Проверка и испытание токоведущих частей: Измерения и испытания определяющие состояния магнитной системы токоведущих частей и контактных соединений – Глава 4. Проверка токоведущих частей, изоляторов и аппаратуры по результатам расчетов токов короткого замыкания.

Измерения и испытания определяющие состояния магнитной системы токоведущих частей и контактных соединений

Практическая работа №1

Тема: Измерения и испытания определяющие состояния магнитной системы токоведущих частей и контактных соединений.

1 Определение общего состояния электрооборудования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ОСМОТРОМ И ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ МОНТАЖА ЦЕПЕЙ

Перечень замеченных недостатков по внешнему состоянию оборудования предъявляется монтажному и эксплуатационному.

Состояние магнитопроводов электрических машин проверяется снятием характеристик холостого хода и короткого

1 Определение общего состояния электрооборудования

ИЗМЕРЕНИЯ И ИСПЫТАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ И КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Методика определения состояния токоведущих частей и их контактных соединений основана на непосредственном влиянии на сопротивление постоянному току качества выполнения и дефектов их (обрывы, короткозамкнутые витки, нарушения целостности и т.

Пульт управления передвижной лаборатории ЭТЛ-35-02 работы: испытание повышенным напряжением переменного тока до 1000 кВ (ИОМН-100/20, мощность 20 кВ-А), испытание повышенным напряжением выпрямленного тока до 60 кВ, проверку состояния изоляции обмоток электрических машин, трансформаторов и других электроаппаратов (Ria, /Сабс, tg6), измерение коэффициентов трансформации трансформаторов силовых и напряжения, измерение потерь холостого хода силовых трансформаторов.

Состояние заземляющих проводок и качество их монтажа оценивают по результатам специальных измерений, производимых измерителем заземления (см.

Если падение напряжения на участке ошиновки с контактным соединением ненамного отличается от падения напряжений на участке без соединения, то это является признаком удовлетворительного состояния контакта.

Результаты, полученные при измерении сопротивления постоянному току, не являются единственным критерием состояния токоведущих частей.

§ 1.3 Измерения и испытания магнитной системы 9
а также по результатам снятия круговых диаграмм (для оценки состояния трансформаторов с переключателями под нагрузкой), по отсутствию течи масла из бака и радиаторов, по работе системы принудительной циркуляции масла и обдува (если последние имеются).
Состояние устройств заземления определяется измерением сопротивления растеканию, напряжения прикосновения, переходных сопротивлений постоянному току отдельных мест присоединений.

Механическое состояние измерительных трансформаторов, различных сборок, щитов, неподвижных узлов комплектных распределительных устройств, реакторов и т. п. определяется в основном только по результатам внешнего осмотра.

1.3. ИЗМЕРЕНИЯ И ИСПЫТАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ
Общепринятым способом определения состояния магни-топроводов электромагнитов и их обмоток является измерение тока или потерь холостого хода, а также снятие характеристик намагничивания.
У силовых трансформаторов измеряют потери, у трансформаторов напряжения — ток холостого хода. Измеренные значения потерь и токов сравниваются с паспортными или опытными данными для проверяемого типа оборудования. Превышение их, тем более значительное, является признаком повреждения магнитопровода (нарушение изоляции между листами стали, замыкание пакетов) или замыкания части витков обмоток.

У измерительных трансформаторов тока (ТТ) и дросселей снимается характеристика зависимости тока намагничивания 111ЯМ в обмотке от подаваемого на нее напряжения U. Характер изменения 1нам, особенно в начальной части (до перегиба), позволяет судить (рис. 1.1) о наличии у ТТ междувиткового повреждения (короткозамкнутых витков). Резкое снижение характеристики намагничивания в начальной ее части в этом случае объясняется значительным размагничиванием магнитопровода при малых значениях магнитного потока. При незначительном количестве замкнутых витков характеристика изменяется только в начальной части, при значительном — ив насыщенной области.

Проверка состояния токоведущих частей и изоляторов и формирование отчетной документации

Лабораторная работа № 4

Тема: «проверка состояния токоведущих частей и изоляторов и формирование отчетной документации»

Цель: проверить состояние токоведущих частей и изоляторов и оформить отчетную документацию

Ход работы:

1. Сборные соединительные шины

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

Рязанский филиал МИИТ 140409.4ЛР.

Разраб.

Петров А.О.

Провер.

Мартынов А.В.

У. Контр.

Н. Контр.

Утв.

Лабораторная работа

№4

Лит

Листов

3

ЭС-311

При осмотре сборных и соединительных шин проверяют: а) общее состояние шин; б) цвет термоиндикаторных красок; в) положение сигнализаторов;

г) превышение температуры в контактных соединениях.

При испытаниях производят:

а) проверку нагрева болтовых контактных соединений;

б) измерения переходного сопротивления болтовых контактных соединений.

Проверку нагрева болтовых контактных соединений производят при наибольшем токе в ночное время суток, с помощью стационарных или переносных термоиндикаторов и средств инфракрасной техники.

Измерение переходного сопротивления болтовых контактных соединений производят у шин на ток 1000 А и более за контактами в процессе эксплуатации, а также у контактных соединений распределительных устройств 35 кВ и выше.

Измерения производят на постоянном токе методом определения падения напряжения на контактах. Сопротивление участка шин вместе контактного соединения не должно превышать сопротивления участка шин такой же длины.

2. Подвесные и опорные изоляторы

При осмотрах проверяют состояние изоляторов: наличие сколов, трещин, следов перекрытия и разрядов.

При испытаниях производят:

а) измерение сопротивления изоляции мегомметром;

б) испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных одноэлементных изоляторов;

в) контроль многоэлементных изоляторов под напряжением с помощью штанги или других средств диагностики на базе инфракрасной техники

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

Рязанский филиал МИИТ 140409.4ЛР.

г) испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных одноэлементных изоляторов и контроль многоэлементных изоляторов под напряжением производят при положительной температуре окружающего воздуха. Все проверки и испытания записываются в протоколе

Оценка состояния токоведущих частей электрических машин | Как оценить возможность включения в работу нового электрооборудования | Архивы

Страница 18 из 46

Основным критерием оценки состояния токоведущих частей электрических машин, как следует из §1, является сопротивление их постоянному току. Измерения у крупных машин производятся компенсационным методом с помощью КП-59, двойным мостом или методом амперметра—вольтметра с использованием приборов класса точности не ниже 0,5 и подключением милливольтметра непосредственно к выводам обмоток. Измерение температуры обмоток при этом у крупных машин производится ртутными термометрами или термоиндикаторами не менее чем в четырех точках статора и ротора, в том числе в верхних и нижних точках лобовых частей.

За температуру обмоток принимается среднее значение из всех измеренных. Измерение сопротивления производится несколько раз, а при использовании метода амперметра—вольтметра—при нескольких значениях тока (не менее 4—5 раз). За сопротивление постоянному току принимается среднее значение из всех измеренных. Согласно требованиям Норм измеренные значения сопротивления постоянному току по отдельным фазам не должны различаться более чем на 2 %, а по отдельным параллельным ветвям — более чем на 5%. Кроме того, результаты измерения не должны отличаться от предыдущих результатов, в том числе заводских измерений, более чем на 2 %. Для удобства оценки и сравнения измеренные значения сопротивлений приводятся к температуре 15 С (см. §2).
Значительные отклонения от допускаемых значений указывают на вероятность наличия плохих паек в лобовыхx частях статора, а чаще всего в местах подсоединения обмоток к выводам или в токоподводах ротора. Для выявления плохих паек в обмотках статора обмотка статора прогревается постоянным или переменным током от постороннего источника. Во время прогрева прощупываются рукой лобовые части и по наиболее нагретому месту определяется дефектная пайка. Токоподводы обмотки ротора проверяются тщательной ревизией с измерением сопротивления отдельных участков обмотки постоянному току. Выявленный дефект устраняется ремонтным персоналом электроцеха станции или заводом, после чего соответствующая обмотка вновь подвергается проверке.
Производственным объединением «Союзтехэнерго» разработан прибор КВТ-I, позволяющий определять дефектные пайки стержней генератора в лобовых частях статора без прогрева обмотки и снятия изоляции. Для этой же цели используется прибор ИВ-ЗМ (искатель вихревой).
При измерениях сопротивления постоянному току обмотки ротора используются специальные бандажи с болтовыми соединениями в местах разъема, надеваемые на предварительно защищенные кольца ротора.
Измерение сопротивления постоянному току обмоток статора асинхронных электродвигателей производится между линейными выводами, если каждая обмотка фазы не имеет отдельных выводов и соединение их выполняется внутри (в звезду или треугольник). В этом случае сопротивление фазы определяется по формулам:
для соединения в треугольник


для соединения в звезду

где Rba, Rac, Rbc — сопротивления, измеренные между выводами А и В, А и С, В и С.
При наличии отдельных выводов каждой обмотки измеряется сопротивление непосредственно каждой фазы.
Измерение сопротивления постоянному току обмоток ротора у электродвигателей с фазным ротором производится так же, как и обмоток ротора генераторов.
Схема проверки состояния коллекторных пластин машин постоянного тока
Рис. 98. Схема проверки состояния коллекторных пластин машин постоянного тока

Измерение сопротивления постоянному току обмоток машин постоянного тока производится до их сборки. Сопротивление параллельных обмоток возбуждения может измеряться одинарным мостом, обмоток дополнительных полюсов компенсационной и дополнительной обмоток возбуждения — двойным мостом. Измерение сопротивления между каждой парой (смежной) пластин по окружности коллектора для определения состояния паек «петушков» производится микроомметром или методом амперметра— вольтметра по схеме, приведенной на рис. 98, с помощью щупов, магнитоэлектрического амперметра с пределами измерения 10—60 А и милливольтметра с пределами измерения 10—60 мВ.
Измерения производятся при токе, достаточном для четкого измерения напряжения, и этот ток поддерживается неизменным при всех измерениях, что дает возможность не подсчитывать для каждого измерения сопротивления, а сравнивать между собой только измеренные напряжения. Состояние паек «петушков» считается удовлетворительным, если значения сопротивлений или напряжений при одном и том же в якоре не отличаются более чем на 10 %. пайки, у которых отклонения превышают допустимые, подлежат ремонту.
Температура обмоток при измерениях может определяться по температуре окружающего воздуха. Все результаты приводятся, как и в предыдущих случаях, к температуре 15°С и сравниваются с результатами заводских измерений. Значительных отклонений, если состояние обмоток удовлетворительное, не должно быть.
После полной сборки машины постоянного тока производится повторное измерение сопротивления постоянному току всех обмоток для проверки качества сборки и получения исходных данных для последующих измерений в условиях эксплуатации. Если соединение между обмотками якоря, компенсационной и дополнительной осуществляется внутри корпуса машины, а не на доске зажимов, то при повторных измерениях измеряется общее сопротивление этих обмоток при вставленных щетках и при нескольких положениях якоря. За результат принимается в последнем случае средний из всех.
У катушек полюсов явнополюсных роторов синхронных машин производится измерение сопротивления переменному току обмоток полюсов Z. Это измерение осуществляется для проверки целостности обмоток, отсутствия витковых замыканий в них и качества межполюсных соединений. Измерение производится подачей переменного напряжения на каждую катушку полюса от постороннего источника через трансформатор 127—220/12— 36 В с измерением тока и напряжения, требующихся для определения Z катушек. Состояние катушек можно считать удовлетворительным, если полное сопротивление их Z не отличается значительно.
Согласно требованиям Норм полное сопротивление обмотки измеряется также и у обмоток неявнополюсных роторов синхронных машин. Измерение производится подачей напряжения 220 В на обмотку ротора, находящегося в неподвижном состоянии, в целях выявления витковых замыканий в ней, которые могут не проявиться в неподвижном роторе, а также на вращающийся ротор при трех-четырех значениях частоты, в том числе номинальном.

ПРОВЕРКА ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ И ШИН ПО

ПРОВЕРКА ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ И ШИН ПО

УСЛОВИЯМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ

Термическая стойкость проводников

Продолжительность КЗ составляет обычно доли секунды и, как исключение, может достигнуть нескольких секунд. В течение этого короткого промежутка времени выделение тепла настолько велико, что температура проводников и аппаратов выходит за пределы, установленные для нормального режима. Процесс нагревания прекращается в момент автоматического отключения поврежденного участка системы, после чего происходит относительно медленное остывание.

Свойство (способность) аппарата и проводника противостоять кратковременному тепловому действию тока КЗ без повреждений, препятствующих дальнейшей исправной работе, называется термической стойкостью. Критерием термической стойкости является конечная температура, которая ограничивается механической прочностью металлов, деформациями частей аппаратов, а также нагревостойкостью изоляции. Допустимые конечные температуры для аппаратов и проводников (табл. 2.1) установлены на основании опыта. Они выше допустимых температур при нормальной работе, поскольку изменение механических свойств металлов и износ изоляции определяются не только температурой, но также продолжительностью нагревания, которая в рассматриваемых условиях мала. Как видно из табл. 2.1, допустимые конечные температуры при КЗ лежат в пределах от 120 до 300оС, в то время как допустимые температуры при нормальной работе, как правило, не превышают 60 – 80оС.

Таблица 2.1

Допустимые конечные температуры проводников

и аппаратов при КЗ

Наименование проводников, частей аппаратов Конечная температура, оС
Неизолированные медные и латунные проводники, части аппаратов
Неизолированные алюминиевые проводники, части аппаратов
Кабели с бумажной пропитанной изоляцией до 10 кВ с медными и алюминиевыми жилами
Кабели 20 – 220 кВ
Кабели и провода с поливинилхлоридной изоляцией, с медными и алюминиевыми жилами
То же, но, с полиэтиленовой изоляцией

 

При проверке на термическую стойкость пренебрегают теплоотдачей, что не вносит заметной ошибки.

Таким образом, процесс нагрева при КЗ определяется уравнениями:

(2.1)

где rn, сn— соответственно, сопротивление и теплоемкость проводника для температуры n;

G – масса проводника.

После подстановки G, rn и разделения переменных:

(2.2)

где g, q – удельная проводимость и площадь поперечного сечения проводника.

 

 

Для неизолированных проводников при номинальных условиях nнач=70оС.

При этом

(2.4)

По значению Ак и рис. 2.1 определяется температура nк в конце короткого замыкания.

Проводник термически устойчив, если nк £ nдоп (табл. 2.1).

Часто определяют термическую стойкость шин и кабелей по минимально допустимой площади сечения:

(2.5)

Значения коэффициентов С приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Допустимые температуры и соответствующие им коэффициенты С

для шин и кабелей

  qк.доп, оС С
Шины:
из меди
из алюминия
из стали, не соединенные непосредственно с аппаратом    
из стали, соединенные непосредственно с аппаратом    
Кабель до 10 кВ с бумажной изоляцией и жилами:
из меди
из алюминия

 

Условия термической стойкости при этом определяется выражением qminдоп £ qрасч, где qрасч – площадь сечения проводника выбранная по условиям рабочего режима.

 

Динамическая стойкость проводников

Таблица 2.3

Электрическая система, элемент системы Та, с kу
Турбогенераторы мощностью, МВт: 12 – 60 100-1000 0,16 – 0,25 0,4 – 0,54 1,940 – 1,955 1,975 – 1,980
Блок турбогенератор (60 МВт) – трансформатор при номинальном напряжении генератора, кВ: 6,3 10,5     0,20 0,15     1,95 1,935
Блок турбогенератор – повышающий трансформатор при мощности генератора, МВт: 100 – 200     0,26 0,32 0,35 0,30   1,965 1,977 1,983 1,967
Система, связанная с шинами, где рассматривается КЗ, воздушными линиями напряжением, кВ: 110 – 150 220 – 330 500 — 750   0,02 0,02 – 0,03 0,03 – 0,04 0,06 – 0,08     1,61 1,61 – 1,72 1,72 – 1,78 1,85 – 1,89
Система, связанная со сборными шинами 6 – 10 кВ через трансформаторы единичной мощностью, МВ×А: 80 и выше 32 – 80 32 и ниже   0,06 – 0,15 0,05 – 0,1 0,045 – 0,07     1,85 – 1,935 1,82 – 1,90 1,80 – 1,85
Ветви, защищенные реактором с номинальным током, А: 1000 и выше 630 и ниже РУ 6 – 10 кВ     0,23 0,10 0,01   1,956 1,90 1,37

 

Следует отметить, что во многих случаях токоведущие части имеют значительные запасы по термической стойкости. Поэтому допускается выполнять расчет термического импульса по выражению , дающему несколько завышенный результат, и, в случае необходимости, можно уточнить значение импульса по формулам для схемы «двухлучевая звезда».

 

Пример 2.1:

Определить минимальное термически стойкое сечение для шин РУ-10 кВ подстанции с трансформаторами ТДТН-40000 кВ×А, UкВН=22%. К секции шин подключены высоковольтные электродвигатели SS=12 МВ×А. Ток КЗ в распредустройстве 220 кВ Iпо=4,8 кВ. Пусковой ток эквивалентного электродвигателя I*п=5,6. Время отключения КЗ tотк=tрз + tов=1+1,1=1,1 с.

Решение:

Определим токи КЗ в РУ-6 кВ

Sб=100 мВ; Uб=6,3 кА; Iб6=9,18 кА;

Сопротивление системы

 
 

 

Сопротивление трансформатора

Ток короткого замыкания от системы в РУ-6 кВ

Начальное значение тока КЗ от эквивалентного электродвигателя

Определим термический импульс короткого замыкания в РУ-6 кВ.

Вка=(15,25+6,17)2 Тасх = 21,422×0,069 = 31,66 кА2×с;

Вк = 302 кА2×с = 302×106 А2×с.

Минимальное термически стойкое сечение алюминиевых шин

При определении Вк без учета затухания тока электродвигателей

Вк = 21,522 ×1,1 = 504 кА2×с;

Таким образом, расчет по упрощенному выражению завышает сечение почти на 30 %, но при этом для расчетной схемы оно значительно меньше выбранного сечения шины по условиям длительного режима.

 

Таблица 2.4

Таблица 2.6

Таблица 2.7

Тип изолятора Fи, Н
ОФ-6-375, ОФ-10-375, ОФ-20-375, ОФ-35-375 3 750
ОФ-6-750, ОФ-10-750, ОФ-20-750, ОФ-35-750 7 500
ОФ-10-1250 12 500
ОФ-10-2000, ОФ-20-2000 20 000
ОФ-20-3000 30 000

 

Проходные изоляторы выбираются:

по напряжению Uуст £ Uном;

по номинальному току Imax £ Iном;

по допустимой нагрузке Fрасч £ Fдоп.

При этом расчетная сила для проходных изоляторов определяется по выражению Fрасч = 0,5fфl.

 

Пример 2.2:

Выбрать сборные шины 10,5 ГРУ ТЭЦ и опорные изоляторы к ним для следующих данных:

— температура наиболее жаркого месяца 30оС;

— токи продолжительных режимов Iном = 4130 А; Imaxp = 4350 А;

— расстояние между фазами а = 0,8 м;

— длина пролета l = 2,0 м;

— токи короткого замыкания на шинах Iпо г = 28,2 кА; Iпо с = 32,3 кА;

— время отключения КЗ tотк = 2 с.

Решение:

Сборные шины по экономической плотности тока не выбираются, поэтому сечение выбираем по допустимому току. Принимаем шины коробчатого сечения, алюминиевые 2(125´55´6,5) мм, высота h=123 мм; ширина полки b=55мм; толщина шины с=6,5 мм; сечение (2´1370) мм2; Wу0-у0=100 см3; Wу-у=9,5 см3; Iдоп=4640 А.

Допустимый ток с учетом поправки на температуру окружающей среды:

Проверка на термическую стойкость.

Определяется термический импульс короткого замыкания по (2.8), (2.9):

Вк = Вп+Ва = 2986×1062×с).

Минимальное термически стойкое сечение шин по выражению (2.5)

где с = 90

605,6 > 2×1370, термическая стойкость шин обеспечивается.

Частота собственных колебаний шинной конструкции по (2.14)

Т.к. f0 > 200 Гц, то расчет можно вести по формулам для статической системы.

Момент сопротивления сечения для двух сращенных шин Wу0-у0=100 см3, тогда

где

Сила взаимодействия между швеллерами

Максимальное расстояние между местами сварки швеллеров:

где Wп = Wу-у=9,5 см3 и sдоп = 82,3 Мпа.

Выбор изоляторов.

Предварительно выбираем ОФ-10-2000. Максимальная сила, действующая на изгиб

Поправка на высоту коробчатых шин

Fрасч=khFи=1,29×11504=14841 Н;

Fрасч=14841 > 0,6 Fразр= 0,6×20000=12000 H.

Изолятор ОФ-10-2000 не проходит по механической прочности.

Выбираем ОФ-10-3000, тогда

Fрасч=14841 < 18000 H.

Таблица 2.8

Номинальное напряжение, кВ
Мощность КЗ, МВ×А

 

При этом определяется сближение гибких токопроводов при протекании токов КЗ и по диаграммам [5, 6] сравнивается с допустимыми значениями. Наименьшие допустимые расстояния в свету между соседними фазами в момент их наибольшего сближения приведены ниже. Для токопроводов генераторного напряжения адоп = 0,2 м; для ОРУ 110 кВ – 0,45 м; 220 кВ – 0,95 м; 330 кВ – 1,4 м.

Согласно ПУЭ на термическую стойкость не требуется проверять провода воздушных линий за исключением случаев, когда они оборудованы устройствами быстродействующего АПВ.

При проверке на термическую стойкость аппаратов и проводников линий, оборудованных устройствами быстродействующего АПВ, должно учитываться повышение нагрева из-за увеличения суммарной продолжительности прохождения тока по таким линиям.

 

Пример 2.3:

На подстанции 110 кВ выбрать сборные шины ОРУ. Проверить возможность применения жестких трубчатых шин. Данные: Smax=300 МВ×А; Iпо=25 кА; lпр=5 м; междуфазные расстояния для жестких шин аф=1,4 м.

Решение:

Максимальный ток нагрузки

 

Предварительно выбираем трубчатую алюминиевую шину 74/80 (D=80, d=74) Iдоп=1770 А.

Сборные шины по экономической плотности тока не выбираются.

Проверка на динамическую стойкость:

Условие проверки

sресч £ sдоп; 83,43 > 82,3 Мпа.

Шина не проходит по динамической стойкости.

Выбираем гибкие шины проводниками 2´АС-500/336

Iдоп=2´945=1890 А.

Мощность КЗ в РУ-110 кВ

Требуется дополнительные проверки на схлестывание, т.к.

SКЗ=4757 МВ×А > 4000.

 

Пример 2.4:

Выбрать кабель в цепи отходящей линии 10 кВ для следующих исходных данных. Кабель проложен в жиле (песок влажностью более 9 %). Температура окружающей среды n=20о. Параллельно проложены два кабеля, l= 150 мм. Нагрузка составляет в нормальном режиме Sнорм=2,5 МВ×А; в утяжеленном режиме Sутяж=4,0 МВ×А, Тmax=6000 ч. Время отключения КЗ tКЗ=1,3 с.

 

Решение:

При Тmax=6000 ч jэк=1,2 для алюминиевых кабелей с бумажной изоляцией

Предварительно выбираем сечение q=120 cм2. Длительно допустимый ток при прокладке в земле nз=15оС; Iдоп=240 А.

Поправочный коэффициент на температуру окружающей среды nокр=20оК1=0,96.

Поправочный коэффициент на количество параллельно проложенных кабелей К2=0,91.

Поправочный коэффициент на вид почвы (песок влажности более 9%) К3=1,05.

Термический импульс короткого замыкания

Минимальное термически стойкое сечение

Ближайшее большее сечение, удовлетворяющее термической стойкости q=240 мм2.

ПРОВЕРКА ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ И ШИН ПО


Рекомендуемые страницы:

ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ


 

    1. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника


       

      1. К проведению испытаний электрооборудования допускается персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем разделе, комиссией, в состав которой включаются специалисты по испытаниям оборудования, имеющие группу V в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV в электроустановках напряжением до 1000 В.

        Право на проведение испытаний подтверждается записью в строке «Свидетельство на право проведения специальных работ» удостоверения о проверке знаний, норм и правил работы в электроустановках (приложение №2 к настоящим Правилам).

        Испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в органах Госэнергонадзора.

        Производитель работ, занятый испытаниями электрооборудования, а также работники, проводящие испытания единолично с использованием стационарных испытательных установок, должны пройти месячную стажировку под контролем опытного работника.

      2. Испытания электрооборудования, в том числе и вне электроустановок, проводимые с использованием передвижной испытательной установки, должны выполняться по наряду.

        Допуск к испытаниям электрооборудования в действующих электроустановках осуществляет оперативный персонал в соответствии с разделом 2.7 настоящих Правил, а вне электроустановок ответственный руководитель работ или, если он не назначен, производитель работ.

        Проведение испытаний в процессе работ по монтажу или ремонту оборудования должно оговариваться в строке «Поручается» наряда (приложение №4 к настоящим Правилам).

      3. Испытания электрооборудования проводит бригада, в которой производитель работ должен иметь группу IV, член бригады группу III, а член бригады, которому поручается охрана, группу II.

      4. В состав бригады, проводящей испытание оборудования, можно включать работников из числа ремонтного персонала, не имеющих допуска к специальным работам по испытаниям, для выполнения подготовительных работ и надзора за оборудованием.

      5. Массовые испытания материалов и изделий (средства защиты, различные изоляционные детали, масло и т.п.) с использованием стационарных испытательных установок, у которых токоведущие части закрыты сплошными или сетчатыми ограждениями, а двери снабжены блокировкой, допускается выполнять работнику, имеющему группу III, единолично в порядке текущей эксплуатации с использованием типовых методик испытаний.

      6. Рабочее место оператора испытательной установки должно быть отделено от той части установки, которая имеет напряжение выше 1000 В. Дверь, ведущая в часть установки, имеющую напряжение выше 1000 В, должна быть снабжена блокировкой, обеспечивающей снятие напряжения с испытательной схемы в случае открытия двери и невозможности подачи напряжения при открытых дверях. На рабочем месте оператора должна быть предусмотрена раздельная световая сигнализация, извещающая о подаче испытательного напряжения. При подаче испытательного напряжения оператор должен стоять на изолирующем ковре.

        Передвижные испытательные установки должны быть оснащены наружной световой и звуковой сигнализацией, автоматически включающейся при наличии напряжения на выводе испытательной установки.

      7. Допуск по нарядам, выданным на проведение испытаний и подготовительных работ к ним, должен быть выполнен только после удаления с рабочих мест других бригад, работающих на подлежащем испытанию оборудовании и сдачи ими нарядов допускающему. В электроустановках, не имеющих местного дежурного персонала, производителю работ разрешается после удаления бригады оставить наряд у себя, оформив перерыв в работе.

      8. Испытываемое оборудование, испытательная установка и соединительные провода между ними должны быть ограждены щитами, канатами и т.п. с предупреждающими плакатами «Испытание. Опасно для жизни», обращенными наружу. Ограждение должен устанавливать персонал, проводящий испытание.

      9. При необходимости следует выставлять охрану, состоящую из членов бригады, имеющих группу II, для предотвращения приближения посторонних людей к испытательной установки, соединительным проводам и испытываемому оборудованию. Члены бригады, несущие охрану, должны находиться вне ограждения и считать испытываемое оборудование находящимся под напряжением. Покинуть пост эти работники могут только с разрешения производителя работ.

      10. При испытаниях КЛ, если ее противоположный конец расположен в запертой камере, отсеке КРУ или в помещении, на дверях или ограждении должен быть вывешен предупреждающий плакат

        «Испытание. Опасно для жизни». Если двери и ограждения не заперты либо испытанию подвергается ремонтируемая линия с разделанными на трассе жилами кабеля, помимо вывешивания плакатов у дверей, ограждений и разделанных жил кабеля должна быть выставлена охрана из членов бригады, имеющих группу II, или дежурного персонала.

      11. При размещении испытательной установки и испытываемого оборудования в разных помещениях или на разных участках РУ разрешается нахождение членов бригады, имеющих группу III, ведущих наблюдение за состоянием изоляции, отдельно от производителя работ. Эти члены бригады должны находиться вне ограждения и получить перед началом испытаний необходимый инструктаж от производителя работ.

      12. Снимать заземления, установленные при подготовке рабочего места и препятствующие проведению испытаний, а затем устанавливать их вновь разрешается только по указанию производителя работ, руководящего испытаниями, после заземления вывода высокого напряжения испытательной установки.

        Разрешение на временное снятие заземлений должно быть указано в строке «Отдельные указания» наряда (приложение №4 к настоящим Правилам).

      13. При сборке испытательной схемы прежде всего должно быть выполнено защитное и рабочее заземление испытательной установки. Корпус передвижной испытательной установки должен быть заземлен отдельным заземляющим проводником из гибкого медного провода сечением не менее 10 мм2. Перед испытанием следует проверить надежность заземления корпуса.

        Перед присоединением испытательной установки к сети напряжением 380/220 В вывод высокого напряжения ее должен быть заземлен.

        Сечение медного провода, применяемого в испытательных схемах для заземления, должно быть не менее 4 мм2.

      14. Присоединение испытательной установки к сети напряжением 380/220 В должно выполняться через коммутационный аппарат с видимым разрывом цепи или через штепсельную вилку, расположенные на месте управления установкой.

        Коммутационный аппарат должен быть оборудован устройством, препятствующим самопроизвольному включению, или между подвижными и неподвижными контактами аппарата должна быть установлена изолирующая накладка.

        Провод или кабель, используемый для питания испытательной электроустановки от сети напряжением 380/220 В, должен быть защищен установленными в этой сети предохранителями или автоматическими выключателями. Подключать к сети передвижную испытательную установку должны представители организации, эксплуатирующей эти сети.

      15. Соединительный провод между испытываемым оборудованием и испытательной установкой сначала должен быть присоединен к ее заземленному выводу высокого напряжения.

        Этот провод следует закреплять так, чтобы избежать приближения (подхлестывания) к находящимся под напряжением токоведущим частям на расстояние менее указанного в табл.1.1.

        Присоединять соединительный провод к фазе, полюсу испытываемого оборудования или к жиле кабеля и отсоединять его разрешается по указанию руководителя испытаний и только после их заземления, которое должно быть выполнено включением заземляющих ножей или установкой переносных заземлений.

      16. Перед каждой подачей испытательного напряжения производитель работ должен: проверить правильность сборки схемы и надежность рабочих и защитных заземлений; проверить, все ли члены бригады и работники, назначенные для охраны, находятся на указан-

        ных им местах, удалены ли посторонние люди и можно ли подавать испытательное напряжение на оборудование;

        предупредить бригаду о подаче напряжения словами «Подаю напряжение» и, убедившись, что предупреждение услышано всеми членами бригады, снять заземление с вывода испытательной установки и подать на нее напряжение 380/220 В.

      17. С момента снятия заземления с вывода установки вся испытательная установка, включая испытываемое оборудование и соединительные провода должна считаться находящейся под напряжением и проводить какие-либо пересоединения в испытательной схеме и на испытываемом оборудовании не допускается.

      18. Не допускается с момента подачи напряжения на вывод испытательной установки находиться на испытываемом оборудовании, а также прикасаться к корпусу испытательной установки, стоя на земле, входить и выходить из передвижной лаборатории, прикасаться к кузову передвижной лаборатории.

      19. Испытывать или прожигать кабели следует со стороны пунктов, имеющих заземляющие устройства.

      20. После окончания испытаний производитель работ должен снизить напряжение испытательной установки до нуля, отключить ее от сети напряжением 380/220 В, заземлить вывод установки и сообщить об этом бригаде словами «Напряжение снято». Только после этого допускается пересоединять провода или в случае полного окончания испытания отсоединять их от испытательной установки и снимать ограждения.

После испытания оборудования со значительной емкостью (кабели, генераторы) с него должен быть снят остаточный заряд специальной разрядной штангой.


 

    1. Работы с электроизмерительными клещами и измерительными штангами


       

      1. В электроустановках напряжением выше 1000 В работу с электроизмерительными клещами должны проводить два работника: один имеющий группу IV (из числа оперативного персонала), другой имеющий группу III (может быть из числа ремонтного персонала). При измерении следует пользоваться диэлектрическими перчатками. Запрещается наклоняться к прибору для отсчета показаний.

      2. В электроустановках напряжением до 1000 В работать с электроизмерительными клещами допускается одному работнику, имеющему группу III, не пользуясь диэлектрическими перчатками.

        Не допускается работать с электроизмерительными клещами находясь на опоре ВЛ.

      3. Работу с измерительными штангами должны проводить не менее двух работников: один имеющий группу IV, остальные имеющие группу III. Подниматься на конструкцию или телескопическую вышку, а также спускаться с нее следует без штанги.

Работа должна проводиться по наряду, даже при единичных измерениях с использованием опорных конструкций или телескопических вышек.

Работа со штангой допускается без применения диэлектрических перчаток.


 

    1. Работы с импульсным измерителем линий


       

      1. Присоединять импульсный измеритель линий допускается только к отключенной и заземленной ВЛ. Присоединения следует выполнять в следующем порядке:

        соединительный провод сначала необходимо присоединить к заземленной проводке импульсного измерителя (идущей от защитного устройства), а затем с помощью изолирующих штанг к проводу ВЛ. Штанги, которыми соединительный провод подсоединяется к ВЛ, на время измерения должны оставаться на проводе линии. При работе со штангами следует пользоваться диэлектрическими перчатками;

        снять заземление с ВЛ на том конце, где присоединен импульсный измеритель. При необходимости допускается снятие заземлений и на других концах поверяемой ВЛ. После снятия заземлений с ВЛ соединительный провод, защитное устройство и проводка к нему должны считаться находящимися под напряжением и прикасаться к ним не разрешается;

        снять заземление с проводки импульсного измерителя.

      2. Присоединение проводки импульсного измерителя к ВЛ с помощью изолирующих штанг должен выполнять оперативный персонал, имеющий группу IV, или персонал лаборатории под наблюдением оперативного персонала.

        Подключение импульсного измерителя через стационарную коммутационную аппаратуру к уже присоединенной к ВЛ стационарной проводке и измерения могут проводить единолично оперативный персонал или по распоряжению работник, имеющий группу IV, из персонала лаборатории.

      3. По окончании измерений ВЛ должна быть снова заземлена, и только после этого допускается снять изолирующие штанги с соединительными проводами сначала с ВЛ, а затем с проводки импульсного измерителя.

      4. Измерения импульсным измерителем, не имеющим генератора импульсов высокого напряжения, допускаются без удаления с ВЛ работающих бригад.


 

    1. Работы с мегаомметром


       

      1. Измерения мегаомметром в процессе эксплуатации разрешается выполнять обученным работникам из числа электротехнического персонала. В электроустановках напряжением выше 1000 В измерения проводятся по наряду, в электроустановках напряжением до 1000 В по распоряжению.

        В тех случаях, когда измерения мегаомметром входят в содержание работ, оговаривать эти измерения в наряде или распоряжении не требуется.

        Измерять сопротивление изоляции мегаомметром может работник, имеющий группу III.

      2. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

      3. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг). В электроустановках напряжением выше 1000 В, кроме того, следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

      4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *