Как проверить варистор мультиметром: Как проверить варистор мультиметром: пошаговая инструкция – Как проверить варистор мультиметром: пошаговая инструкция

Содержание

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая — Строительные инструменты

Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.

Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.

При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.

Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.

Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.


 

Стандартная схема подключения варистора

 

параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:

 

Принцип действия варистора

 

По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток.
Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.

Маркировка варисторов

 

Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным порогов

Как прозвонить варистор мультиметром на плате

В области электротехники существует много различных средств для защиты электрических цепей. Очень часто используются варисторы, срабатывающие при значительных скачках напряжения. Для того, чтобы защита была достаточно надежной, нередко возникает вопрос, как проверить варистор и его работоспособность.

Необходимость защиты электроустановок

Изоляция в каждой электроустановке должна находиться в соответствии в ее номинальным напряжением. Как правило, ко всем установкам прикладывается рабочее напряжение, несколько отличающееся от номинального. В таких случаях надежность работы может гарантироваться только тогда, когда эта разница не выходит за определенные установленные рамки максимального значения рабочего напряжения.

Во многих случаях, электрооборудование выходит из строя, когда в сети появляются импульсы напряжения. Они проявляются в виде резкого изменения напряжения в какой-либо точке, после чего, оно восстанавливается до первоначального уровня. Такие скачки происходят за очень короткий промежуток времени. Импульсы, появляющиеся в электросетях, могут быть грозовыми или коммутационными. Этим и объясняется необходимость надежной защиты всех электрических устройств.

Применение варисторов и их проверка

Для того, чтобы обеспечить надежную защиту электрооборудования, уже давно применяются нелинейные полупроводниковые резисторы, получившие название варисторов. Их индивидуальные качества проявляются в ярко выраженной нелинейной вольт-амперной характеристике. Таким образом, обеспечивается эффективная защита от импульсного напряжения.

Работа варистора довольно простая. Производится его параллельное подключение с защищаемым оборудованием. В нормальных условиях на него воздействует рабочее напряжение, такое же, как и в защищаемом устройстве. При небольшом значении тока, когда отсутствуют импульсы, варистор играет роль изолятора.

Когда появляется импульс, сопротивление варистора резко уменьшается, происходит шунтирование нагрузки и рассеивание поглощенной энергии выделением тепла. После кратковременного прохождения большого тока, сопротивление варистора вновь увеличивается. Таким образом, параллельное подключение варисторов обеспечивает их работу не только в нормальном режиме, но и при непосредственной защите.

При решении вопроса, как проверить варистор, применяется тестер, выставленный в режим сопротивления. При исправности варистора, показатели сопротивления будут очень большими. Кроме того, он не должен иметь трещин и не быть подгоревшим. В этом случае, большое значение имеет тщательный визуальный осмотр.

Причины неисправности

Варисторы устанавливают параллельно защищаемой цепи, а последовательно с ним ставят предохранитель. Это нужно для того, чтобы, когда варистор сгорит, при слишком сильном импульсе перенапряжения сгорел предохранитель, а не дорожки печатной платы.

Единственной причиной выхода из строя варистора является резкий и сильный скачок напряжения в сети. Если энергия этого скачка большая, чем может рассеять варистор — он выйдет из строя. Максимальная рассеиваемая энергия зависит от габаритов компонента. Они отличаются диаметром и толщиной, то есть, чем они больше — тем больше энергии способен рассеять варистор.

Скачки напряжения могут возникать при авариях на ЛЭП, во время грозы, при коммутации мощных приборов, особенно индуктивной нагрузки.

Способы проверки

Любой ремонт электроники и электрооборудования начинается с внешнего осмотра, а потом переходят к измерениям. Такой подход позволяет локализовать большую часть неисправностей. Чтобы найти варистор на плате посмотрите на рисунок ниже — так выглядят варисторы. Иногда их можно перепутать с конденсаторами, но можно отличить по маркировке.

Если элемент сгорел и маркировку прочесть невозможно — посмотрите эту информацию на схеме устройства. На плате и в схеме он может обозначаться буквами RU. Условное графическое обозначение выглядит так.

Есть три способа проверить варистор быстро и просто:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Прозвонить. Это можно сделать муьтиметром или любым другим прибором, где есть функция прозвонки цепи.
  3. Измерением сопротивления. Это можно сделать омметром с большим пределом измерений, мультиметром или мегомметром.

Варистор выходит из строя, когда через него проходит большой или длительный ток. Тогда энергия рассеивается в виде тепла, и если её количество больше определённого конструкцией — элемент сгорает. Корпус этих компонентов выполняется из твердого диэлектрического материала, типа керамики или эпоксидного покрытия. Поэтому при выходе из строя чаще всего повреждается целостность наружного покрытия.

Можно визуально проверить варистор на работоспособность — на нем не должно быть трещин, как на фото:

Следующий способ — проверка варистора тестером в режиме прозвонки. Сделать это в схеме нельзя, потому что прозвонка может сработать через параллельно подключенные элементы. Поэтому нужно выпаять хотя бы одну его ножку из платы.

Важно: не стоит проверять элементы на исправность не выпаивая из платы – это может дать ложные показания измерительных приборов.

Так как в нормальном состоянии (без приложенного к выводам напряжения) сопротивление варистора большое — он не должен прозваниваться. Прозвонку выполняют в обоих направлениях, то есть два раза меняя местами щупы мультиметра.

На большинстве мультиметров режим прозвонки совмещен с режимом проверки диодов. Его можно найти по значку диода на шкале селектора режимов. Если рядом с ним есть знак звуковой индикации — в нем наверняка есть и прозвонка.

Другой способ проверки варистора на пробой мультиметром является измерение сопротивления. Нужно установить прибор на максимальный предел измерения, в большинстве приборов это 2 МОма (мегаомы, обозначается как 2М или 2000К). Сопротивление должно быть равным бесконечности. На практике оно может быть ниже, в пределах 1-2 МОм.

Интересно! То же самое можно сделать мегаомметром, но он есть далеко не у каждого. Стоит отметить, что напряжение на выводах мегаомметра не должно превышать классификационное напряжение проверяемого компонента.

На этом заканчиваются доступные способы проверки варистора. В этот раз мультиметр поможет радиолюбителю найти неисправный элемент, как и в большом количестве других случаев. Хотя на практике мультиметр в этом деле не всегда нужен, потому что дело редко заходит дальше визуального осмотра. Заменяйте сгоревший элемент новым, рассчитанным на напряжение и диаметром не меньше чем был сгоревший, иначе он сгорит еще быстрее предыдущего.

Дата: 21.11.2015 // 0 Комментариев

Любой ремонт техники связан с проверкой различных радиодеталей. Сегодня в статье мы расскажем о том, как проверить варистор, а также о его назначении в схеме.

Назначение варистора

Варистор представляет собой резистор, который способен резко изменить свое сопротивление в зависимости от напряжения. Имея нелинейную характеристику, варистор очень быстро изменяет свое сопротивление от сотен МОм до десятков Ом. Такое свойство применяется для поглощения коротких всплесков напряжения, а при более длительных всплесках варистор уже взрывается с громким хлопком и кучей дыма. Включение варистора производиться после предохранителя параллельно напряжению сети. При коротком скачке – варистор поглощает энергию импульса, а при длительном – сопротивление варистора станет настолько малым, что сработает предохранитель.

Как проверить варистор?

Первым делом производится осмотр варистора на плате, ищем наличие на нем сколов и трещин, почернения, следов нагара. При выявлении внешних дефектов варистор необходимо заменить, можно на некоторое время его выпаять из основной платы, схема будет работать и без него. Но в таком случае необходимо помнить, что при всплеске напряжения будут выходить из строя уже другие компоненты схемы и это повлечет за собой более дорогой ремонт.

Если внешний осмотр дефектов не выявил, в таком случае необходима проверка варистора мультиметром.

Наглядно покажем, как проверить варистор k275 мультиметром.

Тестер переключаем в режим измерения максимального сопротивления. В нашем случае сопротивление варистора значительно больше, чем диапазон измерения мультиметра. На этом проверка варистора тестером окончена.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Скачки напряжения – бич электрических сетей, поэтому существует различные приборы, которые защищают последние от перепадов. Так как скачки могут быть разными по величине, то и приборы специально подбираются под данное значение. К примеру, варисторы устанавливаются в электрических цепях для их защиты от скачков значительной величины. Но, как и все элементы, варисторы иногда выходят из строя, и причин тому несколько. Но нас в этой статье будет интересовать другой вопрос – как проверить варистор мультиметром? На него и будем отвечать, дополняя информацией о самом радиоэлементе.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Защита электрических схем

Перед тем как отвечать на вопрос, как проверить варистор, необходимо понять, в каких конкретных целях он используется. Наверное, не стоит говорить о том, что защита электрических цепей – это основное требование их корректной работы. Все дело в том, что проводка и приборы в сети обладают определенной изоляцией, которая соответствует номинальному напряжению. То есть, превышение этого показателя тут же влияет на качество изоляции. И если высокое напряжение будет действовать долго, то изоляция будет пробита. Так что до короткого замыкания не так и долго остается.

Но существует такое понятие, как рабочее напряжение. Оно отличается от номинального, и разница (в большую или меньшую сторону) не должна превышать определенный уровень, который обычно называется максимальное рабочее напряжение. В электрических сетях появляются и другие разновидности, которые действуют краткосрочно, правда их величина может быть очень большой. Такое напряжение называется импульсным. Именно для защиты от него в электрические сети устанавливается варистор.

Варистор – применение и проверка

Варистор – это полупроводниковый резистор нелинейного типа. Принцип работы варистора очень прост. Его обычно подключают к защищаемой цепи, участку, приборам параллельно. Он совершенно бездействует, пока в цепи напряжение не переходит черту максимально допустимого значения. То есть, когда возникает импульс, сопротивление самого радиоприбора резко уменьшается, через него проходит ток, нагрузка шунтируется и поглощенная таким образом электроэнергия переходит в энергию тепловую.

Проверка варистора мультиметром

Теперь о том, как правильно проверить данный радиоприбор на его пригодность. Самый лучший вариант – это проверка мультиметром. Варисторы проверяются на сопротивление. Если эта характеристика, показываемая мультиметром, большая, то сам прибор находится в отличном состоянии. Если величина малая, то этот элемент лучше нигде не использовать.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Итак, давайте рассмотрим, как пользоваться мультиметром, для определения сопротивления. Запомните, что этот тестовый прибор может измерять напряжение и силу тока. Напомним, что при проверке постоянного напряжения, тестер выставляется в позицию «ACV», при проверке переменного в позицию «DCV». Но нас интересует именно проверка сопротивления.

Если варистор впаян в схему, то его один конец надо обязательно отпаять, чтобы другие элементы цепи не влияли на корректность снятия показаний. Тестер переключается в режим сопротивления. С помощью рукоятки на мультиметре выставляется величина, обозначенная в кОм, соответствующая величине сопротивления самого варистора, которое указывается на корпусе прибора. Обязательно надо учитывать допуск величины. К примеру, если данный показатель варистора составляет 200 кОм, то с учетом допуска (15%) проверку можно проводить в пределах от 170 до 230 кОм. Если выявляется, что параметр элемента больше или меньше этих значений, то его можно считать неисправным.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.

Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.

При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.

Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.

Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.

Стандартная схема подключения варистора

параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Принцип действия варистора

По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток. Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.

Маркировка варисторов

Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке. Например маркировка варисторов CNR:

CNR-07D390K , где:

  • CNR- серия, полное название CeNtRa металлоксидные варисторы
  • 07- диаметр 7мм
  • D — дисковый
  • 390 — напряжение срабатывания, рассчитываются умножением первых двух цифр на 10 в степени равной третьей цифре, то есть 39 умножаем на 10 в нулевой степени получатся 39 В, 271-270 В и т. д.
  • K — допуск 10 %, то есть разброс напряжения может колебаться от номинального на 10 % в любую сторону.

Как же найти на плате варистор?

По схеме приведённой выше, видно что этот элемент находится рядом с предохранителем в месте прихода на плату проводов питания. Обычно это диск жёлтого или тёмно-зелёного цвета.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

На фото варистор указан красной стрелкой. Можно было подумать что варистор это синяя деталь, покрытая чёрной копотью, но на увеличении видно трещины на корпусе варистора, от которого покрылись нагаром расположенные рядом детали.Хорошо это видно и с обратной стороны, где написаны условные обозначения. Даже если их не будет, распознать варистор можно, зная что он подсоединён параллельно нагрузке или по маркировке на его корпусе.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

VA1- это варистор, а синяя деталь рядом это конденсатор-С70.

Не путайте их, по форме они одинаковые, так что ориентируйтесь на маркировку и условные обозначения на плате.

После того как вы нашли варистор, его нужно выпаять, чтобы потом на его место установить новый.Для выпаивания варисторов я обычно использую газовый паяльник, потому что не всегда в месте ремонта есть электропитание — на строящемся объекте, на крыше, например.Ещё очень удобно пользоваться оловоотсосом -разогреть место пайки и оловоотсосом удалить расплавившийся припой.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Но для этих целей вполне подойдёт пинцет или обычные плоскогубцы-нужно захватить ножку детали и вытянуть когда припой расплавится.Если у вас плохо плавится припой, то скорее всего он на плате высокотемпературный-так называемый бессвинцовый (может заметили на моей плате надпись PbF — плюмбум фри). В этом случае нужно или увеличить температуру жала паяльника или же капнуть сверху другого более низкотемпературного, место пайки расплавится и можно будет удалить деталь. После этого вставляем новый варистор и припаиваем его.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Для пайки очень удобно пользоваться припоем в виде проволоки у которого внутри уже есть флюс.

Ещё обратите внимание, что большинство плат — двусторонние, поэтому припаивать ножки детали нужно с обеих сторон платы, так как нередко бывает что ножка детали выполняет роль перемычки между дорожками с разных сторон платы.

После замены варистора остаётся только поставить новый предохранитель и установить плату на место.

Обычно в платах кондиционера стоят варисторы на напряжение 470 В, и предохранители номиналом от 0.5 А до 5 А. Поэтому рекомендую всегда иметь при себе небольшой запас этих деталей.

Как проверить варистор мультиметром не выпаивая

Для тех, кто хочет нагляднее увидеть процесс , выкладываю видео урок:

Для тех кому требуется отремонтировать плату, путём замены варистора, помогут наши сервисные специалисты, цены смотрите здесь.

Как гласит вездесущая Википедия — варистор — это резистор, сопротивление которого способно изменяться в зависимости от входящего на него напряжения, обладает нелинейной характеристикой и имеет два вывода. Может резко уменьшать сопротивление в случае увеличения величины подаваемого на него напряжения. В нашей статье, мы расскажем, как использовать мультиметр в проверке варистора, если есть подозрения, что он вышел из строя.

Свойства варистора

Основное свойство варистора заключается в его особенности сокращать своё собственное сопротивление в зависимости от поступающего на него напряжения. Чем выше подаётся напряжение, тем более меньшим сопротивлением он начинает обладать. Варисторы подключаются в электрическую плату параллельно защищаемому устройству, в штатном режиме варистор работает при номинальном напряжении того устройства, которое он защищает.

В обычном режиме электричество проходящее сквозь варистор ничтожно мало, и поэтому он в подобных условиях выполняет роль изолятора.

Если возникает резкий скачок электричества варистор из-за нелинейной своей характеристики мгновенно сокращает значение своего сопротивления до десятых долей Ома и снимает нагрузку с общей сети, защищая ее, излучая теплом излишек полученной энергии. В подобных ситуациях сквозь варистор может мгновенно проходить напряжение силой в тысячи ампер.

Варистор совершенно безынерционный прибор, как только увеличивается напряжение в сети, в нём тотчас же падает его сопротивление.

Принцип действия и применение

Варисторы, это особый вид резисторов, главное свойство которых, способность менять свое напряжение в диапазоне от тысячи мега Ом, до нескольких десятков Ом при подаче через них тока, сила которого выше их пороговой величины.

Благодаря параллельному включению их в цепь, в случае резкого скачка напряжения весь ток проходит сквозь варисторы, минуя основную цепь прибора.

Точно, как и газоразрядник, варистор прибор многократного использования, только он намного быстрее возвращает свое первоначальное значение сопротивления падения напряжения.

После изучения теоретических основ, можно заняться тестированием

Проведение проверки варистора мультиметром

Для проведения этой уникальнейшей операции, нам необходимы следующие приспособления:

  • Первым делом, конечно же отвертка (обычно требуется фигурная). Чтобы пробраться до платы, необходимо вскрыть корпус устройства, а тут как известно без неё не обойтись.
  • Требуется запастись будет еще и щёткой. Она нужна будет, чтобы очистить плату от накопившейся пыли. Из практики уже известно, что в блоках питания всегда ее скапливается очень много, особенно если устройство оснащено собственным охлаждением (вентилятором), характерный пример, – блок питания компьютера.
  • Важная вещь в подобной процедуре — паяльник. Без него никак. Нужно отпаять и обратно припаять варистор. Как правило внутри силовых блоков большие дорожки на платах и совершенно нет мелких деталей, поэтому можете смело пользоваться паяльником до 75 Вт.
  • Канифоль и припой (наверное, наиболее необходимое. Припаять обратно деталь без них не получится).
  • Мультиметр (электронный или аналоговый), чтобы иметь возможность замерить сопротивление.

Как только весь инструментарий будет готов, можно приступать к операции. Главное придерживайтесь схемы и все получится как нужно:

  1. Вскрываем устройство. Детально рассказать, как это сделать сложновато, ведь конструкции разных приборов разнятся между собой. В любом случае, всю эту техническую информацию Вы можете найти в паспорте устройства, в интернете (на различных тематических форумах и сайтах).
  2. Как только доберётесь до печатной платы, постарайтесь очистить её от пыли. Работайте как можно более аккуратно, чтобы не нанести вред радиодеталям. Отмечены случаи, когда излишнее усердие наносило больше вреда, чем пользы, так как щетина на щетке царапала тот или иной компонент схемы.
  3. Когда с пылью будет покончено, найдите варистор. Его отличает настолько специфический вид, что перепутать его невозможно.
  4. Найдя на плате варистор, прежде всего тщательно осмотрите его. Если видны трещинки, какие-либо сколы, либо другие механические повреждения корпуса, то это уже говорит о неисправности.
  5. Если были обнаружена какие-либо нарушения целостности корпуса, то выпаиваем повреждённый элемент, а вместо него ставим точно такой же или аналогичный. Найти замену Вы можете самостоятельно, ориентируясь на указанную на варисторе информацию, либо обратитесь к специалисту.
  6. Если при тщательном зрительном осмотре видимых повреждений не обнаружено, то следует пустить в ход мультиметр, конечно предварительно будет необходимо выпаять деталь с платы. Цепляем щупы мультиметра к нашей детали и выставляем режим замера максимального сопротивления.
  7. Щупы тестера прижимаем к ножкам варистора и замеряем сопротивление. В идеале мультиметр должен показать высокие значения до бесконечности. Если перед Вами другое значение, то это говорит о неисправности варистора и его необходимо заменить.
  8. Во время измерений, внимательно следите, чтобы не коснуться руками щупов мультиметра. Иначе он будет показывать сопротивление вашего тела. Если есть необходимость заменяем варистор и собираем корпус устройства обратно.

Измерение сопротивления и проверка варистора, может быть осуществлена двумя способами.

Вариант 1

Первоначально проводим визуальный осмотр. Для этого отключаем аппарат от питания, вскрываем корпус и определяем где находится предохранитель. Далее извлекаем его и проверяем. Если предохранитель перегорел или негоден, то он заменяется. И только когда мы проверили предохранитель и заменили, переходим к нахождению и тестированию варистора. Его сложно не заметить, так как он выкрашен обычно в красные, синие или жёлтые цвета. Это маленький дискообразный элемент. Обычно крепится на предохраняющем держателе.

Далее отсоединяем любой из проводов, для этого нагреваем его паяльником и извлекаем варистор с платы при помощи плоскогубцев.

Сама проверка основана на замере показателя сопротивления: включаем тестер, переводим его в позицию замера сопротивления; фиксируем жала щупов на выводах варистора. Далее проводится замер.

Вариант 2

Другой способ берет за основу данные из инструкции или спецификации устройства для определения показателей нормальной работы варистора. За символом «CH», которым обозначается нелинейное сопротивление, указано значение, которое производитель заложил в конструкцию или которые свойственны тому материалу, из которого изготовлен варистор. Значения, сопровождаемые маркировкой «B±…%», показывают уровень предельного сопротивления и допуск.

Если для элемента не предоставлена спецификация, наиболее подходящим будет именно первый вариант.

Трактовка результатов

Проведя наружный осмотр и проверку мультиметром, мы можем определиться с исправностью детали либо убедиться в необходимости его замены. Сопротивление неисправного варистора как правило выше 100 Ом. Если в результате тестирования прибор показывает свыше 1 миллиона Ом, то такой варистор замене не подлежит.

Как проверить варистор тестером — Морской флот

Как проверить варистор тестером

Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.

Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.

При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.

Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.

Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.

Стандартная схема подключения варистора

параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:

Как проверить варистор тестером

Принцип действия варистора

По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток. Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.

Маркировка варисторов

Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке. Например маркировка варисторов CNR:

CNR-07D390K , где:

  • CNR- серия, полное название CeNtRa металлоксидные варисторы
  • 07- диаметр 7мм
  • D — дисковый
  • 390 — напряжение срабатывания, рассчитываются умножением первых двух цифр на 10 в степени равной третьей цифре, то есть 39 умножаем на 10 в нулевой степени получатся 39 В, 271-270 В и т. д.
  • K — допуск 10 %, то есть разброс напряжения может колебаться от номинального на 10 % в любую сторону.

Как же найти на плате варистор?

По схеме приведённой выше, видно что этот элемент находится рядом с предохранителем в месте прихода на плату проводов питания. Обычно это диск жёлтого или тёмно-зелёного цвета.

Как проверить варистор тестером

Как проверить варистор тестером

На фото варистор указан красной стрелкой. Можно было подумать что варистор это синяя деталь, покрытая чёрной копотью, но на увеличении видно трещины на корпусе варистора, от которого покрылись нагаром расположенные рядом детали.Хорошо это видно и с обратной стороны, где написаны условные обозначения. Даже если их не будет, распознать варистор можно, зная что он подсоединён параллельно нагрузке или по маркировке на его корпусе.

Как проверить варистор тестером

VA1- это варистор, а синяя деталь рядом это конденсатор-С70.

Не путайте их, по форме они одинаковые, так что ориентируйтесь на маркировку и условные обозначения на плате.

После того как вы нашли варистор, его нужно выпаять, чтобы потом на его место установить новый.Для выпаивания варисторов я обычно использую газовый паяльник, потому что не всегда в месте ремонта есть электропитание — на строящемся объекте, на крыше, например.Ещё очень удобно пользоваться оловоотсосом -разогреть место пайки и оловоотсосом удалить расплавившийся припой.

Как проверить варистор тестером

Но для этих целей вполне подойдёт пинцет или обычные плоскогубцы-нужно захватить ножку детали и вытянуть когда припой расплавится.Если у вас плохо плавится припой, то скорее всего он на плате высокотемпературный-так называемый бессвинцовый (может заметили на моей плате надпись PbF — плюмбум фри). В этом случае нужно или увеличить температуру жала паяльника или же капнуть сверху другого более низкотемпературного, место пайки расплавится и можно будет удалить деталь. После этого вставляем новый варистор и припаиваем его.

Как проверить варистор тестером

Для пайки очень удобно пользоваться припоем в виде проволоки у которого внутри уже есть флюс.

Ещё обратите внимание, что большинство плат — двусторонние, поэтому припаивать ножки детали нужно с обеих сторон платы, так как нередко бывает что ножка детали выполняет роль перемычки между дорожками с разных сторон платы.

После замены варистора остаётся только поставить новый предохранитель и установить плату на место.

Обычно в платах кондиционера стоят варисторы на напряжение 470 В, и предохранители номиналом от 0.5 А до 5 А. Поэтому рекомендую всегда иметь при себе небольшой запас этих деталей.

Как проверить варистор тестером

Для тех, кто хочет нагляднее увидеть процесс , выкладываю видео урок:

Для тех кому требуется отремонтировать плату, путём замены варистора, помогут наши сервисные специалисты, цены смотрите здесь.

Проверка варистора с помощью тестера или мультиметра – это полезный навык для радиолюбителей и людей, которые сами с руками и любят заняться ремонтом сломанной техники самостоятельно. Речь об этом пойдет в данной статье.

Для чего предназначен варистор и что он делает, достаточно подробно расписано в данной статье – статья о варисторе.

Но немного вспомним: варистор предназначен для защиты переменных либо постоянных цепей от перенапряжения. Он стоит параллельно защищаемой цепи и в обычном состоянии имеет высокое сопротивление. При достижении порогового напряжения, которое зависит от марки варистора, у него понижается сопротивление с очень большого, до очень маленького. Варистор поглощает это перенапряжение и рассеивает его в атмосфере в виде тепла. Тем самым он удаляет из схемы излишек энергии, тем самым защищает цепь от выхода из строя.

Теперь приступим к проверке. Перед тем как использовать тестер осмотрите внимательно радиоэлемент. Возможно на нем будут следы подгорания, сколы или он вовсе разломался. Внимательный осмотр избавит вас от лишнего труда, хоть проверка с помощью прибора не занимает много усилий, но все же. Так же варистор может терять свои свойства в течении времени, от внешних условий и в процессе старения – на это тоже стоит обратить внимание.

Проверка по сопротивлению

Перед проверкой нам нужно выпаять один из выводов варистора, делает это для того, чтобы предотвратить утечку тока по другим элементам цепи, что сделает наши измерения не верными, а результат будет ложным.

Теперь переключим наш мультиметр в режим измерения сопротивления на максимальное значение и измерим сопротивление варистора. Если тестер показывает единицу, либо очень высокое сопротивление(МоМы) – то варистор исправен. Но если там низкое сопротивление, то такой радиоэлемент использовать не стоит, иначе в аварийном режиме может сгореть вся схема.

Проверка по ёмкости

Если ваш прибор обладает такой функций как проверка емкости, то вы можете попробовать второй метод проверки исправности варистора, но для этого нужно иметь справочник. У каждого варистора есть своя емкость. Смотрим указанную для вашей модели и сравниваем справочное значение в реальным. Если емкость примерно такая (не стоит забывать о отклонениях), как указана в описании, то варистор тоже исправен.

Заключение

Мы разобрали два варианта как прозвонить варистор с помощью тестера. Кроме мультиметра можно использовать приборы для измерения сопротивления или емкости. Как видно, ничего сложного в этом нет.

Причины неисправности

Варисторы устанавливают параллельно защищаемой цепи, а последовательно с ним ставят предохранитель. Это нужно для того, чтобы, когда варистор сгорит, при слишком сильном импульсе перенапряжения сгорел предохранитель, а не дорожки печатной платы.

Как проверить варистор тестером

Единственной причиной выхода из строя варистора является резкий и сильный скачок напряжения в сети. Если энергия этого скачка большая, чем может рассеять варистор — он выйдет из строя. Максимальная рассеиваемая энергия зависит от габаритов компонента. Они отличаются диаметром и толщиной, то есть, чем они больше — тем больше энергии способен рассеять варистор.

Как проверить варистор тестером

Скачки напряжения могут возникать при авариях на ЛЭП, во время грозы, при коммутации мощных приборов, особенно индуктивной нагрузки.

Способы проверки

Любой ремонт электроники и электрооборудования начинается с внешнего осмотра, а потом переходят к измерениям. Такой подход позволяет локализовать большую часть неисправностей. Чтобы найти варистор на плате посмотрите на рисунок ниже — так выглядят варисторы. Иногда их можно перепутать с конденсаторами, но можно отличить по маркировке.

Как проверить варистор тестером

Если элемент сгорел и маркировку прочесть невозможно — посмотрите эту информацию на схеме устройства. На плате и в схеме он может обозначаться буквами RU. Условное графическое обозначение выглядит так.

Есть три способа проверить варистор быстро и просто:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Прозвонить. Это можно сделать муьтиметром или любым другим прибором, где есть функция прозвонки цепи.
  3. Измерением сопротивления. Это можно сделать омметром с большим пределом измерений, мультиметром или мегомметром.

Варистор выходит из строя, когда через него проходит большой или длительный ток. Тогда энергия рассеивается в виде тепла, и если её количество больше определённого конструкцией — элемент сгорает. Корпус этих компонентов выполняется из твердого диэлектрического материала, типа керамики или эпоксидного покрытия. Поэтому при выходе из строя чаще всего повреждается целостность наружного покрытия.

Можно визуально проверить варистор на работоспособность — на нем не должно быть трещин, как на фото:

Как проверить варистор тестером

Следующий способ — проверка варистора тестером в режиме прозвонки. Сделать это в схеме нельзя, потому что прозвонка может сработать через параллельно подключенные элементы. Поэтому нужно выпаять хотя бы одну его ножку из платы.

Важно: не стоит проверять элементы на исправность не выпаивая из платы – это может дать ложные показания измерительных приборов.

Так как в нормальном состоянии (без приложенного к выводам напряжения) сопротивление варистора большое — он не должен прозваниваться. Прозвонку выполняют в обоих направлениях, то есть два раза меняя местами щупы мультиметра.

Как проверить варистор тестером

На большинстве мультиметров режим прозвонки совмещен с режимом проверки диодов. Его можно найти по значку диода на шкале селектора режимов. Если рядом с ним есть знак звуковой индикации — в нем наверняка есть и прозвонка.

Другой способ проверки варистора на пробой мультиметром является измерение сопротивления. Нужно установить прибор на максимальный предел измерения, в большинстве приборов это 2 МОма (мегаомы, обозначается как 2М или 2000К). Сопротивление должно быть равным бесконечности. На практике оно может быть ниже, в пределах 1-2 МОм.

Интересно! То же самое можно сделать мегаомметром, но он есть далеко не у каждого. Стоит отметить, что напряжение на выводах мегаомметра не должно превышать классификационное напряжение проверяемого компонента.

На этом заканчиваются доступные способы проверки варистора. В этот раз мультиметр поможет радиолюбителю найти неисправный элемент, как и в большом количестве других случаев. Хотя на практике мультиметр в этом деле не всегда нужен, потому что дело редко заходит дальше визуального осмотра. Заменяйте сгоревший элемент новым, рассчитанным на напряжение и диаметром не меньше чем был сгоревший, иначе он сгорит еще быстрее предыдущего.

внешний осмотр и прозвонка мультиметром

Способы проверки варистора в домашних условиях. Как проверить варистор мультиметром, а также не имея под рукой специальных приборов.


Электроника чувствительна к качеству электропитания. При скачках напряжения в сети компоненты выходят из строя. Чтобы снизить вероятность такого исхода — используют варисторы. Это компоненты с нелинейным сопротивлением, которое в нормальном состоянии очень большое, а под воздействием импульса высокого напряжения резко снижается. В результате устройство поглощает всю энергию импульса. В этой статье мы расскажем, как проверить варистор на исправность и отличить сгоревший от целого. Содержание:

Причины неисправности

Варисторы устанавливают параллельно защищаемой цепи, а последовательно с ним ставят предохранитель. Это нужно для того, чтобы, когда варистор сгорит, при слишком сильном импульсе перенапряжения сгорел предохранитель, а не дорожки печатной платы.

Единственной причиной выхода из строя варистора является резкий и сильный скачок напряжения в сети. Если энергия этого скачка большая, чем может рассеять варистор — он выйдет из строя. Максимальная рассеиваемая энергия зависит от габаритов компонента. Они отличаются диаметром и толщиной, то есть, чем они больше — тем больше энергии способен рассеять варистор.

Скачки напряжения могут возникать при авариях на ЛЭП, во время грозы, при коммутации мощных приборов, особенно индуктивной нагрузки.

Способы проверки

Любой ремонт электроники и электрооборудования начинается с внешнего осмотра, а потом переходят к измерениям. Такой подход позволяет локализовать большую часть неисправностей. Чтобы найти варистор на плате посмотрите на рисунок ниже — так выглядят варисторы. Иногда их можно перепутать с конденсаторами, но можно отличить по маркировке.

Если элемент сгорел и маркировку прочесть невозможно — посмотрите эту информацию на схеме устройства. На плате и в схеме он может обозначаться буквами RU. Условное графическое обозначение выглядит так.

Есть три способа проверить варистор быстро и просто:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Прозвонить. Это можно сделать муьтиметром или любым другим прибором, где есть функция прозвонки цепи.
  3. Измерением сопротивления. Это можно сделать омметром с большим пределом измерений, мультиметром или мегомметром.

Варистор выходит из строя, когда через него проходит большой или длительный ток. Тогда энергия рассеивается в виде тепла, и если её количество больше определённого конструкцией — элемент сгорает. Корпус этих компонентов выполняется из твердого диэлектрического материала, типа керамики или эпоксидного покрытия. Поэтому при выходе из строя чаще всего повреждается целостность наружного покрытия.

Можно визуально проверить варистор на работоспособность — на нем не должно быть трещин, как на фото:

Следующий способ — проверка варистора тестером в режиме прозвонки. Сделать это в схеме нельзя, потому что прозвонка может сработать через параллельно подключенные элементы. Поэтому нужно выпаять хотя бы одну его ножку из платы.

Важно: не стоит проверять элементы на исправность не выпаивая из платы – это может дать ложные показания измерительных приборов.

Так как в нормальном состоянии (без приложенного к выводам напряжения) сопротивление варистора большое — он не должен прозваниваться. Прозвонку выполняют в обоих направлениях, то есть два раза меняя местами щупы мультиметра.

На большинстве мультиметров режим прозвонки совмещен с режимом проверки диодов. Его можно найти по значку диода на шкале селектора режимов. Если рядом с ним есть знак звуковой индикации — в нем наверняка есть и прозвонка.

Другой способ проверки варистора на пробой мультиметром является измерение сопротивления. Нужно установить прибор на максимальный предел измерения, в большинстве приборов это 2 МОма (мегаомы, обозначается как 2М или 2000К). Сопротивление должно быть равным бесконечности. На практике оно может быть ниже, в пределах 1-2 МОм.

Интересно! То же самое можно сделать мегаомметром, но он есть далеко не у каждого. Стоит отметить, что напряжение на выводах мегаомметра не должно превышать классификационное напряжение проверяемого компонента.

На этом заканчиваются доступные способы проверки варистора. В этот раз мультиметр поможет радиолюбителю найти неисправный элемент, как и в большом количестве других случаев. Хотя на практике мультиметр в этом деле не всегда нужен, потому что дело редко заходит дальше визуального осмотра. Заменяйте сгоревший элемент новым, рассчитанным на напряжение и диаметром не меньше чем был сгоревший, иначе он сгорит еще быстрее предыдущего.

Материалы по теме:

  • Как проверить резистор в домашних условиях
  • Прозвонка проводов и кабелей
  • Как пользоваться мультиметром
Нравится0)Не нравится0) Источник: Samelectrik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *