Об обязанности управляющей организации следить за освещённостью придомовой территории
Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.
УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества
Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.
К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.
На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.
Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.
Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными
Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан
Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.
В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:
- уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
- текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
- проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.
Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).
При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).
В какие сроки нужно устранять неисправности при внеплановом текущем ремонте
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости
Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Сложившаяся судебная практика также доказывает эту обязанности УО:
Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.
Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.
УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.
Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.
Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.
Взять на заметку
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.
Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.
После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.
Освещение придомовой территории многоквартирного дома — закон РФ
Жители страны имеют право на освещение придомовой территории многоквартирного дома (закон №131-ФЗ) в темное время суток. Правила и требования содержатся в нормах РФ. Полномочия возлагаются на поставщиков услуг, а также государственные контролирующие органы.
Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома


Она включает в себя все земельные участки возле дома (как частные, так и многоквартирные), регулируемые правом собственности или пользования участком и предназначенные для обслуживания дома, а именно:
- Земля под зданием.
- Переходы и тротуары, детские площадки, газоны и цветники.
- Площадки для отдыха и спорта.
- Стоянки для автомобилей.
- Основания для хозяйственных нужд.
Зная, что такое территория дома и каковы его границы, жильцы могут защитить себя от незаконных построек внутри своего двора (киосков, прилавков).
У таких территорий обязательно должны быть разграничены участки. Для таких случаев применяется геодезия. Геодезия (геодезия) — это метод установления границ участка земли геодезическими методами. Он включает в себя комплекс работ по определению и закреплению границ местности и ее территории. Понимание того, что такое землеустройство, потребуется при легализации документов на земельный участок.
Подобные участки в обязательном порядке должны освещаться в темное время суток. Установкой, обслуживанием приборов освещения занимаются специальные уполномоченные коммунальные компании. По закону отсутствие освещенности возле домов создает опасность для взрослых и детей.
Требования к организации освещения двора
Такие требования содержатся в ЖК РФ, а также иных правовых источниках:
- Федеральный закон №131-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
- Письмо Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04.


Номер бизнес-лицензии требуется для многих предприятий, прежде чем они начнут работу. Другие могут обойтись только с налоговым идентификационным номером. Это зависит от города, субъекта РФ, где он сформирован и работает, а также от типа бизнеса.
При определении того, требуется ли предприятию лицензия или идентификационный номер налогоплательщика, играют роль несколько факторов. Во многих случаях может понадобиться и то и другое. Ознакомление с этим требованием является лишь одним из многих шагов, которые должен предпринять предприниматель при открытии бизнеса.
Если организация попадает в конкретную отрасль, она имеет федеральные лицензионные требования в дополнение к требованиям субъекта РФ.
Наказания варьируются от налогов и сборов до захвата и закрытия бизнеса. Многие организации пропускают ту или иную лицензию. Например, многие местные предприятия подают заявки на государственную регистрацию, но не могут зарегистрировать страну и могут получать налоговые уведомления с штрафами за неуплаченные налоги. Те, кто не соблюдает федеральные стандарты, могут закрыть бизнес с возможностью столкнуться с уголовными и гражданскими исками.
Компанию, зарегистрированную в законном порядке, не сложно проверить с помощью электронных систем или при обращении в государственный орган (налоговые службы, Роспортебнадзор).
В своей деятельности такие конторы должны руководствоваться исключительно источниками российского права. Государство накладывает следующие требования для освещения придомовой территории многоквартирного дома:
- Каждый подъезд здания должен быть оснащен хотя бы 1 фонарем.
- Близлежащие дороги, тропы и въезды на территорию также должны освещаться в пределах установленных норм (стиль и форму приборов вправе выбирать коммунальная организация).
- С помощью столбов с фонарями необходимо создавать освещение для детских площадок, стоянок для ТС и тротуаров.
Включение/выключение приборов освещения входит в обязанности сотрудников уполномоченных организаций (поставщиков услуги). Также в обязательные требования для компаний входит обязательное взаимодействие с местными государственными и муниципальными органами.
В обязанности входит рассмотрение письменной корреспонденции, получение различных разъяснений и выполнение просьб. Также организации заключают договоры на оказание услуг. При наличии лицензии компании имеют право участвовать в закупках и торгах.
Предоставлением подобных услуг зачастую занимаются ООО (общества с ограниченной ответственностью) и АО (акционерные общества). Их качеством всегда интересуются контролирующие службы в РФ – Роспотребнадзор, жилищные инспекции, муниципалитет, правоохранительные органы, прокуратура.
Нормы освещения
Нормы и правила уличного освещения регулируются различными регламентами и ГОСТ (государственными стандартами). К ним относятся:
- ГОСТ Р 55708-2013.
- ГОСТ Р 55707-2013.
- ГОСТ 4677-82.
- ГОСТ 28682-90.
- ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.
- ГОСТ IEC 60598-2-5-2012.
- ГОСТ IEC 60598-2-13-2011.
- ГОСТ Р 55706-2013.
- СНиП 23-05-95.
- МГСН 2.06-99.
- И другие.
В таких правовых источниках регулируется угол обзора светового луча (если расстояние между ними больше, потребуется больше высоты полюсов), размеры освещенности (учитывается и рассчитывается оптимальная высота), яркость (если требуемая интенсивность света больше, то нужно установить их ниже предполагаемого уровня).
Нормы уличного освещения в населенных пунктах варьируются в зависимости от объектов. Стандартными являются следующие:
- Угол наклона не менее 80-90 градусов.
- Угол установки соответственно 30 Кд для 80 градусов и 10 Кд для 90 градусов (расчет производится на 1000 Лм).
- Яркость устанавливается в 10-50 Кд в зависимости от угла наклона при расчете на 1000 ЛМ.
Также учитываются сами приборы (их технические характеристики). Все они должны соответствовать дополнительным нормам и иметь сертификат соответствия.
Кто отвечает за уличное освещение
По закону за установку, обслуживание и устранение неполадок отвечают не только коммунальные компании, но и государственные или муниципальные органы. Граждане не обязаны следить за сохранностью приборов, производить их замену за собственный счет, а также устранять проблемы.
Кто принимает жалобы
При выявлении жильцами каких-либо недостатков или нарушений они могут создать индивидуальную или коллективную заявку на их устранение. Такие жалобы можно подавать поставщику услуг, государственным и муниципальным органам в установленные сроки.
В зависимости от проблемы в жалобе рекомендуется указывать уполномоченный орган, в обязанности которого входят устранения недостатков.
Образец жалобы
Жалоба должна быть написана в письменной форме и направлена лично или посредством почты России или электронной почты. Законодательно установленного бланка нет.
В жалобе нужно прописать обязательные реквизиты (в 1 документе можно выделить несколько проблем):
- В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения коммунальной организации или государственного, муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших жалобу.
- Описательная часть с указанием всех недостатков со ссылками на нормы права и словом «Прошу».
- Подписи лиц с расшифровками.
- Дата составления.
По данному принципу составляют также заявление на установку столбов освещения и иного оборудования:
- В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения государственного или муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших заявку.
- Описательная часть с указанием места установки.
- Подписи лиц с расшифровкой.
- Дата составления.
Это основная информация, которая понадобится жильцам для получения услуги в полном объеме.
Кто обслуживает уличное освещение на столбах


Местная администрация населенного пункта уполномочена по закону принимать заявления от граждан по установке столбов и фонарей для освещения улицы. Такие заявки рассматриваются в процессуальные сроки – 30 дней.
При оставлении заявки без удовлетворения гражданин (или коллектив граждан) имеют полное право обратиться с иском в суд. Для этого нужно приложить всю документацию, подтверждающую отказ в выполнении законной просьбы.
Кто оплачивает освещение придомовой территории многоквартирного дома
Все счета за электроэнергию оплачивают жители многоквартирного дома. Общую сумму делят на количество квартир. В присылаемых компанией квитанцией эта услуга обозначается, как ОДН (общие домовые нужды).
Квитанции должны приходить ежемесячно. Их рассылка может осуществляться в письменном или электронном видах. Полномочиями по их доставке по закону имеются у уполномоченных лиц (обычно сотрудников государственных или частных организаций).
При смене адреса нахождения или неполучении расчетных документов нужно незамедлительно обращаться к поставщику услуг. В противном случае гражданину нужно будет заплатить пени и неустойки.
Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий
Счетчик электроэнергии — это устройство, которое измеряет потребление электроэнергии. Счетчики используются коммунальными компаниями для выставления счетов, а также могут использоваться частными лицами для контроля их потребляемой мощности.
Компании, предлагающие энергетический аудит, используют в своей работе счетчики, а также правоохранительные органы, которые могут использовать энергопотребление в качестве инструмента для выявления областей, где может иметь место преступная деятельность.
Один тип счетчика электроэнергии, с которым многие знакомы, — это счетчик электроэнергии, установленный коммунальными предприятиями. Счетчик расположен в месте осуществления сервиса, в точке, где структура подключается к электросети.
Когда требуется питание, оно проходит через счетчик, вызывая устройство, которое отслеживает потребление энергии с течением времени. Прибор не следит за тем, как используется мощность, а только за сколько потребляется, и считывается обслуживающим персоналом, который записывает данные, чтобы клиенту могли выставить счет.
Существуют юридические санкции за вмешательство в счетчик, установленный документально. Хотя владельцы недвижимости несут ответственность за покупку оборудования и найма лицензированного электрика для его установки, только коммунальное предприятие имеет право сбрасывать или иным образом изменять и регулировать счетчик.
При выполнении работ на счетчике и подключенной цепи или блоке предохранителей необходимо обращаться к коммунальным предприятиям, чтобы они могли отключить питание конструкции. Может потребоваться разрешение электрического инспектора для восстановления питания после окончания работ.
Электронный прибор электроэнергии другого типа можно использовать с конкретным устройством или с конкретной розеткой. Люди могут использовать счетчики, чтобы узнать, сколько энергии используют предметы, отслеживать потребление энергии или определять неэффективные устройства.
В этом случае счетчик включается в розетку, а устройство включается в счетчик электроэнергии. Когда устройство потребляет энергию, оно проходит через измеритель, и количество используемой энергии записывается. Эти типы устройств могут быть полезны для диагностики электрических проблем, а также исследований, определяющих потребление энергии, связанное с различными приборами.
Когда проводится энергетический аудит, счетчик электроэнергии может использоваться для выявления проблемных приборов и других устройств. Сравнивая энергопотребление, люди могут решить, какие устройства следует заменить, или внести другие изменения (отключить устройства, когда они не используются). Электрики могут также использовать измерители мощности для аналогичной деятельности при проведении проверок и ремонта.
Жители частных домов в отличие от описанных в статье имеют право самостоятельно устанавливать и контролировать процесс поставки электроэнергии для освещения придомовой территории. Уполномоченные органы могут проверять только показания счетчиков.
В этом видео рассказывается о том, кто должен содержать придомовую территорию:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Смотрите также Телефоны для консультации 25 Дек 2019 Виктория М. 16Освещение придомовой территории многоквартирного дома: закон
Отдельные участки примыкающие к домам должны иметь освещение в темное время суток. Детские площадки, парки, дорожки и тротуары, хозяйственные территории, парковки и подъездные участки необходимо обеспечивать осветительными приборами. Выбор фонарей и фасадных подсветок осуществляется ответственными организациями.
Большинство людей не задумываются, кто контролирует освещение дворовой области многоквартирного дома. Но на самом деле заниматься этим вопросом нужно именно собственникам жилья. Почему это так? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обстоятельно рассмотреть эту тему.

Кто отвечает за освещение придомовой территории
По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.
Важно! Для того чтобы подача электроэнергии осуществлялась бесперебойно, жителям дома следует заключить договор либо с управляющей компанией, либо с организацией подряда, а именно застройщиком. Обязательным условием при заключении договора, является заверение документа у нотариуса, иначе договор не будет иметь законной юридической силы.
Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.
В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:
- определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
- сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
- в какой период времени будет происходить организация освещения.
Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.
Это интересно! Так как дворы и площадки не являются землями общего пользования, а примыкают к домам, то получается что оплата фонарей для поддержания их в рабочем состоянии, включается в коммунальные платежи.
Статья закона по освещению придомовой территории многоквартирного дома, подтверждающая данные действия, вступила в силу в 2003 году. На основании этого предписания, следует, что все жилое имущество владельца, а также хозяйственные и иные постройки на придомовой территории, являются общим имуществом. А это значит, что оплата уличного освещения включена в коммунальные платежи на законном основании и оспариванию не подлежат.

Нормы освещения
В соответствии с ФЗ No131 нормы освещенности участков вблизи дома должны состоять из:
- вход в здание должен иметь не менее 6 люксов;
- подъездные пути и площадки, примыкающие ко входу в дом, 4 люкса;
- главные проходы и парковки, 4 люкса;
- хозяйственные постройки и подъезды второго плана, около 2-х люксов.
- система дворовых светильников может быть выполнена на основе как светодиодных носителей, так и энергосберегающих и ламп накаливания.
- существенное снижение криминальной обстановки в районах хорошо освещенных и большой процент раскрытия преступлений.
Варианты освещения
Различают три варианта освещения, которые способствуют полному охвату подсветки местности. Следует тщательно рассмотреть характеристики каждого из них.
Приоритетом первого варианта, является расположение фонаря под козырьком перед входом в многоэтажное здание. Элементами питания в данном случае являются светодиодные лампы. Этот вид ламп является бюджетным вариантом, при малом расходе электричества. Но недостаток его в том, что освещаться будет только входная группа, а по сторонам от двери будет темно.

Второй вариант выглядит более выигрышным в плане кругового освещения. Фонарь располагают на козырьком входной двери дома на высоте 8,5 м, угол смещения которого составит 25 градусов относительно к линии горизонта. Сила потока света при указанных условиях, составит три тысячи шестьсот люменов. Недостатком такого варианта будет ограниченное освещение перед входной дверью, так как туда будет падать тень от козырька.
Важно! Использование вышеперечисленных способов одновременно, позволит эффективно решить проблему освещенности придомовой территории. Но стоимость третьего варианта, будет сильно завышена, а это естественно большой минус для жильцов дома.
Соблюдение правил распределения светильников
Неважно какой из вариантов придется по душе народному собранию, жители даже имеют право на собственный проект по электроснабжению двора. Принимая решение, всегда нужно помнить, что любой из выбранных вариантов должен соответствовать нормам, принятым Российским законодательством, и их пока что еще никто не отменял. Халатность и не соответствие принятым стандартам, может повлечь за собой ответственность перед законом и человеческие жертвы.
Распределяя светильники, лампы и фонари, нужно обязательно соблюдать условия защиты осветительных приборов с помощью толстого стекла или защитных решеток.
Что делать если норматив освещения дворов не соблюдается
Согласно принятым нормам жилищного кодекса РФ, граждане имеют право бороться и отстаивать свое право на качественное освещение дворовой территории многоквартирного дома. Ниже предлагается список мер и действий, для достижения результата:
- подача жалобы в управляющую компанию или местную администрацию;
- подача заявления в местный орган ЖКХ;
- обратиться в энергосберегающую компанию для подачи жалобы.
Важно! Срок принятия жалоб в такие инстанции, колеблется в пределах семи дней. Рассмотрение и решение наболевших вопросов происходит в срок не более тридцати дней. Составленное по всем правилам обращение заверяется списком подписей владельцев квартир
Вывод
В случае отказа органов самоуправления, решать проблему, можно уверенно обращаться в суд. В обращении необходимо указать на полное бездействие стороны ответчика, а так же невыполнение их прямых обязанностей, что является по факту злостным нарушением.
Если просто перегорело несколько лампочек в фонарях, то резонно будет обратиться в комитет городского хозяйства, действующий при администрации. Как показывает опыт, реагирование на такие сигналы, происходит очень быстро и вопрос решается в считанные часы.
Нормы освещения территории. Нормы освещения придомовой территории
Нормы освещения территории любого многоквартирного дома, а также проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, тротуары и прочее должны быть обязательно освещены.
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 | Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов | 20 | 0,30 |
2 | Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха | 10 | 0,30 |
3 | Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов | 6 | 0,20 |
4 | Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений | 4 | 0,20 |
5 | Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов | 2 | 0,10 |
6 | Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов | 1 | 0,10 |
Нормы освещения территории детского сада
Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»
Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения | |
1. Групповые и физкультурные площадки 2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам | 10 10 4 |
Санатории, дома отдыха | |
4. Въезд на территорию | 6 |
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям | 4 |
6. Центральные аллеи парковой зоны | 4 |
7. Боковые аллеи парковой зоны | 2 |
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) | 10* |
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни | 10* |
Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома
Все нормы, которые включают в себя в том числе и нормы освещения придомовой территории, каким должно быть освещение во дворе многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в следующей регламентирующей документации.
Нормы освещения территории регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
Не стоит забывать что у Москвы существует свой собственный свод регламентов по освещению. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома и наружного освещения придомовой территории.
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие части площадей А и Б и пред заводские площади. | 10 |
2. Пешеходные улицы: | |
в пределах общественных центров | 6 |
на других территориях | 4 |
3. Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: | |
А и Б | 4 |
В | 2 |
4. Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий | 10 |
5. Открытые пешеходные мостики | 10 |
6. Подземные пешеходные тоннели | 75 |
7 Мостовые закрытые пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью | 75 |
8. Лестницы подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью | 20 |
9. Лестничные сходы и смотровые площадки мостовых закрытых пешеходных переходов с прозрачными стенами или застекленными стеновыми проемами | 50 |
10. Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. 6: | |
А | 6 |
Б | 4 |
В | 2 |
Территории микрорайонов | |
11. Проезды: | |
основные | 4 |
второстепенные, в т.ч. тротуары-подъезды | 2 2 |
12. Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках | 2 |
13 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр | 10 |
Нормы освещения производственных территорий
Нормы освещения производственных территорий, где производятся работы определенной сложности, четко прописаны в строительных нормах и правилах. Но разрывы между цехами, технологические проезды, склады временного хранения (разрывы между цехами могут использоваться для этой цели) также требуют освещения. Нормы освещения разные, но, как правило, средняя освещенность должна быть не менее 20 люкс. Это касается внутренней территории предприятия. Причем нормы по процентному соотношению наиболее освещенной и наименее освещенной точки не оговариваются. Считается, что ярко освещенная точка дает достаточно рассеянного света для цилиндрической освещенности территории.
Нормы освещенности
Освещение парков
Освещение придомовой территории частного дома
Содержание:
- Виды наружного освещения
- Способы управления светильниками
- Лампы для освещения придомовой территории
- Технические требования
У каждого владельца частного дома рано или поздно появляется желание организовать освещение двора, придомовой территории таким образом, чтобы это было не только удобно и практично, но и привлекательно. В то же время никто не хочет за красоту платить большие деньги, а электроэнергия сейчас стоит недешево. В связи с этим задача по организации освещения на участке сложная, но вполне реальная. Для создания качественной системы освещения нужно иметь элементарные электротехнические навыки, благодаря чему все можно сделать самостоятельно. Однако воплотить задумку в жизнь можно учитывая нюансы, а также правильно выбирая светильники. Как облагородить приусадебный участок с помощью освещения? Узнайте об этом вместе с нами.
Виды наружного освещения
Уличное освещение включает в себя ряд элементов, работа от которых не зависит друг от друга. Для грамотной разработки схемы наружного освещения нужно придумать место, где будут располагаться светильники, рассчитать их количество и выбрать тип прибора. В то же время важно продумать способ питания светильника, метод управления освещения.
Обычно светильники используют в следующих местах:
- Входная калитка или ворота. Для освещения входной зоны участка используют несколько парных фонарей, светящихся на протяжении всей ночи. Выключатели лучше сделать проходными, расположив их по обе стороны от калитки.
- Освещение подъездной аллеи. Участок от ворот до въезда в гараж также нужно осветить, установив вдоль аллеи несколько фонарей. Конечно же, зачастую света фар вполне достаточно, но обезопасить движения и исключить возможность повреждения кузова автомобиля способны светильники, установленные на ножках, длина которых не менее метра. Расстояние между фонарями зависит от радиуса их освещения и мощности лампы. В оптимальном случае источники света должны располагаться таким образом, чтобы их потоки пересекались на 20-30%.
- Освещение лестницы и садовых дорожек – ключевая задача, позволяющая безопасно передвигаться жильцам частного дома по участку в темное время суток. Для этого используют невысокие грунтовые светильники, расстояние между которыми зависит от яркости свечения лампы.
- Охранное освещение. Как можно догадаться, ключевая задача таких источников света – освещать наиболее важные участки, например, гараж, беседку и подсобные помещения. Обычно такие светильники оснащают датчиками движения, устанавливая не красивые бра и торшеры, а мощные прожекторы с направленным светом.
- Декоративное освещение. Безопасность и комфорт — это хорошо, но хочется и освещения, создающего уютную атмосферу, привлекательный внешний вид участка и фасада частного дома. Для этого можно использовать декоративное освещение, подсвечивающее зоны отдыха, искусственные водоемы и деревья.
Способы управления светильниками
При разработке освещения придомовой территории своими руками важно продумать то, как светильники будут включаться и отключаться. Конечно же, классическим решением является ручное управление – это простой, удобный и надежный вариант, который не требует больших финансовых расходов. В принципе ручное управление идеально подходит для тех, кто выключает декоративное освещение перед сном или же использует частный дом как место временного проживания.
Однако для управления подсветкой вдоль садовых дорожек и охранным освещением это не практично. Если же дома никого нет, а с работы приходится возвращаться поздно, то подобное решение будет вызывать дискомфорт, ведь для включения света нужно проникнуть в дом, добравшись до него в полной темноте. Решить эту проблему можно автоматизацией процессов для которой нужны следующие элементы управления: светочувствительные датчики, реле времени и датчики движения. Все эти устройства подключают в цепь последовательно.
Где и какое устройство лучше использовать? Ответ на этот вопрос зависит от типа наружного освещения. К примеру, вдоль садовой дорожки или подъездной аллеи принято устанавливать датчики освещенности и движения. Для того чтобы освещение не отключалось моментально после проезда машины или движения домочадца нужно, чтобы датчик был с задержкой отключения. Однако в этом методе освещения есть и недостатки, ведь в пасмурную погоду датчики работают некорректно, реагируя не только на авто или человека, но и другие движущиеся объекты.
Лампы для освещения придомовой территории
Для уличного освещения участка можно использовать различные виды ламп, при этом идеального источника света не существует, а значит, приходится мириться с определенными недостатками приборов. Для того чтобы уличное освещение было удобным, практичным, привлекательным и экономичным нужно правильно выбрать лампы, ведь именно они влияют на объемы потребляемой электроэнергии.
Виды ламп, используемые для освещения придомовой территории:
- Лампа накаливания – классический вариант прошлого, который сейчас не используется. Ключевой недостаток такого источника света – низкая энергоэффективность и короткий срок службы.
- Люминесцентные лампы – потребляют меньше электроэнергии, но при низких температурах они могут не срабатывать.
- Газоразрядные лампы – потребляют мало электроэнергии, при этом имеют длительный срок службы и хорошее свечение. Для освещения внутри помещений их не используют, так как они моргают и шумят во время работы. Другие недостатки: для эксплуатации необходимо использовать закрытые плафоны с защитным стеклом, разгораются на полную мощность лишь спустя некоторое время, зависимы от напряжения в сети.
- Дуговые ртутные лампы – источники света, имеющие лишь один недостаток – наличие паров ртути. В то же время они потребляют мало электроэнергии, давая хорошее свечение. Выделяют три типа ламп: металлогалогеновые, высокого давления и натриевые газоразрядные.
- Светодиодное освещение. На данный момент это лучший вариант, сочетающий в себе все достоинства. Единственный недостаток светодиодов – то их стоимость.
Технические требования
Для обустройства освещения придомовой территории нужно не только обладать специальными техническими знаниями и навыками, но и знать технические требования. Сделать все правильно можно:
- Оборудовав для освещения отдельную линию электропитания, оснащенную защитным автоматом и УЗО.
- Прокладывать кабеля можно под землей или по воздуху. Кабель под землей – сложное и дорогое, но надежной решение, воздушная прокладка – простой, но не безопасный вариант, так как кабель не защищен от вандализма, льда и сильных порывов ветра.
- Для уличного освещения нужно использовать специальные кабели с двойной изоляцией из ПВХ или светостабилизированной резины.
- Важно тщательно изолировать места соединения проводов, используя термоусадные трубки и изоленту.
Нормы освещения многоквартирных домов, подъездов и придомовых территорий

Для освещения квартир, подъездов, подвалов и придомовых территорий существует ряд законных требований, которые имеют чёткие регламентированные параметры. Особенно, это касается наружного освещения, так как от него зависит и внешний вид двора, и криминогенная ситуация в нём, а также травматизм. Требования же к организации осветительных систем самих квартир большое основываются на пожарной безопасности и на правилах устройства электроустановок и учёта электроэнергии. Немаловажное значение в освещении общественных жилых многоквартирных домов выделяется для подъездов и лестничных клеток, так как их организация чаще всего возложена на организацию, обеспечивающую жилищно-коммунальные услуги.
Освещение в подъезде многоквартирного дома
Для любой организации домовладельца освещение в подъезде является очень существенной статьёй расходов. Существует ряд норм и правил которым оно должно соответствовать. Все они чётко описаны в ГОСТе и нормируются согласно ВСН 59–88 и это закон.
Вот основные их требования, которые требует закон:
- Во всех общественных помещениях и зданиях должна применяться система общего освещения;
- Любое жилое здание выше шести этажей, или же если в нём проживает 50 человек и более, должно иметь специальное эвакуационное освещение. Эти эвакуационные светильники должны быть установлены по линиям основных проходов и на площадках перед лифтами;
- Линии освещения в случае пожара следует подключать к сети эвакуационной осветительной системы, при этом интенсивность его должна соответствовать норме;
- В соответствии с таблицей, указанной в этом документе, всё освещение нормируется исходя из его классификации, то есть люминесцентное (дневного света) или с помощью, уже немного устаревших, ламп накаливания. Наименьшая освещённость на лестничных клетках в подъездах и поэтажных коридорах должна быть не ниже 10 Лк при освещении люминесцентными источниками света, и не меньше 5 при освещении лампами накаливания. Данные системы освещения должны освещать площадки, ступеньки лестниц, пол коридоров. Если освещение лестничных клеток осуществляется в комплексе, то есть этими двумя типами светильников, то расчёт минимальной освещённости должен быть рассчитан по люминесцентному типу, а это значит не меньше 10 Лк.
Однако, последнее несколько лет технология производства светильников и систем освещения шагнула вперёд и с появлением светодиодных светильников, а также со снижением стоимости на эту продукцию открываются новые горизонты в освещении подъездов и лестничных клеток. Светодиодные источники света, применяемые для освещения, обладают рядом преимуществ не только по отношению к лампам накаливания, но и в сравнении с люминесцентными приборами, излучающими свет. Также они могут быть оснащены датчиками движения и освещённости, что позволяет ещё больше сэкономить затраты электроэнергии, а значит и средств, на освещение общественных многоквартирных зданий.
Любой светильник рекомендуется оборудовать антивандальной системой, то есть или крепким антиударным стеклом, или металлической решеткой защищающий плафон светильника.
Освещение подвала многоквартирного дома
При организации освещения подвалов многоквартирных домов и зданий, а также их так называемых цокольных этажей, предъявляются особые строгие требования по электробезопасности, а также в отношении пожарной безопасности. Питания для такого освещения должно быть снижено до как минимум 42 вольт, так как в подвалах много влаги, да ещё и пол выполнен из токопроводящего материала. Рекомендуется выполнять понижение питающего напряжения путем гальванической развязки, то есть применяя трансформатор. Первичная обмотка которого должна быть рассчитана на напряжение 220 вольт, а вторичная на 36-42 Вольта, при этом вторичная обмотка обязательно заземляется для того, чтобы при поломке этого понижающего устройства не произошло прямого пробоя и во вторичных цепях не появилось опасное для человека и его здоровья напряжение.
Ещё одним из требований, предъявляемых к подвальному освещению, является применение защитного заземления корпусов светильников. При прокладке и монтаже проводки стоит учесть одно железное правило, нельзя соединять медный и алюминиевый провод, особенно во влажных помещениях. Такой контакт не долговечен из-за химической реакции этих материалов.
Класс защиты светильников от попадания в них влаги и пыли должен быть не ниже чем IP 44. Это защитит не только сам светильник и лампу, но и обеспечит их надёжную, безаварийную и долговечную работу в течение всего срока службы. Вся проводка освещения чаще всего прокладывается открытым типом, или же в металлических трубах и гофрированных специальных трубках, называемых электриками рукавом. Это защитит проводку от механических повреждений. Метал рукав заземляется, опять же чтобы защитить человека от пробития фазы на корпус. Что же касается нормы освещённости, то она должна быть не меньше 10 Лк для ламп накаливания, другие источники не нормируются, но специалисты всё-таки рекомендует для этого типа освещения тоже применять экономичные светодиодные светильники с высокими показателями IP.
Освещение придомовой территории многоквартирного дома
Организация хорошего освещения придомовых территорий залог не только эстетического комфорта и удобства, но и безопасности, так как все воры и грабители предпочитают нападать в тёмное время суток на неосвещённых или плохо освещённых участках. Также качественное и правильное освещение двора нужно для безопасного передвижения и снижения травматизма при движении людей по тротуарам многоквартирных зданий.
Для освещения придомовой территорию любого многоквартирного здания или сооружения должны быть чётко выполнены требования, которые указаны в своде правил СП 52.13330.2011. Это документ является официальным изданием, в котором указано, что:
- На входе в любой многоквартирный подъезд должен быть установлен светильник, излучающий не менее 6 Лк освещённости.
- Дорожки и тротуары для передвижения пешеходов должны освещаться не менее 4 Лк, это же касается и автомобильного проезда прилегающих территорий.
- Территории, относящиеся к дополнительным (различные хоз. постройки), должны освещаться светильниками или прожекторами закрытого типа излучающими не менее 2 Лк светового потока.
- Дворовый светильник может быть выполнен на основе любой системы, с применений как ламп накаливания, так и светодиодных или энергосберегающих ламп.
В случае не поддержания данных требований проживающее в здании граждане имеют законное право писать жалобу в администрацию, занимающуюся муниципальным хозяйством или же в городское управление. Существуют множество горячих линий для обращения и к мэру города, и к отельным министерствам, или же прямо в суд. Если под жалобой подпишется весь подъезд или дом, то это только ускорит решение создавшейся проблемы.
Освещение придомовой территории
Освещение придомовой территории создает благоприятные условия для хорошей видимости и безопасного прохода жильцов, пешеходов и проезда автомобилей. Освещение придомовой территории устанавливается на опоры освещения и на фасад здания.
Чтобы определить норму освещенности освещения придомовой территории в каждом конкретном случае, в расчетах специалисты основываются на таких параметрах:
- условия СНиП,
- площадь двора,
- тип светильников и источников света (ламп) и их мощность.
При освещении придомовой территории используются:
Каждая подстветка имеет свои технические характеристики. Чтобы достичь максимального уровня освещенности, следует грамотно произвести расчеты. На счету у специалистов нашей компании – множество успешно реализованных проектов по созданию освещения придомовой территории отдельного многоэтажного дома или жилого комплекса.
Освещение придомовой территории мы проводим, учитывая прописанные в документах нормы. Звоните в нашу компанию НВЛ-Электро, чтобы договориться о выборе осветительных приборов и их монтаже.