Винтовые компрессоры в холодильной технике: engineering_ru — LiveJournal
Добрый день, Уважаемый читатель.
В прошлый раз я выкладывал статью о внутреннем устройстве небольшого ледового катка.
Было задано много вопросов касательно компрессора, примененного на данном объекте — его типе и принципе действия.
Поэтому в продолжении той темы я решил подготовить небольшую зарисовку про компрессоры, примененные на этом объекте. Тем более на данный момент — это относительно малоизвестная для не специалистов технология. Речь далее пойдет о винтовых компрессорах, а точнее о винтовых компрессорах в холодильной технике.
Также данный тип компрессоров получил широкое распространение в системах сжатого воздуха.
Винтовые компрессоры современной контрукции появились относительно недавно — примерно в середине 20-го века.
С точки зрения классификации винтовые компрессоры относятся к классу компрессоров объемного принципа действия, и далее к группе ротационных компрессоров с двумя или более осями.
Винтовые компрессоры, как правило, содержат два ротора с сопрягающимися профилями, изготовленных в форме спиралей.Роторы вращаются внутри статора. Вращение этих подвижных узлов перемещает хладагент в газовой фазе со стороны всасывания к стороне нагнетания, при этом впадины охватывающего ротора выполняют роль цилиндра, объем которого по мере постепенного приближения к выходу сокращается, а зубья охватываемого ротора обеспечивают сжатие потока.
По мере того как сжатый хладагент нагнетается в контур, с верхней стороны винта вновь происходит всасывание, что обеспечивает непрерывность потока.
Набольшее распространение получили двухроторные винтовые компрессоры — здесь в основном рассматриваются именно эти компрессоры. Однороторные компрессоры не получили применения.
Компания Carrier, пожалуй, единственные из известных мне производителей, кто серийно изготовляет трех роторные винтовые компрессоры.
В холодильной технике преимущественно применяются маслозаполненные винтовые компрессоры. Масло явлется уплотнителем для зазоров межу винтами, а также служит для отвда тепла от нагретых деталей, для смазки трещихся деталей и прочее.
В системах сжатого воздуха получили распространение как масляные, так и безмасляные компрессоры.
В системах сжатого воздуха принцип абсолютно такой же.
Винтовые компрессоры очень хороши для достижения высокого перепада давления и высокой степени сжатия.
Рисунок 1 — Винтовая пара (слева — ведущий, справа — ведомый ротор, красный — нагнетательный порт)
Особенностью винтовых компрессоров является наличие золотника для регулирования производительности, которая регулируется, как правило ступенчато: 25-50-75-100%.
В холодильной технике винтовые компрессоры получили широкое распространение в крупных системах кондиционирования (водоохлаждающие установки — чиллеры), в низкотемпературных системах относительно больших мощностей. Также данные компрессоры нашли широкое применение в транспортных системах.
В мире насчитывается не так много производителей винтовых компрессоров для холодильной техники и систем кондиционирования — это Carrier, Gea Grasso, Bitzer — это наиболее известные бренды на российском рынке.
Рисунок 2 — Открытый винтовой компрессор GEA Grasso — очень хорошо видна винтовая пара. Подразумевается установка внешнего привода (электродвигателя)
Применение винтовых компрессоров в холодильных системах обеспечивает более высокой производительностью данных компрессоров относительно более распространенных поршневых компрессоров и соответственно более низкой стоимостью.
Применение винтовых компрессоров наиболее рационально в областях средних и больших производительностей. Хотя в последнее время наблюдается активное применение винтовых компрессоров в транспортных системах, хотя они на данный момент являются более дорогими. Также применение винтовых компрессоров крайне оправданно для достижения низких температур, которые могут быть достигнуты только в двухступечатом цикле сжатия поршневыми компрессорами.
Рисунок 3 — Один из самых распространенных винтовых холодильных компрессоров на Российском рынке — полугерметичных винтовой компрессор Bitzer серии HS. Видно, что винтовая пара и статор расположены в одном корпусе.
Анимационный вид винтового холодильного полугерметичного компрессора Bitzer — именно такие компрессораы получили распространения на ледовых катках:
В настоящее время винтовые компрессоры находят все более широкое применение в холодильной технике.
При написании данного поста использовался «Учебник по холодильной технике» Польманн А.С.
Агрегаты и компрессоры — Е-ХОЛОД
Холодильный агрегат – составная часть холодильной установки, как правило, состоящая из компрессора, конденсатора и ресивера.
В настоящее время без холодильного агрегата невозможен
— монтаж холодильных камер
— монтаж морозильных камер
— монтаж камер шоковой заморозки
— монтаж холодильных складов
— монтаж централизованных систем охлаждения (централей)
— монтаж систем охлаждения жидкостей (чиллеры охлаждения)
— монтаж промышленных холодильных установок
В последнее время большой популярностью пользуются холодильные агрегаты, компрессоры которых работают по ротационному принципу (преимущественно винтовые), так как они имеют два достоинства: минимальную пульсацию при работе и низкие пусковые токи.
Винтовой компрессор, его виды и достоинства
Для промышленного холодильного оборудования часто используют винтовой компрессор, который понижает давление за счет вращения двух взаимодействующих роторов. Эти агрегаты очень экономичны в энергопотреблении и неприхотливы.
Компрессоры промышленные винтовые делятся на два вида: безмасляные и маслозаполненные. Последние имеют хорошие показатели, работают не шумнее обычной бытовой техники, могут иметь мощность двигателя до 355 кВт. Обычно маслозаполненные агрегаты устанавливают в рабочих цехах. Однако периодически приходится менять масло для винтовых компрессоров, и купить его лучше в компаниях, продающих холодильное оборудование, а также комплектующие и расходники к ним.
Что касается безмасляных компрессоров, то они бывают водозаполненные и сухого сжатия. Устройства сухого сжатия работают при помощи электромоторов. Они тоже имеют хорошую производительность, однако из-за отсутствия масла не отводят тепло, и уровень сжатия достигает всего 3,5 бар на одной ступени. Для повышения давления до 10 бар используют промежуточный рефрижератор, но тогда цена винтового компрессора существенно возрастает.
Наиболее эффективными являются водозаполненные агрегаты, так как они сочетают в себе достоинства маслозаполненных и безмасляных видов. Такие компрессоры максимально экономичны, так как обеспечивают сжатие до 13 бар при низкой стоимости вещества (воды).
Основные преимущества винтовых компрессоров
1. По сравнению с поршневыми устройствами винтовые компрессоры имеют расход масла в несколько раз меньше (2–3 мг/м3). Поэтому и воздух, подаваемый такой моделью, будет чище.
3. Винтовые компрессоры очень надежны, просты в эксплуатации и безопасны. А еще наличие автоматических систем управления позволяет компрессору работать без обслуживания на протяжении долгого времени. Кроме того, расходники и запчасти для винтовых компрессоров купить очень легко — они представлены в ассортименте практически каждого продавца холодильного оборудования.
4. Такие компрессоры работают значительно тише поршневых моделей и не требуют специального фундамента для установки, так как имеют небольшие размеры и малый вес.
Компрессоры для холодильного оборудования
В холодильных машинах главным элементом является холодильный компрессор, так как именно — он отводит тепло от оборудования в окружающую среду и обеспечивает понижение низкие температуры в охлаждаемом объеме внутри него.
На данный момент наиболее широко в холодильной технике применяют два типа компрессоров холодильных машин — поршневые и ротационные (последние делятся на винтовые и спиральные). Выбор оборудования техники, оснащенной ого тем или иным холодильным компрессором, непосредственно зависит от условий эксплуатации, надежности, энергетической эффективности и экономической целесообразности использования компрессора. целей, а также от того, какой хладагент должен использоваться.
Поршневые холодильные компрессоры работают следующим образом: поршень совершает возвратно-поступательные движения — поднимается и сжимает я пары хладагента от давления кипения (в испарителе) до давления конденсации (в конденсаторе)охлаждающее вещество. От этого поочередно открываются и закрываются нагнетательный выпускной и всасывающий клапаны, через которые нагнетаются или всасываются попадает пары хладагента. Затем поршень двигается вниз и понижает давление — в это время пары поглощаются в рабочем пространстве компрессора. При очередном подъеме пар выходит в конденсатор под высоким давлением.
При нагнетании компрессор сжимает пары до давления конденсации – происходит сжижение газа и передача теплоты в окружающую среду через конденсатор.
Поршневой компрессор – достоинства и недостатки.
Поршневой компрессор благодаря своей относительно небольшой стоимости на сегодняшний день является самым распространенным и применяемым компрессором.
К недостаткам поршневых компрессоров можно отнести – пульсации давления паров хладагента на выходе, большие нагрузки при пуске компрессора приводящие к его износу.
Купить холодильный компрессор поршневого типа ввиду его невысокой стоимости с таким устройством стремятся торговые и промышленных организации, а также для предприятия общественного питания.
Что касается ротационных Винтовой компрессор и спиральный компрессор работают по аналогичному принципу, но всасывание и сжатие паров осуществляется за счет вращательного движения рабочих органов. то в них происходят подобные процессы, но за счет стационарных и вращающихся пластин.
У винтовых компрессоров – за счет винтовых пар, у спиральных компрессоров – за счет подвижных и неподвижных спиралей.
Спиральный компрессор – достоинства и недостатки.
Основные достоинства спиральных компрессоров
— высокая надежность и долговечность благодаря меньшему количеству пар трения
— высокая надежность электродвигателя (пусковой ток практически равен рабочему)
— самый низкий унос масла в систему
— повышенная устойчивость к влажному ходу
— хорошие массо-габаритные показатели
Недостатки спиральных компрессоров – сложность их изготовления и необходимость точного прилегания спиралей, торцевая герметичность.
Купить холодильный компрессор спирального типа стремятся организации эксплуатирующие коммерческие и транспортные системы кондиционирования воздуха, тепловые насосы и чиллеры, холодильные машины малой и средней мощности до 50 кВт.
Если оборудование оснащено неподвижными пластинами, то сжатие и выталкивание газа в конденсатор осуществляется благодаря усилию эксцентрика, который движется по пластинам. Если в холодильнике установлены вращающиеся пластины, они приводятся в движение валом ротора и разделяют все пространство компрессора на области низкого и высокого давления.
Компрессор промышленный винтовой – достоинства и недостатки.
Для промышленного холодильного оборудования используют винтовой компрессор, который понижает давление за счет вращения двух взаимодействующих роторов.
Основные достоинства винтовых компрессоров
— самая высокая надежность и значительный моторесурс
— отсутствие пульсаций газа на выходе
— повышенная устойчивость к влажному ходу
— широкий диапазон регулирования производительности
К недостаткам винтовых компрессоров можно отнести – самый высокий унос масла в систему, высокий уровень шума, необходимость дополнительного внешнего охлаждения при высоких степенях сжатия.
Купить холодильный компрессор винтового типа стремятся организации эксплуатирующие объекты промышленного назначения с существенными затратами на холодоснабжение.
Для обеспечения надежной и безаварийной работы все компрессора подлежат техническому обслуживанию со своевременной заменой масла согласно рекомендациям завода изготовителя.
Масла для холодильных компрессоров можно разделить на три группы минеральные, синтетические и полусинтетические.
Например масло для винтовых компрессоров по сравнению с маслом для поршневых компрессоров имеет более высокое значение вязкости и т.д.
В случае отказа компрессора некоторые модели подлежат ремонту. На сегодняшний день успешно производят
— ремонт поршневых полугерметичных компрессоров
— ремонт винтовых компрессоров
Квалифицированный ремонт холодильных компрессоров с использованием оригинальных запасных частей, расходных материалов, холодильных масел и других комплектующих позволяет существенно снизить материальные затраты. Цена винтового компрессора после ремонта будет значительно ниже стоимости нового компрессора.
Купить масло для компрессоров, расходные материалы и оригинальные запчасти лучше в компаниях специализирующихся на продажах холодильных компрессоров для уменьшения риска приобретения расходных материалов не одобренных заводами изготовителями компрессорного оборудования.
Купить запчасти для винтовых компрессоров или поршневых компрессоров в настоящее время не составляет большой сложности — они представлены в ассортименте практически каждого продавца холодильного оборудования.
Немаловажным фактором влияющим на долговечность компрессора, его ресурс является квалифицированный монтаж холодильного оборудования и квалифицированная пуско-наладка холодильного оборудования.
Холодильно компрессорные установки и машины Dantex
Холодильно компрессорные установки и машины производства климатической компании Dantex на базе компрессорно-конденсаторных блоков с мощностью охлаждения от 3,2 до 726 кВт.ККБ (прямой перевод) – компрессорно-конденсаторный блок. Также часто используются названия: холодильная компрессорно-конденсаторная установка или холодильно компрессорные машины и установки. ККБ является частью холодильной установки, включает в себя компрессор, и чаще всего конденсатор воздушного охлаждения. Эти две единицы холодильного контура соединяются фреоновыми трубопроводами, имеется система автоматики и элементы защиты этой части холодильного контура. В целях удобства и полной безопасности, эти элементы размещаются на единой раме и в едином корпусе. На выходе из корпуса имеется два трубопровода, по одному из них жидкий холодильный агент выходит из ККБ, а по другому трубопроводу газообразный холодильный агент поступает на всасывание в компрессор. В качестве испарителя выступает внутренний блок, установленный в помещении для охлаждения воздуха, или секция охлаждения в центральном кондиционере. Последний вариант встречается значительно чаще. Для соединения выходящего жидкостного трубопровода из ККБ с теплообменником испарителя имеется соединительный комплект, включающий в себя терморегулирующий вентиль, смотровое окно, фильтр-осушитель и соленоидный вентиль. Приобретается соединительный комплект отдельно. Он должен соответствовать выходным параметрам ККБ и испарителя. В противном случае весь холодильный контур будет работать с нарушениями.
В ККБ бренда Dantex применяются компрессоры только герметичного исполнения ротационного (малой производительности) или спирального типа (средней и большой производительности). С увеличением производительности количество спиральных компрессоров увеличивается от одного до четырех (шести). Во всех вариантах комплектации компрессоров регулирование производительности ККБ происходит за счет включения/выключения. Если количество компрессоров больше одного, то за счет отключения одного или нескольких компрессоров можно ступенчато регулировать производительность. Также в ККБ малой производительности имеется один холодильный контур, а с ее повышением ККБ может иметь два холодильных контура или два тандемных компрессора в одном контуре, что позволяет расширить его возможности в работе и в регулировании производительности. При использовании двухконтурного ККБ надо обратить внимание на особенности подключения теплообменника испарителя. Теплообменник воздушного конденсатора – классического исполнения: медные трубки, по которым протекает холодильный агент, имеют пластинчатое алюминиевое оребрение. Обдувается теплообменник конденсатора осевыми вентиляторами. На сайте представлена вся линейка холодильно-компрессорных машины и установок или ККБ, предназначенных для работы в области кондиционирования воздуха.
Компрессоры холодильных машин | Холодильные установки
Компрессор — основной элемент наиболее распространенных в современной технике компрессионных холодильных машин.
Назначение компрессора — сжатие и перемещение паров и газов.
В холодильных установках используют компрессоры различных типов и мощностей, начиная от малых с встроенным электродвигателем, работающих в домашних холодильниках, и кончая турбокомпрессорами крупных холодильных станций. По конструкции компрессоры делятся на поршневые, ротационные, винтовые, центробежные или турбокомпрессоры.
Контрольные вопросы
1. Какие типы компрессоров вы знаете?
2. Изобразите рабочий процесс поршневого компрессора в диаграмме р—υ.
3. Что такое вредное пространство и коэффициент подачи компрессора?
4. Назовите основные узлы поршневого компрессора.
5. Назовите отличительные особенности горизонтального оппозитного компрессора.
6. Какие особенности фреоновых компрессоров вам известны?
7. Объясните принцип действия пластинчатого роторного компрессора.
8. Расскажите об устройстве винтового компрессора.
9. Что такое турбокомпрессор?
10. Какие виды привода компрессоров вы знаете?
11. В чем преимущества газотурбинного привода?
12. Как облегчить пуск поршневого компрессора?
13. Как регулируют холодопроизводительность турбокомпрессоров?
14. Назовите системы смазки компрессоров.
15. Перечислите известные вам виды смазочных масел.
16. Какие требования предъявляются к смазочным маслам?
Холодильный компрессор. Холодильное оборудование. Винтовые холодильные компрессоры
Холодильный компрессор – приспособление, отвечающее за сжатие и перекачку паров хладагента в соответствующем оборудовании. Широко распространён в кондиционировании, промышленных агрегатах. Но чаще всего его используют в промышленности и в холодильных камерах глубокой заморозки. По ряду характеристик оборудование подразделяется на несколько разновидностей.
Вид устройства
В данной категории выделяют три группы. К первой относят поршневой компрессор холодильной установки. Рассмотрим вкратце принцип его действия. Газ в таких агрегатах сжимается с помощью поршня. Когда он опускается вниз, то хладагент проникает в рабочее пространство компрессора. При его поднятии из агрегата выходит пар. Ротационный холодильный компрессор работает за счет рупора. Благодаря этой детали осуществляется нагнетание давления. Рупор находится перед пластиной компрессора. За этой частью происходит разрежение, обеспечивающее циркуляцию хладагента по системе охлаждения. Центробежные компрессоры холодильных машин работают со сжатием газа под воздействием центробежной силы. Она создаётся вращением лопастей рабочего колеса. Под давлением хладагент проникает в диффузор, где происходит снижение его скорости из-за увеличения проходного сечения. Результатом этого становится преобразование кинетической энергии в потенциальную, а это, в свою очередь, обеспечивает увеличение давления в системе.
Герметизирующие характеристики
Холодильное оборудование открытого вида сконструировано так, что электродвигатель располагается снаружи корпуса. Мотор соединён с компрессором напрямую или посредством трансмиссии. По-другому собрано полугерметичное холодильное оборудование. Компрессоры располагаются в контейнерах, там же, где и электродвигатель. Соединение происходит напрямую. Герметичный агрегат устроен так, что электродвигатель находится в корпусе, плотно закрытом и неразъёмном.
Классификация по типу передачи
В кривошипно-шатунном механизме вращательные движения коленчатого вала преобразуются в возвратно-поступательные движения поршня. Под действием разности давлений происходит проникновение газа в камеру. При достижении поршня самого нижнего положения осуществляется закрытие клапана, и в системе начинается процесс всасывания. Компрессор холодильной установки может работать за счет кулисного механизма. В таком агрегате присутствует рычаг. В нём вращательные движения становятся возвратно-поступательными, а затем наоборот. Внутри механизма происходит перемещение кулисного камня. Он оснащён прямолинейной или дугообразной прорезью.
Классификация по типу хладагента
Холодильный компрессор может работать на аммиаке. Это соединение подвергается адиабатическому сжатию, благодаря чему температура достигает 105 градусов по Цельсию. Такая установка нуждается в дополнительном оборудовании. Для этого подойдёт охлаждающая рубашка, которая будет понижать температуру в системе. В фреоновых системах рабочий газ – фреон. При сжатии его температура равна 45 градусам. Во многих агрегатах такого типа используется воздушное охлаждение.
Прочая классификация
Холодильный компрессор выбирается в соответствии с целью применения. В плиточных скороморозильных аппаратах с высокой производительностью, а также в конструкциях с несколькими такими агрегатами используются приспособления, у которых система циркуляции обеспечивается за счёт насоса. Благодаря принудительному течению жидкости через плиту такая система имеет хорошую теплопередачу. А это легко позволяет достигнуть турбулентности. Рециркуляция посредством насоса обеспечивает одинаковое время заморозки во всём аппарате.
Во вторичных системах вместо холодильных агентов чаще всего применяют рассол хлористого кальция или же трихлорэтилен. Такая система нуждается в довольно высоких капитальных расходах, поэтому ее использование ограничено судовыми установками. Холодильный компрессор в агрегате, оснащённом гравитационной циркуляцией, позволяет добиться эффективной и компактной заморозки с необходимым для этого значением времени замораживания. Отлично подходит как для средней, так и для большой производительности одиночных морозильных систем. Установка промежуточного ресивера может производиться непосредственно на плиточный морозильный аппарат. Горизонтальные плиточные скороморозильные агрегаты нуждаются в разморозке морозильных плит один или два раза в сутки. Эта необходимость усиливается, если оператор не проливает жидкость на них. Но есть и альтернативный вариант. Такие конструкции холодильного агрегата могут быть оснащены системой размораживания или оттаивания. Если в такого рода аппаратах хранятся в картонной упаковке продукты, содержащие воду, то рекомендуется позаботиться о функции разморзки. В горизонтальных плитах эта система является желательной, а вот в вертикальных плиточных скороморозильных аппаратах её наличие обязательно. Для извлечения готовых блоков из такого аппарата необходимо, чтобы он был предварительно оттаявшим.Винтовые холодильные компрессоры
На сегодняшний день часто замораживающая техника оснащается маслозаполненными агрегатами такого типа. При подаче масла уменьшается перетечка пара между каналами. Несомненным преимуществом таких агрегатов считается возможность снизить шум.
Принцип действия
Когда винты начинают вращаться, то на стороне выхода зубьев впадины между ними постепенно освобождаются из зацепления. Процесс начинается от торца всасывания. Впадины (полости) из-за их разряжения заполняются паром, который попадает туда из всасывающего патрубка через окно. Как только на противоположном торце роторов полости полностью освобождаются от находящихся в них зубьев, полость всасывания достигает в объёме максимальной величины. При прохождении через всасывающее окно происходит разъединение полостей с камерой всасывания. Циркулирующее масло подаётся в ту часть корпуса, где полость между роторами прекратила сообщаться с всасывающей стороной. По мере того, как зуб ведомого ротора будет сходить во впадину ведущего, будет уменьшаться объём пространства, которое занимает газ. Вследствие этого начнется сжатие паров. Этот процесс в полости будет продолжаться до того момента, пока газ не достигнет кромки окна нагнетания.
Производительность агрегата
Внутреннее сжатие таких компрессоров имеет постоянную величину. Оно приравнивается отношению конечного давления в изолированной рабочей полости к давлению в момент отсечения её от всасывающей магистрали в той же впадине. Винтовой компрессор отличается от поршневого тем, что последний оснащен самодействующим клапаном. А вот в первом величина внутреннего сжатия пара меняется в зависимости от размера окна нагнетания. Имеют значение не только габариты, но и расположение. Давление нагнетания – это показатель на нагнетательной стороне компрессора. Уровень его зависит от температуры воды, охлаждающей конденсатор. Оно может не совпадать с давлением внутреннего сжатия. Когда показатель внутреннего сжатия р1 становится ниже, чем в нагнетательной стороне компрессора р2, то возникает «внегеометрическое дожатие» пара до давления нагнетания. Если же, наоборот, оно выше р2, то газ в полостях роторов расширяется и давление начинает падать. Работающий на данных режимах компрессор расходует значительно больше энергии.
Судовые холодильные установки
Холодильными (или рефрижераторными) называются установки, предназначенные для искусственного понижения температуры в помещении с целью сохранения или замораживания скоропортящихся продуктов, приготовления льда и кондиционирования воздуха. В качестве рабочего вещества (хладагента) в холодильных установках используют различные жидкости и газы, способные кипеть при низких температурах с понижением давления: аммиак, фреон-12, фреон-22, углекислоту, водоаммиачный раствор и даже пресную воду. По принципу работы современные холодильные установки можно разделить на три основные группы: компрессорные, эжекторные и абсорбционные.
Компрессорные холодильные установки. Особенность таких установок заключается в том, что процесс сжатия рабочего вещества (хладагента) производится с помощью поршневого компрессора. Наибольшее распространение на судах получили фреоновые компрессорные установки, отличающиеся компактностью, высокой охлаждающей способностью и возможностью их автоматизации. Установки, работающие на фреоне-12 или фреоне-22, широко применяют в системах охлаждения судовых провизионных камер и кондиционирования воздуха.
Фреон-12 (CFCl) — бесцветный тяжелый газ (примерно в пять раз тяжелее воздуха) с очень слабым специфическим запахом, имеет температуру кипения — 29,8° С и замерзания—155° С; не горит и не образует взрывоопасных смесей с воздухом, безвреден для человека. Фреон-12 плохо растворяется в воде и хорошо в масле, хорошо растворяет органические соединения, поэтому в качестве прокладок в установках применяют маслофреоностойкую резину (севанит). Стоимость фреона-12 высокая, но его преимущество в том, что он неограниченно долго может циркулировать в системе, а его применение позволяет легко и просто автоматизировать установку.
Фреон-22 (CHF2Cl) по свойствам близок к фреону-12, но легче его, имеет температуру кипения при атмосферном давлении —40,8° С; не взрывоопасен, но слабо воспламеняется; инертен к металлам. Стоимость его выше, чем фреона-12; он не совсем безвреден для человека, что служит причиной его ограниченного применения.
В состав фреоновых установок входят: компрессор, конденсатор, испаритель, расширитель, терморегулирующие вентили (ТРВ), реле давления (РД), термостаты и другие приборы автоматики. Схема фреоновой автоматизированной установки приведена на рис. 105. При работе установки компрессор 3 сжимает газообразный фреон до давления 400—800 кн/м2 (4—8 кгс/см2) и нагнетает его через запорный клапан и маслоотделитель 2 в конденсатор 1, где он превращается в жидкость, охлаждаясь циркулирующей внутри труб забортной водой. Из конденсатора жидкий фреон, пройдя теплообменник 4, фильтр-осушитель 5 и соленоидный вентиль 9, подается в ТРВ, при помощи которого регулируется количество жидкого фреона, поступающего в испарительные батареи 6. Кроме того, в ТРВ происходит дросселирование жидкого фреона, вследствие чего давление фреона снижается до 30—100 кн/м2 (0,03—1,0 кгс/см2) и он начинает кипеть, образуя паро-жидкостную смесь.
Рис. 105. Схема фреоновой автоматизированной установки.
Проходя по трубам испарительных батарей 6 паро-жидкостная фреоновая смесь кипит, превращается в газ и при этом интенсивно отбирает тепло от воздуха и хранящихся в холодильных камерах 8 продуктов. Газообразный фреон, отсасываемый из испарительных батарей компрессором, проходит через теплообменник 4, где отдает часть тепла жидкому фреону, поступает в компрессор, сжимается и цикл повторяется снова. Температурный цикл контролируется с помощью термопатронов 7.
Наряду с фреоновыми установками в транспортном рефрижераторном и морозильном флоте, где требуются большая холодо-производительность и низкие температуры в трюмах (до —18°С) и специальных морозильных камерах (до —40°С), широко применяют аммиачные компрессорные холодильные установки. По принципу получения холода и устройству они аналогичны фреоновым установкам.
Абсорбционные холодильные установки. Работа абсорбционных холодильных установок основана на свойстве аммиака интенсивно поглощаться водой. В отличие от компрессорных абсорбционные установки потребляют не механическую, а тепловую энергию. В состав этих установок входит генератор, в котором находится под давлением водо-аммиачный раствор. Через генератор пропущен змеевик, по которому циркулирует горячий водяной пар. При нагревании водо-аммиачного раствора из него выпаривается аммиак, который затем сжимается в конденсаторе и в жидком виде проходит по змеевикам испарителя. Здесь аммиак кипит, отбирая тепло, необходимое для его парообразования, от рассола, прокачиваемого насосом через испаритель. Охлажденный рассол поступает в батареи холодильной камеры, охлаждая ее, а газообразный аммиак поступает в абсорбер, в котором обедненный водо-аммиачный раствор вновь насыщается им до нужной концентрации и подается насосом через теплообменник в генератор. Таким образом, в системе абсорбционной холодильной установки циркулирует бинарная (двойная) смесь: хладагент — аммик, поглотитель (абсорбент) — вода. В последнее время в таких установках стали применять в качестве хладагента воду, а в качестве поглотителя — бромистый литий, что имеет ряд преимуществ при использовании в системах кондиционирования воздуха.
Пароэжекторные холодильные установки. В этих установках, как и в абсорбционных, потребляется не механическая, а тепловая энергия. В состав установки входит пароструйный эжектор, который создает вакуум в испарителе. Вследствие этого превращается в пар часть воды, подаваемой в виде дождя в испаритель. Остальная вода охлаждается, прокачивается насосом через батареи холодильной камеры и вновь поступает в разбрызгивающее устройство. Такие установки из-за громоздкости и малой экономичности в последнее время на судах не применяются.
Холодильный агрегат — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Холодильный агрегатХолодильный агрегат — это составная часть холодильной установки, содержащая компрессор, нагнетательный трубопровод, конденсатор вместе с приводом компрессора (обычно это электродвигатель), часто объединяют в один компактный агрегат.
Такой агрегат называют холодильным или компрессорно-конденсаторным агрегатом, так как его функция в системе заключается в сжатии, охлаждении пара и его конденсации.
Холодильные агрегаты часто классифицируются в зависимости от охлаждающей среды, используемой для конденсации хладагента. Холодильный агрегат, в котором в качестве охлаждающей среды применяют воздух, называют агрегатом с воздушным охлаждением, а если охлаждающей средой является вода, — агрегатом с водным охлаждением.
Компрессорно-конденсаторные агрегаты небольшой производительности (150 Вт — 30 кВт) часто оборудованы герметичными компрессорами со встроенными электродвигателями. Компрессор имеет непосредственный привод, то есть общий вал с ротором электродвигателя, который размещен в герметичном сварном стальном кожухе.
Подобные холодильные агрегаты используют в небольших кондиционерах, сплит-системах, торговых холодильных шкафах и почти во всех домашних холодильниках.
- Холодильный агрегат (a. cooling plant, refrigerator; н. Kalteanlage, Kuhlanlage; ф. installation frigorifique, installation de refrigeration; и. agregado frigorifico, argegado refrigerante) / Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
- Холодильный агрегат / В. Л. Цирлин, Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.