Как выбрать и проверить б/у аккумулятор перед покупкой?

Даже полный бак топлива не гарантирует владельцу, что он сможет завести свой автомобиль. Очередной пуск двигателя может и не состояться, если в машине будет установлен неисправный аккумулятор. В некоторых случаях найти новую батарею не получается — либо владелец стеснён в средствах, либо аналогичные модели уже просто никто не выпускает. О том, как правильно выбрать б/у аккумулятор — читайте в нашей статье.
Разбираемся в терминологии
Итак, сразу нужно сказать, что аккумуляторы бывают двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые. Первый тип — это знакомые многим батареи с пробками: в них нужно постоянно следить за уровнем электролита, предохранять от «вскипания» в процессе зарядки. Необслуживаемые же (которых, к слову, на автомобильном рынке сейчас большинство) лишены этих недостатков и представляют из себя монолитный пластмассовый блок.
Определяемся с ёмкостью
При выборе б/у аккумулятора стоит придерживаться следующего правила: если производитель рекомендует устанавливать батарею с ёмкостью в 60 А-ч, то для б/у товара это значение должно быть, как минимум, на 5 А-ч больше (в связи с естественным износом). Кроме этого, для такого автомобиля можно взять и батарею на 70 А-ч, т.к. это создаст дополнительный запас по конечному заряду, который вы получите. Особенно это пригодится тем, у кого есть дополнительные (нештатные) потребители, например, установленная мощная акустика, светодиодная подсветка, дополнительные фары и габаритные огни. Определились с типом и ёмкостью — выходим на рынок.
Осматриваем корпус аккумулятора
Нам нужно обратить внимание, в каком состоянии продаётся сам аккумулятор. Хорошим знаком здесь будет наличие грязи на корпусе: это покажет, что сама батарея эксплуатировалась в рабочих условиях, а продавец не стремится скрыть недостатки товара с помощью «красивой обёртки». Кстати, грязь практически на любой б/у детали — это отличный признак, что она находится в заводском состоянии. Прочитайте нашу статью «Как выбрать б/у двигатель на авторазборке?» — и узнайте, как налёт пыли и масла позволяет определить состояние мотора перед покупкой.
Липкий серый налёт пыли на всём корпусе сразу даёт возможность проверить батарею на наличие подтёков электролита. Заметили мокрый след, например, на месте стыка верхней крышки и боковой грани — отбраковываем товар.
Для аккумулятора очень важна эксплуатация в комфортных условиях. Если на корпусе видны сколы, глубокие царапины, трещины — это значит, что батарея в подкапотном пространстве была плохо зафиксирована (или не фиксировалась вовсе). Любое повреждение пластмассового корпуса означает риск подтекания электролита. Даже если вы закрепите батарею правильно на своём автомобиле, нарушение целостности корпуса будет только прогрессировать. Внимательно осмотрите уголки батареи: на них чаще всего и приходится первый удар. Имеются повреждения корпуса — отказываемся от покупки.
Совет. Не все повреждения можно считать фатальными. Например, допускаются лёгкие царапины от боковых креплений аккумулятора под капотом, а также стёртое дно батареи. Эти дефекты, как правило, не нарушают целостности корпуса.
Клеммы аккумулятора не должны быть сплющенными, смещёнными с основного положения или потрескавшимися. Допускаются царапины и потёртости — все они убираются простой полировкой мягкой наждачной бумагой.
Проверять ли дату выпуска?
Как правило, каждая батарея маркируется заводом-изготовителем датой выпуска. Но даже она ничего вам не скажет: аккумулятор может благополучно простоять на полке магазина два-три года до момента покупки и будет находиться в полностью исправном состоянии. Все вопросы продавцу о дате выпуска не дадут какой-либо полезной информации. Лучше будет спросить его о документах, которые подтвердят дату покупки. О том, какие ещё вопросы нужно задавать — читайте в нашей статье «Шесть вопросов продавцу автозапчастей».
Общее правило: покупать аккумулятор, который проработал не больше трёх лет. Четыре и больше лет — это довольно солидный срок для необслуживаемого аккумулятора. А вот для конструкций обслуживаемого типа и десять лет — не срок, т.к. они рассчитаны на постоянное внимание владельца.
Измеряем напряжение
Вооружаемся простым вольтметром, соединяем щупами «плюс» и «минус» аккумулятора и смотрим на данные прибора. О том, какие значения можно считать удовлетворительными — читайте ниже, а пока, если батарея показывает даже 11V — смело устанавливаем её на автомобиль и заводим его.
Может показаться, что отсутствие необходимых 12V напряжения — это причина не покупать аккумулятор. Однако дело в том, что мы не знаем начальных значений теста: ни цифр полного разряда, ни значений максимальной ёмкости на сегодняшний день. Если аккумулятор сможет выдать необходимый ток для проворачивания стартера — это уже будет хорошим знаком для дальнейшей проверки. Если поставить батарею на машину проблематично, то можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Информация о ней будет ниже.
Если автомобиль завёлся, можно «погонять» автомобиль 20 минут на дороге (чтобы включился штатный генератор), а затем остановиться и включить как можно больше электроприборов: печку, фары, автомагнитолу, «аварийку», дворники, свет в салоне и т.д. В таком режиме аккумулятор должен без проблем проработать около 20 минут. Всё в порядке? Глушим двигатель, снимаем батарею и подключаем её к зарядному устройству. Ждём момента полной зарядки и измеряем значения вольтметром. Кстати, зарядное устройство для аккумулятора можно найти на каждой разборке,
Сколько вольт вообще должно быть?
Самая популярная категория автомобильных аккумуляторов — те самые «двенадцативольтники» с постоянным напряжением в разомкнутой цепи не менее 12V. Почему «не менее»? Именно это напряжение считается оптимальным для запуска стартера большинства модификаций. Однако при выборе б/у аккумулятора нужно помнить, что «заветные 12V» — это не та цифра, к которой нужно стремиться.
Полным зарядом любой автомобильной батареи считается напряжение в 12.7V. Эту цифру нужно принять за 100%. Дальнейшее снижение напряжения на 0.1V будет равняться падению общего заряда на 10%, на 0.2V — на 20% и т.д. Для максимального заряда допускаются значения и выше — вплоть до 13.5V
Совет. Если вольтметр показывает при полном заряде аккумулятора цифру в 12V, а продавец уверенно потирает руки, говоря, что батарея выдаёт все заявленные цифры, то нужно насторожиться, т.к. такое падение гарантированно приведёт к просадкам при работе без генератора до 10V (а то и ниже). Любой аккумулятор, который после полной зарядки не может стабильно удерживать напряжение в 12.7V, покупать не стоит.
Пара слов о нагрузочной вилке
Среди опытных водителей и на форумах в сети бытует мнение, что лучший способ проверить б/у аккумулятор — подключить его к нагрузочной вилке. Этим термином называется прибор, в конструкции которого совмещаются заданное нагрузочное сопротивление (чаще всего в виде металлической спирали или пластины) и вольтметр аналогового или цифрового типа.
Главным элементом, который и даёт возможность проверить б/у аккумулятор, становится нагрузочное сопротивление, которое при подключении батареи к прибору нагружает цепь на 100-200 ампер (в зависимости от модели). Эта цифра выбрана не случайно, т.к большинство стартеров работает примерно в этом диапазоне.
Безусловно, использование нагрузочной вилки — это важный этап в процессе проверки б/у аккумулятора. Однако нужно помнить, что с её помощью изменяется фактическая возможность батареи отдавать ток нужного напряжения, но не даётся результат, в течение какого времени сам аккумулятор будет способен это делать. Другими словами, положительный результат проверки нагрузочной вилкой — это гарантия, что машина сможет завестись один раз на обычной стартерной нагрузке. Кроме этого, нельзя забывать, что большинство нагрузочных вилок предназначены для проверки аккумуляторов для автомобиля и не подходят для тестирования батарей с грузовиков или мотоциклов.
Совет. Чтобы проверка была комплексной, нужно установить батарею с полным зарядом на автомобиль, а затем произвести три-четыре запуска двигателя, не выводя автомобиль в режим холостого хода. Завёлся — сразу заглушили, снова завели — заглушили. Такой цикл, безусловно, можно назвать «стрессовым», однако без нагрузки такого характера в аккумуляторе нельзя быть уверенным на 100%.
Проверка электролита
Хоть большинство современных аккумуляторов являются необслуживаемыми (у них нет пробок, открывающих доступ к электролиту), тем не менее, на б/у рынке существует спрос на батареи старого типа — например, для грузовиков, мотоциклов и т.д. Именно поэтому при их покупке зачастую следует проверить и электролит.
В состоянии, когда аккумулятор отсоединён от сети, выкручиваем пробки. Оцениваем прозрачность электролита. Для этого лучше всего использовать полую стеклянную палочку, которую необходимо опустить в отверстие, погрузив её в жидкость, затем зажать верхний конец пальцем и вытащить на свет. Такие манипуляции нужно проделать с каждой банкой (с каждым отверстием).
Совет. Обратите внимание и на состояние пробок. Если на них есть налёт тёмного цвета — значит, что внутренние пластины начинают осыпаться. Лучше подыскать для покупки другой аккумулятор.
Мутный электролит — признак обогащённости его частицами металла. Он теряет способность к транзиту электронов, поэтому такую жидкость либо придётся менять в ближайшее время, либо вовсе отказываться от покупки.
Если электролит прозрачный, крайне желательно проверить его реакцию в процессе зарядки. Подключаем аккумулятор к зарядному устройству и смотрим на состояние жидкости. «Вскипание» банки (появление пузырьков в электролите) — плохой знак, свидетельствующий о неудовлетворительном состоянии батареи. От такой покупки лучше отказаться.
Идеально было бы, конечно, проверить плотность электролита ареометром, однако, такой прибор вряд ли можно обнаружить у себя в гараже (разве что на хорошо оборудованных СТО). Если же вы всё-таки нашли ареометр, то запоминайте: при температуре воздуха от +20°С до +30°С плотность жидкости разряжённого аккумулятора должна держаться на уровне 1.25-1.27 г/см³. Если же проверка проходит в других условиях — нужно корректировать значения: в диапазоне от +5°С до +19°С правильные значения плотности будут составлять 1.26-1.28 г/см³, в диапазоне от -10°С до +4°С — 1.27-1.29 г/см³, в диапазоне от -25°С до +11°С — 1.28-1.30 г/см³.
Саморазряд (потеря напряжения)
Часто можно услышать истории про оставленную на ночь машину, которая с утра просто не хотела заводиться из-за того, что сел аккумулятор. Такое явление чаще всего связывают с саморазрядом — явлением, при котором батарея, не имея в сети потребителей энергии, начинает неконтролируемо терять заряд. Проверить это можно только в домашних условиях — нужно подключить к аккумулятору зарядное устройство, дождаться полной зарядки, затем оставить аккумулятор с присоединённым зарядным устройством на сутки, а после этого измерить ток заряда на «полной» батарее. Если амперметр покажет значения больше 10 мА, то у аккумулятора слишком большой ток саморазряда.
Итоги
Выбор батареи на б/у рынке — это ответственное мероприятие, от исхода которого зависит ежедневная работа автомобиля. И хоть процедура выбора может показаться простой, тем не менее, есть много мелких нюансов, которые и определяют успех будущего выбора. Чтобы обезопасить себя от рисков — обращайтесь только к проверенным продавцам, которые собраны на портале CARRO.by.
Похожие материалы в учебнике CARRO.by

Рассказываем о том, как с помощью CARRO найти нужную запчасть и использовать сервис по максимуму. На портале размещены только актуальные предложения о…

Мы собрали 6 вопросов, которые стоит задать продавцу запчасти перед покупкой, чтобы купить качественную запчасть, которая прослужит долгое время.
Покупка б/у аккумулятора
Давайте затронем такую тему, как покупка б/у аккумулятора. Иногда в силу некоторых ситуаций, когда бывает ограниченное количество средств. Когда денег мало, либо машина идет на продажу, некоторые автовладельцы не заморачиваются и берут б/у батареи.
В наше время все покупается и все продается, и я не вижу ничего плохого в покупке поддержанного АКБ. Но опять же, нужно рассчитывать что это не новый источник питания и конец ему может прийти в любой момент. Даже если Вы его полностью проверили и он абсолютно идеальный, то АКБ может через неделю, может через месяц, может через два года умереть. Поэтому несколько важных моментов расскажу. Я постараюсь точнее определить на что обратить внимание при покупке и как не наткнуться на плохие аккумуляторы.
Осмотр корпуса аккумулятора
Первым делом нужно тщательно осмотреть корпус батареи на предмет повреждений, сколов, царапин, трещин и каких-то вздутий и т.д. Обязательно нужно посмотреть на углы, как правило эти места страдают первыми. Если аккумулятор был плохо закреплен в автомобиле, он мог съехать, мог попасть на лопасти вентилятора, например. Много всяких различных повреждений припадает на углы корпуса.
В следствии этого отламуются кусочки от корпуса АКБ. И там, не то что льется электролит из банки, он может подкапывать одной капелькой в несколько минут и образовывать некое пятнышко. Но электролит будет уходить по не многу и это может привести аккумулятор в негодность.
Далее следует посмотреть на месте стыковки верхней крышки с цельным корпусом на предмет потеков.
Лучше всего это делать, когда аккумулятор не отмытый. Конечно приятно если он красивый и чистый, когда его перед продажей помыли. Но с другой стороны, с точки зрения просмотра течи из под крышки, немножко не практично. Когда он грязный, то видны следы от течи, если они есть. И если видны какие-то потеки, то это очень плохо. Это значит дефект корпуса АКБ или небрежная эксплуатация. Конечно, это все лечится на специализированном сервисе аккумуляторных батарей. Но зачем Вам эти лишние проблемы? Разве что, на этом дефекте Вы можете получить солидную скидку.
Еще по внешнему виду. Смотрим клеммы, они не должны быть кривые, заломанные или потресканные. Возможно есть следы того, что они были обжаты и мелкие царапины, так как батарея не новая и это в принципе нормально. Также может быть небольшое окисление, но ничего страшного. Это все дело можно просто зачистить. Про проблемы, которые возникают с клеммами АКБ можно почитать тут.После того как внешний вид осмотрели, все вроде устраивает, можно переходить уже к дате производства.
Дата выпуска аккумулятора
Нужно обязательно поинтересоваться датой выпуска аккумуляторной батареи. Но, у каждого производителя АКБ разная маркировка даты на корпусе. Хотя, основные все маркировки выложены в интернете, процесс определения возраста аккумулятора довольно муторный. Можно, спросить продавца, о том сколько лет аккуму.
Не рекомендую покупать аккумуляторы, у которых пошел 4 год от выпуска. 2-3 год можно, но нужно тщательно все проверить, обычно они ещё довольно «живые». Почему 4-рех летний нет? Ну, по моим наблюдениям, аккумулятор «умирает» примерно на 5-6 годах эксплуатации на автомобиле. А происходит это потому, что мало кто следит за батареей как следует.
Работоспособность аккумулятора
Когда Вы разобрались с возрастом покупки, то следует проверить работоспособность источника питания авто. Можете, в принципе, отвезти его в сервис, там обычно бесплатная диагностика, и все-таки скажут Вам по приборам о состоянии б/у АКБ. Сейчас это очень распространено. А если у Вас нет такой возможности, то проведем визуальную, хотя бы диагностику.
Итак, если есть пробки, откручиваем их. Во-первых, нужно посмотреть уровень электролита, он должен быть нормальный. При условии, что у нас нет никаких приборов (ареометра), к сожалению, только уровень можно посмотреть.
Но, есть ещё кое-что. Обратите внимание есть ли налет на пробке и каков он. Если налет черного цвета – это не к добру. Скорее всего в таком аккумуляторе уже частично произошло осыпание пластин.
Мощный черный налет говорит о очень уставшем АКБ. У него может быть безупречный внешний вид, но налет на пробках перечеркнет это все. Если Вы покупаете батарею, не проверяя работоспособность приборами этот показатель очень важен для Вас, не попадитесь на мошенников. Отказывайтесь сразу от таких б/у аккумуляторов.
Условия эксплуатации АКБ
Далее, нужно поинтересоваться у продавца, каковы были условия эксплуатации АКБ. Установлено ли на авто, на котором он стоял дополнительное электрооборудование: «Вебасто», «Гидроник», прочие водонагреватели, также куча освещения или сабвуфер. Если стоят, то сразу нет. Батарея скорее всего, ушатанная, она наверняка подвергалась глубоким разрядам. Про глубокие разряды нужно обязательно спросить.
Следующее, что нужно спросить, так это где хранилась машина, на которой стоял аккумулятор. То есть, в отапливаемом гараже или просто на улице. Запуски двигателя были в суровый мороз или нет? Выбираете для себя более щадящий режим эксплуатации батареи.
Проверка аккумулятора на автомобиле
Так как, специального оборудования нет, то лучше всего проверить аккумулятор на своей машине. Если Вы уверены что у Вас электрооборудование, генератор, стартер нормальные, и прошлый АКБ у Вас реально «сдох», то поставьте б/у аккумулятор на свою машину. Заводите раз 5 где-то. Завели, сразу заглушили, то есть, не даете генератору «взбодрить» батарею. Как только машина завелась, сразу глушите. И так вот раз 5 завести и посмотреть, в принципе, на его способность к восстановлению. И прикинуть немного емкость аккумулятора. Вообще, если грубо, то емкость – это сколько раз может покрутить стартер. А пусковой ток — это с какой силой крутит стартер. Если у Вас автомобиль «бодро» крутит, это нормальный пусковой ток у аккумулятора.
Вот таким простым способом можно проверить Значит, если у Вас таким способом она завелась 5-6 раз, то в принципе такой б/у аккумулятор можна покупать.
Собственно говоря, больше смотреть не на что, если нет приборов. Если есть нагрузочная вилка, то посмотрите сколько он держит напряжения под нагрузкой. Ареометром желательно проверить плотность электролита во всех секциях аккумулятора ну и т.д. Об этом нужно писать отдельную статью.
Такие простые рецепты я Вам рекомендую при выборе поддержанной батареи. Вообще я считаю, что покупка б/у аккумулятора имеет право на жизнь, при грамотном подходе. Вторичный рынок аккумуляторов, по моим наблюдениям, с каждым годом растет.
Также на эту тему:
3 вопроса, требующие ответов — Информация
Покупая автомобильный или мото аккумулятор в магазине или на рынке, всегда нужно быть готовым к сюрпризам. Как показывает практика, пока еще есть немало недобросовестных продавцов, которые не брезгуют самыми грязными методами наживы. Впрочем, дело не только в этом.
Существует целый ряд ситуаций, когда проблемы с батареей выявить без тщательной проверки просто невозможно. А заниматься ей без просьбы покупателя вряд ли кто-то будет. Поэтому, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Итак, приведем три несложных правила, которые во избежание проблем, стоит неукоснительно соблюдать у прилавка перед приобретением дорогостоящей детали.
На что обратить особое внимание?
- Дата выпуска.
Это крайне важный параметр, ведь вам могут вполне продать залежалый товар, что в случае с аккумулятором означает одно – прослужит он недолго, ведь после длительного хранения, да еще и в ненадлежащих условиях, его пластины могут просто осыпаться. Считается, что предельным сроком хранения батареи является срок, равный 2 годам. Некоторые современные модели, изготовленные по кальциевой технологии или AGM аккумуляторы, могут пролежать на складе без последствий и дольше. Но, все же, от покупки слишком старой АКБ лучше отказаться.
Стоит отметить, что унифицированных норм маркировки аккумуляторных батарей, в зависимости от даты изготовления нет, поэтому на АКБ различных производителей она находится в разных местах. Так, например, аккумуляторы BOSCH и VARTA имеют маркировку из 24 символов, в которой четвертая по счету цифра означает год, а пятая с шестой позиции в номере месяц производства. Это значит, что батарея с номером G2С2060520991 536528 82E 09 выпущена в 2012 году, в июне месяце. У других производителей приняты другие обозначения. Узнать о них можно при помощи того же продавца.
- Напряжение на клеммах
Если аккумулятор 12-тивольтовый, то этот параметр, как ни странно, должен находиться в пределах 13-13.5 Вольт без нагрузки. Если оно составляет 12 и менее Вольт, значит, батарея, либо разряжена за счет долгого хранения, либо неисправна. Однако в любом случае покупать ее не стоит, даже если продавец горит желанием все исправить, воспользовавшись зарядным устройством для автомобильного аккумулятора.
- Состояние корпуса
Тщательно проверьте пластиковый корпус аккумулятора на предмет механических повреждений, сколов и трещин, которые могут появиться вследствие транспортировки, неправильной погрузки или разгрузки. Если таковые имеются, покупать батарею категорически не рекомендуется, так как в процессе эксплуатации за счет вибрации эти дефекты могут стать причиной полного выхода АКБ из строя.
И в заключение обратите внимание на наличие гарантийного талона! Если импортная аккумуляторная батарея завезена в Россию официально, на нее обязательно распространяются гарантийные обязательства производителя. Обычно гарантия составляет от 12 до 24 месяцев. Но для того чтобы воспользоваться ей, необходимо иметь чек, а также гарантийный талон с печатью магазина. Иначе в случае поломки замену или ремонт АКБ придется оплачивать из собственного кармана.
18.07.2013, 38812 просмотров.
Покупка старого аккумулятора для автомобиля: стоит ли
Автомобильный аккумулятор – это одна из самых главных частей любого автомобиля, без него машина не сможет завестись и поехать. И часто в жизни бывают такие моменты, когда старый аккумулятор вышел из строя, а на новый денег нет. В этом случае покупка старого аккумулятора для автомобиля сможет вас выручить. Но, здесь есть масса особенностей, у которых мы вам и расскажем. Ведь иногда купить б/у аккумулятор – это выгодно и просто, а в других случаях можно просто выбросить свои деньги на ветер.
Стоит ли покупать старый автомобильный аккумулятор
С таким вопросом сталкиваются многие люди, на него мы можем ответить – покупать б/у аккумулятор для автомобиля можно, только стоит всегда его проверять. Ведь любой автомобильный аккумулятор может служить примерно 3 года, после этого его можно смело отправлять на утилизацию. Конечно, можно попробовать его восстановить, но это сделать не так просто, да и получится это сделать далеко не всегда.
Чтобы не сделать ошибку, достаточно провести проверку б/у АКБ автомобиля и выявить его заряд и общее состояние. Как проверять состояние старого АКБ мы вам расскажем в конце статьи, а пока поговорим о рисках и преимуществах во время такого приобретения. Читайте о том, как выбрать АКБ для мотоцикла.
Почему Б/У аккумулятор покупать можно:
- Если вам нужно отъездить всего один сезон, нет смысла тратиться на дорогие модели. Лучше взять старый по дешевке, отъездить на нем и отправить на свалку.
- Отсутствие денег. Бывает и так, что нет денег на новый АКБ, все это нормально. В этом случае покупать старый можно, скорее даже нужно, ведь без машины остаться хуже.
- Некоторые старые АКБ показывают отличные характеристики, поэтому они будут служить лучше новых.
- Если способ хранения аккумулятора правильный, тогда его состояние будет отличное и покупать его можно не боясь.
Почему нельзя покупать старый аккумулятор:
- Непонятно какое у него состояние, даже тщательная проверка не всегда способна все это установить.
- Люди бывают разные, некоторые могут его хранить и использовать неправильно.
- Практически нереально установить его возраст, бывали случаи, когда покупали АКБ, которым было 10 лет.
- Иногда цена может быть слишком завышена.
Обратите внимание! Если вам сказали, что АКБ не использовался и стоял новый в гараже несколько лет. Не покупайте, если он был заряжен хотя бы на половину. За это время он полностью вышел из строя. Храниться он должен только в разряженном состоянии.
Проверяем состояние старого аккумулятора
Мы часто слышали вопрос, как проверить работоспособность старого АКБ и решили дать развернутый ответ. Изначально хочется сказать, что аккумуляторы служат 2-3 года, на них и идет такая гарантия. Но, есть и случае, когда они могут служить и 10 лет. Все это мы сможем проверить, достаточно взять специальные приборы. Интересная статья: самые дешевые и качественные внешние аккумуляторы.
Изначально рекомендуем посмотреть вот такое видео, здесь четко и понятно рассказывают, как проверить состояние автомобильного аккумулятора перед покупкой.
Сейчас существует три способа проверки работоспособности старого АКБ:
- С помощью нагрузочной вилки нужно провести тесты на замыкание в банках, если батареи способны выдержать нагрузку в 20 А и не теряют при этом напряжение, то он работоспособен.
- Есть специальный тестер для аккумуляторов, с помощью него можно проверить реальный ток запуска и уровень заряда. Хотя, тут есть и проблема, такое оборудование есть только на СТО.
- Также изучается способность батареи держать заряд с помощью ЗУ.
Как видите, проверить его работоспособность не так просто. Поэтому стоит сразу ввести его на СТО, там за символическую плату все это смогут сделать. Но, вы своими глазами обязательно посмотрите на его целостность, количества жидкости и возможные обозначения. Иногда есть даже год выпуска. Тогда покупка старого аккумулятора для автомобиля не возникнет у вас вообще никаких проблем.
Покупка старого аккумулятора для автомобиля: видео
Вот такое видео мы нашли для вас в сети, здесь четко рассказывают, на что обратить внимание и вообще стоит ли покупать старый аккумулятор с рук. Или лучше собрать денег и пойти купить новый с гарантией качества.
Похожая статья: Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
измерение заряда АКБ, емкости, утечки
Каждый владелец автомобиля сталкивается с проблемами аккумулятора. После определённого срока батарея уже не будет справляться со своими задачами. Чаще всего причиной служит неправильное использование аккумулятора. В таких случаях важно определить, в каком состоянии находится АКБ и как долго он ещё послужит. Для этого нужно знать, как правильно проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Показатели дефектов аккумуляторной батареи
Есть два самых выраженных признака севшей АКБ. Если наблюдается хоть один из них, нужно попытаться выяснить причину возникновения проблемы. При уменьшении работоспособности будут наблюдаться такие действия:
- Стартер слабо прокручивает двигатель.
- Быстрая разрядка АКБ. Аккумулятора хватает всего на несколько запусков двигателя.
Пригодный к работе и как следует заряженный аккумулятор должен выдавать силу напряжения от 12,5−12,8 В. Чтобы следить за напряжением, следует знать, как проверить заряд аккумулятора автомобиля. В домашних условиях замерить напряжение и заряд можно мультиметром.
Мультиметр — это универсальный прибор, который совмещает работу вольтметра, амперметра и омметра. С его помощью можно проводить ревизию проводов на обрыв, измерять напряжение, ампераж, проверять электрические приборы на работоспособность, а также устанавливать степень заряда аккумуляторных батарей разного вида: автомобильных, для шуруповёрта, телефона, ноутбука и т. д.
Прибором можно померить как постоянный, так и переменный ток, беспрерывность его в сети, а также получить данные сопротивления элементов цепи. Это нужный и практичный прибор для любого домашнего мастера.
Мультиметр для проверки аккумулятора бывает цифровой и аналоговый. Во втором случае результаты замеров показываются стрелкой на специальной шкале. Такой тип устройства является самым дешёвым. Тем, кто не пользовался такими приборами и не может прочитать шкалу, лучше пользоваться цифровыми разновидностями.
Цифровое устройство показывает результаты замеров на экране. Это и есть отличительная черта от аналогового прибора. Эта информация обладает высокой точностью и понятна любому.
Проверка заряда мультиметром
Большое количество современных АКБ оснащены специальным индикатором: в зависимости от заряда батареи он будет менять свой цвет. С помощью таких показаний можно следить за состоянием аккумулятора. Однако показания, полученные тестером, неточны.
Можно проверить зарядку аккумулятора мультиметром, чтобы получить более точные показания. Происходит это следующим образом:
Переключатель мультиметра следует поставить на отметку DVC и установить параметры от 0 до 20 v.
- Необходимо снять клеммы электропроводки с АКБ.
- Красным щупом следует коснуться положительного гнезда, а чёрным — отрицательного.
- Прибор выдаст показания.
Если на мультиметре показания будут равны 12,6 В, батарея в подзарядке не нуждается. При показаниях ниже 12,6 В требуется дозарядка. Если значения полученных данных будут меньше 12 v, батарею нужно заряжать в срочном порядке. В том случае, если мультиметр покажет менее 11 v, такой аккумулятор лучше заменить на новый.
Определение ёмкости и утечки
Плотность электролита в аккумуляторной батарее измеряется специальным прибором «ареометром». Многие автомобилисты, не имеющие ареометра, не знают, как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром.
Если нет такого прибора, можно произвести только примерный замер мультиметром. При этом нужно выполнить обязательное условие: заряд батареи должен быть полным. Чтобы проверить ёмкость аккумулятора мультиметром, следует выполнить следующие действия:
Необходимо увеличить нагрузку на аккумулятор. Это поможет сократить время на проверку ёмкости. Лампочка 12 вольт с мощностью 60 Вт создаёт нагрузку в 5 ампер, АКБ с ёмкостью 60 Ач такая лапочка разрядит через 12 часов.
- Для ускорения процедуры следует по порядку соединить 2−3 лампочки. Через каждый час нужно проверять показатели мультиметра. Разряд батареи наступит, как только показания будут меньше 12 v.
- Значение времени с начала замера умножается на ток нагрузки от лампочек. Полученный ответ будет ориентировочной ёмкостью батареи.
Аккумулятор имеет свойство разряжаться, даже не будучи подключённым к потребителям. Параметры саморазряда указаны в технической документации АКБ. Кроме естественной разрядки, батарею могут разряжать участки электрической цепи, находящиеся во влажном состоянии или с повреждённой изоляцией.
В таких случаях, даже когда все потребители отключены, идёт утечка тока, которая неизбежно приведёт к полному разряду АКБ. Были случаи, когда утечка приводила самовозгоранию повреждённого участка цепи.
Для выявления расхода электричества нужно выключить зажигание и отключить все устройства, которые могут потреблять электроэнергию. Красным щупом мультиметра следует подсоединиться к положительному контакту аккумулятора, а чёрным — к разъединённой клемме.
Если утечки нет, на приборе не будет никаких показаний, если же мультиметр покажет хоть какое-нибудь значение, есть значительная утечка тока. В таком случае потребуется подробное обследование всей бортовой системы.
Проверка аккумулятора мультиметром, нагрузочной вилкой
Хороший аккумулятор — важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора — несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или выборе АКБ в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.
Сейчас существует три основных вида аккумуляторов: свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.
Время наибольшей уязвимости такой батареи — зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.
Индикатор
Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям необслуживаемых устройств, оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.
Там расположены три индикатора:
- зеленый — все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
- черный — на автомобиле разряжается аккумулятор;
- белый — электролита недостаточно для корректной работы.
Дальше источник питания нужно подзарядить или пополнить в нем уровень электролита. Или же обратиться в сервис, если автовладелец против применения народных методов к машине.
Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.
Мультиметр
Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три — базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр — компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.
Перед проверкой аккумулятора мультиметром нужно внимательно осмотреть корпус устройства. Если обнаружены потеки электролита — места утечек заряда, скорее всего, будут именно там. Отклоняясь от темы, стоит отметить, что пыль, грязь и потеки масла и электролита в принципе не способствуют улучшению работоспособности батареи. Лучше потратить немного времени, регулярно протирая корпус устройства, чем постоянно его подзаряжать.
После проверки внешнего вида аккумулятора можно приступать к измерению заряда. Основная задача автовладельца при использовании мультимера — правильно подсоединить его к проверяемой АКБ и выбрать нужный режим.
Если диагностика производится на неработающем аккумуляторе автомобиля, порядок действий будет таким:
- Выключить все потребители энергии.
- Выставить режим вольтмера.
- Прикоснуться красным щупом к положительной клемме, черным — к отрицательной. Иногда провода бывают одинакового цвета, но даже если перепутать, каким куда прикасаться, ничего страшного не случится. В таком случае число окажется отрицательным, но цифры будут верными.
- Оценить полученный результат диагностирования, высветившийся на экране.
Примерная таблица результатов будет выглядеть так:
- 12,5–13,2 В — аккумулятор заряжен на 100%;
- 12,1–12,4 В — половинный заряд;
- 11,7 В — АКБ успел разрядиться почти полностью.
Проверка аккумулятора мультиметром при работающем двигателе используется реже, такая методика диагностики АКБ покажет заряд, передающийся на батарею от генератора, и исправность устройства, регулирующего напряжение. Если эти данные тоже нужны, то порядок действий будет таким же.
Таблица результатов:
- 13,5–14,0 — все в порядке;
- 14,2 — обычно означает, что АКБ разряжен, в холодное время этот показатель может наблюдаться в первые 10-15 минут работы;
- меньше 13,4 — батарея не способна полностью зарядиться.
Если по каким-то причинам возможно измерить только напряжение автомобильного аккумулятора, эти данные могут помочь определить уровень его заряда. Эти показатели будут не так точны, но оценить ситуацию помогут. Начинать тестирование нужно, выключив все потребители электричества, но включив двигатель. Нормальный показатель при такой нагрузке — 13,6 В. Дальше нужно по очереди включать потребители (фары, освещение, магнитолу и др.). Напряжение должно постепенно падать на очень маленькие величины (0,1–0,2). Резкие скачки этого параметра — показатель некорректной работы генератора. Идеальное значение при всех работающих электроприборах — 12,8–13,0. Меньший результат достоверно показывает низкий уровень заряда и возможный износ аккумулятора.
Нагрузочная вилка
Проверка аккумулятора на работоспособность методом нагрузочной вилки требует наличия специального прибора, имеющего менее широкое распространение, чем мультиметр. Он создает батарее нагрузку, аналогичную той, которую она испытывает при работе. Диагностика аккумулятора под нагрузкой позволяет получить, пожалуй, самые объективные данные об изношенности АКБ и уровне заряда. Сама нагрузочная вилка состоит из вольтиметра, клемм и нагрузки. Эту полезную вещь можно приобрести в магазине или собрать собственноручно.
Во втором случае схема сборки устройства выглядит так:
- Убедиться в наличии доступа к отдельным банкам аккумулятора. Вычислить необходимую нагрузку по формуле R=U/I. R — сопротивление, U — напряжение, I — сила тока. Все необходимые данные можно взять в инструкции к АКБ. Обратите внимание — формула рассчитывается отдельно на каждую банку.
- Выбрать резистор, рассчитав его мощность с помощью формулы P=UI. P — мощность. Эта деталь обязательно должна быть изготовлена из проволоки.
- Клеммы и провода, использующиеся для проверки АКБ нагрузочной вилкой, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать ток необходимой мощности. Все места соединений должны быть надежно запаяны. Расстояние между клеммами рекомендуется сделать равным расстоянию между полюсами батареи.
- Подключить вольтметр, заизолировать места соединений, сделать жесткий каркас из огнеупорного материала, не проводящего электричество.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой может проводиться под нагрузкой и без нее. В первом случае батарея должна быть полностью заряжена. Тогда до подачи нагрузки прибор покажет от 12,6 до 12,9 В. Если этого не произошло — АКБ нужно зарядить. Возможна ситуация, когда заряд полон, но требуемых цифр все равно не появляется. Это надежный признак того, что одна или несколько банок безнадежно испорчены.
Если все в порядке и правильные показатели появились, нужно включить нагрузку и на пятой секунде измерить напряжение. Идеальный показатель — 10,2 В. Число меньше 9 — показатель изношенности батареи. Необходимо точно соблюдать время подачи нагрузки и снятия показаний. После пяти секунд работы нагрузочной вилки будет получен самый достоверный результат. Для более наглядного понимания, как собрать устройство и воспользоваться им для проверки аккумуляторной батареи, можно посмотреть обучающее видео.
Электролит — важная составляющая любой АКБ. При его недостаточно высоком уровне батарея может безвозвратно испортиться, при слишком высоком — окисляются клеммы, может быть поврежден двигатель. Проверка уровня электролита в аккумуляторе может производиться разными способами. Все зависит от конструктивных особенностей нуждающегося в проверке источника питания.
Все, что было сказано выше о необслуживаемых, в полной мере относится и к измерению количества электролита. На других моделях часто бывает шкала, показывающая текущий уровень заполнения батареи, максимальное и минимальное количество электролита, необходимого для корректной работы.
Проще всего провести проверку аккумулятора автомобиля визуально, открутив крышки банок и заглянув внутрь. Иногда производители оставляют часть корпуса прозрачной. Более надежный метод — использование специальной полой стеклянной трубочки небольшого диаметра. Ее опускают внутрь каждой банки до упора на дно и достают, предварительно зажав пальцем отверстие. Так можно получить самые точные данные о количестве водного раствора серной кислоты внутри банок. Проводя эту процедуру, главное не забыть о том, что в трубочке окажется крайне едкое вещество, и допускать его попадания на кожу и одежду не рекомендуется.
Проверка плотности электролита в аккумуляторе — важная процедура, которая дает представление не только о состоянии батареи, но и об уровне заряда (косвенно). Чтобы определить соотношение воды и серной кислоты понадобится прибор, называемый ареометром (более точное название — денсиметр). Состоит он из колбы с грушей на конце, внутри которой есть резервуар с дробью или ртутью.
Проверкой плотности электролита в аккумуляторе нужно заниматься спустя два часа после его полной зарядки. Так же, как и уровень, плотность раствора проверяют отдельно в каждой банке. Для этого нужно открыть емкость, набрать столько электролита, сколько нужно, чтобы поплавок поднялся, отметить результат на нанесенной на колбу шкале. Правильные цифры — 1,27-1,29 г/см3. Для разных банок допустимы разные показатели. Если результат выше нормы — добавить туда дистиллированной воды, при слишком низких показателях — забрать часть электролита и добавить раствор с нормальной плотностью. Подробнее о плотности аккумулятора зимой и летом →
Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.
Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.
Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения — повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.
Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже — это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.
И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.