Где на теле вазы располагается изображение щита – Что такое щит? Каким образом щиты изображаются на тектонических картах? Приведите примеры щитов на различных платформах.

Содержание

Снаряжение греческого гоплита | Униформа армий мира

Гоплиты служили в армиях царей и тиранов, но по своей сути гоплиты были солдатами-гражданами. Долгом граждан всех свободных греческих городов-государств было нести военную службу.
Любое собрание граждан представляло собой собрание солдат, служащих в данное время или отслуживших свое ветеранов.
Фактически, каждый греческий гражданин был гоплитом.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Наиболее важным элементом экипировки гоплита был щит (aspis). При массе около 6,2 кг щит неплохо держал удар мечом или копьем, но мало защищал от стрел и дротиков.
На многих греческих вазах изображены пробитые щиты. Спартанский полководец Брасид был убит, когда его «предал щит». Ксенофонт рассказывает, как лакониец Леоним был убит копьем, пробившим его щит.
Гоплиты предпочитали жертвовать надежной защитой в пользу легкости.

Когда античные или современные авторы говорят о бронзовых щитах, они имеют в виду тонкую (тоньше половины миллиметра) наружную бронзовую обшивку щита. Основную же часть щита составлял слой древесины.
В архаический период бронзой усиливали только внешний край щита, иногда дополнительно добавляя бронзовую накладку на центральную часть.
На архаических вазах поверхность щита всегда черного цвета, тогда как окантовка и центральная эмблема красные.
Около 500 г. до н.э. греки освоили новую технологию, став покрывать бронзой всю наружную поверхность щита, а эмблему на щите стали рисовать. Соответственно, изменилось и изображение щитов на керамике. Теперь весь щит стал красным, а черной — эмблема.
На изображениях в профиль видно, что щит приобрел большую кривизну по сравнению с архаическим периодом. Окантовка придавала щиту дополнительную жесткость и не давала ему расколоться.
Окантовка -отличительная особенность гоплитского щита.

 

От шлема также не требовалось выдержать любой удар.
Конструктивно шлем представлял собой компромисс между защитой и массой. Гоплиты использовали различные закрытые шлемы, которые серьезно ограничивали поле зрения и затрудняли слух.
Внутри шлем имел матерчатую подкладку, но подбородочных ремней греки не знали. Шлем надевали прямо на голову, хотя иногда использовали шапку-подшлемник.

Гомер упоминает кожаный колпак (kalaityx), который носили в бою, однако мы не знаем, использовался ли этот колпак в качестве подшлемника.
Греческий шлем украшался плюмажем или гребнем из конского волоса, который зрительно прибавлял воину роста и делал его более внушительным.
В поздний классический период, когда начала оформляться концепция униформы, плюмаж также стал обозначать должность. Шлем полководца Ламаха был украшен тремя гребнями и парой плюмажей.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Гоплиты в V в. до н.э. использовали два типа панцирей: мускульный панцирь и композитный панцирь.
Мускульный панцирь назывался так потому, что бронзовые грудная и спинная пластина имели рельеф, имитирующий мышцы торса. Мускульный панцирь развился из архаического колоколообразного панциря, называвшегося так за свою форму. По нижнему краю архаического панциря шел фланец, придававший панцирю сходство с колоколом. Позднее этот фланец исчез, а мускульный панцирь стал длиннее, так что доходил до промежности.

Композитный панцирь получил свое название из-за своей конструкции с использованием различных материалов. Обычно он состоял из железных или бронзовых пластин, покрытых для защиты от погодных условий кожей или холстиной.
Пах прикрывали двойным слоем свисающих полос, называвшихся pteruges, т.е. «крылья». Второй слой полос на половину ширины смещался относительно первого.
Птеруги делали из отвержденной кожи.
Как правило, полоски украшались цветной каймой, а по нижнему краю пускалась бахрома. Птеруги представляли собой неотъемлемую часть доспехов, неразъемно присоединенную к нижнему краю панциря.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Источник:
1. «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс. Уважаемый участник!

Глава первая. Бог сотворил всё.

Глава первая. Бог сотворил всё. Глава первая Бог сотворил всё. Библия очень важное письмо от Бога. Это письмо для каждого из нас. Да! Библия говорит, что Бог послал особую весть именно тебе. Несмотря на то, что письмо было написано много

Подробнее

J2- ноября 2018 года

J2- ноября 2018 года

Ставропольский край Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников 2018/19 учебного года Работапо~ДХ’К -~ ученика (цы) ~(лицея, города Ессентуки t 1О класса гимназии) NQ 1О J2- ноября 2018 года

Подробнее

Ответы по олимпиаде мхк 10 класс

Ответы по олимпиаде мхк 10 класс Ответы по олимпиаде мхк 10 класс >>> Ответы по олимпиаде мхк 10 класс Ответы по олимпиаде мхк 10 класс По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. Тестовые задания содержат различные по сложности вопросы

Подробнее

Красивый безрассудный царь

Красивый безрассудный царь Библия для детей Представляет Красивый безрассудный царь Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Lyn Doerksen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children, Inc.

Подробнее

ИЛЬЯ ФЕСВИТЯНИН — БОГУ МОЛИЛСЯ!

ИЛЬЯ ФЕСВИТЯНИН - БОГУ МОЛИЛСЯ!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Не молчите! Читайте эти стихи во всех Церквях пятидесятников! Поднимайте Знамёна Молитвенной Ревности и будете Благословенны, Благословением Помазания Силы Свыше — в Знамении иных языков,

Подробнее

Красивый безрассудный царь

Красивый безрассудный царь Библия для детей Представляет Красивый безрассудный царь Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Lyn Doerksen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children, Inc.

Подробнее

Красивый безрассудный царь

Красивый безрассудный царь Библия для детей Представляет Красивый безрассудный царь Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Lyn Doerksen Издано: Bible for Children www.m1914.org BFC PO Box 3 Winnipeg, MB

Подробнее

Задание 1. Задание 2.

Задание 1. Задание 2. Задание 1. Прочтите фрагмент из статьи Н.И. Новикова («Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772 г.) об одном из русских просветителейэнциклопедистов. 1.О ком идет речь в данном отрывке?

Подробнее

Как нарисовать одиссея

Как нарисовать одиссея Как нарисовать одиссея >>> Как нарисовать одиссея Как нарисовать одиссея Хозяин, терзаемый злою Болью, ощупывал сверху у всех пробегавших баранов Пышноволнистые спины. Когда же Навсикая узнала о желании

Подробнее

Как нарисовать Гадеса

Как нарисовать Гадеса Как нарисовать Гадеса Краткое описание урока: Гадес Гадес являлся в Древней Греции Богом подземного царства теней. Нам он также известен под именем Аид. Давайте посмотрим пошаговый урок о том, как следует

Подробнее

Небеса, прекрасный Божий Дом

Небеса, прекрасный Божий Дом Библия для детей Представляет Небеса, прекрасный Божий Дом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Lazarus Адаптировано: Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children, Inc. Лицензия:

Подробнее

>>> Анализ стихотворения эгейские вазы

>>> Анализ стихотворения эгейские вазы Анализ стихотворения эгейские вазы >>> Анализ стихотворения эгейские вазы Анализ стихотворения эгейские вазы Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре. Крит упоминается как родина верховного

Подробнее

>>> Анализ стихотворения эгейские вазы

>>> Анализ стихотворения эгейские вазы Анализ стихотворения эгейские вазы >>> Анализ стихотворения эгейские вазы Анализ стихотворения эгейские вазы Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре. Крит упоминается как родина верховного

Подробнее

JG YOUTH WORSHIP БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

JG YOUTH WORSHIP БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ #БОГЕСТЬЛЮБОВЬ является отражением того, что Бог открывал мне на протяжении 3 последних лет моей жизни. Каждая песня открывает любовь Бога к нам с разных сторон: любовь как свет, любовь как шторм, любовь

Подробнее

Задания первого типа ЗАДАНИЕ 1

Задания первого типа ЗАДАНИЕ 1 Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) 2016-2017 учебный год 9 класс Время выполнения заданий: 240 минут (4 часа) Максимальное количество баллов: 284 Задания

Подробнее

Задания 1 типа. 1 задание

Задания 1 типа. 1 задание Задания к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по МХК (9 класс) усложненный вариант Задания 1 типа 1 задание Расшифруйте названия изобретений, заполните таблицу. К культуре какой цивилизации имеют

Подробнее

Щит Греческого Гоплита | Журнал Ярмарки Мастеров

Для школьного спектакля по мотивам «Иллиады» нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.

В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Щит. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для щита мы взяли огромный гимнастический мяч, диаметром 75 см.
1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды(говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 — клей, 2 — клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.
Щит Греческого Гоплита, фото № 1
3. Макушку мячика закрываем пищевой пленкой (для нашего щита мы закрыли круг радиусом 30 см), закрепляем ее на мяче скотчем, сам мяч помещаем в таз или коробку для устойчивости.
4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на мяч. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.
5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.
6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.
7. Затем мы сняли нашу часть сферы с мяча, от пленки он очень легко отделяется.
8. Нашли центр при помощи сантиметровой ленты и отложили с ее же помощью одинаковое расстояние (около 28 см) по кругу, чтобы выровнять край полусферы. Ножницами срезали лишнее.
9. Теперь нужно сделать выкройку кольца, опоясывающего щит. Можно делать сразу на картоне, если есть достаточно большой кусок, но у меня не было, поэтому я вырезала его сначала из бумаги, а потом по частям собрала из гофрированного картона.
10. Кладем купол на картон и обводим его, рисуем еще одну окружность с радиусом на 5 см большим того, который получился, получается кольцо для щита, вырезаем его из картона. У меня получилось кольцо с внешним диаметром 60 см
11. Застилаем на полу пищевой пленкой площадь, достаточную для размещения наших заготовок, кладем кольцо, внутрь вкладываем купол, двумя слоями газет закрываем стык.
12. Практика показывает, что картон деформируется от клейстера, поэтому сушить кладем под пресс, мы использовали книги, предварительно вложенные в пакеты. Ждем до полного высыхания.
13. Снимаем пресс, переворачиваем уже Щит, закрываем стык между куполом и кольцом с изнанки, сушить кладем также на пищевую пленку, под пресс.
14. Далее выклеиваем газетными слоями весь щит вместе с кольцом с лицевой стороны, наружний срез картона закрываем газетами, подворачивая их на изнаночную сторону. В нашем случае газет – 11 слоев, после этого для прочности мы наклеили еще слой очень тонкой ткани, также предварительно разорвав ее на полосы. При приклеивании ткани смазывать клейстером лучше сам щит, а не кусочки материала.
15. После ткани еще два слоя газеты. Просушиваем.
16. Далее нам нужно было сделать выпуклые треугольники – лучики по ободу щита. Делаем выкройку на бумаге и вырезаем из переплетного картона, а в нашем случае из обрезков пробки (толщина 4 мм) нужное количество треугольников. Приклеиваем их к ободу щита на неразбавленный ПВА, прижимаем прессом, сушим.
17. Засчет толщины треугольников между их основаниями и сферой образуется небольшой зазор-канавка, который надо бы закрыть.
18. Для этого я использую массу папье-маше, сделанную из решетки для яиц. Рецепт можно найти по ссылке:
http://www.livemaster.ru/topic/175787-analiz-moih-eksperimentov-v-tehnike-pape-mashe?
Выглядит она вот так:
Щит Греческого Гоплита, фото № 2
19. Ею замазываем-закрываем зазор. Меня так увлек процесс, что я покрыла этой массой в итоге весь купол щита. Это сохнет ооочень долго, но в результате получилась очень ровная поверхность и щит приобрел некоторую монументальность, кольцо и купол окончательно слились в единое целое.
Щит Греческого Гоплита, фото № 3
На картинках видно еще незакрытые бумагой части пробки.
Щит Греческого Гоплита, фото № 4
20. Так как бывалые мастера папье-маше пишут, что яичные ячейки очень плохо поддаются вышкуриванию, то обклеиваем весь наш щит, особенно тщательно треугольники, белой бумагой (рулон для доски из IKEA) в два слоя и это уже финишная часть непосредственно папье-маше. Окончательно просушиваем заготовку.
21. Наносим с обеих сторон шпатлевку силиконовым шпателем. Оставляем на просушку.
Щит Греческого Гоплита, фото № 5
Щит Греческого Гоплита, фото № 6
22. Вышкуриваем очень тщательно, мы пользовались шкуркой №5, удаляем пыль влажной тряпкой. На нашем щите остались некоторые дефекты, которые мы не стали удалять, они потом сыграли роль выбоинок при патинировании.
Щит Греческого Гоплита, фото № 7
Щит Греческого Гоплита, фото № 8
Щит Греческого Гоплита, фото № 9
23. Покрываем грунтом, это может быть клейстер, я использовала разведенную белую акриловую краску.
Щит Греческого Гоплита, фото № 10
24. Красим щит изнутри, краска-спрей «Медь Молотковая», она сама по себе имеет интересную фактуру.
Щит Греческого Гоплита, фото № 11
25. Делаем отметки под ремни. У гоплитов один ремень делается посредине щита, и располагается в районе локтя воина, а второй близко к краю так, чтобы воин мог кистью его держать.
26. Сверлим отверстия для крепежа. В нашем случае это винты с плоскими шляпками, диаметр винта 8 мм, шляпка – около 1.2 мм. Здесь мы таки призвали на помощь папу 🙂
Щит Греческого Гоплита, фото № 12
Щит Греческого Гоплита, фото № 13
Щит Греческого Гоплита, фото № 14
27. Отрезаем два куска подходящей длины от ремня и крепим их к щиту.
Щит Греческого Гоплита, фото № 15
28. Шляпки утопают практически вровень с поверхностью. Винты снаружи сажаем на «Суперклей», чтобы при смене ремней они не вращались и не повредили поверхность щита (если до смены от доживет…)
Щит Греческого Гоплита, фото № 16
Щит Греческого Гоплита, фото № 17
29. Закрываем винты 3-4 слоями газеты, сушим, шпатлюем, шкурим. Все – наш объект готов к покраске.
Щит Греческого Гоплита, фото № 18
30. Находим центр, прорисовываем круг, в котором будем делать имитацию кожи.
Щит Греческого Гоплита, фото № 19
откладываем от него одинаковое расстояние по кругу,
Щит Греческого Гоплита, фото № 20
прорисовываем круг, в котором будем делать имитацию кожи.
Щит Греческого Гоплита, фото № 21
31. Закрываем внешнюю границу круга малярным скотчем.
Щит Греческого Гоплита, фото № 22
32. На палитре смешиваем акриловые краски двух цветов, чтобы получилось 3-4 оттенка и методом тампонирования наносим на щит.
Щит Греческого Гоплита, фото № 23
Щит Греческого Гоплита, фото № 24
33. Мы шли от темного к более светлому, а затем вразброс.
Щит Греческого Гоплита, фото № 25
Щит Греческого Гоплита, фото № 26
34. Оставляем сушить, снимаем скотч.
Щит Греческого Гоплита, фото № 27
35. Рисуем на бумаге эскиз Змеи или любого другого рисунка для щита, вырезаем, приклеиваем к щиту строительным скотчем с обратной стороны бумаги. Обводим шариковой ручкой контур.
Щит Греческого Гоплита, фото № 28
36. Покрываем тело Змеи черной акриловой краской, просушиваем.
Щит Греческого Гоплита, фото № 29
37. Прорисовываем белым акрилом контур.
Щит Греческого Гоплита, фото № 30
38. Закрываем пищевой пленкой и скотчем круг со Змеей.
Щит Греческого Гоплита, фото № 31
Щит Греческого Гоплита, фото № 32
39. Красим краской-спреем «Медь Молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.
Щит Греческого Гоплита, фото № 33
Щит Греческого Гоплита, фото № 34
40. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами.
Щит Греческого Гоплита, фото № 35
Щит Греческого Гоплита, фото № 36
41. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет. Щит получается бывалый.
Щит Греческого Гоплита, фото № 37
42. Удаляем скотч.
Щит Греческого Гоплита, фото № 38
43. Вот и все. Большое спасибо, что дочитали до конца 🙂
Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Порадуйтесь за моих детей и их школу, им там так интересно живется.
Будет продолжение по созданию шлема Греческого Гоплита.

Древнегреческая керамика. Формы и назначение. Часть 1

                                                                » О строгая невеста тишины, 
                                                                Дитя в безвестье канувших времен, 
                                                                Молчунья, на которой старины 
                                                                Красноречивый след запечатлен! «…….

                              Джон Китс «Ода греческой вазе» (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды — не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂

И, чтобы расставить точки над «и» и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

(фотография взята отсюда http://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)

Многообразие форм  может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы — это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки  придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы.  Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз — амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками»  — сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.

 Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь http://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах — это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции — невероятно интересное занятие, но это — материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят  при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и — о, чудо! — вынырнуть с древней амфорой в руках :))  

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат.  — Kalpis)  —   сосуд для воды, имеющий три ручки:  две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку.  Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках,

Щиты Троянской войны (часть четвертая)

О щитах в «Илиаде» говорится много и со вкусом. Одно только описание щита Ахилла чего стоит. Но не надо забывать, что Троянская война была где-то в интервале 1250 – 1100 гг. А вот вся эпоха Минойского времени, Крито-микенской культуры, Ахейского периода и Эгейской цивилизации (на самом деле все это одно и то же!) и началось раньше, и закончилось несколько позже этого времени. Поэтому рассказ о самых распространенных по всему миру круглых щитах следует начать с того, что такие круглые щиты в Эгейском районе начали применять приблизительно около 1300 г. до н.э.
Микенский кинжал со сценой охоты. Афинский археологический музей.

Причем цельнометаллические (бронзовые) щиты этого времени известны по находкам в Центральной и Северной Европе, но не в Элладе и в Малой Азии. Но поскольку хорошо сохранившиеся круглые бронзовые щиты там находят, то применение их считается полностью возможным и воинами ахейского мира.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Статуэтка бога или воина из Энкоми, Кипр (около 1200 г. до н.э.). Музей в Никосии.

Некоторые из золотых бляшек, пуговиц и терракотовых украшений из царских могил шахтных в Микенах датированных 1500 г. до н.э. были интерпретированы Генрихом Шлиманом как миниатюрные копии щитов. Подтверждается его мнение находкой большого деревянного объекта (который был собран из многих фрагментов) в могиле №5 в Микенах (около 1500 г. до н.э.), поскольку это почти наверняка часть щита. В центре сохранившейся части находится круглое отверстие, которое служило для крепления рукоятки, которую снаружи прикрывал металлический умбон.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Карта Эгейского мира.

Есть фрагмент фрески со сценой охоты из Пилоса (около 1300 г. до н.э.), где также изображен круглый щит. Круглые щиты, изготовленные из нескольких слоев кожи, описаны также и в «Илиаде». Есть медная статуэтка, «фигура из Энкоми», изображающая воина с копьем и круглым щитом. Круглыми щитами вооружены и воины «народов моря», изображенные на рельефах храма Рамзеса II в Мединет-Абу.

Зато именно в этой части света появился совершенно необычный по форме так называемый «прото-дипилонский» щит, имевший вид огромной выпуклой восьмерки. Эти щиты имели вертикальное деревянное ребро и основание, скорее всего, сплетенное из лозы и обтянутое бычьей шкурой.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Дипилонский щит из кожи. Реконструкция. В начале VIII в. до н.э. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон – этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений таких щитов, и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки.

Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.)

Изображений этих щитов предостаточно. Это и фрески из дворца в Кноссе, и минойские вазы и даже фигурки охотников на львов на клинке великолепного бронзового кинжала из археологического музея в Афинах. На этом клинке, кстати говоря, изображены щиты двух типов: «восьмеркообразный» и прямоугольный с полукруглым выступом наверху.

Такой щит мог быть усилен металлическими оковками по краям и даже обтянут металлическим листом сверху. Интересно, что и в «Илиаде» основным материалом для щитов ахейцев и троянцев являются выделанные бычьи шкуры, усиленные металлическими элементами. Есть изображения прямоугольных щитов совершенно явно покрытых шкурой быка шестью наружу и на знаменитых фресках из Акротири с острова Санторин.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Охота на льва, в которой участвуют лучник и копейщик с восьмеркообразным щитом. Печать из Кудонии, XVI в. до н.э.Щиты Троянской войны (часть четвертая)

Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя. А это значит, что фаланга была известна уже тогда. Кстати, длинные копья в руках у воинов подтверждают эту гипотезу. Кстати, рисунок сам по себе очень понятен, хотя рисовал его художник, живший от нас в незапамятные времена. Воины защищают город, живущих в нем женщин и пастухов, пригоняющих в город стада. На море мы видим флот и занятых каким-то важным делом ныряльщиков.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Аякс со своим щитом. Современная реконструкция.

Простые щиты с «покрышкой» из волосатой шкуры могли быть значительно усовершенствованы. Например, путем соединения нескольких кож между собой. Именно таким, то есть «семикожным» и еще покрытым бронзовым листом, был щит Аякса Теламонида. Считается, что такой большой щит будет слишком тяжелым. Известно, что средняя плотность бронзы 8300 кг/м3. Таким образом, при размере листа на таком щите от 1,65 м до 1 м, ширине около 70 см и толщине 0,3 мм даст нам вес около 4 кг. Общий вес семи бычьих шкур это 6 кг плюс 4 кг бронзовой пластины, то есть общий вес щита будет около 10 кг. Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.

В «Илиаде» описан также щит Ахилла, изготовленный богом Гефестом, причем красоты ради он сделал на нем много изображений. Известный английский ученый Питер Коннолли и итальянский историк Раффаэле Д’Амато постарались реконструировать сцены, изображенные на этом щите. Работа была проделана большая, поскольку всего на щите Ахилла было 78 сцен, так что ее объем можно себе представить!

Для максимальной достоверности изображения и копирования характерной манеры того времени использовались изображения с фресок, а также различные артефакты. Например, охотничьи собаки – фреска из Tиринфа XIII в. до н. э.; ахейская женщина – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; женщины на колеснице – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; жрицы с храмовой фрески из Микен XIII в. до н. э. – ну и так далее.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)
Реконструкция щита Ахилла.

На основании описания в «Илиаде» щит Гектора вполне можно представить себе как «восьмеркообразный» (тип прото-дипилонский) из нескольких слоев бычьей шкуры.

Что значят предметы по Фен-шую (36 фото + текст)

Трехлапая жаба с монеткой во рту.
Символ большой удачи и денежного изобилия.
Жабу богатства лучше всего распологать у двери входа в жилище так,
будто бы она впрыгивает в дом.
Также можно поставить по одной жабе в каждую комнату в Юго-Восточный сектор, таким образом активируя зону богатства.
Считается, что жабы боятся высоты, поэтому не рекомендуется ставить их на высокие полки.
Китайцы очень любят этот талисман и используют его очень широко.

Лошади
Статуэтка лошади считается классическим талисманом для зоны славы и карьеры. Особенно хороша лошадь, устремленная вверх.
На Юге фигурка лошади будет активизировать славу, олицетворяя выносливость, стремительность, добрую репутацию, а так же являться символом неугасающего оптимизма.
Лошадь приносит с собой ветер перемен и благоприятные изменения в жизни.

Птицы Феникс
Феникс в Китае считается магическим животным, покровителем всех крылатых созданий. Птица Феникс обладает настолько мощной энергией, что может восстать из огня и пепла и вознестись над самыми ужасающими обстоятельствами. Статуэтка птицы Феникс очень эффективно активизирует энергию процветания, славы и успеха. Ее фигурку рекомендуется ставить на Юге.

Чаша богатства
традиционно считается в фэн-шуй символом благосостояния и величия. Его рекомендуется ставить на Юго-Восток для укрепления своего материального достатка и преумножения доходов. Шкатулку в форме слитка золота рекомендуется наполнять украшениями из драгоценных металлов или камней.
В Фэн-шуй Чаша Богатства является самым действенным способом в привлечении материального благополучия.
Однако, присутствие данной символики заметить очень просто и в других народностях: вспомните дворцы махараджей, где обязательное присутствие ваз до края переполненных фруктами является первым знаком того, что благополучие и успех является постоянными спутниками этого места.
А, например, у русского подворья жданных гостей всегда встречают с полными корзинами различных угощений и сладостей, а излишек угощений это всегда знак того, что в семье присутствует радость, достаток и любовь.

Слоны
В Китае считается, что слон притягивает удачу. Статуэтку слона рекомендуется ставить на подоконник, тогда он будет привлекать в дом удачу с улицы через окно. Хорошим символом считается тот слон, хобот которого поднят вверх.

Уточки-мандаринки
Уточки-мандаринки классический талисман верности в любви и неразлучности. Статуэтку уточек необходимо ставить именно в паре на Юго-Запад, активируя тем самым зону любви.

Фонтаны
Фонтаны в фэн-шуй являются прекрасным источником чистой жизненной энергии ци! Вспомните, что «фэн-шуй» в переводе с китайского означает «вода и ветер». Именно бегущая вода животворящий символ нескончаемой силы. Декоративные комнатные фонтаны принято ставить на Востоке, в зоне личного развития, или на Юго-Востоке, в зоне богатства.

Денежные деревья
Денежное дерево, на веточках которого растут китайские золотые монетки, привлекает в дом финансовые потоки и благоприятную энергию, стимулирующую рост ваших доходов. Денежное дерево является символом процветания и богатства, а так же символом денежной удачи. Рекомендуется ставить денежное дерево в зоне богатства, в Юго-Восточном секторе.

Деревья с камнями
Дерево, на котором растут полудрагоценные камушки, считается Деревом Счастья. Дерево Счастья является символом процветания, богатства и денежного благополучия. Размещение этого дерева на Востоке способствует хорошему здоровью, быстрому осуществлению задуманных планов и реализации новых проектов.

Фруктовые деревья
Деревья с плодами персиков являются классическим талисманом здоровья и долголетия. Располагать такое дерево лучше всего на Востоке или в центре, а так же можно поместить туда, где обычно собирается вся семья. Деревья с плодами мандаринов символизируют молодость и пылкость в отношениях. Мандариновое дерево отлично активизирует зону любви на Юго-Западе. Также фруктовые деревья являются прекрасным символом богатства и изобилия.

Дракон,
держащий в лапах жемчужину мудрости, олицетворяет полную гармонию, величие и мудрость. Он считается одим из сильнейших символов в Фэн-Шуй.
Именно дракон своим дыханием рождает животворную энергию ци, дающую жизнь всему живому.
Дракон символизирует могущество, мудрость и доброту, а так же приносит успех в бизнесе. В Китае дракон с жемчужиной считался символом императора, его божественным покровителем.
Рекомендуется ставить статуэтку дракона на Восток. Однако не стоит помещать его выше уровня глаз главы семейства, иначе в этом случае считается, что дракон будет доминировать.

Драконочерепаха
это мифическое китайское животное, охраняющее ваш дом от неудач и проблем. Черепаха с головой дракона представляет собой могущественное сочетание двух существ, которые излучают животворную энергию ци, подобно драконам, и защитную энергию ци, подобно черепахам. Считается, что Великому князю года Тай-Суй нравится, когда на него смотрит драконочерепаха, и князь не проявляет свой гнев на людей.

Корабль
это прекрасный талисман, привлекающий удачу в делах. Этот символ появился в те времена, когда парусное судно ассоциировалось с прибытием товаров и денег.
Корабль является мощным символом успеха в бизнесе, процветания и финансового достатка.
Соответственно, и означает этот талисман символическое «прибытие» удачи. Приобретая парусник, обратите внимание, чтобы его паруса были подняты и надуты, что означает попутный ветер и отсутствие застоя в делах. Ведь как вы знаете, ветер в фэн-шуй это всегда благоприятный знак. Также убедитесь, что ваш парусник не является прототипом модели какого-либо известного трагически затонувшего судна.
Когда парусник выбран, нагрузите его золотыми монетками, как китайскими, так и любыми другими, а также всеми теми же символами богатства, о которых было упомянуто выше: золотыми слитками камушками, выкрашенными в золотой цвет, хрустальными бриллиантами, изделиями из золота и различными украшениями и камнями.
Расположите парусник недалеко от входной двери или окна. Для эффективной работы талисмана необходимо, чтобы парусник был обращен носом внутрь дома, то есть именно «прибывал». Однако, следите за тем, чтобы парусник не был обращен носом в сторону входной двери или окна, иначе все богатство, которое он на себе несет, проплывет мимо вас. Корабль богатства прекрасно подходит не только для дома, но и для офиса.

Рыбы
очень популярный талисман фэн-шуй. Золотая рыбка очень удачно подходит для зоны богатства и символизирует успех в финансовых делах.
Так же статуэтки рыб отлично подходят для активизации Севера — зоны карьеры, так как элемент Севера — вода.

Старцы
Любой из трех звездных старцев является прекрасным символом семейного очага, охраняющим дом и семью, дающим счастье, долголетие, здоровье и процветание. Конечно, ставить трех старцев Фу, Лу и Шу вместе эффективнее, но возможно размещение старцев и поодиночке.
Китайских звездных старцев рекомендуется ставить на Восток, в зону здоровья
или там, где обычно собирается вся семья.
Старец по имени Фу-син олицетворяет счастье, символизирует большую денежную удачу и благополучие.
Старец Лу-син символизирует семейный авторитет, так же к нему обращаются
за помощью, чтобы подарить своей семье наследника.
Шоу-син является богом долголетия и здоровья, он почти всегда изображается с двумя символами долголетия оленем и персиком.
Статуэтку Шоу часто презентуют мужчинам как символ нескончаемого
источника мужской силы.

Хоттей
Хоттей (или смеющийся Будда) считается одним из самых известных богов счастья и богатства. Он помогает в осуществлении самых заветных желаний и олицетворяет благополучие, веселье, общение и беззаботность.
В переводе с китайского Хоттей означает «холщовый мешок».
Кстати, прообраз Хоттея написан с реального персонажа, жившего в Китае в конце Х века. В то время Монах по имени Ци Ци, ходил по деревням с четками и большим холщовым мешком, и везде, где бы ни появлялся этот монах, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. На вопрос, что находится у него в мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир!».
Изображение Хоттея прекрасно подходит для активизации Юго-Востока, зоны Богатства.

Черепаха
символ небесной поддержки и защиты. Лучше всего активировать статуэткой черепашки Север, так как владычицой севера считается вода.
Хорошим талисманом станет именно одна черепаха, потому что число северного сектора единица.
Особенно хороших результатов можно добиться, если поместить фигурку черепахи в сосуд с водой. Однако, не забудьте учесть, что спальня — это запрет для водных талисманов. Символы воды в спальне разрушают романтическую удачу.

Львы
Лев в фэн-шуй, прежде всего, считается сильным символом, нейтрализующим отрицательные влияния извне.
Обычно его ставят перед входной дверью или у окна, если там находятся здания или сооружения, оказывающее неблагоприятное действие (дорога, трубы, фонарь на столбе, большое одинокое дерево и прочее).
Если в помещении есть место с разрушительной энергией, то там тоже можно поставить статуэтку льва это ослабит негативное воздействие.
Кроме того, львы усиливают авторитет руководителя или главы семьи.

Монеты
Китайские монеты это круглые монетки с квадратным отверстием в центре и иероглифами. Монеты используются в фэн-шуй повсеместно.
Очень эффективно связать три монетки красной тесемочкой янской стороной (иероглифами) кверху и положить в секторе богатства, а также разместить их в тех местах, которые связаны с финансами.
Многие преуспевающие бизнесмены не скрывают, что они используют китайские монетки для увеличения денежной удачи, подкладывая их под коврик перед
входной дверью. Хорошим фэн-шуй для строящегося загородного дома будут китайские монетки, закопанные под дорожкой, ведущей к дому.

Орлы
Орел, гордо парящий в небесах, одно из самых лучших изображений для сектора славы. Если у вас большие амбиции, и вам необходимо очень мощно активизировать зону Юга, то рекомендуется поставить туда статуэтку орла это закрепит вашу добрую репутацию, принесет славу и успех в делах.

Пи Яо
Пи Яо используется для усиления источников богатства и увеличения доходов.
Пи Яо очень любят своих хозяев, послушны им и очень преданны.
Так же как и драконочерепаха, Пи Яо считается одним из немногих животных, способных усмирить княза года, который находится в 2007 году на Западе.
Если Вы занимаетесь бизнесом, то Пи Яо несомненно вам подойдет,
так как по преданию Пи Яо имеет безмерный аппетит.
Пи Яо следует располагать ниже уровня глаз главы семьи,
а также воздержаться от расположения его в спальне.
Если вы часто оставляете дом без присмотра и путешествуете на дальние расстояния, то следует располагать Пи Яо около входной двери или в прихожей.

Веера
являются не только красивым элементом декора интерьера, но и сильным средством фэн-шуй, помогающим справиться с влиянием негативной энергии выступающих углов, острых предметов и прочих конструктивных особенностей вашего дома. Веера прекрасно рассеивают энергию, преобразуя ее в позитивную.

Ловцы снов
Ловушка снов вешается над изголовьем кровати, либо поблизости неё и способствует хорошему сну и добрым сновидениям.
Создание этого приспособления было замечено много веков назад у североамериканских индейцев.
Мудрый народ находил взаимопонимание с природой путем медитаций и глубоких изучений. Изобретая ловушку для снов, индейцы воссоздали сплетеную паутину из кожаных веревок.
Именно таким образом, по их мнению, она не пропускала злых духов, наводящих беспорядок в сознании и, тем самым, не позволяла формироваться кошмарам.

Собачки Фу
символ защиты благосостояния дома. Они олицетворяют отвагу, бескорыстие и справедливость. Фу Дог хороши именно в паре, так как они объединяют гармонию энергий Инь и Ян. Фигурки этих собачек рекомендуется ставить напротив входной двери или в зоне богатства. В этом случае они будут служить благополучию семьи и стабильности отношений, а так же защищать от бед и неудач каждого члена семьи.

Фонарики
Красные китайские фонарики это очень эффективный талисман зоны любви. Китайские фонарики принято вешать в паре, так как парные вещи сами по себе являются сильными активизаторами зоны любви и брака, а красный цвет фонариков только усиливает их действие.

Тыквы горлянки
Тыква горлянка или Ху-лу является сильным талисманом зоны здоровья на Востоке. Также тыкву холу следует размещать у изголовья или над кроватью больного человека, а после его выздоровления ее нужно тщательно обмыть под проточной водой, насухо вытереть и сжечь рядом с ней большую свечу.
Помимо этого тыква холу гармонизирует отношения между детьми и взрослыми
и между охладевшими друг к другу супругами.

Хозяин денег
Хозяин денег или Чен Лобань один из самых почитаемых символов в Китае, хранитель денег.
Хозяина денег нужно размещать там, где вы обычно держите свои сбережения,
тогда ваши деньги не будут утекать сквозь пальцы, а напротив, сохраняться и преумножаться.
Считается, что статуэтку Хозяина денег надо передавать по наследству,
вместе с ней к вашим потомкам придет финансовый успех.

Лотосы
Во времена императоров цветок лотоса соотносился с царской властью,
а в Китае почитался как священное растение. Структура цветка лотоса символизирует взаимодействие женского и мужского начал, а так же жизнь, целомудрие, согласие и чистоту.
Хрустальный лотос наполняет членов семьи прекрасным здоровьем — поставить в центр комнаты.
Для карьерного роста рекомендуется ставить на Юг в зону славы.
Его прозрачные лепестки пропускают через себя негативную энергию ци,
преобразуя ее в позитивную, и равномерно распределяя по всему помещению.

Четки
это ожерелье из бусин, которые перебирают, повторяя мантры или молитвы.
Четки служат для подсчета произнесенных мантр и успокоения ума.
Человек, перебирающий четки, не только укрепляет свой дух,
но и становится более уравновешенным.

Шарики здоровья
Китайские шарики здоровья используются для поддержания гармоничного баланса
Инь и Ян в теле человека.
Целенаправленная стимуляция определенных зон с помощью шариков здоровья положительно влияет на все зоны тела.
По ладони проходят три меридиана Инь (меридианы сердца, кровообращения и легких) и три меридиана Ян (меридианы толстой и тонкой кишки), которые соединены с органами тела и мозгом.
Вращая в ладони китайские шарики, тем самым вы стимулируете многие акупунктурные точки.
Быстрое вращение шариков по часовой стрелке увеличивает энергию Ян, в то время как медленное вращение против часовой стрелки увеличивает энергию Инь.
Звук, производимый шариками во время занятий, оказывает успокаивающее и в то же время стимулирующее воздействие. Независимо от того, занимаетесь ли вы с шариками ради забавы или упражняетесь с ними в лечебных целях, такие регулярные тренировки благотворно скажутся на вашем здоровье.

Музыка ветра
Музыка Ветра защитит от неблагоприятных потоков энергии ци, рассеивая их через свои полые трубочки и преобразуя в чистую и благотворную. При помощи музыки ветра помещение наполнится силой и гармонией, а мягкое звучание будет напоминать о чистоте и мудрости.

Подсвечники
Подсвечники являются не только прекрасным элементом декора интерьера,
но и несут в себе энергию огня.
Чтобы улучшить любую из зон фэн-шуй, необходимо хотя бы изредка зажигать там свечи. Теплый свет свечи в красивом подсвечнике будет мягко рассеиваться по помещению, привлекая благотворную энергию ци в ваш дом.

Денежные конверты
Хранение даже символической суммы в золотых денежных конвертах знак преумножения имеющегося капитала.
Однако, никогда нельзя хранить деньги «на черный день», иначе он обязательно наступит.
Откладывайте деньги исключительно на что-то приятное (путешествия, покупки, на счастливую жизнь)

Небесные стражи
являются защитниками человека как физически так и духовно.
Статуэтки воинов оградят ваш дом от незваных гостей и людей с дурными помыслами, защитят материальное благосостояние и избавят ваш дом от сплетен и отрицательной энергии посторонних людей.
Многие предприниматели во время важных деловых переговоров держат фигурку воина под рукой. В Китае к небесным стражам относятся с большим почтением и уважением, так как они олицетворяют мужество и преданность своему императору.
В Китае считается, что воины своим свирепым ликом могут напугать даже грабителя или бесчувственного призрака.

Ганеша
считается богом мудрости и устранителем препятствий.
Он является покровителем и мощным символом удачи в бизнесе, а также покровителем торговли и путешествий, помогает обрести авторитет и влияние. Статуэтку Ганеши лучше всего помещать в зону помощников на Северо-Западе.
Его фигурку также можно поставить на рабочй стол. В этом случае он поможет вам увеличить ваши доходы и будет стимулировать профессиональные успехи.

Кристаллы
Хрусталики являются прекрасным символом любви и богатства.
Маленькие хрустальные бриллианты пропускают через себя отрицательную энергию ци, преобразуя ее в позитивную и равномерно распределяя по всему помещению.

via blogonline.ru

Какие были рисунки на щитах русских дружин?

Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.

Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.
Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.

Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.

Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.

На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.

Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.

На Руси, судя по изображениям — не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.

Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII—XIII веками.

«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.

Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.

Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.

Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:

Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.

Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.

Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.

Ее список — рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.

Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.

Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:

Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.

Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:

Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.

Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.

Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:

Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.

По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:

  • Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
  • Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).

Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.

Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.

Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.

Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:

Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.

Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.

Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:

Итак…

Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.

В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.

Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.
Обсудим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *