Одн перерасчет – Должна ли ресурсоснабжающая организация делать перерасчёт при отрицательном объёме коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома

Содержание

«ОДН» начисляется по нормативу. Возможен ли перерасчет по счетчику? – Новости ЖКХ

Требование о перерасчете

Известное многим «ОДН», ранее считавшееся коммунальной услугой, уже больше 2 лет, по общему правилу, относится к содержанию общего общества (ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). «ОДН» – это устаревшее название, теперь правильно называть термин как «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общедомового имущества» (КР на СОИ).

Изменение названия никак не отразилось на количестве судебных споров, вызванных начислением платы по этой строке квитанции.

Основное правило, закрепленное в Жилищном кодексе РФ, гласит, что даже если в доме есть общедомовой прибор учёта, то размер платы устанавливается как произведение норматива на тариф. При этом закон предполагает в таком случае проведение последующего перерасчета исходя из показаний коллективного счетчика в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако Правительство РФ такой порядок не определило, поэтому перерасчет обычно не производится. Некоторые жители добиваются его через органы жилищного надзора, с которыми потом судятся недовольные управляющие организации.

Одним из последних примеров является дело № А46-557/2019. По жалобе жителей инспекция провела проверку и установила, что плата начисляется по нормативу, но перерасчета по общедомовому прибору учета не производится. Управляющей компании дали предписание с требованием о перерасчете, которое она обжаловала в арбитражный суд.

Предписание инспекции незаконно?

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Он указал, что хоть закон и обязывает компанию проводить перерасчет, однако такой порядок перерасчета не утвержден, в связи с чем нет возможности для такого перерасчета.

Кроме того, сама управляющая компания обращалась в Минстрой РФ за разъяснением и получила ответ, что она не может произвести пересчитать плату самостоятельно, не дожидаясь установления соответствующего порядка Правительством РФ.

Предписание жилищной инспекции признали незаконным.

Новое решение по делу

Инспекция обратилась с жалобой в вышестоящий суд, который был другого мнения. Он отменил решение нижестоящего суда, поддержав орган жилищного надзора. По мнению апелляции, отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка перерасчета исходя из показаний ОДПУ, не может служить основанием ухудшения состояния прав потребителей.

В рассматриваемом случае компания не произвела перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергию), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объема потребления, определяемого по показаниям коллективного счетчика. В связи с этим,  возложенная административным органом обязанность соответствует закону и направлена на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.

По делу был принят новый судебный акт, согласно которому управляющей компании отказали в удовлетворении заявления о признании предписания жилищной инспекции незаконным.

Позже с таким решением согласился суд округа, а в прошлую пятницу – и сам Верховный Суд РФ, который определением от 10 января 2020 г. № 304-ЭС19-25414 отказал управляющей организации в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

Должна ли ресурсоснабжающая организация делать перерасчёт при отрицательном объёме коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома

До середины 2018 года суды, разбирая споры между управляющими организациями и РСО по вопросу перерасчётов по факту образования отрицательных объёмов ОДН, решали дело в пользу поставщиков ресурсов. Читайте о том, как эту тенденцию изменило решение, вынесенное ВС РФ в июне 2018 года.

ПП РФ № 124 не обязывает РСО учитывать отрицательные ОДН в следующих периодах

Управляющая домом организация, товарищество или жилищный кооператив вне зависимости от наличия прямого договора собственников помещений в доме с РСО обязаны заключить с поставщиком ресурсов договор ресурсоснабжения в целях поставки ресурсов для содержания общего имущества МКД (п. 4 ПП РФ № 124).

В соответствии с пп. «а» п. 21-1 ПП РФ № 124, при наличии в доме установленного общедомового прибора учёта коммунальных ресурсов объём КР на СОИ равен разнице между показаниями ОДПУ и суммой потребления ресурсов в помещениях собственников, определяемой по показаниям ИПУ или расчётными методами согласно п.п. 59, 60 ПП РФ № 354.

Если объём потребления ресурсов в жилых и нежилых помещениях собственников окажется больше, чем объём КР по общедомовому прибору учёта, то в результате образуются так называемые отрицательные ОДН.

Такое возможно, если потребители неверно передали показания в предыдущем или текущем периоде, либо объём индивидуального потребления производился расчётными методами из-за отсутствия показаний установленного ИПУ или отсутствия счётчика.

Если объём КР на СОИ в результате расчётов оказался отрицательным, РСО принимает эту сумму равной нулю в соответствии с пп. «а» п. 21-1 ПП РФ № 124. И чаще всего в следующем расчётном периоде поставщик ресурсов не учитывает эти отрицательные объёмы и не делает перерасчёт в пользу УО, ссылаясь на то, что это не предусмотрено в ПП РФ № 124.

О расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчикаО расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчика

Ранее суды отказывали УО в перерасчёте в связи с минусовыми КР на СОИ

Если в расчётах между УО и РСО появился вопрос об отрицательных ОДН и поставщик ресурсов отказался учитывать их в последующих периодах, управляющие организации нередко отказывались вносить оплату по договорам ресурсоснабжения, требуя перерасчёта. Подобные споры переносились в залы суда.

До июня 2018 года, как правило, требования управляющих организаций к РСО сделать перерасчёт платы за КР на содержание общего имущества дома с учётом отрицательных объёмов ресурсов суды отклоняли.

Их решения основывались на нормах п. 21-1 ПП РФ № 124, где действительно не закреплена обязанность поставщика ресурсов делать перерасчёт, если в предыдущих периодах объём КР на СОИ оказывался отрицательным.

Так, согласно материалам дела №А26-13472/2017 поставщик электроэнергии подал иск к одной из управляющих организаций Карелии с требованием полностью оплатить задолженность двух расчётных периодов за ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.

Суды первой инстанции и апелляции посчитали, что УО неправильно трактует нормы законодательства, настаивая на обязанности РСО сделать перерасчёт в случае, если объём электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, принял «отрицательное» значение.

Суды отметили, что суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД» при расчёте объёма обязательств управляющей организации по договору с РСО в последующих периодах не участвуют. Иск поставщика электроэнергии был удовлетворён.

К подобному выводу пришёл и суд первой инстанции по делу №А67-1077/2018, который ссылался на п. 21-1 ПП РФ № 124 и отмену распределения отрицательного ОДН в связи с признанием недействующим п. 47 ПП РФ № 354 после вступления в силу ПП РФ № 1498.

Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКДМогут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Верховный суд РФ обязал РСО учитывать отрицательные ОДН при расчётах

Управляющие организации, пытаясь добиться от РСО перерасчёта в связи с отрицательными объёмами КР на СОИ, натыкались на нормы ПП РФ № 124 и проигрывали суды. Но ситуация изменилась после того, как ВС РФ 20 июня 2018 года принял решение по делу №АКПИ18-386.

Управляющая организация из Белгородской области обратилась в Верховный суд РФ с требованием признать недействительным п. 21-1 ПП РФ № 124, на который суды ссылаются при отказе в перерасчёте объёмов КР на СОИ при отрицательном ОДН.

ВС РФ, рассмотрев обстоятельства дела, в иске УО отказал, однако сделал существенные замечания, которые изменили судебную практику в пользу управляющих организаций и ТСЖ:

  1. Положения пп. «а» пункта 21-1 ПП РФ № 124 о нулевом объёме коммунального ресурса на СОИ не исключают перерасчёт по договору ресурсоснабжения в следующих периодах.
  2. В случае образования отрицательного ОДН объём КР на СОИ, подлежащий оплате управляющей организацией в следующих расчётных периодах, уменьшается на получившуюся «минусовую» разницу.
  3. Подобный перерасчёт исключает для РСО возможность получить плату за не оказанные услуги, устраняет несоответствие фактического потребления КР, вызванного невозможностью одновременно снять показания со всех приборов учёта.

Сформировалась положительная для УО судебная практика о перерасчётах в связи с отрицательными ОДН

Выводы ВС РФ о том, что поставщик ресурсов должен уменьшать объёмы КР на СОИ в периоде, следующем за периодом с отрицательным объёмом ОДН, позволили управляющим организациям подать апелляции на уже существующие решения судов, которые ранее отказали им в иске.

В уже упомянутом деле №А67-1077/2018 в ноябре 2018 года апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, постановив РСО сделать перерасчёт платы, которую УО должна внести за поставленные на содержание общего имущества дома ресурсы, с учётом отрицательных объёмов, полученных в предыдущих периодах.

В деле № А17-9233/2017 апелляционный суд в постановлении от 16 ноября 2018 года отметил, что если по итогам расчётного периода объём ресурса на ОДН имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0. В следующем периоде (периодах), если объём КР на СОИ имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объёма этих ресурсов.

Уменьшить сумму долга УО за ресурсы, поставленные РСО на содержание общего имущества многоквартирных домов, постановили суды разных инстанций в делах № А67-4295/2018 и № А67-5467/2017.

Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиковПлюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков

УО должна требовать перерасчёт при минусовых объёмах КР на СОИ

После решения ВС РФ от 20.06.2018 года по делу №АКПИ18-386 активно начала складываться положительная для управляющих организаций и ТСЖ практика в спорах об отрицательных объёмах коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда поставщик ресурсов принуждает управляющую организацию оплатить объём КР на СОИ без учёта ранее полученных отрицательных показателей, УО следует:

  1. Вести учёт и контроль показаний, снятых с ОДПУ и ИПУ, установленных в домах под её управлением.
  2. Проверять сделанные РСО расчёты и вести учёт отрицательных объёмов КР на СОИ по каждому дому отдельно.
  3. При получении отрицательной разницы между показаниями ОДПУ и суммой объёмов потребления в помещениях собственников проверять, чтобы в последующем периоде поставщик ресурсов при объёме КР на СОИ более 0 учёл отрицательные показатели прошлого месяца.

Если РСО отказывается делать перерасчёт, то управляющая организация может поступить двумя способами: отказаться платить за завышенные объёмы ресурсов, ожидая, когда поставщик обратится в суд, либо же подать иск и потребовать от ресурсоснабжающей организации учесть в расчётах отрицательные ОДН.

Перерасчет платы за ОДН в ТСЖ

Здравствуйте, Ирина!

По общему правилу ОДН при наличии общедомового прибора учета сейчас должно предъявляться в течение года по нормативу с последующим перерасчетом по факту:

9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(ст.156 ЖК РФ)

При этом есть 2 исключения:

1) в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета, позволяющей одномоментно снимать показания;

2) в случае принятия на общем собрании одного из двух следующих порядков расчета:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку общее собрание, как Вы пишете, у Вас никаких решений не принимало, то действует общее правило.

При этом есть довольно спорное (на мой взгляд) разъяснение Минстроя России в письме «О порядке перерасчета коммунальных ресурсов» от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04 (http://docs.cntd.ru/document/5…), которое со ссылкой на пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пишет, что превышение факта над нормативом должна оплачивать управляющая организация.

А спорное оно потому, что пункт 44 Правил №354, относится к случаю непосредственного управления МКД или к случаю, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован (пункт 40 Правил №354). Поэтому, на мой взгляд, данный пункт не может применяться при управлении УК или ТСЖ.


Перерасчеты ОДН за прошлые периоды

Здравствуйте, Оксана!

Мне представляется логичным и справедливым начислять плату за жилье и коммунальные услуги не за прошедшие периоды, а с момента изменения площади в МКД и появления, как Вы пишете, собственников на техэтажах. Зто вытекает из смысла и содержания ст. 153 ЖК РФ.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2.Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Как платить за ОДН не по нормативу, а по фактическому потреблению?

Алла, здравствуйте, по просьбе администрации сайта, изучив вопрос, могу лишь дополнить:

Во-первых, Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ внесены изменения в часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ, как выше отметил Олег, но часть 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую сослался начальник юридического отдела при ответе на обращение, была также дополнена предложением следующего содержания:

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Данные изменения вступили в силу с 10 августа 2017 г. Так как новые нормативы, установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 31 мая 2017 г. N 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года N 594», действуют с 01 июля 2017 г., т.е. для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, должен применяться норматив 1,6 кВт*ч в месяц на кв. метр.

Какого числа вам был дан ответ? Автор либо намеренно, либо по неосведомленности не указал на это. С 10 августа независимо от того, проводилось общее собрание или нет, при расчете платы за ОДН по электроэнергии должен применяться новый норматив.

Во-вторых, действующая с 01 января 2017 г. по 09 августа 2017 г. редакция части 9.2 ст. 156 ЖК РФ не содержала возможности перерасчета платы, которая определялась, исходя из действующих на тот момент нормативов потребления, без учета показаний общедомовых приборов учета. Только с 10 августа нынешнего года в связи с внесенными в часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ изменениями появилась возможность перерасчета исходя из показаний общедомовых приборов учета в порядке, определенном Правительством РФ. Так как этот порядок еще не определен, то только после принятия постановления будет известно возможно будет его применить к ранее возникшим отношениям или оно будет действовать с даты вступления в силу.

Принят федеральный закон возвращающий оплату за ОДН по общедомовым счетчикам

Принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основное нововведение данного закона, это изменившийся порядок оплаты за коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды.

Подробный разбор этого закона мы делали еще на стадии законопроекта в третьем чтении. Вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке:

В третьем чтении принят законопроект, позволяющий отменить плату за ОДН по нормативам

Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Порядок проведения такого перерасчета будет установлен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое стоит ожидать в ближайшее время.

Если же вы не согласны с таким порядком оплаты за ОДН, тогда на общем собрании собственников вы можете принят решение о том, что оплата за ОДН будет производиться либо исходя из среднемесячного объема потребления с корректировкой раз в год, либо непосредственно исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Кроме того, закон позволяет не включать в плату за ОДН те коммунальные ресурсы, которые не могут быть затрачены на общедомовые нужды в силу конструктивных особенностей дома (ч.9.1 ст. 156).

Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз был опубликован 30 июля 2017 г. и вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. С полным текстом закона вы можете ознакомиться по этой ссылке.


Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *