КОМПАС-Электрик: попробовать в действии
Компания АСКОН предоставила пользователям ознакомительный доступ к программным продуктам семейства КОМПАС-Электрик. Бесплатные пробные версии КОМПАС-Электрик Express и КОМПАС-Электрик Std открыты для скачивания на сайте Службы технической поддержки АСКОН.
Система автоматизированного проектирования электрооборудования КОМПАС-Электрик V10 Std предназначена для автоматизации проектирования и выпуска комплекта документов (схем и отчетов к ним) на электрооборудование объектов производства, в которых для выполнения электрических связей используется проводной монтаж (низковольтные комплектные устройства (НКУ), системы релейной защиты и автоматики (РЗА), АСУ технологическими процессами и т. д.).
Система КОМПАС-Электрик V10 Express — система автоматизированного проектирования электрических схем и перечней элементов).
Скачать пробные версии КОМПАС-Электрик можно по адресу:
support.ascon.ru/download/trial_ascon/.
Зарегистрировавшийся посетитель сайта АСКОН получает возможность установить и попробовать в действии любую из этих систем. Для этого на рабочем компьютере должна быть предварительно установлена пробная версия системы КОМПАС-3D.
Ознакомительный период использования КОМПАС-Электрик равен ознакомительному периоду пробной версии КОМПАС-3D, который отсчитывается с момента первого запуска системы после установки и составляет 30 дней. В течение данного периода пользователю доступны все функциональные возможности КОМПАС-Электрик Express и КОМПАС-Электрик Std, что позволит досконально изучить продукты, принимая решение о приобретении.
Политика максимальной открытости является приоритетной для АСКОН. Благодаря инициативам компании пользователи могут проводить объективный анализ программных решений для автоматизации проектирования. Пробные версии продуктов АСКОН доступны для бесплатного скачивания на сайте компании. Уникальный интернет-портал CAD@Online позволяет в онлайн-режиме работать в системе трехмерного моделирования КОМПАС-3D и пользоваться данными расчетно-информационной системы Электронный справочник конструктора.
Рабочая программа по Компас-Электрик
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«КОМПАС-ЭЛЕКТРИК»
(дополнительная подготовка среднего профессионального образования)
2016
ОДОБРЕНАметодической комиссией
КС, ЭП, МОЦИ и ДОУ
Протокол № 1
от 29.08. 2016 г.
Разработана на основе Руководства пользователя системы «Компас-Электрик» компании АСКОН
Председатель методической комиссии КС, ЭП, МОЦИ и ДОУ
____________/Никитин В.Е./
Заместитель директора по УМР
____________/ Турланова И.А.
Подпись Ф.И.О.
Составители (автор): Утусиков С.В.
преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ «Политехнический колледж
имени П.А. Овчинникова»
Рабочая программа дисциплины «Компас-Электрик» не входит в состав Федерального государственного образовательного стандарта СПО, а разработана на основании руководства пользователя компании – разработчика программы и входит в состав дисциплин дополнительного профессионального образования на внебюджетной основе.
Оpгaнизaция — paзpaбoтчик: ГБПОУ «Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова».
Рaзpaбoтчик: Утусиков С.В., пpeпoдaвaтeль первой квалификационной категории ГБПОУ «Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова»
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 22
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 28
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью дополнительной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в части освоения дополнительного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Разработка конструкторской документации с использованием программы Компас-Электрик»
Рабочая программа дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовке кадров в области радиоэлектроники и электротехники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен
иметь практический опыт:
— составления электрических схем электротехнических и радиоэлектронных устройств;
— разработки конструкторской документации по специализации «Электрик», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»;
— создания и ведения базы данных комплектующих изделий для радиоэлектронной и радиотехнической промышленности;
уметь:
— читать электрические схемы;
— правильно применять современные автоматизированные программные комплексы для разработки конструкторской документации;
знать:
— основные функциональные возможности программы Компас-Электрик;
— правила составления различных электрических схем;
— условные графические обозначения элементов, применяемых в электро и радиотехнике;
— требования ГОСТ и ЕСКД по составу, назначению и правилам ведения проектов, схем и отчетов;
Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины
Всего – 36 часов, в том числе:
— обязательная теоретическая учебная нагрузка обучающегося – 10 часов;
— обязательная практическая учебная нагрузка обучающегося – 24 часа;
— выполнение практического контрольного задания – 2 часа.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися ВПД Разработка конструкторской документации с использованием программы Компас-Электрик, в том числе профессиональными и обучающими компетенциями:
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Компас-Электрик»3.1. Тематический план дисциплины
Коды ПКНаименование разделов
Всего, часов (мкс. учебная нагрузка и практики
Объем времени, отведенный на освоение дисциплины
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучаю
щегося
Учебная, часов
Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
в т.ч. курсовая работа (проект), часов
Всего, часов
в т.ч. курсовая работа (проект), часов
ПК 1.2.,
ПК 1.4.
Правила ТБ
2
ПК 1.1.,
ПК 1.2.,
ПК 1.4.
Тема 1. Знакомство с программой Компас-Электрик
16
16
11
ПК 1.3.,
ПК 1.4.
Тема 2. Приемы работы с объектами схем
18
18
13
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Всего:
36
36
24
3.2. Содержание обучения по дисциплине
КОМПАС-ЭЛЕКТРИК
2
Практическое занятие №5. Операции с проектами
2
Практическое занятие №6. Резервное копирование и экспорт документов
2
Тема 2. Приемы работы с объектами схем
Содержание учебного материала
18
Вставка УГО. Линии электрических связей. Основные приемы составления электрических схем.
3
2
Практическое занятие №7. Ввод и редактирование УГО
2
Практическое занятие №8 Применение линий электрических связей
2
Практическое занятие №9. Составление электрической принципиальной схемы
2
Практическое занятие №10. Составление схемы соединений
3
Практическое занятие №11. Разработка электрических схем расположений
3
Практическое занятие №12. Правила составления перечня элементов
1
Контрольная работа
2
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы профессионального модуля имеется учебный кабинет, оснащенный компьютерами с соответствующим программным обеспечением.
Оборудование учебного кабинета:
— автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся;
— автоматизированное рабочее место преподавателя;
— специализированная мебель;
— комплект нормативных документов;
— инструктивно-методические рекомендации к практическим занятиям;
— задания для проведения практических занятий;
— комплект тестовых заданий
Технические средства обучения:
-проектор;
— экран;
— сканер- принтер;
— программное обеспечение общего и профессионального назначения.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
Руководство пользователяАскон
М.: АСКОН, 2014.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение рабочей программы дисциплины базируется на изучении дисциплин: ОП.01. Основы теории информации; Информатика.
Производственная и учебная практика (по профилю специальности) не проводится.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине: высшее образование, соответствующее профилю; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КОМПАС-ЭЛЕКТРИК
Результаты (освоенные ПК)Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. – 1.4. Составлять электрические схемы
-создание проектов и схем электрических узлов и блоков;
-составление основных конструкторских документов;
-ведение технической и отчётной документации
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении контрольной работы
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные ОК)Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-активность обучающихся при проведении учебно-воспитательных мероприятий профессиональной направленности
Текущий контроль, проведение практических занятий
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося
-на практических занятиях
-при выполнении контрольной практической работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
-демонстрация способности обоснованно принимать решения в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-широта использования различных источников, включая электронные
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-оперативность, точности и широта подготовки и организации технологических процессов с использованием общего и специализированного программного обеспечения.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
-коммуникабельность, формирование и обоснование задач, стоящих перед командой (коллективом), организация взаимодействия внутри коллектива (позиция руководителя – позиция подчиненного), обоснование своих задач при общении с обучающимися, преподавателями, мастерами производственного обучения и руководителями практики в ходе обучения
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
-ответственность за результат выполнения заданий;
-анализ результатов собственной деятельности и их коррекция
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-планирование внеаудиторной самостоятельной работы при изучении
профессионального модуля, выполнение дополнительных творческих заданий при выполнении заданий по основной и дополнительной литературе
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, участие в проектной, конкурсной деятельности
О программе — официальный сайт САПР КОМПАС
Проектирование машиностроительных и приборостроительных изделий накладывает высокие требования к используемому инструменту. КОМПАС-3D соответствует самым современным требованиям. Возможности системы обеспечивают проектирование машиностроительных изделий любой сложности и в соответствии с самыми передовыми методиками проектирования. В системе присутствуют инструменты для работы по методу «сверху вниз» или методике нисходящего проектирования, а также по уже привычному всем методу «снизу вверх».
Классическое твердотельное моделирование
КОМПАС-3D позволяет работать над различными деталями и узлами с помощью твердотельного моделирования, которое прекрасно подходит для проектирования различных валов, втулок, кронштейнов и корпусов самой разной конфигурации. Базовыми командами здесь выступают операции выдавливания и вращения.
Создание листовых деталей и обечаек
Для машиностроения и приборостроения характерной задачей является работа по проектированию и последующему изготовлению изделий из листового металла. В КОМПАС-3D присутствует богатый инструментарий по проектированию таких деталей, позволяющий создавать самые сложные конструкции из листа, с последующим автоматическим получением развертки на спроектированные детали. При проектировании листовых деталей и обечаек будет просто создавать детали с использованием:
- обечайки,
- сгибов,
- подсечек,
- вырезов,
- элементов открытой и закрытой штамповки,
- жалюзи и буртиков.
Проектирование с применением сложных поверхностей
При проектировании деталей со сложной геометрией будет полезен функционал по поверхностному моделированию. Подобные задачи встречаются и при проектировании лопаток, и при проектировании корпусов приборов, которые изготавливаются из пластика. Использование поверхностного моделирования позволит получить детали самой различной формы и тем самым обеспечить требования, выдвигаемые к данным изделиям — будь то обтекаемость или эргономика. Имеется множество вариантов построения сложных поверхностей:
- выдавливанием,
- вращением,
- кинематической операцией,
- по сечениям,
- по точкам,
- по пласту точек,
- по сети кривых.
Формирование электронной модели изделий
Проектируя в КОМПАС-3D, вы получаете электронную модель, которая может содержать в себе данные, необходимые для изготовления и последующих жизненных этапов вашего изделия. Созданная в КОМПАС-3D модель уже сейчас может содержать:
- свойства и наименование материала,
- размеры с учетом допуска,
- технические требования,
- шероховатость,
- допуски формы,
- обозначение баз,
- обозначение мест клеймения и маркирования.
Более того, получить документацию на такое изделие вы сможете автоматически. Спецификация формируется по 3D-модели сборочной единицы, а создание чертежей будет заключаться в расположении на формате чертежа ассоциативных видов с 3D-модели.
Простота в освоении и использовании
Система имеет простой и понятный интерфейс, который позволяет быстро освоить функционал и приступить к работе. Чтобы первые шаги по работе в системе были легче, КОМПАС-3D содержит интерактивные уроки для изучения основного инструментария, которые собраны в «Азбуке КОМПАС-3D». Данная азбука поможет вам на готовых примерах разобраться с возможностями КОМПАС-3D и в кратчайшие сроки начать решать рабочие задачи. «Азбука КОМПАС-3D» содержит примеры:
- создания твердотельной и поверхностной модели,
- создания деталей и сборочных единиц,
- создания листовых деталей,
- коллективной работы над сборками.
Посмотреть список приложений к КОМПАС-3D для машиностроения
Посмотреть список приложений к КОМПАС-3D для приборостроения
Создание проекта в системе КОМПАС-«Электрик»
Работу над проектом нужно начинать с создания нового документа проекта. Комплектность документов проекта пользователь определяет по своему усмотрению. Вся работа с проектами, его документами и листами документов ведется в Менеджере проектов. Листы документов проекта заполняются с помощью команд Редактора схем и отчетов.
Чтобы создать новый проект, выполните следующие действия.
1. Переместите курсор на уровень имени проекта или в пустую область окна отображения проектов.
2. В контекстном меню вызовите команду Создать/Добавить.
3. Введите имя проекта (любой набор символов). Это имя можно изменить при настройке свойств проекта.
В результате автоматически создается дерево нового проекта, содержащее два раздела: Документыи Комплектующие. В них отображаются перечень документов проекта и перечень комплектующих изделий, используемых в проекте.
Чтобы сохранить проект, выполните следующие действия.
1) установите курсор на имя проекта.
2) в контекстном меню вызовите команду Сохранить.
При первом сохранении предлагается указать расположение файла проекта на диске или в локальной сети, а также ввести его имя. Имя файла проекта может быть любым.
Чтобы открыть проект, выполните следующие действия.
1. В контекстном меню вызовите команду Открыть.
2. На экране появится диалог Открыть. Выберите имя файла проекта. Путь файла проекта может быть любым.
Чтобы закрыть проект, выделите его название в дереве проектов и в контекстном меню вызовите команду Закрыть. При закрытии проекта предлагается его сохранить.
В КОМПАС-«Электрик» Express поддерживается три типа документов:
— схема,
— перечень элементов,
— прочие листы (чертежи, сформированные средствами КОМПАС-График).
Графические документы могут быть многолистовыми. Формат и оформление каждого листа документа могут быть оригинальными.
Для заполнения основной надписи листа можно использовать как стандартный способ КОМПАС-График, так и диалог свойств листа, который вызывается в Менеджере проектов.
Чтобы создать документ, выполните следующие действия.
1) установите курсор на раздел Документы.
2) из контекстного меню вызовите команду Создать\Добавить.
На инструментальной панели для каждого типа документа предусмотрена отдельная кнопка:
Создать схему,
Создать перечень элементов,
Создать прочий лист;
3) из предлагаемого списка выберите тип документа.
При создании графического документа автоматически создается первый лист.
Любая схема состоит из условных графических обозначений (УГО), которые описывают тот или иной аппарат проектируемого изделия. Вставка условного графического обозначения в схему выполняется из диалога выбора УГО (рис.1). В диалоге можно выбрать необходимое УГО. Здесь же можно просмотреть детализованное изображение УГО и выбрать требуемый угол поворота УГО.
Выберите из Библиотеки нужное УГО и зафиксируйте его на чертеже схемы. После этого на экране откроется диалог свойств аппарата (рис.2). В левой части диалога отображается состав УГО.
Рис.1. Диалоговое окно вставки УГО элемента схемы
Рис.2. Диалоговое окно свойства УГО элемента схемы
УГО, вставленные в схемы, можно редактировать. Изображения всех УГО имеют характерные точки. К ним относятся точка вставки УГО и точки привязки текстовых полей. С помощью этих точек можно изменить положение изображения УГО и его текстовых полей на схеме. Чтобы увидеть эти точки, щелкните мышью на изображении УГО. Они будут выделены. При наведении курсора на такую точку, появится всплывающая подсказка о ее назначении. Свойства УГО также можно редактировать. Редактирование выполняется в диалоге свойств аппарата (рис.2), который можно открыть двойным щелчком мыши по изображению УГО. Во вкладках диалога отображаются все данные, которые были введены при вставке УГО в схему или при предыдущем редактировании.
В качестве соединителей в системе КОМПАС-«Электрик» Express используются:
— линия электрической связи,
— групповая линия связи,
— электрическая шина.
При построении соединителей необходимо указать начальную точку, а затем последующие точки соединителя. Для того, чтобы при построении соединителя указать новую начальную точку, нажмите клавишу <Esc>. Повторное нажатие клавиши <Esc> прерывает команду построения соединителя.
Линии электрической связи и групповой линии связи можно строить под углом с дискретностью 45 градусов, а электрической шины — 90 градусов. После построения соединителя его угол можно изменить на любое значение средствами КОМПАС-График. Для линий электрических связей в этом случае появляется третья характерная точка, расположенная в середине отрезка. Изменяя положение этой точки, можно получить излом линии связи.
Линии связей, проведенные поверх друг друга, преобразуются в одну линию электрической связи. После построения соединителя на него могут быть установлены дополнительные символы: точка связи, обрыв, перемычка, клемма, коаксиальный кабель, экран, скрутка, объединение в кабель, соединение с корпусом, заземление. Группа соединителей, ограниченных со всех сторон выводами УГО, объединяются в потенциальный узел.
Линия электрической связи показывает в схемах наличие электрической связи между зажимами аппаратов. Чтобы построить линию электрической связи, выполните следующие действия.
1. Вызовите команду КОМПАС-«Электрик» — Линии связей — Линия электрической связи.
2. На схеме последовательно укажите курсором точки прохождения линии электрической связи.
При нахождении курсора в непосредственной близости от условного графического обозначения на нем подсвечиваются точки подключения. В принципиальной схеме эти точки подсвечиваются красным цветом.
Линии связи, следующие в одном направлении, могут объединяться в группу. На схемах такие группы отображаются в виде групповой линии связи, к которой подключаются обычные линии электрической связи. Всем линиям электрической связи нужно присвоить порядковый номер в группе. Причем для каждой линии связи одного потенциального узла порядковый номер на входе в группу и на выходе должен быть одинаковым.
Чтобы построить линию групповой связи, выполните следующие действия.
1. Вызовите команду КОМПАС-«Электрик» — Линии связей — Линия групповой связи.
2. На схеме последовательно укажите курсором точки прохождения линии групповой связи (т.е. постройте трассу прохождения линии).
3. После построения групповой линии связи проведите к ней линии электрической связи.
Рекомендуется для каждой линии электрической связи сразу построить полную трассу ее прохождения, а затем присвоить ей порядковый номер в группе для отображения до и после подключения к группе.
Электрическая шина — это конструкция соединителя, выполненная в виде пластины токопроводящего металла. На схеме она отображается в виде прямоугольника шириной 3 мм. Ширину шины можно определить в настройках проекта.
Шины электрической связи строятся по аналогии с линиями электрических связей, за исключением того, что их нельзя подключить к выводу аппарата.
Чтобы построить шину, выполните следующие действия.
1. Вызовите команду КОМПАС-«Электрик» — Линии связей — Шина.
2. На схеме последовательно укажите курсором точки для построения шины.
3. После построения шины проведите к ней линии электрической связи.
При изменении направления построения шины автоматически оформляются ее изломы и пересечения.
К шине можно подключать только простые линии электрической связи. При таком подключении в принципиальных схемах вставляется точка связи, а в МКС — символ разборного соединения.
Свойства шины можно просмотреть и отредактировать в диалоге, который открывается двойным щелчком мыши по шине.
В качестве специальных символов в схемах используют: обрыв линии связи; клеммы; заземление; соединение с корпусом; экранирование; объединение в кабель; скрутка и т.д.
Построение специальных символов производится аналогично линиям связи.
Выпуск документов проекта.Комплектность документов проекта пользователь определяет по своему усмотрению. Документы, сформированные в системе КОМПАС-Электрик Express, можно редактировать средствами КОМПАС-График. Но результаты редактирования не обрабатываются средствами системы КОМПАС-«Электрик». Поэтому рекомендуется сначала сформировать весь комплект документов проекта в КОМПАС-«Электрик» Express, а затем, при необходимости, редактировать их в КОМПАС-График.
Для формирования спецификации все элементы заносятся в перечень, что указывается в их свойствах.
Пример принципиальной электрической схемы и спецификации приведены в приложениях 2 и 3.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы: