УЛУЧШЕНИЕ ПРИЁМА FM ТЮНЕРОВ
Наверное, многие сталкивались с тем, что все автомобильные или стационарные FM тюнеры некоторые радиостанции принимают относительно неплохо, а другие – отвратительно, хотя уровень сигнала с антенны достаточно высокий. Обычно кажется, что это сама радиостанция передает некачественный сигнал, но дальнейшие эксперименты показали, что это не так. Оказалось, что это сам тюнер не может «переварить» сигнал конкретной радиостанции с индивидуальными особенностями в передаче сигнала. Так же бывает, что один тюнер эту радиостанцию принимает нормально, а другой плохо. Например все автомагнитолы JVC, которые у меня были, давали ужасный звук, а более половины радиостанций вообще невозможно было слушать – слишком большие были искажения звука. Стационарные же тюнеры дают звук более-менее неплохой, но все равно огрехов очень много. Вот и встала задача разобраться, что портит звук в тюнерах и как улучшить звук.
Для начала точно сформулируем – какие же это искажения, что так не нравится лично мне в звуке и стоит ли кому-то делать доработки тюнера, если для конкретно этого человека прием тюнера представляется нормальным. Это следующие типы искажений:
- Искажения звуков «С» и шипящих, когда вместо звуков «С» слышится «Ч» или просто какой-то скрежет. И когда шипящие звуки и сибилянты превращаются в кашу. Иногда кажется, что при этих искажениях радиоприемный тракт просто запирается на доли секунды. Пожалуй это основные искажения, которые «бьют по ушам» и терпеть которые невозможно – как железом по стеклу. Радиостанцию приходится переключать, хотя уровень сигнала высокий.
- Выпячивание звуков «С» и шипящих. Это когда звуки «С» и шипящие передаются не совсем плохо, но их уровень громкости явно больше естественного звучания. При этом хочется убрать тембр высоких частот, но это не помогает. На мой взгляд этими искажениями грешат все без исключения тюнеры автомагнитол, переносных магнитол, во всяком случае, которые у меня побывали. Вот эти «Цыкания» и «Сыкания» потихонечку начинают доставать.
- Металлические высокие частоты – когда звук высоких частот явно не тот, что вживую. Но слушать можно.
- Общие искажения, когда звук совершенно плоский, нет объемности, никакой сцены не чувствуется, никаких звуков выше или ниже колонок. Этим грешит большинство тюнеров – видимо это просто большие общие искажения.
Вот и встал вопрос доработки существующих тюнеров, ведь действительно качественный тюнер показывает, что при приеме качественного сигнала с радиостанции звук ничуть не уступает звуку неплохого СД-проигрывателя с качественным диском и значительно превосходит МП-3. У меня часто возникает вопрос: каким кодированием или каким источником пользуются на радиостанции, ведь даже многие СД диски не дают такого высокого качества, как радиоприем некоторых радиостанций. Вот и пришлось повозиться, чтобы вскрыть причины искажений и найти пути устранения этих искажений. Многое удалось. О чем, собственно, и статья. Так что читаем и наслаждаемся.
Конечно, в литературе можно найти сотни статей по радиоприему на FM, схемы тюнеров, рекомендации и т.д., однако все это не устраняет вышеуказанные искажения. Более того, подавляющее число современных тюнеров, а автомобильных – 100%, вообще неприемлемы для действительно высококачественного звука. Они построены на микросхемах с цифровой обработкой звука – а это тупик. Качество звучания этих микросхем посредственное. Ну и никакого способа их доработки – в них просто нечего дорабатывать – в микросхему не залезть, а обвязки радиодеталями нет. Вот и получается, что доработке подлежат только тюнеры старого типа, их можно назвать аналоговыми с цифровой настройкой. А послушать качественный звук на FM можно только на тюнерах старого типа. Какие же это тюнеры старого типа (аналоговые) – это те у которых есть кварцевые пьезофильтры, катушки-трансформаторы смесителей, ну и вообще много радиодеталей вокруг микросхем. Промежуточная частота на FM 10,7 МГц. Обычно в автомагнитолах эти тюнеры заключены в отдельные экранированные корпуса, а микросхем может быть одна, две или три. В стационарных тюнерах в экране обычно только входник на транзисторах. Современный же цифровой тюнер часто даже на плате не всегда сразу увидишь – одна малюсенькая микросхема и больше почти ничего. Так что будем дорабатывать только старые добрые тюнеры с аналоговой обработкой звука.
Чуть отрываясь от темы хотелось бы сказать вот что. Качество звучания автомобильных тюнеров всегда будет чуть похуже стационарных. Причина – применение в автотюнерах балансного смесителя. Он совершенно необходим именно в передвигающихся объектах, но качество звука он сильно портит. Один транзистор — смеситель (в стационарных тюнерах) дает более чистый звук. Мне не удалось поднять качество балансного смесителя, но если кто-то из уважаемых читателей смог его улучшить – очень бы хотелось перенять опыт.
Но пойдем вперед. Давайте посмотрим на классическую схему аналогового стационарного тюнера и потихонечку будем дорабатывать конкретные места. Ниже – схема тюнера музыкального центра Panasonic SA AK630EE. Подобных схем сотни. Именно данная взята по причине хорошего качества печати и того, что показаны все необходимые узлы.
Давайте начнем доработку радиоприемной части «с конца», то есть от входа промежуточной частоты (ПЧ) в микросхему пойдем назад к антенне. Обвязку самой микросхемы дорабатывать не будем. Так что пойдем к антенне от вывода 1 микросхемы IC 2601. Это вход сигнала промежуточной частоты (ПЧ) 10,7 МГц. Обычно во всех тюнерах сигнал ПЧ идет сразу с кварцевого пьезофильтра на вход в какую-либо микросхему. Здесь с CF2602. Вот и поговорим про пьезофильтры.
Требования: по теории нагрузкой пьезофильтра должен быть резистор 330 Ом (то есть выход пьезофильтра на землю через 330 Ом) – этот резистор встроен в микросхему. Хорошо. Вход сигнала в пьезофильтр должен быть через резистор номиналом то же 330 Ом. Примерно вот так:
Это идеальная схема включения пьезофильтра CF. Микросхемы стационарные и автомобильные типа LA1833, LA1837, LA1780, TDA7540…
Практический пример
Это схема автомагнитолы Blaupunkt London MP-48. Три резистора и создают подобие 330 Ом на входе в пьезофильтр Z101. Они же нужны и для другой цели (пониже написано). В этой магнитоле отлично.
Рисунок 3
Рисунок 4
Но в нашей схеме тюнера рис.1 резистор R2607 = 330 Ом является как бы половинкой для сигнала, а вторая половинка сигнала идет с коллектора транзистора Q2601. Возникает несимметрия в подводе сигнала на пьезофильтор. А значит и качество работы самого пьезофильтра будет уже не самым лучшим. Желательно положительную и отрицательную полуволну сигнала подавать на пьезофильтр строго симметрично и только через 330 Ом (примерно как на рис.4).
Еще хуже обстоит дело с самим транзистором Q2601 (рис.1). Он является усилителем промежуточной частоты (УПЧ). Но: во сколько раз этот усилитель усиливает сигнал? Совершенно не определено. Такая схема (с эмиттером на земле) обладает самыми большими искажениями из всех возможных схем. Благо – сигнал у нас очень мал по амплитуде и модуляция частотная. Транзистор худо-бедно работает. Но очень слабенько.
Рисунок 5
Часто улучшают работу такого УПЧ постановкой резистора обратной связи в эмиттер транзистора – R3=10 Ом на этой схеме. Но практика показывает, что толку от этого очень мало. А при сопротивлении этого резистора ?24 Ома усиление этого УПЧ становится равным единице. То есть никакого усиления. Только добавляются искажения. Кстати на этой схеме есть резистор на первый пьезофильтр CF1 – R44 = 100 Ом. Это, конечно, не 330 Ом, но уже очень неплохо.
Рисунок 6
На этой схеме показан УПЧ с несколько лучшими характеристиками. Применяется в относительно дорогих тюнерах и в микросхемах. Но и здесь для положительной полуволны входного сигнала никак не определены параметры усиления. Так же для нормального режима по постоянному току желательны резисторы в эмиттерах транзисторов. В моей практике этот УПЧ особо себя не проявил. То же дает искажения. А других схем в общем-то и нет.
Теперь о самих пьезофильтрах
Каково входное сопротивление пьезофильтра? Оно очень хитрое, частотозависимое. На расчетной частоте 10,7 МГц все нормально: полезный сигнал проходит дальше. А все нерасчетные частоты пьезофильтр направляет в землю, тем самым входное сопротивление пьезофильтра становится значительно ниже. На нерасчетных частотах пьезофильтр как бы шунтирует предыдущий каскад усиления, утяжеляет работу этого каскада. И, если этот предыдущий каскад слабоват, то здесь возникают сильные дополнительные искажения.
Что делать для снижения именно этих искажений? Давайте для начала снизим нагрузку на УПЧ. Поставим свой простой, не вносящий искажений фильтр перед пьезофильтром, который будет отсекать все частоты ниже расчетной частоты, тем самым облегчая работу УПЧ, самого пьезофильтра и снижая ненужные амплитудные колебания. Это – простой конденсатор.
Рисунок 7
Вот какая получается схема. Это то же не 330 Ом, но что-то близкое, с отсечкой всех низких частот. УПЧ будет работать полегче. А в самом пьезофильтре уменьшится наложение частот, предположительно отражающихся и на звуковых частотах, формирующих звуки «С».
Рис.7 – это первая доработка нашего FM тюнера, будь он автомобильный, стационарный или какой – другой. Всегда перед пьезофильтром необходимо ставить цепочку R+C указанных номиналов.
Но и сами пьезофильтры бывают разные. Вот JVC KD G827.
Рисунок 8
На данном фото показаны выпаяные из блока тюнера автомагнитолы пьезофильтры, дающие очень металлические высокие частоты. Не то, чтобы они давали искажения, но высокие частоты были неприятные, гасились призвуки, терялась объемность и очень высокие частоты. Эти пьезофильтры заменены.
Рисунок 9
На этом фото видна опытная работа по подбору пьезофильтров, дающих звук получше.
Надо заметить, что именно пьезофильтры дают значительно большее изменение звука, чем любые другие радиодетали во всем звуковом тракте – ОУ, конденсаторы, резисторы и т.д.
Ну и какие же пьезофильтры дают звук получше?
Рисунок 10
Вот эти с буквой «Е» дают самый качественный звук. Найти их бывает непросто. Вообще качество пьезофильтров отражается только на высоких частотах звука. Влияния на средние и низкие частоты практически не чувствуется. Именно с этими пьезофильтрами звук наиболее приближен к естественному. Обязательно надо смотреть на цвет точки, отмеченной краской. Красная или ее нет это частота точно 10,7 МГц. Другие цвета – частоты несколько отличаются от 10,7 МГц.
Рисунок 11
Такие пьезофильтры то же неплохи. Можно смело ставить в любые тюнеры. Здесь нет никакой буквы. Эти пьезофильтры наиболее часто ставятся даже в не самые дешевые тюнеры. Им – второе место.
Рисунок 12
Самые странные пьезофильтры. С буквой «L». Они ставятся только в недорогие китайские тюнеры. На солидных аппаратах я их не встречал ни разу. Однако им смело можно дать третье место. Сперва было подозрение, что это фильтры только для моно тюнеров, вроде бы чуть уменьшался стереоэффект. Но нет – просто чуть уменьшались призвуки высоких частот – звук несколько стерильный. Но этот звук будет нравиться всем. Он не имеет металлической окраски, естественный. Чего нельзя сказать о следующих пьезофильтрах.
Рисунок 13
Здесь четкий металлический призвук, обрезаны послезвучия. Могут быть только в автомагнитолах. Слушать можно, но удовольствия не получите. Зато помех в тюнере возможно будет поменьше.
Рисунок 14
У этих частота несколько смещена от 10,7 MГц. Цвет точек не красный. Процессор должен быть настроен именно под эти пьезофильтры. Их менять непросто. Частота индикации может сместиться, да и процессор может барахлить. Лучше не связываться.
Таким образом замена пьезофильтров – это вторая доработка нашего тюнера. Желательно с буквой «Е». Так же желательно, чтобы все они были одинаковые, хотя можно и комбинацию.
Далее про УПЧ
Какой же ставить УПЧ, если оба вышеописанные плохи?
А вот он – лучший (заодно с пьезофильтрами). Именно длительная практика показала, что только такой УПЧ дает самый чистый звук. Пробовал разные другие схемы – все не то. Резисторами R4 и R7 регулируется коэффициент усиления. Напряжение в точке А должно быть 1/3…2/3 Uи.п. Само Uи.п. 6…12 В. Граничная частота транзисторов 400 МГц.
Т1 типа КТ3126, КТ326, КТ3109. Т2 типа 2SC1923, 2SC2668, КТ316. В зависимости от типа транзисторов можно несколько менять номинал R3. Конденсаторы С2 и С3 небольшой емкости отсекают ненужные низкие частоты амплитудной и фазовой модуляции. Вот мы и получили третью доработку FM тюнера – новый УПЧ.
Этот новый УПЧ в стационарных тюнерах надо прямиком ставить в схему аналогично рис.1 на участке от вывода 7 смесителя входника (обведен пунктиром) и до входа 1 микросхемы. На нижеследующем рис.16 увеличено показан вывод 7 смесителя входника, дающий выход ПЧ с фильтра-трансформатора IFT (принадлежащего смесителю) на наш новый УПЧ.
Рисунок 16
Естественно, что после постановки нового УПЧ необходимо подстроить частоту настройки фильтра-трансформатора IFT вращением сердечника на слабых станциях по максимальному сигналу.
Также желательно проверить номинал резистора в коллекторе транзистора смесителя (на рис.16 это 10 кОм), т.к. наш новый УПЧ облегчит работу транзистора 2SC2620 и несколько увеличит амплитуду сигнала и, возможно его несимметрию. Номинал этого резистора более 10 кОм нежелателен. Его надо заменить на 7,5 кОм. Практически встречал 10…24 кОм. Но большое сопротивление вредно, т.к. транзистор с индуктивностью похож на лучника, выпускающего стрелу. Транзистор как бы натягивает тетиву на короткой длине, а индуктивность потом выпускает эту стрелу очень далеко. То есть несимметрия действия – несимметрия положительных и отрицательных полуволн нашего сигнала ПЧ. Резистор же 7,5 кОм приводит полуволны к симметрии. Конечно, залезать во входник не хочется – очень трудоемко. Тогда необходимо выход ПЧ входника (здесь вывод 7) послать на землю через резистор 3 кОм.
В автомагнитолах этого явления нет. Там фильтр-трансформатор балансный и симметрия сигнала получается автоматически.
Необходимо отметить еще один важный момент. Посмотрите на рис.16. Здесь нагрузкой фильтра-трансформатора IFT (стационарный тюнер) является частотозависимый пьезофильтр. Он – как конденсатор переменной (синхронно с сигналом) емкости. В результате совершенно не четко определена настройка самого фильтра – трансформатора и возможно обратное воздействие на транзистор. Могут появиться искажения сигнала ПЧ. Естественно, что нагрузка IFT ни в коем случае не должна быть частотозависимой (емкостной). Соответственно прямой выход IFT на частотозависимый пьезофильтр (как здесь) недопустим.
Например на рис.3, 4 сигнал с фильтра-трансформатора идет на пьезофильтр через резисторы R101/R102 – этим гасится частотная зависимость и излишняя амплитуда сигнала (несимметрия).
В нашей же новой схеме УПЧ рис.15 проблема частотной зависимости решена постановкой резистора R1 – как бы двойная радость получилась: и фильтру – трансформатору с транзистором хорошо и пьезофильтру хорошо (есть R входа 330 Ом). А может быть и тройная радость, ведь и все низкие частоты отфильтрованы конденсатором С1. Очень неплохо получилось.
В автомагнитолах с УПЧ чуть по другому. Старые автомагнитолы, в которые можно было вставить новый УПЧ уже не актуальны. Общее их качество и функции слабоваты, хотя именно старые микросхемы LA1140 + LA3370, мне кажется давали самый лучший звук, особенно со входниками на дискретных элементах. Потом пошли микросхемы входников со встроенным УПЧ – LA1175, LA1193, AN7243, AN7280 и другие. Но встроенные в них УПЧ дают очень большие искажения. Обход этих встроенных УПЧ с постановкой вышеописанного УПЧ давал хороший положительный результат, но все это уже неактуально. Затем пошла самая распространенная микросхема, где весь тюнер в одном корпусе – LA1780…1787. Полное барахло. Как ни пытался всеми способами улучшить звук – бесполезно. Искажения «С» не уходят. Что-то внутри не в порядке. Хотя, наверное, добрая половина автомобилей ездит именно с этой микросхемой или ее аналогом Mitsumi 0339-671, 026-710. Микросхемы в Пионерах и Сони – фирменные – то же не особо хороши. А когда появилась микросхема TDA7540 для меня это была некая революция. Такого качественного звучания давно не слышал, даже без доработки. Ну а с доработкой – почти как на стационарных тюнерах. Очень хорошее звучание.
Однако тут есть хитрости. Тюнеры в автомагнитолах Кенвуд, например KDC W4037, DPX502 и аналогичных на микросхеме TDA7540 дают исключительно качественный звук. А в JVC, например, KD G827, на той же микросхеме полный отстой. Причин две. Первая, видимо, другие номиналы радиодеталей, разводка платы и т.д. Вторая – явная ошибка на плате (в схеме), не соответствие даташиту и логике.
Рисунок 17
Вот схема из даташита TDA7540. Прямой путь сигнала с антенны (FMANT) на микросхему следующий: 18р – 15р – L6 – катушка Р2. (не учитываем коррекцию другими элементами). А вот плата тюнера JVC:
Рисунок 18
Рисунок 19
Посмотрите: на рисунке 19 сигнал антенны (вывод 3), если напрямую, проходит: конденсатор – потом направо индуктивность – вверх индуктивность – направо конденсатор – катушка типа Р2.
Две индуктивности подряд! Это очень странно. Сигнал значительно теряет амплитуду. При этом как таковой фильтрации не происходит. Она дальше – на катушке с варикапом. Чувствительность этого тюнера очень низкая. Да и вообще просто ослаблять слабый сигнал на самом входе совершенно нежелательно в любых устройствах. Пришлось править схему как в даташите. Но, видимо, где-то есть и другие ошибки – тюнер работает плоховато.
Четвертая доработка тюнера это исключение третьего по счету (если он есть) пьезофильтра. Обычно третий пьезофильтр бывает в автомагнитолах – сама микросхема его предусматривает. Но практически получается так, что третьему пьезофильтру уже не остается ничего фильтровать, а на звучание он отражается в худшую сторону. Он добавляет металл в звук. Так что вместо него (CF №3) лучше поставить следующую цепочку R +С.
Рисунок 20
А вот фото блоков FM на микросхеме TDA7540, где сразу стоит по два пьезофильтра вместо трех по даташиту. Очень хорошо.
Рисунок 20а
Вот, пожалуй, и все про доработки самого блока тюнера. Результат Вас обязательно обрадует. А одновременно и удивит. Вы услышите, что высоких частот стало меньше, как будто убрали тембр ВЧ. Но прислушавшись поймете, что они стали просто чище и рельефнее. А потом придет осознание того, что до этого Вы слушали не сами высокие частоты, а в большей степени продукты искажений этих высоких частот. Ну и общее восприятие музыки значительно улучшится. Все искажения, перечисленные в начале статьи, будут снижены в несколько раз. Чаще будет хотеться добавить громкость, чтобы насладиться музыкой.
Доработки устройства в целом
Естественно возникает вопрос: нельзя ли поднять чувствительность тюнера. Вероятно можно, но сделать это очень сложно и сугубо индивидуально для каждого тюнера. А, возможно, что ничего и не получится. Можно попробовать – уменьшением номиналов резисторов R4, R7 рис.15, но это не лучший вариант. Лучше бы где-то на входе в тюнер что-то улучшить.
Пятая возможная доработка это развести землю (нулевые провода) всего устройства по методу, описанному в статье «Разводка земли по методу Серебряного веера» Волкова И (есть в интернете).
Есть еще один (шестой) способ для автомагнитол улучшить радиоприем, особенно в условиях сильных радиопомех – это постановка в автомагнитолу второго тюнера с дополнительной антенной. Эта доработка описана в статье «Постановка второго тюнера в автомагнитолу» Волкова И (есть в интернете).
Следующий вопрос мне самому не вполне понятен. И нижеследующая рекомендация очень спорная. На мой взгляд в некоторых тюнерах, как будто специально, изготовители портят звук высокочастотными помехами. Просто парадокс. Давайте снова посмотрим на схему рис.1 нашего первоначального тюнера, или на его увеличенную входную часть (входник) на нижеследующем рис.21.
Рисунок 21
Здесь сигнал антенны (вход №1), если напрямую, идет цепочкой 22 р – 15 р – (1 р + варикапы) – 8 р — затвор. Да это прямой путь для высокочастотной помехи! Ничего не мешает этой высокочастнотной помехе попасть сразу на затвор транзистора! Никаких фильтров-преград!
Помеха прямо по конденсаторам так и пролезет в транзистор. Конечно, кто-то возразит, что вместе с варикапами есть индуктивность и это колебательный контур. Но он колебательный для нужных частот, а помеха-то все равно напрямую пойдет. С другой стороны, конденсаторы на землю (18 р и 8 р) несколько снизят амплитуду помехи, но незначительно. Какой-то технический ужас! Или мне что-то непонятно. Практически такая схема действительно дает помехи в виде тресков. Ни в коем случае такие схемы – такие входники применять нельзя. В стационарных тюнерах их надо просто заменять или какой-то фильтр ставить перед входником, а автомагнитолы отдавать пионерам. Никогда действительно качественного звука от таких схем не получишь.
Уверен, что многие слышали, при связи, рядом находящегося сотового телефона со станцией, специфические переливы из потрескиваний. Вот это и есть высокочастотная помеха. Другие же ВЧ помехи не слышны – они просто тихонько портят звук – постоянно усложняют работу транзистору и вносят уже непоправимые искажения. Мы эти помехи слышим в виде сужения стереобазы, отсутствии сцены, потери объема, ну и, возможно, в виде явных искажений и каши.
Рисунок 22
А теперь посмотрите на эту схему входника. Здесь никакая помеха ни ВЧ ни НЧ с антенны пройти не сможет. Примерно по такой схеме и нужны входники для стационарных тюнеров. Здесь входной колебательный контур на земле. Да еще индуктивная связь с антенной. Это идеальный вариант.
Ниже приведены фото некоторых блоков тюнеров стареньких автомагнитол.
Рисунок 23
Посмотрите, на верхнем слева хорошо видны две входные катушки. Это два колебательных контура, привязанных на землю. Да еще связь между ними индуктивная. Это один из немногих тюнеров автомагнитол за всю историю человечества, где ни одна помеха – ни высокочастотная, ни низкочастотная никогда не пройдет на входной транзистор! К этому надо стремиться.
Но, к сожалению немного фирм делали подобные тюнеры (здесь Кларион). 80% остальных автотюнеров, в том числе три оставшиеся на рис.23 построены по схеме рис.21. Это очень прискорбно. Плюс к этому все четыре тюнера построены на микросхеме LA1781, 1787. Никакого качества здесь не получишь. Одна радость – эти тюнеры уже в прошлом. Им на смену пришли тюнеры на более совершенных микросхемах TDA7540, 7541, Сони с длинным обозначением и, видимо некоторые другие, которых у меня не было. Но все они должны быть с ПЧ = 10,7 МГц. Сами эти микросхемы дают более качественный звук, а плюс к этому им не требуется усилитель высокой частоты на отдельном транзисторе, т.е. сигнал антенны после фильтра сразу идет на микросхему. Это очень хорошо, т.к. сейчас почти все автомобили имеют штатные антенны, в которых уже встроен УВЧ на транзисторе (а два их уже нежелательно). Здесь и сама антенна рядом с транзистором и сам транзистор включен по резонансной схеме, когда усиление идет только на частотах FM вещания. Эти моменты позволяют существенно поднять качество радиоприема. Так же продаваемые антенны с усилителем на стекло Бош и Блаупункт показывают очень высокое качество работы.
Ну и для разнообразия ниже приведены фото тюнера на котором давно какое-то время ездил. Это доработанный блок тюнера старого Пионера. На нем входной колебательный контур на земле – помех очень мало. Чувствительность великолепная. Качество звука после доработки очень высокое – значительно выше всех современных цифровых тюнеров, да и, пожалуй, лучше всех других старых аналоговых. Очень мне нравился звук. Браво старому Пионеру. Ездить бы да ездить. Но – ручная настройка крутилкой. Она надоедает.
Рисунок 24
Все более современные Пионеры уже не давали такого высокого качества звука. На фото видны доработки: УПЧ по рис.15 в обход УПЧ самой микросхемы тюнера, что-то еще и микросхема автоматической подстройки частоты гетеродина с индикацией расстройки светодиодами. Приятно вспомнить.
А вот доработка стационарного блока тюнера в ресивере Грюндиг R1.
Рисунок 25
Видно, что поставлен УПЧ на двух транзисторах по схеме рис.15. Резисторы в эмиттерах транзисторов 7,5 Ом. Транзисторы КТ3126 и 2SC1923. Параллельно так же выполнена доработка – разводка земли как платы самого тюнера, так и ресивера в целом. Описана в статье «Разводка земли по методу Серебряного веера» Волкова И.
Что в результате? В данном случае сразу же отметил, что возрос уровень высокочастотных составляющих самих высоких частот. Раньше их не было. Для нормального восприятия несколько снизил тембр ВЧ. Так же высокие частоты стали более прозрачные. Не могу сказать, что звук резко изменился, но изменения явные. Сейчас ни на одной станции нет искажений «С». Похоже, что несколько возросла чувствительность, а точнее не она сама, а то, что можно применять в качестве антенны провод меньшей длины и на этом проводе ловятся все радиостанции. Уже не в первый раз встречаю это явление. Похоже, что снижение новым УПЧ шунтирующего действия на трансформатор смесителя блока FM распространяется и ближе к антенне, даже облегчая работу входного транзистора. Этот транзистор начинает принимать сигналы, которые значительно слабее. Так же с блока FM выходит сигнал большей амплитуды это видно по тому, что индикатор уровня стал показывать на 1 сегмент больше. Это примерно в 2 раза больше уровень сигнала. Звук стал боле объемным.
Каждая радиостанция приобрела свой характерный узнаваемый звук. Некоторые радиостанции передают очень качественный сигнал – и по глубине сцены, и по расположению инструментов с голосами и по тембровой окраске. Приятно послушать!
Интересно отметить, что за последние лет 35 промышленность не выпустила ни одной новой качественной микросхемы для стационарных тюнеров. В вышеуказанном тюнере стоит LA1266. Она вторая по качеству. А самая качественная и непревзойденная это LA1235. Более поздние LA1831…37…51 дают звук хуже. Так что тюнер этого Грюндига очень неплох. Если кто-то слушает что-то более крутое – напишите свое восприятие радиостанций. Ну и что за микросхемы стоят в более крутых тюнерах, по каким схемам собраны.
Мне приходилось дорабатывать несколько тюнеров и радиоприемников вышеуказанными методами, причем что-то можно сделать практически в полном объеме (все доработки), что-то нельзя (только часть). Но в любом случае всегда имелся только положительный эффект. Отрицательного эффекта не было никогда.
Ну, вот, пожалуй и все. На сем премудрости доработок закончились. Конечно все эти работы делаются на свой страх и риск. Необходимо иметь опыт подобных работ. И еще хочется сказать: уверен, что тот, кто хоть один раз применил данные доработки, тот уже всю жизнь будет ими пользоваться на других тюнерах и получать отличные результаты.
Буду рад прочитать отзывы, а так же о других доработках тюнеров и усовершенствованиях этих. Желаю удачи, Волков И., Пермь. 2019 г. Пишите на [email protected] и да прибудет с нами совершенство!
Форум по радиоприёмникам
Обсудить статью УЛУЧШЕНИЕ ПРИЁМА FM ТЮНЕРОВ
Улучшаем прием радиоприемника
Эфирное радиовещание имеет существенные преимущества перед прослушиванием музыкальных композиций в формате MP3. Главными из них являются: трансляция новостей, проведение интерактивных передач, вовлекающих слушателей, возможность слушать весь мир. Однако, наравне с этим, какие бы радиоприемники не использовались для прослушивания эфира, встречаются некоторые проблемы с точностью приема и возникающими помехами.
Вместе с тем, перечисленные проблемы не являются критичными. С ними можно эффективно бороться, используя разные способы. Выбор метода будет зависеть от того, на каком волновом диапазоне встречаются помехи или ослабление сигнала при приеме радиопередач.
Для улучшения сигнала в длинноволновом, средневолновом и коротковолновом диапазоне поможет изготовление внешней антенны. Если вы не уверены в том, что в вашей местности сигнал хороший, перед тем как купить радиоприемник убедитесь, что в модели имеется гнездо для подключения внешней антенны и гнездо для заземления.
Для изготовления первого варианта антенны потребуется:
-
Эмалированный медный провод сечением 0,3…0,5 мм;
-
Высокий шест до 5…6 метров;
-
Небольшая дощечка или фанера.
Дощечку или фанеру необходимо закрепить на одном конце шеста и намотать на нее 10…15 витков медного проволоки. Спустите провод вниз по шесту и подключите к антенному гнезду. Чем выше будет находиться дощечка, тем увереннее будет прием. Перед включением приемника не забудьте подсоединить заземляющий провод. Намотанная на рамку медная проволока обеспечит индуктивную связь с внутренней антенной. Все что останется радиолюбителю после включения радио настроиться на нужную волну и правильно сориентировать самодельное усиливающее устройство.
Для второго способа понадобиться около 40 метров медного эмалированного провода сечением 0,3…0,5 мм. Его нужно будет повестить между домом и мачтой, закрепленной на удаленном от дома деревом. Подключение аналогично первому варианту с обязательным использованием заземления.
Улучшить прием в ультракоротковолновом диапазоне можно более простым способом. Поскольку мощности вещательных станций УКВ диапазона невелики, и они добивают на расстояние до 60 км можно воспользоваться дециметровой телевизионной антенной. Чтобы уменьшить помехи и наводки подключение к приемнику должно осуществляться через коаксиальный кабель. При этом саму антенну достаточно направить на ретранслятор.
Как улучшить прием радио в автомобиле
Плохо ловит радио в машине: Что делать?
Каждый автомобиль в наши дни оснащен радиоприемником, без которого не может обойтись ни один водитель. Независимо от того на каких носителях вы любите слушать музыку в машине, фактически каждый водитель время от времени пользуется радио в своей машине. Но иногда радиоприемник нас подводит, плохо принимая радиосигнал. Это конечно очень раздражает. Что делать в подобной ситуации и в чем причина некачественной работы автомобильного радиоприемника?
Справочник покупателя: Доступные аксессуары для Вашего автомобиля
Если в вашем автомобиле радиомагнитола начала плохо принимать какой-нибудь радиоканал, то это не всегда означает что в этом виновато оборудование машины или радиоантенна. Ведь источником помех могут быть высокие здание, вышки сотовых операторов, стоящие вдоль дороги и даже вспышке на солнце, которые могут вызвать электромагнитное излучение.
В большинстве случаев при плохом приеме радиоканалов причина как раз во внешних помехах, а в не поломках радиооборудование автомобиля.
Так что не спешите обращаться к электрикам с жалобами на радиооборудование машины. Для начала необходимо выяснить в чем же причина плохой радиоприемника. Вот пять способов, которые могут помочь улучшить прием сигнала ваших любимых радиоканалов.
1) Проверьте антенну автомобиля
Если ваша машина оснащена внешней металлической антенной, то всегда существует риск ее повреждения, что приведет к ухудшению качества приема радиосигнала. Например, внешняя выдвижная антенна может повредиться на автомойке (работники автомоек часто сдвигают антенну, чтобы не повредить ее, а затем просто забывают выдвинуть ее снова). Также ее может повредить птица на парковке. Или же антенна машины может получить повреждения из-за образования наледи в зимнее время. Особенно во время ледяного дождя, который может легко согнуть антенну и даже полностью сломать. Помните, что даже мелкие малозаметные повреждения внешний выдвигающейся антенны, могут существенно повлиять на качество приема радиосигнала.
Поэтому при первых же признаков падения качества радиоприема радиомагнитолы проверьте состояние внешней автомобильной антенны.
Вполне возможно, что ваша антенна просто не выдвинута до конца и поэтому радиоканалы принимаются с помехами. В таком случае вам нужно только выдвинуть антенну согласно руководства к автомобилю.
Если ваша машина оснащена электрической антенной, которая раздвигается с помощью кнопки, то из-за образования льда, антенна может выдвинуться не до конца. В таком случае сигнал будет принимать с помехами. К сожалению, на многих автомобилях антенны установлены как правило вне поле зрения водителей, и вы можете просто не заметить, что антенна выдвинулась не до конца. Поэтому в случае плохого приема радиосигнала обязательно проверьте состояние антенны.
Смотрите также: 11 простых шагов для разработки концепт-кара
Если ваша антенна замерзла и не выдвигается ни в коем случае не пытайтесь вытащить ее из кузова машины плоскогубцами. Так вы можете не только повредить корпус антенны, но и электромеханический механизм выдвигающий ее из кузова автомобиля.
2) Проверьте соединения антенны
Самой распространенной причиной плохого приема радиосигнала в машине является плохое соединение автомобильного радиоприемника с разъемом антенны. Дело в том, что если антенный кабель имеет плохое соединение с магнитолой (с радиотюнером), то качество радиопередачи с антенны на приемник будет низким. В итоге вы будете слышать помехи либо только шум радиоэфира. К сожалению, со временем от вибрации кузова многие проводные соединения машины ослабевают, а также подвержены коррозии от влаги. Это касается и разъемов, соединяющих радиоприемник с антенной. В итоге водитель начинает испытывать сложности с настройкой качественного приема радиоканала.
Новый Apple iPhone 7 не имеет разъема для наушников: Что это значит для вашего автомобиля
Так что если вы столкнулись с некачественным звуком при прослушивании радио в машине, то сразу после проверки антенны на повреждения, осмотрите кабель соединяющий антенну с радиомагнитолой. Для этого вам нужно снять радиоустановку с машины или выдвинуть ее вперед из центральной консоли, чтобы осмотреть заднюю часть тюнера, где и расположен разъем для подключения кабеля антенны.
Если во время визуального осмотра вы не обнаружили проблем с разъемом, не спешите устанавливать магнитолу назад. Помните, что кабель или разъем могут иметь скрытые повреждения. Поэтому включите любой радиоканал, который работает с помехами и включите звук, чтобы слушать посторонние шумы. Затем пошевелите кабель антенны (например, можете пошевелить разъем радио антенны). Если соединение надежное и плотное, то вы не должны услышать ни каких изменений в звучание радиоканала. Если вы слышите шумы, треск и т.п, то вероятнее всего повредился либо антенный кабель или разъем подключения.
3) Купите новую радиоантенну для машины
При проверке соединения антенны с радиоприемником вы можете обнаружить что ваша антенна имеет признаки ржавчины, вмятины или даже разрывы, то в этом случае без установки новой антенны вы не сможете вернуть качество приема сигнала на прежний уровень. Обратите внимание, что ржавчина может повредить не только непосредственно мачту антенны, но и ее разъёмы в месте соединения с кабелем, который идет на радиотюнер в головное устройство автомобиля.
Также многие современные автомобили в настоящий момент стали оснащаться новыми типами радиоантенн. Этот тип антенн представляет собой сетку-наклейку, которая наклеивается на заднее или боковые стекла машины. Эти плоские радиоантенны имеют некоторые эстетические преимущества перед внешними металлическими мачтами автомобильных антенн. Во-первых, сетка-антенна клеится внутри салона машины и не может быть повреждена на автомойке, птицами на парковке или от образования наледи.
Смотрите также: Пять автомобильных хаков, которые реально работают
Но к сожалению такие плоские антенны не очень качественно принимают сигнал. Особенно в больших городах и в холмистой местности. Также главный минус антенны на стекле, это необходимость приобретения новой в случае ее повреждения с внутренней стороны. Причем повредить ее можно очень легко, просто задев стекло чем-то острым.
Так что несмотря на новые технологии внешняя антенна на кузове машины все-таки имеет ряд преимуществ по качеству приема радиосигнала.
4) Установите в автомобиль усилитель радиосигнала
Обычно в случае некачественного приема радиосигнала в машине усилители радиоэфира не очень эффективны. Особенно если причина некачественного звучания радиоканала связана с поломкой антенны или износа антенного кабеля и разъемов. Но обычно при этом виде повреждения наблюдается некачественный прием всех радиоканалов.
Но иногда даже при исправном радиооборудование каждый водитель сталкивается с неуверенным приемом всего нескольких радиоканалов. Что делать в таком случае? Ведь действительно мощность радиосигнала всех радиостанций разная и радиоканалы действительно могут приниматься нашим автомобильным радиооборудованием не одинаково. Как же в таком случае настроить свой любимый радиоканал на качественное звучание.
В таком случае вам на помощь могут прийти радиоусилители. Но помните, что если помехи при приеме радиостанции связаны с высотными зданиями или с особенностями рельефа местности, то усилитель радиосигнала вам не поможет.
5) Поменяйте радиомагнитолу
В целом радиотюнеры в головных музыкальных устройствах современных автомобилей, которые устанавливаются на заводе при сборке автомобилей достаточно качественны для уверенного приема радиоканалов. Но к сожалению, не все радиомагнитолы созданы равными. Например, не редкость, когда даже дорогостоящие цифровые аудио блоки обеспечивая невероятное качественное звучание CD/DVD носителей оснащены не очень качественным радиотюнером. Причем не качественные радиомагнитолы даже встречаются в дорогих премиальных автомобилях. Иногда качество приема радиосигнала в автомобилях эконом-класс даже лучше, чем в люксовых.
Как выбрать место для парковки: Полное руководство
Так что если вы проверили все радиооборудование и так не установили причину некачественного приема радиосигнала, то вероятнее всего если вы не можете обойтись без чистого звучания радиоканалов вам предстоит поменять вашу штатную магнитолу на более качественную, которая имеет более продвинутый радиотюнер.
При выборе магнитолы обращайте внимание на марку и ее стоимость. Помните, что дешевые экземпляры не смогут обеспечить вам качественный прием радио в автомобиле.
Как усилить сигнал радио в машине, в квартире, на даче: описание способов
Ещё столетие назад радио только начинало входить в жизнь современного человека. В 1919 году первые трансляции в экспериментальном порядке велись в Нижегородской лаборатории. Сегодня радио стало настолько привычным, что его не замечают. И только ухудшение приёма может напомнить о лишении чего-то само собой разумеющегося. В таком случае нужно подумать, как усилить сигнал радио.
Усиливаем радиосигнал автомобиле
Сегодня почти любая машина оснащена хотя бы простенькой автомагнитолой, прослушивание которой может скрасить долгую поездку. Если стало заметно ухудшение приёма или помехи, стоит обратить внимание на положение авто. За городом сигнал может экранироваться или пропадать за горизонтом. Но если комфортное прослушивание невозможно на постоянной основе, время принять меры. Какие же?
Проверить антенну
Устройство, улучшающее приём радиосигналов — это по факту металлический стержень, иногда заключённый в пластиковую оплётку. Во время езды он может за что-то зацепиться. Необходимо аккуратно свинтить штырь и осмотреть его на наличие коррозии и целостность. В случае повреждений заменить модуль.
Изучить провода и контакты
Каждая антенна соединяется с автомагнитолой проводом, который спрятан под внутренней обшивкой салона. Аккуратно демонтировав последнюю, нужно проследить за состояние кабеля — возможно, он перебит или пережат. Если обнаружен разрыв, его можно спаять при помощи оловянно-свинцового припоя и канифоли, а потом обернуть полоской изоляции либо надеть на место стыка термоусадочную трубку.
Также стоит осмотреть контакты, где штепсель антенны подходит к радио-панели. Если они окислены, нужно протереть их ацетоном или аккуратно поскрести острым предметом.
Сбросить настройки
Чаще это касается сложных электронных устройств, где радиоприёмник интегрирован в общую электронную схему автомобиля. Перезагрузка системы иногда может вернуть утерянный качественный приём.
Включить в цепь усилитель
Стоит сделать замечание, что такое недорогое и несложное устройство подходит только для пассивных антенн, то есть для тех, на которые не подаётся питание автомагнитолой. Одним контактом усилитель соединяется именно с ней, другой нужно подключить к наружному диполю. Качество приёма усилится, но лишь где-то в пределах 120 км от передающих станций.
Поменять автомагнитолу
Последний довод владельца машины. Применяется в том случае, когда предыдущие способы были испробованы и не дали результата.
Звонкое радио на даче: способы усилить сигнал
На загородном участке приём радиопередач и музыки — хорошее развлечение, в том числе во время садово-огородных работ. К сожалению, на практике многие сталкиваются с тем, что приёмник выдаёт большое количество помех. Иногда сигнал и вовсе теряется, а любимую радиостанцию бывает просто невозможно найти, выставив бегунок на нужный диапазон волны. Всё это говорит о плохом приёме, который можно улучшить простыми способами.
Нарастите антенну
Как бы вы ни принимали радиосигнал, для этого требуется антенна. Если речь идёт о приёмнике со складным штырём, который прячется в корпус, то его размеров часто не хватает, особенно если речь идёт о месте, удалённом от города, где пропадает зона уверенного приёма. В этом случае нужно сделать антенну длиннее и поднять её повыше. В частном доме это делается весьма просто — на крыше фиксируется шест с примотанным к ней отрезком проволоки, очищенной от изоляции. Материал для приёма сигнала не важен — это может быть как медь, так и сталь.
Изготовить ревербератор
Простейшее устройство, усиливающее радиосигнал, ничего сложного из себя не представляет. Он должен быть выполнен в виде рамки, как правило, треугольной или квадратной, из трёх метров очищенного от изоляции медного провода. В некоторых случаях он может дать стабильный приём на расстоянии 150 км от города. Один конец подключается на массу, второй — к центральному выходу антенного гнезда.
Подключить усилитель
Этот прибор обычно представляет собой коробочку, которая подключается к рамке антенны. Внутри корпуса — микросхема усилителя с активным питанием. Для того, чтобы контур заработал, необходимо включить в розетку адаптер, выдающий постоянный ток на 12 В. От усилителя идёт кабель, который и подключается к FV-ресиверу. Данный способ шире всего используется для приёма телесигнала, но ведь там, где принимаются телепередачи, радио будет слышно просто отлично.
Перечисленные способы не исчерпывают возможных рецептов усиления радиосигнала в различных условиях. Радиолюбители на форумах охотно делятся своими изобретениями, и далеко не все их них сложны в изготовлении.
Плохо ловит радио в машине: возможные причины и способы улучшить прием — Информация
Аналоговое радиовещание является довольно капризной технологией, «подружиться» с которой удается далеко не всегда с первого раза. А тем более в машине. Во-первых, автомобиль постоянно перемещается. Во-вторых, он может быть как слишком далеко от радиовещательной вышки, так и слишком близко к ней. В-третьих, в машине очень много источников помех, которые способны наложить шумы даже на идеально принятый радиосигнал.
К сожалению, не существует какого-либо универсального совета на все случаи жизни – как улучшить работу штатного радиоприемника. Однако вполне возможно своими силами выяснить причину, почему плохо ловит радио в конкретной машине, после чего попытаться исправить ситуацию. Так что не спешите прибегать к общепринятой панацее и покупать дорогущий антенный усилитель. Вполне возможно, что он вам и не нужен.
Возможные причины плохого радиоприема
Все перечисленные ниже возможные причины плохого радиоприема упоминаются практически во всех материалах по этой теме. В этом нет ничего нового. Однако с практической точки зрения это все абсолютно ничего не дает. Ну прочитали вы, что для того, чтобы ловило радио в машине, надо купить брендовую (обязательно не дешевый, так как от него толку не будет априори) активную антенну. Купили, а оно все равно не работает. А все потому, что не была установлена причина плохого приема в конкретном отдельно взятом случае.
Именно поэтому после банального перечисления возможных причин очень важно располагать информацией, как же эти причины искать и проверять на практике. Этим и следует заняться в первую очередь. Вот самые распространенные причины, почему не работает радио в машине:
- Повреждена/отсутствует внешняя антенна.
- Поврежден/не подключен кабель антенны.
- Слабый радиосигнал.
- Сильный радиосигнал (наверное, некоторых этот пункт удивит).
- Проблемная автомагнитола.
- Радиопомехи.
Поскольку знания этих, вполне очевидных причин (кроме четвертой), явно мало для решения конкретной проблемы, рассмотрим каждый пункт поподробнее.
Внешние антенны
К данной категории относятся различного формата пассивные антенны, которые устанавливаются снаружи автомобиля. Пассивными они называются потому, что они улавливают радиосигнал, и передают его на приемное устройство магнитолы как есть. То есть, без какого-либо усиления. Однако, несмотря на это, в некоторых случаях такая антенна способна заметно улучшить качество приема радио. И вот каким образом.
Во-первых, пассивная антенна имеет некоторую высоту, а значит, и площадь. Соответственно, если более мощный радиосигнал «пролетает» не через радиоприемник, а где-то совсем рядом, то выловить его, перекрыв как можно большую площадь, шансы увеличиваются. Во-вторых, антенна благодаря все той же высоте позволяет поймать радиоволны, которые не были задержаны физическими преградами – деревьями, сооружениями и так далее.
Именно поэтому, если пассивная антенна повреждена или отсутствует, радиоприемник в магнитоле может не улавливать даже вполне себе уверенный сигнал. Если она, все же, есть, и внешне выглядит исправной, то как же ее проверить на практике?
Чтобы проверить работоспособность пассивной антенны, необходимо, чтобы радиоприемник улавливал с ней хоть какую-либо волну. Даже с помехами и с искажениями. Теперь просто отключите антенну, отсоединив от нее кабель, идущий к магнитоле. Если после этого прием стал еще хуже или пропал вовсе, антенна исправна. Если же ничего не поменялось – от вашей антенны никакого толку нет (но не спешите ее выбрасывать).
Соответственно, если радио с ней не ловит достаточно хорошо, то такое решение для вашего случая не подходит. В вашей местности просто слабый сигнал, который без дополнительного усиления качественно воспроизвести невозможно. Убедиться в этом можно вблизи вещательных радиовышек, где сигнал помощнее.
Кабели
Любая антенна должна подсоединяться непосредственно к магнитоле через специально предусмотренный для этого разъем. Причем не абы как, а специальным кабелем с соответствующим штекером. Основное отличие антенного кабеля от обычного провода или куска проволоки заключается в том, что он экранирован. Это необходимо для того, чтобы на выловленный радиосигнал по пути от антенны к приемнику не накладывались посторонние помехи. Но о помехах поговорим позже.
Проверяется кабель аналогично, как и пассивная антенна. Если он вставлен в разъем на магнитоле, и есть хоть какой-то прием, после его извлечения должно пропасть и то, что было. Если же никаких изменений после того, как вы вытащили штекер, не произошло – то кабель неисправен.
Слабые радиосигналы
Слабый радиосигнал – это наиболее частая причина, по которой плохо ловит радио в машине. Происходит это потому, что между вашей машиной и радиовещательной вышкой слишком большое расстояние, либо есть какие-либо преграды для сигнала. Как правило, сигнал тем сильнее, чем ближе вы к какому-либо городу. За его пределами радио без дополнительного усиления пойманного сигнала обычно не работает.
В данном случае проверять особо нечего. Если вы находитесь дальше, чем за 10-20 км от ближайшего города, то на уверенный прием радиостанций при помощи пассивной антенны надеяться нет смысла. Как правило, убедиться в этом можно в тех же самых городах. В их пределах даже китайские магнитолы способны ловить несколько радиостанций без какой-либо антенны, и даже с извлеченным кабелем.
Сильные радиосигналы
Не стоит удивляться, но такое тоже бывает, и пользы от этого не больше, чем от слабого сигнала. Дело в том, что при наличии в эфире нескольких сильных радиосигналов они могут накладываться друг на друга. То есть, приемник магнитолы не в состоянии разделить их, преобразуя в звук две или больше частот. Результат такого слияния можно услышать в динамиках.
Бывает такое не очень часто. С эффектом чрезмерно сильного сигнала можно «познакомиться», если проехать очень близко к радиовещательной вышке. Также наложение нескольких частот проигрывается магнитолой в случае, если сигнал хороший, но он дополнительно усиливается недорогой активной антенной.
Качественные антенные усилители легко справляются с подобными проблемами, отсекая все лишнее, чтобы оно не попало в приемник. Дешевые же усилители, как правило, либо вообще не работают, либо усиливают и пропускают не только полезный сигнал, но и паразитные.
Проблемные автомагнитолы
На практике неоднократно встречались случаи, когда даже дорогие фирменные автомагнитолы не способны принимать радио при 100-процентном уверенном сигнале. Что уж говорить о бюджетных безымянных вариантах и подделках под известные бренды. Проблема кроется в схемотехнике той части магнитолы, которая отвечает за прием и преобразование радиосигнала в звук.
В этом можно наглядно убедиться, вскрыв недорогую модель, и взглянув на ее плату. Участок, который отвечает за радио, можно определить по микросхемам типа SAA и TEA, а также по переменным конденсаторам (как они выглядят – можно «загуглить»). Первый признак того, что на радиоприемнике здесь сэкономили – это отсутствие радиодеталей в тех местах, где под них предусмотрено место на печатной плате. Без них, оно может как-то и работает. Но только абы как.
Как проверить встроенный в магнитолу радиоприемник на работоспособность? Первый вариант – попробовать что-либо уверенно поймать с обычной пассивной антенной в чертах города. Второй вариант – приобрести так называемый трансмиттер – устройство, которое способно воспроизводить музыку из «флэшки» и передавать ее в эфир на коротковолновых частотах. Настроившись на частоту работающего трансмиттера, можно легко определить, на что способна штатная магнитола.
Радиопомехи
Даже если вы находитесь в зоне заведомо уверенного приема радиостанций, и у вас точно исправная магнитола, радио в машине все равно шипит, то виноваты помехи. Это такие паразитные сигналы, которые могут поступать в приемник сразу из нескольких источников.
В том числе, мешать комфортно прослушивать радиостанции может:
- система зажигания автомобиля
- прочая штатная электроника;
- радар-детектор;
- сотовые телефоны;
- охранная сигнализация;
- навигатор.
Все вышеперечисленное, как и радиовещание, функционирует на высоких частотах, а потому легко может накладывать помехи на полезный сигнал. Проверить можно следующим образом. Во-первых, сравните, как работает радио при заглушенном и работающем моторе. Если разница есть – значит помехи попадают в приемник через питание магнитолы или активной антенны. Далее есть смысл убрать из салона (отключить) все вышеперечисленные приборы.
Как улучшить радиоприем в машине
Собственно, сразу же переходим к устранению описанных выше причин. В зависимости от того, что удалось выяснить при диагностике указанными способами, предпринять можно следующее:
- Установить и подключить пассивную антенну.
- Установить и подключить активную антенну.
- Проверить наличие/работоспособность штатного усилителя.
- Установить и подключить усилитель для пассивной антенны.
- Оградить систему от радиопомех.
- Сменить автомагнитолу.
Если вы проживаете в чертах города или недалеко от него, а также точно знаете, что магнитола у вас то, что надо, то для уверенного приема радио достаточно выполнить пункты 1 и 5. Пассивной антенны достаточно размером в полметра-метр. Иногда помогают даже такие решения, как обогреватель заднего стекла. За счет сравнительно большой площади в зоне уверенного приема даже без усилителя радио должно работать отлично.
Что же касается помех, то тут все немножко сложнее. Устранить паразитные сигналы по линии питания можно только одним способом. Для этого необходимо в разрыв цепей питания магнитолы установить так называемые индуктивности. Такое чудо можно либо купить, либо срезать, либо изготовить своими руками. Индуктивность представляет собой ферритовое кольцо, на которое намотано несколько витков обычного изолированного провода. Срезать ее можно с сетевых кабелей питания высокоточной электроники – бытовых телевизоров, ноутбуков, компьютеров. Работает все это, как фильтр, пропуская только электрический ток, но задерживая, при этом, паразитные высокочастотные сигналы.
Если у вас установлена активная антенна, то простецкий фильтр помех можно соорудить всего из одной детальки. Для этих целей достаточно купить (или выпаять из какого-то сломанного прибора) керамический или пленочный конденсатор емкостью около 100 нанофарад. Больше или меньше – можно. А вот полярные электролитические (бочонки) – нельзя. Конденсатор впаивается в разрыв между разъемом магнитолы под антенну и антенным усилителем.
Дополнительно в разрыв плюсового провода питания активной антенны тоже полезно поставить индуктивность.
Итоги и альтернативные решения
Если же ничего из описанного выше не помогает, либо нет желания (возможности) менять магнитолу, покупать усилитель или городить фильтры от помех, то можно воспользоваться альтернативными способами прослушивания радиостанций. Речь идет об интернет-радио, которое сегодня можно без проблем принимать при помощи обычного смартфона с подключенным интернетом (даже слабым), а воспроизводить, подключив его к магнитоле через AUX, USB или Bluetooth.
Также для подключения интернет-радио к штатной магнитоле можно приобрести соответствующий модуль у китайцев. Он компактный, и его несложно запитать от бортовой сети автомобиля через понижающий DC-DC преобразователь. Но это уже другая история…
Как улучшить прием радио | ЧтоКак.ру
Радиолюбители и простые слушатели радиопередач регулярно сталкиваются с двумя проблемами. Это неуверенный прием и помехи. И с тем, и с другим можно бороться. Правда, на разных волнах применяются разные способы.
Вам понадобится
- Медный или алюминиевый провод сечением 3-5 мм.
- Эмалированный провод диаметром 0,3-0,5 мм
- Картон или дерево
Инструкция
1
Для радиоприема на всех диапазонах действует одно правило. Приемная антенна должна располагаться как можно выше над уровнем земли. Если приемная антенна отсутствует, ее необходимо изготовить. Для диапазонов ДВ, СВ и КВ антенной может служить длинный неизолированный медный или алюминиевый провод. Длина антенны может достигать 40 м.
2
Если у приемника есть антенное гнездо, с подключением антенны проблем не возникает. При отсутствии антенного гнезда поступите следующим образом. Из подручных материалов (например, картона или дерева) сделайте ящик или рамка, в которую поместите приемник. На рамку намотайте 5-10 витков эмалированного провода. Один конец провода заземлите (например, на батарею центрального отопления), к другому подключается антенна. Рамка в этом случае обеспечивает индуктивную связь с внутренней антенной. Положение приемника относительно рамки подберите опытным путем.
3
На УКВ также можно использовать внешнюю антенну, в качестве которой вполне подойдет многоэлементная телевизионная антенна «Волновой канал». Такие антенны применялись как антенны коллективного приема телевидения. Иногда их еще можно найти на крышах жилых домов. Подключение к такой антенне осуществляется с помощью коаксиального кабеля, а сама антенна должна быть направлена на радиопередающую станцию. В любом случае зона уверенного приема даже мощной УКВ-станции не будет превышать 50 км.
4
С помехами можно бороться тремя способами. Первый вариант — это направленная антенна. Метод применяется на всех диапазонах. На средних и длинных волнах, у приемников, снабженных ферритовой антенной, достигается методом поворота рамочной антенны или самого приемника в поисках наилучшего приема при наименьшем количестве помех.
5
Для избавления от помех на средних, длинных и коротких волнах изготовьте рамочную антенну. Она представляет собой деревянную ромбическую или квадратную рамку со стороной в 50 см. На рамку намотайте медный эмалированный провод диаметром 0,3-0,5 мм. Количество витков может быть около 10. Такую рамку либо включают в гнезда антенны и земли на приемнике, либо, если антенное гнездо одно, второй отвод рамки соединяют с металлическим шасси приемника или заземляют. Поворачивая рамку, можно точно настроиться на станцию и отстроиться от мешающих помех.
6
Также можно применить наружные «антишумовые» антенны. Они представляют собой сосредоточенную емкость, к которой подключается вертикальное снижение (провод), ведущее к антенному гнезду приемника. В качестве такой сосредоточенной емкости можно применить, например, металлический обод велосипедного колеса со спицами и втулкой, закрепленный на вертикальной изолированной мачте — например, на деревянном шесте.
7
В любом случае качество сигнала относительно помех определяется значением отношения сигнала к шуму. И чем мощнее принимаемый сигнал — тем легче отстроиться от шумов, просто уменьшив громкость. Направленная антенна для УКВ-диапазона, как правило, выглядят как телевизионные. В самом приемнике попытайтесь отстроиться от помех, сузив полосу пропускания приемника. На некоторых приемниках для этого есть специальный переключатель. Этот метод пригоден для радиосвязи и мало подходит для приема художественных передач.
Как улучшить прием радио в автомобиле
Плохо ловит радио в машине: Что делать?
Каждый автомобиль в наши дни оснащен радиоприемником, без которого не может обойтись ни один водитель. Независимо от того на каких носителях вы любите слушать музыку в машине, фактически каждый водитель время от времени пользуется радио в своей машине. Но иногда радиоприемник нас подводит, плохо принимая радиосигнал. Это конечно очень раздражает. Что делать в подобной ситуации и в чем причина некачественной работы автомобильного радиоприемника?
Если в вашем автомобиле радиомагнитола начала плохо принимать какой-нибудь радиоканал, то это не всегда означает что в этом виновато оборудование машины или радиоантенна. Ведь источником помех могут быть высокие здание, вышки сотовых операторов, стоящие вдоль дороги и даже вспышке на солнце, которые могут вызвать электромагнитное излучение.
В большинстве случаев при плохом приеме радиоканалов причина как раз во внешних помехах, а в не поломках радиооборудование автомобиля.
Так что не спешите обращаться к электрикам с жалобами на радиооборудование машины. Для начала необходимо выяснить в чем же причина плохой радиоприемника. Вот пять способов, которые могут помочь улучшить прием сигнала ваших любимых радиоканалов.
1) Проверьте антенну автомобиля
Если ваша машина оснащена внешней металлической антенной, то всегда существует риск ее повреждения, что приведет к ухудшению качества приема радиосигнала. Например, внешняя выдвижная антенна может повредиться на автомойке (работники автомоек часто сдвигают антенну, чтобы не повредить ее, а затем просто забывают выдвинуть ее снова). Также ее может повредить птица на парковке. Или же антенна машины может получить повреждения из-за образования наледи в зимнее время. Особенно во время ледяного дождя, который может легко согнуть антенну и даже полностью сломать. Помните, что даже мелкие малозаметные повреждения внешний выдвигающейся антенны, могут существенно повлиять на качество приема радиосигнала.
Поэтому при первых же признаков падения качества радиоприема радиомагнитолы проверьте состояние внешней автомобильной антенны.
Вполне возможно, что ваша антенна просто не выдвинута до конца и поэтому радиоканалы принимаются с помехами. В таком случае вам нужно только выдвинуть антенну согласно руководства к автомобилю.
Если ваша машина оснащена электрической антенной, которая раздвигается с помощью кнопки, то из-за образования льда, антенна может выдвинуться не до конца. В таком случае сигнал будет принимать с помехами. К сожалению, на многих автомобилях антенны установлены как правило вне поле зрения водителей, и вы можете просто не заметить, что антенна выдвинулась не до конца. Поэтому в случае плохого приема радиосигнала обязательно проверьте состояние антенны.
Если ваша антенна замерзла и не выдвигается ни в коем случае не пытайтесь вытащить ее из кузова машины плоскогубцами. Так вы можете не только повредить корпус антенны, но и электромеханический механизм выдвигающий ее из кузоваавтомобиля.
2) Проверьте соединения антенны
Самой распространенной причиной плохого приема радиосигнала в машине является плохое соединение автомобильного радиоприемника с разъемом антенны. Дело в том, что если антенный кабель имеет плохое соединение с магнитолой (с радиотюнером), то качество радиопередачи с антенны на приемник будет низким. В итоге вы будете слышать помехи либо только шум радиоэфира. К сожалению, со временем от вибрации кузова многие проводные соединения машины ослабевают, а также подвержены коррозии от влаги. Это касается и разъемов, соединяющих радиоприемник с антенной. В итоге водитель начинает испытывать сложности с настройкой качественного приема радиоканала.
Так что если вы столкнулись с некачественным звуком при прослушивании радио в машине, то сразу после проверки антенны на повреждения, осмотрите кабель соединяющий антенну с радиомагнитолой. Для этого вам нужно снять радиоустановку с машины или выдвинуть ее вперед из центральной консоли, чтобы осмотреть заднюю часть тюнера, где и расположен разъем для подключения кабеля антенны.
Если во время визуального осмотра вы не обнаружили проблем с разъемом, не спешите устанавливать магнитолу назад. Помните, что кабель или разъем могут иметь скрытые повреждения. Поэтому включите любой радиоканал, который работает с помехами и включите звук, чтобы слушать посторонние шумы. Затем пошевелите кабель антенны (например, можете пошевелить разъем радио антенны). Если соединение надежное и плотное, то вы не должны услышать ни каких изменений в звучание радиоканала. Если вы слышите шумы, треск и т.п, то вероятнее всего повредился либо антенный кабель или разъем подключения.
3) Купите новую радиоантенну для машины
При проверке соединения антенны с радиоприемником вы можете обнаружить что ваша антенна имеет признаки ржавчины, вмятины или даже разрывы, то в этом случае без установки новой антенны вы не сможете вернуть качество приема сигнала на прежний уровень. Обратите внимание, что ржавчина может повредить не только непосредственно мачту антенны, но и ее разъёмы в месте соединения с кабелем, который идет на радиотюнер в головное устройство автомобиля.
Также многие современные автомобили в настоящий момент стали оснащаться новыми типами радиоантенн. Этот тип антенн представляет собой сетку-наклейку, которая наклеивается на заднее или боковые стекла машины. Эти плоские радиоантенны имеют некоторые эстетические преимущества перед внешними металлическими мачтами автомобильных антенн. Во-первых, сетка-антенна клеится внутри салона машины и не может быть повреждена на автомойке, птицами на парковке или от образования наледи.
Но к сожалению такие плоские антенны не очень качественно принимают сигнал. Особенно в больших городах и в холмистой местности. Также главный минус антенны на стекле, это необходимость приобретения новой в случае ее повреждения с внутренней стороны. Причем повредить ее можно очень легко, просто задев стекло чем-то острым.
Так что несмотря на новые технологии внешняя антенна на кузове машины все-таки имеет ряд преимуществ по качеству приема радиосигнала.
4) Установите в автомобиль усилитель радиосигнала
Обычно в случае некачественного приема радиосигнала в машине усилители радиоэфира не очень эффективны. Особенно если причина некачественного звучания радиоканала связана с поломкой антенны или износа антенного кабеля и разъемов. Но обычно при этом виде повреждения наблюдается некачественный прием всех радиоканалов.
Но иногда даже при исправном радиооборудование каждый водитель сталкивается с неуверенным приемом всего нескольких радиоканалов. Что делать в таком случае? Ведь действительно мощность радиосигнала всех радиостанций разная и радиоканалы действительно могут приниматься нашим автомобильным радиооборудованием не одинаково. Как же в таком случае настроить свой любимый радиоканал на качественное звучание.
В таком случае вам на помощь могут прийти радиоусилители. Но помните, что если помехи при приеме радиостанции связаны с высотными зданиями или с особенностями рельефа местности, то усилитель радиосигнала вам не поможет.
5) Поменяйте радиомагнитолу
В целом радиотюнеры в головных музыкальных устройствах современных автомобилей, которые устанавливаются на заводе при сборке автомобилей достаточно качественны для уверенного приема радиоканалов. Но к сожалению, не все радиомагнитолы созданы равными. Например, не редкость, когда даже дорогостоящие цифровые аудио блоки обеспечивая невероятное качественное звучание CD/DVD носителей оснащены не очень качественным радиотюнером. Причем не качественные радиомагнитолы даже встречаются в дорогих премиальных автомобилях. Иногда качество приема радиосигнала в автомобилях эконом-класс даже лучше, чем в люксовых.
Так что если вы проверили все радиооборудование и так не установили причину некачественного приема радиосигнала, то вероятнее всего если вы не можете обойтись без чистого звучания радиоканалов вам предстоит поменять вашу штатную магнитолу на более качественную, которая имеет более продвинутый радиотюнер.
При выборе магнитолы обращайте внимание на марку и ее стоимость. Помните, что дешевые экземпляры не смогут обеспечить вам качественный прием радио в автомобиле.
Источник