Реактивная тяга — Википедия
Направление реактивной тяги в реактивном двигателе показано красной стрелкойРеактивная тяга — сила, возникающая в результате взаимодействия реактивной двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих кинетической энергией[1].
В основу возникновения реактивной тяги положен закон сохранения импульса. Реактивная тяга обычно рассматривается как сила реакции отделяющихся частиц. Точкой приложения её считают центр истечения — центр среза сопла двигателя, а направление — противоположное вектору скорости истечения продуктов сгорания (или рабочего тела, в случае не химического двигателя). То есть, реактивная тяга:
- приложена непосредственно к корпусу реактивного двигателя;
- обеспечивает передвижение реактивного двигателя и связанного с ним объекта в сторону, противоположную направлению реактивной струи
Среди растений реактивное движение встречается у созревших плодов бешеного огурца. При созревании растения его плод отцепляется от плодоножки. Под большим давлением из плода выбрасывается жидкость с семенами, которая направлена в противоположное направление движению плода[3].
Среди животного мира реактивное движение встречается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц, морских гребешков и других. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.
Формула при отсутствии внешних сил[править | править код]
Если нет внешних сил, то ракета вместе с выброшенным веществом является замкнутой системой. Импульс такой системы не может меняться во времени.
F→p=mp⋅a→=−u→⋅ΔmtΔt{\displaystyle {\vec {F}}_{p}=m_{p}\cdot {\vec {a}}=-{\vec {u}}\cdot {\frac {\Delta m_{t}}{\Delta t}}}, где
- mp{\displaystyle m_{p}} — масса ракеты
- a→{\displaystyle {\vec {a}}} — её ускорение
- u→{\displaystyle {\vec {u}}} — скорость истечения газов
- ΔmtΔt{\displaystyle {\frac {\Delta m_{t}}{\Delta t}}} — расход массы топлива в единицу времени
Поскольку скорость истечения продуктов сгорания (рабочего тела) определяется физико-химическими свойствами компонентов топлива и конструктивными особенностями двигателя, являясь постоянной величиной при не очень больших изменениях режима работы реактивного двигателя, то величина реактивной силы определяется в основном
Доказательство[править | править код]
До начала работы двигателей импульс ракеты и топлива был равен нулю, следовательно, и после включения сумма изменений векторов импульса ракеты и импульса истекающих газов равна нулю: mp⋅Δv→+Δmt⋅u→=0{\displaystyle m_{p}\cdot \Delta {\vec {v}}+\Delta m_{t}\cdot {\vec {u}}=0}, где
- Δv→{\displaystyle \Delta {\vec {v}}} — изменение скорости ракеты
mp⋅Δv→=−Δmt⋅u→{\displaystyle m_{p}\cdot \Delta {\vec {v}}=-\Delta m_{t}\cdot {\vec {u}}}
Разделим обе части равенства на интервал времени t, в течение которого работали двигатели ракеты:
mp⋅Δv→Δt=−ΔmtΔt⋅u→{\displaystyle m_{p}\cdot {\frac {\Delta {\vec {v}}}{\Delta t}}=-{\frac {\Delta m_{t}}{\Delta t}}\cdot {\vec {u}}}
Произведение массы ракеты m на ускорение её движения a по определению равно силе, вызывающей это ускорение:
F→p=mp⋅a→=−u→⋅ΔmtΔt{\displaystyle {\vec {F}}_{p}=m_{p}\cdot {\vec {a}}=-{\vec {u}}\cdot {\frac {\Delta m_{t}}{\Delta t}}}
Уравнение Мещерского[править | править код]
Если же на ракету, кроме реактивной силы F→p{\displaystyle {\vec {F}}_{p}}, действует внешняя сила F→{\displaystyle {\vec {F}}}, то уравнение динамики движения примет вид:
mp⋅Δv→Δt=F→+F→p⇔{\displaystyle m_{p}\cdot {\frac {\Delta {\vec {v}}}{\Delta t}}={\vec {F}}+{\vec {F}}_{p}\Leftrightarrow } mp⋅Δv→Δt=F→+(−u→⋅ΔmtΔt){\displaystyle m_{p}\cdot {\frac {\Delta {\vec {v}}}{\Delta t}}={\vec {F}}+(-{\vec {u}}\cdot {\frac {\Delta m_{t}}{\Delta t}})}
Формула Мещерского представляет собой обобщение второго закона Ньютона для движения тел переменной массы. Ускорение тела переменной массы определяется не только внешними силами F→{\displaystyle {\vec {F}}}, действующими на тело, но и реактивной силой F→p{\displaystyle {\vec {F}}_{p}}, обусловленной изменением массы движущегося тела:
a→=F→p+F→mp{\displaystyle {\vec {a}}={\frac {{\vec {F}}_{p}+{\vec {F}}}{m_{p}}}}
Формула Циолковского[править | править код]
Применив уравнение Мещерского к движению ракеты, на которую не действуют внешние силы, и проинтегрировав уравнение, получим формулу Циолковского[4]:
mtm=ev→u→{\displaystyle {\frac {m_{t}}{m}}=e^{\frac {\vec {v}}{\vec {u}}}}
Релятивистское обобщение этой формулы имеет вид:
mtm=(c→+v→c→−v→)c→2u→{\displaystyle {\frac {m_{t}}{m}}=\left({\frac {{\vec {c}}+{\vec {v}}}{{\vec {c}}-{\vec {v}}}}\right)^{\frac {\vec {c}}{2{\vec {u}}}}} , где c→{\displaystyle {\vec {c}}} — скорость света.
Реактивная сила Википедия
Направление реактивной тяги в реактивном двигателе показано красной стрелкойРеактивная тяга — сила, возникающая в результате взаимодействия реактивной двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих кинетической энергией[1].
В основу возникновения реактивной тяги положен закон сохранения импульса. Реактивная тяга обычно рассматривается как сила реакции отделяющихся частиц. Точкой приложения её считают центр истечения — центр среза сопла двигателя, а направление — противоположное вектору скорости истечения продуктов сгорания (или рабочего тела, в случае не химического двигателя). То есть, реактивная тяга:
- приложена непосредственно к корпусу реактивного двигателя;
- обеспечивает передвижение реактивного двигателя и связанного с ним объекта в сторону, противоположную направлению реактивной струи[2].
Реактивное движение в природе[ | ]
Среди растений реактивное движение встречается у созревших плодов бешеного огурца. При созревании растения его плод отцепляется от плодоножки. Под большим давлением из плода выбрасывается жидкость с семенами, которая направлена в противоположное направление движению плода[3].
Среди животного мира реактивное движение встречается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц, морских гребешков и других. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.
Величина реактивной тяги[ | ]
Формула при отсутствии внешних сил[ | ]
Если нет внешних сил, то ракета вместе с выброшенным веществом является замкнутой системой. Импульс такой системы не может меняться во времени.
F→p=mp⋅a→=−u→⋅Δmt
Реактивная сила — это… Что такое Реактивная сила?
- Реактивная сила
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Реактивная мощность
- Реактивная турбина
Смотреть что такое «Реактивная сила» в других словарях:
Реактивная сила — см. Тяга двигателя. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники
реактивная сила — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN reaction force … Справочник технического переводчика
реактивная сила — atoveikio jėga statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Veikiamojo kūno atsakomojo poveikio jėga, nukreipta į veikiantįjį kūną. atitikmenys: angl. counter acting force; reactive force vok. Gegenwirkungskraft, f; Rückstosskraft … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
реактивная сила — реактивная сила см. Тяга двигателя … Энциклопедия «Авиация»
реактивная сила — реактивная сила см. Тяга двигателя … Энциклопедия «Авиация»
реактивная сила ЖРД (камеры ЖРД) — реактивная сила двигателя (камеры) Равнодействующая газо и гидродинамических сил, действующих на внутренние поверхности ЖРД (камеры ЖРД) при истечении продуктов сгоранияю [ГОСТ 17655 89] Тематики двигатели ракетные жидкостные Синонимы реактивная… … Справочник технического переводчика
Реактивная тяга — (реактивная сила) сила реакции (отдачи) струи, создаваемая в результате истечения газов (или другого рабочего тела) из сопла реактивного двигателя. Реактивная тяга приложена непосредственно к корпусу ракетного двигателя и без каких либо… … Морской словарь
РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — (реактивная сила) сила реакции (отдачи) струи рабочего тела (напр., газа), вытекающей из сопла реактивного двигателя и приводящей в движение устройство с двигателем в сторону, противоположную направлению истечения рабочего тела … Большой Энциклопедический словарь
РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — (реактивная сила) сила реакции (отдачи) струи рабочего тела, вытекающей из сопла реактивного двигателя (см. ), приводящая в движение двигатель и связанный с ним аппарат в направлении, противоположном направлению реактивной струи. Принцип… … Большая политехническая энциклопедия
Реактивная тяга — реактивная сила, сила реакции (отдачи) струи газов (или др. рабочего тела (См. Рабочее тело)), вытекающей из сопла реактивного двигателя (См. Реактивный двигатель). Р. т. равнодействующая сил давления рабочего тела на ограничивающие его… … Большая советская энциклопедия
Реактивное движение | Физика
Законы Ньютона позволяют объяснить очень важное механическое явление — реактивное движение. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.
Возьмем, например, детский резиновый шарик, надуем его и отпустим. Мы увидим, что, когда воздух начнет выходить из него в одну сторону, сам шарик полетит в другую. Это и есть реактивное движение.
По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость до 60—70 км/ч. Аналогичным образом перемещаются медузы, каракатицы и некоторые другие животные.
Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. Например, созревшие плоды «бешеного» огурца при самом легком прикосновении отскакивают от плодоножки и из отверстия, образовавшегося на месте отделившейся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами; сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении.
Реактивное движение, возникающее при выбросе воды, можно наблюдать на следующем опыте. Нальем воду в стеклянную воронку, соединенную с резиновой трубкой, имеющей Г-образный наконечник (рис. 20). Мы увидим, что, когда вода начнет выливаться из трубки, сама трубка придет в движение и отклонится в сторону, противоположную направлению вытекания воды.
На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Современная космическая ракета представляет собой очень сложный летательный аппарат, состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей. Масса ракеты огромна. Она складывается из массы рабочего тела (т. е. раскаленных газов, образующихся в результате сгорания топлива и выбрасываемых в виде реактивной струи) и конечной или, как говорят, «сухой» массы ракеты, остающейся после выброса из ракеты рабочего тела.
«Сухая» масса ракеты, в свою очередь, состоит из массы конструкции (т. е. оболочки ракеты, ее двигателей и системы управления) и массы полезной нагрузки (т.е. научной аппаратуры, корпуса выводимого на орбиту космического аппарата, экипажа и системы жизнеобеспечения корабля).
По мере истечения рабочего тела освободившиеся баки, лишние части оболочки и т. д. начинают обременять ракету ненужным грузом, затрудняя ее разгон. Поэтому для достижения космических скоростей применяют составные (или многоступенчатые) ракеты (рис. 21). Сначала в таких ракетах работают лишь блоки первой ступени 1. Когда запасы топлива в них кончаются, они отделяются и включается вторая ступень 2; после исчерпания в ней топлива она также отделяется и включается третья ступень 3. Находящийся в головной части ракеты спутник или какой-либо другой космический аппарат укрыт головным обтекателем 4, обтекаемая форма которого способствует уменьшению сопротивления воздуха при полете ракеты в атмосфере Земли.
Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты, сама ракета устремляется в противоположную сторону. Почему это происходит?
Согласно третьему закону Ньютона, сила F, с которой ракета действует на рабочее тело, равна по величине и противоположна по направлению силе F’, с которой рабочее тело действует на корпус ракеты:
F’ = F. (12.1)
Сила F’ (которую называют реактивной силой) и разгоняет ракету.
Из равенства (10.1) следует, что сообщаемый телу импульс равен произведению силы на время ее действия. Поэтому одинаковые силы, действующие в течение одного и того же времени, сообщают телам равные импульсы. В данном случае импульс m
mрvр = mгазvгаз
Отсюда следует, что скорость ракеты
Проанализируем полученное выражение. Мы видим, что скорость ракеты тем больше, чем больше скорость выбрасываемых газов и чем больше отношение массы рабочего тела (т. е. массы топлива) к конечной («сухой») массе ракеты.
Формула Циолковского позволяет рассчитать запасы топлива, необходимые для сообщения ракете заданной скорости. В таблице 3 приведены отношения начальной массы ракеты m0 к ее конечной массе m, соответствующие разным скоростям ракеты при скорости газовой струи (относительно ракеты) v = 4 км/с.
Например, для сообщения ракете скорости, превышающей скорость истечения газов в 4 раза (vр=16 км/с), необходимо, чтобы начальная масса ракеты (вместе с топливом) превосходила конечную («сухую») массу ракеты в 55 раз (m0/m = 55). Это означает, что львиную долю от всей массы ракеты на старте должна составлять именно масса топлива. Полезная же нагрузка по сравнению с ней должна иметь очень малую массу.
Важный вклад в развитие теории реактивного движения внес современник К. Э. Циолковского русский ученый И. В. Мещерский (1859—1935). Его именем названо уравнение движения тела с переменной массой.
1. Что такое реактивное движение? Приведите примеры. 2. В опыте, изображенном на рисунке 22, при вытекании воды через изогнутые трубки ведерко вращается в направлении, указанном стрелкой. Объясните явление. 3. От чего зависит скорость, приобретаемая ракетой после сгорания топлива?
Реактивная тяга или как устроен ионный реактивный двигатель / Habr
Не секрет, что все реактивные двигатели работают за счёт закона сохранения импульса. Именно из него вытекает, что реактивная тяга — это произведение массового расхода на скорость выхода рабочего тела из сопла.
Эту скорость принято называть удельным импульсом реактивного двигателя. Давайте для примера найдём реактивную тягу при стрельбе из автомата Калашникова, которая является основной составляющей отдачи. Пусть масса пули будет 0,016 кг, начальная скорость пули 700 м/с, а скорострельность 10 выстр./с. Тогда отдача F=700∙0,016∙10=112 Н (или 11 кгс). Большая отдача, но тут приведена техническая скорострельность 600 выстр./мин. В реальности стрельба ведётся очередями или одиночными и составляет ≈50 выстр./мин.
Выстрел из АКВернёмся к реальным реактивным двигателям, в которых вместо пуль обычно используются потоки выходящего с гиперзвуковой скоростью газа. Химические реактивные двигатели являются самыми распространёнными, но не единственными.
В этой статье, с большим предисловием, я хочу рассказать об ионных реактивных двигателях (далее ИРД). ИРД используют в качестве рабочего тела заряженные частицы — ионы. Ионы имеют массу, и если их разогнать электрическим полем, то можно создать реактивную тягу. Это всё в теории, а теперь подробнее. ИРД имеет некоторый запас газа, который ионизируют (т.е. нейтрально-заряженные атомы газа разбивают на отрицательные электроны и положительные ионы) с помощью газового разряда. Далее ионы разгоняются электрическим полем с помощью специальной системы сеток, и эта же система сеток блокирует движение электронов. После того, как положительные ионы вылетели из сопла, их нейтрализуют отрицательными электронами (в результате этого происходит рекомбинация и газ начинает светиться), чтобы ионы не притягивались обратно к двигателю, и тем самым не снижали его тяги.Почему ксенон?Обычно в ИРД в качестве рабочего тела используется газ ксенон, так как он имеет наименьшую энергию ионизации среди инертных газов.
Удельный импульс ионных реактивных двигателей достигает 50 км/с, что в 150 раз превышает скорость звука! Увы, но тяга таких двигателей составляет около 0,2 Н. Почему же так? Ведь удельный импульс очень большой. Дело в том, что масса ионов очень маленькая и массовый расход получается небольшим. Для чего тогда такие двигатели нужны, если они ничего не смогут сдвинуть с места? На Земле может быть не смогут, а вот в космосе, где нет сил сопротивления, они достаточно эффективные. Существует такое понятие как полный импульс — произведение тяги на время или произведение удельного импульса на массу топлива, который у ИРД является достаточно большим.
Решим следующую задачу. Пусть жидкостный ракетный двигатель имеет удельный импульс 5 км/с, а у нашего ИРД он будет 50 км/с. И давайте масса рабочего тела (в ЖРД она равна массе топлива) у обоих двигателей будет 50 кг. Примем массу космического аппарата равной 100 кг.
Найдём по формуле Циолковского конечную скорость аппарата (т.е. когда в нём закончится рабочая масса).
И что получается, если ионный и химический реактивные двигатели будут иметь одинаковую массу топлива, то ИРД сможет разогнать космический аппарат до больших скоростей, нежели химический РД. Правда на ИРД космический аппарат будет разгонятся дольше до конечной скорости, чем на ЖРД. Но в путешествиях к далёким планетам, высокая конечная (разгонная) скорость будет компенсировать этот недостаток.
Схема полёта к Марсу на ИРДИРД используются и в наше время. Например, аппарат Deep Space 1 сблизился с астероидом Брайль и кометой Борелли, передал на Землю значительный объём ценных научных данных и изображений.
Deep Space 1
Также космическая антенна LISA, которая сейчас находится на стадии проектирования, будет использовать ИРД для корректировки орбиты.
Laser Interferometer Space Antenna
И напоследок, давайте определим тягу ИРД, зная массу иона М=6,5∙10^-26 кг, ускоряющие напряжение U=50 кВ, ток нейтрализации I=0,5 А, элементарный заряд е=1,6∙10^-16 Кл.
Напряжение — это работа по переносу заряда, т.е. на выходе из сопла ион будет иметь кинетическую энергию равную произведению напряжения на заряд иона. Из кинетической энергии выражаем скорость (удельный импульс). Найдём массовый расход из определения тока, электрический ток — это проходящий заряд во времени. Получается, что массовый расход — это произведение массы иона и тока, делённое на заряд иона. Перемножая удельный импульс и массовый расход, получаем тягу равную 0,1 Н.
Подводя итог, хочу сказать, что существуют плазменные реактивные двигатели, у которых схожее устройство, но которые имеют намного больший массовый расход рабочего тела. Кто знает, может быть уже завтра на таких двигателях человечество будет летать на Марс и Луну.
1.1.Принцип создания реактивной силы
ББК 39.65-02я73
К65 УДК 621.454.2.018(075.8)
Авторы: В. Г. Попов, Н. Л. Ярославцев
К65
Жидкостные ракетные двигатели /В.Г.Попов, Н.Л.Ярославцев.-М.: Издательско-типографский центр — «МАТИ» — КТУ им. К.Э. Циолковского , 2001, 171 с, ил. 103., табл. 3.ISBN5-230-21212-8
Даны классификация и характеристики жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Приведены основные схемы и параметры ракетных двигателей, особенности процессов горения, истечения и теплообмена в ракетных двигателях, сведения о конструкции основных узлов, агрегатов и систем автоматического регулирования ЖРД.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области проектирования ракетных двигателей.
2705140400 — 255
К Без объявл.
038(01)-01
ББК 39.65-02я73
ISBN 5-230-21212-8
© «МАТИ» -Российский Государственный технологический Университет им.К.Э. Циолковского Издательско-типографский центр «МАТИ»- Российского государственного технологического университета им. К.Э.Циолковского
1. Принцип работы реактивного двигателя Основные понятия и определения
Возьмем замкнутый сосуд и создадим в нем избыточное давление Рк. Насосуд будет также действовать сила атмосферного давления Рн окружаю-шея среды, рис. 1.
Рис.1
Если силы давления Рк и Рн уравновешены жесткостью стенок сосуда, то оностанется в покое.
Выполним в сосуде отверстие, рис.2, при этом равновесие сил Рк и Рн
нарушится и сосуд придет в движение (трение между наружной поверхностью
в и окружающей средой не учитывается). В результате этого возникнет
реактивная сила R, величина которой пропорциональна скорости и массе рабо-
Рис.2
чего тела истекающего потока.
Потенциальная энергия избыточного давления будет преобразована в кинетическую энергию (Ек) истекающей струи. Реактивная сила R направлена в сторону, противоположную истечению реактивной струи.
На поверхность сосуда также действует сила, зависящая от величины давлений, воздействующих на его внутреннюю и наружную поверхности, т.е.
Р’ = Рк — Рн.
Тяга двигателяявляется результирующей реактивной силыR и сил давлений Р’, воздействующих на поверхность сосуда без учета сил внешнего аэродинамического сопротивления
Для создания реактивной силы необходимо наличие 3х элементов:
первичного источника энергии;
рабочего тела;
собственно двигателя, в котором происходят преобразования.
Реактивный двигатель — устройство, обеспечивающее перемещение летательного аппарата ЛА в пространстве, путем преобразования первичного источника энергии в кинетическую энергию реактивной струи.
Различают реактивные двигатели прямой инепрямой реакции.
Для двигателя непрямой реакции характерно наличие движителя -устройства, обеспечивающего реактивную силу, например, винт в турбовинтовом двигателе.
Для создания реактивной силы движитель и двигатель используют разные рабочие тела. В качестве рабочего тела могут использоваться:
1.2. Классификация ракетных двигателей (РД) На рис. 3 представлена классификация ракетных двигателей.
Рис.3
Если в качестве первичного источника энергии используется химическая реакция, то такой двигатель называется химическим.
Термическим РД называется двигатель, у которого энергия первичного источника преобразуется в тепло, а затем в кинетическую энергию истекающей струи. Химические РД являются термическими.
Структурные схемы ХРД и НХРД приведены на рис. 4
ХРД
(химический ракетный двигатель)
НХРД
(нехимический ракетный двигатель)
Г-
1-
2-3-4-
Рис.4
совмещённый источник первичной энергии и рабочего тела;
источник первичной энергии;
камера энергопреобразователь;
ускоритель;
источник рабочего тела.
1.3. Тяга ракетного двигателя
Вывод формулы тяги ракетного двигателя базируется на Ш-м законе Ньютона, при условии, что поток рабочего тела по тракту рассматривается стадион арным.
Стационарным называется движение, при котором расход газа во всех поперечных сечениях канала одинаков и не зависит от времени, а параметры газа в указанных сечениях, включая входное, постоянны и также не являются функцией времени.
Тяга реактивного двигателя является равнодействующей сил давления газов на внутренние и наружные поверхности камеры двигателя. Она возникает в результате преобразования химической энергии топлива в кинетическую энергию, истекающих из камеры, продуктов сгорания.
Тяга в пустоте —=0, рис.5
Рис.5
Определим результирующую силу, воздействующую на стенки
где Fa — площадь среза сопла, м2.
камеры двигателя:
Воспользуемся теоремой импульсов — импульс силы равен изменению количества движения:
где: — масса израсходованного топлива, тн— начальная масса
двигательной установки, тк— конечная масса двигательной установки;— время работы двигательной установки;AWc, Wa — скорости газового потока на входе в сопло и на его срезе, соответственно, так какWa>>Wс.
где т — массовый секундный расход, кг/с;
где:— тяга ракетного двигателя в пустоте, Н;
Wэ.п.— эффективная скорость истечения в пустоте, м/с;
Рис.6
Тяга в условиях атмосферыРнФ 0; рис.6
где:Wэн — эффективная скорость истечения при наличии давления окружающей среды, м/с.
1.4. Мощностные параметры ракетных двигателей 1.Мощность реактивной струи, Вт.
2.Мощность первичного источника энергии, Вт.
где:— коэффициент полезного действия двигательной установки.
1.5. Удельные параметры ракетных двигателей 1) Удельный импульс,(Н • с)/ кг
Удельный импульс является основным параметром, характеризующим совершенство конструкции и эффективность преобразования энергии в нём. Величина удельного импульса не зависит от тяги, создаваемой двигателем. Для химических ракетных двигателей величина удельного импульса лежит в диапазоне 2000/4000
Вышеприведённый вывод формулы тяги осуществлялся при условии её постоянства во время работы двигательной установки. Однако на практике это не соответствует действительности. На рис.7 приведена зависимость тяги двигательной установки от времени её полёта. (Iвзл, Iпол, Iпд — значения импульса ДУ на режимах взлёта, полёта и выключения, Iпд- импульс последействия).
Рис7
Суммарный импульс двигательной установки 1^, \н ■ с] можно оп-ршишь по следующим зависимостям:
Величину IПД стараются уменьшить, т.к. это обеспечивает точность доставки полезного груза к цели.
2) Удельный расход топлива, кг/Н • с .
Для химических ракетных двигателей величина удельного расхода топлива, существенно выше аналогичного параметра для воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Поэтому время работы ВРД существенно больше, чем ХРД.
3) Удельная мощность реактивной струи, Вт/Н.
4) Удельная масса ДУ, кг/Н, кг/Т.
где: М — масса ДУ без учёта топлива.
Величины удельной массы двигателей различных типов приведены
ниже:
1т=104Н.
Дополнительные параметры, характеризующие работу ракетного двигателя
Тип рабочего тела — выбирается в зависимости от области применения.
Время работы двигателя.
ЖРД — 1000с РДТТ — 200 — 300с Если двигатель обладает системой многократного включения, то задаётся количество включений и интервал времени между ними.
Отклонение величины тяги от её номинального значенияном-
Значения давлений в камере Рк и на срезе сопла Ра.
Величина суммарного импульса
Величина импульса последействия
Реактивная сила — SportWiki энциклопедия
Реактивная сила — это самостоятельный показатель взрывной или быстрой силы, который различается для циклов растяжения-укорочения с высокой нагрузкой при растяжении и для циклов с низкой нагрузкой при растяжении[1].
Реактивная сила, связанная с быстрой силой в рамках растяжения-укорочения, должна быть предметом отдельной тренировки со своими методами, направленными на развитие двумерного силового показателя, зависящего от высоты отталкивания.
Реактивная сила проявляется при резкой смене эксцентрической и концентрической фаз сокращения и грубо характеризуется как «отпружинивание».
Отличие взрывного прыжка от реактивного
Базовые методы силовой тренировки, цели, тренируемые формы силы и области применения
Метод | Цель: тренировка параметра силы | Цель: тренировка формы силы | Область применения |
Большое количество повторений силовых упражнений со средним напряжением | Тренировка способности противостоять утомлению | Силовая выносливость | Фитнес, силовая тренировка в оздоровительных и профессиональных целях, реабилитация, культуризм, коррекция фигуры |
Многократное выполнение упражнений с субмаксимальным напряжением вплоть до состояния изнеможения | Тренировка на мышечную массу | Силовая выносливость, быстрая сила, максимальная сила (реактивная сила) | Фитнес, силовая тренировка в оздоровительных и профессиональных целях, реабилитация, культуризм, коррекция фигуры |
Упражнения с взрывным напряжением и субмаксимальной интенсивностью | Тренировка скорости сокращения мышц | Быстрая сила (реактивная сила) | Силовая профессиональная тренировка, большой спорт, комплекс занятий, направленных на развитие быстрой силы |
Упражнения с взрывным напряжением и максимальной интенсивностью | Тренировка произвольной активации нервно-мышечной системы | Силовая выносливость, быстрая сила, максимальная сила (реактивная сила) | Большой спорт, скоростносиловые дисциплины, тяжелая атлетика |
Упражнения на развитие реактивной силы в цикле растяжения-укорочения с максимальной интенсивностью | Тренировка реактивной способности выдерживать напряжение | Реактивная сила | Силовая профессиональная тренировка, направленная на достижение определенных результатов, большой спорт |
- ↑ Gollhofer A. Komponenten der Schnellkraftleistungen im Dehnungs-Verkurzungs-Zyklus. Erlensee, 1987.