Откуда в наш дом приходит электричество? Стр. 40-41
1. Практическая работа «Собираем электрическую цепь».
1) Соберите электрическую цепь из деталей электроконструктора. Используйте рисунок как образец.
2) Нарисуйте электрическую цепь, которую вы собрали.
3) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.
2. Что работает от розетки, а что — от батареек? Соедини линиями разного цвета.
Работает от розетки: телевизор, настольная лампа, холодильник, пылесос, фен. Соединяем розовой линией.
Работает от батареек: фонарик, настенные часы, фотоаппарат, пульт от телевизора. Соединяем голубой линией.
Откуда в наш дом приходит электричество стр. 62
1) Вспомните, как нам помогает электричество. Составьте пары рисунков. Отметьте фишками электроприборы.
Электричество делает нашу жизнь проще и комфортней. Когда люди не умели получать электричество, они всю работу по дому делали вручную. А это отнимало много сил и времени. Но когда в наши квартиры пришло электричество, она стало за нас делать сложную и трудоемкую работу.
Составим пары рисунков:
Электрическая дрель – коловорот
Электрический чайник – Простой чайник.
Электрическая мясорубка – ручная мясорубка
Пылесос – веник и совок
Стиральная машина – корыто
Электрическая печь – газовая печь.
2) Проследите по рисунку путь электричества в наш дом. Подумайте, почему нужно экономить электроэнергию. Как это можно делать?
Путь электричества в наши дома начинается на электростанции. Это может быть станция, использующая силу текущей воды, силу атома, сгорающего топлива или ветра.
От электростанции электричество бежит по проводам и попадает в каждую квартиру. Оно зажигает лампочки и заставляет работать все электроприборы.
Но процесс получения электричества дорогостоящий. Поэтому электричество является богатством, которое нужно экономить и использовать разумно.
Для экономии электричества следует всегда выключать свет, когда он не требуется, использовать энергосберегающие светодиодные лампы, не оставлять включенными телевизор и прочие электроприборы.
3) Практическая работа. Люди научились создавать электричество в батарейках. Какие приборы работают на батарейках? Используя детали электроконструктора, соберите электрическую цепь.
Пример электрической сети из деталей электроконструктора для 1 класса
Используем специальный конструктор для сбора электрической цепи.
Возьмем плату, на которой будем размещать нужные детали. На плате есть особые дорожки из меди, проводника электричества.
Поместим в специальное гнездо две пальчиковые батарейки, следя за тем, чтобы плюс батарейки приходился на плюс на плате.
Вставим в разъем деталь с гнездом для лампочки. Вкрутив в гнездо лампочку из набора.
Вставим в гнездо специальный ключ-выключатель. Цепь собрана.
Теперь если мы включим выключатель, цепь замкнется, по ней побежит электрический ток и лампочка загорится.
Домашнее задание
1) Где вырабатывается электричество?
Электричество вырабатывается на электростанциях.
2) Какие приборы работают на электричестве?
На электричестве работают электроприборы, например: утюг, стиральная машинка, пылесос, чайник, телевизор.
3) Какие правила нужно соблюдать при обращении с электричеством и электроприборами?
Нельзя прикасаться к оголенным проводам. Нельзя трогать розетку или электроприборы мокрыми руками. С электроприборами нужно обращаться аккуратно и бережно.
«Откуда в наш дом приходит электричество» (1 класс)
Окружающий мир, 1 класс.
Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
УМК «Школа России».
Цель: раскрыть роль электричества в быту.
Задачи:
● формировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
● развивать речь, мышление, связную речь, память;
● воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; получат возможность научиться: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека;
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя.
Ход урока:
Орг. момент.
— Руки?
— На месте!
— Ноги?
— На месте!
— Локти?
— У края!
— Спина?
— Прямая!
Повторение сл. 1-3
— о чем говорили на прошлом уроке?
— приготовили сигнальные карточки (красный, зеленый, синий, оранжевый)!
Тема урока.
— О чём мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете ЗАГАДКУ.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это:
-Закройте глаза, представьте, что вы дома, пройдите по дому. Какие электрические приборы вы видите дома? (утюг, чайник, эл. плита)
— поставим задачу урока
История появления электрической лампы.
— Что вы делаете, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем — и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда.
Сл. 5-10
— А как еще нам помогает электричество?
-Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку — и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?
— Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
— Электричество-
Опыты.
-Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. На расчёске есть электрический заряд, поэтому расчёска стала притягивать кусочки бумаги.
-Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили? На поверхности шарика выработалось электричество. Оно привело к тому, что волосы притягиваются к шарику.
Рассказ. Откуда же приходит электричество?
— Электричество вырабатывается на электростанциях. Сл.14-15
На слайде вы видите гидроэлектростанцию. «Гидро-вода». Чтобы получить электричество на такой станции используется сила воды.
— Электричество приходит в наш дом по проводам.
Физкультминутка.
— Итак, электричество уже в доме, а в доме огромное количество помощников, которым необходимо это электричество. Что это за помощники? Перечислите их.
Игра «Найди пару».
-В доме у Муравьишки небольшой беспорядок. Помогите ему найти пары.
Соедините предметы, которые использовали раньше и используют сейчас.
— Молодцы! Вы быстро помогли Муравьишке. Сл.17-19
Элементы питания.
-Почему горит фонарик?
— В батарейках вырабатывается электричество. (Демонстрация батареек.)
— Батарейки бывают разные по форме и по размеру. Сл.20-21
— Перечислите, что может работать от батареек?
Закрепление. Работа в тетрадях.
Стр. 41, зад. 2
— Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете? (показ картинок) Сл.22-23
Итог.
— Итак, о чём мы сегодня говорили?
-Что нового узнали?
Рефлексия.
Прикрепите на дерево лепестки соответствующего цвета:
Зеленый – отлично работал, все понял
Желтый — хорошо работал, понят большую часть материала
Красный – поработал не очень хорошо, понял очень мало.
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Откуда в наш дом приходит электричество.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Открытый урок
1 класс
Цели:
- Познакомить с тем, что такое электричество и как оно поступает в наш дом.
- Повторить классификацию предметов домашнего обихода.
- Научить собирать простейшую электрическую цепь.
- Учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами.
Оборудование:
- Карточки с предметами домашнего обихода.
- Рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами.
- Электрические батарейки разных видов.
- Приборы, работающие от батареек: фонарик, часы, электронная игра.
- Делали для сборки простейшей электрической цепи: плоская батарейка, два провода, светодиодная лампочка.
Ход урока:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
— Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке окружающего мира?
(о том, как в наш дом поступает вода)
— Кто помнит, откуда и как она (вода) поступает в дома? Как называется система, которая поставляем воду в дом?
(из рек по трубам, проходя очистку на станции; водопроводная система)
— Куда уходит использованная вода? Как называется система, которая выводит грязную воду из дома?
(в канализационные трубы; канализационная система)
— Сегодня мы продолжаем разговор о том, что нас окружает дома.
Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Наведи порядок».
У каждой группы конверт с карточками. Рассмотрите их. Советуясь друг с другом «наведите порядок»: сгруппируйте карточки по назначению предметов, которые на них изображены.
( . . . . . действия учащихся)
— Какие группы получились? Как вы их назвали? Что в этих группах?
(игрушки, одежда, инструменты, мебель, … бытовые предметы)
— Найдите группу «бытовые предметы», остальные карточки уберите в конверт.
— Кто может объяснить, что такое бытовые предметы?
(бытом называют общий жизненный уклад, повседневную жизнь; бытовыми предметами – те предметы, которые созданы для улучшения и облегчения быта, повседневной жизни людей)
Рассмотрите иллюстрации с бытовыми предметами. Что вы можете отметить? Можно ли выделить в ней подгруппы?
(Можно разделить на старинные и современные предметы)
— Разложите предметы парами: современный со старинным.
(. . . . . действия детей)
— Знаете ли вы как работали старинными предметами? (чайник, утюг, керосиновая лампа, стиральная доска… до сих пор в быту используют веник с совком, моют посуду в раковине)
— Среди бытовых предметов выделяют бытовую технику; работает она от Светлого Величества?
Отгадайте загадку: По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
К дальним сёлам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое Величество.
Это … (электричество)
— Электричество – вид энергии, явление природное. Думаю, что все вы видели молнию во время грозы. Это электрический разряд, который возникает в тучах из-за трения частиц воды и льда. Мощные стрелы молнии во время грозы со страшной силой бьют в землю. Поэтому древние люди всегда боялись грозы, считая её гневом богов.
Так же из-за трения синтетической одежды наше тело электризуется и при касании можно услышать лёгкий щелчок и увидеть маленькую искру.
А бывают ли «электрические» животные?
(кошки, электрический скат)
— Эл-во в быту необходимо, но оно и смертельно опасно. Какие вы помните правила безопасности? (не дёргать за шнур, не трогать мокрыми руками, не хвататься за оголённые провода…)
— А как электричество поступает в дом?
(от электростанций)
— Электростанции бывают разные…
(ветряные, водные, атомные)
Сказка «Средь дремучих лесов»
Средь зеленых лугов вилась – не торопилась речка Ленивка.
Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет – Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь?
Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми…
Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов.
Вот однажды подошли к речке жители соседнего села:
— Ленивка, а Ленивка! Не стыдно тебе лентяйничать? Принялась бы ты, голубушка, за дело! Силища-то в тебе огромная таится!
— Это ещё за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки качать, тогда, пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, — отвечала речка.
— Да уж известное дело. На это ты мастерица. Нет, голубушка, другую службу нам сослужи – света у нас электрического у нас в деревне не хватает. Вот и добудь его.
— Что вы, добрые люди! Работать – это не по мне! – зашумела речка.
Уговаривали её, уговаривали – все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.
На другой день снова к речке на поклон пошли.
— Передумали мы, Ленивка! Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной – всего-то и дел.
А Ленивка упрямится: не хочу в тесноте жить — и всё тут. Согласилась лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет вновь разлиться во всю ширь.
Так и перегородили её строители стеной-плотиной.
Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила ее своими волнами с пути смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену – надоело. И потекла тогда в обход плотины, где для неё нарочно оставили лазейку.
Но людям этого мало. Снова зовут Ленивку.
— Ленивка, а Ленивка!
— Что вам надо. Я и так потеснилась, а работать не буду, и не просите!
— Да кто ж тебя работать заставляет? Мы тебя развеселить хотим, позабавить: хотим игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают, да колёсики с деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам шлеп-шлеп – колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?
— Хороша! Скорей давайте мне вашу игрушку!
В тот же день пошли строители на речку и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело и на прощание сказали:
— Вот тебе игрушка, забавляйся!
А Ленивка того и ждала – как набросится на игрушку. Про камышинки и думать забыла.
Играла, играла – смотрит, а на берегу опять люди. Не стала Ленивка ждать, что они скажут, первой заговорила:
— За игрушку большое спасибо. А работать не стану!
— Вот заладила! Да у нас к тебе другое дело. Видишь, мы домик построили? Хотим в нем машину поставить, тоже с колесиком. Но вот беда – вертеть-то его некому. Может ты поможешь? Тебе так и так колесо игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.
— Только и всего? – обрадовалась речка. – Это мне не жалко.
Люди поставили в домике машину, которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока – провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, и заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет – лампочку зажжет. На ферму заглянет – коров электродоилкой подоит, воду электронасосом накачает.
А Ленивка, сама того не зная, трудится, старается. На том сказка про маленькую речку кончается.
— Рассмотрите иллюстрацию ГЭС в учебнике. Как заставили люди Ленивку работать? Куда поступает ток от машины?
(в провода)
— А что может помочь человеку, когда необходимо эл-во, а электрической сети рядом нет?
(батарейки, аккумуляторы)
— Но батарейки имеют меньшее напряжение. Для каких предметов мы используем батарейки?
(Фонарики, часы, эл.игры…)
Попробуем провести опыт:
(все слова демонстрируются на примере)
Батарейка – это хранилище электричества, представим её как маленькую электростанцию. Ток от станции движется … (по проводам)
Положительная энергия направляется к лампочке… и ничего не происходит!!! А потому, что эл-ву (по примеру молнии) необходимо заземление (т.е. разряду нужно уйти в землю, которая поглотит разряд) Если мы присоединим второй провод к заземлению, а потом к лампочке, то … Горит!!!
Вот на таком примере, мы рассмотрели, движение электричества. Аналогичным образом эл-во поступает от электростанции до нашего дома.
Закрепление:
( по учебнику)
Подведение итогов:
— Что нового узнали на уроке?
— Откуда в наш дом приходит электричество?
— Что понравилось?
Дополнительный материал:
Висит груша-
Нельзя скушать. (Лампочка)
Ночь. Но если захочу –
Щелкну раз и свет включу. (Выключатель)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а днем проснется
Ярким пламенем зажжется. (Электрич. Лампочка)
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?», 1 класс, УМК Школа России
Урок окружающего мира
Класс 1 «А» Дата проведения 01.12.17
Учитель Савчук М.В.
Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
УМК «Школа России».
Тип урока: открытие нового знания
Цель: раскрыть роль электричества в быту.
Задачи:
● формировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
● развивать речь, мышление, связную речь, память;
● воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; получат возможность научиться: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; логические — осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: Учебник окружающего мира А.А. Плешаков УМК Школа России; Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Н. Максимова; Рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков; компьютер; экран; фонарик; батарейки; воздушные шарики; расческа; бумага; цветные карандаши.
Ход урока:
- Орг. момент.
— Руки? — На месте!
— Ноги? — На месте!
— Локти? — У края!
— Спина? — Прямая!
- Актуализация знаний. Слайд 1-4
— Откуда в наш дом приходит вода?
— Приготовьте цветные карандаши: красный, зеленый, синий, оранжевый. Показывайте карандаш, цвет которого соответствует правильному ответу.
- Самоопределение к деятельности. Слайд 5
— Ой, смотрите, Муравьишка принес на урок лампочку, а вместе с ней и загадку. Отгадайте ее.
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно?
А откуда же приходит в наш дом электричество? (Ответы детей)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об электричестве)
— Прочитайте тему урока на с.62 учебника. Слайд 6
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой
IV. Работа по теме урока.
— Что вы делаете, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем — и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда.
Слайды 7-11
— А как еще нам помогает электричество?
Работа по учебнику
-Рассмотрите рисунок на с.62. Назовите приборы, которые изображены. Для чего они служат:
— Есть ли среди них приборы, которые выполняют одинаковую работу? Назовите их.
— Есть ли среди них электрические приборы? Обозначьте их фишками.
— Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку — и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?
— Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
Опыты. Слайд 12.
-Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили? На поверхности шарика выработалось электричество. Оно привело к тому, что волосы притягиваются к шарику.
-Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. На расчёске есть электрический заряд, поэтому расчёска стала притягивать кусочки бумаги.
Физминутка.
Рассказ. Откуда же приходит электричество?
— Электричество вырабатывается на электростанциях. Слайд 13-14
-На слайде вы видите гидроэлектростанцию. «Гидро-вода». Чтобы получить электричество на такой станции используется сила воды. Слайд 15
— Линии электропередач проводят электричество по проводам в наши дома. Слайд 16
— Итак, электричество уже в доме, а в доме огромное количество помощников, которым необходимо это электричество. Что это за помощники? Перечислите их.
Работа в парах.
Игра «Найди пару»
-На ваших партах лежат листки с заданиями.
-В доме у Муравьишки много разных предметов и электроприборов. Помогите ему найти пары.
Соедините предметы, которые использовали раньше и используют сейчас. Слайды 17-19
— Молодцы! Вы быстро помогли Муравьишке.
Учитель демонстрирует фонарик, работающий от батареек.
-Почему горит фонарик? Откуда здесь электрический ток?
— Электричество вырабатывается в батарейках. (Учитель достает из фонарика батарейки и демонстрирует учащимся)
— Батарейки бывают разные по форме и по размеру. Слайд 20
— Назовите приборы, которые также могут работать от батареек?
- Закрепление. Выполнение задания в рабочей тетради.
№ 2 (с.41)
-Рассмотрите рисунки. Назовите приборы, которые работают от розетки. Соедините их линиями с розеткой
— А какие приборы работают от батареек? Соедините их линиями с батарейками.
— Чем удобны приборы, работающие от батареек? (Их можно носить с собой)
— Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете? Слайд 21-22
- Подведение итогов.
Сегодня на уроке
Я узнал…
Я запомнил…
Мне понравилось…
Мне пригодится знание или умение…
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей. Поднимите:
зеленый – отлично работал, все понял
желтый — хорошо работал, понял большую часть материала
красный – поработал не очень хорошо, понял очень мало.
Исследовательская работа «Тайна электрической цепи» (2 класс)
Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации города г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12
тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52.
Сайт школы: 51 — ul.buryatschool.ru E-mail:
Школьная научно-практическая конференция
«Наука и дети»
Секция: Творчество
Тема: Тайна электрической цепи
Выполнил: Иванов Михаил,
ученик 2 «В», МБОУ «СОШ № 51»,
Руководитель: Дёмина Т.Г.,
учитель начальных классов,
Иванова Н.В., учитель информатики
МБОУ «СОШ № 51»
Улан-Удэ, 2019 г.
Введение
Как и все дети, я очень люблю играть. Из всего множества игрушек я выбираю те, с помощью которых можно строить различные модели. Когда из множества деталей создаешь законченную модель – это увлекательно и удивительно.
На Новый год мне подарили электронный конструктор «Знаток». Там было много незнакомых, но интересных деталей, при помощи которых можно собирать электрические цепи.
На уроке окружающего мира в 1 классе мы изучали тему «Откуда в наш дом приходит электричество?» Меня эта тема очень заинтересовала. Мне стало интересно узнать, как строятся электрические цепи? И я решил подробнее узнать об электронном конструкторе «Знаток», который так увлек меня конструированием моделей.
В данной работе я изучил теорию по основам электричества, выяснил основные функции электронного конструктора «Знаток», ознакомился с правилами безопасности при работе с конструктором и выполнил модели устройств, используя электронный конструктор «Знаток».
Цель моей исследовательской работы: изучение и освоение конструктора.
Сначала надо было разобраться, как называются детали и для чего они нужны. Родители помогли мне найти нужную информацию в энциклопедиях и в сети Интернет.
Я поставил перед собой следующие задачи:
1. Изучить теорию по основам электричества;
Рассмотреть условные обозначения элементов цепи;
Ознакомиться с правилами безопасности при работе с конструктором;
Провести ряд экспериментов по сборке электрических цепей.
Теоретическая часть
Из энциклопедии я узнал:
Все тела состоят из мельчайших частиц — молекул и атомов. Атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и электроны — заряженные частицы.
Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
Источниками электрического тока являются батарейки, аккумуляторы и другие устройства. В качестве источника тока в моём конструкторе используется от двух до четырёх пальчиковых батареек.
Проводники электричества — вещества, проводящие электрический ток. Непроводники или диэлектрики — вещества, не проводящие электрический ток.
Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, потребителя тока, замыкающих устройств и соединительных проводов. Потребителями тока в моём конструкторе являются лампы, резисторы, светодиоды, фоторезистор, терморезистор. Замыкающими устройствами могут быть выключатели, кнопки, рубильники. В моём конструкторе – это выключатели.
Соединительные провода в конструкторе выглядят так:
Металлическая часть покрыта изолирующим слоем.
Условные обозначения некоторых элементов цепи представлены в таблице
Батарея
Фоторезистор
Электромотор
Сигнальная интегральная схема
Выключатель
Лампа 6 V
Условные обозначения нужны для составления схемы электрической цепи. Схемы позволяют более компактно изобразить элементы цепи.
Правила безопасности
а) При работе с электрооборудованием цепь собирать согласно схеме
б) Работать сухими руками.
в) При сборке соблюдать полярность (+ источника тока соединять с + элемента, — соединять с -)
г) Не подсоединять светодиоды напрямую к батарейке.
д) Не оставлять собранную работающую цепь включённой без присмотра.
е) Не использовать сломанные детали, элементы с разрушенной изоляцией.
Экспериментальная часть
1. Изучение типов соединений проводников
а) последовательное соединение:
Я узнал что, последовательное соединение применяется в ёлочных гирляндах старого образца.
б) параллельное соединение:
Параллельное соединение применяется в жилых помещениях, на предприятиях при проведении проводки. Это соединение удобно, так как все элементы работают независимо друг от друга.
2. Изучение фоторезистора.
В конструкторе был интересный элемент, который назывался фоторезистор. Я выяснил, что это прибор, изменяющий своё сопротивление под действием оптического излучения. Его можно применять для сигнала о наступлении темноты, сигнализаций, маяков и автоматических фонарей.
Название опытов:
а) Музыкальный дверной звонок, управляемый светом.
При попадании света на фоторезистор звонок включится, если фоторезистор заслонить от света музыка прекратится.
б) Защитная сигнализация, срабатывающая на свет.
Поместить устройство в тёмное место у источника света и выключить все лампы. Сигнал зазвучит сразу же, как только вор включит любой свет или свой фонарик.
в) Устройство, напоминающее о наступлении темноты.
При наличии света динамик будет молчать. С наступлением темноты динамик подаст сигнал.
3. Изучение проводников и непроводников электричества.
Название опытов:
а) Тестер электропроводимости.
С помощью этого тестера можно узнать, проводит ли ток тот или иной, встречающийся в повседневной жизни, предмет. Для этого его нужно подсоединить к клеммам А и В. Если лампа загорится, значит, этот предмет является проводником. Если лампа не загорается, значит, предмет не является проводником.
В ходе экспериментов я пришёл к выводу, что:
Бумага
Железо
Дерево
Чем выше электропроводность, тем ниже сопротивление.
Эти знания учитывают для изготовления изолирующих ручек у электроинструментов, к ним относятся отвёртки, пассатижи, плоскогубцы, тестеры.
Выводы:
Освоив конструктор, я научился следующему:
Узнал что такое электрическая цепь и её элементы
Запомнил условные обозначения многих элементов цепи, научился рисовать схемы электрической цепи и читать их.
Выяснил правила безопасности при сборке электрических цепей и при работе с электрическими приборами.
Научился составлять различные электрические цепи по схемам, разобрался, где эти электрические цепи применяются в жизни.
Следовательно, я достиг цели своей работы, я освоил и изучил конструктор. И открыл для себя «Тайны электрической цепи»
Но свою работу с электронным конструктором «Знаток» я планирую продолжить и подробнее изучить более сложные элементы. Нас окружает огромное количество электрических приборов, поэтому знания из области электричества помогут мне в жизни.
Литература
Большая детская энциклопедия РОСМЭН, 1999 г.
http://znatok.ru/ (официальный сайт компании «Знаток»)
Презентация «Электрическая схема» и подборка заданий на составление электрических схем
Задачи по теме: «Электрические схемы»
1. Нарисуйте схему соединения батарейки лампочки и двух ключей, при которой для включения лампочки необходимо замкнуть хотя бы один ключ.
2. Предложите схему соединения источника тока, звонка и двух ключей, позволяющую включить звонок из двух разных мест.
3. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.
4. Начертите схему электрической цепи, состоящей из трех аккумуляторов и двух звонков, включаемых одновременно одним выключателем. Предложите 2 варианта решения задачи.
5. К батарее гальванических элементов присоединены три электрических лампы. Нарисуйте схему включения в цепь двух выключателей так, чтобы один из них управлял двумя лампами одновременно, а другой – одной, третьей лампой.
6. Начертите схему электрической цепи, в которой с выключением лампы в одной комнате загорается лампа в другой комнате.
7. Начертите схему электрической цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, трех звонков и одного выключателя, чтобы звонки, находящиеся в разных помещениях можно было бы одновременно привести в действие нажатием кнопки, расположенной в четвертом помещении.
________________________________________________________________
Задачи по теме: «Электрические схемы»
1. Нарисуйте схему соединения батарейки лампочки и двух ключей, при которой для включения лампочки необходимо замкнуть хотя бы один ключ.
2. Предложите схему соединения источника тока, звонка и двух ключей, позволяющую включить звонок из двух разных мест.
3. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.
4. Начертите схему электрической цепи, состоящей из трех аккумуляторов и двух звонков, включаемых одновременно одним выключателем. Предложите 2 варианта решения задачи.
5. К батарее гальванических элементов присоединены три электрических лампы. Нарисуйте схему включения в цепь двух выключателей так, чтобы один из них управлял двумя лампами одновременно, а другой – одной, третьей лампой.
6. Начертите схему электрической цепи, в которой с выключением лампы в одной комнате загорается лампа в другой комнате.
7. Начертите схему электрической цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, трех звонков и одного выключателя, чтобы звонки, находящиеся в разных помещениях можно было бы одновременно привести в действие нажатием кнопки, расположенной в четвертом помещении.