Когда в россии появилось электричество в домах: Как начиналась электрификация России – Появление электричества в России — Электрик

Как начиналась электрификация России

электричество

Большинству взрослого населения России и других стран бывшего СССР, на сегодняшний день еще к счастью известно, что широкомасштабная электрификация страны связана с реализацией плана Государственной Электрификации России (ГоЭлРо) принятому в 1920 году.

Справедливости ради, следует отметить, что разработка этого плана относится еще ко времени накануне Первой Мировой Войны, которая,собственно, и помешала тогда его принятию. В данной статье речь пойдет о предшествовавшем ему периоде, когда электричество только входило в быт населения крупных городов, и было вызывавшей восторг диковиной, символом всесильного Прогресса.

Думается, многие читатели удивятся, но еще и сегодня в старых домах Замоскворечья можно встретить действующую электропроводку, проложенную еще на рубеже 80-90х годов 19 века во время первой электрификации Москвы. Однако мероприятия связанные с этой акцией тоже не были первой вехой на пути победного шествия по территории тогда еще Российской Империи новой движущей силы.

С определением времени начала существования какого-либо явления всегда возникают трудности и разночтения, однако, мы обозначим за точку начала в России эры электричества 1879 год.

Итак, именно в этом году в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, став первым в мире мостом, освещенным при помощи электричества.
С этим событием связана курьезная история о том, как Городская управа Петербурга продала монополию на освещение улиц частным компаниям, освещавшим их при помощи масляных и газовых фонарей. Литейный же мост, как построенный после заключения этого договора не подпадал под действие соглашения, вследствие этого, электрификация Российской столицы и империи в целом началась именно с моста.

1. Литейный мост.
Начало строительства: 30 августа 1875 года. Открытие: 30 сентября 1879 года.

электричество

2. Вид на Литейный мост с набережной Кутузова, июнь 2007 г.

электричество

Годом ранее, в 1878 году инженер Бородин осуществил электрификацию токарного цеха Киевских железнодорожных мастерских, в ходе которой цех был освещен четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Об этом факте нам известно, но он не выбран в качестве исходной даты в силу своего узковедомственного значения и недоступности лицезрения сего чуда широкой публикой.

Следующей вехой на пути внедрения новинки в повседневный быт стало 30 января 1880 года, когда был основан электротехнический отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России. В том же году начались работы по освещению улиц Москвы и Петербурга, однако их объем можно считать крайне незначительным – пара сотен ламп на две столицы. Так же в этом же году в Киеве посредством ламп Яблочкова освещены мастерские Днепровского пароходства.

На этом этапе электрификации все потребители электроэнергии (каковыми являлись исключительно осветительные приборы) использовали постоянный ток, и существовали определенные проблемы с передачей электроэнергии на значительные расстояния. Вследствие этого источник электроэнергии располагался в непосредственной близости от потребителя. Так, например, в случае с Киевскими железнодорожными мастерскими каждый из четырех фонарей имел свою электромагнитную машину Грамма.

Спустя ровно два года после коронации в Петербурге императора Александра III, торжества по аналогичному поводу в Москве 15 мая 1883 года
были ознаменованы грандиозной иллюминацией Кремля. Для осуществления этого проекта на Софийской набережной была построена специальная электростанция.

3. «Иллюминация Кремля», 1883г., художник Боголюбов Алексей Петрович

электричество

В том же году, но уже в столице Империи фирма «Сименс и Гальске» освещает центральную улицу города, а чуть позже электрифицируется Зимний Дворец.
По некоторым данным именно для осуществления этих мероприятий строится едва ли не первая, более-менее крупная электростанция в России, мощностью 35 КВт. Помимо прочего эта электростанция примечательна тем, что располагалась она на барже пришвартованной к набережной Мойки недалеко от Полицейского моста.
4. Зимний Дворец , 1752 года

электричество

5. Зимний дворец со стороны Дворцового проезда, 2012 года

электричество

Далее упоминаний о каких-либо крупных событиях связанных с электричеством не встречается в течение ряда лет, пока в 1886 году не становится известно об освещении электричеством парка «Шато-де-Флер» в Киеве (ныне стадион Динамо).

31 июля 1887 года Общество Электрического Освещения, основанное Карлом Федоровичем Сименсом (к тому времени принявшим Российское подданство и ставшим купцом первой гильдии), принимает решение о начале работ направленных на практическую электрификацию Москвы. Реализация этих амбициозных планов началась с устройства электрического освещения Постниковского пассажа на Тверской, ныне Театр им. Ермоловой.

Вообще, «Общество Электрического Освещения 1886 года», чей устав был утвержден 4 июля 1886 года высочайшим Указом императора Александра III, сыграло огромную роль в начальной электрификации России. После революции 1917 года национализированные мощности этого предприятия были объединены в единую энергосистему, на базе которой сейчас работает в частности АО МОСЭНЕРГО в Москве.

3 февраля 1888 года в Москве заключается договор аренды земли под строительство первой центральной городской электростанции.
Электростанция, получившая название Георгиевской (располагалась на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка) вырабатывала постоянный ток и снабжала электроэнергией потребителей (среди которых появляются и частные домовладельцы) в радиусе полутора верст. Все кабели прокладывались в кирпичных каналах.

6. Георгиевская электростанция, Москва, 1902 г.

электричество

В это время, помимо Центральной, в Москве функционирует ряд более мелких электростанций – Городская, освещавшая Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя, Университетская, Императорских театров, Дворцовая (освещала Кремль), при вокзалах – Ярославском и Брестском. Примерно так же обстояли дела и в двух других крупнейших городах империи – Петербурге и Киеве. Использование постоянного тока ограничивало длину питающих кабелей, что вынуждало использовать небольшие локальные электростанции.

7. Машинный зал. Раушская набережная электростанция, Москва, 1911 г.

электричество

3 июля 1892 года в Киеве запущен первый в России электрический трамвай, линия имела протяженность полтора километра. Мощность питающей электростанции составляла 30 КВт.
8. Первый электрический трамвай в Российской Империи, 1892 г.

электричество

1895 год ознаменовался вводом в строй первой в России гидроэлектростанции на реке Большая Охта в Петербурге, причем довольно большой по тем временам мощности – 300 КВт. В том же году, Управление Владикавказской железной дороги построило и ввело в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок, между Кисловодском и Ессентуками, дававшую электроэнергию для освещения курортов.
9. ГЭС “Белый уголь” (Пятигорская ГЭС)

электричество

Электрификация России в тот период не носила планового централизованного характера, поэтому приводимые вехи не являются полным перечнем всех мероприятий по электрификации страны. В домах богатых домовладельцев устанавливались собственные источники электроэнергии, иногда довольно мощные, то же наблюдалась в сельском хозяйстве и усадебном землевладении, однако такие события редко попадали на страницы газет, и соответственно нам о них мало известно.

Важным событием в период начала электрификации страны явилось строительство и ввод в эксплуатацию электростанции на Раушской набережной, первой действительно крупной электростанции в России, да к тому же вырабатывающей переменный трехфазный ток. Это давало возможность передавать мощности на большие расстояния, используя более высокое напряжение.
28 апреля 1897 года начался монтаж электрооборудования, а в ноябре того же года электростанция была пущена. Тогда мощность этой паротурбинной электростанции составляла 1470 КВт (уже в ходе Первой Мировой Войны, в 1915 году, была пущена вторая очередь этой электростанции мощностью в 21 МВт).

Самая старая сохранившаяся до сего д

Когда в России появилось электричество — Рамблер/новости

Когда в России появилось электричество

Фото: Кириллица

Несмотря на большое значение электричества, в Москве оно получило широкое распространение относительно недавно: первая масштабная электрическая иллюминация была задействована по случаю венчания на царство Александра III в 1883 году, а центральную электростанцию построили только в 1887 году. В конце XIX века Карлом Сименсом было основано «Общество электрического освещения 1886 года», которое приступило к масштабной электрификации города. До этого в Москве действовали мелкие станции, запитывавшие отдельные объекты. В частности, одна из них была специально спроектирована для иллюминации торжественной коронации Александра III.

Конфуз для модниц

В день церемонии в первопрестольной шёл дождь, поэтому иное освещение работало плохо, а электрические лампы произвели на современников «волшебный и небывалый эффект». Сразу после наступления сумерек тысячами огней засверкали колокольня Ивана Великого и церковь Василия Блаженного. Великий князь Константин Николаевич писал, что «3500 мелких лампочек Эдисона рисовали все архитектурные линии и кресты». Бывшее в конце XIX века большой диковинкой электричество вызывало не только восторги, но и конфузы. Новый тип иллюминации был совершенно непривычен публике, поэтому на состоявшемся в середине 1880-ых годов первом балу с использованием лампочек московские модницы, привыкшие к газовым рожкам и лампам, в новом освещении казались «скверно раскрашенными куклами».

Допетровская Москва

Не удивительно, что щеголихи конца XIX века попали в неловкую ситуацию, ведь ещё в начале столетия на большинстве балов, по воспоминаниям очевидцев, из-за плохого освещения «от одного конца залы до другого нельзя было узнать друг друга». На улицах ситуация была далеко не лучше, хотя даже просто наличие фонарей воспринималось как прогресс, так как до 1730 года город освещался только за счёт свечей, выставленных жителями на окна. Допетровская Москва жила, сверяя свои ритмы с солнечным светом, просыпаясь летом с первыми лучами, а осенью и зимой — до восхода благодаря колокольному звону, созывавшему людей на утреннее богослужение. В тёмное время суток городские ворота закрывались, и передвигаться по городу дозволялось только со светильником в руках, без которого караульные задерживали прохожих. Мера эта не была излишней, поскольку ночью часто происходили грабежи и убийства. Другой серьёзной проблемой того времени были пожары, которые часто уничтожали значительные части города из-за легко воспламенявшихся деревянных построек. Предупредительной мерой для борьбы с неконтролируемым огнём был запрет на пользование домашними банями и на топку печей в домах и мельницах в летний период. Кроме того, существовала специальная пожарная команда из низших служителей приказа — ярыжек, которые, как правило, не столько тушили, сколько занимались локализацией пожара, ломая ближайшие к нему постройки, чтобы пламя не распространялось далее.

Масляное освещение

Первым московским городским освещением стали фонари, работавшие, как правило, на конопляном масле. К концу XVIII века их насчитывалось около шести тысяч. На главных улицах столбы освещения устанавливались на расстоянии 50 метров друг от друга, а на второстепенных зачастую и вовсе отсутствовали. Сила света масляных фонарей соответствовала 1-2 свечам, причём светили они только до полуночи с сентября до начала мая. В лунные ночи освещение вообще не работало, даже если небо было затянуто тучами, поэтому задержавшимся на улице горожанам приходилось передвигаться в полной темноте. Картина менялась только во время воцарения императорских особ, когда город иллюминировался не только властями, но и жителями, благодаря чему в Москве практически не оставалось тёмных пятен. В 1856 году, когда короновался Александр II, для освещения одной только Сухаревой башни было использовано 27 тысяч шкаликов с горящим салом, при том, что она была далеко не единственным подсвечивавшимся объектом. Ко второй половине XIX века на улицах стало несколько светлее благодаря керосиновым и газовым фонарям. Москвичам приходилось больше жить по солнечному времени, а ночные прогулки оставались уделом смельчаков, так как улицы в темноте были далеко не безопасны из-за малочисленности полиции. Однако находились охотники до приключений, вроде волонтёров собиравшихся для поимки грабителей.

Развлечения и городской облик

Любимым занятием простого люда в часы досуга были поездки в парки с провизией и самоварами. Примечательно, что в качестве мест отдыха часто выступали кладбища — Ваганьковское, Сущевское и Лазаревское. Писатель Михаил Загоскин в середине XIX века писал об этом странном переплетении живого и мёртвого: «Тут среди древних могил гремит разгульный хор цыганок; там на гробовой плите стоит самовар, бутылки с ромом и пируют русские купцы…» Ещё одним местом гуляний было Бульварное кольцо, появившееся на месте снесённой в конце XVIII века стены Белого города. Бульвары в отличие от кладбищ привлекали смешанную публику. На Тверском можно было увидеть дворянскую Москву, представители которой удивляли публику костюмами по последней моде и могли себе позволить посещение находившейся тут галереи, предлагавшей чай, лимонад, конфеты и мороженое. На других бульварах отдыхали люди попроще. Современники описывают Москву начала XIX — конца XVIII века как большую деревню, поскольку большая часть домов и даже мостовые в городе были деревянными. Только главные городские артерии были замощены крупным булыжником. На улицах соседствовали домики, напоминающие крестьянские избы, усадьбы родовитых аристократов и купеческие особняки. Рядом с простыми строениями летом на завалинке жители общались, лузгая семечки. Дворянские городские усадьбы, как правило, не выходили фасадами на улицу, а находились в глубине участков, поэтому прохожий мог видеть только забор. Мир аристократов был отгорожен от средних и мелких обывателей, которые без стеснения выбрасывали на улицу помои и позволяли бродить по переулкам домашним животным. Летом дворяне уезжали в свои поместья, возвращаясь в Москву лишь зимой. Это были бывшие чиновники, переехавшие из Петербурга после отставки, а также помещики, которые не искали службы. Любимым занятием этой публики в городе были званые обеды, собрания и балы, которые часто завершались картами. Подобные игры особенно процветали в знаменитом Английском клубе. Слуги любили карты не меньше дворян, дополняя свои забавы шашками.

Видео дня. iPhone опасен: излучение превышает норму в 2 раза

Читайте также

как шла электрификация Москвы / Новости города / Сайт Москвы

Городское освещение до электричества

Согласно исследованиям историка Петра Сытина, освещение улиц в Москве ввели указом сената 1730 года. Он предписывал ставить стеклянные фонари на столбах на расстоянии 10 саженей (около 25 метров) один от другого. Горел в них пеньковый фитиль, пропитанный конопляным маслом, а содержать фонари надлежало домовладельцам.

К началу XIX века город имел уже около семи тысяч таких светильников. Правда, нормативы скорректировали: на больших улицах фонарные опоры ставили через 100 метров, в переулках — через 50. Вскоре изменилась и конструкция: пять тысяч фонарей прикрепили к стенам зданий, а столбы оставили только там, где не было строений поблизости; при этом фонари располагались не сверху, а сбоку — на длинных кронштейнах.

Пожар во время Отечественной войны 1812 года уничтожил большинство фонарей, но к 1825 году их «поголовье» даже превысило довоенный уровень и составило около 7,6 тысячи.

Середина XIX столетия — время экспериментов: в 1849 году в Москве поставили 100 так называемых варшавских светильников, где вместо конопляного горело лампадное масло. В 1852 году на улицах появилось порядка 130 спирто-скипидарных фонарей. Их посчитали настолько успешными, что за десять лет число таких фонарей достигло 2,3 тысячи. Но скоро их победил керосин: в 1865 году в городе насчитывалось 9,2 тысячи фонарей с этим горючим.

Нашлась и другая удобная альтернатива маслу: в 1865–1867 годах в Москве построили газовый завод, и уже через год на Садовых улицах установили 3,1 тысячи газовых фонарей. В течение следующих 20 лет их стало почти в три раза больше.

Электрическое освещение: трудное начало

Первые электрические лампы — всего 32! — осветили в 1883 году Кремль, террасу возле храма Христа Спасителя и Большой Каменный мост. Питала их небольшая станция на Винно-соляном дворе на Болотной набережной. Из-за её малой мощности в следующие годы электрическое освещение развивалось слабо: в 1891 году по всему городу горело чуть больше 40 дуговых фонарей.

В 1896–1897 годах «Акционерное общество электрического освещения 1886 года» (основано в Санкт-Петербурге по инициативе братьев Сименс) построило на Раушской набережной (дом 8) Московскую городскую электростанцию № 1 (МОГЭС-1, сейчас — ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича). Сперва ГЭС-1 освещала Петровку, Кузнецкий Мост и другие центральные улицы. Например, на Тверской улице от Иверских ворот до Тверской заставы (участок длиной три километра) находилось около 100 фонарей. В конце 1900-х годов электрические светильники сменили керосиновые на Пресне, в переулках Замоскворечья и в некоторых других районах.

Панорамный вид на застройку Болотной набережной. Центральная электрическая станция. Автор неизвестен. 1940–1950-е годы. Главархив

ГЭС-1 оборудовали по последнему слову техники, и она могла давать городу ток для 30 тысяч ламп накаливания в 16 свечей. Но к 1905 году газовый завод окончательно перешёл в ведение города, и Москва долго не решалась перейти от своего газового освещения к покупному электрическому. Первое преобладало над вторым как по числу фонарей, так и по их общей мощности вплоть до конца 1920-х годов. Большая часть центра города в пределах Садового кольца освещалась преимущественно газовыми фонарями.

От световой революции — к революции без света

В 1910-х годах электрификация стала постепенно набирать обороты: новые лампы устанавливали на площадях, бульварах, улицах и в переулках, а также вдоль трамвайных путей. К началу 1913 года улицы освещали 440 дуговых фонарей и почти 1300 ламп накаливания. Для сравнения: газовых фонарей с усовершенствованными горелками в городе насчитывалось почти девять тысяч, а на окраинах осталось 11 тысяч керосиновых ламп.

Масштаб использования разных источников уличного освещения можно оценить и по-другому: общая протяжённость улиц с электрическими фонарями составляла всего 19 километров, а длина «керосиновых» улиц — порядка 340 километров. Неудивительно, что городская управа констатировала «слишком слабую освещённость огромного большинства городских улиц и площадей, а равно всех бульваров и скверов».

Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая Гражданская война лишь усложнили ситуацию: множество фонарей вновь было уничтожено. По официальным данным, в 1924 году в городе насчитывалось около пяти тысяч газовых и керосиновых светильников, чуть более сотни дуговых электрических фонарей осталось на главных улицах, а в переулках Замоскворечья и ещё нескольких районах — порядка 3,2 тысячи ламп накаливания.

Безоговорочная победа электричества

Усиленная индустриализация Советского Союза приносила свои плоды: в 1932 году газовые фонари полностью уступили место электрическим, и к концу 1930-х на улицах города их насчитывалось уже около 40 тысяч.

В годы Великой Отечественной войны Москва вновь погрузилась во мрак: из-за постоянных бомбёжек действовал режим полного затемнения. Его отголоски звучали ещё долго: например, почти десять лет после войны единственным памятником архитектуры, который подсвечивали по ночам, был Кремль. Установку для его контурной подсветки и настенные гирлянды смонтировали в 1947 году, в честь 800-летия столицы.

 Установка уличного освещения на Рязанском проспекте. Автор Б. Ярославцев. 1947 год. Главархив

Во второй половине ХХ века прошла реконструкция освещения всех важнейших городских магистралей. В начале 1950-х годов на улицах появились высокие мачты-кронштейны художественного литья, увенчанные светильниками с зеркальными отражателями. А в 1955 году начали устанавливать фонари новой конструкции — стеклянные плафоны с люминесцентными лампами дневного света. Первые такие светильники украсили 1-ю Брестскую улицу, а к концу 1960-х годов они были уже повсеместно.

Установка плафонов на фонарный столб перед зданием МГУ имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Автор Ю. Королёв. Август 1953 года. Главархив

В 1975 году на проспекте Карла Маркса (сейчас — улица Охотный Ряд) и площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь) разместили зарубежные консольные светильники с натриевыми лампами высокого давления. Их необычный оранжевый свет стал настоящей визитной карточкой Москвы.

Вечером на Петровке у ЦУМа. Автор В. Соболев. 1988 год. Главархив

С начала XXI века активно внедряют светодиодные системы освещения (LED-технологии). Во-первых, они отличаются большей яркостью и меньшим энергопотреблением по сравнению с лампами накаливания, что экономит бюджетные средства. Во-вторых, LED-светильники могут менять цвет, позволяя разнообразить художественное освещение города. Сегодня архитектурная подсветка есть на всех центральных улицах и вылетных магистралях столицы.

Количество фонарей за последние полвека значительно выросло: в конце 1950-х годов в Москве их насчитывалось более 75 тысяч, в 1985 году — уже свыше 160 тысяч. К концу 2015 года столицу «населяли» более 540 тысяч уличных светильников, которые освещали не только дороги и дворы, но и памятники архитектуры и городские парки.

Электричество в домах и не только

В повседневную жизнь москвичей электричество вошло в начале XX века. Оно стало символом прекрасного будущего, когда человек благодаря новому виду энергии освободился бы от тяжёлого физического труда. К примеру, народные гулянья во время пасхальных праздников в Манеже в 1901 году проводились под девизом «Царство цветов, растений и электричества». Поэтому помещение Манежа не только декорировали, но и снабдили горящими электролампами.

В мемуарах московского губернатора Владимира Джунковского описана иллюминация Москвы к столетию войны 1812 года: «Наиболее людные улицы были буквально залиты многоцветными огнями. Масса домов сияла электрическими лампочками, расположенными по архитектурным линиям домов. Особенно красиво выделялось высокое здание Румянцевского музея (сейчас — Дом Пашкова. — Прим. mos.ru). Роскошно иллюминованы были дома по Софийской набережной».

Появление первых электрических ламп в быту произвело фурор. Люди осознавали наступление новой эпохи, а слово «электричество» стало символом прогресса. Жители буквально атаковали московского обер-полицмейстера просьбами разрешить электрификацию частных владений. В заявках указывали подробные технические характеристики электроснабжения, вплоть до схемы разводки проводов по комнатам. В 1904 году фабрикант Н.М. Зимин провёл электрическое освещение в своём доме на Большой Алексеевской улице, и вечерами его освещали 73 лампы накаливания мощностью 3,5 ватта каждая.

Писатель Юрий Олеша вспоминал: «Это были не такого типа лампы, какие мы видим теперь — разом зажигающиеся в наивысшей силе света, — а медленно, постепенно достигающие той силы свечения, которая им была положена… Я помню толпы соседей, приходивших к нам из других квартир смотреть, как горит электрическая лампа… Свет, конечно, светил голо, резко, как теперь в какой-нибудь проходной будке. Но это был новый, невиданный свет! Это было то, что называли тогда малознакомым удивительным малопонятным словом “электричество”!»

К 1913 году электрическое освещение существовало и в ряде муниципальных учреждений — в городской хлебопекарне, снабжавшей больницы, в домах дешёвых квартир на 2-й Мещанской улице, в Бутырской амбулатории на углу Палихи и Тихвинской улицы, в пятиэтажном здании ночлежного дома имени Ф.Я. Ермакова в 1-м Дьяковском переулке (около Каланчёвской площади).

Ток бежит по проводам — люди едут по делам

В последней четверти XIX века самым популярным видом общественного транспорта в Москве была конка — трамваи на конной тяге: в середине 1890-х они перевозили до 25 миллионов пассажиров в год. Но к концу столетия лошадей стало вытеснять электричество. Например, в 1899 году под электрический привод переоборудовали маршрут конки на Долгоруковской линии от Страстной площади (сейчас — Пушкинская площадь) через Бутырскую заставу до Петровского парка. С этого момента началось быстрое развитие электрического трамвая.

С 1902 года в Московской городской думе обсуждался вопрос о постройке центральной электрической станции городского трамвая. Для её строительства выделили принадлежавший городу участок набережной на Берсеневке у Малого Каменного моста (так называемый Второй Винно-соляной двор). Место выбрали по двум причинам: во-первых, для работы паровых турбин была нужна вода, во-вторых, по реке доставляли топливо — уголь.

В 1902 году городская дума создала специальную комиссию по оборудованию электрических дорог, а возглавил её Владимир Ольденборгер, один из наиболее компетентных муниципальных инженеров. После рассмотрения ряда проектов одобрение получил план архитектора Николая Васильевича Башкирова. Электростанцию возвели в два этапа в 1904–1908 годах. Промышленный корпус представлял собой вытянутое здание с четырьмя трубами по углам. Фасад украсили декором в русском стиле. Так на Болотной набережной появилась вторая городская электростанция — ГЭС-2. Она обслуживала электрические трамваи, и одно время её так и называли — Трамвайная.

Справочник-путеводитель «По Москве» 1917 года сообщал читателю: «Городские трамваи получают ток с собственной центральной электрической станции… Станция вырабатывает переменный ток напряжением 6600 вольт; подземными кабелями этот ток передаётся на девять подстанций, расположенных в разных частях города; на подстанциях переменный ток высокого напряжения перерабатывается в постоянный ток напряжением 600 вольт; с подстанций постоянный ток передаётся подземными кабелями на рабочие провода; отсюда через дугу моторного вагона он поступает в мотор и приводит вагон в движение; отработанный ток через рельсы попадает на подземные кабели и отводится к подстанциям».

В 2015 году ГЭС-2 вывели из эксплуатации, а годом позже Правительство Москвы приняло решение отреставрировать историческое здание электростанции и разместить в нём музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства».

Электричеством снабжаются не только трамваи, троллейбусы и метро, но и пригородные поезда. Благодаря движущей силе их и прозвали электричками. Переоснащение железнодорожных путей в Москве началось в 1929 году, а завершился этот процесс лишь в середине 1950-х. Сейчас электропоезда ежедневно перевозят внутри города более 10 миллионов пассажиров.

В согласии со временем… и водой

В городском хозяйстве электричеству нашлось много областей применения. Например, в связи с развитием трамвайной сети для контроля интервалов движения в разных районах установили электрические часы, работающие синхронно. Книга «Современное хозяйство города Москвы» сообщала: «Часы приводятся в действие от центральных часов, установленных в здании городской думы на Воскресенской площади» (сейчас — площадь Революции. — Прим. mos.ru).

К 1912 году электричество стало использоваться на Мытищинской насосной станции городского водопровода. Здесь установили генераторы для работы насосов, а также устроили электрическое освещение во всех зданиях на территории водокачки — машинных залах, служебных и жилых помещениях для рабочих. Пламенные (газовые) фонари оставили лишь для наружного освещения.

В 1902 году в систему сооружений первой городской водопроводной станции — Рублёвской (на реке Москве в 45 километрах выше города) — вошёл Воробьёвский резервуар. Это хранилище ёмкостью 170 тысяч кубометров играло важную роль в регулировании водоснабжения, и в нём установили приборы электрической сигнализации для контроля уровня воды.

Развитие московской энергосистемы

К 1917 году мощность электростанций Москвы и Московской губернии составляла 93 мегаватта. В декабре 1920 года Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) одобрила план, который предусматривал увеличение общей мощности электростанций столицы в три с половиной раза — до 340 мегаватт.

В 1922 году вступила в строй Каширская государственная районная электростанция (ГРЭС), которая через линии передачи длиной 120 километров стала снабжать электросети Москвы. Три года спустя заработала Шатурская ГРЭС, а ещё через год была организована центральная диспетчерская служба московской энергосистемы.

В 1931 году пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о сооружении в Москве крупных теплоцентралей (ТЭЦ). В 1933 году на ГЭС-1 установили первую отечественную теплофикационную турбину на 12 мегаватт, и общая производительность предприятия увеличилась до 120 мегаватт. В 1937 году максимум мощности московской энергосистемы впервые в истории достиг одного гигаватта.

Пиковый водонагреватель бойлерной установки ТЭЦ № 12. Автор Э. Евзерихин. 1 февраля 1957 года. Главархив

К 1940 году запустили Угличскую и Рыбинскую гидроэлектростанции (ГЭС), которые играли большую роль в электроснабжении столицы, особенно в годы Великой Отечественной войны.

К концу 1960-х годов московская энергосистема объединяла электростанции общей мощностью шесть гигаватт. В конце 1970-х столицу снабжали 20 электростанций, включая Конаковскую и Волжскую ГЭС. Внутри города располагались подстанции, которые распределяют электроэнергию по районам.

Новая магистраль — ЛЭП-220 ТЭЦ № 26 Мосэнерго. Автор А. Безроднов. 23 декабря 1984 года. Главархив

Есть такая профессия — родину освещать

Электрическая энергосистема — сложный технический комплекс, для его обслуживания и управления нужны квалифицированные специалисты. В Москве их готовили ещё в начале XX века. Например, в ремесленном училище К.Т. Солдатёнкова на Донской улице, открытом в 1909 году, имелось электротехническое отделение. Оно выпускало техников для промышленных предприятий и муниципальных служб, использующих электричество. А в 1911 году воспитанники ремесленного училища городского сиротского приюта имени Бахрушиных впервые получили профессию «мастер электрического цеха».

Передовые машинисты нового энергоблока ТЭЦ № 26. Б. Таракатков и В. Кучеров за работой. Автор А. Безроднов. 23 декабря 1984 года. Главархив

В 1921 году было создано Московское объединение государственных электрических станций (Мосэнерго). Сейчас это крупнейшая территориальная генерирующая компания России и один из крупнейших производителей тепла в мире. В её составе работают 15 электростанций общей мощностью 13 гигаватт, а также 17 районных тепловых электростанций. Мосэнерго снабжает светом и теплом более 17 миллионов человек, проживающих в столице и пригороде. Предприятия компании поставляют свыше 60 процентов электроэнергии и более 80 процентов тепловой энергии, потребляемой в столичном регионе.

Подробно ознакомиться с историей компании можно на сайте её музея. Но прежде всего нужно поздравить сотрудников Мосэнерго с профессиональным праздником — Днём энергетика, который отмечается 22 декабря.

При подготовке текста использованы материалы Центрального государственного архива Москвы

Когда в России появилось электричество

Несмотря на большое значение электричества, в Москве оно получило широкое распространение относительно недавно: первая масштабная электрическая иллюминация была задействована по случаю венчания на царство Александра III в 1883 году, а центральную электростанцию построили только в 1887 году.

В конце XIX века Карлом Сименсом было основано «Общество электрического освещения 1886 года», которое приступило к масштабной электрификации города. До этого в Москве действовали мелкие станции, запитывавшие отдельные объекты. В частности, одна из них была специально спроектирована для иллюминации торжественной коронации Александра III.

Конфуз для модниц

В день церемонии в первопрестольной шёл дождь, поэтому иное освещение работало плохо, а электрические лампы произвели на современников «волшебный и небывалый эффект». Сразу после наступления сумерек тысячами огней засверкали колокольня Ивана Великого и церковь Василия Блаженного. Великий князь Константин Николаевич писал, что «3500 мелких лампочек Эдисона рисовали все архитектурные линии и кресты».

Бывшее в конце XIX века большой диковинкой электричество вызывало не только восторги, но и конфузы. Новый тип иллюминации был совершенно непривычен публике, поэтому на состоявшемся в середине 1880-ых годов первом балу с использованием лампочек московские модницы, привыкшие к газовым рожкам и лампам, в новом освещении казались «скверно раскрашенными куклами».

Допетровская Москва

Не удивительно, что щеголихи конца XIX века попали в неловкую ситуацию, ведь ещё в начале столетия на большинстве балов, по воспоминаниям очевидцев, из-за плохого освещения «от одного конца залы до другого нельзя было узнать друг друга». На улицах ситуация была далеко не лучше, хотя даже просто наличие фонарей воспринималось как прогресс, так как до 1730 года город освещался только за счёт свечей, выставленных жителями на окна.

Допетровская Москва жила, сверяя свои ритмы с солнечным светом, просыпаясь летом с первыми лучами, а осенью и зимой — до восхода благодаря колокольному звону, созывавшему людей на утреннее богослужение. В тёмное время суток городские ворота закрывались, и передвигаться по городу дозволялось только со светильником в руках, без которого караульные задерживали прохожих. Мера эта не была излишней, поскольку ночью часто происходили грабежи и убийства.

Другой серьёзной проблемой того времени были пожары, которые часто уничтожали значительные части города из-за легко воспламенявшихся деревянных построек. Предупредительной мерой для борьбы с неконтролируемым огнём был запрет на пользование домашними банями и на топку печей в домах и мельницах в летний период.

Кроме того, существовала специальная пожарная команда из низших служителей приказа — ярыжек, которые, как правило, не столько тушили, сколько занимались локализацией пожара, ломая ближайшие к нему постройки, чтобы пламя не распространялось далее.

Масляное освещение

Первым московским городским освещением стали фонари, работавшие, как правило, на конопляном масле. К концу XVIII века их насчитывалось около шести тысяч. На главных улицах столбы освещения устанавливались на расстоянии 50 метров друг от друга, а на второстепенных зачастую и вовсе отсутствовали.

Сила света масляных фонарей соответствовала 1-2 свечам, причём светили они только до полуночи с сентября до начала мая. В лунные ночи освещение вообще не работало, даже если небо было затянуто тучами, поэтому задержавшимся на улице горожанам приходилось передвигаться в полной темноте.

Картина менялась только во время воцарения императорских особ, когда город иллюминировался не только властями, но и жителями, благодаря чему в Москве практически не оставалось тёмных пятен. В 1856 году, когда короновался Александр II, для освещения одной только Сухаревой башни было использовано 27 тысяч шкаликов с горящим салом, при том, что она была далеко не единственным подсвечивавшимся объектом.

Ко второй половине XIX века на улицах стало несколько светлее благодаря керосиновым и газовым фонарям. Москвичам приходилось больше жить по солнечному времени, а ночные прогулки оставались уделом смельчаков, так как улицы в темноте были далеко не безопасны из-за малочисленности полиции. Однако находились охотники до приключений, вроде волонтёров собиравшихся для поимки грабителей.

Развлечения и городской облик

Любимым занятием простого люда в часы досуга были поездки в парки с провизией и самоварами. Примечательно, что в качестве мест отдыха часто выступали кладбища — Ваганьковское, Сущевское и Лазаревское.

Писатель Михаил Загоскин в середине XIX века писал об этом странном переплетении живого и мёртвого: «Тут среди древних могил гремит разгульный хор цыганок; там на гробовой плите стоит самовар, бутылки с ромом и пируют русские купцы…»

Ещё одним местом гуляний было Бульварное кольцо, появившееся на месте снесённой в конце XVIII века стены Белого города. Бульвары в отличие от кладбищ привлекали смешанную публику. На Тверском можно было увидеть дворянскую Москву, представители которой удивляли публику костюмами по последней моде и могли себе позволить посещение находившейся тут галереи, предлагавшей чай, лимонад, конфеты и мороженое. На других бульварах отдыхали люди попроще.

Современники описывают Москву начала XIX — конца XVIII века как большую деревню, поскольку большая часть домов и даже мостовые в городе были деревянными. Только главные городские артерии были замощены крупным булыжником. На улицах соседствовали домики, напоминающие крестьянские избы, усадьбы родовитых аристократов и купеческие особняки. Рядом с простыми строениями летом на завалинке жители общались, лузгая семечки.

Дворянские городские усадьбы, как правило, не выходили фасадами на улицу, а находились в глубине участков, поэтому прохожий мог видеть только забор. Мир аристократов был отгорожен от средних и мелких обывателей, которые без стеснения выбрасывали на улицу помои и позволяли бродить по переулкам домашним животным.

Летом дворяне уезжали в свои поместья, возвращаясь в Москву лишь зимой. Это были бывшие чиновники, переехавшие из Петербурга после отставки, а также помещики, которые не искали службы. Любимым занятием этой публики в городе были званые обеды, собрания и балы, которые часто завершались картами. Подобные игры особенно процветали в знаменитом Английском клубе. Слуги любили карты не меньше дворян, дополняя свои забавы шашками.

Читайте также:

Первые электростанции в России: sofyapremudraya — LiveJournal

Весь прикол в том, что электричеством умели пользоваться без проводов ещё до Лодыгина..(смотри ниже)


Массовое использование электричества стало одним из главных достижений научно-технической революции полуторавековой давности. Внесли в этот процесс свой значительный вклад и отечественные ученые, хотя полной электрификации России пришлось ждать ещё достаточно долго.

В 1873 году петербуржец Александр Лодыгин изобрел лампу накаливания, но распространить новинку не удалось.

Одним из главных проводников электрификации стало «Общество электрического освещения». Благодаря его участникам появилась в России первая электростанция. Это случилось в 1912 году.

Станция «Элетропередача» появилась в Московской губернии стараниями Роберта Классона, чье имя она носит до сих пор.

Для охлаждения системы требовалась вода, поэтому станцию установили рядом с водоемом. Топливом первое время служил торф. От станции до Москвы было 75 километров, и на это расстояние была проведена первая в стране высоковольтная линия.

С первыми электростанциями работал в России и Вернер фон Сименс, основатель всемирно-известного концерна. Он создал систему освещения Зимнего дворца и Невского проспекта. Также он занимался иллюминацией в Кремле. В 1898 году первые небольшие станции появились также на Обводном канале и на Новгородской улице.

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Пы Сы На самом деле электричество было гораздо раньше…лет на 100.
Что подтверждается гравюрами и картинами тех лет…

Освещение электричеством Кремля в 19 веке-1801, 1856, 1883 (две картинки), 1896 (картинка и 2 фото).


Невероятное для конца XIX века зрелище — праздничная иллюминация в честь коронации императора Николая II


Российский электрический автомобиль, предназначенный для перевозки двух человек получил название «кукушка»


Арбат 1880. Найдите глубокоуважаемые варвары, хоть один трамвайный провод?? и не конка это нифига, вагоновожатый рулит!


Иллюминация по случаю празднования священного коронования императора Николая II

Явно не свечи горят… все таки залито светом!


Там продавалось почти «вечное» электричество, в Берлине.
Всего каких то 140 лет назад, почти даром, к тому же за РУБЛИ…

Ещё по теме:Использование атмосферного электричества в прошлом-https://sibved.livejournal.com/214868.html

И ещё:Игорь Гусев о сути Александрийской колонны


Интерпретация Игоря Гусева о сути монументальных сооружений Петербурга может показаться слишком экстравагантной, однако подобные точки зрения хороши тем, что заставляют анализировать, развивать и укреплять собственные построения, даже в корне отличающиеся от предложенных.

►►

Путь к свету. Как в Красноярске появилось электричество? — Рамблер/новости

Во второй половине 19-го века Красноярск по ночам был практически погружен во тьму. Из письма городского головы Павла Яковлевича Прейна, которое он в 1881 году направил думу, известно, что только на Воскресенской улице есть 44 фонаря со стеариновыми свечами, остальные не освещались вовсе. Он предложил заменить свечи на керосиновые лампы. Городская дума приняла положительное решение. Так, вплоть до 1888 года керосиновыми лампами освещали три центральные улицы. Когда и как в Красноярске появилось электричество, накануне Дня энергетика, который празднуется 22 декабря, выяснял корреспондент «АиФ-Красноярск».

Темные ночи

А через три года произошло событие, которое всколыхнуло весь город: в магазине-особняке купца Николая Герасимовича Гадалова (сейчас это магазин «Детский мир») зажглась первая в Сибири электрическая лампочка.

Из пояснительной записки телеграфного техника, который составлял проект электроснабжения, известно, что дом и магазин Гадалова освещали 59 ламп накаливания по 16 свечей системы Эдисона. Частная станция представляла собой «один локомобиль в шесть паровых лошадей, одну динамо­электрическую машину Шукерта с постоянным током минимум в 32,45 ампера».

Чуть позже Гадалов добился от губернатора разрешения на увеличение мощности электростанции, чтобы осветить ещё один свой магазин. Для этого были установлены столбы и проложены воздушные провода. В 90-х годах примеру купца последовали и другие богатеи города. Так, электричеством от собственной станции пользовался Пушкинский народный дом (нынче театр им. Пушкина).

Городские власти ещё в конце 90-х годов 19-го века признали необходимость замены керосинового освещения улиц электрическим. Дело в том, что после строительства железной дороги в городе появилось много пришлого народу, на улицу с наступлением темноты горожане старались не выходить. Но денег на это в городской казне долго не было. Рассматривалось несколько проектов, при этом каждый предполагал различное финансирование. Так, уже в 1908 году инженеры Желтовский и Бойчевский предложили городской думе «устройство электрического освещения Красноярска совместно с предлагаемым к осуществлению городским водопроводом». При этом лампы накаливания предполагались только на центральных улицах. «Освещение окраин города мы считаем более рациональным и выгодным керосинокалильными фонарями, что будет гармонировать и с внешним видом бедных улиц», — такое примечание сделали инженеры к проекту. Также они ратовали за «сооружение травмая», который без электрификации пустить по городу было невозможно.

Лампочку в каждый дом В дальнейшем строительство электростанции и водопровода рассматривалось только совместно.

Большой вклад в финансирование этого проекта внёс городской глава Павел Степанович Смирнов. Он выезжал в Москву и Петербург, где вёл переговоры с проектными организациями и заключал договоры со строителями. В итоге проект и смету Красноярской городской электростанции разработал известный московский энергетик Карл Адольфович Круг, который предложил её возвести на берегу Енисея против Садового переулка (теперь улица Дзержинского).

Строительство началось в 1911 году под руководством городского инженера Болеслава Юлиановича Гецена, который уже возводил подобные объекты в Вятке и Перми. В проект он внёс ряд существенных изменений. Одновременно строились сети электроосвещения и домовые подводки, но к моменту пуска они были готовы не в полном объёме, хотя работы и велись круглосуточно.

Динамо-машины электростанции начали работать 16 марта 1912 года, через несколько дней включили уличное освещение. Через пару месяцев станция обслуживала 150 первых абонентов. Постепенно строились сети, электричество появлялось на отдалённых улицах и в домах красноярцев.

Революция, Гражданская война, а потом и Великая Отечественная внесли свои коррективы. Город жил в условиях жёсткой экономии электричества до середины 40-х годов. Летом 1943-го в Красноярске заработало предприятие «КрасноярскЭнерго», была запущена ТЭЦ-1. Именно 1943-й считается годом основания энергосистемы Красноярского края.

Самый короткий день

22 декабря в момент зимнего солнцестояния энергетики празднуют свой профессиональный праздник. Казалось бы, логично, что дня него выбран самый короткий день в году, когда электричеством мы пользуемся больше всего. Но это здесь совсем ни при чем.

22 декабря 1920 года на Всероссийском съезде Советов делегаты приняли план ГОЭРЛО. Он предполагал, что за последующие 15 лет электричество придёт не только во все большие города, но даже в отдалённые деревушки. И план был выполнен: к 30-м годам прошлого века сети протянули почти по всей стране. Правда, сам праздник в этот день энергетики начнут отмечать лишь в конце 60-х, когда его утвердит Верховный Совет СССР.

Для нашего региона электрификация имеет особое значение. Именно благодаря ей развивались промышленные гиганты. Перенос заводов во время Великой Отечественной войны в край потребовал дешёвой энергии. В результате мы имеем мощнейшие гидростанции.

А вся энергосистема в нашей стране выстроена так, что глобальные коллапсы, когда без света могут остаться надолго большие города или районы, нам не страшны. При необходимости ток перераспределят.

Сегодня точное количество тех, кто причисляет себя к этой профессии, наверное, определить невозможно. Это работники гидростанций, ТЭЦ, сетевики, инженеры, учёные и многие другие люди, благодаря которым мы каждый день можем пользоваться электричеством. Многим из них даже в праздники отдыхать некогда — чтобы энергосистема работала надёжно, её нужно контролировать в непрерывном режиме.

Видео дня. iPhone опасен: излучение превышает норму в 2 раза

Читайте также

Интересные факты и легенды из истории энергетики

В декабре 1920 года VIII Всероссийским съездом Советов был принят план ГОЭЛРО, согласно которому за 10-15 лет объем мощности московской энергосистемы намечалось увеличить почти в четыре раза (с 93 тыс. до 340 тыс. кВт.). Всего в Советском Союзе, согласно плану ГОЭЛРО, было построено тридцать районных электростанций. К 1931 году государственный план электрификации был выполнен. К середине 1930-х годов установленная мощность станций достигла 820 тыс. кВт. В то время по выработке электроэнергии СССР занимал второе место в Европе и третье в мире.

Первая стационарная московская электростанция постоянного тока была сооружена в 1888 году. Она была построена на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка — ныне в этом здании располагается Малый манеж. Вначале электростанция имела мощность 100 кВт, но уже к 1895 г. мощность увеличилась в 15 раз. В 1897 году была торжественно открыта Московская городская электростанция № 1 мощностью 3,3 МВт. Она впервые стала вырабатывать переменный трехфазный ток, что позволило использовать более высокое напряжение и передавать мощности на далекие расстояния.

Возможно, уже в ближайшем будущем человек сможет «вырабатывать» электроэнергию прогуливаясь по парку или совершая утреннюю пробежку. Дело в том, что группа американских исследователей разрабатывает технологию, которая позволит получать электричество, наступая на специальные пластмассовые вставки в обуви. Работать каблучный генератор будет просто: когда человек идет или бежит, давление его ног на вставки заставляет их сжиматься и растягиваться, и вырабатывать небольшое количество электричества. Простая ходьба даст от одного до трех ватт. Генератор можно будет соединить с аккумулятором, запасающим энергию. Ее вполне хватит для того, чтобы послушать радио или СD-плейер.

В 1977-м году в Соединенных Штатах началось преподавание культуры энергопотребления в школах и колледжах, а с 1980-го соответствующий раздел был включен в базовый курс экономики для университетов. На уроках юные американцы узнают о том, сколько теряют и страна, и каждый человек, если свет остается непогашенным, а кондиционер включенным с излишней мощностью. А из многочисленных комиксов и рекламных роликов молодежь воспринимает несложную идею: «Выключая свет, ты сколачиваешь себе капитал». Тут же предлагается размещать сэкономленные центы и доллары в банке, приплюсовывается процент и выясняется, что через 30 лет сэкономленной суммы будет достаточно… для покупки автомобиля.

В 1874 году русский инженер Федор Пироцкий предложил использовать в качестве проводника электрической энергии железнодорожные рельсы. В то время передача электричества по проводам сопровождалась большими потерями. Уменьшить потери в линии представлялось возможным при увеличении сечения проводника. Пироцкий провел опыты передачи энергии по рельсам Сестрорецкой железной дороги. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Изобретатель попробовал использовать идею для развития городского транспорта и пустить по рельсам-проводникам небольшой вагончик. Однако это оказалось небезопасно для пешеходов. Впрочем, позже такая система нашла развитие в виде современного метро.

Первые попытки создания осветительных приборов предпринимались уже в античности. Так, древние египтяне и жители средиземноморья использовали для освещения оливковое масло, заливая его в специальные глиняные сосуды с фитилями из хлопчатобумажных нитей. А вот жители побережья Каспийского моря в похожие светильники помещали другой подручный горючий материал — нефть. Первые свечи были изобретены уже в Средние века и изготовлялись из пчелиного воска и говяжьего сала. Затем в течение нескольких столетий величайшие умы человечества, включая Леонардо да Винчи, трудились над изобретением керосиновой лампы. Однако безопасная конструкция, годная для массового производства, появилась лишь в середине 19 века. Впрочем, электрическая лампочка пришла ей на смену всего четверть века спустя.

Подземное тепло планеты Земля — хорошо известный источник энергии. Первая в России геотермальная теплоэлектростанция была построена еще в 1966 г. А столица Исландии Рейкьявик сегодня получает тепло исключительно от горячих подземных источников. Однако потенциальная мощность геотермальной энергетики намного выше. Оказывается, на глубине 4-6 км под землей залегают раскаленные до 100-200°С массивы. На нескольких миллионах квадратных километров располагаются подземные реки и моря с глубиной залегания до 3.5 км и с температурой воды до 200°С. Пробурив скважину, можно получить фонтан пара и горячей воды и пустить этот дар природы на обогрев зданий или на турбины электростанций. Такая картина наблюдается на территории большинства стран мира.

История возникновения и развития российской энергетики тесно связана с именем Вернера фон Сименса — основателя немецкого концерна Siemens. Вернер фон Сименс в 1852 году предпринял ознакомительную поездку в Россию с целью налаживания деловых контактов и выяснения перспектив организации в стране электротехнического дела. Вскоре брат Вернера Карл Фридрих фон Сименс возглавил российскую дочку компании «Сименс и Гальске». Первыми «электрическими» проектами братьев Сименсов в Москве стало освещение выставки картин Айвазовского в 1880 году и иллюминация московского Кремля в мае 1883 года.

Картина «Свет электричества», прославляющая ученых и инженеров, преобразивших современную жизнь, считается одной из самых больших в мире. Она была выполнена в 1930-е годы известным художником-фовистом Раулем Дюфи. В парижский Музей современного искусства, более известный как Центр Помпиду, она перекочевала в 1964 году. Однако в 2001 году выяснилось, что энергетический шедевр покрыт с изнанки асбестом, провоцирующим рак и болезни легких. Стоимость работ по очищению панно, состоящего из 250 деревянных пластин общей площадью 600 квадратных метров, от канцерогенного материала была оценена в миллион долларов.

Немногие специалисты знают сегодня о том, что централизованное теплоснабжение — благо современных мегаполисов — всего лишь побочный продукт электрификации. Первые электростанции работали за счет тепловой энергии, получаемой в результате сгорания топлива — угля, нефти, торфа. Эта энергия нагревала воду, а образовавшийся пар поступал в турбину и вращал генератор. Отработанный пар поначалу не имел никакого применения и в буквальном смысле вылетал в трубу. Идея использовать его для обогрева помещений оказалась до гениальности простой и способствовала значительной экономии топлива. Тепло отработанного пара нагревало воду, а та при помощи насосов приводилась в движение по трубам систем теплофикации. Первую тепловую электростанцию построил в 1882 году в Нью-Йорке знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон. Любопытно, что в современной энергетике ситуация прямо противоположна изначальной: на станциях, вырабатывающих тепло, побочным продуктом считается уже электричество.

До 1899 года главным общественным транспортом в Москве была железнодорожная конка, скорость которой не превышала восьми километров в час. Москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!» В 1898 году для питания трамвая была построена подстанция мощностью 320 кВт постоянного тока. Кабельная линия связывала ее с электростанцией, расположенной на Раушской набережной (МГЭС-1). Открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта 1899 года.

До середины 14 века единственным источником механической энергии на Руси была мускульная сила людей и животных. Единственным источником тепла кроме Солнца были дрова из леса, обильно произраставшего за московским частоколом — предшественником кремлевских стен. К 1389 году относится первое упоминание об использовании гидроэнергии в Москве: в завещании Великого князя Дмитрия Донского говорится о работе водяных мельниц на реках Яузе и Ходынке. В 1516 году на Руси появилась первая каменная плотина. Она была сооружена на речке Неглинной.

Знаменитый русский электротехник Павел Николаевич Яблочков изобрел не только электрическую лампочку, но и ее непосредственную предшественницу — электрическую свечу. Именно с помощью свечей Яблочкова осуществлялось первоначально уличное освещение. Каждая свеча стоила 20 копеек и горела 1,5 часа. Затем ее необходимо было заменить на новую. Впоследствии были придуманы фонари с автоматической заменой свечей. Свеча Яблочкова, конечно, имела значительные неудобства по сравнению с электрической лампой: она была недолговечна и обладала переменным световым потоком. Но все же она стала первым изобретением, позволившим широко применить электрическое освещение на улицах и площадях крупных городов, в театрах и магазинах.

Центральное отопление — изобретение сравнительно недавнее. Еще в 10-х годах ХХ века большинство домов в российских столицах отапливалось с помощью дровяных печей. Лишь некоторые предприятия и крупные дома пользовались услугами котельных. Так, в центре Москвы располагалось 1760 котельных, отапливающих 1170 зданий. Теплофикация Санкт-Петербурга началась 25 ноября 1924 года, когда впервые в шестиэтажный дом на Фонтанке было подано тепло по впервые проложенному теплопроводу. В Москве курс был первоначально взят на централизованное теплоснабжение промышленных предприятий. Идея создания централизованной системы теплоснабжения определила уникальность столичной энергосистемы: для московских электростанций главным продуктом является тепло, а электричество — продукт побочный, хоть и не менее важный.

Обычно имя Томаса Эдисона (1847-1931) связывают с электрической лампочкой. Однако на счету известного американского изобретателя всего более 1000 патентов. Первым его изобретением был телеграфный аппарат, а через несколько лет Эдисон изобрел многоканальный телеграф. Затем ученый сделал аппарат для записи звука человеческой речи — фонограф. Один из своих первых фонографов Томас Эдисон послал Л. Н. Толстому. Благодаря этому для потомков сохранился голос писателя. Чудо-изобретателю также принадлежит идея в качестве первого слова при разговоре по телефону говорить «алло» (вместо «Эй, кто там?»). Именно Эдисон изобрел прибор для измерения количества использованной электроэнергии — электрический счетчик. И… электрический стул.

Любителям сказочного творчества Александра Сергеевича Пушкина будет интересно узнать, что на юго-восточном побережье Австралии запущена первая в мире электросиловая установка, использующая в качестве топлива… ореховую скорлупу. Пока скорлупки действительно «золотые», ведь строительство «зеленого» генератора обошлось австралийцам в три миллиона местных долларов. Однако высокая производительность электростанции, которая будет перерабатывать до 1680 килограммов ненужной ореховой скорлупы в час, производя при этом 1,5 мегаватта электричества, позволяет надеяться на ее быструю окупаемость. Мало того, министерство энергетики Австралии планирует удвоить производительность предприятия в течение ближайших двух лет.

Впервые в истории часы перевели жители Великобритании в 1908 г. Сегодня переводят стрелки граждане 110 стран. В нашей стране первый раз это произошло в 1917 г. Затем в 1930 страна перешла на так называемое «декретное» время и круглогодично жила на час «впереди планеты всей». В 1981 г. «летнее время» вновь начинает действовать на территории СССР. Следовательно, летом часы советских граждан отрываются от реальности уже на два часа. Лишь в марте 1991 г. декретное время было отменено, поясное «зимнее» время восстановлено в своих правах, а летом часы стали переводиться на час вперед как во всех сопредельных государствах. «Летнее» время позволяет эффективнее использовать энергоресурсы. В России таким образом экономится 2 — 2,5 млрд кВт·ч в год. При этом снижается нагрузка на энергооборудование и улучшается экологическая обстановка.

Как известно, государственный выставочный зал «Малый манеж» находится в здании первой московской электростанции «Георгиевская». Это далеко не единственный пример вторжения искусства в пространство социально-экономической жизни современного города. Уже существуют музеи-фабрики, музеи-вокзалы, музеи-электростанции, а в настоящее время строится даже музей-пляж. Самый известный музей, разместивший свою экспозицию в здании бывшей электростанции — лондонский Новый Музей современного искусства Тейт Модерн. Менее известный, но не менее стильный и оригинальный музей античного искусства Электростанция Монтемартини находится в Риме. Античные статуи особенно радуют глаз посетителя в инженерном интерьере машинного зала.

Прообразом современного трансформатора, позволяющего передавать электроэнергию высокого напряжения на большие расстояния, была индукционная катушка — первый электроприбор, использовавший явление электромагнитной индукции. В середине 19 века во время Крымской войны российский академик Б. С. Якоби применил это изобретение отнюдь не в мирных целях: ему удалось оградить Кронштадт подводными минами, чьи пороховые заряды воспламенялись с помощью индукционных катушек. Один из кораблей непобедимой англо-французской эскадры подорвался на электрической мине, и остальные в полной растерянности покинули Финский залив. Так неизвестные противнику русские электрические «катюши» заставили отступить великолепный европейский флот.

Недостатка в грандиозных энергетических проектах не было никогда. В начале прошлого века известностью пользовалась идея «приручения» энергии Гибралтарского пролива. Через него из Атлантики в Средиземное море каждую секунду перетекает десятки тысяч кубометров воды. Авторы проекта предлагали искусственно понизить уровень Средиземного моря на 200 метров и, установив в проливе несколько электростанций, получать энергию огромной по тем временам мощности — 120 ГВт. Для этого надо было лишь перегородить Гибралтар плотиной.

Возможно, электричество существовало уже в Древнем Египте, Месопотамии и Южной Америке. Ученые считают, что работы внутри египетских и южноамериканских пирамид, а также росписи стен цветными красками могли осуществляться при электрическом освещении помещений с помощью небольших переносных светильников. Действительно, на внутренней поверхности пирамид не обнаружено следов копоти, что исключает использование факелов. Зато источники искусственного света упоминаются в древних текстах. Более того, на сохранившихся рисунках у древних рудокопов во лбу сияет подобие фонаря, а на стенах храмов в Египте обнаружены изображения жреца, держащего в руках огромную лампу. Конечно, древние рисунки часто носят символический характер, однако совершенно достоверно известно, что для защиты от ударов молний египтяне использовали вколоченные в землю металлические мечи.

Индийские ученые придумали еще один альтернативный источник питания. Они решили использовать фрукты, овощи и отходы от них для питания несложной бытовой техники. Батарейки содержат внутри пасту из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей или фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. От четырех таких батареек можно запустить стенные часы, пользоваться электронной игрой или карманным калькулятором. Новинка рассчитана, прежде всего, на жителей сельских районов, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки необычных батареек.

Солнечную электростанцию стоимостью в миллиард австралийских долларов планирует построить электроэнергетическая компания Enviromission. Согласно проекту, электростанция станет самым высоким сооружением в мире — башня высотой в 1 000 м (примерно в два раза выше знаменитой телебашни в Торонто) и с основанием размером с футбольное поле будет построена в малонаселенном районе Буронга штата Новый Южный Уэльс. Амбициозные планы австралийцев — часть всемирной кампании за расширение использования возобновляемых источников энергии. Ожидается, что электричества, вырабатываемого башней, хватит для снабжения 200 000 домов, а ее эксплуатация позволит предотвратить выброс 900 000 т парниковых газов в год.

Первую в мире парогазовую турбину построил русский моряк, а точнее — инженер-механик Российского военного флота Павел Дмитриевич Кузьминский. Интересы изобретателя Кузьминского простирались от вопросов механики корабля до теплотехники и воздухоплавания. Так, Кузьминский был одним из инициаторов создания воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Парогазовую турбину, или, как она тогда называлась, газопарород, капитан Кузьминский построил и испытал в 1892 году. А год спустя он предложил военному министерству проект дирижабля с турбинным двигателем собственной конструкции. Известно, что Кузьминский готовил парогазовую турбину к показу на Всемирной выставке в Париже 1900 года, до которой не дожил нескольких месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *