики (красные цифры это ответы и на доске не пишутся).

hello_html_m6d584ace.png

А теперь попробуем составить простейшую схему из двух вагончиков. Если соединить их друг за другом получиться последовательное соединение. (Можно представить как два дома соединены одной улицей. Электроны передвигающиеся по улице последовательно побывают в каждом доме.)

hello_html_4aa46d9c.pnghello_html_190b0674.png

hello_html_m718da32.png

Преобразование схем

Но существует ещё один вид соединения — параллельное. Что такое параллельность вы знаете из геометрии. Параллельные прямые, например. Или параллельные улицы.

Сначала электроны идут вместе, затем по параллельным улицам и снова собираются вместе. Здесь действуют другие законы. Например, общее сопротивление будет не 30 а меньше самого маленького т.е. меньше 6. Это потому, что к основному руслу, по которому бежит ток, добавляется еще одно русло, и сопротивление уменьшается. Рассчитаем наше параллельное соединение:

Сначала общее сопротивление. Но почему же? Где ошибка? Почему не 4 а ?hello_html_54f4e5eb.png

На самом деле всё правильно. hello_html_m2a7fb483.png

Ведь это не R а =. Чтобы найти R необходимо формулу перевернуть. Т.е. R = = 4 Ом.

Не забывайте этого. Это одна из самых распространенных ошибок.hello_html_5a382bdd.png

Теперь найдём общую силу тока и напряжение. Для этого зададим ещё данные.

как только мы нашли одно напряжение, можно считать, что мы нашли сразу все. Это видно по формуле U=U1=U2=const.

Рассчитаем ещё схемы.

hello_html_m4bd6556a.png

Физкультминутка.

Ребята, встаньте. Я буду задавать вопросы и показывать ответы. Если верный ответ – поднимаем руки вверх и шевелим пальцами, если неверный – приседаем.

1. Омметр – прибор для измерения сопротивления проводника (+)

2. Электрический ток – это упорядоченное движение электронов (-)

3. Сила тока обозначается буквой А (-)

4. Заряд измеряется в кулонах (+)

5. Вольтметр включается в цепь последовательно (-)

6. Амперметр включается в цепь последовательно (+)

7. Сопротивление проводника равно 2А (-)

8. Сила тока в цепи равна 4А (+)

9. При последовательном соединении напряжения на всем участке цепи одинаковое (-)

10. При параллельном соединении сила тока на всем участке цепи одинаковая (-)

Чтобы легко решать такие соединения нужно ввести ещё одно понятие: эквивалентное сопротивление. Определение мы записывать не будем, попробуем понять на практике. Решаем другую похожую задачу с помощью эквивалентного сопротивления.hello_html_32851133.png

Проанализируем нашу схему. Видим что, в общем, это последовательное соединение. Вообще, всегда получается или параллельное или последовательное соединение. Важно это научиться отличать. Сразу хочется решить те элементики, для которых известны две характеристики, но мы не будем торопиться. Сейчас мы будем решать задачу немного по-другому, более универсальным способом. После этого мы сможем решать и куда более сложные задачи.

Обведём два параллельных сопротивления пунктирным прямоугольником и будем считать, что это одно сопротивление. Вот это общее сопротивление и называется эквивалентным сопротивлением.

hello_html_m73d6fcdd.png

Вместо сопротивлений можно включать и другие элементы:

hello_html_507bc30c.png

IV.Закрепление. Попробуем рассчитать следующие соединения.

hello_html_m794890e8.png

hello_html_m1af7eb79.png

V. Домашнее задание. Решите задачи

VI. Итог Посчитайте свои баллы и выставьте себе оценку

VII. Рефлексия. Заполнить анкеты.

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Лист самооценки.

Ф.И. _______________ Класс

Актуализация

Расчёт «Вагончики»

Расчёт последовательно соединённых элементов

Расчёт параллельно соединённых элементов

Физкультминутка

Расчёт смешанного соединения элементов

Средний бал

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия.

Заполнить анкеты.

стало лучше /

стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Урок 8 класс

Решение задач по темам: «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное и параллельное соединения проводников»

Изучение нового материала.

  1. Решим задачу.

Сила тока цепи электрического фонарика 2 А, а сопротивление спирали лампочки 3 Ома. Определите напряжение.

  1. «вагончики» hello_html_m6d584ace.png

  2. Последовательное соединение проводников

hello_html_190b0674.pnghello_html_4aa46d9c.png

  1. Параллельное соединение проводников

hello_html_m4bd6556a.png

  1. Смешанное соединение

hello_html_32851133.png

  1. Закрепление

hello_html_m718da32.png

hello_html_m331c6ebb.png

  1. Домашнее задание

Решить задачи:

hello_html_m794890e8.pnghello_html_m1af7eb79.png

hello_html_m544cb93d.png

hello_html_m331c6ebb.png

Задача №2.

Задача №3. Задача №3.В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

hello_html_m6a6a7d42.png Общее сопротивление равно 1005 Ом.

Задача №4. Задача №5..

Графическая задача №6. 

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

  5. Какой вывод можно проделать по результатам задачи?


hello_html_6a7e2ecf.png

IV.Домашнее задание:

У: § 3; З: № 2.6, 2.7, 2.15, 2.17. У: повт. § 1—3;

З: № 1.34, 1.35, 2.18, 2.21.

V.Закрепление.

Конспект урока физики по теме «Решение задач на применение закона Ома» (8 класс)

Урок №21 Дата ______________

Тема: Решение задач по теме закон Ома для участка цепи

Цель урока:

образовательные: повторение и обобщение знаний о законе Ома для участка цепи, закрепить навыки решения задач: расчетных и качественны, практических;

воспитательные: воспитание аккуратности при обращении с приборами, усидчивости, дисциплинированности;

развивающие: расширение кругозора учащихся о выдающихся людях, развитие умения коллективной работы в сочетание с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.

П л а н у р о к а.

  1. Организационный (ознакомление с планом урока) – 1 мин.

  2. Сообщение ученика о биографии Георга Ома- 3 мин

  3. Физический диктант (взаимоконтроль) – 8 мин.

  4. «Устный счет» – 3 мин.

  5. Определите конечный результат – 6 мин.

  6. Сборка схем — 4 мин.

  7. Знаешь ли ты приборы? – 5 мин.

  8. Решение количественной задачи –7 мин.

  9. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока и комментирует способы выполнения заданий, которые выполняют ученики.

2. Сообщение ученика о биографии Георга Ома (слайд № 2)

3. Физический диктант

Учащиеся пишут только ответы на листочках с заранее указанным заданием:

После выполнения задания, ученики обмениваются листочками и проверяют друг у друга (для быстрой проверки учитель предлагает слайд №3 «Ответы») . Оценивают диктант по следующим результатам (каждый верный ответ -1 балл):

Меньше 12 ответов – оценка «2»

От 12-16 верных ответов – оценка «3»

От 17-21 верных ответов – оценка «4»

От 22 – 24 верных ответов – оценка «5»

4.Знаешь ли ты приборы?

На демонстрационном столе стоят приборы:

1)электроскоп 4) манометр;

2) вольтметр; 5) аккумулятор;

3) амперметр; 6) электрометр

7) реостат.

Вопросы.

Какой прибор

  1. измеряет силу тока в цепи?

  2. определяет наличие электрического заряда?

  3. изменяет силу тока в цепи?

  4. служит источником тока?

  5. не применяется в электротехнике?

  6. определяетзначение электрического заряда?

5.«Устный счет»

1. Выразите в миллиамперах 25А

А)25 А;

Б) 2500 А;

В) 25 000 А

2. Сколько мегавольт в 10000 В?

А) 10 МВ;

Б) 100 МВ;

В) 1 МВ;

Г)0,01 МВ;

3. Сколько Ом в 3 кОм?

А) 300 Ом;

Б) 3000 Ом;

В) 30000 Ом;

4. Что означает: удельное сопротивление нихрома равно 1,1 Ом*мм2/м ?

А) сопротивление 1 м проводника из нихрома равно 1,1 Ом;

Б) сопротивление проводника из нихрома поперечным сечением 1 мм2 равно 1,1 Ом;

В) сопротивление 1 м проводника из нихрома поперечным сечением 1 мм2 равно 1,1 Ом

Ответы (слайд №4)

6.Решение задач

1.Сопротивление резистора 5 кОм, сила тока в резисторе 10 мА. Чему равно напряжение на резисторе?

2.. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 20 мин работы пылесоса при силе тока 4 А?

3.Сила тока в железном проводнике длиной 150мм и площадью поперечного сечения 0,02 мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника?

7.Самостоятельная работа

  1. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 30 В через его поперечное сечение в течение 15 с проходит заряд 45 Кл.

Ответ:___________________________

  1. Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

Ответ:___________________________

  1. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. Какова сила тока в этой проволоке при напряжении на ее концах 9 В.(удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм2/м).

Ответ:___________________________

Проверка ответов.

Домашнее задание

1.По воль­фра­мо­вой про­во­ло­ке про­те­ка­ет элек­три­че­ский ток. Длина про­во­ло­ки – 4 м, сила тока со­став­ля­ет 0,05 А. На­пря­же­ние, под ко­то­рым на­хо­дит­ся дан­ный про­вод­ник, со­став­ля­ет 5 В. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить ве­ли­чи­ну пло­ща­ди по­пе­реч­но­го се­че­ния.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок

Самостоятельная работа

Дата ___________________________

ФИ__________________________________

  1. Заполни таблицу

2

Напряжение

3

Сопротивление

4

Удельное сопротивление

5

Длина проводника

6

Поперечное сечение проводника

7

Электрический заряд

8

Общее сопротивление при последовательном соединении

9

Работа электрического тока

10

Мощность электрического тока

11

Количество теплоты

2.Реши задачи

    1. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 30 В через его поперечное сечение в течение 15 с проходит заряд 45 Кл.

Ответ:___________________________

2.2.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

Ответ:___________________________

    1. . Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. Какова сила тока в этой проволоке при напряжении на ее концах 9 В.(удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм2/м).

Ответ:___________________________

5. Разделить класс на 2 группы и решить задачу определив конечный результат

hello_html_m48832c21.pnghello_html_78e65bfc.png

hello_html_m208d46ba.gif

6. Соберём схему и, сняв показания приборов, рассчитаем сопротивление реостата в двух произвольных положениях.

hello_html_ede5ab1.png

В какую сторону надо передвинуть рычажок реостата, чтобы увеличить сопротивление?

7. На демонстрационном столе стоят приборы:

1)электроскоп 4) манометр;

2) вольтметр; 5) аккумулятор;

3) амперметр; 6) электрометр

7) реостат.

Вопросы.

Какой прибор

  1. измеряет силу тока в цепи?

  2. определяет наличие электрического заряда?

  3. изменяет силу тока в цепи?

  4. служит источником тока?

  5. не применяется в электротехнике?

  6. определяет значение электрического заряда?

8. Решим аналитическую задачу:

Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. Какова сила тока в этой проволоке при напряжении на ее концах 9 В.(удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм2/м).

9. Подведение итогов.

«Решение задач по теме закон Ома для участка цепи»

Физика 8 класс урок №14 23.10.17

Тема урока: «Решение задач по теме закон Ома для участка цепи»

Цель урока:

образовательные: повторение и обобщение знаний о законе Ома для участка цепи: выработка умений и навыков решения задач на закон Ома и расчет сопротивления проводника

развивающие: развитие умения анализировать материал, наблюдать, сопоставлять изучаемые явления, делать выводы, формирование умений обобщать полученные знания, развитие познавательного интереса учащихся, формирование умений логического мышления, формирование умений устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказывать свои суждения. расширение кругозора учащихся о выдающихся людях,

воспитательные: воспитание аккуратности при обращении с приборами, усидчивости, дисциплинированности;

Ход урока.

  1. Организационный этап

Сообщение темы и цели урока

2. Заполнение таблиц

4.Знаешь ли ты приборы?

На демонстрационном столе стоят приборы:

1)электроскоп 4) манометр;

2) вольтметр; 5) аккумулятор;

3) амперметр; 6) электрометр

7) реостат.

Вопросы.

Какой прибор

  1. измеряет силу тока в цепи?

  2. определяет наличие электрического заряда?

  3. изменяет силу тока в цепи?

  4. служит источником тока?

  5. не применяется в электротехнике?

  6. определяет значение электрического заряда?

Перед вами карточка с рисунками: два из них относятся к роду электрических явлений, а один из них третий лишний. Вы должны выбрать, какой из них третий лишний. Почему? Но в одном из оставшемся рисунке есть ошибки, исправьте их.

5.Сборка цепи по схеме.

— Измерить силу тока и напряжение на участке цепи.

— Найти сопротивление проводника?

6.Решение задач

1. Сопротивление резистора 5 кОм, сила тока в резисторе 10 мА. Чему равно напряжение на резисторе?

2. . Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 20 мин работы пылесоса при силе тока 4 А?

3. Сила тока в железном проводнике длиной 150мм и площадью поперечного сечения 0,02 мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника?

7.Самостоятельная работа

  1. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 30 В через его поперечное сечение в течение 15 с проходит заряд 45 Кл.

Ответ:___________________________

  1. Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

Ответ:___________________________

  1. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. Какова сила тока в этой проволоке при напряжении на ее концах 9 В.(удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм2/м).

Ответ:___________________________

Проверка ответов.(слайд 13)

Домашнее задание (слайд 14)

1.По вольфрамовой проволоке протекает электрический ток. Длина проволоки – 4 м, сила тока составляет 0,05 А. Напряжение, под которым находится данный проводник, составляет 5 В. Необходимо определить величину площади поперечного сечения.

2. Сборник задач №№

Подведение итогов.

План-конспект урока по физике (8 класс) на тему: Конспект урока. Решение задач по теме «Закон Ома»

Урок решения задач по теме «Закон Ома для участка цепи»

Класс: 8 «Б»

Дата: 07.02.2019 г

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на Закон Ома для участка цепи;
  • Научить разбираться в схемах учащихся электрических цепей;

Воспитательные:

  • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
  • Воспитывать культуру общения при работе в парах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
  • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
  • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

План урока

Оформление класса: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

I        Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня. Я предлагаю вам посмотреть на первый слайд нашей презентации. Как завораживает вид ночного города, когда он весь в огнях. Современные технологии, делают города ещё красивее. Предполагал ли Георг Ом, проводя свои научные исследования какой сокрушительной молнией окажется его теория, осветившая в прямом и переносном смысле комнату, погружённую во мрак. У каждого из нас тоже есть возможность сделать мир красивее, светлее. Что для этого нужно? Для этого нам необходимо разгадать тайны, которые помогут нам приоткрыть дверь в чудесный мир электрических явлений. Эти маленькие тайны – задачи на закон Ома.  

Тема нашего урока «Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи». Какой цели мы должны сегодня достичь по окончанию нашего урока?

Правильно наша цель: научиться решать задачи различных видов, используя закон Ома.

Вы уже знакомы с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление, с приборами для измерения силы тока и напряжения.  Сегодня мы:

  1. Повторим основные понятия.
  2. Повторим формулы, составные части электрической цепи.
  3. Будем составлять, и решать задачи.

        

II. Актуализация знаний.

Первый этап_Ребята, давайте вспомним, какие три величины связывает закон Ома?

Как формулируется закон Ома и как записывается формула закона Ома?

Какие приборы вы знаете для измерения силы тока и напряжения?

Второй этап_На слайде физический диктант. Учащимся выдается таблица для заполнения.

  1. Заполнить двенадцать ячеек таблицы на карточке:

Ученый

Физическая величина

Формула

Единица измерения

1

4

7

10

2

5

8

11

3

6

9

12

Выполнил __________________ Проверил ___________________ Оценка__________

 После заполнения таблиц учащиеся меняют карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:

Кол-во ошибок

1

2-3

4-6

7 и более

Оценка

5

4

3

2

Пока учащиеся заполняют таблицу, слабоуспевающие ученики выполняют подобное задание на соответствие.

Задача. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. 

a) U = 40 B, R=20 Om, I-?
б) I=30 A, R = 2 Om, U -?
в) I = 6 A,U=36B, R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 60 В; в) R = 6 Ом.

III. Решение задач.

1. Определите силу тока I, U и R.

U, В

R, Ом

I, А

15

25

16

5

45

15

220

20

2,5

5

Сильные учащиеся: Составить и решить задачу по таблице.

2. Задача1 (Решает учитель с использованием презентации) Слайд 6.

Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

Дано:

l=100м
S=0,5мм2
U=6,8В

I-?

Решение:

Ответ: Сила тока равна 2А.

Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( – берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2).

Задача2 Условия задачи (Вопросы 1,2  решаются устно. 3,4 – два ученика).

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 6 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Ответ:

  1. Сила тока = 0,4 А, напряжение – 2В.
  2. Сила тока = 0,6 А, напряжение – 4В.
  3. Сопротивление в т.А – 5 Ом, в т.В – 6,7 Ом.
  4. Сила тока = 0,8А, сопротивление – 7,5 Ом.

IV. Самостоятельная работа  

На карточке с таблицей у каждого из вас набор заданий, те из вас кто недостаточно уверенно ещё чувствует себя при решении задач выбирают задачу из группы «Решаем вместе» и решают вместе с нами получая за каждую правильно решённую задачу по одному баллу, те, кто захочет самостоятельно решить задачу, подобную той, что решают у доски выбирает задачу из группы «Хочу проверить свои силы» и получает 2 балла, те, кто уверен в своих силах решают задачи из группы «Я всё смогу, я всё сумею» и получают 3 балла. За каждую правильно решённую задачу ставят соответствующий балл в оценочный лист.

«Решаем вместе»

«Хочу проверить свои силы»

«Я всё смогу, я всё сумею»

1

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока.

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим сомом – 350 В. Установите какое значение для него имеет сила тока.

При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?

2

Кипятильник включен в сеть с напряжением 220В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2.  (Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом*мм2/м).

Какова сила тока на участке цепи, состоящей из константановой проволоки длиной 10 м и сечением 1,2 мм2, если напряжение на концах этого участка равно 12В?

Из какого материала сделан провод длиной 100м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2, если при напряжении на его концах 6,8 В по нему проходи ток 2А?

3

Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2мА?

Определите длину широчайшей мышцы спины, если нервный импульс, проходящий через нее имеет напряжение 5 мВ, а сила тока 5 мА. Площадь поперечного сечения мышцы 3,14 см2, а удельное сопротивление 0,015 Ом·м.

Во сколько раз изменится сила тока в проводнике, если при неизменном напряжении увеличить длину проводника в 3 раза.

4

При напряжении на резисторе 110 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 8 А?

При напряжении на резисторе 220 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 2 А?

V. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Многие  получили оценку. Как вы думаете, достигли мы цели поставленной в начале нашего урока?

Хочется закончить урок словами А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним

 приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными     силами, собственным напряжением». Я желаю каждому как можно больше решить трудных интересных задач на уроках, и тогда физика сама откроет дверь в свой чудесный мир, и  каждый из вас сможет «осветить своей молнией комнаты, ещё погруженные во мрак».

Домашнее задание:

1. Составить и решить 5 задач по теме: «Закон Ома для участка цепи».

2. Решить задачи

1-При напряжении 110 В сила тока в спирали лампы равна 0,5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 40 В?

2-Найти сопротивления провода из одного и того же материала, если при неизменной длине взять провод вдвое большего диаметра.

Рефлексия:

учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Решение задач по теме «Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление»

Конспект урока по физике по теме

«Решение задач по теме «Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление»

8 класс

Цель обучения: формирование практических умений решать качественные, расчетные, графические задачи по теме «Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление».

Ход урока

  1. Актуализация знаний (проводится в ходе опроса учащихся)

  1. В цепи одного и того же источника тока по очереди включают различные проводники. Сравните силу тока, проходящую через эти проводники.

1__ 2__ 3__
  1. Сравните сопротивление двух медных проводников, если l1=4l2 и S2=2S1

  1. R1=R2

  2. R12

  3. R1>R2

  1. Постановка проблемного вопроса

Два куска стальной проволоки имеют одинаковую массу, при этом l1=3l2. Что можно сказать об их сопротивлении?

  1. Физкультминутка

  2. Решение задач

  1. hello_html_m6ba324c.pngНа рисунке изображены медный, алюминиевый и железный проводники. Вычислите сопротивление каждого проводника.

  2. Какова длина медной проволоки сечением 0,8 мм2 и сопротивлением 2 Ом?

  3. Четыре провода – медный, алюминиевый, железный и никелиновый – с одинаковым сечением 1 мм2 имеют одинаковое сопротивление 10 Ом. Какова длина каждого провода?

  4. hello_html_1da10669.pngНа графику зависимости сопротивления проводника от его длины определите, из какого металла он изготовлен. Площадь поперечного сечения проводника S=0,5мм2.

  5. Для изготовления нагревательного прибора, рассчитанного на напряжение 220В и сила тока 2А, необходима никелиновая проволока диаметром 0,5мм. Какой длины надо взять проволоку?

  1. Закрепление знаний

  1. Сравните сопротивление двух квадратных пластин одинаковой толщины, если их площади относятся, как 1:4.

  1. R1=R2

  2. R12

  3. R1>R2

  1. Рефлексия

Человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные условия. А достаточно ли усилия я прикладываю к изучению физики?

  1. Дом. задание

  2. Результат урока

Учащиеся должны научиться решать задачи на определение сопротивления проводника с использованием формулы сопротивления и закона Ома.

Корта урока (для учащихся)

  1. Актуализация знаний (проводится в ходе опроса учащихся)

  1. В цепи одного и того же источника тока по очереди включают различные проводники. Сравните силу тока, проходящую через эти проводники.

1__ 2__ 3__
  1. Сравните сопротивление двух медных проводников, если l1=4l2 и S2=2S1

  1. R1=R2

  2. R12

  3. R1>R2

  1. Проблемный вопрос

Два куска стальной проволоки имеют одинаковую массу, при этом l1=3l2. Что можно сказать об их сопротивлении?

  1. Физкультминутка

  2. Решение задач

  1. hello_html_m6ba324c.pngНа рисунке изображены медный, алюминиевый и железный проводники. Вычислите сопротивление каждого проводника.

  2. Какова длина медной проволоки сечением 0,8 мм2 и сопротивлением 2 Ом?

  3. Четыре провода – медный, алюминиевый, железный и никелиновый – с одинаковым сечением 1 мм2 имеют одинаковое сопротивление 10 Ом. Какова длина каждого провода?

  4. hello_html_1da10669.pngНа графику зависимости сопротивления проводника от его длины определите, из какого металла он изготовлен. Площадь поперечного сечения проводника S=0,5мм2.

  5. Для изготовления нагревательного прибора, рассчитанного на напряжение 220В и сила тока 2А, необходима никелиновая проволока диаметром 0,5мм. Какой длины надо взять проволоку?

  1. Закрепление знаний

  1. Сравните сопротивление двух квадратных пластин одинаковой толщины, если их площади относятся, как 1:4.

  1. R1=R2

  2. R12

  3. R1>R2

  1. Рефлексия

Человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные условия. А достаточно ли усилия я прикладываю к изучению физики?

Урок решения задач по теме «Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников»

Урок решения задач по теме «Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников» Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Салимжанова Наиля Наильевна: учительфизики.

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач. Выполнение лабораторной работы.

Задачи:

Образовательные:

Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;

Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;

Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;

Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;

Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

Воспитательные:

Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Развивающие:

Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;

Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

План урока№ Этап Время Метод

Организационный момент 2 мин Словесный

I Актуализация знаний 5 мин Письменная работа в парах

II Вводная часть 2 мин Слово учителя, опрос учащихся

III Решение задач 45-50 мин Работа учителя, учащихся у доски

IV Работа учащихся в группах 20 мин Групповой работы, устный, письменный

V Итог урока 1-2 мин Словесный метод

Оформление класса: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Слайд 1 включен в начале урока. Урок начинается с физического диктанта.

I. Актуализация знаний.

На слайде физический диктант. (Слайд 2). Учащимся выдается таблица для заполнения.

Заполнить двенадцать ячеек таблицы на карточке:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *