КВ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2017; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2017; проверки требуют 17 правок.КВ (аббревиатура кириллицей) может означать:
- КВ (от Клим Ворошилов) — семейство советских тяжелых танков и САУ времён Великой Отечественной войны.
- КВ-1 (или просто КВ) — советский тяжёлый танк, который выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.
- КВ-1С (буква «с» означает «скороходную» модификацию) — советский тяжёлый танк выпуска 1940—1943 гг.
- КВ-1К (буква «к» означает систему «КАРСТ-1») — советский ракетный танк выпуска 1942 года.
- КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны.
- КВ-3 (Объект 223) — советский экспериментальный тяжёлый танк семейства «КВ».
- КВ-4 — советский экспериментальный тяжёлый танк семейства «КВ».
- КВ-5 (Объект 225) — проект советского трёхбашенного сверхтяжёлого танка прорыва.
- КВ-6 — мелкосерийный советский тяжёлый танк.
- КВ-7 (Объект 227) — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка.
- КВ-8 (Объект 228) — советский тяжёлый огнемётный танк.
- КВ-9 (Объект 229) — экспериментальный советский тяжёлый танк.
- КВ-12 — экспериментальный советский огнемётный танк на основе КВ-1.
- КВ-13 (Объект 233) — опытный советский средний танк.
- КВ-85 (
Объект 239) — советский тяжёлый танк с орудием калибра 85-мм. - КВ-100 — опытный советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной Войны
- КВ-122 — советский экспериментальный тяжёлый танк.
- КВ-150 (Т-150 или Объект 150) — советский экспериментальный тяжёлый танк.
- КВ-220 — советский экспериментальный тяжёлый танк.
- КВ-1 (или просто КВ) — советский тяжёлый танк, который выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.
- КВ-26 — советский капсюль-воспламенитель для пистолетных патронов типоразмеров 7,62 × 25 мм ТТ и 9 × 18 мм ПМ[1].
- Кв4 (Коломенский, построен в Венгрии, схемы 0-4-0) — узкоколейный паровоз, построенный в Венгрии по проекту П24 Коломенского завода.
- Москвич-2142R5 «
- ↑ Белов О. О капсюлях и заводе №309 (рус.) // Оружие : журнал. — 2005. — № 05. — С. 27. — ISSN 1728-9203.
Эволюция вооружений танка КВ-1
В самом конце тридцатых годов советская промышленность создала новый тяжелый танк КВ. Впоследствии эта машина неоднократно дорабатывалась и модернизировалась, а также использовалась в качестве основы для новой техники. По мере развития проекта изменялись разные особенности конструкции. В частности, дорабатывался и совершенствовался комплекс вооружений. Его изменения были связаны как с необходимостью повышения характеристик, так и с ограничениями производственного характера.КВ образца 1939 года
Опытный танк У-0, сентябрь 1939 г. 45-мм пушка еще на месте. Фото War-book.ru
КВ изначально рассматривался в качестве более нового и совершенного конкурента для танков СМК и Т-100, и потому разрабатывался с оглядкой на них. Существующие тяжелые танки несли по две башни и были вооружены парой пушек калибра 76,2 и 45 мм, а также несколькими пулеметами. Схожее вооружение получил и У-0, однако его размещение было иным.
Новый КВ построили по однобашенной схеме, и потому обе пушки помещались на общей качающейся установке под броневой маской. Поворот башни обеспечивал круговую горизонтальную наводку; вертикальные углы – от -7° до +25°. Приводы наведения – ручные.
Основным оружием танка стала 76,2-мм нарезная пушка Л-11 со стволом длиной 30 калибров и вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором. Л-11 монтировалась в центре башни со сдвигом влево. Справа от нее помещалась 45-мм пушка 20-К. Она имела ствол длиной 46 калибров и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой. Для управления стрельбой использовались панорамные прицелы ПТ-1 и ПТК, а также телескопический ТОД.
Вспомогательное вооружение состояло всего из двух пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. Первый пулемет смонтировали на шаровой установке в кормовом листе башни. Для второго предназначалась турель на башенном люке.
Танк У-7 установочной партии. Еще отсутствует курсовой пулемет. Фото Army.lv
Танк КВ обр. 1939 г. располагал достаточно крупным боекомплектом. В доступных объемах обитаемого отсека расположили 118 унитарных выстрелов калибра 76 мм и 50 снарядов для 45-мм пушки. Также имелось 16 магазинов для пулеметов с 1008 патронами. Для самообороны экипаж имел 24 ручные гранаты.
Сборка опытного У-0 завершилась 1 сентября 1939 г., но полигонные испытания стартовали только 10 ноября. Достаточно быстро первый КВ показал преимущества перед СМК и Т-100, а кроме того, продемонстрировал потенциал своих вооружений. При этом выявили некоторые недостатки. Так, спаренная установка двух пушек портила эргономику боевого отделения, но при этом не давала реальных преимуществ в бою.
Не закончив полигонные испытания, новый танк отправили на Карельский перешеек для участия в боях. С учетом результатов испытаний с танка сняли пушку 20-К, а на освободившееся место поставили спаренный пулемет ДТ. Также с башни удалили зенитный пулемет. Боекомплект 76-мм орудия не изменился, а свободное место использовали для перевозки дополнительных 14 пулеметных магазинов. Общее количество 7,62-мм патронов выросло до 1890.
В измененной конфигурации 17 декабря опытный У-0 под командованием лейтенанта Г.В. Качехина пошел в свой первый бой. В ходе сражения КВ действовал уверенно и поражал выявленные цели. Отходя в тыл, танк смог вытащить подбитый средний Т-28. Из первого боя У-0 вернулся с 43 повреждениями, в том числе со сквозным пробитием ствола орудия. Однако финские артиллеристы не смогли пробить его броню. После ремонта танк вернулся в строй.
Тот же танк, вид сзади. Видна кормовая пулеметная установка башни. Фото Armor.kiev.ua
Уже 19 декабря тяжелый танк КВ был официально принят на вооружение Красной Армии. В ближайшее время должно было стартовать серийное производство. Однако перед этим его следовало незначительно доработать и усовершенствовать.
Установочная партия
В самом начале 1940 г. ЛКЗ построил и передал РККА первый танк КВ установочной партии, получивший собственное обозначение У-2. Впоследствии было построено еще несколько таких машин. Танки установочной партии имели некоторые отличия от опытного У-0. В то же время, они отличались и от последующих серийных образцов. Впрочем, отличия были минимальными и почти не затрагивали комплекс вооружений.
На танках установочной партии использовалось то же оружие, что и на У-0 после подготовки к боевым действиям. Для управления им теперь применялись телескопический прицел ТОД-6 и перископический ПТ-6. Маска орудия лишилась крупного отверстия справа, через которую изначально выводился ствол 45-мм пушки. Спаренный пулемет перенесли на левую сторону установки, из-за чего в маске появилось новое отверстие. Башенное вооружение пока имело ручные приводы, но уже разрабатывались электромеханические системы.
Серийный КВ-1
Первые серийные КВ-1 в основном повторяли конструкцию прототипа и машин установочной партии. Однако уже в 1940 году стали внедряться различные нововведения, сказавшиеся в том числе и на комплексе вооружений.
В октябре 1940 г. из сборочного цеха вышли первые танки с курсовым пулеметом. В лобовом листе корпуса, слева от смотрового люка водителя, расположили шаровую установку с пулеметом ДТ. Примерно тогда же вернули зенитный пулемет на турели башенного люка. В ноябре начался выпуск танков с комбинированными приводами наведения. Ручные устройства дополнили электромеханическими. После всех подобных доработок и нововведений боекомплект пушки Л-11 был увеличен до 111 снарядов, пулеметов – до 3024 патронов.
В январе 1941 года к производству танков КВ-1 присоединился Челябинский тракторный завод. К этому времени танк вновь доработали, и теперь ЧТЗ и ЛКЗ должны были выпускать технику с измененным вооружением. Вместо Л-11 на новых КВ-1 устанавливалась пушка Ф-32 того же калибра. Она имела ствол длиной 31,5 калибра и полуавтоматический затвор. Боекомплект увеличили до 114 снарядов. Использовались прицелы ПТ-8 и ТОД-8. Всего за несколько месяцев численность «Климов Ворошиловых» с пушкой Ф-32 превысила количество машин с Л-11.
Серийный КВ-1 обр. 1941 г. Фото Wikimedia Commons
В феврале 1941-го был проведен неудачный эксперимент по перевооружению серийного КВ-1. Вместо штатной пушки Ф-32 на имеющейся установке смонтировали изделие Ф-34 с более длинным (41 калибр) стволом. Боекомплект сократился до 111 выстрелов. Прочие узлы и агрегаты не заменялись. Такой прототип прошел испытания, но не показал существенных преимуществ перед серийной техникой. Вследствие этого опытный танк перевооружили на Ф-32 и отправили в РККА.
Военное время
Вскоре после нападения гитлеровской Германии, в июле 1941 г. ЛКЗ и ЧТЗ приступили к выпуску усовершенствованного тяжелого танка. Эту машину назвали КВ-1 обр. 1941 г. Первые машины этой версии не отличались от предшественников по составу вооружений. Очередное обновление произошло в октябре, когда ЛКЗ прекратил выпуск пушек Ф-32.
Следующие партии КВ-1 комплектовались новой 76,2-мм пушкой ЗИС-5 со стволом длиной 41,5 калибра. Также танки получали телескопический прицел ТМФД-7 и перископический ПТ4-7. Емкость боеукладок не изменилась – 114 снарядов. Модернизация не затронула пулеметное вооружение. По-прежнему использовались курсовой, спаренный и тыльный пулеметы. Еще один ДТ перевозился в укладке и мог использоваться в качестве зенитного. Боекомплект пулеметов – 48 магазинов с 3024 патронами.
В июле 1942 г. Челябинский Кировский завод построил первые два опытных танка модификации КВ-1с. Вскоре начался серийный выпуск такой техники. «Скоростная» версия серьезно отличалась от базового КВ-1 по своей конструкции и составу агрегатов. В то же время, комплекс вооружений остался прежним.
В башне КВ-1с, как и ранее, помещались пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет. Еще один ДТ расположили на корме башни. Остался на своем месте курсовой пулемет. Четвертый ДТ хранился в укладке. Изначально боекомплект пушки на КВ-1с сократили до 94 выстрелов. Впоследствии конструкторам удалось оптимизировать внутренние объемы и обеспечить размещение 114 выстрелов. Боекомплект пулеметов уменьшился до 42 магазинов (2646 патронов).
Результаты эволюции
С 1939 по 1943 годы ленинградские и челябинские танкостроители собрали более 4 тыс. тяжелых танков КВ-1 нескольких основных модификаций. Они заметно отличались друг от друга, в том числе своим вооружением.
КВ-1с в музее. Фото Wikimedia Commons
По мере развития «Клима Ворошилова», прежде всего, заменялось основное орудие. Наименее массовой стала ранняя модификация танка с пушкой Л-11 – порядка 140 единиц. Бронемашины с пушкой Ф-32 оказались более успешными с точки зрения количества. Счет такой техники шел на сотни. С осени 1941-го в серию пошла самая массовая версия комплекса вооружений, построенная на основе пушки ЗИС-5.
Любопытно, что вспомогательное вооружение танков КВ-1 постоянно изменялось, но в основном оставалось без кардинальных доработок. В 1939 году танк оставили без 45-мм пушки, вместо которой поставили спаренный пулемет. Вскоре появился курсовой ДТ. Тыльный пулемет присутствовал с самого начала, а зенитный то устанавливался, то перемещался в укладку.
Таким образом, комплекс вооружений танков КВ-1 прошел большой путь, и его постоянное совершенствование обеспечило сохранение требуемых боевых качеств в течение длительного времени. События Великой Отечественной войны в итоге подтвердили правильность принятых конструкторских решений.
КВ-1К — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-1К | |
---|---|
КВ-1К | |
тяжёлый танк | |
Боевая масса, т | 49 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
Годы производства | 1942 |
Годы эксплуатации | 1944 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 6675 |
Ширина, мм | 3320 |
Высота, мм | 2710 |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | стальная катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 75 / 30° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 40 / 65° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 75 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 75 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 50° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 70 / 0—90° |
Днище, мм | 30—40 |
Крыша корпуса, мм | 30—40 |
Лоб башни, мм/град. | 75 / 20° |
Маска орудия, мм/град. | 90 |
Борт башни, мм/град. | 75 / 15° |
Корма башни, мм/град. | 75 / 15° |
Крыша башни, мм | 40 |
Калибр и марка пушки | 76-мм ЗИС-5 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 (для ЗИС-5) |
Боекомплект пушки | 90 или 114 |
Углы ВН, град. | −7…+25° |
Прицелы | телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6 |
Пулемёты | 3 × ДТ |
Другое вооружение | реактивная система КАРСТ 4 ракеты М-13 |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 600 |
Скорость по шоссе, км/ч | 34 |
Запас хода по шоссе, км | 150—225 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 90—180 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,6 |
Тип подвески | торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,77 |
Модификация заключалась в установке на танк системы КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая), состоявшей из четырёх орудий смонтированных попарно на надгусеничных полках танка (по два орудия на каждую полку). Корпус орудия был изготовлен из листов стали толщиной 10- и 30-мм. Внутри него были установлены направляющие для двух 132-мм реактивных осколочно-фугасных снарядов М-13. Передние орудия имели угол возвышения +3°. а кормовые — +4°. Выстрел производился с помощью электрозапала.
Опытный образец танка КВ-1К, с установленной на нём системой КАРСТ-1, с 7 по 31 августа 1942 г. прошел испытания на Чебаркульском полигоне стрелкового вооружения РККА. По результатам испытаний было сделано заключение о возможности установки системы на любом типе танка и рекомендовано её серийное производство и установка на танк КВ-1С. Несмотря на это, дальнейшие работы по монтажу на танки реактивных установок развития не получили.
Советский тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), экипаж, боекомплект, вес, как выглядит, история
В истории мирового танкостроения использовались различные основания для классификации боевых машин. Они делились на группы и виды, различающиеся вооружением и броневой мощью, скоростными и ходовыми качествами, особенностями, рожденными под влиянием государственной военной доктрины и тактикой действий частей и соединений.
Больше всего прижилась классификация, основанная на боевой массе танка: легкие, средние, тяжелые. Танк КВ-1 был первым в череде массовых советских тяжелых танков.
Историческая справка
Известно, что самый первый танк МК-I (Марк I) появился 15 сентября 1916 г. в армии Великобритании. Не отставала от союзницы по Антанте и Франция, представившая чуть позже свою боевую машину. Танк «Рено FT» оказался довольно-таки успешным вариантом и образцом для многих последующих моделей.
Вслед за первооткрывателями в процесс танкостроения включились Италия, Венгрия, Польша, Швеция, Чехословакия, Япония.
Любопытно, но страны, являющиеся сегодня производителями лучшей бронетехники – Россия (СССР), США и Германия – вступили в этот процесс с определенным опозданием.
Советское военное командование не имело практически никакого опыта в строительстве и использовании танков.
Применение захваченных у интервентов боевых машин и изготовленных в 1920 г. заводом «Красное Сормово», на базе слегка переделанного «Рено», полутора десятков танков (первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин») назвать опытом было сложно.
Поэтому, пройдя быстрее других танкостроительных стран этап поиска своего пути, создатели советских танков нашли более удачный вариант.
Используя опыт других
В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов – первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?
В декабре 1929 г. специальная комиссия, созданная Управлением механизации и моторизации Красной Армии, была отправлена в зарубежную командировку для изучения производства танков.
Были закуплены:
- Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
- 15 танков МкII, английского производства.
- Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
- Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.
Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.
При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.
Тяжелому танку быть
Вторая половина 30-х годов – период, когда мир и, особенно Европа, жили в ожидании войны. Страны по-разному относились к сложной политической обстановке. Неоднозначно оценивалась роль бронетанковых войск в будущем противостоянии.
Французы и итальянцы рассматривали их как средство поддержки пехоты и кавалерии, выделяя им вспомогательную роль. Англичане утвердились в необходимости иметь два типа танков: крейсерские и пехотные, которые выполняли разные функции.
Немцы использование танков рассматривали в составе крупных соединений, которые при поддержке авиации должны прорывать оборону и двигаться вперед, не дожидаясь пехоты.
Концепция советских военных специалистов предусматривала использование всех видов танков для прорыва тактической обороны, для поддержки пехоты и развития успеха на оперативном пространстве, действуя в составе танковых и механизированных соединений. Но если вопросы совершенствования легких и средних машин в предвоенное время решались неплохо, то с тяжелыми дело обстояло хуже.
Очередные попытки создания тяжелого танка сводились к укреплению броневой защиты (как следствие – увеличение массы танка) и использованию распространенного многобашенного варианта (увеличение габаритов), в ущерб скоростным и маневренным качествам. Теряли такие машины и броневую защиту. К счастью, после выпуска 59 единиц танка Т-35 и признания его неперспективным, работа по созданию тяжелых танков пошла по другому направлению.
В истории создания тяжелого танка 1939 год оказался наиболее успешным:
- в феврале на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) началась разработка танка КВ, названного в честь Наркома обороны СССР Ворошилова Климента Ефремовича;
- к концу года на 185-м заводе была завершена разработка 58-тонного двухбашенного танка Т-100;
- еще одним вариантом тяжелого танка стала 55-тонная модель, разработанная также на ЛКЗ и названная в честь Сергея Мироновича Кирова – СМК;
- вскоре после начала советско-финской войны в ноябре 1939 г. все три образца были направлены на испытание в район боевых действий. Победу в этом «соревновании» одержал тяжелый танк КВ, с одной существенной оговоркой. Военных, проводивших испытание, не устроила слабая для такого мощного танка 76 мм пушка;
- принято решение о серийном выпуске танка КВ.
От КВ к ИС-2
Практика замены официальных названий, буквенно-цифровых обозначений, на другие, шутливые имена существовала в армейской среде всегда. Отдельные виды вооружения получали официальное название в виде начальных букв ФИО их создателя.
Но танк, если не считать «Борца за свободу…, именем Наркома обороны назвали впервые. Никакого ёрничества, но невольно напрашивается штамп про то, как корабль назовешь, так он и поплывет. Герой гражданской войны, маршал Советского Союза, не сменяемый в течении 15 лет Нарком обороны К.Е.Ворошилов особого вклада в Победу в войне не внес. Более того, к концу войны его, единственного за все годы, вывели из состава Государственного Комитета Обороны.
Вот и танк КВ-1 вроде бы существовал, но с таким именем не рождался и свой жизненный путь с ним не завершал.
- в 1939 году на ЛКЗ разработали и отправили на испытание тяжелый танк КВ;
- летом 1940 г. в серийное производство были запущены танк КВ с 76 мм пушкой Л-11 (в 1941 г. ее заменили более совершенной, но такого же калибра пушкой ЗИС-5) и создали танк КВ-2 со 152 мм гаубицей М10Т;
- а вот порядковый номер 1 танку присвоили «задним числом», не в связи с появлением новой модификации, а так, чтобы не нарушать последовательность;
- после прекращения в 1941 году выпуска КВ (КВ-1) и КВ-2, боевая машина, претерпев некоторые технические изменения, и, получив 85 мм пушку, летом 1943 года стала именоваться КВ-85;
- осенью 1943 года на базе последней модификации семейства КВ стал серийно выпускаться тяжелый танк ИС-1 или ИС-85. А после установки 122 мм пушки и изменения корпуса 31 октября 1943 года началось производство танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который на первых этапах встречался под обозначением КВ-122.
Символично что, освободив К. Е. Ворошилова от всех ключевых постов, Сталин заменил его имя своим в названии главного танка. Замена на имя любого другого военачальника было бы оскорблением для бывшего Наркома.
После такого лирического отступления стоит подробно познакомиться с первым советским тяжелым танком КВ-1 (про Т-35 вспоминать уже не стоит) и сравнить с последующими моделями. Ведь по большому счету эти модели взаимосвязаны.
Основные характеристики советских тяжелых танков в годы Великой отечественной войны
Основные характеристики | Танк КВ 1 | Танк КВ 2 | Танк ИС 2 |
---|---|---|---|
Боевая масса (т) | 43 | 52 | 46 |
Экипаж (чел) | 5 | 6 | 4 |
Габариты (мм) | |||
длина | 6675 | 6950 | 6770 |
ширина | 3320 | 3320 | 3070 |
высота | 2710 | 3250 | 2630 |
Клиринс (мм) | 450 | 430 | 420 |
Толщина брони (мм) | 40-75 | 40-75 | 60-120 |
Калибр орудия (мм) | 76 | 152 | 122 |
Пулеметы | 3х7,62 | 3х7,62 | 3х7,62, 1х 12,7 (ДШК) |
Боекомплект (артвыстрелов) | 90 | 36 | 28 |
Мощность двигателя (л.с.) | 500 | 600 | 580 |
Максим. Скорость | 34 | 34 | 37 |
Запас хода по шоссе (км) | 225 | 250 | 240 |
По бездорожью (км) | 180 | 150 | 160 |
Преодоление препятствий (м) | |||
стена | 0,87 | 0,87 | 1 |
ров | 2,7 | 2,7 | 3,5 |
брод | 1,3 | 1,6 | 1,3 |
Тактико-технические характеристики, как представленные в таблице, так и оставшиеся за ее рамками, дают оценку трем главным составляющим любой бронемашины:
- броневой защите и живучести танка и экипажа;
- огневой мощи вооружения;
- скоростным и маневренным качествам.
Конструкция и защита танка
Некоторые специалисты считают танк КВ-1– этапом в мировом танкостроении, ибо отдельные технические находки были в последующем использованы во многих других моделях. Это дизельный двигатель, противоснарядное бронирование, индивидуальная торсионная подвеска, разделение бронекорпуса на отделения: боевое, управления и моторно-трансмиссионное.
Экипаж танка в таких условиях более защищен. Механик-водитель и стрелок-радист размещаются в отделении управления, остальные члены экипажа в боевом, и те, и другие отделены от моторного отсека.
Броневая защита корпуса и башни – сваренные броневые плиты толщиной 80, 40, 30, 20 мм – выдерживала удары 37 и 50 мм штатных противотанковых орудий вермахта. Для защиты от более крупных калибров ее было достаточно не всегда – немецкая 88 мм зенитка Flak 18/36 стала одним из основных средств борьбы с этим советским танком.
Вооружение КВ-1
Первые модели КВ оснащались 76 мм пушкой Ф-32. Именно к ней были претензии при испытании танка на Карельском перешейке. Замена на 152 мм гаубицу привела к появлению модели танка КВ-2. Но и КВ-1 к 1941 г. претерпел изменения в вооружении, получив более совершенную пушку ЗИС-5. Боекомплект составлял 90 артвыстрелов унитарного заряжания. Снаряды располагались по бортам боевого отделения.
На танке имелся электромотор поворота башни.
В вооружение танка входили три 7,62 мм пулемета ДТ-29: спаренный с пушкой, курсовой и кормовой. Все они были съемными и могли при необходимости использоваться вне танка. Определенная сложность в ведении боя была вызвана слабым обзором как для механика-водителя, так и для командира танка. Для ведения стрельбы использовались два прицела: ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и ПТ-6 для ведения огня с закрытых огневых позиций.
Скорость и маневр
Все танки семейства КВ, в том числе и КВ-1 оснащались четырехтактный V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 500 л.с. После усиления броневой защиты и увеличения боевой массы танка КВ-2, мощность довели до 600 л.с. Такой двигатель позволял боевой машине развивать скорость до 34 км/час.
Большой проблемой для танкистов была трансмиссия, состоявшая из пятиступенчатой коробки передач (включая скорость заднего хода), планетарных бортовых механизмов, многодисковых (главного и двух бортовых) фрикционов и ленточных тормозов. Все приводы были механические, тяжелые в управлении. Специалисты однозначно оценивают трансмиссию танков КВ, как самую слабую сторону боевой машины.
Ходовая часть, самое уязвимое место, как и у всех танков.
Подвеска у КВ-1 – индивидуальная, торсионная с внутренним амортизатором для каждого из шести двойных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы – спереди. Механизм натяжения гусеницы – винтовой. Количество траков шириной 700 мм в гусенице варьировалось от 86 до 90 шт.
Боевое применение КВ 1
Создание и развитие боевой техники и вооружения тесно связано с военной доктриной государства.
Известна сталинская точка зрения о том, что возможная война будет скоротечной и проходить на территории противника. Соответственно выдвигались требования по созданию боевых машин, отличающихся скоростными качествами и способностью уверенно подавлять оборонительные укрепления противника.
Война на начальном этапе, к сожалению, пошла по другому сценарию. Тяжелые танки не являлись оборонительными. Использовались они в различных вариантах боя, но, как правило, не для главного своего назначения.
Немцы не могли противостоять нашим «тяжеловесам» и старались избегать встреч с ними.
Но, несмотря на огневую мощь, надежную броневую защиту, героизм, проявленный танкистами, тяжелые танки, в том числе и КВ-1 оказались менее востребованными, чем средние. Большие потери в этот период тяжелые танки несли из-за банального отсутствия топлива. А без него, танк хорошая мишень.
Производство тяжелых машин приостановили в 1941 году. Однако, уже в 1943 г. ситуация поменялась и значение тяжелых танков вновь возросло. Но уже без КВ-1.
Видео
Танк КВ-1 — история создания и обзор технических характеристик
29.04.2019
Танк КВ является таким же символом победы в Великой Отечественной войне, как и легендарная «тридцатьчетверка». Кроме того, этот танк является поворотной точкой и важной вехой в развитии отечественного танкостроения, да и мирового тоже. КВ стал этапом в становлении знаменитой ленинградской школы танкостроения, которая на протяжении своей истории создала множество отличных машин. Многие конструкторские решения, примененные на модификациях танка КВ, были применены в более поздних советских машинах.
История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением. Кировский завод не был единственным предприятием, который работал над созданием тяжелого танка для Красной Армии. В том же Ленинграде аналогичное задание получил завод №185. Вообще надо отметить, что в то время идея постройки мощного танка с противоснарядным бронированием витала в воздухе, и руководство СССР отлично понимало необходимость создания подобной машины.
В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА. Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).
Характеристики танка
Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.
Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель, мощностью 600 л.с. Масса танка составляла 47,5 тонн. Ниже приведены краткие технические характеристики танка.
Общие данные | ||
Экипаж, чел | 5 | |
Длина, мм | 6675 | |
Ширина, мм | 3320 | |
Высота, мм | 2710 | |
Клиренс, мм | 450 | |
Бронирование/угол наклона, мм/град: | ||
лоб корпуса (верхний лист) | 75/30 | |
борт корпуса | 75/0 | |
корма (верхний лист) | 60/50 | |
лоб башни | 75/20 | |
маска орудия | 90 | |
Скорость, км/ч: | ||
средняя по дорогам | 25 | |
Максимальная | 34 | |
Запас хода, км | 225 | |
Вооружение | ||
Орудие | пушка Л-11/Ф-32/Ф-34 | |
Калибр, мм | 76 | |
Боекомплект, снарядов Л-11/Ф-32,ЗиС-5, | 111/114 | |
Пулемёты | ДТ | |
Количество, шт | 4 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | дизель В-2К, V-образный | |
Число цилиндров | 12 | |
Мощность, л.с. | 600 | |
Используемое топливо | дизельное ДТ, газойль марки «Э» | |
Ёмкость баков, л: | 600-615 | |
Трансмиссия | ||
Главный фрикцион | многодисковый, сухой | |
Коробка перемены передач | ||
Тип | трехходовая, с поперечным расположением валов | |
Число передач, вперёд/назад | 5/1 |
Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долговременных укреплений.
В 1941 году планировали выпустить несколько сот единиц КВ-1, а также КВ-2 (танк с установленной на нем 152-мм гаубицей) и танк КВ-3, который имел еще более толстую броню и больший вес. Появлялись чертежи еще более тяжелых машин. Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался доработкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.
Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне
Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы часто и применяли в качестве противотанковой пушки.
В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.
Но большая часть потерь этих танков в начале войны приходилось именно на поломки и неисправности. Экипажи просто бросали свои танки и уходили. Слабыми местами КВ-1 были в первую очередь: низкое качество узлов и агрегатов, плохой обзор из танка, неудачная коробка передач и особенно много нареканий на воздушный фильтр. Танкисты часто не могли добраться до поля боя. Но еще более удручающей была картина с подготовкой танковых экипажей. Танкисты практически не имели опыта вождения своих танков.
Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.
Недостатки танка и попытки их устранения
Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр. Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не намного быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34.
Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.
В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. В 1943 году увидела свет еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85-мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией (менее 150 штук) и она не сыграла в истории войны важной роли.
Видео о КВ-1
В период с 1940 по 1944 год было выпущено 4775 танков КВ различных модификаций. Эти машины сыграли важную роль, особенно в начальном этапе войны. К сожалению, этот танк пошел в серию без устранения дефектов, которые были выявлены еще на стадии заводских испытаний. На войне за эти недоработки пришлось платить кровью. На базе танка КВ был создан тяжелый танк ИС, который стал более совершенной машиной и мог на равных противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
Хорошие Лекции — Тяжелый танк КВ-1 и КВ-2 история создания
КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова, как и остальные танки серии КВ) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.
Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование, хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Зигфрида считались даже теоретически непреодолимыми.
Существовало ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен хоть и является преимуществом в огневой мощи, но неизбежно влечёт за собой побочные эффекты в виде усложнения конструкции и как следствие её удорожание, скорости изготовления и меньшей надёжности. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют и демаскируют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.
КВ-1
В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой.
Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель.
Первый экземпляр танка (У-0) был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем — Н. Л. Духов.
30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, оснащённой средними танками Т-28.
Опытный танк СМК
СМК (от Сергей Миронович Киров) — опытный советский тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях). Послужил основой для разработки тяжёлого танка КВ. Проходил фронтовые испытания в ходе Финской войны — использовался в боях на линии Маннергейма, где подорвался на мине и впоследствии был эвакуирован. По итогам сравнительных испытаний, выявивших явные преимущества танка КВ, СМК не был принят на вооружение (хотя сначала был рекомендован для принятия на вооружение РККА) и серийно не выпускался.
СМК Классификация тяжёлый танк. Боевая масса, т 55
Компоновочная схема классическая, двухбашенная
Экипаж, чел. 7
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы производства 1939
Годы эксплуатации 1939—1940
Количество выпущенных, шт. 1 опытный
Размеры
Длина корпуса, мм 8750
Ширина, мм 3400
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 75
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 55
Днище, мм 20—30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 60
Маска орудия, мм/град. 60
Борт башни, мм/град. 60
Корма башни, мм/град. 60
Крыша башни, мм 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 76-мм Л-11,
1 × 45-мм 20К
Тип пушки танковая
Длина ствола, калибров 30 (Л-11),
46 (20К)
Боекомплект пушки 113 × 76-мм,
300 × 45-мм
Углы ВН, град. +35°/-7° (76-мм),
+25°/-7° (45-мм)
Углы ГН, град. 360° (главная башня),
270° (малая башня)
Прицелы телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
Пулемёты 4 × 7,62-мм ДТ,
1 × 12,7-мм ДШК
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАМ-34
Мощность двигателя, л. с. 850 (1850 об/мин)
Скорость по шоссе, км/ч 35
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 280
Запас хода по пересечённой местности, км 230
Удельная мощность, л. с./т 15,45
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,662
Преодолеваемый подъём, град. 37
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 4
Преодолеваемый брод, м 1,7
Опытный танк Т-100
Т-100 (в ряде документов также Изделие 100 или просто 100) — опытный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки. Т-100 проходил фронтовые испытания в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. По итогам испытаний на вооружение танк принят не был и серийно не выпускался. База Т-100 использовалась для разработки ряда экспериментальных тяжёлых САУ, в частности СУ-100-Y.
Т-100
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 58
Компоновочная схема классическая, двухбашенная
Экипаж, чел. 8
Годы производства 1939
Годы эксплуатации 1939—1940
Количество выпущенных, шт. 1 опытный
Размеры
Длина корпуса, мм 8495
Ширина, мм 3400
Высота, мм 3430
Клиренс, мм 525
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 60
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 60
Днище, мм 20—30
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 60
Борт башни, мм/град. 60
Корма башни, мм/град. 60
Крыша башни, мм 30 (главная), 20 (малая)
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 76-мм Л-10 (Л-11)
1 × 45-мм 20К обр. 1934—1938 гг.
Тип пушки танковая
Длина ствола, калибров 26 (30) Л-10 (Л-11) / 44 20К
Боекомплект пушки 120 × 76-мм
393 × 45-мм
Прицелы телескопический
Пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ
Другое вооружение нет
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный четырёхтактный жидкостного охлаждения ГАМ-34
Мощность двигателя, л. с. 850 при 1850 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 35,7
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 160
Запас хода по пересечённой местности, км 120
Тип подвески индивидуальная, с листовыми рессорами
Преодолеваемый подъём, град. 42°
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 4
Преодолеваемый брод, м 1,25
Оружие победы. Тяжелый танк КВ-1
Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.
Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.
Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал вертикальный борт КВ с дистанции 300 м, а наклонный лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.
Производство тяжёлых танков КВ-1
Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.
Panzerkampfwagen KV-IB 755(r)-КВ 1с
Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.
КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны. С другой стороны, танк превосходно показал себя на поле боя, при организации танковых засад и контратак немецких механизированных колонн.
В общем, по оценкам некоторых современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.
К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём было очень сложно).
С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.
КВ-1с выпуска 1943 года
Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях тяжелого первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.
Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.
Запуск танка КВ-1
КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.
К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.
Трофейные КВ-1 в годы Великой Отечественной войны находились на службе вермахта под обозначениями
Panzerkampfwagen KV-IA 753(r) — КВ-1,
(Sturm)Panzerkampfwagen KV-II 754(r) — КВ-2,
Panzerkampfwagen KV-IB 755(r) — КВ-1с.
Panzerkampfwagen KV-IA 753(r) — КВ-1
КВ-1 обр. 1940 года
КВ-1 обр. 1940 года
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 43 (1939 год), 47,5 (1941 год)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы производства 1939—1942
Годы эксплуатации 1940—1944
Количество выпущенных, шт. 3542
Размеры
Длина корпуса, мм 6675
Ширина, мм 3320
Высота, мм 2710
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная средней твёрдости марок 49С и 42С
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 30°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 60 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 75 / 25°
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 50°
Корма корпуса (низ), мм/град. 75 / 0—90°
Днище, мм 30—40
Крыша корпуса, мм 30—40
Лоб башни, мм/град. 75 / 20°
Маска орудия, мм/град. 90
Борт башни, мм/град. 75 / 15°
Корма башни, мм/град. 75 / 15°
Крыша башни, мм 40
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 41,6 (для ЗИС-5)
Боекомплект пушки 90 или 114 (в зависимости от модификации)
Углы ВН, град. −7…+25°
Прицелы телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
Пулемёты 3 × ДТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 34
Запас хода по шоссе, км 150—225
Запас хода по пересечённой местности, км 90—180
Удельная мощность, л. с./т 11,6
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк
КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1939—1943 годов, названных в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Ворошилова Климента Ефремовича. Первоначально именовался «КВ с большой башней».
Тяжелый танк КВ-2 в бою
Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 годов.
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 55, 40 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. При этом первые образцы танков КВ-2 отличались от серийных машин формой башни и конфигурацией маски орудия. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах: первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная» модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую установку пулемёта ДТ. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг.(М-10Т) танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.
В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.
КВ-2
Боевая масса, т 52
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт. 240
Размеры
Длина корпуса, мм 6950
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 430
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75
Лоб корпуса (низ), мм/град. 70
Борт корпуса (верх), мм/град. 75
Борт корпуса (низ), мм/град. 70
Корма корпуса (верх), мм/град. 60—75
Корма корпуса (низ), мм/град. 70
Днище, мм 30—40
Крыша корпуса, мм 30—40
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 110
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 1×152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т)
Длина ствола, калибров 24,3
Боекомплект пушки 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
Прицелы телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К
Пулемёты 3×7,62-мм ДТ-29
Боекомплект пулемётов 3087 (49 пулемётных дисков на 63 патрона)
Подвижность
Тип двигателя 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 34
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Запас хода по шоссе, км 250
Запас хода по пересечённой местности, км 150
Тип подвески торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 0,87
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,6
(Sturm)Panzerkampfwagen KV-II 754(r) — КВ-2
Ответы@Mail.Ru: Как расшифровывается танк КВ
Климент Ворошилов
клим ворошилов
КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. (Обычно называется просто «КВ» : танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс. ) Выпускался с марта 1940 по август 1942. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.
кв -2 тоже существовал!
Танк КВ расшифровывается Клим Ворошилов
К В — Каюк Всем….))))))))
Клим Ворошилов
Клим Ворошилов.
Колобок Востанет)))
ахахахах)) колобок востанет))
КВ-Коты Воители))