КВ — это… Что такое КВ?
КВкоманда выздоравливающих
в госпитале
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
КВкрытый вагон
ж.-д.
КВкиловольтметр
КВклуб ветеранов
КВКрасноярские волокна
ООО
Источник: http://www.regnum.ru/expnews/195293.html
КВкросс ввода
эллектр.
КВ коленвал
коленчатый вал
- капвложения
- КВ
- КВЛ
капитальные вложения
фин.
компенсационная выплата
Источник: http://www.regnum.ru/expnews/185308.html
КВКубок вызова
спорт
кВкиловольт
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
космические войска
воен., косм.
Источник: «Коммерсантъ Власть», 14.05.2002
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
КВкапиталовложения
КВ«Криминальные вести»
газета
г. Иваново, издание
- КВ
- комвзвод
- комвзвода
командир взвода
воен.
- КВ
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
КВкотел водогрейный
короткие волны
коротковолновый
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
КВКабо-Верде
государство в Африке
Кабо-Верде
КВконцевой выключатель
КВкислородный вентиль
КВкомендантский взвод
воен.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
- коленвал
- КВ
коленчатый вал
коньяк выдержанный
в маркировке
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
КВконечный выключатель
КВклапан включения
КВкондиционирование воздуха
коэффициент воспроизводства
ядерного топлива
энерг.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
КВкабель высоковольтный
КВ«Киевские ведомости»
издание, Киев
- КВ
- КВ-
Клим Ворошилов
марка танка
- КВ
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
- КВ-
танк
например: КВ-2
контроль времени
порт., спорт
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
КВкапсюль-воспламенитель
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
КВкорректор высотный
- кВ
- КВ
континентальный воздух
- кВ
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
- кВ
- КВ
континентальный воздух
- кВ
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
конвейер выгрузки
КВкороб водостока
КВкультурно-воспитательный
КВкалий виннокислый
КВконцентрат вольфрамовый
КВклиматический вихрь
Карловы Вары
город
Чехия
КВкнопка вызова
КВконвейерные весы
в маркировке
КВкерамическое волокно
в маркировке
КВкарданный вал
КВклан вар
англ.: CW, clan war
игра между двумя кланами
англ., сетевое
КВКоты-воители
серия книг английской писательницы Эрин Хантер
лит.
Источник: http://cat-warriors.narod.ru/index_2.html
КВкамера высоковольтная
КВкомиссионное вознаграждение
фин.
КВклуб выпускников
образование и наука
КВкризис вербальности
в книге Алексея Иванова «Блуда и МУДО»
худ.
Источник: http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=1875
КВконтроллер водителя
в трамвае, троллейбусе
ср.: КМ
Источник: http://www.fot.com.ru/lofiversion/index.php/t13539-0.html
КВкорпоративная вечеринка
Источник: http://www.nr2.ru/moskow/97927.html
КВконтрастное вещество
мед.
Квкоэффициент выработанности
запасов месторождения
Источник: http://www.garant.ru/hview.php?pid=82450&ssid=32&dt=federal&mail
КВкучное выщелачивание
геол.
Источник: http://www.geoinform.ru/?an=drm_07_04_03
КВ«Костромские ведомости»
газета
г. Кострома, издание
Источник: http://www.regnum.ru/news/593191.html
КВкончевые выключатели
авиа
КВ«Канские ведомости»
газета
издание
Источник: http://krasrab.krsn.ru/archive/2005/10/28/news/all_news
КВ«Крымское время»
газета
издание, Крым
Источник: http://www.press.crimea.ua/rus/arch-ru.html
КВ«Красный Восток»
ранее:
ОАО ПК «Красный Восток»
в названии ОАО «ПО КВ-Солодовпиво»
http://www.krvostok.ru/
организация
Источник: http://www.loglink.ru/news/record/?id=1242
КВ«Красный Восток»
после:
ОАО «ПО КВ-Солодовпиво»
ПК, ОАО
http://www.krvostok.ru/
г. Казань, организация
Источник: http://www.e-vid.ru/article.jsp?id=3606
КВ«Компьютерные вести»
газета
http://www.kv.by/
г. Минск, издание
Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.
Список обозначений советской и российской бронетехники на стадии проектирования
Заводское обозначение | Войсковой индекс | Примечание | |
---|---|---|---|
ГАЗ-49 | БТР-60 | носивший также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее» | |
ГАЗ-50 | — | опытная колёсная боевая машина пехоты из узлов и агрегатов ГАЗ-49 (БТР-60ПБ), впоследствии на базе был создан БТР-70 | |
ЗИЛ-153 | — | опытный бронетранспортёр | |
К-73 | — | опытная десантируемая противотанковая САУ | |
К-75 | — | опытный гусеничный бронетранспортёр, на базе Т-70 | |
К-78 | — | опытный плавающий гусеничный бронетранспортёр | |
К-90 | — | опытный лёгкий плавающий танк | |
объект Р-50-1 | — | опытный командирский танк на базе Т-54, КБ завода № 112 «Красное Сормово» | |
объект 003 | Т-64Т | опытная модификация Т-64 с вертолётным двигателем ГТД-3ТЛ | |
объект 004 | — | опытный средний танк с ГТД-3ТП, установленным продольно | |
объект 6 | МТ-ЛБ | многоцелевой тягач (транспортёр)- лёгкий бронированный | |
объект 8М-906 | — | опытный ходовой макет боевой машины на воздушной подушке, на базе ПТ-76 | |
объект 9 | БТС-2 | бронированный тягач, на базе Т-54 | |
объект 10 | МТ-ЛБу | ||
объект 020 | Т-40 | ||
объект 030 | Т-30 | лёгкий танк, предшественник Т-60 | |
объект 032 | — | безэкипажная рабочая машина инженерного роботизированного комплекса Клин-1 с дистанционным, управлением на базе ИМР-2Д для действий в зонах радиации | |
объект 033 | — | машина управления роботизированного комплекса Клин-1, на базе Т-72А | |
объект 19 | — | опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты | |
изделие 21 | ГТ-Т | гусеничный транспортёр-тягач | |
объект 26 | 2С1 | 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» | |
объект 27 | — | шасси одного из модулей передвижной атомной электростанции ТЭС-3, на базе Т-10 | |
объект 42 | — | тяжелый транспортный трактор на базе шасси танка Т-34, изготовленный на заводе № 183 | |
объект 101 | Р-39 | опытный плавающий танк | |
объект 103 | — | проект тяжелого танка береговой обороны (на базе Т-100 со 130-мм морской пушкой Б-13) | |
объект 105 | СУ-100П | 100-мм самоходная артиллерийская установка | |
объект 108 | СУ-152Г | ||
объект 112 | БТР-112 | ||
объект 116 | СУ-152П | ||
объект 117 | СПУ-117 | опытная самоходная прожекторная установка | |
объект 118 | ГМЗ-1 | ||
объект 118-2 | ГМЗ-2 | ||
объект 119 | ЗСУ-37-2 | ЗСУ-37-2 «Енисей», также известная как 2А1 | |
объект 120 | СУ-152 «Таран» | ||
объект 123 | 2П24 | СПУ ЗРК «Круг» | |
объект 124 | 1С32 | СНР ЗРК «Круг» | |
объект 125 | 2П11 | СПУ опытного ОТРК 2К10 «Ладога» | |
объект 126 | 2П12 | ТЗМ опытного ОТРК 2К10 «Ладога» | |
объект 127 | — | специальная боевая машина (СБМ), предназначенная для уничтожения скоплений танков и других объектов противника (существовала в стадии эскизного проекта) | |
объект 130 | — | проект зенитной самоходной установки на базе ЗСУ-37-2 «Енисей» | |
объект 135 | Т-34-85 | Т-34 образца 1944 года с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 | |
объект 136 | Т-44 | ||
объект 137 | Т-54 | ||
объект 137Г | Т-54А | ||
объект 137ГК | Т-54АК | ||
объект 137Г2 | Т-54Б | ||
объект 137К | Т-54К | ||
объект 137КЦ | Т-54БК | ||
объект 137М | Т-54М | модификация танка Т-54 | |
объект 138 | СУ-100 | ||
объект 139 | Т-54М | опытный средний танк, не путать с серийным Т-54М (объект 137М) | |
объект 140 | — | опытный средний танк | |
объект 141 | — | опытный Т-54 вооруженный пушкой Д-54, установлен одноплоскостной стабилизатор «Радуга» | |
объект 150 | ИТ-1 | ракетный танк, на базе опытного среднего танка объект 140 | |
объект 155 | Т-55 | ||
объект 165 | Т-62А | ||
объект 166 | Т-62 | ||
объект 166М | — | опытный танк, оснащённый опорными катками меньшего диаметра, как у объекта 167, и двигателем В-36Ф, мощностью 640л.с. | |
объект 166МЛ | — | объект 166М на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка» | |
объект 166М6 | Т-62М | ||
объект 166П | Т-62П | опытные Т-62 с подбоем для усиления противорадиационной защиты | |
объект 167 | — | опытный средний танк, на базе Т-62, с новой ходовой частью | |
объект 167Ж | — | модификация с пушкой 2А21 | |
объект 167М | Т-62Б | модификация с пушкой Д-81 | |
объект 167Т | — | танк с газотурбинным двигателем ГТД-3Т | |
объект 167ТУ | — | танк с газотурбинным двигателем ГТД-3ТУ, имевшим сокращенное время пуска в условиях низких температур | |
объект 167ТМ | — | на базе серийного танка Т-62 с двигателем ГТД-3ТУ, но с ходовой частью танка объект 167 | |
объект 170 | — | опытный лёгкий танк, на базе объекта 907, с управляемой ракетой ПТРК «Омар» | |
объект 172 | — | опытный основной боевой танк | |
объект 172М | Т-72 | ||
объект 172МК | Т-72К | Т-72К «Урал-К» — командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М), на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект. | |
объект 172МН | — | опытный образец танка Т-72 (об.172М), на котором была установлена 130-мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972—1974 гг. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А. А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался. | |
объект 172МД | — | опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125-мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался. | |
объект 172МП | — | опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний. | |
объект 172-2М | — | опытный основной боевой танк объект 172-2М «Буйвол» | |
объект 173 | — | модификация объекта 172, с использование боевого отделения от Т-64А | |
объект 175 | — | результат работ проводившихся в 1970-75 гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72) | |
объект 176 | Т-72А | ||
объект 177 | — | опытная модификация Т-72 с КУВ с лазерным наведением «Свирь». | |
объект 179 | — | опытная модификация Т-72 с СУО «Обь» и КУВ «Кобра». | |
объект 184 | Т-72Б | ||
объект 186 | — | опытная модификация Т-72, созданный в рамках второго этапа ОКР «Совершенствование Т-72А». На танке был установлен новый 16-и цилиндровый Х-образный дизельный двигатель 2В-16, мощностью 1000—1200 л.с. с вентиляторная система охлаждения. | |
объект 187 | — | опытный основной боевой танк | |
объект 188 | Т-90 | ||
объект 195 | Т-95 | опытный основной боевой танк | |
объект 195 | — | опытный лёгкий плавающий танк с ГТД-051А, разработки СТЗ | |
объект 197 | БМР-3М | бронированная машина разминирования БМР-3М «Вепрь» | |
объект 197А | БМР-3МА | модифицированная версия БМР-3М с установкой тралов сплошного траления, и двигателя В-92С2 | |
объект 198 | — | унифицированная тяжелая гусеничная платформа «Армата» | |
объект 199 | БМПТ | ||
объект 209 | Пингвин | антарктический вездеход, на базе БТР-50П | |
объект 210 | — | вездеход на базе БТР-50П для личного состава Северного флота, (1958) | |
объект 211 | — | БТР-50П с ГТД-350 | |
объект 211 | Т-50-2 | проект лёгкого танка ЛКЗ | |
объект 212 | — | проект довоенного штурмового орудия СКБ-4 ЛКЗ на базе КВ | |
объект 217 | ППГ | опытная танкетка | |
объект 218 | — | проект электротральщика на базе КВ | |
объект 218 | Т-80Б | ||
объект 219А | Т-80А | ||
объект 219АС | Т-80У-М | ||
объект 219сп1 | Т-80 | ||
объект 219Р | Т-80Б | ||
объект 219РВ | Т-80БВ | ||
объект 220 | КВ-220 | опытный тяжёлый танк, так же обозначался как Т-220 | |
объект 222 | КВ-6 | опытный тяжёлый танк | |
объект 223 | КВ-3 | опытный тяжёлый танк | |
объект 225 | КВ-5 | проект сверхтяжёлого танка | |
объект 227 | КВ-7 | опытная тяжёлая самоходно-артиллерийская установка | |
объект 228 | КВ-8 | огнемётный тяжёлый танк | |
объект 229 | КВ-9 | опытный артиллерийский (штурмовой) тяжёлый танк | |
объект 232 | КВ-12 | химический танк, серийно не производился | |
объект 233 | КВ-13 (ИС-1) | средний танк тяжёлого бронирования КВ-13 (1942), прототип тяжёлого танка ИС-1 (1943) | |
объект 234 | (ИС-2) | прототип тяжёлого танка ИС-1 на шасси КВ-13 с башней от КВ-9 (1943) | |
объект 235 | КВ-8С | огнемётный тяжёлый танк | |
объект 236 | СУ-152 (КВ-14) | ||
объект 237 | ИС-1 (ИС-85) | ||
объект 238 | КВ-85Г | опытный КВ-1с с 85-мм пушкой С-31 | |
объект 239 | КВ-85 | КВ-1с с изменённым корпусом, башней от ИС-1 и 85-мм пушкой Д-5Т | |
объект 240 | ИС-2 | ||
объект 241 | ИСУ-152 | ||
объект 242 | ИСУ-122 | ||
объект 243 | ИСУ-122-1 | ИСУ-122, вооружённая длинноствольной пушкой БЛ-9 | |
объект 244 | — | опытный танк «Объект 237» с 85-мм пушкой Д-5Т-85БМ (1943), опытный танк с 122-мм пушкой Д-30 и опорными катками танка «Объект 252» ИС-6 (1944) | |
объект 245 | ИС-4 | опытный танк ИС-1 с 100-мм пушкой Д-10Т и переработанной башней, не путать с серийным ИС-4 | |
объект 246 | ИСУ-152-1 (ИСУ-152БМ) | ИСУ-152, вооружённая длинноствольной пушкой БЛ-8 | |
объект 247 | ИСУ-152-2 | ИСУ-152, вооружённая длинноствольной пушкой БЛ-10 | |
объект 248 | ИС-5 | первый проект ИС-5, по сути ИС-1 со 100 мм пушкой С-34 и переработанной башней | |
объект 249 | ИСУ-122С | ||
объект 250 | ИСУ-130 | ||
объект 251 | ИСУ-122-3 (ИСУ-122БМ) | ИСУ-122, вооружённая длинноствольной пушкой С-26-1 | |
объект 252 | ИС-6 | ||
объект 253 | ИС-6 | ||
объект 257 | ИС-7 | варианты отличались типом силовой установки и трансмиссии | |
объект 258 | |||
объект 259 | |||
объект 260 | |||
объект 261 | — | проект сверхтяжёлого штурмового орудия на базе ИС-7 | |
объект 263 | — | проект сверхтяжёлого самоходной артиллерийской установки на базе ИС-7 | |
объект 264 | — | опытный Т-10, с прототипом пушки М-62-Т2 (2А17) | |
объект 264 | — | опытный Т-10, с прототипом пушки М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками | |
объект 266 | — | опытный тяжёлый танк, на базе Т-10 | |
объект 267 сп.1 | — | Т-10 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости | |
объект 267 сп.2 | — | Т-10 с двухплоскостным стабилизатором | |
объект 268 | — | опытная противотанковая САУ, на базе Т-10 | |
объект 269 | — | опытный Т-10, предназначенный для отработки прицела-дальномера | |
объект 271 | 2А3 «Конденсатор» | опытная самоходная артиллерийская установка особой мощности | |
объект 272 | Т-10М | обозначение ЛКЗ | |
объект 272К | Т-10МК | обозначение ЛКЗ | |
объект 273 | 2Б1 «Ока» | опытная самоходная 420-мм миномётная установка | |
объект 277 | — | должен был заменить танк Т-10 | |
объект 278 | — | аналог объекта 277 с газотурбинным двигателем, в металле построен не был | |
объект 279 | — | танк с уникальной ходовой частью (четыре гусеницы) | |
объект 280 | — | опытная боевая машина реактивной артиллерии, на базе ПТ-76 | |
объект 282 | — | опытный ракетный танк, на базе Т-10 | |
объект 286 | — | ракетный танк с управляемой ракетой ПТРК «Лотос» | |
объект 287 | — | экспериментальный ракетный танк, на базе шасси объекта 430 | |
объект 288 | — | экспериментальное шасси на базе объекта 287 с двумя вертолётными турбинами ГТД-350Т | |
объект 289 | — | эскизный проект танка с ГТСУ | |
объект 291 | — | опытный танк на базе Т-80У, с новой СУО, радиопоглощающим покрытием, новым отвалом для самоокапывания, включенный в схему защиты. | |
объект 292 | — | танк Т-80 со 152-мм нарезной пушкой | |
объект 299 | — | проект танка, был построен ходовой макет | |
объект 303 | 2С3 | 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» | |
объект 305 | 2С4 | 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» | |
объект 306 | МТ-С | средний гусеничный многоцелевой транспортёр-тягач | |
объект 307 | 2С5 | 152-мм самоходная гаубица 2С5 «Гиацинт-С» | |
объект 316 | 2С19 | Мста-С | |
объект 318 | ГМЗ-3 | гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 | |
объект 327 | — | опытная 152-мм самоходная пушка | |
объект 350 | 2С19М1-155 | модернизация самоходной гаубицы «Мста-С», с установкой 155-мм орудия под стандарты NATO | |
объект 352 | 2С6 | боевая машина ЗПРК «Тунгуска» | |
объект 355 | 9А330 | боевая машина ЗРК «Тор» | |
объект 401 | АТ-Т | тяжёлый арттягач на агрегатах Т-54 | |
объект 401А | АТ-ТА | арктическая модификация АТ-Т с уширенными до 75 см гусеницами и наддувным мотором | |
объект 402 | модификация АТ-Т с двигателем В-54 | ||
объект 403 | шасси объекта 404 | ||
объект 404 | Харьковчанка | антарктический вездеход на шасси АТ-Т | |
объект 404С | Харьковчанка-2 | антарктический вездеход на шасси АТ-Т | |
объект 405 | шасси путепрокладчика БАТ | ||
объект 405МУ | шасси путепрокладчика БАТ-М | ||
объект 407 | шасси артиллерийской радиолокационной станции обнаружения миномётов «Молния» | ||
объект 409 | шасси траншейной машины БТМ | ||
объект 409У | шасси траншейной машины БТМ-3 | ||
объект 409МУ | шасси котлованной машины МДК-2М | ||
объект 412 | ПТ-54 | минный трал для Т-54 | |
объект 413 | — | опытный трал сплошного траления | |
объект 416 | СУ-100М | опытная 100-мм самоходная артиллерийская установка, ранее разрабатываемый как принципиально новый танк | |
объект 421 | МТУ | танковый мостоукладчик, на базе Т-54 | |
объект 429 | — | опытный тягач, на базе шасси Т-64 | |
объект 429А | — | опытное шасси для 2С7 | |
объект 429АМ | МТ-Т | многоцелевой тягач тяжелый, на базе шасси Т-64 | |
объект 430 | — | опытный средний танк, прототип Т-64 | |
объект 431 | — | опытный танк с управляемым ракетным оружием на базе Т-54 | |
объект 432 | Т-64 | ||
объект 432Т | Т-64Т | опытная модификация с ГТД-3ТЛ | |
объект 432Р | Т-64Р | модернизированная версия с доработкой машины до уровня Т-64А | |
объект 434 | Т-64А | ||
объект 435 | — | опытный средний танк, на базе объект 430 | |
объект 436 | — | опытная модификация Т-64А с двигателем В-45 | |
объект 437 | — | опытный объект 434 с 125-мм пушкой Д-85 и новым сферическим затвором | |
объект 437А | Т-64Б1 | то же, что Т-64Б, но без ракетного вооружения | |
объект 438 | — | опытная модификация Т-64А с двигателем В-45 и усовершенствованным МТО | |
объект 439 | — | опытная модификация Т-64А с двигателем В-45 и новым МТО | |
объект 440 | — | опытный танк Т-54, оснащенный ПАЗ | |
объект 441 | — | опытный танк Т-54, оснащенный ПАЗ | |
объект 442 | — | опытный танк Т-54, оснащенный встроенной термической дымовой аппаратурой | |
объект 446 | Т-64АК | ||
объект 446Б | Т-64БК | ||
объект 447А | Т-64Б | ||
объект 450 | Т-74 | проект основного боевого танка | |
объект 476 | Т-64Б | опытный танк на базе Т-64А, с новым двигателем 6ТД, МТО и башнями | |
объект 477 | — | опытный танк, по ОКР «Боксер», впоследствии ОКР «Молот» | |
объект 478 | — | опытный танк, прототип Т-80УД | |
объект 478Б | Т-80УД | ||
объект 478ДУ2 | Т-84 | ||
объект 481 | ОТ-54 | огнемётный танк | |
объект 482 | ТО-55 | огнемётный танк | |
объект 483 | — | опытный огнемётный танк | |
объект 485 | — | танк Т-54 оборудованный под установку плавсредств | |
объект 486 | — | опытный образец танка Т-54 с ОПВТ | |
объект 490 | — | опытный танк, по ОКР «Бунтарь» | |
объект 500 | ЗСУ-57-2 | зенитная самоходная установка | |
объект 501 | БРМ-3К | Боевая разведывательная машина «Рысь» | |
объект 510 | — | опытная зенитная самоходная установка оборудованная индивидуальными плавсредствами | |
объект 520 | — | опытная зенитная самоходная установка | |
изделие 521 | — | универсальное гусеничное шасси | |
изделие 521М1 | МГШ-521М1 | многоцелевое гусеничное шасси | |
изделие 521С | МГШ-521М1 | универсальное гусеничное шасси повышенной грузоподъёмности | |
изделие 522 | МГШ-522 | машина гусеничная пассажирская | |
изделие 523 | СКБМ-523 | специальная краново-бурильная машина | |
изделие 523М | СКБМ-523М | специальная краново-бурильная машина | |
изделие 528 | ПГБМ-528 | передвижная гусеничная буровая машина | |
изделие 529 | МГГ-529 | машина гусеничная грузовая | |
объект 530 | — | опытная зенитная самоходная установка | |
изделие 536 | — | модернизированный гусеничный транспортёр-тягач | |
объект 545 | МАЗ-545 | седельный тягач | |
объект 545А | МАЗ-545А | балластный тягач | |
объект 547 | МАЗ-547 | ||
объект 560 | — | эскизный проект специальной боевой машины (СБМ) | |
объект 562 | МТ-СМ | средний многоцелевой транспортёр-тягач | |
объект 563 | ТЗМ-Т | транспортно-заряжающая машина из состава системы ТОС-1А «Солнцепёк» | |
объект 564 | БМО-Т | тяжёлая боевая машина огнемётчиков | |
объект 568 | 1С91 | СУРН ЗРК «Куб» | |
объект 569 | 9А38 | СОУ ЗРК «Куб-М4» | |
объект 570 | АСУ-76 | ||
объект 572 | АСУ-57 | ||
объект 575 | ЗСУ-23-4 | ||
объект 577 | 9А39 | ПЗУ ЗРК «Бук» | |
объект 578 | 2П25 | СПУ ЗРК «Куб» | |
объект 579 | 9С470 | КП ЗРК «Бук» | |
объект 600 | СУ-122-54 | ||
объект 601 | — | опытная радиоуправляемая танковая мишень на базе Т-55 | |
объект 602 | МТУ-20 | ||
объект 605 | — | опытный танк Т-54 с системой электропитания | |
объект 608 | БРЭМ-1 | ||
объект 609 | — | опытный танк Т-55 с усиленным уровнем защиты от проникающей радиации ядерного взрыва | |
объект 610 | — | опытная машина управления огнём артиллерии «Буйвол» | |
объект 611 | — | опытные образцы танков Т-54 обр. 1951 г., Т-54А и Т-54Б с повышенным уровнем защиты от проникающей радиации ядерного взрыва | |
объект 612 | — | опытная радиоуправляемая танковая мишень на базе Т-62 | |
объект 614А | — | опытный танк Т-54А, на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка» | |
объект 614Б | — | опытный танк Т-54Б, на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка» | |
объект 614В | — | опытный танк Т-55А, на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка» | |
объект 616 | ИМР-1 | инженерная машина разграждения | |
объект 618 | — | опытная КШМ завода № 174 в Омске на базе Т-64 | |
объект 619В | — | опытная модификация Т-64 с плавсредствами ПСТ-63А | |
объект 632 | МТУ-72 | ||
объект 634 | ТОС-1 | ||
объект 634Б | БМ-1 | боевая машина из состава системы ТОС-1А Солнцепёк | |
объект 675 | — | прототип БМП-2 | |
объект 640 | — | Чёрный орёл (танк) | |
объект 659 | — | опытная боевая машина пехоты | |
объект 680 | — | опытная боевая машина пехоты, на базе БМП-1 | |
объект 681 | — | опытная боевая машина пехоты, на базе БМП-1 | |
объект 685 | — | опытный десантируемый лёгкий плавающий танк | |
объект 688 | БМП-3 | отличалась от БМП башней и вооружением | |
объект 688М | БМП-3 | ||
объект 701 | — | тяжёлый танк | |
объект 701-2 | — | опытный тяжёлый танк с пушкой С-34 | |
объект 701-5 | — | тяжёлый танк с пушкой Д-25Т | |
объект 701-6 | ИС-4 | тяжёлый танк | |
объект 703 | ИС-3 | ||
объект 704 | ИСУ-152 образца 1945 года | опытное штурмовое орудие на базе ИС-3 | |
объект 705 | — | проект тяжёлого танка с 122-мм пушкой БЛ-13 и задним расположением башни | |
объект 705А | — | проект сверхтяжёлого танка с 152-мм пушкой М-51 и задним расположением башни | |
объект 706 | — | проект или эскиз тяжелого танка | |
объект 709 | Т-10М | Т-10М с более простой механической трансмиссией | |
объект 711 | Т-140 | Т-140 | |
объект 712 | БМ-24Т | гусеничная реактивная система залпового огня | |
объект 715 | — | проект самоходной установки с 152-мм пушкой (возможно именовалась СУ-152БМ) | |
объект 718 | — | проект тяжелого четырёхгусеничного танка | |
объект 726 | — | проект тяжелого четырёхгусеничного танка | |
объект 728 | ПТ-76 | Ранний полноразмерный макет объекта 740, изготовленный для исследования плавучести | |
объект 730 | Т-10 | ||
объект 730А | Т-10А | ||
объект 730Б | Т-10Б | ||
бъект 732М | — | опытный танк Т-10М, на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка» | |
объект 734 | Т-10М | обозначение ЧТЗ | |
объект 740 | ПТ-76 | ||
объект 747 | — | проект тяжёлого ракетного танка, на базе Т-10, с ПТРК «Рубин» | |
объект 750 | БТР-50П | ||
объект 750К | БТР-50ПУ | ||
объект 750М | БТР-50ПА | ||
объект 750ПК | БТР-50ППК | ||
объект 757 | — | опытный тяжёлый ракетный танк, на базе ИС-3М | |
объект 760 | — | опытный ходовой макет боевой машины на воздушной подушке | |
объект 761 | БРДМ-ВПК | проект бронированной разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке | |
объект 765 | БМП-1 | ||
объект 768 | — | опытная боевая машина пехоты, на базе БМП-1 | |
объект 769 | — | опытная боевая машина пехоты, на базе БМП-1 | |
объект 770 | — | опытный тяжёлый танк | |
объект 772 | — | проект ракетного танка, на базе шасси Т-64 | |
объект 775 | — | экспериментальный ракетный танк | |
объект 775Т | — | модификация с ГТД-700 | |
объект 778 | — | проект ракетного танка | |
объект 780 | — | экспериментальный ракетный танк, на базе объект 775 | |
объект 781 | — | опытная боевая машина поддержки танков | |
объект 782 | — | опытная боевая машина поддержки танков, на базе Т-72Б | |
объект 785 | — | опытный основной боевой танк | |
объект 787 | — | опытная боевая машина поддержки танков | |
объект 803 | 8У218 | самоходная пусковая установка ОТР 8К11 на базе ИСУ-152К | |
объект 804 | 2П4 | самоходная пусковая установка ТРК 2К4 «Филин» на базе ИСУ-152К | |
объект 805 | защищённый самоходный манипулятор для заправки специальной БЧ «Генератор-5» боевыми радиоактивными веществами | ||
объект 815 | — | опытный стартовый агрегат для комплексов РТ-15, на базе танка Т-10 | |
объект 820 | — | опытный транспортно-установочный агрегаты для комплексов РТ-20, на базе танка Т-10М | |
объект 821 | — | опытная пусковая установка для комплексов РТ-20, на базе танка Т-10М | |
объект 825 | — | опытное гусеничное шасси для комплексов Темп-2С, объект 825сп2 на базе шасси Т-10, объект 825сп3 на базе шасси Т-80 | |
объект 900 | БТР-50ПУ | ||
объект 904 | — | опытный ходовой макет боевой машины на воздушной подушке | |
объект 905 | БТР-50ПН | ||
объект 906 | ПТ-85/ПТ-90 | опытный лёгкий плавающий танк | |
объект 907 | ПТ-76М | опытный лёгкий плавающий танк, модернизация ПТ-76 | |
объект 907 | — | проект среднего танка | |
объект 909 | — | проект командно-штабной машины, на базе объекта 906 | |
объект 911 | — | опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты | |
объект 911Б | — | опытный лёгкий плавающий танк | |
объект 914 | — | опытная боевая машина пехоты | |
объект 915 | БМД-1 | ||
объект 916 | БМД-2 | ||
объект 916К | БМД-2К | ||
объект 920 | — | ракетный танк с управляемой ракетой ПТРК «Лотос-М» | |
объект 924 | 2С2 «Фиалка» | опытный десантируемная самоходная 122-мм гаубица, на базе шасси БМД-1 и модифицированной артиллерийской частью от 2С1 «Гвоздика» | |
объект 934 | — | опытный десантируемый лёгкий плавающий танк объект 934 «Судья» | |
объект 940 | — | опытная десантируемая плавающая командно-штабная машина | |
объект 952 | 2С25 «Спрут-СД» | ||
объект 955 | БТР-МД «Ракушка» | опытный десантируемый бронетранспортёр | |
объект 1015 | — | опытный бронетранспортёр | |
объект 1040 | — | плавающее колесное шасси на базе объекта 1015, на нём планировалось монтировать ПУ ЗРК 9К33 «Оса» (раннее название — «Эллипсоид») | |
объект 1200 | — | опытная боевая машина пехоты |
полное название, технические характеристики, история создания и обзоры
В годы Великой Отечественной войны весомый вклад в обороноспособность и победу Советского Союза над нацистской Германией внесла тяжелая бронетехника. Военной промышленностью СССР была создана линейка тяжелых танков. Как утверждают специалисты, особую угрозу для фашистов представлял танк КВ («Клим Ворошилов)». Данная модель, как убеждены военные эксперты, уже в начале боевых действий показала себя как одна из лучших. Обзор танка КВ-1С представлен в данной статье.
Знакомство
Танк КВ-1С (фото боевой единицы можно увидеть ниже) является одной из моделей тяжелой бронетехники, выпускаемой оборонной промышленностью СССР. Советские тяжелые танки, производимые с 1940 по 1943 г., обозначаются аббревиатурой КВ. Что же означает в танке «Клим Ворошилов» 1С? Данный индекс свидетельствует о том, что боевая единица является скороходной и первой моделью из всей серии танков.
Начало создания
Уже к 1942 году военные обратили внимание на то, что танки КВ не идеальны. Из-за большой массы эксплуатировать их было затруднительно, что отрицательно сказывалось на боевой оперативности техники. Также танк не работал на полную мощность двигателя. Причиной тому — проблемы в системе, охлаждающей мотор. В результате, чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, его приходилось использовать в низкоскоростном режиме. Кроме того, танк не был оборудован командирской башенкой, что существенно ограничивало круговой обзор. Военных не устраивало и неудобное расположение смотровых приборов. Некоторые узлы в дизельном двигателе имели дефекты. Об этих недостатках известили Госкомитет Обороны, который в феврале 1942 г. издал постановление № 1334сс. Согласно данному документу, перед конструкторами ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) стояла задача – спроектировать танк массой 45 т и с двигателем, мощность которого должна составить 560 лошадиных сил. Через три дня Народным комиссариатом обороны был подписан указ № 0039 о начале работ по созданию танка КВ-1С.
Изначально допустимый вес в 45 т решили снизить, уменьшив ширину трака до 60 см, толщину брони в днище и в лобовой части. Кроме того, изменения должны были коснуться боекомплекта — его решили сократить до 90 снарядов. Танк КВ-1С (фото модели есть в статье) выпускался без дополнительных топливных баков.
О производстве
Проектировочные работы велись в конструкторском бюро тракторного завода в городе Челябинске. Вскоре был готов опытный образец танка с двигателем В-2К на 650 л. с. и новыми бортовыми передачами. Однако в ходе тестирования оказалось, что силовой агрегат неэффективен. Обратная ситуация наблюдалась с бортовыми передачами, которые решено было оставить. Позже было налажено их серийное изготовление. В апреле испытывали новую коробку передач, рассчитанную на 8 скоростей, и мотор на 700 л. с. Как утверждают специалисты, до конца двигатель протестировать не удалось, а коробкой передач вскоре начали оснащать танк КВ-1С. Всего советской оборонной промышленностью было выпущено 1120 боевых единиц.
О конструкции
Советский тяжелый танк КВ-1С является модернизацией первой оригинальной модели, которая значится как КВ-1. Основная цель, которую преследовали конструкторы, заключалась в том, чтобы новую боевую единицу сделать надежнее и быстроходнее. В результате, в отличие от своего аналога, танк КВ-1С за счет ослабленной брони имеет менее массивный корпус, оборудован новыми, более совершенными башней и коробкой передач. Вооружение и моторную группу челябинские конструкторы решили не менять. Советский танк КВ-1С шел с классической компоновкой, характерной для тяжелых и средних моделей, выпускаемых в то время советской оборонной промышленностью. Машина состоит из трех отделений: управленческого, боевого и моторно-трансмиссионного. В первом отведено место для механика-водителя и стрелка-радиста, второе — для членов экипажа. Боевое отделение объединили со средней частью корпуса и башней.
Здесь же место для основного орудия, боеприпасов к нему и баков с топливом. Корму танка КВ-1С оснастили двигателем и трансмиссией.
О броневой защите и танковой башне
В производстве скоростного танка «Клим Ворошилов» (фото данной боевой единицы можно увидеть в статье) использовались катаные броневые плиты, толщина которых составляла 2, 3, 4, 6 и 7,5 см. Машина с дифференцированной противоснарядной бронезащитой. Башня в танке имеет сложную обтекаемую форму и изготавливалась путем отливки. С целью повысить ее снарядостойкость, конструкторы борта башни расположили под углом 75 градусов в вертикальной плоскости. Борта, как утверждают специалисты, имели самую большую толщину – 75 мм. В лобовой башенной части разместили и амбразуру для пушки. Данную часть отливали отдельно. Затем соединяли с остальными бронированными деталями методом сварки. Орудийная маска изготавливалась на базе катаной бронированной плиты, которая гнулась и оснащалась тремя отверстиями под пушку, спаренный пулемет и прицел. В итоге получилось изделие в виде цилиндрического сегмента толщиной 8,2 см. Башню расположили на крышке в боевом отделении на погон, диаметр которого составил 153,5 см. Чтобы она не свалилась при сильном крене танка, ее надежно зафиксировали специальными захватами.
Внутри советского скоростного танка
Рабочее место механика-водителя – передняя часть корпуса в центре. Стрелок-радист – слева от него. Боевой экипаж численностью три человека размещались в башне. Слева от пушки сидели наводчик и командир машины, справа – заряжающий. Командир располагал литой наблюдательной башенкой, броня которой имела толщину 6 см. Для посадки и выхода боевого экипажа в танке были предусмотрены два люка круглой формы. Один из них был под заряжающим, второй – в верхней крышке корпуса над стрелком-радистом. Кроме того, КВ-1С оборудовали днищевым аварийным люком. Ремонт узлов и агрегатов машины осуществлялся через дополнительные маленькие технические лючки. Через них можно было добраться к топливным бакам, а также погрузить в танк боекомплект.
О вооружении
Бой на танке КВ-1С велся из 76,2-миллиметровой пушки ЗИС-5. Оружие устанавливалось на цапфы. Наводка осуществлялась в вертикальной плоскости от -5 до 25 градусов. Стрельба производилась механическим и электрическим спусками. Из основного орудия можно было сделать 114 выстрелов. Боеприпасы к нему лежали в башне вдоль бортов. Кроме того, поразить противника можно было посредством трех пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. Один из них был спаренным с ЗИС-5, второй – курсовым, а третий разместили на корме танка на специальную шаровую установку. Боевой комплект стрелкового оружия был представлен патронами в количестве 3 тыс. штук. Монтаж пулеметов ДТ выполнили так, что экипаж мог в любой момент их снять и стрелять отдельно от КВ-1С. Также экипаж располагал несколькими ручными гранатами Ф-1. Командиру танка полагался сигнальный пистолет.
О силовом агрегате
Танк использовал четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К. Мощность мотора составила 600 лошадиных сил. Для запуска агрегата имелся стартер СТ-700 (15 л. с.). Также для этой цели применяли сжатый воздух, содержащийся в двух 5-литровых резервуарах в боевом отсеке. Объем основных топливных баков составил 600 и 615 литров. Местом их расположения стали боевое и трансмиссионное отделения. Дополнительно на танке было еще четыре наружных топливных бака, не связанных с общей системой. Каждая емкость рассчитана на 360 л горючего.
О трансмиссии
КВ-1С оборудовали трансмиссией, которая состояла из следующих компонентов:
- Многодискового главного фрикциона сухого трения.
- Четырехступенчатой коробки передач, использующей демультипликатор (8 передач передних и 2 задние).
- Двух многодисковых бортовых фрикционов.
- Двух бортовых планетарных редукторов.
Танк с механическими управленческими приводами. Как утверждают специалисты, существенный недостаток боевых машин «Клим Ворошилов» заключался в том, что трансмиссия была недостаточно надежной. С новой коробкой передач данный изъян удалось исправить. Позже ее решили использовать и в модели ИС-2.
О ходовой части
В проектировании данного узла разработчики использовали ходовку от КВ-1. Однако с целью снизить общую массу боевой машины, размеры некоторых деталей все же пришлось уменьшить. КВ-1С шел с индивидуальной торсионной подвеской, предусмотренной для каждого цельнолитого двускатного опорного катка. Всего их — по 6 штук с каждого борта. Диаметр катка составил 60 см. Оборонная промышленность СССР выпускала катки двух типов: с круглыми отверстиями и треугольными. Первый тип был самым распространенным. Каждый каток оснащался ограничителем хода, который приваривали к бронированному корпусу.
Ходовая танка — с цевочным зацеплением и съемными венцами. Натяжение гусеницы осуществлялось посредством специального винтового механизма. Гусеницу оборудовали 86 одногребневыми траками. В отличие от базовой модели, ширина трака в скоростном танке составила 60 см.
О средствах для наблюдения и прицелах
Как утверждают специалисты, из всех крупносерийных советских танков скоростной КВ-1С считается первым, в котором использовалась командирская башенка, оборудованная смотровыми щелями. Всего их было 5 штук, и прикрывались они с помощью защитных стекол. Механик-водитель располагал смотровым прибором. Для защиты триплекса имелась специальная броневая заслонка. Местом размещения данного прибора стал люк-пробка в лобовой части танка. В небоевой обстановке водитель для обзора большей площади мог этот люк выдвинуть немного вперед. В КВ-1С использовались два орудийных прицела: телескопический ТОД-6, который обеспечивал ведение огня по прямой наводке, и перископический ПТ-6. Его эксплуатировали, если стрелять нужно было из закрытой позиции. ПТ-6 был защищен посредством специального броневого колпака. Благодаря приборам подсветки, которыми оснастили шкалы прицелов, ведение огня было возможным и в ночное время. К курсовому и кормовому пулеметам ДТ прилагались прицельные устройства, используемые в снайперских винтовках. Каждый такой прицел обеспечивал трехкратное увеличение.
О средствах связи
Для связи боевого экипажа с командованием КВ-1С оборудовали радиостанцией 9Р и переговорным устройством ТПУ-4-БИС. Он мог использоваться четырьмя абонентами. Танки также оснащались радиостанциями 10Р или 10РК. В комплекте прилагался передатчик, приемник и умформер. Последний представлял собой одноякорный мотор-генератор, посредством которого осуществлялось питание станций от бортовой электросети в 24 В. Как утверждают специалисты, в телефонном режиме связь обеспечивалась на дальности от 20 до 25 тыс. м. Во время движения танка дальность связи была ниже. Для переговоров внутри танка применяли ТПУ-4-Бис. Если обстановка была слишком зашумлена, экипаж мог воспользоваться шлемофонной гарнитурой, которая также была связана и с внешней радиосвязью.
ТТХ
КВ-1С обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- Боевой массой – 42,5 т.
- Экипаж танка состоял из пяти человек.
- Длина корпуса составила 690 см, ширина — 325 см, высота – 264 см.
- На ровной поверхности КВ-1С двигался со скоростью 42 км/ч, по пересеченной местности – 15 км/ч.
- Показатель удельной мощности 14,1 с./т.
- Танк преодолевал подъемы не более 36 градусов и 80-сантиметровые стенки.
- Машина могла пересекать рвы, размеры которых не превышали 270 см.
- Показатель удельного давления на грунт составил 0,79 кг/см2.
Мнение специалистов
Как утверждают военные эксперты, проектирование КВ-1С стало ответным шагом на неудачи в первом этапе войны. Сразу же после того, как был налажен серийный выпуск, танки перебросили на фронт. В ходе боевых действий командование РККА отметило, что брони в скоростных КВ-1 недостаточно для того, чтобы выдерживать стандартные снаряды, используемые Т-3 и Т-4. Эти танки пробивали КВ-1С с дистанции 200 м.
Кроме того, проходимость этой боевой машины по пересеченной местности оставляла желать лучшего. Имелись также нарекания относительно надежности трансмиссии. Если рассматривать огневую мощь КВ-1С, то ее хватало, чтобы уничтожить фашистский танк с дистанции 200 м. Улучшение на фронте наблюдалось до тех пор, пока немцы не начали производить «Тигры» и «Пантеры». Конечно, КВ-1С мог уничтожить подобный танк, однако из-за незначительного калибра основного орудия для этого советскому экипажу приходилось приближаться к фашистской бронетехнике почти вплотную. Снаряд из КВ-1С пробивал «Тигров» и «Пантер» с расстояния меньше 200 м.
О виртуальной боевой единице
Сегодня советским скоростным танком можно «повоевать» в компьютерных играх. С модернизированным КВ-1 знакомы любители World of Tanks. Танк КВ-1С в WOT Blitz, судя по многочисленным отзывам геймеров, считается первым серьезным образцом бронетехники на 6 уровне.
Любителями виртуальных сражений высоко оценены неплохие скоростные характеристики. В «Блиц» танки КВ-1С могут нанести сопернику значительный разовый урон. Для этого достаточно использовать в топовом орудии Д2-5Т вместо базового 175-миллиметрового снаряда премиумный на 217 мм. При точном попадании противник лишится прочности как минимум в 390 единиц. В течение одной минуты можно произвести до 14 выстрелов.
КВ-1 — Вікіпедія
КВ-1 | |
---|---|
Тип | важкий танк |
Походження | СРСР |
Історія використання | |
На озброєнні | 1942-1944 |
Оператори | СРСР, Фінляндія |
Війни | Зимова війна, Друга Світова війна |
Історія виробництва | |
Розробник | Котін Жозеф Якович,ЦКБ-2 |
Розроблено | 1938–39 |
Виробник | Кіровський завод, Челябінський тракторний завод |
Виготовлення | 1939–43 |
Виготовлена кількість | 5,219 |
Варіанти | КВ-2, КВ-8 вогнеметний, КВ-1с, КВ-85 |
Характеристики | |
Вага | 45 т |
Довжина | 6,75 м |
Ширина | 3,32 м |
Висота | 2,71 м |
Екіпаж | 5 |
Броня | Максимальна Лоб: 90 мм Борт: 75 мм Корма: 70 мм |
Головне | нарізна гармата 76-мм Л-11 |
Другорядне | 3 × ДТ (кулемет) |
Двигун | V-подібний 12-циліндровий чотиритактний дизельний В-2К 500 кс |
Питома потужність | 11,6 кс/т |
Підвіска | індивідуальна, торсіонна |
Операційна | 150—225 км бездоріжжям — 90—180 км |
Швидкість | дорогою — 34 км/год бездоріжжям — 20-25 км/год |
КВ-1 у Вікісховищі |
КВ-1 (Клим Ворошилов) — радянський важкий танк часів Другої світової війни. Зазвичай називається просто «КВ»: танк створювався під цим ім’ям і лише пізніше, після появи танка КВ-2, КВ першого зразка отримав цифровий індекс. Випускався з березня 1940 по серпень 1942 року. Брав участь у війні з Фінляндією і Німецько-радянській війні.
Існує помилкова думка, що танк був створений у ході Фінської кампанії для прориву фінських довготривалих укріплень (лінії Маннергейма). Насправді танк почав проектуватися ще в кінці 1938 року, коли стало остаточно зрозуміло, що концепція багатобаштового важкого танка, подібного Т-35, є тупиковою. Було очевидно, що наявність великої кількості башт не є перевагою. А гігантські розміри танка лише збільшують його вагу і не дозволяють використовувати досить товсту броню.
Наприкінці 1930-х були зроблені спроби розробити танк зменшених (у порівнянні з Т-35) розмірів, але з товстішою бронею. Проте конструктори так і не зважилися відмовитися від використання кількох башт: вважалося, що одна гармата буде боротися з піхотою і придушувати вогневі точки, а друга обов’язково повинна бути протитанковою — для боротьби з бронетехнікою.
Нові танки, створені в рамках цієї концепції (СМК і Т-100), були двохбаштовими, озброєними 76-мм і 45-мм гарматами. І лише як експеримент розробили ще й зменшений варіант СМК — з однією баштою. За рахунок цього скоротилася довжина машини (на два опорних ковзанки), що позитивно позначилося на динамічних характеристиках. На відміну від попередника, КВ (так назвали експериментальний танк) отримав дизельний двигун. Перший примірник танка було виготовлено на Ленінградському Кіровському заводі (ЛКЗ) у серпні 1939 року. Спочатку провідним конструктором танка був А. С. Єрмолаєв, потім — Н. Л. Духів.
30 листопада 1939 почалася радянсько-фінська війна. Військові не упустили нагоду випробувати нові важкі танки. За день до початку війни (29 листопада 1939 р.) СМК, Т-100 і КВ відправилися на фронт. Їх надали 20-й танковій бригаді, оснащеної середніми танками Т-28.
Для 1940 серійний КВ-1 був справді новаторською конструкцією, що втілила в собі передові ідеї того часу: індивідуальну торсіонну підвіску, надійне протиснарядне бронювання, дизельний двигун і одну потужну універсальну гармату в рамках класичного компонування. Хоча окремі рішення з цього набору неодноразово реалізовувалися раніше на інших іноземних і вітчизняних танках, КВ-1 був першою бойовою машиною, що втілила в собі їх комбінацію. Деякі експерти розглядають його як етапну машину в світовому танкобудуванні, що суттєво вплинуло на розробку подальших важких танків в інших країнах. Класична компонування на серійному радянському важкому танку була застосована вперше, що дозволило КВ-1 отримати найбільш високий рівень захищеності і великий модернізаційний потенціал в рамках цієї концепції в порівнянні з попередньою серійною моделлю важкого танка Т-35 та дослідними машинами СМК і Т-100 (всі — багато-баштових типів). Основою класичного компонування є поділ бронекорпуса від носа до корми послідовно на відділення управління, бойове відділення та моторно-трансмісійне відділення. Механік-водій і стрілець-радист розміщувалися у відділенні управління, три інші члени екіпажу мали робочі місця в бойовому відділенні, яке об’єднувало середню частину бронекорпуса та башту. Там же розташовувалися гармата, боєзапас до неї та частина паливних баків. Двигун і трансмісія були встановлені в кормі машини.
Броньовий корпус та башта[ред. | ред. код]
Броньовий корпус танка зварюються з катаних броньових плит товщиною 75, 40, 30 і 20 мм. Броньовий захист однаково міцний (бронеплити з товщиною відмінною від 75 мм використовувалися тільки для горизонтального бронювання машини), протиснарядний. Броньові плити лобової частини машини встановлювалися під раціональними кутами нахилу. Башта серійних КВ випускалася в трьох варіантах: лита, зварна з прямокутною нішею і зварна із закругленою нішею. Товщина броні у зварних башт була 75 мм, у литих — 95 мм, оскільки лита броня була менш міцною. У 1941 році зварні башти та бортові бронеплити деяких танків були додатково посилені — на них на болтах закріпили 25-мм броньові екрани, причому між основною бронею і екраном залишався повітряний проміжок, тобто цей варіант КВ-1 фактично отримав рознесені бронювання. Не зовсім зрозуміло, навіщо це було зроблено, так як для 1941 навіть штатне бронювання КВ-1 в принципі було надлишковим. У деяких джерелах помилково вказується, що танки випускалися з катаною бронею товщиною 100 мм і більше — насправді ця цифра відповідає сумі товщини основної броні танка і екранів.
Лобова частина башти з амбразурою для гармати, утворена перетинанням чотирьох сфер, відливалася окремо і була зварена з іншими бронедеталямі башти. Маска гармати являла собою циліндричний сегмент гнутої катаної бронеплити і мала три отвори — для гармати, спареного кулемета і прицілу. Башта встановлювалася на погон діаметром 1535 мм в броньованому даху бойового відділення і фіксувалася захватами, щоб уникнути звалювання при сильному крені або перекиданні танка. Погон башти розмічався у тисячних для стрільби з закритих позицій.
Механік-водій розташовувався по центру в передній частині бронекорпуса танка, ліворуч від нього знаходилося робоче місце стрільця-радиста. Три члени екіпажу розташовувалися у башті: ліворуч від гармати були робочі місця навідника і заряджаючого, а праворуч — командира танка. Посадка і вихід екіпажу здійснювались через два круглих люка: один у вежі над робочим місцем командира і один на даху корпусу над робочим місцем стрільця-радиста. Корпус також мав днищевий люк для аварійного покидання екіпажем танка і ряд люків, дверцята і технологічних отворів для навантаження боєкомплекту, доступу до горловини паливних баків, інших вузлів і агрегатів машини.
Озброєння[ред. | ред. код]
На танках перших випусків встановлювалася гармата Л-11 калібру 76,2 мм з боєкомплектом 111 пострілів (за іншими даними — 135). Цікаво, що початковий проект передбачав ще й спарену з нею 45-мм гармату 20К, хоча бронепробиваністю 76-мм танкової гармати Л-11 практично не поступалася протитанкової 20К. По всій видимості, міцні стереотипи про необхідність мати 45-мм протитанкову гармату разом з 76-мм пояснювалися її більш високою скорострільністю і великим боєкомплектом. Але вже на прототипі, направленому на Карельський перешийок, 45-мм гармату зняли і встановили замість неї кулемет ДТ-29. Згодом гармату Л-11 замінили на 76-мм гармата Ф-32, а восени 1941 року — на гармату ЗІС-5 з більшою довжиною ствола в 41,6 калібру.
Гармата ЗІС-5 монтувалася на цапфах у вежі і була повністю врівноважена. Сама башта з гарматою ЗІС-5 також була врівноваженою: її центр мас розташовувався на геометричній осі обертання. Гармата ЗІС-5 мала вертикальні кути наведення від −5 ° до +25 °, при фіксованому положенні башти вона могла наводитимуть в невеликому секторі горизонтального, т.зв. «ювелірного», наведення. Постріл проводився за допомогою ручного механічного спуску.
Боєкомплект гармати становив 111 пострілів унітарного заряджання. Снаряди укладалися у вежі і вздовж обох бортів бойового відділення.
На танку КВ-1 встановлювалися три 7,62-мм кулемети ДТ-29: спарений з гарматою, а також курсовий та кормовий у кульових установках. Боєкомплект до всіх ДТ становив 2772 патрона. Ці кулемети монтувалися таким чином, що при необхідності їх можна було зняти з монтувань і використовувати поза танка. Також для самооборони екіпаж мав кілька ручних гранат Ф-1 і іноді забезпечувався пістолетом для стрільби сигнальними ракетами. На кожному п’ятому КВ монтували зенітну турель для ДП, проте на практиці зенітні кулемети ставили рідко.
Двигун[ред. | ред. код]
КВ-1 оснащувався чотиритактним V-подібним 12-циліндровим дизельним двигуном В-2К потужністю 500 к. с. (382 кВт) при 1800 об / хв, згодом через загальне збільшення маси танка після встановлення більш важких литих веж, екранів і скасування стружки крайок бронеплит потужність двигуна довели до 600 к. с. (441 кВт). Пуск двигуна забезпечувався стартером СТ-700 потужністю 15 к. с. (11 кВт) або стисненим повітрям з двох резервуарів ємністю 5 л у бойовому відділенні машини. КВ-1 мав щільну компоновку, при якій основні паливні баки об’ємом 600—615 л розташовувалися і в бойовому, і в моторно-трансмісійному відділеннях. У другій половині 1941 року через брак дизелів В-2К, які вироблялися тоді тільки на заводі № 75 у Харкові (з осені того ж року почався процес евакуації заводу на Урал), танки КВ-1 випускалися з чотиритактними V-подібними 12 -циліндровими карбюраторними двигунами М-17Т потужністю 500 к. с. Навесні 1942 року було видано постанову про переобладнання всіх танків КВ-1 з двигунами М-17Т, які перебували в строю, знову на дизель-мотори В-2К — евакуйований завод № 75 налагодив їх виробництво в достатній кількості на новому місці.
КВ-1, Абердинський полігон, СШАТрансмісія[ред. | ред. код]
Танк КВ-1 оснащувався механічною трансмісією, до складу якої входили:
- Багатодисковий головний фрикціон сухого тертя «сталі по феродо»;
- П’ятиступінчаста коробка передач тракторного типу;
- Два багатодискових бортових фрикціона з тертям «сталь по сталі»;
- Два бортових планетарних редуктора;
- Стрічкові плавучі гальма.
Всі приводи керування трансмісією — механічні. При експлуатації у військах найбільше число нарікань і рекламацій на адресу заводу-виробника викликали саме дефекти і вкрай ненадійна робота трансмісійної групи, особливо у перевантажених танків КВ випуску воєнного часу. Практично всі авторитетні друковані джерела визнають одним з самим істотних недоліків танків серії КВ і машин на його базі низьку надійність трансмісії в цілому.
- Жаркой Ф. М. Танковый марш. Изд. 4-е: МВАА. — СПб., 2012.
- Птичкин С. Пробоины в броне // Советский воин. — 1991. — № 1.
КВ — это… Что такое КВ?
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРусскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТувинскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВьетнамскийВепсскийВарайскийЮпийскийИдишЙорубаКитайский
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАлтайскийАрабскийАварскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийКаталанскийЧеченскийЧаморроШорскийЧерокиЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийДатскийНемецкийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГалисийскийКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнгушскийИсландскийИтальянскийИжорскийЯпонскийЛожбанГрузинскийКарачаевскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийЛатинскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийМонгольскийМалайскийМальтийскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПуштуПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийРусскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиТамильскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВодскийВьетнамскийВепсскийИдишЙорубаКитайский
КВ-4 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2014; проверки требуют 29 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2014; проверки требуют 29 правок. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-4 | |
---|---|
Классификация | Сверхтяжелый танк прорыва |
Боевая масса, т | 82-107т |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 5-9 человек |
Производитель | Кировский завод |
Годы разработки | 1941 |
Годы производства | Не производился |
Годы эксплуатации | Не эксплуатировался |
Количество выпущенных, шт. | Остался в чертежах |
Основные операторы | СССР |
Длина корпуса, мм | 6500-9260 |
Ширина, мм | 3800-4030 |
Высота, мм | 3000-3780 |
Колея, мм | 2500-3180 |
Клиренс, мм | 500-600 |
Тип брони | стальная |
Лоб корпуса, мм/град. | 125-150мм |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 80-130мм |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 125-180мм |
Борт корпуса, мм/град. | 125-180мм |
Корма корпуса, мм/град. | 100-130мм |
Днище, мм | 40-50мм |
Крыша корпуса, мм | 40-60мм |
Калибр и марка пушки | 107-мм ЗИС-6 + 45-мм 20-К/76-мм Л-11 |
Боекомплект пушки | 85-108 + 103-300 |
Углы ВН, град. | +20° −12° + +80° −12° |
Углы ГН, град. | 60°-360° + 45°-360° |
Пулемёты | 2×7,62-мм ДС/4×7,62-мм ДТ |
Другое вооружение | Огнемёт/Нет |
Тип двигателя | дизель М-40 |
Мощность двигателя, л. с. | 1200 |
Скорость по шоссе, км/ч | 35-50 |
Запас хода по шоссе, км | 180-320 |
Тип подвески | торсионная |
Медиафайлы на Викискладе |
КВ-4 — советский опытный сверхтяжёлый танк семейства «КВ», разработка которого, по некоторым причинам, не дошла до постройки прототипа. На КВ-4 предлагались новые технические решения, узлы и агрегаты, применяемые на последующих боевых машинах СССР.
В апреле 1941 года глава СКБ-2 Ж. Котин объявил конкурс на разработку тяжелого танка КВ-4 с двумя орудиями, 125—130 мм бронёй лобовой части корпуса. Свыше 20 конструкторов приступили к работе, около 20 проектов было готово. Победителем стал проект Н. Шашмурина, который совместил установленное в корпусе 107 мм орудие с 76 мм пушкой Л-11 в башне от КВ-1. В июне все работы по КВ-4 были свернуты в пользу КВ-5.
Изначально к разрабатываемой машине были предъявлены следующие требования:
Броневой корпус и башня[править | править код]
Броневой корпус — сварной, из катаных плит и листов гомогенной стали, башни — сварные из катаных плит и листов.
Вооружение[править | править код]
В качестве вооружения предполагались два орудия: 107-мм ЗИС-6 а также 45-мм 20-К. Для борьбы с живой и малобронированной силой противника также планировалось устанавливать пулемёты ДС и ДТ. В качестве дополнительного вооружения некоторые конструкторы планировали использовать огнемёт.
Средства наблюдения и связи[править | править код]
Планировалось устанавливать на танки радиостанции 10-Р, а также приборы наблюдения в командирской башенке.
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
В качестве силовой установки был представлен авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения М-40, мощностью 1200 л.с.
Ходовая часть[править | править код]
Торсионная подвеска, катки с внутренней амортизацией.
-
Проект С. Федоренко
-
Проект Г. Кручёных
Проект К. Буганова
-
Проект Л. Переверзева
-
Проект Н.Струкова
-
Проект неизвестного автора
-
Проект М. Креславского
Проект Н. Шашмурина
Проект П. Михайлова
-
Проект Н. Цейца
-
Проект П. Тарапатина/К. Кузьмина/В. Таротько
-
Проект Н. Духова
Сводная таблица основных характеристик проектов[править | править код]
Конструкторы | Масса | Главный калибр | Дополнительный калибр | Макс. Скорость | Лобовая броня | Экипаж | Длина | Ширина | Высота |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С. Федоренко | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 35 км/ч | ||||||
Г. Кручёных | 107,7т | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 34 км/ч | 180мм | 9 чел | 9,13м | 4,03м | 3,78м |
К. Буганов | 93т | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 42 км/ч | 190мм | 6 чел | 7,70м | 3,80м | 3,9м |
Ф. Маришкин | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 40 км/ч | ||||||
Г. Москвин | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 31,3 км/ч | ||||||
Н. Струков | 92т | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 36 км/ч | 186мм | 6 чел | 8,6м | 4 м | 3,8 м |
А. Ермолаев | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 35 км/ч | ||||||
Л. Сычёв | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 35 км/ч | ||||||
Л. Переверзев | 100т | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 39 км/ч | 125мм | 6 чел | 6,5м | 3,8м | 3,32м |
Быков | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 36 км/ч | ||||||
Неизвестный | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 37 км/ч | ||||||
Неизвестный | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 40 км/ч | ||||||
М. Креславский | 92,6т | 107 мм в общей башне | 45 мм в общей башне | 32 км/ч | 125мм | 6 чел | 9м | 4м | 3,225м |
Н. Духов | 82,5т | 107 мм в общей башне | 45 мм в общей башне | 35 км/ч | |||||
Н. Шашмурин | 92 т | 107 мм в корпусе | 76 мм в башне | 35 км/ч | 188мм | 7 чел | 10м | 4м | 3,88м |
П. Михайлов | 86,5т | 107 мм в башне | 45 мм в корпусе | 21 км/ч | до 180мм | 5 чел | 9м | 3,6м | 3м |
Г. Турчанинов | 107 мм в башне | 45 мм в корпусе | 35 км/ч | ||||||
Н. Цейц | 90т | 107 мм в башне | Отсутствует | 36 км/ч | 125мм | 7 чел | 8,35м | 4,03м | 3,62м |
П. Тарапатин/К. Кузьмин/В. Таротько | 88т | 107 мм в башне с огр. УГН | 45 мм | 36 км/ч | 125мм | 6 чел | 9,26м | 3,79м | 3,175м |
В. Павлов | 45 мм в башне с огр. УГН | 38 км/ч | |||||||
Д. Григорьев | 45 мм в башне с огр. УГН | 35 км/ч |
Несмотря на то, что ни один из проектов не был реализован в металле, огромное количество нестандартных решений, изобретений и оригинальных задумок было предложено в ходе конструирования. Многие из них были применены в разработке последующих советских танков.
КВ-4 представлен в играх World of Tanks[1] и World of Tanks Blitz[2] на 8 уровне тяжелых танков СССР. Основан на проекте Н. Духова, сильно отличается от него по ТТХ (масса более 100 т, лобовое бронирование в 180 мм, возможность установки орудий Д-25Т и опытного 107-мм ЗИС-24[3], в действительности представлявшего собой наложение очень длинного 107-мм ствола (73,5 калибра) на лафет гаубицы-пушки МЛ-20). В ходе специального игрового события глобальной карты в World of Tanks можно было за выполнение задачи получить танк КВ-4, основанный на проекте М. Креславского[4]. Также в закрытых испытаниях World of Tanks испытывается танк КВ-4 (в игре — САУ КВ-4 КТТС), основанный на проекте П. Тарапатина, К. Кузьмина и В. Таротько[5][6].
Танки, основанные на проектах КВ-4 Н. Цейца[7] и П. Михайлова[8] представлены в игре Ground War: Tanks.
- «Танкомастер» № 6, 2000;
- Janusz Magnuski «Ciezki Czolg KW», 1997;
- Павлов И. В. Павлов М. В. «Советские танки и САУ 1939—1945», Москва 1996;
- М. Свирин «Арт. вооружение советских танков 1940—1945» Армада-Вертикаль № 4, 1999;
- В. Гагин «Тяжелый танк прорыва Клим Ворошилов», Полиграф, 1996
ИС (серия танков) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2015; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2015; проверки требуют 13 правок.«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.
- ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
- ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Выпущено более 3000 ед.
- ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
- ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвёртой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
- ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
- ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
- ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
- ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.