Дорожное освещение: Освещение дорог: требования, рекомендации по организации – Требования к освещению дорог общего пользования

Содержание

Характеристика освещения дорог

На сегодняшний день уличное освещение является достаточно разнообразным, многофункциональным, если сравнивать с подсветкой помещений жилых домов, нежилых зданий. Чтобы организовать качественную систему освещения автомобильных дорог необходимо знать соответствующие требования, стандарты, без которых весь перечень критериев, влияющих на внешнее освещение, оценить просто невозможно.

Подсветка автомобильных дорог представляет особое значение в наружном освещении, так от его эффективности зависит безопасность перемещения транспортных средств, а главное жизнь, здоровье водителей и их пассажиров. Поэтому к такому светотехническому оборудованию предъявляются особые требования, ГОСТы.

Важно! Освещение автомагистралей, городских автодорог является важнейшим элементом уличного освещения.

В этой статье:

Особенности дорожных осветительных систем

Подсветка дорожного полотна любого населенного пункта – это одна из основных задач местных властей, так как некачественное освещение дорог является первостепенной причиной автомобильных аварий и гибели людей.

Важно понимать! Качественная подсветка проезжей части – это безопасность всех участников дорожного движения, как автомобилей, так и пешеходов.

Проблемы в данном секторе – некачественная организация осветительной системы или полное ее отсутствие в населенных пунктах приводит к опасным ситуациям не только на проезжей части, но и на тротуарах. Как правило, подобные случаи заканчиваются довольно часто трагически.

Поэтому к городскому уличному освещению определены жесткие стандарты и требования, прописанные в СанПин, СНиП. Требования ГОСТов должны соблюдаться непреклонно при проектировании осветительных систем автодорог в НП. СНиП определены жесточайшие требования, гарантирующие эффективное освещение дорог, тротуаров в городах, прочих НП.

Основные задачи освещения городских дорог, автомагистралей, проходящих через населенные пункты:

  • формирование безопасных условий для участников дорожного движения;
  • качественная подсветка автомагистралей в темное время суток;
  • осветительное оборудование, устанавливаемое вдоль дорог, должно отличаться достаточной степенью интенсивности светового потока, чтобы водители транспортных средств даже в темное время суток могли без труда рассмотреть не только движущийся на встречу автомобиль, но и пешеходов или велосипедистов на обочине.

Чтобы подсветка городских автодорог, автомагистралей, проходящих через НП, была эффективной, перед ее организацией осуществляются расчет необходимого оборудования, составляется смета.

Освещение автомобильной дороги

Основные критерии, которые учитываются при проектировании наружного освещения:

  • ГОСТ для светотехнического оборудования. Все осветительные устройства, для которых в качестве источников света используются люминесцентные, галогенные, светодиодные лампы обязаны отвечать установленным стандартам;
  • Требования, нормы СНиП относительно интенсивности потока света;
  • Мощность люминесцентных, галогенных, светодиодных ламп, используемых на уличных осветительных фонарях.

Важно! При проектировании наружной системы освещения большее внимание уделяется не конструкции самих уличных фонарей, а используемым на них световым источникам. Они должны равномерно и качественно освещать определенную часть полотна автодороги, при этом, исключая ослепление участников дорожного движения.

Требования к освещению автодорог

Стандарты, ГОСТ должны учитываться при проектировании, составлении сметы на осветительное оборудование для городских дорог и автомобильных магистралей, проходящих через населенные пункты. Все это подробно прописано в технической документации СНиП. При этом больше внимание нужно уделять стандартизации СНиП. В данном документе четко регламентируются нормы для конкретных случаев.

В СНиП прописана требуемая освещенность дорожного полотна, предоставляющая возможность участникам дорожного движения своевременно сориентироваться в определенной дорожной обстановке.

Для участков дорог, проходящих через НП нужно рассчитать горизонтальную освещенность:

  • для автодорог, тротуаров местного назначения, отличающихся переходным видом покрытия, горизонтальная освещенность составляет порядка 4Лм/м
    2
    ;
  • для автомагистралей, тротуаров районного назначения – порядка 6Лм/м2;
  • для прочих дорожных покрытий, например, проходящих возле дворов НП – порядка 2Лм/м2.

К сведению! Расценки на уличные фонари в зависимости от используемых на них источников света, их мощности могут существенно отличаться.

Выше приведенные нормы СНиП гарантируют водителю то, что он сможет прекрасно различать ТС, движущиеся по автомагистрали на достаточно удаленном расстоянии, а также закругления, неровности дорожного полотна.

Важно! Неровности, ямы, прочие изъяны дорожного полотна – это одна из основных причин ДТП.

Освещение автомобильных дорог также не должно быть очень ярким, так как такой свет может неожиданно ослепить участников автодорожного движения, создать аварийную обстановку на дороге. Установленные стандарты, ГОСТ предоставляют возможность в каждом конкретном случае организовать оптимальную степень освещенности. Поток света не должен быть, как чрезмерно низким, так и ярким. Нормы СНиП и были специально разработаны для организации оптимального уличного освещения.

Рекомендации специалистов

При создании автомагистральной системы освещения светотехническое оборудование необходимо размещать на конкретных участках.

Параметры, от которых зависит размещение и количество точек световых источников:

  • назначение дорог – проселочная, автомобильная магистраль, городская дорого, улица, пр.;
  • характеристики автодорожного полотна;
  • категория НП, через который проходит автомагистраль – мегаполис, ПГТ, село и пр.

Зависимо от участка дороги будут отличаться и устанавливаемые осветительные приборы:

  • для второстепенных автомобильных дорог применяются уличные фонари, мощность источников света находится в пределах 70-250 Вт;
  • для автомагистралей с несколькими полосами движения авто в одном направлении мощность светильников должна составлять от 250 до 400 Вт.

Важно! Независимо от ширины дорожного полотна главные автодороги должны всегда обустраиваться лучшей системой освещения, так как на них предполагается движение транспортных средств на высоких скоростях, соответственно значительно повышается риск возникновения ДТП.

Заключение

К проектированию осветительных систем для автомобильных магистралей, городских и проселочных дорог необходимо подходить с особенной ответственностью. От качественного и эффективного освещения будут зависеть жизни и здоровье участников дорожного движения. Поэтому необходимо неукоснительно придерживаться действующих ГОСТов, регламентирующих организацию освещения автодорог разного предназначения. Только в таком случае можно минимизировать риски ДТП, сохранить жизнь, здоровье водителям ТС и их пассажирам.

15. Освещение автомобильных дорог

15.1. Для обеспечения безопасности движения автомобилей и пешеходов в темное время суток на автомобильных дорогах устраивают электрическое освещение. При проектировании осветительных установок следует соблюдать следующие требования:

— освещение следует предусматривать в первую очередь на наиболее опасных участках автомобильных дорог, где возникают частые конфликты между участниками дорожного движения;

— опоры светильников должны гармонично сочетаться с архитектурным ансамблем дороги и не создавать осложнения при эксплуатации дороги;

— при выборе типа и способа размещения осветительных участков требуется обеспечивать необходимый уровень освещения в соответствии с нормами: среднюю яркость проезжей части и среднюю освещенность тротуаров; равномерность распределения яркости; показатель ослепленности;

— следует выделять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий дорог, мест сужений проезжей части, пешеходных переходов) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне;

— не следует допускать резкого снижения уровня освещения перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных участков; устраивать непрерывное освещение при расположении освещенных зон на расстоянии менее 250 м друг от друга;

— необходимо добиваться плавного снижения средней яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150-250 м;

— следует стремиться к использованию на дорогах вне населенных пунктов ударобезопасных опор светильников;

— конструкции опор должны обеспечивать удобство эксплуатации осветительных остановок персоналом электротехнических предприятий в случаях, когда размещение опор у обочин или за бортовым камнем невозможно;

— следует по возможности отказаться от использования на дорогах железобетонных осветительных опор, отдавая предпочтение оцинкованным металлическим конструкциям;

— на шести-, восьмиполосных дорогах при выборе конструкций опор и светильников, а также мест их расположения на дороге необходимо учитывать возможное затенение проезжей части кузовами грузовых автомобилей при многорядном интенсивном движении.

15.2. Стационарное освещение автомобильных дорог следует предусматривать в сельских поселках, на железнодорожных переездах, а также при наличии вблизи от дороги пунктов питания электроэнергией на перекрестках с канализированным, кольцевым и регулируемым движением и остановках общественного транспорта, больших мостах, пересечениях в разных уровнях автомобильных дорог I и II категорий между собой и с дорогами III категории.

Устройство наружного освещения на участках автомобильных дорог I и II категорий, расположенных на подъездах к крупным городам от городов-спутников, аэропортов международного класса и промышленных зон, а также на кольцевых автомобильных дорогах, проектируемых по окраинам крупных городов, должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

15.3. В сельских поселениях осветительные установки должны быть установлены на автомобильных дорогах в границах застроек и за их пределами на расстояние не менее 100 м от этих границ.

При расстоянии между соседними последовательно расположенными сельскими поселениями менее 500 м или расстоянии между отдельными освещенными объектами менее 250 м на автомобильных дорогах следует предусматривать непрерывное освещение.

Освещение автомобильных дорог в пределах сельских поселений следует проектировать по СНиП 23-05-95, освещение тоннелей и галерей на горных дорогах — по СНиП 11-44-78.

15.4. Освещение железнодорожных переездов следует выполнять с учетом Норм искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта РД 3215-91. При устройстве искусственного освещения на прилегающем к железнодорожному переезду участке автомобильной дороги осветительные установки следует проектировать с использованием норм освещения, относящихся к автомобильным дорогам.

15.5. Вне населенных пунктов средняя яркость проезжей части дорог и мостов (путепроводов) должна составлять: 1,0 кд/мна дорогах Iа категории; 0,8 кд/мна дорогах Iб, Iв и II категории; 0,6 кд/мна дорогах III категории. Для удобства расчетов координат расположения опор вместо средней яркости проезжей части могут быть использованы значения средней горизонтальной освещенности, которые составляют соответственно 15, 12 и 10 лк.

15.6. Отношение минимальной яркости покрытий к среднему значению должно быть не менее 0,35 при норме средней яркости более 0,6 кд/ми не менее 0,25 при норме средней яркости 0,6 кд/мè íèæå.

Отношение максимальной освещенности к средней яркости должно быть не более 3:1.

Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/ми не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/мè íèæå.

15.7. Средняя яркость поверхности обочин, или средняя горизонтальная освещенность, должна быть не менее половины средней яркости (средней горизонтальной освещенности) проезжей части.

Показатель освещенности, характеризующий слепящее действие светильников наружного освещения, не должен быть более 150.

15.8. Средняя яркость, или средняя горизонтальная освещенность проезжей части, на пересекающихся в разных уровнях автомобильных дорогах должна быть как на основной из них.

Средняя яркость дорожных покрытий однополосных соединительных съездов, рассчитанных на скорость движения 40-50 км/ч, должна быть не менее 0,4 кд/м(средняя освещенность 8 лк), а для скорости движения 70-80 км/ч — 0,6 кд/м(средняя освещенность 10 лк). На соединительных съездах с двусторонним движением средняя яркость покрытия должна быть не менее 0,8 кд/м(средняя освещенность 12 лк).

На пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях требуется освещать все дороги и соединительные съезды, а также подходы к пересечениям на расстоянии не менее 250 м.

15.9. Для освещения автомобильных дорог следует использовать дуговые ртутные лампы или натриевые лампы высокого давления, размещаемые в закрытых прозрачным колпаком светильниках.

15.10. В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения путем включения не более половины светильников.

На пешеходных мостиках и в сельских поселениях частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

15.11. На автомобильных дорогах опоры светильников следует устанавливать за бровкой земляного полотна, на расстоянии от нее не менее 0,5 м. В населенных пунктах, где дорога имеет профиль городского типа, опоры следует устанавливать на газоне, за бортовым камнем, на расстоянии от него до цокольной части опоры не менее 1,0 м. На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы или свайный фундамент с оголовком (рис.15.1, а). В пучинистых грунтах и в районах вечной мерзлоты опоры устанавливают в котлованы, огражденные деревянными коробами (рис.15.1, б), засыпая пазухи в верхней части дренирующим грунтом.

Рис.15.1. Схема заделки в грунт опор освещения:

а — при благоприятных условиях; б — в пучинистых грунтах; в — при наличии

подземных коммуникаций; 1 — опора; 2 — оголовок; 3 — свая; 4 — деревянный короб;

5 — бетонный фундамент; 6 — металлический Г-образный фундамент

На обочинах автомобильных дорог и в населенных пунктах могут быть использованы выносные опоры, фундаментная часть которых имеет Г-образную форму (рис.15.1, в). Такие опоры следует применять в стесненных условиях при необходимости соблюдения требуемого расстояния между опорой и другими подземными коммуникациями.

В исключительных случаях (на насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи) допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе за ограждением, расстояние между которым и кромкой проезжей части должно составлять не менее 1,75 м.

У опор светильников высотой до 15 м, расположенных на бермах за пределами обочин, не требуется устанавливать ограждения.

Опоры высотой 15-30 м, применяемые на автомагистралях и транспортных развязках, требуется защищать от наездов автомобилей ограждениями, если их располагают на расстоянии менее 9 м от края проезжей части.

15.12. На разделительных полосах установка опор освещения допускается только при размещении около них ограждений. Высота ограждений должна быть не менее 1 м на четырехполосных и шестиполосных дорогах и не менее 1,5 м — на восьмиполосных и десятиполосных дорогах.

Для защиты опор на разделительной полосе и предотвращения встречных столкновений автомобилей могут быть использованы ограждения из железобетона и стали.

15.13. Двухрядное железобетонное ограждение, блоки которого имеют профиль ограждения типа Нью-Джерси, должно быть размещено на прочном основании, а между блоками в стаканах следует устанавливать опоры освещения (рис.15.2, а). Расстояние между тыльными поверхностями блоков должно составлять 0,3-0,5 м. Пазухи между блоками следует заполнить цементно-песчаной смесью. В блоках должны быть предусмотрены шпунтовые соединения. Верхнюю часть ограждения необходимо закрывать крышками, частично размещаемыми в пазухах. Блоки ограждений должны быть изготовлены из бетона класса не ниже В35 с морозостойкостью F300 при испытаниях в хлористых слоях по ГОСТ 10060.2-95. Внешние края ограждений располагают на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части.

Рис.15.2. Схема установки опор освещения и ограждений на разделительной полосе:

1 — железобетонный блок; 2 — опора; 3 — барьерное металлическое ограждение

15.14. Двухрядные магистральные ограждения, размещаемые на разделительной полосе четырех-, шестиполосных дорог, должны иметь удерживающую способность не ниже 300 кДж, а на разделительной полосе восьми-, десятиполосных дорог — не ниже 400 кДж. При этом поперечный прогиб ограждения не должен превышать 1,25 м (рис.15.2, б).

15.15. На мостах (путепроводах) опоры светильников устанавливают в створе перил или за ними в стальных стаканах, а также закрепляют с помощью фланцевых соединений к несущим конструкциям сооружения. На мостах с «ездою понизу» светильники размещают на тросах или закрепляют к элементам конструкции сооружения с помощью кронштейнов.

15.16. Дорожно-эксплуатационные организации должны уделять особое внимание сохранению высоких светоотражающих свойств дорожных покрытий на освещенных участках дорог, своевременно выполняя очистку проезжей части от грязи и обеспечивая быстрый отвод воды с дороги.

Приложение 1

ГОСТ Р 58107.3-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом, ГОСТ Р от 21 сентября 2018 года №58107.3-2018


ГОСТ Р 58107.3-2018

ОКС: 93.080.40

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия, освещение искусственное»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. N 628-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на стационарное искусственное освещение автомобильных дорог общего пользования и устанавливает метод измерения яркости дорожных покрытий мобильным способом.

Настоящий стандарт применяют при сдаче в эксплуатацию новой или реконструированной осветительной установки (ОУ) на стадии приемо-сдаточных испытаний, а также при эксплуатации действующей ОУ на стадии планового и внепланового инспекционного контроля для подтверждения соответствия параметров освещения требованиям ГОСТ 33176, ГОСТ Р 55706, ГОСТ Р 58107.1 и СП 52.13330.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55706 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения

ГОСТ Р 58107.1 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета

СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

СП 52.13330.2016 Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392 и ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мобильный способ: Способ измерения распределения яркости дорожного покрытия на заданном участке дороги фотояркомером, установленным на транспортное средство, путем фиксации яркостного изображения этого участка дороги непосредственно во время движения транспортного средства.

3.2 контрольный участок: Участок дороги перед наблюдателем (водителем транспортного средства), имеющий длину не менее 60 м плюс три последовательно расположенные пролета между осветительными приборами (ОП), предназначенный для проведения измерений параметров яркости дорожного покрытия.

3.3 измерительное поле: Часть контрольного участка с установленными параметрами, на которой непосредственно измеряют распределение яркости дорожного покрытия.

Примечание — Параметры измерительного поля принимают соответствующими параметрам расчетного поля яркости по ГОСТ Р 55708.

3.4 фотояркомер (цифровой яркомер): Измерительный оптико-электронный прибор с ПЗС матрицей для получения яркостного изображения.

3.5 яркостное изображение: Цифровое изображение в условных цветах, каждому из которых соответствует определенное значение яркости.

4 Метод измерения

4.1 Условия проведения измерений

4.1.1 Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков, тумана или задымления.

4.1.2 При выборе контрольного участка следует руководствоваться следующими требованиями:

— проезжая часть дороги в месте расположения контрольного участка должна быть прямолинейной в плане, горизонтальной или с небольшим постоянным уклоном. Прямолинейность проезжей части участка определяется согласно СП 34.13330;

— на контрольном участке не должно быть пересечений или примыканий с другими освещаемыми дорогами;

— дорожное покрытие измерительного поля должно удовлетворять требованиям ГОСТ 33220, быть сухим, чистым (без пятен и луж), однородным (без заплаток и трещин) и быть накатанным, т.е. быть в эксплуатации не менее полугода;

— освещение контрольного участка должно быть однородным: выполнено по одной схеме расположения ОП, с постоянным шагом однотипных ОП;

— контрольный участок не должен быть затенен (по возможности) деревьями или рекламными и информационными дорожными щитами и должен быть свободным от припаркованных автомобилей. Наличие затеняющих объектов фиксируют в протоколе измерений;

— на проезжей части контрольного участка по возможности не должно быть засветки от посторонних источников света (витрины магазинов, рекламные щиты, сигнальные огни и т.п.).

4.1.3 Перед проведением измерений все вышедшие из строя лампы или ОП на контрольном участке должны быть заменены.

4.1.4 Для исключения влияния на результаты измерений света фар и огней мимо проезжающих автомобилей измерения проводят в отсутствие попутных и встречных транспортных средств или на значительном удалении от них.

4.1.5 Измерения следует проводить в темное время суток, когда горизонтальная освещенность от естественного освещения составляет не более 10% минимальной горизонтальной освещенности от совмещенного (естественного + искусственного) освещения на контрольном участке. При невозможности выполнения этого требования, например в период «белых ночей», следует вводить поправку в результаты измерений на фоновую засветку.

4.1.6 В начале и в конце измерений проводят контроль напряжения питающей сети по показаниям электроизмерительных приборов, установленных в распределительных щитах электрических сетей освещения.

Примечание — Данные о напряжении питающей сети получают по записям в пункте питания линии освещения дистанционно или в форме отчетов (протоколов) систем технического учета или автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии; с привязкой ко времени начала и окончания измерений яркости дорожного покрытия.

4.1.7 При проведении измерений ветровое стекло транспортного средства должно быть чистым (без разводов и пятен) и сухим.

4.1.8 Скорость движения транспортного средства в процессе измерений должна выбираться в соответствии с характеристиками применяемого фотояркомера, не превышать 60 км/ч и, по возможности, оставаться постоянной в период фиксации яркостных изображений.

4.2 Требования к средствам измерений

Для измерения яркости дорожного покрытия используют поверенные фотояркомеры, имеющие суммарный предел допускаемой погрешности не более 10% в диапазоне измерений яркости от 0,1 до 20 кд/м при времени интеграции (времени экспозиции) от 10 до 30 мс.

Угловая апертура фотояркомера должна быть не менее 15° и не более 40°.

Разрешение ПЗС-матрицы фотояркомера должно быть не менее 1,3 Мп.

Для измерения освещенности при оценке влияния естественного освещения используют поверенные люксметры, имеющие суммарный предел допускаемой погрешности не более 10% в диапазоне измерений освещенности от 0,1 до 100 лк.

4.3 Подготовка к выполнению измерений

Фотояркомер устанавливают внутри транспортного средства перед ветровым стеклом на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и проводят фокусировку объектива фотояркомера так, чтобы его оптическая ось была направлена вдоль продольной оси транспортного средства и параллельно плоскости дороги.

При установке фотояркомера в его настройки вводят коррекцию на светопропускание ветрового стекла транспортного средства.

4.4 Выполнение измерений

4.4.1 Измерения проводят при проезде транспортного средства поочередно по каждой полосе контрольного участка: в одном направлении движения транспорта при центральном или двустороннем (прямоугольном или шахматном) расположениях ОП; в обоих направлениях движения транспорта при одностороннем расположении ОП.

В обоснованных случаях допускается проводить измерения при проезде транспортного средства по одной средней полосе движения для каждого направления движения транспорта. При этом для дорог с четным числом полос одного направления измерения проводят при проезде по одной из двух средних полос движения.

4.4.2 При необходимости проверки выполнения требования 4.1.5 проводят стационарные измерения горизонтальной освещенности от естественного и совмещенного (естественного + искусственного) освещения.

Величину измеряют люксметром в произвольной точке открытого пространства, в которой засветка от любых источников искусственного освещения отсутствует или пренебрежимо мала.

Величину измеряют тем же люксметром на контрольном участке, отвечающем требованиям 4.1.2-4.1.4, в точке, расположенной на краю проезжей части, посередине между соседними опорами одного ряда, на уровне дорожного покрытия.

4.5 Обработка результатов измерений

4.5.1 Порядок проведения

4.5.1.1 Обработку результатов измерений осуществляют с помощью программного обеспечения, установленного на персональный компьютер.

4.5.1.2 Предварительно проводят просмотр всего массива файлов с яркостным изображением сцены и выбирают такой, на котором контрольный участок и измерительное поле отвечают требованиям 4.1.2 и 4.1.4 в наибольшей степени.

4.5.1.3 На яркостном изображении выбранного файла по границам измерительного поля наносят контур в виде четырехугольника.

Продольный размер контура измерительного поля ограничивают расстоянием между двумя соседними ОП одного ряда.

Поперечные размеры контура измерительного поля ограничивают:

— шириной всей проезжей части для дорог с односторонним расположением ОП;

— шириной проезжей части одного направления движения для дорог с двусторонним или центральным расположением ОП и дорог с разделительной полосой.

4.5.1.4 Выделенное измерительное поле при помощи программного обеспечения трансформируют в поле прямоугольной формы, на котором размечают точки измерения в соответствии с сеткой расчетных точек расчетного поля по ГОСТ Р 55708, в каждой из которых определяют значения яркости.

Примечание — При обработке яркостных изображений значение яркости в точке измерения следует определять как усредненное по площади окрестности этой точки. Размер площади окрестности, по которой проводят усреднение, следует выбирать исходя из разрешения матрицы фотояркомера и площади прямоугольного изображения измерительного поля в пикселях таким образом, чтобы площади окрестностей соседних точек измерения не накладывались друг на друга.

4.5.2 Определение параметров измерения

4.5.2.1 Для каждого измерительного поля определению подлежат средняя яркость дорожного покрытия

Освещение дорог

Процесс освещения городских магистралей районного и местного значения чрезвычайно важен для любого города. И строго регламентирован ГОСТм и СНИПом. Перед инженерами-проектировщиками стоит ряд задач, не выполнить которые значит подвергнуть владельцев автомобилей, водителей городского транспорта, а так же пешеходов, серьезному риску.

Качественная система освещения дорог, прежде всего, должна обеспечивать необходимый уровень освещения, чтобы водители могли адекватно и своевременно оценивать дорожную ситуацию. Процитируем СНИП: «Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях, регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для магистральных улиц районного значения должна быть 6 лм/кв.м, для улиц и дорог местного значения при переходном типе покрытий — 4 лм/кв.м и при покрытии низшего типа – 2 лм/кв.м.».

Освещение дорог

Данные цифры гарантируют водителям возможность не только различать удаленность других автомобилей, но и видеть возможные неровности дороги, что тоже может стать причиной ДТП. Но, с другой стороны, освещение на дороге не должно быть слишком ярким. Слепящий эффект во время движения также опасен, как и недостаточная освещенность пространства вокруг машины.

Светильники, используемые для освещения дорог, трасс и магистралей должны быть:

• С оптической системой для направления светового потока лампы (рассеивающий свет здесь недопустим, так как это может привести к общему понижению качества освещения).

• Долговечны. Работы по замене осветительных приборов на крупных магистралях – это серьезное дело, требующее очень серьезных вложений, которые связаны не только с техническим обслуживанием ламп, но и с возможной остановкой движения на том или ином участке трассы.

Для освещения дорог используются натриевые лампы мощностью от 150 до 250Вт. Выбор мощности зависит от необходимого уровня освещения. Для больших магистралей используются приборы большей мощности, расположенные на высоких опорных столбах (250Вт при высоте опоры 12м), для освещения улиц используются лампы в 150Вт.

Освещение дорог

Фонарные столбы

Столбы под приборы для освещения проезжей части должны располагаться на расстоянии 50 метров друг от друга. Высота столба также регламентирована, но может варьироваться от 5 до 12 метров. Исключение делается для опор освещения расположенных рядом с взлетно-посадочной полосой (там столбы могут быть ниже), а также на развязках (там они выше).

На подготовленные опоры устанавливают консольные светильники дорожного освещения. Мы рекомендуем итальянские консольные светильники фабрики Disano.

светильники дорожного освещения

Освещение дорожных развязок осуществляется при помощи осветительных столбов высотой до 35 метров. На таких опорах располагается специальные короны для крепления прожекторов мощностью от 1000 и до 2000 Вт. При освещении развязок используются металлогалогенныенатриевые прожекторы (в такие прожекторы можно установить как натриевые, так и металлогалогенные лампы). Одни из самых востребованных на рынке прожекторов – это модели фабрик: IMG (Dayton и Amazon) и Fael Luce (серия Jet и Light Master). Количество световых приборов на опорах варьируется от 4 до 12 штук.

металлогалогенные натриевые прожекторыметаллогалогенные натриевые прожекторы

ОксиС- Производство светильников в Ростове-на-Дону

Рекомендации по освещению проезжей части дорог


Освещение дорог является важной составляющей безопасности уличного движения. Правильно организованное дорожное освещение снижает риск аварий и опасных инцидентов на городской дороге или междугородной трассе. Поэтому при организации освещения дорог и автомагистралей важно строго соблюдать нормативы, требования и ГОСТы, касающиеся дорожного освещения и осветительных приборов.

Правильно организованная система освещения проезжей части дороги вносит большой вклад в обеспечение безопасности водителей, пассажиров и пешеходов.

Нормативы РФ по освещению проезжей части дорог перечислены в документах СНиП и СанПин. Нормы освещенности и требования к светильникам для дорожного освещения должны строго соблюдаться для снижения аварийности в российских городах и на междугородных автомагистралях.
Дороги, трассы и магистрали представляют собой объекты повышенной опасности из-за высокой скорости транспорта и непредсказуемого человеческого фактора. Поэтому соблюдение нормативов по освещению дорог помогает сохранить жизнь и здоровье людей.
На что следует обращать внимание при проектировании системы освещения дорог:

  • качество освещения проезжей части при отсутствии или недостатке солнечного света, в том числе в ночное и вечернее время;
  • обеспечение безопасности водителей, пассажиров дорожного транспорта и пешеходов;
  • правильный выбор светильников, дающих уровень освещенности, который позволяет водителям и пешеходам вовремя замечать объекты на дороге и на обочине дороги, а также держать под контролем ситуации в условиях повышенной опасности.


При выборе светильников для освещения дороги надо учитывать основные параметры:

  • требуемый уровень освещенности дороги исходя из нормативных документов;
  • соответствие дорожных светильников ГОСТу, используемому в РФ;
  • оптимальная мощность светового потока от источников излучения в дорожных светильниках.


При освещении дороги очень важно равномерное распределение света, отсутствие бликов на дороге и слепящего света. Свет от дорожного светильника, бьющий водителю в глаза, может временно ослепить его и привести к катастрофическим последствиям на дороге.

Приобрести качественные светодиодные магистральные светильники можно в нашей компании с бесплатной доставкой по России. Являясь официальным дилером, мы сможем предложить для вас самые выгодные условия.

Нормативы для освещения дорожного полотна


При проектировании системы освещения дороги и подсветки дорожного полотна следует опираться на нормы, прописанные в СНиП и СанПин. В СНиП указаны нормы освещенности для различных дорожных условий. Эти нормативы освещения обязательны
на всей территории РФ.


При освещении дорожного полотна большое внимание уделяется горизонтальной освещенности дороги.
Среднее значение параметра горизонтальной освещенности дорог:

  • для трасс и магистралей районного значения — 6 лм/кв.м;
  • для городских дорог местного значения с переходным типом дорожного покрытия — 4 лм/кв.м;
  • для дорог с другими видами дорожного полотна — 2 лм/кв.м.

Данные нормативы освещения дорог учитывают качество дорожного покрытия, наличие неровностей и погрешностей дорожного полотна.

Рекомендации по освещению дорог с учетом объективных факторов


Особенности строения органов зрения человека также учитывались при составлении требований к освещению дорог в РФ.
Глаза человека адаптированы к ночному зрению при свете звезд. Это соответствует уровню освещенности 0.1 лк. Однако для безопасности дорожного движения в темное время суток необходим уровень освещенности 2 лк. Искусственное освещение дороги должно обеспечить хорошую видимость дороги. При этом водители не должны испытывать перенапряжение органов зрения и усталости, вызванной недостаточным освещением.
Для комфортного освещения дороги дорожные светильники должны соответствовать нормативным требованиям:

  • обеспечивать равномерный световой поток;
  • свет должен быть направлен на дорогу, а не вверх или в сторону от дороги;
  • светильники должны освещать обочину дороги для безопасности пешеходов;
  • водитель должен видеть не только полосу дороги, по которой от движется, но и другие полосы;
  • свет от дорожных светильников не должен мерцать и слепить глаза пешеходов и водителей.


Для правильной организации дорожного освещения надо не только подобрать светильники, соответствующие ГОСТу, но и установить их на расстоянии друг от друга, указанном в нормативных документах по освещению дорог.
Число дорожных светильников, их расположение на дороге и расстояние между соседними светильниками — все эти факторы определяются параметрами:

  • качество и ширина полотна дороги;
  • назначение и тип дороги;
  • месторасположение дороги.


Диапазон мощности дорожных светильников в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями по освещению дорог:

  • для широких магистралей — от 250 до 400 Вт;
  • для дорог второстепенного значения — от 70 до 250 Вт.

Нормативные требования к светильникам для освещения дорог и магистралей


Требования к дорожным светильникам перечислены в нормативных документах. Основные требования к светильникам для освещения дороги:

  • простота обслуживания;
  • устойчивость к погодным факторам: дождю, низкой и высокой температуре, порывам ветра;
  • влаго и пылезащищенность;
  • антивандальная защита;
  • экономия электроэнергии без ущерба для светового потока;
  • длительность срока службы светильников и источников света.


Для освещения дорог в РФ используются галогеновые, люминесцентные и светодиодные светильники. Светодиодные светильники для освещения дорог являются оптимальным выбором по совокупности факторов. Такие особенности светодиодных светильников как экономичность, экологическая безопасность и длительный срок службы источников света выводят светодиодные дорожные светильники на первый план и позволяют рекомендовать их в первую очередь для освещения дорог, трасс и магистралей.

Соблюдение нормативных требований и рекомендаций по освещению дорог ведет к снижению аварийности на территории РФ и сохранению здоровья и жизни граждан.

Свет в конце дороги: президент поручил разобраться с освещением трасс | Статьи

Качество дорожной сети имеет чрезвычайно важное значение для экономики страны и социального самочувствия людей. Об этом заявил президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета. Он поручил губернаторам принять программы по строительству и реконструкции региональных трасс до 2024 года. Глава государства также обратил внимание на «кромешную темень» на всех дорогах за пределами агломераций и потребовал незамедлительно подготовить план решения этой проблемы.

Дороги для регионов

В начале заседания Госсовета по вопросам развития сети автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения президент обратил внимание участников на нехватку в России трасс высокого качества. И если доля федеральных дорог, соответствующих нормативам, достигла 83%, то региональных — по-прежнему не дотягивает даже до половины, констатировал глава государства.

— Для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве каждому региону в ближайшее время необходимо разработать и принять соответствующую программу, и не декларативную, а реалистичную, рассчитанную на период не менее чем до 2024 года, — указал президент. — Это даст возможность дорожным строителям планировать работу вдолгую, загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать строительные материалы, вкладываться в специалистов и новые технологии.

В этих документах, по словам Владимира Путина, следует предусмотреть реализацию проектов на основе государственно-частного партнерства, а также поддержать внедрение контрактов жизненного цикла. Это потребует изменений законодательной и нормативной базы, а также новых управленческих решений, подчеркнул он.

По данным министра транспорта Евгения Дитриха, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» до 2024 года планируется отремонтировать более 45 тыс. км региональных трасс.

— Сегодня утверждены пообъектные программы работ по всем 83 регионам, участвующим в проекте. Суммарно по проекту в 2019 году выполняются ремонты более 10 тыс. км дорог и улиц, — рассказал министр.

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, федеральные трассы в последние годы восстанавливались в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».

— Финансирование осуществлялось таким образом, чтобы нормативы соблюдались, — отметил он в беседе с «Известиями».

На остальной сети — региональных, муниципальных дорогах и городских улицах, по словам эксперта, сложилась другая ситуация. Качество ремонта зависело от возможностей бюджета конкретного субъекта РФ. В результате в некоторых регионах состояние трасс становилось всё хуже, а нормативы не выполнялись, констатировал Михаил Блинкин. Решить эту проблему, по его словам, власти пытаются в рамках нацпроекта, суть которого заключается в софинансировании восстановления дорожной сети из федерального бюджета.

Борьба с тьмой

Безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустроенности дорог, в том числе — от их освещенности, подчеркнул Владимир Путин.

— С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах — кромешная темень, — констатировал глава государства.

Президент поручил правительству, главам регионов и энергетикам заняться решением этой проблемы.

— Прошу всех, безусловно всех, кого я сейчас упомянул, согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог, — указал он. — И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать.

Отсутствие освещения на многих российских дорогах — серьезная проблема для автомобилистов, отметил в разговоре с «Известиями» замруководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов.

— Могу привести пример — федеральная трасса М-4, по которой жители центральной России добираются до Черноморского побережья, — рассказал эксперт. — Несмотря на то что на ней есть платные участки, дело с освещением обстоит очень плохо. Стоит выехать за пределы Московской области, двигаться по ней ночью тяжело и опасно.

Проблемы, по его словам, в первую очередь связаны не с экономией электричества, а с отсутствием фонарей. Причем плохая освещенность — болезнь как региональных, так и федеральных трасс, добавил Дмитрий Клевцов.

Владимир Путин обратил внимание и на камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

— Хочу, чтобы и здесь, в этом зале, я был услышан, и за периметром Кремля, чтобы те, кто этим занимается, знали и услышали: цель их установки — снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей, — обратился президент к участникам заседания. — Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий — вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата.

Источник опасности

МВД будет добиваться нулевой смертности на российских автомобильных дорогах к 2030 году, рассказал на заседании глава ведомства Владимир Колокольцев.

— Мы продолжаем активную работу, чтобы к 2024 году выйти на снижение смертности в 3,5 раза, а к 2030 году — на нулевой уровень, — сообщил министр. — Такие показатели даже в европейских странах с их качественными дорогами, развитой инфраструктурой и уровнем законопослушности граждан отсутствуют.

Также глава МВД предложил ввести конфискацию автомобилей, которыми управляют пьяные водители. Система будет действовать, даже если за рулем был не владелец машины.

— Возникает возражение, что не совсем будет правильно: один гражданин нарушает правила дорожного движения, а у другого гражданина, у собственника, этот автомобиль конфискуется. Законодательство предусматривает возможность подачи регрессного иска собственника к этому гражданину, — пояснил Владимир Колокольцев.

Идею главы МВД поддержал и председатель правительства Дмитрий Медведев. Эту модель можно было бы проработать при создании нового Административного кодекса, считает он.

С необычным предложением на заседании Госсовета по автодорогам выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он счел необходимым оборудовать в железнодорожных поездах вагоны для одиноких людей.

— У нас огромная страна, люди могут за два-пять дней (во время поездки по железной дороге) познакомиться. У нас демографическая проблема, много одиноких людей не могут найти спутника, — пояснил он, добавив, что сам «в жизни влюблялся три раза — всё в поезде».

Подводя итоги заседания, Владимир Путин призвал власти всех уровней выполнять предложения рабочей группы Госсовета по развитию дорог и организации дорожного движения. По его словам, связанность территорий субъектов, муниципалитетов между собой «чрезвычайно важна для экономики и для социального самочувствия граждан».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОДМ 218.8.007-2016 Методические рекомендации по проектированию искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования, ОДМ от 23 марта 2016 года №218.8.007-2016


ОДМ 218.8.007-2016

1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт имени С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ») по контракту с Федеральным дорожным агентством в соответствии с ОДМ 218.1.001-2010.

2. Внесен Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог.

3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.03.2016 N 426-р

4. Имеет рекомендательный характер.

5. Введен впервые.

1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на проектирование искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования (далее «дорог»).

1.2 Отраслевой дорожный методический документ применяется при проектировании вновь устраиваемого или реконструируемого искусственного освещения дорог и имеет рекомендательный характер.

1.3 Настоящий отраслевой дорожный методический документ не распространяется на проектирование:

— освещения транспортных тоннелей;

— функционально-декоративного и рекламного освещения;

— архитектурного освещения объектов дорожного и придорожного сервиса.

2. Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р ЕН 40-7-2013 Опоры освещения из полимерных композиционных материалов, армированных волокном. Технические требования

ГОСТ Р 51514-2013 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость светового оборудования общего назначения к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55705-2013 Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия

ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228-2014 Освещение искусственное. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог

ГОСТ 2.702-2011 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения электрических схем

ГОСТ 21.607-2014 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации наружного электрического освещения

ГОСТ 14254-1996 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-1969 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1-1990 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61000-3-2:2009, MOD) Совместимость технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе). Нормы и методы испытаний

ГОСТ 30804.3.3-2013 Совместимость технических средств электромагнитная. Ограничение изменений напряжения, колебаний напряжения и фликера в низковольтных системах электроснабжения общего назначения. Технические средства с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе), подключаемые к электрической сети при несоблюдении определенных условий подключения. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ПНСТ 27-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета

ПНСТ 29-2015 Освещение автомобильных дорог и тоннелей. Требования к регулированию

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95

ГОСТ CISPR 15-2014 Нормы и методы измерения характеристик радиопомех от электрического осветительного и аналогичного оборудования

3. Термины и определения

В настоящем ОДМ применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 световая отдача ОП, лм/Вт: Отношение светового потока ОП при установившемся тепловом режиме к потребляемой электрической мощности.

3.2 распределительная электрическая сеть: Совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии между пользователями электрической сети, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

4. Обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ используются следующие обозначения и сокращения:

ОП — осветительный прибор

ОП СД — осветительный прибор со светодиодами

ИС — источник света

КСС — кривая сил света

ОУ — осветительная установка

ИС СД — светодиодные источники света

НЛВД — натриевая лампа высокого давления

МГЛ — металлогалогенная лампа высокого давления

КПД — коэффициент полезного действия

СИП — самонесущий изолированный провод

5. Основные положения

Проектирование искусственного освещения дорог заключается в разработке проектной и рабочей документации на устройство искусственного освещения (далее освещение). Требования к проектной и рабочей документации должны соответствовать ГОСТ Р 21.1101.

Исходным документом для разработки проектной и рабочей документации является Задание на проектирование (Приложение А).

5.1 Проектная документация

Проектная документация должна содержать совокупность проектных документов, определяющих функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения по устройству освещения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений Заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации на строительно-монтажные работы по устройству освещения дорог.

Состав проектной документации и требования к ее содержанию установлены законодательством и должны соответствовать ГОСТ Р 21.1101, Градостроительному кодексу Российской Федерации [1] и Постановлению Правительства РФ [2].

На проектную документацию распространяется требование о прохождении государственной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ [3].

5.2 Рабочая документация

Для реализации принятых в утвержденной проектной документации технических и технологических решений на устройство освещения дорог должна быть разработана рабочая документация, необходимая для производства строительных и монтажных работ по устройству освещения.

Состав рабочей документации и требования к её содержанию определяются Заказчиком на проектирование в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываются в задании на проектирование и должны соответствовать ГОСТ Р 21.1101.

Правила оформления рабочей документации должны соответствовать ГОСТ 21.607.

6. Проектирование искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования

Проектирование искусственного освещения на автомобильных дорогах общего пользования распространяется на дороги, участки дорог, элементы обустройства дорог в соответствии ГОСТ Р 52766 (п.4.6.1).

Проектная и рабочая документация на устройство освещения дорог должны содержать светотехническую и электротехническую части, которые являются основанием для создания установок для освещения дорог.

Проектная документация должна быть выполнена в соответствии с Заданием на проектирование и Техническими условиями на подключение ОУ к сетям электроснабжения.

Основные комплекты рабочих чертежей, входящие в состав проектной документации наружного освещения дорог в соответствии с ГОСТ 21.1101* должны обозначаться маркой — ЭН.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 21.1101, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

6.1 Светотехническая часть проекта освещения дорог

Разработка светотехнической части проекта заключается в определении типа и количества ОП, а также их размещения относительно освещаемой дороги с целью обеспечения нормируемых параметров освещения.

6.1.1 Выбор значений нормируемых параметров освещения дорог

Документ, регламентирующий выбор нормируемых параметров освещения дорог, указывается в Задании на проектирование.

В ином случае нормируемые параметры и их значения в зависимости от категории дороги по ГОСТ Р 52398 и класса дороги по освещению регламентируются следующими документами:

— ГОСТ 33176-2014. Документ устанавливает нормы по яркости и освещенности для автомобильных дорог общего пользования, расположенных вне населенных пунктов в зависимости от класса дорог по освещению;

— ПНСТ 27-2015. Документ устанавливает нормы по яркости и освещенности для автомобильных дорог общего пользования, расположенных вне населенных пунктов в зависимости от категории дорог;

— ГОСТ Р 55706. Документ устанавливает нормы по яркости и освещенности объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов в зависимости от категории и класса дороги по освещению;

— СП 52.13330.2011. Документ устанавливает нормы по яркости и освещенности для улиц и дорог городских поселений в зависимости от категории и класса дороги по освещению.

6.1.2 Выбор ИС

Для освещения дорог рекомендуется применять современные высокоэффективные ИС: лампы НЛВД и ИС СД. Для освещения пешеходных переходов и велодорожек, примыкающих к дорогам, возможно применение ламп МГЛ.

Световая отдача ИС должна быть, лм/Вт, не менее:

— 110 для ламп типа НЛВД;

— 130 для ИС СД;

— 90 для ламп типа МГЛ.

Значение цветовой температуры ИС, применяемых для освещения дорог, должно составлять 2700-5500 К.

6.1.3 Выбор ОП

6.1.3.1 Выбор ОП по светотехническим параметрам

Светотехнические требования к ОП должны соответствовать ГОСТ Р 54350.

Для освещения дорог рекомендуется применять ОП со светораспределением, в соответствии с классификацией по ГОСТ Р 54350:

— ОП с полуширокой (Л) или с широкой (Ш) кривой силы света (КСС) по типу КСС в главной меридиональной плоскости;

— ОП с ограниченным или полуограниченным светораспределением в зоне слепимости.

Для освещения наземных пешеходных переходов рекомендуется применять ОП с косинусной (Д) кривой силы света или ОП с ассиметричным типом светораспределения

Значение КПД для ОП с лампами должно быть не менее 75%.

Значение световой отдачи должно быть, лм/Вт, не менее:

— 75 — для ОП с лампами НЛВД мощностью 150 Вт;

— 85 — для ОП с лампами НЛВД мощностью 250-400 Вт;

— 110 — для ОП СД;

— 65 — для ОП с лампами МГЛ.

6.1.3.2 Выбор ОП по конструктивным параметрам.

Требования к конструкции ОП должны соответствовать ГОСТ Р МЭК 60598-1, ГОСТ IEC 60598-2-3, ГОСТ Р 55705.

Для освещения дорог рекомендуются к применению ОП, конструкция которых обеспечивает:

— удобство монтажа ОП и подключения его к сети;

— легкий съем и доступ к частям ОП, подлежащих чистке, замене и обслуживанию в процессе эксплуатации;

— надежное крепление ОП и его частей, исключающее возможность их самопроизвольного ослабления или выпадения при эксплуатации.

Рекомендуется применять для освещения дорог ОП, имеющие узел регулировки наклона ОП.

Для освещения дорог должны применяться ОП, конструкция которых обеспечивает сохранение их параметров в процессе и после воздействия климатических и механических факторов, при этом:

— климатическое исполнение ОП — У или УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150;

— группа условий эксплуатации ОП в части воздействия механических факторов внешней среды — М2 по ГОСТ 17516.1.

Для освещения дорог рекомендуется применять ОП, у которых степень защиты, обеспечиваемая оболочками, — не ниже IP 65 по ГОСТ 14254.

Срок службы ОП, применяемых для освещения дорог, должен быть не менее 12 лет.

6.1.3.3 По электротехническим параметрам ОП должны соответствовать в части:

— электрической безопасности требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1, разделы 7, 8, 10, 11;

— электромагнитной совместимости требованиям ГОСТ Р 51514, ГОСТ 30804.3.2, ГОСТ 30804.3.3, CISPR 15.

Коэффициент мощности ОП должен быть не менее:

— 0,9 для ОП СД

— 0,85 для ОП с лампами НЛВД и МГЛ.

6.1.3.4 В ОП, применяемых для освещения дорог, рекомендуется предусматривать регулирование светового потока

Для автомобильных дорог общего пользования категорий I и II, расположенных вне населенных пунктов допускается в ночное время снижение нормы средней яркости или освещенности на 30% и на 50% соответственно при снижении интенсивности движения транспорта соответственно до 1/3 и 1/5 максимального значения, в соответствии с ПНСТ 27, допускается в ночное время.

Для объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов при нормируемой средней яркости более 0,8 кд/м или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части ОП или понижением их мощности на:

— 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимального значения;

— 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимального значения.

Не допускается в ночное время частичное отключение ОП при их установке по одному на опоре.

6.1.4 Выбор опор и схемы их расположения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *