Наладка авр – Инструкция по монтажу, наладке и эксплуатации устройств АВР на напряжении до 1000 в, выполненных на контакторных станциях, Инструкция Минэнерго СССР от 01 января 1969 года

Проверка АВР

Зачем нужна система автоматического ввода резерва и что это такое?

В настоящее время сложно представить объект инфраструктуры, где бы не было потребителей электрической энергии. При этом пропадание электроэнергии всего лишь на несколько минут может привести к серьезным негативным последствиям – остановке технологических процессов, невозможности нормального функционирования офисных и производственных помещений, панике в местах массового скопления людей, значительным материальным потерям. Электроприемники ответственных объектов в соответствии с ПУЭ относятся к первой категории электроснабжения. Электропитание должно осуществляться от двух независимых источников, при этом перерыв в электроснабжении может быть лишь на время автоматического восстановления питания. Для выполнения этих условий используется блок автоматического ввода резерва (АВР).

Основное назначение АВР заключается в подаче электроэнергии потребителям от резервного источника питания в кратчайшие сроки при пропадании питания на основном вводе.

За логику работы АВР отвечает специальная схема, разрабатываемая под конкретную задачу и состоящая из контакторов, реле контроля фаз, реле контроля напряжений. Установка параметров работы АВР осуществляется с учетом требований корректной работы защищаемого оборудования, максимального времени перерыва в электроснабжении и допустимых пределов подаваемого напряжения.

Современные блоки АВР позволяют отказаться от использования громоздких логических схем, построенных на электромеханических компонентах. Логика работы АВР задается с помощью использования микропроцессорного контроллера, позволяющего задавать алгоритм работы АВР, а также все необходимые времена срабатывания, задержки, пороги напряжений. Отсутствие в блоке АВР многочисленных электромеханических компонентов позволяет увеличить надежность, продлить срок службы и повысить ремонтопригодность АВР.

Зачем нужна проверка и настройка АВР?

Питание на основном вводе может пропасть как по обстоятельствам, не связанным с потребителями электроэнергии (повреждение подходящего фидера, срабатывание защиты по высокой стороне), так в связи с возникновением аварийной ситуации с потребителями (короткое замыкание) и срабатыванием аппаратов защиты на основной линии. Для предотвращения повторной подачи напряжения на существующее короткое замыкание АВР должен быть настроен и проверен при проведении пуско-наладочных работ, а также периодического технического обслуживания.

При наладке и проверке АВР определяются параметры его работы, временные установки (например, время восстановления питания по штатной схеме после появления напряжения на основном вводе – время возврата), минимальные и максимальные пределы по напряжению, схема блокировки, работа в ручном режиме.

Что мы можем вам предложить?

Специалисты нашей компании имеют большой опыт установки, настройки и ремонта блоков АВР, собранных на компонентах всех ведущих производителей электротехнической продукции. Мы можем провести как разовые работы по ремонту, замене или настройке АВР, так и взять на периодическое техническое обслуживание и проверку режимов работы АВР.

Наличие сборочного цеха, большого объема комплектующих, опытных монтажников и высококвалифицированных инженеров позволяет решить любую задачу в проектировании и реализации устройств АВР под самые сложные технические требования заказчика.

Периодичность проверки систем АВР

Проверка систем автоматического ввода резерва является обязательной при в вводе в эксплуатацию нового оборудования и после проведения ремонтных работ в рамках приемо-сдаточных испытаний.  Далее график профилактических работ по проверке АВР разрабатывается индивидуально для каждого объекта в зависимости от степени нагрузки на систему энергоснабжения.

 

Не пытайтесь провести настройку и проверку системы АВР самостоятельно! Для этого необходимы специальные знания и опыт.

Оставить заявку на проверку систем автоматического ввода резерва вы можете по электронному адресу [email protected] или просто нам позвонить по номеру +7 (495) 960-32-00.

Настройка АВР

Настройка АВР Пусковым органом схемы АВР является реле напряжения, реагирующее на понижение напряжения в аварийных режимах. Селективное действие схемы достигается за счет правильного выбора напряжения срабатывания пускового реле. Для отстройки от короткого замыкания за реактором или трансформатором отходящих линий (см рис 1.2, К3 и К4) напряжение пуска должно оыть меньше остаточного напряжения на соорных шинах при коротком замыкании в указанных точках: Настройка АВР Пусковым органом схемы АВР является реле напряжения, реагирующее на понижение напряжения в аварийных режимах. Селективное действие схемы достигается за счет правильного выбора напряжения срабатывания пускового реле. Для отстройки от короткого замыкания за реактором или трансформатором отходящих линий (см рис 1.2, К3 и К4) напряжение пуска должно оыть меньше остаточного напряжения на соорных шинах при коротком замыкании в указанных точках: Настройка АВР

В момент самозапуска происходит посадка напряжения. В это время схема АВР также не должна приходить в действие. Для этого напряжение пуска проверяется по условию

Настройка АВР

где Uc.з.- напряжение в момент самозапуска; кн =1,2-1,3- коэффициент надежности. Практически напряжение срабатывания реле выбирается равным 0,3-0.4.

Отстройка от неправильного действия схемы АВР при коротком замыкании на отходящей нереактированной линии (рис. 1.2, точка К2) осуществляется за счет выдержки времени. Время отключения рабочей линии выбирается больше времени срабатывания защиты отходящей линии:

Настройка АВР

Переход на резервную линию оправдан в случае, если последняя готова принять нагрузку. Для этого резервная линия должна в случае явного резерва находиться под напряжением. Наличие напряжения на резервной линии контролируется с помощью реле максимального напряжения, уставка которого выбирается по условию:

Настройка АВР

здесь Uраб. мин. — минимальное значение напряжения в рабочем режиме; ке = 0,85 — коэффициент возврата; кн = 1,1 -1Д- коэффициент надежности.

При неявном резерве ток самозапуска двигателей накладывается на рабочий ток резервной линии. В этом режиме релейная защита резервной линии не должна срабатывать. Селективное действие защиты достигается за счет выбора тока срабатывания Iср по условию:

Настройка АВР

где Ic.з. — ток нагрузки с учетом самозапуска двигателей.

Методика проверки устройств автоматического включения резервного питания

Электролаборатория » Услуги электролаборатории » Методики измерений » Методика проверки устройств автоматического включения резервного питания

1. Общие положения

Испытания АВР(автоматического включения резервного питания) проводятся с целью проверки его функционирования как устройства, автоматически при­соединяющего резервный источник питания к потреби­телям I категории при исчезновении напряжения на ши­нах основного, вызванного любой причиной, в том числе короткими замыканиями (КЗ) на этих шинах.

2. Технические мероприятия

Перечень необходимых технических мероприятий оп­ределяет допускающий совместно с производителем работ в соответствии с п.п. 1.4.5; 1.4.6; 1.4.7; 1.4.11 МПБЭЭ, обязательными из которых являются:

— отключение всех отходящих от АВР(автоматического включения резервного питания) линий, питаю­щих потребителей I-й категории;

— отключение от обоих вводов всех отходящих ли­ний, питающих потребителей II-й категории;

3. Нормируемые величины

Испытания АВР(автоматического включения резервного питания) проводятся перед приемкой электро­оборудования в эксплуатацию, после капитальных и те­кущих ремонтов, а также в сроки, установленные графи­ком межремонтных профилактических испытаний

Проверке подлежат напряжение срабатывания и вы­держка времени отключения основного ввода АВР(автоматического включения резервного питания). Вы­держка времени устанавливается такой, чтобы исключить ложные срабатывания АВР(автоматического включения резервного питания) при кратковременных сниже­ниях напряжения на вводах РУ.

Напряжение срабатывания и время срабатывания дол­жны соответствовать данным завода-изготовителя.

Проверка функционирования реле и контакторов про­водится по методике проверки правильности функцио­нирования полностью собранных схем при различных зна­чениях напряжения оперативного тока.

4. Используемые приборы и оборудование

Для испытания АВР(автоматического включения резервного питания) могут быть использованы:

— комбинированный электроизмерительный прибор Ц4113 или аналогичные;

— автотрансформатор (ЛАТР), регулятор напряжения типа РНО;

— электрический секундомер ПВ 53-Л.

5. Проведение испытаний


5.1. Принцип действия АВР(автоматического включения резервного питания)

Принципиальная схема одного из распространенных типов АВР(автоматического включения резервного питания) представлена на рис. 1.

Исходное положение контактов реле и контакторов на схеме соответствует отсутствию напряжения на обоих вводах питающей сети. При подаче напряжения на резер­вный ввод через нормально замкнутые контакты К4, К1, К2, КЗ запитывается обмотка контактора К5, который сво­ими силовыми нормально разомкнутыми контактами фор­мирует цепь питания сборных шин потребителей I кате­гории. Одновременно через контакт К5 включается инди­каторная лампа Е2, свидетельствующая о питании потре­бителей I категории от резервного ввода.

При подаче напряжения на основной ввод (рабочий) реле контроля фаз К1, К2, КЗ своими нормально замкну­тыми контактами К1, К2 и КЗ разрывает цепь питания силового контактора К4, после чего теми же нормально разомкнутыми контактами К2 и КЗ (нормально разомк­нутая контактная группа К1 не задействована) формиру­ется цепь питания обмотки контактора К4.

При этом силовые контакты К5 приходят в свое нор­мально разомкнутое положение, разрывая цепь питания сборных шин потребителей первой категории от резерв­ного ввода, после чего силовые контакты К4 формируют цепь питания сборных шин потребителей первой катего­рии от рабочего ввода.

Контакт К4 формирует цепь питания индикаторной лампы Е1.

При пропадании напряжения на одной, двух или трех фазах рабочего ввода или снижения его ниже допустимых пределов контактами К2 и (или) КЗ реле контроля фаз, разрывается цепь питания обмотки контактора К4.

Рис. 1. Схема электрическая принципиальная панелей ЗАВР(автоматического включения резервного питания)-100, ЗАВР(автоматического включения резервного питания)-160, ЗАВР(автоматического включения резервного питания)-250, ЗАВР(автоматического включения резервного питания)-400, (линии питания потребителей II категории от обоих вводов не показаны, пунктирными линиями показаны цепи подключения электрического секундомера ПВ53-Л при испытаниях АВР(автоматического включения резервного питания) по п.п. 5.5.1; 5.5.2).

При «пропадании» фазы L1, обмотка контактора К4 обе­сточивается, т. к. она непосредственно подключена к этой фазе через выпрямительное устройство.

При этом нормально замкнутые контакты К1, К2, КЗ реле контроля фаз (достаточно одного из них при пропа­дании напряжения на одной из фаз основного ввода) на­чинают формирование цепи питания обмотки контакто­ра К5.

Окончательное формирование цепи питания этой об­мотки осуществляется нормально замкнутыми контакта­ми К4 после обесточивания обмотки контактора К4, что исключает в данной ситуации замыкание силовых кон­тактов К5, до размыкания силовых контактов К4.

После замыкания силовых контактов К5 питание сбор­ных шин потребителей первой категории осуществляется от резервного ввода.

Нормально разомкнутый контакт К4 разрывает цепь питания индикаторной лампы Е,, а контакт К5 формиру­ет цепи питания индикаторной лампы Е2.

5.2. Порядок проведения испытаний

Исходное состояние схемы: вводные рубильники Q1 и Q2 отключены, автоматический выключатель PQ вклю­чен.

На обоих вводах номинальное напряжение питающей сети.

5.3. Проверка работоспособности

Проверить отсутствие напряжения на шинах потреби­телей I категории (шинах АВР(автоматического включения резервного питания)).

Включить рубильник Q2. Загорание индикаторной лам­пы Е2 свидетельствует о подключении шин АВР(автоматического включения резервного питания) к резерв­ному вводу.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР(автоматического включения резервного питания).

Проверить фазировку резервного ввода и шин АВР(автоматического включения резервного питания). Правильность фазировки определяется по отсутствию на­пряжения между одноименными фазами резервного вво­да и шин АВР(автоматического включения резервного питания).

Включить рубильник Q1. Погасание индикаторной лам­пы Е2 и загорание индикаторной лампы Е2 свидетель­ствует о переводе питания шин АВР(автоматического включения резервного питания) с резервного ввода на основной.

В случае несрабатывания контактора К4 проверить на­пряжение питания его обмотки и установить его 110 В реостатом R1.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР(автоматического включения резервного питания).

Проверить фазировку основного ввода и шин АВР(автоматического включения резервного питания).

5.4. Проверка напряжения срабатывания

Отключить вводные рубильники Q1 и Q2 в указанной последовательности.

Вынуть плавкую вставку F1, и подключить реле конт­роля этой фазы через ЛАТР (РНО), как показано на фраг­менте схемы АВР(автоматического включения резервного питания) (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент схемы АВР(автоматического включения резервного питания) для включения реле контроля одной фазы через ЛАТР (РНО)

Регулятор напряжения ЛАТР установить в положение, соответствующее выходному напряжению 220 В.

Включить автоматический выключатель QF и рубиль­ники Q1 и (Q2 в указанной последовательности).

Плавно уменьшая напряжение питания К1 зафикси­ровать показания вольтметра, при которых произойдет его срабатывание.

Погасание лампы Е1 и загорание лампы Е2 свидетель­ствует о правильной последовательности функциониро­вания элементов схемы.

В случае, если контактор К4 сработает раньше чем реле контроля фаз К1, то до его срабатывания (К1) переклю­чение шин АВР(автоматического включения резервного питания) на резервный ввод не произойдет, т. к. К1 не сформирует цепь питания контактора К5 своими нормально замкнутыми контактами К1.

Тогда потребители I категории будут обесточены то тех пор, пока напряжение фазы L1, не снизится до напряже­ния срабатывания К1.

В этом случае необходимо увеличить напряжение пи­тания обмотки К4 реостатом К,, но не выше номинально­го (110 В).

Отключить рубильники Q2 и Q1 в указанной последо­вательности

Вставить плавкую вставку F1.

Последовательно подключая аналогичным образом реле контроля оставшихся фаз через ЛАТР (РНО) повторить вышеописанные операции.

Напряжение срабатывания АВР(автоматического включения резервного питания) на каждой фазе долж­но находиться в пределах паспортных данных.

5.5. Проверка времени срабатывания

5.5.1 Проверка времени переключения шин с основного ввода на резервный

Отключить рубильники Q2 и Q1.

Вынуть плавкие вставки F2 и F5 (в фазах L2 основного и резервного вводов).

Собрать схему включения электрического секундоме­ра ПВ53-Л (цепи, изображенные пунктирными линиями на рис. 1).

Клемму «220 В» секундомера подключить к фазе L1, резервного ввода по схеме (1) клеммы «К» и «*» подсое­динить к контактам фазы L2 автоматического выключа­теля QF.

Зашунтировать нормально разомкнутые контакты К2 реле контроля фаз перемычкой.

Это делается для обеспечения работы АВР(автоматического включения резервного питания) при отсут­ствии напряжения фазы L2.

Включить автоматический выключатель QF, рубиль­ники Q2 и Q1. Запуска электрического секундомера не про­исходит, т. к. его измерительный блок зашунтирован кон­тактами автоматического выключателя QF.

Отключить автоматический выключатель QF, что имитирует пропадание напряжения на основном вводе. Про­исходит запуск секундомера.

После замыкания силовых контактов К5 происходит останов секундомера вследствие шунтирования его изме­рительного блока этими контактами в цепи фазы L2. Время с момента исчезновения напряжения основного ввода до переключения шин АВР(автоматического включения резервного питания) на резервный ввод должно соответствовать данным завода-изготовителя.

Следует отметить, что шунтирование секундомера надо осуществлять только обесточенными контактами автома­тического выключателя QF и контактора К5 .

5.5.2 Проверка времени отключения основного ввода

Время переключения шин АВР(автоматического включения резервного питания) с основного на резер­вный ввод характеризует продолжительность отсутствия напряжения на шинах АВР(автоматического включения резервного питания).

Однако часто необходимо знать время отключения ос­новного ввода с момента исчезновения напряжения сети, чтобы при пуско-наладочных работах установить выдер­жку времени срабатывания реле для исключения ложных срабатываний АВР(автоматического включения резервного питания) при кратковременных «провалах» на­пряжения.

Для измерения этого времени необходимо при отклю­ченных рубильниках Q2 и Q1, и вынутых плавких вставках F2 и F5 схеме (2). (Клемму «220 В» подключить к выходу силово­го контакта К4 фазы L1). Остальная часть схемы остается неизменной (можно отсоединить проводники с силового контакта К5 в фазе L2). подать питание на электрический секундомер по

Для исключения повторного запуска секундомера ре­остат R2 отсоединить от N (РЕN) проводника.

Включить автоматический выключатель QF, рубильни­ки Q1 и Q2.

Выключить автоматический выключатель QF. Проис­ходит запуск секундомера.

После размыкания силовых контактов К4 происходит останов секундомера вследствие разрыва его цепи пита­ния.

Суммарное время срабатывания реле контроля фаз и К4 должно соответствовать заводским данным или со­гласованному с энергоснабжающей организацией.

Примечание:

В рассматриваемой принципиальной схеме панелей ЗАВР(автоматического включения резервного питания)-100; 160; 250; 400 используются реле напряжения (К1, К2, КЗ) типа РЭП15-220БУЗ, которые совместно с контакторами КТП601/ЗБУЗ регулировку выдержки времени срабатывания не обеспечивают.

Проверка АВР(автоматического включения резервного питания) по п. 5.5.2 в этих случаях не производится.

6. Безопасные приёмы работ.

Работы по проверке устройств автоматического включения резервного питания выполняется по наряду-допуску или по распоряжению. Вид оформле­ния работ определяет работник, имеющий право выдачи нарядов и распоряжений. К работе допускаются лица из электролаборатории не моложе 18 лет, обученные и аттестованные на знание ПТБ, ПЭЭБ и данной методики, обеспеченные инструментом, индивидуальными защитными средствами, спецодеждой.

Состав бригады должен быть не менее двух человек:

— производитель работ с группой по электробезопасности­ не ниже III;

— член бригады с группой по электробезопасности не ниже III.

Запрещается выполнять работы при высокой влажности, а также в огне-, пожаро- и во взрывоопасных средах и помещениях.

Перед началом измерений необходимо изучить схему включения резервного питания электроустановки и принять меры препятствующие допуску на испытуемый объект лиц, не участвующих в испытаниях, при необходимости выставить наблюдающего.

По результатам измерений составляется протокол установленной формы. Лица, допустившие нарушения ПТБ или ПТЭЭП, а также допустившие искажения достоверности и точности измерений, несут ответственность в соответствии с законодательством и положением о передвижной электролаборатории.

Испытания АВР — Статьи | Электролаборатория «Сила тока»

1. Общие положения

Испытания АВР проводятся с целью проверки его функционирования как устройства, автоматически при­соединяющего резервный источник питания к потреби­телям I категории при исчезновении напряжения на ши­нах основного, вызванного любой причиной, в том числе короткими замыканиями (КЗ) на этих шинах.

2. Технические мероприятия

Перечень необходимых технических мероприятий оп­ределяет допускающий совместно с производителем работ в соответствии с ПОТЭУ, обязательными из которых являются:

  • отключение всех отходящих от АВР линий, питаю­щих потребителей I-й категории;
  • отключение от обоих вводов всех отходящих ли­ний, питающих потребителей II-й категории;

3. Нормируемые величины

Испытания АВР проводятся перед приемкой электро­оборудования в эксплуатацию, после капитальных и те­кущих ремонтов, а также в сроки, установленные графи­ком межремонтных профилактических испытаний

Проверке подлежат напряжение срабатывания и вы­держка времени отключения основного ввода АВР. Вы­держка времени устанавливается такой, чтобы исключить ложные срабатывания АВР при кратковременных сниже­ниях напряжения на вводах РУ.

Напряжение срабатывания и время срабатывания дол­жны соответствовать данным завода-изготовителя.

Проверка функционирования реле и контакторов про­водится по методике проверки правильности функцио­нирования полностью собранных схем при различных зна­чениях напряжения оперативного тока.

5. Проведение испытаний
5.1. Принцип действия АВР

Принципиальная схема одного из распространенных типов АВР представлена на рис. 1.

Исходное положение контактов реле и контакторов на схеме соответствует отсутствию напряжения на обоих вводах питающей сети. При подаче напряжения на резер­вный ввод через нормально замкнутые контакты К4, К1, К2, КЗ запитывается обмотка контактора К5, который сво­ими силовыми нормально разомкнутыми контактами фор­мирует цепь питания сборных шин потребителей I кате­гории. Одновременно через контакт К5 включается инди­каторная лампа Е2, свидетельствующая о питании потре­бителей I категории от резервного ввода.

При подаче напряжения на основной ввод (рабочий) реле контроля фаз К1, К2, КЗ своими нормально замкну­тыми контактами К1, К2 и КЗ разрывает цепь питания силового контактора К4, после чего теми же нормально разомкнутыми контактами К2 и КЗ (нормально разомк­нутая контактная группа К1 не задействована) формиру­ется цепь питания обмотки контактора К4.

При этом силовые контакты К5 приходят в свое нор­мально разомкнутое положение, разрывая цепь питания сборных шин потребителей первой категории от резерв­ного ввода, после чего силовые контакты К4 формируют цепь питания сборных шин потребителей первой катего­рии от рабочего ввода.

Контакт К4 формирует цепь питания индикаторной лампы Е1.

При пропадании напряжения на одной, двух или трех фазах рабочего ввода или снижения его ниже допустимых пределов контактами К2 и (или) КЗ реле контроля фаз, разрывается цепь питания обмотки контактора К4.

Рис. 1. Схема электрическая принципиальная панелей ЗАВР-100, ЗАВР-160, ЗАВР-250, ЗАВР-400, (линии питания потребителей II категории от обоих вводов не показаны, пунктирными линиями показаны цепи подключения электрического секундомера ПВ53-Л при испытаниях АВР по п.п. 5.5.1; 5.5.2).

При «пропадании» фазы L1, обмотка контактора К4 обе­сточивается, т. к. она непосредственно подключена к этой фазе через выпрямительное устройство.

При этом нормально замкнутые контакты К1, К2, КЗ реле контроля фаз (достаточно одного из них при пропа­дании напряжения на одной из фаз основного ввода) на­чинают формирование цепи питания обмотки контакто­ра К5.

Окончательное формирование цепи питания этой об­мотки осуществляется нормально замкнутыми контакта­ми К4 после обесточивания обмотки контактора К4, что исключает в данной ситуации замыкание силовых кон­тактов К5, до размыкания силовых контактов К4.

После замыкания силовых контактов К5 питание сбор­ных шин потребителей первой категории осуществляется от резервного ввода.

Нормально разомкнутый контакт К4 разрывает цепь питания индикаторной лампы Е,, а контакт К5 формиру­ет цепи питания индикаторной лампы Е2.

5.2. Порядок проведения испытаний

Исходное состояние схемы: вводные рубильники Q1 и Q2 отключены, автоматический выключатель PQ вклю­чен.

На обоих вводах номинальное напряжение питающей сети.

5.3. Проверка работоспособности

Проверить отсутствие напряжения на шинах потреби­телей I категории (шинах АВР).

Включить рубильник Q2. Загорание индикаторной лам­пы Е2 свидетельствует о подключении шин АВР к резерв­ному вводу.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР.

Проверить фазировку резервного ввода и шин АВР. Правильность фазировки определяется по отсутствию на­пряжения между одноименными фазами резервного вво­да и шин АВР.

Включить рубильник Q1. Погасание индикаторной лам­пы Е2 и загорание индикаторной лампы Е2 свидетель­ствует о переводе питания шин АВР с резервного ввода на основной.

В случае несрабатывания контактора К4 проверить на­пряжение питания его обмотки и установить его 110 В реостатом R1.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР.

Проверить фазировку основного ввода и шин АВР.

5.4. Проверка напряжения срабатывания

Отключить вводные рубильники Q1 и Q2 в указанной последовательности.

Вынуть плавкую вставку F1, и подключить реле конт­роля этой фазы через ЛАТР (РНО), как показано на фраг­менте схемы АВР (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент схемы АВР для включения реле контроля одной фазы через ЛАТР (РНО)

Регулятор напряжения ЛАТР установить в положение, соответствующее выходному напряжению 220 В.

Включить автоматический выключатель QF и рубиль­ники Q1 и (Q2 в указанной последовательности).

Плавно уменьшая напряжение питания К1 зафикси­ровать показания вольтметра, при которых произойдет его срабатывание.

Погасание лампы Е1 и загорание лампы Е2 свидетель­ствует о правильной последовательности функциониро­вания элементов схемы.

В случае, если контактор К4 сработает раньше чем реле контроля фаз К1, то до его срабатывания (К1) переклю­чение шин АВР на резервный ввод не произойдет, т. к. К1 не сформирует цепь питания контактора К5 своими нормально замкнутыми контактами К1.

Тогда потребители I категории будут обесточены то тех пор, пока напряжение фазы L1, не снизится до напряже­ния срабатывания К1.

В этом случае необходимо увеличить напряжение пи­тания обмотки К4 реостатом К,, но не выше номинально­го (110 В).

Отключить рубильники Q2 и Q1 в указанной последо­вательности.

Вставить плавкую вставку F1.

Последовательно подключая аналогичным образом реле контроля оставшихся фаз через ЛАТР (РНО) повторить вышеописанные операции.

Напряжение срабатывания АВР на каждой фазе долж­но находиться в пределах паспортных данных.

5.5. Проверка времени срабатывания

5.5.1 Проверка времени переключения шин с основного ввода на резервный

Отключить рубильники Q2 и Q1.

Вынуть плавкие вставки F2 и F5 (в фазах L2 основного и резервного вводов).

Собрать схему включения электрического секундоме­ра (цепи, изображенные пунктирными линиями на рис. 1).

Клемму «220 В» секундомера подключить к фазе L1, резервного ввода по схеме (1) клеммы «К» и «*» подсое­динить к контактам фазы L2 автоматического выключа­теля QF.

Зашунтировать нормально разомкнутые контакты К2 реле контроля фаз перемычкой.

Это делается для обеспечения работы АВР при отсут­ствии напряжения фазы L2.

Включить автоматический выключатель QF, рубиль­ники Q2 и Q1. Запуска электрического секундомера не про­исходит, т. к. его измерительный блок зашунтирован кон­тактами автоматического выключателя QF.

Отключить автоматический выключатель QF, что имитирует пропадание напряжения на основном вводе. Про­исходит запуск секундомера.

После замыкания силовых контактов К5 происходит останов секундомера вследствие шунтирования его изме­рительного блока этими контактами в цепи фазы L2. Время с момента исчезновения напряжения основного ввода до переключения шин АВР на резервный ввод должно соответствовать данным завода-изготовителя.

Следует отметить, что шунтирование секундомера надо осуществлять только обесточенными контактами автома­тического выключателя QF и  контактора К5 .

5.5.2 Проверка времени отключения основного ввода

Время переключения шин АВР с основного на резер­вный ввод характеризует продолжительность отсутствия напряжения на шинах АВР.

Однако часто необходимо знать время отключения ос­новного ввода с момента исчезновения напряжения сети, чтобы при пуско-наладочных работах установить выдер­жку времени срабатывания реле для исключения ложных срабатываний АВР при кратковременных «провалах» на­пряжения.

Для измерения этого времени необходимо при отклю­ченных рубильниках Q2 и Q1, и вынутых плавких вставках F2 и F5 подать питание на электрический секундомер по схеме (2). (Клемму «220 В» подключить к выходу силово­го контакта К4 фазы L1). Остальная часть схемы остается неизменной (можно отсоединить проводники с силового контакта К5 в фазе L2).

Для исключения повторного запуска секундомера ре­остат R2 отсоединить от N (РЕN) проводника.

Включить автоматический выключатель QF, рубильни­ки Q1 и Q2.

Выключить автоматический выключатель QF. Проис­ходит запуск секундомера.

После размыкания силовых контактов К4 происходит останов секундомера вследствие разрыва его цепи пита­ния.

Суммарное время срабатывания реле контроля фаз и К4 должно соответствовать заводским данным или со­гласованному с энергоснабжающей организацией.

Примечание:

В рассматриваемой принципиальной схеме панелей ЗАВР-100; 160; 250; 400 используются реле напряжения (К1, К2, КЗ) типа РЭП15-220БУЗ, которые совместно с контакторами КТП601/ЗБУЗ регулировку выдержки времени срабатывания не обеспечивают.

Проверка АВР по п. 5.5.2 в этих случаях не производится.

6. Безопасные приёмы работ.

Работы по проверке устройств автоматического включения резервного питания выполняется по наряду-допуску или по распоряжению. Вид оформле­ния работ определяет работник, имеющий право выдачи нарядов и распоряжений. К работе допускаются лица из электротехнического персонала не моложе 18 лет, обученные и аттестованные на знание ПТБ, ПЭЭБ и данной методики, обеспеченные инструментом, индивидуальными защитными средствами, спецодеждой.

Состав бригады должен быть не менее двух человек:

— производитель работ с группой по электробезопас­ности не ниже III;

— член бригады с группой по электробезопасности не ниже III.

Запрещается выполнять работы при высокой влажности, а также в огне-, пожаро- и во взрывоопасных средах и помещениях.

Перед началом измерений необходимо изучить схему включения резервного питания электроустановки и принять меры препятствующие допуску на испытуемый объект лиц, не участвующих в испытаниях, при необходимости выставить наблюдающего.

По результатам измерений составляется протокол установленной формы. Лица, допустившие нарушения ПТБ или ПТЭЭП, а также допустившие искажения достоверности и точности измерений, несут ответственность в соответствии с законодательством и положением о передвижной электролаборатории.

Наладка АВР в Минске и по всей РБ

наладка и опробование АВР

Наладка и проверка АВР 0.4 кВ

На фоне глобальной электрификации всех областей техники и всех сфер жизни человека остро стоит вопрос постоянного наличия электроэнергии, что привело к появлению требований к электроснабжению различных потребителей. Требования эти закреплены и отражены в различных ТНПА, таких как ПУЭ и ТКП 385-2012. Согласно этим документам, необходимость бесперебойного электроснабжения для I и особой групп потребителей обусловлена возможностью гибели людей, взрывов или пожаров при отключении электропитания. Основным требованием является как можно меньший перерыв в питании потребителей. Это осуществляется посредством применения систем автоматического ввода резерва – АВР

АВР – способ увеличения надежности системы электроснабжения путем резервирования источника питания. Электрическая нагрузка особой и первой категорий, для которой недопустим перерыв в электроснабжении, питается не менее чем от трех или двух соответственно источников питания, один из которых – рабочий, а другой – резервный (впрочем, для некоторых видов АВР они могут быть равноценными).

фото схемы АВР

пример схемы автоматического ввода резерва (АВР)

Системы АВР после пусконаладочных работ должны автоматически включать резервный источник питания – генератор или АКБ взамен отключенного защитой или автоматически подключать сеть, потерявшую питание, к соседней секции, обеспеченной питанием, с целью быстрого восстановления электроснабжения. Рассмотрим некоторые особенности функционирования систем АВР на напряжение 0.4 кВ:

  • Автоматический ввод резерва должен производиться при падении напряжения питающей сети ниже 80%;
  • Система АВР не должна включаться на еще не отключенное КЗ;
  • При возобновлении электропитания система АВР должна вновь переключить питание  с резервного источника на основной;
  • Системы АВР должны иметь возможность отключения токов КЗ;
  • Перерыв в подаче энергии, т.е. время действия АВР, не должен превышать 0.5-0.8 секунды, чтобы нагрузка (например, электродвигатели или мощные электропечи) не успела отключиться, и после восстановления питания могла быстро войти в нормальный режим работы.

Из перечисленного видно, как важна грамотная наладка АВР. Легко понять, что для успешной работы этих систем помимо качественного монтажа и наладки нужны испытания АВР. 

Компания «ТМРсила-М», имеющая колоссальный опыт в электрофизических измерениях (ЭФИ), производит опробование и наладку АВР 0.4 кВ. АВР – важный элемент системы электроснабжения, поэтому в ТКП 181-2009 закреплена периодичность опробования АВР: не реже 1 раза в 6 месяцев у ответственных потребителей и не реже 1 раза в 12 месяцев у остальных потребителей. Проведение пусконаладочных работ грамотными специалистами обеспечит успешное функционирование всей системы электроснабжения. Своевременная проверка работоспособности АВР защитит от казусов при перебоях в электроснабжении, когда может оказаться неисправным реле, секционный выключатель или источник бесперебойного питания.

По окончании работы наши специалисты обязательно выдают протокол наладки АВР или протокол проверки работоспособности АВР, являющиеся гарантией качества проведенных работ.

 

Мы можем быть полезны Вам и Вашим знакомым!

Наладка устройств АВР | Наладка оборудования электрических подстанций | Архивы

Страница 20 из 22

8. НАЛАДКА УСТРОЙСТВ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВА (АВР)
Автоматическое включение резервных источников питания широко применяется в схемах электроснабжения. В зависимости от различных условий схемы АВР могут значительно отличаться одна от другой. Однако все они должны обеспечивать автоматическое включение резервного питания при исчезновении напряжения на шинах потребителя по любой причине (отключение от защиты, ошибочное отключение, исчезновение напряжения со стороны источника питания и т. п.). Включение резервного источника питания после отключения или исчезновения напряжения с рабочего источника питания должно производиться в возможно короткий промежуток времени. Схемы АВР во избежание повторных включений на установившееся короткое замыкание должны обеспечивать однократность действия АВР. С другой стороны, схемы АВР не должны допускать включения выключателя резервного питания до отключения выключателя рабочего источника питания. Выполнение этого требования необходимо для предотвращения возможности несинхронного включения резервного источника питания при неотключившемся рабочем источнике или выключения резервного питания на короткое замыкание при неотключившемся источнике рабочего питания.

Схема устройства АВР линии
Рис. 68. Схема устройства АВР линии при использовании выключателя с грузовым или пружинным приводом
Для пояснения ниже разбирается ряд схем устройств АВР.
Схема устройства АВР линии
Рис. 69. Схема устройства АВР трансформаторов с применением реле РОВ
На рис. 68 приведена схема устройства АВР линии при использовании выключателя с пружинным или грузовым приводом. При коротком замыкании на рабочей линии от действия релейной защиты отключается выключатель /, чем обесточивается трансформатор напряжения ПН. При этом срабатывают реле 1РН, которые, замыкая свои контакты, включают реле времени РВ, дающее через определенный промежуток времени импульс на отключающую катушку КО выключателя 1В. При отключении выключателя IB через переключатель блокировки ПБ замыкается цепь катушки включения выключателя 2В. При этом освобождается защелка, дающая возможность заведенному грузу или пружине включить выключатель 2В, восстановив таким образом питание потребителей.
Схема устройства АВР линии
Рис. 70. Схема АВР на низком напряжении с использованием автомата с включающим соленоидом

При наличии защиты на резервном вводе однократность действия АВР обеспечивается за счет времени подъема груза или времени завода пружины.
На рис. 69 приведена схема устройства АВР трансформаторов с применением реле РОВ, имеющем замедленное отпадание контактов. Действие схемы АВР аналогично разобранной выше.
При исчезании напряжения на шинах потребителя но любой причине произойдет отключение выключателей 1В и 2В. Выключатель 2В своими блок-контактами замкнет цепь на включение выключателей 4В и ЗВ через реле 2РП. Одновременно с этим разрывается цепь питания реле РОВ, которое с выдержкой времени на отпадание размыкает свой контакт, чем обеспечивает однократность действия АВР.
Схемы АВР могут быть осуществлены и на низком напряжении, например, с применением автомата с включающим соленоидом (рис.70).
Ввиду многообразия схем АВР, ниже приведены основные положения по наладке устройств АВР.
Как и обычно, прежде всего производят проверку схемы, настройку реле и другие работы по общей проверке и испытанию аппаратуры, входящей в схему АВР. На реле минимального напряжения и реле контроля напряжения устанавливают рабочие уставки. Затем определяют и устанавливают выдержку времени на отпадание контактов реле РОВ. Проверяют взаимодействие элементов схемы и измеряют время действия АВР от момента подачи импульса на отключение рабочего выключателя до замыкания главных контактов резервного выключателя.

Протокол проверки работоспособности системы АВР. ЭЛ-11а

Электролаборатория » Услуги электролаборатории » Протоколы электролаборатории » Протокол проверки работоспособности системы АВР. ЭЛ-11а

__________________________________________
(наименование организации, предприятия)

 

  ЭЛ –11a
(для сложного исполнения АВР)

_________________________________________
Свидетельство о регистрации № ______________
Действительно до «____»______________ 200   г.
Лицензия Минэнерго РФ № _________________
Действительна до «____»______________ 200   г.
  Заказчик: ___________________________________________
Объект: ____________________________________________
Адрес: _____________________________________________
Дата проведения измерений: «____»_____________ 200__ г.  

  ПРОТОКОЛ  № ____
проверки работоспособности системы АВР

Климатические условия при проведении проверки
Температура воздуха _______ °С.  Влажность воздуха _______ %.  Атмосферное давление _______ мм.рт.ст.

Цель проверки (испытаний электролаборатории)
_________________________________________________________________________
(сличительные, контрольные испытания, эксплуатационные, для целей сертификации)

Нормативные и технические документы, на соответствие требованиям которых проведены проверки (испытания):
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 

Нормативные и технические документы, на соответствие требованиям которых проведены проверки (испытания): __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

  1. Тип и характеристика системы АВР

1.1.Типовое обозначение, наименование по проекту системы АВР __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1.2.Система АВР предназначена __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1.3.АВР обеспечивает возможность его действия при следующих нарушениях: __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1.4.При восстановлении напряжения на рабочем источнике питания АВР (обеспечивает, не обеспечивает) __ __ __ __ __  восстановление схемы до аварийного режима.

1.5.Рабочий и резервный элементы АВР имеют (один, разные)__ __ __ __ источник(и) питания.

1.6. Электроустановка(имеет, не имеет) __ __ __ __ __  электродвигатели включающиеся на самозапуск при срабатывании АВР.

1.7. Пусковой орган напряжения АВР на отключение выключателя рабочего источника питания действует с (с выдержкой, без выдержки)__ __ __ __ __ времени.

1.8. АВР при отключении выключателя рабочего источника питания, включает источник резервного источника питания (с выдержкой, без выдержки) __ __ __ __ __ __ __ времени.

1.9. В системе АВР (предусмотрен, не предусмотрен) __ __ __ __ __ __ минимальный элемент напряжения пускового органа АВР реагирующий на исчезновение напряжения рабочего источника.

1.10. В системе АВР (предусмотрен, не предусмотрен) __ __ __ __ __ __  элемент контроля напряжения на шинах резервного источника

1.11 Блокировки в системе АВР __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1.12 Дополнительные пусковые органы системы АВР __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

1.13. Дополнительные устройства системы АВР __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

 2. Поверка пусковых органов, элементов, устройств и аппаратов системы АВР

2.1. Испытание выключателей, контакторов, пускателей многократными включениями и отключениями.

№№
п.п.
Назначение

Тип

Мон-тажный
символ

Опе-рация

Напряжение оперативного тока в %Uн

Колиество операций

Вывод

               
               
               

2.2. Проверка времени срабатывания пусковых органов, элементов системы АВР

№№

п.п.

Пусковой орган, элемент системы АВР

Аппарат, устройство

Заданая выдержка времени

Измеренная выдержка времени

Вывод

           
           
           

Разброс времени срабатывания не превышает значений предусмотренных заводом изготовителем

2.3. Проверка напряжений срабатывания системы АВР

№№

п.п.

Пусковой орган, элемент системы АВР

Аппарат, устройство

Заданное напряжение срабаывания

Измеренное напряжение срабатывания

Вывод

           
           
           

Разброс напряжений срабатывания не превышает значений предусмотренных заводом изготовителем.

2.4. Поверка функционирования пусковых органов, устройств, элементов системы АВР

№№
п.п.

Испытываемый пусковой орган, устройство, элемент системы АВР

Напряжение оперативного тока, % номинального

Вывод

       
       
       
 3. Проверка функционирования системы АВР

3.1. Проверка функционирования системы АВР осуществлена опробованием путем поочередного отключения вводов со стороны питания.

3.2. Функционирование системы АВР соответствует проекту.
Параметры напряжений срабатывания пусковых органов АВР соответствуют __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
(документ, определяющий параметры напряжений срабатывания)__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

3.3. Параметры времени срабатывания пусковых органов АВР соответствуют (документ определяющий параметры времени срабатывания) __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ согласованы с (организации с которыми согласованы параметры времени срабатывания) __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ .

3.4. Вторичные цепи и аппараты АВР испытаны
напряжением __ __ __ __ __ __ В (род тока, исп. устройство) __ __ __ __ __ __ ., в течение __ __ __ __ __ __ мин.

3.6. Сопротивление изоляции цепей и аппаратов АВР не менее __ __ __ __ __ __ Мом,

 4. Проверки проведены приборами:


п/п

Тип

Заводской номер

Метрологические характеристики

Дата поверки

 

№ аттестата
(свидетельства)

Орган государственной. метрологической службы, проводивший поверку

Диапазон измерения

Класс точности

последняя

очередная

                 
                 
                 
                 
                 


Примечание: к протоколу прилагается схема проведения проверки


Выводы: ________________________________________________________________
________________________________________________________________________ 
________________________________________________________________________
Заключение: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________ 
________________________________________________________________________

 

Испытания провели: _________________
(должность)
_________________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)
  _________________
(должность)
_________________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)
Протокол проверил: _________________
(должность)
_________________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)


 

Частичная или полная перепечатка и размножение только с разрешения испытательной лаборатории.
Исправления не допускаются.
Протокол распространяется только на элементы электроустановки, подвергнутые проверке (испытаниям).

Вы можете ознакомиться с другими протоколами электролаборатории:


ЭЛ – 1 Протокол визуального осмотра
ЭЛ – 2 Протокол проверки наличия цепи между заземлёнными установками и элементами заземлённой установки
ЭЛ – 3 Протокол проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей, обмоток электрических машин
ЭЛ – 4 Протокол проверки сопротивления изоляции электрических аппаратов
ЭЛ – 5 Протокол проверки согласования параметров цепи «фаза – нуль»с характеристиками аппаратов защиты и непрерывности защитных проводников
ЭЛ – 6 Протокол проверки автоматических выключателей напряжением до 1000 В
ЭЛ – 6а Протокол проверки автоматических выключателей напряжением до 1000 В
ЭЛ – 7 Протокол проверки и испытания устройств защитного отключения, управляемых дифференциальным током (УЗО)
ЭЛ – 7а Протокол проверки и испытания устройств защитного отключения, управляемых дифференциальным током (УЗО)
ЭЛ – 8 Протокол проверки сопротивлений заземлителей и заземляющих устройств
ЭЛ – 8a Протокол проверки сопротивлений заземлителей и заземляющих устройств
ЭЛ – 9 Протокол проверки измерительных трансформаторов тока комплекса расчётного учёта электроэнергии
ЭЛ – 10 Протокол испытаний крюков для подвески светильников и узлов крепления розеток
ЭЛ – 11 Протокол проверки работоспособности системы АВР
ЭЛ – 12 Ведомость дефектов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *