Что такое индукция в философии: Индукция (философия) — это… Что такое Индукция (философия)? – Индуктивное умозаключение — Википедия

Содержание

Индукция в философии: дедукция, что это такое

Индукция — способ проверки гипотезы. Индукция в философии — это метод мышления, с помощью которого можно найти один общий признак и, таким образом, классифицировать предметы и явления. Для уточнения результатов индуктивного мышления в науке также применяется дедукция — противопоставляемый индукции метод мышления, для которого необходимо от общего заключения прийти к частному.

История появления термина

фото 899

Впервые термин «индукция» упоминается в работах Сократа. Но он вкладывал в него иное значение. Сократ называл индукцией познание, заключавшееся в поиске общего определения для описания нескольких частных случаев. Аристотель описывает индукцию, как сравнительное умозаключение, при котором мыслительный процесс оценивает частные случаи и приводит их к общему знаменателю. Мыслитель противопоставлял индукцию силлогизму, направленному на поиск усредненного значения.

В эпоху Возрождения наследие Аристотеля переоценивается и критикуется. В научных кругах силлогизм, как метод исследования, отрицается, а индуктивный метод считается единственным способом получения достоверной информации. Создателем современного индуктивного метода считается Ф. Бэкон. Он отказывается от использования силлогизма, но при этом его теория индукции вовсе не противоречит силлогизму. В основе индуктивного метода Бэкона, лежит принцип сравнения. Чтобы прийти к заключению, необходимо провести анализ всех случаев и вывести закономерность, т. е. сделать обобщение.

Следующей попыткой отказаться от силлогизма в пользу индукции было исследование Дж. Милля. Он полагал, что для получения силлогического заключения необходимо идти от частного к частному, не стремясь к общему. Индуктивное заключение видится ему анализом явлений одного порядка. Все умозаключения требуют применения четырех методов:

  1. Метод согласия. Если у исследуемых явлений есть хотя бы один общий признак, вероятно, он является первопричиной.
  2. Метод различия. Если у двух сравниваемых случаев имеется только одно различие, а в остальном они сходны, то это различие — причина явления.
  3. Метод остатков. Для той части явления, которую невозможно объяснить очевидной причиной, необходимо искать обоснование среди оставшихся версий. На первый взгляд они часто кажутся невероятными, но одна в конечном итоге окажется достоверным объяснением.
  4. Метод соответствующих изменений. Если несколько явлений изменяются под влиянием одного обстоятельства, вероятно, между ними есть причинная связь.

Примечательно, что методы, которые Бэкон представляет, как индуктивные, имеют дедуктивную составляющую. В частности, метод остатков работает по принципу исключения версий, продвигаясь от общего к частному.

Особенности индуктивного метода

В науке различают два вида индуктивного метода: полная индукция и неполная индукция.

Полная индукция

При полной индукции, мыслительному анализу поочередно подвергаются все предметы из группы. Они отождествляются с заданным признаком. Если каждый предмет будет соответствовать поставленному условию, можно с уверенностью предположить, что предметы имеют общую природу.

Неполная индукция

Главное отличие неполной индукции — отсутствие возможности сделать достоверное умозаключение. При неполной индукции сравнению подвергаются отдельные элементы предметов, и на основании результата делает предположение. Неполная индукция позволяет сделать только частное заключение, тогда как полная индукция стремится к общему.

Как правильно использовать дедуктивный и индуктивный подход

Использование индукции, как единственного метода поиска информации не дает объективной картины.

Индуктивный и дедуктивный методы рассуждения имеют противоположный способ движения мысли, но они не противоречат друг другу, а дополняют. Для дедуктивного рассуждения нужно общее утверждение, а индуктивное собирает частные случаи, подводя их под одну теорию. Чтобы получить результат, приближенный к истине, необходимо использовать оба метода сразу. Это позволяет проверить каждую теорию и отсеять неправдоподобные. А из оставшихся путем сравнения выбрать одну, которая будет отвечать все заданным требованиям.

900

Предполагается, что сам Декарт и другие представители научного сообщества, использовавшие метод индукции, на самом деле применяли комбинацию методов. Использование одного метода повышает риск формулировки ложных выводов. Если исследователь не может подвести все предметы к общему фактору, у него возникнет желание отбросить несоответствия и тем самым исказить условия эксперимента, и получить неправильный результат.

Роль методов мышления в психологии

Дедукция и индукция — методы мышления, которые нужно применять в комплексе. Изучение психических процессов, отвечающих за развитие, взаимосвязь и взаимодействие мыслительных процессов — одна из задач психологии. Форма проявления дедукции и индукции в психологии называется дедуктивным мышлением.

Люди, обращающиеся к психотерапевту, используют неполную индукцию и получают ошибочные выводы. Например, у изменившей мужу жены волосы рыжего цвета, значит все женщины с рыжими волосами — изменщицы. Иногда, выводы, полученные в результате дедуктивного мышления, настолько оторваны от реальности, что несут угрозу жизни пациента. Если человек решит, что для него опасна вода, он полностью откажется от ее использования. Без лечения он погибнет. Вода для него — источник стресса, вызывающий паническую реакцию. Самостоятельно справиться с такой нагрузкой на психику человек не может и в момент эмоционального всплеска он становится опасен для окружающих.

Такое неосознанное применение индуктивного мышления называется фиксацией. Способом избавления от фиксации станет правильное дедуктивное мышление, но его развитие, как и любой другой метод терапии, должен проходить под наблюдением психотерапевта.

Психологи рекомендуют людям, склонным к нервозности, развивать у себя дедуктивное мышление. Для этого используются простые способы:

  1. Решение логических задач. Классический метод дедуктивного мышления — это математическое мышление. Чтобы решить задачу, человек использует логику, а это способствует развитию навыка отличать ложное суждение от правдоподобного.
  2. Расширение кругозора. По сути, это пополнение багажа знаний любой информацией, которая интересна конкретному человеку. Для этого необязательно читать учебники. Новую информацию можно получить, просматривая фильмы или сайты, общаясь с другими людьми, путешествуя.
  3. Развитие точности. Умение конкретизировать помогает подобрать правильный критерий, по которому оценивается явления.
  4. Гибкость ума. Малый объем знаний способствует закостенелости ума. Имея ограниченный набор типовых ситуаций, человек выбирает не наиболее вероятную, а ту, которая вспомнится ему первой. А поскольку выбор у него невелик, она вряд ли будет подходящей.
  5. Наблюдательность. Это инструмент, с помощью которого человек пополняет внутреннюю копилку личного опыта. Именно на его основе, делаются умозаключения.

Иногда, можно встретить термин «психологическая индукция», но у него нет конкретного определения. Часто, под индукцией подразумевают проявление некоторых психических заболеваний или аффективное состояние.

Минусы индуктивного подхода

Применение индуктивного метода имеет границы. Задача логики — обозначить их. Проведение аналогии не является доказательным методом, но дает возможность для поиска общих черт предметов и явлений. Для получения достоверного результата, необходимо иметь достаточное количество разнообразных примеров, чтобы представлять всю группу явлений.

Учитывая это, индуктивные заключения часто приводят к ошибочному выводу. Использование индукции предполагает работу со следствием, которое может быть вызвано разными причинами или их сочетанием. Поэтому достоверность полученной информации напрямую зависит от интеллектуальных способностей исследователя. Формируя умозаключения, он опирается только на свою логику и рационализм.

Неспособность отделить правдоподобные версии приводит к ошибочному выводу. А поскольку познавательные возможности человека ограничены, всегда существует риск анализа по ошибочному признаку и получения ложного результата.

В чем отличие дедукции от индукции?

Дедукция в философии — особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.

О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция — единственный способ достичь истинного знания.

Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:

  • помогает быстрее найти верное решение;
  • используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
  • способствует развитию логического мышления;
  • помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
  • ускоряет мышление.

К минусам дедуктивного метода относятся:

  • невозможность применять метод для изучения новых явлений;
  • некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
  • полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.

Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.

Применение индукции в философии

фото 901

Английский энциклопедист и философ У. Уэвелл был главным оппонентом Дж. Милля. Но и он признавал индукцию — необходимым и незаменимым методом познания в философии. В книге «Философия индуктивных наук» он пересмотрел саму суть научного знания, выведя науку из сферы туманного и закрытого в область доступного и необходимого. Благодаря его трудам научное сообщество получило возможность проводить исследования открыто. Уэвелл популяризовал само слово «наука», которое заменило натурфилоосфию. Переосмысление философом теории индукции, позволило ей стать одним из основных методов исследования.

Исследователь К. Поппер, в процессе проверки гипотез, отводит индукции ключевое значение. Индукция не может определить истинно ли утверждение, но помогает с точностью отобрать те версии, которые не выдерживают проверки экспериментом. Если в результате проведения опытов часть теорий подтвердилась, а другая часть была опровергнута, предпочитаемыми будут те теории, которые дали положительный результат. Но при этом следует помнить, что индукция не помогает найти универсальное подтверждение, которое подойдет всем выдвинутым версиям.

ИНДУКЦИЯ — Новейший философский словарь

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане И. представляет собой умозаключение, при котором общее суждение по особым правилам получается на основе единичных или частных посылок. В науке и повседневной жизни многие положения общего характера появляются в результате освоения отдельных фактов. Происходит мысленный переход от единичного и частного к общему. Например, в начале 17 в. И. Кеплер сформулировал утверждение: «Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце» (позже оно получило известность под названием первого закона Кеплера). Это обобщение было получено на основе изучения движения отдельных планет — Земли, Марса, Венеры и др. Затем было выяснено, что и другие небесные тела под воздействием притяжения Солнца могут описывать вокруг него конические сечения: окружности, эллипсы, параболы и гиперболы. Вследствие этого первоначальная формулировка первого закона Кеплера была изменена и получила следующий вид: «Всякое тело, движущееся вокруг Солнца, описывает коническое сечение, в одном из фокусов которого находится Солнце». Объективной основой для получения общих положений с помощью И. является повторяемость событий, объединенных общей закономерной связью, благодаря чему по части фактов можно устанавливать общий закон. Вместе с тем, повторение может быть характерно для более узкого круга событий, чем тот, на который претендует обобщение, или может свидетельствовать о случайных совпадениях. Игнорирование данных обстоятельств приводит к ошибкам в процессе применения И., носящих названия «поспешное обобщение» и «после этого значит по причине этого». Вывод с помощью И. имеет вероятностный характер. Он будет более надежным, если а) число предметов, о которых говорится в посылках, будет большим; б) эти предметы будут более разнообразны; в) они будут характерными, типичными представителями того класса предметов, о котором говорится в заключении; г) субъект заключения будет возможно меньшим, а предикат возможно большим по объему; д) признак, переносимый на совокупность предметов, о которых речь идет в заключении, будет более существенным для них. Раздел современной логики, связанный с изучением индуктивных выводов, с применением к ним математических методов, с построением дедуктивных теорий об индуктивных процессах, называется индуктивной логикой.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Индукция — I (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение) то, что лежит в основе, — причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении… Большая советская энциклопедия
  2. индукция — ИНДУКЦИЯ, и, ж. 1. Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам; противоп. дедукция (книжн.). 2. Возбуждение электрического тока в каком-н. проводнике при движении его в магнитном поле или изменении вокруг него магнитного поля (спец.). Толковый словарь Ожегова
  3. индукция — сущ., кол-во синонимов: 5 возбуждение 58 индуктирование 1 наведение 12 умозаключение 17 электроиндукция 1 Словарь синонимов русского языка
  4. индукция — I. ИНДУКЦИЯ I и, ж. induction f., нем. Induction <�лат. inductio выведение. 1. Логическое умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Крысин 1998. 2. мат. Словарь галлицизмов русского языка
  5. индукция — Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где induction < лат. inductio, суф. производного от inducere «вводить, проводить, выводить». Этимологический словарь Шанского
  6. индукция — ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — выведение; возбуждение) — этот термин в современной логике используется как синоним более точного, но более громоздкого, термина «индуктивное рассуждение». Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ — в биологии -1) взаимодействие процессов возбуждения и торможения; торможение в группе нейронов вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная индукция) — которое индуцирует торможение (отрицательная индукция)… Большой энциклопедический словарь
  8. индукция — Индукция, индукции, индукции, индукций, индукции, индукциям, индукцию, индукции, индукцией, индукциею, индукциями, индукции, индукциях Грамматический словарь Зализняка
  9. индукция — ИНД’УКЦИЯ, индукции, ·жен. (·лат. inductio — наведение). 1. Метод мышления, при котором из частных суждений выводится общее (филос.). Толковый словарь Ушакова
  10. индукция — ИНДУКЦИЯ — 1. Один из механизмов регуляции биосинтеза белка. И. представляет собой активацию синтеза какого-нибудь фермента посредством проникновения в клетку определенного вещества (индуктора). 2. Развитие клеток под влиянием веществ, выделяемых другими клетками. Ботаника. Словарь терминов
  11. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — введение) — англ. induction; нем. Induktion. 1. Форма умозаключения, способ рассуждения, означающие движение познания от частного к общему, обобщение отдельных факторов… Социологический словарь
  12. индукция — индукция I ж. 1. Логическое умозаключение от частного к общему, от единичного наблюдения к обобщению, от фактов к некоторой гипотезе. || противоп. дедукция… Толковый словарь Ефремовой
  13. индукция — (от лат. inductio — побуждение, наведение) в физиологии, термин, используемый для обозначения возбуждающих и тормозящих взаимовлияний нервных центров. Явление И. характерно для всех отделов нервной системы. В эмбриологии… Биологический энциклопедический словарь
  14. индукция — ИНДУКЦИЯ -и; ж. [лат. inductio] 1. Лог. Способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям (противоп.: дедукция). И. — основной метод обучения. 2. Физ. Возбуждение электродвижущей силы в каком-л. Толковый словарь Кузнецова
  15. индукция — Индукции, ж. [латин. inductio – наведение]. 1. Метод мышления, при к-ром из частных суждений выводится общее (филос.). 2. Возбуждение электрической и магнитной энергии под влиянием магнитного поля или приближением заряженного электрического тела (физ.). Магнитная и электрическая индукция. Большой словарь иностранных слов
  16. Индукция — Способ вывода суждения от множества фактов к некоторой гипотезе и ее доказательство. Обратный способ получения знания — дедукция — делает вывод на основании логики, а началом рассуждения является не факт, а аксиома или аналогичная гипотеза. Физическая антропология
  17. индукция — орф. индукция, -и Орфографический словарь Лопатина
  18. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ – познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение. Идея индукции обсуждалась Сократом и Аристотелем… Новая философская энциклопедия
  19. Индукция — (лат. inductio введение, наведение) в физиологии — функциональное взаимодействие нервных центров, характеризующееся изменением их возбудимости. Индукция взаимная —… Медицинская энциклопедия
  20. индукция — -и, ж. 1. лог. Способ рассуждения от отдельных, частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям; противоп. дедукция. 2. физ. Возбуждение электродвижущей силы в каком-л. Малый академический словарь
  21. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ, в физике, процесс электризации или намагничивания. В случае ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ электрический ток вызывается при помещении ПРОВОДНИКА в переменное МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. Величина тока пропорциональна скорости изменения МАГНИТНОГО ПОТОКА. Научно-технический словарь
  22. индукция — Французское – induction. Латинское – inducere (вводить, проводить). Слово было заимствовано русским языком из французского в начале XIX в. Индукция – логическое умозаключение от частного к общему; взаимодействие нервных процессов возбуждения и торможения. Этимологический словарь Семёнова
  23. индукция — Инду́кц/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  24. Индукция — (от лат. inductio — наведение) переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Педагогический терминологический словарь

ИНДУКЦИЯ — Новая философская энциклопедия

ИНДУКЦИЯ – познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение.

Идея индукции обсуждалась Сократом и Аристотелем, который в «Аналитиках» рассматривал индуктивные рассуждения как вспомогательные средства обоснования посылок силлогизмов.

Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф.Бэкон [БЭКОН Ф.],предложив таблицы присутствия и отсутствия изучаемых явлений. Он рассматривал индукцию как единственно научный способ познания, противопоставляя ее умозрительным рассуждениям.

Теория индуктивных рассуждений, наследующая идеи Ф.Бэкона об индукции, была развита Д.С.Миллем. Последний предложил пять методов индуктивных рассуждений, посредством которых выводятся заключения о причинных связях между явлениями (методы сходства, различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений). Индуктивные методы Д.С.Милля являются примерами правдоподобных рассуждений. Эти методы получили ряд уточнений средствами современной логики (Г. фон Вригг, Г.Гриневский, В.Финн и др.).

Признание индукции в качестве решающей познавательной процедуры характеризует теорию познания эмпиризма. Однако признание существования индукции как познавательной процедуры не влечет за собой признание возможности обосновать индуктивные обобщения. Так Д.Юм [ЮМ]развил скептический взгляд на индукцию, считая, что индуктивные обобщения не могут быть обоснованы и являются лишь результатом ассоциации идей.

Юмовский скептицизм был усилен К.Р.Поппером,который считал, что правила индуктивного вывода не могут быть сформулированы, а реальными познавательными процедурами являются лишь фальсификация гипотез, метод проб и ошибок, и, конечно, дедуктивное доказательство. Индукция же, согласно Попперу, не может быть обоснована и не имеет познавательного значения.

Теории индукции, основанные на вероятностном подходе, были развиты Г.Рейхенбахом и Р.Карнапом.

В современных исследованиях по искусственному интеллекту, в которых имитируются и усиливаются посредством компьютерных систем некоторые аспекты интеллектуальной деятельности, формализация индукции осуществляется средствами современной логики, алгоритмических языков и баз данных с неполной информацией. Одним из интересных приложений идеи индукции является индуктивный синтез программ.

Следует отметить, что индукция в интеллектуальных компьютерных системах представима во взаимодействии с другими познавательными процедурами – аналогией [АНАЛОГИЯ]и абдукцией. Естественная связь индукции и абдукции была отмечена Ч.С.Пирсом.

Литература:

1. Котарбиньский Т. Избр. произв. Лекции по истории логики, М., 1963;

2. Аристотель. Соч., т. 2. М., 1978;

3. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978;

4. Гаек П., Гавранек Т. Автоматическое образование гипотез. М., 1984;

5. Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1900;

6. Финн В.К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции. – Научно-техническая информация, сер. 2, 1998;

7. Reichenbach H. The Theory of Probability. Berkley and Los Angeles, 1949;

8. Carnap R. The Logical Foundations of Probability, 2 ed. Chic., 1957;

9. Popper K.R. Object Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxf., 1974.

В.К.Финн

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Индукция — I (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение) то, что лежит в основе, — причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении… Большая советская энциклопедия
  2. индукция — ИНДУКЦИЯ, и, ж. 1. Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам; противоп. дедукция (книжн.). 2. Возбуждение электрического тока в каком-н. проводнике при движении его в магнитном поле или изменении вокруг него магнитного поля (спец.). Толковый словарь Ожегова
  3. индукция — сущ., кол-во синонимов: 5 возбуждение 58 индуктирование 1 наведение 12 умозаключение 17 электроиндукция 1 Словарь синонимов русского языка
  4. индукция — I. ИНДУКЦИЯ I и, ж. induction f., нем. Induction <�лат. inductio выведение. 1. Логическое умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Крысин 1998. 2. мат. Словарь галлицизмов русского языка
  5. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане И. представляет собой умозаключение… Новейший философский словарь
  6. индукция — Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где induction < лат. inductio, суф. производного от inducere «вводить, проводить, выводить». Этимологический словарь Шанского
  7. индукция — ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — выведение; возбуждение) — этот термин в современной логике используется как синоним более точного, но более громоздкого, термина «индуктивное рассуждение». Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ — в биологии -1) взаимодействие процессов возбуждения и торможения; торможение в группе нейронов вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная индукция) — которое индуцирует торможение (отрицательная индукция)… Большой энциклопедический словарь
  9. индукция — Индукция, индукции, индукции, индукций, индукции, индукциям, индукцию, индукции, индукцией, индукциею, индукциями, индукции, индукциях Грамматический словарь Зализняка
  10. индукция — ИНД’УКЦИЯ, индукции, ·жен. (·лат. inductio — наведение). 1. Метод мышления, при котором из частных суждений выводится общее (филос.). Толковый словарь Ушакова
  11. индукция — ИНДУКЦИЯ — 1. Один из механизмов регуляции биосинтеза белка. И. представляет собой активацию синтеза какого-нибудь фермента посредством проникновения в клетку определенного вещества (индуктора). 2. Развитие клеток под влиянием веществ, выделяемых другими клетками. Ботаника. Словарь терминов
  12. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — введение) — англ. induction; нем. Induktion. 1. Форма умозаключения, способ рассуждения, означающие движение познания от частного к общему, обобщение отдельных факторов… Социологический словарь
  13. индукция — индукция I ж. 1. Логическое умозаключение от частного к общему, от единичного наблюдения к обобщению, от фактов к некоторой гипотезе. || противоп. дедукция… Толковый словарь Ефремовой
  14. индукция — (от лат. inductio — побуждение, наведение) в физиологии, термин, используемый для обозначения возбуждающих и тормозящих взаимовлияний нервных центров. Явление И. характерно для всех отделов нервной системы. В эмбриологии… Биологический энциклопедический словарь
  15. индукция — ИНДУКЦИЯ -и; ж. [лат. inductio] 1. Лог. Способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям (противоп.: дедукция). И. — основной метод обучения. 2. Физ. Возбуждение электродвижущей силы в каком-л. Толковый словарь Кузнецова
  16. индукция — Индукции, ж. [латин. inductio – наведение]. 1. Метод мышления, при к-ром из частных суждений выводится общее (филос.). 2. Возбуждение электрической и магнитной энергии под влиянием магнитного поля или приближением заряженного электрического тела (физ.). Магнитная и электрическая индукция. Большой словарь иностранных слов
  17. Индукция — Способ вывода суждения от множества фактов к некоторой гипотезе и ее доказательство. Обратный способ получения знания — дедукция — делает вывод на основании логики, а началом рассуждения является не факт, а аксиома или аналогичная гипотеза. Физическая антропология
  18. индукция — орф. индукция, -и Орфографический словарь Лопатина
  19. Индукция — (лат. inductio введение, наведение) в физиологии — функциональное взаимодействие нервных центров, характеризующееся изменением их возбудимости. Индукция взаимная —… Медицинская энциклопедия
  20. индукция — -и, ж. 1. лог. Способ рассуждения от отдельных, частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям; противоп. дедукция. 2. физ. Возбуждение электродвижущей силы в каком-л. Малый академический словарь
  21. ИНДУКЦИЯ — ИНДУКЦИЯ, в физике, процесс электризации или намагничивания. В случае ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ электрический ток вызывается при помещении ПРОВОДНИКА в переменное МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. Величина тока пропорциональна скорости изменения МАГНИТНОГО ПОТОКА. Научно-технический словарь
  22. индукция — Французское – induction. Латинское – inducere (вводить, проводить). Слово было заимствовано русским языком из французского в начале XIX в. Индукция – логическое умозаключение от частного к общему; взаимодействие нервных процессов возбуждения и торможения. Этимологический словарь Семёнова
  23. индукция — Инду́кц/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  24. Индукция — (от лат. inductio — наведение) переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Педагогический терминологический словарь

Индукция (философия) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Индукция. Схема классического представления связи между теорией, эмпиризмом, индукцией и дедукцией.

Инду́кция (лат. inductio — наведение, от лат. inducere — влечь за собой, установить) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему[1]. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.[2]

Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.

Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве.

Также для доказательств используются метод математической индукции и трансфинитная индукция, которые позволяют осуществить полную индукцию для бесконечных счётного и несчётного множеств объектов соответственно.

История[ | ]

Термин впервые встречается у Сократа[3] (др.-греч. ἐπαγωγή). Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

Аристотель указал на особенности индуктивного умозаключения (Аналит. I, кн. 2 § 23, Анал. II, кн. 1 § 23; кн. 2 § 19 etc.). Он определяет его как восхождение от частного к общему. Он отличал полную индукцию от неполной, указал на роль индукции при образовании первых принципов, но не выяснил основы неполной индукции и её права. Он рассматривал её как способ умозаключения, противоположный силлогизму. Силлогизм, по мнению Аристотеля, указывает посредством среднего понятия на принадлежность высшего понятия третьему, а индукция третьим понятием показывает принадлежность высшего среднему.

В эпоху Возрождения началась борьба против Аристотеля и силлогистического метода, и вместе с тем начали рекомендовать индуктивный метод как единственно плодотворный в естествознании и противоположный силлогистическому. В Бэконе обыкновенно видят родоначальника современной индукции, хотя справедливость требует упомянуть и о его предшественниках, например Леонардо да Винчи и др. Восхваляя индукцию, Бэкон отрицает значение силлогизма («силлогизм состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова суть знаки понятий; если поэтому понятия, которые составляют основание дела, неотчётливы и поспешно отвлечены от вещей, то и построенное на них не может иметь никакой прочности»). Это отрицание не вытекало из теории индукции. Бэконовская индукция (см. его «Novum Organon») не только не противоречит силлогизму, но даже требует его. Сущность учения Бэкона сводится к тому, что при постепенном обобщении нужно придерживаться известных правил, то есть нужно сделать три обзора всех известных случаев проявления известного с

В философии индукция — это логический переход от частного к общему. Дедукция и индукция :: SYL.ru

Логические умозаключения часто становятся субъектом философской рефлексии, особенно когда речь идет о гносеологии. Это произошло с такими типами познания, как индукция и дедукция. Оба эти метода являются средством получения информации и новых знаний. Просто философы понимают под индукцией логический переход от частного к общему, а под дедукцией – искусство выводить умозаключения из теоретических положений. Однако не стоит считать, что оба эти метода являются противоположностями.

в философии индукция это

Конечно, когда Фрэнсис Бэкон сказал свою знаменитую фразу о том, что знание является силой, он имел в виду именно потенцию индукции. Но и второй метод не стоит недооценивать. В современном понимании дедукция имеет скорее контрольный характер и помогает верифицировать гипотезы, получаемые с помощью индукции.

В чем отличие?

Метод дедукции и индукции в философии связан с логикой, но при этом речь идет о двух разных видах умозаключений. Когда мы идем от одной посылки к другой, а потом к выводам, то истинность последних зависит от правильности наших первоначальных оснований. Так выглядит дедукция. Она опирается на четкость и необходимость логических законов. Если же речь идет об индукции, то в этом случае умозаключения исходят вначале из фактов – материальных, психологических, юридических и так далее. В таких выводах меньше формального характера, чем в дедуктивных. Поэтому связи между фактами, которые следуют из этих заключений, являются вероятностными (или же гипотетическими). Они нуждаются в дальнейшей проверке и верификации.

Дедукция и индукция

Как появилось понятие «индукция» в философии

Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, анализируя состояние современной ему науки, счел его плачевным в связи с отсутствием необходимого метода. Он предложил его в своем труде «Новый Органон» для замены правил логики, предложенных Аристотелем. Бэкон счел, что на пути познания стоят четыре препятствия, которые он назвал идолами. Это примешивание к познанию человеческой природы, индивидуальная субъективность, неверная терминология и ложные представления, исходящие из аксиом или авторитетов прошлого. С точки зрения английского ученого, настоящее знание может проистекать только из обобщения чувственного опыта. Так появилась индукция в философии.

Примеры ее применения приводит тот же Фрэнсис Бэкон. Если мы наблюдаем за сиренью каждый год и видим, что она белая, значит, в этом саду все данные деревья цветут только одним цветом. То есть, наши выводы основаны на предположении, что если эксперимент дает нам такие-то данные, то так будет происходить и во всех подобных случаях.

Логический переход от частного к общему

Чем опасен односторонний метод

Выводы в индуктивных умозаключениях могут быть ошибочными. И если мы постоянно будем на них опираться и не проверять их дедуктивными, то можем удалиться от реального значения связи между фактами. А разве в своей жизни мы не руководствуемся – подсознательно и односторонне – только индуктивными умозаключениями? Например, в данных обстоятельствах мы всегда применяли такой-то подход к решению проблемы, и это приносило нам успех. Значит, мы и дальше будем действовать таким образом, ничего не меняя. Но ведь наш опыт – это не факты, а всего лишь наше представление о них. Но часто мы относимся к своим понятиям как к неким аксиомам. Это приводит к неверным выводам.

Почему индукция несовершенна

Хотя этот метод в свое время выглядел очень революционным, как мы видим, нельзя основываться только на нем. Теперь пришло время поговорить о том, что такое индукция полная и неполная индукция. Философия предлагает нам следующие определения.

Полная индукция – это идеальная ситуация, когда мы имеем дело с определенным числом частных случаев, которые исчерпывают все возможные варианты. Это значит, что мы собрали все факты, убедились, что их количество конечно, и на этой основе мы доказываем свое утверждение. Неполная же индукция встречается намного чаще. Из наблюдения за отдельными фактами мы делаем некие гипотетические выводы. Но поскольку нам неизвестно, во всех ли частных случаях будет один и тот же результат, то мы должны понять, что наше заключение носит только вероятностный характер и нуждается в проверке. Именно поэтому нам постоянно следует критически оценивать наш опыт и дополнять его новой информацией.

Индукция в философии примеры

Модель, ограничивающая познание

Индукция в философии – это намеренное упрощение сложных структур для создания понятной картины мира. Когда мы наблюдаем за разными явлениями, мы их обобщаем. Из этого мы делаем выводы о связях между феноменами и складываем из них единую картину. Она позволяет нам делать выбор и расставлять приоритеты, определять, что для нас важно, а что нет. Но если мы утратим контроль над ситуацией и станем подменять факты собственным мнением о них, то неизбежно станем подгонять все, что мы видим, под себя. Таким образом, наличие одной только индукции ограничивает познание. Ведь как правило, она является неполной. Поэтому практически все универсальные обобщения, сделанные с ее помощью, предполагают возможность исключений.

Метод дедукции и индукции в философии

Как следует пользоваться индукцией

Нам нужно понимать, что применение только одного этого метода подменяет многообразие мира упрощенными моделями. Это дает нам в руки своего рода оружие против ограничений, которыми чревата в философии индукция. Это понимание часто обосновывается тезисом о том, что не существует универсальных теорий. Еще Карл Поппер говорил о том, что любая концепция либо может быть признана фальсифицированной, и поэтому ее следует отвергнуть, либо она еще недостаточно проверена и поэтому мы еще не доказали, что она неверна.

Другой мыслитель, Нассим Талеб, подкрепляет этот аргумент замечанием о том, что любое огромное количество белых лебедей не дает нам права заявлять о том, что все эти птицы одного цвета. Почему? А потому что достаточно одного черного лебедя, чтобы разбить ваши выводы в пух и прах. Индукция, таким образом, помогает нам обобщать информацию, но при этом формирует в нашем мозгу стереотипы. Они тоже нужны, но пользоваться ими мы можем до тех пор, пока не появляется хоть один факт, который опровергает наше умозаключение. И когда мы это видим, то не стоит подгонять его под свою теорию, а искать новую концепцию.

Индукция полная и неполная индукция философия

Дедукция

Рассмотрим теперь второй метод познания, его плюсы и минусы. Само слово «дедукция» означает выведение, логическую связь. Это переход от широкого познания к конкретной информации. Если в философии индукция – это получение общих суждений, основанных на эмпирическом знании, то дедукция исходит из информации и связей между фактами, которые уже являются доказанными, то есть существующими. Это значит, что она имеет более высокую степень достоверности. Поэтому ее часто применяют для доказательства математических теорем. Основоположником дедукции является Аристотель, который расписал этот метод как цепь умозаключений, называемую еще силлогистикой, где заключение получается из посылок по четким формальным правилам.

Дедукция и индукция – Бэкон против Аристотеля

В истории философии эти два метода познания постоянно противопоставляли. Аристотель, кстати, первым описал также и индукцию, но назвал ее диалектикой. Он заявил, что выводы, полученные таким образом, противоположны аналитическим. Бэкон, как мы уже видели, предпочитал индукцию. Он разработал несколько правил получения знаний с использованием этого метода. Причинно-следственные связи между разными явлениями, с его точки зрения, можно установить путем аналогии различия, сходства, остатков, а также наличия сопутствующих изменений. Абсолютизировав роль эксперимента, Бэкон заявил, что в философии индукция – это универсальный метод гносеологии. Как, собственно, и в любой науке. Однако рационализм восемнадцатого века и развитие теоретической математики поставили под сомнение его выводы.

Выводы в индуктивных умозаключениях

Декарт и Лейбниц

Эти философы из Франции и Германии вернули былой интерес к дедуктивному методу. Декарт поставил вопрос о достоверности. Он заявил, что математические аксиомы являются очевидными положениями, не требующими доказательств. Следовательно, они достоверны. Поэтому если соблюдать правила логики, то и выводы из них тоже будут истинными. Поэтому дедукция будет хорошим научным методом, если соблюдать несколько простых правил. Нужно исходить только из доказанного и проверенного, расчленять проблему на составные части, переходить от простого к сложному и не быть односторонним, а проверять все подробности.

Лейбниц же утверждал, что дедукция может быть использована и в других отраслях наук. Даже те исследования, которые производятся на основании опытов, говорил он, в будущем станут производиться с карандашом в руках и с использованием универсальных символов. Дедукция и индукция, таким образом, в девятнадцатом веке разделили ученых на две партии, которые были сторонниками или противниками того или другого метода.

Современная гносеология

Умение логически рассуждать и основывать свои познания на фактах, а не на предположениях, ценилось не только в прошлом. Оно всегда пригодится и в нашем с вами мире. Современные мыслители считают, что в философии индукция – это аргументация, построенная на степени вероятности. Ее методы применяются в зависимости от того, насколько они подходят для решения стоящей перед вами задачи.

В практической жизни это выглядит так. Если вы захотели поехать в какой-то отель, то начинаете смотреть о нем отзывы и видите, что у гостиницы высокий рейтинг. Это индуктивный аргумент. Но для окончательного решения, вам надо понять, хватит ли у вас бюджета на такой отдых, понравится ли лично вам жить там и насколько объективными были оценки. То есть, вам понадобится дополнительная информация.

Дедукция же применяется в тех случаях, когда можно применять так называемый критерий валидности. Например, ваш отпуск возможен только в сентябре. Отель с высоким рейтингом закрывается в августе, а вот другая гостиница работает до октября. Ответ очевиден – вы можете поехать отдыхать только туда, где это можно сделать осенью. Так пользуются дедукцией не только в философии, но и в повседневной жизни.

индукция — это… Что такое индукция?

        ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — выведение; возбуждение) — этот термин в современной логике используется как синоним более точного, но более громоздкого, термина «индуктивное рассуждение». Индуктивное рассуждение содержит переход от эмпирически верифицируемых посылок к заключению, подтверждаемому посылками, но дедуктивно из них не выводимому. («Все известные нам вороны черные; следовательно, все вороны черные».) Таким образом, заключение индуктивного рассуждения — в отличие от заключения дедуктивно правильного рассуждения — содержит информацию, не содержащуюся в его посылках.

        Наиболее широко используемая разновидность индуктивных рассуждений — перечислительные рассуждения: рассуждения, содержащие переход от посылок, утверждающих, что все известные объекты из некоторой совокупности А обладают свойством Р, к заключению, утверждающему, что все — в том числе и неизвестные — объекты из А обладают Р (приведенное выше рассуждение — при прочтении А как совокупности воронов и Р как свойства «быть черным» — представляет собой пример перечислительной И.). Другая широко распространенная разновидность индуктивных рассуждений — рассуждения, содержащие переход от посылок, утверждающих, что некий объект а обладал свойством Р в каждый момент времени, предшествующий настоящему, к заключению, утверждающему, что а будет обладать Р в будущем. («До настоящего момента, вслед за зимой всегда наступала весна; следовательно, при естественном течении событий, вслед за зимой всегда будет наступать весна».) Иногда индуктивные рассуждения сочетают в себе перечислительный и временной аспекты; так, приведенное выше рассуждение о черных воронах может быть проинтерпретировано как обосновывающее несуществование нечерных воронов не только в настоящем, но и в будущем.

        С философской точки зрения, наибольший интерес представляет, и набольшее внимание привлекает, проблема обоснования И. — нахождения рационального базиса для признания легитимности индуктивных рассуждений. Важность проблемы обусловлена важностью индуктивных рассуждений для современной науки. Ее успешное решение предполагает нахождение ответа на вопрос, на каком основании мы признаем некоторые из индуктивных рассуждений приемлемыми, несмотря на то, что во всяком индуктивном рассуждении истинность посылок не гарантирует истинности заключения. Так, чернота всех известных нам воронов не гарантирует того, что в природе не существует, и никогда не появится, ни одного ворона другой расцветки. Все ответы, предложенные со времени поставившего этот вопрос Д. Юма, оказались безуспешными — всякая попытка обоснования И., предложенная до настоящего момента, в неявной форме предполагала легитимность И. Например, Д.С. Миль полагал, что легитимность И. гарантирована единообразием универсума; так, мы можем быть уверены в том, что все существующие и будущие вороны черны, потому что все известные нам вороны черны и универсум единообразен. Однако, что дает нам право верить в единообразие универсума? Только то, что он был таким до сих пор в пределах нашего опыта. В таком случае, утверждая, что универсум единообразен всегда и везде, мы утверждаем как истину заключение индуктивного рассуждения. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется рассмотрение проблемы И., предложенное П. Стросоном, утверждающим, что проект обоснования И. самопротиворечив. Согласно Стросону, обоснование И. равносильно приданию индуктивным рассуждениям статуса дедуктивных. В то же время основная ценность индуктивных рассуждений заключается в том, что — в отличие от дедуктивно правильных рассуждений — они позволяют нам получать новую информацию; таким образом, обоснование И. равносильно утверждению, что индуктивные рассуждения, вопреки очевидности, не приводят к получению новой информации, что, согласно Стросону, абсурдно.

        Корректные рассуждения по математической И., несмотря на имя, являются дедуктивно правильными, а не индуктивными, рассуждениями.

        Д.П. Шкатов

        И. — в философии (логике) одна из форм мышления, с помощью которой мы находим общий закон, которым обладает класс каких-либо единичных предметов. Уже у Аристотеля встречаются различные виды индуктивных правил рассуждения (напр., неполная И., или И. через простое перечисление). Однако только с началом активного развития естественных наук метод рассуждения по И. стал применяться особенно часто и, что особенно важно отметить, сами виды индуктивных рассуждений стали изучаться на предмет их надежности, и это служило развитию логики как науки. Напр., английский философ Ф. Бэкон признавал И. через простое перечисление недостаточно надежным способом умозаключения. В индуктивных умозаключениях (даже в крайне простых случаях) возможны различного рода ошибки (напр., поспешное обобщение и др.). Возможны также ошибки при умозаключениях и в случае истинных посылок индукции, когда не соблюдаются законы логики.

        Индуктивная логика (индуктивные рассуждения) всегда, как правило, неполна и не может быть признана абсолютно точной без точного описания рамок ее применения. Именно такие рамки применения, при которых индукционные умозаключения приобретают наиболее законченный вид, мы находим в математической логике. Среди индукционных рассуждений (рассуждений по И.) следует выделить индукционные определения, метод математической И. и трансфинитной И., принцип математической И. Индукционные определения в наиболее общем виде выглядят так: сначала задаются исходные объекты определенного класса; затем задаются правила получения по одним объектам данного класса других объектов; наконец, получение объектов данного класса возможно только по приведенным выше двум пунктам. В качестве стандартного примера можно привести определение формулы в формальном языке аксиоматической системы. Дальнейшее использование индуктивного определения состоит в возможности применения его при доказательстве какого-либо свойства для всех объектов данного определенного класса (доказательство по И.).

        Принцип математической И. и является формализацией математической И. (рассуждения вида: пусть некоторое свойство выполнено для числа I и пусть из того, что это же свойство выполнено для числа и, следует, что это свойство выполнено для числа п+1; тогда рассматриваемое свойство выполнено для любого натурального числа) и имеет формальную запись: ф(0)л\/х(ф(х)—»ф(х’)).—к\/х&LT;р(х). Здесь ф — индукционная формула, х — индукционная переменная.

        Принцип полной И. имеет формальную запись: Vx[Vy(y&LT;x—&GT;ф(у))—»ф(х)]—»\/хф(х) и эквивалентен (напр., в рамках формальной арифметики) принципу математической И. Часто встречается также совместная математическая И., напр. при доказательстве в интуиционистской арифметике НА свойства дихотомии равенства натуральных чисел. В этом случае необходимо проводить дополнительные индукционные доказательства (со своими базисным и индукционным шагами). Совместная математическая И. может быть сведена к обычной, однако такое сведение часто только усложняет общее доказательство. Индуктивные определения и полная И. могут быть легко расширены до любого вполне упорядоченного класса объектов А, при этом формальная запись сохраняется (в этом случае индукционная переменная пробегает элементы класса А). Таким образом, полная И. является частным случаем И., которая носит название трансфинитной И. Наконец, если отношение &LT; на классе объектов А задает так называемое фундированное дерево (т.е. дерево, все ветви которого обрываются), то трансфинитная И. для такого класса А эквивалентна так называемой бар-И., которая утверждает, что если некоторое свойство ф объектов класса А выполнено для всех концевых вершин (которых не обязательно конечное множество) и что если свойство ф наследуется вниз при движении к корню, то свойство ф выполнено и для корневого объекта класса А. Принцип бар-И. особенно важен при доказательствах в интуиционистской арифметике.

        Ю.В. Шлее

        Лит.: Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957; Кондаков Н.И. Введение в логику. М., 1967; Куратовский К., Мостовский А. Теория множеств. М., 1970; Шенфилд Дж. Математическая логика. М., 1975; Гильберт Д., Бернайс П. Основания математики: Логические исчисления и формализация арифметики. М., 1979; Драгалин А.Г. Математический интуиционизм: Введение в теорию доказательств. М., 1979.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

В философии индукция — это… Теория индукции Уильяма Уэвелла

Дедуктивный и индуктивный методы познания являются наиболее распространенными как в логике, так и в философии. Их можно рассматривать по-разному. С одной стороны, это приемы, способствующие возможности логически вывести новую информацию из той, которая уже имеется. С другой — они описываются как особые приемы познания. Рассмотрим их отличие и особенности такого механизма возникновения обобщенной информации, как индукция.

В философии индукция это

Философия: основные понятия различных приемов в познании

Слово «дедукция» в переводе с латыни означает «выведение». То есть когда из какого-либо общего, абстрактного знания совершается переход к его частному или конкретному виду. Индукция переводится как «наведение». То есть она связана с обобщением каких-то частных знаний, результатов опыта или исследований. В философии индукция – это, как правило, метод получения общих суждений из экспериментальных данных. Считается, что дедукция дает более достоверные знания, если верны ее посылки. Она более убедительна, и на этом приеме познания основана европейская наука, особенно математика. А индукция только «наводит» на истину, помогает найти ее. Она имеет вероятностный характер и, как правило, ее результатом является создание гипотез. Это так называемая неполная индукция. Она представляет собой разновидность этого метода познания. Если же некое утверждение может быть доказано для всех отдельных случаев, то мы имеем дело с полной индукцией. В математике, как правило, используют дедукцию. Однако называют ее индуктивным методом. Все дело в наименовании особой аксиомы, на которой этот прием основан.

Экскурс в историю античности

В философии индукция – это метод познания, который родился вместе с учением Сократа. Но его понимание данного приема отличалось от того, который известен нам сейчас. Он так называл метод сравнения и исключения, когда при изучении частных случаев отбрасывались слишком узкие определения, и находилось их общее значение. С возникновением учения Аристотеля изменилась вся древнегреческая философия. Индукция впервые была определена как принцип нахождения общего знания из частных элементов. Такие рассуждения он определял как диалектические. Великий философ назвал индукцию методом, противоположным силлогизму. Главным принципом получения знаний он считал дедукцию.

Древнегреческая философия индукция

Эпоха Возрождения

Что же происходит в это время в философии? Индукция – это основа настоящей науки, считали деятели Ренессанса. Они весьма критически относились к Аристотелю, поскольку на его теориях была основана схоластика, которую они считали изжившей себя и тормозящей развитие науки. Особенно радикальным в этом плане был Френсис Бэкон. Он полагал, что дедукция представляет собой опору на слова и знаки, а если последние неправильно сформулированы, то и все основанное на них знание не имеет смысла. Он предложил делать обобщения из научных открытий, а не объяснять их, исходя из имеющихся теорий.

Методы познания индукция и дедукция

Индукция в «Новом Органоне»

Интересно, что при всей вражде с Аристотелем Бэкон практически следовал его принципам. Он тоже противопоставлял индукцию силлогизму, и свой главный труд назвал «Новым Органоном», в пику великому греку. Между явлениями и фактами, как считал мыслитель, нужно искать не столько логические, сколько причинные связи. Они бывают основаны на различии, сходстве, остатках и сопутствующих изменениях. Благодаря Бэкону индукция сделалась главным методом европейской науки, а интерес к дедукции ослабел. Но затем, после Декарта, философия вновь вернулась к силлогизму как основе достижения верного знания.

Философия науки индукция

Возвращение индукции. Джон Стюарт Милль

Этот английский ученый вновь стал критиковать дедуктивный метод в гносеологии. Он заявил, что силлогизм представляет собой на самом деле переход от одного частного явления к другому, а вовсе не от общего к конкретному. В качестве основания для научной истины он рассматривает именно индуктивное заключение. Милль расширяет и дополняет размышления Бэкона. С его точки зрения, в философии индукция – это четыре метода, связанные между собой.

  • Первый из них – согласие. То есть когда присутствует сходство в двух или большем количестве случаев некоего явления, то мы имеем дело с причиной того, что изучаем.
  • Второй – это различие. Например, нечто встречается в одном явлении, а отсутствует в другом, но во всех остальных подробностях данные феномены совпадают. Значит, эта разница и есть причиной.
  • Третий – это остатки. Предположим, мы объясняем какие-то обстоятельства в некоем феномене определенными причинами. Значит, все прочее в этом явлении может быть выведено из оставшихся фактов.
  • И, наконец, метод соответствия. Если мы замечаем, что после того, как с одним явлением происходит что-то после изменения другого, то между ними есть причинная связь.
Теория индукции уильяма уэвелла

Философия науки: индукция как один из ее столпов

Английский энциклопедист девятнадцатого века Уидьям Уэвелл, написавший десятки трудов в области разных дисциплин, был одним из самых известных оппонентов Джона Стюарта Милля. Тем не менее он тоже полагал, что индукция имеет непреходящую ценность для познания. Это следует из названий его основных трудов. Его книга «Философия индуктивных наук» произвела настоящий фурор в понимании строгого знания. Именно этому человеку мы обязаны современным словарем в области исследования. Например, он сделал очень популярным слово «наука», с его легкой руки то, чем занимаются ученые, наконец, перестали называть «натуральной философией». Его теория индукции очень интересна и не утратила своего значения и по сей день. Недаром Уэвелла называют одним из основоположников философии науки.

Индукция философия основные понятия

Еще один взгляд на теорию индукции

Всю гносеологию философ подразделил на объективную и субъективную. С его точки зрения, всякое знание исходит из идей либо из ощущений. Но теории, происходящие из опыта (индуктивные), являются показателем прогресса в науке. Именно они словно собирают по крупицам данные опыта, накопленные экспериментаторами, и используют открытия для объяснения причин и формулирования законов. Уэвелл считал, что он продолжает дело Френсиса Бэкона, и потому спорил с Миллем, полагая, что последний трактует индукцию слишком узко, сводит ее к перечислению и однообразию. Процесс, с помощью которого общие истины «складываются» из исследований конкретных фактов, приводит к развитию науки и продвижению ее вперед. Теория индукции Уильяма Уэвелла представляет собой идею о мыслительной операции «обобщения», которое как бы неким мостом соединяет определенную комбинацию фактов. Таким образом, она «наводит» исследователя на идеи, с помощью которых можно выразить ряд разнородных элементов через фундаментальный закон.

Как индуктивный прием понимается в наше время

Сейчас в науке и философии признаны оба эти методы познания. Индукция и дедукция широко применяются. Но логика и истинность посылок все-таки являются основой современного научного знания. Примеры полной индукции – когда есть полное перечисление всех элементов, на основании чего определяется вся их группа – не очень часто встречаются. Преимущественно рассуждения, основанные на этом приеме, вероятностны. Они представляют собой выводы неполной индукции. Конечно, опыт – это очень эффективное орудие установления истины. Но индуктивный метод работает только при наличии однообразного порядка вещей, на что указал еще Милль. Если девяносто процентов людей – правши, то факт принадлежности к человеческому роду еще не исключает то, что данное лицо может быть левшой. Поэтому логика всегда определяет границы индуктивных приемов. Они часто являются только вероятностными и требуют дополнительных оснований и доказательств. То же относится и к аналогии. Она указывает («наводит») на общие черты в феноменах. Однако такое сходство может быть поверхностным и не всегда свидетельствовать о причинности. Метод неполной индукции становится основой ошибок. Суеверия и стереотипы тоже могут быть его порождениями.

Индукция как метод подтверждения в философии

Необходимость индукции для проверки научных гипотез

Известный критик «холистического подхода» к исследованиям Карл Поппер рассматривает основания теоретического познания следующим образом. Он пытается дать ответ на три поставленных им вопроса. Можно ли некое универсальное утверждение оправдать тем, что оно основано на опыте? Философ полагает, что нет, и поэтому индукция, с его точки зрения, в данном случае неприменима. Однако в следующих двух проблемах она играет значительную роль. Можно ли, задается вопросом Поппер, считать, что некая теория ложна, если экспериментальные данные ее опровергают? Да, конечно, отвечает он. А если существует несколько теорий, и некоторые из них опровергнуты опытом, а некоторые — нет? Тогда мы будем предпочитать те, которым удалось «выжить». Таким образом, согласно Попперу, индукция как метод подтверждения в философии играет огромную роль. Она помогает нам определить ложность утверждения, но никак не его истинность. С ее помощью мы может выделить те гипотезы, которые являются наиболее стойкими при проверке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *