Проектор устройство: Кинопроектор — Википедия – технологии, назначение, выбор, перспективы развития / Pult.ru corporate blog / Habr

Содержание

Кинопроектор — Википедия

Советский 35-мм стационарный кинопроектор КПТ-1

Кинопрое́ктор, кинопроекцио́нный аппара́т (от кино… и лат. projicio — бросаю вперёд) — аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. Большинством кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку[1]. Для массового просмотра кинофильмов существуют кинотеатры, оснащённые кинопроекторами. Один или несколько кинопроекторов — основа киноустановки. Кроме обычных кинопроекторов существуют телекинопроекторы, предназначенные для преобразования изображения на киноплёнке в телевизионный видеосигнал[2]. Специалист, управляющий кинопроектором, называется киномехаником.

Четыре фазы работы кинопроектора с двухлопастным обтюратором

Кинопроектор осуществляет проекцию движущегося изображения на экран при помощи последовательной проекции неподвижных кадриков, отснятых на киноплёнке или отпечатанных на фильмокопии[1]. Для этого перфорированная киноплёнка прерывисто передвигается в фильмовом канале мимо кадрового окна при помощи скачкового механизма. В большинстве кинопроекторов, рассчитанных на киноплёнку формата 35-мм и более, в качестве скачкового применяется мальтийский механизм[3][4]. В узкоплёночных проекторах наибольшее распространение получил грейферный. Стандартная частота кинопроекции звукового фильма — 24 кадра в секунду.

Для предотвращения смазывания изображения на экране в момент передвижения плёнки в фильмовом канале применяется обтюратор, перекрывающий световой поток от осветительной системы[1]. Все звуковые кинопроекторы оснащаются двухлопастным обтюратором, одна из лопастей которого — холостая

[5]. Она необходима для увеличения частоты мерцания изображения на экране до 48 герц, превышающей порог человеческого восприятия[6]. В немом кинематографе стандартная частота проекции составляла 16 кадров в секунду, поэтому обтюраторы немых проекторов — трёхлопастные, с двумя холостыми лопастями[7]. На рисунке обозначены четыре фазы совместной работы конического двухлопастного обтюратора (вверху) и мальтийского механизма (внизу). Из схемы понятно, что одна из лопастей обтюратора перекрывает световой поток во время неподвижного положения киноплёнки в кадровом окне.

В отличие от фильмового канала, в остальных частях лентопротяжного тракта киноплёнка движется непрерывно, и для предотвращения её обрыва перед фильмовым каналом и после него киноплёнка делает петли у тянущего и задерживающего барабанов. Тянущий барабан сматывает киноплёнку с подающей бобины, после чего она попадает в фильмовый канал, где прерывисто передвигается скачковым механизмом. После фильмового канала, делая петлю, плёнка попадает на задерживающий барабан и с него — в звукочитающую систему на гладкий барабан, сглаживающий колебания скорости киноплёнки. После звукочитающей системы фильм попадает на приёмную бобину, которая для равномерной намотки киноплёнки оснащена фрикционом.

Лентопротяжный тракт[править | править код]

Лентопротяжный механизм немого кинопроектора содержит все типовые узлы и детали, характерные для лентопротяжного механизма киноаппаратуры.

Звуковой кинопроектор кроме перечисленных элементов содержит в лентопротяжном тракте один или два гладких барабана, смонтированных на валах маховиков, вращающихся в масляной ванне. Это элемент звукочитающей системы, предназначенный для демпфирования колебаний скорости киноплёнки и уменьшения коэффициента детонации оптической фонограммы. Лентопротяжный тракт кинопроекторов системы IMAX не оснащается традиционным скачковым механизмом. Вместо него применяется механизм «бегущая петля», основанный на других принципах. Кроме того, такие проекторы не обладают фильмовым каналом в привычном смысле, используя для точного расположения плёнки специальную стеклянную поверхность и вакуумный прижим. Современные кинопроекторы, рассчитанные на киноплёнку 35 мм, в последнее время вместо традиционных типов скачкового механизма, который приводится в движение обычным асинхронным трёхфазным электродвигателем, оснащаются электронно-управляемым приводом на основе импульсного двигателя

[8]. Такая конструкция позволяет уменьшить время перемещения киноплёнки на шаг кадра и повысить световую эффективность проектора[9]. Другим направлением модернизации можно считать использование нового мальтийского механизма «Quickermittent» с криволинейной формой пазов и уменьшенными ускорениями киноплёнки
[10]
.

Вместо раздельных тянущего и задерживающего зубчатых барабанов в кинопроекторах может применяться один комбинированный, который выполняет функции обоих[* 1]. В кинематической схеме могут присутствовать дополнительные зубчатые барабаны, увеличивающие стабильность скорости киноплёнки в звукочитающей системе и уменьшающие нагрузки на неё в других частях тракта. Вместо подающей и принимающей бобины возможно использование бесперемоточного устройства — платтера, позволяющего обеспечить автоматизацию непрерывного кинопоказа в мультиплексах. Существуют кинопроекторы с непрерывным движением киноплёнки и оптическим выравниванием при помощи вращающейся призмы, а также с импульсными источниками света без обтюратора, однако по ряду причин такие конструкции широкого распространения не получили

[11].

Осветительно-проекционная система[править | править код]

Осветительно-проекционная система без конденсора и с теплофильтром

Осветительно-проекционная система кинопроектора состоит из проекционного объектива, источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя, контротражателя и теплофильтра[12]. В качестве источника света в кинопроекторах используются лампы накаливания или ксеноновые лампы[13] сверхвысокого давления[* 2]. До распространения ксеноновых ламп в профессиональных проекторах использовалась угольная дуга интенсивного горения. Угольной дугой или ксеноновыми лампами могут оснащаться только стационарные кинопроекторы, поскольку такие источники света требуют наличия централизованной вытяжной вентиляции, подключаемой к каждому кинопроектору, так как эти лампы при работе производят много тепла и озон.

Главные задачи осветительной системы заключаются в создании максимальных светового потока и равномерности освещённости экрана, а также спектрального состава излучения, близкого к дневному свету[12]. От мощности осветительной системы зависит максимальный размер экрана кинозала и яркость изображения, видимая зрителями, поэтому световой поток кинопроектора считается одной из важнейших характеристик. В зависимости от источника света применяются три основных типа осветительных систем: конденсорная с отражателем (с лампами накаливания), без конденсора с одним отражателем (с угольной дугой) и с эллипсоидным отражателем и сферическим контротражателем для ксеноновых ламп[12]. В кинопроекторах с мощным источником света в осветительной системе применяется интерференционный теплофильтр, отводящий от киноплёнки значительную часть теплового инфракрасного излучения, уменьшая её нагрев. Первые кинофильмы печатались на киноплёнке с основой из нитроцеллюлозы, обладающей высокой износостойкостью. Но в то же время, такая киноплёнка была чрезвычайно горюча и даже взрывоопасна. Поэтому кинопроекторы первой половины XX века оснащались сложной противопожарной системой

[14]. Бобины с фильмом закрывались в огнеупорные противопожарные боксы, как и весь лентопротяжный тракт герметичной конструкции. Осветительная система оснащалась автоматической противопожарной заслонкой, падающей перед кадровым окном при случайной остановке или обрыве. В 1940-х годах большинство стран отказались от киноплёнки из нитроцеллюлозы, заменив её триацетатной. Последняя обладала более низкой износоустойчивостью, но относительно безопасна в пожарном отношении[15]. Это упростило лентопротяжный тракт кинопроекторов, но противопожарная заслонка осталась в их конструкции до последнего времени
[* 3]
. Например, самый массовый советский кинопроектор 23КПК, рассчитанный на показ обычных и широкоэкранных фильмокопий, оснащался автоматической противопожарной заслонкой АЗП-4, падающей между ксеноновой лампой и обтюратором в случае останова, обрыва плёнки или отключения электроэнергии.

Мощный световой поток, направляемый осветительной системой в кадровое окно, позволяет проекционному объективу строить на экране сильно увеличенное изображение высокой яркости. Объективы, применяемые в кинопроекторах, принципиально не отличается от используемых в других типах проекционных устройств. В стационарных кинопроекторах используются сменные объективы, часто устанавливаемые в поворотной турели. Для демонстрации анаморфированных фильмов применяются анаморфотные насадки, устанавливаемые перед объективом

[12]. Насадки могут быть как линзовыми, так и с использованием цилиндрических зеркал.

Звукочитающая система[править | править код]

Фильмокопия с тремя разновидностями оптической фонограммы: аналоговой Dolby SR переменной ширины и двумя цифровыми: SDDS и Dolby Digital. Для фонограммы DTS на отдельном диске между аналоговой фонограммой и изображением впечатан временной код

В большинстве кинопроекционных аппаратов, в том числе и современных, используется фотоэлектрическая система чтения оптических фонограмм. Такие звукоблоки делятся на системы с «прямым» и «обратным» чтением. При «прямом» чтении лампой накаливания и специальным микрообъективом создаётся узкая звукочитающая щель, которая освещает равномерно движущуюся мимо неё фонограмму. При «обратном» чтении создаётся равномерно освещённый участок фонограммы, проецируемый так же микрообъективом на механическую щель перед фотоэлементом

[16]. Колебания интенсивности света, возникающие на щели за счёт переменной ширины или плотности фонограммы, преобразуются фотоэлементом в переменное напряжение, которое затем усиливается звуковоспроизводящей системой или декодируется при помощи ЦАП.

В настоящее время кинопроекторы оснащаются оптическими звукочитающими системами («ридерами»), считывающими цифровые оптические фонограммы SDDS и Dolby Digital, печатаемые на фильмокопиях вместе с аналоговой фонограммой переменной ширины Dolby SR[17]. Большинство дистрибьюторов с начала 2000-х годов используют при печати фильмокопий так называемую «циановую» фонограмму, состоящую только из голубого красителя киноплёнки, а не из серебра[18]. Такие фонограммы наиболее контрастны для красного света, поэтому, для их считывания требуется специальный звукоблок с красным светодиодом

[18]. В последнее время приобретает популярность использование лазерных считывателей фонограммы. Цифровые звукоблоки также могут дополнительно устанавливаться в кинопроекторы, оснащённые устаревшей звукочитающей системой[19].

Определённый период развития звука в кино связан с широким распространением магнитных фонограмм, наносимых на киноплёнку широких форматов. Однако, со временем от них отказались из-за недолговечности и трудностей обслуживания[* 4]. Воспроизведение магнитной фонограммы требует применения стабилизатора скорости более сложной конструкции, состоящего из двух гладких барабанов, на валах которых насажены маховики, а также двух натяжных подпружиненных роликов и демпфера[12]. Вместо фотоэлемента и лампы в такой звукочитающей системе используются магнитные головки, воспроизводящие магнитную фонограмму, нанесённую на киноплёнку. Наибольшего совершенства такие магнитные звукочитающие системы получили в широкоформатном кинематографе, фильмокопии которого обладают шестиканальной магнитной фонограммой.

Некоторые кинематографические системы не предусматривают печать совмещённых фильмокопий, содержащих одновременно изображение и фонограмму. Звук в таких системах воспроизводится с отдельного носителя. Например, система IMAX изначально рассчитана на применение фонограммы на отдельной плёнке[* 5]. Поэтому кинопроекторы таких форматов не оснащаются звукочитающим блоком. Система цифрового звука DTS также предусматривает отдельный носитель фонограммы — компакт-диск. Синхронизация звука с изображением в этом случае, так же, как в системе IMAX, осуществляется при помощи временно́го кода, отпечатанного рядом с аналоговой звуковой дорожкой на киноплёнке[20].

Звукочитающая система кинопроектора не является конечным устройством звуковоспроизведения, поскольку выдаёт лишь слабый аналоговый или цифровой сигнал, который нуждается в декодировании и усилении. Это происходит в других устройствах, получающих звуковую информацию от кинопроектора — звуковых процессорах[18].

Основным принципом классификации кинопроекторов является ширина используемой киноплёнки. Кроме того, кинопроекторы могут быть любительскими и профессиональными. Последние, в свою очередь, разделяются на передвижные и стационарные. Если передвижные кинопроекторы, несмотря на большую массу и габариты, могут быть относительно быстро установлены в любом помещении, пригодном для кинопоказа, то стационарные требуют кроме специальной станины, мощный источник электропитания, систему вытяжной вентиляции и в некоторых случаях даже подключение к городским коммуникациям, таким как водопровод и канализация из-за применения жидкостного охлаждения деталей. Кроме того, стационарные кинопроекторы пригодны для работы с устройствами автоматизации кинопоказа и высококачественной системой воспроизведения многоканального звука. Звуковая система передвижных кинопроекторов, как правило состоит из портативного усилителя и одного громкоговорителя.

  • Двухформатный кинопроектор «Меоптон» (ЧССР)

  • Передвижной 35-мм кинопроектор «КН-20А» (СССР)

  • 16-мм немой кинопроектор
    «УП-2» (СССР, 1941)

  • 16-мм кинопроектор «А164-А» для киностудий (СССР)

Узкоплёночные кинопроекторы форматов 16-мм и менее в отличие от аналогичной аппаратуры для более широких киноплёнок рассчитаны на ход киноплёнки эмульсией к объективу. Это объясняется тем, что узкие киноплёнки изначально разрабатывались для любительского кинематографа, и не рассчитаны на копирование[21]. Контактная печать, доминирующая в профессиональном кинематографе, предусматривает соприкосновение негатива с позитивной киноплёнкой эмульсионными слоями, необходимое для получения резкого изображения. При зарядке полученного фильма в кинопроектор так же, как в киносъёмочном аппарате — эмульсией к объективу — на экране будет получено зеркально перевёрнутое изображение снятой сцены. Наиболее распространённые технологии кинопроизводства предусматривают не прямую печать с негатива, а дополнительное контратипирование, но и в этом случае количество промежуточных копий почти всегда остаётся чётным, сохраняя «классическую» ориентацию кадра. Поэтому во всех кинопроекторах «профессиональных» форматов киноплёнка обращена к объективу подложкой[22].

Узкоплёночные киносистемы рассчитаны на работу с обращаемой киноплёнкой, не требующей печати. Поэтому её ход в кинопроекторе совпадает с расположением в кинокамере. Фильмокопии таких форматов печатались оптическим способом через подложку позитивной плёнки, обеспечивая на экране прямое (конгруэнтное) изображение[23]. В некоторых случаях возможна контактная печать также через подложку направленным светом, но резкость при этом снижается. В настоящее время любительские и передвижные кинопроекторы практически не применяются из-за повсеместного распространения видеозаписи. Современные кинотеатры оснащаются только профессиональными стационарными кинопроекторами.

Для демонстрации стандартными кинопроекторами пригодны фильмокопии, отпечатанные в прокатных форматах, среди которых наибольшее распространение получили форматы на киноплёнке 35-мм.

В СССР на такой киноплёнке существовали три основных формата: «обычный», «широкоэкранный» и «кашетированный». Эти форматы отличались соотношением сторон экрана, определявшим зрелищность киносеанса. В международной практике наибольшее распространение получили аналогичные форматы, отличающиеся от отечественных лишь незначительно. Для кашетированных форматов разница заключается в доминирующем соотношении сторон, которое в Европе, как и в СССР составляло 1,66:1, в то время, как в США наибольшее распространение получил стандарт 1,85:1. Использование 35-мм киноплёнки даёт возможность показа фильмокопии практически в любом кинотеатре, поскольку 35-мм кинопроекторы наиболее распространены во всём мире. Широкоформатные фильмы, получившие широкое распространение в конце 1960-х годов, требуют специальных кинопроекторов, с другим лентопротяжным трактом и осветительной системой. Для обеспечения универсальности, большинство широкоформатных кинопроекторов (например, отечественные «КП15-А» и «КП30-А») проектировались, как двухформатные, то есть пригодные для демонстрации фильмов на 70-мм и на 35-мм киноплёнках[24].

Это достигалось использованием двухвенцовых зубчатых барабанов и фильмовых каналов специальной конструкции со сменными кадровыми рамками. Такие зубчатые барабаны имели 4 ряда зубьев на венцах разного диаметра. Два внешних ряда предназначались для широкоформатных фильмов, два внутренних меньшего диаметра — для 35-мм киноплёнки[25]. Несмотря на свою универсальность, широкоформатные кинопроекторы в конце 1990-х стали вытесняться из кинопроката цифровыми кинопроекторами, в то время, как 35-мм кинопроекторы до сих пор находятся в эксплуатации, особенно в провинциальных кинотеатрах. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество киноплёнок позволяет отказаться от широкоформатного кино, дорогого в производстве. Система IMAX составляет исключение, поскольку обладает недоступной для других киноформатов информационной ёмкостью и обеспечивает наилучшее качество кинопоказа на гигантских экранах. 70-мм киноплёнка до сих пор используется в кинопроекторах IMAX, поскольку качество изображения с неё недостижимо для современных цифровых кинопроекторов, использующихся в сети цифровых кинотеатров этой системы[26].

Для сельских кинопередвижек и учебного кинопоказа в школах и техникумах использовались, главным образом, 16-мм кинопроекторы, простые в обслуживании и не требующие стационарной установки. Однако, после появления в свободной продаже видеомагнитофонов, такие форматы кино, так же как и любительские 8-мм перестали быть востребованы вследствие сопоставимого с видео качества изображения. Современные проигрыватели оптических видеодисков позволяют получать изображение, сопоставимое по качеству с кинотеатральным. Поэтому, узкоплёночные кинопроекторы в настоящее время практически не применяются.

Для обеспечения непрерывного показа полнометражных кинофильмов в кинотеатрах используется два или несколько одинаковых кинопроекторов, каждый из которых называется «постом». Пока один пост кинопроекции занят показом одной части кинофильма, другой заряжается следующей.

Современные кинотеатры, работающие по плёночной технологии, используют бесперемоточные устройства — платтеры — которые позволяют устанавливать в каждом кинозале единственный пост кинопроекции. Вся фильмокопия хранится на таком платтере в одном рулоне, исключая перезарядку частей. Такая технология в сочетании с централизованным управлением запуском проекторов во всех залах кинотеатра, позволяет максимально автоматизировать кинопоказ и обслуживать все кинозалы одним киномехаником. В некоторых типах проекторов возможна обратная перемотка киноплёнки непосредственно через кадровое окно без перезарядки[9]. В сочетании с большой ёмкостью бобин традиционной конструкции это позволяет автоматизировать кинопоказ с таким же успехом, как и с применением платтеров.

Расположение кадров системы «Стереовижн»

Для демонстрации стереокинофильмов могут использоваться как 2 синхронизированных кинопроектора, каждый из которых показывает свою часть стереопары, так и один кинопроектор, демонстрирующий всю стереопару с одной киноплёнки. Первый способ до сих пор используется в плёночных кинотеатрах IMAX 3D, однако в других форматах он распространения не получил из-за сложности синхронизации двух проекторов и недостатков использования двух киноплёнок[* 6]. Наибольшее распространение получили технологии стереокино, основанные на использовании одной киноплёнки, на которой так или иначе располагаются обе части стереопары. При этом для демонстрации такого фильма используется стандартный кинопроектор с установленной вместо объектива оптической насадкой, проецирующей обе части стереопары на один экран, чаще всего через поляризационные светофильтры. В зависимости от расположения частей стереопары используется насадка с призмами или только со стереообъективом, как это было в отечественной системе «Стерео-70» или в европейской Hi-Fi Stereo-70[27]. С 1965 года наибольшее распространение в мировом кинопрокате получила система «Стереовижн» с расположением кадров стереопары друг над другом в пределах стандартного шага, предусматривающая использование призменной насадки на кинопроектор[28][29]. Широкоэкранный кадр уменьшенной высоты, близкий по размерам к системе «Технископ», занимает половину стандартного шага и не требует анаморфирования. Наиболее популярны две разновидности такого размещения стереопары: «Panavision 3D» и «Technicolor 3D»[30].

В последнее время для кинодемонстрации всё чаще используются цифровые кинопроекторы[31]. Цифровой кинопроектор обеспечивает демонстрацию на большом киноэкране не с плёнки, а с цифрового видеосервера. Конструкция и принцип действия таких проекторов не имеют ничего общего с плёночными кинопроекторами, и поэтому цифровые кинопроекторы считаются отдельным классом устройств. Разрешение обычных цифровых проекторов составляет 2К, то есть 2048 × 1080 элементов изображения. Но уже сейчас есть модели, способные воспроизводить контент с разрешением 4К. Это сопоставимо с разрешающей способностью киноплёнки, но на практике цифровая кинопроекция даёт более высокое качество изображения[32] вследствие полного отсутствия механических повреждений киноплёнки и высокой стабильности[* 7]. Световые потоки некоторых моделей цифровых проекторов превышают 30 000 люменов, не уступая лучшим плёночным проекторам. Поэтому все новые кинотеатры в настоящее время оснащаются цифровыми кинопроекторами, а при реконструкции старых плёночное оборудование чаще всего заменяется цифровым. Малые кинозалы оснащаются видеопроекторами, обеспечивающими качество изображения, соответствующее HDTV.

  1. ↑ Такая конструкция встречается, главным образом, в узкоплёночных кинопроекторах, рассчитанных на 8-мм и 16-мм киноплёнку
  2. ↑ Давление в колбе ксеноновой лампы может достигать 25 атмосфер и требует особых мер предосторожности при установке и замене
  3. ↑ Интенсивность света в кадровом окне кинопроектора такова, что в случае случайной остановки киноплёнки при обрыве она мгновенно плавится, и требуется ремонт фильмокопии.
  4. ↑ Магнитные дорожки обладают низкой износоустойчивостью из-за отслоения от киноплёнки и размагничивания.
  5. ↑ Первоначально IMAX использовал отдельную 35-мм перфорированную магнитную ленту с 7-канальной фонограммой, синхронизированную с кинопроектором. В настоящее время в плёночном IMAX используется цифровой звук на отдельном жёстком диске.
  6. ↑ Использование двух киноплёнок затрудняет получение идентичных характеристик обеих частей стереопары вследствие раздельной печати и химико-фотографической обработки
  7. ↑ За исключением системы IMAX, поскольку для существующих цифровых кинопроекторов разрешающая способность такой киноплёнки пока недостижима.

Источники[править | править код]

  1. 1 2 3 Кинопроекционная техника, 1966, с. 63.
  2. ↑ Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 221.
  3. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 133.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 147.
  5. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 150.
  6. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 141.
  7. ↑ Гребенников, 1982, с. 135.
  8. ↑ Kинопроекторы Kinoton серии E (PREMIERE) (рус.). Merlin. Дата обращения 17 июля 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  9. 1 2 Плёночные кинопроекторы, 2008.
  10. Кристофер Л. Дюмон, Эндрю Ф. Куртиз, Барри Д. Сильверштейн, Дэвид Х. Киркпатрик. Конструктивная модернизация кинопроекторов (рус.). Статьи о кинотехнике. журнал DT cinema (12 января 2010). Дата обращения 1 августа 2014.
  11. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 66.
  12. 1 2 3 4 5 Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 210.
  13. ↑ Кинотеатральные ксеноновые лампы (рус.). Merlin. Дата обращения 15 июля 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7.
  15. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 22.
  16. ↑ Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 214.
  17. ↑ Современный российский кинотеатр, 2010, с. 23.
  18. 1 2 3 Сергей Алёхин. Звуковое оборудование кинотеатра (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2006. — № 5. Архивировано 16 октября 2012 года.
  19. ↑ Звукочитающие устройства и комплекты для модернизации звукоблока (рус.). Оборудование кинотеатров. Кинопроизводственная мастерская. Дата обращения 15 июля 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  20. Терри Д.Бирд. Система многоканального объёмного звука «Диджитал Тиатер Системз» (рус.). Патент Российской Федерации. «Патенты России» (27 августа 1997). Дата обращения 3 сентября 2012.
  21. ↑ Кинокопировальная аппаратура, 1962, с. 56.
  22. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  23. ↑ Кинокопировальная аппаратура, 1962, с. 24.
  24. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 234.
  25. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 57.
  26. Mike Williamson. But…but…IT’s NOT IMAX! (англ.). Burbank. Дата обращения 27 мая 2012.
  27. ↑ Высококачественная система воспроизведения стереоизображения «Стерео-70» (рус.). НТЦ «Стереокино». Дата обращения 16 июля 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  28. ↑ Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике, 2003, с. 84.
  29. С. Рожков. Системы стереокинематографа, применявшиеся в СССР (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 1. — С. 39. — ISSN 1991-3400.
  30. ↑ Панорамное кино (рус.). Кинотеатр «Круговая кинопанорама» (2006). Дата обращения 12 мая 2012.
  31. ↑ Цифровые кинопроекторы 3D (рус.). «Мир цифрового кино». Дата обращения 9 июня 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  32. В. Г. Комар. Сравнение цифровых и киноплёночных систем кинематографа (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 2. — С. 8. — ISSN 1991-3400.
  • О. Ф. Гребенников. Глава III. Временны́е и пространственно-временны́е преобразования изображения // Основы записи и воспроизведения изображения / Н. К. Игнатьев, В. В. Раковский. — М.,: «Искусство», 1982. — С. 105—160. — 239 с.
  • Е. М. Голдовский. Кинопроекция в вопросах и ответах. — М.,: «Искусство», 1971. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.

Проектор (устройство) — это… Что такое Проектор (устройство)?


Проектор (устройство)

Проектор — световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объёме. Проекторы являются в основном оптико-механическими или оптическо-цифровыми приборами, позволяющими при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность, расположенную вне прибора — экран. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа, относящегося к проекционному искусству.

Виды проекционных приборов

  • Диаскопический проекционный аппарат — изображения создаются при помощи лучей света проходящих, через светопроницаемый носитель с изображением. Это самый распространённый вид проекционных аппаратов. К ним относят такие приборы как: кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель, проекционный фонарь, кодоскоп и др.
  • Эпископический проекционный аппарат — создаёт изображения непрозрачных предметов путём проецирования отраженных лучей света. К ним относятся эпископы, мегаскоп.
  • Эпидиаскопический проекционный аппарат — формирует на экране комбинированые изображения как прозрачных, так и непрозрачных объектов.
  • Мультимедийный проектор (также используется термин «Цифровой проектор») — с появлением и развитием цифровых технологий это наименование получили два, вообще говоря, различных класса устройств:
    • На вход устройства подаётся видеосигнал в реальном времени (аналоговый или цифровой). Устройство проецирует изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала.
    • Устройство получает на отдельном или встроенном в устройство носителе или из локальной сети файл или совокупность файлов (слайдшоу) — массив цифровой информации. Декодирует его и проецирует видеоизображение на экран, возможно, воспроизводя при этом и звук. Фактически, является сочетанием в одном устройстве мультимедийного проигрывателя и собственно проектора.
  • Лазерный проектор — выводит изображение с помощью луча лазера.

Мультимедийные проекторы

Название «цифровой проектор» связано прежде всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий обработки информации и формирования изображения. До появления цифровых технологий телевизионный аналоговый сигнал проецировался с помощью:

Аналоговые проекторы телевизионного сигнала

  • CRT проектор — аналоговое устройство, в котором изображение создаётся на экране трёх электронно-лучевых трубок, затем проецируется на экран тремя объективами.
  • Проектор с модуляцией света на масляной пленке — разновидность «светоклапанных» пассивных систем. Аналоговое электронно-лучевое и оптическое устойство, рассчитанное на управление мощным световым потоком для создания изображения на экране большого размера. На основе серийно выпускавшейся системы «Эйдофор» был, в частности, реализован первый большой телевизионный экран (чёрно-белый) Центра управления космическими полётами СССР.[1]

Принцип действия проектора с модуляцией света заключается в том, что поток света падает последовательно на два поглощающих свет растра, между которыми находится масляная плёнка на зеркальной поверхности. Если масляная плёнка не возмущена, свет оказывается задержан обоими растрами и экран совершенно чёрный. Масляная плёнка помещается внутрь электронно-лучевой трубки, которая и формирует на ней распределение заряда в соответствии с поступающим видеосигналом. Распределение заряда, в сочетании с приложенным к зеркалу потенциалом, порождает возмущение поверхности плёнки. Проходя через этот участок плёнки, световой поток проходит мимо второго растра и попадает на экран в соответствующую точку.

Преимущество проектора такого типа состоит в практическом отсутствии ограничения на мощность светового потока, так как сам управляемый элемент не поглощает управляемой части светового потока, а паразитное поглощение легко компенсируется охлаждением металлического зеркала, на котором находится плёнка. Охлаждать же следует только два поглощающих растра и лампу. На практике, были достигнуты световые потоки в 10 000 лм.

Недостатком является то, что наибольший достижимый световой поток составляет менее половины светового потока лампы, даже при максимальной яркости кадра.

Цифровые проекторы

DLP-проектор InFocus IN34

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Проектировщик
  • Проекты и группы музыкантов Disbelief

Смотреть что такое «Проектор (устройство)» в других словарях:

  • Проектор — У этого термина существуют и другие значения, см. Проектор (математика). Проекционный экран в домашнем кинотеатре …   Википедия

  • проектор — ▲ оптическое устройство ↑ для (чего), воспроизвести, изображение, в (направлении), экран проектор аппарат для проецирования на экран изображений с оригиналов. проецировать. проекционный (# изображение). проекционный фонарь. волшебный фонарь.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Устройство вывода — Устройства вывода  периферийные устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления. Содержание 1… …   Википедия

  • Жидкокристаллический проектор — устройство, проецирующее на экран изображение, созданное одной или несколькими жидкокристаллическими матрицами. Механической основой LCD (матрица на жидких кристаллах англ. liquid crystal display LCD) и reflective LCD проекторов является… …   Википедия

  • Пико-проектор — Aaxatech P1 Пико проектор  проектор небольшого, карманного размера. Часто выполнен в форм факторе со …   Википедия

  • LCoS-проектор — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • LCOS проектор — LCoS (англ. Liquid Crystal on Silicon жидкие кристаллы на полупроводнике) технология получения изображения, используемая в проекторах. Является третьей по распространенности после технологий 3LCD (LCD), но занимает значительно меньшую долю рынка …   Википедия

  • LCOS-проектор — Упрощенная схема ячейки LCoS матрицы. LCoS (англ. Liquid Crystal on Silicon жидкие кристаллы на кремнии)  технология получения изображения, используемая в проекторах. Является третьей по распространенности после технологий DLP и 3LCD… …   Википедия

  • Звуковой проектор — Звуковой проектор  электронное устройство, акустическая система, предназначенная для имитации пятиканального звука. Для создания эффекта пятиканального звучания вместо пяти источников звука, ставится один, содержащий несколько динамиков.… …   Википедия

  • электронный проектор — безлинзовое устройство, создающее увеличенное изображение поверхности, эмитирующей электроны. Эмитированные катодом (в виде острия) электроны (автоэлектронная эмиссия) ускоряются сильным радиальным электрический полем и, попадая на внутреннюю… …   Энциклопедический словарь


Кинескопный видеопроектор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кинескопный видеопроектор или CRT-проектор (от англ. Cathode Ray Tube, CRT — электронно-лучевая трубка) — разновидность видеопроектора, источником света в котором являются люминофор одного или нескольких кинескопов с повышенной яркостью свечения. До конца XX века видеопроекторы этого типа получили наиболее широкое распространение в небольших аудиториях, поскольку светоклапанные устройства типа «Эйдофор» были чрезвычайно громоздки, дороги и требовали квалифицированного обслуживания[1].

Советский кинескопный чёрно-белый видеопроектор «Москва». 1957 год

В чёрно-белых проекторах этого типа изображение небольшого размера создаётся на экране кинескопа с диагональю от 7 до 12 дюймов, а затем увеличивается на большом экране с помощью оптической системы. В цветных видеопроекторах используются три кинескопа с разным цветом свечения люминофора: красным, зелёным и синим. Каждый из кинескопов воcпроизводит одно из трёх частичных цветоделённых изображений, которые оптически совмещаются на экране с помощью объективов. В большинстве случаев каждый из кинескопов оснащается индивидуальной оптической системой, чаще всего катадиоптрического типа. Это объясняется более высокой световой эффективностью зеркально-линзовых систем, превосходящих по этому параметру линзовые в 3 раза[2].

Впервые принцип трёх кинескопов был использован в экспериментальной системе цветного телевидения, созданной компанией RCA в 1947 году[3]. Однако, массовое производство подобных устройств было налажено лишь в 1972 году фирмами Sony и Advent[4]. Принципиальным ограничением такой системы является предельная яркость и размер изображения, площадь которого обычно не превышает 12 квадратных метров[2]. Причина этого кроется в соотношении между яркостью свечения люминофора и сроком службы кинескопа. При слишком высокой яркости долговечность резко снижается, и кроме того возрастает опасность появления тормозного излучения из-за высокого анодного напряжения трубок, достигающего 50 киловольт. Наиболее высокой световой эффективности удалось добиться в видеопроекторах системы NovaBeam, реализованной в 1979 году американцем Генри Клоссом[5]. Зеркально-линзовую оптику начали встраивать непосредственно в каждый из кинескопов, повышая световую эффективность, и исключая большинство юстировок. Видеопроекторы этого типа давали качественное изображение на экранах с диагональю до 3 метров[6].

Ограничение яркости и размера экрана отсутствует в светоклапанных проекторах с мощной лампой в качестве источника света. Современные светоклапанные видеопроекторы с DLP или LCoS матрицами свободны от этих ограничений, а яркость и размер даваемого ими изображения зависят только от мощности осветительной системы. В настоящее время видеопроекторы с кинескопами повышенной яркости считаются устаревшими[7].

По сравнению с другими типами проекторов для кинескопных характерна долговечность, достигающая 10 тысяч часов непрерывной эксплуатации. Наиболее дорогие модели воспроизводят изображение с высокой чёткостью, доходящей до 1920×1200 точек при качественном воспроизведении цветовых оттенков. Существуют образцы и с более высоким разрешением. По сравнению с современными проекторами на основе DLP и LCD кинескопные значительно лучше воспроизводят чёрный цвет, обеспечивая глубокие насыщенные тени[8]. Демонстрация видео с чересстрочной развёрткой может вестись напрямую, без снижения качества цепями деинтерлейсинга. Кроме того, быстродействие кинескопов практически не ограничено, исключая проблему запаздывания и появления «шлейфов» от быстродвижущихся объектов. Кинескопные видеопроекторы свободны от «эффекта радуги», характерного для одноматричных DLP-проекторов.

Недостатки заключаются в громоздкости проектора и сложности юстировки оптики при его установке. Плохая настройка приводит к появлению у предметов на краях изображения цветных контуров, обусловленных неточностью совмещения растров трёх кинескопов. Кроме того, в процессе эксплуатации настройки сбиваются, требуя повторных регулировок. Яркость изображения на экране ниже, чем у более современных и компактных DLP и LCD проекторов, оснащённых мощной лампой. Из-за этого в большинстве случаев комфортный просмотр изображения на экране возможен только в хорошо затемнённом помещении[9]. При этом энергопотребление кинескопных проекторов значительно выше, а кинескопы подвержены эффекту выгорания люминофора. Явление особенно заметно при переходе на формат с редко использующимся соотношением сторон экрана, например на классический после широкоэкранного. При этом хорошо заметна повышенная яркость изображения в местах постоянного присутствия экранного каше, где люминофор выгорает менее интенсивно.

  • В. Е. Джакония. 7. 5. Системы большого телевизионного экрана // Телевидение. — М.: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 148—155. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.

Выбираем проектор для дома по ключевым параметрам

Техника мультимедиа прочно вошла в жизнь человека. С ее помощью можно организовать досуг или провести наглядные переговоры, презентации. В процессе выбора следует проанализировать основные параметры прибора.

Благодаря этому удастся выбрать модель, которая будет соответствовать требованиям пользователя. Дополнительно следует разобраться, что такое мультимедийный проектор и как он будет использоваться.

Виды проекционных аппаратов

Проекционный аппарат используется для трансляции изображения на специальную отражающую поверхность. Ее также называют отражающим экраном. Дополнительно в систему должен подключаться внешний источник информации. В данном качестве используется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон или другие современные гаджеты.

Пользователь должен выяснить для себя, какое изображение его будет устраивать. Каждый из вариантов имеет преимущества и недостатки.

Технические характеристики проектора позволили разделить устройства на две группы:

  • Высокая яркость проектора гарантированно будет обеспечена при использовании аппарата LCD. Технология позволяет добиться четкой цветопередачи. Световой поток точный, поэтому устройство характеризуется четкой диаграммой. На поверхности хорошо отображается любой текст. Во время презентации зрители могут самостоятельно его изучить.
  • Отличное оптическое разрешение проектора и контрастность формируется посредством функционирования технологии DLP. Производителям также удалось совместить ее с естественной передачей света. Среди дополнительных преимуществ следует также отметить небольшой размер. Некоторые аппараты можно носить даже в кармане.

При выборе важно понять, что это за технологии и каким образом они определяют качество конечного изображения. Устройства имеют много сходных характеристик. Для человека важна яркость проектора и срок его службы.

Разницу можно также отметить в стоимости. К примеру, устройства с технологией DLP дороже остальных. При выборе важно оценить сферу использования и сопоставить ее с финансовыми возможностями.

Важно! Существует также возможность формирования трехмерного изображения. Однако функция присутствует далеко не во всех моделях. Обычно они функционируют на создание 2D картинки.

Преимущества лазерного проектора заключаются в возможности создания качественного и четкого 3d рисунка. Однако для хорошего восприятия потребуется также обратить внимание на контрастность. Она должна быть ровной и не образовывать «швы» в динамичных сценах. При выборе лазерного проектора следует понимать, что данное устройство не является анимационным.

Оно может использоваться исключительно для передачи голограмм, которые проецируются на специальную поверхность.

Основные характеристики

В проекторе может использоваться сразу несколько функций. Именно поэтому человек должен обратить внимание на следующие технические характеристики:

  • Реальное разрешение.
  • Формирование и обработка светового потока.
  • Уровень контрастности.
  • Масса.
  • Равномерное распределение света в проекторах.
  • Оптические возможности.
  • В каком формате картинка будет выводиться на плоскость.
  • Наличие или отсутствие определенного уровня искажения.
  • Тип осветительного прибора.
  • Мощность проектора.
  • Принцип формирования звука.
  • Общее количество разъемов, которые могут использоваться для подключения внешних устройств.
  • Хорошо когда управление может производиться сразу несколькими способами.

Разрешающая способность

Разрешение проекторов — показатель, который демонстрирует количество пикселей или микрозеркал. Эти компоненты находятся на внутренней матрице и отвечают за детализацию. При определении величины параметра учитывается количество строк и столбцов.

К примеру, если в инструкции написано 1920x1080p, то по первой цифре можно судить количество точек по горизонтали, а по второй — по вертикали. Рекомендуется покупать аппараты с большими показателями. Благодаря этому проекция на плоскости будет четкой. Пиксель — это небольшой квадрат, который отвечает за формирование цвета.

Важно проанализировать сферу, где будет использоваться проектор. Разрешение показывает максимальную возможность агрегата. Оптимальным решением считается покупка full hd устройства. Проектор для дома, учебы или офиса имеет разные требования. Они формируются на основании основных нюансов и принципа отображения информации.

Световой поток

Для измерения данной величины в технике используется люмен. Показатель должен соответствовать стандартам, которые были утверждены и приняты в 1982 году. Световой поток измеряется в 9 разных зонах экрана. Необходимо, чтобы распределение производилось равномерно.

Важно! Проекторы высокого разрешения поступили в эксплуатацию в 2016 году. Показатель их светового потока составляет не менее 12000 ANSI люмен.

Световой поток характеризуется определенной силой. Она напрямую зависит от помещения, в котором планируется эксплуатировать устройство. Во внимание берется также планируемая площадь экрана. Для светлых помещений потребуется правильно подобрать модель. В противном случае будет невозможно распознать надписи и обработать представленную информацию.

Понятие полной темноты и подтемнения характеризуются различными показателями. От них зависят критерии, которые позволяют правильно выбрать проектор. Разрешение может быть меньше, если эксплуатация производится в полумраке или полной темноте. Для смены обстановки иногда достаточно просто закрыть шторы. Слабый источник света не сможет повлиять негативно на транслируемое изображение.

Комната также может освещаться естественным и искусственным путем. Днем и в темное время суток они отличаются. Специалисты рекомендуют закрыть источники таким образом, чтобы на экране не было прямых солнечных лучей.

Негативное воздействие также может оказать лампа, которая находится вблизи. Если яркость проектора слабая, то будет наблюдаться существенное искажение.

Важно! Контрастность проектора напрямую зависит от яркости изображения. Именно поэтому мы выбираем устройство с максимальными показателями. Благодаря этому удастся получить комфортные условия для просмотра изображений.

Контрастность

Контрастность в устройстве отвечает за детализацию и передачу отдельных нюансов. С ее помощью удается добиться глубины передачи каждого цвета и отдельных оттенков. Показатель помогает распознать светлые и темные объекты. Они есть практически в каждой части картинки.

Важно! Низкая контрастность проектора наблюдается у жидкокристаллических моделей. Именно поэтому пользователи предпочитают останавливать выбор на DLP-устройствах.

Контрастность в инструкции всегда привязана к определенному виду стандартов.

Чаще всего для этого используется система ANSI. В основу ее создания легли усредненные показатели. Их измерение производилось только в определенной зоне экрана. В среднем уровень контраста составляет 150:1. Проектор для дома должен иметь высокую контрастность, если его планируется эксплуатировать в светлом помещении. В противном случае не удастся рассмотреть отдельные детали, которые играют важную роль в общей картине.

Масса агрегата

Рекомендуется также заранее узнать, сколько весит конкретная модель. От показателя напрямую зависит возможность к транспортировке. Объемный прибор потребует соответствующего места в интерьере.

На сегодняшний день используется следующая классификация:

  • Стационарный широкоформатный проектор может составлять по весу более 8 кг. Однако в процессе его монтажа потребуется выполнить размещение подвесной конструкции на стене.
  • Портативные устройства по весу находятся в пределах от 4 до 8 кг. Их чаще всего применяют для проведения презентаций. Практически на каждом предприятии есть такой образец техники.
  • Если необходимо постоянно проводить презентации на выезде, то рекомендуется купить устройство с весом от 2 до 4 кг.
  • Современные производители выпустили в продажу также микромодели. Их вес составляет не более 2 кг. Они настолько мобильные, что их вполне можно носить в кармане.

Для проектора, который будет работать в стационарном режиме, вес не имеет большого значения. Если устройство планируется установить на полке, то его масса не должна превышать 5 кг. Благодаря этому также допускается провести закрепление на гипсокартонном потолке.

Вес до 4 кг дает возможность к транспортировке проектора на большие расстояния. Модели с такими параметрами выпускают китайские компании. Их приобретение можно осуществить даже в обычном интернет-магазине. Однако предварительно рекомендуется внимательно ознакомиться с отзывами.

К примеру, некоторые компании указывают свойства full hd, которые не соответствуют действительности. Немаловажное значение играет четкость картинки. Если текст будет не читаемым, то его испортит впечатление о докладчике.

Ультрапортативные модели чаще всего используются в сфере бизнеса. Важно осуществить выбор проектора по основным параметрам, а не зацикливаться на размерах и массе. В его состав также должно входить необходимое количество разъемов.

Аппарат можно брать с собой в дорогу, при этом он не займет много места в багаже. Собственное разрешение проектора может быть слишком маленьким. Неудобства также могут возникнуть из-за низкой мощности. Аппарат подходит для использования в маленькой комнате с небольшим экраном.

Важно! Проектор для дома в своем составе должен иметь функцию full hd. Она реализуется в полной мере даже у портативных устройств. Они обладают высокими функциональными возможностями. Технические характеристики указаны в инструкции в полном объеме.

Равномерная освещенность

Подбор проектора невозможно представит без анализа освещения в его центральной точке. Оно может изменяться в направлении по периферии.

Проектор для дома должен характеризоваться показателем по данному пункту не менее 80%. В таком случае качество устроит. Оно также позволит сохранить читаемость отдельной части текста, которая будет выводиться на экран.

Оптический узел

Световой проектор функционирует благодаря движению оптических компонентов. В процессе работы также меняется фокусное расстояние. У устройства есть функция ZOOM, которая позволяет приближать или удалять отдельные объекты. Наличие опции существенно упрощает процесс подготовки и презентации материала.

Проекционное соотношение удастся изменить без физического перемещения устройства. Благодаря этому пользователь сможет определить размеры и масштаб картинки, которая будет выводиться на экран. У проекторов современного образца такие манипуляции выполняются с помощью пульта дистанционного управления. С его помощью удается также проводить необходимую фокусировку. Такие технические характеристики проектора в обязательном порядке должны быть у устройства, которое планируется закрепить на потолке.

 

Проекционное соотношение напрямую зависит от выбранного варианта фокуса.

Оптикам может быть коротко- и широкоугольной. Благодаря ей удается выводить четкое изображение на полотно, даже если расстояние до устройства не превышает 1,5 метра. Короткофокусный вариант идеально подходит для комнаты с небольшой квадратурой.

Проекторы широкоформатные можно расположить даже позади просветного экрана.

Формат и размер изображения

Мультимедийный проекционный аппарат отличается возможностью настройки изображения по индивидуальным предпочтениям хозяина. При этом нужно его соотнести с размерами комнаты. Для этого удобно использовать один из следующих способов.

Проекционное соотношение можно менять посредством фактического перемещения аппарата.

Если характеристики проекторов включают функцию ZOOM, то достаточно будет простых манипуляций с пультом дистанционного управления.

Важно! Лучше остановить выбор на соотношении 16:9. Такие широкоугольные проекторы считаются универсальными и используются дома и на крупных предприятиях.

Геометрическая коррекция

Если девайс будет установлен под углом, то потребуется учесть проекционный коэффициент. В результате такого размещения изображение будет деформироваться и искажаться. Они также имеет трапециевидную форму.

Проекторы широкоформатные имеют специальную функцию коррекции. В ее основу входят правильно подобранные алгоритмы компрессии. Проекционное соотношение корректируется по вертикали и горизонтали. Благодаря этому устройство можно разместить сбоку, а не по центру.

Источники света

Источники света в обычной модели составляют не менее 30% от ее стоимости. Чаще всего используются ксеноновые или ртутные лампы. От них напрямую зависит, сколько прослужит устройство без необходимости покупки на него запчастей. Характеристика сводится к часам, которые устройство будет находиться во включенном режиме.

Максимальные срок службы проектора фиксируется в случае использования лазерного источника. Однако он отличается высокой ценой, которая далеко не всегда считается оправданной.

Звук

Выбор проектора предполагает также анализ наличия звуковой функции. При этом громкость должна устраивать всех зрителей, которые собрались в комнате в данный момент. Рекомендуется посмотреть обзор товара. Благодаря этому удастся оценить возможности и функционал в полном объеме.

Ультрапортативные проекторы редко могут издавать звук без использования дополнительных девайсов. В таком случае их придется использовать в комплекте с колонками. Функция влияет на восприятие. Однако рассчитывать на full hd без внешних устройств не приходится.

Количество разъемов

Подобрать проектор правильно удастся по ключевым показателям. Устройство также должно иметь достаточное количество разъемов. Они необходимы для сопряжения с внешними устройствами. Анализируется, какая функция считается приоритетной.

Проекторы широкоформатные получают информацию с персонального компьютера или планшета. Для этого используются стандартные разъемы VGA-интерфейс и HDMI. При этом собственное разрешение проектора позволяет преобразовать их в цифровую картинку, которая выводится на полотно. На что следует еще обратить внимание? Специальные аудио выходы позволят подключить колонки и усилить звук.

Способ управления

Срок службы проектора напрямую зависит от его прочности и надежности. Для удобства использование оборудование также дополняется пультом дистанционного управления. Норма, если управление также выполняется с помощью специального интерфейса. Программу можно установить на персональный компьютер или планшет.

Описание любого устройства показывает его технические возможности. Сложно определить идеальную модель, которая бы смогла удовлетворить требования различных клиентов. Для одних важно проекционное соотношение, для других — четкая работа при дневном свете. Немаловажное значение играет вес, размер и мобильность аппарата.

Заключение

Клиенту предварительно также потребуется узнать, что не относится к основным характеристикам проектора. При наличии дополнительных функций существенно увеличивается также цена товара. Далеко не всегда переплата считается оправданной.

При этом контрастность зависит от работы света в проекторах. Яркость и контрастность позволяют привлечь внимание аудитории и удерживать его в течение долгого периода времени. При правильном анализе всех данных удастся получить универсальное устройство, которое будет радовать пользователя.

Проектор — это… Что такое Проектор?

Проектор — оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа, относящегося к проекционному искусству.

Виды проекционных приборов

  • Диаскопический проекционный аппарат — изображения создаются при помощи диапроекции, то есть лучей света, проходящих через светопроницаемый носитель с изображением. Это самый распространённый вид проекционных аппаратов. К ним относят такие приборы как: кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель, проекционный фонарь, кодоскоп и др.
  • Эпископический проекционный аппарат — создаёт изображения непрозрачных предметов путём эпипроекции, то есть проецирования отраженных лучей света. К ним относятся эпископы, мегаскоп.
  • Эпидиаскопический проекционный аппарат — формирует на экране комбинированные изображения как прозрачных, так и непрозрачных объектов.
  • Мультимедийный проектор (также используется термин «Цифровой проектор») — с появлением и развитием цифровых технологий это наименование получили два, вообще говоря, различных класса устройств:
    • На вход устройства подаётся видеосигнал в реальном времени (аналоговый или цифровой). Устройство проецирует изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала.
    • Устройство получает на отдельном или встроенном в устройство носителе или из локальной сети файл или совокупность файлов (слайдшоу) — массив цифровой информации. Декодирует его и проецирует видеоизображение на экран, возможно, воспроизводя при этом и звук. Фактически, является сочетанием в одном устройстве мультимедийного проигрывателя и собственно проектора.
  • Лазерный проектор — выводит изображение с помощью луча лазера.

Мультимедийные проекторы

Название «цифровой проектор» связано прежде всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий обработки информации и формирования изображения. До появления цифровых технологий телевизионный аналоговый сигнал проецировался с помощью:

Аналоговые проекторы телевизионного сигнала

  • CRT проектор — аналоговое устройство, в котором изображение создаётся на экране трёх электронно-лучевых трубок, затем проецируется на экран тремя объективами.
  • Проектор с модуляцией света на масляной пленке — разновидность «светоклапанных» пассивных систем. Аналоговое электронно-лучевое и оптическое устройство, рассчитанное на управление мощным световым потоком для создания изображения на экране большого размера. На основе серийно выпускавшейся системы «Эйдофор» был, в частности, реализован первый большой телевизионный экран (чёрно-белый) Центра управления космическими полётами СССР.[1]

Принцип действия проектора с модуляцией света заключается в том, что поток света падает последовательно на два поглощающих свет растра, между которыми находится масляная плёнка на зеркальной поверхности. Если масляная плёнка не возмущена, свет оказывается задержан обоими растрами и экран совершенно чёрный. Масляная плёнка помещается внутрь электронно-лучевой трубки, которая и формирует на ней распределение заряда в соответствии с поступающим видеосигналом. Распределение заряда, в сочетании с приложенным к зеркалу потенциалом, порождает возмущение поверхности плёнки. Проходя через этот участок плёнки, световой поток проходит мимо второго растра и попадает на экран в соответствующую точку.

Преимущество проектора такого типа состоит в практическом отсутствии ограничения на мощность светового потока, так как сам управляемый элемент не поглощает управляемой части светового потока, а паразитное поглощение легко компенсируется охлаждением металлического зеркала, на котором находится плёнка. Охлаждать же следует только два поглощающих растра и лампу. На практике, были достигнуты световые потоки в 50 000 лм.

Недостатком является то, что наибольший достижимый световой поток составляет менее половины светового потока лампы, даже при максимальной яркости кадра.

Цифровые проекторы

DLP-проектор InFocus IN34

Примечания

См. также

Ссылки

Виды и типы проекторов

В настоящее время проекторы широко применяются как в коммерческих/некоммерческих компаниях, так и дома. Они нужны для того, чтобы транслировать изображение на специальный экран, делая его большим и красивым. В настоящее время можно встретить самые разные виды проекторов, которые отличаются в зависимости от класса, сферы применения, применяемых технологий и так далее. Все они различаются между собой по набору потребительских характеристик, а также исходя из некоторых других особенностей, поэтому основная задача человека, решившего воспользоваться проектором – это грамотно выбрать устройство таким образом, чтобы оно подходило под его основную цель.

Основные типы проекторов

Карманные проекторы – часто применяются людьми, чаще в движении. Вес до 300 грамм, устройство станет идеальным вариантом для не запланированной презентации. Достоинство заключается в их мобильности, что касается функций, то они имеют несколько ограничений. Они легко переносятся с одного места на другое и удобны для людей, которые часто путешествуют и являются мобильными, проводя презентации в различных городах и местах.

Карманный проектор Aiptek MobileCinema i50DКарманный проектор Aiptek MobileCinema i50D

Ультра портативные проекторы применяются для проведения деловых презентаций и мероприятий, отличаются тем, что обладают удобством. Мобильные, но зачастую именно небольшие параметры веса говорят об ограничении функций и опций. Поэтому к выбору такого устройства необходимо относиться внимательно. Небольшой вес – это не показатель высокого качества, так что перед выбором модели лучше всего пройти консультацию у опытного специалиста, который владеет вопросом и поможет вам выбрать качественную модель.

ультрапортативный проектор Aiptek MobileCinema i20ультрапортативный проектор Aiptek MobileCinema i20

Портативные проекторы нередко они могут применяться как переносные для проведения презентаций. Обладают компактностью и высокими показателями с точки зрения техники, а также отличаются многочисленными функциональными особенностями.

портативный проектор

Стационарные аппараты используются в одном месте, могут иметь самые разные интерфейсы. Такие устройство используются в постоянной установке, имеют высокие параметры техники, а также грамотную «интеллектуальную» начинку. Имеют хороший световой поток, большое количество сменной оптики и так далее. Стоимость таких устройств, соответственно, выше, однако она обусловлена высокими технологическими особенностями и хорошими показателями.

Стационарный проектор BenQ W5000Стационарный проектор BenQ W5000

Какие проекторы самые лучшие – решать только вам, самое главное – грамотно подходить к их выбору. Выбирать устройство необходимо, исходя из его базовых характеристик и индивидуальных особенностей, среди которых можно выделить такие, как сфера применения, количество раз, которое вы планируете использовать устройство за определенный период времени, а также другие параметры.

Технологии проекторов

По применяемой в проекторе технологии можно также его классифицировать:

Технологии LCD применяются часто, обычно имеют три жидкокристаллические матрицы – синий, зеленый, красный. Просвечивание осуществляется за счет мощного светового потока, образованного лампой. В результате получается изображение, которое впоследствии отправляется на экран. Есть масса преимуществ у такого типа применяемой технологии, обычно они заключаются в легкости конструкции, а также в простоте использования отдельных элементов.

К преимуществам таких моделей можно отнести реалистичность изображения, насыщенность, стабильность картинки. Если рассматривать недостатки – это наличие в некоторых моделях эффекта «проволочной сетки».

DLP системы – в них в качестве ядра выступает матрица, которая и отвечает за формирование изображения. Каждое из зеркал может без труда поворачиваться на малый угол под действием сигнала, в результате чего создается определенный пиксель изображения. Основное достоинство такой технологии заключается в высокой контрастности изображения, а также в более глубокой детализации теней. Такие модели, в отличие от предыдущих, являются более долговечными и надежными, однако и стоимость их, как правило, является более высокой.

LCoS является относительно новой технологией. Такие проекторы могут воспроизводить картинку, которая обладает высокой четкостью изображения, не имеется «сетки». Кроме того, есть и ряд других особенностей, на которые стоит обратить внимание.

CRT проекторы отличаются высоким качеством изображения и длительным сроком службы. Если говорить о недостатках, то можно выделить достаточно большую массу, слабый поток света, а также высокую сложность установки и немалую цену.

Классификация по области применения

В зависимости от области применения, можно выделить следующие группы проекторов:

Проекторы для офиса. Обычно имеют формат 4:3. Обладают удобством использования и другими положительными характеристиками.

Домашние проекторы – устройства отличаются высокой контрастностью, благодаря чему можно без труда создать реалистичное изображение и погрузить зрителя в то, что происходит на экране. Величина светового потока в устройствах такого типа является второстепенным фактором.

Реальное разрешение – это еще один признак классификации проекторов. Он отвечает за количество пикселей по обоим направлениям – вертикали и горизонтали. Чем больше разрешение, тем выше качество полученного изображения. Для того чтобы смотреть фильмы на DVD, достаточно будет разрешения 852*480, для проведения презентаций используются более качественные модели с разрешением в 1024*768. Для воспроизведения фильмов в высоком качестве потребуется проектор с разрешением 1280*720. Специалисты советуют выбирать устройство исходя из размеров экрана, с которого вы планируете передавать информацию. Таким образом, можно сделать вывод, что есть различные виды проекторов, среди которых можно выбрать более подходящий вариант. Но к его выбору необходимо относиться внимательно и аккуратно, поскольку купив дорогое устройство, вы можете просто потерять деньги. Исходя из потребностей и сферы применения, необходимо выбрать достойный вариант.


Пожалуйста, оцените статью:


Проектор (устройство) — это… Что такое Проектор (устройство)?


Проектор (устройство)

Проектор — световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объёме. Проекторы являются в основном оптико-механическими или оптическо-цифровыми приборами, позволяющими при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность, расположенную вне прибора — экран. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа, относящегося к проекционному искусству.

Виды проекционных приборов

  • Диаскопический проекционный аппарат — изображения создаются при помощи лучей света проходящих, через светопроницаемый носитель с изображением. Это самый распространённый вид проекционных аппаратов. К ним относят такие приборы как: кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель, проекционный фонарь, кодоскоп и др.
  • Эпископический проекционный аппарат — создаёт изображения непрозрачных предметов путём проецирования отраженных лучей света. К ним относятся эпископы, мегаскоп.
  • Эпидиаскопический проекционный аппарат — формирует на экране комбинированые изображения как прозрачных, так и непрозрачных объектов.
  • Мультимедийный проектор (также используется термин «Цифровой проектор») — с появлением и развитием цифровых технологий это наименование получили два, вообще говоря, различных класса устройств:
    • На вход устройства подаётся видеосигнал в реальном времени (аналоговый или цифровой). Устройство проецирует изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала.
    • Устройство получает на отдельном или встроенном в устройство носителе или из локальной сети файл или совокупность файлов (слайдшоу) — массив цифровой информации. Декодирует его и проецирует видеоизображение на экран, возможно, воспроизводя при этом и звук. Фактически, является сочетанием в одном устройстве мультимедийного проигрывателя и собственно проектора.
  • Лазерный проектор — выводит изображение с помощью луча лазера.

Мультимедийные проекторы

Название «цифровой проектор» связано прежде всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий обработки информации и формирования изображения. До появления цифровых технологий телевизионный аналоговый сигнал проецировался с помощью:

Аналоговые проекторы телевизионного сигнала

  • CRT проектор — аналоговое устройство, в котором изображение создаётся на экране трёх электронно-лучевых трубок, затем проецируется на экран тремя объективами.
  • Проектор с модуляцией света на масляной пленке — разновидность «светоклапанных» пассивных систем. Аналоговое электронно-лучевое и оптическое устойство, рассчитанное на управление мощным световым потоком для создания изображения на экране большого размера. На основе серийно выпускавшейся системы «Эйдофор» был, в частности, реализован первый большой телевизионный экран (чёрно-белый) Центра управления космическими полётами СССР.[1]

Принцип действия проектора с модуляцией света заключается в том, что поток света падает последовательно на два поглощающих свет растра, между которыми находится масляная плёнка на зеркальной поверхности. Если масляная плёнка не возмущена, свет оказывается задержан обоими растрами и экран совершенно чёрный. Масляная плёнка помещается внутрь электронно-лучевой трубки, которая и формирует на ней распределение заряда в соответствии с поступающим видеосигналом. Распределение заряда, в сочетании с приложенным к зеркалу потенциалом, порождает возмущение поверхности плёнки. Проходя через этот участок плёнки, световой поток проходит мимо второго растра и попадает на экран в соответствующую точку.

Преимущество проектора такого типа состоит в практическом отсутствии ограничения на мощность светового потока, так как сам управляемый элемент не поглощает управляемой части светового потока, а паразитное поглощение легко компенсируется охлаждением металлического зеркала, на котором находится плёнка. Охлаждать же следует только два поглощающих растра и лампу. На практике, были достигнуты световые потоки в 10 000 лм.

Недостатком является то, что наибольший достижимый световой поток составляет менее половины светового потока лампы, даже при максимальной яркости кадра.

Цифровые проекторы

DLP-проектор InFocus IN34

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Проектировщик
  • Проекты и группы музыкантов Disbelief

Смотреть что такое «Проектор (устройство)» в других словарях:

  • Проектор — У этого термина существуют и другие значения, см. Проектор (математика). Проекционный экран в домашнем кинотеатре …   Википедия

  • проектор — ▲ оптическое устройство ↑ для (чего), воспроизвести, изображение, в (направлении), экран проектор аппарат для проецирования на экран изображений с оригиналов. проецировать. проекционный (# изображение). проекционный фонарь. волшебный фонарь.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Устройство вывода — Устройства вывода  периферийные устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления. Содержание 1… …   Википедия

  • Жидкокристаллический проектор — устройство, проецирующее на экран изображение, созданное одной или несколькими жидкокристаллическими матрицами. Механической основой LCD (матрица на жидких кристаллах англ. liquid crystal display LCD) и reflective LCD проекторов является… …   Википедия

  • Пико-проектор — Aaxatech P1 Пико проектор  проектор небольшого, карманного размера. Часто выполнен в форм факторе со …   Википедия

  • LCoS-проектор — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • LCOS проектор — LCoS (англ. Liquid Crystal on Silicon жидкие кристаллы на полупроводнике) технология получения изображения, используемая в проекторах. Является третьей по распространенности после технологий 3LCD (LCD), но занимает значительно меньшую долю рынка …   Википедия

  • LCOS-проектор — Упрощенная схема ячейки LCoS матрицы. LCoS (англ. Liquid Crystal on Silicon жидкие кристаллы на кремнии)  технология получения изображения, используемая в проекторах. Является третьей по распространенности после технологий DLP и 3LCD… …   Википедия

  • Звуковой проектор — Звуковой проектор  электронное устройство, акустическая система, предназначенная для имитации пятиканального звука. Для создания эффекта пятиканального звучания вместо пяти источников звука, ставится один, содержащий несколько динамиков.… …   Википедия

  • электронный проектор — безлинзовое устройство, создающее увеличенное изображение поверхности, эмитирующей электроны. Эмитированные катодом (в виде острия) электроны (автоэлектронная эмиссия) ускоряются сильным радиальным электрический полем и, попадая на внутреннюю… …   Энциклопедический словарь


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о