Комбинированное освещение фото – общее, напрявленное, непрямое или отраженное, рассеянное, смешанное, местное. Использование различных типов освещения в интерьере

Содержание

Изучаем комбинированное освещение

Освещение в жилых или производственных помещениях подразделяется на разные виды, каждый из которых выполняет определенные функции, имеет свое предназначение. Широко используется организация комбинированного комнатного освещения с использованием основных и дополнительных источников света.

Правильно организованная осветительная система предоставляет возможность достигать не только комфортабельных условий для работы или отдыха в помещении, но и множества функциональных задач. Поэтому прежде, чем приобретать какие-либо осветительные приборы, рекомендуется тщательно изучить их функциональные возможности и основное предназначение.

В этой статье:

Освещение естественного типа

Данный вид освещения помещений является самым распространенным и наиболее востребованным среди потребителей. Источником света в данном случае является солнце. Естественный свет должен обязательно попадать во все жилые объекты, а также многие общественные, промышленные помещения.

  • Осветительная система естественного типа может быть верхней, боковой или комбинированной (проникновение солнечных лучей в помещение одновременно и сверху, и сбоку).
  • Боковой свет проникает в здание через оконные конструкции. Для жилых объектов это основной тип освещения. Но не все оконные конструкции позволяют обеспечить в полном объеме освещенность комнат, здания в целом. Поэтому для расчета необходимой освещенности был принят коэффициент естественного освещения — КЕО.
  • Значение коэффициента КЕО в соответствии со СНиП определяется по условной поверхности, которая максимально удалена от проема окна на расстояние 1 м. Если помещение оборудовано сразу несколькими оконными конструкциями, тогда КЕО определяется по центру комнаты.
  • Если в здании организовано верхнее освещение, коэффициент КЕО определяется на расстоянии 1 м от стеновой поверхности.

К сведению! Для выполнения работ средней точности коэффициент КЕО должен составлять 1.5 % при боковом потоке солнечного света и 4 % при комбинированной системе.

Освещение искусственного типа

Как правило, большая часть помещений не обходится только лишь естественным светом, особенно, когда в них предусмотрено выполнение высокоточных работ. Поэтому для достижения необходимого уровня освещенности дополнительно используется искусственно создаваемый световой поток, за счет специального светотехнического оборудования, работающего от электросети.

Естественное и искусственное освещение

Такая система организации освещения, которая одновременно включает естественный и искусственный свет, называется совмещенной (комбинированное освещение).

К сведению! Искусственное освещение также подразделяется на несколько категорий.

Общее

Такой тип организации света самостоятельно обеспечивает достаточную степень освещенности различных объектов. Для достижения большего комфорта отдельные зоны помещений могут освещаться другими вариантами освещения.

  • Общая осветительная система также бывает боковой, вертикальной или комбинированной. Чаще всего используется вертикальный вариант подачи светового потока. К нему можно отнести потолочные подвесные люстры, размещаемые по центру помещения.
  • Основная часть норм предусмотрена именно для общих осветительных систем, причем как для рабочих плоскостей, так и для аварийно-эвакуационных систем.

К сведению! Для рабочих помещений, где более 50 % персонала старше 40 лет, в соответствии со СНиП общие нормы увеличиваются.

  • Рассчитывая освещенность общего типа, обязательно учитывается показатель отражения потолочных, стеновых поверхностей. В СНиП есть специальная таблица для определения коэффициента отражения.

К сведению! Так называемое световое отражение от горизонтальных и вертикальных поверхностей достаточно часто используют для большего рассеивания светового потока. Например, организация потолочной осветительной системы, отражаемой от глянцевого полотна натяжной потолочной конструкции.

Комбинированное освещение

При проектировании общего освещения в большинстве вариантов используются осветительные приборы с рассеянным световым потоком. На таких устройствах устанавливаются дополнительно специальные приспособления — рассеиватели, изготовленные из стекла, пластика, даже тканевого материала.

Местное, зональное

Чтобы создать в помещении максимально комфортные условия, в его отдельных участках организовывается местная, зональная подсветка. Отличаются эти два варианта подсветки площадью освещения.

  • Зональная система — обеспечивает высокое качество освещенности определенной зоны комнаты, например на кухне рабочей или обеденной. Цель дополнительной подсветки данного типа — улучшение освещенности и визуальное выделение определенной площади помещения. Такой прием часто используют в своих проектах профессиональные дизайнеры. Для организации осветительной системы могут использоваться источники света направленного, рассеянного действия, в зависимости от параметров комнаты и ее предназначения.

  • Местная система — обеспечивает высококачественную освещенность определенного места, предмета. Например, подсветка рабочего оборудования, компьютерной клавиатуры и т. д. Для этого используются чаще всего осветители с направленным световым потоком.Местное освещение

 

Декоративное

Один из вариантов подсветки, появившихся сравнительно недавно. Цель — повышение комфорта, выделение предметов интерьера, придание комнате большей привлекательности.

Так как осветительные приборы в данном случае выполняют в большей степени декоративную функцию, по функциональности к ним больших требований не предъявляется. То есть интенсивность освещенности большой роли не играет.

Декоративное освещение

Важно! Не стоит забывать про пульсацию световых источников, значительные перепады между отдельными зонами помещения — с максимально ярким освещением и значительно затемненным. Такие нюансы могут отрицательно сказаться на здоровье. Поэтому не рекомендуется пренебрегать установленными стандартами только лишь из-за придания помещению большей привлекательности.

Комбинированные осветительные системы

Комбинированное освещение включает разные типы осветительных приборов для формирования по всей площади помещения достаточной и комфортной освещенности. То есть одновременно может сочетать и общую, и местную системы.

Целесообразно использовать комбинированные системы на производственных объектах, деятельность которых связана с высокоточными зрительными работами, при вертикальном, наклонном расположении рабочих поверхностей.

Примеры:

  • дополнительные осветительные устройства могут использоваться для отдельных участков линии диагностики;
  • дополнительные осветители применяются для подачи направленного светового потока на рабочие станки в слесарных цехах;
  • дополнительное светотехническое оборудование предусматривается для проведения электрокарбюраторных работ;
  • на прочих объектах.

Комбинированные светотехнические системы чаще всего организовываются на диагностических, регулировочных или ремонтных объектах, в производственных цехах, где выполняются высокоточные ручные работы, а также в помещениях, в которых осуществляются работы по пайке и чистке различных электроприборов, электронного оборудования и т. д.

Преимущества комбинированной организации света:

  • организация высокого уровня освещенности как горизонтальных, так и вертикальных плоскостей;
  • минимизация на рабочих участках всевозможных бликов и теней;
  • экономия электрической энергии при отключении светотехнического оборудования местного предназначения после завершения работы на отдельных участках;
  • снижение установленной мощности.

Вариант комбинированного освещения

Вывод! Комбинированная система освещения — это общее + местное. Местные осветительные приборы размещаются непосредственно в рабочей зоне и подают направленный источник света исключительно на рабочую плоскость.

общее, напрявленное, непрямое или отраженное, рассеянное, смешанное, местное. Использование различных типов освещения в интерьере

В этой статье мы даем базовую классификацию светильников общего света. Обсуждаем, какие разновидности общего освещения известны, чем направленный свет отличается от рассеянного или отраженного. Как выглядят светильники смешанного света. Наконец, затрагиваем типы местного и косвенного освещения.

На фото:

Общее освещение

Предназначено для освещения всего помещения в целом. Его разделяют на направленное освещение, непрямое освещение, рассеянное и смешанное освещение.

Направленное (прямое)

Наиболее распространенный тип освещения. Его обеспечивают осветительные приборы, световой поток которых полностью направлен на определенную поверхность. Объекты в этом случае визуально кажутся больше и объемнее. Направленный свет дают светильники-плафоны, настольные лампы, подвесные и некоторые встроенные модели.

На фото:

Светильники направленного света легко отличить от всех прочих: они дают на полу или стене выраженное световое пятно от направленного пучка света.

Непрямое (отраженное)

Световой поток направляется на стены и потолок, откуда он отражается, создавая равномерное освещение. Такой световой сценарий можно создать с помощью небольших потолочных светильников, размещенных по периметру помещения. Пространство будет казаться прозрачным и невесомым, а главное — очень комфортным. Схожего результата можно добиться, расположив в комнате один или несколько торшеров с плафонами, направляющими свет в потолок.

На фото:

Кажется, что светится не лампочка, а стена, на которую попадают ее лучи: такую зрительную иллюзию создает светильник отраженного света.

Рассеянное

Световой поток лампы, рассеиваясь сквозь плафон из полупрозрачного материала, создает равномерное освещение. Угол рассеивания при этом может достигать 360 градусов. Такой способ освещения имеет наибольший коэффициент полезного действия КПД и лучше всего подходит для общего освещения, которое создается с помощью люстр или подвесных светильников.

На фото:

Светильник, лампочка которого полностью закрыта абажуром, создает равномерный рассеянный свет.

 

Смешанное

Соединяет в себе три вышеперечисленных типа: свет одновременно распространяется вверх, вниз и сквозь полупрозрачные материалы. Такой свет дают некоторые настольные лампы, а также новейшие модели офисных подвесных светильников.

На фото:

Перед вами светильник смешанного света: на столе под настольной лампой яркое световое пятно направленного света. В то же время лучи уходят через верхнюю часть абажура и отражаются на стене по-соседству (отраженный свет).

Местное освещение

Комбинированное освещение. Это схема освещения соединяет в себе общее и местное освещение одновременно. Только она позволяет выровнять распределение яркости в поле зрения человека. И при этом добиться необходимого уровня освещенности.

На фото: гостиная из проекта, реализованного студией B&L.

Задача местного освещения — акцентировать внимание на каких-то определенных объектах или зонах. Дизайнеры утверждают даже, что без местного освещения интерьер не выглядит полным и логически завершенным. В некоторых комнатах (кабинете или спальне) можно совсем отказаться от общего освещения — использовать только приборы местного освещения. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимую зону — столешницу стола или изголовье кровати. В то время как остальная часть помещения останется в полумраке.

На фото:

В спальне вовсе не обязательно использовать общий искусственный свет — достаточно местного освещения в нужных зонах.


В статье использованы изображения 360.ru


3.4.2. Виды освещения и осветительных приборов

Для сознательного формирования светового климата необхо­димо помнить, что на зрительный комфорт влияют не только мощ­ность и количество света, но и характер распространения свето­вых потоков, который зависит от размещения и типа отражающих частей светильников. Эти факторы определяют различные виды освещения.

По характеру распределения светового потока освещение мо­жет быть:

•прямое — световой поток падает на освещаемую площадь не­посредственно от источника. Прямой световой поток создает вы­сокую местную освещенность, позволяет максимально использо­вать мощность источника света. При этом образуются четкие тени, контрастные освещаемой поверхности;

•отраженное — световой поток падает на освещаемую поверх­ность, отражаясь от какой-либо поверхности. Отраженный свет более мягкий и не дает четко очерченных границ теней.

Благоприятный световой климат возможен лишь при сочета­нии этих видов освещения.

Все бытовые осветительные приборы ориентированы на тот или иной вид освещения. Прямое или преимущественно прямое освещение используют для местного освещения. Светильники от­раженного или преимущественно отраженного света целесообразно использовать для общего освещения.

Освещение может быть общее — для освещения всего помеще­ния, или местное — для освещения части помещения (какой-либо функциональной зоны, рабочей плоскости).

В помещении небольшой площади возможно совмещение об­щего и местного освещения. Например, в ванной комнате све­тильник, располагаемый у зеркала, может освещать зону зеркала (туалета) и помещение в целом. Иногда можно ограничиться лишь общим освещением, например в коммуникационных простран­ствах: лестницах, коридорах или в подсобных помещениях. Во всех других помещениях наиболее рационально использовать комби­нированную систему освещения, в противном случае будет созда­на психологически неблагоприятная обстановка.

Комбинированная система освещения предполагает наряду с общим освещением местное освещение отдельной зоны и полу­чила название зонального освещения интерьера. Зональное осве­щение решает две задачи: практическую и эстетическую (создает выразительность световой среды). Варьируя в различных сочета­ниях освещением отдельных зон и помещения в целом, можно добиться большого разнообразия световых эффектов.

Различают три вида местного освещения:

•рабочее — его задача как преимущественно местного создать зрительный комфорт в зоне работы путем приближения источни­ка света к рабочему пространству. Рабочее освещение требует вы­сокого уровня освещенности и равномерного распределения све­тового потока на рабочей плоскости. Наиболее целесообразен здесь направленный или преимущественно направленный вид освеще­ния;

•ориентирующее — существуют, например, специальные ори­ентирующие светильники: ночники, создающие минимальный уровень освещенности;

•декоративное — представляет собой световой акцент, под­черкивающий общий эстетический замысел. Это могут быть цвет­ные декоративные светильники, выполняющие в темное время суток роль декоративного света — цветового пятна, или светиль­ники направленного света, подчеркивающие тот или иной эле­мент интерьера — подсвет гардин, предметов декоративно-при­кладного искусства и т.д.

Важнейшая практическая задача формирования светового кли­мата — подбор и размещение светильников, которые бывают об­щего, местного, комбинированного, декоративного, ориентиру­ющего освещения. Светильники выполняют также декоративную функцию.

Светильником называется устройство, сочетающее в себе ис­точник света (лампу) и осветительную арматуру (абажур, рассеи-ватель), которое перераспределяет свет лампы в пространстве и преобразует его свойства.

Конструкция различных типов осветительных приборов, обес­печивающая размещение источников света в определенной точке пространства, усиливает световой поток за счет специальных от­ражателей, исключает слепящую яркость источников света за счет различных рассеивателей. Современные осветительные приборы обеспечивают возможность изменения направления светового по­тока благодаря различным подвижным элементам конструкций.

В связи с тем что прямой свет создает значительный контраст яркостей, а при отраженном свете нерационально используется мощность источника света, чаще всего разрабатываются комби­нированные светильники преимущественно прямого или преиму­щественно отраженного освещения. Это достигается сложной, спе­циально прорабатываемой формой оптической части, примене­нием матовых полупрозрачных абажуров, рассеивателей, отража­телей. Материалом для них служат пластмассы, стекло, ткани.

Наиболее рациональны с точки зрения максимального исполь­зования мощности светильники со светлой и блестящей внутрен­ней частью отражателей.

На рис. 3.5 приведены различные типы светильников, приме­няемых в гостиницах. Потолочные плафоны применяют в поме­щениях небольшой высоты, они бывают с одной или нескольки­ми лампочками, помещенными за рассеивателями из стекла или пластмассы. Подвесные светильники чаще всего имеют рассеиватели и отражатели.

Светильники общего освещения, как правило, устанавлива­ются в центре потолка. В протяженных помещениях большой пло­щади возможно использование двух потолочных светильников. Такие светильники должны обеспечивать равномерное освещение всего пространства. Для этой цели применяют традиционные мно­горожковые и компактные люстры с несколькими световыми эле­ментами на одной штанге, хрустальные люстры и т. п. В спальнях для общего освещения можно использовать настенные светиль­ники комбинированного освещения типа бра.

Светильники местного освещения очень разнообразны. Они могут быть напольные, настольные, настенные, подвесные. Эти светильники должны давать направленный световой поток, рас­считываемый на высокую освещенность небольшой части про­странства.

Рис. 3.5. Типы светильников:

1— потолочные; 2—настольные; 3—настенные; 4—напольные; 5— встроенные; 6—подвесные; 7— пристроенные

Рабочие светильники местного освещения предполага­ют подвижную конструкцию.

Светильники комбинированного освещения совмещают функ­ции местного и общего освещения за счет большой и специально проработанной конструкции оптической части.

Декоративные свойства света используют иногда в специаль­ных светильниках, не несущих утилитарных функций. Используе­мые в качестве элементов убранства декоративные светильники изготавливают с применением цветного стекла и пластмасс, ке­рамики, различных видов рассеивателей, которые могут давать интересные световые эффекты. Но такие светильники нельзя ис­пользовать в качестве источников общего и рабочего света. Осве­тительные приборы экспозиционного освещения, служащие для подсветки отдельных элементов интерьера (шторы, картины, пред­меты убранства), изготавливают в виде компактных приборов, да­ющих узкий световой поток.

Светильники иногда группируют в единую систему — освети­тельную установку.

К ним относятся:

•установки, где каждый светильник используется как само­стоятельный элемент, например подвесные светильники, плафо­ны, люстры, бра;

•установки, собранные из групп светильников: световые по­лосы, панели;

•установки, в которых нельзя выделить отдельные светильни­ки, например световые карнизы, светящиеся потолки и другие устройства, где светильник скрыт от глаз наблюдателя.

Светящиеся элементы осветительной установки делятся на три типа: точечные, линейные и поверхностные.

Осветительные установки с точечными светильниками могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими све­тильниками. Точечный светильник с зеркальной лампой накали­вания может дать в зависимости от. конструкции ясно видимый сноп света и четко очерченный круг на освещаемой поверхности или световое пятно с размытыми краями.

Установки со встроенными светильниками и плафонами дают относительно равномерное освещение поверхности. При необхо­димости светильники могут собираться в линии, блокироваться в световые панели, усиливая освещенность.

Светящиеся поверхности занимают всю плоскость потолка или его большую часть (более 60 %). В этих поверхностях используют явление отражения или пропускания света. Фактура светящейся поверхности зависит от материала рассеивателя — гладкие по­верхности молочного стекла, узорчатого, рифленого, литого, при­зматического, формованных пленок. Широко применяют решет­ки из светопропускающего и непрозрачного материала.

При отражающих потолках фактура их поверхности также мо­жет быть различной: гладкой, шероховатой и т. п. Светящиеся по­толки дают ровный рассеянный свет по всей поверхности без ярко выраженных теней. Основное требование к отраженному карниз­ному освещению заключается в хорошей маскировке ламп и рав­номерном распределении яркости на отражающих свет поверхно­стях.

В качестве сильных источников света применяют световые ниши любой формы, скрытые за карнизами. Белые поверхности ниши дают рассеянное освещение всей комнаты. Такие ниши должны устраиваться во время постройки здания. Другой способ такого освещения заключается в том, что в перекрытии вдоль оконной стены делают углубление, в котором устраивают световую поло­су, прикрытую со стороны комнаты гардинами. Такой способ ос­вещения дает мягкий приятный рассеянный свет и одновременно подчеркивает декоративные ткани.

На основе приведенных сведений можно остановиться более подробно на некоторых рациональных приемах освещения отдель­ных помещений.

Освещение квартиры: общее, акцентное, комбинированное, рабочее

Хотите пойти чуть дальше, чем быть лишь декоратором собственного дома? Правильное освещение квартиры – неотъемлемая часть стильного жилья, которая, к тому же, сильно влияет на наше самочувствие и настроение. Побыть дирижером света – непростое, но очень увлекательное занятие. Начинаем учиться этому с азов – говорим про световой дизайн, освещение в интерьере и его типы.

содержание:

Основные виды освещения

  • Общее освещение
    • Направленное
    • Рассеянное
    • Смешанное
  • Акцентное освещение
    • Резкое
    • Смягчённое
    • Мягкое
  • Комбинированное освещение
  • Рабочее освещение

 

 

 

«Основные виды освещения»

Для того чтобы определиться с тем, как нам настроить в квартире правильное освещение, немного поговорим о его видах. В литературе вы можете встретить множество классификаций, а порой и работники магазинов озадачивают нас загадочными пассажами. Но в действительности, всё очень просто, и интуитивно вы поймете, о чем идет речь.

Итак, освещение в квартире подразделяется на:

  1. Общее освещение
  • Направленное
  • Рассеянное
  • Смешанное
  1. Акцентное освещение
  • Резкое
  • Смягченное
  • Мягкое
  1. Комбинированное
  2. Рабочее

 

«Общее освещение»

Самый популярный вид, предназначен для освещения всей комнаты сразу. Простой пример этого осветительного типа – потолочная люстра, мы не можем увидеть на полу или стене четкой фигуры света, которую она дает. Чтобы понять, о чем идет речь, наведите фонарик или абажур настольной лампы на стену – они явственно высветлят ровную окружность, в нашем же случае свет распространяется по всей комнате.

 

 

«Направленное общее освещение»
  • Это наиболее часто встречающийся вид освещения квартиры – поток света из ламп выражается единым световым пятном. Создать его можно, купив светильники с открытыми плафонами, которые обильно представлены на рынке. Обычно, они имеют форму конуса или усеченного шара, но встречаются квадратные, прямоугольные и трапециевидные модели.

 

 

«Рассеянное общее освещение»
  • Все очень просто – «рассеянность» дает лампочка, полностью закрытая плафоном. Самый комфортный для нашего зрения свет излучают светильники с плафоном в виде полусферы или шара. Важно, чтобы они были непрозрачными – обычно для этого используется матовое стекло молочного цвета или модные сейчас абажуры из плотной бумаги.

 

 

«Смешанное общее освещение»
  • Умением давать такое освещение обладают некоторые современные лампы, которые все чаще используют в офисных помещениях и домах. Их особенность – необычная форма абажура, имеющего отверстия сверху и снизу, а его материал полупрозрачный. Следовательно, свет исходит со всех сторон и отражается от потолка и стен.

 

 

«Акцентное освещение»

Акцентное освещение, которое часто также называют подсветкой, создает в комнате более камерную атмосферу и выделяет то, что вы хотите подчеркнуть особо. Причем это выделение может преследовать исключительно декоративные цели, например, подсвечивать красивый изгиб шкафа или картину, или же практичные – подсветка прикроватной тумбочки в спальне или лестничных ступенек. Обычно роль исполняют точечные светильники в интерьере, бра или торшеры.

 

 

Акцентное освещение квартиры – самый эффектный и немного театральный способ изменить облик вашего дома за считанные секунды. Погружать часть комнаты в полумрак, резко выхватывать из темноты скульптуру или вазу, сделать центром внимания диван или обеденный стол – картина обстановки будет выглядеть совсем иначе. У акцентного света тоже есть свои виды, в которых полезно ориентироваться.

«Резкое акцентное освещение»
  • Здесь самое время вспомнить театр, поднимающийся занавес и луч света, идущий откуда-то сверху и выделяющий лишь маленький пятачок, где происходит главное действие. Такой прием в квартире может создать довольно драматичную обстановку, поэтому применяйте его аккуратно, используя точечный светильник с люминесцентной лампой. Именно их применяют для подсветки витрин ювелирных магазинов, чтобы усилить игру драгоценных камней.

 

«Смягченное акцентное освещение»
  • Лучше всего создавать его с помощью светодиодных точечных светильников, у которых можно легко регулировать яркость, заодно экономя энергопотребление. Этот вариант освещения – золотая середина, объекты выделяются достаточно ярко, но не перетягивают на себя все внимание.

 

 

«Мягкое акцентное освещение»
  • Мягкое акцентное освещение квартир, как правило, создается матовыми плафонами, расположенными над предметом, который необходимо выделить. Часто применяется для обрамления предметов искусства, которым противопоказан яркий свет.

 

 

«Комбинированное»

Соответственно, это комбинация двух вышеприведенных способов, именно к этому варианту нужно стремиться, обустраивая свое жилье. Нет такой комнаты, где комбинированный свет был бы неуместен – даже в прихожей и ванной мы сочетаем потолочный светильник с бра вокруг зеркала. Чему выпадет роль первой скрипки в комнате – зависит от назначения помещений. Например, в кабинете и спальне верхний свет может быть рассеянным и приглушенным, тогда как, чем ярче сияет люстра в гостиной – тем лучше.

Выстроить комбинированное освещение – это и есть главная задача световой архитектуры. Самый простой способ решить множество вопросов – использовать мобильные светильники. Те времена, когда их расположение было строго задано, давно канули в Лету. Ведь что может быть проще, чем быстро настроить световой баланс, выделить нужную в данный момент зону, просто изменив положение кронштейна, повернув плафон или перенеся лампу в нужное место.

 

 

В некоторых современных домах может вовсе не быть общего освещения. Ответственность за зоны квартиры распределяется между торшерами, бра, напольными светильниками, встроенными в потолок точечными светильниками с лампой накаливания, о которых подробнее рассказано в статье про светильники в интерьере. Пример такой комнаты – на фотографии ниже, зону отдыха заполняет дневной свет, а для вечера предусмотрен напольный светильник с гибкой стойкой. В левой части – свои источники, настольная лампа и точечные светильники.

 

 

«Рабочее освещение»

Этот вид освещения, конечно, ближе к акцентному, так как освещает конкретную площадь, часто небольшую. Главная задача рабочего освещения – облегчить выполнение какой-то задачи, создать комфортную среду для работы, где необходима точность и внимательность. Вязание, вышивание, рисование, кулинария – отличный результат этих и многих других занятий напрямую зависит от того, насколько удобно вашим глазам было рассмотреть все мельчайшие детали. Кроме того, рабочее освещение должно всячески предотвращать быстрое утомление и не напрягать глаза.

 

Самый банальный пример светильников здесь – это настольная лампа. Но могут быть и любые другие варианты: бра над вашим любимым креслом, торшер у дивана, ряд точечных светильников над кухонной столешницей. Хороший выбор для этой цели – точечный галогенный светильник, который не искажает цветопередачу, дает ровный заполняющий свет и служит в разы дольше, чем обычная лампочка.

Что такое общее освещение и какие виды освещения бывают?

Комбинированное естественное и искусственное общее освещение помещения

Комбинированное естественное и искусственное общее освещение помещения

Освещение в квартире, доме, производственном или офисном помещении разделяется на множество видов. Каждый из этих видов имеет собственное предназначение и цели.

Правильный выбор типа освещения позволяет доиться не только создания комфортных условий, но и выполняет немало сугубо функциональных задач. Поэтому в этой статье мы постараемся разобраться со всеми видами освещения и определиться какие из них в каких случаях применяются.

Естественное освещение

Начнем нашу статью с наиболее распространенного и востребованного естественного освещения. Это тот вид освещения, который дает нам солнце и который является обязательным для всех жилых и большинства общественных и промышленных зданий.

Комбинированное естественное освещение комнаты

Комбинированное естественное освещение комнаты

Итак:

  • Естественное освещение в свою очередь подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное. Комбинированным называется освещение имеющее сочетание бокового и верхнего освещения.
  • Боковое естественное освещение реализуется за счет окон. Для жилых зданий он является одним из наиболее распространенных. Но далеко не каждое окно дает достаточный уровень света для освещения комнаты или всего здания. Поэтому для расчётов был принят такой коэффициент как – КЕО.
  • КЕО — это коэффициент естественного освещения. Согласно СНиП 23 – 05 – 95 значение КЕО нормируется на условной плоскости, наиболее удаленной от оконного проема на расстоянии одного метра. При наличии нескольких оконных проемов КЕО нормируется в центре помещения.
  • При вертикальном естественном освещение нормируется КЕО на расстоянии 1 метр от стен. Для сравнения КЕО для работ средней точности при боковом освещении должен составлять 1,5%, а для комбинированного 4%.

Искусственное освещение

Но понятное дело, что одним естественным освещением не обойтись. Тем более для работ высокой точности. Поэтому в большинстве помещений применяется так называемое совмещенное освещение.

Оно включает в себя естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в свою очередь делится еще на несколько типов.

Общее освещение

Общее освещение это тип освещения который обеспечивает сам по себе достаточный уровень освещенности в помещении. При этом для создания более комфортного освещения в отдельных частях помещения могут применяться другие виды освещения.

  • Общее освещение так же может быть верхним, боковым и комбинированным. В большинстве случаев применяется именно верхнее освещение из-за чего часто можно услышать ложное определение, что общее освещение — это светильники расположенные под потолком помещения.
  • Большинство приводимых норм для освещения помещений приводятся именно для общего освещения. Это не касается только освещения рабочих поверхностей, а также эвакуационного или аварийного освещения. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Обратите внимание! Для помещений, в которых более половины работающих старше 40 лет, согласно СНиП 23 – 05 – 95 нормативы общего освещения должны быть увеличены.

  • При расчете общего освещения учитывается такой показатель как отражение стен и потолков. Принимается процент отражения по табл. 2 СНиП 23 – 05 – 95.
Отраженное общее освещение комнаты

Отраженное общее освещение комнаты

  • Вообще отражением поверхностей достаточно часто пользуются для создания более рассеянного общего освещения. Так в последнее время часто используется общее освещение, отраженное от глянцевого потолка. Благодаря этому получается общее равномерное освещение.
  • Для создания общего освещения в большинстве случаев используют светильники дающие рассеянный свет. Достигается это за счет рассеиваетелей установленные в светильниках. В большинстве случаев в качестве таковых используется стекло, пластик или ткань.

Зональное и местное освещение

Для создания более комфортных условий в отдельных частях помещения создают так называемое зональное и местное освещение. Отличием между ними является площадь на которой обеспечивается необходимый уровень освещенности.

Итак:

  • Зональное освещение обеспечивает более высокий уровень освещенности в определенной части помещения. Это может быть обеденная зона на кухне (см. Как подобрать для кухни освещение), рабочее место или зона отдыха.
  • Цель данного вида освещения обеспечивать не только более высокую степень освещенности, но и визуально выделять определенную часть помещения. Данная особенность часто используется в дизайнерских решениях.
  • Для зонального освещения используются как светильники рассеянного, так и направленного действия. Все зависит от особенностей помещения и поставленных целей.
Один из вариантов местного освещения

Один из вариантов местного освещения

  • Местное освещение призвано обеспечивать должный уровень освещенности в одном определенном месте. Это может быть рабочая зона станка, место для чтения или освещение клавиатуры компьютера.
  • Реализуется этот тип освещения в большинстве случаев за счет светильников направленного действия. Причем достаточно часто применяются светильники с возможностью изменять направление освещения.

Декоративное освещение

Еще одним типом освещения, которое появилось относительно недавно является декоративное. Его основная цель создания должного комфорта и внешней привлекательности помещения.

Пример декоративного освещения комнаты

Пример декоративного освещения комнаты

  • Так как основная цель декоративного освещения создание привлекательного внешнего вида, то особых требований к нему не предъявляется. В этом случае не важен не уровень не интенсивность освещения.
  • В то же время нельзя забывать о таких параметрах как пульсация, перепад между максимально освещенными и затемненными участками. Все это может негативно отражается на здоровье человека. Поэтому пренебрегать этими нормативами только из-за привлекательного внешнего вида не стоит.
  • Создать декоративное освещение своими руками вполне возможно из светильников любой конструкции. Ведь здесь важен не столько технический аспект светильника, сколько дизайнерские навыки создателя. Поэтому говорить о типе светильников для этого освещения бессмысленно.

Аварийное освещение

Но как мы говорили выше в освещение вкладывают не только эстетические, но и функциональные требования. Одним из таковых является аварийное освещение. Которое в свою очередь делится на освещение безопасности и эвакуационное.

Освещение безопасности на производстве

Освещение безопасности на производстве

Итак:

  • Освещение безопасности необходимо на производствах, которые не могут быть остановлены из-за потери общего освещения. Это те производства, остановка которых может вызвать пожары, взрывы, либо привести к нарушениям в работе систем водоподготовки, электроснабжения и других крайне необходимых систем.
  • Освещение безопасности должно обеспечивать освещенность не менее 5% от общего освещения. При этом согласно п.7.63 СНиП 23 – 05 – 95 для помещений это значение должно быть не менее 10лк для ламп накаливания и 30лк для люминесцентных ламп.
  • При этом светильники аварийного освещения обязательно должны давать рассеянный свет как на видео. Ведь они по сути являются системой общего освещения в аварийный промежуток времени.
  • Бесперебойность работы эвакуационного и освещения безопасности обеспечивается за счет подключения данного вида освещения к независимым источникам питания, автономным генераторным установкам либо за счет подключения к автономным аккумуляторным батареям.
Эвакуационное освещение помещения

Эвакуационное освещение помещения

  • Эвакуационное освещение применяется в зданиях, в которых в случае пожара будет эвакуироваться 50 и более человек. Кроме того, оно должно монтироваться в опасных для прохода людей местах, а также в жилых зданиях высотой более 6 этажей.
  • Основная цель такого типа освещения обеспечить освещенность в помещениях не менее 0,5лк. Это достаточно маленькое значение, поэтому светильники могут располагаться на расстоянии не менее 25 метров друг от друга. При этом они обязательно должны быть на поворотах.

Обратите внимание! Для эвакуационного освещения инструкция предусматривает норматив согласно которому между наиболее и наименее освещенными участками перепад должен быть не более 1/40.

  • В связи с этим для эвакуационного освещения должны применяться светильники дающие рассеянный свет. А для снижения вероятности потери ориентации у человека на данные светильники разрешается наносить указатели с указанием ближайшего выхода из помещения.

Наружное и охранное освещение

Освещение общее для улиц, дорог и площадей обеспечивается за счет наружного освещения. К этому типу освещения относятся и системы освещения тоннелей, мостов, подземных переходов и других подобных сооружений.

Наружное освещение парковых зон

Наружное освещение парковых зон

  • Согласно СНиП 23 – 05 – 95 уровень наружного освещения зависит от интенсивности движения по дорогам, а также населения города. Так основные магистрали с интенсивностью движения более 3 тысяч машин в час должны освещаться с интенсивностью в 20лк, а дороги местного значения с интенсивностью движения менее 500 автомобилей в час должны освещаться всего на уровне 4лк.

Обратите внимание! Все приведенные нормативы касаются средней освещенности данных объектов. Но зато есть норматив, который предписывает, что наиболее затемненные объекты должны иметь освещенность не менее 0,35 от средней.

  • Соответствующие нормативы действуют и для пешеходных объектов. Причем для тоннелей, пешеходных переходов и других подземных сооружений интенсивность наружного освещения зависит еще и от времени дня. Днем освещенность должна быть выше, а в вечернее и ночное время ниже.
  • Для наружного освещения в большинстве случаев применяются светильники рассеянного света. При этом достаточно часто они оснащаются дополнительными рассеивателями, что позволяет увеличить расстояние между светильниками.
На фото представлено охранное освещение

На фото представлено охранное освещение

  • Существует и так называемое охранное освещение. Оно может быть дежурным или временным. Дежурное освещение включено постоянно, а временное включается от срабатывания охранных систем.
  • Уровень охранного освещения должен обеспечивать освещенность не менее 0,5лк на уровне земли, либо в 50 см над ее уровнем. Это определяется проектом.
  • Светильники охранного освещения могут давать как рассеянный, так и направленный свет. Это зависит от требований проекта. При этом в любом случае запрещается применять источники света, дающие задержку при включении освещения.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Последними видами рассматриваемого нами освещения являются архитектурное, рекламное и витринное освещение. Данные типы освещения предназначены преимущественно для создания притягательного внешнего вида и поэтому требования к ним во многом зависят от проекта, но и здесь есть определенные ограничения.

Пример архитектурного освещения в городе

Пример архитектурного освещения в городе

Итак:

  • Начнем с архитектурного освещения. Оно не должно выбиваться из общей композиции освещения города. Поэтому здесь введены нормы максимальной освещенности фасада здания. Так для крупных городов средняя яркость составляет 8 кд/м2, а для сельской местности не более 3 кд/м2.

Обратите внимание! Если мы рассматриваем объект архитектура которого позволяет любоваться им с расстояния в километр и более, то здесь цена вопроса выше. В этом случае разрешается увеличить нормы яркости, но не более чем на 50%.

  • Кроме того, при освещении фасадов следует учитывать отражение от здания. Для этого принимается специальный коэффициент отражения, который принимается по табл.19 СНиП 23 – 05 – 95.
  • Свет витрин так же не должен слепить человека. Поэтому имеется норматив вертикальной освещенности, который принимается для высоты 1,5 метра от уровня тротуара. Этот норматив так же зависит от категории улиц. Для крупных улиц он оставляет 300лк, а для небольших не более 100лк.
  • Кроме того, при уровне освещенности витрин следует учитывать их наполнение. Так при выставлении светлых товаров уровень освещенности должен быть снижен на 100лк, но не менее 100лк. А при выставлении темных товаров можно его увеличить на 100лк, но не более 300 лк.
Пример соблюдения правил рекламного освещения

Пример соблюдения правил рекламного освещения

  • Что касается рекламного освещения, то здесь так же есть нормы, препятствующие выбиванию рекламы из общей структуры освещения города. Прежде всего следует помнить, что любая реклама должна быть расположена на уровне не мене 3 метров от уровня тротуара.
  • Так же существуют предельные нормативы для уровня яркости рекламных щитов. Они тоже зависят от интенсивности движения на улице. Кроме того, к рекламным щитам предъявляется требования по уровню наиболее и наименее освещенных участков. Это соотношение согласно п. 7.57 СНиП 23 – 05 – 95 не должно превышать 1/

Вывод

Как вы видите видов освещения достаточно много и все они имеют определённые требования. Кроме приведенных нами требований по уровню освещенности, яркости и коэффициенту освещенности существуют еще требования по уровню пульсации, цветопередачи, перепаду освещения, бликам и многим другим параметрам. Поэтому, казалось бы, такая простая задача по выбору освещения может стать поистине проблемной.

Особенно это касается крупных промышленных и торговых объектов. В этом случае без помощи профессионалов вам не обойтись.

60+ фото, правила размещения и выбор светильников

Как организовать освещение?

 Прежде чем выбирать светильники, необходимо определиться с их функциональным назначением.

  • Для оформления гостиной обычно используется общее освещение (или центральное, когда светильники располагаются под потолком), направленное (или рабочее, когда свет падает на определенную поверхность), и декоративное (предназначено для создания нужной атмосферы).
  • Удобство использования света зависит от расположения выключателей. Продумывать их установку следует на этапе создания дизайн-проекта. Оптимальными вариантами размещения выключателей считаются: пространство возле двери, стены около дивана для отдыха, а также рабочая зона.
  • Стоить помнить, что одной люстры в гостиной недостаточно. Верхнее освещение дает не так много света, поэтому источников должно быть как минимум два.
  • Свет помогает визуально увеличить маленькую гостиную с низким потолком. Один из таких способов – использование напольных светильников. Также рекомендуется установить по периметру потолка LED-подсветку, чтобы зрительно углубить его.

Какие светильники подойдут для зала?

С помощью приборов разных типов можно создать несколько разновидностей освещения в гостиной.

Споты

Отдельные предметы (картины, коллекции предметов) или определенные зоны можно эффективно подчеркнуть с помощью светильников-спотов. Они бывают подвесными, встраиваемыми или подвижными на рельсе. Поворотные светильники можно регулировать по горизонтали и вертикали. Будут ли споты справляться с основным освещением (например, встроенные в натяжной потолок) или послужат направленными источниками – зависит от их количества и расположения.

Общий вид спота

Подвижные споты на рельсах

Споты, встроенные в потолок

На фото гостиная с комбинированным светом, где роль основного освещения играют потолочные споты.

Люстра

Традиционным вариантом освещения в гостиной выступает люстра. При ее выборе стоит учитывать не только стиль интерьера, но и размеры осветительного прибора, а также степень рассеивания света. Для маленькой гостиной подойдет потолочная люстра, закрепленная вплотную к поверхности, а владельцы просторных помещений и высоких потолков могут выбрать классическое подвесное изделие на длинной стойке или цепях.

Двухъярусная люстра в гостиной

Подвесная люстра

Стильная потолочная люстра

На фото гостиная в стиле лофт, низкие потолки которой освещены шикарной хромированной люстрой и LED-подсветкой.

Бра на стене

Настенные бра зачастую располагаются в зоне отдыха – за диваном или изголовьем кровати, если гостиная предполагает наличие спального места. Они могут составлять пару или выступать самостоятельным источником света. В загородном коттедже светильники вешаются по обеим сторонам камина или над ним. Свет, направленный вверх, зрительно способен приподнять потолок. 

Бра за диваном

Бра над камином

Торшер

Напольный светильник на высокой подставке оценят книголюбы – мягкий рассеивающий свет абажура направляет свет вниз и не позволяет глазам уставать. Именно поэтому торшеры часто ставят в зоне отдыха. Помимо функции освещения они могут играть роль предмета, зонирующего пространство.

Торшеры в доме по бокам от дивана

Торшер над диваном

Торшер-тренога

На фото небольшая гостиная с торшером, который выступает не только направленным боковым источником света, но и своеобразным предметом интерьера.

Лампа

Благодаря своей компактности и мобильности, лампа может разместиться на любой горизонтальной поверхности: тумбе, комоде или журнальном столике. Ее положение можно менять в зависимости от нужд хозяина.

Лампа на тумбочке

Лампа около зеркала

Лампа на слэбе

На фото изумрудная гостиная, где дополнительным источником света служит лампа, установленная на стол из слэба.

Подвесные светильники

Сегодня такие изделия с разнообразными дизайнами плафонов находятся на пике моды. Для высоких потолков это наилучший вариант, так как свет от подвесных ламп можно направить в определенную зону или создать необходимое настроение.

Светильники над столом

Лампы над зоной отдыха

Варианты

Освещение в гостиной – это композиция из нескольких источников света. Рассмотрим подробнее основные сценарии.

Центральное

Общее освещение обычно служит в утилитарных целях: включая люстру или потолочные светильники, мы добиваемся помещения, равномерно залитого светом. Такой сценарий воспринимается людьми по-разному: кто-то предпочитает обилие ламп и чувствует себя при этом уютно, а кто-то испытывает дискомфорт. Во время приема гостей принято включать как можно больше осветительных приборов – это настраивает на открытую и дружескую беседу.

Центральное освещение может быть реализовано как одной люстрой, так и её комбинацией с потолочными светильниками. В гостиной лучше отдавать предпочтение теплому свету – для глаз приятнее всего 2600-3500К (Кельвинов).

Комбинированные источники света

Маленькая гостиная с белым светом

Общий свет в гостиной

Освещение функциональных зон 

Локально выделяя лампами определенную площадь комнаты, мы не только добиваемся комфорта, освещая нужный предмет мебели, но и зонируем пространство. Если обеденная зона не примыкает к стене, а располагается по центру, светильник вешается прямо над столом. Последнее время этот прием очень популярен. То же касается дивана, поставленного посередине гостиной – он подсвечивается либо торшером, либо подвесным светильником.

Лампа над обеденным столом

На фото наглядный пример светового зонирования: в гостиной-студии выделена зона отдыха (синее кресло), обеденный стол и место для готовки.

Подсветка дивана и стола

Обеденная зона со светильником

Ещё один вариант функционального освещения – подсветка стены вокруг телевизора. Это не только красиво, но и полезно: светодиодная лента снижает напряжение глаз, к тому же её легко установить своими руками.

Подсветка за телевизором

Домашний мини-кинотеатр

Декоративное

Без декоративной подсветки легко обойтись, но интерьер может много потерять при этом. Точечные светильники или ленты, выявляя фактуру предметов, способны превратить обычные вещи в произведения искусства. Игра света делает акценты на том, что необходимо выделить. Помимо прочего, из необычных светильников дизайнеры составляют целые композиции.

Подсветка картин

На фото роскошная симметричная гостиная с подсвеченными картинами, расположенными по бокам от камина.  

Подсветка полок

Инсталляция из светильников

Интеллектуальное освещение или смарт

«Умное» освещение позволяет управлять электроприборами дистанционно. Специальные светильники оснащены датчиком, который считывает движение или звук (знаменитое включение света по хлопку ладоней). Сейчас набирают популярность приборы, которыми можно управлять с помощью гаджетов. Помимо того, что интеллектуальная система привносит в обстановку оригинальности, она также позволяет экономить электроэнергию.

Система умный дом

Смарт-освещение

Стили интерьера

Рассмотрим особенности освещения гостиной в различных стилях.

Современный стиль

Освещение в современной гостиной предполагает и красоту, и удобство. Обустраивая комнату, необходимо в первую очередь задать себе вопрос: зачем нужен тот или иной источник света? Если он играет на поддержание стиля, как в гостиной с хай-тек уклоном, то декоративная подсветка с холодным оттенком выходит на первый план. Её задача – создать особое настроение, например, перенести в «интерьер будущего».

Если же в приоритете функциональность, то владельцу комнаты стоит распланировать, чем он будет заниматься в той или иной зоне (отдыхать, читать, работать), и тогда ошибок удастся избежать. 

Современный интерьер с несколькими источниками света

На фото маленькая гостиная, где светодиодная лента на полках выделяет декор и служит источником света для чтения, а LED-подсветка на потолке делает его как бы выше.

Светлый современный интерьер

Хай-тек

Если современная гостиная оформлена с уклоном в минимализм, то света должно быть много. Концепция минимализма – это, прежде всего, обилие воздуха. Естественного освещения, как правило, не хватает, поэтому стены окрашиваются в белые тона, а источники света выбираются ненавязчивыми, простых форм.

Гостиная в стиле минимализм

На фото просторный зал в стиле минимализм, заполненный светом. Источниками выступают потолочные светильники, споты около телевизора, настенные бра и люстра над обеденным столом.

Классика

Главную роль в световом сценарии классического интерьера играет люстра. Дополнительными источниками выступают бра, торшеры и настольные лампы. Осветительные приборы должны быть детализированными, богато украшенными, с резными или хрустальными элементами. Также можно использовать подсвечники или их имитацию.

Освещение в классической гостиной

Свет в просторной белой гостиной

Люстра и торшер в классике

На фото изящная гостиная в классическом стиле. Цель освещения здесь – не только подсветить комнату, но и произвести впечатление.

Лофт

Освещение гостиной в стиле лофт, несмотря на грубость отделки, должно быть качественным. Светильники – это то, что помогает соблюдать баланс между «промышленными» элементами и воздушностью: всё-таки лофт предполагает много свободного пространства.

Освещение в светлом лофте

Несколько сценариев света

Свет в лофт-гостиной

В лофт идеально вписываются:

  • подвесные светильники в виде лампочек на длинных проводах;
  • споты на подвижных треках или встроенные прямо в потолочные балки;
  •  люстры, стилизованные под уличные фонари.

Металл и черный цвет помогают создать контраст и отлично сочетаются с деревом и кирпичом.

Подвесная люстра

Споты на треке

Скандинавский

Разноуровневое освещение гостиной в скандинавском стиле, которое обеспечит легкость и уют, должно располагать к отдыху. В этом стиле можно сочетать все виды светильников: лаконичные настенные бра, торшеры на тонких ножках и даже массивные люстры. Не стоит забывать и о функциональности – рекомендуется выбирать изделия с возможностью регулировки света (лампы с диммером).

Сканди-гостиная

Люстра и высокие потолки

Свет в скандинавском интерьере

На фото гостиная в скандинавском стиле, сочетающая в себе сразу несколько осветительных приборов.

Варианты дизайна

Рассмотрим ещё несколько интересных идей необычного освещения в гостиной.

Освещение гостиной с натяжным потолком

Сегодня натяжной потолок уже никого не удивит, а вот необычные конструкции до сих пор популярны во многих интерьерах. Любопытным решением выступает парящий потолок: эффект «зависания» полотна в воздухе достигается за счет использования подсветки между поверхностью и самой конструкцией.

Потолок с подсветкой

На фото стильный интерьер с «парящей» конструкцией и подсветкой фиолетового цвета.

Парящий потолок с белой подсветкой

Двухуровневый потолок

Стильно и современно смотрится подсветка из линий, которые могут освещать только потолок или переходить на стены.

Линии на стенах и потолке

На фото линейная подсветка, делающая интерьер привлекательным и самобытным.

натяжной потолок

натяжной потолок

Романтики и ценители оригинального освещения выберут потолок с имитацией звездного неба. Он создаст атмосферу волшебства и спокойствия. Такая конструкция создается с помощью светопроводящих нитей.

Конструкция со звездным небом

На фото великолепная гостиная с парящим потолком, имитирующим звездное небо.

Примеры освещения зала без люстры

Если использовать потолочные светильники в качестве центрального освещения гостиной, важно правильно рассчитать их количество и расстояние, на котором они будут располагаться друг от друга. С этим вопросом лучше всего обратиться к профессионалам.

Гостиная без люстры

Обилие естественного света

Споты и торшер

Настенные бра, подвесные светильники и споты вполне справятся с задачей освещения всей гостиной.

Потолочная подсветка

Многоуровневое освещение

Идея смешанного освещения в том, чтобы в зале можно было поддержать сразу несколько световых сценариев. Идеально, если каждый участок можно подстроить «под себя». Для этого нужно иметь несколько выключателей, а также возможность отрегулировать мощность и направление света.

Многоуровневое освещение

Гостиная с многоуровневым освещением

Идеи зонирования светом

Зонирование с помощью света особенно актуально в совмещенных гостиных, например в студии или хрущёвке, где кухня соединена с комнатой. Выделяя одну зону, мы оттеняем то, что в данный момент не используется.

Гостиная с кухней

На фото гостиная, где светом можно выделить несколько зон: рабочую поверхность на кухне, обеденную зона и место для отдыха.

Освещение в студии

Кухня-гостиная

Зональное освещение будет полезно, если в зале обустроен кабинет, место для рукоделия или столик для нанесения макияжа.

Зонирование рабочего места

На фото небольшая гостиная с многофункциональным столом, который выделен светом.

Фотогалерея

Правильная организация освещения в гостиной позволит интерьеру выглядеть гармонично, а владельцам дома – с комфортом проводить в ней время.

типы освещения, разновидности источников света

Гостиная — наиболее многофункциональная комната в доме. Здесь встречаются члены семьи и друзья, отдыхают, смотрят телевизор, занимаются хобби. Поэтому освещение в гостиной должно отвечать самым разным требованиям. Центральный свет должен охватывать все помещение, а дополнительные светильники призваны выполнять другие — специализированные функции. Из-за множества факторов, которые нужно предусмотреть, организация освещения в гостиной требует продуманного подхода.

Основы правильного освещения

Чтобы организовать эффективное освещение в гостиной, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Одного светильника для зала недостаточно. Помимо него, должны присутствовать дополнительные источники света. Основным вариантом размещения главного светильника является центральная часть потолка. Вспомогательные же источники света можно размещать где угодно — в зависимости от потребностей.
  2. Центральное место в гостиной (например, диван и стол) должно быть хорошо освещено.
  3. В зале основной свет должен быть мягким. Это позволяет создать уют и гармонизировать пространство. Не подходят для гостиной галогенные лампы, так как они дают слишком резкий свет. Для смягчения освещения используют матовые плафоны, текстильные или тканевые абажуры. Уютную атмосферу также создают посредством нижней подсветки по углам комнаты.

В удлиненной комнате лучше установить две люстры

  1. Не стоит устанавливать точечные светильники на потолке в один ряд. Такого рода лампы не обязательно должны образовывать единый ансамбль.
  2. Правильно организованное освещение скрывает дефекты комнаты и подчеркивает ее достоинства.
  3. Если в гостиной невысокие потолки, подвесная люстра — неверное решение. Лучше выбрать компактные плафоны, прижатые к потолку, или точечное освещение.
  4. Для некоторых моделей светильников придется слегка опустить потолок, что позволит замаскировать проводку. Чтобы не уменьшать высоту, можно приобрести встраиваемые приборы.
  5. В продолговатых гостиных не стоит размещать единственную люстру по центру. Лучше установить несколько светильников, равномерно распределив их по комнате. В помещении не должно быть темных углов. Причем добиться хорошей освещенности нужно посредством основного света. Дополнительные источники призваны выполнять только специальные задачи (например, локальное освещение для чтения или подсветка бара).
  6. Если в комнате установлены натяжные потолки, их можно оснастить секцией ламп с регулировкой интенсивности свечения.
  7. Камин (био- или дровяной) способен выступать не только в качестве декоративного элемента, но и как осветительный прибор.
к содержанию ↑

Виды освещения в гостиной

Освещение в комнате принято подразделять на общее, локальное и декоративное. Также выделяют так называемое «умное», или интеллектуальное освещение.

Общее

Применяется как основной источник света. Покрывает всю площадь помещения. Обычно в этом качестве используется люстра по центру комнаты. Однако в последние годы возросла популярность точечных светильников, трековых систем и светодиодных лент.

Люстры чаще всего предлагаются в классическом исполнении — в виде подвесных устройств. Имеются и неординарные модели необычных форм или в ультрасовременном исполнении (например, LED-светильники).

Помимо люстр и других вышеперечисленных приборов освещения, в качестве источника света предлагаются накладные модели светильников. Они особенно актуальны в помещениях с низкими потолками.

Сочетание люстры и точечных LED-светильников в гостиной

к содержанию ↑

Локальное

Местное освещение в зале предназначено для подсветки отдельных участков комнаты. Сюда относятся напольные торшеры, настенные бра, настольные лампы. Рекомендуется соблюдать меру, устанавливая локальные источники света — их не должно быть чрезмерно много. Как правило, для комнаты средних размеров достаточно одно торшера или настенного светильника над диваном или письменным столом. Точечные споты предлагаются не только в статичном варианте, но и в виде поворотных систем, которые можно направлять в разные стороны.

к содержанию ↑

Декоративное

Используется для акцентирования того или иного участка комнаты. Благодаря декоративной подсветке, помещение обретает изюминку, становится более интересным. С помощью декоративного освещения акцентируют ниши в стене, статуэтки, картины, аквариумы и т.п. В качестве светильников для декоративной подсветки чаще всего используют неоновые лампочки, светодиодные ленты.

Декоративное освещение гостиной комнаты

к содержанию ↑

Интеллектуальное

Если в комнате множество источников света, управление ими может стать хлопотной задачей. В этом случае на помощь приходят системы «умного» освещения. Они позволяют запрограммировать управление светом в зависимости от потребностей жильцов. Например, освещение может включаться, как только в определенной зоне появится человек и отключаться после его ухода.

Источники света

В гостиной применяют различные осветительные приборы. Сюда относятся люстры, настенные бра, настольные лампы, напольные торшеры, подвесные лампы, точечные светильники.

Торшер

Представляет собой напольную конструкцию с лампой и абажуром. Последний обычно выполнен из ткани. Абажуры устанавливают возле кресел и диванов и используют в качестве местного (локального) освещения.

Торшер для дополнительного освещения в комнате

к содержанию ↑

Подвесной светильник

Подвесные системы принято разделять на потолочные, двойные, многоламповые и шаровые. Подвешивают светильники на тросах или струнах. Цвета выбирают в соответствии с дизайнерской задумкой. Для гостиной нежелательны броские яркие оттенки, лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

Настенные бра

Как и подвесные системы, бра на стене должны соответствовать стилистике комнаты. Для классического интерьера уместны вычурные хрустальные или стеклянные источники света, позолоченная отделка. Для приборов в современном стиле применяются лаконичные формы и практичные материалы (пластик, металл).

Совет! Для разделенной зоны рекомендуется использовать бра, дающие яркое освещение. Тусклый свет уместен над диваном, так как освещение на этом участке не должно ослеплять.

к содержанию ↑

Люстра

Применяется в качестве источника общего света. Чаще всего используется в классических интерьерах. Однако встречаются люстры и в других стилях (готический или рустик).

Люстра предназначается для общего освещения комнаты

к содержанию ↑

Настольная лампа

Устанавливается на журнальном столике, расположенном между креслами. Настольная лампа — лучший вариант света для чтения.

Точечное

Предназначено прежде всего для акцентированного освещения конкретных участков. Также точечные светильники используются в качестве дополнительного света, усиливающего основной. Подвидом точечных светильников являются споты. Устройства содержат одну или несколько лампочек. Споты способны вращаться в нужном направлении.

Гостиная без люстры

При необходимости (задумке дизайнера) в гостиной можно обойтись без люстры. В этом случае полезно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Точечные светильники лучше устанавливать по всему периметру помещения.
  2. Светодиодные лампы — лучший выбор. Они отличаются долговечностью, экономностью и интенсивным свечением.
  3. Использование светодиодной ленты позволяет создать эффект парящего потолка.
  4. Помимо потолочных светильников, желательно использовать настенные бра и напольные торшеры. Благодаря такому подходу не только улучшится освещенность комнаты, но и появятся дополнительные стилистические акценты.
  5. С натяжными потолками не всегда сочетаются люстры, однако о точечных светильниках нельзя сказать того же. Существует большое разнообразие точечных ламп для любых потребностей.

Реализация общего освещения в гостиной за счет точечных светильников

к содержанию ↑

Стили и дизайн

Источники света в гостиной не должны нарушать гармонии пространства и общего дизайна интерьера. Каждому типу присущи свои неповторимые характеристики. Возможно и сочетание стилей, однако следует помнить, что чрезмерное смешение не всегда выглядит эстетично. Характерные особенности наиболее популярных стилей:

  1. Классический стиль характеризуется правильными формами, торжественностью. Может быть пышным или сдержанным в исполнении. Часто с такими элементами, как хрусталь или стекло. В классических люстрах используют не только лампы традиционного типа, но и менее распространенный, но очень эффектный вариант — декоративные свечи.
  2. Светильники в современном стиле (хай-тек, минимализм) отличаются максимальной функциональностью и лаконичностью форм. На рынке есть квадратные, прямоугольные, треугольные и многоугольные светильники в современной стилистике. Наиболее распространенные материалы — сталь, алюминий, стекло и пластик.
  3. Готический стиль предполагает использование кованых элементов. Популярны темные (черный, коричневый) цвета. Готика может найти отображение не только в массивных люстрах, но и в стильных настенных бра в виде средневековых свечей.
  4. Стиль лофт характеризуется нарочитой грубостью исполнения, наличием шершавостей, крупных деталей, индустриальной тематикой. В качестве конструкционных материалов применяют металлические, деревянные, пластиковые детали.

Освещение гостиной в стиле лофт

  1. Стиль прованс подразумевает легкость, воздушность дизайнерского решения. Для декора используют деревенские мотивы, природные пейзажи. В прованском стиле широко применяют светлые цвета. Люстры имеют несколько рожков.
  2. Для модерна характерны замысловатые формы и цветовая насыщенность. Нет углов и прямых линий. Вместо них — шарообразные, прямоугольные, цилиндрические силуэты. Распространены природные мотивы.
  3. Для светильников в японском стиле характерны подражание природным формам, лаконичность, светлые оттенки и натуральные материалы (текстиль, бумага, бамбук).
  4. Китайский стиль — это яркие цвета (особенно популярен красный и золотистый), обилие деталей, функциональность, природные материалы, соблюдение традиций фэншуй.
  5. Светильники флористического направления имитируют растения как по форме, так и по отделке. На них наносят изображения в виде цветов. Такие светильники придают дополнительный уют помещению.
к содержанию ↑

Выбор светильника для гостиной

При выборе осветительного прибора для гостиной рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Яркость ламп и цветовая температура должны примерно соответствовать естественному освещению. В наибольшей степени подходят светодиодные источники света.
  2. Мощность ламп для дополнительных светильников должна быть меньше, чем в случае с общим светом.
  3. Абажуры из светлой ткани лучше пропускают свет. Темные абажуры делают свет более приглушенным.
  4. Продолговатую люстру не рекомендуется размещать над пустующим участком в комнате. Такой осветительный прибор уместен над столом, диваном или другими предметами обстановки.
  5. Размер люстры в значительной степени определяется площадью помещения. Существует формула, позволяющая правильно подобрать диаметр светильника. Чтобы получить нужное значение, длину зала складываем с шириной, а полученный результат умножаем на 10. К примеру, ширина гостиной 4 м, а длина 5 м. Вычисляем: (4+5) × 10 = 90. Результат — это наиболее подходящий диаметр люстры в сантиметрах для помещения данных размеров.

  1. Настенные бра — не только дополнительные источники освещения, они позволяют сэкономить полезную площадь.
  2. Подсветка, встроенная в пол, выглядит очень эффектно. Однако к выбору места для установки лампочек рекомендуется подойти со всей ответственностью. Если в дальнейшем понадобится перенести источники света, сделать это будет нереально без повреждения отделочных материалов.
  3. Для целей декоративного освещения лучше всего подходят лампы, дающие мягкий свет.
  4. Не стоит слишком усердствовать с количеством декоративных подсветок. Для гостиной среднего размера достаточно трех-пяти таких элементов.
  5. Если комната имеет вытянутую форму, вместо одного светильника рекомендуется выбрать два или три. Расположить их можно последовательно друг за другом. Тем самым обеспечивается равномерное освещение комнаты.
  6. Не следует покупать одинаковые осветительные приборы для разных комнат. Это лишает помещения своеобразия.
к содержанию ↑

Зонирование

Разделение на зоны особенно актуально для больших помещений. В огромных гостиных (свыше 50-60 кв. м) можно организовать несколько мини-комнат. К примеру, речь может идти о каминной, обеденной и музыкальной зоне. Причем каждый участок будет нуждаться не только в общем, но и местном освещении.

Зонирование гостиной при помощи освещения

Однако и относительно небольшие гостиные можно зонировать по принципу: один общий свет + локальные осветительные устройства для выполнения специализированных задач. В рабочей зоне достаточно настольной лампы. Освещать уголок для отдыха или диван вполне может напольный торшер с приглушенным светом. Для участков, где нужен выраженный интенсивный свет (например, обеденная зона в кухне, совмещенной с гостиной), лучшим вариантом станут светодиодные лампы.

Освещение в гостиной: типы освещения, разновидности источников света

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *