Пз по воздушной линии – СО 153-34.48.519-2002 «Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-35 кВ»

Содержание

3.6. Установка заземлений на ВЛ

3.6. Установка заземлений на ВЛ

3.6.1. ВЛ напряжением выше 1000 В должны быть заземлены во всех РУ и у секционирующих коммутационных аппаратов, где отключена линия. Допускается:

ВЛ напряжением 35 кВ и выше с ответвлениями не заземлять на подстанциях, подключенных к этим ответвлениям, при условии, что ВЛ заземлена с двух сторон, а на этих подстанциях заземления установлены за отключенными линейными разъединителями;

ВЛ напряжением 6—20 кВ заземлять только в одном РУ или у одного секционирующего аппарата либо на ближайшей к РУ или секционирующему аппарату опоре. В остальных РУ этого напряжения и у секционирующих аппаратов, где ВЛ отключена, допускается ее не заземлять при условии, что на ВЛ будут установлены заземления между рабочим местом и этим РУ или секционирующими аппаратами. На ВЛ указанные заземления следует устанавливать на опорах, имеющих заземляющие устройства.

На ВЛ напряжением до 1000 В достаточно установить заземление только на рабочем месте.

3.6.2. Дополнительно к заземлениям, указанным в п. 3.6.1 настоящих Правил, на рабочем месте каждой бригады должны быть заземлены провода всех фаз, а при необходимости и грозозащитные тросы.

3.6.3. При монтаже проводов в анкерном пролете, а также после соединения петель на анкерных опорах смонтированного участка ВЛ провода (тросы) должны быть заземлены на начальной анкерной опоре и на одной из конечных промежуточных опор (перед анкерной опорой конечной).

3.6.4. Не допускается заземлять провода (тросы) на конечной анкерной опоре смонтированного анкерного пролета, а также смонтированного участка ВЛ во избежание перехода потенциала от грозовых разрядов и других перенапряжений с проводов (тросов) готового участка ВЛ на следующий, монтируемый, ее участок.

3.6.5. На ВЛ с расщепленными проводами допускается в каждой фазе заземлять только один провод; при наличии изолирующих распорок заземлять требуется все провода фазы.

3.6.6. На одноцепных ВЛ заземление на рабочих местах необходимо устанавливать на опоре, на которой ведется работа, или на соседней. Допускается установка заземлений с двух сторон участка ВЛ, на котором работает бригада, при условии, что расстояние между заземлениями не превышает 2 км.

3.6.7. При работах на изолированном от опоры молниезащитном тросе или на конструкции опоры, когда требуется приближение к этому тросу на расстояние менее 1 м, трос должен быть заземлен. Заземление нужно устанавливать в сторону пролета, в котором трос изолирован, или в пролете на месте проведения работ.

Отсоединять и присоединять заземляющий спуск к грозозащитному тросу, изолированному от земли, следует после предварительного заземления троса.

Если на этом тросе предусмотрена плавка гололеда, перед началом работы трос должен быть отключен и заземлен с тех сторон, откуда на него может быть подано напряжение.

3.6.8. Переносные заземления следует присоединять на металлических опорах — к их элементам, на железобетонных и деревянных опорах с заземляющими спусками — к этим спускам после проверки их целости. На железобетонных опорах, не имеющих заземляющих спусков, можно присоединять заземления к траверсам и другим металлическим элементам опоры, имеющим контакт с заземляющим устройством.

В электросетях напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью при наличии повторного заземления нулевого провода допускается присоединять переносные заземления к этому нулевому проводу.

Места присоединения переносных заземлений к заземляющим проводникам или к конструкциям должны быть очищены от краски.

Переносное заземление на рабочем месте можно присоединять к заземлителю, погруженному вертикально в грунт не менее чем на 0,5 м. Не допускается установка заземлителей в случайные навалы грунта.

3.6.9. На ВЛ напряжением до 1000 В при работах, выполняемых с опор либо с телескопической вышки без изолирующего звена, заземление должно быть установлено как на провода ремонтируемой линии, так и на все подвешенные на этих опорах провода, в том числе на неизолированные провода линий радиотрансляции и телемеханики.

3.6.10. На ВЛ, отключенных для ремонта, устанавливать, а затем снимать переносные заземления и включать имеющиеся на опорах заземляющие ножи должны работники из числа оперативного персонала: один, имеющий группу IV (на ВЛ напряжением выше 1000 В) или группу III (на ВЛ напряжением до 1000 В), второй — имеющий группу III. Допускается использование второго работника, имеющего группу III, из числа ремонтного персонала, а на ВЛ, питающих потребителя, — из числа персонала потребителя.

Отключать заземляющие ножи разрешается одному работнику, имеющему группу III, из числа оперативного персонала.

На рабочих местах на ВЛ устанавливать переносные заземления может производитель работ с членом бригады, имеющим группу III. Снимать эти переносные заземления могут по указанию производителя работ два члена бригады, имеющие группу III.

3.6.11. На ВЛ при проверке отсутствия напряжения, установке и снятии заземлений один из двух работников должен находиться на земле и вести наблюдение за другим.

3.6.12. Требования к установке заземлений на ВЛ при работах в пролете пересечения с другими ВЛ, на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ, на ВЛ под наведенным напряжением и при пофазном ремонте приведены в разделе 4.15 настоящих Правил.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3.6. Установка заземлений на вл

Вопрос 217. При обязательном заземлении вл выше 1000 в во всех ру и секционирующих коммутационных аппаратов, где отключена линия, какие вл допускается не заземлять или заземлять частично?

Ответ. Допускается:

ВЛ 35 кВ и выше с ответвлениями не заземлять на подстанциях, подключенных к этим ответвлениям, при условии, что ВЛ заземлена с двух сторон, а на этих подстанциях заземления установлены за отключенными линейными разъединителями;

ВЛ 6-20 кВ заземлять только в одном РУ или у одного секционирующего аппарата либо на ближайшей к РУ или секционирующему аппарату опоре. В остальных РУ этого напряжения и у секционирующих аппаратов, где ВЛ отключена, допускается ее не заземлять при условии, что на ВЛ будут установлены заземления между рабочим местом и этим РУ или секционирующими аппаратами.

Вопрос 218. Какие требования Правил к установке заземлений на вл до 1000 в?

Ответ. Достаточно установить заземление только на рабочем месте.

Вопрос 219. Что должно быть дополнительно заземлено на рабочем месте каждой бригады?

Ответ. Должны быть заземлены провода всех фаз, а при необходимости и грозозащитные тросы.

Вопрос 220. В каких местах должны быть заземлены провода (тросы) при их монтаже в анкерном пролете, а также после соединения петель на анкерных опорах смонтированного участка ВЛ?

Ответ. Должны быть заземлены на начальной анкерной опоре и на одной из конечных промежуточных опор (перед анкерной опорой конечной).

Вопрос 221. По какой причине не допускается заземлять провода (тросы) на конечной анкерной опоре смонтированного анкерного пролета, а также смонтированного участка ВЛ?

Ответ. Не допускается во избежание перехода потенциала от грозовых разрядов и других перенапряжений с проводов (тросов) готового участка ВЛ на следующий, монтируемый ее участок.

Вопрос 222. Какие провода подлежат заземлению на ВЛ с расщепленными проводами?

Ответ. Подлежит заземлению в каждой фазе только один провод; при наличии изолирующих распорок заземлять требуется все провода фазы.

Вопрос 223. Где на одноцепных ВЛ на рабочих местах необходимо устанавливать заземление?

Ответ. Необходимо устанавливать на опоре, на которой ведется работа, или на соседней. Допускается установка заземлений с двух сторон участка ВЛ, на котором работает бригада, при условии, что расстояние между заземлениями не превышает 2 км.

Вопрос 224. В каких случаях трос должен быть заземлен?

Ответ. Должен быть заземлен при работах на изолированном от опоры молниезащитном тросе или конструкции опоры, когда требуется приближение к этому тросу на расстояние менее I м. Заземление нужно устанавливать в сторону пролета, в котором трос изолирован, или в пролете на месте проведения работ.

Вопрос 225. К каким элементам ВЛ следует присоединять переносные заземления?

Ответ. Следует присоединять на металлических опорах – к их элементам, на железобетонных и деревянных опорах с заземляющими спусками – к этим спускам после проверки их целости. На железобетонных опорах, не имеющих заземляющих спусков, можно присоединять заземления к траверсам и другим металлическим элементам опоры, имеющим контакт с заземляющим устройством.

Вопрос 226. Когда допускается присоединять переносные заземления в электросетях до 1000 В с заземленной нейтралью?

Ответ. Допускается присоединять при наличии повторного заземления нулевого провода к этому нулевому проводу.

Вопрос 227.

При каком условии переносное заземление на рабочем месте можно присоединять к заземлителю?

Ответ. Можно присоединять к заземлителю, погруженному вертикально в грунт не менее чем на 0,5 м. Не допускается установка заземлителей в случайные навалы грунта.

Вопрос 228. На какие элементы ремонтируемой ВЛ до 1000 В при работах, выполняемых с опор или с телескопической вышки без изолирующего звена должно быть установлено заземление?

Ответ. Должно быть установлено как на провода ремонтируемой линии, так и на все подвешенные на этих опорах провода, в том числе на неизолированные провода линий радиотрансляции и телемеханики.

Вопрос 229. Кто должен устанавливать и снимать переносные заземления, а также включать заземляющие ножи на ВЛ, отключенных для ремонта?

Ответ. Должны работники из числа оперативного персонала: один, имеющий группу IV (на ВЛ выше 1000 В) или группу III (на ВЛ до 1000 В), второй, имеющий группу III. Допускается использование второго работника, имеющего группу III, из числа ремонтного персонала, а на ВЛ, питающих потребителя, из числа персонала потребителя. Отключать заземляющие ножи разрешается одному работнику, имеющему группу III, из числа оперативного персонала.

Вопрос 230. Кому предоставлено право устанавливать переносные заземления на рабочих местах на ВЛ?

Ответ. Предоставлено право производителю работ с членом бригады, имеющим группу III. Снимать заземления могут по указанию производителя работ два члена бригады, имеющие группу III.

3.7. Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов

Вопрос 231. На какие элементы электроустановки должны быть вывешены плакаты «Заземлено»?

Ответ. Должны быть вывешены на приводах разъединителей, отделителей и выключателей нагрузки, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на заземленный участок электроустановки, и на ключах и кнопках дистанционного управления коммутационными аппаратами.

Вопрос 232. Какие должны быть расстояния от временных ограждений до токоведущих частей в электроустановке без снятия напряжения?

Ответ. Должны быть не менее указанных в табл 1.1. В электроустановках 6-10 кВ это расстояние может быть уменьшено до 0,35 м.

Вопрос 233. Какие меры допускается применить в электроустановках до 20 кВ при невозможности оградить токоведущие части щитами?

Ответ. Допускается применение изолирующих накладок, помещаемых между отключенными и находящимися под напряжением токоведущими частями. Эти накладки могут касаться токоведущих частей, находящихся под напряжением.

Вопрос 234. Какие надписи или плакаты должны быть на временных ограждениях?

Ответ. Должны быть нанесены надписи «Стой! Напряжение» или укреплены соответствующие плакаты.

Вопрос 235. Какие работники должны устанавливать и снимать изолирующие накладки?

Ответ. Должны два работника, имеющие группы IV и III. Старший из них должен быть из числа оперативного персонала.

Вопрос 236. Какие плакаты должны быть вывешены на ограждениях камер, шкафах и панелях, граничащих с рабочим местом?

Ответ. Должны быть вывешены плакаты «Стой! Напряжение».

Вопрос 237. Как должно быть ограждено рабочее место (с оставлением проезда, прохода) в ОРУ при работах, проводимых с земли, и на оборудовании, установленном на фундаментах и отдельных конструкциях?

Ответ. Должно быть ограждено канатом, веревкой или шнуром из растительных либо синтетических волокон с вывешенными на них плакатами «Стой! Напряжение», обращенными внутрь огражденного пространства.

Вопрос 238. В каких случаях ограждать рабочее место в ОРУ не требуется?

Ответ. Не требуется ограждать при работах во вторичных цепях по распоряжению.

Вопрос 239. На каких участках ОРУ необходимы плакаты?

Ответ. Необходимы на участках конструкций, по которым можно пройти от рабочего места к граничащим с ним участкам, находящимся под напряжением, плакаты «Стой! Напряжение».

На участках конструкций, граничащих с той конструкцией, по которой разрешается подниматься, внизу должен быть вывешен плакат «Не влезай! Убьет».

На стационарных лестницах и конструкциях, по которым для проведения работ разрешено подниматься, должен быть вывешен плакат «Влезать здесь».

На подготовленных рабочих местах в электроустановках должен быть вывешен плакат «Работать здесь».

ПУ ВЛЗ 6-20 кВ Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с защищенными проводами, от 01 января 1999 года

Срок действия с 01.01.99
по 01.01.2004



В настоящих Правилах изложены требования, предъявляемые к устройству воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с защищенными проводами (ВЛЗ 6-20 кВ).

Основополагающим нормативным документом при разработке настоящих Правил принята глава 2.5 «Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ» Правил устройства электроустановок (ПУЭ-98) [1].

При подготовке настоящих Правил учтены требования действующих ГОСТ, СНиП, Правил устройства опытно-промышленных воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с проводами SAX, нормативных документов по проектированию и эксплуатации ВЛ 6-20 кВ с проводами SAX, действующих в России и за рубежом, а также замечания, предложения эксплуатационных, проектных и монтажных организаций.

Воздушные линии электропередачи напряжением 6-20 кВ с защищенными проводами имеют ряд преимуществ по сравнению с ВЛ 6-20 кВ, в том числе:

— сокращение ширины просеки;

— уменьшение расстояний между проводами на опорах и в пролете, в том числе в местах пересечений и сближений с другими ВЛ, а также при их совместной подвеске на общих опорах;

— исключение коротких замыканий между проводами фаз при их схлестывании, падении деревьев на провода, существенное снижение вероятности замыканий проводов на землю;

— повышение надежности линии в зонах интенсивного гололедообразования.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые воздушные линии электропередачи напряжением 6-20 кВ, выполняемые защищенными проводами, — далее ВЛЗ.

Правила не распространяются на воздушные линии электропередачи, сооружение которых определяется специальными правилами и нормами (сигнальные линии автоблокировки и т.д.).

1.2. Защищенный провод ВЛЗ — провод, токопроводящая жила которого покрыта изолирующей полимерной оболочкой, обеспечивающей работу воздушной линии при уменьшенных по сравнению с ВЛ 6-20 кВ расстояниях между проводами на опорах и в пролетах, исключающей замыкание между проводами при схлестывании и снижающей вероятность замыкания на землю.

1.3. Магистраль ВЛЗ — участок линии с неизменным по всей длине сечением фазных проводов, к которому могут быть присоединены ответвления.

За начало и конец магистрали принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств.

За начало и конец ответвления принимаются ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства.

1.4. Усиленное крепление провода — крепление провода на штыревом, опорно-стержневом изоляторе или в изолирующих подвесках, которое не допускает проскальзывание провода при возникновении разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режиме ВЛЗ.

1.5. Промежуточное крепление провода — крепление провода на штыревом, опорно-стержневом изоляторе или в изолирующих подвесках, которое допускает проскальзывание провода при разности тяжений в нем, превышающей нормативное значение в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.

1.6. По отношению к ВЛЗ в настоящих Правилах применены также термины, определения которых даны в 2.5.2-2.5.5 ПУЭ-98.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Механический расчет проводов, изоляторов, арматуры, опор и фундаментов ВЛЗ производится в соответствии с требованиями 2.5.6 ПУЭ-98.

2.2. В настоящих Правилах приведены условия для определения нормальных нагрузок. Указания по определению расчетных нагрузок, используемых в расчетах опор и фундаментов ВЛЗ, приводятся в приложении к главе ПУЭ-98.

Коэффициенты перегрузки и расчетные положения, касающиеся специфических условий расчета конструкций ВЛЗ, приводятся в приложении к главе 2.5 ПУЭ-98 и настоящих Правилах.

2.3. Все элементы ВЛЗ (опоры и их детали, провода, линейная и сцепная арматура, изоляторы, узлы крепления всех видов и назначений) по климатическому исполнению должны быть 1 категории размещения и отвечать требованиям ГОСТ 15150-69, обеспечивая возможность их применения в районах с умеренным (У) или умеренным и холодным (УХЛ) климатом.

2.4. Транспозицию фаз ВЛЗ рекомендуется производить в соответствии с 2.5.7 ПУЭ-98.

2.5. Места установки опор ВЛЗ должны выбираться с соблюдением требований 2.5.13 ПУЭ-98.

2.6. При прохождении ВЛЗ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возможны низовые пожары, должны быть соблюдены требования 2.5.14 ПУЭ-98.

2.7. На опорах ВЛЗ должны быть нанесены постоянные знаки в соответствии с требованиями 2.5.15 ПУЭ-98.

2.8. Защита опор ВЛЗ от коррозии должна соответствовать требованиям 2.5.16 ПУЭ-98.

2.9. На приаэродромных территориях и воздушных трассах в целях обеспечения безопасности полетов самолетов опоры ВЛЗ, которые по своему расположению или высоте представляют аэродромные или линейные препятствия для полетов самолетов, должны иметь сигнальное освещение (светоограждение) и дневную маркировку (окраску), выполненные в соответствии с 2.5.17 ПУЭ-98.

2.10. Кабельные вставки в ВЛЗ должны выполняться в соответствии с требованиями главы 2.3 ПУЭ-98 и 7.8 настоящих Правил.

З. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. Климатические условия для расчета ВЛЗ должны приниматься в соответствии с 2.5.22-2.5.37 ПУЭ-98.

3.2. Определение климатических условий для выбора конструкций ВЛЗ должно производиться по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов управлений гидрометеослужбы и энергосистем.

При обработке данных наблюдений должно быть учтено влияние микроклиматических особенностей на интенсивность гололедообразования и на скорость ветра в результате как природных условий (пересеченный рельеф местности, высота над уровнем моря, наличие больших озер и водохранилищ, степень залесенности и т.д.), так и существующих или проектируемых инженерных сооружений (плотины и водосбросы, пруды-охладители, полосы сплошной застройки и т.п.).

4. ПРОВОДА

4.1. На ВЛЗ должны применяться защищенные провода:

— с уплотненной жилой, скрученной из проволок из термоупрочненного алюминиевого сплава типа ABE, алдрей, альмелек;

— с уплотненной жилой, скрученной из алюминиевых проволок и стального одно- или многопроволочного сердечника.

Защитная оболочка должна быть устойчивой к атмосферным воздействиям, ультрафиолетовому излучению и воздействию озона в течение всего срока службы ВЛЗ.

4.2. Расчетные параметры и технические характеристики защищенных проводов ВЛЗ (электрические сопротивления, допустимые длительные токи, допустимые токи короткого замыкания и др.) следует принимать по нормативно-технической документации на провода.

4.3. На магистралях ВЛЗ независимо от нормативной толщины стенки гололеда, как правило, должны применяться провода номинальным сечением не менее 70 мм.

4.4. На ответвлениях от магистрали ВЛЗ, как правило, должны применяться провода сечением не менее 35 мм.

4.5. Механический расчет должен производиться при исходных условиях, соответствующих указанным в 2.5.43 и 2.5.44 ПУЭ-98.

Допустимые механические напряжения в проводах при этих условиях приведены в табл.4.1.

Механические напряжения, возникающие в высших точках подвески провода на всех участках ВЛЗ, должны составлять не более 110% значений, указанных в табл.4.1.


Таблица 4.1

Номинальное сечение токопроводящей жилы, мм

Допустимое напряжение, % предела прочности при растяжении

при наибольшей внешней нагрузке и низшей температуре

при среднегодовой температуре

35

50

70

95

40

30

120

150

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1кВ с самонесущими изолированными проводами (ПУ ВЛИ до 1 кВ)

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА
ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 KB С
САМОНЕСУЩИМИ ИЗОЛИРОВАННЫМИ
ПРОВОДАМИ

(ПУ ВЛИ ДО 1 КВ.)

Москва
2009

Российское акционерное общество энергетики и электрификации
«ЕЭС России»

Акционерное общество открытого типа по проектированию сетевых и энергетических объектов
«АО РОСЭП»

Акционерное общество открытого типа «Фирма по наладке совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС»
АО «Фирма ОРГРЭС»

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА
ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 кВ с САМОНЕСУЩИМИ
ИЗОЛИРОВАННЫМИ ПРОВОДАМИ (ПУ ВЛИ до 1 кВ)

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами (ПУ ВЛИ до 1 кВ) разработаны Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России», акционерным обществом открытого типа по проектированию сетевых и энергетических объектов (АО «РОСЭП»), акционерным обществом открытого типа «Фирма по наладке совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС» (АО «Фирма ОРГРЭС»).

Настоящие ПУ ВЛИ до 1 кВ согласованы с Главгосэнергонадзором России 01 октября 1997 г. и утверждены РАО «ЕЭС России» 06 октября 1997 г.

Правила содержат требования, предъявляемые к устройству воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ самонесущими, изолированными, скрученными в жгут проводами.

Предназначаются для руководства при проектировании, строительстве и эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ.

Срок действия установлен:

с 01 января 1998 г.

 

по 01 января 2003 г.

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами содержат требования, предъявляемые к устройству воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кв с изолированными, скрученными в жгут проводами.

При подготовке Правил учтены требования действующих ГОСТ, СНиП, а также замечания и предложения энергосистем, проектных и строительных организаций, предприятий энергетического надзора.

РД 153-34.3-20.671-97 «Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами»

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «ЕЭС РОССИИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 0,38 кВ С САМОНЕСУЩИМИ ИЗОЛИРОВАННЫМИ ПРОВОДАМИ

РД 153-34.3-20.671-97

Вводится в действие

с 01.03.2000 г.

РАЗРАБОТАНО Открытым акционерным обществом «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС»

ИСПОЛНИТЕЛИ А.Н. Жулев, И.Г. Барг, С.В. Коробанов, Ю.А. Рыжов, Л.Е. Гайдар

УТВЕРЖДЕНО Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 31.01.97 г.

Начальник Ю.А. ДЕМЕНТЬЕВ

ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Настоящая Типовая инструкция составлена с учетом накопленного опыта строительства и эксплуатации ВЛ 0,38 кВ с изолированными проводами (ВЛИ) в различных регионах России и за рубежом.

Типовая инструкция предназначена для персонала энергопредприятий и других организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт ВЛИ 0,38 кВ.

Содержание

1.1. Типовая инструкция содержит требования и рекомендации по организации и проведению технического обслуживания и ремонта ВЛИ 0,38 кВ, а также рекомендуемый порядок выполнения отдельных видов ремонтных работ.

1.2. При техническом обслуживании и ремонте ВЛИ 0,38 кВ следует руководствоваться требованиями [8] и настоящей Типовой инструкции.

1.3. Приемка ВЛИ 0,38 кВ в эксплуатацию должна производиться в соответствии с [3] и [4].

1.4. На основании настоящей Типовой инструкции могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛИ 0,38 кВ, применяемые методы работ, квалификацию персонала, инструмент,

Пересечение и сближение ВЛ между собой / ПУЭ 7 / Библиотека / Элек.ру

2.5.220. Угол пересечения ВЛ (ВЛЗ) выше 1 кВ между собой и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ не нормируется.

2.5.221. Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ (ВЛЗ). Расстояния от проводов нижней (пересекаемой) ВЛ до опор верхней (пересекающей) ВЛ по горизонтали и от проводов верхней (пересекающей) ВЛ до опор нижней (пересекаемой) ВЛ в свету должны быть не менее приведенных в табл.2.5.23, а также не менее 1,5 м для ВЛЗ и 0,5 м для ВЛИ.

Таблица 2.5.23. Наименьшее расстояние между проводами и опорами пересекающихся ВЛ.

Напряжение ВЛ, кВ

Наименьшее расстояние от проводов до ближайшей части опоры, м

при наибольшем отклонении проводов

при неотклоненном положении проводов

До 330

3

6

500

4

10

750

6

15

Допускается выполнение пересечений ВЛ и ВЛЗ между собой и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ на общей опоре.

2.5.222. Опоры ВЛ 500-750 кВ, ограничивающие пролет пересечения с ВЛ 500-750 кВ, должны быть анкерного типа.

Пересечения ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 330 кВ и ниже, а также ВЛ 330 кВ и ниже между собой допускается осуществлять в пролетах, ограниченных как промежуточными, так и анкерными опорами.

Одностоечные деревянные опоры пересекающей ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, как правило, должны быть с железобетонными приставками. Допускается применение одностоечных деревянных опор без приставок и, как исключение, повышенных деревянных опор с деревянными приставками.

2.5.223. При пересечении ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 6-20 кВ и ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ опоры пересекаемых ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа, провода пересекаемых ВЛ в пролете пересечения должны быть:

  • сталеалюминиевыми площадью сечения не менее 70 мм2 по алюминию — для ВЛ 6-20 кВ;
  • сталеалюминиевыми площадью сечения по алюминию не менее 70 мм2 или из термоупроченного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 70 мм2 — для ВЛЗ 6-20 кВ;
  • алюминиевыми площадью сечения не менее 50 мм2 — для ВЛ до 1кВ;
  • жгут СИП без несущего нулевого провода с площадью сечения фазной жилы не менее 25 мм2 или с несущим проводом из термообработанного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 50 мм2.

Провода в пролетах пересечений должны крепиться на опорах с помощью:

  • подвесных стеклянных изоляторов — для ВЛ (ВЛЗ) 6-20 кВ;
  • штыревых изоляторов с двойным креплением к ним — для ВЛ до 1 кВ;
  • натяжных анкерных зажимов — для ВЛИ.

2.5.224. На промежуточных опорах пересекающей ВЛ с поддерживающими гирляндами изоляторов провода должны быть подвешены в глухих зажимах, а на опорах со штыревыми изоляторами должно применяться двойное крепление провода.

На промежуточных опорах существующей ВЛ 750 кВ, ограничивающих пролет пересечения с вновь сооружаемыми под ней ВЛ до 330 кВ, а также на существующих ВЛ до 500 кВ при площади сечения алюминиевой части проводов 300 мм2 и более при сооружении под ними других ВЛ допускается оставлять зажимы с ограниченной прочностью заделки и выпадающие зажимы.

2.5.225. Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены выше проводов пересекаемых ВЛ более низкого напряжения. Допускается, как исключение, прохождение ВЛ 35 кВ и выше с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм2 и более над проводами ВЛ более высокого напряжения, но не выше 220 кВ.* При этом прохождение ВЛ более низкого напряжения над проводами двухцепных ВЛ более высокого напряжения не допускается.

* В городах и поселках городского типа допускается прохождение ВЛИ или ВЛ с изолированными проводами напряжением до 1 кВ над проводами ВЛ напряжением до 20 кВ.

2.5.226. Пересечение ВЛ 35-500 кВ с двухцепными ВЛ тех же напряжений, служащими для электроснабжения потребителей, не имеющих резервного питания, или с двухцепными ВЛ, цепи которых являются взаиморезервирующими, должно, как правило, осуществляться в разных пролетах пересекающей ВЛ, разделенных анкерной опорой. Пересечение ВЛ 750 кВ с такими ВЛ допускается выполнять в одном пролете, ограниченном как анкерными, так и промежуточными опорами.

На участках стесненной трассы пересечение ВЛ с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм2 и более с двухцепными ВЛ допускается осуществлять в одном пролете пересекающей ВЛ, ограниченном промежуточными опорами. При этом на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны быть применены двухцепные поддерживающие гирлянды изоляторов с раздельным креплением цепей к опоре.

2.5.227. Наименьшие расстояния между ближайшими проводами (или проводами и тросами) пересекающихся ВЛ должны приниматься не менее приведенных в табл.2.5.24 при температуре воздуха плюс 15 °C без ветра.

Таблица 2.5.24. Наименьшее расстояние между проводами или проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств.

Длина пролета пересекающей ВЛ, м

Наименьшее расстояние, м, при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м

30

50

70

100

120

150

При пересечении ВЛ 750 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200

6,5

6,5

6,5

7,0

300

6,5

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

450

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0

500

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0

9,5

При пересечении ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200

5,0

5,0

5,0

5,5

300

5,0

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

450

5,0

5,5

6,0

7,0

7,5

8,0

При пересечении ВЛ 220-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200

4

4

4

4

300

4

4

4

4,5

5

5,5

450

4

4

5

6

6,5

7

При пересечении ВЛ 110-20 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200

3

3

3

4

300

3

3

4

4,5

5

При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 100

2

2

150

2

2,5

2,5

Для промежуточных длин пролетов соответствующие расстояния определяются линейной интерполяцией.

Расстояние между ближайшими проводами пересекающей и пересекаемой ВЛ 6-20 кВ при условии, что хотя бы одна из них выполнена с защищенными проводами, при температуре плюс 15 °C без ветра должно быть не менее 1,5 м.

Расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающей ВЛЗ и пересекаемой ВЛИ при температуре воздуха плюс 15 °C без ветра должно быть не менее 1 м.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 110 кВ под проводами пересекающих ВЛ до 500 кВ, если расстояние по вертикали от проводов пересекающей ВЛ до верха опоры пересекаемой ВЛ на 4 м больше значений, приведенных в табл.2.5.24.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 150 кВ под проводами пересекающих ВЛ 750 кВ, если расстояние по вертикали от проводов ВЛ 750 кВ до верха опоры пересекаемой ВЛ не менее 12 м при высшей температуре воздуха.

2.5.228. Расстояния между ближайшими проводами (или между проводами и тросами) пересекающихся ВЛ 35 кВ и выше подлежат дополнительной проверке на условия отклонения проводов (тросов) одной из пересекающихся ВЛ в пролете пересечения при ветровом давлении согласно 2.5.56, направленном перпендикулярно оси пролета данной ВЛ, и неотклоненном положении провода (троса) другой. При этом расстояния между проводами и тросами или проводами должны быть не менее указанных в табл.2.5.17 или 2.5.18 для условий наибольшего рабочего напряжения, температура воздуха для неотклоненных проводов принимается по 2.5.51.

2.5.229. На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, на опорах, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться защитные аппараты на обеих пересекающихся ВЛ. Расстояния между проводами пересекающихся ВЛ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.24.

На опорах ВЛ 35 кВ и ниже при пересечении их с ВЛ 750 кВ и ниже допускается применять ИП. При этом для ВЛ 35 кВ должно быть предусмотрено автоматическое повторное включение. Искровые промежутки на одностоечных и А-образных опорах с деревянными траверсами выполняются в виде одного заземляющего спуска и заканчиваются бандажами на расстоянии 75 см (по дереву) от точки крепления нижнего изолятора. На П- и АП-образных опорах заземляющие спуски прокладываются по двум стойкам опор до траверсы.

На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, при пересечении их с ВЛ 750 кВ металлические детали для крепления проводов (крюки, штыри, оголовки) должны быть заземлены на опорах, ограничивающих пролет пересечения, а количество подвесных изоляторов в гирляндах должно соответствовать изоляции для металлических опор. При этом на опорах ВЛ 35-220 кВ должны быть установлены защитные аппараты.

Если расстояние от места пересечения до ближайших опор пересекающихся ВЛ составляет более 40 м, допускается защитные аппараты не устанавливать, а заземление деталей крепления проводов на опорах ВЛ 35 кВ и выше не требуется.

Установка защитных аппаратов на опорах пересечения не требуется:

  • для ВЛ с металлическими и железобетонными опорами;
  • для ВЛ с деревянными опорами при расстояниях между проводами пересекающихся ВЛ, не менее: 9 м — при напряжении 750 кВ; 7 м — при напряжении 330-500 кВ; 6 м — при напряжении 150-220 кВ; 5 м — при напряжении 35-110 кВ; 4 м — при напряжении до 20 кВ.

Сопротивления заземляющих устройств деревянных опор с защитными аппаратами должны приниматься в соответствии с табл.2.5.19.

2.5.230. При параллельном следовании и сближении ВЛ одного напряжения между собой или с ВЛ других напряжений расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в табл.2.5.25 и приниматься по ВЛ более высокого напряжения. Указанные расстояния подлежат дополнительной проверке:

1) на непревышение смещения нейтрали более 15% фазного напряжения в нормальном режиме работы ВЛ до 35 кВ с изолированной нейтралью за счет электромагнитного и электростатического влияния ВЛ более высокого напряжения;

2) на исключение возможности развития в отключенном положении ВЛ 500-750 кВ, оборудованных компенсирующими устройствами (шунтирующими реакторами, синхронными или тиристорными статическими компенсаторами и др.), резонансных перенапряжений. Степень компенсации рабочей емкости линии, расстояния между осями ВЛ и длины участков сближений должны определяться расчетами.

Таблица 2.5.25. Наименьшее расстояние по горизонтали между ВЛ.

Участки ВЛ и расстояния

Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 20

35

110

150

220

330

500

750

ВЛЗ

Участки нестесненной трассы, между осями ВЛ

Высота наиболее высокой опоры*

3

Участки стесненной трассы, подходы к подстанциям:

– между крайними проводами в неотклоненном положении;

2,5

4

5

6

7

10

15

20**

2

– от отклоненных проводов одной ВЛ до ближайших частей опор другой ВЛ

2

4

4

5

6

8

10

10

2

* Не менее 50 м для ВЛ 500 кВ и не менее 75 м для ВЛ 750 кВ.

** Для двух и более ВЛ 750 кВ фазировка смежных крайних фаз должна быть разноименной.

25.Воздушные линии электропередач. Типы опор, проводов, изоляторов

Провода воздушных линий

Провода воздушных линий выполняются из проводящих неизолированных материалов, алюминия, стали. Алюминий сравнительно с медью недорогой материал, обладает высокой электрической проводимостью, но имеет невысокую механическую прочность, окисляется. Для усиления алюминиевые провода выполняют со стальным сердечником или же используют его сплавы алюминия и полые.

Полыепровода на ВЛ применяются редко, они главным образом используются для ошиновки подстанций330 кВ и выше. Их изготавливают из плоских проволок, соединенных друг с другом в паз, что обеспечивает конструктивную прочность провода. У таких проводов больший по сравнению со сплошными проводами диаметр, благодаря чему повышается напряжение появления коронирующего разряда на проводах, и значительно снижаются потери энергии на корону. Для снижения потерь электроэнергии на корону ВЛ сверхвысокого напряжения каждая фаза ВЛрасщепляется на несколько проводов.

Алюминиевыемногопроволочные провода применяются в основном на линия до 35кВ. Это провода марок А и АКП. Провод марки А состоит из алюминиевых проволок одного диаметра (число проводников от 7 до 61), скрученных концентрическими повивами. Провод марки АКП — это провод марки А, но его межпроволочное пространство заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости, противодействующей появлению коррозии. Коррозионностойкий провод АКП применяется для ВЛ вблизи морских побережий, соленых озер и химических предприятий.

Провода из сплавов алюминия (АН — нетермообработанный, АЖ -термообработанный сплав) имеют высокую механическую прочность и примерно такую же проводимость, как и провода марки А.

Сталеалюминиевые провода наиболее широко применяются на ВЛ. Проводимость стального сердечника не учитывается, а за электрическое сопротивление принимается только сопротивление алюминиевой части. Марки применяемых сталеалюминиевых проводов — АС, АСКС, АСКП, АСК.

Провод марки АС состоит из стального сердечника и алюминиевых проволок. Провод предназначается для ВЛ при прокладке их на суше, кроме районов с загрязненным вредными химическими соединениями воздухом.

Провода АСКС, АСКП, АСК — коррозионностойкие провода предназначены для ВЛ, проходящих по побережьям морей, соленых озер и в промышленных районах с загрязненным воздухом. АСКС и АСКП — это провода марки АС, но межпроволочное пространство стального сердечника (С) или всего провода(П) заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости, АСК провод марки АСКС, но стальной сердечник изолирован двумя лентами полиэтиленовой пленки.

В обозначение марки провода вводится номинальное сечение алюминиевой части провода и сечение стального сердечника, например, АС 120/19 или АСКС 150/34.

Обозначения марок проводов для ВЛ электропередачи:

Провод, скрученный из алюминиевых проволок

— А

Провод из алюминиевых проволок и стального сердечника

— АС

Провод марки АС, у которого стальной сердечник покрыт смазкой повышенной теплостойкости и изолированной пленкой

— АСК

Провод, скрученный из проволок нетермообработанного алюминиевого сплава

— АН

Провод, скрученный из проволок термообработанного алюминиевого сплава

— АЖ

Опоры воздушных линий

Опоры ВЛ делятся по назначению на анкерные ипромежуточные. Промежуточные опоры поддерживают провода, которые подвешиваютсяс помощью поддерживающих гирлянд изоляторов. Анкерные опоры несут всю механическую нагрузку линий. Для подвески проводов на них применяются натяжные гирлянды изоляторов. Расстояние между двумя промежуточными опорами называется промежуточным пролетом или просто пролетом, а расстояние между анкерными опорами — анкерным пролетом. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.

По назначению и конструктивному исполнению анкерные опоры бывают угловые, концевые, поворотные и промежуточные на прямых участках трасс линий. Эти опоры по конструкции более сложные, поскольку испытывают неравномерное натяжение проводов с разных сторон опоры.

Угловые опоры устанавливают в точках поворота линии. Углом поворота линии называется угол в плане линии, дополнительный до 1800к внутреннему углу линии. Траверсы угловой опоры устанавливают по биссектрисе угла, рисунок 2.5.Угловые опоры могут быть анкерного и промежуточного типа. Кроме нагрузок, воспринимаемых промежуточными прямыми опорами, на промежуточные и анкерные угловые опоры действуют также нагрузки от поперечных составляющих натяжения проводов и тросов. Чаще всего при углах поворота линий до 200применяют угловые опоры анкерного типа. При углах поворота линии электропередачи более 200вес промежуточных угловых опор значительно возрастает, поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов поворота линий до 10-200.

На ВЛ применяются специальные опоры следующих типов: транспозиционные для изменения порядка чередования фазных проводов на опорах;ответвительные —для выполнения ответвлений от основной линии;переходные — для пересечения рек, ущелий и т. д.

Транспозицию применяют на линиях напряжением 110кВ и выше протяженностью более 100 км для того, чтобы уравнять емкость и индуктивность всех трех фаз цепи ВЛ. Для этого на опорах последовательно меняют взаимное расположение проводов по отношению друг к другу на разных участках, рисунок 2.6. Провод каждой фазы проходит одну треть длины линии на одном, вторую — на другом и третью — на третьем месте. Одно такое тройное перемещение проводов называют циклом транспозиции.

Рисунок 2.6 — Цикл транспозиции проводов

Расположение проводов на опорах.

Расположение проводов треугольником применяется на одноцепных ВЛ 20кВ и ВЛ 35-330кВ с металлическими железобетонными опорами. Горизонтальное расположение проводов используют на ВЛ 35кВ с деревянными опорами и на ВЛ 330кВ. Такое расположение проводов позволяет применять более низкие опоры и уменьшает вероятность схлестывания проводов при образовании гололеда и пляске проводов. Поэтому горизонтальное расположение предпочтительнее в гололедных районах.

На двухцепных ВЛ расположение проводов обратной елкой удобнее по условиям монтажа, но увеличивает массу опор и требует подвески двух защитных тросов. Наиболее экономичны и распространены на двухцепныхВЛ35-330 кВ стальные и железобетонные опоры с расположением проводов бочкой. Отдельные способы расположения проводов показаны на рисунке

а) б) в) г)

Рисунок 2.7 — Расположение проводов и тросов на опорах

а) по вершинам треугольника, б) горизонтально, в) обратная елка, 4) бочка

Изоляторы и линейная арматура

Изоляторы линий по конструкции разделяют на штыревые и подвесные. К ним крепятся провода воздушных линий и распределительных устройств. Изготовляют изоляторы из фарфора или закаленного стекла.

Штыревые изоляторы применяются на ВЛ напряжением до 1 кВ и на ВЛ 6-35 кВ. На номинальное напряжение 1, 6 и 10 кВ изоляторы изготовляют одноэлементными, а на 20-35 кВ– двухэлементными.

Маркировка изоляторов: буквы Ш — штыревой; Ф –фарфоровый; С — стеклянный; цифра — номинальное напряжение, кВ; последняя буква А, Б, В — исполнение изолятора.

Штыревые изоляторы крепятся на опорах при помощи крюков или штырей. Если требуется повышенная надежность, то на анкерные опоры устанавливают не один, а два и даже три штыревых изолятора.

Подвесной изолятор тарельчатого типа применяется на ВЛ напряжением 35 кВ и выше. Основные конструктивные элементы подвесных изоляторов: изолирующая часть1и металлические детали шапки2 и стержень3, цементная связка4, соединяющая металлические детали с изолирующей частью.

Для воздушных линий в районах с загрязненной атмосферой разработаны конструкции изоляторов грязестойкого исполнения с повышенными разрядными характеристиками и увеличенной длиной пути утечки токов. В условном обозначении изолятора буквы и цифры означают: П — подвесной; Ф — фарфоровый; С — стеклянный; Г — для загрязненных районов с усиленной изоляцией; цифра класс изолятора, кН; А, Б, В — исполнение изолятора.

Подвесные изоляторы собирают в поддерживающие инатяжныегирлянды. Поддерживающие гирлянды монтируют на промежуточных опорах, натяжные гирлянды — на анкерных опорах. Число изоляторов в гирлянде зависит от напряжения линии. Например, в поддерживающих гирляндах ВЛ — 35кВ с металлическими и железобетонными опорами должно быть 3 изолятора; на 110кВ- (6-8), на 220 кВ– (10-14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *