Постановка и автоматизация звука [В]: эффективные методы и упражнения

Как правильно поставить звук [В]. Какие упражнения помогут автоматизировать звук [В]. Какие игры и задания использовать для закрепления звука [В] в речи. Как проводить артикуляционную гимнастику для звука [В]. На что обратить внимание при постановке звука [В].

Артикуляция звука [В]: особенности произношения

Звук [В] — согласный, губно-зубной, щелевой, ротовой, звонкий. При правильном произнесении звука [В] артикуляционный аппарат принимает следующее положение:

  • Губы: верхняя губа поднята, обнажает верхние резцы. Нижняя губа напряжена, поднята и прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель.
  • Зубы: расстояние между резцами небольшое.
  • Язык: положение языка зависит от следующего звука (пассивен).
  • Мягкое нёбо: поднято, закрывает проход в нос.
  • Голосовые связки: сомкнуты, вибрируют.

При произнесении звука [В] можно видеть положение губ, а также осязать вибрацию в области гортани и груди. Поднеся руку ко рту, можно ощутить струю выдыхаемого воздуха, направленную косо вверх.


Подготовительные упражнения для постановки звука [В]

Перед постановкой звука [В] рекомендуется выполнять следующие артикуляционные упражнения:

  • «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, показав верхние и нижние зубы.
  • «Заборчик» — удерживать губы в улыбке с обнаженными сомкнутыми зубами.
  • «Накажем непослушный язычок» — пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя».
  • «Кто дальше загонит мяч?» — вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик, лежащий на столе.
  • «Фокус» — удерживая кончик языка за нижними зубами, подуть на ватку, положенную на кончик носа.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звука [В].

Способы постановки звука [В]

Существует несколько эффективных способов постановки звука [В]:

1. По подражанию

Попросите ребенка произнести звук [Ф], а затем включить голос. Объясните, что нужно «подуть потеплее». При этом нижняя губа должна касаться верхних зубов.

2. От опорного звука [Ф]

Произносите длительно звук [Ф], затем включите голос — получится звук [В]. Обратите внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звонкого [В].


3. Механический способ

Попросите ребенка произнести [Ф], при этом слегка нажмите пальцем на область гортани. Это поможет включить голосовые связки и получить звук [В].

Упражнения для автоматизации звука [В] в слогах

После постановки звука [В] необходимо закрепить его правильное произношение в слогах:

  • Прямые слоги: ва, во, ву, вы
  • Обратные слоги: ав, ов, ув, ыв
  • Слоги со стечением согласных: вра, вро, вру, вры

Произносите слоговые цепочки, постепенно усложняя задание:

  • ва-во-ву-вы
  • ва-ва-во во-во-ву ву-ву-вы
  • вра-вро-вру-вры

Речевой материал для автоматизации звука [В] в словах

Для закрепления правильного произношения звука [В] в словах используйте следующий речевой материал:

Слова с прямыми слогами:

  • ва: вата, ваза, вагон, валенки, василёк
  • во: вода, воробей, ворона, волосы, воротник
  • ву: вулкан, вуаль, вукетка, вуз
  • вы: выбор, вылет, вымпел, выход, выдра

Слова с обратными слогами:

  • ов: ров, зов, плов, улов, засов
  • ев: лев, гнев, напев, посев, чернослив
  • ав: шкаф, удав, рукав, жираф, параграф

Слова со стечением согласных:

  • вра: враг, вратарь, врач, вранье
  • вре: время, вред, вредный
  • вру: вруша, врун

Игры и упражнения для автоматизации звука [В]

Используйте следующие игры и упражнения для закрепления правильного произношения звука [В]:


1. «Назови картинки»

Приготовьте картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [В]. Попросите ребенка назвать эти предметы, чётко проговаривая звук [В].

2. «Закончи слово»

Начните произносить слово, а ребенок должен его закончить, добавив слог со звуком [В]. Например: голо-(ва), коро-(ва), тра-(ва).

3. «Исправь ошибку»

Произнесите слово с ошибкой, заменив звук [В] на другой звук. Ребенок должен исправить ошибку и правильно произнести слово. Например: «фода» — «вода», «борона» — «ворона».

Автоматизация звука [В] в предложениях и текстах

Для закрепления правильного произношения звука [В] в связной речи используйте следующие предложения и тексты:

Предложения:

  • У Вовы новые валенки.
  • Вася поливает цветы водой.
  • На ветке сидит воробей.
  • В вазе стоят васильки.
  • Ворона сидит на ветке высокого дерева.

Короткий текст:

В саду растёт высокая ива. Под ивой стоит скамейка. Вова и Валя сидят на скамейке. Они рассматривают книгу о животных. В книге есть картинки с волком, верблюдом и вороной. Детям очень нравится эта книга.


Советы по эффективной автоматизации звука [В]

Для успешной автоматизации звука [В] следуйте этим рекомендациям:

  • Начинайте с простых слогов и постепенно усложняйте задания.
  • Регулярно выполняйте артикуляционную гимнастику.
  • Используйте игровые приемы и наглядные пособия для повышения интереса ребенка.
  • Контролируйте правильность произношения звука [В] в спонтанной речи.
  • Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его мотивацию.

Соблюдение этих рекомендаций поможет быстрее и эффективнее автоматизировать звук [В] в речи ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *