Поурочные планы по основам электротехники: План урока по электротехнике – План — конспект урока по электротехнике.

План урока по электротехнике

План урока №

Дата Группа:

Предмет: Теоретические основы электротехники.

Тема урока: Преобразование механической энергии в электрическую и элек­трической энергии в механическую

Цели урока:

1. Обучающая: дать понятие о преобразование механической энергии в электрическую и элек­трической энергии в механическую

2Развивающая: развивать умением пользоваться знаниями в различных ситуациях, технического мышление и самостоятельного формирование выводов..

3. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учебе, познавательную потребность и интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,

Межпредметные связи: физика

Ход урока.

1 Организационный момент:

  • Приветствие обучающихся

  • Проверка посещаемости и учебных принадлежностей к уроку

  • Сообщение темы и цели урока

2. Актуализация знаний.

3 Объяснения новой темы:

Электрические машины разделяют по назначению на два основных вида: электрические генераторы и электрические двигатели. Генераторы предназначены для выработки электрической энергии, а электродвигатели — для приведения в движение колесных пар локомотивов, вращения валов вентиляторов, компрессоров и т. п.

В электрических машинах происходит процесс преобразования энергии. Генераторы преобразуют механическую энергию в электрическую. Это означает, что для работы генератора надо вращать его вал каким-либо двигателем. На тепловозе, например, генератор приводят во вращение дизелем, на тепловой электростанции — паровой турбиной, на гидроэлектростанции — водяной турбиной.

Электрические двигатели, наоборот, преобразуют электрическую энергию в механическую. Поэтому для работы двигателя его надо соединить проводами с источником электрической энергии, или, как говорят, включить в электрическую сеть.

Принцип действия любой электрической машины основан на использовании явлений электромагнитной индукции и возникновения электромагнитных сил при взаимодействии проводников с током и магнитного поля. Эти явления имеют место при работе как генератора, так и электродвигателя. Поэтому часто говорят о генераторном и двигательном режимах работы электрических машин.

Во вращающихся электрических машинах в процессе преобразования энергии участвуют две основные части: якорь и индуктор со своими обмотками, которые перемещаются относительно друг друга. Индуктор создает в машине магнитное поле. В обмотке якоря индуцируется э. д. с. и возникает электрический ток. При взаимодействии тока в обмотке якоря с магнитным полем создаются электромагнитные силы, посредством которых реализуется процесс преобразования энергии в машине.

Принцип действия электрического генератора.

Простейшим электрическим генератором является виток, вращающийся в магнитном поле (рис. 1, а). В этом генераторе виток 1 представляет собой обмотку якоря. Индуктором служат постоянные магниты 2, между которыми вращается якорь 3. 

hello_html_87a93e6.jpg

Рис. 1. Принципиальные схемы простейших генератора (а) и электродвигателя (б)

При вращении витка с некоторой частотой вращения n его стороны (проводники) пересекают магнитные силовые линии потока Ф и в каждом проводнике индуцируется э. д. с. е. При принятом на рис. 1, а направлении вращения якоря э. д. с. в проводнике, расположенном под южным полюсом, согласно правилу правой руки направлена от нас, а э. д. с. в проводнике, расположенном под северным полюсом, — к нам.

Если подключить к обмотке якоря приемник электрической энергии 4, то по замкнутой цепи пойдет электрический ток I. В проводниках обмотки якоря ток I будет направлен так же, как и э. д. с. е.

Выясним, почему для вращения якоря в магнитном поле приходится затрачивать механическую энергию, получаемую от дизеля или турбины (первичного двигателя). При прохождении тока i по расположенным в магнитном поле проводникам на каждый проводник действует электромагнитная сила F.

При указанном на рис. 1, а направлении тока согласно правилу левой руки на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная влево, а на проводник, расположенный под северным полюсом, — сила F, направленная вправо. Указанные силы создают совместно электромагнитный момент М, направленный по часовой стрелке.

Из рассмотрения рис. 1, а видно, что электромагнитный момент М, возникающий при отдаче генератором электрической энергии, направлен в сторону, противоположную вращению проводников, поэтому он является тормозным моментом, стремящимся замедлить вращение якоря генератора.

Из рассмотренных выше условий работы электрического генератора следует, что характерным для него является:

1. совпадение по направлению тока i и э. д. с. в проводниках обмотки якоря. Это указывает на то, что машина отдает электрическую энергию;

2. возникновение электромагнитного тормозного момента М, направленного против вращения якоря. Из этого вытекает необходимость получения машиной извне механической энергии. 

Принцип действия электрического двигателя.

Принципиально электродвигатель выполнен так же, как генератор. Простейший электродвигатель представляет собой виток 1 (рис. 1,б), расположенный на якоре 3, который вращается в магнитном поле полюсов 2. Проводники витка образуют обмотку якоря.

Если подключить виток к источнику электрической энергии, например к электрической сети 6, то по каждому его проводнику начнет проходить электрический ток I. Этот ток, взаимодействуя с магнитным полем полюсов, создает электромагнитные силы F.

При указанном на рис. 1, б направлении тока на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная вправо, а на проводник, лежащий под северным полюсом,— сила F, направленная влево. В результате совместного действия этих сил создается электромагнитный вращающий момент М, направленный против часовой стрелки, приводящий якорь с проводником во вращение с некоторой частотой n. Если соединить вал якоря с каким-либо механизмом или устройством 7 (колесной парой тепловоза или электровоза, станком и пр.), то электродвигатель будет приводить это устройство во вращение, т. е. отдавать ему механическую энергию. При этом внешний момент Мвн, создаваемый этим устройством, будет направлен против электромагнитного момента М.

Выясним, почему при вращении якоря электродвигателя, работающего под нагрузкой, расходуется электрическая энергия. Как было установлено, при вращении проводников якоря в магнитном поле в каждом проводнике индуцируется э. д. с, направление которой определяется но правилу правой руки. Следовательно, при указанном на рис. 1, б направлении вращение э. д. с. е, индуцированная в проводнике, расположенном под южным полюсом, будет направлена от нас, а э. д. с. е, индуцированная в проводнике, расположенном под северным полюсом, будет направлена к нам. Из рис. 1, б видно, что э. д. с. е, индуцированные в каждом проводнике, направлены против тока i, т. е. они препятствуют его прохождению по проводникам.

Из рассмотренных выше условий работы электрического двигателя следует, что характерным для него является:

1. совпадение по направлению электромагнитного момента М и частоты вращения n. Это характеризует отдачу машиной механической энергии;

2. возникновение в проводниках обмотки якоря э. д. с., направленной против тока i и внешнего напряжения U. Из этого вытекает необходимость получения машиной извне электрической энергии. 

4 Закрепление:

5 Подведение итогов урока, комментарий выставление оценок

6 Домашнее задание:

Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники; стр. 198-200

Преподаватель:

Поурочные планы, автор Бощаев Р.Н.

Поурочные планы предметов, входящих в профессиональные модули программы профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Все поурочные планы разработаны лично мной. В столбцах «домашнее задание» не всегда указаны страницы. Это не значит, что домашнее задание не задается. Просто в настоящее время экспериментирую с учебными пособиями и не спешу заполнять этот столбик в поурочных планах.

Итак, коллеги, я предлагаю вам скачать:

НазваниеРазмер файлаТип файлаДата обновленияСсылка на скачивание
Основы безопасности движения, 18 ч42 КБ13.01.2014Скачать
Организация перевозок, 7 ч33 КБ13.01.2014Скачать
Основы законодательства в сфере дорожного движения, 48 ч75 КБ13.01.2014Скачать
Элементы технической механики, 36 ч61 КБ13.01.2014Скачать
Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей, 88 ч120 КБ13.01.2014Скачать
Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей, 119 ч156 КБ13.01.2014Скачать
Устройство и техническое обслуживание тракторов, 134 ч208 КБ13.01.2014Скачать
Устройство легкового автомобиля, 15 ч40 КБ13.01.2014Скачать
Устройство мотоцикла, 15 ч40 КБ13.01.2014Скачать
Черчение, 26 ч50 КБ13.01.2014Скачать
Основы электротехники, 30 ч56 КБ13.01.2014Скачать

Все поурочные планы периодически перерабатываются и обновляются. В таблице указана дата обновления файла. Замечания и предложения готов выслушать здесь же на этой странице в комментариях и через форму обратной связи.

План урока по электротехнике (информационные технологии)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема программы «Электрические цепи постоянного тока»
Тема урока «Соединение резисторов»

Методическая цель: «Применение современных методов обучения при подготовке конкурентно-способных рабочих в условиях реализации новых стандартов профессионального образования».

Цель урока:

Обучающая:актуализировать ЗУН, изучить понятие сопротивления, его значение в электротехнических устройствах, рассмотреть соединение резисторов. Проверить знания и оценить.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление обучающихся, память, точность в расчётах.

Воспитывающая цель: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.

Тип урока:

  1. Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)
  2. Совершенствование и закрепление ЗУН
  3. Урок контроля ЗУН

Вид урока: Смешанный  (беседа, опрос, рассказ, изучение нового материала, самостоятельная работа)

Методы обучения:

  1. Словесные методы: объяснение, беседа.
  2. Наглядно-демонстрационные методы: демонстрация наглядных пособий с использованием  презентации
  3. Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение самостоятельной работы.

Межпредметные связи:

    1. Черчение – тема: «Технические рисунки»
    2. Математика – тема: «Умножение, деление»
    3. Материаловедение: «Цветные металлы»

ВПС: 1. Тема: «Закон Ома»      

Материально – техническое оснащениеСлайды 11,12,13,14

  1. Резистор переменный (реостат)
  2. Схема работы реостата
  3. Резистор постоянный
  4. Плакат «Соединение резисторов»

Литература:

  1. Н.Н. Гусев, Б.Н. Мельцер «Электротехника и основы промышленной электроники».
  2. М.К.Бечева, И.Д.Златенов «Электротехника и электроника». Учебное пособие для ПТУ. Высш. школа 1991-224с. С ил.
  3. Петленко Б.И., Иньков Ю.М. «Электротехника и электроника». Учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320 стр.

Ход урока

1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Сообщение темы и целевая установка на урок.

2. Актуализация опорных ЗУН   слайды 4,7,8,9,10

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа обучающихся

3. Подведение итогов

Тема урока: «Соединение резисторов»

Цель урока: изучить виды соединения приемников, применение соединений и выделить их достоинства и недостатки

  • опрос
  • работа с макетами и плакатами
  • показ презентаций

Опорные вопросы

  1. Какая наиболее распространенная причина возникновения пожара?
  2. По какой причине возникает короткое замыкание?
  3. Согласно какому закону происходит короткое замыкание?
  4. Если сопротивление уменьшается как изменяется сила тока?
  5. При увеличении напряжения как изменится сила тока?

Сообщение нового материала  слайды 15,16,17,18,19,20,21

Плакат «Соединение резисторов»

Презентация «Соединение резисторов»

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков. Слайды 22,23

НПО Г.В. Ярочкина  А.А. Володарская Рабочая тетрадь  Электротехника

Обобщающее повторение.

  1. Что называется сопротивлением?
  2. Почему из марки меди М 4 не изготавливают проводников электрического тока?
  3. Почему последовательное соединение приемников не находит широкого применения?
  4. С какой целью применяют последовательное соединение?

Подвести итоги урока.

Домашнее задание. Слайд 24

Объявление оценок за урок

Поурочное планирование раздела «Электротехника»

Поурочное планирование раздела «Электротехника»

Тема

Тип урока

Организация деятельности

Дидактические материалы и средства обучения

Формы контроля

д/з

Форма организации

Образовательная технология

Методы и приемы

1

Электрическая энергия. Электрический ток и его использование

Комбинированный.

Фронтальная

Интеграционная

Рефлексивные

Таблицы, схемы, презентация,

Тест

Доклад

2

Принципиальные и монтажные электрические схемы. Параметры потребителей электроэнергии

Комбинированный

Индивидуальная

Интеграционная

Практико-ориентированные,

Таблицы, схемы ,электромонтажные инструменты,

Лабораторно-практическая работа

Параграф

учебника

№31

№32

3

Параметры источника электроэнергии. Электроизмерительные приборы

Лабораторно-практическая работа

Групповая

Интеграционная

Практико-ориентированные, групповые

Гальванические элементы различных типов, велосипедная динамка, авометры таблицы, схемы

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№33

№34

4

Правила безопасности на уроках электротехники. Организация рабочего места.

Комбинированный

Фронтальная

Интеграционная

Рефлексивные

Таблицы, схемы, презентация, Электромонтажные инструменты,

Тест

Разработка плаката по ТБ

5

Электрические провода. Их виды. Монтаж электрической цепи

Комбинированный

Индивидуальная

Интеграционная

Практико-ориентированные

Таблицы, провода, электромонтажные инструменты, розетки, выключатели, ламповые патроны

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№36

№37

№38

6

Электроосветительные приборы. Лампа накаливания. Люминисцентные лампы

Лабораторно-практическая работа

Индивидуальная

Интеграционная

Практико-ориентированные

Таблицы, ламповые патроны, выключатели, лампы накаливания, энергосберегающие лампы, провода

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№40

№41

№43

7

Электромагниты и их применение

Лабораторно-практическая работа

Групповая

Интеграционная

Практико-ориентированные, групповые

Электромагниты, реле, провода, выключатели, таблицы, схемы

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№39

8

Бытовые электронагревательные приборы

Лабораторно-практическая работа

Групповая

Интеграционная

Практико-ориентированные, групповые

Таблицы, утюг, плитка, камин, чайник ,электромонтажные инструменты

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№44

9

Правила ТБ при работе с бытовыми электроприборами.

Комбинированный

Фронтальная

Интеграционная

Рефлексивные

Таблицы, электромонтажные инструменты ,пробник, электробытовые приборы

Тест

Разработка плаката по ТБ

10

Двигатели постоянного тока

Лабораторно-практическая работа

Групповая

Интеграционная

Практико-ориентированные, групповые

Двигатель постоянного тока, таблицы, схемы, авометр.

Лабораторно-практическая работа

Параграф учебника

№46

Методическая разработка урока по дисциплине «электротехника и электроника»

Дата

Группа

13.10.15

ЭЛ-14-д

15.03.16

Э-14д

План занятия

по дисциплине «Электротехника и электроника»

1.Тема программы: Трехфазные электрические цепи

2.Тема занятия:Мощность трехфазной электрической цепи. Коэффициент мощности

3. Планируемые результаты:

— знаний –формулирование иобъяснение основных законов электротехники, формулирование методов расчета и измерения основных параметров электрических цепей, обозначение параметров электрических цепей;

— умений – сборка электрических схем,выполнение расчетов параметров электрических цепей, построение векторных диаграмм токов и напряжений;

— сформированности компетенций:

ОК3 — Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4 — Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК6 — Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7 — Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

4. Оснащение занятия:

4.1. Славинский А.К., Туревский И.С. Электротехника с основами электроники [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.: ил. – (Профессиональное образование).

4.2. Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил.

5.Используемые приемы, методы и элементы педагогических технологий: групповая деятельность.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности аудитории и группы к занятию, приветствие, отметка отсутствующих, сообщение темы и образовательной цели).

  2. Повторение пройденного материала

    1. Фронтальный опрос:

  • Что называется трехфазной системой?

  • Каким образом вырабатывается 3-х фазный электрический ток?

  • Что такое фаза?

  • Что означает соединение «звезда»?

  • Что означает соединение «треугольник»?

  • Дайте название токов и напряжений трехфазной системы.

  • Покажите токи и напряжения трехфазной системы на схеме.

  • Поясните назначение нулевого провода в 4-х проводной трехфазной цепи.

  • Назовите и запишите на доске признаки симметричности нагрузки трехфазной системы.

    1. Работа у доски:

  • Составьте классификацию трехфазной системы и поясните ее.

  • Запишите законы изменения ЭДС трехфазной системы и постройте векторную диаграмму ЭДС.

  • Начертите временные диаграммы ЭДС трехфазной системы для одного периода и поясните принцип их получения.

  • Покажите графически соединение обмоток генератора по схеме «звезда» и поясните данное соединение.

  • Покажите графически соединение обмоток генератора по схеме «треугольник» и поясните данное соединение.

  • Начертите 3-х проводную трехфазную цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» и поясните соотношение фазных и линейных параметров цепи.

  • Начертите 3-х проводную трехфазную цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник» и поясните соотношение фазных и линейных параметров цепи.

    1. Работа с карточками:

Карточка 1

  1. Продолжите фразу:

Трехфазные электрические цепи – это ____________________________________________________.

  1. Запишите выражения для мгновенных значений фазных ЭДС в трехфазной системе.

Карточка 2

  1. Напишите, благодаря чему трехфазные цепи получили широкое распространение в современной электроэнергетике.

  2. Как можно получить трехфазную систему ЭДС?

Карточка 3

  1. Что понимается под фазой в трехфазной системе?

  2. Приведите буквенные обозначения и единицы измерения следующих параметров трехфазной системы:

  • Фазные напряжения источника — ______________________________________________;

  • Линейные напряжения источника — ____________________________________________;

  • Линейные токи источника — __________________________________________________;

  • Фазные напряжения нагрузки — _______________________________________________;

  • Линейные напряжения нагрузки — _____________________________________________;

  • Линейные токи нагрузки — ___________________________________________________;

  • Ток в нейтральном проводе — _________________________________________________.

Карточка 4

  1. Перечислите основные элементы, входящие в состав трехфазных электрических цепей.

  2. Укажите основные схемы соединения фаз в трехфазных цепях.

Карточка 5

  1. Что понимается под фазой в трехфазной системе?

  2. Как соединить фазы в трехфазной системе звездой?

Карточка 6

  1. Что понимается под фазой в трехфазной системе?

  2. Как соединить фазы в трехфазной системе треугольником?

    1. Тестирование студентов:

Вариант 1

I. Начало первой обмотки при соединении обмоток генератора треугольником соединяется:

1) с началом второй;

  1. концом третьей;

  2. концом второй;

  3. началом третьей;

  1. концом третьей.

II. Фазой называют:

  1. аргумент синуса;

  2. часть многофазной цепи;

  3. фазу в начальный момент времени;

  4. оба определения ответов 1 и 2 правильны;

  5. разность начальных фаз переменных величин.

III. Какой из токов в схеме (рис.1.1.) линейный, а какой — фазный:

  1. оба тока — линейные;

  2. оба тока — фазные;

  3. ток I2— линейный, I1— фазный;

  4. ток I2— фазный, I1— линейный;

  5. таких токов в данной схеме нет.

Рис.1.1.

IV. Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В. Фазное напряжение равно:

1)220 В;

  1. 380 В;

  2. 250 В;

  3. 127 В;

  4. 660 В.

V. Укажите правильные уравнения, связывающие векторы линейных и фазных токов, если соединение потребителей треугольником (рис.1.2.): (3)

Рис.1.2.

Вариант 2

I. Лампы накаливания с UН = 127 В включают в трехфазную сеть с линейным напряжением 220 В. Схема включения ламп:

1) звездой;

  1. треугольником;

  2. звезда с нулевым проводом;

  3. лампы нельзя включать в сеть;

  4. для ответа недостаточно данных.

II. Действующее значение трехфазной ЭДС при изменении направления вращения катушек:

  1. изменится;

  2. увеличится в три раза;

  3. уменьшится в три раза;

  4. изменится на 3;

  5. не изменится.

III. Ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи:

  1. не может равняться нулю;

  2. может равняться нулю;

  3. всегда равен нулю;

  4. всегда больше нуля;

  5. всегда меньше нуля.

IV. Если UAC = Uc — UA, то вектор UAC при соединении треугольником равен:

1) UAC = — UC — UA;

2) UAC = UA — Uc;

3) UAC = UC + UA;

4) UAC = UC — UA;

5) UAC = — UA— UC.

V. В симметричной трехфазной цепи UФ= 220 В, IФ = 5 A, cos = 0,8. Активная мощность цепи равна:

  1. 1,1 кВт;

  2. 0,88 кВт;

  3. 2,2 кВт;

  4. 2,64 кВт;

  5. 5, 28 кВт.

Вариант 3

I. Если при прочих условиях изменить скорость вращения обмоток, то изменятся:

1) амплитуды и начальные фазы;


  1. частота и начальные фазы;
  2. ЭДС и начальные фазы;

  3. частота и амплитуды;

  4. ЭДС и амплитуды.

II Сумма токов фаз равна нулю при отсутствии нулевого провода:

1) не всегда;

  1. всегда;

  2. зависит от условий;

  3. зависит от числа проводов — 3 или 4;

  4. зависит от 2-фазы.

III. Обмотки, показанные на рис. 3.1, соединены:

  1. звездой;

  2. треугольником;

  3. последовательно;

  4. параллельно;

  5. другим способом.Рис. 3.1.

IV. При симметричной нагрузке, соединенной треугольником, UЛ= 380В. Фазное напряжение равно:

1) 220В;

2) 127 В;

3) 660 В;

4) 250 В;

5) 380 В.

V. Дано: UЛ= 220 В; IЛ = 5 A; cos = 0,8. Трехфазная цепь симметричная. Активная мощность цепи составляет:

  1. 1,1 кВт;

  2. 1,14 кВт;

  3. 1,52 кВт;

  4. 2,2 кВт;

  5. 2,06 кВт.

Вариант 4

I. К генератору, обмотки которого соединены в звезду, подходит:

  1. 6 соединительных проводов;

  2. 3 соединительных провода;

  3. 3 или 4 провода;

  4. 4 провода;

  5. 6 или 3 провода,

II. Какое напряжение в схеме, показанной на рис. 4.1, линейное, а какое — фазное:

  1. UСА— линейное, UСO— фазное;

  2. UАО— линейное, UBO— фазное;

  3. UAB— линейное, UBC— фазное;

  4. UBC— линейное, UAB— фазное; Рис. 4.1.

  5. UСО— линейное, UCA— фазное.

III. Будут ли меняться линейные токи при обрыве нулевого провода в случае:

а) симметричной нагрузки; б) несимметричной нагрузки:

  1. а) будут; б) не будут;

  2. а) будут; б) будут;

  3. а) не будут; б) не будут;

  4. а) не будут; б) будут;

  5. для ответа недостаточно данных.

IV. Ток IЛ = 2,2 А. Если симметричная нагрузка соединена треугольником, то фазный ток:

  1. 3,8 А;

  2. 2,2 А;

  3. 6,6 А;

  4. 1,27 А;

  5. 2,54 А.

V В симметричной трехфазной цепи (Uф = 220 В; Iф = 5 A; cos= 0,8. Реактивная мощность цепи равна:

  1. 0,66 квар;

  2. 1,98 квар;

  3. 2,64 квар;

  4. 1,1 квар;

  5. 2,2 квар.

Вариант 5

I. В симметричной трехфазной цепи UЛ = 220 В, IЛ= 5 A, cos = 0,8. Реактивная мощность цепи равна:

  1. 0,38 квар;

  2. 1,1 квар;

  3. 1,14 квар;

  4. 1,52 квар;

  5. 3,04 квар.

II. В трехфазную сеть UЛ = 220 В включают двигатель, обмотки которого рассчитаны на 127 В. В этом случае:

  1. двигатель нельзя включить в сеть;

  2. обмотки двигателя надо соединить треугольником;


  1. звездой с нулевым проводом;
  2. для ответа недостаточно данных;

  3. звездой.

III. Линейные токи при постоянной ЭДС генератора и неизменных сопротивлениях нагрузки могут измениться за счет:

  1. изменения фазных напряжений;

  2. изменения линейных напряжений;

  3. изменения фазных и линейных напряжений.

IV. Ток в нулевом проводе при симметричной трехфазной системе токов равен:

  1. нулю;

  2. значению, меньшему суммы действующих значений фазных токов;

  1. значению, большему сумме фазных токов;

  2. сумме действующих значений фазных токов;

  3. сумме линейных токов.

V. Условия симметричной нагрузки в трехфазной цепи:

  1. ZA= ZB = ZС; IA = IB = IС;

  2. UA=UB=UC; А = В = С= 600;

  3. UA=UB=UC;IA≠IB≠IC;

  4. ZA = ZB = Zc; IA = IB = Ic; А = В = С= 120°;

  5. А = В = 600; С = 120°; ZA= ZB = ZС; IA = IB = IС.

Вариант 6

  1. В трехфазной цепи UЛ= 220 В; IЛ = 2 А; Р = 380 Вт. В этом случае cos равен:

  1. 0,8;

  2. 0,5;

  3. 0,6;

  4. 0,4;

  5. 0,7.

  1. Трехфазный двигатель, обмотки которого рассчитаны на 127 В, включают в сеть UЛ = 380 В. Обмотки двигателя надо соединить:

  1. звездой;

  2. треугольником;

  3. для ответа недостаточно данных;

  4. звездой с нулем;

5) двигатель нельзя включать в сеть.

III. Обмотки трехфазного генератора соединены звездой. Конец первой обмотки соединен:


  1. с началом второй обмотки;
  2. началом третьей обмотки;

  3. концом третьей обмотки;

  4. концом второй и началом третьей обмоток;

  5. концом второй обмотки.

IV. Трехфазная симметричная нагрузка потребляет 800 Вт активной мощности. Если при cos = 1 потребляется 1000 Вт, то cos равен:

  1. 0,8;

  2. 0,6;

  3. 3)1;

  1. 1,2;

  2. 0,3.

V. Обмотки, показанные на рис. 6.1, соединены:

  1. звездой с нулевым проводом;

  2. треугольником;

  3. звездой;

  4. другим способом;

  5. для ответа недостаточно данных. Рис. 6.1.

Вариант 7

I. При соединении обмоток генератора треугольником начало третьей обмотки соединяется:

1) с концом первой обмотки;

2) началом второй обмотки;

3) концом второй обмотки;

4) началом второй и первой обмоток;

5) концом третьей обмотки.

II. Симметричная нагрузка трехфазной сети соединена звездой, UЛ = 660 В. Фазное напряжение равно:

  1. 380 В;

  2. 660 В;

  3. 220 В;

  4. 127 В;

  5. 440 В.

III. Вольтметр для измерения фазного напряжения (рис. 7.1) надо включить между точками:

  1. А и В;

  2. В и С;

  3. С и А;

  1. А и С;

  2. А и О. Рис. 7.1.

IV. Нагрузка в трехфазной цепи (рис. 7.2) соединена:

1)звездой;

  1. треугольником;

  2. параллельно; Рис. 7.2.

  1. последовательно;

  2. звездой с нулевым проводом.

V. Лампы накаливания с UН = 220 В включают в трехфазную сеть с UЛ= 220 В. Схема соединения ламп:

1) звездой;

  1. треугольником;

  2. звездой с нулевым проводом;

  3. лампы нельзя включать в сеть;

  4. для ответа недостаточно данных.

Вариант 8

I. Линейный ток 17,3 А. Фазный ток, если симметричная нагрузка соединена треугольником, равен:

1)20 А;

  1. 176 А;

  2. 17,3 А;

  3. 10 А;

  4. 34,6 А.

II. Начало второй обмотки при соединении обмоток трехфазного генератора треугольником соединяется:

  1. с концом первой обмотки;

  2. концом третьей обмотки;

  3. началом первой обмотки;

  4. началом третьей обмотки;

  5. концом второй обмотки.

III. Нагрузка в цепи, показанной на рис. 8.1, соединена:

1) звездой;

2) треугольником;

3) звездой с нулевым проводом;

  1. последовательно;

  2. параллельно. Рис. 8.1.

IV. К трехфазному генератору, обмотки которого соединены треугольником, подходит соединительных проводов:

1) 4;

2) 3 или 4;

3) 6;

  1. 8;

  2. 3.

V. В трехфазную сеть с UA= 220 В включают двигатель, обмотки которого рассчитаны на 220 В. Соединить обмотки двигателя надо:

1) звездой с нулевым проводом;

2) звездой;

  1. треугольником;

  2. двигатель нельзя включать в сеть;

  3. для ответа недостаточно данных.

  1. Мотивация: полученные знания и умения необходимы при выполнении лабораторных работ и решении задач по теме «Трехфазные электрические цепи», при изучении нового материала по темам «Трансформаторы» и «Электрические машины», при подготовке к экзамену.

  1. Актуализация опорных знаний: сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление, проводимость, мощность (Физика), векторы, тригонометрические функции, амплитуда и период сигнала (Математика).

  1. План изложения нового материала (с включением элементов самостоятельной работы студентов)

    1. Активная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).

    2. Расчет и сравнение активной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).

    3. Реактивная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).

    4. Расчет и сравнение реактивной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).

    5. Полная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).

    6. Расчет и сравнение полной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).

    7. Коэффициент мощности трехфазной цепи (объяснение преподавателя).

  1. Закрепление полученных знаний (не менее 15минут):

    1. Запишите и поясните признаки симметрии трехфазной системы.

    2. Запишите и поясните соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда».

    3. Запишите и поясните соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «треугольник».

    4. Назовите виды мощностей трехфазных цепей.

    5. Запишите формулы для расчета мощностей трехфазных цепей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

    1. Схемы соединения обмоток генератора и потребителей трехфазной цепи.

    2. Соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник»

    3. Мощность трехфазной цепи.

  1. Домашнее задание:

    1. Разобрать типовые задачи:

  • Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил.,№ 6.4 стр.134-135).

  • Лоторейчук Е.А. Расчет электрических и магнитных цепей и полей. Решение задач [Текст]: учебное пособие. — М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 272 с. – (Профессиональное образование), № 6.9, 6.10 стр.167-168.

    1. Решить задачи по расчету трехфазных цепей:

  • Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил. (№ 6.13, 6.16, 6.24, стр.137-140).

Подпись преподавателя Гараева Т.Е.

План урока по электротехнике

План урока

Разработала преподаватель высшей категории ГБПОУ «Коркинский горно- строительный техникум»: Ивандикова Ольга Евгеньевна.

Дата урока 10.12.16

Номер группы ТЭРО-14

Специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Предмет: «Электротехника и электроника»

Тема по рабочей программе: тема 2.2 «Генераторы постоянного тока»

Тема урока: «Исследование работы машины постоянного тока в режиме генератора».

Уметь:

  • Строить основные характеристики генератора по измеренным параметрам.

  • Пояснять вид построенных характеристик

  • Делать грамотно вывод о проделанной работе, используя связь между теоретическими и практическими знаниями и умениями.

Знать:

  • Вид основных характеристик генератора постоянного тока параллельного возбуждения

  • Назначение элементов схемы генератора

Цели урока:

Обучающая:

  • Формирование понятия о виде основных характеристик генератора постоянного тока.

  • Формирование понятия о назначении основных элементов схемы генератора с параллельным возбуждением.

  • Вторичное осмысление изучаемого материала по теме «Генераторы постоянного тока» путём воспроизведения и применения знаний в лабораторных условиях;

Развивающая:

  • Развивать умение строить и пояснять вид основных характеристик генератора постоянного тока.

  • Развивать у обучающихся умения самостоятельно выполнять лабораторные испытания и делать грамотные выводы.

  • Развивать умение находить связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность, исполнительность и самостоятельность.

  • Мотивировать необходимость воплощения теоретических знаний в практику.

Тип урока: Закрепления и совершенствования знаний и умений.

Форма урока: лабораторная работа.

Оснащение урока: лабораторный стенд по электротехнике, инструкции к выполнению лабораторной работы, АРМ

Литература:

  1. Немцов М.В. Электротехника.-Ростов –на-Дону: «Феникс», 2009

  2. Ярочкина Г.В. Электротехника.-М.: «Академия», 2008

Междисциплинарные связи: привод горных машин, ЭЭГП

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

Общие компетенции:

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный момент 2 мин

  2. Проверка домашнего задания (тест) 15 мин

  3. Сообщение темы и постановка целей 3 мин

  4. Актуализация опорных знаний 12 мин

  5. Вводный инструктаж 5 мин

  6. Самостоятельная работа с текущим инструктажем 45 мин

  7. Подведение итогов занятия 5 мин

  8. Домашнее задание 3 мин

Ход урока

Задачи

этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

результат

1 Вводная часть

1.1 Организационный момент

1.2 Проверка домашнего задания

Повторение пройденной темы студенты проходят дома, используя презентацию лекции №1 выложенную в Проколледж

1.3 Целевая установка и мотивация к уроку

Формирование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-сии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1.4 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1.5 Вводный инструктаж

Формирование

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Организовать обучающихся к работе

Проверить уровень теоретических знаний по теме

Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения. Мотивировать обучающихся к выполнению лабораторной работы.

Выявление и устранение пробелов в знаниях.

Разделить студентов на подгруппы, выбрав ответсвенного.

Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с конструкцией и функциями и назначением элементов схемы генератора на стенде.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку.

Проводит контрольный тест на слайдах по теме «Генераторы постоянного тока» (смотри презентацию с тестом №2), собирает результаты и разбирает каждый вопрос, комментируя верные ответы, проверяет сданные тесты по коду, оглашает результаты.

Раскрывает цели занятия и план его проведения. Проводит мотивацию, опираясь на межпредметные связи и необходимость знания данного материала для изучения спецпредметов.

Проводит фронтальный опрос, слушает и комментирует ответы:

  1. что представляет собой генератор?

  2. Отличается ли конструктивно генератор от двигателя?

  3. Назовите виды обмоток генератора постоянного тока.

  4. Каковы особенности схемы генератора параллельного возбуждения?

  5. Назвать виды основных характеристик генератора постоянного тока.

Проводит инструктаж по ТБ. Показывает все элементы схемы генератора на стенде, поясняя их функции и назначение.

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку, получают на руки папки для лабораторных работ.

Выполняют видео-тест, сдают результаты, оставив себе копию, проверяют тест, слушая комментарии преподавателя.

Слушают, записывают тему и цель лабораторной работы.

Отвечают на вопросы преподавателя, слушают комментарии к ответам и дополнения товарищей.

Расписываются в журнале по ТБ. Слушают пояснения к схеме и зарисовывают схему генератора постоянного тока параллельного возбуждения.

Готовность группы к уроку

Проверен уровень знаний по теме, изученной на прошлом уроке. Оценен каждый обучающийся.

Группа нацелена на выполнение лабораторного задания. Обучающиеся мотивированы на учебно-познавательную деятельность.

Пробелы в знаниях выявлены, проведена работа по их устранению.

Группа ознакомлена с техникой безопасности, назначением и работой основных элементов схемы генератора..

Обучающиеся готовы к самостоятельному выполнению лабораторной работы.

2.1 Самостоятельное выполнение лабораторной работы с текущим инструктажем.

Формирование

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

Выполнить лабораторное задание и построить основные характеристики генератора.

Контролирует процесс выполнения лабораторной работы, при необходимости консультирует.

Самостоятельно проводят опыты и снимают показания приборов, записывают в таблицы, строят графики характеристик генератора, используя инструкцию в презентации №3

Делают вывод по проделанной работе, описав вид характеристик.

Развито умения выполнять работу самостоятельно

Сформировано понятие о виде основных характеристик генератора постоянного тока.

Осуществлена связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.

3. Заключительная часть

3.1 Подведение итогов урока

3.2 Выдача домашнего задания

Формирование

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Дать качественную оценку выполнения лабораторной работы.

Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Оценивает работу группы в целом, отмечая индивидуально наиболее активных обучающихся, собирает отчеты для проверки.

Сообщает и объясняет домашнее задание: обучающиеся разбиваются на группы для выполнения творческой работы. Необходимо составить кроссворд по теме «Генераторы постоянного тока» на 10 слов.

Осмысливают свою деятельность на уроке.

Сдают отчеты.

Записывают домашнее задание, разбиваются на группы, слушают консультацию.

Подведен итог урока, выделены наиболее активные обучающиеся.

Группа получила домашнее задание.

Краткий самоанализ учебного занятия:

В результате урока студенты имеют возможность повторить и закрепить изученную ранее тему. Повторение проходит в момент выполнения и совместной проверки теста, закрепление проходит при выполнении лабораторной работы.

Лабораторное задание выполняется студентами самостоятельно, что позволяет им получить опыт самостоятельной работы. Преподаватель выполняет роль стороннего наблюдателя и вмешивается только при необходимости, поэтому метод ведения занятия носит частично-поисковый характер, так как, имея на руках схему и задание, обучающиеся должны сами продумать и выполнить опыты.

В результате обучающиеся построят и опишут вид характеристик генератора, что способствует более глубокому осмыслению принципа работы генератора постоянного тока.

В результате урока у обучающихся сформировано понятия о виде основных характеристик генератора постоянного тока и о назначении основных элементов схемы генератора с параллельным возбуждением, они научились самостоятельно проводить опыты и строить характеристики, делать грамотные и полные выводы с описанием этих характеристик.

Преподаватель: О.Е. Ивандикова

Методическая разработка урока по электротехнике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Ивантеевский политехнический лицей»

Методическая разработка

открытого урока

по ОП.02 «Электротехника и электроника»

тема «Электрические машины»

Преподаватель основы электротехники Чикунова О.Ф

2019

Аннотация

Открытый урок по теме: «Электрические машины» проводится с применением современных информационно-компьютерных технологий. Это оказывает положительное эмоциональное воздействие на студентов, устанавливает межпредметную связь с различными учебными дисциплинами, способствует повышению эффективности обучения.

Данный урок предназначен для студентов 3 курса специальности « МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА» Тема урока соответствует рабочей учебной программе и тематическому плану ОП.02 «Электротехника и электроника».

На учебном занятии используются стандартные и нестандартные методы решения учебных задач. Это способствует комплексному освоению общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение функций, отражающих требования рынка труда».

Тема урока: «Электрические машины. По следам загадочного гения».

Дисциплина: Электротехника и электроника

Тип урока – интегрированный урок по квест-технологии.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

  • форма – урок с элементами практического занятия;

  • методы – метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;

  • приемы обучения – поиск информации, обработка информации, подготовка ответов и отчетов, подготовка компьютерных презентаций, выступления обучающихся по результатам работы.

Учебные предметы и межпредметные связи – «Физика», «Математика», «Обществознание», «Материаловедение» и «Информационные технологии».

Цель урока: научиться находить стандартные и нестандартные способы применения электрических машин и аппаратов и уметь применять эти знания на практике, закрепить навыки в умении ориентироваться в современном информационном пространстве.

Задачи:

  • обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе изучения дисциплины;

  • развитие навыков поиска и отбора информации;

  • анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности;

  • обобщение и систематизация информации;

  • развитие активности и самостоятельности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие умения работать в группе;

  • развитие воображения и фантазии в процессе выполнения заданий;

  • привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориентированных потребностей обучающихся;

  • воспитание трудолюбия и ответственности;

  • создание ситуации успеха при совместной деятельности педагога и студентов в области решения нестандартных задач;

  • воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;

  • воспитание социальной культуры.

Планируемые результаты

Студенты после проведения урока должны:

  • знать стандартные и нестандартные способы применения электрических аппаратов и уметь применять эти знания на практике;

  • на примере задач и ситуаций устанавливать межпредметные связи для достижения успеха.

  • закрепить навыки в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с различными источниками информации;

Формы работы: индивидуальная и в малых группах.

Новизна в использование технологии квестов

  • Квест –урок представляет собой систему интегрированных занятий по дисциплине «Электротехника и электроника», состоящую из комплекса заданий, выстроенных по принципу «от простого к сложному», с повышением доли самостоятельности обучающихся при выполнении заданий, изменением требований к уровню оценки деятельности обучающихся, увеличением темпа занятий;

  • Система занятий по квест – технологии позволяет обучающимся, менее восприимчивым к стандартным технологиям повышать свою значимость;

Технология проведения урока

Открытый урок представляет собой презентацию возможностей квест – технологий. Будут представлены фрагменты различных этапов технологии, с помощью групповой формы работы обучающихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий.

  • Первый этап. Обучающиеся впервые сталкиваются с подобным заданием. Они получают первичную информацию о предстоящем проекте и начинают с ней работать.

  • Второй этап. Обучающиеся находятся в процессе сбора, анализа и интерпретации полученной на занятии информации.

  • Третий этап. Обучающиеся демонстрируют результаты коллективной работы в форме ответов и отчетов. На данном этапе педагог обобщает и подводит итог.

Оборудование урока

  • ПК преподавателя, мультимедиа и учебная доска, карточки с заданиями.

Общие компетенции, развиваемые на уроке:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Уровни деятельности

Этапы урока

Развиваемые компетенции

Эмоционально-психологический

1.Организационный момент. 2.Мотивация к предстоящей учебной деятельности, создание интереса и условий для эмоционального комфорта.

ОК 1, ОК8

Регулятивный

1. Формулировка темы урока

2. Постановка цели и задач урока.

3. Знакомство с планом предстоящей учебной работы.

5.Актуализация знаний.

ОК6, ОК4, ОК 5

Социальный

1.Оперативный контроль.

2.Организация группового взаимодействия в ходе просмотра видеоролика «Загадка тунгусского метеорита».

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Аналитический

1.Аналитический обзор заданий, самостоятельный и групповой поиск решений и ответов на вопросы

2.Аанализ просмотренного видеоматериала, запись в рабочую тетрадь.

ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Творческий

1. Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации заданий.

ОК3, ОК5, ОК6, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Самосовершенствования

1.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

2 Домашнее задание.

ОК1, ОК2 ОК6, ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Структура занятия

Элементы занятия

Время (мин.)

  1. Организация урока. Проверка присутствующих, назначение дежурного. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока, цели урока и задач.

5

  1. Актуализация знаний. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению заданий

5

  1. Мотивация. Просмотр фрагмента видеоролика «Загадка тунгусского метеорита», анализ просмотренного материала и обсуждение в командах

5

  1. Основная часть (решение теоретических и практических заданий)

20

  1. Заключительная часть урока. Просмотр видеофильма «Никола Тесла. Очевидное и невероятное»

5

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.

5

Итого

45 минут

Технологическая карта урока

Этап учебного занятия, содержание

Время

Цель

Компетенции

Методы по Лернеру И.Я.

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент

5 мин

Организовать обучающихся для проведения учебного занятия

коллективная 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Приветствие преподавателя, настрой обучающихся на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Староста, кто отсутствует на уроке? Какие причины отсутствия? Дежурный по кабинету сегодня староста. Проверьте, чтобы у вас на парте лежали тетрадь и ручка. Все готовы. Садитесь. Мы начинаем урок.

Начать я бы хотел с поговорки, которая, надеюсь, станет девизом сегодняшнего урока: « Знание – не только сила, но и путь к успеху». Хочется верить, что приложив необходимые усилия, вы будете успешны в любом начинании.

Педагог сообщает обучающимся тему занятия, цели и задачи.

Обучающиеся приветствуют педагога и гостей.

ІІ. Актуализация знаний

5 мин

Настроить обучающихся на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации

Обучающие должны знать основные виды электрических машин, назначения их и характеристики

Обучающие должны уметь подбирать электрические машины в соответствии с технологическими задачами

Репродуктивный, эвристический

Фронтальная, индивидуальная

Презентация слайд №1

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Инструктаж обучающихся по работе на уроке (групповое взаимодействие, условия, форма)

Педагог делает вступление: «Ребята, сегодняшний урок будет отличаться от привычного нам традиционного урока, поэтому вам нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. Сегодня нам предстоит поучаствовать в увлекательном квесте, а для этого нам нужно разделиться на три команды».

Педагог разделяет группу на 3 команды, рассаживает их и предлагает выбрать капитана команды (в обязанности капитана входит общее руководство команды и единоличное принятие решения в спорных вопросах).

Каждая команда выполняет свои задания. Каждое правильно выполненное задания на один шаг приближает команду к успеху.

Обучающиеся выбирают капитана команды, придумывают название своей команды и эмблему.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

ІІІ. Мотивационный этап

5 мин

Сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их.

Обучающие должны знать основные виды электрических машин, назначения их и характеристики

Обучающие должны уметь подбирать электрические машины в соответствии с технологическими задачами

Репродуктивный, эвристический

коллективная

Видеофильм «Загадка тунгусского метеорита»

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Педагог знакомит учащихся с загадочными обстоятельствами, получившими название «Тунгусский метеорит»
Педагог: «Что же там произошло, вам предстоит выяснить. Для этого вы пойдете по следам известного изобретателя, которому приписывают прямую связь к этому явлению»

Обучающиеся внимательно просматривают видео, записывают помечают важные моменты.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Основная часть.

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности. Практическая часть работы. Обобщение и систематизация знаний.

20 мин

Научить использовать стандартные и нестандартные методы применения электрических машин

Обучающие должны знать основные виды электрических машин, назначения их и характеристики

Обучающие должны уметь подбирать электрические машины в соответствии с технологическими задачами

Репродуктивный, эвристический

Групповая

Слайд № 2

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Педагог открывает доску, на которой изображена карта.

Педагог: «Вам в руки попала карта, на которой отмечены места, где остались следы великого гения. Пройдя все этапы вы найдете то, что вам необходимо».

Педагог: «Ваша команда приехала на вокзал в одном из провинциальных городков восточной Сибири и сразу отправилась навстречу приключениям. На вашем пути оказалась быстроходная река с порогами. На берегу реки привязана одноместная лодка. Вы решаете на совете отправить гонца в город за веревкой, с помощью которой впоследствии можно переправиться. По причине того, что финансовых средств у вас мало, было принято решение купить веревку нужной длины. Вам нужно определить, какую длину веревки вам необходимо купить? Как? Для этого есть подсказка «между двумя берегами натянут медный провод диметром 0,2 см, и под проводом табличка, в которой содержится следующая информация – напряжение – 220 вольт, сила тока – 0,03 ампер.

Педагог подводит итог.

Педагог: «Перебравшись через реку вы продолжаете свой путь. В дороге вы встретили прохожего, который сказал, что заметил незнакомых людей в заброшенном здании, недалеко от места вашей встречи. На совете вы решили немедленно туда отправиться. Зданием оказался заброшенный завод по производству электротехнических деталей. Вы вошли в дверь и оказались в коридоре перед дверью, рядом с которой находились три выключателя. В комнате висело три лампочки. Ваша задача определить каким ключом включаются 1, 2 и 3 лампочка. Зайти в комнату вы можете только один раз.

Педагог подводит итог.

Педагог: «После удачно решенной задачи вы прошли в следующее помещение, где увидели, что единственный выход закрыт массивной дверью. Подойдя ближе вы увидели, что хитрый ученый установил на двери необычный замок в виде кроссворда с вопросами по электричеству. Гений понимал, что открыть дверь может только человек, обладающий хорошими знаниями в области электротехники. Как вы уже поняли, ваша задача открыть дверь, а для этого необходимо разгадать кроссворд вашего визави.

Педагог подводит итог.

За дверью оказалась шахта лифта. Вы зашли в лифт и нажали кнопку «Вниз». Но лифт оказался неподвижным. Недалеко от лифта вы увидели разбросанные детали от различных механизмов. Ученый разобрал механизмы привода лифта. Ваша задача собрать эти механизмы и запустить лифт.

Педагог подводит итог.

Спустившись вниз вы оказались в лаборатории. В этой лаборатории оказалось множество различных аппаратов и механизмом, катушки, провода…Среди всего этого выделялись огромные заколоченные ящики, содержимое которых определялось лишь странной надписью на ящиках «Ворденклиф» …

Вы обнаружили подземный ход, который был завален породой…сумасшедший гений ушел через это ход, и продолжать поиски не представлялось возможности…Но кто этот «Загадочный гений»? Куда теперь лежал его путь…?

Работа с рабочими тетрадями. Обучающиеся группами в тетрадях выполняют практические задания.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Заключительная часть урока

5 мин

Проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков, входящих в содержание и теме

Обучающие должны знать основные виды электрических машин, назначения их и характеристики, стандартные и нестандартные методы применения.

Обучающие должны уметь подбирать электрические машины в соответствии с технологическими задачами, использовать эти машины.

Информационно-рецептивный

Групповая, индивидуальная

«Никола Тесла. Очевидное и невероятное»

Деятельность преподавателя

Педагог – «Несмотря на то, что вы успешно справились со своими задачами, загадочный гений скрылся в неизвестном направлении. Но благодаря вашим знаниям и умениям, вы добились успеха, и этот успех не останется без награды.

Педагог — «…28 декабря 1908 года в море между Сицилией и Апениннским полуостровом произошло странное землетрясение. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-Калабрия и Палми. Погибло около 200000 человек. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы. Как это связано с нашим уроком, спросите вы, но это уже совсем другая история…»

Педагог: «Как вы думаете, ребята, как имя нашего героя?».

После ответа обучающихся педагог включает фильм «Никола Тесла. Очевидное и невероятное».

Деятельность обучающихся

Обучающие высказывают предположения, кто может быть этим «загадочным гением» и как он может быть связан с дисциплиной «Электротехника» и темой сегодняшнего занятия. Примечания обучающиеся записывают в рабочие тетради.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI.Итог урока

Выставление оценок

Домашнее задание.

5 мин

Оценить работу студентов, провести рефлексию,

разъяснить домашнее задание

Обучающие должны знать особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке

Обучающие должны уметь анализировать собственную деятельность

Информационно-рецептивный

Коллективная

Слайд№ 3

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Выставление оценок. Проведение рефлексии в форме психологического приёма. Объяснение домашнего задания.

Педагог: «Вот и подошел к концу необычный квест-урок. Понравился вам урок ребята?

Каждая команда на листочке рисует смайлик, соответствующий настроению после прохождения квеста.

Что больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке? Что было трудно понять или выполнить? Что бы могло вас удивить или разочаровать?»

Ребята отвечают на вопросы, педагог подводит общий итог по конкурсу.

Педагог: «Теперь капитан команды на своё усмотрение выставит оценки каждому участнику команду, в зависимости от личного вклада в общее дело».

Домашнее задание: Используя сеть интернет выяснить какие изобретения Теслы используются в наше время.

Ребята отвечают на вопросы. Капитаны команд выставляют оценки товарищам по команде. Запись в тетрадь домашнего задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *