Основы работы со студийным светом
До сих пор у фотографов нет единого мнения, где лучше получаются качественные фотографии. Одни полностью отвергают съёмку в студии и предпочитают работать только на открытом воздухе. Другие утверждают, что только в студии, с помощью искусственного освещения, и самостоятельно управляя светом, можно создать настоящие шедевры. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки фотоаппарата к павильонной съёмке, как работать со светом в студии и разные варианты размещения источников освещения.
Подготовка фотоаппарата к съёмке в студии
Фотосьёмка в студии всегда начинается с процесса подготовки фотоаппарата и дополнительной техники. При съёмке в фотостудии фотограф не ограничен погодными условиями и временем, поэтому можно спокойно делать большие серии, при различных условиях освещения. Снимать в студии лучше всего в RAW, поэтому фотоаппарат нужно переключить в этот режим. Рекомендуется отказаться от автоматики и работать только с ручными настройками. Освещение в студии легко выставить идеально, поэтому съёмку нужно вести на минимальной чувствительности.
Оптимальное время работы затвора находится в интервале 1/125-1/250. При съёмке в фотостудии с применением вспышки нужно использовать указатель продолжительности вспышки. Чтобы определить нужную диафрагму нужно цифровой индекс вспышки разделить на расстояние между источником света и объектом фотосъёмки. В результате получится величина диафрагмы. На практике этой ерундой редко, кто пользуется, так как мощные источники в студии позволяют в большинстве случаев обходиться без вспышки.
Световое оборудование для студийной съёмки
В качестве источников освещения при съёмке в студии используются различные устройства или модификаторы света. К ним относятся следующие конструкции:
- Софтбоксы;
- Стрипбоксы;
- Портретные тарелки;
- Зонтики;
- Рефлекторы.
Софтбоксы – классические источники света, применяемые в студии. Они бывают прямоугольные, квадратные или восьмиугольные. Стрипбокс – это осветительный прибор прямоугольной, сильно удлинённой формы. Он даёт меньше тени, чем другие системы и часто используется при съёмке человека в полный рост. При съёмке в студии портретная тарелка хорошо детализирует лицо и текстуру кожи. Это рефлектор, имеющий параболическую форму и внутреннее белое или серебристое покрытие. Белый отражатель даёт более мягкое освещение, а тарелка с серебристым напылением обеспечивает резкую границу между светом и тенью. Для того чтобы рассеивать световой поток в центре портретной тарелки установлен дефлектор или обратный отражатель. Фотографические зонтики в студии позволяют направить на объект отражённый свет. Благодаря своей конфигурации рефлектор является универсальным отражателем. Он позволяет сфокусировать световой поток от источника на объекте съёмки. Рефлекторы бывают нескольких видов:
- Сферические;
- Параболические;
- Эллиптические.
Каждый из модификаторов по-разному ориентирует световой поток, поэтому при съёмке в студии могут применяться все виды осветительного оборудования.
10 простых схем установки освещения в студии
Фотограф, прежде всего, должен уметь правильно устанавливать и размещать осветительные приборы и пользоваться дополнительными приспособлениями. Работа с освещением в студии подразумевает применение различных схем. Если на открытом воздухе ситуация постоянно меняется и мастеру фотосъёмки приходится «ловить» свет, то в студии можно не спеша выставить освещение, сделать пробные снимки, затем перейти на другую схему, затем на третью.
Схема 1
При таком размещении используется три источника освещения. Прибор рисующего света располагается спереди и слева от модели под углом в 45°. Световой поток направлен не на объект фотосъёмки, а на зонт с серебристым покрытием, поэтому объект съёмки освещён отражённым светом. Два стрипбокса располагаются позади модели, так же под углом 45°. Между задником и стрипбоксами размещаются две панели белого цвета. Отражённый контровый свет делает объект фотосъёмки более объёмным, при этом фон освещается только рисующим светильником. Освещение задника можно регулировать, изменяя вертикальное положение основного софита с зонтом.
Схема 2
Когда необходимо подчеркнуть изысканную и яркую одежду модели в фотостудии используется другая схема. Здесь нужно максимально высветить фон. Для этого на задник под углом направляется свет от двух рефлекторов. Чтобы избежать засветки модели, между ней и светильниками устанавливаются белые панели. Дополнительно осветить предмет съёмки можно с помощью зонта, который располагается спереди и немного левее модели. Такое расположение обеспечивает высокий контраст с хорошей проработкой мелких деталей.
Схема 3
Для съёмки в фотостудии модели в полный рост используется простая схема из одного светильника. Это ростовой октобокс формата 30 Х 180 см. Его можно разместить с любой стороны от модели. Сам фон при этом подсвечивается слабо и на снимке выглядит тёмно-серым.
Схема 4
Здесь также используется только один световой прибор. Это октобокс или софит восьмиугольной формы. Он даёт мягкое и равномерное освещение, поэтому часто используется в фотостудии при съёмке портретов. Осветительный прибор располагается перед фотомоделью, справа от фотографа. По бокам установлены две большие белые панели, которые заполняют светом всё поле кадра.
Схема 5
Схема с выделением фона состоит из двух моноблоков. Слева и сзади модели размещается стрипбокс, направленный на объект съёмки под углом приблизительно 45°. Между ним и задником ставится белая панель отсекающая свет от фона. Задник подсвечивается рефлектором с панелью в виде сот. Это позволяет создать на заднике градиент из светлого пятна. При создании оригинальных композиций в рефлектор можно устанавливать цветные фильтры.
Схема 6
Простая схема из одного рефлектора позволяет в студии создать световой акцент на модели за счёт отражения. Софтбокс размещается сзади и справа от модели. Свет направлен на задник. По бокам модели ставятся две большие белые пластины. Они обеспечивают мягкую проработку деталей.
Схема 7
При съёмке в фотостудии часто возникает ситуация, когда нужно сфотографировать модель в полный рост. Эта задача требует равномерного освещения всей фотомодели в вертикальной плоскости. Для правильного направления светового потока применяются два ростовых стрипбокса. Рисующий источник расположен спереди и слева от модели под углом в 45°, стрипбокс установлен сзади и справа. Чтобы избежать излишнего переотражения, по бокам модели ставятся две светопоглощающие панели чёрного цвета.
Схема 8
Если акцент на фотографии должен создавать контровой свет, то в фотостудии для освещения используется следующее размещение. Рисующий софтбокс располагается слева и спереди от модели. Главную роль здесь играет источник встречного света. Он размещается сзади модели на такой высоте, чтобы высветить красивую причёску. Чтобы немного приглушить фон справа и сзади модели ставится белый экран.
Схема 9
Здесь используется один источник, а объект съёмки освещается отражённым светом. Рисующий софтбокс располагается спереди и справа от модели рядом с фотографом. Поток ориентирован на зонт с серебристым покрытием. Параболический зонт установлен на треноге, на высоте человеческого роста и световой поток направлен вниз.
Схема 10
При таком размещении роль источника рисующего света играет портретная тарелка. Чтобы световой поток получился более узким, на неё установлена решётка. По бокам модели установлены поглощающие панели чёрного цвета. Фон подсвечивается не очень мощным рефлектором, который располагается сзади модели и под углом к заднику. Такое расположение создаёт резкие и чёткие тени. Уровень освещения задника можно менять, получая все оттенки серого цвета.
Сложные схемы
При работе в фотостудии могут применяться сложные схемы, где используется несколько источников света. «Paramount» или гламурный свет организуется с помощью пяти световых приборов. Это мягкое освещение, позволяет показать кожу лица в идеальном виде. Софтбокс рисующего света установлен немного выше уровня глаз фотомодели. Заполняющий свет находится там же, но ниже рисующего источника. Сзади модели располагается контровое освещение. Два софита расположенные сзади модели, работают на задник под углом 30-45
Схема «Петля» при съёмке в студии считается одной из самых интересных. Освещение формирует изящные тени на щеке модели, обращённой к рисующему свету. Основной софит устанавливается ниже, чем в «Paramount» и сдвинут ближе к фону. Источник заполняющего света размещается на уровне фотокамеры, немного выше рисующего. Сзади модели устанавливается слабый контровый свет, а световые потоки от двух рефлекторов перекрещивается на заднике.
Ещё одной интересной схемой установки освещения в студии является схема Рембрандта. Она характеризуется наличием светлого пятна на затемнённой части лица. Художник добивался этого интересного светового эффекта, пробив отверстие в крыше своей фотостудии. Этого можно легко добиться, применив в студии современные осветительные приборы. Основной свет устанавливается под углом 45° к предмету съёмки, на небольшом расстоянии. Прямые лучи не должны попасть на фон, поэтому между софитом и задником ставится чёрная пластина. С противоположной стороны лица под углом ставится белый отражатель. Размеры светлого пятна на затенённой стороне лица можно изменять высотой рисующего источника и отражателя.
Начиная работать в студии нужно по возможности перепробовать все схемы освещения. Это позволит на практике увидеть результат различных световых решений. Опытные фотографы в студии создают собственные схемы установки источников света. Интересные результаты получаются при использовании только одного софита и нескольких отражателей. С помощью зонта можно направить световой поток в любой участок объекта съёмки. Это позволит выделить доминанту и затенить второстепенные детали.
10 схем света для студийной фотосъёмки

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.
Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.
Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.
И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).
Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.
Схема 1
![]() | ![]() |
В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.
Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.
Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.
Схема 2
![]() | ![]() |
Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.
При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.
Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.
В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.
Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.
Схема 3
![]() | ![]() |
Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.
В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.
Схема 4
![]() | ![]() |
Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.
Как видите, фон при этом освещён равномерно.
Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.
Схема 5
![]() | ![]() |
В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.
Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.
Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.
При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.
Схема 6
![]() | ![]() |
В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.
Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.
Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.
Схема 7
![]() | ![]() |
Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.
В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.
Схема 8
![]() | ![]() |
В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.
Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.
Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.
Схема 9
![]() | ![]() |
Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.
В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.
Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).
Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.
Схема 10
![]() | ![]() |
В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.
По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.
Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.
Итоги
Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.
Бэкстейдж
Благодарности
Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru, эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.
Команда
Схемы освещения в фотостудии: правильная установка
Сегодня большой популярностью пользуется студийная фотосъемка. С развитием цифровых технологий любой человек может купить современный фотоаппарат и делать качественные снимки. Вместе с тем, они все равно ни в какое сравнение не пойдут с теми фотографиями, которые можно получить в фотостудии.
Для того чтобы фотосъемка получилась хорошей, необходимо правильно организовать схему искусственного освещения в помещении. Иначе при плохом свете фото могут получиться некачественными. Организовать фотостудию можно практически в любом помещении, в том числе и дома. Как организовать фотосъемку при искусственном свете, а также какие схемы организации световой подачи здесь применимы, расскажет наша статья.
Особенности студии
Фотографии, которые сделаны при искусственном освещении в помещении, будут качественнее, чем те, которые были сделаны на улице. Это связано с преимуществами фотостудии. Здесь можно:
- создать с помощью осветительных приборов оптимальный уровень освещения;
- воссоздать, используя разные схемы для искусственного освещения, любые условия для получения отличного фото;
- для студийного освещения можно использовать дополнительные осветительные приборы с целью оформления определенной композиции.
Обратите внимание! Все эти моменты легко воплощаются в любой комнате дома.

Оформление фотостудии
Но для того чтобы сделать качественное освещение в фотостудии, необходимо учитывать ряд нюансов, связанных с расстановкой дополнительных светильников. Если этого не сделать, то при плохом уровне освещения фото будут получаться не такими, как хотелось бы. Особенно это важно в ситуации, когда вы делаете студийную съемку у себя дома.
Освещение студии
Любой фотограф, даже начинающий, знает, как важно для качественной фотосъемки организовать правильное освещение. С помощью света можно подчеркнуть красоту фотографий или, наоборот, окончательно испортить их. Поэтому пери организации искусственного типа подсветки таких помещений следует знать, какие виды освещения здесь применимы.
В фотостудии можно организовать пять видов подсветки, которые различаются по назначению:
- рисующий. Это самый главный вид. Зачастую он располагается под необходимым углом спереди фотографирующегося объекта. Она ставится немного выше головы человека;

Рисующий свет
- фоновый. Применяется для отделения модели от имеющегося фона. С его помощью создается эффект наличия пространства позади человека;

Фоновый свет
- заполняющий. Он располагается фронтально или вблизи камеры. Позволяет смягчить светотеневой рисунок, а также делает более глубокими тени. Для создания заполняющего света используют софт-бокс;

Заполняющий свет
- акцентирующий или контровой. Позволяет подчеркнуть определенный участок фотоснимка (силуэт человека, его одежду или прическу и т.д.) Часто используется в рекламной съемке.
- моделирующий. С его помощью на фотографии создаются специальные блики.

Моделирующий и контровой свет
Сочетая разные варианты света, можно создать настоящий фото шедевр.
Дома для фотостудии создается два варианта освещения по «мягкости»:
- жесткое. В помещении с помощью такой подсветки можно сделать глубокие тени, а само фото получится более насыщенным и ярким;
- мягкое. Для такого типа освещения характерно отсутствие ярко выраженных теней. Свет здесь равномерно распределяется по всей поверхности фото.
Эти два варианта подсветки являются основными и обязательными для организации фотостудии, хоть дома, хоть в съемном помещении. Но кроме них для студийного освещения можно использовать и иные варианты подсветки:
- светотеневое. С его помощью выделяют фактуру и форму объектов, которые будут присутствовать на снимке;
Обратите внимание! Стеновая подсветка лучше всего подходит для снимков неодушевленных предметов.
- тональное. Здесь будут отсутствовать грубые тени. Подобный эффект достигается благодаря применению софтбоксов и фотозонтов. Используется для портретной съемки.
С помощью таких вариантов освещения можно с легкостью организовать собственную фотостудию даже у себя дома.
Источники света

Источники света для студии
Для создания нужного вида освещения в фотостудии, организованной дома, нужно использовать специальные источники света. С их помощью будут формироваться необходимые схемы съемки в помещении фотостудии.
По своему характеру действия все они делятся на две главных разновидности:
- импульсивные. Имеют вид краткосрочных вспышек. Применяются только во время фотографирования. Такой источник создает мощный импульс света. Он формируется из двух лампочек: обычной галогеновой и импульсной;
Обратите внимание! При использовании галогенных ламп нужно применять понижающий трансформатор.
- постоянные. Применяется при фотографировании и видеосъемке. Дают постоянный свет, что позволяет оценить будущее изображение до момента начала съемки. Такие приборы используются не все время, так как требуют большого количества электроэнергии.
В качестве источников света можно использовать:
- обычные лампы;
- галогеновые лампочки;
- светодиодные лампы. Это самый экономичный вариант.
Кроме всего этого, чтобы создать студию дома, вам понадобятся дополнительные насадки на фотоаппарат, зонты, октобоксы и софтбоксы (отражатели), цветные шторы, штативы и т.д.
Выставляем свет

Голливудская схема
Свет в фотостудии, для создания нужного нам светового потока, выставляют определенным образом. Для этого используют специальные схемы. Но многие фотографы считают, что не существует идеальной универсальной схемы, которая бы подошла под большинство позиций.
На сегодняшний день существует огромное разнообразие различных схем. Фотограф, отталкиваясь от выбранной схемы, должен самостоятельно отрегулировать световой поток.
К классическим схемам, которые чаще всего применяются при студийной фотосъемке, можно отнести такие варианты организации:
- «голливудская» схема. Это самая распространенная схема для студий. Она используется в портретной съемке. Организуется очень быстро и просто. С ее помощью можно создавать фотографии без излишеств. Здесь угол между моделью, источником света и фотоаппаратом должен составлять 45 градусов. Для создания светового потока следует использовать светильники импульсного типа. Их размещают сзади фотографа. При этом мощность излучаемого света должна быть меньше рисующего типа освещения. Поэтому она определяется экспериментальным путем;
Обратите внимание! Голливудская схема часто используется начинающими фотографами.
- схема «высокий ключ». Здесь будут отсутствовать грубые тени, а тона получаются светлые и нежные. В этой схеме используют рисующий свет и два осветителя для фона. Их устанавливают выше, чем предыдущий источник, по экспозиции. Осветители следует размещать позади модели, а направлять их нужно только на фон;
Обратите внимание! Из-за нежных тонов такая схема подойдет для фотографирования маленьких детей, семейств и животных. Кроме этого данная схема отлично подходит для съемок обнаженной натуры.

Схема «высокий ключ»
- схема «Низкий ключ». Позволяет создать драматическую атмосферу и придать фотографии таинственности. В данной ситуации следует использовать темный фон. В качестве источника света берут только два светильника и акцентирующий свет, установленный сбоку.

Схем «Низкий ключ»
Эти схемы наиболее часто применяются как профессионалами, так и любителями. На их основе можно создать и другие схемы для искусственного освещения студии.
Оценка правильности экспозиции

Экспонометр
Чтобы фотография получилась качественной и красивой, необходимо правильно выстроить экспозицию освещения при использовании разнообразных схем. Для этого следует использовать следующие специальные аппараты:
- экспонометр. Это прибор отображает свойства диафрагмы, а также выдержки при наличии импульсных вспышек. Экспонометр в последнее время используется все реже, так как при переходе на цифровую технику стал неактуальным;
- флэш-метр. Данный прибор отражает соответствие в силе заполняющей и ведущей вспышек. Он работает при использовании импульсного освещения.

Флэш-метр
Кроме этого может применяться гистограмма яркости. Это график, который отражает яркость с разделением ее на полутона. Благодаря такой гистограмме можно оценить возможности улучшения фотографии.
Заключение
Как видим, при создании схемы освещения для фотостудии в домашних условиях или в съемном помещении, нужно учитывать многие нюансы. Особенно важно здесь не только правильно расставить осветительные приборы, но и обеспечить оптимальный уровень освещенности модели, в зависимости от стоящих перед фотографом требований.
Организовав фотостудию по всем правилам, вы сможете делать в ней шедевральные фотографии, которые будут настоящими произведениями искусства!
как работать со светом / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это — два самых распространённых заблуждения.
Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

Техника и настройки
Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.
Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом — наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.
В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.


Световые схемы
Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.
Принято считать, что женский портрет требует более мягкого света, чем мужской. Резкие тени украшают лица мужчин и делают грубее женские.
При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.
Насадки и их применение
![]() | Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,— небольшой квадратный. |
![]() | Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна. |
![]() | Стрипбокс — это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели. |
![]() | Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры. |
![]() | Светоотражатель — аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности — нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро — холодным, а белый — нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду. |
Схема 1: Светлый фон
Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.


Таким образом, у нас получается вот такая картинка:


Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.
Схема 2: Светлый фон
Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.


Получается вот такая картинка:


Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.
Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.
Схема 3: Тёмный фон
Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.


Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.


Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

Схема 4: Тёмный фон
Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью — стрипбокс с сотами. Соты — это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.


В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.


Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.


Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Получаем результат:

Схема 5: Белый фон
При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае — софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один — перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).




Схема 6: Экспериментальная
Сейчас я приведу пример экспериментальной съёмки. Ведь студия просто создана, чтобы экспериментировать! Мой опыт — это попытка поиграть с тенями. Возьмите один источник с рефлектором и передвигайте его, меняя положение под разными углами относительно модели. Делайте кадры и наблюдайте, какие тени у вас получаются. Такая простейшая схема поможет создать интересный снимок!



Схема 7: Бьюти
Для тех, кто любит журнальные бьюти портреты, подойдёт такая несложная, но дающая красивый результат схема. Установите октобокс на журавле чуть выше модели и перед ней. Стрипбокс открепите от стойки и положите на пол, направив на модель снизу (я подложила рефлектор). На выходе получается нежная картинка!



Не бойтесь пробовать! Студия помогает по-новому взглянуть на фотографию и открыть в ней неизведанные горизонты!
Свет в фотостудии. Урок 1
Многие начинающие фотографы делают свои первые шаги с помощь фотографий в естественных условиях. Здесь природа сама расставляет акценты, выставляет свет, а фотографу остается лишь увидеть картинку и словить момент. В студийный работах таких «подсказок» мало. Необходимо самостоятельно продумывать образ, расставлять объекты и выставлять свет. При этом оборудование фотостудий может отличаться по мощности, количеству и световым эффектами. В этой статье мы хотим рассказать о некоторых особенностях расстановки света в фотостудии и его использовании.
Почти любая фотостудия имеет в своем арсенале белый фон. Он позволяет делать портретные и предметные фотографии. Это самый распространенный вид работы фотографов: фото для документов, фотокаталоги для интренет-магазинов, рекламные работы и т. д. При этом, чтобы получить изображение на чистом белом фоне не достаточного просто цвета самого фона. Без правильного освещения он получится с серым оттенком. Для этого фотографы используют дополнительный источник света для фона — софт-бокс (лайт-бокс), дающий мягкий рассеивающий свет. И для того, чтобы на фотографии фон казался чисто белым, необходимо его засветить — сделать освещение фона немного ярче освещения самого объекта.
Однако во время профессиональной работы используются более сложные правила расстановки света в фотостудии. Основным показателем здесь является экспозиция — количество света, получаемого светочувствительным элементом; иными словами — насколько кадр наполнен светом. Экспозицию можно изменять с помощью выдержки и диафрагмы объектива. При этом определить «на глаз» правильность расстановки осветительных приборов в студии, подобрать необходимую выдержку и раскрытие диафрагмы очень сложно. Тем более что понятие «правильной экспозиции» для каждого кадра будет свое. В таких случаях профессионалы доверяют свои измерения экпонометру или флэшметру — специальной измерительной технике, позволяющей правильно выставить диафрагму и выдержку, определить яркость, контраст для каждой отдельной фотографии.
Перед началом фотосессии необходимо заранее продумать схему расстановки осветительных приборов, высоту их расположения и возможные фильтры. Далее пошагово выставляются все необходимые осветительные приборы:
Рисующий свет — это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т. е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.
Заполняющий свет — свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.
Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.
Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света — наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!
Фоновый свет — как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход.
Иногда фотографы использую Выравнивающий свет, он нужен для равновесия Рисующему и по яркости находится между Заполняющим и Рисующим.
Конечно же, одновременное использование всех типов освещения в студии нецелесообразно и зачастую приводит к откровенной каше на фотоснимке. На практике бывает вполне достаточно использование схем с одним, двумя или тремя источниками освещения, которые с успехом позволяют выполнить все творческие задачи.
На следующих уроках мы рассмотрим различные схемы освещения, начиная от самой простой, но при этом одной из самых эффектных схем, схемы с одним источником освещения, до сложных, которые позволяют правильно фотографировать обнаженное тело и многофигурные композиции.
Источник: http://photonews.ru
Освещение в студии квартире
Дизайн студии 30 кв. м
Адрес: Московский проспект, д. 65
Площадь: 30 м²
Срок реализации: 3 недели
Заказчики: супружеская пара
Дизайн студии 30 кв. м. выполнен с учётом пожеланий Заказчиков — супружеской пары, дети которых выросли и живут отдельно. На небольшой площади требовалось реализовать интерьерные решения по созданию современного внутреннего пространства из дорогих материалов и качественной мебели. Основной доминантой является любимый мятный цвет Заказчицы, его использовали в отделке стен и кухонной мебели.
Получите 3 варианта планировки интерьера бесплатно
Архитектором студии «А8» удалось решить и практическую составляющую, предложено объединение, а впоследствии и утепление, лоджии с основным помещением для продуктивного использования каждого сантиметра квартиры. В итоге получилась дополнительная зона отдыха и размещения гостей, отделённая стеклянными раздвижными дверьми, а пространство студии значительно расширилось. Дизайнером максимально рационально распределены целевые зоны малогабаритного жилья. В результате была сохранена практичность помещения и созданы комфортные условия проживания.
В процессе реализации проекта правильно рассчитана и оформлена система освещения. Использование различных источников света и грамотное распределение световых потоков позволили зрительно расширить пространство маленькой квартиры.
Интерьер прихожей со шкафом купе
Современный дизайн прихожей
В зоне прихожей выбран тёплый темно-серый оттенок краски для обоев. Тем самым входная зона визуально отделена от основной, более светлой, комнаты. При обустройстве прихожей использован принцип минимализма. Вместе с тем здесь есть всё самое необходимое: обувница, зеркало, компактный пуф и встроенный шкаф для верхней одежды. Зеркальные двери шкафа «раздвигают» рамки небольшого пространства.
На фото: обстановка в прихожей в квартире-студии
Напольное покрытие — керамогранит Atlas Concorde Russia коллекции Privilege Avorio Lapp.
Дизайн кухни в студии
На фото: дизайн кухни-гостиной в студии
В основном помещении выделена П-образная кухня со встроенной мебелью и барной стойкой, условно разделяющей зону для приготовления пищи от ТВ-зоны. Практичное решение дизайнера нашей студии в условиях недостатка площади — использование барной стойки в качестве обеденного стола. На кухне установлена миниатюрная варочная поверхность, всего на две конфорки, и также рядом небольшая раковина. В нижний модуль кухонной композиции встроен компактный холодильник. Фасад кухни выполнен в двух цветах: белом и мятном, гармонирующим с соседней стеной зоны ТВ. Напротив телевизора размещена мягкая зона с раскладным диваном, которая является основным спальным местом в квартире.
На фото: кухня бирюзового цвета в интерьере квартиры-студии
Интерьер лоджии
На фото: дизайн утеплённой лоджии
В результате перепланировки лоджии, она стала шире на 16 см, что позволило создать уютную зону отдыха, в которой размещено раскладное кресло. Помещение выполнено в стилистике основной комнаты, то есть торец акцентирован обоями с рисунком, а простенок с окном покрашен в мятный цвет. Раздвижные стеклянные двери не мешают прохождению солнечного света в пространство квартиры и создают комфортную изолированную зону для размещения кого-нибудь из гостей на ночь.
На фото: дизайн интерьера лоджии, соединённой с комнатой
Дизайн ванной комнаты с душевой кабинкой
На фото: дизайн жёлтой ванной комнаты
При отделке помещения ванны с душевой кабиной использованы смелые стилистические решения. Помещение по замыслу дизайнера и желанию Заказчицы, предполагалось оформить максимально яркими и насыщенными цветами. Для реализации идеи выбрана итальянская плитка Imola Ceramica коллекция Pop. Цветовой ряд Pop N, Cool N 12,5 x 33,3 см, Pop J, Pop W, Cartoon 1 Mix, Cartoon 2 Mix.
Идеи планировки ванной комнаты с душевой кабинкой
Небольшой формат плитки 12,5х33,3 с ровной и рельефной поверхностью, необычными декорами в стиле изображений комиксов идеально подошёл для создания стильных акцентов. Один простенок, где впоследствии размещены полки, выполнен из однотонной рельефной плитки. Другая поверхность, с душевой лейкой, сделана из ровной черной плитки с комиксами. Белая плитка использована на простенке с дверью того же цвета. В помещении размещены эффектные красные ящики под раковиной и подвесной шкаф над стиральной машиной того же цвета.
На фото: дизайн душевой в ванной комнате
Выбор освещения в квартире студии
Минимализм в интерьере квартиры-студии
Пожеланием Заказчика было создание интересного освещения, поэтому дизайнером был использован комбинированный подход к организации светового оформления. Так, над барной стойкой закреплены свесы-люстры, над зоной дивана и кухни размещены Г-образные линейные модули Moda Light. Они представляют собой встроенный металлический каркас, внутри которого закладывается светодиодная лента, монтируемый в потолок из гипрока и закрываемый обычным матовым белым стеклом. Такое освещение служит также долго как светодиодная подсветка, при этом имеет очень яркое освещение и смотрится эффектнее обычных встроенных светильников.
Дизайн света в гостиной
В зоне прихожей установлены точечные светильники. В телевизионной зоне сделана небольшая подсветка верхней полки, а за диваном — бра для ночного освещения.
Светильники в дизайне интерьера квартиры студии
Квартира студия — особенности интерьера и планировки
Вариант дизайна квартиры студии
Получите полный каталог дизайн-проектов бесплатно
При создании проекта квартиры-студии 30 кв. м. дизайнер ориентировался на пожелания Заказчика по воплощению современного и комфортного интерьера, с использованием цветовых предпочтений. Итогом реализации проекта стало функциональное и удобное пространство с выделением целевых зон. Удачным архитектурным решением стало объединение лоджии с основной комнатой, что позволило расширить рамки пространства, при этом создать дополнительную зону для приема и размещения гостей. Отдельно следует отметить использование грамотного освещения как элемента зонирования и визуального увеличения небольшой площади студии.
Полезные статьи по дизайну интерьеров
Как создать правильное освещение в квартире студии
Квартиры студии сегодня пользуются особой популярностью. В них имеется простая и просторная планировка, даже в помещениях с небольшими габаритами, что позволяет применять к ним различные дизайнерские решения, в том числе и для освещения.
В любом помещении освещение играет ключевую роль, так как позволяет наиболее эффектно представить окружающее пространство. И самые интересные варианты в данном вопросе можно получить в квартире студии. О том, как сделать это помещение отлично освещенным, расскажет наша статья.
Что нужно знать о помещении
Квартира студия представляет собой помещение, рассчитанное для проживания не более двух людей. При этом как таковое деление квартиры, организованной по типу «студия», не предполагает четкости. Здесь часто использует различные простые в реализации методы зонации помещения на отдельные зоны:
Это означает, что в помещении отсутствуют какие-либо внутренние перегородки. Квартира как бы состоит из одного многофункционального помещения.
При проектировании такого рода помещений основное вникание уделяется подсветке, которая имеет большое значение в создании интерьера. Правильно организованное освещение дает возможность разделить все имеющееся в студии пространство на отдельные функциональные зоны. Именно зонирование здесь лежит в основе всей планировки. Освещение является самым простым и действенным способом оформить в квартире имеющееся пространство.
Обратите внимание! Неправильный и нерациональный подход к подсветке пространства студии может обернуться просто нагромождением мебели в одной комнате, без намека на практичность и удобство.
Чтобы освещение, организованное в такой студии, отвечало установленным нормам и придавало помещению уюта, необходимо руководствоваться несколькими критериями:
- габариты помещения. Если квартира маленькая, то подход к ее подсветке будет отличаться от больших пространств;
- размещение функциональных зон;
- с помощью каких групп осветительных приборов будет организовываться визуальная зонация;
- каким именно образом (какие приемы будут использоваться) будет проводиться визуальное деление на зоны;
- необходимые нормы освещенности;
Обратите внимание! Можно использовать онлайн-калькуляторы по расчету требуемого уровня освещения для каждого конкретного помещения.
уровни освещения, которые можно создать в имеющейся квартире.
Правильно оценив эти моменты, ваше жилое пространство станет максимально комфортным и удобным.
Варианты подсветки
На сегодняшний день в любом жилом помещении, согласно нормам СНиП, следует организовывать два типа освещения:
- естественное. Это освещение в студии создается с помощью широких оконных проемов. Обычно окна в такой квартире стараются размещать по центру, тем самым давая солнечному свету как можно больше пространства. Чтобы сделать интерьер более светлым, для оформления окон стоит использовать светлые и легкие шторы, избегая темных и тяжелых вариантов ткани;
Обратите внимание! Лучше всего использовать так называемые французские окна. Такие окна будут пропускать в разы больше солнечного света, чем обычные оконные проемы. Хотя конечно, не всегда имеется возможность установить подобные окна.
Естественное освещение студии-квартиры
- искусственное. Такой тип светового обеспечения является неотъемлемым в нашей жизни. Но если неправильно подойти к вопросу, то освещение может все испортить. И в нашем случае это действительно настоящая проблема.
Искусственное освещение в студии квартире
Для квартиры студии стоит помнить, что искусственное световое обеспечение должно быть организованно сразу на нескольких уровнях, чтобы полноценно подсветить помещение и визуально поделить его на зоны. То есть, здесь стоит организовать следующие уровни подсветки:
- общее освещение. Организуется с помощью потолочных светильников, которые могут крепиться как по центру помещения, так и по периметру. Отлично смотрится в подвесных потолочных конструкциях гипсокартонного или натяжного вида;
Общее освещение студии квартиры
- зональное. В данной ситуации осветительные приборы размещаются группой, для подсветки определенной области помещения: кухни, спальни и т.д. При этом чтобы усилить визуальное световое разделение, можно использовать разные типы светильников, а также источники света.
Зональное освещение студии квартиры
Как видим, сложности в нашей ситуации касаются в основном искусственного освещения. Именно неправильной подход к выбору светильников и их размещению может негативным образом сказаться на внешнем облике всего жилого пространства.
Варианты подходящих осветительных приборов
На данный момент ассортимент осветительной продукции довольно обширен и каждый найдет для себя наиболее оптимальный вариант. Причем подбор осветительной аппаратуры для квартиры-студии является одновременно и сложным и захватывающим.
Подбирать светильники для подобных помещений следует по нескольким параметрам:
- габариты. Если студия маленькая, то для нее лучше использовать небольшие светильники, которые следует размещаться на границе зон или по периметру;
- предназначение осветительных приборов. С какой целью вы будите устанавливать светильник: для общего освещения или декоративной подсветки и т.д. От предназначения лампы и стоит выбирать модель по техническим характеристикам;
Разные светильники в студии квартире
- источники света. Сегодня самыми актуальными являются экономные лампочки, которые потребляют минимум электроэнергии;
- внешний вид светильника. Выбор осветительных приборов следует основывать на стиле и дизайне, который уже имеется.
Под такие параметры подходят следующие осветительные приборы:
- люстра. Подойдет для общего уровня освещения. При этом она может красиво дополняться различного рода осветительными приборами, встроенными в потолок;
- точечные светильники. Они наиболее эффектно смотрятся на натяжных и гипсокартонных потолках, а также в комбинации с люстрами;
Обратите внимание! Точечные светильники могут одновременно играть роль общего типа подсветки и визуально делить пространство на функциональные зоны.
Точечные светильники в квартире студии
- светодиодные шнуры. Такие ленты способны создать скрытую или открытую подсветку. С их помощью можно организовать мягкую световую подачу в специальных сокрытых карнизах, а также на кухне под навесной кухонной гарнитурой или напольными шкафчиками.
Светодиодная подсветка квартиры студии
Кроме этого, для зонирования помещения можно использовать различные настенные бра, напольные торшеры и настольные лампы. Они будут выступать не только в роли системы освещения, но и как красивый декоративный элемент антуража.
Обратите внимание! При создании системы светового обеспечения для квартиры-студии стоит придерживаться золотой середины. Из-за небольших габаритов таких помещений не стоит перегружать их большим количеством светильников. Это приведет к излишней перегруженности интерьера. Здесь все должно быть грамотно размещено, чтобы создавать ощущение того, что все находится на своих местах.
Нюансы подсветки
Чтобы упростить себе задачу по вопросу грамотного светового дизайна квартир студий, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- светильники и интерьер должны быть выполнены в схожих стилях. При этом каждая зона, для усиления визуального разделения помещения, может быть оформлена в своем стиле. Но они должны гармонировать между собой, создавая общую идею квартиры;
Интерьер квартиры студии
- в спальне зоне следует размещать всего пару неярких светильников;
- осветительные приборы могут освещать как центр каждой зоны, так и его периметр. Оба варианта дают достаточный уровень света и визуальное разделение пространства;
- подсветка может организовываться на самых разнообразных уровнях, начиная от общего и заканчивая рабочей или декоративной подсветкой.
Особое внимание стоит уделять маленьким студиям. Грамотно подойдя к данному вопросу, вы сможете добиться визуального расширения пространства, что положительным образом скажется на восприятии квартиры.
Заключение
Квартиры-студии много в чем отличаются от остальных помещений. Поэтому подходить к организации освещения в таких помещениях нужно с особым вниманием к мелочам и собственным потребностям. Как видим, световая организация здесь может быть самой разнообразной, главное, чтобы все элементы красиво сочетались между собой.
Рекомендуемые статьи по теме
Плюсы и минусы при светодиодном освещении для квартиры
Правильный выбор потолочных светильников для детской
Шарик со светодиодом внутри: делаем быстро и красиво
Изготовление светильников из ниток в домашних условиях
Нормы освещения в жилом помещении: как правильно рассчитать
Как подсветить стеклянные полочки, пошаговая инструкция
Полезные материалы
Добавить комментарий Отменить ответ
Все про освещение квартиры — варианты, дизайн, фото, схемы, приемы и правила организации
Свет способен до неузнаваемости преобразить одно и то же помещение, создавая в нем настроение от романтичного мягкого сумрака дамского будуара до острого, как скальпель хирурга, ослепительного света операционной. Этот феномен активно используется в театре художниками света, которые с помощью освещения изменяют атмосферу сцены, не сменяя декораций. Удачное освещение квартиры может превратить ее в сказочный дворец, а неудачное безжалостно обнажить ее недостатки. Так, как в рассказе Зощенко жители коммуналки при только что проведенном электрическом свете обнаружили убогость своей обители, которую всегда скрывали темные углы. Ушли в прошлое времена, когда выбор источников света начинался одинокой люстрой на потолке и заканчивался торшером у кресла и настольной лампой на письменном столе, сегодня каждый с помощью света может превратить квартиру в чудесный театр света и тени. И если вы намерены создать освещение квартиры своими руками, познакомьтесь с секретами дизайна в этой области, создающими чудеса.
Содержание
Для освещения в современных интерьерах жилых помещений используются следующие осветительные приборы:
- лампы накаливания;
- люминесцентные лампы;
- галогенные и металлогалоидные источники света;
- светодиоды;
- световые шнуры «дюралайт»;
- оптические волокна.
Спектр ламп накаливания наиболее комфортен для зрения, но они лишь около 10% своей мощности расходуют на создание света, а остальную преобразуют в тепловую энергию. Поэтому в помещение со слишком большим количеством лампочек накаливания всегда будет жарко и душно, как в фотосалоне или телевизионной студии.
Люминесцентные лампы не нагреваются, но до недавнего времени их неохотно использовали для освещения жилья из-за некомфортного голубовато-белого света, неприятного гула и необходимости дополнительных пусковых устройств для подключения. Современное поколение энергосберегающих люминесцентных ламп свободно от этих недостатков и они вполне могут использоваться вместо ламп накаливания.
Галогенные и металлогалоидные светильники излучают довольно узкий направленный пучок света, а поэтому больше подходят для освещения отдельных зон или подсветки ключевых элементов интерьера — картин, скульптурных групп, колонн, ниш и т.д.
Использование декоративных источников света для подсветки ключевых элементов интерьера — картин
[include id=»1″ title=»Реклама в тексте»]
Светодиоды прочны, не нагреваются, в их очень широком спектре нет вредных для здоровья человека инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Долговечность светодиодов в 80 раз превышает ресурс ламп накаливания. Но светоотдача светодиодов не настолько велика, чтобы использовать их в роли самостоятельных источников света а поэтому в интерьере их используют чаще для декоративной подсветки или в качестве ночника. Световые шнуры «дюралайт» — это декоративные источники света на основе светодиодов, широко использующиеся для светового оформления элементов интерьера или в наружном уличном освещении.
Оптические волокна излучают свет только с торцов, но удаляя их на большие расстояния от основного источника света и используя специальные насадки, можно создавать волшебные фантастические световые эффекты.
Архитекторы и дизайнеры издавна использовали освещение в интерьере квартиры или дома в роли эффективного инструмента визуальной коррекции неудачной геометрии помещений.
Одно из главный правил дизайна заключается в том, что яркий свет зрительно расширяет пространство, если в отделке стен и потолка использованы светоотражающие материалы. Если требуется зрительно уменьшить слишком большое помещение, то поверхности затеняют.
Благодаря затенению потолка и удачному расположению местного освещения слишком большая гостиная выглядит компактной и уютной
Светильники с направленными вверх отражателями визуально «приподнимают» слишком низкие потолки. Слишком высокий потолок покажется ниже, если его затенить при помощи направленных вниз абажуров источников света.
Грамотный дизайн освещения квартиры обязательно должен гармонично сочетать источник общего освещения, например, главную люстру на потолке, и светильники точечного местного освещения. При этом очень важно, чтобы управление освещением в квартире в данном случае обеспечивало независимую работу каждого вида или группы светильников.
Грамотный дизайн освещения квартиры должен гармонично сочетать источник общего освещения и точечного местного
Общее освещение помещения может быть немного приглушенным, ведь его цель обеспечить свободную ориентацию в комнате и непринужденное общение обитателей. Роль местного более яркого света — это освещение рабочих мест, к которым относят секретер либо письменный стол, рабочую зону в кухне, а также обеденный стол в столовой или гостиной.
Правила организации освещения рекомендуют также подсвечивать стену за телевизором либо пространство за монитором компьютера: этот прием, не нарушая освещенности экрана, снижает напряжение и утомляемость глаз.
В спальне общий свет лучше сделать рассеянным, немного понижающим высоту потолка, а у зеркала и прикроватных тумбочек предусмотреть более яркие светильники или лампы. Если в интерьере большого дома перечисленные правила использования света носят рекомендательный характер, то освещение однокомнатной квартиры нередко является единственным инструментом зонирования не слишком большого пространства, которое одновременно выполняет функции гостиной, рабочего кабинета, спальни и даже столовой.
Грамотное освещение как инструмент зонирования и визуального увеличения небольшой однокомнатной квартиры-студии
В ванной обычно дополнительными светильниками освещают туалетное зеркало, а роль общего освещения выполняют точечные галогенные светильники. А вот освещение коридора в квартире необходимо спланировать таким образом, чтобы всегда была возможность включить яркий общий свет, когда надо одеться, обуться, поправить макияж.
Благодаря гармонии дизайна интерьера и правильного освещения маленьких коридор выглядит просторным холлом
Кроме утилитарной роли прихожая еще выполняет презентабельную функцию визитной карточки квартиры и чтобы узкий коридор не напоминал подземелье средневекового замка, используя свет, его можно зрительно расширить и увеличить. Наконец, освещение коридора должно гармонировать с освещением смежных помещений: если гостиная ярко освещена, то и в прихожей включают яркий верхний свет и приглушают его, если в соседнем помещении полумрак. Все эти задачи решают местные светильники.
[include id=»2″ title=»Реклама в тексте»]
Универсальных рецептов работы со светом нет, каждый сам выбирает концепцию дизайна и освещения своего жилья, но во избежание ошибок никому не помешает полистать иллюстрированные журналы и посмотреть, как профессионалы создают освещение в квартире: фото, эскизы, иллюстрации к проектам.
В проекте дизайна интерьера проект освещения квартиры обычно выполняют в виде самостоятельного раздела, учитывающего планировку комнат, конфигурацию потолка, границы напольных и потолочных отделочных материалов, места расположения мебели и стационарных элементов.
План освещения квартиры
На основании планов потолков и полов разрабатывают план освещения квартиры, отмечая на нем виды и места расположения осветительных приборов, розеток и выключателей, как потолочных, так и настенных — так называемый сценарий освещения.
Одним из главных условий комфортного освещения жилого помещения является правильное соотношение мощности, количества осветительных приборов и освещаемой площади. Специалисты в области освещения рекомендуют использовать на каждые 5 кв.м. осветительные приборы суммарной мощностью 60-75 кВт.
Таким образом, вы можете самостоятельно рассчитать оптимальное количество светильников для освещения каждого помещения своей квартиры или воспользоваться следующими рекомендациями:
- для однокомнатной квартиры площадью 30-40 кв.м требуется не более восьми светильников, например, три потолочных светильника, люстра, два бра, торшер, настольная лампа;
- для двухкомнатной квартиры оптимальный набор из девяти светильников можно представить следующими приборами: две люстры, три потолочных светильника, торшер, настольная лампа и два бра;
- для трехкомнатной квартиры потребуется одиннадцать светильников — к набору приборов для двухкомнатной квартиры можно добавить люстру и бра;
- для четырехкомнатной квартиры нужны одиннадцать светильников: предыдущий набор можно дополнить одним потолочным светильником и еще одной настольной лампой.
В соответствии с планом разрабатывается подробная схема освещения квартиры, учитывающая схемы подключения каждого прибора, их групп, а также приборы управления освещением.
Схема управления люстрой
На чертеже учитывают вид каждого выключателя с указанием количества клавиш и стрелками указывают для какого осветительного прибора или группы приборов он предназначен. Для слишком больших комнат либо длинных коридоров можно предусмотреть дублирующие выключатели для одного и того же прибора, установив их в разных точках помещения. Все настенные и потолочные осветительные приборы на схеме следует привязать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, дверному либо оконному.
Точно так же с привязкой к ближайшим стенам либо проемам размещают на схеме места размещения розеток, выключателей и прочих приборов, задействованных в системе освещения.
С готовым проектом в руках можно приступать к монтажу проводки и осветительных приборов и воплощать, наконец, в материале результаты проделанного кропотливого труда проектировщика. Зато в награду ваша квартира-золушка превратится в прекрасную принцессу и жизнь вокруг заиграет новыми фантастическими красками.
Понравилась статья? поделитесь ей в соц. сетях
11 базовых схем студийного освещения
Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.
Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света
Рисующий свет
Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).
Заполняющий свет
Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.
Порядок выставления света в студии
Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.
Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)
Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру
Освещение в три четверти: Широкий тип
Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.
Paramount (гламурный свет)
Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.
Петля (вариант схемы Paramount)
Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.
Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру
Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.
Схема света 3/4
Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.
Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)
Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.
Разделенный свет
Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.
Профильный свет
Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.
Источник: fotostudia
em>Фото на обложке: ShutterStock