Пв 3 парашют – Словарь парашютных терминов | Аэроклассика — самостоятельные прыжки с парашютом, прыжки с инструктором, спорт и отдых в Подмосковье

Морской спецназ: невероятные возможности российских диверсантов-подводников

Одно из самых засекреченных подразделений в составе ВМФ России – водолазные диверсионные отряды. Их еще называют «боевые пловцы» – специалисты, используемые для выполнения задач по защите кораблей и береговых сооружений от диверсионных действий. Кроме того, в составе сил специального назначения ВМФ проходят службу и военнослужащие, предназначение которых – выполнение специальных задач в портах, акваториях и на побережье противника.

О том, что может современный подводный спецназ, какими специальными средствами и оружием оснащен, как становятся «боевыми пловцами», рассказывает журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Против пиратов XXI века

Это без преувеличения элита флота. Они обучены в одиночку топить корабли противника, способны действовать на глубине, ориентируются в толще воды даже ночью. Виды оружия, которыми оснащены подводные солдаты, не применяются на суше: физические принципы стрельбы под водой иные, чем на поверхности.

Впервые проект многофункционального глубоководного водолазного комплекса для обучения под водой на разных глубинах одновременно целого подразделения был представлен на международной выставке «День инноваций Минобороны России – 2015». Такой комплекс открыт на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени В. Ф. Маргелова. Комплекс дает возможность готовить специалистов с использованием водолазного снаряжения с замкнутой и полузамкнутой схемой дыхания. В нем моделируются течения разных направлений и силы, обеспечивается тренировка в стрельбе из спецоружия. Кроме того, курсанты обучаются минированию и разминированию под водой.

Картинка

Основные составляющие уникального комплекса – 21-метровая глубоководная водолазная башня, 50-метровый бассейн с глубинами до 16 метров, береговая барокамера. Здесь отрабатываются действия и по захвату вражеских кораблей. Кто-то скажет: баловство. Но если вспомнить захват танкера «Московский университет» с пиратами и заложниками на борту, то скептицизм сразу пройдет. Отряд с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» штурмовал судно с воздуха и воды одновременно. Этот штурм стал одной из самых успешных и громких операций против современных флибустьеров.

Дайверы из спецназа

К месту выполнения задачи подводный спецназ доставляется разными способами. Десантируется с вертолета (в этом случае спецназовцы высаживаются в море за пару километров от объекта штурма), выбрасывается парашютным способом с самолета, подходит к объекту на специальном подводном аппарате. Эти и другие способы действий в море отрабатываются как раз в ходе подготовки подводных диверсантов.

С вертолета выброс может осуществляться по тросу, либо прыжком с высоты 10–15 метров. Каждый десантник экипирован снаряжением общим весом под 50 килограммов. При этом надо понимать, что любая ошибка в действиях при приводнении в таком случае может стать причиной как минимум травмы. Или как максимум… Именно поэтому отработка прыжка в воду идет сначала с небольшой высоты и только потом – с максимально допустимых 15 метров.

Картинка

К слову, о снаряжении подводного диверсанта-разведчика. В его состав входят гидрокомбинезон закрытого типа (благодаря ему кожа практически не контактирует с водой), ласты, маска, специальный нож СН-21, с помощью которого можно перепилить металл, откусить проволоку. Основа же всего комплекта, то, что дает человеку возможность действовать под водой, – дыхательный аппарат. В спецназе он тоже специальный – замкнутого цикла, когда пузыри не выходят наружу, как у обычного дайвера, то есть не демаскируют человека.

Особый у водолаза и парашют (речь идет о спецназовцах, которые к месту выполнения задач доставляются самолетом и выбрасываются с большой высоты). Он так и называется – парашют водолаза ПВ-3. Особенность этого устройства в том, что при подходе к поверхности воды на высоте трех-пяти метров парашют отстыковывается, и человек приводняется уже без него. Иначе парашютист попросту запутался бы в стропах и утонул. Одновременно с приводнением начинает работать аппарат подводного дыхания.

Картинка

С фобиями тут не место

В прославленном Рязанском училище ВДВ водолазов готовят не случайно. Отсюда выходят будущие командиры подразделений морской пехоты, а о морпехах не зря говорят: «Покорители трех стихий». Им приходится и воевать на море, и действовать на земле, и совершать парашютные прыжки. Короче, это настоящие универсальные солдаты.

В морскую пехоту входят группы «боевых пловцов». Их тактика действий по-своему уникальна. Скрытно подплыть к объекту, разведать обстановку, принять подошедший к месту высадки катер со штурмовой группой. Именно так штурмовали танкер «Московский университет». Морской спецназ на нескольких катерах одним рывком приблизился к захваченному танкеру. Вся операция по захвату огромного корабля продлилась ровно 22 минуты.

Картинка

Еще один метод подхода к объекту – десантирование с подводной лодки через шлюз торпедного аппарата. Задача эта не из простых, учитывая как довольно узкое пространство торпедного отсека, так и размер снаряжения водолаза. К тому же, для работы в океане человеку нужно дополнительно утеплиться. А это – дополнительные сантиметры к объему. Интересно, что при подготовке к такому методу десантирования обучающихся сперва несколько раз прогоняют через сухой торпедный аппарат. Это необходимо, чтобы проверить, как человек чувствует себя в подобном замкнутом пространстве. Страдающие клаустрофобией подобный тест не пройдут, однозначно…

Картинка

Вообще же, по словам старшего водолазного инструктора РВВДКУ Сергея Ананьева, самое страшное под водой – паника. «Мы курсантам говорим на занятиях три простых слова: дыши, думай, делай! Причем последовательность этих слов ни в коем случае менять нельзя», – отмечает инструктор. Стоит добавить, что еще один способ выхода из подлодки – через ее спасательный люк. Вроде бы проще: лезть через узкую трубу торпедного аппарата уже не нужно, и одновременно трудно. Например, как подняться по лестнице (пусть даже и небольшой), если на ногах ласты? Все это отрабатывается в ходе тренировок.

Подводные снайперы

В Кронштадтском музее подводного флота есть экспозиция, рассказывающая о водолазах-диверсантах прошлых лет. Тогда выход осуществлялся из торпедного аппарата подводной лодки, а в состав снаряжения входили комбинезон темно-зеленого цвета и изолирующий дыхательный аппарат. К слову, о костюмах. На Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» был представлен суперпрочный водолазный костюм, не подверженный повреждениям. Компоненты ткани, из которой «шьют» такую «одежку», не имеют аналогов в мире, именно поэтому технология производства пока остается тайной.

По оригинальной инновационной технологии изготовлен и баллон для сжатого воздуха. Даже если его прострелить, взрыва не произойдет и водолаз не пострадает. По словам ведущего конструктора предприятия по производству подводного снаряжения Алексея Правдивца, давление, которое можно нагнетать в баллоне, составляет 450 атмосфер. Для сравнения: максимальный параметр ближайших западных конкурентов – что-то около 300 атмосфер… И еще один показатель – вес комплекта водолазного оборудования. У английского он приближается к полусотне килограммов, масса нашего устройства – 24 килограмма.

Картинка

Отечественное оборудование делает и так, что нашего водолаза почти невозможно лишить дыхания. Если, скажем, в подводном рукопашном бою ему перережут шланг основного дыхательного аппарата, в дело вступит запасной. К слову, на занятиях подводных диверсантов обучают и искусству рукопашной схватки. Как зайти под водой противнику за спину, как лишить его дыхания. И все же выгоднее – владеть огнестрельным оружием.

Картинка

Интересно, что российские диверсанты-подводники вооружены специальными подводными автоматами. Коллеги из армий западных стран имеют только пистолеты. Стрелять под водой нужно уметь: дело в том, что вода искажает зрение. Попасть в цель не так-то просто, однако для подготовки специалистов в том же Рязанском училище ВДВ оборудован свой подводный тир. Учат подводных диверсантов и скрытному передвижению. Шум даже под водой ведет к провалу операции. Также бесшумно подводный спецназ учится выходить из воды, проникать на борт кораблей, ликвидировать террористов… Эти люди могут все.

Автор: Дмитрий Сергеев

Морской спецназ -элита элит — Militarytimes

Фото

Спецназ ВМФ России

Бойцов спецназа ВМФ часто называют боевыми пловцами, но правильное название их воинской специальности – «водолаз-разведчик».

Являясь, как и спецназ ГРУ, прежде всего, высокопрофессиональной силовой разведкой, морской спецназ России очень сильно отличается от армейского спецназа. И тот, и другой находятся в подчинении ГРУ ГШ, их личный проходит строгий отбор и жесткую подготовку к действиям тылу врага. Но структура, боевые задачи и направления боевой подготовки у подразделений наземного и морского спецназа разные. Есть нюансы и в требованиях при отборе личного состава.

ДЕСАНТИРОВАНИЕ МОРСКОГО СПЕЦНАЗА НА ВОДУ: ПОРЯДОК И ТЕХНИКА Десантирование на воду является, пожалуй, одним из наиболее сложных и опасных элементов подготовки морского спецназа. Спецназовцы на борту самолета находятся в полном водолазном снаряжении.

При прыжке на парашюте они одеты в гидрокомбинезон ГК-5М2. ГК-5М-1 он не имеет замка объемного шлема, вместо него имеется обтюратор с маской ВМ-5. Личное оружие находится в резиновых чехлах, снаряжение – в контейнерах ИКД-5. Во время полета снабжение парашютистов кислородом происходит от бортовой системы самолета. При подлете к району десантирования командир группы осматривает личный состав и приказывает просигнализировать о готовности к десантированию. После этого десантники отсоединяют шланги бортового кислородного оборудования и начинают дышать от своих аппаратов ИДА-71П. По команде десант покидает транспортный отсек, последним прыгает командир группы. Десантирование производится на парашютах ПВ-3, специально разработанных для десантирования водолазов. От обычного десантного парашюта он отличается увеличенной площадью, так как масса водолаза в полном снаряжении может достигать 180 кг. После раскрытия основного парашюта контейнер ИКД-5 и запасной парашют отпускаются и уходят вниз на пятнадцатиметровых стренгах.

Когда контейнер касается воды (это сразу заметно по замедлению скорости падения), парашютист раскрывает гашетки замков, которые отпускают свободные концы основного парашюта. После погружения в воду водолазы отсоединяют запасной парашют и ранец основного, подтягивают к себе за стренгу контейнеры. Затем следует короткое всплытие, аквалангисты соединяются стренгами в сцепку, и начинают движение при помощи ласт в направлении берега. Впереди их ждет высадка, маскировка водолазного снаряжения, стремительный уход в глубь суши от линии берега и ведение разведки в глубоком тылу противника. Что касается основных парашютов, то они намокнут и потонут через 20-30 минут, перестав таким образом демаскировать группу.

ОТБОР В МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ, СПЕЦИФИКА СЛУЖБЫ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

В СССР подразделения морского спецназа комплектовались по призыву. Тогда это было вполне оправданным. Молодежь приходила в армию уже достаточно физически подготовленной, многие имели разряды по парашютному спорту и нырянию с аквалангом. Учитывая, что срок службы на флоте составлял три года, за это время можно было подготовить достаточно квалифицированного водолаза-разведчика. Сейчас срок службы и в российской армии, и на флоте составляет один год, качество призывников очень сильно упало, поэтому комплектовать морской спецназ призывниками не выглядит хорошей идеей. Хотя, согласно руководящим документам ВС РФ, комплектование разведывательных воинских частей СпН и ОсН может осуществляться из граждан, проходящих службу как по призыву, так и по контракту. Г. Захаров описывает отбор призывников следующим образом.

Офицеры морского спецназа: командир МРП, командир отряды, врач-физиолог и инструктор по физподготовке начинали работу с флотской приемной комиссии. Отбирали приглянувшихся кандидатов. Естественно, требовалось хорошее здоровье. Особо крупных старались не брать. Оптимальным считался кандидат ростом около 1,75 м и весом 75-80 кг. Такие люди выдерживают самые большие относительные нагрузки. Изучали анкету и психологические качества. Дети-сироты и дети из неполных семей отсеивались. Предпочтение отдавалось выходцам из многодетных семей: служба в морском спецназе очень опасна даже в мирное время. Также подходящие кандидаты отбирались в «учебках» морской пехоты. Но надо понимать, что выносливость, храбрость и отличные физические данные еще не гарантируют успешной службы в морском спецназе. Здесь особенно важна своеобразная психологическая устойчивость. Бывает так, что смелый и инициативный на суше человек совершенно теряется в подводной среде. Отсев кандидатов проводился в несколько этапов. Первый: марш-бросок «тридцатка» — бег на 30 км с весом 30 кг. Боевая подготовка в 561-м ОМРП Затем элементарный тест на психологическую устойчивость «Ночь на кладбище».

Бойцы должны провести ночь на могилах. Его не проходили три-четыре кандидата из ста. Захаров описывает случай, когда трое кандидатов разрыли могилу и начали искать в ней золото. Что интересно, их оставили в подразделении. В дальнейшем это оказались самые психологически устойчивые люди. Проверка трубой. Жесткий тест. Кандидаты должны проплыть через трубу, имитирующую торпедный аппарат подводной лодки. Ее длина – 10-12 м, ширина – 533 мм. Сначала труба не полностью заполняется водой. На финальном этапе боец должен проплыть в легководолазном снаряжении через трубу, заполненную водой. Для некоторых это становится моментом истины в плане пригодности к службе в подводном спецназе. Андрей Загорцев в повести «Матрос СпН» описывает именно такой случай, произошедший с ним, когда он, физически крепкий и находчивый юноша, «на гражданке» нырявший с аквалангом, впал в панику, оказавшись в трубе. Дело закончилось потерей сознания и вытягиванием кандидата из трубы с помощью страховочного троса. Что характерно, плавание в «чистой» воде не доставляло ему никаких неудобств, но при плавании в замкнутом пространстве оказалось, что главный герой подвержен клаустрофобии. Г. Захаров рассказывает о смертельном случае с «трубой», когда боец, пересилив себя, все-таки нырнул в нее, но от страха заработал обширный инфаркт. Все это важно для понимания того, с чем приходится сталкиваться бойцам морского спецназа. Продувка шлема. Спуститься под воду, открыть шлем, чтобы его заполнила вода, закрыть шлем и выдуть воду через травящий клапан. Это типовая ситуация. Некоторые, как только вода доходила до носа, пулей выскакивали на поверхность. Если кандидат не мог пройти тест с первого раза, его не отсеивали, однако провал нескольких попыток означал, что человек не будет служить в морском спецназе. Контрольный заплыв. Это самый серьезный, и в то же время показательный тест. Если предыдущие два теста неподходящий человек еще как-то мог проскочить, то этот объективно показывал возможности каждого. После прохождения легководолазной подготовки кандидатам устраивался подводный заплыв на одну милю. В баллон кислородного аппарата закачивали воздух под давлением 170 атмосфер. При нормальном спокойном дыхании кислород успевал регенерироваться и баллон на финише показывал давление 165 атмосфер. Если же человек психологически надломлен, дышит ртом, он «съедает» весь воздух и на финиш приходит с давлением 30 атмосфер. Последний тест назывался «слабое звено». Для бойцов морского спецназа очень важна психологическая совместимость. Бойцы садятся в классе, каждому дается список группы и карандаш. И боец должен против каждой фамилии написать цифру: с кем он хотел бы пойти в паре в разведку в первую очередь, с кем — во вторую, а с кем — и а последнюю. Анкеты анонимные. После этого баллы суммировались и те, кто набирал самые большие баллы, отсеивались. Те, кто не смогли пройти тесты, уже не отправлялись назад в свои подразделения. Нужно же было кому-то выполнять хозработы и в морском спецназе.

Как видим, качества, необходимые для службы в спецназе ВМФ, несколько отличаются от шаблонного образа спецназовца. Это необязательно супермены и мастера рукопашного боя, но прежде всего, психологически устойчивые люди, хотя и обычная боевая подготовка в морском спецназе находится на высоте. Г. Захаров приводит интересный пример роли психологической устойчивости в работе морского спецназа: «Был у меня такой боец Валя Жуков — посмешище, только ленивый в части его не подначивал. И вот как-то подводники попросили у меня трех водолазиков для участия в испытаниях подлодки-спасателя. Если бы их не порезали потом на лом, экипаж «Курска” был бы спасен. Испытания в океане. Я дал трех лучших ребят. Начали работать нормально, по программе, и вдруг кто-то спрашивает: “А сколько там под килем?” А там два с половиной километра. Как услышали, у двоих сразу все разболелось — не идут под воду, и все. Хотя разницы никакой — хоть 100 м, хоть 5 км. А Вале Жукову хоть бы что. За троих отмолотил все испытания, не вылезая из воды.

Он у меня был и лучшим боевым санитаром, с ранами и переломами справлялся, как будто всю жизнь до этого был фельдшером. Но таких сверхустойчивых людей – единицы. Остальных нужно было упорно тренировать». Процесс боевой подготовки в спецназе ВМФ идет непрерывно. Программа обучения насыщенна и включает в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовку, огневую подготовку (в том числе владение оружием армий вероятного противника), минно-подрывное дело, рукопашный бой, умение выживать в условиях различных театров военных действий, знания о вооруженных силах вероятного противника, радиодело и многое другое, без чего не обойтись в современной войне. Значительное время уделяется изучению действий под водой: подводного проникновения на территорию противника и эвакуации в воду, ориентирования, наблюдения в условиях плохой видимости, преследования противника и отрыва от преследования, маскировки на грунте.

Полученные навыки отрабатываются в ходе практических тренировок. По словам Г. Захарова, смертность в процессе боевой учебы не была редким явлением. Если командир МРП терял в год не больше двух-трех человек, его не наказывали, а просто устно журили. Хотя это не значит, что к человеческим жизням в спецназе ВМФ относились наплевательски. Наоборот, разрабатывались инструкции на случай нештатных ситуаций, личный состав до мелочей заучивал порядок действий в таких случаях. Первый и второй отряды тренировались на различных береговых объектах, пока все действия не оттачивались до блеска. Третий отряд прежде всего учился действовать в агрессивной водной среде. В советское время подводный спецназ постоянно привлекался для проверки состояния защищенности стратегических объектов, противодиверсионной защиты кораблей и наземных объектов флота. Как правило, «обороняющейся» стороне сообщался максимум данных по группам, которые будут работать (состав, объект и время действия), тем не менее, спецназовцам регулярно удавалось проникать на объекты и выполнять учебные задачи. Иногда приходилось идти на военную хитрость – «сдавать» одного из товарищей, и пока «пойманного диверсанта» торжественно вели в штаб части, основная часть группы работала. Один из бывших бойцов морского спецназа вспоминает на интернет-форуме о том, как группа на учениях вошла на эсминец под видом проверяющих; в другой раз раз спецназовцы въехали в гавань на УАЗе, номера которого и водителя хорошо знали на КПП; сам автор поста однажды конвоировал «товарища, одетого в форму… капитана милиции прямиком в кабинет командира в/ч». Даже в условиях, когда время и место атаки были известны, а на объекте диверсантов в полной боевой готовности ждало несколько сот человек, группы СпН умудрялись выполнять задачу. Если же группа работала без предупреждения, результат тем более был предсказуем.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦНАЗА ВМФ

Практически все боевые операции советского и российского морского спецназа являются секретными, в открытом доступе о них известно очень мало. Г. Захаров, например, утверждает, что воевать ему не приходилось Во время «Холодной войны» спецназ ВМФ выполнял задачи там же, где и другие «военные советники» из СССР: в Анголе, Вьетнаме, Египте, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии и других странах, часто по просьбе их правительств. В Анголе и Никарагуа пловцы охраняли советские корабли и консультировали местные вооруженные силы. Когда началась война в Афганистане, многие офицеры спецназа ВМФ просили отправить их «за боевым опытом», однако руководство не реагировало на эти просьбы. Вместо этого в подразделения спецназа ВМФ для передачи боевого опыта направлялись офицеры, побывавшие в Афганистане. И правда, какой смысл было бросать в мясорубку людей с водолазной подготовкой, отправлять их в двухнедельные рейды по горам или пустыне, если в наличии были обычные подразделения ВДВ и СпН ГРУ? После распада СССР все изменилось. Во время первой войны в Чечне группировку российских войск приходилось собирать «с миру по нитке», и видимо, этим объясняется тот факт, что морской спецназ все-таки попал на «сухопутную» войну. В Первую чеченскую кампанию личный состав 431-го ОМРП действовал в составе 8-й роты 879-го одшб 336-й обрМП БалтФлота, сформированной из моряков Ленинградской военно-морской базы. Командовал ротой капитан 1 ранга В., по профессии – подводник. Пехотные офицеры Выборгского полка противодесантной обороны, которые должны были ехать на войну, отказались это делать. Бригада морской пехоты Балтийского флота в то время находилась в состоянии развала. Личный состав 8-й роты набирался из моряков корабельных специальностей, далеких от сухопутных боевых действий.

В этих условиях, из-за отсутствия штатных разведчиков, разведывательное обеспечение действий 8-й роты было возложено на 431-й ОМРП, бойцы которого действовали в составе 1-го (разведывательного) взвода. Кстати, капитан первого ранга В. прямо не упоминает о том, что в составе 8-й роты действовал именно спецназ ВМФ, но на это указывают другие источники, и сама логика событий. В условиях, когда рота формировалась с большим трудом из моряков, не имевших пехотной подготовки, взять подготовленных разведчиков больше было просто негде. Разведвзводом командовал офицер спецназа ВМФ гв. ст. лейтенант Сергей Анатольевич Стобецкий. Рота должна была убыть в Чечню в январе 1995 г, но из-за организационных проблем только 4 мая была переброшена в Ханкалу. В это время было объявлено перемирие, за время которого боевики успели перегруппироваться и «зализать раны», а 24 мая боевые действия возобновились.

Федеральные войска начали наступление на горную часть Чечни, где укрывались отряды боевиков. 8-я рота начала выдвигаться в направлении Шали–Агишты–Махкеты–Ведено. 1-й разведвзвод действовал в авангарде, занимал ключевые точки, а за ним подтягивались взводы морской пехоты с тяжелым снаряжением. В горах начались серьезные боестолкновения с бандформированиями. Рота была вынуждена занять позиции и окопаться. В ночь с 29 на 30 мая позиции 8-й роты подверглись обстрелу из автоматического миномета «Василек». Рота понесла большие одномоментные потери: шесть погибших, двадцать раненых. Среди погибших был и командир разведвзвода гв. ст. лейтенант Стобецкий. Часто утверждают, что спецназ ВМФ принимал участие в боях в Чечне не в первую, а во вторую кампанию.

Однако, если участие морского спецназа в первой чеченской войне подтверждается фактами, а во время боевых действий погиб офицер, то об участии во второй – ничего конкретного. Скорее наоборот, к этому времени боеспособность ВС РФ повысилась по сравнению с тем плачевным состоянием, в котором она находилась после развала Союза, и уже не было смысла посылать морской спецназ в горы. Также спецназу ВМФ России иногда приписывают подрыв и затопление части грузинских кораблей в порту Поти во время войны в Южной Осетии, но это не так. Грузинские корабли затопили разведчики 45-го отдельного гвардейского полка СпН ВДВ. Морскому спецназу эта миссия подошла бы как нельзя лучше. А «сухопутные» спецназовцы выполнили ее хоть и успешно, но не самым оптимальным образом. Грузинские корабли следовало затопить в открытом море, но так как разведчики ВДВ не имели квалификации для управления судами, то потопили их у пирсов.

Кунижев Андрей

Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии

Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.

Д-1. Самый надежный

Первый самостоятельный шаг в небо каждый российский парашютист начинает с десантного парашюта Д-1. Из-за его тяжести — 17,5 килограммов — за парашютом закрепилось прозвище «Дуб». В советское время он был самым массовым парашютом, применявшимся для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Собственно, таковым он остается и по сей день.

Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.

Картинка

Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.

Д-10. Основной купол

«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Единственное ограничение — это масса десантника, которая не должна превышать 150 килограммов. Максимальная высота, с которой можно совершать прыжок с Д-10 составляет четыре километра, а минимальная — 200 метров. В зависимости от высоты, на которой происходит выброска парашютистов, ввод в действие Д-10 может осуществляться сразу же после отделения от летательного аппарата или с задержкой.

При массовом десантировании ВДВ можно наблюдать, как бойцы, выпрыгнув из нутра транспортника Ил-76, несколько мгновений летят практически в свободном падении, вместо большого купола за их спинами трепещет маленький стабилизирующий парашют. Через три секунды десантник дергает за кольцо и раскрывает ранец с основным куполом. Если парашютист этого не сделал, за него «дернет кольцо» специальное устройство — страхующий парашютный прибор.

«Арбалет-2». Первое крыло

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Эта система обеспечивает безопасное выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

«Стайер». Универсальная доставка

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование  происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Подвесная система «Стайера» имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Также она дает возможность совершения прыжка в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков — авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».

«Штурм». Секунды до приземления

Наряду с «Шелестом» в России создана еще одна перспективная система — уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания — «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой.

Главное назначение «Штурма» — сократить время на десантирование бойцов. Одним из вариантов его применения может быть высадка десанта на хорошо укрепленные позиции противника после огневого воздействия на них. Например, при выброске с борта ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ эта машина может нанести удар по вражеским позициям, а до тех пор, пока противник придет в себя, у него на позициях уже окажутся десантники.

Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.

виды, маркировка, технические характеристики и применение

Главным элементом любой электрической проводки является кабельная продукция. В зависимости от предназначения, расположения и типа проводки выбирают проводники определенных разновидностей. По участкам, которые состоят из многочисленных неровностей, принято прокладывать максимально гибкие провода.

Провод ПВ как раз характеризуется повышенной гибкостью, что является его несомненным преимуществом на фоне нескольких зарубежных и отечественных аналогов. Еще одно очевидное достоинство данного изделия – универсальность.

ПВ отличается повышенной гибкостью

к содержанию ↑

Обозначение маркировки

Начнем с расшифровки аббревиатуры. Вопросы могут возникнуть из-за дополнительных цифр, которые добавляют после двух основных заглавных букв. Приступим:

  1. Буква «П» на первом месте указывает на то, что продукция является проводом. Помимо проводов, данные изделия делятся на две категории – шнуры (Ш) и кабели (К).
  2. Буква «В» на втором месте указывает на тип используемой изоляции. В данном случае речь идет о поливинилхлоридной оболочке, положительным качеством которой является устойчивость ко многим физическим и химическим воздействиям. Это один из основных материалов, применяемых в качестве диэлектрика.
  3. Последняя цифра указывает на класс гибкости кабеля – от «1» до «5». Чем выше данное значение, тем более гибким будет изделие.

Провода делятся на две основные категории – установочные и монтажные. К первым относятся изделия, которые допустимо использовать в течение продолжительного срока на одном и том же месте. Речь идет, к примеру, об установке розетки, выключателя и т. п. Монтажный провод предназначен для многократного применения и временного подключения различного оборудования.Провода с ПВХ-изоляцией

Логично, что более гибкий кабель следует называть монтажным, в то время как изделие пожестче – установочным. Для примера, ПВ1 – установочный провод, который не рекомендуется постоянно перемещать и использовать в разных местах, ПВ3 – монтажный.

к содержанию ↑

Разновидности

ПВ – это общее название проводов с изоляцией из качественного поливинилхлорида. Если рассматривать глубже, то существует огромное количество разновидностей этого изделия: есть как монтажная, так и установочная продукция. Все перечисленные ниже провода с успехом используются в электросетях переменного тока напряжением до 450 В:

  1. ПВ1 – это установочный провод, используемый в электросети напряжением 450 В и частотой не выше 100 Гц. В случае с сетями постоянного тока ПВ1 может использоваться при напряжении до 1000 В. Максимально допустимое значение тока – 41 А. Жилы производятся из луженой меди. Любой ПВ1 является одножильным, причем проводник состоит из нескольких мелких проволочек.
  2. ПВ3 – аналог ПВ первого класса гибкости. По основным технико-эксплуатационным параметрам он ничем не уступает ПВ1, однако его можно использовать как монтажное изделие.
  3. БПВЛ – бортовой провод. Его название обусловлено изначальным предназначением: кабель применялся в авиастроении. С течением времени его начали применять при коммутации стационарного оборудования. Максимально допустимое напряжение в сетях переменного тока составляет 250 В при частоте 2000 Гц, постоянного – 500 В.
  4. АПВБбШв – силовой провод, жилы которого производятся из алюминия. Основное предназначение – транспортировка энергии по стационарным электрическим установкам в электросетях переменного тока напряжением и частотой, не превышающими 1000 В и 50 Гц соответственно. Кабель с аналогичной маркировкой, но без буквы «А» на первом месте – такая же продукция, но из медных жил.
  5. АПВ – алюминиевый установочный провод с параметрами, аналогичными медным изделиям. Главное отличие алюминиевой продукции – максимально допустимое напряжение при переменном токе составляет 400 В (а не 450) при частоте 50 Гц (вместо 100).
  6. КСПВ – качественный провод, который применяют при обустройстве систем сигнализации и видеонаблюдения. Содержит двухслойную изоляцию: внутренняя оболочка изготавливается из полиэтилена, наружная – поливинилхлорида. Зачастую внешняя изоляция имеет белый цвет.

Кабель КСПВ

к содержанию ↑

Номенклатура проводов ПВ1

Далее рассмотрим основные разновидности проводов ПВ1 (первого класса гибкости), которые выпускают отечественные производители. Все изделия соответствуют ГОСТ.

Для начала обратите внимание на таблицу, в которой представлена зависимость площади сечения ПВ1 и массы:

Сечение, кв. ммМаксимальный наружный диаметр, ммМасса 1 км кабеля, кг
0,52,48
0,752,610
1,02,813
1,53,319
2,03,326,2
2,53,930
3,03,937,7
4,04,445
5,04,454,8
6,04,965
8,04,980,2
106,4107
168172
*********
12017,51060

Первое, что вы должны запомнить: любой провод ПВ1 – это одножильное изделие. К сожалению, данный факт омрачает его бытовую эксплуатацию, поскольку наличие только одной жилы само по себе является ограничительным фактором и определяет следующие условия:

  1. Диапазон допустимого сечения проводов составляет 0,5-120 кв. мм. В зависимости от конкретной величины может изменяться структура жилы и ее технико-эксплуатационные параметры.
  2. В соответствии с ГОСТ для проводов с площадью сечения 0,5-10 кв. мм могут производиться как единая жила. Только такие изделия относятся к первому классу гибкости.
  3. Для производства жилы кабельной продукции сечением 16-35 кв. мм следует использовать от семи проволочек и выше. Это приводит к увеличению гибкости. Провода, по сути, относятся к первому классу, но по инструкции их называют ПВ2.
  4. Изделия с площадью сечения 50-95 кв. мм изготавливают из 19 или более проволочек. ПВ 1×120 должен производиться из 37, и в соответствии с ГОСТ такой провод относится ко второму классу гибкости.

Разновидности проводов

Еще один не менее важный фактор – толщина изоляционного слоя. Ее подбирают в зависимости от сечения изделия: с увеличением данного параметра повышаются требования к прочности изоляции. В соответствии с правилами ГОСТ изоляция ПВ1 может быть двухслойной. При этом важно соблюдать общее правило: толщина первого изоляционного слоя должна составлять менее 70% от размера второго.

Далее следует учитывать расцветку жил в проводе. Согласно ГОСТ цвет жил в ПВ1 подбирается в зависимости от предпочтений заказчика. Однако есть общая концепция для заземляющего провода: такая жила окрашивается в желто-зеленый цвет. При рассмотрении отрезка провода длиной 15 мм один цвет должен занимать не менее 70%, другой – остальные 30% или ниже.

к содержанию ↑

Особенности конструкции

ПВ1 – одножильный провод, благодаря чему он может использоваться для подключения только одного оборудования. Производится кабель из меди, которая предварительно проходит процесс лужения (покрывается флюсом).

Провод ПВ прост по конструкции. Он состоит из следующих конструктивных элементов:

  1. Токоведущая медная жила, которая может состоять из одной цельной проволоки или нескольких маленьких проводков. Структура конкретного изделия зависит от сечения кабеля. Как писалось выше, для диапазона 0,5-10 кв. мм жила может быть цельной, от 16 кв. мм и больше – многопроволочной.
  2. Слой изоляции, произведенный из поливинилхлорида. Имеет цветовую маркировку, выбранную заказчиком (если это не заземляющий кабель).

Строение ПВ1 и ПВ3

к содержанию ↑

Область применения

По сфере применения строгих ограничений нет. Его с успехом используют при коммутации систем освещения или электрических установок стационарного типа. Нередко ПВ3 эксплуатируется на станках, в которых требуется надежное подключение нескольких электрических узлов и механизмов.

Широкий спектр применения ПВ3 обусловлен следующими преимуществами:

  • монтажный провод является прочным, поэтому способен с легкостью переносить многочисленные механические нагрузки;
  • на нем не появляться микроорганизмы, что могло бы негативно сказаться на качестве передачи данных и сроке эксплуатации;
  • поливинилхлорид, из которого произведена изоляция, является самозатухающим материалом;
  • ПВ3 и ПВ1 имеют минимальное линейное расширение.

Провод может размещаться внутри кабельных лотков, металлических или пластиковых труб, кабель-каналов либо внутри оборудования. Желто-зеленые жилы используются для подключения заземляющих контуров.

Переход на шину заземления с использованием ПВ3

к содержанию ↑

Провод ПВ 3, ПВ 1, ПуГВ: технические характеристики

А теперь рассмотрим основные технико-эксплуатационные характеристики ПВ-провода. Все они могут быть разделены на две категории – механические и электрические, поэтому рассмотрим их отдельно.

Механические характеристики

К механическим параметрам можно отнести разрыв, гибкость, устойчивость к сжатию, прочность изоляции и жил перед атмосферными воздействиями.

Поговорим о каждом параметре отдельно:

  1. Основная характеристика ПВ – способность к изгибу. Из названия становится ясно, что с данным параметром у изделия не все гладко. В среднем ПВ1 можно сгибать на радиусе, равный не более десяти наружным диаметрам.
  2. Недостаток гибкости ПВ1 компенсируется другими полезными свойствами. Диапазон рабочих температур при эксплуатации изделия составляет от -50 до +70 гр. Цельсия. Для сравнения аналогичный параметр для гибкого шнура ШВВП составляет от -25 до +40 гр. Цельсия, при этом воздействие температурой более 70 гр. приводит к разрушению изделия. В случае с ПВ1 он не будет деформироваться при кратковременном воздействии температуры до 150 гр. Цельсия.
  3. Другое преимущество – устойчивость к влаге. При температуре воздуха +30 гр. Цельсия он должен работать с влажностью 100%.
  4. Провод с легкостью переносит вибрации, акустические удары и т. п.
  5. Еще одно достоинство – изоляция кабеля не поддерживает горения, характеризуется устойчивостью к воздействию агрессивной среды.
  6. ПВВ1 – высоковольтный кабель, созданный на базе обычного ПВ1. Он используется в машиностроении.
  7. Срок эксплуатации кабеля – не менее 15 лет. Для многих процессов этого более чем достаточно.

Различия кабельных жил по классу гибкости

к содержанию ↑

Электрические характеристики

Однако более важными считаются электрические характеристики любого провода. И если по механическим параметрам ПВ1 не так хорош, то по электрическим проявляет себя с лучшей стороны.

Используется кабель в электрических сетях переменного тока при напряжении до 450 В и частоте 400 Гц. Для сетей постоянного тока напряжение может достигать 1000 В.

Остальные характеристики:

  1. Сопротивление провода напрямую зависит от площади сечения. Например, для проводника 0,5 кв. мм сопротивление составляет до 15 кОм, 5 кв. мм – 11 кОм, ПВ1-120 – 3,5 кОм.
  2. Приведенные выше значения актуальны для отрезка провода длиной 1 км и температуры эксплуатации 70-90 гр. Цельсия. Если условия отличны от указанных, то величины будут иными.
  3. Испытательное напряжение намного выше заявленного в технической документации и составляет 2500 В. Интерес представляет сам процесс тестирования кабеля. Для этого берется отрезок длиной 5 м или более. Он помещается в воду на 24 часа. К его концам подают испытательное напряжение. В результате провод ПВ1 должен выдержать подобные нагрузки в течение 15 минут.
  4. ПВ1 характеризуется устойчивыми параметрами. В процессе эксплуатации его сопротивление отличается от номинального значения максимум на 120%. И это хороший показатель.

Технические характеристики ПВ1 и ПВ2

к содержанию ↑

Аналоги и производители

В соответствии с техническими характеристиками ПВ3 и ПВ4 можно считать аналогами друг друга (как ПВ1 и ПВ2). Из зарубежных изделий с классом гибкости 5 можно выделить кабели H05V-K и H07V-K.

Провода ПВ различных марок производятся на нескольких заводах:

  • «Беларускабель»;
  • «Томсккабель»;
  • «Рыбинсккабель»;
  • «Кавказкабель»;
  • «Севкабель».

ПВ3 производства Севкабель

к содержанию ↑

Правила использования

Прокладка электрической проводки с помощью кабеля ПВ1, ПВ3 и т. д. должна выполняться при температуре окружающей среды не менее -15 гр. Цельсия. Если погода не позволяет этого сделать, то возможен монтаж при меньших значениях, но в таком случае провод предварительно нагревается. При игнорировании этих условий ПВ может повредиться, потерять функциональность, что приведет к уменьшению электрической и пожарной безопасности.

Устанавливать провод можно несколькими способами:

  • кабель-каналы;
  • лотки и коробы;
  • гильзы;
  • металлические и пластиковые рукава;
  • прочие металлические и пластиковые изделия;
  • в качестве заземляющего контура.

Нередко ПВ размещается внутри пустот различных конструкций. Очень часто кабельная трасса и электрическая проводка проходит через труднодоступные или узкие маршруты, где провод необходимо согнуть. Для ПВ3 радиус изгиба не должен превышать пять наружных диаметров.

В процессе монтажа следите за тем, чтобы провод не подвергался воздействию влаги или воды. Температуры эксплуатации ПВ3 находятся в диапазоне от -45 до +50 гр. Цельсия (приблизительно такие же параметры для остальных моделей ПВ). В процессе эксплуатации кабель может нагреваться до температуры +70 гр. Цельсия. Заявленный выше срок эксплуатации (15 лет) будет актуальным при условии соблюдения всех правил и рекомендаций по монтажу, хранению, транспортировке и эксплуатации.

ПВ1 и другие модели медного или алюминиевого кабеля с поливинилхлоридной изоляцией – дешевый проводник с не самыми лучшими технико-эксплуатационными характеристиками. Его применение возможно при соблюдении целого ряда условий. Он подходит для коммутации оборудования и электропроводки, которая может быть выполнена из одной жилы.

Спасательные парашюты Второй мировой

Спасательный парашют — это система вооружения


Начнем с основ. Теория и конструкция парашютов, а также опыт их использования, накопленный к 1965 г., подробно изложены в «Основах конструирования и расчета парашютов» Лобанова (1). Желающие могут обратиться к этой весьма интересной книге. Для ленивых скажу, что возможность успешно раскрыть парашют в аварийной ситуации зависит от очень многих параметров: высоты и скорости полета, геометрических и конструктивных особенностей парашюта и подвесной системы, физического состояния летчика. Спасательный парашют — это система вооружения, и ее совершенство и надежность работы в разных условиях определяет вероятность успешного спасения при вынужденном покидании самолета. Очевидно, что для выполнения парашютного прыжка и его успешного завершения летчику необходимо учитывать особенности конструкции спасательного парашюта, покидаемого самолета и внешних условий прыжка. К примеру, при прыжке с самолета на высоте 8000 м пилот должен раскрыть парашют с задержкой не менее 11, но не более 15 секунд, или падать до высоты примерно 6800 м и только потом дергать кольцо. В противном случае он рискует испытать запредельные перегрузки, получить перехлест строп или повредить подвесную систему и купол парашюта (1).

Три школы парашютостроения


Обратимся к истории (1, 2, 5, 9). К 30-м годам прошлого века сформировалось три школы парашютостроения: англо-американская (фирмы Irving Air Chutes, GQ Parachutes), французская (Аэрозюр, Авиарекс) и итальянская (Сальватор). Основные отличия заключались в подходе к конструированию куполов и подвесных систем.

Спасательные парашюты ВВС РККА начались с закупки лицензии американской фирмы «Ирвин», в результате появились парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1 (парашют летчика, парашют наблюдателя и парашют тренировочный), имевшие одинаковые купола, стропы, подвесные системы, и отличавшиеся местом расположения ранца и его формой (1, 2, 3, 4, 5). Парашют имел основные ТТХ этой парашютной системы (была именно система на основе единых конструкций парашюта и подвески) (5):

Тип: ПЛ-1 (ПН-1).
Кол-во строп, шт.: 24.
Длина строп, мм: 4580.
Диаметр купола, мм: 7400.
Площадь купола, м: 42,2.
Вес с подвесной системой, кг: 10,5.
Время до полного раскрытия (среднее), сек.: 2,5.
Скорость спуска (при весе нагрузки 80 кг), м/с: 5,5.

ПЛ-1 обеспечивал безопасное покидание самолета на скоростях до 300 км/ч.

К концу 30-х годов, когда скорости самолетов выросли в 1,5-2 раза, возникла необходимость в другом парашюте, который бы обеспечивал спасение летного состава при больших скоростях полета. Таким парашютом стал ПЛ (ПН)-3М, разработанный, испытанный и принятый на вооружение ВВС РККА в конце 30-х (2, 3, 4). В полете этот парашют выглядел так (7):

Его купол имел квадратную форму с обрезанными углами (3):

Спасательные парашюты Второй мировой

Связано это было с тем, что при прочих равных условиях коэффициент сопротивления квадратного купола на 10% выше, чем круглого, при тех же условиях его площадь меньше на столько же, он проще в производстве (4).

Парашюты ПЛ (ПН)-3М имели следующие геометрические размеры (3):

Спасательные парашюты Второй мировой

И обладали следующими особенностями (3):

Спасательные парашюты Второй мировой

Данные о времени наполнения купола и скоростях снижения раскрывшейся системы для разных высот и скоростей полета, перегрузках, действующих на парашютиста при совершении прыжка, в сравнении с другими парашютами, можно найти в (1, 2, 3). И эти данные говорят о том, что ПЛ-3М на фоне спасательных систем Германии или союзников выглядел весьма достойно.

Парашют обеспечивал раскрытие парашюта на больших скоростях, официально до 400 км/ч (1):

Спасательные парашюты Второй мировой

Но встречаются свидетельства о успешных прыжках со скорости около 700 км/ч:

— Ты что, прыгал в войну?
— Да. При скорости полета что-то такое около семисот километров в час…
— Ну и как, хорошо рвет при такой скорости?
— Не рвет, а разрывает на куски. Шерстяные перчатки с моих рук сорвало, с ног сорвало унты, портянки и носки, с головы — застегнутый на пряжку шлемофон… Но, как видишь, остался жив. За линией фронта на большой высоте горела тогда машина — пришлось разогнать огромную скорость, чтобы перетянуть вражескую территорию. И я перетянул. Перетянул на свое и стрелка-радиста счастье. У штурмана, к сожалению, подгорел парашют, и он погиб… Потом я подсчитал по скорости и полуторакилометровому расстоянию до немецких окопов и оказалось: выпрыгни мы на девять секунд раньше, были бы у фашистов. Так что ПЛ-3М я знаю хорошо…» (8).

Парашют ПЛ(ПН)-3М был основным средством спасения летного состава ВВС РККА на протяжении всей войны (1)(3)(8) и показал себя достаточно надежной и универсальной системой.

Немцы в начале 30-х, как и СССР, скопировав англо-американскую систему Ирвина (10), столкнулись к концу 30-х с теми же проблемами повышенных нагрузок на пилота при раскрытии парашюта на больших скоростях. В результате система Ирвина трансформировалась в систему с гребенками фирмы Шадэ, сохранив круглый купол и подвесную систему Ирвина (1):

Спасательные парашюты Второй мировой

Гребенки, снабженные собственным матерчатым куполом (см. рисунок), опускаясь вниз по стропам при раскрытии основного купола парашюта, обеспечивали замедленное наполнение купола и снижение нагрузок на парашютиста при покидании самолета и раскрытии парашюта на большой скорости. Такая система имела недостатки: в случае перекручивания строп основной купол не наполнялся (1). Поэтому эти парашюты, спасавшие летный состав люфтваффе с начала Второй мировой войны, в 1944 году были заменены на парашюты WaCo с ленточным куполом (1):

Спасательные парашюты Второй мировой

Парашют WaCo показан в американском фильме, описывающем спасательную систему Ме-262 (11). Его купол выглядел так (11, 1):

Спасательные парашюты Второй мировой

Спасательные парашюты Второй мировой

Данный парашют обеспечивал плавное наполнение купола и меньшие нагрузки на парашютиста, чем, к примеру, ПЛ-3 (1):

Спасательные парашюты Второй мировой

Но, как следует из той же иллюстрации, требовал большего времени для достижения приемлемой скорости снижения и, соответственно, большей минимально допустимой высоты покидания самолета.

По парашютам союзников имеющаяся у автора информация ограничена. Удалось найти немного. Наименование производителей: Irving Air Chutes и GQ Parachutes, чьими парашютами пользовались ВВС союзников. Эти фирмы с 1940 г. для решения проблем покидания самолета на больших скоростях использовали купольную систему «the X-Type Paratroop Parachute Assembly» . Круглый купол имел Х-образные щели, обеспечивавшие плавное наполнение и управление положением парашютиста относительно направлением полета.

По итальянским парашютам и спасательным системам ВВС Японии автору вменяемых материалов найти не удалось.

Выводы


Можно резюмировать: с проблемой высоких перегрузок, действующих на парашютиста при вынужденном покидании самолета, столкнулись все. Но все участники мирового конфликта решали эти проблемы по-своему, с разной степенью успешности и платя за это свою цену.

Кроме того, нелишне добавить, что по форме купола можно было всегда определить, чей пилот опускается на парашюте.

Библиография:
1. Лобанов Н. А. Основы конструирования и расчета парашютов, Машиностроение, 1965.
2. Лобанов Н. А. Парашютная подготовка, ч. 1, Редиздат ЦС ОСАВИАХИМА СССР, Москва, 1940.
3. Кайтанов К. и др. Парашютная подготовка. Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, Москва, 1947.
4. Штрихи к истории парашюта и катапульты. Часть первая. Парашют / Мир авиации. №1. 1994 г.
5. Парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1, авиару.рф.
6. Спасательный парашют С-3-3, aviatus.ru.
7. Вынужденные прыжки с парашютом. Учебный фильм Красной Армии, 1945.
8. Бондаренко Н. А. В воздухе — испытатели.
9. Irving Air Chutes, GQ Parachutes. Официальный сайт.
10. The modelling news.
11. Captured German ME-262 parachute test by USAAF. Фильм 1945 г.

Д-6 (парашют) — Википедия

Парашют Д-6 ( разработка НИИ «Парашютостроения» (Холдинг «авиационное оборудование») предназначен для учебно-тренировочных и боевых прыжков из транспортных самолетов. Использовался воздушно-десантными войсками СССР. Модифицированный парашют Д-6 серии 4 наряду с более современным парашютом Д-10 используется воздушно-десантными войсками и аэроклубами.[1]

Общий вид уложенного парашюта Д-6.

Общий вид уложенного парашюта Д-6.
1 — сота резиновая
2 — звено
3 — парашют стабилизирующий в камере
4 — лента зачековки
5 — узел контровки петли звена к кольцу на ранце
6 — кольцо на ранце
7 — направляющее кольцо для фала
8 — фал гибкой шпильки
9 — лента-завязка
10 — контровка гибкой шпильки с прибором
11 — прибор ППК-У-165А-Д или АД-3УД-165

Тактико-технические данные парашюта[править | править код]

1. При общей полетной массе парашютиста 140кг.

  • назначенный (технический) ресурс — 80 применений на высотах от 200 до 8000 м со стабилизацией 3 с и более при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч по прибору, в том числе 10 применений с полетной массой 150 кг, при этом ввод основного купола должен производиться на высоте не более 5000 м при общей массе парашютиста до 140 кг и на высоте не более 2000 м при общей массе парашютиста до 150 кг;
  • перегрузки, возникающие при раскрытии стабилизирующего и основного куполов, — не более 10g;
  • минимальную безопасную высоту 200 м при покидании горизонтально летящего самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с, при этом время снижения на полностью наполненном куполе — не менее 10 с;
  • среднюю горизонтальную скорость установившегося снижения на стабилизирующем куполе на высотах 500 м и ниже в пределах 30 — 40 м/с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения на основном куполе, приведенную к стандартной атмосфере и общей полетной массе парашютиста 120 кг, на участке 30-35 м от земли не более 5 м/с;
  • при наличии шнура-блокировки свободных концов подвесной системы — нейтральное положение основного купола при снижении, разворот в любую сторону на 180° за 15-25 с;
  • при снятии шнура-блокировки и перетянутых свободных концах подвесной системы: среднюю горизонтальную скорость перемещения на основном куполе вперед и назад не менее 2,6 м/с, а также разворот в любую сторону на 180° за 29-60 с;
  • устойчивое снижение как на основном куполе, так и на стабилизирующем;
  • прекращение снижения на стабилизирующей системе и введение в действие основного купола путём раскрытия двухконусного замка как самим парашютистом с помощью вытяжного кольца, так и страхующим прибором;
  • надежность работы запасных парашютов 3-5, 3-2, З-3 серии 2М, 3-1П серии 2М и 3-1П серии ЗМ при неотходе стабилизирующего купола или при отказе его в работе, а также при скорости более 8,5 м/с в случае перехлестывания основного купола стропами;
  • подгонку подвесной системы на парашютистах, имеющих рост 1,5-1,9 м, в зимнем и летнем обмундировании;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом, — не более 16 кгс;
  • исключение отсоединения частей парашютной системы в течение всего прыжка;
  • крепление грузового контейнера;
  • удобное размещение парашютиста в подвесной системе;

2. Габаритные размеры уложенного парашюта (не более), мм:

  • длина: 570;
  • ширина: 285;
  • высота: 210.

3. Mасса парашюта без переносной сумки и страхующего прибора не превышает 11,5 кг.

4. Парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и назад с помощью перетягивания свободных концов подвесной системы и развороты в любую сторону благодаря натяжению строп управления.

Схема раскрытия парашюта Д-6

Схема раскрытия парашюта Д-6
1 — камера стабилизирующего парашюта
2 — стабилизирующий парашют
3 — соединительное звено
4 — камера основного парашюта
5 — купол парашюта
6 — ранец

Тактико-технические данные частей парашюта[править | править код]

1. Камера стабилизирующего парашюта, предназначенная для укладки стабилизирующего купола со стропами и верхней части стабилизатора, изготовлена из капронового авизента и имеет форму цилиндра. В верхней части камеры на капроновой ленте ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс закреплен прицепной карабин, при помощи которого камера крепится к тросу или переходнику в самолете. В подгибку верхнего основания вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Длина камеры в сложенном виде 300 мм, ширина 190 мм. Масса камеры — 0,155 кг.

2. Стабилизирующая система с куполом состоит из основы купола, строп и стабилизатора со звеном. Купол из капронового полотна, имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м² и состоит из основы и вытяжного устройства, нашитого в полюсной части купола. Вытяжное устройство состоит из восьми карманов материалом для которых служит капроновое каландрированное крашеное полотно. На куполе настрочены радиальные силовые ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. По нижней кромке купола под радиальные усилительные ленты продеты и прострочены концы 16 строп из капронового шнура ШКП-200. Длина крайних строп на каждой петле в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора 520 мм, а средних строп — 500 мм. Стабилизатор состоит из четырех перьев, образованных двумя равнобедренными треугольниками из капронового крашеного полотна серого цвета. По боковым сторонам каждого пера нашиты капроновые ленты прочностью 600 кгс, образующие в верхней части петли, к которым привязаны стропы, а в нижней части — звено. Для контровки перьев стабилизатора с камерой стабилизирующего парашюта на камере и стабилизаторе нашиты кольца. На расстоянии 450 мм от перьев стабилизатоpa на звене нашита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Звено в нижней части разветвляется и образует силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка. На силовые ленты нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600. Между перемычками имеется петля для присоединения стабилизирующей системы к уздечками основного купола и его камеры. Образовавшийся из лент треугольник с обеих сторон закрыт косынками капронового авизента. Между косынками на силовые ленты нашито направляющее кольцо, через которое пропускается фал гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек нашиты стрелки для контроля правильности монтирования пряжек в двухконусный замок. Основа купола с внутренней стороны усилена лентами ЛТКП-15-185 длиной 120 мм: восемь лент у полюсного отверстия и восемь лент на втором круговом поясе. Масса стабилизирующей системы с куполом площадью 1,5 м² составляет 0,93 кг.

3. Камера основного купола цилиндричесой формы, изготовлена из капронового полотна серого цвета. В подгибку нижней части камеры вставлено эластичное кольцо из ленты шириной 29 мм. Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами ЛТКкрП-26-600, которые в верхней части образуют уздечку. Для удобства укладки купола в камеру по верхнему основанию камеры и лентам уздечки нашита косынка. Для затяжки камеры в верхнее основание её застрочен капроновый шнур ШКП-150. На стороне основы камеры, где располагаются соты, нашиты усиление из капронового полотна серого цвета, одиннадцать прямых сот с лентами, распределитель сот с резиной сот из ранцевого шнура для удержания строп в сотах, клапан с двумя парами люверсов для пропуска съемных сот и с двумя карманами (правым и левым) для прикрытия пучков строп. В нижнем основании камеры имеются еще две съемные резиновые соты и фартук, который снабжен еще двумя съемными резиновми сотами. Пучки строп, выходящие из съемных резиновых сот, прикрываются карманами — правым и левым. Для удобства укладки строп на клапане около люверсов поставлены цифры 1, 2, 3 и 4. Длина камеры в уложенном виде 735 мм, ширина 387 мм. Масса камеры 0,4 кг.

4. Купол (основной) при полном раскрытии в горизонтальной плоскости проекции приобретает форму квадрата и состоит из четырех секторов и накладки в центре купола.

горизонтальная проекция купола

Основа купола изготовлена из капроновой ткани арт. 560011П, а накладка — из капроновой ткани арт. 56006П. Купол усилен капроновыми лентами: между секторами — ЛТКП-15-70, а по нижней кромке — ЛТКП-15-185. На полюсную часть купола нашита лента-уздечка из капроновой ленты ЛТКП-26-600 для присоединения петли звена стабилизирующей системы. На основе купола, между стропами № 1А и 1Б, 15А и 15Б устроены щели длиной 1600 мм, начинающиеся от нижней кромки и предназначенные для разворота купола при снижении. На куполе имеются 30 строп из капронового шнура ШКП-150. К свободным концам подвесной системы № 1 и 3 крепится по 8 строп, а к свободным концам № 2 и 4 — по 7 строп. Длина строп в свободном состоянии от нижней кромки купола до пряжек-полуколец равна 9000 мм. Для облегчения укладки строп купола на них нанесены метки на расстоянии 200 мм от нижней кромки купола и 400 мм от пряжек-полуколец свободных концов, обозначающие начало и конец укладки. На стропы № 1А и 15А, 1Б и 15Б нашиты стропы управления. Площадь купола 83 м².

5. Стропы управления из капронового шнура ШКПкр красного цвета (в два сложения прочностью 190 кгс), продеты через кольца, нашитые с внутренней стороны свободных концов подвесной системы. Один конец левой стропы управления прикреплен к стропе № 15А на расстоянии 1450 мм, другой — к стропе № 1А на расстоянии 1250 мм от пряжек-полуколец подвесной системы. Один конец правой стропы управления прикреплен к стропе № 15Б на расстоянии 1450 мм, к стропе № 1Б — на расстоянии 1250 мм от пряжек-полуколец. При натяжении левой стропы купол разворачивается влево, при натяжении правой — вправо. Масса основного купола 5,5 кг.

6. Подвесная система изготовлена из капроновой ленты ЛТК-44-1600 и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, двух пар свободных концов, двух ножных обхватов и грудной перемычки. Правая группа свободных концов обозначена цифрами 1 и 2, левая — 3 и 4. На свободных концах, замаркированных цифрами 2 и 3, имеются резиновые шлевки из эластичной ленты, предназначенные для заправки слабины строп управления. В верхней части свободных концов нашиты четыре ленты с кольцами, через которые пропущены стропы управления. На каждой паре свободных концов имеется капроновый шнур-блокировка (ШКП-150), который применяется при использовании парашютной системы «без переката» свободных концов подвесное системы. К изогнутым пряжкам свободных концов петлей-удавкой привязаны стренги управления, изготовленные из ленты ЛТКР-25-200, имеющие на концах шарики. Стренги управления предназначены для выдергивания шариков из кармашков на свободных концах подвесной системы. Наспинно-плечевые обхваты проходят между лентами главной лямки и образуют треугольники с закрепленными в них: с левой стороны — карабином, с правой — пряжкой. Одновременно с застрочкой треугольников в главную лямку вшиты пряжки для подтягивания ранца в нижнее положение с помощью регулирующих лент. Для исключения самопроизвольного перемещения наспинно-плечевых обхватов через изогнутые пряжки и через пряжки с зубцами, смонтированные на ранце, на обхваты нашиты капроновые ленты ЛТКкрП-43-800. Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки, образуют ножные обхваты. На правом ножном обхвате закреплен карабин, на левом — пряжка. На главной лямке с левой стороны на уровне груди закреплены шланг и карман вытяжного конца из авизента. Для присоединения свободных концов запасного парашюта в главную лямку вмонтированы две скобы крепления. Раздвоенная нижняя часть главной лямки имеет мягкую накладку и кольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-26-600. Наспинно-плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят между лентами главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы наспинно-плечевых обхватов, образуют поясной обхват. Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из основы, накладного дна, правого и левого клапанов. Между основой и накладным дном вставлена металлическая рама жесткости. На правом клапане пришиты карман страхующего прибора с лентами-завязками и карман фала с предохранительным клапаном, а в верхней части клапана размещена резиновая сота для монтажа стабилизирующей системы на верхней части ранца. Для оттягивания правого клапана на себя при заправке под него слабины соединительного звена на внешней стороне правого клапана нашита ручка из капроновой ленты ЛТКП-26-600. В свободные углы правого и левого клапанов ранца вшиты кольца для удержания клапанов в затянутом состоянии. Для контровки фала гибкой шпильки с петлей на соединительном звене (посредине правого клапана) имеется металлическое кольцо. Сверху на правом клапане нашита шлевка с шипом кнопки для клапана, прикрывающего двухконусный замок. В верхней части ранца под пластиной крепления двухконусного замка закреплено кольцо, предназначенное для пропускания резиновой соты, крепящей уложенную стабилизирующую систему на верхней части ранца. На внутренней части ранца (на расстоянии 260 мм от верха) нанесена метка для ограничения укладки свободных концов в ранец. На основе ранца настрочены восемь петель крепления к подвесной системе, пришиты клапан двухконусного замка и две косынки. На косынках установлено крепление ранца запасного парашюта. На левой косынке нашит карман для карточки, заменяющей паспорт, на правой — карман для прибора ППК-УМ-10 запасного парашюта. Выше правой косынки на ранце нашиты две ленты-завязки для крепления шлангов приборов. В верхней части ранца нашита вторая шлевка с шипом кнопки для клапана, прикрывающего двухконусный замок. С левой стороны ранца (в верхней части) на ленте пряжки с зубцами закреплен один конец гибкого шланга. На раме жесткости в верхней части ранца имеются два круглых отверстия и четыре продольных. В двух верхних продольных отверстиях закреплены ленты крепия ранца к наспинно-плечевым обхватам подвесной системы, а в двух нижних продольных отверстиях — регулирющие ленты. В эксплуатации можно встретить рамы жесткости с прямоугольными окнами в верхней части. В верхней части ранца размещен двухконусный замок для замыкания пряжек силовых лент соединительного звена стабилизирующего парашюта. Масса ранца 1,7 кг.

8. Двухконусный замок, предназначенный для замыкания пряжек силовых лент, петли троса вытяжного кольца и серьги страхующего прибора, состоит из монтажной пластины, корпуса с двумя конусами, затвора, крышки, амортизаторов, пружинящей и регулирующей шайб, двух пряжек, пластины крепления, винта крышки, пяти винтов и одной гайки.

9. Гибкий шланг предназначен для размещения троса вытяжного кольца и предохранения его от случайного зацепления. Длина шланга 380 мм.

10. Вытяжное кольцо с тросом состоит из корпуса, изготовленного из стального прутка, троса длиною 600 мм, ограничителя и проволочной петли. Трос вытяжного кольца на расстоянии 210 мм от ограничителя и 57 мм от петли покрыт полиэтиленовой оболочкой. Корпус окрашен в красный цвет. Для удержания в кармане подвесной системы на корпусе кольца имеются выступы и впадины. В эксплуатации могут встречаться вытяжные кольца с тросами без полиэтиленовой оболочки.

11. Страхующие парашютные приборы ППК-У-165А-Д или АД-ЗУ-Д-165. Прибор ППК-У-165А-Д позволяет автоматически раскрывать парашют через заданный после отделения промежуток времени или на заданной высоте. Прибор АД-ЗУ-Д-165 позволяет автоматически раскрывать парашют только через заданный промежуток времени. Длина шлангов приборов 165 мм, длина троса 322 мм, длина петли 19 мм, длина фала 360 мм.

12. Серьга является соединительным звеном между страхующим прибором и двухконусным замком. Серьга толщиной 2,5 мм, изготовленная из стали З0ХГСА, имеет два отверстия: одно — для конуса затвора замка, другое — для петли прибора.

13. Контровочная нить служит для контровки звена с ранцем, гибкой шпильки парашютного страхующего прибора и двухконусного замка. Для контровки используется нить сердцевины шнура ШХБ-125.

14. Контровочный шнур служит для контровки колец перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующей системы. При прыжках с самолета Ан-2 применяются два контровочных шнура длиной по 300 мм, а при прыжках с более скоростных самолетов применяется один контровочный шнур длиной 300 мм. Материалом для этой детали служит хлопчатобумажный шнур ШХБ-20.

15. Паспорт необходим для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

  1. ↑ [1] Прыжки с круглыми парашютами в АСК «Аэроклассика»

Тросы и парашюты для подводников

Вскоре после появления подводных лодок возникла проблема спасения их экипажей в случае аварий. Требовалось создать какие-то средства для безопасного покидания лодки, в том числе и с большой глубины. Простая на первый взгляд задача значительно усложнялась некоторыми особенностями человеческого организма. Так, при подъеме с глубины в мягком гидрокомбинезоне следует двигаться с определенной скоростью или делать остановки через несколько метров глубины. Если этого не делать, то из-за слишком резкого изменения давления воды в крови начинают образовываться пузырьки газов, в первую очередь азота. Все это может привести к повреждению стенок кровеносных сосудов или даже газовой эмболии. Результат – различные внутренние травмы, вплоть до несовместимых с жизнью.Тросы и парашюты для подводников

Выход был очевиден: нужно сделать некое средство, с помощью которого подводник сможет контролировать скорость подъема. Самое простое средство такого подъема – простой трос-буйреп с отметками. В таком случае подводник в гидрокомбинезоне покидает лодку, например, через торпедный аппарат и находит буйреп заранее выпущенного буя. При наличии специальных дыхательных смесей таким способом можно подниматься с глубин до 100-120 метров.

Метод выхода по буйрепу прост и эффективен, он применяется до сих пор. Но у него есть один ощутимый минус. Авария подводной лодки и последующее заточение под водой являются сильным стрессом для человека. Последующая спасательная операция тоже не добавляет спокойствия. Как результат, перенервничавший подводник может забыть об инструкциях и изо всех сил рвануть наверх, к спасительной поверхности. И получить баротравму, возможно даже с летальным исходом. По идее, поднимающегося подводника должны страховать водолазы аварийно-спасательной службы. Но не всегда спасатели могут успеть вовремя.

Возникло требование в новом средстве спасения, автоматически следящим за скоростью подъема. В нашей стране и за рубежом предлагались различные идеи и конструкции. Например, еще в пятидесятых годах в США придумали специальную лебедку с барометрическим регулятором. Подразумевалось, что подводник выходит из лодки, крепит конец троса на ее внешней поверхности и начинает плыть вверх. Лебедка, закрепленная у него на поясе, разматывает трос с нужной скоростью для данной глубины и, плавно всплывая, человек одновременно проходит рекомпрессию. Однако на вооружение это средство так и не приняли. Дело в том, что у новых американских подводных лодок почти не было выступающих элементов, на которых можно было бы закрепить карабин с тросом, да и «хождение» подводника по поверхности субмарины в поисках подходящего места для карабина, мягко говоря, смущало военных. Со временем появилась идея вообще отказаться от каких-либо тросов, соединяющих лодку и человека. В этом направлении тоже было много идей, но до практической реализации было суждено дойти только одной.

В 60-х годах прошлого века на вооружение был принят комплект изолирующего снаряжения подводника ИСП-60. Гидрокомбинезон и изолирующий дыхательный аппарат позволили начать разработку новых методов подъема на поверхность вдобавок к выходу по буйрепу. Так появился метод свободного всплытия. Он позволяет эвакуироваться с глубин от 50 до 250 метров при выходе с затоплением отсека и при шлюзовании в спасательном люке соответственно. Исследования на тему оптимальной скорости подъема показали, что подводник при свободном всплытии с глубины порядка 50 метров должен двигаться не быстрее одного метра в секунду, а после всплытия его нужно как можно быстрее отправить в барокамеру на рекомпрессию. Для всплытия с больших глубин рекомендованная скорость подъема была меньше. Возник вопрос: как ее обеспечить? Решение нашли самое оригинальное: раз нужно снизить скорость приближения к поверхности воды, то почему бы не взять за основу средство уменьшения скорости приближения к поверхности земли – парашют? В результате была создана парашютная система подводника ПП-2.

Тросы и парашюты для подводников

1 – парашют с центральной стропой; 2 – вытяжной пружинный парашют; 3 – ранец; 4 – звено зачековки; 5 – автомат всплытия АВ-2; 6 – карабин прицепной; 7 – пряжка; 8 – звено; 9 – чехол

Суть парашютной системы такова: при свободном всплытии наполненный газовой смесью гидрокомбинезон подводника имеет положительную плавучесть и тянет человека вверх, к поверхности. Подводник, выйдя из лодки, выпускает вытяжной парашют малой площади. За счет большого давления воды на большей глубине он эффективно тормозит подъем человека до нужной скорости. По достижении глубины от 60 до 80 метров входящий в состав системы ПП-2 автомат всплытия производит расчековку ранца основного парашюта. Тот раскрывается и продолжает затормаживать подъем, не позволяя человеку двигаться наверх слишком быстро. Теоретически парашютная система позволяет подниматься с глубин до двухсот метров, однако информации о практическом подтверждении этих цифр в свободном доступе нет. Точно так же до сих пор не публиковались подробности испытаний ПП-2, равно как и информация о применении системы на практике.

Согласно инструкциям, подъем на поверхность при помощи парашютных систем почти никак не отличается от других способов свободного всплытия. Разница лишь в допустимых глубинах – свободный подъем без ПП-2 разрешен с глубин до 140 метров. Также следует отметить еще одну особенность спасательного снаряжения подводника (ССП), включающего в себя парашютную систему. Комплект, в котором имеется ПП-2, называется ССП в комплектации №1. Комплектация №2, в свою очередь, парашютной системы не имеет. В остальном комплекты идентичны. ССП №1 полагается только тем подводным лодкам, которые имеют спасательный люк с блоком подачи воздуха. Второй вариант комплекта, соответственно, предназначен для прочих подлодок. Однако ССП с ПП-2 не имеет жесткой привязки к спасательному люку. При необходимости выход с парашютом можно осуществлять через торпедный аппарат или рубку, все зависит от условий, в которых находятся подводники.

Примечателен тот факт, что подводные парашюты серийно изготовлялись только в нашей стране. К примеру, в Соединенных Штатах судьба подобной разработки закончилась испытаниями. Военные чиновники по какой-то причине оставили парашютную систему американского образца историческим курьезом и объектом шуток. Англоязычный термин underwater parachute, в свою очередь, «перешел по наследству» специальным воздушным мешкам, применяемым для подъема грузов под водой при помощи силы Архимеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *