От АЭС до розетки: как 220 киловольт превратить в 220 В
Помните анекдот про студентку-блондинку на экзамене, которую преп спрашивает про то, как работает трансформатор, а та, подумав, отвечает — «Вот так: УУУУУУУУУ»? Я тут зашёл случайно на ульяновскую подстанцию 220 кВ (220 тысяч вольт) и теперь могу сказать, что звук здесь вовсе не «УУУУУУУУУ», а всего лишь тихое потрескивание разрядов над головой. Главное, не пытаться фотографировать себя в прыжке раскрытой селфи-палкой, иначе подписчики увидят в сториз незабываемое фаер-шоу :).О том, откуда в ульяновские розетки приходят любимые 220 вольт, и куда деваются остальные три нуля в номинале напряжения — читайте далее…
Кстати, дорогие жители города Ульяновска, вы же знали, что основной источник электроэнергии в Поволжье вовсе не Жигулёвская ГЭС? Главная «батарейка» европейской части страны — Балаковская АЭС под Саратовом, мощностью 4000 МВт. Именно от неё тянется одна из главных магистралей в 500 киловольт до Москвы. Проходит линия и через Ульяновскую область, образуя в ней 2 крупных подстанции 500 кВ — в Вешкайме и Ключиках. В Вешкайме ток с АЭС сливается с током еще одного источника — Жигулёвской ГЭС.
А вот нам от всего этого богатства перепадает 220 кВ, которые и приходят на подстанцию «Ульяновская» из Ключиков. Вот теперь знайте, что в ваших розетках не простые, а «атомные» 220 В.
Подстанция «Ульяновская» находится в самом городе, между улицами Станкостроителей и Промышленной. Именно сюда приходит высоковольтная линия 220 кВ. Линий, на самом деле, две, но по факту используется только одна — вторая резервная. Как вы уже поняли, активная та, что справа. От неё на подстанцию и заходят провода. Эта часть называется верхней стороной, по уровню напряжения. Главная задача подстанции — понизить напряжение с 220 кВ до 110 кВ и 6 кВ и передать её потребителю или на другие подстанции в регионе.
Подстанция состоит из двух частей — ОРУ (нет, не я ору) и ЗРУ. ОРУ — это открытое распределительное устройство. Если по-простому, то это всё, что находится на свежем воздухе, под открытым небом. ЗРУ находится соответственно в крытом помещении, и до него мы дойдём позже.
Высоковольтный кабель с опоры ЛЭП подходит на территорию подстанции и подключается к электрогазовым выключателям — белые гофры на фото. Они позволяют отключить подстанцию от тока, чтобы там можно было выполнять работы.
В этих гофрах находятся контакты выключателя, которые под управлением автоматики размыкаются в случае необходимости. Но нельзя просто так взять и развести контакты, потому что это Двести Двадцать Тысяч Вольт. Между ними обязательно возникнет электрическая дуга, которая спалит к чертям всё вокруг и превратит станцию в маленький адок. Чтобы дуга не возникала, необходимо контакты поместить в непроводящую среду диэлектри
КВ-9 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2014; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2014; проверки требуют 12 правок. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-9 | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 47 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы производства | с 1941 |
Годы эксплуатации | с 1942 |
Количество выпущенных, шт. | 2 |
Основные операторы | |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | катаная и литая стальная |
Лоб корпуса, мм/град. | 135 мм |
Борт корпуса, мм/град. | 75 мм |
Корма корпуса, мм/град. | 75 мм |
Крыша корпуса, мм | 40 мм |
Лоб башни, мм/град. | 110 мм |
Калибр и марка пушки | 122-мм У-11 |
Длина ствола, калибров | 22,7 |
Боекомплект пушки | 48 |
Дальность стрельбы, км | 1.300 |
Прицелы | телескопический прицел ТМФД |
Пулемёты | 3 × 7,62-мм ДТ |
Тип двигателя | Дизельный |
Мощность двигателя, л. с. | 500 л.с В-2К |
Скорость по шоссе, км/ч | 46 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 32 |
Запас хода по шоссе, км | 450 (550 с внешними баками) |
Удельная мощность, л. с./т | 10.5 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 25 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,70 |
Преодолеваемый ров, м | 2,7 |
КВ-9 (Объект 229) — опытный советский тяжёлый танк.
Проанализировав боевое применение тяжелых танков, советское командование распорядилось о необходимости создания артиллерийского (штурмового) тяжелого танка. Основной идеей при этом была попытка создания многоцелевого тяжелого танка, способного успешно бороться как с укреплениями, так и с бронетехникой противника.
Основным вооружением была выбрана созданная в декабре 1941 года инженерами В.Сидоренко и Н.Усенко 122-мм танковая гаубица У-11 раздельно-гильзового заряжания.
Работы над новой машиной велись в период с 1941 по 1942 года. За этот период был создан один прототип, получивший маркировку «Объект 229». Позднее был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением КВ-9.
Первоначально завод планировал выпустить ограниченную партию в 10 танков, однако реально удалось выпустить всего лишь один.
Абревиатура «КВ» пошла от политического деятеля Климента Ворошилова.
В 1942 году на базе КВ-1 были построены опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 или одним орудием ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке был построен и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.
- В.Гагин «Тяжелый танк прорыва Клим Ворошилов», Полиграф, 1996
КВ-220 — Википедия
Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-220 | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк, танк прорыва, штурмовой танк |
Боевая масса, т | 62,7 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 6 (механик-водитель, стрелок-радист, наводчик, командир, заряжающий, младший механик-водитель) |
Разработчик | СКБ-2 |
Производитель | Кировский завод |
Годы производства | 1940-1941 |
Годы эксплуатации | 1941 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 8830 |
Ширина, мм | 3410 |
Высота, мм | 3110 |
Клиренс, мм | 430 |
Тип брони | гомогенная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 80-100 |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 80 |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 100 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 80 |
Борт корпуса, мм/град. | 100 |
Корма корпуса, мм/град. | 100 |
Днище, мм | 30-40 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 90 |
Борт башни, мм/град. | 75 |
Корма башни, мм/град. | 75 |
Калибр и марка пушки | длинноствольная 85-мм. танковая пушка (Ф-30) |
Тип пушки | танковая |
Боекомплект пушки | 91 снарядов |
Прицелы | телескопический ТОД-6 командирская панорама ПТ-1 |
Пулемёты | 3 × 7,62-мм ДТ (4032 патронов) |
Другое вооружение | радиостанция 71-ТК-3, переговорное устройство ТПУ-4 |
Тип двигателя | дизельный В-5, В-2СН [1] |
Мощность двигателя, л. с. | В-5 — 700 (515 кВт) В-2СН — 850 (625 кВт) |
Скорость по шоссе, км/ч | 33 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 21,2 |
200 | |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 |
Удельная мощность, л. с./т | В-2СН — 13,5 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,85 |
Преодолеваемый подъём, град. | 36 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 3 |
Преодолеваемый брод, м | 1,6 |
КВ-220 — советский опытный тяжёлый танк. Единственный образец был произведён в 1941 году. Танк также классифицировался как танк прорыва и штурмовой танк. Проходил по документам как
Летом 1940 года по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено закрыть работы по темам тяжёлых танков СМК и Т-100, и сконцентрироваться на развитии и модернизации танка КВ-1, запущенного в серийное производство. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором Кировскому заводу указывалось создать на базе танка КВ два танка с бронёй 90-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой), два танка с бронёй 100-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой) и одну самоходную установку с 152-мм пушкой БР-2.
Разрабатываемый танк с броней 100-мм на Кировским заводе обозначался как «Т-220», «КВ-220», или «Объект 220». Ведущим инженером машины был назначен Л.Е. Сычёв, позже Б.П. Павлов. Корпуса предполагалось изготовить на Ижорском заводе, первый планировалось передать на Кировский в конце октября, а второй в ноябре. 5 декабря 1940 года танк был закончен, хотя по плану должен был быть изготовлен к 1 декабря 1940 года.
По сравнению с обычным КВ бронирование данного танка достигало 100-мм. Для Т-220 разработали новую башню, в которой установили 85-мм пушку Ф-30.[2] Данное орудие было специально спроектировано для этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Это увеличило массу танка, что привело к удлинению шасси (7 опорных катков и 4 ролика на один борт). В качестве силовой установки вместо 500-сильного В-2К использовался опытный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный 700-сильный (515 кВт) В-5, или по другим данным В-2Ф (В-10) мощностью 850 л.с. Экипаж танка и приборное оборудование не изменились. 30 января 1941 года опытный образец КВ-220 поступил на испытания, но на следующий день испытания были прекращены, из-за выхода из строя двигателя.
В марте 1941 года руководство Красной Армии получило от разведки информацию о том, что в Германии разработаны танки с мощным бронированием, уже поступающие на вооружение Вермахта. Было решено принять ответные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление №827-345сс. В нём определялись новые параметры для танка КВ-3. Так, танк должен был иметь броню 115-120-мм, новую башню с вооружением 107-мм пушкой ЗИС-6. Новый танк получил заводское обозначение объект 223 и разрабатывался на базе Т-220. Ранее название КВ-3 планировалось дать танку Т-150, с бронёй 90-мм и 76-мм пушкой Ф-34.
Для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов нового танка КВ-3 решено было использовать КВ-220. 20 апреля 1941 года КВ-220 догруженный до 70 тонн (расчетной массы КВ-3) и новым двигателем, вышел на испытания. 20 мая танк был отправлен на капитальный ремонт. Помимо текущих доработок на него установили форсированный двигатель В-2СН, который мог развивать максимальную мощность до 850 л.с. Последний этап испытаний проходил с 30 мая по 22 июня и был прерван в связи с начавшейся войной. К этому времени танк прошёл 1985 км.
После нападения Германии на Советский Союз танкостроительные программы были серьёзно пересмотрены. Так 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс Наркомата Тяжёлого Машиностроения, согласно которому, подготовка производства КВ-3 с Кировского завода снималась и переносилась на Челябинский тракторный завод. Однако Т-220 не был эвакуирован в Челябинск, а находился на Кировском заводе. И только в начале октября 1941 года было принято решение передать опытные танки в войска. Танк прошёл необходимый ремонт, на нём была уставлена башня от серийного КВ с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (по другим данным — 76,2-мм пушка Ф-32) и отправили на фронт.
16 октября 1941 года танк отправился в распоряжение 124-й танковой бригады. Командир бригады Д. И. Осадчий в своих воспоминаниях пишет:
Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!» Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнём немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб.
Согласно архивным данным ЦАМО РФ[3] танк «За Родину» изготовленный в единственном экземпляре это именно КВ-220. Определяя массу танка, Осадчий немного ошибся, так как масса КВ никогда не превышала 100 тонн. По всей видимости, танк был поражен снарядом 150-мм немецкой пушки sFh28, в результате чего на нём сдетонировал боекомплект.[источник не указан 2411 дней]
На базе Т-220 проектировалась и создавалась опытная САУ «212», однако уже в мае 1941 года в качестве базы, вместо КВ-220, уже упоминается КВ-3.
Шасси САУ «212», планировалось использовать для создания 107-мм и 130-мм самоходных установок тяжелых артиллерийских систем. Разрабатываемая 130-мм самоходная установка обозначалась как СУ-Б-13, и должна была быть вооружена 130-мм морской пушкой Б-13, ранее с таким вооружением, на базе танка Т-100, была создана тяжёлая самоходная артиллерийская установка СУ-100-Y. Проекта же, создания самоходной установки вооружённой новой разрабатываемой 107-мм пушки М-75 так и не последовало.
Компьютерные игры[править | править код]
КВ-220 можно встретить в игре «World of Tanks»[4](с башней КВ 1), а также в War Thunder[5](с башней КВ 2 и специально разработанным орудием Ф-30).
КВ-6 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018; проверки требуют 11 правок. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-6 | |
---|---|
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
Годы производства | 1941 |
Количество выпущенных, шт. | 4 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 6675 |
Ширина, мм | 3320 |
Высота, мм | 2710 |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | стальная катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 75 / 30° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 60 / 70° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 75 / 25° |
Борт корпуса, мм/град. | 75 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 50° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 75 / 0—90° |
Днище, мм | 30—40 |
Крыша корпуса, мм | 30—40 |
Лоб башни, мм/град. | 75 / 20° |
Маска орудия, мм/град. | 90 |
Борт башни, мм/град. | 75 / 15° |
Корма башни, мм/град. | 75 / 15° |
Крыша башни, мм | 40 |
Калибр и марка пушки | 76-мм Ф-32 |
Тип пушки | нарезная |
Прицелы | телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6 |
Пулемёты | 2 × 7,62-мм ДТ-29 |
Другое вооружение | огнемёт АТО-41 |
Мощность двигателя, л. с. | 600 |
Скорость по шоссе, км/ч | 35 |
Запас хода по шоссе, км | 150-250 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 90-180 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,6 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0.77 |
В действительности обозначения КВ-6 для данного типа танка не существовало. Обозначался как «Танк КВ-1 с установкой огнеметов».
Ранее в качестве огнемётных использовались танки Т-26 (ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133), однако слабое бронирование делало их уязвимыми на поле боя.
Аббревиатура «КВ» пошла от политического деятеля Климента Ворошилова.
5 апреля с ЛКЗ на завод № 174 был отправлен танк КВ-1 (№ 4566), в апреле — мае переоборудованный под установку огнемета. От линейного танка отличался наличием огнемёта АТО-41 вместо курсового пулемёта ДТ и 150-литровым баком с огнесмесью, размещенным в боевом отделении.
13 сентября 1941 года с ЛКЗ в адрес Ленинградского фронта было отгружено 4 «Танк КВ-1 с установкой огнеметов и с моторами В-2К № 5156, 5157, 5158 + одна ремонтная». Все 4 машины поступили в сформированную в сентябре 1941 года в Ленинграде 124-й танковую бригаду полковника Н. Родина и активно использовались в боях на ленинградском направлении.
- Коломиец М. В. — «КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва».
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Т.- «Отечественные бронированные машины. XX век. Том 1.» 1905-1941. стр. 196.
КВ-13 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2016; проверки требуют 12 правок. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-13 | |
---|---|
Классификация | средний танк |
Боевая масса, т | 32 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 3 |
Производитель | ЧТЗ |
Годы производства | 1942—1943 |
Количество выпущенных, шт. | 3 |
Основные операторы | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 6650 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 30° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 60 / 70° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 40° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 85 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 75 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 55° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 85 / 15° |
Днище, мм | 20 |
Крыша корпуса, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 85 |
Маска орудия, мм/град. | 85 |
Борт башни, мм/град. | 85 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 85 / 30° |
Крыша башни, мм | 20 |
Калибр и марка пушки | 76-мм ЗИС-5 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,5 |
Боекомплект пушки | 57—65 |
Углы ВН, град. | −5…+25 |
Прицелы | телескопический ДТ-7, перископический ПТ4-7 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДТ-29 |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый дизель В-2 |
Мощность двигателя, л. с. | 600 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 320 |
Удельная мощность, л. с./т | 18,8 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 27 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,0 |
Преодолеваемый ров, м | 2,2 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
Медиафайлы на Викискладе |
КВ-13 (объект 233) — (КВ — Клим Ворошилов ) опытный советский средний танк периода Второй мировой войны. Был создан в конструкторском бюро СКБ-2 Челябинского Кировского завода в конце 1941 — начале 1942 года в качестве «универсального» танка, предназначенного для замены в производстве как средних Т-34, так и тяжёлых КВ.
КВ-13 стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н. В. Цейц. В конструкторскую группу входили К. И. Кузьмин (корпус), Н. М. Синев (башня), С. В. Мицкевич (ходовая часть) и Г. Н. Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжёлому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья.
Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года, однако проведённые осенью того же года испытания показали его низкую механическую надёжность, а также необходимость усиления бронезащиты и введения трёхместной башни. Хотя в декабре 1942 года было начато изготовление двух доработанных прототипов, в конструкции которых были учтены эти требования, работы по КВ-13 как среднему танку были прекращены в пользу продолжения выпуска Т-34. Дальнейшее развитие проекта, с использованием двух доработанных прототипов, привело к созданию в 1943 году серийного танка ИС-1.
КВ-13 именовался как «средний танк тяжёлого бронирования». Наиболее сильным изменениям подверглась ходовая часть танка, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2 800 мм, а длина корпуса составила 6 650 мм. Башня танка сохранила схожесть с башней КВ-1с, но приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса танка до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Одной из особенностей этого танка было минимальное использование цветных металлов при его изготовлении.
- В игре World of Tanks он представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.
- В игре Ground War:Tanks от компании Приправ представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с. — (Советские танки). — 4000 экз. — ISBN 5-699-16243-7.
КВ-3 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2017; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2017; проверки требуют 15 правок. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-3 | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 68 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 6 |
Разработчик | СКБ-2 |
Производитель | Кировский завод |
Годы разработки | 1941 |
Годы эксплуатации | 1941 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 7850 |
Ширина, мм | 3410 |
Высота, мм | 2950 |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | катаная гомогенная |
Лоб корпуса, мм/град. | 115-120 |
Борт корпуса, мм/град. | 90 |
Корма корпуса, мм/град. | 90 |
Днище, мм | 30-40 |
Крыша корпуса, мм | 40 |
Лоб башни, мм/град. | 115 |
Калибр и марка пушки | 107-мм ЗИС-6 |
Тип пушки | противотанковая |
Длина ствола, калибров | 43 |
Боекомплект пушки | 55 |
Пулемёты | 3 × ДТ-29 |
Тип двигателя | дизельный В-2СН |
Мощность двигателя, л. с. | 850 |
Скорость по шоссе, км/ч | 30 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
Преодолеваемый подъём, град. | 37 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 3 |
Преодолеваемый брод, м | 1,6 |
КВ-3 (известный также как Объект 223) — советский опытный тяжёлый танк семейства «КВ». Аббревиатура «КВ» пошла от политического деятеля Климента Ворошилова.
Летом 1940 года по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено закрыть работы по темам тяжёлых танков СМК и Т-100, и сконцентрироваться на развитии и модернизации танка КВ-1, запущенного в серийное производство. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором Кировскому заводу указывалось создать на базе танка КВ два танка с бронёй 90-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой), два танка с бронёй 100-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой) и одну самоходную установку с 152-мм пушкой БР-2.
Разрабатываемый танк с броней 90-мм на Кировским заводе обозначался как «Т-150» (КВ-150 или Объект 150), а танк с броней 100-мм как «Т-220» (КВ-220 или Объект 220). В ноябре и декабре танки были сданы, а с января начали проходить испытания.
В марте 1941 года руководство Красной Армии получило от разведки информацию о том, что в Германии разработаны танки с мощным бронированием, уже поступающие на вооружение Вермахта. Было решено принять ответные меры. 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приказал Кировскому заводу начать выпуск танка Т-150 с серийным названием КВ-3, и несколько изменёнными характеристиками (76-мм пушка Ф-34, двигатель В-5 мощностью 700 л.с.). Тем не менее, уже 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление №827-345сс. В нём определялись новые параметры для танка КВ-3
О танке КВ-3.
- 1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548—232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
- а) установить броню КВ-3: лоб 115—120 мм, башни 115 мм;
- б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
- 2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т. Зальцману:
- а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
- б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
- 3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
- 4. Директору Кировского завода т. Зальцману принять к сведению и руководству что:
- а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утверждённому Правительством;
- б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
- в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
- г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
- июль — 45
- август — 80
- сентябрь — 110
- октябрь — 110
- ноябрь — 110
- и до 15 декабря — 65.
Под эти параметры на базе Т-220 был создан новый проект объект 223, отличавшийся от КВ-1 длиной корпуса, башней и рядом других агрегатов. Изготовление первого прототипа было начато весной 1941 года. Новая башня имела уширенный погон, была спроектирована в форме конуса, что повышало её снарядоустойчивость. Ходовая часть была удлинена, как и у Т-220, из-за возросшей массы. 7 мая государственной комиссии был представлен технический проект и деревянный макет.
Для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов нового танка КВ-3 решено было использовать КВ-220. 20 апреля 1941 года КВ-220 догруженный до 70 тонн (расчетной массы КВ-3) и новым двигателем, вышел на испытания. 20 мая танк был отправлен на капитальный ремонт. Помимо текущих доработок на него установили форсированный двигатель В-2СН, который мог развивать максимальную мощность до 850 л.с. Последний этап испытаний проходил с 30 мая по 22 июня и был прерван в связи с начавшейся войной. К этому времени танк прошёл 1985 км.
Испытания пушки ЗИС-6 на танке КВ-2, проводившиеся 19 мая 1941 годаЗадания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, получило КБ завода № 92 под руководством В.Грабина, которое уже в мае изготовило новое орудие и успешно испытало его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом. При проектировании орудия КБ Грабина использовала задел, полученный по 107-мм танковой пушке Ф-42, изготовленной к началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР и успешно прошедшей заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года в башне танка КВ-2. В свою очередь, Ф-42 была создана на базе 95-мм танкового орудия Ф-39, успешно прошедшем испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года.
После нападения Германии на Советский Союз танкостроительные программы были серьёзно пересмотрены. Так 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс Наркомата Тяжёлого Машиностроения, согласно которому, подготовка производства КВ-3 с Кировского завода снималась и переносилась на Челябинский тракторный завод. В Челябинск высылалась бригада конструкторов, технологов, материалы и опытный образец. На Кировском заводе приоритет отдавался производству танков КВ. Один КВ-3 попал на фронт, еще один образец, без башни и ряда агрегатов, вывезли в Челябинск. По состоянию на февраль 1942 года, данный КВ-3 находился при опытном цеху ОП-2.
Между тем в октябре 1941 года в Челябинск был эвакуирован Кировский завод (после этого он стал называться Челябинский Кировский завод, сокращенно ЧКЗ), а Ижорский завод изготовлявший броню для танков КВ — в Свердловск, на УЗТМ. Опытный образец САУ так и не был закончен до эвакуации завода, а самоходка была разобрана на металл. Так же осенью 1941 года на УЗТМ были эвакуированы завод № 8 им. М. И. Калинина и завод № 37 им. Орджоникидзе. Разрабатывавший двигатель В-5 завод №75 был эвакуирован в Челябинск, а главной его задачей развёртывание производства дизельного двигателя В-2. А производство 107-мм танковых пушек ЗИС-6 на заводе № 92, было остановлено ещё в августе 1941 года, из-за неготовности тяжелого танка. Так из-за загруженности и эвакуаций разработка танка не велась.
Но уже в 1942 году снова были начаты опытные работы по танку КВ-3, по этой же теме проходили «двухтактный дизель мощностью 1200 л.с.» и «форсировка дизеля В-2 наддувом до 1200 л.с.». Однако, всё же к весне 1942 года тему КВ-3 окончательно закрыли.