Иллюминация — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Иллюминация.Иллюминация (от лат. illuminato — освещение) — яркое, декоративное освещение зданий, улиц, площадей, сооружений и элементов ландшафта по поводу каких-либо торжеств, а также — техника их светового оформления.
Иллюминация часто используется в сочетании с фейерверками и звуковыми специальными эффектами. Нашла широкое практическое применение в эстетических и рекламных целях. В бытовых условиях для иллюминации чаще всего используют гирлянды из мелких разноцветных лампочек.
Иллюминация довольно давнее явление. В России применялась ещё при Екатерине I (1725—1727 годы). Иллюминация в то время представляла собой горящие бочки, набитые соломой или хворостом; или же просто зажженные кучи смолы или хвороста. Также применялись фонари, шкалики, плошки. Для иллюминации домов зажигали свечи перед аллегорическими картинами, которые вставляли в окна.
Свеча — Википедия
Горящие свечи в монастыре Гегард Свечи на Рождество.Свеча́ — приспособление для освещения (изначально) или для некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).
Горючим материалом может служить: сало, стеарин, воск, парафин, спермацет или другое вещество с подходящими свойствами (легкоплавкость, горючесть, твердое). В настоящее время чаще всего используется смесь парафина со стеарином и различными добавками (красители и т. п.).
Фитиль пропитывают растворами селитры, хлористого аммония, борной кислоты для того, чтобы он лучше сгорал по мере уменьшения свечи и не создавал слишком большого пламени. В прошлом для этих целей использовались свечные щипцы, которыми периодически снимали фитильный нагар. Для тушения свечей использовался гасильник.
После появления электрического освещения свечи вышли из широкого употребления. За ними сохраняется ритуальное значение; кроме того, распространены декоративные свечи различной формы и окраски.
Свечи были изобретены человеком очень давно[когда?], однако долгое время стоили дорого и применялись лишь в домах богатых людей. Прототипом свечи являются чаши, наполненные маслом или жиром, с щепочкой в качестве фитиля (позднее стали использовать фитильки из волокна или ткани). Такие светильники давали неприятный запах и очень сильно коптили. Первые свечи современной конструкции появились в Средневековье и изготавливались из жира (чаще всего) или из воска. Восковые свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены.
До XV века свечи изготавливались выдерживанием впитывающего материала — папируса, бумаги, пористой сердцевины некоторых растений — в расплаве жира до его напитывания. В XV веке была изобретена цилиндрическая форма для отливки свечей, одновременно медленно начала возрастать популярность пчелиного воска как горючего материала для свечей. В XVI—XVII веках американскими колонистами было изобретено получение воска из некоторых местных растений, и свечи, произведенные этим способом, временно набрали большую популярность — они не дымили, не таяли так сильно как сальные, однако их производство было трудоемким, и популярность вскоре сошла на нет.
Развитие китобойной промышленности в конце XVIII века внесло первые существенные изменения в процесс производства свечей, потому что спермацет (воскоподобный жир, получаемый из верхней части головы кашалота) стал легко доступным. Спермацет горел лучше, чем жир и при этом не дымил, и в общем был ближе к пчелиному воску по свойствам и преимуществам.
Большинство изобретений, повлиявших на свечное дело, относится к XIX веку. В 1820 г. французский химик Мишель Шеврёль открыл возможность выделения смеси жирных кислот из животных жиров — т. н. стеарина. Стеарин, иначе иногда называемый стеариновым воском из-за подобных воску свойств, оказался твёрдым, жёстким и горел без копоти и почти без запаха, а технология его производства не являлась затратной. И как следствие, вскоре стеариновые свечи почти полностью вытеснили все другие виды свечей, было налажено массовое производство. Примерно тогда же была освоена технология пропитки фитилей свечей борной кислотой, что избавляло от необходимости часто снимать остатки фитиля (если их не снимать, они могли затушить свечу).
Ближе к началу XX века химики смогли выделить нефтяной воск — парафин. Парафин чисто и ровно горел, практически не давая запаха (сильный запах имел лишь дым, образующийся при тушении свечи, но этот запах не был сильно неприятным), и его было дешевле производить, чем любое другое горючее вещество для свечей, известное к тому времени. Единственным его недостатком была низкая температура плавления (по сравнению со стеарином), из-за чего свечи имели свойство оплывать раньше, чем сгорают, но эта проблема была решена, после того, как в парафин начали добавлять более твёрдый и тугоплавкий стеарин. Даже при внедрении электрического освещения довольно долгое время в начале XX века парафиновые свечи только набирали популярность, этому способствовало бурное развитие нефтяной промышленности в то время. Со временем их значение в освещении сменялось на декоративное и эстетическое.
На сегодняшний день парафиновые свечи среди свечей являются почти единственным видом. Свечи делают из смеси высокоочищенного (снежно-белого или слегка прозрачного) парафина с небольшим количеством стеарина, либо из малоочищенного (жёлтого) парафина, как с добавкой стеарина, так и без неё. Первые более эстетичны и менее пахучи, вторые не так сильно оплывают. Изредка производятся свечи из неочищенного парафина (красно-жёлтого) без добавок, которые очень сильно оплывают, и поэтому не пользуются спросом.
В зависимости от устройства и назначения свечи разделяются на различные виды:
- Хозяйственные свечи — свечи, сделанные из неподкрашенного парафина средней или высокой очистки, имеют простую цилиндрическую форму и белый полупрозрачный или непрозрачный цвет. Самый простой, дешёвый и распространённый вид свечей. Чаще всего их применяют в условиях временного отсутствия электроэнергии. Их устанавливают в подсвечник, делающий свечу более устойчивой.
- Столовые свечи — подобно хозяйственным свечам имеют удлинённую цилиндрическую форму (ровный цилиндр или длинная конусообразная форма). В их производстве используются различные красители для придания им лучшего эстетического вида. Могут быть классическими, витыми, ароматическими. Такие свечи применяются для придания колорита различным мероприятиям.
- Пенько́вые свечи — свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами — производятся с применением красителей, могут быть классическими без запаха, или ароматическими. Такие свечи более экономны, так как расплавленный парафин заполняет образующуюся нишу, а не стекает по свече вниз.
- Церковные свечи — традиционно изготавливаются полностью из пчелиного воска, хотя в отдельных случаях возможно примешивание к материалу парафина, стеарина. Эти свечи тонкие и длинные, и носят ритуальный характер.
- Чайные свечи — иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Выпускаются залитыми в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромалампах, для подогрева заварочных чайников в соответствующих приспособлениях. Эти свечи отличаются наивысшей экономичностью, так как плавящийся парафин не может покинуть зону около фитиля и сгорает полностью.
- Декоративные свечи — свечи из разных материалов, в основном предназначенные для получения эстетического удовольствия. К ним относятся различные многоцветные, резные свечи, свечи статуэтки-сувениры и т. п.
- Гелевые свечи — считаются наиболее эстетичными и декоративными. Гелевые свечи изготавливаются из глицерина, желированного желатином или другим подобным веществом. Гелевая масса — прозрачная и чаще всего бесцветная, сгорая она не дает запаха. Её расплавляют и заливают, в основном, в стеклянные ёмкости, на дне которых создается некая композиция из цветного песка, ракушек, бусин, статуэток и т. п.
- Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе — на пикнике, на даче, на природе, во время представлений и шоу. Они могут содержать в себе пиротехнические составы, благодаря которым горение свечи может разнообразиться усилением-ослаблением пламени, различной его окраской (в том числе сменой окрасок поочередно), появлением искр, звездочек над пламенем и т. п.
- Тростниковая свеча — тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.
- Примерно с 1970-х годов существуют так называемые электрические декоративные (неоновые) свечи. По сути свечами они не являются, а являются газоразрядными лампами. Принцип их работы таков: в колбе лампы находятся две металлические пластинки, а сама лампа заполнена неоном; меж пластинками в одном месте возникает кратковременный (2…4 с) разряд, после чего он гаснет и загорается в другом месте. Создаётся эффект мерцания свечи.
- Насыпные свечи — самый молодой вид свечей. Это гранулированный полуфабрикат. Гранулы могут быть разного диаметра от 1 до 5 мм. Размер гранул зависит от исходного материала и вида гранулятора. Насыпные свечи имеют ряд преимуществ: они не ограничены в размерах, в качестве подсвечника можно использовать любую ёмкость.
Для изготовления самых первых свечей в древности применяли небольшие специальные емкости из глины, в которые закладывалось сало, жиры, и деревянная щепочка или кусок каната в качестве фитиля. Такие ёмкости изготавливались вручную.
Первые серьезные мастерские по массовому изготовлению свечей появились во Франции в XV веке. В них уже применялись литейные формы.
Эффективный аппарат для поточного производства свечей был сконструирован только в 1834 году. Изобретателем аппарата считается Джозеф Морган. Аппарат состоял из цилиндров, в которые заливался воск. Для выемки готовых остывших свечей были приспособлены пистоны специальной конструкции.
Материалы[править | править код]
Набор восковых свечейПри изготовлении свечей используются:
- Парафин — продукт перегонки нефти — наиболее популярен как материал для свечей, и в том или ином виде входит в состав большинства свечей. В XIX веке существенно потеснил стеарин, как свечной материал.
- Пальмовый воск — производится из плодов пальмового дерева. Он достаточно твёрд, а потому температура его плавления несколько выше, чем у пчелиного воска, и составляет примерно 60 градусов по Цельсию. После застывания воск образует красивые кристаллические узоры на своей поверхности, что делает свечи настоящим произведением искусства. Отлитые как «колонны», они хороши сами по себе и не требуют дополнительных украшений. Помимо производства свечей, этот натуральный материал также используется как ингредиент для приготовления пищи, а также в косметических целях.
- Пчелиный воск — натуральный продукт производства пчёл. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными. Ввиду большей стоимости восковых свечей, нередко свечи изготавливают не целиком из пчелиного воска, а добавляют его к другим материалам для продления времени горения свечи и имитации натурального аромата. Воск, использующийся для свечей, бывает разных видов.
- Стеарин — добавляется в парафин, чтобы тот сильнее сжимался при остывании и отлитые из него свечи было легче извлечь из формы. Также стеарин препятствует оплыванию свечей. Некоторое время стеарин был основным материалом для изготовления свечей, пока не научились извлекать парафин из сырой нефти.
- Глицерин — используется в смеси с желатином и танином. Свечи из глицерина получаются совершенно прозрачные, разными красителями им можно придать любой цвет. Внутри глицериновой свечи можно помещать разнообразные композиции из цветного парафина, что придаёт свече необыкновенные декоративные свойства.
- Жир, например говяжий. В некоторых странах из-за борьбы с полнотой этому жиру пытаются найти другое применение, кроме пищевого. В жировые свечи обычно добавляют натриевую селитру (до 5 %) и алюмокалиевые квасцы (до 5 % по весу). Свечи горят чисто, без дыма и копоти.
- Гель позволяет создавать свечи самых разнообразных форм.
Источник освещения[править | править код]
Свечи применяются как источник освещения начиная с III тысячелетия до н. э. До появления и начала распространения электрических ламп накаливания с 1880-х годов, наряду с лампадами это был основной источник освещения. Свечи используются в этом качестве и на начало XXI века при отсутствии электричества.
Декоративный элемент[править | править код]
Поскольку электрические источники освещения вытесняют все прочие, то на первый план выходят другие способы применения свечей. Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения. Также часто их используют для создания романтической атмосферы.
Ароматизация помещений[править | править код]
Ароматизированные свечи и свечи из пчелиного воска (источающие природный аромат) используются и для наполнения помещения запахом.
На праздниках[править | править код]
Свечи часто применяются на праздновании дня святого Валентина, свадьбах и других праздниках. На венчании в православии используются так называемые венчальные свечи. Они белого цвета и вытянутые. Во время церемонии венчания их держат в руках и жених, и невеста. В случае если оба новобрачных венчаются не в первый раз, венчальные свечи не даются. Существуют суеверия: у кого свеча будет дольше гореть, тот будет дольше жить; погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья.
Измерение времени[править | править код]
До появления более совершенных приборов для измерения времени (таких как механические и электронные часы) свечи нередко использовались в этом качестве, заменяя солнечные и песочные часы.
Цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с XVIII века известно усовершенствование свечных часов (т. н. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким-либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный бою часов. Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до XX века.
В религии[править | править код]
Свечи используются в религиозных церемониях буддистов, иудеев и христиан. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослужения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня»[1].
Христианство[править | править код]
В христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу как символы Божественного света и жертвенной любви. Они появились в христианстве во времена императора Константина, когда установился союз церкви и государства, Божьих заповедей и языческих преданий: «По традиции, заимствованной у язычников, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады»[2].
Свечи, которые верующие приобретают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Наиболее известный заимствованный христианами обряд — возжигание свечи перед иконой святого. Обряд состоит в том, что верующий возжигает свечу в церкви рядом с иконой одного из святых и укрепляет её в специальном множественном подсвечнике. Такое возжигание есть символ особой веры и любви к данному святому. Чаще всего свечу ставят, молясь за кого-либо из живущих людей или за упокой души кого-либо из умерших близких. На Пасху (вплоть до дня Святой Троицы) принято использовать праздничные пасхальные свечи красного цвета.
Вопреки распространённому мнению, в христианских обрядах используются не только свечи из воска, но и из других материалов. Самое главное, чтобы они были предварительно освящены. Православные священнослужители предупреждают о недопустимости использования верующими освящённых свечей в оккультных целях.
Изобразительное искусство[править | править код]
Тему свечей, игры света и тени использовали в своём творчестве многие знаменитые художники: Карл Брюллов — «Гадающая Светлана» (1836), Михаил Врубель — «Ангел с кадилом и свечой» (1887), Михаил Нестеров — «Князь Александр Невский» (1894—1897), Константин Васильев — «Ожидание» (1976), «Человек с филином» (1976), Илья Глазунов — «Девушка со свечой во храме» (1992).
Литература[править | править код]
Борис Пастернак включил в роман «Доктор Живаго» стихотворение 1946 года «Зимняя ночь», построенное на образе горящей свечи. Это стихотворение легло в основу песен Софии Ротару («Свечи»), Аллы Пугачёвой, Николая Носкова («Зимняя ночь»).
Выражение «Чтобы свеча не погасла» является крылатым. Оно может означать эстафету прогресса между поколениями, и не только прогресса. Так, к 90-летию Льва Гумилёва вышла книга «Чтобы свеча не погасла»[3]. Эти слова автор приписывает московскому князю Ивану Красному. Заглавие книги отражает желание Гумилёва сохранить историю России, передать её потомкам.
Музыка[править | править код]
История свеч насчитывает сотни лет. За это время свеча как символ нашла своё место в произведениях искусства, устной и письменной речи. В символике она уподобляется солнцу, является символом света, жизни, духовности. Примером может служить знаменитая сцена со свечой в фильме А. Тарковского «Ностальгия».
Свеча является одним из символов медицины, в котором представляется в виде врача, пренебрегающего собой ради пациентов. Существует латинская поговорка: Aliis inserviendo ipse consumor — «Светя другим, сгораю».
- Майкл Фарадей. История свечи. — М. : Наука, 1980. — 128 с. — (Серия «Библиотечка „Квант“», выпуск 2). Ссылка (недоступная ссылка)
- Глория Никол. Книга о свечах. — М. : Профиздат, 2000. — 151 с. — ISBN 5-255-01355-2.
Декоративное освещение в городе
Важную роль в инфраструктуре занимает декоративное и праздничное освещение города, которое является одним из течений современного светового искусства. Многообразие источников света, ярких композиций позволяет наслаждаться красотой и неповторимостью цветовых решений.
В этой статье:
Ночное освещение не веяние моды, а реалии современности
Современный мегаполис – это комплекс зданий и сооружений, парки, мосты, улицы и площади. И все они нуждаются в освещении. Но это должен быть не однообразный холодный свет фонарей, а блеск рекламы, праздничная световая феерия, сложные иллюминированные конструкции.
Город не засыпает в темное время суток, а значит, должен манить красочными вывесками, разноцветными огнями, блеском иллюминации. Именно в этом смысл искусственного декоративного освещения. Его переходы, движение, игра света с тенью заставляет остановиться в восхищении. Особенно красочно зрелище ночного города с высоты.
В последнее время во избежание аляповатости и безвкусицы, над электроосвещением городов работают команды дизайнеров, архитекторов, светотехников. Разрабатываются и утверждаются планы по художественному оформлению иллюминации, подбираются наиболее удачные варианты архитектурной подсветки.
Здесь важно учитывать комплексный подход, добиваться гармонии цветовых решений. Установки света необходимо использовать с периодичностью, с определенным ритмом – это создаст эффект целенаправленности и законченности образа.
Важно: Все виды декоративного освещения и материалы для световой рекламы можно заказать в компании «СуперСвет», которая является официальным поставщиком Правительства Москвы. Продукция компании известна во всех регионах России и за рубежом.
Источники света
Для уличного освещения используются многообразные источники света, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из них не работают при низких температурах, другие часто перегорают или имеют недостаточную цветопередачу.
Можно отметить три наиболее используемых источника:
- Металлогалогенная лампа – газоразрядный источник света высокого давления. Был создан еще в шестидесятых годах прошлого века, но до сих пор пользуется популярностью, так как обеспечивает прекрасную цветопередачу.
- Натриевые лампы высокого давления, дающие теплый желтый свет. Очень распространены для уличного освещения, так как не только обладают высокой цветопередачей, но и экономят электроэнергию.
- Светодиодные лампы на основе полупроводниковых кристаллов. К бесспорным преимуществам относится долговечность, миниатюрность, эргономичность. Недостатки: низкая светоотдача и высокая стоимость. Однако, специалисты считают, что за ними будущее иллюминации.
Освещение фасадов зданий
Умело подобранные световые решения придает уют и комфорт жилым домам, привлекают внимание к фасадам зданий.
Особенное внимание уделяют освещению историческим архитектурным сооружениям – музеям, храмам, памятникам архитектуры. Декоративная подсветка ненавязчиво подчеркивает особенности зданий. В темное время суток мягкий свет придает им особое очарование.
В современных реалиях крупные торговые центры, магазины, развлекательные заведения должны быть обязательно освещены. Городские администрации принимают решения, что все подобные предприятия обязаны привлекать профессиональных дизайнеров по иллюминации и внешнему световому оформлению. В противном случае, они будут закрыты. Город должен быть красив, как в дневное, так и в ночное время суток.
Привлекательный внешний вид – это важная имиджевая составляющая офисов и организаций, а для магазинов и торговых центров особое значение имеет красиво подсвеченная витрина.
Освещение улиц и площадей
Освещение улиц должно не только обеспечивать безопасность, но и быть частью композиции ночного города. Установленные на большой высоте фонари дают мягкий рассеянный поток света. Часто к ним крепятся неоновые конструкции, создающие праздничный вид улицам и проспектам.
Транспортные развязки освещаются газоразрядными источниками света, для площадей часто используют ксеноновые лампы.
Освещение парков, скверов
Для светового оформления существует широкий спектр осветительных приспособлений, приборов и установок. Одними из самых интересных являются светильники для парков, скверов, аллей. Они создают привлекательную цветовую композицию, выгодно подчеркивают скульптуры, деревья, кустарники.
Если светильники установлены правильно, то они дают чувство безопасности и человек может уверенно передвигаться по территории в темное время суток.
Декоративное освещение – это безграничная фантазия для ландшафтных дизайнеров. С помощью подсветки можно акцентировать внимание на натуральной красоте растительности, создать игру света и тени, придать романтическую окраску укромным уголкам.
Для светового оформления используют разнообразные гирлянды, фонари, точечную подсветку, которую можно вкопать в грунт или подвесить на определенной высоте. Все они отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к атмосферным явлениям и температурным перепадам.
Искусственная иллюминация водоемов и фонтанов всегда привлекает внимание. Воду можно «окрасить» в разнообразные оттенки, создать блики и переливы. Существуют специальные светильники, которые устанавливаются на дне водоема, и вода выглядит загадочной и манящей.
При невозможности провести электропроводку для ландшафтного освещения часто используют светильники на солнечных батареях и светодиодах.
И в заключение можно добавить, что правильно подобранные световые эффекты могут полностью поменять впечатление от обыденного архитектурного строения, позволит легко ориентироваться в парках, наслаждаться иллюминацией проспектов.
Светодиодное освещение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Светодиодное освещение — одно из перспективных направлений технологий искусственного освещения[1], основанное на использовании светодиодов в качестве источника света.
Развитие светодиодного освещения непосредственно связано с достижениями в технологии белых светодиодов. Разработаны так называемые сверхъяркие светодиоды, специально предназначенные для искусственного освещения.
Преимущества
Качественная светодиодная лампаВ сравнении с обычными лампами накаливания, а также люминесцентными лампами светодиодные источники света обладают многими преимуществами.
При оптимальной схемотехнике источников питания, применении качественных компонентов и обеспечении надлежащего теплового режима, срок службы светодиодных систем освещения при сохранении приемлемых для общего освещения показателей может достигнуть 36-72 тысяч часов[2], что в среднем в 50 раз больше по сравнению с номинальным сроком службы ламп накаливания общего назначения[3] и в 4-16 раз больше, чем у большинства люминесцентных ламп.
Производители светодиодов из-за постоянного обновления и совершенствования продукции не имеют возможности проводить тестирование в реальном времени и указывают прогнозируемый срок службы, используя специальные методики, такие как TM-21 и IESNA LM-80[4]. Большой срок службы в некоторых применениях играет решающую роль. Так, экономия на обслуживании и замене ламп в уличных светильниках зачастую превышает экономию на электроэнергии[5].
Недостатки
Низкий cosφ и пульсации- Высокие требования к качеству теплоотвода, поскольку температура оказывает решающее влияние на надежность[6]. Мощные осветительные светодиоды требуют наличия внешнего радиатора для охлаждения, потому что имеют неблагоприятное соотношение своих размеров к выделяемой тепловой мощности и не могут без специального теплоотвода рассеять столько тепла, сколько выделяют. Так, для рассеивания 5 Вт тепловой мощности, выделяемой полупроводниковым прибором с возможностью работы при температуре окружающей среды до +40 °C, потребуется радиатор площадью 100 см2[7]. Необходимость использования радиатора удорожает готовое изделие и затрудняет конструирование светодиодных ламп свыше 15 Вт, совместимых с типоразмером цоколя и габаритами ламп накаливания общего назначения.
- Дешёвые массовые светодиоды имеют световую отдачу 80—110 лм/Вт, что по экономичности ниже современных натриевых ламп[8]. В связи с чем, несмотря на активное внедрение светодиодных бюджетных светильников в различные производственные и коммунальные сферы бытового обслуживания, в настоящее время для освещения улиц и дворовых территорий одними из самых энергоэффективных и надёжных источников света являются светильники типа ДНаТ (Светоотдача натриевых ламп высокого давления достигает 150 люмен/ватт, низкого давления — до 200 люмен/ватт).
- Применяемая в светодиодном освещении синяя компонента спектра негативно сказывается на функционирование пищевых цепей фауны и привлекают беспозвоночных из сельской местности в города.[9]
- Светодиодное освещение улиц из-за синего спектра может негативно влиять на зрение и вызывать усталость глаз и повреждение сетчатки[10].
Несоответствие спектра светодиодных светильников естественному солнечному вызывало негативное влияние на здоровье людей, в частности при работе с компьютером в течение длительного времени[11]. Такие источники света негативно влияли на синтез мелатонина, циркадные ритмы; вызывали сонливость и ухудшали производительность труда[12]. Этот недостаток побудил изготовителей светодиодов искать новые технологии, и были разработаны более безопасные светодиодные источники освещения. К сожалению, в РФ, не уделяется достаточно внимания этой проблеме, и в результате экономичные, но небезопасные светодиодные светильники получили широкое распространение, в том числе в образовательных учреждениях — при наличии экономичной и безопасной альтернативы[13].
Применение
Светодиодный прожекторСветодиодные технологии освещения благодаря эффективному расходу электроэнергии и простоте конструкции нашли широкое применение в светильниках, прожекторах, светодиодных лентах, декоративной светотехнике и особенно в компактных осветительных приборах — ручных фонариках. Их световая мощность доходит до 5000 лм. Светодиодные осветительные приборы подразделяются на уличные и интерьерные. Сегодня их применяют для подсветки зданий, автомобилей, улиц и рекламных конструкций, фонтанов, тоннелей и мостов. Данное освещение используют для подсветки производственных и офисных помещений, домашнего интерьера и мебели.
Светодиодное освещение применяется в светотехнике для создания дизайнерского освещения в специальных современных дизайн-проектах. Надёжность светодиодных источников света позволяет использовать их в труднодоступных для частой замены местах (встроенное потолочное освещение, внутри натяжных потолков и т. д.).
Декоративная светодиодная подсветка в основном применяется для праздничной иллюминации. Используется как новогоднее украшение — светодиодная гирлянда. В период праздников (в большей степени новогодних) их можно увидеть на улицах городов, они украшают деревья, фасады зданий и другие уличные объекты.
Уличное освещение
Светодиодное уличное освещениеЕщё большую выгоду можно получить от замены ртутных ламп высокого давления — до 70 %[источник не указан 289 дней]. Поэтому многие города планируют полный переход на светодиодное уличное освещение. Например в Финляндии, лидером является город Турку, где полностью заменят к концу 2015 года свыше 8000 светильников. Целью является достичь к 2016 году 9 % экономии по отношению к 2005 году, причём света станет больше. Для города такого размера экономия составит 1 386 000 квтч, что сравнимо с потреблением 600—700 двухэтажных зданий за год[14].
Галерея
Вариант светодиодных ламп, используемых в дизайне помещений
Разноцветные экономичные лампы
Светильник, адаптированный по технологии LED
Влагозащищённый 10 Вт светодиодный светильник промышленного изготовления
Светодиодная лампа заливающего света GL-BR20
Светодиод SSC P7 на радиаторе (потребляемая мощность 7 Вт) и автомобильная 20 Вт лампа накаливания (включена).
Светодиодная лампа, используемая в дежурном освещении.
См. также
Примечания
- ↑ Светодиоды вместо ламп // Полит.ру, 26.12.2007
- ↑ Cree® LED Components IES LM-80-2008 Testing Results // Cree Inc., 06.12.2012
- ↑ Козловская В. Б., Радкевич В. Н., Сацукевич В. Н. Электрическое освещение. Справочник. — Минск, 2007 ISBN 978-985-6591-39-9, стр. 37
- ↑ IESNA LM-80 and TM-21. U.S. Department of Energy
- ↑ US DOE Консорциум муниципального освещения. Отчеты
- ↑ Шуберт Ф. Е. Светодиоды. — М.: Физматлит, 2008. — С. 61, 77—79. — 496 с. — ISBN 978-5-9221-0851-5.
- ↑ А. А. Бокуняев, Н. М. Борисов, Р. Г. Варламов и др. Справочная книга радиолюбителя конструктора. — Радио и связь, 1990. — С. 369. — ISBN 5-256-00658-4.
- ↑ Сравнительная таблица светодиодов
- ↑ Изобретение нобелевских лауреатов оказалось разрушителем мира насекомых: Наука: Наука и техника: Lenta.ru
- ↑ http://darksky.org/wp-content/uploads/bsk-pdf-manager/AMA_Report_2016_60.pdf
- ↑ Christian Cajochen, Sylvia Frey, Doreen Anders, Jakub Späti, Matthias Bues, Achim Pross, Ralph Mager, Anna Wirz-Justice, and Oliver Stefani. Evening exposure to a light-emitting diodes (LED)-backlit computer screen affects circadian physiology and cognitive performance (англ.) // American Physiological Society Journal of Applied Physiology. — 2011. — May (vol. 110 (iss. 5). — P. 1432-1438. — ISSN 8750-7587. — DOI:10.1152/japplphysiol.00165.2011.
- ↑ В.А. Капцов, В.Н. Дейнего. Риски влияния света светодиодных панелей на состояние здоровья оператора (рус.) // ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора Анализ риска здоровью. — Пермь, 2014. — Август (№ 4). — С. 37-42. — ISSN 2308-1155. — DOI:10.21668/health.risk/2014.4.05.
- ↑ В.А. Капцов, В.Н. Дейнего. Световой рацион. Охрана труда и светодиодное освещение (рус.) // Национальная Ассоциация Центров Охраны Труда (НАСОТ) Безопасность и охрана труда. — Нижний Новгород, 2015. — Сентябрь (№ 3). — С. 77-80.
- ↑ Турку получит светодиодное освещение улиц. На фото освещение улицы до и после модернизации
Ссылки
Осветительные установки — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Осветительная установка (англ. Lighting installation) — комплексное светотехническое устройство, предназначенное для искусственного и (или) естественного освещения и состоящая из источника оптического излучения, осветительного прибора или светопропускающего устройства, освещаемого объекта или группы объектов, приемника излучения и вспомогательных элементов, обеспечивающих работу установки (проводов и кабелей, пускорегулирующих и управляющих устройств, конструктивных узлов, средств обслуживания).[1].
Нормирование осветительных установок. Выбор параметров[править | править код]
Нормирование осветительных установок (ОУ) любого назначения начинается с выбора параметров, определяющих их эффективность. Нормирование может быть прямым и косвенным
- Прямое нормирование — регламентируются величины, определяющие эффективность (ОУ). Такие как: производительность труда; уровень видимости или различимости, обеспечивающий решение зрительной задачи с заданной достоверностью; зрительная работоспособность; светлота окружающего пространства, определяющая уровень насыщенности помещения светом и т. д. Перечисленные характеристики для понимания можно представить как качественные характеристики освещения. Важно, что данный критерий наиболее совершенен, но из-за отсутствия данных по переходу от физиологических данных к фотометрическим, его применение значительно затрудняется. В настоящее время делаются попытки получить взаимосвязь между физиологией и фотометрией с помощью компьютерного моделирования, окончательных результатов пока нет.[2].
- Косвенное нормирование — регламентируются фотометрические характеристики, а также их распределений и соотношений в освещаемом пространстве, во времени и по спектру. Примером может служить: освещенность, яркость и их распределения по поверхностям освещаемых объектов.
Другими словами это не что иное, как количественные характеристики освещения. К ним относятся распределения: яркости по поверхности объекта наблюдения и прилегающему пространству к нему участку фона — микрораспределение; яркости в поле зрения наблюдателя — макрораспределение; светового потока во времени, зависящее от свойств источников света, способов их включения и качества питающей их электроэнергии; излучения по спектру и т. д.
Это результат обеспечения надлежащего уровня количественных и качественных характеристик освещения, с другой стороны — регламентируются расходы электроэнергии, материалов, оборудования и средств по эксплуатации (ОУ).
- ↑ Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю. Б. Айзенберга. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Знак. 2006. — 972 с. ISBN 5-87789-051-4
- ↑ Моделирование осветительных установок на компьютере: учебное пособие / В. П. Будак, Д. Н. Макаров. — М.: Издательский дом МЭИ, 2009. — 64 с. ISBN 978-5-383-00374-9
Светотехника — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Первая лампа Томаса ЭдисонаСветотехника — область науки и техники, предметом которой являются исследование принципов и разработка способов генерирования, пространственного перераспределения и измерения характеристик оптического излучения, а также преобразование его энергии в другие виды энергии и использование в различных целях. Светотехника включает в себя также конструкторскую и технологическую разработку источников излучения и систем управления ими, осветительных, облучательных и светосигнальных приборов, устройств и установок, нормирование, проектирование, монтаж и эксплуатацию светотехнических установок.
— Ю. Б. Айзенберг, «Справочная книга по светотехнике»
В современное время светотехника — это наука о свойствах света, возможностях и принципов его использования, а также о новых альтернативных источниках получения света. Светотехника как наука плотно связана с энергетикой, электроникой, оптикой, архитектурой. Наиболее востребованные и популярные направления светотехники — изучение и разработка световых приборов на основе светодиодов, световой дизайн.
Существуют два метода световых измерений: субъективный (зрительный), при котором приёмником служит человеческий орган зрения (глаз), и объективный (физический), где для световых измерений используются физические приёмники — фотоэлементы, фотоумножители, фотографические материалы и др.
В настоящее время субъективные измерения проводятся значительно реже, чем объективные. Субъективным методом пользуются при градуировке физических приёмников, измерениях на линейном фотометре (светотехнической скамье), измерениях цветовой температуры.
Измерение яркости проводят тем и другим методом. Для измерения освещённости, светового потока, снятия продольных кривых сил света, измерения энергетических величин используются физические приёмники потока излучения. В основе субъективного метода световых измерений лежит способность глаза устанавливать равенство яркостей двух соприкасающихся поверхностей.
При использовании физических приёмников излучения для световых измерений приходится исправлять (корригировать) их спектральные чувствительности под спектральную чувствительность светоадаптированного глаза[1].
Цветовые измерения, так же как и световые, могут быть субъективными и объективными в зависимости от того, какой из приёмников выбран. Прибор, предназначенный для цветовых измерений, называется колориметром.
- ↑ Гуторов М. М. Основы светотехники и источники света: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Энергоатомиздат, 1983, с. 384.
- Справочная книга по светотехнике/ под ред. С74 Ю. Б. Айзенберга.-М.: Энергоатомиздат, 1983. — 472с.
- Справочная книга по светотехнике / под ред. Ю. Б. Айзенберга. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Знак, 2006. — 972с.
Декор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Розетка в качестве примера декораДеко́р (лат. decor — приличие, пристойность, совместимость) — в традиционном значении под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства. Декор может быть живописным, скульптурным, архитектурным, различным по материалу и технике выполнения. Различают также «активный» декор, соответствующий конструкции постройки или изделия, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для поверхностного украшения, например орнамент. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
В древнем Риме под декором понимали нечто большее, чем просто украшение. В латинской риторике «decor» означает «достойное благообразие», то же, что «honor» — «украшение» в смысле «хвала, слава, почет». Слово «decor» производили от «deceat» — «то, что подобает». Согласно Цицерону, «греки называли это „prepon“, а мы называем „decorum“» [1]. «Decor ornamentorum» означало «уместность украшений», оправданность деталей по отношению к целому. Противоположное значение: «indecentia» — «непристойность». Римляне понимали decorum как «сообразное, надлежащее, подобающее»; индивидуальную, особенную красоту, выражающую органичность приспособления частей к целому, какого-либо предмета или человека к особенностям ситуации, обстановки. Каждый предмет должен иметь свой «декорум» в отличие от всеобщей, абсолютной красоты, которую обозначали греческим словом symmetria. Глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать». «Так, если римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, которое могло быть весьма дорогим, украшенным гравировкой и чеканкой, но, прежде всего, должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался «Decorum». В это понятие включались пурпурная мантия триумфатора, лавровый венок, триумфальные арки и колонны, шествия и все связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение» [2].
В современном искусствознании после диссертационного исследования К. А. Макарова декором принято называть особый вид композиции, художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой — пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом, качеством (цветом, фактурой, текстурой) декорируемой поверхности [3].
Помимо основного формообразующего значения термина «декор» в различных видах искусства целесообразно выделять элементы декора, или декоративные элементы, имеющие стилевое значение, По декоративным элементам как «носителям стиля» нетрудно атрибутировать или предварительно классифицировать то или иное произведение искусства, поскольку другие элементы композиции, например сюжетные фигуры и их атрибуты в живописи или конструктивные элементы в архитектуре, тесно связаны с иными факторами: конструктивными, семантическими, символическими, идеологическими [4].
- ↑ Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти // Л. Б. Альберти. М.: Наука, 1977. С. 92—93
- ↑ Власов В. Г.. К определению понятия «декоративность» в различных видах изобразительного искусства. // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХА, 2009. — № 2 (26)
- ↑ Макаров К.А. Декоративность как форма выражения красоты. Автореферат канд. диссертации. М., 1966
- ↑ Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. — Л.: Аврора, 1972