Презентация к уроку по физике (8 класс): Сила Ампера.
Слайд 1
Сила АмпераСлайд 2
Сила Ампера Силу, с которой МП действует на проводник с током, называют силой Ампера. Сила Ампера имеет: модуль, который вычисляю по формуле: ( α – угол между вектором индукции и проводником) F = IBl sin α,
Слайд 3
2.Сила Ампера имеет направление в пространстве , которое определяется по правилу левой руки: если левую руку расположить так, чтобы вектор магнитной индукции входил в ладонь, а вытянутые пальцы были направлены вдоль тока, то отведенный большой палец укажет направление действия силы.
Слайд 4
Применение силы Ампера
Слайд 5
Применение силы Ампера. Ориентирующее действие МП на контур с током используют в электроизмерительных приборах магнито-электрической системы – амперметрах и вольтметрах. Сила, действующая на катушку, прямо пропорциональна силе тока в ней. При большой силе тока катушка поворачивается на больший угол, а вместе с ней и стрелка. Остается проградуировать прибор – т.е. установить каким углам поворота соответствуют известные значения силы тока.
Слайд 6
Применение силы Ампера. В электродинамическом громкоговорителе (динамике) используется действие магнитного поля постоянного магнита на переменный ток в подвижной катушке. Звуковая катушка З.К. располагается в зазоре кольцевого магнита М. С катушкой жестко связан бумажный конус — диафрагма D . Диафрагма укреплена на упругих подвесах, позволяющих ей совершать вынужденные колебания вместе с подвижной катушкой. По катушке протекает переменный электрический ток частотой, равной звуковой частоте от микрофона или с выхода радиоприемника, проигрывателя, магнитофона. Под действием силы Ампера катушка колеблется вдоль оси громкоговорителя ОО1 в такт с колебаниями тока. Эти колебания передаются диафрагме, и поверхность диафрагмы излучает звуковые волны.
Слайд 7
Блок контроля
Слайд 8
1.Определить направление силы Ампера: N S F A
Слайд 9
2.Определить направление силы Ампера: N S F A
Слайд 10
3.Определить направление силы Ампера: N S F A
Слайд 11
4 .Определить направление силы Ампера: N S F A
Слайд 12
5.Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном индукции магнитного поля в 3 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции. а) уменьшится в 9 раз; б) уменьшится в 3 раза; в) увеличится в 3 раза; г) увеличится в 9 раз
Слайд 13
6.Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном магнитном поле, при увеличении силы тока в проводнике в 2 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции. а) уменьшится в 2 раза; б) уменьшится в 4 раза; в) увеличится в 2 раза; г) увеличится в 4 раза
Слайд 14
7.Проводник с током помещен в магнитное поле с индукцией В. По проводнику течет ток I . Как изменится модуль силы Ампера, если положение проводника относительно магнитных линий изменяется – сначала проводник был расположен параллельно линиям индукции, потом его расположили под углом 30 0 к линиям индукции, а потом его расположили перпендикулярно линиям индукции. а)модуль силы Ампера возрастал, б) модуль силы Ампера убывал, в) модуль силы Ампера оставался неизменным в течение всего процесса.
Слайд 15
8.Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном магнитном поле, при увеличении индукции магнитного поля в 3 раза и увеличении силы тока в 3 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции. а) уменьшится в 9 раз; б) уменьшится в 3 раза; в) увеличится в 3 раза; г) увеличится в 9 раз.
Слайд 16
9.Применяя правило левой руки, определи направление силы, с которой магнитное поле будет действовать на проводник с током. Предполагаемые направления силы Ампера указаны стрелочками. 1 2 3 4 а) 1, б)2, в)3, г)4
Слайд 17
10.Применяя правило левой руки, определи направление силы, с которой магнитное поле будет действовать на проводник с током. Предполагаемые направления силы Ампера указаны стрелочками. 1 2 3 4 а) 1, б)2, в)3, г)4
Слайд 18
11.Применяя правило левой руки, определи направление силы, с которой магнитное поле будет действовать на проводник с током. Предполагаемые направления силы Ампера указаны стрелочками. 1 2 3 4 а) вверх, б)вниз, в) к нам, г) от нас.
Слайд 19
12.Применяя правило левой руки, определи направление силы, с которой магнитное поле будет действовать на проводник с током. Предполагаемые направления силы Ампера указаны стрелочками. 1 2 3 4 а) 1, б) 2, в) 3, г) 4
Слайд 20
13.Определить положение полюсов магнита, создающего магнитное поле. а) слева – северный полюс, б) слева – южный полюс.
Слайд 21
14.Определить положение полюсов магнита, создающего магнитное поле. а) слева – северный полюс, б) слева – южный полюс.
Презентация к уроку «Сила Ампера»

Сила Ампера

ВПЕРВЫЕ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ И МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ БЫЛА ОТКРЫТА В 1820 ГОДУ ХАНСОМ КРИСТИАНОМ ЭРСТЕДОМ: ПРИ ЗАМЫКАНИИ ЦЕПИ МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА ОТКЛОНЯЕТСЯ ОТ СВОЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПОКАЗАНО ПУНКТИРОМ). ПРИ РАЗМЫКАНИИ ЦЕПИ СТРЕЛКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СВОЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПРОВОДНИК С ТОКОМ И МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРОВОДНИКАМИ С ТОКОМ, ТО ЕСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДВИЖУЩИМИСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЗАРЯДАМИ, НАЗЫВАЮТ МАГНИТНЫМИ. СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ПРОВОДНИКИ С ТОКОМ ДЕЙСТВУЮТ ДРУГ НА ДРУГА, НАЗЫВАЮТ МАГНИТНЫМИ СИЛАМИ.

В 1820 ГОДУ АНДРЕ АМПЕР ОТКРЫЛ ЗАКОН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОВОДНИКОВ С ТОКОМ. ДЛЯ ДВУХ БЕСКОНЕЧНО ДЛИННЫХ ПРОВОДНИКОВ АМПЕР УСТАНОВИЛ

Магнитное поле представляет собой особую форму материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися заряженными частицами.
Основные свойства магнитного поля:
- Магнитное поле порождается электрическим током (движущимися зарядами).
- Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток (движущиеся заряды).
- Магнитное поле существует реально независимо от нас, от наших знаний о нем.



В ходе своих исследований Ампер сумел установить выражение для силы, действующей на отдельный элемент тока, в результате чего смог определить модуль вектора магнитной индукции
Модулем вектора магнитной индукции называется отношение максимальной силы, действующей со стороны магнитного поля на участок проводника с током, к произведению силы тока на длину этого участка.

За единицу магнитной индукции принимается магнитная индукция однородного поля, в котором на участок проводника длиной 1 м при силе тока в нем 1 А действует со стороны поля максимальная сила 1 Н


законом Ампера:
Сила ампера равна произведению вектора магнитной индукции на силу тока, длину участка проводника и на синус угла между магнитной индукцией и участком проводника

НАПРАВЛЕНИЕ СИЛЫ АМПЕРА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ С ПОМОЩЬЮ
- Если левую руку расположить так, чтобы вектор магнитной индукции входил в ладонь, а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока, то отогнутый на 90 ° большой палец покажет направление силы, действующей на отрезок проводника.


ОПРЕДЕЛИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПРОВОДНИК С ТОКОМ СО СТОРОНЫ МАГНИТНОГО ПОЛЯ
В
В
I
I
Х
Х
Х
Х
I
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
14

ОПРЕДЕЛИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ СИЛЫ ТОКА В ПРОВОДНИКЕ, НАХОДЯЩЕМСЯ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОКОВ
притяжение
отталкивание

Задача 1.
Задача 2.
Проводник с током 5 А находится в магнитном поле с индукцией 10 Тл. Определить длину проводника, если магнитное поле действует на него с силой 20Н и перпендикулярно проводнику.
Задача 3.
Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл, если на него со стороны магнитного поля действует сила 0,48 Н.
Задача 4.
Проводник длиной 20см с силой тока 50 А находится в однородном магнитном поле с индукцией 40 мТл. Какую работу совершит источник тока, если проводник переместится на 10 см перпендикулярно вектору магнитной индукции (вектор магнитной индукции перпендикулярен направлению тока в проводнике).

Прямой проводник ab длиной l = 0,5 м ,
массой m = 0 , 5 г подвешен горизонтально на двух невесомых нитях oa и о b в однородном магнитном поле. В= 24,5 мТл и перпендикулярно к проводнику. Какой ток надо пропустить через проводник, чтобы одна из нитей разорвалась, если нить разрывается при нагрузке, равной силе, превышающей Fmax = 39 , 2 мН .
В
Презентация по физике Применение силы Ампера
Презентация по физике
Применение силы Ампера • Закон Ампера используют для расчёта сил, действующих на проводники с током во многих технических устройствах.
Наизусть о примениии силы • 1 Вите! 1: Например в электродвигателях, электродвигателях всевозможных видав транспорта и промышленности, в электромагнитах большой и малой мощности. Благодаря работе силы Ампера едет трамвай, бежит электричка, поднимается лифт, раздвигаются ворота, электродвери, перемещаются части многих технических устройств. 2 Вите! 2: В магнитном поле возникает пара сил, момент которых приводит катушку во вращение
Громкоговоритель. Рассмотрим устройство и работу динамика или громкоговорителя
Наизусть про Громкоговоритель 1 Лизе! 1: Кто же знает что такое громкоговоритель ? 3 Лизе! 3: Как же действует громкоговоритель, спросите вы • 4 Лизе! 2: или же громкоговоритель служит для возбуждения звуковых волн в воздушной среде под действием переменного электрического тока, меняющегося со звуковой частотой. В электродинамическом громкоговорителе (динамике) используется действие магнитного поля постоянного магнита на переменный ток в катушке. 2 Вите! Громкоговоритель — устройство для преобразования электрических сигналов в акустические и излучения их в окружающее пространство ; состав; По катушке протекает переменный электрический ток частотой, равной звуковой частоте от микрофона или с выхода радиоприемника, проигрывателя, магнитофона. Под дйствием силы Ампера катушка колеблется вдоль оси громкоговорителя ОО 1 в такт с колебаниями тока. Эти колебания передатся диафрагме, и поверхность диафрагмы излучает звуковые волны.
Электро двигатель Электрический двигатель — электрическая машина (электромеханический преобразователь), в которой электрическая энергия преобразуется в механическую, побочным эффектом при этом является выделение тепла.
О электро двигателях НАИЗУСТЬ! • 1 Лиза 1: Очередной вопрос. Что такое электро двигатель ? 2 Виктор 1: электрическая машина (электромеханический преобразователь), в которой электрическая энергия преобразуется в механическую, побочным эффектом при этом является выделение тепла.
Состав
Состав • 1 Виктор, прорабоотай с составом двигателя, что бы не запинался После того как Виктор расскажет. 2 Лиза 1: Делятся ли двигателя на какие-то классификации – Виктор 2: да, сейчас все покажем и расскажем
Классификация электродвигателей • Двигатели постоянного тока • Двигатели переменного тока
Классификация электродвигателей • Универсальный коллекторный электродвигатель • Синхронный электродвигатель возвратнопоступательного движения
Наизусть о классификации • 1 Викто 1: Двигатель постоянного тока — электрический двигатель, питание которого осуществляется постоянным током. • Двигатель переменного тока — электрический двигатель, питание которого осуществляется переменным током. • Универсальный коллекторный электродвигатель — коллекторный электродвигатель, который может работать и на постоянном токе и на переменном токе. • СЭВПД Принцип его работы заключается в том, что подвижная часть двигателя представляет собой постоянные магниты, закреплённые на штоке. Через неподвижные обмотки пропускается переменный ток и постоянные магниты под действием магнитного поля, создаваемого обмотками, перемещают шток возвратно-поступательным образом.
Всем спасибо за просмотр
«Сила Ампера. Магнитное поле и его характеристика. Примеры решения задач.»

Презентация по теме: «силы Ампера и Магнитное поле, его характеристика, примеры и задачи»
Подготовила учитель физики Клименко Ольга Анатольевна

Цель:
Изучить Магнитное поле, его характеристику, выучить примеры и научится решать задачи

Сила Ампера
Сила,с которой магнитное поле действует на проводник,с током помещённый в это поле.Величину этой силы определяют с помощью закона Ампера.
F aмп=B*I*L*sin альфа

Направление силы Ампера Если левую руку расположить так,чтобы перпендикулярная составляющая вектора В входила в ладонь,а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока,то отогнутый на 90 градусов большой палец покажет направление силы Ампера.

Применение силы Ампера
Применение силы Ампера встречается практически в любом техническом устройстве.Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Вращение рамки с током в магнитном поле
используется:
1.В двигателях постоянного тока;
2.В устройстве электроизмерительных приборов(амперметров и вольтметров) магнитоэлектрической системы;
3.В громкоговорителях;


Магнитное поле и его основные свойства
Магнитное поле — это особый вид материи ,посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися заряженными частицами.
- магнитное поле порождается только движущимися зарядами,в частности электрическим током ;
- магнитное поле обнаруживается по действию на движущиеся заряды;
Вектор магнитной индукции — это векторная физическая величина,характеризующая магнитное поле (вектор В).

Правило правой руки : если правую руку расположить так чтобы линии индукции магнитного поля входили в ладонь,то отогнутый на 90 градусов большой палец будет показывать направление тока,а четыре остальные пальца — линии магнитной индукции.

Модуль вектора магнитной индукции Модуль вектора магнитной индукции,характеризует величину магнитного поля в данной точке. В=Fmax/I*L Линии магнитной индукции — это линии, касательные к которым направлены,также как и вектор индукции в данной точке поля.

Единица измерения магнитной индукции — Тесла(тл) Физический смысл:за единицу магнитной индукции принимают индукцию однородного поля,в котором на участок проводника длиной 1м при силе тока в нём 1А,действует со стороны поля силы 1Н: 1Тл=1 Н/А*м

Основные свойства магнитного поля порождается электрическим током (движущимися зарядами) обнаруживается по действию на ток действует только на подвижные заряды с определённой силой Магнитные свойства веществ: -парамагнетики (вещества которые намагничиваются во внешнем магнитном поле)

Магнитные свойства веществ ферромагнетики (веществ,в которых ниже определённой критической температуры устанавливается дальний ферромагнитный порядок магнитных моментов) диамагнетики (вещества намагничивающиеся против направления внешнего магнитного поля)
—

Магнитные свойства веществ ферримагнетики (материалы,у которых магнитные моменты вещества направлены противоположно,но не равны по силе) антиферромагнетики (магнитные моменты вещества направлены противоположно и равны по силе)

Задача №1

Задача №2

Задача №3
Проводник с током 5А находится в магнитном поле с индукцией 10Тл.Определить длину проводника ,если магнитное поле действует на него с силой 20Н и перпендикулярно проводнику.

Задача №4

Задача №5

Вывод:
.
Сила Ампера — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
Урок-презентация «Магнитное поле. Сила Ампера»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИСТОПОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ имени Г.И. УСМАНОВА»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
в рамках Всероссийского конкурса для преподавателей профессиональных образовательных организаций на лучшую методическую разработку «Урок-презентация»
Методическая разработка Урока-презентации
по дисциплине «Физика»
на тему: Магнитное поле. Постоянные магниты. Сила Ампера
ФИО автора:
Лоскутова Людмила Михайловна –преподаватель физики
Челышева Анастасия Вячеславовна — преподаватель электротехнических дисциплин.
г.Чистополь, 2017
ПЛАН УРОКА
По учебной дисциплине ОУД.08 ФИЗИКА
Для студентов __1 курса___ группы 111,112 отделения 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х»
Тема: Магнитное поле. Постоянные магниты. Сила Ампера
Методическая тема (цель): подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих общими и профессиональными компетенциями.
Цель урока:
Образовательные: владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; сформированность умения решать физические задачи;
Развивающие: использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Воспитательные: умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации.
Тип урока: комбинированный.
Вид занятия: урок.
Межпредметные связи: Естествознание, электротехника.
Внутрипредметные связи: тема «Электрическое поле».
Методы обучения: опрос, беседа, решение задач, демонстрация.
Педагогическая технология: технология развивающего обучения (частично-поисковый).
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, магниты полосовые, дугообразные, железные опилки.
Источники информации: А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский Физика. — М.: «Форум», 2009
Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев, Н.Н. Сотский Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2014.
http://infofiz.ru /
Ход урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Проверка подготовленности учащихся к уроку,
организация внимания.
2.Актуализация опорных знаний и умений и мотивационных состояний (10 мин)
2.1. Тест по пройденному материалу (тема: Постоянный ток)
1. На заряды в каждой точке проводника действует сила, если в нем …
1. имеется электрическое поле.
2. имеются электрические диполи.
3. имеется магнитное поле.
2. Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?
1. Нагревание и магнитное действие, химического действия нет.
2. Нагревание, химическое и магнитное действия.
3. Химическое и магнитное действия, нагревания нет.
4. Нагревание и химическое действие, магнитного действия нет.
3. Какой буквой обозначается сила тока и в каких единицах измеряется?
1. I; ампер (А).
2. I; вольт (В).
3. U; ампер (А).
4. U; вольт (В).
4. Какой буквой обозначается разность потенциалов (напряжение) и в каких единицах измеряется?
1. U; ампер (А)
2. I; вольт (В).
3.U; вольт (В).
4. I; ампер (А).
5. Какой буквой обозначается сопротивление проводника и в каких единицах измеряется эта величина?
1. I; вольт (В).
2. R; ом (Ом).
3. U; ампер (А).
4. U; вольт (В).
6. Каким прибором можно измерить разность потенциалов в электрической цепи и как этот прибор включается в электрическую цепь?
1. Амперметр, параллельно.
2. Амперметр, последовательно.
3. Вольтметр, параллельно.
4. Вольтметр, последовательно.
7. Каким прибором можно измерить силу тока участка электрической цепи и как этот прибор включается в электрическую цепь?
1. Амперметр, последовательно.
2. Амперметр, параллельно.
3. Вольтметр, последовательно.
4. Вольтметр, параллельно.
8. При увеличении температуры металлического проводника его сопротивление электрическому току …
1. увеличивается.
2. уменьшается.
3. не изменяется.
9. Под действием каких сил движутся электрические заряды во внешней электрической цепи?
1. Под действием магнитных сил
2. Под действием сторонних сил.
3.. Под действием сил электрического поля.
10. Закон Ома для участка цепи выражается…
1.
2.
3.
4. нет вариантов
2.2. Взаимопроверка теста. Выставление оценок согласно критериям.
2.3.Целевая установка на урок;
2.4.Мотивация обучающихся.
3. Изучение нового материла (45-50мин)
Ситуация. Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.
Преподаватель. О каком камне идёт речь в предании? (О магните.) Как объяснить описанное явление?
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
Преподаватель. Между магнитами есть нечто такое, что мы не видим и не можем потрогать руками. Тогда это называют особой формой материи – полем. Магнитным полем. Выясняем тему урока (Тема урока: Магнитное поле. Постоянные магниты. Сила Ампера)
и ставим цель урока – Выявить основные свойства магнитного поля и способы его изображения через эксперимент, ввести понятия силы Ампера.
Не просто понятия магнитного поля, а его свойств.
Записываем тему в тетради.
Видео
Опыт Эрстеда. Слайд 6-8. Попытки объяснить опыт. Здесь мы видим один магнит (магнитная стрелка), выходит проводник с током тоже представляет собой магнит, т.е. вокруг проводника с током существует магнитное поле. Даем понятие магнитного поля. И записываем в тетрадь.
Магнитное поле – особая форма материи (силовое поле), которое образуется вокруг проводника, по которому протекает электрический ток. Оно связано с движущимися зарядами. Слайд 9
Преподаватель. Выясним какими же свойствами обладает магнитное поле?. Если магнит пытаться разделить на части, то любой самый маленький кусочек будет иметь северный и южный полюс. В результате рассуждений приходим к гипотезе Ампера.
Видео
Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов Слайд 11 которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Во времена Ампера о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Теперь мы знаем, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы — электроны. При движении электронов возникает магнитное поле, которое и вызывает намагниченность железа и стали. В подтверждение своей теории Ампер провел ряд опытов, один из которых “Взаимодействие параллельных токов”. В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен.
Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле.
Преподаватель. Записываем основные свойства магнитного поля Слайд 12
Одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные притягиваются.
На нейтральной линии отсутствует магнитное действие
Слайд 13
Преподаватель. Как сделать магнитное поле видимым?
Слайд 14
Опыт с магнитами и стружкой (демонстрация)
Выводы: железные опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля.
Линии, вдоль которых располагаются железные опилки, называются силовыми линиями магнитного поля (магнитный спектр). Магнитная линия – воображаемая линия, вдоль которой выстраивались бы оси магнитных стрелок
Преподаватель. Какую форму имеют силовые линии магнитного поля? Как зависит густота силовых линий от расстояния до магнита?
Вывод: силовые линии всегда имеют форму замкнутых закругленных линий.
Преподаватель. На рисунке изображена магнитная линия, линия изогнутая, направление магнитной линии определяется направлением магнитной стрелки. Направление указывает северный полюс магнитной стрелки. Очень удобно изображать линии именно при помощи стрелок. Слайд 15-16
1. У магнитных линий нет ни начала, ни конца. Это линии замкнутые.
2. Это линии, которые не пересекаются, не прерываются, не свиваются каким-либо образом. При помощи магнитных линий мы можем характеризовать магнитное поле, представить себе не только его форму, но и говорить о силовом воздействии. Если изображать большую густоту таких линий, то в этом месте, в этой точке пространства, у нас силовое действие будет больше.
4. Первичное закрепление (5 мин)
4.1. Фронтальный опрос
1. Что такое магнитное поле?
2. Какие ученые внесли вклад в развитие электромагнетизма?
3. Какими свойствами обладает магнитное поле?
4. Каковы свойства магнитных линий?
Преподаватель. Выясним, чем характеризуется магнитное поле?
Характеристика магнитного поля, определяющая силу действия магнитного поля, называется магнитной индукцией В. Единицей магнитной индукции в СИ является тесла (Тл). Магнитная индукция – это векторная величина. Направление магнитной индукции поля, создаваемого током, можно определить по правилу буравчика: направление вращения рукоятки буравчика при его движении вдоль тока указывает направление вектора Графически направление магнитной индукции часто указывается магнитными линиями: направление магнитной линии в каждой точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Формула магнитной индукции
Преподаватель: итак, вокруг проводников с током существует магнитное поле, и взаимодействие происходит с помощью магнитного поля. Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называется силой Ампера.
Направление этой силы определяется правилом левой руки: если левую руку расположить между полюсами постоянного магнита ладонью к северному полюсу, четыре вытянутых пальца расположить по направлению тока в проводнике, то отогнутый большой палец укажет направление силы Ампера.
Преподаватель: Для закрепления изученного материала, попробуем решить несколько задач.
5. Самостоятельная работа студентов по закреплению и совершенствованию знаний (15-20 мин)
Решение задач.
Задача 1.
Прямолинейный проводник длиной 0,2 м находится в магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом к вектору индукции. Чему равен модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля при силе тока в нем 2 А?
Задача 2. Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл, если на него со стороны магнитного поля действует сила 0,48 Н.
Задача 3. Проводник длиной 20см с силой тока 50 А находится в однородном магнитном поле с индукцией 40 мТл.
Какую работу совершит источник тока, если проводник переместится на 10 см перпендикулярно вектору магнитной индукции (вектор магнитной индукции перпендикулярен направлению тока в проводнике).
6.Домашнее задание (2 мин)
6.1 А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский Физика. — М.: «Форум», 2009. стр.268-274, 279-282.
Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев, Н.Н. Сотский Физика.— М. : Просвещение, 2014. Стр 3-14
Повторение пройденного материала.
7. Рефлексия (5-7мин) (Слайд 26)
Что я узнал сегодня нового?
Что я уже знал до этого урока?
Что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали наибольший интерес?
Какие трудности испытывали?
Преподаватель Лоскутова Л.М.
Челышева А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к запланированному результату | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент | Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок. | Приветствие преподавателя, настраивание на работу, проверяют готовность к уроку – наличие принадлежностей. | Р:прогнозирование своей деятельности К: планирование сотрудничества с учениками и учителем. Л: способность к волевому усилию. | ||
2.Актуализация знаний (Повторение ранее пройденного материала) | Проводит тестовые задания по вариантам. По окончанию выполнения задания подводит итоги и оценивает ответы. | Студенты отвечают на тестовые вопросы, вспоминая ранее изученный материал. | Тест по пройденному материалу (тема: Постоянный ток) 1. На заряды в каждой точке проводника действует сила, если в нем … 1. имеется электрическое поле. 2. имеются электрические диполи. 3. имеется магнитное поле. 2. Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник? 1. Нагревание и магнитное действие, химического действия нет. 2. Нагревание, химическое и магнитное действия. 3. Химическое и магнитное действия, нагревания нет. 4. Нагревание и химическое действие, магнитного действия нет.
3. Какой буквой обозначается сила тока и в каких единицах измеряется? 1. I; ампер (А). 2. I; вольт (В). 3. U; ампер (А). 4. U; вольт (В).
4. Какой буквой обозначается разность потенциалов (напряжение) и в каких единицах измеряется? 1. U; ампер (А) 2. I; вольт (В). 3.U; вольт (В). 4. I; ампер (А). 5. Какой буквой обозначается сопротивление проводника и в каких единицах измеряется эта величина? 1. I; вольт (В). 2. R; ом (Ом). 3. U; ампер (А). 4. U; вольт (В).
6. Каким прибором можно измерить разность потенциалов в электрической цепи и как этот прибор включается в электрическую цепь? 1. Амперметр, параллельно. 2. Амперметр, последовательно. 3. Вольтметр, параллельно. 4. Вольтметр, последовательно.
7. Каким прибором можно измерить силу тока участка электрической цепи и как этот прибор включается в электрическую цепь? 1. Амперметр, последовательно. 2. Амперметр, параллельно. 3. Вольтметр, последовательно. 4. Вольтметр, параллельно.
8. При увеличении температуры металлического проводника его сопротивление электрическому току … 1. увеличивается. 2. уменьшается. 3. не изменяется.
9. Под действием каких сил движутся электрические заряды во внешней электрической цепи? 1. Под действием магнитных сил 2. Под действием сторонних сил. 3.. Под действием сил электрического поля.
10. Закон Ома для участка цепи выражается… 1. 2. 3. 4. нет вариантов | Знания: 1.Определение электрического поля. 2.Что называют стационарным полем. 3.Определение электрического тока. 4.Направление тока. 5. Закон Ома. 6. Обозначение электрических величин. | П: Умение выражать свои мысли, строить высказывание. Р: Осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению. К: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации. Л:Развитие учебной мотивации |
3.Постановка учебной проблемы, мотивация к учебной деятельности | Предлагает учащимся решить ситуационную задачу и сформулировать тему урока. | Решая, ситуационную задачу вместе с преподавателем формулируют тему и цель урока. | Ситуация. Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная. Преподаватель. О каком камне идёт речь в предании? (О магните.) Как объяснить описанное явление? Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами. Преподаватель. Между магнитами есть нечто такое, что мы не видим и не можем потрогать руками. Тогда это называют особой формой материи – полем. Магнитным полем. Выясняем тему урока:Магнитное поле. Постоянные магниты. Сила Ампера и ставим цель урока – Выявить основные свойства магнитного поля и способы его изображения через эксперимент, ввести понятия силы Ампера. Не просто понятия магнитного поля, а его свойств. Записываем тему в тетради. | Знания: 1.Применение и свойства магнита. 2. Понятие постоянный магнит. 3. Представление о магнитном поле. | П:умение выражать свои мысли, строить высказывания. Р: умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно. К:умение вступать в диалог. Л:смыслообразование |
4.Изучение нового материала | 1.Вводит понятие магнитного поля, представляет опыт Эрстеда, сила Ампера. 2.Демонстрирует запись формулы силы Ампера, вектора магнитной индукции. 3.Демонстрирует определение направлениясилы Ампера. 4.Опыт с магнитами и стружкой (демонстрация). 5. Проводит первичное закрепление. | 1.Делают вывод о существовании магнитного поля. 2.Делают записи в тетради: определения основных понятий магнитного поля, вывод опытов Эрстеда и Ампера, формулы силы Ампера(F) и вектора магнитной индукции(В). 3. Отвечают на фронтальный опроса. | Преподаватель. Выясним существования магнитного поля вокруг проводника с током, просмотрев видео опыта Эрстеда и сделаем вывод.
Преподаватель. Выясним какими же свойствами обладает магнитное поле?. Если магнит пытаться разделить на части, то любой самый маленький кусочек будет иметь северный и южный полюс. В результате рассуждений приходим к гипотезе Ампера. Смотрим видео и делаем вывод. Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле. Преподаватель. Записываем основные свойства магнитного поля. Одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные притягиваются. На нейтральной линии отсутствует магнитное действие Преподаватель. Как сделать магнитное поле видимым? Опыт с магнитами и стружкой (демонстрация) Выводы: железные опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля. Линии, вдоль которых располагаются железные опилки, называются силовыми линиями магнитного поля (магнитный спектр). Магнитная линия – воображаемая линия, вдоль которой выстраивались бы оси магнитных стрелок Преподаватель. Какую форму имеют силовые линии магнитного поля? Как зависит густота силовых линий от расстояния до магнита? Вывод: силовые линии всегда имеют форму замкнутых закругленных линий. Преподаватель. На рисунке изображена магнитная линия, линия изогнутая, направление магнитной линии определяется направлением магнитной стрелки. Направление указывает северный полюс магнитной стрелки. Очень удобно изображать линии именно при помощи стрелок. 1. У магнитных линий нет ни начала, ни конца. Это линии замкнутые. 2. Это линии, которые не пересекаются, не прерываются, не свиваются каким-либо образом. При помощи магнитных линий мы можем характеризовать магнитное поле, представить себе не только его форму, но и говорить о силовом воздействии. Если изображать большую густоту таких линий, то в этом месте, в этой точке пространства, у нас силовое действие будет больше. Первичное закрепление (Фронтальный опрос) Преподаватель.Выясним, чем характеризуется магнитное поле? Характеристика магнитного поля, определяющая силу действия магнитного поля, называется магнитной индукцией В. Единицей магнитной индукции в СИ является тесла (Тл). Магнитная индукция – это векторная величина. Направление магнитной индукции поля, создаваемого током, можно определить по правилу буравчика: направление вращения рукоятки буравчика при его движении вдоль тока указывает направление вектора Преподаватель: итак, вокруг проводников с током существует магнитное поле, и взаимодействие происходит с помощью магнитного поля. Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называется силой Ампера. Направление этой силы определяется правилом левой руки: если левую руку расположить между полюсами постоянного магнита ладонью к северному полюсу, четыре вытянутых пальца расположить по направлению тока в проводнике, то отогнутый большой палец укажет направление силы Ампера. | Знания: 1.Магнитное поле. 2.Основные свойства магнитного поля. 3.Определение магнитных линий и их свойства. 4.Формула вектора магнитной индукции. 5. Определение силы Ампера. 6. Определение направления силы Ампера. | П:анализировать, сравнивать, делать выводы. Р:выдвижение гипотез, саморегуляция К:умение слушать, вести диалог. Л:самоорганизация |
5.Первичное закрепление материала | Демонстрирует слайд «Решение задач» Задача 1. Прямолинейный проводник длиной 0,2 м находится в магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом к вектору индукции. Чему равен модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля при силе тока в нем 2 А? Задача 2. Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл, если на него со стороны магнитного поля действует сила 0,48 Н. Задача 3. Проводник длиной 20см с силой тока 50 А находится в однородном магнитном поле с индукцией 40 мТл. | 1.Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. 2.Один учащийся решает задачу у доски. 3. Сверяются с ответами. | Преподаватель: Для закрепления изученного материала, попробуем решить несколько задач. | Умения: 1.формулы для расчета силы Ампера, вектора магнитной индукции. 2. применение полученных знаний при решении задач | П:структурирование знаний. Р:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. К:умение выражать свои мысли. Л:самоорганизация, смыслообразование. |
6.Подведение итогов. | Подводит итоги урока | Соглашаются или не соглашаются, озвучивают своё мнение. | |||
7.Рефлексия. | Предлагает заполнить карточки. | Оценивают свою работу на уроке согласно представленным требованиям и сигнализируют карточками об усвоении темы. | Р: саморегуляция Л: самоорганизация | ||
8.Домашнее задание | Демонстрирует слайд с домашним заданием, инструктаж по его выполнению. | Студенты слушают, записывают домашнее задание. |
Самоанализ урока
Данное занятие проводилось в группе 111 по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», где студенты разного уровня по способностям, поэтому, планируя занятие, я использовала хорошие познавательные способности отдельных студентов, у которых хорошая память и имеются навыки мыслительной деятельности. Студенты с другими способностями участвовали в работе с понятиями, т.е. в репродуктивной деятельности.
Урок по теме «Магнитное поле. Постоянные магниты. Сила Ампера» является начальным в теме: «Электромагнетизм». Урок систематизирует знания студентов по данной теме. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные на предыдущих занятиях по данной теме. Данный урок систематизирует знания студентов и обеспечивает формирование интереса к электротехнической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.
Данный тип урока (комбинированный) был выбран в процессе отбора и анализа материала для занятия, т.к. на мой взгляд, это наиболее интересная и привлекательная форма для студентов.
Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.
Студенты легко пришли к главным выводам, т.к. весь материал был логически связан, где один элемент присоединялся к другому, и создавалась целостная картина.
Главный упор на уроке делался на развитие мыслительной деятельности студентов.
7. При систематизации и обобщении знаний использовались такие методы:
наглядные;
словесные: вводное слово преподавателя и проблемные вопросы активизировали умственную деятельность учащихся, историческое мышление;
частично-поисковая деятельность;
информационные технологии.
8. На уроке присутствовала самостоятельная работа студентов – как индивидуальная, так и групповая. Задания были репродуктивного и развивающего характера. Каждый вид работы предварял инструктаж учителя.
9. Контроль знаний проходил в течение всего занятия: при актуализации знаний, во время беседы, выводах и т.д.
10. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации и упрощения материала, с помощью информационных технологий. Психологический климат обеспечивался поощрениями студентов.
11. На уроке царила творческая, поисковая атмосфера, сотрудничество и взаимопонимание преподавателя и студентов. Студенты на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности.
12. Домашнее задание выдано с последующим инструктажем.
13. Цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Половина студентов группы получила положительные оценки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный стандарт.
2.А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский Физика. — М.: «Форум», 2009
3. Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев, Н.Н. Сотский Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2014.
4. http://infofiz.ru /
5. Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.
«Правило левой руки. Сила Ампера»
Урок в 9 классе по теме: «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Сила Ампера».
Цели урока:
Образовательные:
изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки, повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства; закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений;
закрепить знания по предыдущим темам;
научить применять знания, полученные на уроке;
показать связь с жизнью;
расширить межпредметные связи.
Воспитательные:
формировать интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе, воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету.
Развивающие:
развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний;
развивать речевые навыки;
формировать умения выделять главное, делать выводы, развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Проверка домашнего задания, знаний и умений – 6 мин.
3. Объяснение нового материала – 18 мин.
4. Закрепление. Решение задач – 15 мин.
5. Итоги. Выводы. Домашнее задание – 4 мин.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания, знаний и умений – 6 мин
Слайд 2.
1. Магнитное поле порождается______________ (электрическим током).
2. Магнитное поле создается ______________заряженными частицами (движущимися).
3. За направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает _________полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку (северный).
4.Магнитные линии выходят из _________ полюса магнита и входят в ________. (Северного, южный).
Поменялись листочками и проверили друг друга. На экране высвечиваются правильные ответы.
Слайд 3.
Правильных ответов: 4 ответов– 5 баллов, 3 ответа – 4 балла, 2 ответа – 3 балла, 0-1 ответа – 2 балла.
II. Объяснение нового материала – 15 мин
Слайд 4.
Учитель: Как можно обнаружить магнитное поле? Оно не действует на наши органы чувств – не имеет запаха, цвета, вкуса. Мы не можем, правда, с уверенностью утверждать, что в животном мире нет существ, чувствующих магнитное поле. В США и Канаде для отгона осьминог с места скопления мальков на реках, впадающих в Великие озера, установлены электромагнитные барьеры. Ученые объясняют способность рыб ориентироваться в просторах океана их реакцией на магнитные поля…
Сегодня на уроке мы изучим, как обнаружить магнитное поле по его действию на электрический ток и изучим правило левой руки.
На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой, наличие такой силы можно посмотреть с помощью такого опыта: проводник подвешен на гибких проводах, который через ключ присоединен к аккумуляторам. Проводник помещен между полюсами подковообразного магнита, т. е. находится в магнитном поле. При замыкании ключа в цепи возникает электрический ток, и проводник приходит в движение. Если убрать магнит, то при замыкании цепи проводник с током двигаться не будет. (Демонстрация опыта)
Слайд 5.
Если ученики смогут сами ответить: Значит, со стороны магнитного поля на проводник с током действует некоторая сила, отклоняющая его от первоначального положения. Эта сила получила название силы Ампера.
Выясним, от чего зависит направление силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле. Опыт показывает, что при изменении направления тока изменяется и направление движения проводника, а значит, и направление действующей на него силы.
Направление силы изменится и в том случае, если, не меняя направления тока, поменять местами полюсы магнита (т. е. изменить направление линий магнитного поля).
Следовательно, направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.
Слайд 6.
Направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, можно определить, пользуясь правилом левой руки. В наиболее простом случае, когда проводник расположен в плоскости, перпендикулярной линиям магнитного поля, это правило заключается в следующем: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы.
Ученики: за направление тока во внешней части электрической цепи (т.е. вне источника тока) принимается направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.
Пользуясь правилом левой руки, можно определить не только направление силы, действующей в магнитном поле на проводник с током. По этому правилу мы можем определить направление тока (если знаем, как направлены линии магнитного поля и действующая на проводник сила), направление магнитных линий (если известны направления тока и силы), знак.
Сила действия магнитного поля на проводник с током равна нулю, если направление тока в проводнике совпадает с линиями магнитного поля или параллельны им.
Слайд 7.
Использование силы Ампера в технике:
Электродвигатели;
Электроизмерительные приборы;
Громкоговорители, динамики.
IV. Закрепление материала. Решение задач – 15 мин.
Слайд 8.
Как будет двигаться проводник, изображенный на рисунке. Направление тока показано стрелками.
Слайд 9.
Между полюсами магнитов расположены проводники с током. Как движется каждый из них?
Слайд 10.
Учитель: Упр. 36 (1). В какую сторону покатится легкая алюминиевая трубочка при замыкании цепи?
Ученики дают ответы: по правилу левой руки линии магнитного поля входят в ладонь, электрический ток течет по трубочке, значит, трубочка покатится к источнику тока.
Итоги
Сегодня на уроке мы изучили, как обнаружить магнитное поле по его действию на электрический ток. Изучили силу Ампера и ее применение в технике. Рассмотрели правило левой руки для определения направления силы Ампера.
Слайд 11.
V. Домашнее задание: § 46, упр. 36 (2, 3, 4, 5).
3