освещение при помощи подвесного абажура, правила расположения и как выбрать
Каждая кухня уникальна и неповторима. Здесь не только готовят пищу и собираются всей семьей за обеденным столом. На кухне готовят уроки с детьми, играют с приятелями в настольные игры, уединяются с ноутбуком или книгой, чтобы иметь возможность поработать или отдохнуть, никому не мешая. Но понять, достаточно ли света дает люстра над столом в кухне для всех этих занятий может быть непросто. Познакомимся с правилами освещения обеденного стола подробнее.
Основные принципы при создании освещения обеденной зоны
Размещая светильники над кухонным столом, необходимо добиться решения нескольких задач:
- Создания достаточного уровня освещенности для приема пищи и иных дел, выполняемых за столом. Понятно, что если планируется делать за столом уроки или писать письма, свет должен быть более ярким, чем в случае, когда стол – это исключительно место приема пищи.
- Создание атмосферы уюта и комфорта. Свет должен быть мягким, расслабляющим. Не допускается агрессивного, бьющего в глаза освещения, вызывающего чувство беспокойства или утомления.
- Соблюдение общей эстетики помещения. Различные направления дизайна по-разному отвечают на вопрос, нужна ли люстра в интерьере помещения. Наилучший результат в большинстве случаев достигается при соблюдении единого стиля оформления.
Добиться решения этих задач можно несколькими способами. Некоторые из них предполагают отказ от люстры и использование точечной подсветки. Но наиболее традиционным решением, прошедшим проверку временем, все же является использование над кухонным столом одной или нескольких люстр.
Правила расположения светильников над столом
Чтобы оптимально решить задачу освещения обеденного пространства, важно правильно расположить подвесные люстры над столом на кухне. Сделать это можно, если четко представлять себе гигиенические требования к качеству освещения и знать правила адаптации этих требований к особенностям помещения.
В первую очередь, важно правильно подобрать высоту для размещения люстры. Если источник света расположен слишком высоко, свет будет рассеиваться слишком большим пятном, и освещение может оказаться недостаточно эффективным. А если расположить люстру слишком низко, свет будет слепить глаза сидящим за столом и мешать обедать.
Осложняется вопрос подбора оптимальной высоты тем, что потолки в квартирах находятся на разном уровне. Обычно дизайнеры рекомендуют соблюдать определенное расстояние от поверхности стола и от пола. Вот стандартные размеры:
- для стандартной высоты потолков: 75 см от крышки стола или 150 см от пола;
- для кухонных помещений с низкими потолками расстояние берется таким же либо увеличивается на 5-10 см;
- для зданий с высокими потолками светильник над столом в кухне вешается на расстоянии 80 см от верхней плоскости столешницы. От пола в 160 см.
Совет! При выборе светильника обратите внимание на его конструктивные особенности. Люстры, подвешиваемые на шнуре или цепи, обычно допускают регулировку по высоте. А вот светильники со штоковым креплением позволяют отрегулировать высоту далеко не всегда.
Типичная ошибка в организации кухонного интерьера – размещение стола в стороне от люстры. Это может быть следствием ошибки при составлении проекта, результатом небрежной установки электроприборов строителями либо поздних изменений в дизайне помещения (например, замены части мебели). Как правило, такие интерьеры оставляют неприятное впечатление. Да и пользоваться столом в этом случае зачастую неудобно.
Проще не допускать возникновения этой проблемы, внимательно относясь к составлению проекта и подбору мебели, чем пытаться исправить дело впоследствии. Однако иногда у стола просто нет определенного места, где будет находиться центр. Так бывает при использовании раздвижного стола, когда при раскладывании столешницы центр смещается от точки, в которой он находится при сложенном состоянии.
Для решения проблемы оптимально подойдут осветительные приборы, установленные подвижно (на треке). Поставив стол под треком, при необходимости можно скорректировать положение люстры. Другое решение – рассчитать положение стола и люстры так, чтобы она находилась над центральной точкой столешницы, как в сложенном, так и в развернутом положении. Для кухонь с маленькой площадью это чаще всего единственный вариант.
Читайте также:
Как определиться с выбором бра для кухни.
Устанавливаем светодиодную ленту на кухне своими руками: советы и инструкция.
Особенности люстр
Кроме правильного размещения осветительных приборов, важно внимательно отнестись к выбору светильников для организации освещения над кухонным столом. Важны такие параметры, как форма и геометрические размеры светильника, материалы, использованные для его изготовления, тип и прозрачность абажура.
Размеры люстры задаются двумя параметрами: общий размер кухни и величина столешницы. Абажур не должен выдаваться за пределы стола ни по длине, ни по ширине. Относительно общей площади помещений действует правило: чем меньше площадь кухни, тем компактнее должна быть люстра.
Выбор материалов стоит делать, исходя из особенностей кухонного помещения. Здесь часто бывает влажно, происходят ощутимые перемены температуры, в воздух могут попадать капли масла и другие загрязнители. Лучше всего себя в таких условиях чувствуют инертные материалы: стекло, пластмассы. С натуральными материалами несколько хуже: дерево от высокой влажности может покоробиться, металл – начать ржаветь и окисляться.
Важно! Значение часто имеет не выбор материала, а качество изготовления. К примеру, если дерево было хорошо просушено и обработано противогрибковыми составами, то люстра будет служить не меньше, чем пластиковая. А вот некачественная продукция, не прошедшая полноценной обработки, может разочаровать.
Абажур люстры на кухне также должен соответствовать требованиям гигиеничности. К примеру, тканевые абажуры выглядят красиво, но в большинстве случаев выбирать их для такого помещения неразумно. Ткань быстро потеряет вид из-за пыли и жировых загрязнений, а чистить ее гораздо сложнее, чем стекло или пластик.
Как выбрать освещение?
Проект освещения обеденной зоны можно построить на использовании только одного центрального элемента – люстры или каскада из нескольких светильников. Но можно также дополнить его коробом из ГКЛ с подсветкой вдоль стен или размещением нескольких точечных источников.
Современные тенденции часто рекомендуют заменить массивную люстру на несколько небольших абажуров (круглой, цилиндрической, квадратной или колокольчатой формы) на длинных подвесах. Такое решение смотрится свежо и оригинально. Однако для кухни в классическом стиле лучше все же взять одну люстру.
При размещении точечной подсветки важно избежать появления нежелательных теней. К примеру, не стоит направлять свет на стулья. Лучше, если поток лучей от точечных светильников идет между сидящими людьми и подсвечивает центр стола.
Заключение
Продуманная подсветка обеденной зоны позволяет сделать кухню по-настоящему уютной. И тогда мягкий свет люстры может долгие годы согревать сердца всех, кто собирается за обеденным столом. Чтобы добиться этого эффекта, стоит потратить время на составление проекта и тщательное воплощение его в жизнь.
Как сделать верхнее и рабочее освещение на кухне
В самом начале разговора об освещении кухни следует заявить категоричное «НЕТ» расположению первого попавшегося светильника в геометрическом центре потолка. Независимо от планировочной концепции кухни в общей структуре квартиры, следует очень тщательно продумывать количество и облик осветительных приборов, а также единственно верное место для каждого из них.
Если кухня маленькая, общий свет может непосредственно формироваться источниками, предназначенными для различных функциональных зон, — об этом речь пойдет дальше. А вот помещение достаточно просторной кухни должно быть оснащено специальными светильниками общего назначения.
Для общего освещения оптимален верхний, равномерно распределенный свет, обильно и мягко льющийся с потолка. Для создания такого света используют несколько категорий светильников. Прежде всего, это всевозможные точечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся в нескольких направлениях.
Верхнее освещение
Из сложной ситуации можно выйти разными способами, создав, к примеру, иллюзию прорезанного в потолке окна. Для этого используют подвесные конструкции, смоделированные из полупрозрачных, пропускающих свет материалов. При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощные равномерно распределенные светильники. Лучше всего в такой ситуации применять удлиненные линейные источники искусственного света.
Если кухня расположена непосредственно под крышей здания, лучшим решением является использование естественного света, нисходящего с потолка. В этом случае устраивают «фонари» различной конфигурации с применением специальных кровельных окон.
Общее освещение можно создать при помощи нескольких потолочных светильников, обеспечивающих равномерно распределенный в пространстве кухни свет. Однако зачастую для этого требуется слишком большое количество источников. Поэтому иногда лучше не равномерно заливать кухню общим светом, а сосредоточивать потолочные источники над ее основными функциональными зонами: рабочим фронтом, обеденным столом и барной стойкой, если таковая имеется в наличии.
Для освещения рабочего фронта эффективны два варианта светильников: ряд одиночных, закрепленных на потолке, и точечные, встроенные в карниз над верхним краем навесных шкафов.
Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников. Но не следует располагать их ниже верхнего края кухонных полок, иначе светильники будут мешать открыванию дверец.
Невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами. Аккуратный карниз, представляющий собой часть кухонной мебели, — отличное место для монтажа миниатюрных источников ориентирующего света.
Кстати, наименьшие размеры на сегодняшний день имеют точечные светильники с галогеновыми лампами. Однако такой вариант освещения слишком широко распространился и уже утратил оригинальность. В последнее время точечный свет с успехом заменяют светильники вытянутой формы, также встроенные в выступающую часть подвесных шкафчиков.
Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких или подвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направление светового потока. Это всегда удобно, поскольку создает условия для индивидуальной «постановки» света.
Зачастую обозначенные виды общего освещения небрежно именуют «подсветкой» и считают декоративным излишеством. В действительности же грамотно установленный вдоль верхнего карниза кухонной мебели свет выполняет лидирующую роль в световом зонировании рабочего фронта.
Рабочий свет
Одного верхнего освещения не всегда достаточно для комфортного приготовления еды и приятных обедов за заботливо накрытым столом. Поскольку кухня прежде всего функциональное помещение, одна из ведущих ролей отдается в ней рабочему освещению. Верхний свет иногда даже не является обязательным, он всего лишь дополняет различные виды функционального.
Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этом светильник будет помогать делу только в том случае, если он располагается в строго определенном месте, на необходимом уровне, потому что столешница должна быть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимально охватывать область рабочего стола, мойки и плиты.
Иногда бывает достаточно освещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразные лампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежание цвето-светового разнобоя, весьма неприятного для глаз, лучше выбирать спектрально близкие источники.
Чаще всего освещение рабочей зоны создается при помощи светильников, встроенных под полками. Оптимальный вариант — удлиненные лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня обладает протяженным фронтом. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения.
Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бывает достаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесных шкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуются отдельные розетки. В случае, когда автономные светильники оборудованы отдельным выключателем, достаточно подвести провод вышеописанным способом.
Пространство над столешницей чаще всего бывает насыщено всевозможными хозяйственными мелочами и кухонной утварью. В этом случае скрытые источники света не создадут и не усилят впечатления хаоса. Но, допустим, оформление кухни задумано нарочито лаконичным. Тогда пустынный, почти бесцветный фронт эффектно подчеркнут несколько дизайнерских светильников, обладающих характерными формами.
Автономные светильники — отличное решение для кухни без навесных шкафов. (Ну, если не по всему фронту, то к примеру, вдоль оконной стены.) Для этого годятся практически все модели настенных светильников, главное, чтобы они вписывались в стилистику кухни.
Кстати, здесь также можно использовать настольные лампы, почему бы нет? Ну и конечно же, всевозможные светильники на гибких кронштейнах и рычагах-пантографах, благодаря которым форму и место светового пятна можно легко корректировать.
Однако наиболее мобильный вариант для рабочего света в кухне представляют собой лампы на «прищепках». Никакой ответственности: подвесил — не подошло — снял. Гениально!
Светлые дополнения
Необычным дополнением к основному освещению кухни является свет внутри шкафов с полупрозрачными дверцами. С одной стороны, такое освещение имеет чисто функциональное назначение — высвечивать внутреннее пространство и содержимое вместительных полок.
Конечно, можно обойтись и без лампочки в полке, но стоит лишь единожды попробовать, и уже невозможно представить себе шкаф темным и неуютным. Это так же, как с холодильником, который становится совсем непривлекательным, когда в нем перегорает лампочка. Помимо этого, свет, льющийся сквозь легкие дверцы, создает в кухне мягкий ореол неповторимого уюта.
Вдали от стен
Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке. Рабочий фронт необязательно должен быть вытянут вдоль стен, он может располагаться, к примеру, посередине помещения. Таким способом может быть создано достаточно много вариантов компоновки — от узкой высокой столешницы для еды «на ходу» до вынесения в центр кухни всего оборудования. Подобная планировка требует определенного подхода к освещению, поскольку иного места для размещения светильников, кроме потолка, просто не остается.
Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочую зону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе с верхним общим освещением их будет вполне достаточно для всех кухонных дел.
Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение может быть создано при помощи разнообразных светильников на удлиненных шнурах. Оси светильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего, если они пересекаются с осью столешницы. Свет от висящих ламп не должен бить в глаза, поэтому рассеивающие «молочные» абажуры в данном случае являются лучшим решением. Количество и мощность источников специально подбираются в каждом отдельном случае.
Распространенным вариантом освещения для свободно расположенного фронта является специальная конструкция с точечными светильниками. К сожалению, в большинстве случаев такое сооружение выглядит чересчур жестко и тривиально, хотя стоимость его сопоставима со стоимостью нескольких потолочных светильников.
Над обеденным столом
Свету в обеденной зоне надо уделять особое внимание. Создавая настроение для трапезы, невозможно обойтись исключительно общим освещением.
Размещение светильника в обеденной зоне непосредственно зависит от местонахождения стола. Возможны два основных варианта:
- свободное расположение стола в помещении,
- стол примыкает к стене.
В первом случае чаще всего к потолку над столом подвешивают одиночный светильник. Его высота выбирается произвольно, в зависимости от конкретных требований. Всегда удобно, если она регулируется:
высоко расположенный светильник делает стол более торжественным, низкий — «тесным» и уютным.
Облик светильника над столом может быть сложным и весьма претенциозным. Главное, чтобы поверхность стола была охвачена пятном света. Так что основное требование к абажуру над столом, чтобы он обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице свет. Остальное помещение может оставаться в зависимости от оформления верхней части абажура погруженным во мрак, в полутень или пестреть контрастными рисунками света, бьющего сквозь прорези плотного колпака.
Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелких светильников на длинных основаниях. Их можно располагать в геометрическом порядке и произвольно, варьировать длину штанги и создавать тем самым весьма оригинальные композиции.
Нередко в процессе эксплуатации положение обеденного стола слегка корректируется, а светильник при этом остается на прежнем месте. Если для вас такие перестановки являются нормой, то лучше изначально не делать отверстия в потолке, а расположить возле стола торшер с высокой дугообразной «ногой», свет от которого будет направлен непосредственно к столешнице.
Стол, стоящий у стены, можно осветить с помощью одного-двух бра, закрепленных на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего, если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз.
Кстати, место на стене с успехом занимают лампы с пантографом. А еще на обеденном столе отлично себя чувствует высокая настольная лампа с плотным абажуром. Она и стол украшает, и является функциональным дополнением к полуночным посиделкам.
Обеденная зона, как правило, имеет почти во всех домах немудреный, весьма стандартный облик: стол да стулья, ну, иногда еще ваза с фруктами или цветами. Именно в такой ситуации
акцент можно сделать на остроумной форме дизайнерского светильника, который сразу же займет лидирующее место не только в вечернем, но и в дневном интерьере.
Заключение
В заключение необходимо сказать об основных технических показателях источников света в кухне.
1. В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи.
2. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.
Ольга Прудникова
Компания «Battery Team»
60+ кухонь с люстрой над обеденным столом
Дизайнерский осветительный прибор для обеденной зоны
Освещение на кухне – актуальный вопрос для хозяев квартир и домов. Ведь естественного света порой бывает недостаточно даже в дневное время, не говоря уже о том, когда на улице темно.
Содержание:
Подвесной аксессуар, который можно отрегулировать по высоте
Вот список территорий и точек, которые должны подлежать хотя бы минимальному освещению:
- общее оформление;
- свет над рабочей зоной в области столешницы;
- лампы над приборами для готовки, т. е. над газовой плитой;
- освещение в области раковины;
- над столом, за которым собирается вся семья;
- архитектурные и дизайнерские решения как вспомогательные элементы.
Это лишь необходимый минимум вашего кухонного помещения. А дальше – как душа пожелает. Может быть, вы нуждаетесь в иллюминации или в изделиях заводского производства. В любом случае вы сможете воплотить в реальность разные идеи и чувствовать себя уверенно.
Стильная композиция в современном интерьере
Особенности освещения на кухне
Под общим светом в кухонном пространстве чаще всего понимается классического потолочное освещение. Порой оно может совпадать с освещением для обеденного стола, а иногда может быть отдельной экспозицией. Организовать этот вариант можно посредством использования нескольких способов:
- встроенный светильник;
- накладные приборы;
- подвесные люстры.
Важно! Главное правило – равномерное распределение лучей искусственного света по всему помещению. Наиболее распространен вариант, в котором подразумевается дорожка вдоль кухонной линии.
Многие хозяйки любят выстраивать свет оригинальным образом для качественного освещения рабочей области. Нередко световые источники располагаются вдоль мебельных конструкций, позволяя равномерно распределять светильники.
Подвесной светильник, который органично смотрится в помещениях с различной функциональной нагрузкой, в том числе и в кухонном пространстве
Небольшой люстре поможет дополнительное точечное освещение
Освещение обеденной зоны
Посредством гармоничного освещения обеденной зоны можно запросто обустроить комфортную атмосферу и задавать для трапезы особый настрой. Выбор того или иного осветительного прибора зависит от того, каким образом размещен ваш стол.
- Если стол стоит у стены, его можно освещать с помощью настенных бра, расположенных на расстоянии 1 м и более от уровня столешницы. Оптимально, если изделия оснащены специальным складным кронштейном большой длины: такой подход способствует точной координации направленности светового потока.
Оригинальная идея светильника с поворотным механизмом
- Если обеденный стол располагается как обособленный автономный объект, необходимо учесть несколько вариантов оформления его освещения. Также есть несколько базовых правил, которые стоит принимать во внимание при установке данного прибора.
- Самый простой способ добиться желаемого результата – расположить светильник подвесного типа прямо по центральной части столешницы. Важно сделать это на комфортной высоте, чтобы образовавшееся световое пятно обеспечило полноценное покрытие площади столешницы;
- Оптимально, когда светильник, который вы расположите над столом, будет иметь возможность регулирования по высоте. Это позволит придать трапезе больше интимности и сплоченности или, наоборот, скрасить вечер, если к вам пришли гости на званый ужин;
- Средняя высота для размещения прибора – 1,5 метра. Если светильник расположен в обеденной зоне, стоит понимать, что он выполняет не только функциональную роль, а и выступает в качестве дизайнерского объекта;
Совет! Учтите и тот факт, что определенный набор требований предъявляется к абажуру, который должен обеспечить интенсивный световой поток, и от того, качественно ли оформлена его верхняя часть, зависит общая аура помещения.
Если вам необходим большой светильник в силу площади кухни и, как следствие, стола, но вы не любите большие объекты, он может быть заменен несколькими подвесами, имеющими изящные формы и небольшие плафоны. Если обеденный стол имеет классические размеры, то достаточно пары-тройки таких приборов. Если стол большой, можно использовать несколько мелких светильников с особо длинными основаниями. Они могут быть симметричными или иметь произвольное расположение. А если ваша цель – создание оригинальных световых сочетаний, стоит варьировать длину штанги и добиваться желаемого результата.
Стильная огромная люстра по центру стола
Если вы желаете применить какие-то оригинальные решения, стоит принять во внимание подвесные конструкции, которые выполнены из особо прочных материалов и оснащены точечными светящимися элементами. Данное решение способствует дополнительному зонированию окружающего пространства и позволит получить оригинальный и неповторимый интерьер.
Если вы предполагаете тот факт, что ваш стол будет трансформироваться, то есть передвигаться с одного места на другое, можно обеспечить группирование светильников во всей этой системе. Более того, они оснащены особыми поворотными механизмами, так что вам не составит труда скорректировать направленность, в которой движется световой поток, а также получить оригинальный дизайн.
Важно знать! Чтобы световой поток не ослеплял людей, которые сидят за столом, следует выбрать полупрозрачные плафоны из матового стекла, способствующие мягкому рассеиванию света.
Эксклюзивный декор, созданный своими руками
Интересные варианты крупномасштабных осветительных приборов
Несколько рекомендаций по установке светильников
Вот несколько правил, которые являются обязательными к соблюдению в процессе монтажа элементов.
- Подбирайте фурнитуру и основные элементы так, чтобы был поддержан общий стилистический ансамбль кухни.
- Особое внимание стоит уделить материалу изготовлению корпуса светильников, который определяет показатель их надежности, практичности и долговечности.
- Учтите, что разные цвета по-разному оказывают влияние на состояние человеческой психики. Если семья большая и вы хотите угодить каждому, стоит выбирать нейтральные, а не броские оттенки светильников.
Следуя перечисленным рекомендациям, вы получите оригинальный интерьер и функциональные лампы на длительное время.
Освещение на кухне
Свет часто называют самым главным элементом интерьера, поэтому мода на него затрагивает все, без исключения, сферы дизайна. Как часто, согласитесь, сами того не понимая, мы попадаем под его влияние! При этом интуитивно понимаем, что свет надо использовать с умом: его не должно быть слишком много, но и не слишком мало.
Если хорошенько продумать световое решение, то любой интерьер, в том числе и кухонный, может предстать, как говорится, в новом свете. Давайте вместе прольем свет на самое любимое помещение в квартире или доме и сделаем его будущее светлым. На кухне правильное освещение поможет создать неповторимую атмосферу тепла и уюта. Главная задача светодизайнера (эта профессия сегодня востребована как никогда) – создать органичную среду, чтобы люди чувствовали себя в ней максимально уютно и комфортно. Все, что требуется от вас и специалиста, — это немного воображения и умение подобрать эргономичные светильники. Не возникает сомнения, что главным мебельным элементом кухни является обеденный стол. Именно он должен быть освещен ярче других предметов обстановки.
Традиционный вариант, который широко использовался в советские годы, — люстра. Особых претензий к ней у специалистов нет. Однако люстра не всегда гармонично вписывается в современный интерьер. Наиболее приемлемая альтернатива – подвесная лампа. Выбор подобных приборов сегодня велик: торговая сеть предлагает массу изделий, выполненных в различных формах и стилях. Пожалуй, лучшим вариантом здесь будет такая модель подвесной лампы, которую можно поднимать и опускать. Благодаря своему положению лампа над обеденным столом всегда находится в центре внимания. Именно поэтому специалисты рекомендуют избегать вычурных, броских моделей.
В современном интерьере выигрышнее будет выглядеть простой светильник. Для элегантной, классической обстановки подойдет лампа с традиционным темным абажуром — она будет освещать только поверхность стола.
Единственное требование к светильнику над обеденным столом: он не должен давать яркий свет. Что касается оптимального расстояния от поверхности стола до лампы, то оно должно составлять не менее 50 см. При этом источник света обязан находиться на уровне глаз сидящих за столом людей. С помощью светильника, дающего узкий направленный свет, можно добиться того же эффекта, что дает лампа с абажуром. Если дополнить такой светильник комбинацией из нескольких ламп, торшера, бра, то любимая кухня будет освещена не только красиво, но и правильно. Только не переусердствуйте — торшер и подвесные лампы должны быть одного и того же дизайна. Неплохо, если выбранная лампа снабжена регулятором яркости. Он экономит электричество, продлевает срок работы лампочки, а главное, позволяет варьировать яркость освещения. При этом, приступая к организации светового пространства на кухне, необходимо учитывать, как располагаются окна: желательно максимально полно использовать естественное освещение.
Современные светильники излучают неодинаковый свет. Так, привычная лампочка накаливания дает световой поток теплого желтого цвета, который навевает мысли об уюте и подчеркивает фактуру деревянной мебели. Галогенный свет-яркий, хорошей цветности. Его источник рекомендуется устанавливать так, чтобы свет отражался от стен или потолка. Долго находиться под галогенной лампой не рекомендуется — извините, может запросто хватить тепловой удар. Люминесцентные светильники излучают холодноватый свет, голубоватого оттенка. Чаще они используются при оформлении столовых комнат в современном стиле. Все востребованнее сегодня светодиодное оборудование. Как утверждают специалисты, именно за ним — будущее. Мощность светодиодного светильника в 4 раза ниже, чем галогенного, следовательно, и энергопотребление во столько же раз меньше. При этом срок службы светодиодной лампы в 10 раз больше. Светодиодная технология дороже с точки зрения первоначальных затрат, а вот ее эксплуатационные расходы ничтожны. По своей яркости светодиодные лампы сравнимы с галогенными. Это значит, что они обладают возможностью положить пучок света на ту поверхность, которая требуется, ведь далеко не всегда нужна заливка светом всего пространства. А зачастую нет необходимости ярко освещать всю кухню. Свет не должен влиять на восприятие тех или иных вещей, предметов и т, п. При этом часто бывает так, что при открытии, скажем, дверцы кухонного стола его внутреннее пространство оказывается «неуловимым» для человеческого глаза. В таких ситуациях на выручку придут световые лампочки, смонтированные непосредственно в шкафчике. При открывании дверцы свет в нем загорается автоматически, Практически на всех наших кухнях сегодня красуется телевизор. Он уже давно стал элементом столового интерьера. Будем откровенны: устанавливаем мы его спонтанно – то есть туда, где есть подходящее место. Однако такой подход не совсем правилен. Как отмечают светодизайнеры, ТЕЛЕВИЗОР не должен стоять на темной стороне помещения: это очень вредно для глаз. Светильники, в свою очередь, необходимо размещать так, чтобы до них легко могла дотянуться хранительница домашнего очага, Дело в том, что лампочки рано или поздно перегорают, а корпуса световых приборов покрываются пылью и кухонным жиром. Заниматься же их чисткой никто, кроме хозяйки, скорее всего, не станет.
Советы по организации освещения на кухне
В самом начале разговора об освещении кухни следует заявить категоричное «нет!» расположению первого попавшегося светильника в геометрическом центре потолка. Независимо от планировочной концепции кухни в общей структуре квартиры, следует очень тщательно продумывать количество и облик осветительных приборов, а также единственно верное место для каждого из них.
В настоящее время среди массовых светильников достаточно трудно отыскать золотую середину: либо они чересчур декоративны, либо чисто функциональны. Все уже устали от светильников, дающих грубый, направленный пучок света. Просто осветительная арматура — это скучно, светильник должен быть объектом самодостаточным. Пора делать приятные стильные вещи, но при этом они не должны выходить из контекста интерьера.
Что касается непосредственно света у обеденного стола, то трапеза — действо довольно интимное. Здесь должен быть либо очень хороший свет, выделяющий фактуру стола и блюда на нём, но ни в коем случае не мешающий общению, либо очень лёгкий декоративный светильник, который не даёт почти никакого света, но зато является своеобразным украшением.
Если кухня маленькая, общий свет может непосредственно формироваться источниками, предназначенными для различных функциональных зон, — об этом речь пойдёт дальше. А вот помещение достаточно просторной кухни должно быть оснащено специальными светильниками общего назначения. Для общего освещения оптимален верхний, равномерно распределённый свет, обильно и мягко льющийся с потолка. Для создания такого света используют несколько категорий светильников. Прежде всего, это всевозможные точечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся в нескольких направлениях.
Главная задача верхнего освещения — поддерживать светлую атмосферу кухни в вечернее время. Помимо этого, если кухонная зона в квартире с открытой планировкой не имеет окна, верхний свет служит полной заменой дневного ориентирующего освещения. В таких кухнях с постоянно включёнными лампами сложно предугадать требуемое количество света. Как правило, точечных светильников либо недостаточно, либо их свет чересчур назойлив. Из сложной ситуации можно выйти разными способами, создав, к примеру, иллюзию прорезанного в потолке окна. Для этого используют подвесные конструкции, смоделированные из полупрозрачных, пропускающих свет материалов. При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощные равномерно распределённые светильники. Лучше всего в такой ситуации применять удлинённые линейные источники искусственного света. Если кухня расположена непосредственно под крышей здания, лучшим решением является использование естественного света, нисходящего с потолка. В этом случае устраивают «фонари» различной конфигурации с применением специальных кровельных окон.
Общее освещение можно создать при помощи нескольких потолочных светильников, обеспечивающих равномерно распределённый в пространстве кухни свет. Однако зачастую для этого требуется слишком большое количество источников. Поэтому иногда лучше не равномерно заливать кухню общим светом, а сосредоточивать потолочные источники над её основными функциональными зонами: рабочим фронтом, обеденным столом и барной стойкой, если таковая имеется в наличии.
Для освещения рабочего фронта эффективны два варианта светильников: ряд одиночных, закреплённых на потолке, и точечные, встроенные в карниз над верхним краем навесных шкафов. Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников. Но не следует располагать их ниже верхнего края кухонных полок, иначе светильники будут мешать открыванию дверец.
Невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами. Аккуратный карниз, представляющий собой часть кухонной мебели, — отличное место для монтажа миниатюрных источников ориентирующего света. Кстати, наименьшие размеры на сегодняшний день имеют точечные светильники с галогеновыми лампами. Однако такой вариант освещения слишком широко распространился и уже утратил оригинальность. В последнее время точечный свет с успехом заменяют светильники вытянутой формы, также встроенные в выступающую часть подвесных шкафчиков.
Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких или подвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направление светового потока. Это всегда удобно, поскольку создаёт условия для индивидуальной «постановки» света.
Зачастую обозначенные виды общего освещения небрежно именуют «подсветкой» и считают декоративным излишеством. В действительности же грамотно установленный вдоль верхнего карниза кухонной мебели свет выполняет лидирующую роль в световом зонировании рабочего фронта.
Рабочий свет
Одного верхнего освещения не всегда достаточно для комфортного приготовления еды и приятных обедов за заботливо накрытым столом. Поскольку кухня прежде всего функциональное помещение, одна из ведущих ролей отдаётся в ней рабочему освещению. Верхний свет иногда даже не является обязательным, он всего лишь дополняет различные виды функционального.
Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этом светильник будет помогать делу только в том случае, если он располагается в строго определённом месте, на необходимом уровне, потому что столешница должна быть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимально охватывать область рабочего стола, мойки и плиты. Иногда бывает достаточно освещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразные лампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежание цвето-светового разнобоя, весьма неприятного для глаз, лучше выбирать спектрально близкие источники.
Однако наиболее мобильный вариант для рабочего света в кухне представляют собой лампы на «прищепках». Никакой ответственности: подвесил — не подошло — снял. Гениально!
Чаще всего освещение рабочей зоны создаётся при помощи светильников, встроенных под полками. Оптимальный вариант — удлинённые лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня обладает протяжённым фронтом. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения.
Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бывает достаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесных шкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуются отдельные розетки. В случае, когда автономные светильники оборудованы о тдельным выключателем, достаточно подвести провод вышеописанным способом.
Пространство над столешницей чаще всего бывает насыщено всевозможными хозяйственными мелочами и кухонной утварью. В этом случае скрытые источники света не создадут и не усилят впечатления хаоса. Но, допустим, оформление кухни задумано нарочито лаконичным. Тогда пустынный, почти бесцветный фронт эффектно подчёркнут несколько дизайнерских светильников, обладающих характерными формами.
Автономные светильники — отличное решение для кухни без навесных шкафов. (Ну, если не по всему фронту, то к примеру, вдоль оконной стены.) Для этого годятся практически все модели настенных светильников, главное, чтобы они вписывались в стилистику кухни. Кстати, здесь также можно использовать настольные лампы, почему бы нет? Ну и конечно же, всевозможные светильники на гибких кронштейнах и рычагах-пантографах, благодаря которым форму и место светового пятна можно легко корректировать.
Светлые дополнения
Необычным дополнением к основному освещению кухни является свет внутри шкафов с полупрозрачными дверцами. С одной стороны, такое освещение имеет чисто функциональное назначение — высвечивать внутреннее пространство и содержимое вместительных полок. Конечно, можно обойтись и без лампочки в полке, но стоит лишь единожды попробовать, и уже невозможно представить себе шкаф тёмным и неуютным. Это так же, как с холодильником, который становится совсем непривлекательным, когда в нём перегорает лампочка. Помимо этого, свет, льющийся сквозь лёгкие дверцы, создаёт в кухне мягкий ореол неповторимого уюта.
Вдали от стен
Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке. Рабочий фронт необязательно должен быть вытянут вдоль стен, он может располагаться, к примеру, посередине помещения. Таким способом может быть создано достаточно много вариантов компоновки — от узкой высокой столешницы для еды «на ходу» до вынесения в центр кухни всего оборудования. Подобная планировка требует определённого подхода к освещению, поскольку иного места для размещения светильников, кроме потолка, просто не остаётся.
Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочую зону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе с верхним общим освещением их будет вполне достаточно для всех кухонных дел.
Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение может быть создано при помощи разнообразных светильников на удлинённых шнурах. Оси светильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего, если они пересекаются с осью столешницы. Свет от висящих ламп не должен бить в глаза, поэтому рассеивающие «молочные» абажуры в данном случае являются лучшим решением. Количество и мощность источников специально подбираются в каждом отдельном случае.
Распространённым вариантом освещения для свободно расположенного фронта является специальная конструкция с точечными светильниками. К сожалению, в большинстве случаев такое сооружение выглядит чересчур жёстко и тривиально, хотя стоимость его сопоставима со стоимостью нескольких потолочных светильников.
Над обеденным столом
Свету в обеденной зоне надо уделять особое внимание. Создавая настроение для трапезы, невозможно обойтись исключительно общим освещением.
Размещение светильника в обеденной зоне непосредственно зависит от местонахождения стола. Возможны два основных варианта: стол расположен в помещении свободно или примыкает к стене. В первом случае чаще всего к потолку над столом подвешивают одиночный светильник. Его высота выбирается произвольно, в зависимости от конкретных требований. Всегда удобно, если она регулируется: высоко расположенный светильник делает стол более торжественным, низкий — «тесным» и уютным. Облик светильника над столом может быть сложным и весьма претенциозным. Главное, чтобы поверхность стола была охвачена пятном света. Так что основное требование к абажуру над столом, чтобы он обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице свет. Остальное помещение может оставаться в зависимости от оформления верхней части абажура погружённым во мрак, в полутень или пестреть контрастными рисунками света, бьющего сквозь прорези плотного колпака.
Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелких светильников на длинных основаниях. Их можно располагать в геометрическом порядке и произвольно, варьировать длину штанги и создавать тем самым весьма оригинальные композиции.
Нередко в процессе эксплуатации положение обеденного стола слегка корректируется, а светильник при этом остаётся на прежнем месте. Если для вас такие перестановки являются нормой, то лучше изначально не делать отверстия в потолке, а расположить возле стола торшер с высокой дугообразной «ногой», свет от которого будет направлен непосредственно к столешнице.
Стол, стоящий у стены, можно осветить с помощью одного-двух бра, закреплённых на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего, если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз. Кстати, место на стене с успехом занимают лампы с пантографом. А ещё на обеденном столе отлично себя чувствует высокая настольная лампа с плотным абажуром. Она и стол украшает, и является функциональным дополнением к полуночным посиделкам.
Обеденная зона, как правило, имеет почти во всех домах немудрёный, весьма стандартный облик: стол да стулья, ну, иногда ещё ваза с фруктами или цветами. Именно в такой ситуации акцент можно сделать на остроумной форме дизайнерского светильника, который сразу же займёт лидирующее место не только в вечернем, но и в дневном интерьере.
В заключение необходимо сказать об основных технических показателях источников света в кухне. В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.
Приятного аппетита на уютной кухне!