Заряжаем аккумулятор правильно — ответы на вопросы — журнал За рулем
Пора заряжать или пока не стоит? Можно ли делать это на морозе? Снимать батарею с автомобиля или нет? Как заряжать при нечастых поездках? На эти и другие вопросы автовладельцев отвечают эксперты.
Материалы по теме
Наполнять банку электричеством — выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными — как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их электричеством?
Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них — малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые — полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.
Надо заряжать или не надо?
Материалы по теме
Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале — не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита — понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.Возможен ли заряд на морозе?
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда — 0…+ 25 °C. Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле — под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшеКак правильно заряжать аккумуляторы | Электрик
Одним из самых принципиальных критериев корректной работы, хорошей эффективности и долгого срока эксплуатации аккумуляторной батареи считается её правильный заряд. Это касается полностью всех аккумуляторов, будь то массивные промышленные немаленькой емкости, или же крохотные батарейки в Ваших планшетах или телефонах.
Большая часть аккумуляторных батарей обладают так называемым «эффектом памяти» в той ли иной степени. Он выражается в том, что батарейки «запоминают» пределы эксплуатируемой емкости.
По данной причине, фактически, и ведется подготовительная тренировка батарей. В связи с наличием вышеперечисленного результата, не рекомендовано заряжать еще не севшие до конца батарейки.
В данном случае аккумуляторные батарейки помимо прочего «запомнят» пределы, до которых им предоставляется возможность доходить.
Итогом станет сокращение физической емкости батарей, их стремительная разрядка, недолговечность службы.
При приобретении новых аккумуляторных батареек рекомендовано произвести их «тренировку». Она заключается в полном разряде/заряде самой батарей. Говоря проще, необходимо разрядить батарейки, после этого зарядить их «до упора». Процесс повторяется 3-4 раза.
В последствии таковой процедуры батарейки прослужат существенно дольше. При всем этом вы как будто «разгоняете» их, повышаете потенциальную емкость до пределов.
Чем меньше раз разряжается аккумулятор и чем менее глубоким является каждый отдельно взятый его разряд, тем большим будет срок его службы.
Как можно зарядить аккумулятор?
- Оптимальный вариант — зарядка постоянным током 0.1 — 0.2 С в течение 6-8 часов.
- Быстрый заряд — в течение 3-5ч. током примерно треть от номинального.
- Ускоренный заряд — выполняется током равным величине номинальной емкости самого аккумулятора, возможен разогрев и разрушение элемента.
Li-ion (Литий-ионные) аккумуляторы
Такие батареи используются в ваших телефонах, планшетах, ноутбукахСтандартно принято щитать что их напряжение 3.7 вольта, но один элемент может иметь напряжение в пределах 2.5(разряженный) — 4.2вольта и это как правило максимум.
В среднем их ресурс 1000 — 1500 циклов заряд-разряд
Как правило если такую батарею разрядить ниже 2.5 вольт или зарядить больше 4.2 вольта — батарея выходят из строя. Чтоб защитить от этого в большинстве аккумуляторов такого типа присутствует плата защиты которая отключает аккумуляторную банку при выходе напряжений за пределы нормы.
Li-pol (литий-полимерный) аккумулятор
Более новый разновид литий-ионных аккумуляторов с большей плотностью энергии и меньшим размером (толщина элемента от 1мм! при значительной гибкости). Использование до минус 20 градусов. И полное отсутствие «эффекта памяти».Аккумуляторы такого типа взриво- и пожаро-опасны, при перезаряде, быстром разряде или замыкании элемента. Поэтому все элементы снабжаются встроенной платой контролера заряда и разряда.
Зарядка производится напряжением 4.2 вольта на элемент, током в 1C и завершается процесс зарядки при токе 0.1-0.2С. Время заряда примерно 2 часа.
Ni-MH (никель-металл-гидридные) аккумуляторы
Зачастую своим исполнением как обычные пальчиковые батарейки. Напряжение питания одного элемента — 1.25 вольт.Срок службы, примерно 200-500 циклов заряд-разряд. Саморазряд: 100% в год.
В незначительной степени аккумулятор владеет «эффектом памяти», это значит что если аккумулятор длительное время, месяц — два, не использовался, то ему нада сделать полный цикл разряда — заряда.
Время заряда — 15-16 часов, по инструкции производителей.
Заряд таких аккумуляторов лучше делать с помощью постоянного или импульсного тока с очень короткими импульсами отрицательного значения (асимметричный ток) — это поможет исключить проблемы с «эффектом памяти»
Напряжение заряда на элемент — 1.4 — 1.6 вольт, а напряжение полностью заряженного элемента — 1.4 вольта. Разрядку производить до 0.9 вольта, ниже нежелательно.
NiCd (никель-кадмиевый) аккумулятор
В большинстве выпускается в виде пальчиковых батареек и малогабаритных дисковых аккумуляторах (таблетках)Напряжение питания одного элемента — 1.37 вольт
Саморазряд у этого типа — примерно 10% в месяц.
Они подвержены «эффекту памяти» и такие аккумуляторы не рекомендуется использовать в буферном режиме. После длительного бездействия такого аккумулятора, нужно произвести цикл заряд-разряда током примерно номинальной емкости. Цикл разряда с 1.36 вольт до 1 вольта, ниже не рекомендуется.
Номинальный ток зарядки в пределах 0.1-1 от номинальной емкости элемента.
Может использоваться при температурах до минус 50 градусов.
Pb (свинцово-кислотный) аккумулятор
Наиболее распространенный вид аккумуляторной энергии.Самый безопасный способ зарядки выглядит так, сначала аккумулятор заряжается постоянным током, а после получения нужного напряжения, на аккумуляторе поддерживают это напряжение.
Максимальная величина зарядного тока 0.2 — 0.3 от номинальной емкости аккумулятора. Оптимальный ток заряда это 10% от номинального, оно и безопасно и щадительно для аккумулятора.
Максимальное напряжение заряда не должно превышать 13.8 вольт. При быстром заряде допускается до 14.5 вольт.
Общее время полного заряда должно быть в раене 5 — 6 часов.
Минимальная температура заряда не ниже -15° C
AGM аккумулятор
Число полных циклов заряда-разряда от 500 до 1000 в зависимости от марки модели.
GEL (гелевый) аккумулятор
Также герметичные аккумуляторы, прослойкой между пластинами у которой служит силикагель — твердое вещество с множеством пор в которых присутствует электролит, что дает еще больше преимуществ которые проявляются в виде большего количества циклов разряда-заряда, до 1200-1500 и большим сроком годности — до 10 лет. Предпочтительный в тех системах где нужна полная разрядка.Как заряжать аккумулятор шуруповерта правильно
Использование шуруповерта, работающего от сети, доставляет неудобства, ведь длины шнура может не хватать, да и сам он часто мешает. Поэтому были придуманы приспособления со съемным АКМ. Но перед их применением надо разобраться, как заряжать аккумулятор шуруповерта правильно.
Общие правила зарядки АКБ шуруповерта
Для правильной подзарядки батарей инструмента надо обеспечить рекомендованную внешнюю температуру. Оптимальным считается воздух, нагретый до 10-40 градусов.
Есть вероятность, что блок с батареями перегреется. Чтобы не допустить такого явления, во время зарядки аккумулятор иногда нужно отсоединять для его охлаждения. После восполнения емкости батареи нельзя ее оставлять в выключенном зарядном устройстве или устанавливать в шуруповерт, использование которого сейчас не планируется. Лучше сложить их в кейс с инструментом.
Важно! АКБ, которые применяются достаточно редко, нужно подзаряжать раз в месяц.
Узнать, сколько времени потребует подзарядка, можно в пособии по эксплуатации. Чтобы инструмент проработал долго, соблюдение этого требования обязательно.
Если батарея новая
Если шуруповерт был куплен только что, вначале его надо полностью зарядить, потому что при хранении на складе батареи в инструментах садятся.
От типа аккумулятора последующие нюансы будут сильно различаться.
Особенности зарядки аккумуляторов разных типов
Отличия в зарядке аккумуляторов связаны со свойствами материалов, из которых изготовлены АКБ. Устройства для восполнения емкости бывают импульсные и обычные. Первыми снабжаются профессиональные электроинструменты, а вторые идут в комплекте с бытовыми шуруповертами.
Всего существует три типа аккумуляторов:
- Никель-кадмиевые. Отличаются выраженным эффектом памяти. После покупки их надо зарядить и разрядить 3 раза. Только таким образом будет достигнута наибольшая емкость аккумулятора. Последующую зарядку надо проводить только после полного окончания заряда.
- Никель-металлогидридные. Также обладают эффектом памяти. Аналогичную процедуру рекомендуется выполнить 4 раза. Дальнейшая подзарядка осуществляется произвольно.
- Литий-ионные. Эти аккумуляторы самые неприхотливые. Они способны долго не менять своей первоначальной емкости. Их можно заряжать как угодно.
Сколько времени заряжать
На некоторых моделях есть световой индикатор, который показывает, сколько процентов заряда восполнено. По завершении процесса батарею нужно сразу отсоединить от зарядного устройства.
Время подзарядки разнится от 30 минут до 6 часов, зависит это от емкости аккумулятора и мощности зарядного устройства. Дольше других энергия поступает в никель-кадмиевые АКБ. Они заряжаются не менее 3 часов.
Нужно ли заряжать перед длительным хранением
Все зависит от типа батарей:
- Литий-ионные. Такие устройства кладут на хранение с зарядом 50%. Один или два раза в месяц их следует заряжать до этого значения.
- Никель-металлогидридные. Их необходимо поддерживать в полностью заряженном состоянии и иногда восполнять емкость.
- Никель-кадмиевые. Хранятся разряженными до следующего использования.
Если шуруповерт перестал заряжаться, никогда нельзя самостоятельно разбирать инструмент, иначе можно лишиться гарантии. Лучше всего отнести поломанный прибор в сервис. Иногда в инструкции по эксплуатации содержится информация о мерах, которые нужно предпринять в подобной ситуации.
Правильная зарядка аккумулятора — залог его исправной работы. Если не пренебрегать правилами, новые батареи понадобятся не скоро.
Полезные статьи, новости и обзоры на нашем канале Яндекс Дзен
Подписаться
после покупки и при его использовании.
Современные мобильные устройства выполняют множество функций. Поэтому они часто требуют восстановления заряда. Как правильно заряжать телефон, чтобы не портить аккумулятор, знают не все. Существует несколько рекомендаций, помогающих продлить срок службы батарейки.
Современные смартфоны на зарядки.
Типы аккумуляторов в смартфонах
Смартфоны снабжаются литий-ионными или полимерными элементами питания. Первый тип пришел на смену никель-металлогидридным и никель-кадмиевым батареям.
Несмотря на множество положительных характеристик, литий-ионные АКБ имеют ряд недостатков. В чистом виде металл стал использоваться редко. Его заменили разными сплавами.
Литий-полимерные источники питания работают по принципу перехода полимера в проводник. Ионы электролита повышают проводимость. Сейчас выпускаются такие типы аккумуляторов:
- с полимерными наполнителями, обогащенными солями лития;
- с сухими полимерными наполнителями;
- с пористыми матрицами, снабженными составами на основе лития.
Как правильно заряжать новый аккумулятор смартфона?
Производители смартфонов советуют заряжать новые аккумуляторы особым способом, иначе элемент питания можно вывести из строя. Заменить несъемную АКБ сложно. К общим правилам зарядки относятся такие рекомендации:
Совет: как правильно зарядить новый смартфон.
- Начинают с полной разрядки. Для этого необязательно нагружать смартфон. Потеря заряда должна происходить постепенно.
- Аппарат подключают к зарядному устройству. Нужно знать, сколько длится полный цикл зарядки. К указанному в инструкции значению добавляют 2 часа.
- После восстановления заряда до 100% смартфон можно использовать в привычном режиме. Повторно дождавшись разряда, процедуру зарядки повторяют. Для увеличения срока службы АКБ достаточно 3-4 таких циклов.
Новый телефон с li-ion батареей
Литий-ионные источники питания чувствительны к полному разряду. Даже новый телефон не стоит разряжать до 0%. Заряд должен сохраняться на уровне 20-30%. Нельзя держать телефон постоянно подсоединенным к электрической сети. Рекомендуется недозаряжать батарею, удерживая емкость на уровне 90-95%.
Новый смарфон с li-pol батареей
Литий-полимерные батарейки также не терпят критического разряда. «Раскачивать» аккумулятор нужно не более 2 раз. При падении заряда до 15% смартфон подключают к электрической сети. В последующем аппарат рекомендуется подзаряжать небольшими порциями.
Существует несколько мнений в отношении того, нужно ли полностью разряжать и заряжать АКБ в первый раз. Литий-полимерные источники питания не имеют эффекта памяти, поэтому эта процедура бессмысленна.
При производстве аккумулятора внедряют ингибитор, продлевающий срок службы изделия. При первых циклах восстановления заряда вещество распадается, что увеличивает емкость АКБ.
Li-pol батарея для смартфона.
Как продлить срок службы аккумулятора телефона?
Способы продления срока эксплуатации зависят от типа батареи, однако имеются общие рекомендации:
- Смартфон заряжают только оригинальным устройством. При повышении вероятности перезаряда устройство самостоятельно прекращает цикл. Использование ЗУ, входящего в комплект другого смартфона, может испортить рабочие характеристики аккумулятора.
- Нужно правильно эксплуатировать АКБ. Телефон рекомендуется хранить при положительной температуре и нормальной влажности воздуха. Перегрев или переохлаждение негативно сказывается на работе аппарата.
- При отправке на хранение элемент питания разряжают до 50%. Нельзя оставлять телефон с полностью заряженной или разряженной батареей.
- Для восстановления емкости нельзя использовать кустарные методы. Подсоединение проводов напрямую или механическое воздействие незначительно продлевает время использования смартфона. Однако применение таких методов делает АКБ непригодной к дальнейшему применению.
Как правильно заряжать смартфон с li-ion батареей?
Сохранить емкость и другие рабочие характеристики элемента питания можно такими способами:
- С помощью входящего в комплект ЗУ. Прибор обладает требуемыми характеристиками, поэтому батарея будет исправно служить в течение заявленного производителем срока.
- Путем подключения к компьютеру. Зарядка займет больше времени, однако АКБ не перезарядится и не выйдет из строя.
- Через прикуриватель автомобиля. Способ удобен при использовании телефона в поездке. Зарядка может продлиться 12 часов.
- С помощью универсального ЗУ. Прибор типа «лягушка» подходит для восстановления емкости любых видов АКБ.
Раз в 3 месяца производят калибровку заряда. Во время процедуры батарею нужно полностью разрядить и зарядить до 100%.
Правила зарядки телефона с li-pol батареей
Источники питания такого типа заряжают до 90% и отсоединяют от сети. Если телефон полностью потерял заряд и отключился, его нужно сразу подсоединить к ЗУ. Частая подзарядка не вредит аккумуляторам с литий-полимерным наполнителем. Процедуру можно проводить в любое удобное время. Нельзя держать телефон подключенным к сети более 3 часов. Если аккумулятор постоянно подсоединен к розетке, он может выйти из строя.
Батареи такого типа снабжены контроллером. Даже если индикатор показывает 0%, часть энергии сохраняется. При достижении 100% отметки ток перестает поступать. При снижении показателя до 99% подача напряжения возобновляется.
Зарядка ni-mh батареи
От предыдущих типов никель-металлогидридные элементы питания отличаются меньшим сроком службы и наличием эффекта памяти. Батарея запоминает, до какого уровня она заряжалась ранее, и начинает терять емкость быстрее. Избежать этого помогает «раскачивание» АКБ. Телефон разряжают до 0%, подключают к сети и дожидаются заполнения шкалы до 100%. Емкость увеличивается на 5-10%.
Зарядка ni-mh для батареек.
Что не допускается при зарядке аккумулятора телефона?
Аккумулятор любого типа чувствителен к падению или повышению температуры, механическим воздействиям, использованию неоригинальных ЗУ.
C li-ion батареей
Испортить источник питания такого типа может частая полная разрядка. Не рекомендуется восстанавливать заряд полностью или допускать перезаряд. Опасна для таких аккумуляторов и частая калибровка.
Рабочие характеристики батарейки ухудшаются при переохлаждении или перегреве. Заряд поддерживают на уровне 80-90%. Тренировку АКБ телефона на Андроиде проводят раз в полгода.
C li-pol батареей
Изделия такого типа чувствительны к следующим воздействиям:
- полная утрата заряда;
- частые тренировки и калибровки;
- постоянное нахождение в подключенном к сети состоянии;
- перепады температур окружающей среды.
Так же как для литий-ионных элементов питания, оптимальным является поддержание заряда на уровне 20-90%.
С ni-mh батареей
Старые модели АКБ нельзя заряжать частично. Это приводит к постепенному снижению емкости. Хранить телефон, оснащенный такими элементами, не рекомендуется в заряженном виде. При нагревании и механическом воздействии батарея повреждается быстрее, чем более современные изделия. Сохранять емкость помогает регулярная полная разрядка/зарядка. Тренировку проводят раз в 2-3 месяца.
При покупке телефона с любым источником питания нужно понимать, что аппарат не будет служить вечно. Старение и выход аккумулятора из строя — естественные процессы. Замедлить их помогает правильная эксплуатация средства связи.
Заряжаем аккумулятор автомобиля зарядным устройством
В любом транспортном средстве важная роль отводится аккумуляторной батарее, которая является основной движущей силой по запуску двигателя. Именно ее электрическая энергия раскручивает стартер, а он уже приводит во вращение коленчатый вал, и мотор начинает свою работу. В некоторых случаях это неплохая альтернатива вышедшему из строя генератору, правда, только на ограниченное время.
Во время движения автомобиля аккумулятор восполняет энергию от генератора. Тем не менее необходимо заряжать его специальными устройствами (ЗУ). При этом нужно знать, как делать это правильно, что позволяет уберечь АКБ от раннего выхода из строя и сохранить его рабочий ресурс.
Важно! Нельзя допускать полного разряда АКБ, иначе это приводит к сокращению срока службы батареи!
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
Первым делом необходимо обратить внимание на напряжение батареи – оптимальное значение лежит в пределах от 12,6 до 12,9 вольт при заглушенном двигателе. Об этом должен знать каждый владелец собственного транспортного средства. В особенности это касается новичков, так как опытные водители уже давно знают об этом.
Как показывает практика, редко, когда удается постоянно поддерживать батарею полностью заряженной. Тогда допускается ее эксплуатация при напряжении 12,2 вольт. Однако при меньших значениях батарею нужно обязательно ставить на зарядку. Речь идет о показаниях в диапазоне 11,8-12,0 вольт. Полностью заряженная батарея должна выдавать 12,7 В (100%).
Снижение до 12,2 вольт говорит о том, что АКБ разряжена на половину (50% заряда). Критическое значение – это 10,8 В и означает глубокий разряд, чего как раз необходимо избегать. Впоследствии это отрицательно сказывается на самом аккумуляторе и существенно сокращает его срок службы.
В случае, когда автомобильная силовая установка не заводится, это также служит поводом поставить источник питания на зарядку. Проблемы с АКБ дают о себе знать и через остальные потребители – освещение приборной панели или фар становится тусклым, аудиосистема работает не так как раньше и прочее.
Уровень заряда батареи ~30%Подготовка батареи к зарядке
До того, как поставить аккумуляторную батарею на зарядку, ее следует подготовить к этой процедуре. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:
- Отключить АКБ от бортовой сети машины, для чего сначала отсоединить минусовую клемму, потом плюсовую. А вот подключать батарею нужно, начиная с положительного контакта и только потом прикручивать отрицательную клемму.
- Протереть корпус батареи тряпкой или ветошью. Очистить контакты от окислов и прочих загрязнений.
- С обслуживаемой батареи нужно откручивать пробки. Если АКБ относится к необслуживаемому типу, то нужно снять специальную заглушку, которая закрывает вентиляционное отверстие. Это позволит парам электролита свободно выходить наружу.
- Визуально определить уровень электролита в каждой банке – если над пластинами он не более 5 мм, необходимо добавить дистиллированную воду.
Новички при этом могут задаться вопросом, с какой регулярностью нужно заряжать батарею? По мнению профессионалов и опытных автомобилистов, делать это необходимо каждый сезон, то есть перед приходом зимы. Но в некоторых случаях может понадобиться подзарядка АКБ. Чтобы определить, пора ли его заряжать, стоит внимательно наблюдать за процессом запуска двигателя.
Все же однозначного ответа на заданный вопрос не существует в природе, так как на разряд аккумулятора влияет множество факторов.
Техника безопасности и меры предосторожности
Зарядка источника питания представляет собой процесс, протекающий на химическом уровне. При этом начинает выделяться особое взрывоопасное соединение водорода с кислородом. По этой причине необходимо позаботиться о собственной безопасности и соблюдать определенные меры предосторожности.
Соблюдение техники безопасности позволит избежать многих проблем и повреждения АКБ. Существует ряд специальных правил, которых обязательно нужно придерживаться:
- Зарядку АКБ необходимо проводить только в хорошо проветриваемом помещении. Гараж, в крайнем случае, балкон, а вот в квартире это делать запрещено, если в семье есть маленькие дети.
- Непосредственно вблизи батареи нельзя курить, что-либо поджигать или выполнять работы, в ходе которых образуются искры.
- Также нельзя заряжать аккумулятор в помещениях с высоким уровнем влажности.
- Подсоединять зарядное устройство только тогда, когда оно отключено от электрической сети.
- Перед началом работ надеть очки и перчатки, что позволит уберечься от опасного влияния кислотных испарений.
Не стоит забывать и о том, что электролит – это сочетание дистиллированной воды и кислоты в определенной пропорции. Поэтому важно избегать его попадания на руки, во избежание ожогов. Однако от ошибок никто не застрахован и при неосторожном обращении с электролитом помогает содовый раствор, который способен нейтрализовать кислоту.
Как правильно заряжать аккумулятор
Для начала стоит уяснить важность правильного подключения аккумулятора к зарядному устройству. Иными словами, речь идет о соблюдении полярности. Это не так сложно выполнить, поскольку производители маркируют клеммы соответствующими цветами:
- положительный контакт всегда красного оттенка;
- отрицательная клемма – черная.
На самой батарее тоже есть обозначение (плюс и минус). Но иногда даже они могут быть стертыми после долгой эксплуатации АКБ или по иным причинам. В этом случае стоит запомнить один важный момент – вне зависимости от типа батареи (с прямой полярностью либо обратной, европейского производства или азиатского и т. д.) положительная клемма всегда толще отрицательного контакта.
Теперь касательно способов зарядки – и их всего два:
- с постоянным напряжением;
- с постоянным током.
Каждый из них отличается продолжительностью и эффективностью. Рассмотрим их чуть подробнее.
Важно! Опытные автолюбители и профессиональные работники автосервисов рекомендуют полностью заряжать батарею (100%) не реже двух раз за год. И один раз до того, как наступят холода.
Зарядка постоянным током
В этом случае необходимо на зарядном устройстве задать значение тока, равном 10% от емкости батареи. К примеру, при 60 А·ч искомое значение будет составлять 6 ампер, 55 А·ч – соответственно 5,5 А и так далее. Весь алгоритм представлен так:
- Для начала на зарядном устройстве нужно выставить ток (те самые 10% – 5,5 или 6 А).
- В случае глубокого разряда АКБ следует задать не номинальное значение тока, а минимальное – порядка 1,5-2 А. В этом случае сильного электролиза не произойдет, а плотность электролита будет увеличена разложением сульфата свинца.
- Дождаться повышения напряжения до значения 14,4 вольт (+/- 0,1 В), после чего понизить ток в два раза (2,75 или 3 А). Это понизит интенсивность кипения электролита.
- Когда напряжение еще раз повысится до 14,5-15 В, необходимо также в двое уменьшить ток. Теперь зарядку следует продолжать, пока обе характеристики (I, U) останутся неизменными. В итоге ток должен достигнуть значения в пределах 0,2 А. По времени процесс может занять 8-12 часов.
После завершения зарядки нужно дать сойти газам и протереть ветошью либо тряпкой корпус аккумулятора с использованием содового раствора. После чего остается закрутить крышки либо вернуть вентиляционную заглушку на свое место.
Недостатком этого метода является необходимость периодически вносить корректировки тока. Также стоит учесть, что в старых АКБ ближе к концу процесса газовыделение будет более интенсивным. Это главный признак того, что батарея зарядилась полностью.
Зарядка постоянным напряжением
После подключения аккумулятора к зарядному устройству ток сразу достигает своего максимального показателя. И чем сильнее разряжена батарея, тем большим он будет. В то же время на многих современных приборах ток не превышает 20-25 А, чтобы сохранить работоспособность и ЗУ, и АКБ.
Последовательность здесь такова:
- Задать на зарядном устройстве значение номинального напряжения – 14,4 вольт (+/- 0,1 В). В отношении необслуживаемых аккумуляторов необходим тщательный контроль.
- Вести наблюдение за показаниями тока: для обслуживаемых батарей это до 0,1 емкости, в отношении необслуживаемых – 0,05-0,1 емкости. Более 20% считается критичным показателем, который губителен для АКБ.
- В случае глубокого разряда аккумулятора начинать зарядку необходимо с параметра 12-13 В, не больше. Ток при этом не должен превышать 5% емкости батареи. При повышении его значения, напряжение следует уменьшить до достижения допустимого предела I.
К сведению! Очистка клемм аккумулятора даже в целях профилактики перед началом зарядки обеспечит лучший контакт.
Зарядка аккумулятора постоянным напряжением тянется медленно, нежели способ с постоянным током. Выбор значение напряжения зависит от степени разряда АКБ (из расчета на 24 часа зарядки):
- 14,4 В – от 75% до 85%.
- 15 В – от 85% до 90%.
- 16 и более В – от 95% до 100.
Таким образом, чтобы только за одни сутки полностью зарядить аккумуляторную батарею следует установить напряжение в пределах от 16,3 до 16,4 Вольт. Но стоит принять к сведению, что есть необслуживаемые аккумуляторы, в отношении которых нельзя превышать установленный порог в 14,4 В. Соответственно при таком напряжении потребует больше суток, чтобы полностью зарядить батарею.
Зарядка в автоматическом режиме
Такой способ требует наличие зарядного или пуско-зарядного устройства, которое в автоматическом режиме способно определить необходимое значение тока и напряжения. Также прибор в процессе зарядки АКБ в динамике изменяет их показатели, что позволяет избежать нежелательных нюансов:
- перезаряда;
- вскипания электролита;
- недозаряда.
Выбор оптимальных параметров осуществляется посредством настройки рабочего напряжения или одного из режимов (AGM, GEL, WET), в зависимости от типа аккумулятора. Главное, чтобы значение тока было не ниже 10% от емкости батареи.
Автоматическая зарядка аккумуляторной батареи представляет собой сложный и многоступенчатый процесс:
- Заданное значение тока начинает постепенно снижаться и одновременно с этим повышается напряжение АКБ.
- При установлении порога в 14,8 В напряжение стабилизируется.
- Теперь ток составляет уже 5% емкости батареи на протяжении еще 2 часов, что приближает к значению полного заряда и сбросу эффекта памяти.
- На завершающей ступени напряжение – 13,8 В. Теперь АКБ зарядится на 100%, исключая возникновения перезаряда и больших нагрузок.
Если батарея разрядилась наполовину, то весь процесс зарядки займет от 8 до 12 часов.
Когда аккумулятор зарядится и как проверить
Для того чтобы понять, когда батарея зарядилась, стоит обращать внимание на само зарядное устройство. Если оно автоматического типа, то все проходит обычно без участия человека.
О завершении процесса можно узнать по дисплею, который оснащен световыми лампами, что показывает этапы зарядки. Зеленый цвет свидетельствует о готовности аккумулятора к эксплуатации. В других моделях имеется встроенный амперметр и когда значения тока приблизится к нулю, АКБ заряжена.
Обратите внимание! Своевременная зарядка АКБ и обслуживание – залог сохранения ресурса батареи и снижения риска возникновения .
Проверку батареи можно выполнить несколькими способами:
- Специальный индикатор. Он имеется на корпусе любой современной батареи и показывает ее состояние. Если все в норме его оттенок зеленый. Белый цвет говорит о необходимости зарядки. Красный – нужно долить реактив и сам заряд минимальный.
- Мультиметр. Этот прибор нужно перевести в режим измерения напряжения и соединить контакты с клеммами АКБ (полярность не имеет значения). Двигатель не запускать, иначе измеряться будет не АКБ, а генератор. Когда нет нагрузки, то значение 12,6 В укажет на полный заряд батареи (100%). 12,42 В – 75%, 12,18 В – 50%, 11,7-11,8 – 0% (аккумулятор разряжен полностью). Стоит заметить, что у каждого прибора есть погрешность.
- Нагрузочная катушка. Это специальное устройство с элементом сопротивления и к нему подключен вольтметр (параллельно). Он соединяется с выводами АКБ в течение нескольких секунд, после чего с прибора снимаются показатели. Такие тесты можно провести практически в любом автосервисе, а также специализированных магазинах.
Опытные автолюбители способны определять уровень заряда АКБ на слух. При заряженной батарее стартер крутит уверено, но если сил батареи не хватает, прокручивание с большим усилием, что хорошо заметно. Если запустить двигатель, напряжение падает до 9,5 В, что считается нормой. Но если ниже, АКБ нужно зарядить.
Обслуживание батареи после зарядки
После того как аккумулятор заряжен, он готов для подключения к бортовой сети автомобиля. Однако одной зарядкой все не оканчивается, за батареей необходим надлежащий уход. Правильное обслуживание подразумевает собой следующее:
- Периодически оценивать состояние креплений батареи и при необходимости подтягивать гайки, болты.
- Очищать клеммы от окислов и ржавчины во избежание развития коррозионного процесса.
- Визуальная диагностика уровня электролита подручными средствами (трубки, отрезки корпуса ручки и т. д.). Для восполнения потерь в банки нужно залить дистиллированную воду или электролит.
- Периодически проверять плотность электролита, так как от этого зависит заряд АКБ.
Зимой эти мероприятия необходимо выполнять ежедневно или перед каждым выездом. Только такой подход позволит сохранить ресурс АКБ на долгое время.
Что касается нового аккумулятора, то необходимо еще в магазине проверить насколько он заряжен – нужно 100%, допустимо 95%. В крайнем случае, подзарядить его минимальным током и напряжением не выше номинального (14,4 В) в течение 2-3 часов.
Лучше заранее обращать внимание на дату изготовления АКБ. И если он простоял в магазине больше года, от покупки следует отказаться и найти другой вариант или найти иную торговую точку.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.