Освещение в помещении – Освещение в гостиной — правила организации и несколько интересных примеров с фото дизайном

Содержание

Освещение квартиры: разновидности источников света и варианты размещения

Не так давно наши с вами бабушки и дедушки, организуя освещение квартиры, были ограничены потолочными люстрами, настенными и настольными лампами. Сегодня огромное разнообразие осветительных приборов позволяет значительно преобразить жилую площадь. От грамотного и технически верного выбора источников света будет зависеть общая атмосфера в квартире или частном доме.

Одним из наиболее ярких примеров того, как свет в комнате может изменять восприятие окружения, является театральная сцена. При помощи игры теней и света дизайнеры создают совершенно иную атмосферу, при этом оставляя неизменными декорации.

С помощью предметов освещения в квартире можно создать наилучшую атмосферу

к содержанию ↑

Как правильно организовать освещение

Выбор системы освещения и устанавливаемых приборов должен осуществляться на этапе проектирования жилых комнат. Это очень важное правило, особенно если планируется проведение каких-либо ремонтных работ.

В последнее время при организации искусственного света принято делить разные помещения на несколько функциональных зон. Например, на кухне освещают рабочую зону приготовления пищи, в детской комнате – уголок, где ребенок играет или выполняет домашнее задание.

Освещение включает две основные категории – базовую и местную. К первой относятся различные люстры и прочие изделия, которые поднимают уровень освещенности помещения в целом и используются в ночное время. Местные приборы делятся на те, которые используются для подсветки рабочих зон (пример выше), и те, что необходимы для освещения определенных предметов интерьера. Последние выполняют в большей степени декоративные функции.

Зонирование помещения с помощью источников света

Зонирование комнаты при помощи осветительных приборов позволяет одним нажатием клавиши выключателя поменять пропорции помещения.

При построении плана не забывайте о влиянии оттенков света на восприятие. Если зеленый цвет в большей степени успокаивает и позволяет расслабиться, то красный связан с повышенной возбуждаемостью и агрессией.

к содержанию ↑

Нормы мощности и расчет количества светильников

Давно установлены стандарты уровня освещенности для различных помещений, что связано с их функциональным предназначением и особенностями строения. Следует учитывать тот факт, что для человека является небезопасным как чрезмерное, так и недостаточное количество света. В обоих случаях это может привести к ухудшению работы зрительного аппарата, повышенной утомляемости и усталости.

Выбирать осветительные приборы нужно не по уровню мощности. Светодиодная лампа мощностью 10 Вт может излучать столько же света, как обычная с нитью накала на 60 или даже 100 Вт.

Расчет количества точечных светильников для помещения

В таблице ниже представлены усредненные значения освещенности для комнат жилой квартиры или частного дома:

Название комнаты Норма освещенности (люкс)
Жилые комнаты (спальня) и кухня 150
Детская 200
Ванная, уборная, коридор, прихожая 50
Гардероб 75
Рабочий кабинет, комната для чтения 300
Лестница между этажами (частные дома) 20
Бассейн или баня
100

На основе данной информации можно выполнить самостоятельный расчет системы освещения, подсчитать необходимое количество осветительных приборов в зависимости от их типа и вида используемых источников света. К примеру, в среднем в жилую однокомнатную квартиру площадью 30 кв. м принято устанавливать около восьми светильников, включая одну люстру, потолочные, настенные и настольные изделия.

к содержанию ↑

Проверка качества света

Качество света выбранного устройства зависит от многих факторов. К ним можно отнести тип эксплуатируемого источника света и его производителя. Дешевые китайские энергосберегающие лампы характеризуются сильным мерцанием, что негативно скажется на самочувствии находящегося в комнате человека.

Самый простой способ проверить качество света выбранного источника – подать на него питание, взять в руки мобильный телефон, включить фотокамеру и навести ее прямо на лампочку. На дисплее смартфона будут видны различные искажения. Если наблюдаются существенное мерцание и большое количество движущихся световых полос, то качество лампы оставляет желать лучшего.

Проверка мерцания светодиодной лампы с помощью смартфона

к содержанию ↑

Цветовая температура

Разделяя помещение на несколько функциональных зон, следует обратить внимание на цветовую температуру выбранных ламп. В зависимости от ее значения, источник характеризуется теплыми желтыми, нежными белыми или холодными голубоватыми оттенками. Им соответствуют диапазоны 0-3299, 3300-4999 и 5000 К и более.

Для жилых помещений идеально подойдут теплые желтые оттенки, максимально приближенные к естественному свету, а во всех остальных могут использоваться источники двух других категорий.

к содержанию ↑

Источники света

Существует огромное количество источников света, каждый из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками. Перечислим основные:

  • лампы с нитью накала;
  • светодиодные светильники;
  • люминесцентные;
  • энергосберегающие;
  • оптоволоконные светильники;
  • галогенки.

Различные виды источников света

Выбор источника зависит от конкретной ситуации. К примеру, лампы накаливания дают более мягкие оттенки, но при этом потребляют намного больше электроэнергии, чем все остальные.

к содержанию ↑

Естественный свет

Естественное освещение позволяет понизить энергетические затраты в светлое время суток, украшает комнаты, создает различные эффекты, является полностью безопасным для зрения и оказывает положительное действие на общее самочувствие человека. Уровень естественного освещения зависит от количества окон в комнате и их габаритных размеров.

Искусственное освещение

В данном случае речь идет о многочисленных светильниках, к выбору которых следует подходить с большой осторожностью. Нужно одновременно учитывать несколько факторов, включая безопасность, энергопотребление, визуальное восприятие и т.п.

Естественное и искусственное освещение в квартире

к содержанию ↑

Виды освещения

Искусственное освещение делится на четыре основные категории:

  • базовое;
  • местное;
  • комбинированное;
  • аварийное.

Последний вариант в меньшей степени используется в частных домах и квартирах, но всегда актуален для комнат, отсутствие света в которых повышает травмоопасность.

Основное предназначение базового освещения (его также называют «общим») – равномерное распределение света по всей площади помещения (гостиной, кухне, спальне). Главным условием достижения такого результата является расположение одинаковых по мощности светильников на равноудаленном расстоянии друг от друга. Можно использовать более яркий источник света, расположенный по центру комнаты (люстру).

Местные осветительные приборы позволяют расставить акценты на определенных объектах, поэтому источник обычно располагают рядом с освещаемым предметом. Наиболее ярким примером такого варианта являются бра, прикрепленные к стене над кроватью, или светильники, стоящие на столе и позволяющие направить свет на газеты или книги.

Организация местного освещения с помощью бра

Комбинированный вариант подразумевает использование и базового, и местного освещения.

к содержанию ↑

Точечные светильники

Это современные осветительные приборы, устанавливаемые или встраиваемые в потолок. В более редких случаях их можно увидеть на полу или стенах. По типу монтажа делятся на накладные и встроенные. Корпус первых выступает за нижний уровень потолка, вторых – погружается в него. Последний вариант применяется для навесных или натяжных потолочных конструкций.

Также точечные изделия делятся на фиксированные и поворотные. Вторые удобны тем, что можно менять направление светового излучения, перемещая акцент с входной двери на тумбу для телевизора и обратно.

При выборе данных устройств обратите внимание на ширину луча. Узконаправленные приборы подходят исключительно для декорирования комнаты.

Освещение комнаты с помощью накладных точечных светильников

к содержанию ↑

Неоновые лампы

Данные лампы представляют собой газоразрядные трубки, в которые под низким давлением закачивается неон. Отсюда и название – «неоновые». По умолчанию излучают ярко-оранжевый свет, хотя оттенок может изменяться за счет добавления других инертных газов.

Светодиодные ленты

За последние годы высокую популярность приобрели светодиодные источники. Эти лампы потребляют минимум электроэнергии, эксплуатируются в точечных светильниках, люстрах, торшерах, бра. Еще одним не менее интересным и оригинальным вариантом является светодиодная лента. К гибкой плате припаиваются многочисленные led-диоды, изменяющие цвет излучения за счет RGB-технологии.

Ленту можно крепить на потолке, стенах, полу и предметах мебели, включая встроенные конструкции.

к содержанию ↑

Светодиодный дюралайт

Дюралайт напоминает светодиодную ленту с несколькими существенными отличиями. Конструктивно представляет собой гибкий шнур, в котором находятся светодиоды, защищенные эластичным пластиком. Характеризуется повышенной защитой от пыли и влаги.

Использование дюралайта в интерьере комнаты

к содержанию ↑

Гибкий неон

Если стандартные неоновые лампы представляют собой жесткую стеклянную трубку, то данные изделия схожи со светодиодным дюралайтом. Гибкий прозрачный провод, излучающий свет на основе газоразрядного принципа. Главным достоинством в сравнении со светодиодными лентами является то, что свет в гибком неоне излучается во всех направлениях.

Варианты размещения светильников

В зависимости от выбора мест расположения светильников можно добиться разнообразных визуальных эффектов. Чем ярче свет, тем более габаритным кажется помещение. Поэтому зачастую для отделки стен и потолка используют материалы с высокими светоотражающими свойствами.

Чтобы помещение казалось более высоким, нужно использовать светильники, направленные вверх. Может потребоваться и обратное: к примеру, затемнение определенных частей комнаты.

Добиться многоуровневого зонирования можно за счет применения базового и местного освещения – комбинированного типа.

Комбинированное освещение в современной гостиной

Ниже приведены советы по организации осветительных систем для различных помещений квартиры или частного дома.

Будьте внимательны: если где-либо не были указаны неоновые лампы или дюралайт, то это не значит, что вы не можете их использовать.

к содержанию ↑

Гостиная (зал)

В большинстве случаев для зала используют либо общий источник света в центре (люстру), либо расположенные равномерно по периметру комнаты точечные светильники. Первый вариант подходит для классического интерьера, второй – более современного.

Спальня

Подходит комбинированная система. Для общего освещения идеальным вариантом будет люстра или ряд торшеров, в то время как приглушенные точечные светильники, установленные по периметру комнаты, дополнят картину и сделают ее более целостной. Местные изделия помогут расставить определенные акценты и декорировать спальню.

Детская

Очень много времени ребенок проводит в собственной комнате, поэтому в данном случае световое оформление играет едва ли не самую главную роль. Нужно обращать внимание на оттенки, мощность, качество света и другие параметры, от которых будут зависеть настроение и психологическое самочувствие ребенка. Декоративная подсветка в квартире окажет положительное воздействие на развитие малыша.

Грамотная организация освещения в детской для двоих

к содержанию ↑

Кухня

Кухня – помещение, которое делится по зонам чаще остальных. При помощи осветительных приборов можно создать несколько функциональных участков, включая столовую, место приготовления пищи и даже уголок для отдыха.

Будет нелишней задействовать возможность изменения уровня освещенности при помощи диммера. Также он предусматривает раздельное включение приборов. Даже если используется одна центральная люстра, сделайте так, чтобы можно было включить в ней как все лампочки, так и одну или две и т.д.

к содержанию ↑

Прихожая

В данную часть квартиры или дома обычно затруднено проникновение естественного освещения, поэтому в идеале нужно установить больше встроенных изделий. Нет никаких строгих правил и рекомендаций – все ограничивается лишь вашей фантазией.

Ванная

Если в коридор и прихожую попадает хоть немного естественного света, то в ванной он полностью отсутствует. Здесь нельзя эксплуатировать локальные светильники с высокой мощностью. Выберите хорошую подсветку, которой будет достаточно для проживающих в квартире людей, но не перебарщивайте с яркостью. Обязательно учитывайте влагозащищенность устройств.

Квартира-студия

Наряду с кухнями, квартиры-студии являются лучшим местом для функционального зонирования при помощи системы освещения. Более того, в данном случае такой подход оптимален, что связано с проблемой нехватки свободного пространства. Помимо визуального увеличения площади, этот вариант позволит добиться логической завершенности жилья. Подойдут базовые, локальные и декоративные элементы освещения, в том числе созданные своими руками.

Правильное освещение в квартире-студии

к содержанию ↑

Освещение потолка

Рассмотрим различные варианты потолочного освещения, для которого чаще всего используют люстры и встраиваемые точечные светильники.

При низких потолках

Помещения с низкими потолками имеют различные недостатки. Главным из них является нерациональность обустройства натяжных и навесных конструкций, установки подвесных люстр и других массивных электроприборов. Отсутствие натяжного потолка приводит к невозможности установки встраиваемых светильников, поэтому придется обратить внимание на накладные устройства, люстры с плоской формой, трековые изделия и светодиодные панели.

к содержанию ↑

Скрытое освещение потолка

Скрытое освещение в комнате зачастую связано с установкой гибкого неона, дюралайта или светодиодных лент. Чтобы спрятать эти изделия, можно создать нишу из гипсокартона или карниз из пенополистирола. К слову, ниша необходима в тех случаях, когда нужно скрыть различные недостатки, связанные с неправильным монтажом потолочной конструкции.

Многоуровневое освещение

Этот подход можно отнести к комбинированной системе освещения, в которой используются приборы четырех основных уровней:

  • верхнего – точечные светильники, люстры, бра;
  • среднего – торшеры;
  • нижнего – местная подсветка;
  • внутреннего – подсветка мебели и т.д.

Современные тенденции систем освещения для квартиры или частного дома сводятся к отсутствию четких границ для светильников. Сегодня ценится оригинальность, уникальность дизайна. Выбирая такой подход для осветительных приборов, вы сможете повысить комфорт проживания, добиться высокой функциональности жилых комнат. Добавьте один-два встроенных светильника в комнату, и существенно преобразится ее интерьер, изменится восприятие вами пространства, а вся картина в целом станет более выразительной и глубокой.

Освещение квартиры: разновидности источников света и варианты размещения

Расчет освещенности помещений врукопашную / Habr

Постараюсь очень кратко и просто изложить метод ручного расчета освещения в помещениях, которому меня научили на курсе «Расчет освещения» школы светодизайна LiDS.

Какой должна быть освещенность
При планировании освещения, в первую очередь нужно определить соответствующую нормам целевую освещенность и посчитать общий световой поток, который должны давать светильники в помещении.
С нормативами определиться просто – либо ищем свой тип помещения в таблицах СанПиН 2.21/2.1.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», либо соглашаемся с основным требованием по освещенности жилых помещений – 150лк или офисных помещений с компьютерами – 400лк.

Грубая оценка необходимого светового потока
По умолчанию расчет освещенности делается в программе Dialux. Но результат хотя бы приблизительно нужно знать заранее, чтобы сверить данные с оценкой «на глазок».
Как написано даже в Википедии, средняя освещенность поверхности — это отношение падающего на нее светового потока к площади. Но в реальном помещении часть светового потока светильника рабочих плоскостей не достигает, пропадая на стенах. Освещенность в помещении – это отношение общего светового потока светильников к площади помещения с поправочным коэффициентом «η».

Долю света «η», который доходит до рабочих поверхностей, можно оценить на глазок. В самом общем приближении для некоего очень среднего помещения с какими-то там светильниками до рабочих поверхностей доходит примерно половина света, а значит для очень грубой оценки можно использовать коэффициент η = 0,5.
Например, в комнате площадью 20м2 светильник со световым потоком 700лм (эквивалент лампы накаливания 60Вт) создаст освещенность Е = 0,5 × 700лм / 20м2 = 18лк. А это значит, что для достижения норматива в 150лк, нужно F = 700лм × (150лк / 18лк) =5800лм, или эквивалент 8-ми лампочек накаливания по 60Вт!
(Полкиловатта ламп накаливания на небольшую комнату! Понятно, почему нормы освещенности для жилых помещений гораздо ниже, чем для учреждений, и почему учреждения уже давно никто лампами накаливания не освещает.)

Более точный метод ручного расчета
Но так как помещения бывают с разными стенами, разной формы, с высокими или низкими потолками, поправочный коэффициент не обязательно равен 0,5 и для каждого случая свой: на практике, от 0,1 до 0,9. При том, что разница между η = 0,3 и η = 0,6 уже означает разбег результатов в два раза.
Точное значение η нужно брать из таблиц коэффициента использования светового потока, разработанных еще в СССР. В полном виде с пояснениями таблицы привожу в отдельном документе. Здесь же воспользуемся выдержкой из таблиц для самого популярного случая. Для стандартного светлого помещения с коэффициентами отражения потолка стен и пола в 70%, 50%, 30%. И для смонтированных на потолок светильников, которые светят под себя и немного вбок (то есть имеют стандартную, так называемую, «косинусную» кривую силы света).


Табл. 1 Коэффициенты использования светового потока для потолочных светильников с косинусной диаграммой в комнате с коэффициентами отражения потолка, стен и пола – 70%, 50% и 30% соответственно.

В левой колонке таблицы указан индекс помещения, который считается по формуле:

, где S — площадь помещения в м2, A и B — длина и ширина помещения, h — расстояние между светильником и горизонтальной поверхностью, на которой рассчитываем освещенность.
Если нас интересует средняя освещенность рабочих поверхностей (стола) в комнате площадью 20м2 со стенами 4м и 5м, и высоте подвеса светильника над столами 2м, индекс помещения будет равен i = 20м2 / ( ( 4м + 5м ) × 2,0м ) = 1,1. Удостоверившись, что помещение и лампы соответствуют указанным в подписи к таблице, получаем коэффициент использования светового потока – 46%. Множитель η = 0,46 очень близок к предположенному навскидку η = 0,5. Средняя освещенность рабочих поверхностей при общем световом потоке 700лм составит 16лк, а для достижения целевых 150лк, потребуется F = 700лм × ( 150лк / 16лк ) = 6500лм.
Но если бы потолки в комнате были выше на полметра, а комната была не «светлым», а «стандартным» помещением с коэффициентами отражения потолка, стен и пола 50%, 30% и 10%, коэффициент использования светового потока η составил бы (см. расширенную версию таблицы) η = 0,23, и освещенность была бы ровно вдвое меньше!

Проверяем расчеты в диалюксе
Построим в диалюксе комнату 4 × 5м, высотой 2,8м, с высотой рабочих поверхностей 0,8м и теми же коэффициентами отражения, что и при ручном счете. И повесим 9шт мелких светильников с классической косинусной диаграммой по 720лм каждый (6480лм на круг).


Рис. 1 Взятый для примера светильник Philips BWG201 со световым потоком 720лм, и его классическое «косинусное» светораспределение

Получится ли у нас средняя освещенность рабочих поверхностей в 150лк, как мы оценили вручную? Да, результат расчета в Dialux – 143лк (см. рис2), а в пустой комнате без мебели и человеческой фигуры – 149лк. В светотехнике же значения, различающиеся менее чем на 10% считаются совпадающими.


Рис. 2 Результат расчета в диалюксе – средняя освещенность рабочей поверхности (при коэффициенте запаса 1,0) составила 143лк, что соответствует целевому значению 150лк.


Рис. 3 Красивые картинки, в которые верят люди.

Заключение:
На грубую оценку примитивным методом по формуле E = 0.5 × F / S потребуется 1 минута времени, на уточнение коэффициента использования по таблицам – еще 3 минуты, на проект в диалюксе после некоторого обучения – около 20 минут и еще 20 минут, если хочется «навести красоту». Диалюкс выдает очень красивые картинки (см. рис. 3), которые стоят потраченного труда, потому что в них верят люди. Но по соотношению эффективности и трудозатрат оценка освещенности врукопашную вне конкуренции. Ручной счет прост, надежен и эффективен как саперная лопатка, дает уверенность и понимание.

Нормы освещенности в жилых домах

С развитием технического прогресса расширились не только  грани человеческих возможностей, но и промежуток времени, когда люди занимаются активной деятельностью.

Раньше с восходом солнца вставали, делали все дела и с закатом ложились. А теперь световой день и период активности можно легко продлить с помощью выключателя на осветительном приборе.

Но цивилизация пошла дальше. От правильного освещения теперь зависят ваше зрение, хорошее настроение, возможность качественно выполнять работу. Поэтому для любых помещений существуют нормы освещенности.

Нормы освещенности. Что это такое?

От того, для какой цели будет использоваться помещение, зависит и то, сколько нужно для этого света. Очевидно, что на рабочем месте должно быть больше света, чем в небольшой кладовой комнате.

Как, что и каким образом должно освещаться, определяют несколько правовых документов. Главный среди них – СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

По нему проводят все расчеты при проектировании освещенности жилых помещений, образовательных учреждений, предприятий, витрин аптек и магазинов, вокзалов, парков, улиц и т. д.

Нормы освещения указываются в Люксах (Лк). Один Люкс соответствует одному люмену на квадратный метр. Для разных помещений есть свои нормы, которые указывают необходимое количество света. Они зависят от рабочей поверхности. В классе, например, это высота парты, в лифте –  пол и т. д.

Как уже говорилось выше, при расчете количества света также учитывают характер процессов, которые будут выполнять в той или иной комнате, как часто и как долго. Для жилых помещений разработаны следующие нормы освещенности.

нормы освещенности

Как правильно рассчитать освещенность комнаты

Создавая проект освещенности жилого дома, зачастую руководствуются не какими-то строгими нормами, а личными ощущениями. Источники света размещают так, чтобы было достаточно светло, уютно и комфортно. Специалисты считают, что этот способ не всегда верен и лучше следовать нормам.

Но если вы все же решились настроить освещение самостоятельно, то есть несколько способов, которые помогут сделать это правильно.

Способ №1. Установить столько источников света, чтобы глазам было комфортно, – не тускло и не ярко. Чтобы придерживаться хоть каких-то расчетов, можно воспользоваться нехитрой формулой: на 1 кв. м – одна лампочка мощностью 25 Вт.

Способ № 2. Воспользоваться таблицей, в которой есть нормы освещенности в ваттах для жилых помещений. Ищете нужное помещение, норму для него и умножаете ее на количество квадратных метров.

нормы освещенности

Эта таблица подходит, если вы воспользуетесь обычными лампочками. Если выберете галогенные или люминесцентные, то учтите, что первые при такой же мощности дают в 1,5 больше света, а вторые – в 5 раз.

Например, вы посчитали, сколько нужно лампочек в спальню площадью 20 м2. Тогда 12 Вт/м2 умножаем на площадь и получаем 240 Вт. То есть для полноценного освещения вам нужно купить, как минимум, две лампы мощностью 100 и 150 ватт.

Если используем галогенные лампы, то 240 Вт делим на 1,5. Выходит 160 Вт. Значит, вам нужны три галогенные лампочки: две мощностью 50 Вт и одна –  мощностью 60 Вт. По такому же принципу считают количество люминесцентных ламп. Делайте расчеты «с запасом», если декор и интерьер помещения выполнены в темных тонах.

В качестве осветительных приборов можно использовать люстры, как основной источник света, и торшеры, бра, настольные лампы – как дополнительный. Вы можете «распределять» между разными приборами лампочки разной мощности. Главное, чтобы освещение при этом было равномерным.

Способ №3. Подходит для расчета освещенности, если используются светодиодные лампы. Сначала вычисляют величину светового потока (в люменах, Лм), затем определяют количество светодиодных ламп.

Люмены считают так: норма освещенности (в Люксах),  площадь помещения и коэффициент, зависящий от высоты потолка (от 2,5 до 2,7 метра; от 1,2 до 2,7–3 метров; от 1,5 до 3–3,5 метра; от 2 до 3,5–4 метров).

Далее, пользуясь таблицей, количество люмен делим на количество соответствующих ватт светодиодной лампы. В итоге определяем, сколько нужно светодиодных ламп.

нормы освещенности

Способы автоматической оптимизации освещения в жилых помещениях

Несмотря на то, что теоретически всеми этими способами можно воспользоваться без помощи профессионалов, они не являются такими уж простыми. Крайне велика вероятность ошибиться и создать недостаточно или слишком яркое освещение.

Проще и качественнее оптимизировать освещение автоматически с помощью датчиков освещенности. Эти устройства определяют текущий уровень освещенности и, если он ниже заданного порога, включают светильники.

Еще один способ организовать равномерное освещение в комнате – использовать комбинированные диммирующие датчики присутствия и диммируемые светильники. Подойдет, например, датчик PD4-M-2C-DUO.

Благодаря двум подвижным сенсорам освещенности эта модель позволяет измерять освещенность в конкретном месте, например, у окна. За счет этого у диммируемых светильников настраивается разная яркость – и каждая зона получает достаточное количество искусственного света.

При этом вы не тратите лишнюю электроэнергию, а соответственно, и деньги.

нормы освещенности

Создать равномерное освещение в доме в соответствии с заданными нормами вам помогут специалисты компании B.E.G. Обратитесь к нам, чтобы получить бесплатную консультацию профессионалов.

Не забывайте подписываться на наш блог и читать интересные статьи об автоматизации освещения.

comments powered by HyperComments

Правила идеального освещения в квартире

Организация освещения квартире занимает немаловажное значение для всех проживающих. Разумно продуманное распределение световых потоков сбережет не только семейный бюджет, но и здоровье домочадцев.

Правильное, рациональное применение приборов освещения поможет создать комфорт и уют в квартире.

Краткое содержимое статьи:

Некоторые особенности освещения квартиры

При проектировании освещения в помещениях квартиры необходимо помнить о том, что оно подразделяется на:

  • общее;
  • рабочее;
  • декоративное.

К световым приборам общего типа можно отнести элементы, размещаемые на потолке или под ним обеспечивающие равномерное распределение световых потоков в помещении.

Как правило, это люстры различным количеством лампочек. Главное условие такого освещения это обеспечение отсутствия зон теней.

Светильники, обеспечивающие создание теневых эффектов относятся к разряду декоративных.

Рабочее освещение это освещение направленного типа концентрирующие световые потоки в определенном месте для создания наиболее благоприятных условий для зрения при выполнении различного вида работ. Оно организуется в помещениях соответственно их функциям.

СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение (с Изменением N 1)


СНиП 23-05-95*
________________
Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 52.13330.2010. —
Примечание изготовителя базы данных.

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Daylighting and artificial lighting

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 23-05-95* с СП 52.13330.2011 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________




Дата введения 1996-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ), Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийским научно-исследовательским, проектно-конструкторским светотехническим институтом» (ООО «ВНИСИ»), Акционерным обществом «Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом инженерного оборудования» (АО ЦНИИЭП инженерного оборудования), Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова (АКХ им. К.Д.Памфилова), Всероссийским научно-исследовательским и проектным институтом Тяжпромэлектропроект (ВНИПИ Тяжпромэлектропроект), Научно-исследовательским институтом экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина (НИИЭЧиГОС им. А.Н.Сысина), Научным центром социально-производственных проблем охраны труда, Ивановским институтом охраны труда, Товариществом с ограниченной ответственностью «Церера».

2 ВНЕСЕНЫ Главтехнормированием Минстроя России.

3 ПРИНЯТЫ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС) в качестве межгосударственных строительных норм 20 апреля 1995 г.

4 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. N 18-78 в качестве строительных норм и правил Российской Федерации взамен СНиП II-4-79.

В СНиП 23-05-95* внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. N 44.

Разделы, подразделы, пункты текста, таблицы, формулы и приложения, в которые внесены изменения, помечены звездочкой.

Изменение N 1 СНиП 23-05-95 разработано: федеральной государственной организацией НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) (советник РААСН, канд. техн. наук Шмаров И.А., канд. техн. наук Земцов В.А., Котлярова Н.И., канд. техн. наук Козлов В.А.), ООО «Всероссийский светотехнический институт» (OOO «ВНИСИ») (д-р техн. наук Айзенберг Ю.Б., канд. техн. наук Федюкина Г.В.), Специализированным государственным унитарным предприятием «Мосгорсвет» (СГУП «Мосгорсвет») (канд. техн. наук Корягин О.Г.), ОАО «ЦНИИЭП инженерного оборудования» (Зобов В.П.), Государственным унитарным предприятием — Институт по проектированию жилых и общественных зданий, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3» (ГУП «Моспроект-3») (канд. арх. Щепетков Н.И., канд. арх. Воронов В.В.), Научным центром здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН) (канд. биол. наук Текшева Л.М.), Центром госсанэпиднадзора в г.Москве (канд. мед. наук Бобкова Т.Е., канд. мед. наук Фокин С.Г.), Учреждением Федерации независимых профсоюзов России, Научно-исследовательским институтом охраны труда в г.Иваново (НИИОТ г.Иваново) (канд. техн. наук Ильина Е.И.), Открытым акционерным обществом «ВНИПИ Тяжпромэлектропроект» (ОАО ВНИПИ «Тяжпромэлектропроект» (Горбачева З.К.), ООО «Церера-эксперт» (г.Москва) (Орлов А.В.), ООО «Световые решения» (г.Екатеринбург) (Богомолов А.А.)

ВНЕСЕНА опечатка, опубликованная в Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации N 1, 2004 год

Опечатка внесена изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ


СНиП 23-05-95 разработан в соответствии с общей системой нормативных документов в строительстве и входит в состав комплекса 23 (приложение Б СНиП 10-01-94).

Документ устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

Тексты разделов 1-4, 6-7 и приложений А-Г, Е, Ж настоящих строительных норм и правил и межгосударственных строительных норм «Естественное и искусственное освещение» аутентичны.

Текст приложения И* настоящего документа аутентичен тексту приложения К межгосударственных строительных норм «Естественное и искусственное освещение».

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящие нормы распространяются (за исключением случаев, указанных в других главах СНиП) на проектирование освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения, мест производства работ вне зданий, площадок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожных путей площадок предприятий, наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов. Проектирование устройств местного освещения, поставляемых комплектно со станками, машинами и производственной мебелью, следует также осуществлять в соответствии с настоящими нормами.

Настоящие нормы не распространяются на проектирование освещения подземных выработок, морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных станций и их путей, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений, помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, размещения растений, животных, птиц, а также на проектирование специального технологического и охранного освещения при применении технических средств охраны.

На основе настоящих норм разрабатываются отраслевые нормы освещения, учитывающие специфические особенности технологического процесса и строительных решений зданий и сооружений отрасли, которые согласовываются и утверждаются в установленном порядке.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

СНиП 23-01-99* «Строительная климатология»

СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии»

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А*.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1* Нормируемые значения освещенности в настоящих нормах приводятся в точках ее минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений для разрядных источников света, кроме оговоренных случаев; для наружного освещения — для любых источников света.

Нормируемые значения яркости дорожных покрытий в настоящих нормах приводятся для любых источников света.

Нормированные значения освещенности в люксах, отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30; 50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1000; 1250; 1500; 2000; 2500; 3000; 3500; 4000; 4500; 5000.

Нормированные значения яркости поверхности, кд/м, отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,4; 0,6; 0,8; 1; 2; 3; 5; 8; 10; 12; 15; 20; 25; 30; 50; 75; 100; 125; 150; 200; 400; 500; 750; 1000; 1500; 2000; 2500.

Для естественного освещения в настоящих нормах приведены значения коэффициента естественной освещенности (КЕО).

4.2* Требования к освещению помещений промышленных предприятий (КЕО, нормируемая освещенность, допустимые сочетания показателей ослепленности и коэффициента пульсации освещенности) следует принимать по табл.1 с учетом требований пп. 7.5 и 7.6.

Требования к освещению помещений жилых, общественных и административно-бытовых зданий (КЕО, нормируемая освещенность, цилиндрическая освещенность, показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) следует принимать по табл.2 и приложению И*.

Таблица 1

Искусственное освещение

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Освещенность, лк

КЕО , %

Характеристика зрительной работы

Наи-
мень-
ший или экви-
вален-
тный раз-
мер объ-
екта разли-
чения, мм

Раз-
ряд зри-
тель- ной рабо-
ты

Под-
раз-
ряд зри-
тель- ной рабо-
ты

Контраст объекта с фоном

Характе-
ристика фона

при системе комбиниро-
ванного освещения

при сис-
теме об-
щего осве-
щения

Сочетание норми-
руемых величин показателя ослеп-
ленности и коэффи-
циента пульсации

при верх-
нем или комби-
ниро-
ван-
ном осве-
щении

при боко-
вом осве-
щении

при верх-
нем или комби-
ниро-
ван-
ном осве-
щении

при боко-
вом осве-
щении

всего

в том числе от об-
щего


, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Наивысшей точности

Менее 0,15

а

Малый

Темный

5000

500


20

10

4500

500


10

10

б

Малый

Средний

4000

400

1250

20

10

I

Средний

Темный

3500

400

1000

10

10



6,0

2,0

в

Малый

Светлый

2500

300

750

20

10

Средний

Средний

Большой

Темный

2000

200

600

10

10

г

Средний

Светлый

1500

200

400

20

10

Большой

«

«

Средний

1250

200

300

10

10

Очень высокой точности

От 0,15 до 0,30

а

Малый

Темный

4000

400


20

10

3500

400


10

10

б

Малый

Средний

3000

300

750

20

10

II

Средний

Темный

2500

300

600

10

10



4,2

1,5

в

Малый

Светлый

2000

200

500

20

10

Средний

Средний

Большой

Темный

1500

200

400

10

10

г

Средний

Светлый

1000

200

300

20

10

Большой

«

«

Средний

750

200

200

10

10

Высокой точности

От 0,30 до 0,50

a

Малый

Темный

2000

200

500

40

15

1500

200

400

20

15

б

Малый

Средний

1000

200

300

40

15

III

Средний

Темный

750

200

200

20

15


3,0

1,2

в

Малый

Светлый

750

200

300

40

15

Средний

Средний

Большой

Темный

600

200

200

20

15

г

Средний

Светлый

400

200

200

40

15

Большой

«

«

Средний

Средней точности

Св. 0,5 до 1,0

а

Малый

Темный

750

200

300

40

20

б

Малый

Средний

500

200

200

40

20

IV

Средний

Темный

4

1,5

2,4

0,9

в

Малый

Светлый

Средний

Средний

400

200

200

40

20

Большой

Темный

г

Средний

Светлый

Большой

«



200

40

20

«

Средний

Малой точности

Св. 1 до 5

а

Малый

Темный

400

200

300

40

20

б

Малый

Средний



200

40

20

V

Средний

Темный

3

1

1,8

0,6

в

Малый

Светлый

Средний

Средний



200

40

20

Большой

Темный

г

Средний

Светлый

Большой

«



200

40

20

«

Средний

Грубая (очень малой точности)

Более 5

VI

Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном



200

40

20

3

1

1,8

0,6

Работа со светящимися материалами и изделиями в горячих цехах

Более 0,5

VII

То же



200

40

20

3

1

1,8

0,6

Общее наблюдение за ходом производственного процесса:

постоянное

Нормы освещенности и стандарты СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95

1. Литейные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
1.1 Копровое отделение (дробление металлолома). Шихтовый двор, участок, рабочая площадка подъемника. Проходы по цеху и подходы к рабочим местам 75
1.2 Смесеприготовительное отделение Транспортеры 30
1.3 Смесеприготовительное отделение Бегуны 200
1.4 Смесеприготовительное отделение Вальцы, сита. Стержневое отделение. Формовочное отделение общий уровень освещенности по отделению. Изготовление форм, сборка опок, постановка стержней для крупного и среднего литья. Технологическая обработка моделей, сушка. Отделение выбивки общий уровень освещенности по отделению. Механическая выбивка форм и стержней из опок 150
1.5 Формовочное отделение изготовление форм для литья по моделям. 300
1.6 Стержневое отделение сушка и хранение стержней. Формовочное отделение подача опок, форм на заливку 50
1.7 Плавильно-заливочное отделение площадка осмотра и ремонта вагранок, печей 30
1.8 Участок остывания опок 10
2. Кузнечные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
2.1 Заготовительное отделение. Ковочное отделение. Механическое отделение общий уровень освещенности по отделению. 200
2.2 Механическое отделение галтовочные барабаны 150
3. Холодноштамповые цехи, отделения производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
3.1 Общий уровень освещенности по цеху, отделению. Прессы, штампы, гибочные машины с ручной подачей 200
3.2 Штамповка на автоматах 150
4. Термические цехи, отделения производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
4.1 Общий уровень освещенности по цеху, отделению 150
4.2 Термические печи, печи-ванны, установки ТВЧ, закалочные ванны, ванны охлаждения 200
5. Цехи металлопокрытий, (гальванические цехи) производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
5.1 Общий уровень освещенности по цеху. Ванны травления, мойки, металлопокрытия. 200
5.2 ОТК 500
5.3 Отделение очистных сооружений 10
6. Цехи металлоконструкций производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
6.1 Заготовительные отделения, участки 200
6.2 Заготовительные отделения, участки на открытых площадках 50
6.3 Сверловочный участок 150
7. Сварочные и сборочно-сварочные цехи, отделения, участки производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
7.1 Общий уровень освещенности по цеху. Сварка, резка, наплавление. 200
7.2 Разметка, керновка 300
8. Малярные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
8.1 Малярные цехи общий уровень освещенности по цеху. Подготовительные операции (зачистка, обезжиривание, грунтовка). Окраска конструкций, строительных машин, оборудования и т. п. 200
9. Механические и инструментальные цехи, цехи оснастки производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
9.1 Тюбингово-механический цех общий уровень освещенности по цеху. Обработка тюбингов сложной конструкции на радиально-сверлильных станках. 200
9.2 Механические, инструментальные цехи, отделения, участки, цехи оснастки общий уровень освещенности по цеху 300
9.3 Механические, инструментальные цехи, отделения, участки, цехи оснастки разметочный стол, слесарные, лекальные работы, работа с чертежами. 500
9.4 Механические, инструментальные цехи, отделения, участки, цехи оснастки ОТК 750
10. Ремонтно-механические цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
10.1 Общий уровень освещенности по цеху. Разборка машин, механизмов. Разборка узлов машин, механизмов после мойки. 200
10.2 Отделение ремонта двигателей, моторов, насосов и другого электрического, гидравлического, пневматического оборудования. 300
10.3 Отделение ремонта ходовых частей машин гусеничного типа. 150
11. Механосборочные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
11.1 Отделение сборки крупных узлов машин, механизмов, оборудования 150
11.2 Отделение сборки средних узлов машин, механизмов, средств малой механизации, оборудования. Цех, отделение, участок сборки машин, механизмов, оборудования. 200
11.3 Отделение сборки электрического, гидравлического, пневматического оборудования. 300
12. Электромонтажные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
12.1 Общий уровень освещенности по цеху. Участок монтажа щитков, панелей, пультов, шкафов и т. п. 200
12.2 Участок разделки провода, обмоточные операции, сборка приборов и другой электроаппаратуры. 300
    13. Абразивные цехи производства и ремонта машин, механизмов, металлоконструкций и металлоизделий
13.1 Общий уровень освещенности по цеху. Отделение приготовления формовочной массы. Отделение, участок термообработки абразивных кругов. 150
13.2 Прессовое отделение. 200
13.3 Отделение механической обработки абразивных кругов, испытание на твердость и на разрыв, ОТК. 500
 14. Бетоносмесительный цех производства железобетонных и керамзитобетонных конструкций и изделий
14.1 Бетоносмесительный узел общий уровень освещенности по отделениям узла. Бетоносмесительные отделение. Бетономешалка. 10
14.2 Бетоносмесительный узел дозировочное отделение. 150
  15. Арматурный цех производства железобетонных и керамзитобетонных конструкций и изделий
15.1 Арматурный цех заготовительное отделение общий уровень освещенности по отделению. Сварочный цех, отделение общий уровень освещенности по цеху, отделению. Сварочные посты, автоматы, машины. Отделение сборки арматурных каркасов общий уровень освещенности по отделению. 200
16. Формовочный цех производства железобетонных и керамзитобетонных конструкций и изделий
16.1 Формовочный цех общий уровень освещенности по цеху. 150
16.2 Тепловлажностная камера. 50
16.3 Участок распалубки, изоляционных, отделочных работ, ОТК и маркировки. 200
  17. Производство силикатного кирпича
17.1 Дробильное отделение. Отделение обжига известняка. Отделение помола. Массозаготовительное отделение. 75
17.2 Контроль готовой продукции. Прессы, автоматы-укладчики. Формовочное отделение. Общий уровень освещенности по отделению. 200
   18. Производство красного глиняного обыкновенного кирпича
18.1 Цех обжига. 75
18.2 Сушильные печи. 75
18.3 Контроль готовой продукции. 200
   19. Производство извести
19.1 Общий уровень освещенности по лаборатории. Лабораторное оборудование, приборы. 300
19.2 Общий уровень освещенности по отделению. 75
   20. Обработка гранита и мрамора
20.1 Гранитные и мраморные цехи. Общий уровень освещенности по цехам. 150
20.2 Распиловка природного камня на плиты. Резка и окантовка плит на фрезерных станках. 200
20.3 Шлифовка и полировка плит. 300
20.4 ОТК. 500
20.5 Упаковка готовых плит. 75
 21. Деревообрабатывающие предприятия и цехи. Лесопильное производство.
21.1 Площадки разгрузки (погрузки) сырья, пиломатериалов, готовых изделий из транспорта (в транспорт). 10
21.2 Общий уровень освещенности по отделению. Рама лесопильная (со стороны подачи бревен), второй этаж. Распиловка древесины на ленточных, циркулярных, маятниковых пилах. 200
21.3 Отделение сортировки, браковки пиломатериалов. Отделение обработки пиломатериалов. 100
21.4 Отделение переработки и транспортировки отходов, первый этаж 100
22. Деревообрабатывающие предприятия и цехи. Столярное производство.
22.1 Общий уровень освещенности по отделению. Участок раскроя, разметки пиломатериалов. Автоматические поточные линии. Сборочное отделение. Отделение приготовления клея. Отделение окраски изделий и покрытия лаками. 150
22.2 Шлифовальные станки. Участки остекления оконных и дверных блоков. Подготовка и покрытие изделий лаками и красками. 200
22.3 Участки подбора текстуры и наклейки шпона. Шлифовка (зачистка) поверхности изделия. 300
23. Производство инвентарных зданий контейнерного и сборно-разборного типов
23.1 Общий уровень освещенности по цеху. Пост сборки объемных блоков. Линия изготовления панелей (ваймы, прессы, кантователи, рольганги, гвоздебойные станки, посты укладки утеплителя). 150
23.2 Участок доборных и крышных элементов. Участок острожки и сращивания досок по длине и сечению. Участок раскроя плит по формату. Участок склеивания плит. 150
24. Производство деревоклееных конструкций (ДКК)
24.1 Общий уровень освещенности по отделению. 150
24.2 Места складирования пакетов. 50
25. Ремонтно-инструментальные цехи, отделения, участки
25.1 Общий уровень освещенности по цеху, отделению, участку. 300
25.2 Станки для заточки ножей, твердосплавных пил, фрез, вальцовочные. Пилоштампы для насечки зубьев. Столы сборки, осмотра и контроля готовых инструментов, верстаки слесарные. 300
25.3 Склады металла, металлолома, пиломатериалов, сырья, сыпучих материалов (щебня, песка, цемента и т.д.), готовой продукции. 20
26. Предприятия по обслуживанию автомобилей
26.1 Мойка и уборка автомобилей. 150
26.2 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. 200
26.3 Ежедневное обслуживание автомобилей. 75
26.4 Осмотровые канавы. 150
26.5 Отделения: моторное, агрегатное, механическое, электротехническое и приборов питания. 300
26.6 Кузнечное, сварочно-жестяницкое и медницкое отделения. Столярное и обойное отделения. Ремонт и монтаж шин. 200
26.7 Помещения для хранения автомобилей. 20
26.8 Открытые площадки для хранения автомобилей. 5
27. Котельные
27.1 Площадки обслуживания котлов. 100
27.2 площадки и лестницы котлов и экономайзеров, проходы за котлами. 10
27.3 Помещения дымососов, вентиляторов, бункерное отделение, топливоподачи. 100
27.4 Конденсационная, химводоочистка, деаэраторная, бойлерная. 100
27.5 Надбункерное помещение. 20
 28. Электропомещения
28.1 Камеры трансформаторов и реакторов. 50
28.2 Помещения распределительных устройств 100
28.3 Помещения для аккумуляторов. 50
28.4 Ремонт аккумуляторов. 200
29. Помещения для электрокар и электропогрузчиков
29.1 Помещения для стоянки и зарядки. 50
29.2 Ремонт электрокар и электропогрузчиков. 200
29.3 Электролитная и дистилляторная. 160
30. Помещения инженерных сетей и прочие технические помещения
30.1 Помещения для вентиляционного оборудования (кроме кондиционеров). 20
30.2 Помещения для кондиционеров, насосов, тепловые пункты. 75
30.3 Машинные залы насосных, компрессорные, воздуходувки с постоянным дежурством персонала. 150
30.3 Машинные залы насосных, компрессорные, воздуходувки без постоянного дежурства персонала. 100
30.4 Помещения для инженерных сетей. 20

Расчет числа светодиодных ламп для жилой комнаты

Популярность светодиодных источников света возрастает с каждым днем, что обусловлено сразу несколькими факторами – экономичностью, световым спектром, максимально приближенным к дневному излучению, ежемесячным снижением стоимости изделий и повышением тарифов на электроэнергию. Перед заменой одного оборудования на другое необходимо выполнить расчет светодиодного освещения, чтобы узнать, какое количество ламп и какой мощности заменят старые галогенки или экономки. Если при эксплуатации ламп накаливания использовалась продукция на 60/100 Вт, то в случае со светодиодами такие значения недопустимы. Также перед установкой нужно определить суммарный световой поток.

Для чего нужен расчет?

Он требуется для создания максимально комфортных условий проживания за счет качественного и оптимального освещения всей площади помещения. Чересчур сильный или слабый световой поток негативно сказывается на работе зрительного аппарата, приводит к чрезмерной переутомляемости, напряженности или нервозности. Подобный дискомфорт отразится на психическом состоянии человека, который станет более раздражительным и менее работоспособным.

Проведение расчета размещения светильников для помещения

Эталонным освещением принято считать солнечный дневной свет. При правильном расчете система искусственного освещения, состоящая из различных ламп, должна максимально приблизить свет к естественному. В СНиП указаны нормы освещенности для каждой отдельной комнаты. Важно при расчетах учитывать все эти значения.

к содержанию ↑

Нормы освещенности комнат

Интенсивность излучения в квартире изменяется в зависимости от предназначения комнаты. При создании одинаково яркого или более рассеянного освещения в каждом помещении существенно уменьшается комфорт проживания в доме.

Перечислим средние значения уровня освещенности для разных комнат в квартирах или частном доме с высотой потолка 2-2,5 м:

  • гостиная – 150 лк;
  • спальня – 200 лк;
  • прихожая и коридор – 100-200 лк;
  • рабочий кабинет – 300 лк;
  • детская – 200 лк;
  • кухня – 150-200 лк;
  • санузел – 50-150 лк.

Нормы освещенности для разных комнат

Это лишь приблизительные значения, поскольку для определения достаточной яркости требуется учитывать габаритные размеры комнаты (высоту, ширину, длину) и разновидность освещения (основное, дополнительное, функциональное или декоративная подсветка).

При использовании функциональной системы освещения яркость свечения прибора должна быть несколько выше. В случае с декоративной подсветкой эксплуатируются маломощные лампы.

к содержанию ↑

Как добиться равномерного освещения?

Выбирая место установки светодиодных приборов, нужно ориентироваться на величину светового потока. Чем выше значение данного параметра, тем больше расстояние между светильниками. Для охвата всей площади помещения или конкретной зоны первоначально требуется рассчитать необходимое число ламп.

Чтобы сформировать равномерное освещение, нужно использовать осветительные приборы разных типов. Существует множество комбинаций:

  1. В качестве центрального светильника устанавливают люстру. Световой поток дополнен точечными источниками, разбросанными по потолку по разным схемам.
  2. К потолку крепят несколько основных источников света, которые дополняются декоративной подсветкой из гибкой ленты.
  3. На потолок монтируют исключительно точечные приборы с наиболее подходящими характеристиками. Люстра не используется.

Равномерное освещение помещения достигается за счет использования разных видов осветительных приборов

к содержанию ↑

Определение уровня освещенности

Рассмотрим, как рассчитать интенсивность свечения для конкретной комнаты. Формула выглядит следующим образом: Ф = R * S * L, где:

  • R – освещенность на 1 кв. м;
  • S – площадь помещения;
  • L – коэффициент запаса.

Коэффициент запаса связан с высотой монтажа светильников и отражательной способностью стен, потолка и пола, на которые падает свет. В жилых комнатах при использовании светодиодов коэффициент запаса равняется 1,1.

Для примера рассмотрим расчет интенсивности свечения в спальне площадью 8 кв. м. Освещенность (R) берется из списка выше (глава «Нормы освещенности комнат»).

В качестве примера можно рассмотреть расчет светодиодного освещения спальни:

  • Ф = 200 * 8 * 1,1 = 1760 лм

Исходя из полученного значения, приходим к выводу: суммарная величина светового потока всех используемых источников света должна быть приближена к 1760 лм. Напоминаем о негативном влиянии как избыточного, так и недостаточного освещения.

Определение уровня освещенности помещений

к содержанию ↑

Какие данные необходимы для расчета уровня освещенности

Формула выше является общей и указывает на среднее значение освещенности, но для более точных расчетов нужно использовать несколько дополнительных параметров.

Перечислим основные переменные и постоянные величины, применяемые в формулах расчета освещенности конкретного помещения:

  1. Площадь комнаты – длина, умноженная на ширину. Данная формула актуальна в том случае, если расчет выполняется для комнаты прямоугольной формы. Для подсчета площади помещения с более сложной архитектурой нужно мысленно разделить его на несколько зон, состоящих из правильных геометрических фигур, рассчитать площадь каждой и суммировать полученные значения.
  2. Коэффициент поправки, который позволяет учесть при расчетах высоту потолков. Свет распространяется в разных направлениях – не только по площади, а по всему объему комнаты, поэтому яркость будет зависеть и от высоты потолков. Для этого была создана отдельная таблица поправочных коэффициентов. К примеру, в комнате с высотой потолка 2,5-2,7 м коэффициент равняется 1, до 3 м – 1,2, до 3,5 м – 1,5. Для более высоких помещений коэффициент поправки равен 2.
  3. Уровень освещенности. Величина светового потока на 1 кв. м для конкретного помещения. Выше мы уже указали значения для разных жилых комнат. Измеряется в люксах (лк).

При общем рассмотрении наблюдается следующая зависимость:

  • от 20 до 50 лк для подсобок, туалета, ванной, подвала и коридора;
  • от 150 до 300 лк для остальных жилых комнат, при этом для спальни, как для комнаты отдыха, обязательно устанавливается минимальная планка.

Для максимально точного расчета можно использовать такие параметры, как уровень запыленности и оттенки отделочных материалов. Последние влияют на коэффициент запаса.

На уровень освещенности комнтаты оказывает влияние оттенок отделочных материалов

к содержанию ↑

Расчет освещенности помещений различного назначения

Учитывать освещенность по нормам СНиП мало, ведь конкретные значения зависят от индивидуальных предпочтений и того, в каких целях будет использоваться комната. Если вы собираетесь много писать и читать, то яркость должна быть максимально высокой, в то время как для коридора этот параметр менее важен.

При использовании ламп накаливания руководствуются данными из таблицы ниже:

Мощность лампы накаливания, Вт Световой поток, лм
20 250
40 400
60 700
75 900
100 1200
150 1800

Таким образом, вернувшись к нашему расчету в главе «Определение уровня освещенности» и вспомнив полученное значение интенсивности свечения для спальни площадью 8 кв. м (1760 лм), можно определить, сколько нужно ламп для качественного освещения данного помещения: семь ламп 20 Вт, четыре на 40 Вт, две на 75 Вт или одна на 150 Вт.

Определение количества ламп накаливания для комнаты

к содержанию ↑

Расчет освещения светодиодными светильниками

Светодиодные источники света существенно отличаются от своих аналогов. Здесь есть и печатная плата, отвечающая за систему управления, и драйвер, понижающий и стабилизирующий напряжение, входящее на led-диоды. Чтобы максимально упростить процесс перехода с ламп накаливания на светодиодные излучатели, производители стараются придерживаться классических форм. Самыми популярными сегодня являются разновидности типа «груша» и «кукуруза». «Свеча» применяется реже, но пользуется стабильным спросом.

к содержанию ↑

Лампа «груша»

«Грушами» называются светодиодные излучатели, форма которых напоминает обычные лампы с нитью накала. Корпус изделия состоит из прозрачной полусферы (частично окрашенной, со слоем люминофора на поверхности) и ребристого непрозрачного пластика. Наличие ребер обеспечивает естественное охлаждение. В месте контакта двух частей находится диодная плата, направленная в одну сторону. Подобная конструкция и особенности светодиодов приводят к существенному сокращению угла рассеивания света до 180 град. вместо практически 360 у ламп накаливания («мертвая зона» этих приборов находится только вблизи цоколя).

к содержанию ↑

Лампа «кукуруза»

Конструкция этой лампы подразумевает установку диодной платы перпендикулярно цоколю, вдоль оси. Изготавливается в форме пластины, трубки с круглым, квадратным или многоугольным сечением. Светодиоды располагаются на лицевой части, а электроника прячется внутри цоколя (рядом с ним или внутри трубки).

Светодиодная лампа Кукуруза

Свое название изделие получило за счет сходства платы, на которой установлены диоды, с початком кукурузы. В данном случае угол рассеивания существенно выше, поскольку «мертвые зоны» расположены лишь вблизи цоколя и на противоположном краю колбы. При размещении светодиодов на торце последняя «зона» может и вовсе отсутствовать.

к содержанию ↑

Лампа «свеча»

«Свечу» нередко называют компромиссом между конструкцией «груши» и «кукурузы». По сравнению с «грушей» угол рассеивания значительно шире, но уменьшены мощность и габаритные размеры. В основном такие изделия эксплуатируют в настольных лампах и локальных системах освещения помещений/зон малой площади.

Лампа свеча LED 220В E14

к содержанию ↑

Неточности и погрешности при расчете светодиодного освещения

Рассмотренные формулы нельзя назвать полными, поскольку существует намного больше факторов, оказывающих влияние на качество света. Некоторые мы перечислили выше, но они могут быть дополнены рядом других:

  • коэффициент отражаемости различных отделочных материалов и поверхностей;
  • физические и технические параметры конкретного светильника;
  • наличие рассеивателей и отражателей;
  • индекс помещения;
  • КПД комнаты и т.д.

Стопроцентной точности при расчетах добиться невозможно. Даже если их выполняют высококвалифицированные инженеры, все равно придется вводить определенные предположения или использовать общепринятые усредненные значения. Да и нормы, записанные в СНиП, нельзя назвать строгими и обоснованными, поскольку всегда будет существовать разница между желаемым и возможным результатами.

к содержанию ↑

Какие лампы выбрать для освещения

Критическими параметрами, от которых зависит качество освещения, являются:

  • температура цвета;
  • тип рассеивателя;
  • световой поток.

Цветовая температура

Традиционно цветовую температуру можно разделить на три основных диапазона:

  • теплый белый свет – 2500-3000 К;
  • белый – 3000-4200 К;
  • холодный белый – 4500 К и выше.

Область применения ламп в зависимости от цветовой температуры

Чем выше температура цвета, тем более ярко светят лампы, при этом в спальне и комнатах отдыха не рекомендуется использовать чересчур холодные, а в местах чтения – теплые оттенки.

к содержанию ↑

Тип рассеивателя

В светодиодных лампах применяют матовые или прозрачные рассеиватели. В первом случае свет распределяется максимально равномерно, но потери могут достигать 20-30 %. Рекомендации по применению просты: при необходимости осветить комнаты с большой площадью нужно использовать прозрачные рассеиватели, для настольных или настенных светильников – матовые.

Световой поток

Выбирая светодиодную лампу, обратите внимание на ее номинальный световой поток. Его значение зависит от ряда факторов и страны-производителя. В среднем для диодных изделий мощностью 4,8 Вт наблюдается следующая зависимость:

  • лампы из Китая – 240 лм;
  • Тайваня – 380-420 лм;
  • Европы – 500 лм и выше.

Не забывайте, что мощность лампы с более теплым светом должна быть на 20-25 % выше, чем у источников с холодным белым светом.

Общая освещенность помещения, безусловно, зависит от числа светодиодных светильников, но это далеко не все параметры, которые нужны учитывать при выборе. Обязательно ориентируйтесь на температуру цвета, световой поток и мощность изделия. Для создания равномерного свечения с помощью светодиодов важно выполнить максимально точные расчеты, чтобы не получилось так, что одна комната освещена слишком ярко, а в другой катастрофически не хватает света.

Расчет светодиодного освещения – как создать максимально комфортные условия для проживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *